Содержательное наполнение деятельности воспитателя – один из насущных вопросов современного воспитания. В педагогике нет однозначного понимания феномена содержания воспитания. Так, Н.Е.Щуркова выделяет в содержании воспитания – отношение, проживание, ценности и ценностные отношения. Основная идея данного подхода заключается в том, что человек характеризуется не системой формируемых личностных качеств, а отношениями «к наивысшим ценностям жизни». М.И.Рожков, Л.В.Байбородова исходят из того, что результатом воспитания выступает социальное развитие человека, предполагающее возникающие в результате воспитания изменения в его взглядах, мотивах, ценностных ориентациях. Ими выделено три группы воспитательных задач, в которых реализуется содержание воспитания. Первая группа связана с формированием гуманистического мировоззрения. Вторая направлена на формирование потребностей и мотивов нравственного поведения, и третья группа предполагает создание условий для реализации этих мотивов и стимулирования нравственного поведения детей. И.П.Подласый под содержанием воспитания понимает систему знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми надо овладеть. Автор считает, что хорошо организованный процесс воспитания должен подготовить человека к исполнению главных ролей в его жизни – гражданина, работника, семьянина. Это становится возможным при реализации следующих идей:

1.Реализм целей воспитания . Цель современной педагогики – разностороннее развитие личности. Средством достижения этой цели является освоение ребенком базовых основ культуры. Это делает понятие «базовая культура» личности - центральным в воспитании. Она включает знания и отношения индивида к миру в целом, культуру труда и человеческих взаимоотношений, экономическую, экологическую и правовую культуру.

2. Самоопределение. Это важнейший элемент содержания воспитания. Жизненное самоопределение характеризует личность как творца собственной жизни. В гармонии человека с самим собой идет гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.

3. Совместная деятельность взрослых и детей . Она должна строиться на гуманистических образцах совместного поиска нравственных примеров и отбора, необходимых образцов духовной культуры.

4. Личностная направленность воспитания . В центре воспитания – ребенок как наивысшая цель, смысл педагогической заботы. Воспитание направлено на развитие индивидуальных особенностей ребенка, его интересы и склонности.

5. Добровольность. Воспитательный процесс организовывается на проявлении свободной воли воспитанников. Это происходит в том случае, если воспитатель опирается на интерес, романтику товарищеских взаимоотношений, стремление к самодеятельности и творчеству.


6. Коллективистская направленность . Использование положительного потенциала коллективного влияния в воспитании у детей сотрудничества и товарищеской взаимопомощи.(36, С.259-261).

В теории воспитания традиционно считается, что направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяется умственное, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое воспитание, гражданское, экономическое, экологическое, правовое.

Раскроем подробнее эти направления, включив в представленную систему интернациональное и патриотическое воспитание , как наиболее актуальное и труднореализуемое в современном воспитательном поле.

1. Умственное воспитание направлено на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности и диалектического мышления. Оно предполагает развитие памяти, мышления, силы воли, формирование культуры интеллектуального труда. Вопросами умственного развития занимались такие ученые, как Л.В.Занков, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин. Задачи умственного воспитания решаются средствами образования и обучения в ходе вовлечения школьников в творческий поиск ответов на поставленные в ходе обучения и воспитания вопросы. В ходе умственного воспитания у ребенка формируется интерес к овладению новыми знаниями. Этому ни мало способствуют новые информационные технологии, внедряемые в современную систему обучения и воспитания. Для каждого школьника воспитатель подбирает свой темп и условия развития познавательных процессов, что дает возможность каждому школьнику овладевать все новыми и новыми знаниями, расширяя горизонты индивидуального познания.

2. Нравственное воспитание . Нравы – это талоны, которыми люди руководствуются в своем поведении. Слово «нравы» произошло от латинского слова moralis – нравственный. Любая деятельность человека окрашена нравственными аспектами. Вследствие этого можно считать нравственное воспитание интегративным по отношению к остальным направлениям воспитания. «Искусство воспитания заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, окружающих его, через отношение к вещам учился правильно, по-человечески относиться к людям», писал В.А.Сухомлинский, раскрывая ценностный смысл нравственного воспитания. (45, Т.3.С.133). Основная задача воспитателя создавать условия, побуждающие ребенка к нравственному поведению. Основными критериями нравственного поведения выступают моральные принципы, которых придерживается личность, его ценностные ориентации и нравственные убеждения. По мнению Л.А.Матвеевой и А.И.Раева, нравственные убеждения являются основой прогноза поведения ребенка. Действительно, если воспитатель знает каковы нравственные убеждения его воспитанника, он может с большей вероятностью ожидать определенные результаты его поведения. В структуру нравственного убеждения входят интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты. Чтобы владеть нравственной нормой, необходимо получить знания о ней. Структура нравственных знаний достаточна, сложна и связана с тем, что, присваивая этические элементы, ребенок индивидуализирует их и преломляет через свой жизненный опыт. «Знания, входящие в структуру нравственных убеждений, могут являться сведениями о различных объектах. Матвеева Л.А. читает, что это могут быть знания о нравственной норме, нравственном поведении, поступке, ситуации, знания об эмоциональных переживаниях, связанных с соблюдением или несоблюдением данной нравственной нормы» (24, С.79). Ребенок может вести себя безнравственно исключительно потому, что он не владеет знаниями о данной нравственной норме. Только они дают представление ребенку о добре зле, о моральных нормах. И, зачастую ошибка взрослого заключается в том, что он наделяет ребенка априори нравственными знаниями. Надо отметить, что сформированное понятие подводит ребенка к нравственным суждениям, в которых проявляется оценка нравственных поступков, событий, явлений. Для младшего школьника важен второй компонент нравственных убеждений – эмоциональный. Именно эта сфера у него развита наиболее всего. Ребенок умеет остро чувствовать и переживать. Поэтому очень важно обсудить с ним ту или иную нравственную коллизию и сформировать у него эмоциональное отношение к ней. Проявления эмоций можно считать показателями нравственного убеждения. Формирование чувств определяет нравственную позицию школьника. Именно их проявление показывает насколько он «продвинулся» в развитии своей духовности. Единство этих компонентов определяют свойство личности, влияющие на его деятельность и поведение. Для того чтобы нравственные знания стали внутренней потребностью ребенка, необходима их реализация в деятельности. Только нравственное поведение может выработать у ребенка определенный регулятивный механизм его дальнейших поступков в разных жизненных ситуациях.

