По мере взросления грудничка, его потребности в пище претерпевают существенные изменения. В среднем, начиная с 6-8-месячного возраста, меню крохи перестает ограничиваться одним лишь материнским молоком – приходит время введения первого прикорма. И если до недавних пор большинство мамочек отдавали предпочтение традиционной схеме введения первого прикорма, в соответствии с которой в рацион малыша последовательно включались определенные продукты питания, то сегодня молодые родители все чаще делают выбор в пользу педагогического прикорма.

Под педагогическим прикормом подразумевается схема, в соответствии с которой малышу предлагается попробовать все то, что ест его семья.

Разумеется, в этом моменте тоже есть свои ограничения, ведь организм грудничка способен усвоить далеко не каждый продукт – об этом будет отдельно рассказано далее.

При использовании методики педагогического ведения прикорма, каждый продукт предлагается ребенку в очень маленьком количестве. Если малышу понравится новое лакомство и его организм отреагирует на подобные изменения рациона без неблагоприятных проявлений, дозу можно будет постепенно увеличить до 2-3 чайных ложек.

То есть главная задача педагогического прикорма – позволить малышу познакомиться с новыми для него продуктами. Ребенок должен научиться есть самостоятельно, без давления и прочих «отягощающих» факторов. Если все пройдет хорошо, уже к возрасту 1-1,5 лет у крохи сформируются собственные гастрономические пристрастия и она сможет есть взрослые блюда с большим удовольствием.

Первой едой человека, равно как и любого другого представителя класса млекопитающих, является не бутерброд, мясо, крупа, рыба и т.п., а материнское молоко. Однако в среднем по достижению ребенком 6-8-месячного возраста, в его гастрономических предпочтениях отмечаются существенные изменения.

Именно с этого момента обычно и вводится первый прикорм. Средним возрастом, по достижению которого малыша начинают знакомить с новой пищей, как уже отмечалось, является 6-8 месяцев, но это лишь усредненный показатель, т.к. на практике подходящее время может существенно меняться в зависимости от разнообразных индивидуальных особенностей растущего организма.

Термин введения, месяцы Объем в зависимости от возраста (6 мес.) Объем в зависимости от возраста (7 мес.) Объем в зависимости от возраста (8 мес.) Объем в зависимости от возраста (9 мес.) Объем в зависимости от возраста (10-12 мес.)
Овощное пюре, г 6 50-100 150 170 180 200
Молочно-крупяная каша, г 6-7 50-100 100-150 150 180 200
Молочно-злаковая каша, г 7-8 50-100 100-150 150 180 200
Фруктовое пюре, мл 6 40-50 50-70 50-70 80 90-100
Сок (фруктовый, ягодный, овощной), мл
6 30-50
50-70 50-70 80 100
Кисломолочные продукты, мл 8-9 - - 50-100 100-150 150-200
Творог, г 6,5-7,5 5-25 10-30 30 30 50
Яичный желток, шт 7,0-7,5 - 1/8 – ¼ ¼-1/2 1/2 ½-1
Мясное пюре, г 6,5-7 5-30 30 50 50 50-60
Рыбное пюре, г 8-10 - - 10-20 30-50 50-60

Важно понимать и тот факт, что пищеварительная система не может моментально переключаться между разными режимами, поэтому резко отрывать ребенка от груди и переводить на другие продукты – не только бессмысленно, но и опасно. Прикорм должен вводиться плавно, осторожно и постепенно. В месяц малышу разрешается предлагать максимум 3-4 новых для него продукта.

Возраст Способ приготовления пищи Частота кормлений Количество в каждый прием пищи
С 6 месяцев Жидкая каша, тщательно протертые овощи, мясо, фрукты 2 раза в день плюс частое кормление грудным молоком 2-3 полных столовых ложки
7-8 месяцев Протертая пища 3 раза в день плюс частое кормление грудным молоком Постоянно увеличивать до 2/3 250 мл чашки в каждый прием пищи
9-11 месяцев Мелко порезанная или протертая пища, а также пища, которую ребенок может взять рукой 3 кормления плюс одна закуска между приемами пищи плюс кормления грудным молоком 3/4 250 мл чашки в каждый прием пищи
12-24 мсяца Обычная пища для всей семьи, порезанная или протертая при необходимости 3 кормления плюс две закуски между приемами пищи плюс кормления грудным молоком Полная 250 мл чашка

Главная цель педагогического прикорма, как отмечалось, вовсе не в том, чтобы позволить ребенку насытиться – главной едой для него по-прежнему остается молоко мамы. Прикорм же вводится с той целью, чтобы желудочно-кишечн ый тракт крохи постепенно привыкал к еде, с которой ему предстоит встречаться в дальнейшем, по мере взросления.

Многие мамы с долей объективного недоверия относятся к методике педагогического прикорма, ведь ребенок может поперхнуться кусочком твердой еды, либо же у малыша может возникнуть аллергия и т.д.

Мнения же квалифицированны х специалистов на этот счет разделились. К примеру, известный доктор Комаровский считает, что потенциальной опасности для детского организма педагогический прикорм не представляет. Однако если сравнивать с уже отработанной и известной миллионам мам схемой, в соответствии с которой ребенок каждую неделю знакомится с новым продуктом в безопасной и удобной для восприятия форме, например, в виде пюре или сока, методика педагогического прикорма выглядит несколько экстремальной.

Ввиду этого каждый родитель должен самостоятельно определиться, что лучше, безопаснее и полезнее для его ребенка.

Когда именно вводить первый прикорм?

Ранее отмечалось, что детей начинают кормить взрослыми продуктами в среднем с 6-8-месячного возраста, однако рекомендованное значение может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. В целом же 6-месячный возраст является минимально допустимой границей. А чтобы понять, что ваш кроха уже готов к началу процесса перехода на взрослую еду, ознакомьтесь со сведениями, приведенными в следующей таблице.

Таблица. Признаки готовности ребенка к получению прикорма

Признак Пояснения
Возраст Не менее полугода.
Разрешение врача Прежде чем пробовать вводить прикорм, предварительно проконсультируйтесь с педиатром, ведущим вашего ребенка с момента его рождения.
Физиологические признаки Таких признаков несколько, а именно:
- малыш хорошо прибавил в весе – не менее чем в 2 раза по сравнению с весом при рождении;
- ребенок умеет самостоятельно держать голову, может садиться без сторонней помощи;
- малыш научился вытягивать губы. Этот момент можно проследить, дав ребенку грудь для кормления;
- ребенок отворачивается, если он не голоден;
- у ребенка исчезла рефлекторная склонность к выталкиванию пищи изо рта языком.
Пищевой интерес Малыш начал активно интересоваться едой взрослых, выражая желание тоже ее попробовать.

Таким образом, ни советы подружек, ни рекомендации на баночках всевозможного детского питания не являются ориентирами для определения оптимального времени введения первого прикорма. Следите за состоянием своего ребенка, и вы сами все поймете.

Замыкающим критерием, при появлении которого ответ на вопрос возможности введения прикорма становится безоговорочно положительным, является повышение физической активности ребенка. Если грудничок стал легко и часто переворачиваться, самостоятельно садиться или даже пытаться вставать, его потребность в калорийности пищи увеличится. В результате малышу станет крайне сложно получать необходимую энергию из материнского молока, и вопрос необходимости введения прикорма решится сам по себе.


Вопрос подходящего времени введения прикорма решен. Пришло время рассмотрения не менее важной задачи – выбора оптимального меню. Соки, пюре, протертое мясо, каши – вариантов множества. И, как вы, наверное, догадались, однозначного ответа на вопрос о предпочтительнос ти каждого из пунктов приведенного перечня, никто дать не может – рацион питания различается в зависимости от традиций каждой страны, культуры и даже отдельной семьи.

Что касается наших соотечественнико в, то знакомство с новыми продуктами в младенчестве у большинства из них начиналось с нижеперечисленны х блюд:


Важно! Если вы решили начать прикорм с каши, готовьте ее строго из одного злака. Требование актуально и в отношении детских пюре: строго один овощ или фрукт. Получать многокомпонентны е блюда ребенку пока рано.

Прикорм давайте пробовать перед основным приемом пищи, т.е. сначала, к примеру, пюре, а затем – материнское молоко. Постепенно долю прикорма нужно увеличивать, а молока уменьшать.

