Праздники в Византии были общенародными и местными, религиозными и политическими, профессиональными и семейными, регулярными и экстраординарными, официально дозволенными и запрещенными.

Один из наиболее стойких феноменов народной культуры, праздник воспринимался каждым новым поколением как неотъемлемый элемент устоявшегося жизненного распорядка, унаследованного от предков. Наиболее древними, восходящими к античной и эллинистической эпохам, являлись языческие празднества, которые продолжали бытовать в христианском византийском обществе, медленно и трудно сходили со сцены, исчезали и возрождались, маскировались под христианские праздники или под местные обычаи, справлялись тем смелее, чем дальше от крупных центров, высших церковных и светских властей находилась та или иная местность.

Эти враждебные православию рудименты язычества в среде иноплеменного населения империи имели и древнеэллинское и свое, так сказать, отечественное происхождение. Они явственнее ощущались в тех провинциях, которые позже вошли в состав империи (например, некоторые армянские и грузинские земли, северо-западные районы Балкан) и где более замкнутый образ жизни вело население (например, влахи, албанцы). В основном, однако, в IX–XII вв. оригинальные языческие обычаи и обряды иноплеменных ромеев успели тесно переплестись и слиться с чисто эллинскими, подверглись переосмыслению и даже некой ритуальной «христианизации».

Знаменательно, что число языческих торжеств и веселий даже увеличивалось с распространением христианства: языческие праздники приютились самозванцами в лоне самой ортодоксальной веры и вместе с нею наследовались неофитами. Поэтому церковь вынуждена была идти не по пути полного искоренения языческих, обычаев, а по пути их адаптации, «обезвреживания» несовместимых с христианством идейных норм и истолкования древних игрищ в качестве обрядов, связанных, например, с циклами крестьянской трудовой деятельности.

Общенародными языческими праздниками в Византии IX–XII вв. были календы, брумалии и русалии. Календы по-латыни - вообще первое число каждого месяца, но как праздник они отмечались в начале января и стали справляться на востоке Средиземноморья со времени установления римского господства (в конце Х-XI столетии под именем «коляд» этот праздник вместе с христианством проник и на Русь).

Сначала календы праздновали с 1 по 5 января, а с утверждением христианства в качестве господствующей официальной религии начало празднования календ было приурочено к важному церковному празднику - рождеству (25 декабря), и календы стали 12-дневными. В конце VII в., на Шестом вселенском соборе, календы предали анафеме, но запрет не возымел действия: их продолжали справлять в народе, а вскоре снова стали отмечать в самом императорском дворце. Правда, василевсы старались все-таки отделить языческое веселье от церковных торжеств и основные развлечения устраивали не в ночь на 26 декабря, как и не в ночь на 1 января (день св. Василия), а только в ночь на 2 января. Да и ряженых, исполнявших строго определенные ритуальные функции, во дворце были единицы.

Народ праздновал календы, как и римляне, со времен Юлия Цезаря, в ночь на 1 января, хотя новый год в Византии IX–XII вв. начинался не с января, а с 1 сентября. Каждый наряжался как мог, чаще всего мужчины переодевались женщинами, а женщины - мужчинами. Надевали маски. Ряженые бродили от дома к дому с песнями и плясками, стучались в двери, участвовали в пиршестве у незнакомых людей, выпрашивали дары. Немало народу толклось в трактирах и кабаках и заполняло ночные улицы.

Во дворце в ночь на 2 января устраивались так называемые готские игры, во время которых приглашенные на праздник вельможи, а также члены цирковых партий «голубых» и «зеленых», певцы и музыканты, прославляли василевса и его наследников. Петь подобающие для случая песни были обязаны и сановники. Пение перемежалось плясками ряженых и нескольких «готов», вооруженных мечами и щитами. «Готы» пели особые песни, имевшие когда-то ритуальный характер, но затверженные теперь на столь неузнаваемо испорченной латыни, что смысла их уже никто не понимал.

Брумалии праздновались незадолго до календ (слово «брума» по-латыни означает "самые короткие дни в году", т. е. время зимнего солнцестояния). Они были преданы анафеме на том же Шестом вселенском соборе, но также безрезультатно. Народ праздновал брумалии и календы почти одинаково. Во дворце же для брумалий был разработан особый ритуал. Сановники плясали в хороводе и пели с горящими свечами в руках. Император одаривал их золотом, а представителей рядового населения столицы - серебром. Вечером устраивалось многолюдное пиршество (как и во время календ), на котором присутствовал василевс, сидевший с семьей за отдельным столом. Роман I Лакапин не допускал празднования брумалий во дворце, но их стали отмечать здесь снова уже при соправителе и преемнике Романа I - Константине VII: этот василевс постановил, что во время брумалий следует раздавать из казны не более 50 литр (3600 золотых).

Русалии - весенний праздник цветов - устраивались после пасхи, накануне троицы. О том, как этот праздник отмечали в сельской местности, можно составить некоторое представление по судебному решению охридского архиепископа Димитрия Хоматиана (первая треть XIII столетия), вынужденного разбирать дело об убийстве во время русалий. Сельская молодежь устроила танцы, игры, пантомимы и «скакания» - все это полагалось делать, чтобы получить дары зрителей. Пастух в овечьем загоне, у которого молодые люди потребовали сыра, отказался его дать, вспыхнула ссора, пастух был убит. Назначая эпитимьи виновникам случившегося, архиепископ замечает, что русалии, как и брумалии, воистину "бесовские игрища", соблюдаемые как обычай "в этой стороне" (Македонии).

Однако особенно торжественно все слои византийского общества без исключения отмечали религиозные праздники, официально установленные церковью. К концу Х-началу XI в. твердо определился круг так называемых престольных церковных праздников (рождество, крещение, пасха, троица и т. д.). Широко праздновались по всей империи дни таких почитаемых святых, как св. Георгий (23 апреля) и св. Димитрий (26 октября). Близ Чурула во Фракии, в Куперии, ежегодно справлялся грандиозный праздник в честь св. Георгия. Здесь устраивалась и ярмарка. Василевс с семьей в этот день отправлялся морем в Манганы (монастырь в северо-восточной части столицы) на поклонение мученику. Кроме того, отмечались праздники в честь местных святых, памятные события, связанные с данной местностью, городом, церковью, монастырем и т. п.

Религиозный праздник требовал от прихожан присутствия на церковной службе в храме, а нередко и участия в торжественной процессии. В престольные и другие праздники (дни св. Димитрия, св. Ильи) совершался выход императора. В соответствии с церемониалом процессия проходила из дворца по украшенным улицам и площадям в св. Софию, где василевс с семьей присутствовал на праздничном богослужении, совершаемом самим патриархом. Иногда процессия направлялась в иной храм, порою - на конях, порою - на судне. После официальных торжеств начинались игры, а за ними шли пиршества. К праздничной трапезе готовились задолго до наступления праздника, запасали продукты, экономили. Простолюдины нередко ограничивали себя перед праздником в течение многих недель. Накануне пасхи такое воздержание было предписано христианам самой церковью: пасха праздновалась после великого поста. Этот праздник в Константинополе отмечался по традиции особенно пышно.

Помимо церковных праздников, византийцы справляли государственные праздники, ежегодные (например, 11 мая - день основания Константинополя, день рождения императора) и экстраординарные, нерегулярные (коронация василевса, его свадьба, рождение наследника). В такие дни вновь славословили государя, несли дары ему или его детям. Василевс повелевал выдавать народу медные деньги, выставлять на площадях, на специальных длинных столах, даровое угощение, устраивать на ипподроме массовые зрелища. Народ водил на улицах хороводы, пел обрядовые песни и гимны в честь виновника торжества. Во дворце пировала высшая знать.

Государственным праздником, по крайней мере для жителей столицы и ее окрестностей, становился и день вступления в столицу победившего узурпатора. В город он въезжал на белом коне, в сопровождении пышной свиты, отряда телохранителей, отборного войска. В соответствии с определенным ритуалом, с песнопениями и славословиями его встречали сановники, высшее духовенство, руководители корпораций, толпы народа.

Поводом к объявлению всенародного праздника могло стать также возвращение василевса в столицу после победоносного похода. Справлялся триумф. С величайшей пышностью, например, обставил свое возвращение после победы над Святославом и присоединения северо-восточной Болгарии Иоанн I Цимисхий. Императорская колесница, влекомая четверкой белоснежных коней, была украшена цветами; собственными руками василевс возложил венок и на своего верхового коня. Но сам государь от Золотых ворот следовал пешком за своей колесницей, в которой лежали одеяния болгарского царя, а на них стояла икона богоматери Влахернской - заступничеству ее император смиренно приписывал свои победы. На Форуме Константина василевс снял с идущего во главе знатных пленников болгарского царя Бориса царский венец и отдал, войдя в св. Софию, в руки патриарха. Примерно так же была организована встреча Василия II после окончательного завоевания всей Болгарии.

Поводом для импровизированного празднества служил также въезд в столицу иноземной принцессы - невесты императора или его наследника. Берту-Ирину, жену Мануила I Комнина, встречали с ликованием на всем протяжении ее пути от берегов Адриатики, где она сошла с корабля, до самого Константинополя. Праздничные встречи на пути и в столице устраивали также мощам известного или новоявленного святого, доставляемым из провинции, из отвоеванных районов, или дарованным василевсу иноземным государем. Так, например, при Константине VII торжественно и празднично встречали раку с рукой Иоанна Предтечи.

