Теория менеджмента основывается на том, что только сплоченный и организованный коллектив может работать в полную силу. Существует много способов, как сплотить коллектив. Лучше всего сплотить его при помощи авторитета уважаемого человека, того, которому все готовы подчиняться беспрекословно 10 .

Среди личностных качеств менеджера можно выделить основные: уверенность, порядочность, честность, справедливость по отношению к подчиненным, уважение к окружающим, хорошее здоровье, энергичность, жизнестойкость, любознательность, эмоциональное здоровье, чтобы выдерживать перегрузки и стрессы. Этот список, при желании, можно продолжить 11 .

Каковы же профессиональные качества менеджера: обладание умственными способностями, умение анализировать ситуацию, брать на себя ответственность за принятие решений и их исполнение, хорошо понимать цели фирмы, умение видеть и решать проблемы.

В профессиональные качества менеджера также входит ряд организаторских и деловых качеств: целеустремленность (ведь от менеджера в современном нескончаемом потоке информации и моментально сменяющих друг друга событий требуется постановка ясных, обоснованных целей), повышенная работоспособность, дисциплина и контроль над собой, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убеждая в своей правоте 12 .

Основные профессионально важные качества менеджера – реализм и умение руководить. Ведь каждый менеджер должен правильно оценивать свои силы и возможности, чтобы потом не пришлось расплачиваться за свои ошибки. И, конечно же, самое основное – умение руководить, управлять, организовывать и поддерживать работу коллектива.

Составим портрет современного руководителя. Для этого необходимо рассмотреть все основные качества менеджера. Некоторые из них являются специфическими, а некоторые самыми обычными, присущими многим.

Конечно же, менеджер – это не только руководитель, но еще и представитель фирмы, в которой работает, ее лицо. Это говорит о том, что его внешний вид должен быть абсолютно безупречен. Согласитесь, плохо одетый человек только испортит мнение о компании, в которой работает. Современные фирмы тщательно следят за внешним видом своих сотрудников.

Личностные характеристики менеджера разнообразны. В первую очередь, отметим следующие качества: 13

Энергичность;

Жизнерадостность;

Хорошее здоровье;

Чувство юмора;

Уважение к окружающим;

Любознательность;

Открытость всему новому.

Также отметим, что хороший менеджер должен уметь находить общий язык со всеми и каждым, быть неконфликтным, уметь ощущать, что хотят другие, и так далее. Что можно отнести к профессиональным качествам менеджера? Таких качеств тоже достаточно много.

В первую очередь, хороший менеджер должен уметь действовать в интересах своей фирмы, помогать ей развиваться, хорошо представлять ее на стороне. Он должен видеть и тут же решать проблемы, которые могут негативным образом сказаться на состоянии его компании. Хороший менеджер всегда готов взять на себя ответственность в сложной ситуации. Профессиональные качества менеджера включают в себя также целый ряд различных деловых и организаторских качеств. К ним стоит отнести целеустремленность, готовность работать даже в свое личное время, обязательный самоконтроль, а также дисциплину.

Менеджер должен уметь не только сам проникнуться идеей, но и заразить ею других. Иначе говоря, он должен вдохновлять людей работать в полную силу. Работая с людьми, менеджер должен уметь дать объективную оценку своим возможностям. В противном случае ему придется слишком часто расплачиваться за свои собственные ошибки, а также и за ошибки своих подчиненных 14 .

Формирование индивидуального образа служит залогом успешной работы. Руководитель в бизнесе является ключевой фигурой. По нему судят о всей компании. Поэтому имидж менеджера должен быть тщательно продуман. Имидж человека складывается в течение жизни. На него влияют следующие факторы: 15

Воспитание. Родители в детстве закладывают нормы поведения и индивидуальные характеристики.

Приобретенный опыт. С течением времени накопленная информация воздействует на образ человека. Этот опыт закладывает основу профессионального стиля и создает имидж менеджера.

Формирование образа менеджера начинается с совершенствования своего внешнего вида 16 . В порядке должны быть прическа, зубы, ногти, кожа. Наблюдательный человек по костюму, прическе и макияжу может сделать вывод о личностных характеристиках. Поэтому внешний вид должен быть всегда опрятным. Макияж должен соответствовать типу лица и быть максимально натуральным. При выборе одежды нужно обращать внимание на:

Неяркую цветовую гамму, гармонирующую с внешними природными данными;

Специальный покрой, подчеркивающий достоинства фигуры и скрывающий недостатки;

Деловой стиль одежды, отражающий сферу деятельности; современные аксессуары, которые сделают образ законченным (галстуки, перчатки, головные уборы, часы, портмоне, портфели, папки и прочее). Чтобы имидж менеджера был достойным, нужно уметь сочетать элементы одежды и аксессуары. Если у человека отсутствует вкус, то можно обратиться к стилистам и имиджмейкерам.

На формирование имиджа также влияют профессионализм и коммуникативная компетентность. Менеджер должен оперативно реагировать на изменение экономической ситуации, принимать грамотные решения. Профессионал своего дела всегда умеет слушать партнеров, возражать, задавать вопросы, использовать язык жестов, мимику, сдерживать эмоции, строить переговоры 17 .

Образ менеджера должен соответствовать ожиданиям подчиненных. Тогда они, стремясь быть похожими на руководителя, будут развиваться и расти профессионально. Также индивидуальный стиль задает нормы отношений в коллективе: положительный имидж снижает число конфликтных ситуаций и гармонизирует общение работников между собой.

Формирование имиджа в этом случае может происходить двумя путями: целенаправленно или спонтанно 18 .

Целенаправленный путь. Это естественный процесс. Руководитель является самим собой и постепенно вырабатывает свой деловой имидж. В этом случае от менеджера требуется только постоянное самосовершенствование в профессиональном плане.

Спонтанный путь. Он представляет собой активное формирование образа с помощью некой «маски», которая соответствует типу корпоративной культуры. Этот стиль не всегда близок личности самого менеджера.

Имидж менеджера создается годами, а потерять его можно в одночасье. Поэтому на работе нужно быть всегда хорошо одетым и причесанным. Также важно сдерживать эмоции, вежливо общаться и постоянно повышать свои профессиональные навыки.

