Просмотры: 30 260

Как развивается маленький человечек в первый год жизни? О физическом, нервно-психологическом и умственном развитии своего ребенка думает каждый родитель. Поэтому для вас, уважаемые мамы и папы, мы публикуем таблицы, составленные Всемирной организацией здравоохранения, с приблизительными параметрами развития деток.

Развитие каждого новорожденного происходит в индивидуальном порядке. Поэтому параметры, представленные в таблице ниже, имеют средние показатели по развитию малыша до одного годика. Допустимо, если от этих норм есть небольшие отклонения. Стоит помнить, что мальчики и девочки развиваются по-разному. В том случае, если дети долгое время не достигают норм в своем возрасте, надо обратиться к специалисту.

Возраст (месяц) Рост (см) Вес (кг) Окружность головы (см) Окружность груди (см)
Новорожденный ребенок 49,0 — 54,0 2,6 — 4,0 33,0 — 37,0 31,0 — 35,9
1 52,0 — 55,0 3,0 — 4,3 35,8 — 37,2 34,0 — 36,0
2 55,0 — 57,0 4,5 — 5,0 37,5 — 38,5 36,0 — 38,0
3 58,0 — 60,0 4,0 — 6,0 38,0 — 40,0 36,0 — 39,0
4 60,0 — 63,0 4,5 — 6,5 38,0 — 40,0 36,0 — 40,0
5 63,0 — 67,0 6,5 — 7,5 37,5 — 42,2 37,0 — 42,0
6 65,0 — 69,0 7,5 — 7,8 42,0 — 43,8 42,0 — 45,0
7 67,0 — 71,0 8,0 — 8,8 43,8 — 44,2 45,0 — 46,0
8 71,0 — 72,0 8,4 — 9,4 44,2 — 45,2 46,0 — 47,0
9 72,0 — 73,0 9,4 — 10,0 45,2 — 46,3 46,5 — 47,5
10 73,0 — 74,0 9,6 — 10,5 46,0 — 47,0 47,0 — 48,0
11 74,0 — 75,0 10,0 — 11,0 46,2 — 47,2 47,5 — 48,5
12 75,0 — 76,0 10,5 — 11,5 47,0 — 47,5 48,0 — 49,0

Психологическое развитие и физические особенности от появления на свет до трех месяцев

С развитым зрением и слухом ребенок рождается. У малыша активно проявляются рефлексы. Он моргает, сосет, глотает, хватает сразу же после рождения. А вот переворачиваться новорожденные еще не в состоянии. Как и держать голову, когда лежит на животике.

1 месяц

А вот в один месяц ребеночек уже может поднять головку на считанные секунды, когда

лежит на животе. В этом возрасте у малыша появляются реакции ответные на посторонние громкие звуки. Это состояние ребенок выражает прижиманием рук к телу, разводит их. Лежа на спине, кроха имитирует ходьбу ножками.

2 месяца

Когда родители держат новорожденного столбиком, то он может держать голову более

минуты, иногда – почти две. А лежа на животе, ребенок в состоянии поднять головку и даже грудь. Кроха активно ворочает голову в разные стороны, внимательно разглядывает окружение. В этом возрасте у ребенка развивается вестибулярный аппарат. Предметы, которые двигаются, малыш может ухватить ручками.

3 месяца

В этом возрасте малыш может удержать от одной до трех минут голову. 3-месячный ребенок в состоянии приподняться, когда лежит на животике, опереться на локти. У крохи нет уверенной координации, когда он крутится или переворачивается. Появляется еще больший интерес к игрушкам. Малыш к ним тянется. Свои пальцы он запихивает в ротик. Пеленку, на которой лежит, ребенок тянет, хватает. А при появлении родителей, малыш становится радостным. Он смеется, улыбается, гулит. На резкие звуки откликается, поворачивая голову.

Физические особенности

Месяц Движения и навыки Зрение Слух
1 Движения слабо координируются. Руки и ноги в согнутом состоянии. Все построено на безусловных рефлексах. Сосательный и хватательный рефлексы особенно проявляются. Может поворачивать голову к концу одного месяца. Лицо или игрушку может удерживать в поле зрения несколько минут. Следит глазками за движущимся по дуге игрушками («автоматическое слежение»). Постепенно рассасывается слизистая жидкость в барабанной перепонке, поэтому улучшается слух. Ребенок прислушивается к голосу, погремушке.
2 Активные движения развиваются. Малыш руки отводит в стороны, поворачивает голову. Лежа на животе может на 5 секунд приподнять головку. Движения рук совершенствуются: 2-3 секунды ребенок ударяет по погремушке, удерживает ее. За движущимися объектами следит течение 10-15 секунд. Свой взгляд на игрушке или лице фиксирует на 20-25 секунд. Может трехмерно воспринимать предметы. Сосредотачивается на звуках 5-10 секунд. Поворачивает головку в сторону звуков.
3 На руках у взрослого удерживает головку в течение 30 секунд. И около одной минуты, лежа на животе. В этом положении малыш приподнимается на руках, опирается на локти. Когда ребенка держат под мышки, он упирается ступнями о поверхность. Его ноги при этом выпрямляются. Малыш может выгибаться, при этом становиться на мостик. Превращается в сознательный захват хватательный рефлекс. Ребенок следит за движущейся по дуге игрушкой заинтересованно, а не автоматически. Рассматривает свои руки минут пять. Ребенка интересуют многие близкие объекты, которые находятся примерно до 60 сантиметров от глаз. У ребенка формируется восприятие звука. Малыш сначала глаза отводит в сторону звука, а потом поворачивает голову. При громких звуках напрягается, замирает, морщится, может заплакать.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
1 К концу одного месяца ребенок улыбается в ответ родителям на ласковую интонацию. Прислушивается к голосу. Стучит ногами, машет ручками в ответ на громкую речь. У ребенка формируется оживленная реакция на близких. Издает гортанные звуки – э, к-х, гы. Вторая стадия сенсомоторного интеллекта. Ребенок адаптируется к окружающему миру. У малыша возникает интерес к предметам. Развивается скоординированное движение рук и глаз.
2 Малыш улыбается, когда к нему обращаются. При этом стучит ногами и руками. Появляется гуление: аг-к-х, к-хх. Разные интонации при крике. К внешним объектам интерес больше. Зрительно-ориентировочные реакции становятся лучше.
3 У ребенка оживление проявляется на 100 %. Это его первый сознательный акт поведения. Он взаимодействует со взрослыми глаза в глаза. Малыш издает гласные и их сочетания – аэ, ау, ааа, а-гу. К окружающему миру у ребенка появляется сознательный интерес.

Психологическое развитие и физические особенности от четырех месяцев до шести

4 месяца

Когда грудничок лежит на спине, он приподнимает головку. А если поставить его на ноги, то он будет ими уже твердо упираться. В этом возрасте ребенок начинает сидеть. Он способен перевернуться со спины на животик. Лежа в таком положении, тело приподнимает и упирается ладонями. Хватает предметы. Ведет наблюдение за ними.

5 месяцев

Ребенок садиться. Но его спинка при этом еще не совсем ровная. Когда малыш держится за руки взрослого, то он будет на ногах устойчиво держаться. В этом возрасте кроха пытается перевернуться с живота на спину. Погремушку или другой предмет малыш может долгое время держать в руке. Ребенок уже узнает маму и папу. Посторонних он может бояться. По мнению доктора Комаровского, кроха в 5 месяцев начинает понимать интонации мамочки. Также — ее эмоции.

6 месяцев

Кроха может сесть в полгода. Спина у него ровная. Может поворачиваться. Когда мама, папа немного помогут, то малыш в полгода встает и немного переступает. В этом возрасте он встает на четвереньки, может начать ползти. Погремушки разбросанные может поднимать. Ими ребенок уже активно машет. В полгода ребенок может начать выражать свои просьбы. Гуление сменяют звуки: «МА», «ПА», «БА».