Помимо праздников общих для населения империи или для жителей города, справлялись праздники профессиональные, корпоративные, квартальные. Константинопольские врачи праздновали 27 июня день св. Сампсона - покровителя медиков: они совершали поклонение его останкам в храме св. Мокия, а затем собирались за общим пиршественным столом. Церковный приход совместно отмечал обычно день памяти святого своей церкви, сослуживцы канцелярии - повышение по службе чиновника, корпорация - избрание нового члена. Например, процессия тавулляриев в таком случае, выйдя из церкви, где новый коллега получал благословение, провожала его до кафедры, на которую он избирался, а затем шла пировать к нему на дом. 25 октября, в день памяти святых нотариев, подвыпившие адвокаты всей группой, в масках, ходили по городу.

На семейные торжества, которые также очень часто начинались в церкви (крестины, обручение, свадьба), приглашали тем больше народу, чем богаче была семья. Знатный хозяин стремился поразить своих гостей роскошью обстановки жилища, богатством одеяний и украшений членов семейства, разнообразием блюд. Гости также принаряжались, прибывали на лучших из своих коней и мулов, в дорогих седлах или в богато отделанных колясках. На таких семейных праздниках, даже в глухой деревне, общество услаждал специально приглашенный певец или музыкант. Свадьбу Дигениса Акрита играли сначала в его доме, затем - в доме родителей невесты. Гостей пригласили множество, их дары молодоженам трудно счесть. Пиры длились много дней подряд. В городах в подобном случае состоятельный хозяин наснимал целую труппу бродячих музыкантов, фокусников, мимов и акробатов, представителей нередко весьма низкопробного искусства.

Как уже говорилось, во время крупных общенародных или столичных празднеств для горожан устраивались разного рода зрелища и увеселения. Разумеется, своеобразными зрелищами для обывателя являлись уже праздничные процессии, крестные ходы, встречи, даже похороны знатных лиц. С полным правом к разряду зрелищ следует отнести торжественное богослужение, церковную литургию, в которой прихожанин становился участником пышно театрализованного магического действа.

Однако особенно популярными у столичного населения были специальные игрища, устраиваемые по традиции, начиная с античных времен, на ипподроме (эллипсовидном огромном сооружении, подобном современному стадиону), расположенном по соседству с Большим императорским дворцом и св. Софией. Основным видом зрелищ на ипподроме были конские ристания - соревнования в искусстве управления лошадьми. Каждой из легких колесниц, мчащихся по боковым дорожкам ипподрома и запряженных несколькими лошадьми, правил один возница. Содержание коней и ипподрома, устройство самих ристаний являлось обязанностью цирковых партий, среди которых выделялись четыре: «голубые», «зеленые», «красные» и «белые». В Х в. практически сохранились лишь две первые партий. Ведал ими эпарх столицы.

Само представление и подготавливалось и развертывалось на ипподроме по строгим правилам. Вход на ипподром был свободным. Горожане занимали места с утра. Каждый «болел» за ту или иную партию. Ристания начинались по знаку самого василевса, приходившего в свою ложу из дворца по крытой галерее. Возницы были одеты в цвета своих партий. Бег колесниц сопровождался ревом зрителей, подбадривавших, освистывавших и поносивших «своего» или «чужого» возницу. Зрители награждали победителя аплодисментами, император - литрой золота. В XI столетии цирковые партии, по всей вероятности, имелись и в некоторых других городах империи, помимо Константинополя: упоминания о представлениях на ипподромах в провинциальных центрах иногда мелькают в источниках. На конские ристания в Магнесии собиралось почти все население города. Приходили даже монахи, потом каявшиеся "во грехе". Духовенство осуждало иногда игрища на ипподроме как недостойные христиан забавы, но о прямых выступлениях священнослужителей против состязаний на ипподроме в IX–XII вв. неизвестно. Ристания были прочно укоренившимся обычаем, вошедшим в официальную церемониальную символику императорской власти и выполнявшим определенную функцию во время дипломатических приемов иноземных посольств.

В X столетии в Спарте по субботам в центре города устраивались спортивные игры - может быть, как отголосок местной древней традиции. На соревнования собиралось множество народа. Являлся сам стратиг города, забывавший о своих служебных обязанностях: в частности, он пренебрегал жалобами клириков ближайшего к месту состязаний храма, которые говорили, что гром аплодисментов зрителей заглушает голос священника, совершающего службу перед немногочисленными прихожанами (большинство предпочитало уйти на игры).

В столице после бега колесниц на ипподроме начинались обычно выступления акробатов, борцов, фигляров, фокусников, дрессировщиков животных. К концу представления близ ипподрома толпились шуты, мимы, музыканты, певцы и гетеры, участвовавшие или не участвовавшие в играх и нередко расходившиеся отсюда группами по домам знати для увеселения ее на ночных пирушках.

Иногда василевс повелевал показать на ипподроме зрелище совсем иного рода. Суровый воин Никифор II, вызвавший недовольство столичных жителей своей политикой цен, решил поразить "изнеженных горожан" видом рукопашного боя. Он забыл, однако, предупредить о том, что это всего лишь зрелище. Когда воины императорской гвардии, разделившись на два отряда и обнажив мечи, начали «сражение», трибуны охватила паника. Горожане отлично помнили, что накануне в уличной схватке было убито несколько гвардейцев василевса, и, не поняв намерений императора, решили, что настал час его мести за убитых. Народ бросился с ипподрома к выходам, насмерть давя упавших.

На ипподроме же иногда демонстрировали свое искусство джигитовки знатные воины. Оруженосец Романа I Лакапина - Мосиле, стоя в рост на мчащемся во весь опор коне, не покачнувшись, как рассказывает Скилица, размахивал мечом, показывая приемы владения оружием. С конца XII в. под западным влиянием стали вводиться в Византии и рыцарские турниры среди знати. Воинские состязания, правда, устраивались в империи задолго до этих турниров; в них издавна принимали участие даже сами василевсы, но эти соревнования не были поединками (метали копье, стреляли в цель из лука, преодолевали на конях препятствия, поражали мечом или булавой чучело "врага").

Развлекая собравшихся на ипподроме горожан, канатоходцы совершали на канате, натянутом на значительной высоте, различные акробатические трюки, ходила с завязанными глазами, стреляли из лука и т. д. Жонглеры бросали в воздух и ловили стеклянные хрупкие шары, манипулировали сосудами с водой, не проливая из них ни капли. Дрессированный медведь, изображая неудачников, выпивох и простецов, заставлял зрителей покатываться со смеху; ученая собака вытаскивала из рядов по заданию хозяина то «скупца», то «развратника», то «расточителя», то «рогоносца».

Положение «артистов» акробатических цирковых трупп (как правило, бродячих) было тяжелым: их преследовало моральное осуждение церкви и добропорядочных ханжей, суд и власти не признавали за ними гражданских прав, условия их жизни целиком зависели от степени щедрости случайных зевак. Свои представления они показывали прямо на площадях и улицах города.


Византия не знала собственно театра - такого, каким он сложился в период античности. Но своеобразный театр все-таки существовал: те же бродячие актеры, фигляры и мимы, совмещавшие нередко по нескольку «артистических» специальностей, разыгрывала остро комические сценки и фарсы собственного сочинения, в которых гротеску, сатире и клоунаде отводилась главная роль. Сюжеты выбирались простые: супружеская неверность, похождения молодого повесы, злоключения сводника или глупого скряги. Зачастую представления были грубо циничны: непристойные выражения сопровождались не менее непристойными жестами. Актрисы выступали в непривычной одежде - укороченном хитоне с большим вырезом. Церковь особенно настойчиво преследовала мимов. На ипподром их не пускали. Однако мимы пользовались популярностью, и не только у простонародья. Порой они попадали на ночные кутежи золотой молодежи, на пиршества солидных сановников и даже во дворец василевса. Известно о пристрастии к мимам Романа II, Константина VIII, Константина IX. Даже некоторых патриархов обвиняли в том, что они втайне развлекались представлениями мимов, скрытно проведенных в патриаршие палаты.

Театр жил полуофициальной жизнью и при дворе самого василевса. В "Житии патриарха Евфимия" упомянут "первый актер" «благочестивейшего» василевса Льва VI Мудрого некий Ваан, присутствовавший на трапезах императора и осмеливавшийся подавать ему советы. Представления актеров Лев VI смотрел, сидя за своим обеденным столом. Никита Хониат оставил описание одного из крупных, специально организованных представлений в императорском дворце в конце XII в. Зрителями были василевс, члены его семьи, дворцовые сановники и челядь, видные титулованные особы. Среди актеров находились и знатные юноши, обладавшие каким-нибудь «талантом» и желавшие продемонстрировать свои способности. С приглашенных вельмож взимали какую-то плату (видимо, в пользу актеров-профессионалов). Представление было подобно «обозрению»: состязания и трюки атлетов сменялись танцами, фокусы и сценки перемежались песнями. В интермедиях на арену выходили клоуны, игравшие одновременно роль конферансье. Ход забавы регулировал особый распорядитель, а о начале каждого номера возвещалось громким шлепком по нижней части спины некоего молодца.