Как мы видим, профессиональные и личностные качества менеджера должны быть присущи каждому управленцу, но не стоит забывать, что вряд ли найдется хотя бы парочка идеальных менеджеров, обладающих всеми перечисленными качествами. Однако вся наша жизнь – это долгий путь стремления к совершенству, а значит, учиться быть идеальным менеджером – никогда не поздно.

Менеджер (англ. manager, от manage - управлять) - это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определен­ным видам деятельности организации, функционирующей в ры­ночных условиях.

Термин «менеджер» имеет довольно широкое распростра­нение и употребляется применительно:

  • к организатору конкретного вида работ в рамках отдель­ного подразделения или программно-целевой группы;
  • руководителю предприятия или его подразделения (управления, отделения, отдела);
  • руководителю по отношению к подчиненным;
  • администратору любого уровня управления, организую­щему работу в соответствии с современными методами;
  • специалисту по управлению производством;
  • предпринимателю-организатору в определенной сфере;
  • члену руководящего состава фирмы, наделенному испол­нительной властью и осуществляющему определенные ему функции.

Таким образом, менеджеры занимают различные позиции в организации, решают далеко не одинаковые задачи, выполняют разные функциональные обязанности.

Организация не может существовать без менеджеров, так как они выполняют следующие функции:

  • устанавливают связи между отдельными операциями в ор­ганизации;
  • обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;
  • осуществляют руководство коллективом организации или подразделения;
  • выступают в роли лидера, способного вести за собой под­чиненных, используя авторитет, высокий профессионализм и по­ложительные эмоции;
  • разрабатывают и реализуют стратегию и тактику деятель­ности организации;
  • несут ответственность за результаты деятельности органи­зации или подразделения;
  • обеспечивают интересы лиц или органов, которым принад­лежит организация;
  • выполняют роль основного звена по связи организации с внешним окружением (властью, партнерами и т. д.);
  • создают коллектив и направляют его развитие в нужное русло, воспитывают членов коллектива, обладая высокими нрав­ственными качествами;
  • выступают в роли инноватора, понимающего роль науки в современных условиях, умеющего ценить и без промедления внедрять в производство (коммерцию) то или иное изобретение или ноу-хау;
  • генерируют идею, находят в ней сильные и слабые сторо­ны, стремятся заглянуть в суть проблемы, добраться до истины;
  • анализируют, оценивают сделанное, намечают и реализуют меры по улучшению положения дел;
  • представляют организацию в различных мероприятиях. Функции менеджера как и ситуации, в которых они реа­лизуются, разнообразны, тем не менее можно выделить три основные.

Во-первых, менеджер определяет основные задачи органи­зации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки, при этом он несет ответственность за последствия принятого решения. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения, но и решить­ся на то, чтобы повести руководимый им коллектив в определен­ном направлении.

Во-вторых, менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее и, наконец, разъясняет цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, зависит результат его работы.

В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотиви­рующего членов организации на достижение целей, координи­рующего их усилия, выступающего в качестве представителя ор­ганизации. Он должен быть человеком, за которым люди готовы идти.

В зависимости от позиции менеджеров в организации, ре­шаемых ими задач данные функции могут быть присущи им в большей или меньшей степени. Однако каждый менеджер обяза­тельно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем организации (подразделения).

Причем какую бы управленческую функцию руководитель ни выполнял в определенный момент времени, все остальные функции присутствуют в его текущих действиях в виде интел­лектуальных операций, условий, способов или средств деятель­ности, т. е. простым перечислением управленческих функций нельзя определить действительную сущность деятельности ру­ководителя.

Менеджеров традиционно подразделяют на три уровня, или звена: низшее, среднее и высшее (рис. 7.1).

Менеджеры низшего звена (младшие начальники) руково­дят непосредственно рабочими и другими работниками (не управляющими). Их напряженная работа характеризуется часты­ми переходами от одной задачи к другой. Временной период для реализации решений весьма короткий.

Менеджеры среднего звена координируют и контролируют работу младших начальников. Они обычно возглавляют в органи­зации крупные подразделения и являются своего рода буфером между руководителями высшего и низшего звеньев.

Рис. 7.1. Уровни менеджеров предприятия

Менеджеры высшего звена отвечают за принятие важней­ших решений для организации в целом. Их работа не имеет чет­кого завершения, содержит значительный риск. Менеджеров это­го звена значительно меньше, чем менеджеров других звеньев. Их труд высоко ценится и, как правило, хорошо оплачивается.

На западных предприятиях также различаются:

  • top management, т. е. высшее звено управления (гене­ральный директор и другие члены правления);
  • middle management - среднее звено управления (руково­дители управлений и самостоятельных отделов);
  • lower management - низшие звенья управления (руково­дители подотделов и других аналогичных им подразделений).

Образ менеджера постоянно обогащается, становится более человечным. До сих пор в США, на родине менеджмента, преоб­ладали менеджеры рационального типа, которые обладали пре­имущественно инженерно-экономическими навыками и подхо­дами к управлению.

Но уже в наше время появились менеджеры нового типа, которые постепенно поворачиваются к учету человеческого фак­тора производства. Более того, эти разновидности приобретают характерные черты делового поведения.

Необходимо также отметить, что чем выше уровень иерар­хии, тем больше рабочего времени менеджер должен затрачивать на решение стратегических, перспективных задач. На низшем уровне, наоборот, менеджер должен заниматься больше опера­тивными вопросами. Рекомендуется следующая структура рабо­чего времени менеджеров высшего уровня: стратегические зада­чи - 60% времени, тактические - 25%, оперативные - 15%; ме­неджеров среднего звена - соответственно 25, 50 и 25%; менед­жеров низшего звена - 10,25 и 65%.

Можно также выделять менеджеров линейных и функцио­нальных. Первые возглавляют организации, учреждения, объеди­нения, вторые руководят функциональными подразделениями.

Существуют и другие принципы деления менеджеров. Так, С. Паркинсон и М. Рустомджи выделяют производственных и ад­министративных менеджеров. Первый занимается технической стороной производства, выпуском продукции, создает требуемые материально-технические условия для успешного протекания тех­нологических процессов, а второй - обеспечением общих условий работы, организацией совместной деятельности, финансами, пла­нированием, правом, экономической безопасностью, связями с общественностью, исследованиями, маркетингом, коммерцией, бухгалтерским учетом и некоторыми другими вопросами.

