Екатерина Астапчик
Дошкольное образование в Европе. Финляндия

1 Слайд. Дошкольное образование в Европе . Финляндия .

2 Слайд. Детский сад

В отличие от среднего и высшего образования , дошкольное воспитание в Финляндии – платное . Родители сами выбирают, куда отдать своего ребенка – в муниципальный, частный или семейный детский садик. Оплата зависит не от престижности дошкольного учреждения , а от доходов семьи. В больших городах бывает, что мест не хватает, тогда местные муниципальные власти идут на всяческие уловки. Например, ежемесячно выплачивают из бюджета дополнительную сумму семье, лишь бы один из родителей оставался с ребенком дома. Детский сад является частью системы дошкольного воспитания . Его назначение- создать детям и их семьям достаточно высокий уровень для роста и развития, а также осуществлять уход, воспитание и следить за безопасностью, когда родители не могут делать этого сами, например, будучи на работе.

3 Слайд. Виды садов

Муниципальный : государственный детский сад, очередь в столичном регионе от 2-х до 4-х месяцев, но если нужно срочно выйти на учебу или работу, то место могут найти и за 2 недели.

Частные : как правило, сюда проще попасть, разная направленность - языковая, методика Монтессори, искусство и т. д. Стоимость посещения такого детского сада совпадает со стоимостью муниципального.

Детский сад семейного типа : это детский сад, который организован, например, в частном доме, квартире. Несомненно, есть определенные условия, которые должны быть соблюдены :

Должны быть организованы спальные места, место для игр, приема пищи;

Питание может быть или привозным (есть специальные службы по организации питания, хозяйка готовит сама или нанимает для этого повара.

Такие детские сады идеально подходят для деток, которым трудно привыкнуть к большим группам людей, им психологически проще находится практически в семье.

Детский сад группового типа. Это то же самое, что и семейный, только в здании, который выделил муниципалитет.

Открытый детский сад. Детский сад для всех детей дошкольного возраста , бесплатный. Дети находятся вместе с родителями, это своего рода семейный клуб, куда можно прийти с ребенком, чтобы пообщаться, поиграть, выпить кофе.

Специализированные дошкольные учреждения : в таких учреждениях воспитываются дети с недостатками психического, физического, когнитивного развития (в таком саду может 4 воспитателя обслуживать 8 детей, так же присутствуют смешанные, в которых воспитываются здоровые детки и с нарушением умственного или физического развития. Дети с нарушениями нуждаются в постоянном внимании и уходе, поэтому в группе, где, например, присутствуют шесть таких деток, работают шесть специалистов (два педагога, две няни и еще два помощника) . Детей инвалидов привозят на такси, которое оплачивает город, и он же обеспечивает всем необходимым учреждение, где обучаются дети.

Так же стоит отметить, что в основном дошкольные учреждения Финляндии двуязычные . Основной язык финский, а вторым языком может быт английский, немецкий, шведский или французский языки. Это зависит от сада и желания родителей, так что к школе дети свободно владеют двумя языками. Если в Финский сад принимается русский ребенок не понимающий финский или английский язык (воспитатели, как правило, обязаны знать два языка, то ребенку предоставляется бесплатный переводчик.

4 Слайд. Обслуживающий персонал.

Единственным критерием отбора персонала является полученное образование (высшее – у воспитателей, среднее специальное – у помощников воспитателей). Специальное обучение в колледжах и университетах продолжается три или четыре года. Помощник воспитателя учится 2,5 года. Работники дошкольных учреждений должны повышать свою квалификацию минимум каждые пять лет; в бюджете на это выделены средства. Во время обучения воспитатели знакомятся не только с теорией ухода за детьми и их обучения, но и с новейшими исследованиями и практикой их использования.

Должностей врача, логопеда, музыкального руководителя, медсестры нет. Рабочий день воспитателя длится 7 часов, помощника-8. В рабочее время входит обед. Воспитатель кушает вместе с детьми за одним столом. Во всех садах есть комнаты для персонала, в которых они могут провести 2 кофейных перерыва по 20 мин.

5 слад. Режим посещения.

Чаще всего детей отдают в садик на весь день, то есть с 6.30 до 17.00. Но есть варианты посещение садика на неполный день, а иногда всего на пару-тройку часов. Все зависит от того, в какой садик ходит ребенок. В муниципальном саду – самые жесткие правила, в семейном – самые либеральные. Для родителей, работающих посменно, по ночам и выходным предусмотрены специальные сады. В садах есть завтрак, обет, полдник.

6 слайд. Количество детей.

В Финских садах важно не количество детей в группе, а соотношение числа педагогов к числу детей. На одного взрослого по закону должно приходиться не более 4-х детей в возрасте до трех лет, и не более семи старше трех лет.

7 Слайд. Группы

В детские сады Финляндии принимают детей с 9-ти месячного возраста до 7-8 лет.

Дети младше 3 лет Маленькая группа и максимально устойчивые человеческие отношения. Достаточное количество времени и спокойная обстановка для усвоения нового в индивидуальном темпе, являются основными потребностями детей младше 3-х лет. Отдельные помещения, которые в то же время сообщаются с помещениями старших детей, являются одной из практических предпосылок для плодотворной деятельности детей младше 3-х лет.