Что касается новых продуктов, их специалисты советуют давать пробовать не ранее чем через неделю после знакомства малыша с предыдущим блюдом. В целом же расширять рацион специалисты рекомендуют, когда один из приемов пищи в виде материнского молока полностью заменится на прикорм. К примеру, вы решили по вечерам кормить ребенка молочной кашей. До тех пор, пока каша в составе ужина не «вытеснит» молоко мамы, вводить в прикорм новый продукт не рекомендуется.

Вводим прикорм: самые главные правила

Чтобы переход на взрослую пищу прошел максимально успешно и безопасно, запомните несколько простых правил и строго соблюдайте их в будущем.

Во-первых, не пытайтесь вводить прикорм, пока ребенок не перешагнет полугодовалый возрастной рубеж. Даже если внук вашей соседки по ее рассказам уже в 4 месяца во всю наслаждается кашей, не спешите следовать ее примеру: до 6 месяцев в получении чего-либо кроме материнского молока у детей потребности нет.

Во-вторых, не нужно пробовать вводить прикорм, когда ребенок к этому не расположен: малыш должен быть здоровым и пребывать в хорошем настроении. К примеру, если у грудничка начали резаться зубы, появилась какая-то подозрительная сыпь, насморк либо накануне ему делали прививку, с введением нового продукта в рацион лучше повременить до нормализации ситуации.

В-третьих, не вводите прикорм, если ребенок настойчиво от него отказывается. Помните: цель педагогического прикорма – позволить малышу познакомиться с едой самостоятельно, без давления и прочих подобных моментов. Не хочет грудничок есть какую-то из ваших каш – не запихивайте. Дайте ребенку прийти к этому самостоятельно.

Домашнее или магазинное: что безопаснее?

Один из наиболее животрепещущих и важных вопросов. Что же все-таки безопаснее: еда, приготовленная самостоятельно либо готовые магазинные продукты в «баночках»? Дать однозначный ответ на вышеприведенный вопрос, разумеется, невозможно. На выбор конкретного варианта влияет множество разнообразных факторов, к примеру, экология в местности вашего проживания, доступность тех или иных продуктов, ваш образ жизни и т.д.

Прежде всего, отдавая предпочтение самостоятельному приготовлению еды для прикорма, подумайте: сможете ли вы гарантировать своему малышу действительно безопасное и качественное питание? Если, по вашему мнению, та же брокколи, которую вы запланировали сварить и дать попробовать ребенку, могла быть выращена в сомнительных условиях с применением разного рода химикатов, куда более целесообразным решением будет покупка специального детского питания от хорошего производителя.

Таким образом, быть абсолютно уверенным в безопасности самостоятельно приготовленных блюд для ребенка можно лишь в том случае, если ингредиенты для приготовления были выращены на собственной земле и под личным контролем.

В целом же руководствуйтесь здравым смыслом, будьте объективны и старайтесь давать своему ребенку исключительно качественную и максимально безопасную пищу.

Здоровья вам и вашему малышу!

Видео – Педагогический прикорм при грудном вскармливании

Столько вопросов в последнее время про особенности педагогического прикорма: что это за штука такая? Не опасно ли для ребеночка? Каждому ли подходит или есть какие-то ограничения?

Чтобы было проще понять для себя этот процесс - объясню все в этой статье.

Чем отличается педагогический прикорм от традиционного педиатрического. Разберёмся в особенностях знакомства грудничка с новыми вкусовыми ощущениями. Какие существуют преимущества и недостатки педагогического вида прикорма.

Прикорм - что такое?

  • Прикормом называется введение в рацион малыша дополнительных продуктов, с целью знакомства с новой едой;
  • Его вводят постепенно, учитывая готовность ребёнка;
  • ВОЗ рекомендует приучать детей ко взрослой пище после полугода. Позже можно, раньше не желательно, так как ферментная система малыша незрелая;
  • Если ваш кроха на грудном вскармливании, хорошо прибавляет в весе и росте, торопиться с прикормом не стоит, но и запаздывать тоже не рекомендую! При появлении признаков готовности к новым вкусам и консистенциям, имеет смысл начать приобщение ко взрослому столу.

Виды прикорма

В современной практике выделяют два вида: педагогический и педиатрический прикорм. Отличия между ними заключаются в технике, правилах, способах, сроках введения новых продуктов в меню грудничка.

  1. Педиатрический прикорм;
  • Это традиционный способ введения дополнительных продуктов, который берёт начало с советских времён;
  • Врачами разработана специальная таблица, с рекомендуемыми видами блюд, где чётко расписаны: возраст, название пищи, количество в граммах;
  • Подобное обновление рациона постепенно заменяет грудное кормление и вытесняет его совсем к 1 году.
  1. Педагогический прикорм;
  • Существовал всегда и еще 70 лет назад люди бы удивились, что для такого знакомства с продуктами есть такое заумное название;
  • Он основан на постепенном приучении малыша ко взрослому столу на комфортных для всей семьи условиях.

Что такое педагогический прикорм

Если вам интересно, что такое педагогический прикорм, то суть его заключается в употреблении ребёнком тех же продуктов, что едите и вы.

При этом кроха остаётся на грудном вскармливании и оно является приоритетным в режиме питания.

  1. Вы постепенно приучаете малыша к общему столу;
  2. Во время завтраков, обедов и ужинов ваш грудничок наблюдает, как вы принимаете пищу и вы даёте ему крошечную дозу (в объёме рисового зёрнышка) из своей тарелки, внимательно наблюдая за реакцией;
  3. Разумеется, вы должны начать с безопасной дозы, по размеру и консистенции;
  4. Тактика педагогического прикорма основана на осознании того факта, что прикорм - это знакомство малыша с новой пищей. причем, желательно знакомить сразу с той пищей, которую ребенок будет кушать всю дальнейшую жизнь. Это, конечно, очень кратко.

Мне даже сложно называть это каким-то типом прикорма, поскольку это просто определенный подход к введению прикорма, который можно успешно совмещать с обычным прикормом в виде пюре.

Главнейший плюс такого подход - ребенок имеет устойчивый и крепкий аппетит на протяжении всей дальнейшей жизни + хорошее пищеварение и отсутствие проблем с желудком.

Важно! Педагогический прикорм успешно применяют и мамы детей-искусственников. Ведь принципы прикорма и обучение поведению за столом подходят любому ребенку.

Основными целями педагогического прикорма являются:

  • приобщить малыша к семейным традициям принятия пищи (также интересная статья: Семейные традиции и годовые праздники >>>);
  • научить пользоваться столовыми приборами;
  • научить аккуратно кушать и правильно вести себя за столом;
  • сформировать у ребенка хороший аппетит, чтобы исключить насильственное кормление.

Главная задача в педагогическом приёме: не накормить грудничка любыми способами, а познакомить с новыми вкусами и консистенциями еды.

По мере роста и созревания желудочно-кишечного тракта ребенка, вы постепенно увеличиваете дозировку новой пищи. Можно предлагать продукт небольшим куском, который малыш с удовольствием мусолит: яблочко, сухарик, баранка.

Так грудничок учится держать в руках продукт, самостоятельно подносить ко рту, пережёвывать. Обязательно следите за безопасностью.

После года вы уже можете полностью перевести кроху на общий стол.

Плюсы и минусы этого типа прикорма

Педагогический прикорм при грудном вскармливании считается наиболее физиологичным процессом приучения ребёнка к общему столу. Вас может шокировать то, что малышу предлагается не пюрированная еда.

Но подумайте, каким образом вводили прикорм наши прапрабабушки, когда не было ни мультиварок, ни блендеров, ни прочих приспособлений современного века? Вся семья имела единый рацион без различения возраста.

Рассмотрим положительные моменты педагогического прикорма:

  1. Научить пониманию ценности еды. Вы не заставляете малыша кушать.

Замечено, что дети, выросшие на этом типе прикорма, имеют прекрасный аппетит и едят предложенное без копания.

  1. Ощущение и следование сигналам своего организма. Оглянитесь вокруг и посмотрите, сколько людей страдают от переедания или тяги к сладкому. Это полное игнорирование потребностей тела, сформированное в результате советского прикорма.

При педагогическом подходе идет учет такой важной особенности рудничка: ребенок ест, подражая родителям, а не из чувства голода (по крайнем мере в самом начале прикорма).