В последние годы в промышленно развитых странах наряду с традиционным руководителем - менеджером возникла потреб­ность в новом типе управляющих - инновационном менеджере. Он, по характеристике Б. Санто, не начальник в традиционном смысле этого слова, а сотрудник, партнер. Его деятельность на­правлена на передачу знаний, реализацию экономических реше­ний, формирование механизмов стимулирования и т. д. Он вы­ступает как бы катализатором совместной деятельности, ведет к поиску новых целей, приводит в движение тех, кто отождествля­ет себя с этими целями.

Менеджеры составляют социальную прослойку, которая играет заметную роль в обществе. В основном менеджеры рабо­тают в частных компаниях. Признание их особой роли в управле­нии поставило вопрос об их профессиональном обособлении, специальной подготовке.

Профессионализм менеджера заключается во владении им специальными знаниями и навыками в области управления, орга­низации производства (коммерции), в способности работать с людьми в различных сферах.

Причем раньше считалось, что для управления организаци­ей совершенно не требуется быть специалистом в данной отрас­ли, достаточно знать лишь технологию и технику управления, уметь работать с людьми.

В настоящее время в результате развития общественного производства такой подход подвергается критике, так как наем­ные менеджеры не идентифицируют себя с производством, цели фирмы не становятся их собственными целями. К тому же их подготовка в школах бизнеса часто не соответствует потребно­стям производства, а выпускники школ плохо адаптируются к его условиям. Поэтому в европейских и японских компаниях практи­куется, как правило, не приглашать управляющих со стороны, а «выращивать» их в самих фирмах. Тем не менее в компаниях ряда государств, особенно США., еще распространена практика найма профессиональных управляющих.

В нашей стране в предыдущие десятилетия имел место и другой уклон в подготовке специалистов средней и высшей ква­лификации, когда весьма глубоко изучалась технология отрасли, но практически не осуществлялась управленческая подготовка.

По данным исследований, современный руководитель лишь на 15-20% должен быть специалистом в своей отрасли, прежде всего он должен быть организатором, психологом, социологом. Современные предприятия в большей степени нуждаются в спе­циалистах по социотехническим системам, где человек стоит в центре внимания.

К менеджеру любого уровня предъявляется целый ряд тре­бований. Он должен обладать следующими основными качест­вами:

  • наличие знаний и опыта в области управления совре­менной организацией;
  • компетентность в вопросах состояния и развития той от­расли, к которой относится организация по виду и характеру дея­тельности (состояние исследований, техника, технология, конку­ренция, динамика спроса на продукцию);
  • владение навыками предпринимательства, умение вла­деть ситуацией на рынках;
  • умение обосновывать и принимать компетентные реше­ния в условиях высокой динамичности и неопределенности на основе согласования с нижестоящими руководителями и работ­никами, распределять участие их в реализации принятых реше­ний;
  • наличие практического опыта и знаний в области анали­за ситуации на определенных рынках или их сегментах, на кото­рых уже работает или намеревается работать;
  • высокая культура, честность, способность быть образ­цом во всем;
  • умение анализировать деятельность и действия фирм- конкурентов;
  • способность и умение управлять ресурсами организа­ции;
  • умение прогнозировать и планировать работу организа­ции;
  • владение способами повышения эффективности управ­ления и функционирования организации;
  • владение современными информационными техноло­гиями, средствами коммуникации и связи;
  • умение управлять самим собой, своими эмоциями в стрессовых ситуациях и временем;
  • хорошая риторика, выразительность, быстрая словесная реакция;
  • убедительность, высокий интеллект, чувство юмора, уверенность в себе;
  • уверенность в суждениях, оригинальность, творческий подход;
  • инициативность, целеустремленность;
  • высокая работоспособность, жизненная активность, вы­носливость;
  • обаяние, популярность, привлекательность;
  • готовность взять на себя ответственность;
  • решительность, энергичность, динамичность в решении вопросов;
  • знания и проницательность (знание конкретных условий в организации, умение в них ориентироваться, быть проница­тельным и находчивым);
  • умение оказывать самопомощь (помощь самому себе), поддерживать себя за счет развития навыков управления в опре­деленных условиях организации;
  • умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регу­лирования экономики в своей стране и в других странах, на рын­ках которых фирма стремится усилить либо удержать свои пози­ции.

Менеджеры должны обладать организаторскими способно­стями, под которыми понимаются индивидуально-психологические особенности личности, позволяющими человеку овладе­вать методами организационной деятельности и успешно их реа­лизовать. К организаторским способностям обычно относятся:

  • адаптационная мобильность, т. е. склонность к творче­ским формам деятельности, углублению знаний, инициативность, нетерпимость к консерватизму, готовность к обоснованному рис­ку, стремление к нововведениям, самообладание, предприимчи­вость и др.;
  • контактность, т. е. общительность, способность распола­гать к себе людей, умение выслушивать, понимать и убеждать людей, а также способность взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника;
  • стрессоустойчивость, т. е. интеллектуальная и эмоцио­нальная защищенность в проблемных ситуациях, самообладание и трезвость мышления при принятии решений;
  • доминантность, т. е. властность, честолюбие, стремле­ние к личной независимости, лидерству, самоуважение, волевой характер.

Считаем целесообразным относить к организаторским спо­собностям также следующие:

  • способность организовывать людей, включающую ком­муникабельность, привлекательность, навыки межличностного общения, способность влиять на людей, сплачивать их, вести за собой, находить исполнителей, способность к внушению, вызы­вать доверие;
  • способность организовывать мероприятия, включаю­щую навыки планирования и подготовки мероприятий, реализа­ции намеченного, реальность мышления, развитое воображение, способность представлять в деталях предстоящее мероприятие, возможные проблемы и срывы.
  • Важнейшим требованием к менеджеру любого уровня яв­ляется умение работать с людьми. Сюда относятся:
  • знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретной поручае­мой им работы;
  • знание условий, связывающих предприятия и работни­ков; защита интересов тех и других на справедливой основе;
  • психологическая компетентность менеджера;
  • умение устранять неспособных работников с целью удержания единства коллектива и обеспечения эффективности функционирования организации (подразделения);
  • умение строить отношения с людьми с учетом взаимо­связи формальной и неформальной структур;
  • способность и умение влиять на подчиненных;
  • умение общаться с людьми, знание «человеческих от­ношений».