Дошкольное обучение 6-леток –может осуществляться в детском саду или школе. Содержание дошкольного обучения составляет язык и коммуникация, математика, этика и мировоззрение, окружающая среда и природоведение, здоровье, физическое и моторное развитие, а также искусство и культура. Игра занимает центральное место в дошкольном обучении , осуществляемом как в детских садах, так и в школах. Важно заботиться о том, чтобы дошкольное обучение не стало школярским. Основным средством в решении этого вопроса является развитие творческого воображения ребёнка . Развитие готовности к учебной деятельности не должно основываться на изучении научного содержания и фактов. В детских садах дети 6-летнего возраста размещаются либо в своих группах, либо в совместных группах с 3-6-летними детьми. В группах 3-6-летних детей часть деятельности является общей для всех, часть – дифференцируется для осуществления целей дошкольного обучения 6-летних детей.

Предметно пространственная среда в группах создана так, чтобы, с одной стороны дать наибольшую возможность развития самостоятельности и творчества детей (все в свободном доступе, высокие стулья с подножкой, а с другой оградить от вероятных опасностей-нет дверок у шкафчиков.

8 Слайд. Игра.

Финская пословица гласит : «Игра-работа ребенка» . Что важно для развития Игра и подражание – это способ развиваться и учиться для маленьких детей. Играть тоже учатся сначала вместе со взрослыми. Игра приобретает новые формы при взаимных контактах детей. Согласно исследованиям, уже годовалые дети получают удовольствие от общества других и могут устанавливать устойчивые дружеские отношения со своими сверстниками. Совместное пение - является незаменимым инструментом для изучения азов коммуникации. Исследование предметов и игра с ними является существенной с точки зрения развития маленького ребёнка. Умения играть 3-5-летних детей развиваются в коллективе, где для игры предоставляется время, место и увлекательная обстановка. Сказки, истории и беседы являются существенной помощью в развитии словесной и письменной речи. Разновозрастные группы полезны для развития и старших и младших детей.

9 слайд. «Не бывает плохой погода – бывает неподходящая одежда»

Еще одно своеобразие финской системы дошкольного образования связано с погодой . «Не бывает плохой погоды – бывает неподходящая одежда» , - гласит девиз детсадов. А это значит, что финские дети гуляют на улице даже в непогоду : будь то проливной дождь или мороз. Финская одежда позволяет. Но если одежда промокла, то у ребенка есть запасная, которая лежит в корзинке.

Различные походы и культурные мероприятия осуществляют разработанной программе. Рабочий ритм в каждом детском саду немного отличается. Обычно в детских садах ребенок учится ходить на лыжах, кататься на коньках и плавать, ходить в поход- как правило это прогулка в ближайший парк или лес, либо в библиотеку. Расписание составляется каждую неделю.

10 Слайд. Система образования .

Финская система образования нацелена на развитие у воспитанника когнитивных функций :

Память, внимание, ориентация в месте и времени, речь, сообразительность , восприятие, способность к усвоению и сохранению двигательных навыков.

Когнитивный резерв формирует не только личностные качества, но развивает и ключевые структуры мозга.

Принципы работы детского сада :

Уход, Воспитание, Обучение, Особая поддержка (при необходимости) Основной принцип таков, с помощью игры учимся новому.

12 Слайд. Воспитание.

Подходы к воспитанию детей в детских садах определяются опытом и традициями финского общества. Однако единой образовательной программы для детских садов не существует. В последнее время отчетливо заявила о себе тенденция к самостоятельности каждого отдельного учреждения в выборе целей и принципов воспитания детей и свободы в распределении бюджета. Воспитатели и помощники воспитателей руководствуются в своей повседневной работе составленным совместно с коллегами планом, собственным профессиональным отношением к детям и любыми пособиями, выпускающимися по всем видам детской деятельности.

Главной задачей «дневного ухода за маленькими детьми» (именно в такой формулировке в Финляндии был принят закон о дошкольном воспитании ) является поддержка родителей в воспитании ребенка. А основное требование к детскому саду – создание надежных и доброжелательных отношений и разнообразной развивающей среды обучения. Внутренняя политика каждого детского сада согласуется с родителями воспитанников. В Финляндии именно родители отвечают за воспитание детей (их права и обязанности законодательно закреплены) . Влияние на содержание и качество ухода за их детьми является как их правом, так и обязанностью. Поощряется участие родителей в детско-родительских проектах.

13 Слайд. «Научиться учиться» .

Дошкольное образование является первым и наиболее важным этапом обучения в течении жизни. Основное внимание в детском саду Финляндии – «научится учится» . Уроки на природе, материала-ориентированное обучение. Чтение для удовольствия активно поощряются (Финляндия издает книги для детей больше, чем в любой другой стране). В основном на занятиях дети поют, играют, читают сказки, готовятся праздникам.

Отличительной особенностью финских детских садов, в том, что присутствует свобода выбора, заведующим и воспитателям ничего не навязывается сверху. Они не должны писать отчеты и к ним не приходят с проверкой инспекторы, даже финансовые вопросы решают больше органы власти, чем заведующие.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Система дошкольного воспитания в Финляндии 4-5

2. Образовательные программы в детских садах 6

Заключение 7

Список используемой литературы 8

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольное образование - это начальное звено в системе непрерывного образования, главными направлениями развития которого являются:

Понимание дошкольного возраста как самоценного периода в развитии личности;

Обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей;

Гуманизация и демократизация воспитательно-образовательного процесса;

Свобода выбора программ и технологий;

Экономическая самостоятельность дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

Финляндия возглавляет список европейских стран с наиболее конкурентоспособной экономикой, наименее коррумпированной властью, и наиболее эффективной системой образования. В отличие от среднего и высшего образования, дошкольное воспитание в Финляндии – платное. Родители сами выбирают, куда отдать своего ребенка – в муниципальный, частный или семейный детский садик.