Физические особенности

Месяц Движения и навыки Зрение Слух
4 Ребенок самостоятельно поворачивается на бок. Пытается перевернуться. Игрушку держит уверенно. Ее тянет в рот. Во время еды, малыш прикасается к маминой груди или бутылочки со смесью, придерживать их старается. Родных малыш узнает. Им в ответ улыбается. И в зеркале он узнает себя. Примерно три минуты ребенок наблюдает за погремушкой. Слушая музыку, ребенок замирает. Он ворочает головой в сторону раздающегося звука. Малыш может различить чей-либо голос.
5 Ребенок, лежа на спине, как бы пытается встать: он приподнимает головку и плечки. Когда лежит на животе, он пытается приподниматься и опираться на ладони. Может короткое время сидеть, придерживаясь ручками за опору. Тянет игрушки в рот, изучает их, щупая. Появляются навыки: малыш ест из ложки еду полугустой консистенции. И из кружечки пьет воду. Близких и незнакомых ребенок различает. 10-15 минут наблюдает за предметом. Ребенок может различать интонации говорящих людей. К источнику звука он поворачивается всем телом.
6 Переворачивается с животика на спинку. Практикует ползание, с помощью подтягивания на руках. Сидит при поддержке. Устойчиво стоит, если взрослый поддерживает под мышки. Уверенно достает и схватывает предметы, перекладывает игрушку из одной руки в другую. Может держать бутылочку одной-двумя руками. Развивается острота зрения, становятся интересны очень мелкие предметы. Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Подпевает в такт музыки.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
4 Ребеночек смеется по-настоящему. Он это делает в ответ на улыбку. Малыш может отреагировать на щекотание. И ему требуется больше внимания. Малыш еще гулит. Но у него появляются не только гласные звуки, но и слоги. Наступает третий этап сенсомоторного интеллекта, когда ребенок что-то делает целенаправленно. В этом возрасте идет развитие реакций на новшества. Начинается осмысление причинно-следственных связей.
5 Малышу хочется участвовать в общении, он пытается обратить внимание на себя. Воспринимает других детей с удовольствием. У ребенка появляется певучее гуление. Он произносит гласные: оо, аа, эу, ээ, ай, хаа, маа и другие. Малышу интересны как близкие предметы, так и те, которые находятся на расстоянии метра. Ребенок начинает понимать, что у него есть и другие части тела кроме ручек.
6 Ребенок начинает чувствовать любовь и привязанность взрослых. Он ожидает похвалы от них. А это значит, что общение становится ситуативно-деловым. Может говорить некоторые лепетные слоги. Может произнести примерно 30 – 40 звуков. Может ставить цель и выбирает способ для ее достижения. К примеру, чтобы дотянуться до понравившейся игрушки, ребенок отодвигает в сторону другую игрушку.

Психологическое развитие и физические особенности от семи до девяти месяцев

7 месяцев

Ребенок уверенно сидит долгое время. В таком положении малыш может делать наклоны. Кроха хорошо ползает. Стоять на коленках он может, если есть опора, например, диван или стул. А держась за маму или папу, ребенок может шагать и стоять. Ему нравится собственное отражение в зеркале. Если взрослые называют предметы, то малыш находит их взглядом.

8 месяцев

Дети в этом возрасте без посторонней помощи встают на ноги. Сидят без поддержки. Хлопают в ладоши, играя в игру «Ладушки». С помощью старших малыши с радостью шагают. У деток мимика на лице становится разнообразной. Видны удивление и испуг. По лицу можно определить заинтересованность. Дотягиваются до нужных им предметов настойчиво. Долго могут играть. Интересуясь игрушками, детки кидают их или стучат ими.

9 месяцев

Ребенок, когда встает на ноги, может не принимать поддержку взрослого. Причем, встает малыш из разных положений. Он шагает, держась за предметы мебели. Ему интересно взбираться на скамеечку, подушку и другие высокие объекты в доме. У крохи развивается моторика.

Он уже пытается складывать игрушки из разных частей. Двигает машинки и интересуется конструктором. Если мама попросила подать мяч или помахать рукой, то эти просьбы малыш может исполнить. Играет ребенок в основном сидя. Он с легкостью запоминает слова.

Предметы любит искать. Называйте малыша по имени, и он будет откликаться. Различает форму, размер и цвет предметов.

Физические особенности

Месяц Движения Навыки
7 Сидит без опоры. Со спины на живот и обратно переворачиваться. Ползает на четвереньках. Любит бросать игрушки. Самостоятельно дотягивается к предметам. Берет игрушку в руку. Ею стучит и размахивает. Из кружки уверенно пьет (из рук взрослого), придерживает ее. Ест с ложки. Сухарь или сушку малыш долго слюнявит.
8 Ребенок, держась за опору, сам встает на ножки. Переступает ими, если мама или папа поддерживают. Сидит и ложится самостоятельно. Ползает подолгу. Тянет руки к кружке, из которой обычно пьет сам, если она в руках у взрослого. Хлеб может сам держать в руке и кушать. В это время ребенка уже можно учить садиться на горшок.
9 Если малыш рукой держится за что-то, то он может делать различные действия. Например, приставными шагами идти к взрослому и свободной рукой хвататься за другую опору. Сидит ребенок уверенно до 15 минут. Хорошо ползает. Придерживает кружку, когда пьет (чашку держит мама ли папа). Не капризничает, когда сидит на горшке (если начали приучать).

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
7 Старается обращать на себя внимание. Ребенку важно играть вместе с взрослыми. От поцелуев и ласк родственников он может отказываться. Лопочет активно. Может четко говорить: ба-ба-ба, ма-ма, па-па-па, а-ля-ля. У ребенка развивается понимание причинно-следственных связей. Он кидает игрушки и смотрит, куда они падают. Когда малыш голодный, то он смотрит в сторону комнаты, где он обычно ест (кухни).
8 Наступает кризис восьми месяцев. В это время малышу нравится общаться только с близкими, а незнакомых людей он сторонится. При них он может плакать или беспокоиться. Произносит слоги и слогосочетания: а-ля-ля, а-де-де, ай, хэ, а-ба-ба, а-дять и другие. Наступает четвертая стадия сенсомоторного интеллекта: ребенок начинает действовать целенаправленно. Малыш изучает и исследует свое окружение.
9 В этом возрасте ребенок может испытывать гнев, страх, удивление, радость. Ему хочется общаться со взрослыми. Нравится, когда они с ним играют и разговаривают. У малыша в речи возникают первые указательные слова. Их понимают в основном только родные и близкие. Ребенок знает, что есть запрещающие слова – «нельзя», «нет». Также понимает поучения – «поцелуй маму» или «покажи, как…». Малыш отделяет себя от взрослых. Воспринимает себя, как центр вселенной. У ребенка развивается долговременная и рабочая память.

Психологическое развитие и физические особенности от десяти месяцев до года

10 месяцев

В этом возрасте малыш самостоятельно становится на ноги и может пойти. Он шагает, держась ручкой за руку взрослого. Мелкие игрушки кроха берет пальцами. Если понравившиеся ему предметы у него забирают, то обижается, капризничает. Ребенок подражает движениям взрослого. Малыш может прятать и находить, бросать и поднимать, открывать и закрывать. Односложные слова малыш уже может произнести.

11 месяцев

Кроха развивается очень активно. У него ключевые навыки прекрасно развиты. На игрушки, предметы мебели, части тела и животных малыш указывает.

Выполнить может простые указания, «Да»-«Нет» выражает, качая головой. Этот возраст хорош для того, чтобы развивать мелкую моторику. Например, ребенок может разорвать листок бумаги двумя пальцами. Взрослым необходимо уделять внимание развитию детской любознательности.

Ребенка надо хвалить. Как можно больше с малышом необходимо разговаривать.

Один год

В этом возрасте у малыша наступает нелегкий этап развития. Девочки зачастую развиваются быстрее, чем мальчишки. В год ребенок умеет самостоятельно ходить. Если малыша позвать по имени, то он подойдет к взрослому. Без помощи ребенок может присесть и выпрямиться. Не присаживаясь, поднимает с пола игрушки. Сложные просьбы малыш выполняет. Он может принести какой-нибудь предмет из другого помещения или открыть дверь. Ребенку интересно снимать с себя одежду. Ему нравится купаться. Примерно 10 слов кроха уже должен говорить. В 12 месяцев малышу нравиться наблюдать за машинами, людьми.

Физические особенности

Месяц Движения Навыки
10 Самостоятельно недолгое время стоит без опоры и поддержки. У ребенка закрепляются умения и навыки, которые были приобретены ранее.
11 Не опираясь, стоит примерно пять секунд, балансируя руками. Ноги при этом у ребенка расставлены. Малыш первые шаги пытается делать. Когда взрослый его поддерживает, то ребенок шагает уверенно. Продолжается у ребенка закрепление умений и навыков, которые были приобретены ранее.
12 Ребенок самостоятельно может пройти три метра. Приседает и поднимается свободно. Малыш наклоняется и поднимает с пола игрушки. Может залазить вверх по лестнице. Малыш пьет из чашки сам, без поддержки мамы или папы. Ложку держит уверенно, водит ею по тарелке.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
10 У малыша формируется привязанность к людям, которые значимы для него. Он прекрасно идет на контакт с другими детьми. Ребенок повторяет отдельные слоги за взрослыми. Общается на языке, который только близкие хорошо понимают. Ребенок понимает слова «где», «дай». У малыша усложняются все ощущения качественно: тактильное восприятие, слух, вкус, запах.
11 К другим деткам избирательно относится. Общаться с ними ребенку в радость. Малыш лепечет с ними. Игрушки может взять у других деток. Говорит одно-два слова. Звукоподражания «би-би», «ав-ав». Понимает и выполняет просьбы. Например, «покорми куколку», «покатай машинку». Ребенок учится управлять своими действиями. Он мысленно организует информацию, которая поступает.
12 Испытывает разные эмоций, которые базируются на чувстве «отделения» от взрослого. Ведь малыш уже может сам передвигаться. За взрослыми повторяет слоги. Лепетанием обозначает отдельные предметы и понятия. Если предмет/игрушку не показывать, то ребенок понимает, о чем идет речь. Может выполнять поручения: «принеси», «покажи», «дпй», «найди…», «отнеси на место». У ребенка – пятая стадия развития сенсомоторного интеллекта. Понимает категории явлений и предметов (мебель, животные, еда). У малыша формируется произвольное внимание.

