• Как быть родителям, если учитель отругал ребёнка при одноклассниках и ребёнок стал замкнутый?
  • Как лучше поступить, если у ребёнка конфликт в школе, учителя или ученики его высмеивают?

О том, как наладить взаимоотношения с одноклассниками, рассказала педагог-психолог МБУ Городского центра психолого-медико-социального сопровождения "Индиго" в Уфе Екатерина Кудрявцева.

Следующие симптомы могут свидетельствовать о том, что ребёнку плохо в классе

Ребёнок:

  • неохотно идёт в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
  • возвращается из школы подавленным;
  • часто плачет без очевидной причины;
  • никогда не упоминает никого из одноклассников;
  • очень мало говорит о своей школьной жизни;
  • не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо;
  • ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу;
  • одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

Как помочь ребёнку наладить отношения с одноклассниками

  1. Приучайте ребёнка к самостоятельности.
    • Не следует лично приходить в школу разбираться с обидчиками своего ребёнка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога.
    • Не спешите бросаться защищать ребёнка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребёнку полезно пережить все стадии конфликта — это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы.
    • Но, приучая ребёнка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребёнок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых.
  2. Разберитесь в причинах, подчёркивая достоинства ситуации.
    • Необходима эмоциональная доброжелательная поддержка чуткого взрослого. Сначала разберитесь в причинах непопулярности ребёнка и попытайтесь их устранить. Может, он выглядит не слишком современно? Займитесь его гардеробом и внешностью. Слишком слаб физически? Заинтересуйте его каким-нибудь видом спорта. Подчёркивайте его достоинства при каждом удобном случае. Не скупитесь на похвалу, восхищайтесь своим чадом и не забывайте, что ребёнок смотрит на себя глазами близкого взрослого.
    • Необходимо обеспечить ребёнку всё, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям. Если для уроков физкультуры нужны чёрные шорты, то не следует предлагать ребёнку розовые, считая, что это не важно. Для учителя может быть и не важно, а одноклассники станут дразнить ребёнка. Это не значит, что надо идти у ребёнка на поводу и покупать ему шапку "как у Ленки из 5 "Б"" .
  3. Интересуйтесь делами и жизнью ребёнка.
    • Стоит проявлять интерес к делам своего ребёнка, но делать это ненавязчиво.
    • Если он ничего сам не рассказывает, понаблюдайте за ним. Заметив в поведении отклонения, надо сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребёнка с одноклассниками, посмотреть, как себя ведёт ребёнок в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним и т.д.
    • Можно обратиться за помощью к школьному психологу, ему легче осуществлять наблюдение за детьми.
  4. Привлекайте к проблеме учителя.
    • Помните: положение ребёнка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек — на все 100%. Поэтому, если у ребёнка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему поможет только учитель, подав ребятам знак, что ребёнок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе.
    • Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребёнка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.). Заикания, тики, энурез, энкопрез, кожные заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить. Всё это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.
    • Учите своего ребёнка полезным навыкам взаимоотношений с другими людьми: большей активности, дружелюбию, умению постоять за себя, а когда нужно — сдержаться и уступить. И помните: чем увереннее чувствует себя ребёнок, тем легче даются ему эти навыки. Нелишним будет попросить классного руководителя поддержать сына или дочь, быть может, задействовать в каком-то важном деле, что повысит его престиж в глазах остальных. Но нельзя исключать и того, что в детском коллективе на самом деле сложилась слишком нездоровая обстановка, и тогда лучше будет перевести ребёнка в другую школу.
  5. Научите ребёнка заводить знакомства.
    • Надо учить ребёнка считаться с мнением окружающих, находить компромиссы, учиться терпимости и уживчивости. Согласно исследованиям психологов, хотя бы одна взаимная привязанность в классе делает ребёнка более уверенным в себе и обеспечивает ему более комфортное существование в коллективе по сравнению с ребёнком, которого выбирают многие, но не те, кого выбирает он.
    • Наличие друзей — весьма важная составляющая эмоционального благополучия ребёнка. Независимо от возраста друг для ребёнка — это тот, с кем интересно, кто поддержит, с кем можно вместе что-то делать, это чувство, что ты не один и кому-то интересен. Взрослея, ребёнок вкладывает в понятие дружбы более серьёзные и глубокие отношения.
  6. Разрушайте стереотипы.
    • Посоветуйте ребёнку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Ребёнок ведёт себя по заданной окружающими схеме. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации. Например, можно предложить ребёнку вместо того, чтобы начинать плакать или лупить всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: "Ну и что?" — или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают.
    • Внимание! Если ситуация зашла слишком далеко, например, ребёнка постоянно унижают или избивают — немедленно реагируйте. В первую очередь, оградите ребёнка от общения с обидчиками — не отправляйте его в школу. Разбираться с обидчиками — не самое главное (хотя и оставлять их безнаказанными не стоит — они изберут себе новую жертву). Важно помочь ребёнку пережить полученную психическую травму, поэтому, скорее всего, его придётся перевести в другой класс. Ребёнку нужно будет научиться не бояться сверстников и доверять им.
  7. Говорите слова любви, придающие уверенность. Родитель — "продюсер" талантов своего ребёнка. В разговорах с ребёнком или в его присутствии не следует давать оценки другим взрослым (родителям, учителям), детям. Говорите своему ребёнку почаще слова, свидетельствующие о безусловной любви и формирующие уверенность в себе.
    • Я тебя люблю. Я тебе доверяю. Я на твоей стороне.
    • Как бы ты сам поступил? Как ты сам можешь изменить ситуацию?
    • У тебя всё получится совершенным наилучшим безопасным для тебя образом.
    • Ты сильный, ты умный, ты способный, не сдавайся.
    • У тебя всё получится. Я горжусь тобой.
    • Как прошёл твой день?
    • Чем могу помочь?
    • Спасибо, что ты помогаешь мне.
  8. Создайте ребёнку круг общения.
    • Надо помочь организовать общение ребёнку, создать соответствующее окружение. Мало просто отдать его в подходящий коллектив, приглашайте детей домой, по возможности познакомьтесь с их родителями. Самое главное, ненавязчиво создайте ребёнку приемлемый круг общения (позаботиться об этом следует, пока ребёнок ещё маленький). Это могут быть дети ваших друзей, одноклассники, какой-либо клуб, кружок, секция, словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.
  9. Научите говорить "нет".
    • Не надо пытаться полностью оградить ребёнка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им.
    • Ребёнок должен уметь сказать "нет", не поддаваться на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