В Финляндии принят закон, по которому все шестилетние дети имеют право посещать подготовительную к школе группу детского сада или подготовительный класс школы.

Большой популярностью в Финляндии пользуется идея интегрированного воспитания, когда вместе воспитываются больные и здоровые дети, дети разных национальностей и социального происхождения. Однако существуют и специализированные дошкольные учреждения. Они обслуживают детей с недостатками физического, психического, когнитивного и социального развития.

1. система дошкольного воспитания в Финляндии

Ясли и детские сады играют важную роль в системе образования государства. В них воспитатели активно занимаются с детьми, обучают основам дошкольных дисциплин, учат взаимодействовать друг с другом и находиться в коллективе сверстников. В ясли детей принимают уже с 9 месяцев.

Примечательно, что дошкольное образование в стране - платное. На выбор родителям предлагается определить ребенка в муниципальный, семейный или частный сад. Стоимость яслей или детского сада варьируется от 23 до 254 евро в месяц. Главной задачей «дневного ухода за маленькими детьми» (именно в такой формулировке в Финляндии был принят закон о дошкольном воспитании) является поддержка родителей в воспитании ребенка. А основное требование к детскому саду – создание надежных и доброжелательных отношений и разнообразной развивающей среды обучения.

В Финляндии существуют четырехчасовые группы, где с детьми занимаются, играют, гуляют, но не кормят их. Есть детские сады полного дня. Существуют дошкольные учреждения, где можно оставить ребенка на ночь, но их немного – они предназначены для случаев, если родители работают в ночные смены или часто ездят в командировки.

Группы в садах маленькие, так как по закону воспитатель может контролировать максимум четверых детей. Если государство не смогло обеспечить ребенку место в детском саду, родителям компенсируется денежная сумма для того, чтобы кто-то из родителей мог заниматься с ребенком дома. Существенным различием между средним, высшим образованием и дошкольным, является тот факт, что дошкольное воспитание будущих школяров – платное, и оно разительно отличается от воспитания детей-улицы, каких сейчас немало.

Финская семья сама выбирает место, для ежедневного посещения, но они имеют право выбора между муниципальным, правовым, либо же частным детским садиком. Важной особенностью оплаты за обучение считают размер данной оплаты, который зависит не от престижа или крутости семьи, а от её среднего дохода. Согласно закону, каждый финский малыш должен быть обеспечен местом в детском саду и власти Финляндии, и, несмотря на значительную перенаселённость детских садов в больших городах, местные органы управления выворачиваются наизнанку и находят дополнительные источники бюджета. Так, например, каждый месяц многие семьи получают около 500 долларов за то, что их ребёнок растёт дома, а не посещает детский сад. Вообще, детские сады в Финляндии с радостью открывают свои двери для ребятишек от 9-ти месяцев и до 8 лет. Перед родителями встаёт выбор между двумя типами садиков: муниципальным и частным.

Муниципальный садик, или, иначе говоря, государственный, принимает детей на целый день, а то и на ночь. В данном типе садиков правила – самые жесткие. Примером тому может служить то, что дети гуляют в любую погоду, независимо от показателей термометра. Тем самым, финны с детства готовят детей к неблагоприятным условиям климата, стараясь не вырастить своих чад «тепличными». Непременное присутствие одного воспитателя, следящего за 4-мя детьми. Нельзя, чтобы у воспитателя было 5 подопечных – это грозит штрафом.

Частные детские сады в Финляндии представляют намного меньшее ограждение ребёнка всевозможными правилами. Частный детский сад могут открыть мамы в декрете, которым абсолютно всё равно, сидеть ли с одним, или с четырьмя. Частные детские садики создают атмосферу спокойствия, защиты и уверенности в следующем дне. Обязательным условием работы частного садика является существование чёткого плана распорядка дня детей. Выбор определённого типа садика всегда зависит от мнения жителей, создаваемого на основе приводимых плюсов и незначительных минусов данных заведений.

2. Образовательные программы В ДЕТСКИХ САДАХ

Подходы к воспитанию детей в детских садах определяются опытом и традициями финского общества. Однако единой образовательной программы для детских садов не существует. В последнее время отчетливо заявила о себе тенденция к самостоятельности каждого отдельного учреждения в выборе целей и принципов воспитания детей и свободы в распределении бюджета.

Воспитатели и помощники воспитателей руководствуются в своей повседневной работе составленным совместно с коллегами планом, собственным профессиональным отношением к детям и любыми пособиями, выпускающимися по всем видам детской деятельности.

В отличие от многих западных стран, дошкольное образование в Финляндии начинается лишь с возраста 6 лет и длится 1 год. Основной задачей преподавателей в ходе этого года является начальная подготовка детей к учебе в школе.

Все внимание сосредоточено на изучении родного языка (чтения, письма) и математики, естествознания и этики. Этот этап необязателен и по желанию родителей дошкольная подготовка может осуществляться дома. Внутренняя политика каждого детского сада согласуется с родителями воспитанников.

В Финляндии именно родители отвечают за воспитание детей (их права и обязанности законодательно закреплены). Влияние на содержание и качество ухода за их детьми является как их правом, так и обязанностью. Поощряется участие родителей в детско-родительских проектах.

Некоторые детские сады участвуют в исследовательских проектах совместно с университетами, в рамках которых изучается эволюция спонтанных игр, освоение компьютера, обучение рисовальной технике, математике, игре на музыкальных инструментах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольное образование является основополагающим направлением в развитии общества, оно является фундаментом. Образование помогает человеку стать личностью, воспитывает в нем духовные качества.