Зрелищем, привлекавшим внимание множества горожан, становилось созерцание диковинных зверей и животных из далеких стран. Константин IX приказал водить по городу для развлечения жителей столицы слона и жирафа, присланных императору в дар из Египта. При дворце василевса (во всяком случае еще в XII в.) имелся специальный зверинец, в котором содержались львы.

Кроме празднеств, пиров и зрелищ, византийцы знали развлечения и другого рода. Весной и летом, в воскресные и праздничные дни, константинопольцы верхом и на судах выезжали на лоно природы, на берега Босфора. Впрочем, эти загородные прогулки оказывались небезопасными: в IX в. болгарские легкие отряды не раз совершали быстрые набеги на эту беззаботную и безоружную публику столицы империи.

Особенно распространенным и «благородным» препровождением свободного времени в кругах византийской знати считалась охота - любимая и нередко опасная забава. Василий I погиб, получив смертельные ушибы на охоте: олень, заценив рогом за пояс, волочил императора сквозь чащобу; Исаак I Комнин тяжело заболел, простудившись во время охоты на кабанов. Любили охотиться и Александр, и Алексей I Комнин с братом Исааком, и Андроник I, который повелел художникам изобразить на фресках сцены охоты с собаками, преследующими зайца, кабана, настигаемого ими, а также зубра, пронзенного копьем.

На охоту отправлялись обычно перед рассветом и возвращались домой к завтраку. Выехав спозаранку в окрестные леса, окружавшие Константинополь еще в XII в., Алексей I успевал к утру вернуться с добычей во дворец, Полководцы и знатные воины не упускали случая поохотиться и во время военных походов, когда войско останавливалось на отдых.

Великолепные охотничьи угодья находились в Болгарии, у Анхиала и близ Дуная, а в Македонии в междуречье Струмы и Вардара, неподалеку от Фессалоники, к северу от города. Тешилась охотой фессалоникийская знать чаще всего в октябре, накануне дня св. Димитрия. В начале Х в. почти под стенами самой Фессалоники бродили иногда дикие олени, пасшиеся вместе с коровами горожан. На мелких зверей и птицу охотились с соколами: у Алексея I был специальный сокольничий. В Малой Азии во время охоты на хищников использовали подсадных домашних животных (Дигенис Акрит, например, в качестве приманки для хищного зверя привязывал к дереву козленка). После охоты притомившийся аристократ позволял слугам снять с него загрязненное платье, омыть его в ванне, одеть в легкие надушенные одежды, а близ его ложа, на котором он отдыхал, воскурить ароматические специи.

Игрой-забавой знатных ромеев, требовавшей силы и ловкости, была также конная игра в мяч. Алексей I предавался ей с придворными на малом ипподроме, в пределах территории Большого дворца. В чем состояли правила игры, неизвестно, но мяч, видимо, всадники отбирали друг у друга силой: по словам Анны Комнин, в борьбе с василевсом один из его партнеров свалился с лошади и сильно ушиб ногу императору. С тех пор-то, замечает принцесса, начались и стали усиливаться «ревматические» боли у ее отца.

Любили образованные ромеи проводить свой досуг за игрой в шашки и в «затрикий» - шахматы; знали они и другой совсем не безобидный вид игры - игру в кости на деньги. Иоанн Скилица рассказывает, как в ночь убийства заговорщиками императора Никифора II Фоки, его родной брат Лев, крупный полководец и видный сановник, доведший своими спекуляциями с зерном столицу до голода, играл в кости. Он вошел при этом в такой азарт, что не удосужился прочитать тайно переданную ему во время игры записку, в которой неизвестное лицо предупреждало о заговоре и о назначенном на предстоящую ночь убийстве василевса. Константин VIII с юности пристрастился к этой игре и проводил за ней целые ночи, уже став императором. Либо эту игру, либо какую-то ее разновидность имеет в виду, по всей вероятности, и Кекавмен, называя ее "игрой в тавли" ("тавли" - испорченное латинское «табула», т. е. "доска"): этой игре предавался в итальянских владениях империи во время отдыха византийский полководец, и заслужил суровое порицание Василия II. Кекавмен остерегает своих сыновей от увлечения азартными играми, настоятельно рекомендуя посвящать досуг чтению и душеспасительным беседам с монахами.

Итак, мы коротко рассказали о праздниках, зрелищах и развлечениях византийцев. Во всех случаях, когда эти празднества и увеселения носили массовый характер, их главными организаторами неизменно выступали церковь и государство. Первоначальный акт учреждения ежегодного праздника церковью и государством мог давно забыться - праздник становился народной традицией, но его социальная роль не исчезала. Обряд и ритуал, пышный и исполненный многозначительности, торжественно развертывавшиеся в строгом порядке церемонии воздействовали на чувства ромея, пожалуй, сильнее чем заключенная в празднике идея. Точнее говоря, эта идея проникала в сознание тем успешнее, чем более были возбуждены эмоции зрителей. Праздничные торжества и сами массовые зрелища выполняли в Византии важную социальную и политическую функцию, они также служили церкви и государству в качестве мощного средства воздействия на народные массы, которые обычно с нетерпением ожидали наступления праздничных дней, стремясь хотя бы на короткое время, отвлечься от тяжелых, неприглядных будней.

Примечания:

"Советы и рассказы Кекавмена". Сочинение византийского полководца XI века. Подготовка текста, введение, перевод и комментарий Г. Г. Литаврина. М… 1972, стр. 127.

Id="n_52">

Cedr., II, р. 412 sq.

Id="n_53">

"Псамафийская хроника…",стр. 36.

>

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

(помимо указанной в примечаниях)

Р. М. Бартикян. Источники для изучения истории павликианского движения. Ереван, 1961.

П. В. Безобразов. Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл. М., 1890.

История Византии, т. 1–3. М., 1967.

А. П. Каждан. Загадка Комнинов (Опыт историографии). - "Византийский временник", 25, 1964.

А. П. Каждан. О социальной природе византийского самодержавия. - "Народы Азии и Африки", № 6, 1966.

А. П. Каждан. Из экономической жизни Византии XI–XII вв. Натуральное и денежное хозяйство. - "Византийские очерки". М., 1971.

А. П. Каждан. Византийский монастырь XI–XII вв. как социальная группа. "Византийский временник", 31, 1971.

В. В. Кучма. "Тактика Льва" как исторический источник. - "Византийский временник", 33, 1972.

Е. Э. Липшиц. Очерки истории византийского общества и культуры. VIII-первая половина IX в. М.-Л., 1961.

Г. Г. Литаврин. Восстание в Константинополе в апреле 1042 г. "Византийский временник", 33, 1972.

Я. Н. Любарский. Михаил Пселл, личность и мировоззрение. - "Византийский временник", 30, 1969.

Я. И. Любарский. Исторический герой в «Хронографии» Михаила Пселла. "Византийский временник", 33, 1972.

Р. А. Наследова. Ремесло и торговля Фессалоники конца IX-начала Х в. "Византийский временник", 8, 1956.

К. А. Осипова. Система класм в Византии в Х-Х1 вв. - "Византийские очерки". М., 1961.

Н. Скабаланович. Византийское государство и церковь в XI в. СПб., 1884.

В. А. Сметанин. Эпистолография. Свердловск, 1970.

М. Я. Сюзюмов. Борьба за пути развития феодальных отношений в Византии. "Византийские очерки". М., 1961.

М. Я. Сюзюмов. Дофеодальный период. - "Античная древность и средние века", 8, 1972.

3. В. Удальцова. 50 лет советского византиноведения. М., 1969.

Ф. И. Успенский. Византийский писатель Никита Акоминат из Хон. СПб., 1874.

H. Ahrweiler. Etudes sur les structures administratives et sociales de Byzance. London, 1971.

H. Ahrweiler. Byzance et la mer. Paris, 1966.

H. G. Beck. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. Munchen, 1959.

H. G. Beck. Senat und Volk von Konstantinopel. Munchen, 1966.

H. G. Beck. Geschichte der byzantinischen Volksliteratur. Munchen, 1971.

L. Brehier. Le mond byzantin, v. 1–3. Paris, 1947–1950.

R. Browning. The Correspondance of a Tenth-Century Byzantine Scholar. «Byzantion», 24, 1956.

J. Bury. The Imperial Administrative System in the Ninth Century. New York, 1958.

F. Chalandon. Les Comnenes, v. l-2. Paris, 1900–1912.

P. Charanis. The Monastic Properties and the State in the Byzantine Empire. - "Dumbarton Oaks Papers", 4, 1948.

F. Dolger. Beitrage zur Geschichte der byzantinischen Finanzverwaltung. Darmstadt, 1960.

R. Guilland. Recherches sur les institutions byzantines, I–II. Berlin, Amsterdam, 1967.

H. Hunger. Reich der neuen Mitte. Graz, Wien, Koln, 1969.

R. Janin. Constantinople byzantine. Paris, 1964.

E. Kirsten. Die byzantinische Stadt. - "Berichte zum XI. ByzantinistenKongress". Munchen, 1958.

Ph. Koukoules. Vie et civilisation byzantines, I–V Athenes, 1948–1951.

K. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Litteratur. Munchen, 1897.