3.Трудовое воспитание . Основной целью трудового воспитания является формирование у младших школьников ответственного и творческого отношения к разнообразным видам деятельности, что является определенной подготовкой к будущей профессиональной самоидентификации. Труд только тогда формирует позитивное отношение к разным видам деятельности, когда он хорошо организован и содержательно наполнен. Трудовое воспитание призвано формировать у младших школьников ценностное отношение к труду, интерес к продуктам труда и своему месту в системе трудовых отношений. Влияние разного жизненного опыта, возрастных особенностей, ценностных ориентаций воспитанников ставит перед воспитателем задачи организации дифференцированного их участия в трудовой деятельности. Существуют определенные требования в организации труда с младшими школьниками:

§ посильность труда для ребенка. Нельзя требовать применение трудовых усилий не совместимых с физической подготовкой ребенка к осуществлению трудовых операций.

§ труд должен приносить ощутимые результаты . Полезно, чтобы результаты были общественно значимы и привлекательны как лично для ребенка, так и для остальных членов детского сообщества.

§ безопасность труда. Организуя труд младшего школьника, воспитатель должен помнить о его безопасности. Ребенок не должен подвергаться опасности, выполняя порученные дела, участвуя в общественно-полезном труде.

В ходе реализации задач трудового воспитания воспитатель знакомит школьников с трудовыми традициями школы, их семей, коллективов страны в целом, объясняя значимость результатов труда для жизни отдельных членов общества. Участвуя в труде, младший школьник овладевает первичными трудовыми навыками при выполнении конкретных трудовых операций, подготавливающих его к участию в дальнейшем, в производительном труде. В этом социальность труда. Воспитание призвано переломить ситуацию в вопросе будущей профессиональной ориентации. Не секрет, что значимость трудового участия в делах страны значительно понизилась за последние годы. Оказалась востребованной психология потребительства, а не созидания. Ребенку трудно ориентироваться в мире ложных символов и деклараций. К тому же и в некоторых семьях не придают большого значения формированию первичных трудовых умений ребенка. К, примеру, приходя в школу, не каждый первоклассник владеет приемами самообслуживания. Он оказывается беспомощным в элементарных житейских ситуациях, требующих применения трудовых навыков. Пытаясь изменить ситуацию, школа возобновляет незаслуженно забытые формы трудового воспитания. Это и чередование творческих поручений, где каждый школьник отвечает за порученный ему участок трудового «фронта», регулярно отчитываясь перед своими сверстниками. Участие в выставках мастерства, дающих возможность раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Выставки могут быть тематическими. Можно проводить мастер-класс, где школьники покажут свои трудовые достижения в разных областях жизни: в кулинарии, в техническом творчестве, в овладении компьютерными технологиями и т.п. Велико воспитывающее значение труда, в ходе которого у каждого школьника есть возможность раскрыть свой индивидуальный творческий потенциал, приобрести трудовые умения и навыки. Элементы творчества очень важны, ибо они активизируют ценностное отношение к труду. Если ребенок любит трудиться, понимает пользу своих усилий, щедро делится с близкими и друзьями продуктами своего труда, это первая ступень на пути формирования привычек к трудовым усилиям. Для младшего школьного возраста приоритетом по значимости является учебный труд, пришедший на смену игре. Учебная деятельности – ведущая деятельность в этом возрасте, о чем мы неоднократно упоминали, характеризуя младший школьный возраст. Трудовое воспитание призвано развить у детей познавательные интересы, научить их радоваться новым открытиям и результатам учебного труда. Все формы организации учебной деятельности направлены на формирование у школьников познавательных интересов, интеллектуальных умений и навыков в познавательной деятельности. Труд активизирует ребенка. Добывая знания, школьник развивает самостоятельность как личностное качество. Большое значение для становления развивающейся личности имеет общественно-полезный труд. Воспитательная роль различных дел, направленных на удовлетворение общественных потребностей возвышает личность в собственных глазах. Как далеки от реалий повседневной жизни строки В.Маяковского. «Радуюсь я, и мой труд вливается в труд моей республики. Задача воспитателя и состоит, прежде всего, в том, чтобы воспитанник получал моральное удовлетворение от значимости для других людей результатов своих трудовых усилий. Не менее важен и следующий вид труда – труд по самообслуживанию. Именно приобретая навыки самообслуживания, ребенок готовится постепенно к производительному труду взрослого человека. Приучение детей к труду начинается в семье. Ознакомление с первыми трудовыми операциями происходит в этом социальном институте. На более поздних стадиях подключается школа. Воспитатели реализуют задачи по самообслуживанию в разных формах воспитательной деятельности: индивидуальной, групповой, коллективной. Содержательное наполнение этого вида труда имеет обширный диапазон – от умения одеваться до возникновения системы умений по поддержанию порядка в трудовом учреждении. Труд по самообслуживанию воспитывает у школьника бережливость, аккуратность, ответственность перед сверстниками за вверенный участок приложения трудовых усилий.