Стандарт образования в Финляндии, прежде всего, предполагает не только обучение и воспитание ребенка, но и его развитие.

В год предшествующий поступлению ребенка в школу, в Финляндии предусмотрено дошкольное образование в детских садах. Начиная с 6 лет, ребенка в игровой форме обучают всеми необходимыми знаниями и навыками, которые потребуются ему для усвоения школьной программы на первом этапе.

Основные принципы работы детского сада:

Создание атмосферы, благоприятной развитию;

Воспитание через подражание и пример;

Культивирование многообразных форм игровой деятельности;

Создание пространства, способствующего развитию свободной игры;

Организация здорового ритма жизни группы;

Занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка)

Все вышеперечисленные положения не являются отдельными частями «программы» работы детского сада или методическими «приемами», а представляют собой единое органичное целое. Жизнь группы скорее напоминает жизнь большой, дружной семьи, чем работу «учебного заведения». 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Аникин Л. Как школьники соседней страны стали грамотнее всех в мире. Ж. «Невское время» от 13.01.2009.

2.Беспалова Т. Система образования в Финляндии. URL: www.cop.ru

3.Бессорабова И.С. Воробьев Н.Е. Мультикультурная подготовка учителя в Финляндии, 2009, С. 113-115.

4.Водянский А. Стандарты общего образования. Народное образование. - 2009, С. 32.

5.Войтова И.В. «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития экономики. Региональные, межрегиональные и международные аспекты» Минск: ГУ «БелИСА», 2007. С. 200.

6. Журнал «Обучение за рубежом», № 3, 2004

7.Why Are Finland’s Schools Successful?. // Smithsonian magazine, September 2011.

У живущих в Финляндии русскоязычных семей с маленькими детьми рано или поздно возникает необходимость отдавать детей в садик. И тут появляется масса вопросов. Какой садик выбрать? Как будет ребенок из русскоязычной семьи чувствовать себя в садике, где все говорят на незнакомом ему финском языке? Что ждет ребенка и родителей в период адаптации? Оказывает ли финское государство ребенку поддержку на этапе адаптации, куда и как за ней обращаться? Развеять некоторые сомнения родителей нам поможет Елизавета Тилли, монтессори-педагог, соционом, автор проекта «Благополучие», предназначенного помочь русскоязычным семьям интегрироваться в финское общество.

Детский сад. Фото: rd.com

С чего начать?

С непростого выбора подходящего садика, ведь в Финляндии вариантов у родителей будет несколько. Зачастую первым рассматривается вариант «поближе к дому». Таким вариантом может оказаться муниципальный (то есть, государственный) детский сад, частный, детский сад семейного или группового типа, открытый детский сад. Поискать подходящий по месторасположению садик обычно можно на сайте финского города на основании своего почтового индекса.

Для многих родителей спектр предоставляемых им услуг оказывается важнее местонахождения детсада. Если вас интересуют садики, чья работа базируется на педагогике Монтессори, вальдорфской педагогике, садики с английским, французским, русским языком, садики определенной религиозной направленности – это уже не муниципальные, а частные детсады. В некоторые частные детсады принимают детей только с 3-х лет. Если родители работают, тогда можно подумать о варианте семейного детсада (детский сад, организованный на дому) или нанять няню.

Нам очень понравился садик «Калинка», куда ходил старший ребенок, но туда берут с 3 лет. Мы думали сначала отдать дочь в финский садик, а года в 4 перевести в «Калинку». Но потом мы так привыкли к финскому садику, и нам все так нравилось, что дочка отходила туда до школы. До садика дочка была с русской няней.

По закону, ребенок может начать посещать детский сад с девятимесячного возраста и находиться в садике, как минимум, 20 часов в неделю. Обычный режим работы детских садов – с 6-6.30 утра до 17-17.45. На выбор садика может также повлиять режим работы родителей, к примеру, ненормированный или посменный, ведь тогда ребенку нужно место в круглосуточном саду. В заявлении необходимо указать, потребуется ли ребенку находиться в садике в выходные дни, в вечернее и ночное время.

Когда родители подают заявление в детский сад, они могут указать в нем несколько подходящих вариантов, обосновав свой выбор варианта «лучшего».

Нужно чувствовать потребности своего ребенка, и соответственно этим потребностям выбирать детский сад. А имеется много разных вариантов: есть и государственные сады, и частные, но выбирать из потребностей ребенка, а не своих. Если мама чувствует, что ребенку не нужна большая группа, можно обратиться в семейный детский сад. Мама изыскивает возможности, как попасть в нужный садик, или договаривается с подругой, и они нанимают финскоязычную няню для своих детей.

Елизавета Тилли

Простые формальности

Заявление на получение места в детсаду нужно подавать не позднее 4-х месяцев до того срока, когда вы планируете начать водить ребенка в садик – это относится к большинству городов Финляндии. Заявление в муниципальный детсад можно отправить через интернет, а вот в частные детские сады заявление нужно относить лично (кстати, там же можно и взять сам бланк). К моменту подачи заявления у ребенка должен быть henkilötunnus – личный идентификационный номер в Финляндии.

Бывают ли в садики очереди? Да, бывают, но если подать заявление в указанный срок, велика вероятность попасть в приглянувшийся вам сад. Иногда возникает необходимость сменить садик из-за переезда в другой город или район, или если родители срочно выходят на работу или учебу. Тогда заявление о переводе рассматривается ускоренно, в срок до 2-х недель, но ребенок может попасть уже в тот детсад, где окажется место, например, в соседнем районе.