Доктор Комаровский о развитии детей

В своей книге «Начало жизни: ваш ребенок от рождения до 1 года», а также в своих видео-уроках известный доктор Комаровский интересно и подробно рассказывает о детях и их развитии. Много говорит Комаровский о педиатрии. Из его лекций и изданий также можно многое узнать об основных этапах развития и роста ребенка, об уходе за ним, о кормлении малыша. Причем, доктор описывает не только питание по ВОЗ, но и свою авторскую методику прикорма.

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

За первый год жизни родители вместе с крохой проходят сложный путь. За 365 дней новорожденный превращается в маленького человечка, который проявляет эмоции, овладевает новыми навыками с молниеносной скоростью и начинает разговаривать. Развитие ребенка по месяцам до 1 года происходит поэтапно. С каждым новым днем грудничок получает новые навыки и радует родителей новыми достижениями.

Доказано, что каждый ребенок индивидуален, поэтому приведенные в календаре навыки малыш может освоить раньше или чуть позже. Наиболее важными критериями развития являются:

  • увеличение веса (от 350 до 1 килограмма в месяц);
  • рост, окружность грудной клетки, головы;
  • прорезывание зубов;
  • статические и двигательные функции.

Врачи стремятся вывести нормы для каждого критерия физического развития, но у них это не выходит. Ребенок развивается нормально, если его вес вдвое увеличился к 6 месяцам, а к году стал больше втрое. Увеличение роста также происходит ускоренными темпами по 3 сантиметра за 30 дней. К годовалому возрасту кроха становится выше на 25-30 сантиметров.

По физическим показателям (вес, рост, объемы) девочки обычно отстают от мальчиков.

Не менее важными критериями развития, являются окружности головы, грудной клетки. К году грудь должна быть по замерам больше, чем голова. Зубы у каждого грудничка прорезываются по своему графику, к 12 месяцам их должно быть 6-10.

Педиатры чаще всего обращают внимание только на физические показатели развития ребенка, а неврологи задают вопросы о психоэмоциональных. Родителям стоит обращать внимание:

  • проявление эмоций;
  • развитие речи;
  • переход от рефлекторного хватания предметов к осознанным играм с ними;
  • понимание слов и интонации взрослых.

Остановится подробно стоит на речевом развитии. Новорожденный реагирует на неудобства криком, а позже начинает проявлять и положительные эмоции улыбкой. Первую улыбку родители могут увидеть во время сна ребенка, к 3 месяцам она появляется, когда он бодр. По мере роста грудничок начинает произносить первые звуки, слоги, слова. Считается нормой, если к году будет насчитываться порядка 10 устойчивых, но простых слов.

Для того, чтобы развитие крохи соответствовало возрасту, с ним можно начинать заниматься с самого раннего возраста. Для соблюдения темпов физического развития, педиатры советуют следовать рекомендациям по питанию, делать легкий массаж и гимнастику. Неврологи советуют с шестимесячного возраста играть с малюткой, читать ему, проводить развивающие занятия.

Первый месяц жизни

Период с рождения малыша до 1 месяца является адаптационным. У новорожденного продолжают развиваться его органы, значительно прибавляется вес. Большую часть дня он спит, просыпаясь только для кормления, при физических неудобствах. Плач появляется при раздражителях:

  • переполненном подгузнике;
  • боли;
  • голоде;
  • холоде или жаре.

Во время осмотра педиатры и неврологи проверяют наличие рефлексов у грудничка. На первом месяце жизни должны присутствовать рефлексы: ходьбы, сосания, плаванья, поиска, хватания. Со временем часть этих рефлексов замещается моторными навыками.

Для первых недель жизни наиболее важно наладить питание новорожденного. Он должен прибавить не менее 600 грамм. Для этого используется грудное или искусственное вскармливание. Не рекомендуется прикладывать кроху к груди или давать ему смесь по часам. Идеальный режим – давать ему питаться по требованию. У новорожденных до месяца чувство голода может возникать каждые 1-3 часа, такой промежуток сохраняется ночью.

Среди навыков у малютки можно заметить попытки удерживать головку из положения на животе, задержку взгляда на неподвижных ярких предметах и реакцию на громкие звуки. Вы можете заметить, что ребенок прислушивается к вашей речи, пытается издавать гласные. По этой причине мама рекомендуется петь колыбельные, проговаривать свои действия во время ежедневных процедур, обращаться к младенцу. Над кроваткой подвесьте яркие игрушки, чтобы он мог тренировать взгляд.

Наиболее важно в период от рождения до месяца жизни установить между мамой и малышом тесный контакт. Для этого часто прикладывайте малютку к груди, не отстраняйтесь от ухода за ним.

К концу первого месяца жизни важно приучить ребенка к режиму дня. Он не должен быть жестким, вгоняющим младенца в рамки. Нужно лишь соблюдать режим тишины ночью, использовать только приглушенный свет. Просыпаясь малыш должен понимать, что сейчас время ночного отдыха, не лучшее для длительного бодрствования. Если вы не будете ночами сидеть за компьютером или смотреть телевизор, то малютка быстро уснет.

Второй месяц

На втором месяце можно заметить, что ребенок стал более бодрым. Он оживленно реагирует на появление матери: начинает дергать ручками, ножками. Младенец начинает внимательно рассматривать лицо мамы, учится считывать ее эмоции. Его могут напугать проявления:

  • злости;
  • раздражительности;
  • агрессии;
  • грусти.

У мамы может случится депрессия из-за нестабильного гормонального фона. Для того чтобы победить послеродовой недуг, помните, что маленькому человеку очень важно, чтобы рядом с ним была спокойная, веселая мама. Если вы будете расстраиваться без причины, плакать и злиться, то кроха будет вести себя раздраженно. Эмоциональная связь с матерями дает детям возможность даже на расстоянии угадывать настроения друг друга. Вы можете заметить, что ребенок неспокоен, если сами не можете прийти в состояние душевного равновесия.

Для этого возраста характерны: увеличение веса минимум на 700 грамм, прибавка роста около 3 сантиметров. Условные рефлексы новорожденного начинают затихать, а периоды бодрствования становится больше. Малыш может захотеть общаться ночью, а днем проводит без сна от 15 до 40 минут каждые 2-3 часа. Он начинает исследовать свои руки, поэтому строгое пеленание применять не следует. Кроха начинает пытаться дотянутся до предметов, с интересом изучает окружающий мир.

Рекомендуется окружать малыша яркими предметами, чтобы он их рассматривал. Периодически вкладывайте в ладошку погремушку. Ею же водит из одной стороны в другую, чтобы помогать развитию навыка слежения глазами.

Третий месяц

Важной вехой развития ребенка является третий месяц. Чаще выкладывайте малыша на животик, чтобы он тренировал мышцы предплечий, груди, шеи. Он уже уверенно держит головку, начинает поднимать верхнюю часть корпуса для лучшего обзора. Положение лежа на животе является предпочтительным для младенца, так как оно помогает избавиться от лишних газов в кишечнике. Не позволяйте крохе долгое время лежать на боку, чтобы не допустить искривления позвоночника.

Если рождение грудничка пришлось на зиму или осень, то ближе к трем месяцам ему нужно начать давать раствор витамина D. Дозировку указывает педиатр, исходя из физического состояния ребенка. Летом, при регулярных длительных прогулках, необходимости в приеме витамина нет. Обратите внимание, что препарат может вызывать аллергию или стать причиной побочных действий. Передозировка его опасна. Давайте витамины и любые лекарственные средства детям до года только по рекомендации врача.

Промежутки между сном и бодрствованием могут составлять до полутора часов. В это время малыш:

  • активно лепечет, произнося нараспев разные звуки;
  • любопытно изучает окружающую его обстановку;
  • вытаскивает изо рта соску, делает попытки вернуть ее обратно;
  • поворачивает голову в положении лежа на животе;
  • начинает перекатываться на бок;
  • проявляет эмоции (смеется, улыбается);
  • кричит, когда ему необходимо внимание;
  • тянет в рот игрушки, делает попытки ударить по погремушке или дотянутся до нее.

Познание тела у ребенка продолжается: он изучает не только руки, ощупывает личико и ноги. Важно во время гигиенических процедур подстригать ногти малышу, чтобы он не оцарапал себя. Чтобы развитие крохи было гармоничным, проводите с ним как можно больше времени. Дарите свою любовь и занимайтесь.

На третьем месяце жизни рекомендовано делать ежедневно легкий массаж, базовую гимнастику. Продолжайте занятия с погремушками. Усложните задачу малышу, прячьте игрушку за бортом кроватки, а затем показывайте ее, привлекая внимание звуком. На третьем месяце жизни кроха должен поворачивать голову к погремушке, легко находить ее взглядом.

Четвертый месяц

В этом возрасте грудничок продолжает развивать зрение, слух и реакцию. Из положения лежа на животе он уже вытягивает ручки, а ножками пытается оттолкнуться от опоры. Младенец умеет отличать мать от других людей. Он начинает капризничать, если она исчезла из его поля зрения, среди всех взрослых отдает предпочтение именно ей. Для женщины этот возраст ребенка очень сложный, она начинает чувствовать сильную усталость, так как младенец просится на руки, часто бодрствует по ночам.