Кстати, именно поэтому большинство детей, которых мамы начинают кормить по граммам из распечаток, выданных педиатром, сталкиваются к 7-8 месяцам с полным отказом ребенка от прикорма.

Если в 6 месяцев ребенок с удовольствием пробовал новые вкусы и съедал приличные объемы, то сейчас начинает сжимать губы и мотать головой.

Поздравляю! Вы своими действиями уничтожили пищевой интерес ребенка.

Самое лучшее, что можно сделать - это прекратить попытки накормить ребенка и начать действовать с учетом принципов восстановления и сохранения пищевого интереса.

  • Как правильно это сделать,
  • Как вводить прикорм грудничку на грудном вскармливании,
  • Как можно успешно совмещать пюре и кусочки с общего стола, об этом мы говорим в курсе Азбука прикорма: схема безопасного введения прикорма грудничку >>>

В советские времена очень часто практиковалось форма манипуляции и насилия в принятии пищи: ложечка за маму, за папу и всех остальных. Такое поведение ведёт к устойчивому регулярному перееданию в дальнейшем и формированию нездоровых пищевых привычек.

  1. Ребёнок учится жевать и глотать в благоприятный для этого период. Суть в том, что у ребенка есть физиологическая программа - научиться жевать и глотать твердую пищу в период с 7 до 9 месяцев. Если этот период упускается, а если вы кормите ребенка пюре, то точно пропускаете этот важнейший возрастной этап, то в дальнейшем сталкиваетесь с тем, что ребенок давится любым кусочком и может есть только пюре.

В моей практике были случаи, когда 2-3 летние дети оставались на питании жидкой пищей или могли есть только пюре, поскольку при попадании хоть малейшего твердого кусочка им в рот, у них начиналась рвота или они поперхивались и давились.

Коррекция такого состояния весьма сложна, требует времен и много терпения от мамы.

Гораздо проще все сделать правильно сразу, особенно сейчас, когда вы об этом прочитали.

В курсе Азбука прикорма, вас будет ждать подробный блок о том, как правильно знакомить ребенка с кусочками, как соблюсти технику безопасности и как научить ребенка жевать.

  1. Приучать к правилам поведения за столом;
  • Этот процесс вы начинаете задолго до прикорма: месяцев с 3 – 4 держите кроху у себя на коленях за столом, сначала он выступает в роли наблюдателя;
  • После полугода, когда грудничок готов к знакомству с новой едой, даёте ему микродозы блюд;
  • Как только малыш научится устойчиво сидеть, устраивайте его в специальный стульчик для участия в общей трапезе (актуальная статья по этой теме: Когда ребенок начинает сидеть ?>>>);
  • Можно выдать безопасную ложечку, крышечки с целью изучить предметы. Покажите, как пользоваться столовыми приборами. Также читайте близкую по теме статью: Как научить ребенка кушать самостоятельно ?>>>
  1. Вам не придётся готовить отдельное меню малышу. Соблюдая элементарные правила здорового питания, составляете ежедневный общий рацион для всей семьи. Конечно, имеются продукты, которые противопоказаны маленьким детям. Это нужно учитывать и не предлагать.

Важно! Кормить грудью вы можете, как до взрослой еды, так и после. На этапе введения прикорма ребенок может все запивать маминым молоком и это нормально.

Когда вы только начнете прикорм у вас могут появляться сомнения, трудности и многочисленные вопросы. Это нормально!

Чтобы вам было проще, для всех участниц курса Азбука прикорма я записала практические видео по тому, как и что нужно делать с ребенком за столом.

Вы сможете увидеть, как правильно сидеть с ребенком за столом,

как ребенок кушает кусочки,

как давать еду, чтобы укреплять пищевой интерес, а не разрушать.

Вы увидите видеоразборы прикормов других мам с детьми в возрасте от 6 до 11 месяцев.

Гораздо проще вводить прикорм по понятным рекомендациям от практика.

Проходите по ссылке, выбирайте вариант участия и до встречи на курсе по введению прикорма!

  • При искусственном вскармливании
  • Не ест прикорм
  • Подросший ребенок нуждается в большем количестве питательных веществ, чем обеспечивает ему материнское молоко или смесь. Именно поэтому с 6-месячного возраста ВОЗ рекомендует начать введение прикорма – пищи, которая со временем заменит грудное или искусственное вскармливание.

    Медики разработали и предлагают родителям оптимальные схемы введения разных групп продуктов в детский рацион. Тем не менее, есть и другой способ познакомить кроху с пищей, которую едят взрослые. Его называют педагогическим прикормом. Давайте разберемся, чем такой вид прикорма отличается от традиционного и как его вводить.


    Есть множество противников педагогического прикорма и скоро вы узнаете, почему

    Плюсы

    • Знакомство ребенка с новой пищей происходит с учетом потребностей, зрелости малыша и его желаний.
    • Младенец во время семейных трапез усваивает традиции своей семьи, связанные с принятием пищи.
    • Маме не нужно тратить время на отдельное приготовление каких-либо блюд для крохи.
    • Педагогический прикорм не вредит вскармливанию материнским молоком.
    • Карапуз учится жевать, а его пищеварительная система постепенно привыкает к новым блюдам.
    • При таком прикорме проблем с аппетитом у деток, как правило, не бывает.
    • Нет необходимости покупать ребенку баночки с пюре и каши в коробочках.

    Минусы

    • Научной базы по введению такого прикорма не существует.
    • Обнаружить, какой продукт вызвал аллергию или расстройство стула, очень сложно.
    • При первых пробах кроха может давиться пищей.
    • Вся семья должна начать питаться правильно, исключив жареные, копченые, соленые и острые блюда. Впрочем, этот минус довольно скоро превращается в плюс для всех членов семьи.

    О том, в чем заключается педагогический прикорм, смотрите в передаче доктора Комаровского.

    Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

    Укажите дату рождения ребенка и способ вскармливания

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

    Сформировать календарь

    Когда можно начинать?

    Малышу начинают предлагать педагогический прикорм с учетом физиологического, а также психологического развития крохи. При этом согласно рекомендациям медиков, до 6-месячного возраста никакую пищу помимо грудного молока ребенку не дают.

    Одни младенцы готовы попробовать пищу с тарелки мамы в 6 месяцев, другие – в 7 или даже позже, то есть начало полностью индивидуально.


    Когда и с чего начинать?

    Педагогический прикорм не ставит целью насытить кроху новой пищей и вытеснить новыми блюдами грудное вскармливание. Начинать такой вид прикорма советуют при наличии:

    • Физической готовности. Малыш уже умеет держать предметы в руке, а также поднести ложку ко рту. Когда в рот карапуза попадает пища, она не выталкивается языком. При этом челюсти ребенка совершают жевательные движения.
    • Пищевого интереса. Малютка постоянно интересуется едой в тарелках других членов семьи, а также столовыми приборами.
    • Физиологической готовности желудочно-кишечного тракта. Когда кроха пробует новый продукт, у него не появляется рвота, разжижение стула или аллергическая реакция.

    Прежде чем дать ребенку первую микропорцию новой пищи, младенца знакомят с правилами поведения на кухне. Мама берет кроху на семейный завтрак или ужин, а также готовит рядом с ребенком.


    При педагогическом прикорме очень важно грудное вскармливание крохи

    Педагогический прикорм вводят так:

    1. Мама кладет на свою тарелку свежую, вкусную и безопасную для ребенка пищу.
    2. Кроха сидит на коленях мамы, держа свою ложку в ручке.
    3. Когда мама начинает есть, малыш начинает проявлять интерес к содержимому маминой тарелки.
    4. Как только карапуз потянется к пище, мама угощает малютку микродозой одного из продуктов. Так называют крохотную порцию величиной с зернышко риса или головку спички. Для жидких продуктов такая микродоза представляет собой один глоток.
    5. Малыш ест продукт или выплевывает.
    6. Если блюдо понравилось ребенку, ему дают еще до двух микроскопических порций того же блюда.
    7. В течение 3-5 дней понравившийся продукт можно продолжать давать в количестве не больше трех микродоз.
    8. Далее при отсутствии отрицательных реакций детского организма на новую пищу количество продукта увеличивают до чайной ложечки.