Какой бы вариант детского сада вы ни выбрали, в Финляндии он будет платным. Плата за посещение садика рассчитывается на основании семейного дохода и того количества часов, которое ребенок будет находиться в садике. К примеру, максимальная оплата за место в муниципальном дестком саду не будет превышать 290 евро, а если ребенок ходит в частный или семейный детский сад, родители могут обратиться за компенсацией в службу Kela.

Но есть в Финляндии и так называемые «открытые» детские сады, они бесплатные. Работают они обычно 1-2 дня в неделю по 2-3 часа. Малыши находятся в саду обязательно вместе с родителями. Воспитатель организует совместные игры, песни, занятия рукоделием, детки общаются с ровесниками, родители знакомятся между собой.

Русскоязычный малыш в финском детском саду: без паники

Часто в небольших финских городах двуязычных детских садов просто нет, и ребенок идет в обычный муниципальный финский детсад. Вопрос, который всегда волнует русскоязычных родителей: «Как мой ребенок справится, выучит ли он финский язык»? У взрослых часто возникает опасение, что ребенку, с которым дома разговаривают на русском языке, в финском садике будет сложно. Ведь в финском саду сын или дочка полностью окунутся в чужую языковую среду, воспитатели, нянечки и друзья по группе будут разговаривать с ними только на финском языке.

Для старшего ребенка, который пошел в садик в возрасте 2,4 года, изначально рассматривался вариант только финского садика – именно для того, чтобы ребенок адаптировался к финской языковой среде. Дома, в семье, говорили только на русском языке. Мы ждали, когда ребенок сам заговорит на русском языке, чтобы он мог рассказывать о том, что происходит в садике. Развитием родного языка занимались дома: книги, игры. Садик брал на себя задачу научить финскому языку.

Ольга, мама троих детей (Вантаа)

Важно, чтобы родитель понимал, что то, как ребенок выучит финский язык и то, как его освоит сам родитель – две разные вещи. У ребенка мозг иначе функционирует, способности к адаптации очень высокие. Это даже не адаптация, а принятие среды, в которой он живет, включение в нее. Поэтому ребенок, который ходит в детский сад, начиная, скажем, с двух лет, просто не может не выучить финский язык.

Елизавета Тилли

Молчать не надо говорить

Для того, чтобы ребятам в детсаду было понятно, чего от них ждут воспитатели, используются картинки с изображением действий и повседневных предметов. Воспитатель покажет ребенку и назовет словами, какое действие он выполняет или что от него ожидают, а ребенок может показать с помощью картинки, что ему нужно. Так ребенок «включается» в финский язык и начинает использовать его как средство коммуникации. В идеальном случае у ребенка появляются друзья, с которыми он довольно быстро начинает общаться по-фински.

Cын пошел в финский муниципальный садик в возрасте 2-х лет, адаптировался хорошо. Ему там нравится, он все понимает, следует указаниям воспитателей в детском саду, выполняет нужные действия, но до сих пор не говорит по-фински».

Всегда ли такая ситуация указывает на наличие какой-то проблемы?

Бывает так, что когда ребенка отдают в финский детский сад, а у него уже сформировался родной язык, например русский, малыш «набирает» финский язык и это требует времени: год, два года. И сначала ребенок учится понимать, потом произносить. Дети – разные по темпераменту, и темперамент влияет на то, как ребенок говорит на чужом языке. Одни дети склонны к тому, чтобы выражать свои мысли словесно, другие, наоборот, склонны к тому, чтобы помолчать. На проявление языка влияет также пол, как ни странно. Мальчики и девочки по-разному взаимодействуют с языком (о том, как – можно почитать в статье Елизаветы Тилли «Мальчики, девочки и божьи коровки», прим. редакции). Бывает, что второй язык просто дольше усваивается. Иногда нужно провести небольшое исследование, научное наблюдение в группе, выполненное профессионалом. Иногда – тестирование, не для того, чтобы выставить ребенку какую-то оценку, а для того, чтобы выявить моменты, которые в обычной жизни нам не видны. Тогда можно сделать вывод о том, на каком уровне находится язык.

Елизавета Тилли

Как проходит адаптация детишек в детском саду, какие у них успехи, все ли идет хорошо или возникают какие-то сложности, есть ли особые моменты, требующие внимания, – помогает отслеживать специальный документ Lapsen varhaiskasvatussuunnitelma (vasu), или индивидуальный план дошкольного образования. Этот обязательный для детсадов документ отражает личностные особенности ребенка, его склонности, интересы, умения, прогресс. Для каждого ребенка составляется план индивидуальной поддержки его развития и обучения, и этот план фиксируется документально. Беседы, связанные с планом vasu, проводятся в садах дважды в год, весной и осенью. Самая первая беседа – обычно через два месяца после того, как ребенок пошел в садик. Это очень хороший мониторинг развития ребенка, который позволяет вовремя обратить внимание на какие-то моменты, требующие дополнительной поддержки со стороны специалистов. Если родители недостаточно владеют финским языком, на vasu-беседы приглашают переводчика.

Поначалу мне казалось, что vasu – это какой-то ненужный формализм, какой от всех этих бумаг толк? Но когда у младшей дочки обнаружились нарушения речевого развития, оказалось, что я была неправа. С помощью vasu выяснили, что нам нужна помощь логопеда.