Таким образом, перечень качеств, которыми должен обла­дать человек, занимающий должность менеджера, весьма внуши­тельный, а содержание его подчас противоречиво.

Нетрудно понять, что людей, в полной мере обладающих всеми указанными качествами, практически нет. В связи с этим целесообразно в каждом отдельном случае при рассмотрении оп­ределенной должности выделять те качества, которыми должен обязательно обладать человек, занимающий эту должность. Точ­нее, следует четко представлять уровень знаний, перечень навы­ков и умений, необходимых для профессионального ведения дан­ного конкретного дела.

В производственной обстановке такая задача решается с помощью квалификационного справочника или классификатора должностей, а также должностной инструкции. Данные доку­менты содержат перечень требований к специалисту, претен­дующему на занятие конкретной должности.

Наиболее полное описание конкретной должности менед­жера и требований к человеку, который должен занимать ее, от­ражаются в профессиограмме менеджера.

Профессиограмма - это документ, в котором отражены (описаны) особенности специальности, профессии (психологиче­ские, производственно-технические, медико-гигиенические и т. п.). В профессиограмме дается подробное описание профессии с указанием наиболее сложных функций данной профессии, кото­рые вызывают определенные затруднения в ее освоении. При этом указываются затруднения, связанные с определенными пси­хофизиологическими качествами человека (недостаточная остро­та зрения, медленная реакция и т. д.) и с организацией производ­ства.

После этого следует провести оценку личных деловых ка­честв конкретного человека, претендующего или занимающего данную должность, соответствия их предъявляемым требовани­ям.

Для анализа и оценки личности человека социологами раз­работана модель, которая включает следующие качества:

  1. деловые (образование, знания, опыт);
  2. способности (одаренность, талант, гениальность, спо­собность к данному виду работ);
  3. культурный ценз и эрудиция, честность и порядочность;
  4. характер (воля, активность, самостоятельность, обяза­тельность, оперативность, забота о подчиненных, умение воспри­нимать критику, признавать свои ошибки);
  5. темперамент (холерик, сангвиник, флегматик, меланхо­лик);
  6. направленность интересов (материальная, социальная, духовная);
  7. возрастной ценз (молодой возраст, средний, пожилой, старческий);
  8. здоровье (хорошее, удовлетворительное, плохое).

При этом устанавливаются условия оценки:

  • · качество отсутствует - 1 балл;
  • · качество проявляется очень редко - 2 балла;
  • · качество проявляется не сильно и не слабо - 3 балла;
  • · качество проявляется часто - 4 балла;
  • качество проявляется систематически - 5 баллов.

Следует заметить, что набор качеств и особенно их весо­мость для каждой группы менеджеров будут варьировать.

Экспертная оценка указанных деловых качеств заносится в таблицу, то же - весомость каждого качества (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Оценка деловых качеств менеджера

Эксперты

Экспертные оценки восьми качеств менедже­ра по пятибалльной системе

Весомость по пятибалльной системе

По данным таблицы выводятся минимальное, среднее и максимально возможное значения интегрального показателя де­ловых качеств.

Рассчитанный ранее интегральный показатель деловых ка­честв конкретного человека сопоставляется:

  • с предельным (эталонным или максимальным) значе­нием;
  • со средним значением;
  • с аналогичным показателем конкурентов.

На основе этого выводится окончательная оценка деловых качеств конкретного человека, делается вывод о степени соответ­ствия личных и деловых качеств, способностей и возможностей человека требованиям к профессии или должности, которую он занимает или предполагает занять. При полном их соответствии самооценка человека превращается в мотиватор, повышающий интерес к делу. Несоответствие же их создает значительные трудности в освоении профессии и в работе из-за снижения мо­тивации.

Менеджер должен обладать также лидерскими качества­ми. Лидер тоже является руководителем, но характер его дей­ствий иной, чем у обычного менеджера-администратора. Он не управляет, не командует, а ведет за собой остальных, а те вы­ступают по отношению к нему не подчиненными, а последова­телями.

Должность формально создает для руководителя необхо­димые предпосылки быть лидером коллектива, но автоматически таковым его не делает. Можно быть первым лицом в организа­ции, но не являться фактически лидером, ибо тот должен быть не утвержден приказом, а психологически признан окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей. Для этого человек, претендующий на место лиде­ра, должен обладать четким видением будущего и путей движе­ния к нему.

Чем лидеры отличаются от формальных менеджеров? Ме­неджеры определяют, как, какими способами нужно достичь по­ставленной (как правило, другими людьми) цели, организуют и направляют работу подчиненных в соответствии с планами, за­нимая при этом пассивную позицию. Свое взаимодействие с ок­ружающими они строят на основе четкой регламентации прав и обязанностей. Лидеры же определяют, к каким целям необходимо стремиться, формулируя их самостоятельно, не вдаваясь в из­лишние подробности. Их последователями являются те, кто раз­деляет их взгляды и готовы за ними идти, не взирая на трудности, а лидеры при этом оказываются в роли вдохновителей. Они не контролируются окружающими, а строят отношения с последова­телями на доверии к ним (табл. 7.2).

Таблица 7.2

Различия между менеджером и лидером

Менеджер

Лидер

Администратор

Новатор, инноватор

Командует

Вдохновляет

Работает по целям и указаниям дру­гих

Работает по собственным целям

В основе действий лежит расчет, план

В основе действий лежат видение, интуиция

Полагается на систему, организацию

Полагается на людей

Использует доводы

Использует эмоции

Контролирует

Доверяет

Убеждает

Призывает

Использует преимущественно жест­кие, вертикальные связи, отношения и структуры

Использует преимущественно мяг­кие связи и отношения

Поддерживает движение

Дает импульс движению

Профессионален

Энтузиаст

Принимает решения

Реализует решения

Делает дело правильно

Делает правильное дело

Уважаем

Обожаем

В коллективе, общий уровень которого ниже среднего, ли­дер чаще всего выступает в роли эксперта-специалиста по любым вопросам или эмоционального центра, может подбодрить, посо­чувствовать, помочь. В коллективе с высоким уровнем развития лидер является прежде всего интеллектуальным центром, источ­ником идей, консультантом по самым сложным проблемам. И в обоих случаях он - интегратор коллектива, инициатор и органи­затор его активных действий, образец, с которым остальные све­ряют свои мысли и поступки.