P. Lemerle. Esquisse pour une histoire agraire de Byzance. - "Revue historique"; t. 219–220, 1958.

P. Lemerle. Le preneier humanisme byzantin. Paris, 1971.

P. Lemerle. Prolegomenes a une edition critique et commentee des "Conseils et Recits" de Kekaumenos. Bruxelles, 1960.

Gy. Moravcsik. Byzantinoturcica, I–II. Berlin, 1958.

D. Obolensky. The Byzantine Commonwealth. London, 1971.

G. Ostrogorsky. Geschichte des byzantinischen Staates. Munchen, 1963.

G. Ostrogorskij. Quelques problemes dhistoire de la paysannerie byzantine. Bruxelles, 1954.

G. Ostrogorskij. Pour lhistoire de la feodalite byzantine. Bruxelles, 1954.

S. Runcimen. Byzantine Civilisation. London, 1948.

B. Schilbach. Die byzantinische Metrologie. Munchen, 1970.

G. Schlumberger. Lepopee byzantine a la fin du Xe siecle, I–III. Paris, 1896, 1900, 1905.

N. Svoronos. Recherches sur le cadastre byzantin et la fiscalite aux XIe et XIIe siecles. Paris, 1959.

A. A. Vasiliev. History of the Byzantine Empire. Madison, 1952.

G. Walter. La vie quotidienne a Byzance au siecle des Comnenes (1081–1180). Paris, 1959.

K. Zachria von Lingenthal. Geschichte des griechisch-romischen Rechts. Berlin, 1892.

>

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН*

[*Указатели составлены В. Г. Шурыгиной. Имена, упоминаемые в примечаниях, в указателе имен не приводятся.]

Алдебрандин 68

Александр 18, 78

Алексей I Комнин 3, 22, 23, 25–29, 33, 35, 36, 39, 40, 41, 43, 44, 46, 50–52, 56–58, 61–64, 66, 67, 69, 70, 72, 73, 78

Алексей III Ангел 9, 15, 46

Алексей Студит 26, 32, 34,

Андроник I Комнин 6, 15, 28, 29, 59, 78

Андроник Дука 51

Анна Далассина 33, 59, 62

Анна Комнин 3, 16, 22, 24–26, 28, 29, 35, 37, 40–46, 48–50, 59, 60, 62–67, 69, 70, 79

Анна, сестра Василия II 17, 57, 58

Антоний Кавлей 31

Безобразов П. В. 22

Берта-Ирина 68, 76

Боэмунд 41, 44, 45

Варда Склир 21, 50, 51

Варда Фока 10, 16, 30, 50, 51

Варфоломей, св. 32

Василий I Македонянин 8, 14, 18, 54, 78

Василий II Болгаробойца 3, 5, 16, 18, 21, 22, 26, 27, 30, 40, 41–43, 50, 57, 61, 63, 65, 70, 76, 79

Василий Ноф 19, 21, 56

Василий Петин 29

Василий, архиепископ Охридский 58, 68, 70

Василий, богомил 28, 29, 36, 48

Василий, св. 74

Василий, эпарх 67

Вениамин Тудельский 15, 73

Владимир 17, 58, 71

Власий, св. 64

Георгий Маниак 46

Георгий, св. 33, 75

Григорий Бакуриани 3, 48, 72, 73

Даниэлида 8

Делян, см. Петр Делян

Дигенис Акрит 6, 43, 58, 68, 76, 79

Димитрий Хоматиан 75

Димитрий, еретик 48

Димитрий, св. 13, 22, 75, 78

Евдокия, дочь Константина VIII 59

Евдокия, жена Константина Х 57

Евстафий Воила 64

Евстафий Гарида 66

Евстафий Малеин 3

Евстафий Ромей 27, 63

Евстафий Фессалоникийский 37, 66

Евстафий Филокали 70

Евфимий, патриарх 18, 20, 29, 34, 36, 64, 78

Зоя Карвонопсида 54

Зоя, дочь Константина VIII 18, 33, 49, 57, 59, 67

Зоя, дочь Стилиана Заутцы 58

Илья Комнин 54

Илья, св. 75

Иоанн I Цимисхий 19, 21, 35, 40, 42, 48, 50, 59, 76

Иоанн II Комнин 25, 29, 48, 62

Иоанн III Ватац 58

Иоанн Апокавк (Навпактский) 3, 32, 53, 55, 61

Иоанн Богослов 13

Иоанн Ивирица 27

Иоанн Итал 36, 48, 65

Иоанн Камениат 13, 56, 68

Иоанн Киннам 48

Иоанн Мавропод (Евхаитский) 26, 66

Иоанн Орфанотроф 21, 22, 26, 28, 29

Иоанн Предтеча 76

Иоанн Скилица 18, 26, 27, 46, 49, 62, 65, 67, 70, 77, 79

Иоанн Халд 44

Иосиф Ракендит 63, 67

Ираклий 63

Ирина, мать Константина VI 57

Ирина, жена Алексея I 50

Ирина, жена Иоанна III Ватаца 58

Исаак I Комнин 20, 26, 34, 35, 51, 67, 78

Исаак II Ангел 21, 24, 26, 40, 43, 51

Исаак, брат Алексея I 26, 78

Кай-Хосрой I 46

Карл Великий 16

Кекавмен 9, 15, 23, 25, 26, 28, 45, 54, 55, 57, 58, 60, 62, 65, 67, 72, 79

Кир, св. 64

Комнины 57, 58

Константин I Великий 17, 28, 37

Константин II 34

Константин V 25, 43, 45,

Константин VII Багрянородный 16–18, 27, 35, 57, 58, 61, 63, 69, 73, 75, 76

Константин VIII 18, 28, 57, 59, 61, 78, 79

Константин IX Мономах 18, 26, 29, 43, 49, 59, 60, 63, 65–67, 70, 78

Константин Х Дука 27, 51, 57

Константин Диоген 29, 46

Константин Лихуд 65

Константин Пселл, см. Михаил Пселл

Константин, новелиссим 21, 51

Константин, сын Михаила VII 25, 62

Крикорик 71

Лагос (Иоанн) 9

Лев VI Мудрый 18–21, 26, 27, 34, 49, 51, 54, 61, 63, 64, 78

Лев Кефала 57

Лев Ламброс 29

Лев Никерит 61

Лев Сгур 33

Лев Торник 51

Лев, брат Никифора II 79

Лемерль П. 31

Лжедиоген 29

Ливелий 68

Лиутпранд, 32, 69, 73

Мазарис 68

Максимо 6

Мануил I Комнин 24, 27, 29, 33, 42, 57, 59, 62, 68–70, 76

Мануил Камица 51

Мария Склирена 59, 60, 66

Мария, жена Михаила VII и Никифора III 59, 62

Мелиссины 16

Михаил II 39

Михаил III 50, 72

Михаил IV Пафлагонянин 18, 21, 22, 33, 49, 60

Михаил V Калафат 17, 21, 29, 34, 49, 51

Михаил VI Стратиотик 26, 35, 51

Михаил VII Дука 14, 24, 25, 51, 55, 59, 62, 63

Михаил Аплухир 63

Михаил Атталиат 3, 41, 52, 67, 68, 72

Михаил Глика 26, 29, 47, 66

Михаил Докиан 43

Михаил Кируллярий 26, 34, 35

Михаил Пселл 12, 14, 18, 21, 22, 26–28, 34, 37, 53, 60, 63–67

Михаил Стрифн 25

Михаил Хониат 23, 33, 57, 65

Мокий, св. 49, 76

Мономахат 26

Никита Хониат 7, 17, 23, 24, 42–44, 46, 52, 57, 65, 67–69, 71, 73, 78

Никифор II Фока 11, 14, 18, 23, 24, 28, 35, 38, 40, 41, 49, 50, 59, 61, 62, 73, 77, 79

Никифор III Вотаниат 18, 26, 33, 51, 59, 62

Никифор Василаки 51, 52

Никифор Влеммид 65

Никифор Вриенний, мятежник 52, 55

Никифор Вриенний, писатель 24, 59, 61, 65

Никифор Григора 66

Никифор Диоген 65

Никифор Катакалон 24

Никифор Мелиссин 51

Никифор Уран 42

Никифор Фока Старший 58

Никифор, патриарх 14, 67

Николай Мистик 34, 51, 61, 64

Николай, св. 51

Оттон I 16, 32, 69, 73

Петр Делян 49

Петр Пустынник 45

Петр Сицилиец 9, 64

Петр, апостол 36

Плутарх 66

Полиевкт, патриарх 35

Прокопий, св. 33

Роберт Гвискар 16, 22, 25, 44, 46, 49

Роман I Лакапин 30, 34, 56, 64, 71, 75, 77

Роман II 17, 18, 29, 35, 58, 59, 78

Роман III Аргир 18, 32, 33, 40, 50, 59, 62

Роман IV Диоген 20, 29, 50, 57, 61, 65

Роман Стравороман 29

Рудаков А. П. 68

Сампсон, св. 76

Самуил 42–44

Святослав 24, 73, 76

Симеон 16, 71

Сисиний, патриарх 54

Стилиан Заутца 19, 21, 29, 58

Стилиан 49

Фемистокл 19

Феодор Кастамонит 21

Феодор Продром 38, 55

Феодор Студит 6, 58

Феодора, жена Юстиниана I 59

Феодора, дочь Константина VIII 49, 59

Феодота 63

Феофано, жена Льва VI 54

Феофано, жена Романа II и Никифора II 58, 59

Феофил Эротик 50

Феофилакт, патриарх 34, 35

Филарет Милостивый 3, 6

Фома Славянин 24, 39, 49

Фотий, патриарх 4

Хониаты 65, 66

Хрисохир 18

Христофор Митиленский 33

Элпидий Кенхри 53

Юлий Цезарь 74

Юстиниан I Великий 34, 59

Юстиниан II 18

>

УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ

Аллиленгий 5

Анаграфевс 23

Ангария 4

Анфипат 21

Апокриф 47

Аргиропрат 8, 12, 28, 29

Асикрит 63

Багрянородный 17

Богомильство 48

Богомил 66, 83, 110, 111

Брумалии 74, 75

Василевс 5, 8, 9, 15–22, passim

Василеопатор 21

Вестиопрат 12, 31

Геникон 20

Грамматик 9, 28, 63

"Греческий огонь" 7, 25, 39

Громовник 47

Дизевгарат 3

Доместик (великий) 52

Доместик схол 58

Дром 2, 29, 69

Зевгарат 3

Зевгилатий 2

Зоста-патрикия 55

Калафат 14

Календы 74, 75

Каноникон 32

Катартарий 12

Катафракт 39

Катепан 21

Кентинарий 42, 43

Кератий 28

Кируллярий 28

Клирик 11, 14, 33, 35, 36, 56, 61, 64, 77;