Ирина, мама двоих детей (Хельсинки)

Основные распоряжения касательно vasu поступают на законодательном уровне. План дошкольного образования и собеседования, его поддерживающие, положены каждому ребенку по закону. И собеседования такие с родителями необходимо проводить два раза в год, по закону. В этих встречах участвуют родители и сотрудники детсада, ребенок может участвовать согласно своему возрасту, но опыт показывает, что это не всегда бывает нужно. При необходимости бывают еще и дополнительные встречи, например, если на vasu-беседе выяснился вопрос, который нужно проработать с участием специалистов. То есть, раз в законе прописано, что у каждого ребенка есть такое право, то для ребенка будет проведено расследование, почему возникли какие-то проблемы, например, с языком, и определено, как их будут решать.

Елизавета Тилли

Финский и русский детсад: найди отличия

Не всегда русские родители готовы к методам воспитания в финскому детском саду, которые иногда отличаются от того, что они видели у себя на родине. В таких случаях психологи советуют обязательно обсудить с воспитателями те моменты, которые вас смущают – сотрудники финского детсада всегда готовы к диалогу.

Для того, чтобы дети не оставались без внимания взрослых, в детсадах, по правилам, на одного воспитателя или няню должно приходиться не больше 4-х детей в возрасте до 3-х лет, и не более 8 детей в возрасте старше 3-х.

В финских детсадах большое внимание уделяется тому, чтобы ребенок научился правильно взаимодействовать с окружающими, будь то взрослые или сверстники: здороваться, извиняться, благодарить, соблюдать правила. Дети учатся взаимодействовать с другими людьми, при этом уважая их и свои границы. Часто основой для этого служит игра – важный элемент обучения детей. Программу занятий на неделю (музыкальные, спортивные занятия, посещение бассейна, рисование, лепка) вывешивают в вестибюле сада на информационном стенде.

Малышей обычно не заставляют делать то, что им не хочется – например, они могут не есть, если не хотят. Дети много времени проводят на свежем воздухе, часто ходят на прогулки в городские парки и на другие детские площадки, при этом на малышах будут светоотражающие жилеты. Если на детях надеты специальные непромокающие комбинезоны и резиновые сапоги, детсадовцам не препятствуют в том, чтобы они играли в лужах или, к примеру, с мокрым песком.

Малыши могут взять с собой в садик любимую игрушку (unikaveri – товарища для сна), соску, фотографии родных.

Unikaveri, «товарищ для сна», это игрушка, которую малыш берет с собой в постель. На слэнге она называется unikamu или unilelu. С недавнего времени «товарища для сна» начали укладывать в «материнские коробки», которые выдаются всем молодым семьям, где рождается малыш. Главное требование к Unikaveri – он должен быть мягким, матерчатым. Психологи рекомендуют стирать такие игрушки только ручным способом средствами без запаха. Ведь запах дома и родителей – это главное в «товарище для сна», именно он успокаивает ребенка и помогает заснуть. Многие финны сохраняют своих Unikaveri на всю жизнь.

Если у вас есть какой-то вопрос, и вы считаете, что его надо прояснить в детсаду – проясняйте. Попробуйте устроить диалог. Этому учат сотрудников детского сада, это – сотрудничество в развитии ребенка. Но межкультурная разница в понимании, в выражении эмоций накладывает свой отпечаток. Задайте свой вопрос воспитателю, спросите: «А почему мой ребенок сидит в луже? Для меня это как-то странно, может быть для вас это нормально, объясните, почему?» Если он сидит в луже в резиновой одежде, он не чувствует себя мокрым или сырым, ему радостно, у него радостное лицо, то все хорошо.

Елизавета Тилли

В детские сады в Финляндии детки начинают ходить, как правило, в 1,5 – 2 года. Русскоязычным родителям нужно понимать, что финский детсад – это не стан врага, где ребенок останется один на один со страшным, незнакомым финским языком. Если нужно, ребенку на помощь всегда придут педагоги и специалисты. А для того, чтобы адаптация была более успешной, можно договориться с заведующими и заранее сходить с ребенком в разные садики, познакомиться с персоналом, посмотреть за тем, как проходит в садике повседневная жизнь и выбрать детсад, лучше всего отвечающий потребностям и темпераменту ребенка.

Материал по теме

Принципы воспитания детей в Финляндии

Скорее всего, загадочные финны станут казаться вам чуть более понятными, если вы узнаете, как в детстве их воспитывают родители, чему их учат школе, что строго запрещено для финских малышей, а что – они могут делать без всяких нареканий со стороны родителей.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ФГАОУВО «Южный Федеральный университет» Академия психологии и педагогики Кафедра дошкольного образования Система дошкольного образования Финляндии В ыполнила: Нестерова Е.Ю. Проверила: доктор педагогических наук, профессор Куликовская И.Э.

Достижения Финляндии в области образования принято считать образцовыми.

Это - результат проведенных исследований качества образования PISA, в которых Финляндия стабильно показывает высокие результаты. Финский опыт анализируется мировой образовательной общественностью. Какие особенности финской системы образования привели к столь высоким достижениям? Маленькая северная страна сделала ставку на образование - и победила…

У жителей Финляндии отношение к ребенку с момента его появления на свет – как к полноправному гражданину страны. Сразу после рождения он получает паспорт. Родители не имеют права повышать голос на ребенка в общественных местах – это его унижает. «Воспитывать» можно только дома. А за попытку отшлепать чадо при всем честном народе можно схлопотать солидный штраф или даже срок.

