Логическая пирамида Дилтса – это шесть уровней вопросов, каждый из которых позволяет лучше понять ситуацию конкретного человека.

Как известно, никакая проблема не может быть качественно решена на том уровне, на котором она создана. То есть для поиска выхода нам нужно подняться на уровень выше. Именно тогда можно будет понять наилучший сценарий развития событий.

Ситуация похожа на блуждания в лабиринте в поисках света. Почти невозможно отыскать выход без карты или подсказки. Но если подняться выше, то будут видны все входы, выходы и пути.

Вот почему так важно уметь задавать себе вопросы, которые подталкивают к правильным ответам. В обычной жизни мы почти не способны спрашивать себя сами и получать ответы, которые все поменяют. Именно поэтому стоит присмотреться к пирамиде Дилтса.

Пирамида логических уровней Дилтса

  1. Первый уровень отвечает на вопрос «что я имею».

    Это касается всех аспектов жизни: материальных благ, возможностей, семьи. Например, какой у вас сейчас бизнес, сколько вы зарабатываете, какие у вас отношения с родителями, есть ли семья. Этот вопрос затрагивает все аспекты быта и повседневной жизни, материального благополучия и отношений.

  2. Второй уровень пирамиды задает вопрос «что я делаю».

    То есть, вы можете понять что-то относительно своей реальности в том случае, если зададите вопрос о личных действиях. Например, человек жалуется, что у него не хватает денег. Он не может честно признаться себе, что просто мало работает, халтурит и не уделяет время для профессионального развития. Если спросить его в лоб о том, что он делает каждый день, то окажется, что рабочая смена длится всего 4 часа, хотя любой другой человек работает 8 часов.

    Логическая пирамида Дилтса дает понять, что лень не позволяет увеличить доход в 2 раза. Вы тоже можете задать себе вопрос о том, что делаете и что получаете. Когда ответ очевиден, то намного четче приходит понимание того, почему мы имеем то, что имеем. И встает более конкретный вопрос: это жизнь так складывается или мы ее так складываем?

  3. Третий уровень отвечает на вопрос «как я выбираю».

    Третий уровень пирамиды касается стратегии. Модель пирамиды Дилтса позволяет подробно разобрать свои установки и докопаться до причин неудач в жизни.

    Одни предпочитают работать в поте лица, чтобы накопить на жилье или учебу в другой стране. Кто-то выбирает удачно выйти замуж. Человек может сделать ставку на поиск работы или открытие своего дела. Можно выбирать учить языки и заниматься спортом после работы или пить пиво у телевизора.

  4. Четвертый уровень задает вопрос «во что я верю».

    Этот вопрос затрагивает убеждения и ценности. Согласитесь, что невозможно стать предпринимателем, если человек считает себя честным, но убежден, что предприниматели только воруют. Или же абитуриент верит, что место в ВУЗе можно получить только по блату, а потому не нужно даже пытаться сдавать экзамены. На этом уровне раскрываются шаблоны и стереотипы восприятия, которые не дают получить желаемое.

  5. Пятый уровень пирамиды задает вопрос «кто я такой».

    Один уверен, что он гениальный художник и дизайнер, а потому ему по плечу любые выставки, конкурсы, соревнования и показы. Другой считает себя неудачником и бездарной личностью. Самоидентификация — определяющий фактор успеха в жизни.

  6. Шестой уровень пирамиды спрашивает о вашей миссии.

    Этот уровень помогает осознать важность и ценность конкретного человека в масштабах вселенной. Например, японские компании базируются на принципах ценностей и миссии, которая будет актуальной и через 100-200 лет. Ваша жизнь аналогично создана не для того, чтобы пройти впустую, не так ли?

Пирамида логических
уровней Дилтса:
как с ней работать?

Вопросы позволяют шаг за шагом понять то, где у вас происходит подмена понятий, где вы сбились с пути. Они — как воронка, определяющая, на каком уровне вы застряли.

Не устраивает финансовое обеспечение, отношения с родными или коллегами? Тогда что-то явно не так с вашими действиями. Если действия вроде правильные, но результата все нет, то нужно разобраться со стратегией, убеждениями (и далее по списку вопросов). Учитесь пользоваться пирамидой Дитлса и применяйте полученные ответы в жизни.