Сегодня, планируя свой профессиональный путь, свою карьеру, многие не задумываются: а подхожу ли я на ту или иную должность? Обладаю ли я нужным потенциалом качеств? Не обходит это явление и должность менеджера. Слово новое, красиво звучит. А какими качествами должен обладать современный менеджер? - об этом задумывается далеко не каждый.

Само слово "менеджер" (менеджмент) уже прочно закрепилось в нашем лексиконе. Оно пришло к нам с Запада и сейчас неотделимо от нашей жизни. Первоначально данный термин обозначал умение объезжать лошадей и править ими. В основе этого слова лежит английский глагол "to manage" (управлять), который в свою очередь исходит от латинского "manus" (рука). Буквальный перевод термина "менеджмент" - "руководство людьми". В современной литературе менеджмент понимается как процесс управления отдельным работником или целым коллективом.

В процессе веков происходило формирование образа идеального менеджера. Конечно, любой менеджер - это прежде всего, человек. Он обладает своими качествами, чертами характера. Однако одни качества способствуют продуктивной менеджерской деятельности, а другие - нет. Именно поэтому вопрос о личностных качествах менеджера приобретает актуальность. [Сутович]

Исторический опыт и опыт разных стран в определении качеств идеального менеджера

Каждый специалист в области управления имеет свой взгляд на идеал. Так, по мнению Конфуция, основным качеством менеджера является тонкое и глубокое проникновение в характеры и чувства своих сотрудников. Греки времен Гомера выделяли в идеальном руководителе: мудрость Нестора, справедливость Агамемнона, хитрость Одиссея, энергичность Ахиллеса. Хотя сам Гомер придерживался мысли, что идеального руководителя не существует. Однако он подчеркивал, что если различные руководители с различными, присущими только им качествами, будут целенаправленно работать, то могут приблизиться к этому образу.

Родоначальник, отец научной организации труда Ф. Тейлор считал основными у идеального менеджера качествами - ум, образованность, технические знания, силу, тактичность, энергичность, решительность, честность, рассудительность. Другой классик менеджмента А. Файоль на первое место ставил предвидение. Большое внимание он придавал также организаторским способностям, компетентности, крепкому здоровью, интеллекту, высокой культуре и нравственности.

Современные ассы менеджмента также не имеют общего мнения, какими качествами и чертами характера должен обладать хороший менеджер. Однако следует отметить, что в силу различных национальных особенностей, различного экономического развития стал вырисовываться идеальный менеджер для каждой страны.

Рассмотрим образ идеального менеджера разных стран.

Так, в США принято выделять следующую цепочку важных качеств хорошего менеджера: развитость ума; честность; логичность; техниковооруженность; широта познаний; перспективность; коммуникабельность; цельность характера; лидерство; способность делегировать власть; ораторские способности; умение принимать решения; твердость; умение сосредотачиваться; умение воспитывать; чувство юмора; умение слушать; желание слушать; объективность; организаторские способности. Наверное многих, прочитавших такую последовательность, удивило, что организаторские способности на последнем месте, а слово "профессионализм" не вошло ни в первую и ни во вторую десятку. Но американцы имеют свой взгляд на менеджмент. В "Курсе для высшего управленческого персонала", переведенного с английского языка в 1970 году, можно прочесть: "Человек, занимающийся административной работой, должен быть зрелым эмоционально, наделен большим интеллектом, высокоразвитым чувством интеллектуальной любознательности и иметь солидную подготовку. Более того, черты его характера и ум намного важнее, чем знание им техники управления и наличие профессиональных знаний". Как видим, национальные особенности играют очень важную роль в формировании идеального образа менеджера. И образ неунывающего "американского героя" наложил свой особый отпечаток и на образ менеджера. Как бы в подтверждение этого можно привести слова Чарльза Швэба, одного из ведущих американских менеджеров: "Самым ценным своим качеством я считаю умение вызывать у людей энтузиазм и развивать то, что есть лучшего в человеке, с помощью признания его достоинств и поощрения".

Качества, вошедшие в первые две десятки важнейших в образе идеального менеджера Англии, отличаются не только своей последовательностью, но и содержанием. Английская цепочка качеств имеет следующий вид: способность делегировать власть; коммуникабельность; доступность; умение слушать; авторитетность; компетентность; техниковооруженность; честность; твердость; заинтересованность в людях; позитивность; решительность; юмористичность; широта способностей; продуктивность; дружелюбие; прилежание; общительность; знание специальности; отсутствие болтливости.

Совершенно иной подход к образу идеального менеджера во Франции. Проведенная беседа специалистами фирмы "Коржеф" с 598 менеджерами позволила выделить следующее: 41% считает, что самое важное для менеджера - это "дар божий". При этом, под данным понятием они подразумевают умение и навыки межличностного общения. 36% опрошенных на первое место поставили неординарность, 10% - жизненный опыт, 8% - техническую компетентность, 4% - авторитет, а 1% - внешние данные.

Совершенно другое мнение о качествах, необходимых менеджерам, у финских специалистов. По их мнению, руководитель должен обладать напористостью, включающую в себя известную агрессивность (в положительном смысле слова), целеустремленность, стремление обязательно добиться достижения поставленных целей, доведения начатого дела до конца.

