Развивающая

предметно-пространственная среда

в старшей группе

Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Предметно-пространственная среда в нашей группе служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через предметно-пространственную развивающую среду мы формируем зону ближайшего психического развития ребёнка.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта

Мы стараемся, чтобы среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивала безопасность их жизни, способствовала укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них, а также стимулировала детей к развитию познавательных и художественно-эстетических способностей.
Предметно-пространственная развивающая среда содержит следующие принципы:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
  4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  5. В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  7. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывалась ведущую роль игровой деятельности.
  8. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.
  9. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Наша группа оснащена:

  • материалами и оборудованием для игровой деятельности;
  • материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;
  • материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности;
  • материалами и оборудованием для двигательной активности.

Наша работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется на свежем воздухе в теплое время и в группе, где находятся индивидуальные шкафчики для детей.

Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям; доска для детского творчества.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Уголок развития речи.

Цель: привитие детям любви к художественному слову, уважение к книге, развитие стремления общаться с ней, развитие связной речи

Для речевого развития созданы:

Серии сюжетных картинок для составления рассказов, картотеки, лото, дидактические игры;

Детская библиотека с подборкой книг по программе, любимыми произведениями детей, детскими журналами;

Дидактические игры

Имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи, игры по звуковой культуре речи,
игры на звукоподражание: «Звуковой куб», кубик «Кто кричит», «Мамы и малыши»,
Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Лучок», «Вертушка», «Султанчики», «Кораблики».
Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения
«Чьи игрушки», «Звуковой поезд», «Звуковое лото», «Логопедическое лото», «Чудесный мешочек», «Ромашка», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку», «Шумящие коробочки», картотека артикуляционных игр и упражнений, игры на развитие словаря и грамматического строя речи «Учимся использовать предлоги», «Предлоги», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел», «Тактильные дощечки», «Тактильные мешочки», игры на развитие связной речи «Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала, что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов»…

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«Художественно-эстетическое развитие» В игровой зоне располагается театрально-музыкальный уголок , стимулирующий творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления детей. В создании театра, игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети, а атрибуты для театра и режиссёрских игр (элементы костюмов) шьют воспитатели и родители. Театрально-музыкальный уголок способствует формированию интереса к театру и музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах, инсценируют сказки.

Музыкальный уголок оснащен магнитофоном, детскими музыкальными инструментами.

Для эстетического развития созданы:- уголок художественного творчества с разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками, трафаретами, пособиями для нетрадиционного рисования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие» « Уголок природы расположен непосредственно у окна.

Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры.

Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за ними.

1. Календарь природы.

2.Цветы – герань, фикус, аспарагус, колеус, бальзамин, бегония, фиалка.

3. Плакаты – «Ягоды», «Фрукты», «Птицы», «Животные

4.Карточки «Времена года», «Насекомые», «Подводные жители», «Птицы», «Животные»

5.Альбомы «Цветы», «Домашние и дикие животные», «Фрукты и овощи», «Насекомые»

6.Фигурки животных.

7. Поделки из природного материала.

Рядом расположен центр экспериментирования , где мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность.

Предметное наполнение центра экспериментирования включает в себя:

1.Нитки

2. Лупа

3. Ёмкости для воды

4. Ёмкость с песком

5. Камешки плавающие и тонущие

6. Шарики воздушные

7. Формочки с крышками

8. Палочки разной длины

9. Набор форм для игр с песком и водой.

10.Коллекция «Бумага».

11.Коллекция «Ткани».

12.Коллекция «Стекло».

13.Коллекция «Пластмасса».

14.Трубочки.

15. Прищепки.

16.Пипетки, медицинские маски.

17. Свечи.

18.Фартуки и нарукавники.

19. Пластмассовые рыбки.

Уголок дидактических игр .Игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению для самостоятельной игры. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранятся мозаика, кубики, настольно-печатные и дидактические игры

Для умственного развития созданы: Математический уголок с раздаточным счетным материалом, комплектами цифр, математических знаков, геометрических фигур, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, схемы и планы, набор объемных геометрических фигур; Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания, игры «Числа и цифры». «Учись считать», «Цвет», «Форма», «Размер». Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», «Целое из частей», «Сложи фигуру», счётные палочки и схемы к ним.

Образовательное пространство для познавательной деятельности оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Большое внимание уделено освещению групповой комнаты, ведь помимо физиологического, оно имеет и психологическое значение.

Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан уголок сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений. Здесь дети учатся застёгивать пуговицы, завязывать ленточки, шнурки и др.

Патриотический уголок способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, города. Подбирая игрушки, оборудование мы стремимся максимально обеспечить условия для сенсорного развития ребёнка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Физическое развитие» Физкультурный уголок:

Задачи

Развитие движений и совершенствование двигательных функций;
достижение необходимой для возраста физической подготовленности;
предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;
создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;
приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе, мы делали акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому в группе есть спортивный уголок, который оснащен нестандартным оборудованием для развития основных видов движений Имеются комплексы утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна, картотеки пальчиковой, глазной и дыхательной гимнастик, профилактики плоскостопия, картотека подвижных игр, загадки о спорте, карточки и наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь. В небольшом количестве присутствуют мячи, обручи, скакалки, ленты, платочки, кегли, массажные коврики и мячики

В бытовой зоне располагается уголок дежурства . Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность.

Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурный

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«Социально – коммуникативное развитие»

Основной целью этой области является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые.

Уголки для сюжетно-ролевых игр:

Гендерный уголок для девочек;

Гендерный уголок для мальчиков;

Больница;

Аптека;

Магазин;

Парикмахерская;

Семья.

Для сюжетно-ролевых игр в группах имеются атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей.

Ребята с увлечением играют конструктором, включая в игру фигурки животных, людей, машинки…

Уголок безопасности

Задачи:
Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице, в быту;
Показать на примере, к чему может привести нарушение правил дорожного движения;
Вырабатывать привычку правильно вести себя на дороге;
Развивать внимание, фантазию, умение придумывать игровую ситуацию, сосредоточенность, логическое мышление;
Воспитывать грамотного пешехода.

В нашей развивающей среде существует уютное место для отдыха. В спальне находятся кровати для дневного сна детей, а в группе уголок уединения и релаксации Предметное наполнение уголка включает в себя мягкий диванчик, игрушки. Здесь ребёнок может отдохнуть от шума. Все игрушки и игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются полочки, шкафы.

Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа. Создавая нашу развивающую среду мы постарались сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей

Вся созданная предметно-развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста. Работу по оснащению и оформлению группы мы ведем совместно с родителями воспитанников. Они идут навстречу и с удовольствием делают удобную домашнюю атмосферу в группе для своих детей.Мы будем стараться обновлять оборудование предметно-пространственной развивающей среды по мере необходимости, в связи с возрастными особенностями развития детей.


Предметно – развивающая среда в ДОУ по ФГОС

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды. Мы, педагоги, стремились создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1 ) социально-коммуникативная,

2) познавательная,

3 ) речевая,

4 ) художественно-эстетическая,

5 ) физическая.

Требования Стандарта к развивающей предметно-пространственной среде.

Среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Насыщенность - соответствие среды возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Наличие средств обучения (в том числе технических), разнообразие материалов для всех видов активности воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой)

Трансформируемость - возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации.

Доступность - свободный доступ всех воспитанников к играм, игрушкам, материалам.

Полифункциональность - возможность разнообразного использования различных составляющих среды, пригодных для использования в разных видах детской активности .

Вариативность - наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, периодическую сменяемость и появление новых предметов

Безопасность -соответствие всех элементов среды требованиям надёжности и качества.

Пространство нашей группы организовано в виде разграниченных зон "центров" , оснащённых большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества и пр.). Оснащение их меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Игровая среда стимулирует детскую активность и постоянно обновляется в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование разнообразно, легко трансформируемо. Дети и родители имеют возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды.

Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям.

Направление: Художественно - эстетическое развитие.

В центре «Творческая мастерская» для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

Направление: Речевое развитие.

Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.

В центре «Грамотности» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т.д. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.


Направление: Познавательное развитие.

Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей

детей, их чувственного опыта, информационного багажа, т.е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.

Центр «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.



Центр «Опытно-экспериментальной деятельности» представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения. Наши маленькие «почемучки» будут превращаться в любознательных испытателей, проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов.


Центр «Математики» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно - знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Такими играми являются развивающие игры Воскобовича, «Монгольские игры», Палочки Кюизенера, «Разрезной квадрат» Никитина, «Логические блоки Дьенеша» и др. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. Центр решает следующие задачи:

целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.

воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.


В «Нравственно-патриотическом» центре помещена государственная символика родного города Майкопа и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с достопримечательностями нашей малой Родины - Адыгеей, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д.


«Строительный» (конструктивный) центр , хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально.. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.



«Музыкально - театрализованный» центр - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Он представлен различного вида театрами (кукольный, теневой, настольный, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно.

Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать.

Для этого в нашей группе создан музыкальный центр «Веселые нотки». Который помогает моим воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе.



Направление: Социально-личностное развитие.

В Центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям.


Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Создание такого центра в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.

Направление: Физическое развитие.

Центр «Если хочешь быть здоров!» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей - ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни. Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.



В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия. В спальне также расположен «Уголок уединения» . Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. Это уютное тихое место. Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса - все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.

Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми…». А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми! Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Методическая разработка

« Развивающая среда в старшей группе по ФГОС ДО»

Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребёнка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облегчит свой труд в высшей степени.

Среди неё ребёнок будет жить – развиваться

собственной самодовлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершаться

из самого себя, от природы…

Е.И. Тихеева

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.

Предметно-развивающая среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная.

В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами.