Отправляя ребенка в школу, родители в первую очередь беспокоятся о качестве образования и репутации учебного заведения. Но в школе маленький человек получает не только знания, но еще и опыт общения в коллективе. К сожалению, взаимоотношения с одноклассниками не всегда складываются.
Согласно последним данным, каждый четвертый школьник становится объектом издевательств со стороны других учащихся. Причем особую обеспокоенность на этот счет стоит проявлять нам - у нас случаи травли подростков регистрируются значительно чаще, чем в европейских странах.

2. Виды преследования.

Проблемы в общении со сверстниками могут возникнуть у ребенка и в детском саду, и в начальной школе. Однако в этом возрасте еще нет сплоченности коллектива, и попытки обидеть другого ребенка не являются системными. К третьему классу складывается так называемое общественное мнение, с которым, хочет того ребенок или нет, но он обязан считаться. К 10-11 годам понимание о том, как следует себя вести в конкретном детском коллективе, приобретает устойчивую форму. Именно в этом возрасте школьники активно стремятся найти свое место в группе, завоевать авторитет и уважение одноклассников. Таким образом создается атмосфера соперничества, что нередко провоцирует возникновение регулярного преследования одного или нескольких членов класса. Психологи это явление называют буллинг.
Чаще всего агрессивное преследование выражается в виде оскорблений, угроз либо, наоборот, полного игнорирования жертвы, а также в нанесении физического ущерба (избиение, порча имущества). Доступность Интернета способствовала возникновению такой разновидности систематического преследования, как кибербуллинг. Исследование, проведенное во Франции в начале 2012 года, показало, что каждый четвертый школьник сталкивался с агрессией сверстников в онлайне. Киберхулиганы воздействуют на жертву частыми электронными сообщениями и СМС. Интернет-атака всегда внезапна, поэтому производит сильное психологическое воздействие на жертву. Не зная преследователя в лицо, пострадавший чувствует, что обидчик, скорее всего, находится в ближайшем окружении. И начинает бояться агрессии со стороны всех знакомых. В первую очередь от одноклассников, что усиливает чувство незащищенности подростка в учебном заведении.

3. Дух времени.