ПОДЕЛИЛОСЬ

Пирамида Дилтса — модель логических уровней. Нейро-логические уровни, логические уровни. Модель логических уровней описывает структуру организации живой системы, такой, как человек, фирма или общество. Эти уровни в системе (пирамиде), как полочки, на которые разобран наш внутренний мир. Ноги у этой модели растут из НЛП.

Великолепная, простая, работающая структура

Каждый уровень пирамиды связан с другими и влияет друг на друга с разной степенью интенсивности. Степень влияния зависит от иерархии и расстояния между уровнями. Изменения на верхнем уровне будет неизбежно вызывать изменения на нижних уровнях.

В то время как изменения на нижних уровнях не обязательно вызывают изменения на верхних. Формирование каждого логического уровня в основном происходит снизу вверх.

Логические уровни: (в порядке от низшего к высшему)

  1. окружение – уровень реакции
  2. поведение – уровень действия
  3. способности – уровень источников и направления
  4. убеждения и ценности – уровень дозволения и мотивации
  5. идентичность – какую социальную «роль» я играю, кто я?
  6. миссия — видение, смыслы, духовный уровень

Описание уровней

Каждая «полочка» пирамиды предназначена для хранения совершенно определенного сорта информации. То есть каждый логический уровень обозначает какую то свою часть субъективного опыта. Рассказываю про уровни снизу вверх.

Окружение — условия, среда обитания, окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки, и все, что нас окружает. Это то, с чем мы сталкиваемся, манипулируем в своей повседневной деятельности.

Поведение – всё, что связано с деятельностью человека (организации), уровень, отвечающий на вопрос «Что делает?» и посвящен информации об изменениях и движениях.

Поведение (действия) — это, собственно, сама деятельность человека. Так как действия производятся над чем-то (с чем-то, где-то или когда-то), этот логический уровень включает в себя, как неотъемлемую составляющую, нижний уровень — окружение.

Просьбы и требования, а также подавляющее число служебной манипуляции (приказы руководства что-то сделать, командование, указания и т.п.) находятся на этих двух логических уровнях.

В конечном счете, на этих двух уровнях — поведения и окружения и происходит наша жизнь. На этих уровнях находится то, к чему в итоге сводятся большинство наших целей (получения удовольствия, переживание эмоций, общение, деньги, секс, изучение чего-то интересного).

Способности — уровень источников и направления движения, уровень опыта, который стоит за нашим непосредственным восприятием окружения.

На этом уровне объединяются разные алгоритмы и стратегии, стоящие за поведением и отвечающие на вопрос «Как?». Способности обуславливают выбор поведения, своего рода — внутренние силы нашего поведения, источники движения.

Убеждения и ценности — это то, о чем человек говорит, когда отвечает на вопрос «почему он это сделал?». Это глубокий уровень, структурирующий весь опыт человека, человека как личности. Они формируются под влиянием разных факторов: семья, школа, окружение, среда, культура и т.д.

Идентичность — с какой личностной ролью (роль которую вы преимущественно играете – шут, мать, бизнесмен, друг, любовник, ребенок, мачо, учитель и т.д.) или самоощущением связана проблема или результат. Главный вопрос здесь – «Кто я?» Какие убеждения, ценности, способности и поведение ассоциируются с различными ролями? Ради чего играется та или иная роль?

Миссия — это духовный уровень. Он относится к нашему ощущению чего-то, что выходит за наше личное видение себя самого и включает наше видение больших систем, которые окружают конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения…

Этот уровень относится к тому, что может являться видением или «духом» личности, группы или организации». Это стратегический уровень, отвечающий на вопросы: «Зачем? Ради чего? В чем смысл?».

Какая польза от Пирамиды Дилтса

Решение долгонерешаемых задач, избавление от деструктивных привычек. Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла. А. Эйнштейн.

Есть проблемы, которые мы таскаем за собой долгое время. Таскаем, а решить не можем. И вроде бы осознаем, в чем причина, но избавиться от дурацкой привычки опаздывать или выучить язык никак не можем.

Было отмечено, что решение, либо то, что может активно сдвинуть с мертвой точки проблему к совершенствованию, находится на 2 уровня выше проблемы.

Привычка опаздывать находится на уровне Поведение. Значит решение надо искать на два уровня выше – Убеждения / ценности. Т.е. с мертвой точки проблему опозданий сможет решить переосмысление ценности, например, «Быть человеком своего слова».

Трудности с общением в определенными людьми, скорее всего, берут начало на уровне Окружение. Искать решение лучше не на уровне Поведение (вести себя с ними определенным образом), а на уровне Способности – развить в себе навыки убеждения, вовлечения, аргументации.