    Педагогический прикорм удобен мамам, у которых нет времени готовить для своего малыша

    Правила и принципы

    • Введение педагогического прикорма не подчинено четкому календарю. Основным аспектом для начала такого прикорма является готовность крохи попробовать незнакомую пищу.
    • Консистенция блюд, которые пробует ребенок, не изменяется. Малышу дают продукты в том же виде, в котором их едят родители, а не готовят пюре.
    • Для ребенка не готовят отдельно. Для соблюдения этого и предыдущего принципов семья должна придерживаться здорового рациона. На тарелках родителей должны быть блюда из круп, овощей, кисломолочных продуктов, мяса, рыбы. Не следует предлагать ребенку сладости, жареное, колбасу.
    • Пока малыш не научился держать ложку, пищу он получает из родительской тарелки, сидя на коленях у мамы. Примерно с 9-месячного возраста малыша можно усадить в свой стульчик, а еду для него переложить в его отдельную тарелку.
    • Ребенка продолжают кормить грудью. Если ребенок вскармливается смесью, то педагогический прикорм не рекомендован. Одной из целей введения именно педагогического прикорма является поддержка ГВ до года и дольше. Ребенок, пробуя новые продукты, получает ценные питательные вещества из маминого молока, запивая им пищу с тарелки взрослого.
    • Поощряя интерес карапуза к пище, кроху одновременно приучают к правильному поведению за столом. Не нужно допускать, чтобы ребенок безобразничал в тарелке. Если малыш начинает активничать, маме следует отодвинуть тарелку либо прикрыть ее.
    • Ребенку нужно предлагать еду, которая его заинтересовала. Не следует настаивать на том, чтобы карапуз попробовал пока не интересную ему пищу.
    • Если ребенку очень понравилось какое-то блюдо, то его следует давать не чаще 1-2 раз в неделю, чтобы не нарушить процесс знакомства карапуза с другой пищей.

    Появление пищевого интереса у ребенка – это еще один новый этап развития малыша.

    При введении прикорма важно понимать, что ребенка нужно не просто накормить, но и научить его кушать самостоятельно, помочь сформировать ему правильные пищевые привычки. В этом поможет педагогический прикорм.

    Что такое педагогический прикорм

    Педагогический прикорм (педприкорм, естественный прикорм) – это питание малыша, при котором ребенок пробует взрослую пищу за общим столом вместе с родителями. Взрослая еда предлагается в очень маленьких количествах (только попробовать) и не заменяет основные кормления. Основная цель тут – не накормить ребенка, а приобщить его к привычному рациону семьи.

    Зачем вводить педагогический прикорм

    При введении педагогического прикорма ребенок постепенно начинает питаться вместе с родителями, копирует их поведение за столом, учится жевать. Считается, что при этом в будущем у малыша не возникнет проблем с пищеварением или нарушением аппетита.

    При введении педприкорма ребенку предлагаются те же самые продукты, которые ест мама. При этом основным питанием для малыша все равно остается грудное молоко.

    Знаете ли вы? Методика педагогического прикорма основана на том факте, что питательные вещества в рационе мамы и в грудном молоке, которое получает ребенок – одни и те же. Поэтому, если малыш находится на искусственном вскармливании, введение педагогического прикорма для него нежелательно.

    Когда можно вводить педагогический прикорм

    • Примерно с 3-4 месяцев вы можете брать ребенка с собой за стол и держать его на руках, чтобы он видел еду на столе.
    • Предлагать попробовать пищу лучше всего в 5,5 или 6 месяцев, когда у малыша уже начинает проявляться интерес ко взрослой еде или когда ребенок уже может самостоятельно сидеть (около 6-8 месяцев).

    Обратите внимание и на общее состояние малыша. Если у ребенка режутся зубы, он болен или на коже есть аллергические высыпания, введение педприкорма лучше отложить.

    Важно! Если вы решили попробовать ввести малышу педагогический прикорм, обязательно проконсультируйтесь с педиатром.

    Основные принципы педагогического прикорма

    • Посадите ребенка себе на руки. Когда малыш уже хорошо сидит самостоятельно, можно посадить его в стульчик. Главное, чтобы ребенок видел еду на столе и то, как едят взрослые.
    • Не уговаривайте малыша поесть. Важна его собственная инициатива. Предлагайте ребенку продукт только в том случае, если он сам к нему потянется.

    Никакую специальную отдельную еду не готовят. Для прикорма предлагается сразу обычная пища, как у всех, но очень-очень маленькими кусочками (буквально размером с рисовое зернышко), которые будут безопасными для малыша и не травмируют его ЖКТ.

    • При педагогическом прикорме никакого специального порядка введения тех или иных продуктов нет, но все-таки лучше, если малыш сначала попробует что-то более мягкое: кашу, йогурт, творог.
    • В первый день дайте ребенку попробовать что-то одно. Можно подождать несколько дней, чтобы убедиться в отсутствии аллергии. Если все хорошо, в следующий раз уже можно предложить 2-3 продукта за один раз. Постепенно объем пищи можно увеличивать.
    • Со временем предложите малышу самому держать в руках кусочек пищи (яблоко, мясо, печенье).
    • Не кормите ребенка насильно и не перекармливайте.
    • При введении педагогического прикорма малышу разрешается вести себя за столом свободно: трогать еду руками, изучая ее. Постарайтесь отнестись к этому с пониманием. Мягко и спокойно направляйте ребенка: покажите столовые приборы, салфетки; расскажите зачем они нужны и дайте подержать их в руках.


    Важно! Ни в коем случае не оставляйте ребенка одного с едой. Это может быть опасно для жизни малыша.

    Помните, что педприкорм – это еще не полноценная еда, а только первый шаг к плавному переходу на взрослое питание.

    Педагогический прикорм можно вводить при грудном вскармливании. При этом объем и количество кормлений должны сохраняться в полной мере и не уменьшаться

    Плюсы педагогического прикорма:

    • ребенка не отделяют от общего для всей семьи приема пищи;
    • детский ЖКТ продолжает поддерживаться ферментами из грудного молока;
    • кусочки пищи могут не перевариваться полностью, но они будут стимулировать выработку нужных ферментов;
    • ребенок сразу учится жевать небольшие кусочки еды, пользоваться ложкой и вести себя за столом;
    • у малыша не возникает проблем с аппетитом;
    • после 9 месяцев ребенка уже можно будет оставить на целый день с кем-то из взрослых и он сможет есть то, что и все.

    Введение педагогического прикорма: возможные проблемы и пути их решения

    • У каждого ребенка до определенного времени сохраняется выталкивающий рефлекс и вначале введения прикорма малыш может выталкивать пищу языком. Не спешите. Предлагайте еду ненавязчиво.
    • Если ребенок не может проглотить кусочек еды, уменьшайте порцию. Пусть это будет совсем-совсем малюсенький кусочек, но ребенок сможет почувствовать его вкус, проглотить, а со временем и научиться жевать. Можно предложить малышу «запить» взрослую еду грудным молоком.
    • У ребенка может появиться диатез или расстройство. При педагогическом прикорме иногда бывает сложно определить, на что именно возникает реакция. Попробуйте скорректировать рацион всей семьи и готовить более простую и полезную еду (без копченостей, полуфабрикатов и обильного использования специй). Легкое покраснение кожи малыша не считается тревожным симптомом. Следите, чтобы состояние не ухудшилось, и предлагайте ребенку низкоаллергенные продукты. Если симптомы сохраняются в течение долгого времени, лучше отменить прикорм.
    • Не переживайте, если малыш перестал интересоваться взрослыми продуктами или стал их есть меньше. При условии, что грудное вскармливание организовано правильно, ребенок не останется голодным.

    Педагогический прикорм – видео

    В этом видео вы узнаете: что такое педагогический прикорм для малыша; как и когда его можно вводить; с каких продуктов лучше начать; как сделать такой прикорм безопасным для ребенка и легким для мамы.
    О плюсах и минусах педагогического прикорма беседуют педиатр Комаровский и перинатальный психолог Ксения Соловей.

    Педагогический прикорм – это еще один метод стать ближе к своему ребенку. Вы поддержите естественное развитие малыша и поможете ему мягко адаптироваться к пищевому рациону взрослых. Сидя за одним столом с родителями, ребенок сможет почувствовать себя полноправным членом семьи и быстро освоит основные навыки поведения во время еды.