4. Эстетическое воспитание . Цель эстетического воспитания – развитие эстетического отношения к миру в целом. Ребенок в ходе воспитания усваивает основные категории эстетики – прекрасное и безобразное. Способность к их восприятию обусловливает перенос этих категорий в личную и общественную жизнь индивида, помогает ему эстетизировать свой быт, труд, окружающую среду. Учитывая развитость эмоциональной сферы у младшего школьника, возникающие у него эстетические переживания могут быть использованы воспитателем в позитивном русле. Организуя гуманистическое воспитательное пространство, воспитатель помогает ребенку воспринять и освоить прекрасное в природе, искусстве, взаимоотношениях людей. Участие младшего школьника непосредственно в организуемых эстетических мероприятиях формирует у него художественные способности, выражающиеся в созидании прекрасного в своей жизни. Приход в школу связан у ребенка с осмыслением и целенаправленностью своей художественной деятельности. Если говорить о специфике младшего школьного возраста, то можно выделить некоторые параметры, влияющие на организацию эстетического воспитания. Интересы ребенка в художественной деятельности неустойчивы, поверхностны. К примеру, при рассмотрении художественных произведений, он не воспринимает целостную картину, уходя в детали. Эмоциональное отношение выражается ограниченно – доставляет удовольствие или неудовольствие восприятие увиденного. Но вместе с тем, именно уроки рисования, труда, музыкального творчества являются для школьника приоритетными. Во внеклассной же работе, где у воспитателя реализуются возможности использования досугового воспитательного пространства, особенности возраста проявляются острее, продуктивнее. Воспитание младшего школьника средствами искусства побуждает его к развитию умений правильно оценивать художественные произведения, ориентирует на развитие художественного вкуса, прививает любовь к родному языку, природе. Большое воспитательное значение имеет эстетизация труда ребенка. Для его развития важно, в каких интерьерах протекает его жизнь. Развитие художественного вкуса предполагает и развитие «чувства внешности». Причем оно выходит за рамки только стилистики одежды, прически, и распространяется на окружающий ребенка «социальный ландшафт» (А.А.Реан). Кроме названных художественных кино, театр, народное творчество. Властно в нашу жизнь входят компьютерные игры, телефильмы, которые также значительно влияют на формирование художественного вкуса и эстетических чувств ребенка.

5.Физическое воспитание . Основная задача физического воспитания – содействие совершенствованию организма, правильному физическому развитию ребенка, закреплению устойчивости против неблагоприятных условий внешней среды, закаливание организма. Этому способствуют здоровьесберегающие технологии воспитания. Это воспитательная система, включающая следующие направления:

§ Общее укрепление и закаливание организма ребенка направленное на продолжение его физического развития, медицинская профилактика заболеваний;

§ Совершенствование его двигательных навыков и вестибулярного аппарата. Их можно назвать жизненно важными для развивающейся личности. Владение подобными навыками во многом обогатит жизненный опыт ребенка, улучшит координацию и умение ориентироваться в пространстве.

§ Формирование устойчивого интереса к здоровому образу жизни;

§ Воспитание силы воли и характера в достижении результатов.

Школе, как социально-педагогическому институту, отведена главенствующая роль в физическом воспитании детей. Однако следует заметить, что организация физического воспитания в семье является началом формирующего воздействия на ребенка. Единение таких мощных институтов приносит реальные плоды. Формы организации физического воспитания многообразны и зависят от условий семейного и школьного воспитательного пространства. Это уроки физкультуры, физкультурные минутки на уроках разной предметной направленности, утренняя гимнастика, спортивные секции и клубы, туристические поездки и слеты, массовые спортивные соревнования. Но все эти формы могут дать хорошие результаты лишь при условии учета учителем начальных классов специфики физического развития младшего школьника.

6.Патриотическое воспитание . Патриотизм имеет огромное значение, в духовном развитии личности. Любовь к Родине, преданность своим идеалам, уважение к святыням и «родительским гробам» делает человека Человеком. К.Д.Ушинский считал формирование патриотов важнейшей задачей воспитания. «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семенными и родовыми наклонностями» (48, Т.2.С.160). Слово патриотизм произошло от греческого patris (отечество). В.И.Даль в своем словаре живого великорусского языка толкует это понятие следующим образом. «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник» (15, Т.3. С.24). В основе данных толкований прослеживается главное – отношение человека к Родине. Они включают в себя сознание человека, его потребностно-мотивационную сферу, развитость чувств и сформированность патриотического поведения. По сути, патриотизм – нравственное качество и его понимание идет по пути понимания структуры нравственных убеждений. Патриот – это Гражданин своей страны. Значение патриотического воспитания возрастает в современном обществе, поскольку широко отмечается снижение патриотических и гражданских потенциалов. Это связано, прежде всего, с понижение фактора Родины в умах людей, с некоторой растерянностью перед массированным нашествием западной культуры, несущей свои идеалы и понимание гражданской ответственности. Воспитание патриотизма у младшего школьника связано, прежде всего, с воспитание любви к «малой Родине» (В.А.Сухомлинский). «Большой патриотизм начинается с любви к тому месту, где живешь», писал в свое время русский писатель Л.М.Леонов. (23, Т.10.С.191). К месту своего жительства, к подъезду, ко двору, в котором играет ребенок, все это элементы воспитания гражданина. Существенная роль в воспитании гражданина отводится начальной школе. «Многолетний опыт школьного воспитания приводит к убеждению: сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота», писал известный педагог-гуманист В.А.Сухомлинский. (46, С.210). И.П.Подласый предлагает набор гражданских качеств, как некий эталон гражданина. К ним он относит: 37, (С.261-262)

§ Выполнение гражданских обязанностей – чувство долга перед страной, обществом, родителями.

§ Чувство национальной гордости и патриотизма.

§ Уважение к Конституции государства, органам государственной власти, Президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну).

§ Ответственность за судьбу страны.

§ Общественная дисциплина и культура совместного проживания.

§ Бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям.

§ Общественная активность.

§ Соблюдение демократических принципов.

§ Бережное отношение к природе.

§ Уважение прав и свобод других людей.

§ Активная жизненная позиция.

§ Правосознание и гражданская ответственность.