Тенденция последнего времени - выкладывать издевательства, снятые на мобильный телефон, в социальные сети и на бесплатные видеохостинги: снимается шокирующее реальное видео, где дети демонстрируют миру свою «крутость».
По мнению педагогов-психологов через привлечение внимания общественности подростки удовлетворяют потребность в самоутверждении. Мол, посмотрите, на что мы способны. Кроме того, таким образом достигается еще одна цель - публично унизить жертву «на весь мир». А поскольку сегодня велико ощущение всеобщей безнаказанности, подростки даже не задумываются о последствиях для самих себя.
По мнению специалистов, буллинг - это прежде всего одно из проявлений мальчишеской субкультуры. Согласно статистическим данным, мальчики прибегают к травле сверстников в 2-3 раза чаще девочек. Значительно реже встречаются случаи преследования девочек мальчиками, мальчиков девочками и девочек девочками. Однако в последнее время все чаще в качестве активных и не менее жестоких агрессоров выступают девочки. Социологи полагают, что это стало возможно из-за ослабления ролевых различий в поведении мужчин и женщин.

4. Распределение ролей.

Как правило, в травле принимает участие ряд действующих лиц: зачинщики, преследователи, жертвы, наблюдатели.
Инициаторами травли обычно становятся один-два соученика. Жертву начинают высмеивать, дразнить, демонстративно не принимать в игры, задирать или игнорировать. Цель зачинщика - самоутвердиться и выделиться в коллективе. Гораздо реже личная месть.
Нередко зачинщиками оказываются дети, претендующие на роль лидера класса, стремящиеся быть в центре внимания. Согласно исследованию западного психолога Дана Ольвеуса, среди мальчиков 12-16 лет доля агрессоров составляет около 5%. Чаще всего это выходцы из благополучных и обеспеченных семей! Преследователи - дети, которые под руководством зачинщиков участвуют в травле. Они смеются над жертвой, подхватывают обидные прозвища и третируют изгоя наравне с зачинщиками. Большинство таких ребят творят жестокость, подчиняясь стадному чувству, желая заслужить одобрение со стороны лидера. Некоторые делают это от скуки, а кто-то - из страха самому оказаться на месте жертвы. Преследователей характеризуют как трусливых, легко поддающихся влиянию, эгоцентричных, безответственных и неуверенных в себе подростков.
Наблюдатели не препятствуют травле. Но, не имея духа противостоять агрессорам, они поощряют травлю молчанием и бездействием.
Иногда в школьном коллективе находятся дети, пытающиеся защитить жертву. Появление защитника может изменить ситуацию, особенно если он обладает авторитетом или выступает против травли не в одиночку. Как показывает практика, в таком случае преследование чаще всего прекращается. Однако бывает, защитник сам превращается в объект буллинга. И тогда, чтобы изменить положение дел, он начинает принимать активное участие в третировании изгоя.

5. Кто в зоне риска?

Часто объектом преследования становятся физически слабые, тревожные, робкие и одинокие дети. К психологическим особенностям жертвы специалисты относят: физические недостатки и болезни, негативно отражающиеся на внешности или проявляющиеся «стыдными» последствиями (как энурез), неуспешные в учебе, часто пропускающие занятия, излишне опекаемые родителями, неадекватно себя оценивающие (обладающие как слишком высокой, так и заниженной самооценкой), нежелающие соблюдать правила и иерархию в коллективе.
Изгоем может стать и одаренный ребенок. Опрос среди талантливых американских восьмиклассников показал, что 67% из них за годы учебы подвергается преследованию одноклассников.

6. Как исправить ситуацию?

Увы, ребенок далеко не всегда рассказывает родителям о том, что его обижают сверстники. Кто-то думает, что взрослые не воспримут проблему всерьез. Другие полагают, что ничего не попытаются сделать. Третьи опасаются, что вмешательство лишь ухудшит ситуацию - мучители жестоко накажут доносчика.
Узнав о травле своего ребенка, некоторые родители стараются не вмешиваться в конфликт и лишь советуют, как исправить ситуацию.

Представители ВОЗ также отмечают склонность к насилию удетей:

  • гиперактивных;
  • импульсивных, склонных к риску;
  • с низким уровнем контроля за своим поведением;
  • c рассеянным вниманием, проявившимся до 13 лет, низкой успеваемостью в школе.