Клисура 21

Литра 13, 33, 38, 53–55, 71, 75, 77

Логофет 20

Лоротом 23

Магистр 21, 71

Макеларий 11, 12

Манихей 48

Метакса 8, 12, 13

Метаксопрат 12, 13

Милиарисий 14

Мим 29, 34, 76, 77, 78

Мистий 4, 5, 8, 55

Митаторий 35

Модий, сыпучий 3, 14

Модий, мера площади 3

Моливдовул 12

Монофиситство 48, 67

Монофисит 68

Навклир 14, 15

Назирей 35

Новелиссим 21, 51

Новелла 27

Номисма 3, 8, 9, 10, 13 passim

Нотарий 9, 10, 28, 63, 76

Опсоний 24

Орфанотроф 21, 22, 26, 28, 29

Орфанотрофия 56, 64

Павликианин 48

Павликианство 48

Пантапол 10

Паракимомен 21

Парик 2, 4, 5, 9, 15, 22, 32, 36

Парисия 61

Патрикий 21

Порфирородный 16, 17, 35, 71

Практор 23, 27

Проастий 2, 3

Проскафимен 2

Протоспафарий 53, 54

Протоспафарисса 54

Ритор 10, 27, 63

Ромей 1, 2, 3, 13, 16, 17, 18, 24 passim

Руга 21, 22, 33, 38, 53

Русалии 74, 75

Салдамарий 10, 28

Севаста 55

Серикарий 8, 12, 13, 23

Синкелл 20

Синклит 16, 20, 26, 27

Синклитик 20, 51

Ситиресий 24

Стратегикон 24, 40, 61, 62

Стратиг 7, 19, 21, 24, 26–28

Стратиот 2, 5, 24, 39, 41

Тавуллярий 10, 63, 65, 76

Трапезит 28, 29

Фема 13, 19, 21, 24–27, 31, 37, 41, 48, 49

Фолл 8, 10, 14

Хиротония 32

Экскуссия 33

Эмпорий 49

Эндемуса 33

Эпарх 9, 10–13, 15, 20, 26–28, 51, 65, 67, 70, 77

Эпархия 29, 36

Эпитимья 35, 36, 53, 75

Эргастирий 7, 8, 57


Id="n_52">

Cedr., II, р. 412 sq.

"Псамафийская хроника…",стр. 36.


Праздники в Византии были общенародными и местными, религиозными и политическими, профессиональными и семейными, регулярными и экстраординарными, официально дозволенными и запрещенными.
Один из наиболее стойких феноменов народной культуры, праздник воспринимался каждым новым поколением как неотъемлемый элемент устоявшегося жизненного распорядка, унаследованного от предков.
Наиболее древними, восходящими к античной и эллинистической эпохам, являлись языческие празд
нества, которые продолжали бытовать в христианском византийском обществе, медленно и трудно сходили со сцены, исчезали и возрождались, маскировались под христианские праздники или под местные обычаи, справлялись тем смелее, чем дальше от крупных центров, высших церковных и светских властей находилась та или иная местность.
Эти враждебные православию рудименты язычества в среде иноплеменного населения империи имели и древнеэллинское и свое, так сказать, отечественное происхождение. Они явственнее ощущались в тех провинциях, которые позже вошли в состав империи (например, некоторые армянские и грузинские земли, северо-западные районы Балкан (и где население вело более замкнутый образ жизни) например, влахи, албанцы). В основном, однако, оригинальные языческие обычаи и обряды иноплеменных ромеев успели тесно переплестись и слиться с чисто эллинскими, подверглись переосмыслению и даже некой ритуальной «христианизации»-.
Знаменательно, что число языческих торжеств и веселий даже увеличивалось с распространением христианства: языческие праздники приютились самозванцами в лоне самой ортодоксальной веры и вместе с нею наследовались неофитами. Поэтому церковь вынуждена была идти не по пути полного искоренения языческих обычаев, а по пути их адаптации, «обезвреживания» несовместимых с христианством идейных норм и истолкования древних игрищ в качестве обрядов, связанных, например, с циклами крестьянской трудовой деятельности.
Общенародными языческими праздниками в Византии были календы, брумалии и русалии.
Календы по-латыни - вообще первое число каждого месяца, но как праздник они отмечались в начале января и ст?ли справляться на востоке Средиземноморья со времени установления римского господства. Под именем «коляд» этот праздник вместе с христианством проник и на Русь.
Сначала календы праздновали с I по 5 января, а с утверждением христианства в качестве господствующей государственной религии начало празднования календ было приурочено к важному церковному празднику - рождеству (25 декабря), и календы стали 12-дневными.

Каждый наряжался, как мог, чаще всего мужчины переодевались женщинами, а женщины - мужчинами. Надевали маски. Ряженые бродили от дома к дому с песнями и плясками, стучались в двери, участвовали в пиршестве у незнакомых людей, выпрашивали дары. Немало народу толклось в трактирах и кабаках -и заполняло ночные улицы.
Во дворце в ночь на второе января устраивались так называемые готские игры, во время которых приглашенные на праздник вельможи, а также члены цирковых партий «голубых» и «зеленых», певцы и музыканты, прославляли василевса и его наследников.
Петь подобающие для случая песни были обязаны и сановники. Пение перемежалось плясками ряженых и нескольких «готов», вооруженных мечами и щитами. «Готы» пели особые песни, имевшие когда-то ритуальный характер, но затверженные теперь на столь неузнаваемо испорченной латыни, что смысла их уже никто не понимал.
Брумалии праздновались незадолго до календ (слово «брума» по-латыни означает «самые короткие дни в году», то есть время зимнего солнцестояния).
Народ праздновал брумалии и календы почти одинаково.
Во дворце же для брумалий был разработан особый ритуал. Сановники плясали в хороводе и пели с горящими свечами в руках. Император одаривал их золотом, а представителей рядового населения столицы - серебром.
Вечером устраивалось многолюдное пиршество (как и во время календ), на котором присутствовал василевс, сидевший с семьей за отдельным столом.
Русалии - весенний праздник цветов - устраивались после пасхи, накануне троицы.
О том, как этот праздник отмечали в сельской местности, можно составить некоторое представление по судебному решению охридского архиепископа Димитрия Хоматиана (первая треть XIII века), вынужденного разбирать дело об убийстве во время русалий.
Сельская молодежь устроила танцы, игры, пантомимы и «скакания» - все это полагалось делать, чтобы получить дары зрителей. Пастух в овечьем загоне, у которого молодые люди потребовали сыра, отка
зался его дать, вспыхнула ссора, пастух был убит.
Назначая эпитимьи виновникам случившегося, архиепископ замечает, что русалии, как и брумалии,- воистину бесовские игрища, соблюдаемые как обычай «в этой стороне» (Македонии).
Однако особенно торжественно все слои населения Византии без исключения отмечали религиозные праздники, официально установленные церковью.
Твердо определился круг так называемых престольных церковных праздников (рождество, крещение, пасха, троица и так далее). Широко праздновались по всей империи дни таких почитаемых святых, как св. Георгий (23 апреля) и св. Димитрий (26 октября).
Кроме того, отмечались праздники в честь местных святых, памятные события, связанные с данной местностью, городом, церковью, монастырем и так далее.
Религиозный праздник требовал от прихожан присутствия на церковной службе в храме, а нередко и участия в торжественной процессии. В престольные и другие праздники совершался выход императора. В соответствии с церемониалом процессия проходила из дворца по украшенным улицам и площадям в св. Софию, где василевс с семьей присутствовал на праздничном богослужении, совершаемом самим патриархом. />Иногда процессия направлялась в иной храм, порою - на конях, порою - на судне. После официальных торжеств начинались игры, а за ними шли пиршества.
К праздничной трапезе готовились задолго до наступления праздника, запасали продукты, экономили. Простолюдины нередко ограничивали себя перед праздником в течение многих недель.
Накануне пасхи такое воздержание было приписано христианам самой церковью: пасха праздновалась после великого поста.
Этот праздник в Константинополе отмечался по традиции особенно пышно.
Помимо церковных праздников византийцы отмечали государственные праздники, ежегодные (например 11 мая - день основания Константинополя, день рождения императора) и экстраординарные, нерегулярные (коронация василевса, его свадьба, рождение наследника).