Грамотно организованная среда даёт возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребёнку быть постоянно занятым полезным и интересным делом. Даёт дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, способствует утверждению уверенности в себе.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Моделируя развивающую предметно-пространственную среду в своей группе, я учитывала психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Цель: Моделирование предметно-пространственной развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.
С учетом поставленной цели мною были выдвинуты следующие задачи:

изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;

смоделировать развивающую среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;

создать условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;

содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды;

приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды. Я, стремились создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
1. Содержательно-насыщенной
2. Полифункциональной
3. Трансформируемой
4. Вариативной
5. Доступной
6. Безопасной

Групповая комната функционирует на базе МОУ детский сад № 317. Моя группа работает по программе «Детство». Основной смысл программы заключен не в максимальном ускорении развития ребенка и не в подготовке к обучению в школе. Её главная задача состоит в том, чтобы создать условия, наиболее соответствующие возрастным особенностям и возможностям развивающейся личности.

Групповая комната оснащена наглядно – методическим материалом, мебелью, пожарной сигнализацией.

Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе ее проектирования я придерживаюсь следующих принципов (по В.А. Петровскому)

· принцип дистанции при взаимодействии;

· принцип активности, самостоятельности, творчества;

· принцип стабильности - динамичности;

· принцип комплексирования и гибкого зонирования;

· принцип эмоциогенности среды;

· индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

· принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды;

· принцип открытости - закрытости;

· принцип учета половых и возрастных различий детей.

Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности. развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

Организация развивающей среды в моей группе с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом их склонностей, интересов, уровня активности, а каждому ребёнку иметь возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом. При этом очень важно обеспечивать условия для самореализации детей с разным уровнем развития. И всё это не игнорируя социальный заказ и запросы родителей детей, посещающих мою группу.

Увлекательно-сказочная атмосфера яркого мира детства царит в моей группе, где предметно-развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1. социально-коммуникативное развитие
2. познавательное развитие
3. речевое развитие
4. художественно-эстетическое развитие
5. физическое развитие.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Центр экологии и экспериментирования.

Для познавательно-исследовательской деятельности в центре экологии и экспериментирования представлены материалы для проведения опытов с водой, воздухом, светом, магнитами и т.д. В центре есть коллекции насекомых, семян, камней, магнитиков, значков с животными.

Для развития трудовой деятельности в группе есть уголок дежурств. В набор для труда входит лейка, тряпочка, кисточка, опрыскиватель, фартучки. Есть картотека по уходу за растениями. Подобраны растения по возрасту.

Представлен иллюстрационный, дидактический материал; календари погоды, природы, картинки по сезонам, модели суток, дней недели, года; энциклопедии; альбомы с зарисовками по проведению опытов, наблюдений; словотворчество детей об объектах живой и неживой природы; дидактические игры, мнемотаблицы, модели. Альбомы «Растения луга, поля, леса». «Красная книга», оформленная совместно с детьми и взрослыми. Макет «Планеты солнечной системы».

На подоконнике развернут «огород», на территории ДОУ проводим наблюдение за посадками в теплице, на грядках, за цветами на клумбах.

В открытом доступе разнообразный природный материал, который может использоваться и в центре художественного творчества для поделок, и в центре математического развития для счета, развития моторики.

Для организации самостоятельной деятельности детей вносятся пооперационные карты для детей с разным уровнем развития, и в зависимости от их потребностей.

Центр математического развития.

Для формирования элементарных математических представлений, сенсорного развития представлены объекты для исследования в действии (палочки Кюизенера, вкладыши Монтессори, блоки Дьенеша, д/и «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Дроби», мозаики, домино, тактильные дощечки, наборы для сериации, лабиринты, шашки, шахматы, математические наборы, кубики с цифрами, пособия на обогащение сенсорного опыта при знакомстве с величиной, формой и цветом).

В центре конструктивной деятельности представлены конструкторы разных модификаций: крупный, средний, плоскостной, магнитный, «Лего», мозаики, пазлы для детей с разным уровнем развития; нетрадиционный материал: подборка из бросового материала, катушки, коробки, бутылки, пробки и т.п.; алгоритмы выполнения построек, схемы, игрушки для обыгрывания построек: фигурки людей, животных, машинки разных размеров и предназначения.

Подобно тому, как тело ребенка развивается и растет, давая ему все больше свободу, так и интеллект ребенка требует постоянного и самостоятельного удовлетворения своей тяги к знаниям. Вот почему дети все время открывают и закрывают дверцы, замки и ящики, включают и выключают свет, требуют все новых игрушек.

Для решения этой цели, мною была создана в группе развивающая игровая доска "бизиборд"

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Так, как игра занимает главную роль в развитии ребенка, ему необходимо общение со сверстниками, взрослыми, при этом происходит формирование основ безопасного поведения в быту, природе, социуме.

В группе для развития игровой деятельности мальчиков предусмотрены наборы солдатиков, военная техника, различные виды транспортных средств, каски, пилотки, фуражки, ремни, бинокли, паркинги, столярные инструменты, игрушки-заместители; для девочек наборы красоты, куклы разной величины и пола, одежда для них, постельное белье, макеты домов, дома с мебелью, бытовой техникой, уголки ряженья, игрушки-заместители. Гендерная специфика просматривается и в сюжетно-ролевой игре «Салон красоты», где есть и женский, и мужской залы, с соответствующей подборкой игровых атрибутов, альбомами причесок. В старшей группе атрибуты к сюжетно-ролевым играм хранятся в пластиковых контейнерах со смысловыми маркерами. Их также удобно использовать в качестве выносного материала на улицу.