    Педагогическим бывает не только прикорм. все больше и больше родители увлекаются разными методиками развития: , . Выбирать вам, как воспитывать своего ребенка.

    Разрешаете ли вы своему малышу пробовать взрослую пищу? В каком возрасте вы начали вводить ребенку педагогический прикорм и пришлось ли вам корректировать при этом меню всей семьи? Поделитесь своим мнением в комментариях.

    Питание как воспитание

    Самые распространенные мифы о педприкорме:

    …это прикорм, который можно начинать хоть с рождения.

    …это переходный период к «настоящему» прикорму с 6 месяцев.

    … это удовлетворение пищевого интереса, и только.

    …это хаос, когда ребенок хватает все подряд, ему позволено размазывать пищу по столу, ему дают все, даже колбасу.

    …цитата из форума: «когда мы с мужем ужинали картошкой с котлеткой, она выпросила целую котлету и практически проглотила ее, не жуя – видимо, боялась, что мы отнимем. Это ведь и есть педприкорм?"

    Прикорм бывает педагогический – и педиатрический. Нам привычен второй вариант, хотя он, если разобраться, выглядит более навязанным, чем первый. Педиатрический прикорм – это прикармливание по педиатрическим схемам, когда ребенку вводят определенные продукты (чаще – баночные и коробочные) в соответствии с возрастом. Название говорит само за себя: данный вид докорма удобен врачам, он позволяет контролировать сроки ввода продуктов и реакцию на них у сотни детей одновременно. Педагогический прикорм – это знакомство с едой из маминой тарелки. Суть метода: поддержание детского ЖКТ ферментами из грудного молока, которое содержит информацию о съеденных продуктах (ведь оба едят одно и то же), а также стимулирование выработки ферментов для переваривания сложной пищи. Очевидное преимущество педприкорма: ребенка не отделяют от семьи во время приема пищи, он привыкает к мысли, что еда – это важный процесс, поддерживаемый взрослыми. Малыш сразу учится кушать кусочки в безопасном виде, и в дальнейшем у него не возникает трудностей с их перевариванием. После года ребенок гармонично переходит на взрослый стол. Месяцев с девяти мама может оставить ребенка на весь день, и он будет привычно питаться с общего стола.

    ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

    1.Основные цели прикорма

    · постепенная замена грудного молока на другую пищу

    · адаптирование ребенка к пищевой нише семьи

    2. Как это выглядит

    · прикорм вводится постепенно, одной группой пищи, вначале один продукт, начиная с маленького количества. При хорошей переносимости через 3-5 дней добавляется др. продукт из этой же группы, количество прикорма увеличивается постепенно. Другая группа начинает вводиться через 2-4 недели; – пища для малыша готовится отдельно, измельчается, кормится ребенок по режиму; – постепенно кормления грудью заменяются прикормом. К году ребенок получает 4 раза в день прикорм и на дневной сон грудь.

    · ребенок кушает вначале с мамой из одной тарелки;

    · ничего специально для него не готовят;

    · мама дает маленькие кусочки пищи – микродозу (размер с рисинку), которые, проходя по ЖКТ не травмируя его, выходят в том же или слегка переваренном виде; – на эти кусочки начинают вырабатываться ферменты, постепенно пища начинает усваиваться и ее объем увеличивается.

    3. Возможные плюсы

    · маме так спокойнее;

    · возможность корректировать стул, при помощи соответствующих продуктов (например, при запорах овощи; при частом стуле каши и т.п.);

    · можно четко отследить какой продукт вызывает у ребенка аллергическую или др. негативную реакцию (рекомендуется даже вести пищевой дневник);

    · возможно, кормить более качественными продуктами;

    · замена кормлений грудью на прикормы.

    · ребенок быстро учится глотать, потом жевать, обращаться с кухонными приборами, вести себя за столом как все.

    · не имеет проблем с аппетитом, и мама не тратит время на уговоры и развлечения во время кормления (т.к. у мамы нет цели, его накормить); – грудное вскармливание продолжает играть главную роль в отношениях мамы и малыша; – ребенок быстрее адаптируется к семейному рациону, не надо тратить время и силы на приготовление отдельных блюд; – после 9 мес. ребенка уже можно оставить на весь день с бабушкой/няней, он прекрасно поест все, что едят другие члены семьи.

    4. Возможные минусы

    · отдельные продукты, отдельная посуда, время на приготовление и кормление ребенка;

    · ребенку труднее научиться вести себя за столом и есть в обществе, т.к. в основном его кормят отдельно. – ребенок труднее научается глотать и жевать; – часто у детей теряется аппетит и приходится «вталкивать» в них пищу разными способами;

    · пюреобразная пища теоретически прилипает к стенкам кишечника, что может привести к вялости ЖКТ и хроническим заболеваниям.

    · первое время (3-5 дней) ребенок может выталкивать языком пищу и закашливаться кусочками, чем вызывает тревогу у матери;

    · бывает трудно проследить, на что у ребенка возник диатез или расстройство стула);

    · ребенку позволяется вести себя за столом в рамках возрастного поведения, т. е исследовать пищу, есть самому (пачкаться).

    · возможно, ради ребенка Вам придется изменить свой рацион и начать готовить нормальную полезную еду для всей семьи.

    Основные правила педприкорма:

    – Ребенок ест ТОЛЬКО вместе с мамой (вместе с родителями).

    – Ребенку должно быть интересно. Пока он тянется за едой – ему предлагают разные микродозы. Перестал тянуться – убираем от стола.

    – В прикорм сразу вводятся кусочки (плотная пища), но очень маленькие.

    – Во время еды на столе находится ограниченное количество пищи.

    – На период педприкорма обязательно поддерживать грудное вскармливание.

    – Еда для прикорма выдается в руку или из тарелки, никогда – со стола кусочками. Таким образом, прививается культура питания.

    – Педприкорм начинают вводить не ранее 5,5 месяцев в микродозах равных количеству пищи, помещающейся в маминой щепотке. Для начала выдают только монопродукты (один овощ), через неделю ребенок может попробовать до трех монопродуктов за один раз. На это время мама должна перевести семью на еду, удобную для всех – и для начала прикорма: например, готовить гарниры из отдельных овощей, риса и других круп.

    – Никто не акцентирует внимание на ребенке. Никто не говорит ему, сколько и как нужно съедать, не подсовывают кусочки побольше, не уговаривают съесть еще.

    Начинаем знакомство с новой пищей с микродоз. Для этого ребенок садится кушать за стол вместе с мамой 5-6 раз в день (можно так: в первый день – один раз, во второй – два раза, и далее). Никакой особой последовательности во вводе продуктов нет – мы не едим, мы знакомимся. Можно начинать педприкорм с творога или каши, с йогурта или… сыра. За один раз даем не более двух-трех микродоз величиной с 1-2 зернышка риса, через неделю – величиной с 1-2 горошины, и т.д. Допустимо выдать кусок (достаточно большой) в руки: морковку, сушку, яблоко. Через 3-4 недели микропробы увеличиваются, за это время ребенок уже перепробовал много видов пищи. Важно: не увеличивать дозы, даже если ребенок «не наелся» и просит еще, в этом случае дают попробовать что-то другое. К 8-ми месяцам ребенок может съедать до 50 г одного блюда за один прием пищи. В этом возрасте его усаживают за стол на отдельное кресло-стульчик. Можно сделать это и раньше, но в принципах педприкорма – кормление на коленях у мамы.

    Термин «педприкорм – питание как воспитание» был придуман центром перинатального воспитания «Рожана». Однако сам процесс исторически совпадает с появлением человечества на земле. Никаких заменителей питания раньше не существовало, и детей прикармливали с общего стола. С годами наше питание не улучшилось, как и не улучшилась экология на планете. Нам все труднее найти пищу натуральную и качественную. Считается, что именно поэтому детей нужно прикармливать «чистой» едой – баночной стерилизованной или исключительно со своей грядки. У сторонников педприкорма свое мнение: если ребенка сразу приучать к стерильному пюре – а ведь период до года официально назван периодом с высоким адаптационным потенциалом, известны случаи, когда новорожденные выживали в мороз на оленьем мясе – он потом будет долго привыкать к пище с нитратами и другой химией. Может даже заболеть от нее. Истина, как и прежде, где-то посередине: слушайте себя, выбирайте вид прикорма, близкий вам по ощущениям. После решения ввести педприкорм многие могут столкнуться с неожиданными препятствиями – к примеру, семья не согласится даже временно изменить привычкам в рационе. Придется отказаться от суррогатов – полуфабрикатов, соусов и приправ типа вегеты, бульонных кубиков, пищи жирной и жареной.