Главной задачей «дневного ухода за маленькими детьми» (именно в такой формулировке в Финляндии был принят закон о дошкольном воспитании в 1973г.) является поддержка родителей в воспитании ребенка. А основное требование к детскому саду – создание надежных и доброжелательных отношений и разнообразной развивающей среды обучения. Развивая ребенка физически, интеллектуально, социально, необходимо уважать религиозные воззрения родителей или опекунов ребенка. В отличие от среднего и высшего образования, дошкольное воспитание в Финляндии – платное. Родители сами выбирают, куда отдать своего ребенка – в муниципальный, частный или семейный детский садик.

Право на детский сад имеют все малыши страны по достижении ими 10 месяцев жизни. Большой популярностью в Финляндии пользуется идея интегрированного воспитания, когда вместе воспитываются больные и здоровые дети, дети разных национальностей и социального происхождения. Дети с ущербным здоровьем тянутся за сверстниками, а в итоге многим из них еще в раннем возрасте удается восстановить жизненные функции. Однако существуют и специализированные дошкольные учреждения. Одни из них обслуживают детей с недостатками физического, психического, когнитивного и социального развития (в одной группе такого сада может быть, например, 8 детей и 4 воспитателя). Другие дошкольные учреждения имеют ведущий «профиль». Там, например, очень много времени могут уделять занятиям искусству, иностранным языком и даже футболу. В каждой группе может быть от 12 до 21 ребенка, в зависимости от возраста. Считается, что каждый ребенок младше трех лет «занимает» два места, так как требует двойного внимания.

Детский сад открыт обычно с 6.30 или 7.00 до 17.00 или 18.00; ранние приходы и задержки обговариваются между членами коллектива (выпадают несколько раз в год каждому). Все взрослые работают в три смены, по очереди приходя в свою группу к 7.30, 8.00 или 10.00. Этот график позволяет одновременно находиться в группе в наиболее ответственную часть дня всем взрослым сразу. Обед входит в рабочее время: воспитатель питается вместе с детьми, иногда сидя с ними за одним столом. Кроме того, есть два кофейных перерыва. Их можно провести в комнате для персонала. Такие комнаты есть во всех детских садах. В них находится все необходимое для приготовления кофе или чая. В специальной комнате («учительской») педагоги не только собираются для обсуждения педагогических проблем, но и могут по очереди в течение рабочего дня отдыхать 15-20 минут в свободные от занятий часы, выпить кофе, пообщаться с коллегами, поговорить по телефону. В это время дети остаются под присмотром других взрослых. Это не только выражение уважения к труду педагогов со стороны администрации (несомненно, способствующее большему взаимопониманию и повышению общего уровня культуры в учреждении), но и производственная необходимость. Согласно исследованиям, уровень шума в детском учреждении очень высокий. Он является стрессогенным фактором и снижает работоспособность. Поэтому от постоянного гула детских голосов требуется время от времени отдыхать.

Единственным критерием отбора персонала дошкольного учреждения является полученное образование (высшее - у воспитателей и среднее специальное - у помощников воспитателей). Работники дошкольных учреждений должны повышать свою квалификацию по крайней мере каждые пять лет; в бюджете на это выделены средства. Во время обучения воспитатели знакомятся не только с теорией ухода за детьми и их воспитания, но и с новейшими исследованиями и практикой их использования. Помимо сугубо профессиональных навыков, от воспитателей требуется умение ориентироваться в социальной, политической и культурной реальности, в которой живут дети и их семьи. Должностей врача, медсестры, музыкального руководителя, логопеда нет. Регулярно проводятся только осмотры у зубного врача.

На каждого воспитателя детского сада, по закону, приходится по 4 ребенка. Картина, когда на улице играет 20 детей, а между ними гуляет 3-4 воспитателя – привычное дело. В 6-летнем возрасте дошколят бесплатно готовят к школе. В Финляндии принят закон, по которому все шестилетние дети имеют право на место в подготовительной группе детского сада или подготовительном классе школы.

Подходы к воспитанию детей в детских садах определяются опытом и традициями финского общества. Однако единой образовательной программы для детских садов не существует. В последнее время отчетливо заявила о себе тенденция к самостоятельности каждого отдельного учреждения в выборе целей и принципов воспитания детей и свободы в распределении бюджета. Воспитатели и помощники воспитателей руководствуются в своей повседневной работе составленным совместно с коллегами планом, собственным профессиональным отношением к детям и любыми пособиями, выпускающимися по всем видам детской деятельности. Внутренняя политика каждого детского сада согласуется с родителями воспитанников. В Финляндии именно родители отвечают за воспитание детей (их права и обязанности законодательно закреплены). Влияние на содержание и качество ухода за их детьми является как их правом, так и обязанностью. Поощряется участие родителей в детско-родительских проектах.

Некоторые детские сады участвуют в исследовательских проектах совместно с университетами, в рамках которых изучается эволюция спонтанных игр, освоение компьютера, обучение рисовальной технике, математике, игре на музыкальных инструментах. Детей в финских садиках поощряют к самостоятельности, к самостоятельному выбору занятий. Финны считают, что ребенок как можно раньше должен начинать сам себя обслуживать. Детям поручают делать только то, с чем они уже могут справиться, обеспечивая им уверенность в своих силах.