Если вы считаете, что трудности с иностранным языком связаны у вас со Способностями, ищите сдвиг в этом вопросе в своей Идентичности – в роли, которую вы хотите сыграть, зная язык. Например, я – супер-пупер успешный менеджер, который свободно путешествует по всему миру не ведая преград.

Аналогичным образом можно разбирать корпоративные проблемы.

Если изменения на первых трех уровнях – распространенное дело, то на трех верхних – редкие и мучительные. Попробуйте, например, оценить сколько внутренних усилий потребуется для смены вероисповедания

Техника «Интеграция логических уровней»

Здесь всё просто. Суть вот в чем: берете свою цель и проходитесь с ней снизу вверх, рассматривая все части пирамиды относительно желаемого результата. Т.е. ваша цель разложена внутри вас по полочкам – вот и наведите порядок на каждой.

Что на этом уровне происходит сейчас? Что стоит изменить, какие моменты надо улучшить, от чего избавиться и не вспоминать?

Таблица проработки целей

Для меня, например, очень показательной стала проработка своих отношений с дочерью (ей тогда было 8 лет). Нашел в себе и своих отношении к ней столько хлама и мусора, что прямо караул.

Простая техника, но помогает хорошо.

Понравилась статья?

«Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла». А. Эйнштейн

Пирамида - это геометрическая фигура. Что же в ней такого привлекательного? Почему пирамиды представляют такой интерес для историков, физиков, философов? Вот и меня всегда интриговали пирамиды. Больше всего меня привлекала гармония пирамиды, ведь она настолько просчитана что сама порождает гармоничную и созидательную энергию. Чем больше я узнавала о пирамидах, тем больше вопросов возникало у меня в голове. А ведь если есть вопросы-это хорошее начало для получения ответов. Я интуитивно понимала, что вопросы в моей голове выстраиваются по своеобразным уровням, как ступени в пирамиде и возникало ощущение, что само наше сознание построено многоуровнево. Пирамиды таили в себе множество ответов, только надо было их осознать.
Есть внутренний запрос- всегда придёт ответ. Так случилось, что, обучаясь кончину я узнала о пирамиде нейрологических уровней. Роберт Дилтс, специалист НЛП с помощью работ Грегори Бейтсона, Бертрана Рассела и Альфреда Вайтхеда разработал первоклассную, простую модель для того, чтобы наблюдать за нашей системой мышления. Теперь эту модель называют пирамидой логических уровней. Модель проста и при этом она дает глубокое представление о том, как люди действуют в мире. В строении личности предлагается различать нейрологические уровни устроенные по принципу пирамиды - различные ярусы (чаще, для простоты, их называют логические уровни). Пирамида строится на закономерностях того, что в познании, изменениях, коммуникации и просто жизни, соблюдаются некие естественные уровни классификации, эти уровни связаны между собою и человек существует одновременно на каждом из них.
Бинго! Я нашла то, что искала. Ведь, как и сама пирамида, модель помогает привести в гармонию и углубить понимание своего внутреннего мира, того, что вас окружает, своих целей, своего поведения, своих способностей, ценностей, того, кто вы есть. Гениально просто.