    Основное отличие педприкорма: его сторонники считают, что прикорм по схемам не приучает ребенка ни к чему: пресный вкус блюд, отдельный от семьи рацион. Ребенок видит, что его родители питаются другой едой, у него может быть реакция протеста. Не прививается культура питания, теряется связь с семейными ритуалами.

    После года ребенка переводят на общий стол, и он – после баночных и безвкусных (перетертых) пюре – начинает заново учиться питанию. Многие дети не могут из-за этого приучиться к детсадовской пище, им нужно, чтобы вся еда была перетертая, пюреобразная, они не воспринимают яркие вкусы. Вплоть до того, что многие продукты воспринимаются детским организмом как отрава. Велика опасность «неожиданных» аллергий, пищевой непереносимости. Дети, которым вводили педприкорм, редко становятся малоешками, и маме не приходится тратить силы на уговоры за столом: ребенок с малых месяцев понимает важность приема пищи, а главное – отсутствует давление, его никогда не принуждали к еде.

    Эта точка зрения не претендует на абсолютную истину, она принадлежит последователям системы педприкорма.

    Как вводить педприкорм, если ребенок…

    …склонен к аллергии.

    Здесь потребуются все резервы материнской интуиции. Редкий врач (бывают приятные исключения) сможет объяснить вам, как прикармливать на фоне диатеза. Известно, что детский организм очень чувствителен, и щечки могут краснеть без видимых поводов. При вводе педприкорма не обращают внимания на покраснение щек. Тревожным сигналом будет мокнущий диатез, коросты, обширная сыпь, а также превращение обычного румянца в багровые пятна. Если щеки всего лишь розовеют – продолжаем вводить педприкорм. Дальше – больше: считается, что педприкорм как раз показан детям с предрасположенностью к аллергиям. Используется метод «приучения к аллергенам», организм приспосабливается к неудобной еде. Например, у ребенка аллергия на грушу. Ему дают компот, сваренный из одной груши на 3 литра воды. Чуть ли не гомеопатия получается: подобное лечим подобным. Если выявилась аллергия на гречку – давайте по 1-2 крупинки гречки. Недостаточно для проявления аллергии, для привыкания – в самый раз. Нельзя запускать реакцию: розовые щечки – нормально, но усугубляющиеся признаки означают, что прикорм надо отменить.

    Как же понять, на что именно появилась аллергия, если ребенку дают самые разные продукты? Ответ выше: «розовая» реакция не считается тревожным сигналом, как и небольшая сухость кожи. Если симптомы остаются прежними – продолжаем процесс. Если симптомы усугубились – перекраиваем рацион, оставляем только продукты с низким аллергенным потенциалом. Если симптомы ухудшились и не проходят в течение двух недель после перехода на строго гипоаллергенную пищу – отменяем прикорм.

    …давится кусочками.

    У ребенка в 5,5-6 месяцев еще проявляется рефлекс выталкивания языком. Поэтому нужно различать: не может справиться и пытается справиться – или давится. Опыт мам, вводивших педприкорм, показывает, что в подавляющих случаях ребенок сам прекрасно учиться одолевать кусочки, если не кидаться к нему с криками ужаса.

    Внимательно следите за процессом поглощения пищи. Вы сумеете отличить трудности пережевывания от попадания куска в дыхательное горло. Если вы видите, что ребенок всего лишь пытается привыкнуть к новой пище – не мешайте ему. Не давайте больших кусков, от которых легко «отмусолить» другой немаленький кусок. Пища (которую можно держать в руке) должна быть твердой или размокающей от слюны. Микродозы от вареных блюд изначально выдаются в количестве «край чайной ложки». В том случае, если малыш давится несколько раз подряд – прикорм сворачивают и выжидают 3-5 дней. Не превышайте дозу. Часто именно стремление мамы подкормить побольше – или удовлетворить желание малыша получить побольше понравившейся еды – ведет к полному рту и невозможности справиться с комком еды.

    Если ребенок не может откашляться, поднимите ему руки вверх и слегка наклоните вперед. Лишнюю еду убирайте изо рта пальцем – и предлагайте свежую дозу. И никогда не оставляйте ребенка наедине с едой без присмотра.

    …на искусственном вскармливании.

    Нежелательно. Основная идея педприкорма – это поддержка детского организма ферментами из грудного молока. Но опыт мам искусственников показывает, что и дети на ИВ прекрасно справляются с педприкормом, только вводить его нужно попозже, чтобы организм был покрепче.

    …мало весит.

    Как и в случае с аллергией, проблема должна быть конкретизирована. Если ребенок к полугоду удвоил свой вес после рождения, ему можно вводить любой прикорм. Если не удвоил, и потери веса значительны, проблема решается индивидуально с врачом. Детям со сниженным аппетитом педприкорм предпочтительнее, он сразу формирует правильное отношение к еде. Маме в будущем не придется устраивать танцы с бубнами, чтобы ребенок, сидящий в отдельном кресле с индивидуальным пюре, отличным от питания других членов семьи, заинтересовался этой массой.

    И другие вопросы о педприкорме

    Разрешать ли игры с едой (крошить хлеб, размазывать по столу содержимое тарелки)?

    Желательно пресекать. Почему ребенок крошит хлеб – возможно, вы дали ему слишком большой кусок. До года в качестве педприкорма дают еды ровно столько, сколько ребенок способен съесть за один прием пищи. Если малыш играет – значит, он не голоден. Еда должна быть в тарелке или в руке, еда – не игрушка. Впрочем, некоторые считают, что и размазывать можно, и кусочничать на полу, и такая точка зрения есть.

    Как быть, если на столе бывают неполезные продукты?

    Либо вы принимаете идею педприкорма – либо нет. Если да, то с этого дня вы готовите только здоровую еду. К неполезной еде не относятся молочные каши или домашние блины. Не страшно, если ребенок раз-два в неделю попробует что-то совсем не полезное в микродозе. Главное, чтобы это не вошло в привычку, и вредные вещества не накапливались в организме. Педприкорм не означает, что ребенку дают пробовать колбасу, шоколад, чипсы и алкоголь. Но если маме важно съесть шоколадку на десерт, она дает и ребенку попробовать.

    Нужно ли допаивать с введением педприкорма?

    В таких же ознакомительных дозах. Если мама пьет чай, компот или сок, она может познакомить ребенка со своим питьем, но оно должно быть некрепким (разведенным).

    Пища выходит в непереваренном виде – это нормально?

    Это нормально. Кишечник тренируется, достаточное количество ферментов вырабатывается только к полутора годам, а то и позже. Не закармливайте ребенка, введение педприкорма не означает, что к году ваше сокровище обязано кушать взрослую еду тарелками. Педприкорм – это такое же знакомство с едой, как и педиатрический прикорм, а не полноценная еда. В нем нет строгих правил, отсчитывания граммов. Сколько съел, столько и съел, но желательно выдавать не более 150 г любой пищи за один раз с девяти месяцев до года, до девяти месяцев ребенок питается только микродозами, постепенно увеличивающимися.

    Нужно ли искать какие-то особенные продукты?

    Нет. Готовьте из привычных продуктов. В этой статье содержатся советы, как удалить из овощей «нитратные» части:

    Как быть с тем, что обычные блюда не содержат достаточное количество витаминов и микроэлементов, которое нужно ребенку, ведь детское питание дополнительно обогащается ими?

    Грудное молоко до года (и более) полностью покрывает потребности ребенка в полезных веществах, а после года дети, привыкшие к педприкорму, легко потребляют пищу в достаточном объеме.

    Нужно ли отменять в блюдах соль, сахар, молоко?

    Нет. Если мама употребляет эти продукты, они все равно попадают ребенку через грудное молоко, и он должен привыкнуть к ним.

    Не рано ли давать 6-месячному малышу блины, борщ, взрослый творог, пусть даже и в микродозах? Как-то это странно, а?