Умение работать в малых группах считается чуть ли не основным для будущих школьников. И шестилеток, готовящихся к школе, обучают в первую очередь этому социальному навыку. Кроме этого, шестилетки должны научиться понимать инструкции педагога, сидеть на месте и слушать, отвечать на вопросы. Однако совершенно не обязательно, чтобы дети до поступления в школу овладели какими-то конкретными знаниями. От них не требуют заучивать наизусть тексты или правильно держать карандаш или ручку. Во время тихого часа дети сами выбирают, чем они будут заниматься: спать, слушать музыку или сказку на кассете, играть в тихие игры, рассматривать книги. Воспитатели всегда готовы делать что-нибудь с детьми руками, играть в настольные или ролевые игры, рисовать и лепить. Как правило, дети занимаются разными видами деятельности внутри одной темы, которая осваивается на протяжении недели, месяца или даже года.

Еще одно своеобразие финской системы дошкольного образования связано с погодой. «Не бывает плохой погоды – бывает неподходящая одежда», - гласит девиз детсадов. Финляндия – северная страна, а, значит, подрастающее поколение с детства закаляют и приучают к суровой финской природе.

По данным социологов, большинство финских семей довольны дошкольными учреждениями. Наибольшее удовлетворение вызывают сами воспитатели, характер и содержание деятельности, количество и качество детских игр.

Спасибо за внимание!


Финляндия - это не только финские магазины и коттеджи. Когда приезжаешь в другую страну как турист, да еще и ненадолго, то трудно понять, как же тут живут люди. Неважно, какая это страна - Финляндия, США или Зимбабве. В каждой стране свой уклад и порядки. Иногда, когда приезжаешь как турист, кажется: «Как же тут всё замечательно!» Или наоборот: «Господи, да как же тут люди то вообще живут??»

Но все эти впечатления похожи на впечатления зрителя в театре. Это только вплетения. Что происходит за кулисами театра - знают только актеры. Что же происходит в стране, куда вы приехали, знают обычно только местные жители. Не верьте первым впечатлениям! Особенно это касается стран, ориентированных на туризм. В таких странах всё «подогнано» под вас, как под туриста. Это касается и Финляндии.

У людей разные впечатления после посещения Финляндии. Кому то кажется, что тут скукотища, кому-то, что рай. Как оно на самом деле, знают только те, кто тут живут. Мы не хотим рассказывать вам только про финские магазины и курорты. Мы хотим, чтобы вы понимали, какие они, финны. Ведь финны наши соседи. Надо знать и понимать друг друга.

И сегодня мы хотим вам вкратце рассказать про такую бытовую вещь, как детский сад. Почему детский сад? Детский сад - это дети, а дети - это будущее. Помимо этого финский детский сад (в отличии от некоторых других бытовых явлений в Финляндии) мне просто очень нравится. Устроен финский детский сад действительно здорово.

Если говорить о детском саде, то это, во-первых, само устройство детского сада, а во-вторых - сколько это стоит и сложно ли туда попасть.

Начнем с первого. В финском детском саду обычно всего 2 группы. Для младших (8 мес. - 3 года) и для старших детей (4 года - 6 лет). Что очень важно, в финском детском саду ОЧЕНЬ много воспитателей. В младшей группе, на одного воспитателя не может быть больше 4 детей. Обычно в группе около 16 детей и соответственно 4 (!) воспитателя. Поэтому всем детям есть возможность уделить внимание: накормить с ложечки, аккуратно надеть шарфик на прогулку, вовремя поменять подгузник.

Помимо того, что воспитателей так много, они еще и очень внимательные и, мне кажется, искренние. Несмотря на такое количество воспитателей, дети болеют и в финском детском саду, но, мне кажется, не так часто, как могло бы быть. Но это может быть обманчивое впечатление.

Еще финские детские сады, которые мне удалось посетить, были очень хорошо оборудованы. Например, очень часто в детском саду есть даже бассейн. Вообще надо сказать, что финские детские сады очень аккуратные и опрятные. ОЧЕНЬ. Думаю, большинству мам понравился бы финский детский сад.

Несмотря на хорошее финансирование, в финском детском саду очень много старых игрушек. В том числе и поломанных. Но на мой взгляд, это не самое важное - старые сломанные игрушки. Дети должны уметь играть с чем угодно, хоть вообще без игрушек. Или придумывать и делать игрушки самостоятельно. Главное, чтобы воспитатели помогали детям, а с этим проблем в финском детском саду нет.

Последний вопрос, который мы рассмотрим, - это доступность детского сада. Например, в Англии детский сад обходится в 600-1000 фунтов в месяц и больше. Это дорого для большинства обычных людей. Так вот. В Финляндии детский сад стоит намного дешевле - около 250 Евро в месяц или примерно 10.000 рублей.

Десять тысяч рублей тоже много. Но в Финляндии стоимость детского сада зависит от дохода семьи. Стоимость 250 Евро - это максимальная стоимость, если у родителей большая зарплата. Если зарплата маленькая или человек безработный, то стоимость детского сада падает до 30 (!) Евро в месяц, а может и вообще быть полностью обеспеченна государством. Это очень важно знать, что на государство хоть в чем-то можно положиться. Особенно, касательно детей, школы и получения образования.

Попасть в финский детский сад не так просто. Есть очередь. Если вы безработный, то очередь может быть длинной. Если у вас есть работа, то детский предоставляют в течении 4-х месяцев. Возможно, сразу не будет места в детском саду рядом с домом, но обычно, если человек работает, то выход находится, то есть устроить ребенка в детский сад не является большой проблемой.

Как я сказал в начале, в Финляндии далеко не всё идеально. Но финский детский сад, на мой взгляд, практически идеальное место, куда можно отдать своего ребенка. Кстати, дети тоже любят финский детский сад и почти 100% детей быстро привыкают и ходят туда с удовольствием.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png