Опрос президентов 41 крупной японской компании позволил выделить следующие качества, необходимые менеджеру-президенту: энергичная инициативность и решительность, в том числе в условиях риска (42%), долгосрочное предвидение и гибкость (34%), широта взглядов, глобальный подход (29%), умение правильной расстановки кадров и справедливых санкций (24%), готовность и способность выслушивать мнение других (22%), личное обаяние (22%), использование открытого стиля управления, приветствующего сотрудничество (19%), умение четко формировать цели и установки (17%). [Сутович]

Состав основных личностных характеристик человека, влияющих на ПРУР

Каждое УР в какой-то мере отражает индивидуальность его инициатора и систему ею ценностей. Поэтому каждое УР может в чем-то не гармонизировать с остальными участниками этого процесса исполнителями и потребителями решения. В литературе по управленческим решениям используются три синонима: «человеческий фактор», «личностные качества» и «личностные характеристики». Роль человеческого фактора проявляется во влиянии на процесс подготовки УР, оценки существующего УР и оценки результатов его выполнения. К личностным характеристикам относятся: внушаемость, воля, здоровье, опыт, особенности мышления, ответственность, профессионализм, реакции, рискованность, темперамент, уровень эмоциональности, характер внимания. С точки зрения подготовки и реализации УР представляют интерес особенности мышления человека, глубина, широта, быстрота и гибкость.

Глубина - характеризует аналитический характер мышления человека, поиск им причинно-следственных связей внутри анализируемой ситуации. Человек при этом может абстрагироваться or окружающих элементов Для таких людей будет эффективным аналитический метод подготовки УР Широта - отражает синтетический характер мышления, при котором человек умеет оценить роль анализируемой ситуации в общем сценарии деятельности. Широта мышления способствует эффективному применению метода «дерева решений» и метода сценариев

Быстрота - определяется временем выполнения задания относительно среднего уровня, принятого в данной компании. Работник может быстрее, чем другие, разобраться в ситуации или разработать эффективное решение. Быстрота мышления позволяет перебирать множество вариантов, что необходимо при эвристических методах подготовки и реализации УР.

Гибкость - характеризуется своевременным и обоснованным переходом на новые методы разработки и реализации УР. Гибкость и готовность к компромиссам необходимы при матричном методе подготовки и реализации УР.

Важное значение при ПРУР придают способности личности на уровне здравою смысла привлекать и подчинять себе значительные массы людей Это власть, основанная на исключительных качествах личности - мудрости, святости, героизме, доступности для любого человека, внушительной внешности, достойной и уверенной манере держаться с людьми разного положения в обществе.

Большое влияние на ПРУР оказывают такие качества руководителя, как романтизм и практицизм, оптимизм и пессимизм. Романтизм руководителя связан с завышенной интуитивной оценкой своих возможностей в вопросах разработки и реализации УР, а также возможностей получения необходимых для этого ресурсов. Романтизм свойственен практически всем руководителям в начальный период своей деятельности. Романтизм - это один из источников развития компании. Однако он часто приводит к разочарованию как самого руководителя, так и персонала. Обычно в компанию вливается порция нового романтизма в связи с обновлением персонала, поэтому руководитель должен определить для себя меру такого романтизма и осуществлять контроль над деятельностью подчиненного-романтика.

- 63.53 Кб

Проблема деловых и личностных качеств, составляющих психологический портрет успешных руководителей, исследуется зарубежными и российскими учеными в контексте рассмотрения важнейших личностных предпосылок успешного предпринимательства и управления. По результатам Стогдилла Р. важнейшими качествами руководителя являются: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость 4 . Борисова Е.М. констатировала, что умение сохранять самообладание в стрессовой ситуации, активность, умение сохранять высокую работоспособность при наличии помех являются оптимальными детерминантами профессиональной успешности руководителя 5 . Шмелев А.Г. среди базовых качеств успешного руководителя выделял интеллект, активность, энергию. Важными качествами российского топ-менеджера, по результатам исследований Чириковой А.Е., выступают репутация, умение создать хорошую команду, умение брать на себя ответственность, менеджерский профессионализм и универсальность. Ильиным С.С. среди личностных особенностей были выделены следующие: доминантность (умение влиять на других людей, «воодушевлять подчиненных»), уверенность в себе, настойчивость и умение убеждать, сдержанность, умение не терять самообладания в экстремальной ситуации, способность не преувеличивать трудности и препятствия на пути достижения целей, деловая направленность, стремление брать ответственность на себя.

Исследуя становление качеств личности менеджера, Е.В. Милькина показала, что у студентов-менеджеров и руководителей не наблюдается резких качественных изменений личности в процессе профессиональной подготовки, соответственно и в дальнейшей профессиональной деятельности менеджер управляет системой, основываясь не только на полученных знаниях и навыках, но в большей степени на базовых личностных характеристиках.

Французский писатель Жан де Лабрюйер (1645-1696) в своей книге «Характеры, или нравы нашего века» отмечал: «Кто не умеет с толком употреблять свое время, тот первый жалуется на его нехватку, … ему некогда ни заниматься делом, ни предаваться удовольствиям. … Любой министр, как бы он не был занят, каждый день теряет впустую, по крайне мере, часа два, а сколько это составит за целую жизнь. Люди более низкого звания берегут свое время еще меньше. Какое безмерное и повседневное расточительство того, что так драгоценно и чего нам вечно не хватает» 6 .

По данным компании «Esselte Leitz», немецкие менеджеры проводят на работе 70 часов в неделю, английские – 60, американские – 58, французские – 56, шведские – 54. 23% немецких менеджеров работают по 80 часов в неделю, 24% - по 100. Для 75% менеджеров рабочая неделя превратилась в семидневку.

По определению Стивена Кови можно выделить четыре этапа развития теоретических изысканий и практических разработок в области управления личным временем. При рассмотрении этих этапов необходимо учитывать, что каждый последующий из них не отвергал предыдущий, а вбирал его в себя.

Вывод: Из приведенного анализа литературных источников видно, что проблема изучения личностных свойств менеджеров довольно сложна и многогранна, в рамках одного исследования весьма трудно учесть все её особенности.

РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖЕРА

Формирование качеств сильной личности является одним из обязательных условий работы руководителя над собой. Как же соотносятся между собой понятия «сильная личность» и «сильный руководитель»? Можно быть сильной личностью и при этом не быть сильным руководителем, хотя сильные руководители, как правило, являются сильными личностями. Нам представляется, что процесс подготовки специалистов по управлению должен формировать у будущих менеджеров профессиональные знания, умения, навыки, коммуникативные и организаторские способности, и целый ряд личностных качеств, необходимых для эффективной работы, а также социально- психологическую готовность к будущей управленческой деятельности.