§ Честность, правдивость, чуткость, милосердие.

§ Ответственность за свои дела и поступки.

§ Интернационализм, уважение к народам других стран.

Воспитатель, организуя работу с младшими школьниками, должен предусматривать систему мероприятий направленную на формирование патриотических позиций гражданина своей страны, коим, по сути, является каждый ребенок. Непростительно было бы надеяться, что патриотом ребенок может стать «сам по себе», без участия взрослого. Скорее наоборот. Расширение информационного поля, рассуждения взрослых о патриотизме и патриотах – все это скорее может отвратить ребенка от реализации патриотических задач. Именно воспитатель, наделенный психолого-педагогическими знаниями и профессиональными умениями в силах представить перед младшим школьником национальные, патриотические идеи в лучшем свете, включая ребенка в деятельность патриотического характера.

7.Итернациональное воспитание. В период нестабильности и существенных преобразований всех сфер нашей государственности, взаимоотношения людей разной национальности приобретают просто катастрофический резонанс в неокрепших душах детей. Классы с каждым годом становятся все более интернациональными, а члены общества за годы перестройки разучились жить в духовном мире с людьми, проповедующими другую культуру. Нам практически надо заново учиться культуре межнациональных отношений. Как и патриотическое, интернациональное воспитание является органической частью нравственного воспитания. А значит, оно представляет собой целенаправленный воспитательный процесс, в ходе которого у школьников формируются знания об интернационализме, эмоциональное отношение к нему и волевая активность в реализации данного качества. Школьникам необходимо знакомиться с другими культурами, как на уроках через предметы культурно-исторической направленности, так и во внеклассной работе, имеющей для этого все необходимые условия. В ходе подготовки и участия в мероприятиях интернационального характера, у младшего школьника развивается эмоционально отношение к узнаваемым фактам культуры других народов, а деятельность завершает процесс убеждений в равности и ценности наций и национальных культур. М.И.Рожков и Л.В.Байбородова в системе готовности школьников к социальным отношениям, выделили раздел «Воспитание человека мира», из которого мы хотим привести направления, интернационального воспитания: (39, С.151)

§ Воспитание в духе ненасилия, направленное на установление гуманистического типа отношений между людьми.

§ Формирование представлений о ценностно-смысловом равенстве людей как членов единого человеческого общества.

§ Обучение сотрудничеству и диалогу на уровне взаимодействия отдельных людей, носителей различных взглядов и концепций, различных национальных групп, различных культур.

§ Воспитание уважения к правам и свободам других людей, осознание и реализация своих прав и обязанностей как гражданина Земли и своей страны, внутреннее неприятие любых форм насилия и неуважения к человеку.

Нам кажется необходимым воспитание не только толерантного отношения к людям других национальностей, что, безусловно, важно и является первой ступенью к «воссоединению» наций. Не менее важным элементом является активность ребенка в освоении «пространств» межнациональных отношений, что, безусловно, усиливает его позиции как субъекта воспитания.

Реализация содержания в значительной степени зависит от того, какими методами будет пользоваться воспитатель. Поскольку взявший за основу своей профессиональной деятельности системный подход, педагог тем самым придает значение всем компонентам системы воспитания. Реализация цели воспитания, сформулированная им вначале, во многом корректируется, в зависимости от педагогических условий. Во многом изменение целей сопряжено с ответом на вопрос «как изменить воспитательные воздействия и взаимодействия, чтобы они соответствовали реальной ситуации». На подобные вопросы можно ответить, обращаясь к методам воспитания.

ОТВЕТ:

Сущность воспитания и его роль в формировании личности. Общие закономерности воспитания. Принципы воспитания. Структура воспитательного процесса. Основные тенденции и проблемы воспитания в современной школе.

Воспитание в широком пед. смысле – это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Воспитание в узком пед. смысле – это спец. Воспитательная деятельность, имеющая уедью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

Теория и методика воспитания являются разделами общей педагогики, в которых уточняется сущность, принципы и методы, цели и содержание процесса воспитания.

На всем протяжении развития педагогической мысли вышеозначенный процесс находился в фокусе внимания ученых и практиков. И в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина, поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.

Сущность воспитания заключается в том, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К.Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.



Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и стать в будущем) зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.

Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.

Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.

Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную .

К группе объективных факторов относятся :

Генетическая наследственность и состояние здоровья человека;

Социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;

Обстоятельства биографии;

Культурная традиция, профессиональный и социальный статус;

Особенности страны и исторической эпохи.

Группу субъективных факторов составляют:

Психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого;

Система отношений с социумом;

Организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества.

В ходе истории возникла потребность в осмыслении процесса воспитания, определения его специфики, а именно в уточнении целей воспитания и уровней их реализации; специфике средств и видов воспитания.

Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.

Формирование личности - это процесс и результаты социализации, воспитания и саморазвития. Формирование означает становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Формировать - значит придавать форму чему-либо, устойчивость, законченность, определенный тип. При формировании человека как личности, когда первостепенное значение имеют социальные факторы, постоянно и мощно работают и биологические механизмы человека как природного существа, проявляя себя в виде задатков, на основе которых развиваются его потребности, интересы, склонности, способности и складывается его характер. Вместе с тем от последних зависят и природные параметры человека, его физическое здоровье, работоспособность, долголетие.

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

Принципы организации воспитательного процесса (принципы воспитания) - это общие исходные положения, которые выражают основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Охарактеризуем требования, предъявляемые к этим принципам.

Обзор литературы позволяет выделить следующие принципы воспитания, характеризующие современное научное представление о теории и практике этого процесса.

1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. Это означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям. Это находит выражение и в том, что воспитание имеет целевую направленность. Принцип требует определения целей воспитания с учетом государственных и личностных требований. Следует помнить, что в современной России целью воспитания является помощь личности во всестороннем развитии, профессиональном и жизненном самоопределении (текст 3.4).