Педиатры рекомендуют на четвертом месяце жизни познакомить младенца с музыкой. Выбирайте классические произведения, они успокаивающе действуют на нервную систему. Звуки – важная часть этого возраста. Кроха пытается самостоятельно извлечь их из окружающих предметов. Для этого он трясет погремушкой, бьет ей об окружающие поверхности.

Он продолжает следить за движущимися объектами, с интересом знакомится со своим отражением в зеркале. Руки его двигаются более осознанно. Они хватают игрушки, тянут их в рот. Из положения лежа на спине кроха начинает пытаться сесть. Но не стоит присаживать его, до того как он сделает это самостоятельно.

Пятый месяц

Для этого возраста характерен скачок развития. Он начинает переворачиваться с живота на спину и пытается вернуться обратно. Чаще всего это получается. Родителям стоит предельно внимательными, так как кроха может упасть с кровати или пеленального стола. Малыши начинают ползать, лучше всего если они будут делать это в кроватке или манеже. Теплой весной или летом можно постелить одеяло на пол, чтобы дать младенцу больший простор.

Главный признак нормального развития – умение распознавать своих и чужих. При появлении в поле зрения незнакомца, кроха начинает вести себя настороженно, он не пойдет к нему на руки. Если взять младенца на руки, то недовольство он может показать криком. Успокоиться чадо только на руках у родителей.

К пятому месяцу жизни малыш:

  • уверенно осматривает мир из положения лежа на животе;
  • играет во время бодрствования и еды;
  • учится находить взглядом людей или крупные объекты;
  • охотно взаимодействует с предметами, хватает их, подтягивает к себе;
  • может сидеть с опорой несколько минут;
  • грудь или бутылочку во время еды держит руками.

Эмоционально груднички очень неустойчивы – у них может кардинально меняться настроение за считанные секунды. Плач становится ответом на недостаток внимания. Лепет становится активным, появляются согласные. Некоторые слоги заменяют простые слова.

Шестой месяц

Для возраста характерно развитие быстрыми темпами. Многие мамы утверждают, что груднички в течение шестого месяца каждый день показывают новые умения. Это действительно так, мышцы ребенка уже окрепли. Он может руководить движениями своего тела и все больше интересуется миром:

  • с удовольствием играет в «ку-ку»;
  • начинает пить из детской кружки с носиком;
  • осваивает прикорм (этот момент можно отложить, если пищевого интереса не возникло);
  • формирует причинно-следственные связи (ударил рукой по игрушке, она начала звенеть);
  • по-пластунски может преодолеть до 30 сантиметров;
  • встает у опоры;
  • поворачивается, с интересом наблюдая за окружающей обстановкой;
  • начинает разглядывать картинки.

В лексиконе младенца появляются короткие слова, чаще всего это обращения к родителям. Он начинает откликаться на свое имя, особенно, если вы часто его повторяете. Старайтесь чаще разговаривать и играть с ребенком, чтобы он активно развивался. Изучайте совместно крупные и яркие картинки в книгах, такие занятия должны длиться недолго всего 2-3 минуты.

Седьмой месяц

На этом этапе развития малыш закрепляет навыки, полученные в предыдущий месяц:

  • сидит более уверенно;
  • начинает ползать;
  • бьет игрушками о пол или другие предметы;
  • находит взглядом крупные объекты;
  • любит купаться, так как у него появляется возможность бить ладошками по воде.

Следите за тем, чтобы в доступе у крохи не было мелких предметов. Он обязательно решит попробовать их на вкус. В плане питания развитие идет усиленными темпами. Малютка снимает пищу с ложки и хорошо пьет из кружки, если вы поддерживаете его.

Чтобы стимулировать дальнейший рост грудника, давайте ему пищу с кальцием и белком. Если нет пищевых ограничений по здоровью, в рацион можно добавить молочные каши, творог, мясо. Эти продукты необходимы для прорезывания зубов, работы сердца, нормального роста костей и мышц.

Восьмой месяц

На восьмом месяце жизни грудничка не стоит оставлять одного, особенно на пеленальном столе или родительской кровати. Он уже самостоятельно встает у опоры, садится и перемещается. Это время идеально подходит для знакомства с новыми игрушками:

  • пирамидкой;
  • баночек с крышками;
  • счетами;
  • кубиками.

Эмоциональная связь с мамой по-прежнему остается сильной. Малыш расстраивается, если она покидает его даже на короткое время. Он скованно себя ведет в незнакомом месте, а дома уже отлично ориентируется в пространстве.

Во время бодрствования рекомендуется включать младенцу ритмичную музыку (в это время он начинает изображать подобие танца). Кроха может исполнять мелкие просьбы, учится махать уходящим родственникам. В лексиконе у него могут появиться новые слова: «мама», «пока», «папа».

Девятый месяц

В этом возрасте можно вместе с малышом совершенствовать мелкую моторику. Он уже с легкостью рвет и мнет бумагу. Неврологи утверждают, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому стоит помочь крохе. Сейчас в продаже есть специальный пластилин с небольшими шариками внутри. Он массирует пальцы и ладошки малыша, стимулируя нервные окончания.

Главным навыком девятого месяца жизни является – хождение вдоль опоры. Не стоит переживать, если в процессе ребенок упал на попу. Он встанет без вашей помощи и пойдет дальше. Такие ошибки позволяют развить у малыша вестибулярный аппарат, координацию и равновесие.

Грудничок начинает манипулировать родителями при помощи крика. Он начинает возмущаться, когда ему не дают самостоятельно есть ложкой или одеваться. При этом он любит, если ему дают поручения, особенно при посторонних или других родственниках.

Десятый месяц

В этом возрасте малыши умеют:

  • танцевать, топать, стоять без опоры и перемещаться у нее;
  • удерживать в руке по несколько предметов одновременно;
  • выполнять разнообразные действия с предметами;
  • показывать части лиц на картинках, игрушках или окружающих взрослых;
  • складывать мелкие предметы в ящики или ведерки;
  • копировать движения и мимику взрослых.

Поощряйте игры и самостоятельные действия ребенка. Они с их помощью познают мир, начинают ощущать себя личностями.

На десятом месяце жизни ребенку будет интересно пообщаться с другими детьми. При этом его можно начать воспитывать. Он уже поймет слово «нельзя» и простые просьбы («пойдем», «присядь», «постой»). Учитывайте, что малыш может не слушать ваши слова.

Одиннадцатый и двенадцатый месяцы

К этому периоду отлично подходит определение «взрослый ребенок». К этому периоду малыш овладел практически всеми базовыми навыками. Многие груднички этого возраста начинают вставать и ходить без опоры. Они отлично владеют своим телом и начинают активно участвовать во всех процессах: одевания, купания, питания. Они проявляют свои вкусовые пристрастия, отказываются от пищи, которая не понравилась по вкусу или консистенции.

Родители начинают понимать своих детей, ведь они произносят уже осознанные слова. Незнакомцам они могут показаться бессмысленным набором звуков. Всего к годовалому возрасту в лексиконе должно насчитываться около десятка слов.

Ребенок в возрасте около года повторяет звуки, которые он услышал от взрослых или телевизора. Старайтесь не использовать матерные слова, чтобы в лексиконе ребенка не появилась брань.

Эмоциональная связь появляется не только в отношении родителей. Кроха начинает испытывать привязанность к игрушкам. Вы можете заметить, что некоторые игрушки он берет чаще. К 11 месяцам обязательно приобретите грудничку куклу, несколько резиновых игрушек в виде животных, мягкие игрушки для сна. Он начнет ухаживать за своими питомцами: укладывать их спать, кормить и одевать.

Мягкие игрушки нельзя приобретать, если малыш склонен к аллергии. Если проблем со здоровьем нет, то лучше всего купить варианты с коротким ворсом и регулярно стирать их вместе с наполнителем.

Знакомство с окружающими предметами завершается тем, что младенец понимает, как правильно пользоваться ими. Он знает, что телефон нужно прикладывать к уху, молотком можно забить гвоздь, а веником нужно водить по полу. В возрасте около года дети могут проявлять себя как хозяева. Они перекладывают вещи с одного места на другое.

Не стоит переживать, если в год ваш малыш не делает попытки ходит без опоры, а в 5 месяцев не сидит. Все приведенные этапы развития крохи проходят постепенно от одного к другому. После полугода они изменяются практически каждый день, радуя родителей первыми попытками ходьбы или звонким смехом. Развитие ребенка по месяцам до года чаще всего проходит по индивидуальному графику, который опережает среднестатистический или отстает от него. Родителям важно не поддаваться панике в обоих случаях. Регулярно посещайте педиатра, грамотный врач во время них определит, насколько нормально протекает процесс обучения навыкам.

Появление в семье малыша – момент важный и крайне ответственный. И не имеет значения, первенец это или второй, третий ребенок. Каждый подготовленный родитель знает, насколько насыщенным является первый год жизни малыша, и как важно отслеживать развитие ребенка по месяцам, чтобы не упустить важные моменты или отклонения. В помощь новоиспеченным родителям предлагаем емкую, но легкую для восприятия статью, чтобы всегда оставаться в курсе событий и эффективно помогать малышу расти и развивать.