При этом предпосылками к формированию агрессивного поведения являются:

  • слабый контроль со стороны родителей;
  • использование грубых физических наказаний;
  • низкий социально-экономический статус семьи.

Эксперты же считают, что в одиночку жертва не сможет изменить сложившийся стереотип поведения группы. Поэтому вмешательство взрослых и комплексная работа, в которой должны принять участие как дети-жертвы, так и их родители, учителя и весь класс, необходимы.

В развитых странах мира проблемой буллинга уже давно занимаются не только ученые, но и законодательные власти. Созданы десятки национальных и международных сайтов и фонды помощи жертвам травли. Специалисты проводят консультации по профилактике буллинга и разрабатывают спецпрограммы.

В настоящее время эффективными признаны около 12 профилактических программ, наиболее известная и широко внедряемая из которых - психолога Дана Ольвеуса. С 2001 г. ее начали использовать в норвежских школах, что позволило не только снизить на 30-50% случаи агрессивного преследования, но и показатели по асоциальному поведению. В ее основе 4 базовых принципа, предполагающих создание школьной (а в идеале и домашней) среды, характеризующейся:

  • теплом, положительным интересом и вовлеченностью взрослых;
  • твердыми рамками и ограничениями неприемлемого поведения;
  • последовательным применением некарательных, нефизических санкций за неприемлемое поведение и нарушение правил;
  • наличием взрослых, выступающих в качестве авторитетов и ролевых моделей.

Успешность программы Ольвеуса получила международное признание уже частично внедрена в Англии, США, Литве и других европейских странах. В Канаде, где также проблеме буллинга уделяется пристальное внимание, разработана методика раннего выявления агрессивности у детей, что позволяет корректировать поведение ребенка, не допуская проявления асоциального поведения в будущем. А для пресечения кибер-буллинга в американском городе Онтарио была принята жесткая и при этом действенная мера - устроившего травлю исключают из школы.

7. Здесь и сейчас.

В нашей стране защитой и психологической реабилитацией ребенка, ставшего жертвой травли, системно пока никто не занимается. Поэтому, чтобы обратить внимание на возникшую проблему и прекратить преследование, родители должны проявить настойчивость. В первую очередь следует поставить в известность о происходящем школьного психолога. В некоторых случаях единственный эффективный способ уберечь ребенка от дальнейшей агрессии - перевод в другую школу. Ведь чем дольше продолжается травля, тем длительнее и сложнее будет проходить социальная адаптация.

Каким образом может быть построена стратегия пресечения и профилактики буллинга? Школьные психологи видят это так:

  • Оценка ситуации: с чего все началось, кто зачинщик.
  • Диагностика психологического климата коллектива.
  • Выработка плана по пресечению травли совместно с учителями - не провоцировать (например, дисциплинарными взысканиями), не оставлять детей без надзора (часто травят в раздевалках).
  • Работа с родителями: уведомить семьи учеников о происходящем и обсудить стратегию их поведения с детьми.
  • Организовать так называемые мероприятия по сплочению класса.
  • Беседы, тренинги, совместное преодоление трудностей. Например, поход: у жертвы появится возможность показать себя в другом качестве.
  • Индивидуальная работа с жертвой, агрессорами, зачинщиками.

Как родители могут понять, что их ребенок стал объектом травли? По мнению школьных психологов, стоит насторожиться, если подросток:

  • неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
  • возвращается из школы подавленным;
  • часто плачет без очевидной причины; мало говорит о своей школьной жизни;
  • одинок: не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки; его никто не приглашает в гости, на праздники.

8. Последствия травли.

Увы, буллинг не проходит бесследно. Причем это касается всех участников. Бывших мучителей характеризует сильная тревожность, проявляются асоциальные черты, депрессия и различного рода зависимости. Если выяснится, что ваш ребенок был среди агрессоров, обязательно поговорите с ним. О самоуважении, человечности, сопереживании и влиянии толпы. Он должен понять, что, идя на поводу у коллектива, рискует завтра занять место преследуемого.
Особое внимание стоит уделить помощи жертвам травли. Психологи приравнивают последствия буллинга к посттравматическому стрессу. Такому человеку сложно строить отношения с окружающими и доверять им. Кроме того, в определенных обстоятельствах экс-жертва может сама стать преследователем, как бы компенсируя пережитые унижения или из опасения повторения ситуации.
Поэтому, если ваш ребенок пострадал от буллинга, следует сразу обратиться к психологу. Специалист поможет подростку высказать все эмоции и тревоги, избавиться от страхов, заново научиться строить отношения с окружающими и противостоять агрессии в будущем.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 им. Б.П. Юркова

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«Как помочь ребенку

Наладить взаимоотношения с одноклассниками?»