Кроме того, принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию воспитания, чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде, что должно обеспечиваться разными путями: разработкой содержания, подбором методов, форм и средств воспитания.

2. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса.

3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников. Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции.

В советский период педагогика выделяла принцип воспитания в труде. Труд как деятельность является действительно важным средством воспитания. Требование воспитывать в труде реализуется, если принцип руководства самостоятельной деятельностью детей понимать широко, в том числе как организацию различных видов труда школьников, который является обязательным компонентом образования в педагогических системах большинства стран (см. текст 7.4).

4. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Он регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умения создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.

5. Принцип опоры на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует от педагога веры в положительные результаты воспитания, в стремление ученика быть лучше, поддерживать, развивать это стремление. Для этого имеется система методов, средств воспитания, личностные качества учителя, его профессиональные умения.

6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Один из классических принципов советской педагогики, он предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и деятельность. Однако его следует понимать шире, как воспитание в группе, через общение, что требует знания учителем социальной психологии и умений формировать межличностные отношения.

7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Учителя должны знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия школьников, изучать их доступными способами и в соответствии с ними выбирать определенные средства и методы работы с конкретными воспитанниками.

8. Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности. Поскольку воспитание происходит под влиянием многих факторов, среди которых наиболее значительные - семья школьника и социальные институты, школа, педагогический коллектив должны обеспечить единые и согласованные действия всех участников воспитательного процесса.

Педагогическая наука утверждает, что все принципы воспитания тесно связаны между собой, отражают целостное представление о том, каким должно быть воспитание и как его нужно организовывать. В этом заключается научное значение принципов и их роль в практике.

1. Общее понятие о личности. Соотношение понятий: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Факторы социализации, формирования и развития личности .

Ответ :

Реальность, которая описывается понятием "личность", проявляется уже в этимологии этого термина. Слово "личность" (persona) первоначально относилось к актерским маскам (в римском театре маска актера называлась "личина" - лицо, обращенное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово "persona" употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции роли (личность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, личность по первоначальному значению - это определенная социальная роль или функция человека.

Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся "образующими" его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.

Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие "личность" обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и. поступки.

По определению Р.С. Немова, личность- это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием "личность" позволит более полно раскрыть последнее (рис. 3).

Рис. 3. Соотношение объемов понятий "человек", "индивид" и "индивидуальность"

с понятием "личность"

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и различных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное - законам развития общества.

Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

При всей многогранности понятия "индивидуальность" оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями "особенность", "неповторимость", сколько с понятиями "целостность", "единство", "самобытность", "авторство", "собственный способ жизни". Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявляющий себя в жизни человек.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляют такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим: "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ общественно обусловленные способы пед. целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие . Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их решения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведения. Условиями, определяющими успешное применение М. в., выступают индивидуальные особенности воспитателя как личности, уровень его профессиональной компетентности. Методы контроля и самоконтроля - пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий. К ним относятся: пед. наблюдение, пед. консилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций, тренинги. Методы организации деятельности и опыта поведения - пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации. Осуществляются посредством поручений, упражнений, создания воспитывающей ситуации, КТД {коллективное творческое дело). Методы самовоспитания - методы, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития. К данной группе методов относятся: самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение (поощрение), самоосуждение (наказание). К самовоспитанию воспитатель ведет воспитанника путем осознания собственных действий через внешнюю оценку, затем - через формируемую самооценку и потребность ей соответствовать и далее - через по самовоспитанию и самоусовершенствованию. Методы стимулирования деятельности и поведения - пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения. «Взрыв» - воспитания, сущность к-рого заключается в том, что с воспитанником доводится до последнего предела, когда единственной возможностью разрядить ситуацию является к.-л. резкая и неожиданная мера, способная «взорвать», преодолеть ложную позицию воспитанника. Успешное применение этого способа, введенного А. С. Макаренко, возможно при безоговорочной поддержке коллектива, высоком мастерстве педагога и крайней осторожности, чтобы не причинить вреда воспитаннику. Метод естественных последствий - метод воспитания, заключающийся в том, что воспитаннику предлагается ликвидировать последствия проступка, причем предъявляемые требования для обеих сторон являются вполне очевидными и справедливыми (насорил - убери, сломал - почини и т. п.). Наказание - торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение вины и раскаяния. Поощрение - стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности. Принуждение - пед. воздействие, основанное на активном проявлении воли воспитателя в отношении воспитанников, не обладающих достаточной сознательностью и игнорирующих нормы общественного поведения. К видам П. относятся: составление характеристики школьника, в к-рой преувеличиваются негативные черты учащегося и последствия его деятельности; запреты на желательные для воспитанника и поступки; побуждение к нежелаемому школьником поведению. Требование -пед. воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности. Т. реализуются в личных отношениях педагогов и детей. Т. бывает непосредственным - прямым (приказ, запрет, указание) и косвенным (совет, просьба, намек, условие) - и опосредованным, выраженным через актив (инициативную группу) и . Методы формирования сознания - методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения. Анализ воспитывающих ситуаций - способ показа и анализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иных ситуациях и конфликтах, или создания самой ситуации, в к-рую включается воспитанник и ему необходимо реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки. Беседа - вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки нравственных оценок. Дискуссия - коллективное обсуждение к.-л. проблемы или круга вопросов с целью нахождения правильного ответа. В пед. процессе выступает одним из методов активного обучения. Тема Д. объявляется заранее. Обучаемым следует изучить соответствующую литературу, получить необходимую информацию. В ходе Д. каждый имеет право высказать свою точку зрения. Дискуссии формируют умения рассуждать, доказывать, формулировать проблему и т. п. Диспут - спор, путь мобилизации активности воспитанников для выработки правильных суждений и установок; способ обучения борьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои , убеждать в них др. людей. Конференция (пед.) - коллективное обсуждение книг, спектаклей, фильмов с целью выделения нравственных норм, декларированных в произведении, и формирования определенного к ним . Лекция - последовательное изложение системы нравственных идей и их доказательства и иллюстрирования. Пример. метод формирования сознания человека, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности. Построен на склонности детей к подражанию. Рассказ (как метод формирования сознания воспитанников) - небольшое по объему связное изложение (в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и оценок.