В такие дни вновь славословили государя, несли дары ему или его детям. Василевс повелевал выдавать народу медные деньги, выставлять на площадях, на специальных длинных столах, даровое угощение, устраивать на ипподроме массовые зрелища.
Народ водил на улицах хороводы, пел обрядовые песни и гимны в честь виновника торжества. Во дворце пировала высшая знать.
Государственным праздником, по крайней мере для жителей столицы и окрестностей, становился день вступления в столицу победившего узурпатора. В город он въезжал на белом коне, в сопровождении свиты, отряда телохранителей, отборного войска. В соответствии с определенным ритуалом, с песнопениями и славословиями его встречали сановники, высшее духовенство, руководители корпораций, толпы народа.
Поводом к объявлению всенародного праздника могло стать также возвращение василевса в столицу после победоносного похода.
Справлялся триумф.
С величайшей пышностью, например, обставлялся въезд в столицу иноземной принцессы - невесты императора или его наследника.
Праздничные встречи на пути и в столице устраивали также мощам известного или новоявленного святого, доставляемым из провинции, из отвоеванных районов или дарованным василевсу иноземным государем.
Так, например, при Константине VII торжественно и празднично встречали раку с рукой Иоанна Предтечи.
Помимо праздников общих для населения империи или жителей города, справлялись праздники профессиональные, корпоративные, квартальные.
Константинопольские врачи праздновали 27 июня день св. Сампсона - покровителя медиков: они совершали поклонение его останкам в храме св. Мокия, а затем собирались за общим пиршественным столом.
Церковный приход отмечал совместно обычно день памяти святого своей церкви, сослуживцы канцелярии - повышение по службе чиновника, корпорация - избрание нового члена.
На семейные торжества, которые также очень ча
сто начинались в церкви (крестины, обручение, свадьба), приглашали тем больше народу, чем богаче была семья. Знатный хозяин стремился поразить гостей роскошью обстановки жилища, богатством одежды и украшений членов семейства, разнообразием блюд.
На таких семейных праздниках, даже в глухой деревне^ общество услаждал специально приглашенный певец или музыкант. В городах в подобном случае состоятельный хозяин нанимал целую группу бродячих музыкантов, фокусников, мимов и акробатов, представителей нередко весьма низкопробного искусства.
Своеобразными зрелищами для обывателей становились праздничные шествия, крестные ходы, встречи, даже похороны знатных лиц. С полным правом к разряду зрелищ следует отнести торжественное богослужение, церковную литургию,- здесь прихожанин становился участником пышно театрализованного магического действа.
Однако особенно популярными у столичного населения были специальные игрища, устраиваемые по традиции, начиная с античных времен, на ипподроме, подобном современному стадиону, расположенном по соседству с Большим императорским дворцом.
Основным видом зрелищ на ипподроме были конские ристания - соревнования в искусстве управления лошадьми.
Во всех случаях, когда празднества и увеселения носили массовый характер, их главными организаторами неизменно выступали церковь и государство. Первоначальный акт учреждения ежегодного праздника церковью и государством мог давно забыться - праздник становился народной традицией, но его социальная роль не исчезала.
Праздники объединяли население Византии.

Неотъемлемой частью жизни византийских городов являлись гонки колесниц на ипподроме. Хотя у этого зрелища были языческие корни, оно проводилось на протяжении нескольких столетий, когда многие античные традиции в империи уже канули в Лету. Каждое 11 мая жители Константинополя отмечали на ипподроме день основания столицы. Свои ипподромы поменьше были и в провинциальных городах ромеев (столичный вмещал до 40 тысяч человек). В Константинополе о начале гонок возвещал бросок императором белого платка. В каждую колесницу традиционно запрягалось по четыре лошади.

Бронзовые лошади ипподрома. Изображение: howlingpixel.com

В гонках на колесницах участвовали даже императоры

Вход на ипподром был открыт для всех мужчин, вне зависимости от социального статуса и профессии. В Византии он совмещал функции Колизея, цирка и места проведения гонок. Кроме того, он походил на римский форум ил афинскую агору. Здесь проходили политические собрания, религиозные процессии и государственные церемонии. Наконец, ипподром был местом казней или пыток преступников. В центре арены находились привезенная из Дельф Змеиная колонна и египетский обелиск. Во время гонок на возвышение клали по несколько страусиных яиц. Когда колесницы проходили очередной круг, одно яйцо на виду у зрителей убирали. Возничие пользовались привилегиями звезд своего времени. Победителей гонок изображали на мозаиках. Их положение было настолько престижным, что в соревнованиях на равных с остальными принимали участие даже некоторые императоры, как, например, Константин VIII (1025 — 1028). Конец гонкам положила .

Еще одной игрой, проводившейся на ипподромах, была конная игра в мяч. Принимали участие в ней только знатные ромеи (возничим на колеснице мог стать и простолюдин). Игру в мяч любил Алексей I Комнин (1081 — 1118). Однажды он даже серьезно повредил ногу — последствия этой травмы преследовали его всю оставшуюся жизнь.


Руины ипподрома на гравюре Онофрио Панвинио. Венеция, 1600. Изображение: medievalists. net

По количеству доступных развлечений Константинополь значительно опережал прочие средневековые города. Здесь был даже экзотический зоопарк. Так, по повелению Константина IX Мономаха (1042 — 1055), в столицу привезли диковинных жирафов и слонов, которых прислали из Египта. В моде была музыка и танцы. Известно, что Константин IX обожал флейту, но терпеть не мог орган, а на пластинах его короны были изображены танцовщицы. Судя по сохранившимся сведениям, византийские танцы больше напоминали восточные, чем западные. Некоторые театральные постановки ромеев сопровождались пением — этот обычай возник гораздо раньше оперных постановок в странах Западной Европы.


Танцовщица на короне Константина IX Мономаха. Изображение: pinterest.com

Театр был объектом постоянных нападок церкви, но даже ей не удалось запретить игру на сцене. В VII веке в Газе существовала школа, отправлявшая в Константинополь мимов. При этом осуждались и преследовались бродячие артисты: акробаты, канатоходцы, дрессировщики диких зверей. Власти не признавали за ними гражданских прав. Их «искусство низов» не чуралось непристойности и вульгарности. На сцене бродячие артисты не стеснялись ругани, а в качестве сюжетов для своих постановок они использовали простоватые истории о супружеской неверности и приключениях легкомысленных гуляк. Кульминацией противостояния церкви и театра стал Трулльский собор (691 — 692). На нем даже отказались от религиозных песнопений, так как в хоре виделась уступка языческому искусству.

Церковь в Византии всячески преследовала сценические представления

Отношение к театру начало меняться в VIII веке. Императоры-иконоборцы использовали сценические представления в качестве орудия высмеивания иконопочитателей. Дошло до того, что в 860 году патриарх Фофтий принял нападение русских на Константинополь за божью кару за принятие церковью сцены. В это время театрализовались сами богослужения. Появился жанр литургической драмы — мистерии. Мистерии стали разыгрывать во время церковных праздников. Например, на пасху показывали сцены явления Христа ученикам и его воскресение.

Точно так же церковь была не в силах искоренить языческие празднества. Именно поэтому был выбран курс на «адаптацию» наиболее чуждых православию традиций. Древнеэллинистические и прочие национальные рудименты на протяжении столетий маскировались под терпимые для церкви торжества. Таковыми были календы, всенародно отмечавшиеся в начале января и перенятые еще у древних римлян (при этом наступление нового года в Византии отмечалось 1 сентября). Обязательной традицией праздника было переодевание. Ряженые ромеи с плясками и песнями бродили по улицам городов и сел, стучались к незнакомцам, устраивали застолья. В VII веке календы даже были преданы анафаме, но запрет ровным счетом ни на что не повлиял.


Средневековые скоморохи. Изображение: padaread.com

Языческие ритуалы лежали в основе императорского карнавала — Готских игр, также проводившихся в начале января. «Готами» на этом празднике называли людей, вооружавшихся мечами и одевавшихся в шкуры. Игры проводились в императорском дворце и включали в себя театрализованные представления, в которых принимали участие даже высокопоставленные чиновники. После крещения Руси традиция календ и Готских игр прижилась у восточных славян в виде рождественских колядок. В XI веке на стенах лестницы киевского собора Святой Софии изобразили некоторые сцены Готских игр, свидетелями которых княжеские вельможи стали в Византии. Схожими с календами были брумалии (отмечались вместе с зимним солнцестоянием) и весенние русалии (праздновались после Пасхи). Процесс слияния языческих праздников с христианской традицией завершился только в X веке.

Самым веселым в византийской деревне был праздник виноградного урожая

В деревне религиозные праздники были самыми торжественными и пышными — в каждом поселении священник играл очень важную роль в жизни крестьян. Наибольшим же весельем отличался праздник виноградного урожая. На приуроченных к этому событию пирушках обязательно выступали странствующие жонглеры, акробаты и мимы. Их танцы, имитировавшие сбор и выжимание винограда, напоминали дионисии, а само празднование походило на античные вакханалии. В это же время в столице император отправлялся на азиатский берег Босфора, где в его присутствии патриарх благословлял корзину винограда. Два хора (из представителей голубой и зеленой партии) пели плодам гимн.