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МБОУ СОШ №1 им. Б.П.ЮРКОВА ЖЕНЕЕВА Л,А,

г. Зверево

2017г.

Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры - лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу.

Следующие симптомы могут свидетельствовать о том, что ребенку плохо в классе, его отвергают.

  • посещает школу без особого энтузиазма, старается найти причину, чтобы уклониться от уроков;
  • приходит домой из школы в плохом настроении;
  • весьма болезненно реагирует на критику и грубость;
  • не упоминает в разговоре с родителями о своих одноклассниках, либо говорит о них в негативном ключе;
  • не приводит друзей, никому не звонит, даже с целью спросить домашнее задание;
  • его также никто не приглашает в гости, не звонит.

Данные признаки свидетельствуют о том, что у ребенка проблемы в школе с одноклассниками, а значит, нужно помочь школьнику.

Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним.

В первую очередь надо сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, посмотреть, как себя ведет ребенок в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним и т.д.

Упражнение «Что нас огорчает в детях» (проблемы детей в сфере общения)

Предложить назвать проблемы, которые возникают у детей в общении со сверстниками (ссорятся, порой дерутся, жалуются, не умеют считаться с мнением другого).

Эмоциональная напряжённость в подростковых отношениях значительно выше. Взрослые иногда не подозревают о сильных переживаниях и не придают особого значения этим ссорам и обидам. Однако состояние конфликта - тяжелое испытание для любого ребёнка. И взрослые должны помочь ему справиться с трудной ситуацией. Мы с вами вместе сможем научить детей дружить и мириться в случае ссор.

Групповая дискуссия:

1. Как помочь ребенку стать увереннее?

2. Как реагировать на негативные высказывания одноклассников?

3. Как помочь найти друзей?

Притча «Небольшая разница»

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:

Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.

Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:

Я счастлив сообщить тебе радостную весть

Ты переживёшь всех своих родных.

Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились.

Ведь ты сказал ему, то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён?

Спрашивали они.

На что последовал ответ:- Мы оба одинаково истолковали сон. Но всё зависит от того, не что сказать, а как сказать.

  1. Тактика выживания: помочь ребенку наладить отношения со сверстниками могут родители

Ребенок не может выстроить отношения со сверстниками.

Черты «жертвы»

Одноклассники не хотят дружить с вашим сыном, сидеть с вашей дочкой за одной партой… В чем причина такого неприятия?

Психологи выявили наиболее характерные особенности детей-«жертв». Вот они.

● Неадекватность эмоциональных и поведенческих реакций. Дети-изгои долго терпят там, где уместно было бы дать сдачи. Зато, когда чаша терпения переполняется, в ответ на минимальную обиду они лезут в отчаянную драку.
● Повышенная чувствительность к отношению окружающих. Каким бы делом такие дети ни занимались, главным для них являются не собственные успехи или неудачи, а то, как реагируют на них окружающие. Ребенок-жертва способен уйти из секции или кружка только потому, что кто-то сказал о нем что-то нелестное.
● Физические недостатки. Сами по себе физические недостатки снижают социальный статус ребенка только в дошкольном и младшем школьном возрасте. Отвергаются дети, страдающие косоглазием, имеющие на лице шрамы (заячья губа, родимое пятно), с повреждениями опорно-двигательного аппарата: сильный сколиоз, детский церебральный паралич.
● Неопрятность, неряшливость. Громкое сморкание во время уроков, неприятный запах несвежего белья, мешковатая одежда – все это замечается одноклассниками и может стать причиной обидных высказываний, приставаний.

  1. Время обсудить

Когда вы поняли, в чем проблемы вашего ребенка, есть смысл обсудить это с ним самим. Но именно обсудить, ведь действовать предстоит ему самому и расхлебывать последствия – тоже. Ваша задача – помочь проанализировать ситуацию, помочь выбрать подходящий вариант поведения.