Педагогический словарь. - М.: Академия . Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров . 2005 .

Смотреть что такое "МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ" в других словарях:

    Методы воспитания - Parental guidance Жанр … Википедия

    МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ - совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. В педагогической практике сложились такие традиционные методы воспитания, как убеждение, приучение, поощрение, воспитание на личном… …

    МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ - совокупность наиб. общих способов решения воспитат. задач и осуществления воспитат. взаимодействий. В теории и практике воспитания проблема методов является одной из наиболее сложных и спорных тем. В терминологии М. в. нет чёткости: одни и те же… …

    Методы воспитания - совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. М.в. в теории и практике воспитания всегда являлись дискуссионной проблемой. Для обозначения одних и тех же явлений часто как… … Педагогический терминологический словарь

    Методы воспитания - общественно обусловленные способы педагогического целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующиеорганизации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ - КОЛЛЕКТИВА методы воспитания, способствующие формированию трудового коллектива, отличающегося высокой дисциплиной, заботой всех и каждого об улучшении условий труда, соревновательным отношением к делу и самоуправлением, т. е. активным участием в… … Профессиональное образование. Словарь

    методы психогенетики - (от греч. psyche душа, genos происхождение) методы, позволяющие определить влияние наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических особенностей человека. Наиболее информативным является метод близнецов. Он основан на том … Большая психологическая энциклопедия

    МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ - в педагогике, приёмы, процедуры и операции эмпирич. и теоретич. познания и изучения явлений действительности. Система М. и, определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологич.… … Российская педагогическая энциклопедия

    МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ в педагогике - приёмы, процедуры и операции эмпирич. и теоретич. познания и изучения явлений действительности. Система М. и, определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологич. ориентации,… … Российская педагогическая энциклопедия

    методы и приемы воздействия на национальные чувства, сознание и поведение - стихийно сложившиеся, исторически и социально обусловленные народные способы решения задач воспитания подрастающих поколений, целесообразного взаимодействия взрослых с детьми. Народные методы и приемы воздействия на ум и эмоции ребенка являются… … Этнопсихологический словарь

Слово «воспитание» происходит от древнерусского Воспитание, что означает – возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное. Сложность понимания категории «воспитание» обусловлена несколькими причинами. Во-первых, это кажущаяся простота - само слово «воспитание» интуитивно понятно каждому. Во-вторых, в педагогической науке существует множество определений этой категории, которая определяется и как всеобщее социальное явление , процесс передачи от поколения к поколению социального опыта, знаний, ценностей с целью подготовки их к жизни и труду; и как целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по формированию личности; и как конкретная практическая деятельность , профессиональная и непрофессиональная. Все эти определения справедливы и отражают многомерность воспитания как педагогического явления.

Начиная с глубокой древности, воспитание становилось орудием социальных переустройств. Сократ и Платон, Я.А. Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, а также многие другие философы, педагоги и общественные деятели замечали, что у воспитания есть и другой, помимо человека, объект воздействия - общество в целом. Поэтому с конца XIX века было принято понимать воспитание как двуединое понятие: воспитание конкретной личности и воспитание как возможность влияния на развитие общества.

Процесс воспитания тесно связан с социализацией - процессом организации усвоения социальных норм и установок. Под социализацией понимают процесс адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, в диалектическом единстве с процессами саморазвития и самореализации личности в обществе.

В последнее время воспитание понимается как практическая, личностно значимая деятельность ребенка, организованная практика, в которой каждый ребенок формирует собственные установки относительно общества и общественных проблем, своей роли в общественных процессах. Преимущество такого понимания воспитания заключается в том, что в содержание процесса воспитания вводится собственный опыт ребенка в единстве сознания, чувств и поведения. Если в процессе собственно предметного обучения ребенок усваивает чей-то отчужденный для него и дидактически оформленный опыт, то в процессе воспитания он вырабатывает собственный опыт жизни, стараясь обогатить им других людей.

Категория «воспитание» в педагогике все больше приобретает значение жизнетворчества, построения собственной жизни. Духовными основаниями для жизнетворчества являются законы нравственной жизни людей. Познание и переживание нравственных ценностей должно составлять единую преемственную линию воспитания с первого года жизни. Жизнетворчество предполагает открытость детской жизни для сострадания, взаимопомощи, добрых дел, акций милосердия, коллективного труда для других людей, заботы о близких и дальних.



Эта идея не нова: концептуальные идеи о формировании смыслообразующих мотивов как нравственных убеждений личности, как ядра её направленности были сформулированы в Ленинградской педагогической научной школе. Смысл в том, что последовательное освоение нравственных знаний и включенность в усложняющуюся деятельность, создают условия для формирования убеждений личности – того самого нравственного «стержня», смыслообразующего мотива, который заставляет человека быть человеком, поступать в соответствии с законами и нормами нравственности.

Обобщая сказанное выше, правомерно определить категорию «воспитание» как процесс содействия и поддержки развития духовно-нравственного мира личности, направленный на самоформирование своего нравственного образа. Это понимание категории «воспитание» определило содержание данного раздела учебника.

Воспитание представляет собой составную часть целостного педагогического процесса , в который также входит обучение. Но это разные процессы: обучение влияет на информационно-операционную (когнитивную) сферу человека, в процессе обучения происходит присвоение формальных, уже зафиксированных в науке и культуре знаний и смыслов, а воспитание влияет на развитие мотивационно-ценностной сферы личности, в нем происходит выработка своей собственной, личной культуры смыслов (смысл – это значение чего-либо «для меня лично»).