В сантиметрах и килограммах: таблица норм физического роста ребенка первого года жизни

Измерять, слушать, смотреть малыша после рождения – это обыденные действия, которые очень быстро входят в привычку молодых родителей.

Сколько грамм набрали, на сколько сантиметров подросли, как соотносятся окружности головы и груди – все это старательно сверяют с показателями таблицы развития ребенка по месяцам до года (так называемая «таблица норм физического развития»).

Но эти данные можно использовать лишь для приблизительной ориентации в «нормальности» физического роста малыша, учитывая при этом:

  • показатели роста и веса ребенка при рождении;
  • особенности индивидуального развития и наследственность малыша;
  • пол ребенка;
  • состояние и самочувствие малыша;
  • в таблицах представлены усредненные или крайние показатели норм;
  • статистика ВОЗ и педиатрических наблюдений может иметь расхождения.

Тем не менее, расти до года малыш должен, приблизительно, так:

Рост, см Вес, кг ВОЗРАСТ (мес) Окружность головы, см Окружность груди, см
47-52 2,5-4 рождение 32-36 31-38
49-53 3-4,5 1 33-37 32-39
51-57 3-5 2 35-38 33-40
55-60 4,5-6,5 3 37-40 34-42
57-63 5-7 4 38-41 36-44
59-66 6-8 5 39-42 38-46
61-68 6-8 6 40-43 39-47
63-69 6,5-9 7 41-44 40-49
65-71 7-9,5 8 42-45 41-50
66-72 7-10 9 42-46 42-51
67-74 7-10 10 43-47 43-52
69-75 7,5-10,5 11 43-47 43-53
70-76 8-11 12 44-50 44-54

В таблице приведены крайние усредненные, низкие и высокие показатели по росту и развитию мальчиков и девочек, поэтому не стоит волноваться, если где-то на 1-2 сантиметра или полкилограмма показатели малыша «выпадают».

Организм найдет свой темп и скорость развития, комфортные для ребенка.

О явных проблемах и возможных отклонениях в развитие и питании (при их наличии) сообщит и проконсультирует квалифицированный детский врач на плановом приеме

Умею, могу и учусь: всестороннее развитие по месяцам до года

Когда ребенок хорошо кушает и растет, сантиметры и весы откладываются в сторонку, и родители начинают интересоваться возможностями, навыками и новыми умениями малыша. Что он уже умеет и что должен уметь; как воспринимает окружающий мир и как должен на него реагировать; что у него получается хорошо, а где требуется помощь и поддержка родителей или специалистов.

Календарь развития по месяцам до года

Новорожденный:

  • малыш дышит, видит, слышит, издает звуки;
  • движения рук и ног хаотичны;
  • пальцы рук сжаты в кулачки;
  • руки и ноги полностью не выпрямляются;
  • присутствуют врожденные рефлексы: мигательный, поисковый, сосательный, глотательный, хоботковый, ладонно-ротовой, подошвенный, защитный, хватательный, обхватывания, шаговый, ползанья, нырятельный;
  • большую часть времени малыш спит.

В 1 месяц:

  • ребенок в положении лежа начинает поднимать голову и шею;
  • реагирует на звуки и свет;
  • присматривается к очертаниям предметов и лицам;
  • может следить за движением яркого предмета;
  • начинает улыбаться;
  • реагирует на разные интонации в голосе родителей.

В 2 месяца:

  • ребенок пытается удерживать голову вертикально около минуты;
  • приподнимает голову и грудь, лежа на животике;
  • активно реагирует на звуки, свет, привлечение внимания;
  • движения рук и ног становятся менее хаотичными;
  • ярко проявляется «комплекс оживления»;
  • малыш может удерживать и рассматривать игрушку в руке;
  • развивается трехмерное восприятие предметов;
  • ребенок пытается сам поворачиваться на бок.

В 3 месяца:


  • хорошо держит голову до 2 минут;
  • лежа на животе, пытается приподняться на локтях;
  • становится более подвижным и вертлявым, пробует переворачиваться;
  • проявляет активный интерес к игрушкам, пытается их схватить;
  • тянет ручки и одеяло в рот;
  • хватательный рефлекс переходит в осознанное хватание;
  • малыш начинает гулить и смеяться;
  • привлекает внимание доступными способами (крик, плач, смех, перебирание ножек).

В 4 месяца:

  • малыш пытается поднимать голову лежа на спине;
  • делает попытки подтянуться и сесть;
  • упирается ножками, когда его держат вертикально под мышки;
  • переворачивается на бок;
  • делает попытки повернуться со спины на живот;
  • поднимается и упирается на ладошки, лежа на животе;
  • удерживает внимание на интересующем предмете несколько минут;
  • играет погремушками, ударяет по ним, пытается словить;
  • узнает лица близких;
  • различает и узнает голоса;
  • реагирует на свое имя;
  • часто и долго может гулить.

В 5 месяцев:

  • пытается переворачиваться с живота на спину;
  • начинает сидеть с поддержкой, полулежа;
  • предпринимает попытки ползти по-пластунски;
  • увлеченно рассматривает и ощупывает различные предметы;
  • играется со своими пальчиками и ножками;
  • появляется «пищевой интерес» к взрослой еде;
  • может пить с ложечки;
  • узнает своих близких и остерегается чужих;
  • могут начать лезть зубки;
  • появляется «цветное» зрение;
  • у малыша может получиться произнести первые простые слоги.

В 6 месяцев:


  • ребенок тянется ручками к маме, просится на руки;
  • крутится, переворачивается;
  • лежа на животе пытается ползти/ подтягиваться вперед или отталкиваться назад;
  • сидит и достаточно твердо стоит с поддержкой;
  • делает попытки встать на четвереньки;
  • «играет» своим голосом, лепечет то тихо, то громко;
  • перекладывает игрушки из руки в руку;
  • знает и использует основные особенности игрушек (стучит, пищит и т.д.);
  • можно начинать вводить первый прикорм, давать пробовать новую еду.

В 7 месяцев:

  • ребенок уверенно сидит сам;
  • наклоняется и тянется за игрушками в положении сидя;
  • ползает;
  • делает попытки встать у опоры;
  • узнает знакомые вещи по названию (смотрит на них, когда его просят найти);
  • интересуется своим отображением и телом;
  • бросает и подбирает игрушки;
  • «знакомится» с причинно-следственными связами (бросить-упало);
  • сам может держать поильник, когда пьет из него;
  • хорошо кушает с ложки.

В 8 месяцев:

  • малыш может сам сесть и подняться на ноги у опоры;
  • пытается делать первые шаги с поддержкой;
  • хлопает в ладоши;
  • машет «пока»;
  • расширяется мимический репертуар реакций;
  • может длительное время играть с любимой игрушкой;
  • знает, как достать или попросить желаемую вещь;
  • может сам держать и есть сухарик/ бублик и т.д.;
  • формируются устойчивые связи (кушать – идти на кухню и т.д.);
  • лепечет на своем языке.

В 9 месяцев:


  • ребенок уже ходит у опоры или за руки;
  • делает попытки ходить самостоятельно;
  • интересуется маленькими предметами, развивает мелкую моторику;
  • играет преимущественно сидя;
  • может выполнять простые просьбы (принести, дать);
  • появляются устойчивые сочетания слогов, первые слова со смыслом;
  • понимает запреты;
  • использует знания из долговременной памяти;
  • стремится к активному общению;
  • подражает действиям взрослых (например, подносит телефон к уху).

В 10 месяцев:

  • приседает, поднимается на ноги, наклоняется;
  • пытается ходить за одну руку;
  • учится переступать преграды;
  • любит открывать/закрывать шкафчики, складывать/ разбрасывать игрушки;
  • произносит простые односложные слова;
  • разбирает игрушки, складывает пирамидку;
  • формируется привязанность к часто встречающимся людям;
  • стремиться к другим детям;
  • хочет пробовать есть сам, играется с едой;
  • указывает на предмет, который называют.

В 11 месяцев:

  • совершенствуются двигательные навыки;
  • ребенок выполняет двусложные просьбы (иди, принеси);
  • эмоционально выражает свое отношение, принятие/непринятие;
  • может найти или показать называемый предмет;
  • нравится что-либо рвать, растягивать, доставать;
  • хорошо ориентируется и передвигается в пространстве;
  • стремится к совместной игре;
  • учится делиться, просить;
  • может сам руководить процессом кормления (берет сам чашку, показывает на ложку);
  • пытается стягивать с себя вещи;
  • танцует.

В год:

  • ребенок ходит сам;
  • приходит, когда его зовут по имени;
  • в словарном запасе есть около десятка простых слов;
  • умело преодолевает преграды на пути;
  • выполняет сложные поручения;
  • начинается момент «отделения» от взрослого;
  • с интересом наблюдает и «комментирует» происходящее вокруг;
  • появляются элементы сюжетных игр (возит машинку, укладывает куклу);
  • активно подражает действиям взрослых и сверстников.

Как развиваются мальчики и девочки?