После того как ребенок выразил готовность принять вашу помощь, подумайте вместе, какие ситуации для него наиболее тяжелы. Задавайте ему вопросы. Что он чувствует в эти моменты? Что говорит? Как ведет себя (подробно, включая жесты, мимику)? Затем предложите увидеть свою реакцию как бы со стороны: «Представь себе, что Ване (Мише, Кате…) сказали или сделали то-то (пересказываете услышанную от ребенка ситуацию), а он бы ответил так-то (пересказываете реакцию вашего ребенка). Как бы ты вел себя с ним дальше? Из ответов часто выясняется, что он не испытывал бы радости от общения с подобным человеком и вел бы себя так же, как одноклассники поступают с ним самим. В этот момент очень важно довести до сознания ребенка, что особенности его собственного поведения провоцируют окружающих на нежелательные действия.

  1. Тактика выживания

На следующем этапе нужно помочь ребенку найти новые способы реагирования на неприятную ситуацию. Обсудите с ним, как развивались бы события, если бы в подобное положение попал Петя (одноклассник, хорошо адаптированный в коллективе). Что он сделал и сказал бы? Может ли ваш ребенок попробовать вести себя как Петя? Пофантазировать, составив список возможных ответных реакций.

Ответные грубость и насилие иногда могут быть единственным способом самозащиты.

  1. Стратегия на будущее

Коррекция тех личностных особенностей, которые вызывают неприязнь у одноклассников, – дело более сложное.

Первое, что нужно решить: стоит ли этим заниматься вообще? Любая группа (особенно подростковая) стремится перекроить личность в соответствии с внутригрупповыми представлениями. Чем примитивнее группа, тем жестче требования и вульгарнее «идеал». Но обсудить, что не нравится ребятам и какие из их претензий справедливы, стоит. Лучше всего это сделать, опять же попросив ребенка представить, как его поступки выглядят со стороны. Возможно, некоторые из своих привычек и особенностей ребенок довольно легко осознает, как неприемлемые, и сам будет стараться от них избавиться. Будут и настоящие нравственные проблемы, решить которые сложно не только подростку, но и взрослому. Возможно, от каких-то своих черт ребенок не захочет отказываться. Объясните ему: за право оставаться таким, какой он есть, придется бороться. Поддержите его в этом.

Устранить причины для неприятия одноклассников – только половина дела. Стоит попробовать завоевать их уважение и симпатию. Помогите сыну или дочке разобраться, какая деятельность особенно ценится одноклассниками, и добиться в ней успеха (если, конечно, она не асоциальна).

Для родителей это часто означает дополнительные финансовые затраты (покупка роликовых коньков или гитары, оплата занятий в спортивной секции). Многие предпочитают не обременять себя, говоря, что в своем детстве они ничего подобного не имели, а выросли людьми не хуже других. Но у каждого времени и у каждого общества свои законы. Не имея тех же роликовых коньков или «продвинутого» мобильного телефона, ребенок теряет возможность участвовать во многих играх и разговорах своих сверстников, ему труднее войти в компанию и утвердиться в ней.

  1. Работа над ошибками

Еще одной причиной неприятия подростка сверстниками может стать наше, родительское, неверное поведение. Мамы и папы гонимых детей обычно допускают несколько типичных ошибок.

Первая – считать своего ребенка всегда правым. Проведите эксперимент: запишите десяток жалоб ребенка на одноклассников, а также то, что вы ему ответили. Если в восьми и более случаях вы оправдали чадо, значит, и вы невольно создаете ему проблемы.

Вторая – вмешательство в отношения детей, когда вас «не просят», когда для этого нет веских оснований. Вмешательство взрослого, будь то родитель или учитель, часто воспринимается как доказательство слабости и неполноценности того, в чью пользу оно осуществляется. Ваша попытка решить проблему за ребенка может обернуться существенным снижением его социального статуса в кругу сверстников.

Третья ошибка – под видом совета навязывать ребенку свой опыт, свои представления о том, как надо действовать.

Подобного рода вмешательства приводят к тому, что действия ребенка теряют гибкость, спонтанность и хронически запаздывают по отношению к постоянно меняющейся ситуации. Старший «советчик» часто рекомендует подростку поступать, исходя из своих личных пристрастий и склонностей. Однако у ребенка собственный психический склад. Его действия по чужой указке неестественны. К тому же ответственность за результат в данном случае несет прежде всего «советчик».