Одним из маркеров игрового пространства у нас является ширма универсальная, которая может служить и местом уединения, а по желанию детей, стать кабинетом врача, прилавком магазина, парикмахерской, кинотеатром, стоит лишь обозначить эти места соответствующими смысловыми маркерами. Имеется в наличии игровые переносные модули «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», «Дома с разными наборами мебели».

Центр безопасности. Центр безопасности оснащен игровыми наборами по правилам дорожного движения: ковриками с изображением дорог, домов, пешеходных переходов; макетами домов, элементами ландшафта, знаками дорожного движения, светофорами, наборами транспортных средств, картой микрорайона. В центре есть различный иллюстрированный материалом по теме, картинки с проблемными ситуациями, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры «Пожарный», «Водитель», «ПДД», а созданный альбом «Правила безопасного поведения в группе» предостерегает ребят от неправильных поступков в общении со сверстниками в группе. Есть подборка художественной литературы по теме безопасности. Я разработаларазвивающую игру: «Магнитные ситуации. Правила Дорожного движения» и дидактическое пособие лэпбук- книга «Правила Дорожного Движения»

В центре социально-эмоционального развития . В центре социально-эмоционального развития представлен уголок настроения, фотоальбомы детей со своими родственниками на отдыхе, за границей, альбомы, отражающие жизнь в группе, ДОУ, наглядные пособия, отражающие разные занятия детей и взрослых, их родственную принадлежность, генеологические древа, иллюстрированный материал и дидактические игры по изучению разных эмоциональных состояний, аудио и видео материалы.

Образовательная область «Речевое развитие»

В центре развития речи представлены картотеки словесных игр; речевые игры, дидактические игры; подборка стихов, загадок, пословиц на разную тематику; картинки по лексическим темам, разрезные картинки, сюжетные картинки для составления рассказов; игры на развитие мелкой моторики, шнуровки, печатные игры, кубики, пособия для развития дыхания, мнемотаблицы для заучивания стихов.

Центр книг. В центре книги размещается иллюстрация данного времени года; оформляются выставки книг писателей с их портретами; подборки литературы на разную тематику; материалы для знакомства с художниками иллюстраторами и их творчеством; любимые книги детей, умные книги, энциклопедии; созданные руками детей и родителей мини книжки (в рамках проекта); альбомы с иллюстрациями к любимым сказкам и словотворчеством детей, впечатления детей о прочитанных произведениях.

В наличии фонотека произведений разных писателей по возрасту, сказок, необходимой литературы для данной образовательной области, а также аудио и видеоматериалы.

Образовательная область «Художественно-эстетического развития»

Содержание центра изобразительной деятельности: Наборы бумаги разных форматов, цветов, фактуры; наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков; краски (гуашь, акварель); кисти для рисования, клея; палитра, емкости для воды, красок, клея; глина, пластилин; трафареты, лекало, печатки, губки, ватные палочки; салфетки для вытирания рук, красок; книжки-раскраски; альбомы с иллюстрациями народно-прикладного искусства; скульптуры малых форм; изделия народных промыслов; репродукции картин по программе; наборы природного и бросового материала для изготовления поделок и образцы к ним, а также пооперационные карты по рисованию, лепке, аппликации. Дидактические игры на знание жанров живописи, народных промыслов, цветовое восприятие. Стенд для демонстрации и организации выставок детских рисунков и поделок.

Содержание центра музыки: Портреты композиторов; альбомы с иллюстрациями музыкальных инструментов; пятиступенчатая и семиступенчатая песенные лесенки; дидактические музыкальные игры; немая клавиатура; игрушечные музыкальные инструменты: барабаны и бубны разных размеров; трещотки, треугольники, маракасы, колокольчики, ложки, металлофоны, пианино, гармошки, гитары. Нотный стан. Плоскостные варианты музыкальных инструментов. Альбом с иллюстрациями песенных картинок, мнемотаблицы для разучивания песенок. Альбом с рисунками и словотворчеством детей после прослушивания музыкальных произведений и просмотренных выступлений артистов филармонии.

Аудио и видео средства, каталог с фонотекой и видеотекой.

Содержание центра театра: Различные виды театра: би-ба-бо, пальчиковый, перчаточный, плоскостной, театр масок, теневой; наборы резиновых игрушек, деревянных к разным сказкам; игрушки для режиссерской игры; ширмы напольная, настольная; элементы костюмов и атрибуты для театрализации; созданные руками детей театральные афиши и билеты к разным спектаклям; альбом театральных терминов и литература с иллюстрированным материалом. Альбом с рисунками и словотворчеством детей после просмотра спектаклей. Аудио и видео средства.