Развитие по месяцам до года мальчика и девочки могут незначительно отличаться, как в силу индивидуальных, так и физиологических особенностей. Например, девочек не советуют торопиться высаживать самостоятельно раньше полугода, чтобы не было в будущем проблем с внутренними женскими органами. А мальчики нередко бывают молчаливы, не хотят долго говорить первые слова. Здесь каждому родителю следует четко понять и грамотно разобраться в сути и значении всевозможных нормативных таблиц и графиков развития детей до года, чтобы не торопить, но и не затягивать естественные события.

Наш уже умеет, а ваш?

Кроме вполне естественных переживаний родителей в отношении соответствия развития своего малыша «общепринятым» нормам, немало беспокойства вызывают опыт и результаты малышей других родителей. Особенно впечатлительными бывают мамы. Развитие по месяцам до года девочки или мальчика становится для них обязательным планом к выполнению. Ведь результатами можно похвастаться мамочкам на площадке: малыш начал сидеть раньше положенного, или уже кушает новые продукты с 4 месяцев.

Но не бывает абсолютно одинаково развивающихся малышей, даже у одних родителей, даже если это близнецы.

Каждый ребенок уникален, у каждого свои особенности организма, темпы и скорость развития и приобретения навыков и умений. Развитие ребенка – это не дрессировка животного. Тут нельзя просто взять и научить. Детский организм должен быть подготовлен к каждому новому достижению.

Заключение

Родители могут лишь немного помогать малышу:

  • любить его;
  • обеспечивать для него необходимые условия питания и ухода;
  • общаться, играться и упражняться с малышом;
  • посещать детского врача и прислушиваться к его рекомендациям;
  • гулять и заниматься;
  • быть спокойными и счастливыми родителями здорового малыша.

Не гонитесь за успехами других детей. Всему свое время.

«Чужие дети растут быстро» - известная всем поговорка. Однако свои малыши тоже спешат в развитии. Это подтвердят любые родители, у которых только вчера в семье родился ребенок, а уже сегодня он пытается сидеть и разговаривать.

Молодые мамы и папы не всегда успевают отслеживать достижения своего чада, только удивляются, с каким увлечением и азартом малыш познает окружающий мир. Чтобы проще было контролировать процесс взросления карапуза, существует таблица развития ребенка по месяцам до года, где кратко, но емко изложены основные достижения крохи.

Параметры веса, роста и окружности головы ежемесячно контролируют в поликлинике. Эти значения являются прямым отражением нормального развития ребенка. А его умения и навыки отмечаются и фиксируются родителями, ведь каждое достижение малыша является очередной ступенькой его взросления и познания окружающего мира.

Навыки развития и достижения ребенка месяцы
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
улыбается Х Х
гулит Х Х Х
держит головку Х Х Х
удерживает предметы Х Х Х
переворачивается Х Х Х Х
садится Х Х Х
ползает Х Х Х
берет предмет Х Х Х Х
встает самостоятельно Х Х Х Х
ходит с поддержкой Х Х Х Х
стоит самостоятельно
Х Х Х Х
ходит самостоятельно
Х Х Х Х

Как понимать таблицу развития

Информация, изложенная в таблице развития ребенка до года, отличается от привычного вида и понимания, поскольку в ней содержится мало цифр. Только верхняя строчка включает в себя периоды развития малыша по месяцам.

Левый столбец представляет собой перечисление умений и навыков ребенка от первых гуления и улыбки до самостоятельной ходьбы и развития речи. А на пересечении возраста и навыка могут быть окрашенные или пустые клеточки. Например, в 2 месяца клеточки с умением ползать или сидеть самостоятельно неокрашенные, а в 7-8 месяцев этот навык появляется и закрепляется, поэтому клеточки закрашены цветом.

Понять таблицу развития ребенка совершенно несложно. Важно отметить, что напротив каждого навыка закрашены 3-4 клеточки разного возраста. Это связано с тем, что каждый малыш развивается по-своему.

Умение переворачиваться с живота на спину и обратно в 4-5 месяцев считается нормой, но если ребенок освоил этот процесс в 6 месяцев, это также нормально. Поэтому информацию в таблице стоит использовать как отправную точку для сравнения. И не переживать, если малыш в чем-то отстает. Сделать выводы об отставании в развитии может только педиатр на основании множества факторов взросления ребенка.

Особенности развития ребенка до 1 года

Взросление ребенка происходит постепенно, одни навыки следуют за другими. Малыш не может научиться произносить звуки и слоги раньше гуления, или брать мелкие предметы в ручки до тех пор, пока не научился брать крупные. Кроме такой последовательности, существует также возрастная зависимость. Карапуза в 4 месяца нельзя пытаться садить, его позвоночник еще не готов к такой нагрузке.

Рассмотрев таблицу навыков и умений ребенка до одного года, а также выяснив, что должен уметь малыш в своем возрасте, заботливый мама и папа могут помочь ему познавать окружающий мир. Для каждого возраста подходят свои игры и занятия, которые помогут развить и закрепить определенные навыки.

В последнее время популярным и модным становиться использовать методики раннего развития детей каждая из которых предлагает невероятные результаты, например, возможность читать и писать в два года. Однако при этом важно понимать, кому это больше надо – малышу или маме с папой.

Как заметили в своей книге «Любить без условий, растить без усилий» авторы Некрасова Нина и Некрасова Заряна: «Дети растут сами. И все случается в свой срок. Надо только не препятствовать этому естественному процессу, а поддерживать, помогать, оберегать».

Как меняется малыш в первые полгода

Сразу после рождения ребенка начинается его процесс адаптации к новой жизни. Первое время он будет много спать, просыпаясь только для кормления и осуществления естественных нужд, но постепенно время бодрствования будет увеличиваться. Когда малыш не спит, он с интересом рассматривает все, что его окружает. Уже через месяц-полтора он начнет узнавать людей, которые чаще всего находятся возле него – маму, папу, бабушку или старшую сестричку. Примерно в этом же возрасте он подарит родителям первую улыбку.

В возрасте двух-трех месяцев ребенок научится держать головку и находить источник звука, который он услышит. Именно поэтому детки так любят погремушки и колокольчики. На четвертом месяце жизни карапуз впервые перевернется со спины на живот, и с этого периода начнется развитиеего активности. В этом же возрасте малыш осознанно потянется за игрушкой и придет в восторг оттого, что смог схватить ее.

Ближе к концу первого полугодия малыш будет активно «общаться», копируя звуки, которые слышит. В этом возрасте он умеет перекладывать предмет из одной руки в другую, и делает попытки самостоятельного сидения.

Как развивается ребенок в возрасте от 6 до 12 месяцев

Второе полугодие жизни ребенка характеризуется повышенной активностью. Он пытается сидеть самостоятельно и даже учится садиться сам из положения лежа. В 7-8 месяцев малыш предпримет попытки самостоятельно ползти. Когда его позвоночник и мышечный корсет готовы к этому, родители могут помочь освоению такого полезного навыка.

Лариса, мама годовалой Ангелины: «Ангелина из тех детей, которые от этапа самостоятельного сидения переходят сразу на этап хождения. Она почти не ползала, и даже сейчас, в возрасте одного года, делает это редко и медленно. Сначала я переживала очень, пыталась научить ее ползать, но после нескольких месяцев бесполезных попыток пожаловалась нашему педиатру. Врач сказал, что бывают дети, которые минуют стадию ползания. Она развивается правильно и растет абсолютной здоровой, поэтому не о чем переживать. А свои первые шаги Аля сделала в 10 месяцев, и сейчас уже ходит почти уверенно».

В возрасте 8 месяцев ребенок учится складывать пирамидку, сортировать предметы по цвету и размеру, ставить кубики один на другой. Среди игр, которые больше всего нравятся малыша, можно назвать «Сорока-ворона», «Ладушки» и прятки. Они помогают развивать речь и коммуникативные навыки ребенка.

На девятом месяце жизни большинство детей впервые становятся на ноги, держась за опору. За несколько недель кроха научится уверенно стоять, потом сделает первые шаги у спинки кроватки или манежа. В возрасте 11-12 месяцев многие карапузы делают первый шаг без поддержки и опоры.

К этому возрасту речь ребенка продолжает активно развиваться, он уверенно произносит простые слоги, и может сказать свое первое слово. При этом все дети понимают речь взрослых, реагируют на простые просьбы и выполняют несложные действия, которые просит мама или папа.

Таблица развития ребенка по месяцам до года представляет собой краткое пособие по всем перечисленным и некоторым другим навыкам, чтобы помочь родителям сориентироваться в умениях своего карапуза. Но ориентируясь на эту информацию, важно помнить, что не каждый ребенок подходит под общепринятые стандарты, а отклонения от нормы не всегда являются признаком патологии.

Дети быстро растут. Ещё год назад малыша привезли из роддома, а он уже бегает по дому, проявляет любопытство, говорит некоторые слова и начинает показывать характер. Весь этот год мамочку беспокоили вопросы, а правильно ли моя малютка всё это время развивалась? Развитие детей не обязано проходить по шаблону — каждый человек индивидуален. Не нужно пугаться незначительных отклонений в развитии, малютка обязательно наверстает упущенные навыки, просто нужно немного подождать. В статье раскрываются особенности правильного развития ребёнка по месяцам до года, которые помогут молодым родителям разобраться в таком волнительном вопросе.