    Все, чем питается мама, отражается на грудном молоке – следовательно, ребенок с рождения уже попробовал всю ее пищу, ему осталось только научиться пережевывать ее и усваивать в плотном виде. Все микродозы на начальном этапе обязательно запиваются грудным молоком. И микродозы – это действительно МИКРО, они крайне малы. Нет цели накормить, цель - мягкая адаптация.

    Можно ли давать вчерашнюю еду?

    Да. Маме не следует усложнять себе жизнь с вводом прикорма. Если она иногда сама ест вчерашнюю пищу, значит, ребенок тоже будет ее пробовать.

    Можно ли начинать педприкорм позже?

    Наилучшее время для педприкорма – это период возникновения пищевого интереса, по нему и нужно ориентироваться. Для стимула ребенка берут за стол с 3-4 месяцев, он наблюдает, как принимают пищу взрослые.

    Ребенок сразу полюбил творог. Можно дать его побольше?

    Нет, нельзя. Нужно переключить внимание на другой продукт.

    Нужно давать только кусочки?

    Не до фанатизма. Например, овощи в супе желательно размять вилкой.

    Педприкорм – это ужасные ограничения, зачем себе усложнять жизнь?

    Все мамы, практикующие педприкорм, наоборот признаются, что жизнь стала проще. Они не гоняются за баночками определенной фирмы, не перетирают, не блендерят, и, в конце концов, они никогда не уговаривают ребенка поесть, а это дорогого стоит. Что касается жестких ограничений: как правило, кормящая мама соблюдает диету, не увлекаясь вредными продуктами, а больше ничего не требуется.

    Педагогический прикорм: естественное введение твердой пищи

    Первая ложка

    Олежке уже 6 месяцев и все, кто окружает его маму Свету, беспокоятся, что она до сих пор кормит его исключительно грудным молоком. Педиатр уже 2 месяца говорит о том, что пора давать крохе яблочный сок, желточек, да и овощные пюрешки с кашками как раз по возрасту. Конечно же, свекровь с мамой тоже не отстают - вторят доктору. Света пока удерживает осаду, она где-то читала о том, что вводить прикорм надо как раз после 6 месяцев. Единственное что ее волнует - это то, как его вводить. Рекомендации педиатра и бабушек Олеженьки не вселяют в нее уверенность, есть в них что-то противоестественное. Все время возникает мысль - как же с этими проблемами справлялись женщины лет 100–200 назад? Неужели они давали малышу сок яблока по капельке и кашку из бутылочки со специальным наконечником в виде ложечки? Вряд ли…

    В этот момент мы и познакомились со Светой. Она мне рассказала о том, почему ее смущает, традиционная система введения прикорма - ее сестра таким образом вводила прикорм своему сыну. И в памяти Светы остались яркие образы: сестра сидит перед малышом: то ложечкой постучит, то прокукарекает, то газетку в руки крохе подсунет - лишь бы он увлеченный этим рот открывал для очередной ложки. Внимание племянника чуть ослабеет - он перестает открывать ротик, даже отворачивается, так она что-то новое придумывать начинает. Правильно ли это?

    Современное введение прикорма

    Нынешняя система введения прикорма, увы, многие факторы не учитывает - возрастной период, когда вводится прикорм, возрастные особенности психики малыша, небольшой аппетит малышей, интерес к разнообразной пище. Ребенку вводят определенные продукты в положенный возрастной период в строго определенных количествах. Существует целая таблица, когда, что и сколько должен съедать кроха. Если малыш тянется к пище, которая ему еще не по возрасту, например, мама кушает котлету, а 7-ми месячный малыш, глядя на нее, тоже хочет попробовать новое блюдо, то ему ее не дают. Ребенку дают пищу перетертую и не один раз - чтобы ему легче было глотать. Для малышей придумана и специальная еда - овощи в баночках, мясо в баночках, рыба в баночках и прочее. «Лакомства» в них без определенного цвета, запаха и вкуса.
    Данная система - продукт нашего времени, изобретенная в лабораториях не одним ученым-медиком, попытка улучшить природу и необходимость для детей искусственников.

    Вернемся к истокам…

    К сожалению, наши мамы перестали доверять своему инстинкту, они больше верят авторитету медиков, которые, по их мнению, лучше осведомлены о том, что нужно и полезно для нового члена семьи. Мамы забыли традиции наших бабушек и прабабушек, а ведь те знали, как знакомить малыша с новой для него пищей.
    Если представить себе семью лет 200 назад, в которой было человек 10-12, и мать у печи, которая, даже если и захочет, не сможет приготовить что-то отдельное для своего подросшего грудничка. Вот так и приучали детей к новой пище: захотел кроха хлебушка - на, попробуй крошку, схватил из маминой тарелки кусочек капусточки - на здоровье!

    Мы пытаемся возродить прежний «дедовский» способ введения прикорма, который был сформирован не за один век, основанный на наблюдении за малышами, многими поколениями матерей. Ныне его называют естественным прикормом и такую тактику знакомства малыша с новой пищей начинают использовать все больше молодых мам.

    Отличие ее от традиционной «баночной» состоит в том, что у ребенка поддерживается интерес к еде за общим столом. А это позволит в будущем, после того как крохе исполнится год и больше, родителям быть спокойными за то, что их кроха будет с удовольствием участвовать в семейных трапезах. Ведь он будет уже самостоятельно управляться с ложкой и чашкой, не надо будет волноваться, что ребенок не поел, не придется за ним бегать с уговорами, да разными ухищрениями вталкивать в карапуза какую-то еду.

    Естественный прикорм

    Данная система учитывает, что ребенок до года не насыщается новыми продуктами - он их просто пробует, как бы создает для себя банк новых вкусов тех продуктов, которые принято кушать в его семье, а основной его пищей продолжает оставаться грудное молоко. Эта система основана на природном интересе ребенка к новой пище, на подражании малыша взрослым - он стремится брать ручкой ту же еду и так же отправлять ее в ротик как мама или папа, на постепенной адаптации организма крохи к новой пище.

    Если малышу уже исполнилось 6 месяцев и он активно интересуется содержимым маминой тарелки, значит, пришло время знакомить его с семейным меню, правда, только в том случае, если это здоровое питание. То есть в семье кушают много овощей, фруктов, злаков и круп, а также молочные продукты, умеренно мясо (не обязательно каждый день), рыбу. Как можно меньше жирного, жареного, совсем нет или минимум всяких сосисок, колбас, пирожных, конфет, газировок...

    В случае, если малыш проявляет интерес к пище мамы раньше полу года - не стоит торопиться. Лучше начать прикармливать детку позже на пару недель, чем раньше 6-ти месяцев. Пищеварительная система может быть еще не готова к приему новой пищи и, начав ранний прикорм, вы можете нарушить естественное ее созревание.

    Описываемый способ введения прикорма может быть использован только в том случае, если ребенок находится на естественным образом организованном грудном вскармливании: прикладывается по требованию, не допаивается чем-либо, не сосет пустышку. В случае неправильно организованного грудного вскармливания, например, кормление по режиму через определенные промежутки времени, прежде чем вводить прикорм, необходимо изменить способ вскармливания ребенка на естественный.

    Применяем на практике

    Данный способ введения прикорма достаточно прост и его может использовать любая мама, однако, перед тем, как начинать его вводить желательно проконсультироваться со специалистом, владеющим этим методом введения прикорма для уточнения деталей.

    Как вы понимаете, такое прикармливание не требует особых ухищрений. Главное - это чувствовать ребенка, не настаивать на своем, а прислушиваться к его потребностям, интересам, желаниям. Не забывайте, что введение естественного или педагогического прикорма идет на фоне грудного вскармливания. Малыш продолжает получать грудь так же, как и раньше, т.е. по требованию. Кроха в возрасте 6-8 месяцев пока не нуждается в основательных прикормах, заменяющих ему какое-то из кормлений грудью - ему вполне хватает материнского молока, ведь там есть все необходимые витамины, микроэлементы, антитела и многое другое. Энергетически значимым прикорм может становиться примерно в 9-10 месяцев, а иногда и позже. До этого главная пища ребенка - мамино молоко.

    Маме не следует волноваться и принимать активный интерес ребенка к новой пище за нехватку молока: даже при наличии такого интереса любовь к грудному молоку и прикладываниям к груди не исчезает.