Четвертая ошибка – долгая память на обиды, нанесенные вашему ребенку. Шестиклассник, который имел неосторожность рассказать маме, что Вовка играл в футбол его шапкой, может услышать в ответ: «Он еще в первом классе разбил тебе нос и порвал рубашку, как же ты до сих пор не понял, что не надо иметь с ним никаких дел».

Злопамятность родителей мешает ребенку забывать неприятные происшествия, которые в младшей и средней школе – не более чем рядовые явления, и возводит мелкие обиды в ранг трагедии или оскорбления. У детских взаимоотношений свой масштаб и свои точки отсчета. Подходить к ним со взрослыми мерками, а тем более навязывать эти мерки подросткам – недальновидно.

– Это совсем не значит, что, придя домой, вы скажите своему чаду: “ С тобой не дружат, потому что ты … . Сейчас я тебя буду учить”. Лучше всего сказать следующим образом: “ Я тебя очень люблю. Ты у меня замечательный, но иногда ты поступаешь не совсем правильно: … Если хочешь иметь друзей, попробуй сделать следующее: … Возможно, что не всё получится сразу, будут ошибки. Но ведь ты только учишься дружить. Я уверена, что со временем у тебя всё получится”.

Анкета

Ответьте на несколько вопросов и подумайте о том, все ли правильно в ваших взаимоотношениях с ребенком?

1. Знаете ли вы одноклассников вашего ребенка?

2.С кем сидит ваш ребенок за одной партой?

3.Хотел ли он сделать подарок на 8 Марта (23 февраля) своей однокласснице (однокласснику)? Кому именно?

4.Внимательно ли вы слушаете рассказы ребенка о школьных буднях? (Или слушаете, но думаете при этом о своем?)

5.Являетесь ли вы инициатором разговора с ребенком о школьных друзьях, делах, достижениях и неудачах?

6.Часто ли к вашему ребенку приходят друзья? Не стесняется ли ваш сын (дочь) вас при общении с ними?

7. Много ли телефонных номеров хранится в сотовом телефоне вашего ребенка?

8. Какая игра самая популярная среди друзей вашего ребенка?

Думаю, каждый присутствующий родитель в состоянии проанализировать собственные ответы и сделать вывод. Как помочь найти ребенку друзей и как относиться к тем, кого он нашел сам.

Практические советы

Путь ваши дети сами выбирают себе друзей, а вы позаботьтесь о том, чтобы эти друзья бывали у вас в доме.

Познакомьтесь с родителями друзей вашего ребенка.

Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка был широкий круг интересов, чтобы ему хотелось как можно больше узнать, понять, сделать.

Научите своего ребенка с самых первых шагов принимать самостоятельные решения и справляться с ситуациями, когда ему навязываются чужие мнения.

Как можно больше разговаривайте со своими детьми. Важно, чтобы этот разговор не превратился в ваш монолог, чтобы вы, выясняя, что думает ваш подросток, о чем мечтает, чего страшится, делали это уважительно, серьезно и с подлинным интересом к нему, к тому, что он говорит. И никогда в минуту раздражения не используйте откровенность подростка для того, чтобы «уличить» его в чем-то.

Если вам активно не нравятся друзья вашего подростка, не пользуйтесь прямыми запретами (как правило, это только поднимает ценность такой дружбы в глазах подростка и ведет к тайным встречам, лжи и т. п.), поговорите со своим сыном и дочерью. Постарайтесь понять, что привлекательного они находят в своих друзьях. Возможно, вы измените свою точку зрения. Если нет – открыто и спокойно объясните, что вам не нравится.

Если ваши дети выбирают «плохих», с вашей точки зрения, друзей, подумайте о своих отношениях с вашим ребенком. Не чувствует ли он себя заброшенным (нередко подросткам кажется, что родители их любят меньше, чем тогда, когда они были маленькими). Или, может быть, он постоянно ощущает, что вы в него не верите, ждете, что он сделает что-нибудь не так и «назло» стремится оправдать эти ожидания. А возможно, вы несколько переборщили с контролем, и подростку кажется, что вы хотите, как они выражаются, «рулить» всем, и он стремится показать вам, что он сам может что-то определять в своей жизни.

Всегда старайтесь понять своего ребенка, понять, с чем связаны его поступки, какими потребностями, в том числе и потребности возраста в них выражаются. Всегда показывайте (и особенно тогда, когда это бесконечно трудно, поскольку он буквально «выводит вас из себя»), что вы любите его и доверяете ему. Научите его думать и принимать самостоятельные решения. Если он не всегда будет послушен, научится отстаивать свою точку зрения в общении с вами, то потому ему будет намного легче сделать это в отношении сверстников.