У здорового младенца развиты слух, зрение, ярко выражены врождённые рефлексы. Он по запаху может отыскать грудь, а также глотает, моргает и даже хватает, что выражается с первых секунд его жизни. Новорождённые не могут переворачиваться, не держат головку, но при положении на животике у них прекрасно срабатывает инстинкт самосохранения – они поворачивают головку на щёчку, что видно на многочисленных фотографиях родителей.

1 месяц: знакомство с родителями, адаптация

Первый месяц – период адаптации грудничка к новой окружающей среде. Если новорождённый родился здоровым, отсутствуют причины беспокойства, то большую часть дня будет спать. Режим простой: покушал и поспал. В короткое время бодрствования новорождённый водит глазками, хаотично двигает ручками, поджимает ножки в коленях. Дети в этом возрасте сильно реагируют на резкие звуки, из-за которых могут заплакать.

Физическое развитие:

  • набирает в весе около 600-700 гр.;
  • 70 %времени спит;
  • вздрагивает во сне;
  • хорошо развит хватательный рефлекс, если мама вложит свой палец в ладонь крохи, то почувствует, как младенец крепко его сжимает;
  • наблюдается рефлекторное сосание;
  • даже закрытыми глазами может найти грудной сосок.

Психомоторное развитие:

  • спустя 10 дней после рождения, новорождённый удерживает в поле зрения движущийся предмет, резкие звуки заставляют кроху вздрагивать, наблюдается непроизвольная улыбка;
  • через 18-30 дней грудничок успокаивается при появлении голоса или громкого звука;
  • происходят значительные изменения в развитии: сосредоточив своё внимание на движущемся предмете, грудничок провожает его глазками, поворачивая головку;
  • улыбка становится явной;
  • пытается поднять головку, лёжа на животе;
  • слушая разговор мамы или папы, грудничок отвечает кряхтением;
  • подносить свои кулачки к лицу.

Во время кормления грудью не нужно торопить кроху: он должен не только полноценно покушать, но и насладиться теплом матери.

2 месяц: маму ни с кем не спутаю

Двухмесячного грудничка можно назвать Мастером Перевоплощения. Взглянув на фото первых дней жизни младенца, можно увидеть, как поразительно изменился его облик — малыша словно подменили! Он проявляет себя как социальная личность, радуется присутствию близких ему с рождения людей, изучает окружающее пространство, широко раскрыв глазки, а маленькие губки складываются в улыбку.

Если в первые дни жизни грудничка было совсем не слышно, то сейчас он становится шумным, любит слушать речь взрослых, отвечая уже не кряхтением, а отдельными звуками.

Двухмесячный кроха становится великим имитатором – сменяющееся выражение лица взрослых, нравится грудничку и у него возникает желание подражать.

Движения крошечного создания становятся менее резкими, поскольку малыш начинает постепенно обретать контроль над своим крошечным телом. Плотно сжатые кулачки обретают свободу – пальчики разжимаются, открывается ладошка.

Физическое развитие:

  • прибавка в весе на 800 гр, рост увеличивается на 3 см;
  • после кормления не засыпает, а бодрствует на протяжении 2-х часов;
  • спит 4 раза в день;
  • держит головку несколько секунд;
  • его интересует обстановка;
  • плавно двигает ножками, ручками;
  • может сознательно дотрагиваться до игрушки.

Психомоторное развитие:

  • поворачивает голову в сторону появившегося звука;
  • успокаивается на руках у родителей;
  • может произнести «а-га», «у-гу»»
  • рассматривает собственные руки.

С этого месяца нужно больше общаться с малюткой. «Гулюканье» грудничка – первые уроки речи, которые нужно развивать. Необходимо часто менять положение крохи, чтобы тело не подвергалось деформации.

3 месяц: давай, «поговорим»!

Трёхмесячный грудничок меняется каждый день. Он заметно подрос, окреп, с удовольствием общается со знакомыми ему людьми. Чужие голоса вызывают у крохи любопытство или страх. Проснувшись, малютка может подолгу лежать в своей кроватке, рассматривать окружающие её игрушки, яркие пелёнки, люстру на потолке. У трёхмесячного ребёнка много достижений: он сам с собою воркует, агукает.

Обоняние крохи обострилось, чувства стали ярко выражаться. Плач малютки означает не только голод, дискомфорт, но и боль в животике, усталость.

Физическое состояние:

  • вес прибавляется минимум на 850 гр, рост увеличивается на 2 см;
  • приподымает голову, лёжа на животе и опирает её на предплечья;
  • в вертикальном положении удерживает головку, но не уверенно;
  • 3 месяца – возраст, когда беспокоят колики;
  • лёжа на спине, поворачивается на бочок.

Психомоторное развитие:

  • осознанно тянется ручками к понравившейся игрушке;
  • активно изучает своё тело: сосёт пальчики и не только на руках, трогает лицо;
  • в речи появляются гласные звуки;
  • «самостоятельный» человечек может вытаскивать из рта соску, а потом пытается запихать её обратно в рот;
  • может отталкиваться от твёрдой поверхности и сучить ножками.

В период бодрствования нужно брать младенца на руки, целовать, обнимать, разговаривать и гулять. Правильное развитие грудничка в этом периоде благополучно повлияет на дальнейшее состояние.

4 месяц: головку держим прямо!

Карапуз становится всё забавнее. У него достаточно окрепли мышцы шеи, и теперь он уверенно держит голову в вертикальном положении. Без посторонней помощи дотягивается до игрушки, перекладывает её. Ему нравится изучать предметы вблизи и хочется попробовать их на вкус. Поле зрения расширяется, а маму он ни с кем не спутает.

Физическое состояние:

  • вес увеличивается на 700 гр, к росту прибавляется 2,5 см;
  • положив карапузика на бок, он быстро переворачивается на спинку, без помощи взрослых;
  • высоко поднимает голову, приподымается на ручках, когда лежит на животе;
  • дотягивается до подвешенных над ним игрушек;
  • делает первые попытки, чтобы присесть или ползать;
  • успешно приподымает верхнюю часть тела.

Психомоторное состояние:

  • моментально узнаёт маму, радуется её появлению;
  • громко хохочет во время общения;
  • подолгу гулит;
  • во время кормления трогает, придерживает грудь;
  • ему интересно своё отражение в зеркале;
  • фиксирует взгляд, отслеживает движущийся субъект;
  • затихает или засыпает, когда слышит музыку;
  • начинает капризничать, когда не видит родителей;
  • реагирует на своё имя;
  • настораживается на посторонние звуки, лица;
  • проявляет свою активность, не стоит пугаться, если кроха просыпается ночью. Тихая колыбельная песенка, нежные поглаживания способствуют засыпанию;
  • в течение дня малыш предпочитает спать около 5 часов.

Крох на искусственном вскармливании нужно постепенно приучать к прикорму. Детям, питающимся материнским молоком, рано вводить прикорм.

5 месяц: пора учиться ползать

Пятимесячный карапуз становится всё любопытнее. Он обращает внимание на все предметы, окружающие его, кроме этого, он пытается попробовать их на вкус. Грудничок прекрасно держит головку, но полноценно сидеть ещё не может, спинка к этому не готова. У карапуза появляются интересные упражнения: лёжа на животе, он высоко поднимает голову и вытягивает в стороны ручки, поднимает ножки. Ещё одно упражнение под названием «мостик» позволяет крохе разглядеть, что происходит на заднем плане: лёжа на спине, грудничок упирается головой и ногами в поверхность, приподымая туловище.

В это время у деток перестают косить глазки, но если они всё ещё «бегают», то нужно сообщить об этом детскому окулисту. С помощью специальной гимнастики, проблему можно устранить.

В этом возрасте дети прекрасно различают близких им людей и чужих – это важная стадия в развитии. Зрительная память пятимесячного чада хорошо развита, но после долгого отсутствия члена семьи, дитё на время забывает его.

Некоторые дети учатся ползать, лёжа в кроватке или сидя на попе.

Дитё постоянно требует общения и внимания, сообщая об этом громкими звуками, активными движениями. Грудничок подолгу изучает игрушки, может осознанно трясти погремушкой, перекладывать её из рук в руки, выбрасывать на пол, привлекая внимание мамы. В это время у детей начинают прорезываться первые зубки. На фоне этого они часто капризничают.

Пора учить ребёнка говорить слова мама, папа, деда, баба.

Физические достижения:

  • к весу прибавилось 700 гр, рост на 2 см больше;
  • некоторые детки могут сидеть в специальном детском кресле;
  • легко переворачивается со спины на животик;
  • упирается на ладони и приподымается всем телом;
  • с помощью взрослых устойчиво стоит на ножках.

Психомоторное развитие:

  • понимает интонацию мамы;
  • протягивает ручки, просясь к родителям;
  • кушает с маленькой ложечки, пьёт с кружечки;
  • время кормления превращается в забавную игру;
  • дневной сон становится всё реже. Малыш долго гулит, любит общаться со взрослыми, но если беседа прерывается, то проявляет своё недовольство громким плачем;
  • с интересом рассматривает красочные иллюстрации;
  • засматривается на экран телевизора.