Сбор урожая византийцами. Изображение: padaread.com

Богачи и столичные сановники любили отдыхать в сельской местности. Их поместья были разбросаны по самым разным частям империи. Жители Константинополя предпринимали вылазки за город и на судах отравлялись на берега Босфора. В IX веке такие прогулки могли кончиться трагедией. Это было время набегов болгар, когда их летучие отряды без предупреждения атаковали беззащитных отдыхающих прямо в предместьях столицы.

В Византии у каждой профессии был свой небесный покровитель

В каждой провинции империи были свои святые, но повсеместно с наибольшим размахом отмечались дни св. Георгия (23 апреля) и св. Дмитрия (26 октября). Небесные покровители были у каждой профессии. Юристы отмечали день памяти святых нотариев Маркиана и Мартирия (25 октября). Врачи праздновали день св. Сампсона (27 июня). Главными же датами официального церковного календаря считались престольные праздники (рождество, крещение, пасха, троица). В эти дни обязательным было посещение храма и участие в процессии. В Константинополе праздничные богослужения проводились в храме Святой Софии, где присутствовала императорская семья и патриарх.


Константинополь в Нюрнбергской хронике. XV век. Изображение: pinterest.com

Помимо церковных и народных в Византии имелись государственные праздники. Два главных — уже упомянутый день основания Константинополя и день рождения императора. Важными событиями были годовщина восшествия на престол, рождение наследника, свадьба государя, его возвращение из триумфального похода. Большой праздник в столице устроил, например, Иоанн Цимисхий (969 — 976) после возвращения с выигранной .

Источники:
Каждан А. П. Два дня из жизни Константинополя
Литаврин Г. Г. Как жили византийцы
Поляковская М. А., Чекалова А. А. Византия: быт и нравы
Райс Т. Византия. Быт, религия, культура

Изображение анонса: art.com
Изображение лида: pinterest.com

занимали большое место в жизни страны. Древнейшими были общенародные языческие праздники: календы, брумалии, русалии, майюма. Календы пышно отмечались в ночь на 1 января: улицы и двери домов украшались гирляндами цветов, люди дарили друг другу подарки, в императорском дворце 2го января устраивались готские игры (вельможи, члены цирковых партий наряжались «готами», вооруженными мечами и щитами, и пели песни на испорченной латыни). Брумалии (брума – самый короткий день в году) праздновались во время зимнего солнцестояния. На площадях и во дворце водили хороводы с горящими свечами в руках. Император одаривал своих сановников золотом, а городское население – серебром. Праздник завершался многолюдным вечерним пиршеством. Русалии, посвященные весне и цветам, устраивались после Пасхи, накануне Троицы. На селе этот праздник сопровождался танцами, играми, пантомимами, которые церковники называли «бесовскими игрищами». Праздник майюма, посвященный Дионису и Афродите, праздновался несколько дней. Перед театрами, в которых устраивались ночные представления, горели светильники, курили фимиам. Языческие праздники были преданы анафеме на VI Вселенском соборе (конец VII в.). С распространением христианства (IV в.) стали отмечаться церковные праздники, которые также приобрели общенародный характер. Они были связаны с основными евангельскими событиями из жизни Иисуса Христа и Богоматери, понимаемыми как вехи на пути спасения человека (Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм, Благовещение, Успение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Вход в Иерусалим, Пасха, Воскресение Христово и др.), с событиями из жизни святых христианской церкви (день св. Василия – 1 января, день св. Георгия – 23 апреля, день св. Димитрия – 26 октября и др.). Дни святых, которые отмечались с конца X – XI вв., сопровождались ярмарками. Кроме того, в каждом церковном приходе праздновался день памяти святого, покровительствующего данному приходу. Праздничный характер приобретали также встречи мощей святых, доставляемых из провинций или из отвоеванных областей. В Константинополе во время церковных праздников служба в храме совершалась самим патриархом, нередко устраивались шествия, затем игры и пиршества. Важное место в жизни страны отводилось государственным праздникам: день основания Константинополя (11 мая), день рождения василевса, его коронация, свадьба, рождение наследника. Пышно обставлялись возвращения византийских императоров в столицу после успешных военных походов. На колеснице, запряженной четырьмя белоснежными конями, везли икону Богоматери Влахернской, василевс шел пешком от Золотых ворот до собора св. Софии, где он вручал венец побежденного правителя в руки патриарха. Во время государственных праздников водили хороводы, исполняли обрядовые песни и гимны. Василевс раздавал народу медные деньги и устраивал на площади бесплатное угощение. Представители различных профессий имели святых покровителей, в честь которых проводились профессиональные праздники. 27 июля отмечался день Св. Симпсона, считавшегося покровителем медицины и врачей; 25 октября – день памяти святых нотариев, которые покровительствовали императорскому суду, разбиравшему тяжбы, церковному суду, занимавшемуся семейными неурядицами и разделом имущества, «суду вилы» на ипподроме и «суду фиалы», рассматривавшему спорные дела моряков. В этот день адвокаты ходили в масках по городу. Всенародные пляски с переодеваниями мужчин в женское платье, а женщин в мужское происходили в день, когда выжимали виноград. Праздник заканчивался исполнением комических, сатирических, а иногда и трагических сценок.

Разумеется, такого рода характеристики крайне при­страстны и не могут быть восприняты без критики. Справедливо, однако, что на рубеже XII-XIII вв. на Западе получило широкое распространение представле­ние о ромеях как о народе слабом, неспособном постоять за себя. В какой-то мере это представление соответство­вало действительно быстрому закату могущества империи. Обессиленный непомерным гнетом, обнищавший и отчаявшийся житель Византии испытывал все меньше желания защищать государство василевса, которое ока­залось его злейшим врагом. Легенду об исключительных достоинствах ромеев становилось все труднее внушить не только иноземцам, но и самим ромеям.

Праздники в Византии были общенародными и местными, религиозными и политическими, профессиональными и семейными, регулярными и экстраординарными, официально дозволенными и запрещенными.

Один из наиболее стойких феноменов народной культуры, праздник воспринимался каждым новым поколением как неотъемлемый элемент устоявшегося жизненного распорядка, унаследованного от предков. Наиболее древними, восходящими к античной и эллинистической эпохам, являлись языческие празднества, которые продолжали бытовать в христианском византийском обществе, медленно и трудно сходили со сцены, исчезали и возрождались, маскировались под христианские праздники или под местные обычаи, справлялись тем смелее, чем дальше от крупных центров, высших церковных и светских властей находилась та или иная местность.

Эти враждебные православию рудименты язычества в среде иноплеменного населения империи имели и древнеэллинское и свое, так сказать, отечественное происхождение. Они явственнее ощущались в тех провинциях, которые позже вошли в состав империи (например, некоторые армянские и грузинские земли, северо-западные районы Балкан) и где более замкнутый образ жизни вело население (например, влахи, албанцы). В основном, однако, в IX-XII вв. оригинальные языческие обычаи и обряды иноплеменных ромеев успели тесно переплестись и слиться с чисто эллинскими, подверглись переосмысле­нию и даже некой ритуальной «христианизации».

Знаменательно, что число языческих торжеств и весе­лий даже увеличивалось с распространением христианства: языческие праздники приютились самозванцами в лоне самой ортодоксальной веры и вместе с нею наследовались неофитами. Поэтому церковь вынуждена была идти не по пути полного искоренения языческих, обычаев, а по пути их адаптации, «обезвреживания» несовместимых с христианством идейных норм и истолкования древних игрищ в качестве обрядов, связанных, например, с циклами крестьянской трудовой деятельности.

Общенародными языческими праздниками в Византии IX-XII вв. были календы, брумалии и русалии. Календы по-латыни - вообще первое число каждого месяца, но как праздник они отмечались в начале января и стали справляться на востоке Средиземноморья со времени установления римского господства (в конце Х-ХI сто­летии под именем «коляд» этот праздник вместе с христианством проник и на Русь).

Сначала календы праздновали с 1 по 5 января, а с утверждением христианства в качестве господствую­щей официальной религии начало празднования календ было приурочено к важному церковному празднику - рождеству (25 декабря), и календы стали 12-дневными. В конце VII в., на Шестом вселенском соборе, календы предали анафеме, но запрет не возымел действия: их про­должали справлять в народе, а вскоре снова стали отме­чать в самом императорском дворце. Правда, василевсы старались все-таки отделить языческое веселье от церков­ных торжеств и основные развлечения устраивали не в ночь на 26 декабря, как и не в ночь на 1 января (день св. Василия), а только в ночь на 2 января. Да и ряженых, исполнявших строго определенные ритуальные функции, во дворце были единицы.

Народ праздновал календы, как и римляне, со времен Юлия Цезаря, в ночь на 1 января, хотя новый год в Византии IX-XII вв. начинался не с января, а с 1 сен­тября. Каждый наряжался как мог, чаще всего мужчины переодевались женщинами, а женщины - мужчинами. Надевали маски. Ряженые бродили от дома к дому с пес­нями и плясками, стучались в двери, участвовали в пир­шестве у незнакомых людей, выпрашивали дары. Немало народу толклось в трактирах и кабаках и заполняло ноч­ные улицы.