Образовательная область «Физическое развитие»

В центре физического развития представлено нетрадиционное физкультурное оборудование для различных видов ходьбы, бега, равновесия, прыжков, ползания, лазания, бросания, ловли, для выполнения общеразвивающих упражнений (флажки, султанчики, мячики, веревочки). Мешочки для метания, кольцебросы, кегли, мячи разных размеров, скакалки, обручи, воротики для подлезания, элементы полосы препятствия, маски, ленточки, вожжи, эспандеры. Картотека подвижных игр, картотека «Игры, которые лечат», картотека игр для детей с разным уровнем двигательной активности, картотеки гимнастики для глаз, физминуток, психогимнастики, пальчиковой гимнастики, бодрящей после сна и др.

Дидактические игры «Четвертый лишний», «Виды спорта», «Замри», «Запоминай - изображай» и др.

Иллюстрированный материал по видам зимних и летних видов спорта и олимпийским играм.

В центре здоровья представлены дидактические игры валеологического содержания «Полезно-вредно», «Составь портрет», «Собери фигуру человека», «Чудесный мешочек», «Кубик» с предметами гигиены и т.п. Иллюстрированный материал о значении гигиенических процедур, пользе движений, закаливании, соблюдении распорядка дня и т.п., схема «Как правильно чистить зубы», альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и др.) Пособия для развития дыхания. Массажные мячики. Дорожки здоровья.

Вывод:

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка.

Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Изменения в предметно-пространственной среде группы вызвали количественные и качественные сдвиги, которые произошли в распределении детских активностей. При появлении некоторых материалов и игрушек (например, объектов для изучения), и создании условий для использования игрушек (компоновка игрушек для режиссёрской игры в соответствии с их сюжетообразующей функцией, дополнение их маркерами игрового пространства) произошли и значительные изменения в интересах и деятельности детей. Отмечены и другие изменения в поведении детей. Например, уменьшение количества конфликтов.

Таким образом, представленная нами модель предметно-развивающей среды позволяет:

Изменить распределение детских активностей: увеличить долю развивающих видов активности (способствует формированию познавательной активности);

Равномерно развивать мальчиков и девочек, расширять их интересы и направленность;

Упорядочить всю систему воздействий на ребенка: педагогических, воспитательных, оздоровительных, профилактических;

Облегчить воспитательно-образовательный процесс педагогу, повысить эффективность педагогической деятельности;

Способствовать эстетическому воспитанию детей в быту;

Обеспечить психофизиологический комфорт детям и педагогам, тем самым, способствуя профилактике нервного напряжения;

Воздействовать на настроение и психическое состояние детей и педагогов, а через них на организм в целом, т.е. способствовать оздоровлению.

Используемая литература:

1. Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/Сост. Н.В. Нищева. - Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с., ил.

2. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с.

Рады приветствовать вас в старшей группе.

Развивающая предметно-пространственная среда составлена с учётом 5 образовательных областей. Акцент делается на то, чтобы обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.Поэтому в группе созданы условия для разных видов деятельности (игровой, продуктивной, коммуникативной, творческой и познавательно-исследовательской и т.д.).

В условиях центра развития движений осуществляется интеграция игровой и двигательной деятельности. Кроме стандартного и нестандартного оборудования здесь располагается мягкий игровой модуль и оборудование для сюжетных линий, таких как «В поисках клада», «Цирк», «Спасатели», «Форт Боярд».и др.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поэтому мы постарались сделать так, чтобы у детей был самостоятельный выбор: с чем и как экспериментировать.
При этом мы учитывали требования :

безопасность;

достаточность;

доступность

В центре природы и экспериментирования размещены не только различные традиционные виды материалов:

(макеты природных зон, схемы ухода за растениями, модели потребности растений, картотека проведения опытов ),

Здесь же вниманию детей представлены дидактические игры, познавательные книги о мире животных и растений,

Так как для старших дошкольников важно представлять продукты собственной деятельности, здесь же мы выделили место для выставки, где размещаем мини-музеи, различные детские или семейные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

На сегодняшний день здесь представлена коллекция домашних животных (ФИ ребенка)

Коллекция марок (ФИ ребенка)

Персональная выставка нашей юной художницы (ФИ ребенка)

В уголке для самостоятельной изобразительной деятельности детей кроме широкого спектра изобразительных и дидактических материалов так же имеется место для представления продуктов деятельности: магнитная доска «У меня получилось» и мини-выставка.

Мы постарались организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть.

Режиссерская игра представлена разнообразными игровыми полями, макетами, которые позволяют обыграть продукты конструктивной деятельности.

Время от времени мы обновляем населяющих их персонажей и антураж, в зависимости от ситуации…..

Режиссерская игра так же представлена мелкими маркерами игрового пространства: замки, гаражи, заправочные станции, кукольные домики.

Атрибуты с/р игр, материалы расположены в группе в контейнерах и занимают мало места. Это очень удобная форма хранения - дети самостоятельно, по своему желанию могут перенести с места на место и организовать игру в любой части группы.

Этому способствует так же многофункциональная ширма, подвижная мебель, мольберт. Дети в соответствии со своими интересами и желаниями могут свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, и т.д.

Мы активно используем разнообразную разметку на полу, которая позволяет активизировать и разнообразить различные виды детской деятельности. Например, играя в классики, дети общаются, учатся договариваться друг с другом.