Из множества личностных качеств руководителя , влияющих на эффективность управления, наиболее существенными являются следующие:

    1. Доминантность. Во-первых, для влияния на окружающих недостаточно опоры только на властные, должностные полномочия, т.е. на формальный авторитет. Известно, что если подчиненные действуют, следуя только правилам и требованиям, установленным руководителем, они используют не более 65% своих возможностей и иногда выполняют свои обязанности удовлетворительно, просто чтобы удержаться на работе. Так что влияние руководителя, основанное только на средствах формально-организационного характера, должно обязательно подпитываться влиянием неформальным. Во-вторых, неформальное влияние дает нужный эффект только тогда, когда оно находит внутренний отклик, некую форму обратной связи. Без позитивной ответной реакции стремление руководителя доминировать будет выглядеть как примитивная претензия на власть.
    2. Уверенность в себе. Уверенный в себе руководитель обеспечивает определенный психологический комфорт и повышает мотивацию подчиненных к работе. Следует отметить два важных обстоятельства. Во-первых, существует разница между уверенностью в себе и самоуверенностью. Это различие легко уловимо, но трудно преодолимо. Уверенный в себе человек исходит из реалистичных представлений о своих возможностях, достоинствах и недостатках, не преуменьшая и не преувеличивая их, т.е. у него сформирована адекватная самооценка. Во-вторых, известно, что подчиненные очень хорошо чувствуют состояние руководителя, а значит, как бы ни складывались обстоятельства, следует хотя бы внешне держать себя спокойно и уверенно.
    3. Эмоциональная уравновешенность. Во-первых, неконтролируемые эмоции (даже положительные) неблагоприятно влияют на психологический климат в коллективе. Поэтому руководитель должен поддерживать со всеми сотрудниками ровные, уважительные деловые отношения, независимо от личных симпатий и антипатий. Во-вторых, руководитель – это такой же человек, как и все другие: он может предаваться раздражению, негодованию, унынию и т.д. Постоянное подавление негативных эмоций, их сдерживание в рабочей обстановке может привести к неврозам. Поэтому руководителю исключительно важно найти средства эмоционально-психологической разгрузки (занятия спортом, встречи с друзьями, хобби и т.д.).
    4. Стрессоустойчивость . Стресс – это общая защитная реакция организма на окружающие воздействия, нарушающие его гомеостаз; это состояние напряжения (как физиологического, так и эмоционально-психологического) , активизирующее усилия человека для достижения целей. Проблема заключается в том, что уровень напряжения, благоприятный для одного человека, оказывается непереносимым для другого. Стресс связан с любой сферой жизнедеятельности человека. Значительная часть причин, вызывающих стрессовые состояния человека, связана с его профессиональной деятельностью. Основные из них – это страх не справиться с работой, допустить ошибку, быть обойденным другими, потерять работу, потерять собственное «Я».
    5. Креативность. Это способность человека к творческому решению задач, очень важная черта личности, особенно существенная для инновационной деятельности. Применительно к управленческой деятельности креативность может рассматриваться как способность руководителя видеть элементы новизны, творчества в деятельности подчиненных и поддерживать их. Проявить творческий подход к делу человеку мешают некоторые препятствия: слабое стремление к новому, недостаточное использование своих возможностей, излишняя напряженность, излишняя серьезность; плохая методология.

Осуществление эффективной деятельности менеджера невозможно без творческого подхода к своей работе. Рассмотрим некоторые принципы творческого отношения к профессии:

      • Уметь отличать главное от второстепенного – как в отношении к делу, так и во взаимодействии с людьми.
      • Знать меру воздействия на события.
      • Умение подходить к проблеме с разных сторон.
      • Готовность к неожиданным событиям.
      • Умение извлекать положительный опыт из происходящего.
  1. Стремление к достижениям и предприимчивость. Без этих качеств невозможно представить себе эффективного руководителя. В стремлении человека к достижениям отражается одна из фундаментальных потребностей – потребность в самореализации. Руководители, обладающие этими чертами, имеют ряд особенностей. Во-первых, они предпочитают ситуации, в которых можно брать на себя ответственность за решение проблемы. Во-вторых, они не склонны подвергать себя слишком большому риску и ставят пред собой реальные цели. В-третьих, стремящиеся к достижениям люди всегда заинтересованы в наличии обратной связи – информации о том, насколько успешно они справляются с заданием.
  1. Ответственность и надежность . В современном менеджменте эти качества личности являются своеобразной «визитной карточкой» и фирмы, и самого руководителя. Для фирмы, дорожащей своей репутаций, совершенно очевидно, что обязательства должны быть выполнены, даже если это принесет убытки. Можно смело утверждать, что будущее за теми компаниями и руководителями, девиз которых – отличное качество, надежность исполнения и верность в отношениях с клиентами. Достоинство и ответственность – это больше, чем просто деловая этика. Каждый руководитель должен точно знать, за какую работу и по каким критериям он несет абсолютную ответственность. Эта ответственность никогда и ни при каких обстоятельствах не может быть передана кому-то другому. Отсюда и достоинство, ведь оно определяется наличием постоянной ответственности.
  2. Независимость. Это готовность руководителя самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. Чем более независимым является руководитель, чем самостоятельнее он себя ведет, тем ценнее и полезнее для него прислушиваться к мнению коллег, если в них содержится рациональное зерно. Следует отметить, что выдающиеся предприниматели поощряют инакомыслие в своих компаниях. Это важно со всех точек зрения, ведь единомышленники – это не те, кто думает одинаково, а те, кто думает об одном и том же. Сильный, самостоятельный руководитель может позволить себе иметь среди своих подчиненных инакомыслящих людей. Опираться можно только на то, что оказывает сопротивление.
  3. Коммуникабельность. По данным некоторых исследований, менеджер затрачивает на общение более трех четвертей своего рабочего времени. Без общительности невозможно такое основополагающее качество, как умение строить отношения с людьми. Коммуникабельность – качество не врожденное, его можно развивать. Развитие коммуникативных навыков – важнейшая часть самосовершенствования и саморазвития менеджера.