    Как же происходит знакомство с новой пищей? Например, если мама собирается позавтракать, она берет за стол с собой своего подросшего малыша. Перед мамой тарелка с едой, например, блинчики с творогом, яблоки, чай и печенье. Малыша лучше усадить маме на колени и положить перед ним на стол чайную ложку (имейте в запасе по больше ложек, на случай, если кроха будет их ронять). Итак, кроха занимается чайной ложкой - берет ее, перекладывает из ручки в ручку, стучит, затаскивает ее в рот - изучает, одним словом. В этот момент мама приступает к еде - берет блинчик и начинает его с аппетитом есть. Малыш, если у него появится интерес к тому, что делает мама, начнет тянуться к ее еде, пытаясь буквально вытащить ее из маминой тарелки. Чтобы малыш не безобразничал в маминой тарелке, его действия надо ограничивать. Малыш должен сидеть на левой маминой коленке, если мама правша, и ест правой рукой и мамина тарелка должна быть отодвинута так, что бы малыш не мог достать оттуда еду. Если малыш активно старается достать себе еду, такое его поведение называется пищевым интересом. Как реагировать? Дайте малышу попробовать то, что вы кушаете - отщипните от блинчика очень маленький кусочек и положите крохе в ротик. Маленький кусочек малыш может немножко пожевать, и проглотить, а может и выплюнуть изо рта, это нормальная реакция первое время.

    • Малыш получает микродозу заинтересовавшего его продукта. Микродоза - минимальное количество еды, которая помещается у мамы между подушечками указательного и большого пальцев (размером со спичечную головку).
    • За завтрак кроха может получить три микродозы каждого понравившегося ему продукта, на этом знакомство с данным продуктом заканчивается, продолжить можно будет в обед или ужин.
    • Если у крохи проявляется устойчивый интерес к определенному продукту в течение 3-5 дней, то микродозу увеличивают до одной чайной ложки.
    • Не перекармливайте малыша одним полюбившимся ему продуктом, чтобы он не утратил к нему интерес. Если малыш настойчиво хочет пробовать что-то определенное, предложите ему что-нибудь другое.

    Когда малыш не реагирует на то, что мама что-то кушает, а занимается исключительно ложкой - это означает, что интереса у него к пище взрослых пока нет и вводить прикорм ему еще рано. Не торопитесь, просто старайтесь почаще кушать с аппетитом у него на глазах.

    Что делать, если малыш, попробовав один кусочек, не потянулся за следующим? Надо давать крохе этот продукт еще раз, чтобы он распробовал? Нет, настаивать мама ни в коем случае не должна. Ведь ваша задача поддержать интерес крохи к новой пище, а не накормить его блинчиком.

    И вот мама кушает дальше. Теперь она взяла сочное яблоко и откусила его, а малыша привлек аппетитный хруст и яркий цвет фрукта - он тянется к нему. Предложите ему микродозу для пробы, если ему понравилось и он тянется еще - хорошо, дайте еще пару раз, а потом уберите яблоко, чтобы малыш не переел. Крохе надо совсем немного для первого раза. Малыш только знакомится с новой пищей, адаптируется к ней, он не стремится наедаться даже самым вкусным по его мнению продуктом.

    Важно, чтобы кроха пробовал те же блюда, что ест мама. Поскольку в этот возрастной период изменяются свойства материнского молока: теперь оно помогает малышу усваивать новую пищу, поставляя необходимые для этого ферменты. Таким образом, прикладывание к груди облегчает малышу переход на новый вид питания.

    А наша мама, тем временем, взялась пить чай с печеньем. И малыш тоже хочет! Налейте ему один глоточек для пробы. Чашку лучше завести отдельную - из небьющегося материала, чтобы вы без опасения могли давать крохе ее в руки. Пока малыш только учится пить из чашки, придерживайте ее за донышко и регулируйте поступление жидкости в ротик малыша. Кстати, скорее всего, малыш сам не захочет попробовать все за один раз, а ограничится одним из понравившихся ему продуктов. После того, как малыш напробуется, или мама посчитает нужным закончить его пробы, малыш спускается на пол, а мама продолжает спокойно есть.

    Самостоятельный стол крохи

    Кроме совместных с мамой обедов или завтраков с ужинами за общим столом, пора приучать детку к самостоятельному питанию. К этому возрасту, малыш уже способен удерживать в ручках небольшие предметы, поэтому вы можете предложить ему для пробы кусочки твердых овощей и фруктов, таких, от которых малыш не может сам много откусить, например, морковка, кабачок, яблока, или баранка, сушка, сухарик. Особенной любовью у деток пользуется куриная косточка, с которой мама предварительно снимает все мясо и хрящи. О нее, и десенки поческть можно, и вкусная она очень!

    Конечно, во время самостоятельной еды мама должна быть рядом с малышом и следить за процессом. В случае, если малыш откусил большой кусок, нужно указательным пальцем достать его из ротика.

    Дети-аллергики

    Введение прикорма для деток, страдающих пищевой аллергией - вопрос очень тонкий. Действовать надо осторожно, внимательно отслеживая процесс, по принципу «тише едешь, дальше будешь».

    Поскольку сама мама должна придерживаться гипоаллергенной диеты, то и кроха начинает знакомиться с пищей, не вызывающей аллергии. Например, фрукты и овощи - не оранжевые и не красные, ему пока не надо пробовать коровьего молока, а знакомство с мясом начинайте с индейки, потом можно пробовать телятину и так далее. В один день дайте ребенку один продукт, следующие 2-3 дня наблюдайте: аллергическая реакция может проявиться не от первой, а от 2-3 пробы. Получается, что следующий новый продукт мама сможет дать крохе только через 3-4 дня.

    Не забудьте, что у такого малыша проба новых продуктов должна заканчиваться прикладыванием к груди.

    Ребенку-аллергику нужна особенно мягкая и постепенная адаптация к пище взрослых, так как его желудочно-кишечный тракт и ферментативная система особенно чувствительны. Надо также иметь в виду, что витамины и прочие полезные вещества ребенок начинает полноценно усваивать из другой пищи только после года, а до этого все это поставляет крохе мамино молоко, поэтому можно не спешить с прикормом.

    Продолжаем пробовать еду взрослых

    Если проба новых продуктов шла успешно и ребенок был активен в этом процессе, то примерно в 8-10 месяцев у малыша уже может сформироваться один или два основных прикорма. Например, завтрак или обед. Правда, они все равно могут начинаться и заканчиваться прикладыванием к груди, потому что малыш запивает взрослую пищу маминым молочком как водой или соком. Не следует ребенка от этого отучать. Потребность напиться чего-то еще кроме маминого молока возникает только после года с небольшим, именно тогда от крохи можно услышать что-то похожее на: «Дай водички!».

    После 9-11 месяцев кроху уже можно сажать на отдельный стул и предлагать ему отдельную тарелку (до этого он ел из маминой). Мама помогает карапузу управляться с ложкой - помогает набирать в нее еду, а кроха сам пытается ее донести до рта. Запаситесь терпением - процесс этот не из легких как для малыша, так и для вас - разлитый суп, упавшая картошка… Но процесс этот нужный, ведь и вы не сразу научились кушать аккуратно. Если малыш что-то разлил, тут же постарайтесь вытереть: пусть привыкает кушать в чистоте.

    Как кушаем после года

    После года ребятенок проявляет большой интерес к пище взрослых, он также как они садится за стол 3-4 раза, причем кушает ту же самую еду, ничем не отличающуюся от всех остальных. Может кушать и первое, и второе блюдо, если захочет.

    Если карапузу очень нравится то, что ему положили в тарелку, но он уже подустал есть самостоятельно, то он не отказывается, если мама поможет ему доесть оставшееся. В других же ситуациях, детки не любят, когда их кормят, они стремятся все есть самостоятельно: рукой положить кусочек в ложку, а уж потом направить ее в ротик.

    В перерывах между едой, малышок может полакомиться чем-то еще – скушать морковку, сухарик или яблочко.

    Кормления грудью также остаются: длительные – когда малыш укладывается спать или пробуждается ото сна, кратковременные (эти прикладывания для контакта с мамой – на 1-2 минуты) – в зависимости от состояния малыша. В какой-то день их может быть мало, а в какой-то больше.



    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png