Ребенок старшей группы активный исследователь. Поэтому проектная деятельность позволяет развивать познавательные интересы, познавательные действия в различных видах деятельности, а так же учитывать его индивидуальные потребности.

В группе и в приемной представлены реализуемые проекты. Во всех проектах активно участвовали родители.

Результатом проекта «С чего начинается Родина?», который реализовывался на прошлой неделе стали: коллаж «Где я люблю бывать в своем городе?», альбом «Безопасный маршрут до детского сада», собранная совместно с родителями коллекция магнитов, макет улицы Попова.

Из группового проекта возник мини-проект семьи ……., результатом которого стала дидактическая книга «Мой Дзержинск»

Семейные мини-проекты представлены так же:

  1. В центре двигательной активности – «Мой друг – футбол». Семья (ФИ ребенка). Он возник из группового проекта «Друзья спорта».

2. В центре социальной коммуникации, «Дуняша», сделанная руками семьи (ФИ ребенка) в рамках проекта «У мамы руки золотые»

Спальня

Мы расширили границы группового пространства за счет спальни. Здесь расположен театрально-музыкальный уголок и уголок психологической разгрузки и уединения.

В котором сосредоточены (сказать только свое)

  • эмоционально-развивающих игр, направленных на обучение детей бесконфликтному общению («Азбука настроения», «Коврик дружбы», настольные дидактические игры «Что такое хорошо», шкатулка с маленькими человечками, «подушка примирения», «коробочка примирения», «доска настроений»)
  • материала, направленного на повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей (Подиум, медали, «Сонные игрушки»)
  • материала для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям («Твистер», «Гусеница», «Веселый коврик»)
  • материала для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме (Боксерская груша, куклы «Бо-бо», поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени)
  • материала для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции (Аудио, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации), цветные клубочки, волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка, башмачки и т.д.), свечи, фонтаны, игры с песком, водой, крупами, пуговицами, «мешочки настроений», «коробочки добрых дел»

Театрально-игровая ширма, элементы костюмов обеспечивают возможность детям ставить мини-спектакли, концерты, в процессе которых развивается эмоциональная сфера ребенка.

(Приёмная)

Чтобы сделать работу детского сада максимально открытой, мы много внимания уделяем информированию родителей о жизни детского сада. С этой целью в приемных размещаются фотоотчеты, выставка «Веселый вернисаж».

Представленный на сегодняшний день фотоотчет рассказывает о проходившей на днях акции «Мамочка любимая моя».

Информирование родителей происходит также через сеть Интернет. Как на странице нашего детского сада, так и на сайтах воспитателей.

С целью реализации личностно-ориентированного взаимодействия отслеживаем эмоциональное состояние ребёнка. ("Моё настроения").

Мы бережно относимся к результатам продуктивной детской деятельности, которые храним в индивидуальных портфолио творческих работ. Так как мы работаем с воспитанниками этой группы первый год. Поэтому в наши планы входит более тесное взаимодействие с родителями по вопросу создания портфолио, которое будет включать в себя не только творческие работы, но и раскрывать индивидуальные особенности и интересы ребёнка.


...Если мы сумеем научить ребёнка ощущать

Красоту, изумляться дивным творениям

человеческих рук, красоте природы, то

вырастим человека с высокой культурой

чувств, а открывать детям красоту мира

возможно через творчество, которое

несёт радость… (В. А. Сухомлинский)

Наша группа называется «Буратино». Группа логопедическая компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Мы постарались создать все условия для наших детей так, чтобы они чувствовали себя комфортно в течении всего дня. Открывая группу и оформляя её мы учитывали все стандарты программы.

Давайте начнём уважаемые коллеги нашу экскурсию от входа в группу. Добро пожаловать! Раздевальная комната оформлена по названию группы. Нашего сказочного героя мы переодели в олимпийскую форму. Ведь скоро Олимпиада в Сочи 2014. Мы с детьми тоже готовимся к ней (проводим беседы, рассматриваем иллюстрации, изучаем виды спорта).

Наши стенды также выполнены по сказке «Буратино» (информационный стенд и меню).

Когда у нас проходят праздники, дни открытых дверей, мы обязательно оформляем нашу раздевалку по теме праздников, лексических тем, мероприятий.

Слева от нашего сказочного героя расположен наш спортивный уголок.

Ну что пройдём дальше? Перед входом в группу у нас оформлен уголок настроения. Современная жизнь требует от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым видам деятельности. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сензитивен для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу деятельности. Нам необходимо создать условия для психомоторного развития в логопедической группе. Поэтому почти все уголки группы связаны с работой мелкой моторики. Дети находят соответствующий символ своего настроения на данный момент и вешают его на стебель яркого одуванчика (крючок). Зеркало мы установили не случайно, так как дети иногда просто проделав мимические упражнения, проявить свои эмоции, могут поменять символ (в группе имеется картотека упражнений).