Однако воспитание и обучение тесно взаимосвязаны и переплетены , каждый из этих составляющих целостного педагогического процесса включает в себя другую часть в свернутом виде. Так, выполнение учебных заданий, упражнений индивидуально или в непосредственном взаимодействии с другими ребятами способствует воспитанию таких качеств, как трудолюбие, ответственность. Воспитательный потенциал обучения велик, поэтому возник термин – «воспитывающее обучение». Но и воспитание включает в себя как необходимую часть обучение. Например, обучение правилам этикета, культуре поведения, культуре научной организации труда, техникам работы над собой и т.д.

Специфика собственно воспитания, в сравнении с обучением, заключается в его эмоциональной насыщенности, нравственной направленности, обращенности к ценностно-мотивационному компоненту личности, размытости временных и пространственных границ его осуществления, большей, по сравнению с обучением, сложности его организации и проектирования, меньшей предсказуемости и отдаленности результатов во времени. Воспитание всегда протекает во взаимодействии с другими – ребенка с родителями, ученика с учителями, воспитанника с педагогами, а также детей и подростков между собой.

Важнейшая особенность процесса воспитания заключается, по мнению Е.В. Бондаревской, в событийности жизни человека. В проживании узловых событий жизни, актах жизнетворчества, школьник становится автором (создателем) истории своей жизни, истории семьи, школы. Привычное и известное превращается в Событие, когда происходит проживание явления, пересечение деятельности и общения субъектов социума (это школьники и учителя, родители и друзья ребенка, его одноклассники, социальные партнеры школы, гости праздника, и т.д.), когда все участники этого события получают не только знания о чем-то, но и опыт переживания этого события, чувства и эмоции, которые в дальнейшем заставят их захотеть (или, наоборот, не захотеть) вновь окунуться в мир эмоций, чувств, переживаний и действий.

Подчеркнем также, что воспитание (воспитательный процесс), как часть педагогического процесса, обладает его сущностными характеристиками, о которых сказано во втором разделе учебника: целенаправленностью, открытостью, целостностью, системностью.

ЗАДАНИЕ

Проведите опрос : попросите Ваших родителей, педагогов Вашей школы, преподавателей, которые работают с Вами, знакомых и друзей ответить на вопрос: «Как Вы определите воспитание в современных условиях?» (получите 5-7 ответов).

Метод педагогического исследования Опрос – метод целенаправленного получения информации в устной или письменной форме путем очного или заочного общения с респондентом/ами. Опрос проводится на определенную тему по заранее разработанным вопросам. При этом важно помнить, что метод опроса позволяет получить информацию о действительности, отраженную через восприятие опрашиваемых в субъективных мнениях, взглядах на какое-то событие или явление, позициях. Для того, чтобы получить как можно более точную информацию у опрашиваемых, важно составить вопросы с учетом следующих требований: · тематически должны быть направлены на достижение цели опроса, быть понятными опрашиваемым и логически взаимосвязаны; · не должны в формулировках содержать скрытые подсказки – желаемые ответы или обладать двойственным смыслом в понимании; · желательно преобладание открытых вопросов (не предполагающих выбор ответа), что позволит провести качественную оценку результатов. При проведении опроса важно создать атмосферу доверия – респонденте должен быть уверен, что результаты опроса не будут направлены против него и не станут источником неприятностей.

Проанализируйте полученные ответы по следующим примерным вопросам:

· Какие слова и словосочетания используют при ответе на вопрос респонденты?

· Какие слова в каждом определении являются ключевыми (наиболее важными для понимания)?

· Сколько раз повторяются ключевые слова во всех ответах?

· Совпадают ли наиболее часто встречающиеся ответы с Вашим представлением о воспитании?

Приведите аргументы «за» и «против» Вашей позиции.

Обратите внимание на то, что Вы утверждаете; какие доводы поддерживают Ваше утверждение; какие факты поддерживают Ваши доводы; какие возражения Вы признаете и как отвечаете на них.

Сущность

Сущность воспитания заключается в том, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К.Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни. Воспитательному процессу присущи следующие функции: а) диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития; б) организация учебно-воспитательной деятельности детей; в) использование положительных факторов в развитии качеств личности ребенка; г) отбор содержания воспитания, средств и условий социальной среды; д) воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний на формирующуюся личность, е) формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил ребенка в разных сферах учебно-познавательной и общественно полезной деятельности. Таким образом, соотношение понятий «воспитание как общественное явление» и «воспитание как педагогическое явление» заключается в следующем: воспитание как педагогическое явление (воспитательный процесс) выступает составной частью (педагогическим компонентом) воспитания как общественного явления (социализации), охватывая сферу, называемую контролируемой социализацией.

Конкретные цели зависят от ряда оснований, подходов. Мы рассмотрим основные:

  • 1) Личностный
  • 2) Аксиологический
  • 3) Деятельностный
  • 4) Культурологический

Рассматривают и другие - диалогический, антропологический и т.п.

Личностный подход

Проявляется в отношении к учащемуся как уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Ребенок воспринимает себя как уникальную личность и учится видеть во всех окружающих такие же личности. При построении воспитательного проц. Педагог признает ребенка как данность, учитывая привычки, здоровье, ценности, достоинства. Уважение к ребенку не зависит от его успехов или неуспехов, признается право на самобытность ребенка.

Аксиологический подход

Ценностные ориентации являются одной из главных характеристик личности, а их развитие основной задачей гуманистической педагогики и важнейшим путем развития общества. Ценностный подход предполагает развитие и изменение ценностей ребенка.

Под ценностью понимаются такие идеи и убеждения человека которые приняты в качестве нормы и идеала.

Воспитание - специально организованный процесс интериоризации (присвоения) человеком общечеловеческих ценностей.