Список литературы:

  1. Арбузова Е.Н. Анисимов А.И. Шатрова О.В. Практикум по психологии общения. СПб.: Речь, 2008.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?; худож. Г.А. Карасева. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 1999.


Нет, мы не спорим, такое иногда действительно встречается. Но в большинстве случаев дело обстоит несколько иначе. И часто роман с одноклассником приводит к довольно печальным последствиям. Почему? Вот тебе целых семь причин.

Тебе придется видеть его все время, даже когда тебе этого не хочется

Иногда это жутко напрягает. Ведь в отношениях должно быть личное пространство и время. В случае с одноклассником это не так-то просто устроить.

Тебе захочется все время выглядеть великолепно

И прощайте лишние полчаса утреннего сна перед школой. Когда ты не учишься с парнем в одном классе, иногда можешь позволить себе расслабиться и обойтись скромным хвостиком и слегка растянутым свитером. Перед свиданием ведь всегда можно переодеться, правда? Но если вы сидите за одной партой, такой фокус не провернешь.

Ты чувствуешь себя позорно, если не можешь ответить на вопрос учителя

И вообще, во всех таких учебных ситуациях ты часто чувствуешь себя полной дурой, и тебе стыдно перед ним. Ведь он всегда рядом и видит все твои провалы.

Он никуда не денется

Погоди радоваться. Если вы расстанетесь, он тоже никуда не денется. И это просто ужасно! Представляешь, тебе придется видеть его каждый день.

Ваши одноклассники будут все время вас подкалывать

Нет, не со зла. А просто потому, что это весело. Им весело. А вам надоест через неделю. Но на дурацкие вопросы вам придется отвечать все оставшееся время. И выслушивать дурацкие комментарии. Не надейся, им это надоест не так быстро, как вам.

Учителя могут об этом прознать

И это еще хуже, чем одноклассники. Потому что от учителей, сама понимаешь, хорошего ждать не приходится. Возможно, они будут мохнато шутить или начнут вас гнобить. Будь готова к этому.

Одно слово: «Ужа-а-ас!!!»

Особенно после того, как вы первый раз поцеловались, и ты совершенно не представляешь, как себя теперь вести. Все же уже в курсе, да?


Общение со сверстниками особая сфера жизни подростка. Известно, что влияние на него товарищей, одноклассников, как положительное, так и отрицательное, может быть очень велико. Однако психологические механизмы такого влияния часто бывают непонятны и учителям, и родителям. Они определяются своеобразием происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от детства к взрослости. Общение со сверстниками особая сфера жизни подростка. Известно, что влияние на него товарищей, одноклассников, как положительное, так и отрицательное, может быть очень велико. Однако психологические механизмы такого влияния часто бывают непонятны и учителям, и родителям. Они определяются своеобразием происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от детства к взрослости. Подростковый возраст характеризуется появлением нового уровня самосознания, условно названного психологами чувством взрослости. Выражается оно в стремлении быть и считаться взрослым. По сравнению с младшим школьным возрастом это совершенно новая позиция по отношению к себе и окружающему миру. Подростковый возраст характеризуется появлением нового уровня самосознания, условно названного психологами чувством взрослости. Выражается оно в стремлении быть и считаться взрослым. По сравнению с младшим школьным возрастом это совершенно новая позиция по отношению к себе и окружающему миру.



Дружба Дружба бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями. Обязательным условием существования дружеских связей является отсутствие межличностной конкуренции в кругу друзей, относительно равное положение в социальной лестнице




Шабалина Мария Александровна Я думаю, что школьная дружба, это самая крепкая дружба, потому что она на всю жизнь. Её очень важно не потерять. То есть расстаться со школьными друзьями после 9 или 11 класса, и потом с ними встречаться, общаться, созваниваться и т. Д.




Школа - это не только постоянный поток новых знаний, то и настоящие испытание на прочность, в том числе испытание дружбой. Каждый дружит по разному: для кого - то друг - это человек, с которым весело и приятно провести время, для другого - тот, на кого можно всегда положиться, кто в любой беде твоя правая рука, за которую иной раз так приятно подержаться, зная, что ты не один со своими переживаниями и грустными мыслями!



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png