Сразу у входа у нас разработан уголок «Здравствуй, я пришёл!» или по другому мы его называем «Зодиакальный круг». Фотографии детей прикреплены к тем солнечным лучикам, какого они знака зодиака. Детям очень нравится. Они выучили весь зодиакальный круг. Знают знаки своих родных и близких, даже друг друга. Приходя утром в детский сад дети переворачивают фото лицевой стороной, а вечером уходя, соответственно проделывают всё обратно. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием двигательных умений и навыков можно, используя нетрадиционные методы и приёмы.

Проходим дальше и что мы видим? Ого! Буратино с детьми попал на поле чудес. Какие же чудеса сегодня произошли у наших детей? Знаем, знаем, наша Аня научилась говорить звук «Р» поэтому у неё появилась ещё одна золотая монетка. И дети и родители всегда могут проследить за успехами своих детей. В связи с тем, что с каждым годом происходит увеличение количества детей имеющих различные нарушения, в том числе речевые, мы должны ориентироваться на актуальное, ближайшее и перспективное развитие детей, а также на становление их индивидуальных способностей.

Сразу на противоположной стороне находится большой стенд для творческих работ «Город мастеров». На стенде меняются выставки очень часто, ведь у нас кроме НОД по изобразительной деятельности, проводится кружковая работа «Умелые ручки». Здесь же полочка для работ из пластилина и других работ своими руками. Принципами нашей работы является развитие детской свободной деятельности, в процессе которой происходит самореализация, самовыражение, самоутверждение личности ребёнка, его индивидуальных возможностей.

На противоположной стороне от творческого стенда растёт чудо – дерево. Мы используем его по ознакомлению с окружающим. Времена года меняются по календарю: листочки, птицы на кормушке, снег, насекомые, почки и многое другое, в зависимости от наступившего времени года и изменений в природе. Организовать нашу работу нам помогают сами дети. Наблюдая за деятельностью детей в течение дня мы задаём себе вопрос, что можно ещё сделать в своей работе, чтобы наши воспитанники могли раскрыть свои возможности?

Используем дерево по экологическому воспитанию. Правила поведения в природе.

Некоторые темы по изобразительному творчеству тоже могут подходить к нашему чудесному дереву, например «Снегири, как яблоки». Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.

Ой, посмотрите! Какая гусеница. Какие – то кармашки у неё на брюшке? Эти кармашки для мамочек, папочек и детишек. А в кармашках много разных загадок, стихотворений, примет о временах года. Мы заучиваем их вместе с мамами и папами дома. Родители сами выбирают, что сегодня поучить. В основу своей деятельности применяем, как ранее разработанные методики, так и собственные авторские наработки, включающие нетрадиционные методы. Таким образом, в нашей группе созданы все условия для всестороннего развития детей.

Просим Вас пройти дальше, гости дорогие! У нас есть весёлый уголок дежурных. А знаете почему весёлый? Да потому что наш поварёнок всегда зовёт дежурных сервировать столы весёлой песенкой. Воспитатели включают его по времени. Дежурные слышат песенку и бегут дежурить. Вот так. Информация в уголке часто меняется: правила поведения за столом, сервировка стола, национальные блюда и другое.

Немного дальше находится у нас детская библиотека. Да, да вы не ослышались, именно библиотека. Если дети хотят взять книгу домой, то записываются в читательских билетиках. Совсем как в настоящей библиотеке. На каждого ребёнка есть читательский билет, и даже на взрослых. В библиотеке есть: картотека книг (перечень литературы); аптечка для книжек; закладки, которые дети изготовили сами; лупа с подсветкой; книжки – малышки для собственного авторства (оформления); настольная лампа для индивидуального чтения или вечернего (у нас есть вечерняя традиция в группе, чтение сказок при свечах. Волшебный сундучок, в котором находятся предметы, с помощью которых мы узнаём, как появилась книга, на чём раньше писали? Дети могут в любое время сами попробовать написать: на глине, папирусе, коре, камне, коже. Мы устраиваем различные выставки, посвящённые писателям и поэтам.

Рядом с библиотекой у нас находится творческая зона. Здесь можно найти всё, «Что душе угодно». «Творить» мы любим. Много занимаемся с помощью нетрадиционных техник. Наша кукла Алёнушка меняет свои наряды, а точнее национальные костюмы. Меняются изделия декоративно – прикладного творчества.

Справа от зоны творчества у нас зона мелкой моторики. Как отмечают исследователи детской речи движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. В процессе манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Поэтому наши дети пользуются этими подносиками с разными предметами для развития пальцев и кистей рук в свободное время. Там находятся различные массажёры, суджо-ки, волчки, таблички на тактильные ощущения, сортировка круп, нанизывание бус, работа с пинцетом, пипеткой и многое другое. Чтобы не пропадал у детей интерес, пособия меняются 1 раз в неделю.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

А наблюдать нам есть за чем. Сейчас увидите сами. Для того, чтобы улучшить состояние речевой функции и снизить количество речевых нарушений, развить мелкую моторику рук, необходимо составить систему коррекционной работы с детьми. Для таких детей часто важен процесс действий с предметами в течении всего дня.Для того, чтобы сформировать у детей первоначальные понятия об основных календарных единицах времени и дать правильное толкование этих мер, нами был разработан календарь природы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Дети определяют время года, месяц при помощи стрелки. На календаре дети определяют состояние сегодняшней погоды и передвигают стрелку на соответствующий символ. С определением погоды, дети меняют одежду на куклах – шаблонах расположенных также на календаре. Все шаблоны легко снимаются и крепятся снова.