Ценности (основные из них) остаются постоянными на различных этапах развития общества. Такие как жизнь, здоровье, любовь, знания, труд, мир, красота, творчество и т.п. значимы для людей во все времена.

Деятельностный подход

Это такая организация учебно-воспитательного процесса, в котором ребенок является активным субъектом деятельности (А.Н. Леонтьев). Только деятельность значимая для личности (разнообразная и продуктивная) способствует овладению общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность это тот механизм, который помогает преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования Л.

Культурологический подход

Это организация обучения и воспитания, в ходе которой личность формируется как субъект культуры, исторического процесса, собственного развития и жизнетворчества (Е.В. Бондаревская)

Целью воспитания является формирование базовой культуры личности.

Базовая культура - это оптимальный минимум качеств, свойств, способностей, действий личности, которые помогают развиваться ей в гармонии с общечеловеческой культурой.

Развитие, воспитание обучение Л. идет в гармонии с общечеловеческой культурой, через оказание помощи ребенку в самоопределении, формирование у него культуры отношений к обществу, к себе, своим талантам, здоровью и т.д. Культ.подход предполагает взаимодействие, диалог субкультур, диалог поколений.

Понятие базовой культуры включает в себя следующие компоненты и позволяет выделить в содержании воспитания духовно-нравственную, познавательную, физическую, эстетическую, экологическую, экономическую и др. культуру.

Воспитанию как педагогическому явлению присущи определенные признаки.

  • 1. Воспитание характеризуется целенаправленностью воздействий на воспитанника. Это означает, что оно всегда имеет целью достижение определенного результата, который определяется позитивными изменениями, происходящими в личности воспитанника. Бесцельного воспитания (воспитания вообще) не существует.
  • 2. Воспитание имеет гуманистическую направленность, которая определяет характер воздействия педагога на воспитанника. Цель этого воздействия - стимулирование позитивных изменений в его личности (освоение духовно-нравственных ценностей, формирование базовых культур и др.).
  • 3. Важнейшим признаком воспитания является взаимодействие воспитателя и воспитанника, что выражается в активности самого воспитанника в процессе воспитания и определяет его субъектную позицию.
  • 4. Воспитание как педагогическое явление - это процесс, предполагающий конкретные качественные и количественные изменения личностей, с которыми взаимодействует воспитатель. Исходя из этого воспитание как педагогическое явление принято называть воспитательным процессом, под которым понимается спланированная, долгосрочная, специально организованная жизнедеятельность детей в условиях образовательного учреждения.

Воспитание в социальном смысле

В широком социальном смысле воспитание -- это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Воспитание в педагогическом смысле

В широком педагогическом смысле воспитание -- это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание -- это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Задачи

Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помошыо формулировки комплекса задач воспитания.

Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:

формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;

гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;

овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;

формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;

развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;

обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников:

1. Преподавателей, консультантов, тренеров, руководителей всех уровней. Именно они являются субъектами воспитательного процесса, несут ответственность за его организацию и эффективность.

«Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, -- говорил Ушинский, -- в себе заключает всю возможность успехов воспитания».

  • 2. Но это не означает, что процесс воспитания может реализоваться без всякого участия его объекта, т.е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им -- от этого в огромной степени также зависит эффективность воспитательной деятельности.
  • 3. Третьим участником воспитательного процесса является тот коллектив, в котором, как правило, он осуществляется. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Конечно, коллектив, учебная или рабочая группа сами могут быть объектом воспитания со стороны преподавателя, руководителя.
  • 4. И наконец, еще одним активным участником воспитательного процесса является та большая социальная макросреда, в которой существуют учебные и трудовые коллективы. Социальная среда, окружающая действительность, всегда выступает в качестве мощного фактора, оказывающего огромное влияние на результаты воспитания.

Итак, воспитание -- это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, веши, явления, но прежде всего и больше всего -- люди. Из них на первом месте -- педагоги».

Предмет

Предметом воспитания является личность, а также ее формирование и всестороннее, гармоничное развитие.

Воспитательный процесс в целом и в рамках отдельного направления можно наблюдать или организовывать на нескольких уровнях (В. И. Гинецинский).

Первый, так называемый социетарный уровень дает представление о воспитании как постоянной функции общества на любой стадии его развития в контексте общезначимой культуры, а именно такой стороны жизни социума, которая связана с трансляцией культуры во всех ее формах и проявлениях молодому поколению. В России воспитательные цели этого уровня определены в законе «Об образовании», в Конституции, в Международной Конвенции о правах человека и других государственно-политических документах, в которых выражена образовательно-воспитательная политика нашей страны и всего международного сообщества.

Второй, институциональный уровень предполагает реализацию воспитательных целей и задач в условиях конкретных социальных институтов. То есть организаций и учреждений, которые специально создаются для этого. Такими организациями являются детские дома и школы-интернаты, детские сады, школы и вузы, дома творчества и центры развития.

Третий, социально-психологический уровень обусловливает воспитание в условиях отдельных социальных групп, ассоциаций, корпораций, коллективов. Например, коллектив предприятия оказывает воспитательное воздействие на своих сотрудников, ассоциация бизнесменов--на своих коллег, ассоциация женщин-матерей погибших воинов, выступая против войны, -- на государственные органы, ассоциация педагогов -- на развитие творческого потенциала педагогов.

Четвертый, межличностный уровень определяет специфику воспитания как практику взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, с учетом индивидуально-психологических и личностных особенностей последних. Примерами такой практики могут послужить: родительское воспитание, работа социального психолога и педагога в работе с детьми, подростками и взрослыми, воспитательное влияние учителя в процессе общения с учениками в условиях образовательной системы.

Пятый, интраперсональный уровень по сути является процессом самовоспитания, который осуществляется как воспитательное воздействие человека на самого себя в разных жизненных обстоятельствах. Например, в ситуациях выбора и конфликта, в процессе выполнения учебных заданий, в период сдачи экзаменов или спортивного соревнования.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png