Ребёнок учится ползать, поэтому нужно подумать о его безопасности. Не нужно его оставлять одного на кровати, а если это необходимо, то можно делать барьеры из подушек или одеяла. Главная развивающая игра – различные коробочки с крышками, в которых будет что-нибудь находиться. Ребёнку нравится открывать крышки, доставать и складывать предметы в ёмкость.

6 месяцев: самостоятельно сидим

Первый маленький юбилей грудничка. Из спокойного комочка он превращается в непоседливое создание, которому некогда лежать, а нужно добиваться новых достижений, радовать всех вокруг. Малыш прекрасно ворочается с боку на бок, приподымается в кроватке на колени, подползает к игрушке на животе. Дети хорошо сидят, но педиатры не рекомендуют оставлять кроху в таком положении надолго, чтобы не спровоцировать искривление позвоночника.

  • вес прибавляется на 650 гр, а рост на 2 см;
  • ухватив кого-нибудь за руки, малыш может присесть и даже встать на ноги;
  • стоя на ногах, делает шаги;
  • стоя на четвереньках, раскачивается вперёд-назад;
  • ребёнок хорошо владеет своим телом.

Психомоторное состояние:

  • гуление превращается в слоги: «ба», «ма», «па», «да»;
  • поднимает выпавшую из рук игрушку;
  • если спросить у крохи, где мама, папа, кроватка, то ребёнок может отыскать объект глазками;
  • любит играть с музыкальными игрушками.

Детям, находящимся на грудном вскармливании, вводят прикорм.

7 месяцев: учимся ползать

Семь месяцев – серьёзный скачок в развитии. У маленького человечка развивается характер, темперамент. Он воспринимает информацию, исходящую от родителей и пытается применять её в повседневной жизни. Кроха исследует окружающий мир, ползая на четвереньках. Может недолго стоять на ножках, держась за перила кроватки.

Появляются нижние резцы, но бывает и так, что зубки не прорезаются до года. По такому поводу не нужно волноваться, каждая личность индивидуальна.

Достижения крохи проявляются и в речи, которая становится громкой, продолжительной, чёткой. Нужно помнить, что семимесячный карапуз во всём подражает взрослым, копирует мимику, настроение.

Крохе всё интересно, поэтому он выгребает содержимое из шкафов и начинает их исследовать. Пора водить систему запретов, но их не должно быть много, в противном случае ребёнок запутается, что ему можно, а что нельзя.

Достижения в физическом плане:

  • наблюдается прибавка в весе на 600-700 гр, к росту прибавляется 2 см;
  • активно и уверенно переступает ножками;
  • ползает быстро и уверенно сидит, и иногда опирается на руку.

Психомоторное развитие:

  • любит играть с игрушками, а также ломать, бросать, трясёт, складывать в коробку, пытается присоединить две части от игрушки, и т.д.;
  • хорошо знаком с предметами и правильно их показывает;
  • знаком со своими частями тела;
  • развивается мелкая моторика рук, играет в «Ладушки», «Сорока-белобока»;
  • в речи появляются новые слоги;
  • самостоятельно листает книжки;
  • понимает слово «нет» и «да»;
  • наблюдается избыточное слюноотделение из-за зубов, которые должны вот-вот появиться.

У родителей появилась новая обязанность – каждый день следить за чистотой пола и игрушек. Ведь малыш пробует всё на вкус, а вокруг много микробов. Нужно помнить, что чистота – залог здоровья для малыша.

8 месяц: уверены в движениях

Этот период, когда родителям нужно особенно внимательно следить за своим чадом, теперь его не оставишь в манеже, в кроватке или на кровати. Многие мамы рассказывают, что активные ребята умудряются выпадывать из своей кроватки. Это неудивительно! Кроха самостоятельно сидит, ползает, встаёт и делает шаги, держась за опору, а если мама долго отсутствует, то малютка начинает беспокоиться и проявляет так называемые чудеса.

Малютка встречает широкой улыбкой с четырьмя зубками знакомых ему людей. Проявляет восторг, хлопая в ладоши. У некоторых детей наблюдается успех в произношении коротких слов. В этот период взросления нужно читать малютке сказки, петь песенки, рассказывать стихи и потешки.

Физическое развитие:

  • масса достигает 9 кг, а рост увеличивается на 3 см;
  • ползает, хорошо ориентируется в пространстве;
  • прекрасно встаёт, садится, ложится.

Достижения в психомоторике:

  • выполняет лёгкие поручения, может принести игрушку;
  • правильно играет с пирамидкой, кубиками;
  • диапазон эмоций расширяется: ребёнок не только радуется или плачет, но и удивляется, проявляет недовольства, настойчивость;
  • растёт словарный запас;
  • танцует под музыку, хлопает в ладоши, топает ножками;
  • может брать двумя пальчиками мелкие предметы.

9 месяцев: долгожданные шаги

После двух удачных шагов малютка проявляет свою настойчивость и с большими трудностями, плачем, небольшими синяками учится ходить. Кроха падает и снова встаёт. Так проходят дни. К концу месяца он научится удерживать баланс и равновесие. Прекрасно пьёт из поильника и взрослой кружки. А ещё, это время, когда малютка произносит первые слова мама, папа, баба.

Физические особенности:

  • масса тела прибавляется на 600 гр, рост на 2 см;
  • встаёт из положения сидя, ходит в ходунках или с помощью родителей;
  • может разворачиваться во время ползания;
  • пытается залезть на стул, диван, открывает ящики.

Психомоторные особенности:

  • активно проявляет эмоции, манипулирует родителями с помощью плача, крика;
  • пытается самостоятельно надеть штанишки, шапку;
  • сам кушает ложкой;
  • умеет рвать бумагу, мять в руках пластилин;
  • любимое занятие – засовывать пальчики в дырочки;
  • запоминает названия предметов;
  • радуется, когда его хвалят;
  • понимает значение простых слов: дай, иди, кушай, пей;
  • у крохи формируется индивидуальный «язык «речи, который понятен только родителям.
  • неподдельный интерес вызывают домашние животные, телефон, пульт;
  • в общении появляется жестикуляция.

Малютка умеет прощаться, махая рукой. Начинает понимать, как катать машинку, ставить кубики друг на друга. С удовольствием ищет потерявшиеся игрушки, сортирует их по форме, цвету.

10 месяцев: всё больше удивляем взрослых

Родители не успевают радоваться достижениям крохи. С каждым днём проявляются новые способности. Он стал активным, общительным, самостоятельным! Малыш не требует много внимания, как в 5,6 или 7 месяцев – он самостоятельно играет в различные игрушки, у него появились любимые мультфильмы. Это время, когда мама может заняться своими делами.

Дневной сон стал значительно короче – 2 часа. Частые капризы ребёнка обозначают его усталость, и мамочка должна скорректировать режим дня.

Физические особенности:

  • к массе прибавляется 350 гр, к росту 1 см;
  • учится ходить;
  • повторяет движения взрослых.

Психомоторные особенности:

  • удерживает в одной руке несколько предметов;
  • выполняет сложные действия: отбирает игрушку, прячет её или ищет;
  • строит башенки, катает машинку, собирает пирамидку;
  • показывает где у мамы глазки, ротик, носик;
  • умеет произносить названия животных и имитирует их голос;
  • спокойно относится к горшку.

Многие детишки проявляют интерес к рисованию, чиркая карандашами в альбоме или пачкая пальчики красочками. Чем больше родители будут заниматься с крохой, тем лучше будет происходить детское развитие.

11 месяцев: подражаем взрослым

Развитие малютки продолжается. Ребёнок всё больше набирается сил, чтобы самостоятельно шагать. Явные достижения проявляются в речи. Родителям нужно следить за своими словами, чтобы потом не удивляться: «Где же он это услышал!?»

Малыш делает всё то же самое, что и раньше, но теперь уже с уверенностью, пониманием. Укладывает кукол спать, вытирает им губки, составляет игрушки на свои места. Активно участвует в процессе купания, одевания, питания. Пища малютки становится разнообразной, и пора учиться чистить зубки.

1 год: приглашайте гостей и принимайте поздравления!

Вот и наступил первый День рождения малыша! Некоторые детишки встречают юбилейную дату стоя на ножках. Их глазки отражают счастье и любовь. Годовалый карапузик любит помогать маме, ведь он уже большой! Масса тела увеличивается втрое.

Всего за 365 дней крошечное, ничего не умеющее и не знающее создание, превращается в полноценного человека. На протяжении всего года он проходит множество препятствий, чтобы научиться сидеть, вставать, кушать, пить, говорить, понимать и ходить! Для него главное, чтобы мама каждый день, каждую минуту, каждую секунду одаривала его любовью и заботой. Дальнейшее развитие малютки полностью зависит от благосостояния семьи. Не нужно ругаться в присутствии малыша – это может негативно сказаться на его психике, а значит и развитии. Пусть кроха растёт здоровым, смышлёным и на радость всем!

Познавательное видео о развитии малыша



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png