К вышеперечисленным качествам личности можно добавить еще ряд черт, присущих «сильному» руководителю :

  1. Высокая устойчивость к фрустрации (эмоциональному состоянию угнетенности, подавленности и опустошения, возникающему при столкновении с препятствиями, кажущимися непреодолимыми).
  2. Способность отказаться от своей точки зрения, если подчиненные докажут, что она не оптимальна.
  3. Способность обсуждать свои качества, принимать критику, при этом сохраняя уверенность в себе.
  4. Способность выдержанно принимать и победы и поражения.
  5. Способность проигрывать без чувства поражения, немедленно принимаясь за новые проблемы.
  6. Энергичность, высокий уровень усилий.
  7. Компетентность в вопросах управления.
  8. Умение управлять, организовывать дело.
  9. Умение вызвать расположение к себе.
  10. Способность видеть изменения внутри организации и вне ее.
  11. Готовность к изменениям и к их немедленному осуществлению.
  12. Умение продуктивно использовать свое время.

Анализ этих признаков показывает, что некоторые из них непосредственно связаны с личностными качествами менеджера и являются «производными» от них. Другая часть представленных характеристик – чисто профессиональные качества менеджера, выработанные с помощью специальных усилий. Так что сильная личность и сильный руководитель – понятия близкие, но не идентичные.

Кроме того, для успешного управления будущий менеджер должен обладать следующими профессиональными качествами 7 :

  1. Компетентность – каждый менеджер должен знать, что делать и как выполнять свою работу наилучшим образом. Данное требование не исключает того, что он работает в своей, только ему присущей манере.
  2. Чувство нового и умение рисковать – развивается в результате постоянного изменения способов выполнения задач. Новые способы и средства выполнения стандартных задач имеют преимущество. Их постоянный поиск поощряется в деятельности каждого менеджера. С другой стороны, важно не только иметь желание и способность идти на риск, важно уметь рисковать. Для этого менеджер должен быть готов эффективно использовать все имеющиеся у него ресурсы, и способен планировать свои действия.
  3. Чувствительность и подвижность – культивируются путем поощрения новых идей и стратегических решений на любом уровне подчинения. Предвидение проблемы позволяет справляться с ней еще до того, как она встанет в полный рост (способности прогнозирования, видение нужной перспективы). А это экономит не только время, но и деньги.
  4. Высокая работоспособность – это не только способность долго и качественно работать, а еще и умение наиболее оптимальным образом организовывать свой труд (понимаемое как количество принимаемых важных решений на единицу времени). Это терпение, без которого невозможна длительная напряженная работа.

Сам характер управленческой деятельности требует постоянной и ежедневной работы по самосовершенствованию и саморазвитию личности. Без этого стать и оставаться эффективным руководителем невозможно.

В качестве основных качеств, присущих современному менеджеру, можно назвать:

Способность управлять собой,

Способность влиять на окружающих,

Стремление к личностному росту,

Изобретательность,

Умение обучать подчиненных.

Способность управлять собой. Необходимость уметь управлять собой определяется тем, что человек, желающий управлять другими сначала должен научиться управлять собой. Работа может поглотить человека, выжать из него творческую силу и лишить радости жизни. Поэтому менеджер должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом, постоянно поддерживая свою производительность.

Это умение складывается из четырех основных компонентов.

1 Умение поддерживать собственное физическое здоровье, легко отслеживаемым показателем которого является стабильный вес.

2. Умение поддерживать собственное психическое здоровье. Для этого необходимо:

Изучать и знать свой внутренний мир;

Переживать, признавать и выражать свои чувства, не подавляя собственных эмоций;

Добиваться установления добрых отношений с окружающими и одновременно терпеливо переносить нелюбовь к себе со стороны подчиненных;

Спокойно принимать неудачи, рассматривая их как нечто неизбежное и даже полезное, позволяющее учиться;

Стремиться к созданию таких условий, которые бы достаточно остро стимулировали активность, но не предъявляли бы избыточных требований, ведущих к стрессам. РАЗДЕЛ I. Теоретические основы исследования личностных качеств эффективного менеджера....................................................................

6
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖЕРА..................................
12
РАЗДЕЛ III. Совершенствование личностных качеств эффективного менеджера.............
20
Заключение …………………………………………………….......... 29
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….........…

Качества менеджера - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.

Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера.

Профессионально важные качества менеджера рассматриваются на трех уровнях:

На уровне задач деятельности менеджера;

На поведенческом уровне;

На уровне свойств личности.

На основе управленческой деятельности менеджера можно выделить следующие профессионально важные качества.

Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности.

Наиболее важными являются:

Психологическая избирательность - способность адекватно, без искажения отражать психологию организации.

Критичность и самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках.

Психологический контакт - способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей.

Требовательность - способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации.

Склонность к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении.

Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.

Среди других организаторских качеств следует отметить такие как:

Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную и стремится к ее достижению;

Гибкость - способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя, при этом принципиальных позиций;

Работоспособность - способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью;

Настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;

Самостоятельность - способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи;

Дисциплинированность - подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;

Инициативность - умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.

Общей основой развития менеджера как специалиста и как компетентного управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности менеджера в зависимости от того, какие ресурсы менеджера - интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность.

Существенное значение имеют для деятельности менеджера коммуникативные качества:

Способность к кооперации и групповой работе;

Поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;

Социальная компетентность при реализации своих целей.

Менеджер в свой деятельности постоянно осуществляет три вида общения:

А) субординационное, или общение при взаимодействии руководителя и подчиненных.

Б) служебно-товарищеское - это общенье между руководителями-коллегами.

В) дружеское - это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.

В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить тот или иной стиль общения. Если менеджер обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты.

Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.

Мотивационно-волевые качества:

Стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);

Осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих);

Самоопределение (свобода, самоопределение, открытость);

Социальная компетентность (компетентность, разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя).

В литературе по психологии менеджмента можно встретить ряд работ ученых изучающие менеджера и предпринимательские качества, потенциал которых зависит от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию рассчитать возможные результаты, умения разумно рисковать.

Наиболее важным качеством менеджера является устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость - это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность менеджера протекает в условиях значительных психологических нагрузок.

Таким образом, можно выделить в структуре профессионально важных качеств менеджера организаторские, интеллектуальные, мотивационно-волевые и предпринимательские качества.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png