Внизу календаря расположены шаблоны деревьев. В нашем случае – это берёза. Дерево прослеживается во всех месяцах на протяжении всего времени года (без листьев зимой, весной начинает зеленеть постепенно, летом с зелёными листьями, осенью с жёлтыми). Затем определяем, какая неделя в этом месяце по счёту. Для этого, под каждым деревом прикреплены кнопочки по количеству недель в этом месяце.

На каждой кнопочке висит неделька (шнурочек) на которую мы одеваем бусинку (день недели). Бусинки тоже соответствующего цвета: Зима – белый, весна – бледно-зелёный, лето – ярко-зелёный осень – жёлтый. Каждый день бусинки добавляются и считаем какой день по счёту, например среда, если бусинок три?(третий). Выходные дни определяем бусинками красного цвета. В конце каждой недели считаем бусинки (сколько дней в неделе). Предложенное пособие служило моделью календарного года, поскольку с его помощью наглядно отражалась взаимосвязь всех мер календарного времени. Дети сами снимали недельки календаря и складывали из недель - месяц.

Из месяцев постепенно и последовательно складывался год. Дети в любой момент могли подойти определить, сколько дней прошло с начала недели, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым неделькам - сколько еще осталось до его окончания. Производя все эти действия, дети постепенно постигают и осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени. Работа с календарем и моделью календарного года намного облегчает задачу обучения. У детей формируются четкие представления о длительности года и эталонах его измерения.

Посмотрите дорогие коллеги. Мы используем обруч для вывешивания картинок, иллюстраций по лексическим темам. Его же используем для упражнений речевого дыхания: снежинки, бабочки, цветы и другое. Для обеспечения подлинно всестороннего развития ребенка необходимо поддерживать единство предметно-развивающей среды и содержательного общения взрослых с детьми.

Мы живём на крайнем севере. И нам всегда не хватает тепла, солнышка, какой - нибудь зелени, витаминов. Дети почти 9 месяцев видят снег. В течение года мы реализуем мини-проекты. Детям предлагается приготовить мини-доклад. Проекты разрабатываются и осуществляются с учётом реализуемой программы. Эти проекты хорошо восполняют пробелы воспитательно – образовательной работы с детьми. Мы с детьми работали над проектом «Маленькие огородники». С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы, ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их.

Защита проекта заключается в передаче собранной информации по теме самим ребенком, с использованием фотографий, рисунков, кроссвордов, загадок - подготовленных вместе с родителями по данной теме. Ребенок, защищая свой проект учиться выступать перед аудиторией группы, отвечать на вопросы присутствующих. Эвелина защищает проект «Моя Родина».

Ну вот пришла пора заглянуть в самое тихое место. Это детская спальня. Здесь мы просыпаемся, делаем зарядку и ходим по коррегирующим дорожкам, которые сами пошили. Мы с детьми называем её «Дорожкой здоровья». Как это здорово, всё делать самим, своими руками, с родителями и детьми. Забота о здоровье подрастающего поколения – одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования.

А это наша гордость. Наш театр, самый лучший. У нас проходят детские постановки, пальчиковые, настольные и другие театры. За занавесом у нас находится гримёрная с зеркалом, костюмерная и различные виды театров. Создаются условия для преобладания положительных эмоций в организации театрализованной деятельности детей.

Мы даже показываем театр РЭМП (стихотворение «Как - то кубик в лес пошёл, там цилиндр он нашёл!»). Так дети лучше запомнили геометрические тела. Ведь у нас нет сейчас занятий, а есть непосредственно-образовательная деятельность. Цель данного театрализованного представления была обобщить, систематизировать, уточнить представления о геометрических фигурах и геометрических телах.

Ну вот осталось посмотреть нашу умывальную комнату. Кругом плавают рыбки вокруг водорослей. Везде вывешены карты-схемы (алгоритмы). И в группе, раздевалке, спальне.

Сегодня необходимо образование, которое становится лицом к ребенку, к его особенностям и способностям, дает возможность проявить себя там, где он успешен. Особенно это важно при воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. С учетом важности этой проблемы проводимая работа не теряет своей актуальности. Новизна данной работы заключается в понимании приоритете коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук нетрадиционными методами и техниками как эффективного средства развития личности ребенка с тяжелыми нарушениями речи.

Список использованной литературы:

1.Программа развития дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы МАДОУ)

2.Н.Е. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»

3.Л.Д. Постоева Л.А. Мартыненко «Играй, слушай, познавай!»

4.Л.Л. Тимофеева «Проектный метод в детском саду»

5.М.Е. Хилько Возрастная психология

6.Е.А. Лифиц «Развитие речи, движения и мелкой моторики»

7.Собственные наработки (из опыта работы)

Св-во о публикации в СМИ Серия А 0002223- 0002224 ШПИ 62502666132205 дата отправки 16.11.2013г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png