Во дворце в ночь на 2 января устраивались так на­зываемые готские игры, во время которых приглашенные на праздник вельможи, а также члены цирковых партий «голубых» и «зеленых», певцы и музыканты, прослав­ляли василевса и его наследников. Петь подобающие для случая песни были обязаны и сановники. Пение переме­жалось плясками ряженых и нескольких «готов», воору­женных мечами и щитами. «Готы» пели особые песни, имевшие когда-то ритуальный характер, но затвержен­ные теперь на столь неузнаваемо испорченной латыни, что смысла их уже никто не понимал.

Брумалии праздновались незадолго до календ (слово «брума» по-латыни означает «самые короткие дни в году», т. е. время зимнего солнцестояния). Они были преданы анафеме на том же Шестом вселенском соборе, но также безрезультатно. Народ праздновал брумалии и календы почти одинаково. Во дворце же для брумалий был разработан особый ритуал. Сановники плясали в хо­роводе и пели с горящими свечами в руках. Император одаривал их золотом, а представителей рядового населе­ния столицы - серебром. Вечером устраивалось много­людное пиршество (как и во время календ), на котором присутствовал василевс, сидевший с семьей за отдельным столом. Роман I Лакапин не допускал празднования брумалий во дворце, но их стали отмечать здесь снова уже при соправителе и преемнике Романа I - Кон­стантине VII: этот василевс постановил, что во время брумалий следует раздавать из казны не более 50 литр (3600 золотых).

Русалии - весенний праздник цветов - устраивались после пасхи, накануне троицы. О том, как этот праздник отмечали в сельской местности, можно составить неко­торое представление по судебному решению охридского архиепископа Димитрия Хоматиана (первая треть XIII столетия), вынужденного разбирать дело об убийстве во время русалий. Сельская молодежь устроила танцы, игры, пантомимы и «скакания» - все это полагалось делать, чтобы получить дары зрителей. Пастух в овечьем загоне, у которого молодые люди потребовали сыра, отказался его дать, вспыхнула ссора, пастух был убит. Назначая эпи­тимьи виновникам случившегося, архиепископ замечает, что русалии, как и брумалии, - воистину «бесовские игрища», соблюдаемые как обычай «в этой стороне» (Ма­кедонии).

Однако особенно торжественно все слои византийского общества без исключения отмечали религиозные празд­ники, официально установленные церковью. К концу Х-началу XI в. твердо определился круг так называемых престольных церковных праздников (рождество, крещение, пасха, троица и т. д.). Широко праздновались по всей империи дни таких почитаемых святых, как св. Георгий (23 апреля) и св. Димитрий (26 октября). Близ Чурула во Фракии, в Куперии, ежегодно справ­лялся грандиозный праздник в честь св. Георгия. Здесь устраивалась и ярмарка. Василевс с семьей в этот день отправлялся морем в Манганы (монастырь в северо-вос­точной части столицы) на поклонение мученику. Кроме того, отмечались праздники в честь местных святых, па­мятные события, связанные с данной местностью, горо­дом, церковью, монастырем и т. п.

Религиозный праздник требовал от прихожан присут­ствия на церковной службе в храме, а нередко и участия в торжественной процессии. В престольные и другие праздники (дни св. Димитрия, св. Ильи) совершался вы­ход императора. В соответствии с церемониалом процес­сия проходила из дворца по украшенным улицам и пло­щадям в св. Софию, где василевс с семьей присутствовал на праздничном богослужении, совершаемом самим пат­риархом. Иногда процессия направлялась в иной храм, порою - на конях, порою - на судне. После официаль­ных торжеств начинались игры, а за ними шли пирше­ства. К праздничной трапезе готовились задолго до на­ступления праздника, запасали продукты, экономили. Простолюдины нередко ограничивали себя перед празд­ником в течение многих недель. Накануне пасхи такое воздержание было предписано христианам самой цер­ковью: пасха праздновалась после великого поста. Этот праздник в Константинополе отмечался по традиции особенно пышно.

Помимо церковных праздников, византийцы справляли государственные праздники, ежегодные (например, 11 мая - день основания Константинополя, день рожде­ния императора) и экстраординарные, нерегулярные (коронация василевса, его свадьба, рождение наслед­ника). В такие дни вновь славословили государя, несли дары ему или его детям. Василевс повелевал выдавать народу медные деньги, выставлять на площадях, на спе­циальных длинных столах, даровое угощение, устраивать на ипподроме массовые зрелища. Народ водил на улицах хороводы, пел обрядовые песни и гимны в честь винов­ника торжества. Во дворце пировала высшая знать.

Государственным праздником, по крайней мере для жителей столицы и ее окрестностей, становился и день вступления в столицу победившего узурпатора. В город он въезжал на белом коне, в сопровождении пышной свиты, отряда телохранителей, отборного войска. В соот­ветствии с определенным ритуалом, с песнопениями и славословиями его встречали сановники, высшее духо­венство, руководители корпораций, толпы народа.

Поводом к объявлению всенародного праздника могло стать также возвращение василевса в столицу после по­бедоносного похода. Справлялся триумф. С величайшей пышностью, например, обставил свое возвращение после победы над Святославом и присоединения северо-восточ­ной Болгарии Иоанн I Цимисхий. Императорская колес­ница, влекомая четверкой белоснежных коней, была украшена цветами; собственными руками василевс воз­ложил венок и на своего верхового коня. Но сам государь от Золотых ворот следовал пешком за своей колесницей, в которой лежали одеяния болгарского царя, а на них стояла икона богоматери Влахернской - заступничеству ее император смиренно приписывал свои победы. На Фо­руме Константина василевс снял с идущего во главе знатных пленников болгарского царя Бориса царский венец и отдал, войдя в св. Софию, в руки патриарха 1. Примерно так же была организована встреча Василия II после окончательного завоевания всей Болгарии.

Поводом для импровизированного празднества служил также въезд в столицу иноземной принцессы - невесты императора или его наследника. Берту-Ирину, жену Ма­нуила I Комнина, встречали с ликованием на всем про­тяжении ее пути от берегов Адриатики, где она сошла с корабля, до самого Константинополя. Праздничные встречи на пути и в столице устраивали также мощам известного или новоявленного святого, доставляемым из провинции, из отвоеванных районов, или дарованным василевсу иноземным государем. Так, например, при Константине VII торжественно и празднично встречали раку с рукой Иоанна Предтечи.

Помимо праздников общих для населения империи или для жителей города, справлялись праздники профес­сиональные, корпоративные, квартальные. Константино­польские врачи праздновали 27 июня день св. Самп­сона - покровителя медиков: они совершали поклонение его останкам в храме св. Мокия, а затем собирались за общим пиршественным столом. Церковный приход со­вместно отмечал обычно день памяти святого своей церкви, сослуживцы канцелярии - повышение по службе чиновника, корпорация - избрание нового члена. Напри­мер, процессия тавулляриев в таком случае, выйдя из церкви, где новый коллега получал благословение, про­вожала его до кафедры, на которую он избирался, а за­тем шла пировать к нему на дом. 25 октября, в день па­мяти святых нотариев, подвыпившие адвокаты всей группой, в масках, ходили по городу.

На семейные торжества, которые также очень часто начинались в церкви (крестины, обручение, свадьба), приглашали тем больше народу, чем богаче была семья. Знатный хозяин стремился поразить своих гостей рос­кошью обстановки жилища, богатством одеяний и укра­шений членов семейства, разнообразием блюд. Гости также принаряжались, прибывали на лучших из своих коней и мулов, в дорогих седлах или в богато отделанных колясках. На таких семейных праздниках, даже в глу­хой деревне, общество услаждал специально приглашен­ный певец или музыкант. Свадьбу Дигениса Акрита играли сначала в его доме, затем - в доме родителей невесты. Гостей пригласили множество, их дары молодо­женам трудно счесть. Пиры длились много дней подряд. В городах в подобном случае состоятельный хозяин на­снимал целую труппу бродячих музыкантов, фокусников, мимов и акробатов, представителей нередко весьма низ­копробного искусства.

Как уже говорилось, во время крупных общенародных или столичных празднеств для горожан устраивались раз­ного рода зрелища и увеселения. Разумеется, своеобраз­ными зрелищами для обывателя являлись уже празднич­ные процессии, крестные ходы, встречи, даже похороны знатных лиц. С полным правом к разряду зрелищ сле­дует отнести торжественное богослужение, церковную литургию, в которой прихожанин становился участником пышно театрализованного магического действа.

Однако особенно популярными у столичного населе­ния были специальные игрища, устраиваемые по тради­ции, начиная с античных времен, на ипподроме (эллип­совидном огромном сооружении, подобном современному стадиону), расположенном по соседству с Большим императорским дворцом и св. Софией. Основным видом зре­лищ на ипподроме были конские ристания - соревнования в искусстве управления лошадьми. Каждой из легких колесниц, мчащихся по боковым дорожкам ипподрома и запряженных несколькими лошадьми, правил один воз­ница. Содержание коней и ипподрома, устройство самих ристаний являлось обязанностью цирковых партий, среди которых выделялись четыре: «голубые», «зеленые», «красные» и «белые». В Х в. практически сохранились лишь две первые партий. Ведал ими эпарх столицы.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png