Чем может быть полезна пирамида нейрологических уровней?
Вот пожалуйста: у вас есть проблема, которую вы таскаете за собою и не знаете, как ее решить? Или есть непростая ситуация и она так же запутана как моток ниток, с которым проигрался котенок? Или есть цель, но не все ясно и поэтому вы не можете начать движение? Мы можем разложить проблему, ситуацию, цель по всем уровням пирамиды задавая вопросы и получая ответы т.е. информацию которую можем осознать и осмыслить на каждом уровне пирамиды. Путешествие по логическим уровням имеет потрясающий эффект- результаты в виде раскрытой о осознанной информации на одном уровне организуют и управляют информацией на низшем уровне. В итоге вы быстро обнаруживаете как изменения чего-либо на более высоких уровнях автоматически изменяют информацию на более низких уровнях. Что это значит с практической точки зрения? Что решение проблемы лежит не на том уровне, на котором она возникла и озвучивается, а на уровнях (обычно 1-2) выше. Зная этот принцип, мы можем целенаправленно искать решения на соответствующем уровне.
Для примера. Мы жалуемся, что у нас проблемы с деньгами, мы хотели бы иметь больше денег, но никак не получается. Итак, проблема заявлена на уровне Окружения т.е. тех результатов, которые мы имеем и которые нас не устраивают. Поисследовав уровень Действий, мы можем увидеть, что мы сейчас делаем, какие конкретные действия, чтобы зарабатывать деньги. И пройдя по уровню Способностей можем увидеть, как мы это делаем, какие используем навыки и способности, стратегии и модели. И вот, поднявшись на уровень Убеждений мы понимаем, что убеждены и верим в то что деньги даются упорным тяжелым трудом, что легкие и большие деньги есть только у непорядочных людей, что если нам что-то дается легко и еще приносит удовольствие, то за это деньги не берут или если берут, то не много. Вот оно-узкое горлышко, которое не пускает нас, препятствует получению результатов на нижних уровнях (нет такого финансового дохода, который мы хотим и заявляем) и не дает произойти там изменениям. Это именно тот уровень, на котором нам надо приложить решающие усилия, произвести изменения- трансформировать ограничивающие убеждения и найти новые, развивающие.
А давай те ка посмотрим на наше отношение к зарабатыванию денег под другим ракурсом. Например, если нам работа дается легко и приносит удовольствие значит мы уже вложились ранее, потратили свои силы на то, чтобы узнать, что нам нравиться, понять себя и найти свои таланты, натренировать наши навыки, вложиться в наше обучение и развитие, найти успешные стратегии и модели, которые делают нас более эффективными и продуктивными в данном деле. Кроме того, делая что-то легко и с удовольствием мы все равно вкладываем свою энергию и даем другим людям большую ценность и результаты, которые им нужны и важны. Поэтому мы можем начать верить в то, что мы ценны, что получать хороший финансовый доход не обязательно каторжным трудом, что любая наша работа даже та которая дается нам легко стоит достойно и должна оцениваться достойно. И тогда мы можем верить в то, что если мы делаем то, что нам нравится и приносит удовольствие мы наполняемся, у нас есть энергия, которая двигает нас вперед, а значит у нас есть силы быть продуктивнее и эффективнее, делать больше, но легче и быстрее и получать больше финансового дохода при меньших затратах усилий.
Что нам даст изменения на уровне убеждений и нахождения новых верований? Изменения на уровнях ниже- уровне Способностей (новые стратегии и модели, например, как мы можем использовать наши таланты, наши навыки и способности что бы зарабатывать легко, делая то, что у нас хорошо получается и то что нам нравится, как мы можем теперь зарабатывать деньги больше и по-другому, так, как мы ранее не делали?). Действий (Какими тогда будут для этого наши действия? Что мы будем теперь делать? Что можно изменить и сделать по-другому? Какие конкретные шаги мы можем предпринять? И соответственно Окружения - где мы будем теперь это делать? Кто будет рядом с нами? Кто будет помогать и поддерживать? Что еще нас поддержит и усилит? Когда мы будет это делать? И какие результаты мы тогда получаем - в виде растущего финансового потока, наполненности и радости, энергии для движения вперед и еще большего расширения, и увеличения результатов и получение их регулярно.
Это конечно же упрощенный пример, но если вы понимаете принцип, то дальше дело техники. Вам надо просто взять проблему, ситуацию которую вы хотите изменить или вашу цель и пройтись по логическим уровням задавая соответствующие вопросы на каждом из них. Причем можно начать движение по пирамиде как сверху, так и снизу -главное пройти полный круг и вернутся на тот уровень с которого начали. Ниже я приведу технику и примеры вопросов по уровням.
Ценность пирамиды логических уровней: ценность исследования уровней пирамиды в том, что можно все разложить «по полочкам», прояснить и осознать. Но и главное - мы находим «место куда стукнуть» что бы двигатель заработал - т.е. тот уровень на котором находится решение.
И самый большой бонус- не только единаразовое решение своего вопроса. Используя пирамиду логических уровней Вы сможете научиться сами стратегии получения решения и проведения личностных изменений и помогать другим людям в этом.
И кстати, возможно вы сможете осознать намного больше того, с чего начинали, например, в каком направлении вам нужно двигаться в жизни дальше, что для вас становится очень важным, а что утратило свое значение, кто Вы и в чем Ваша уникальность и зачем Вы здесь?

ТЕХНИКА РАБОТЫ С НЕЙРОЛОГИЧЕСКИМИ УРОВНЯМИ: а давайте представим себе путешествие по пирамиде. Теперь вперед!
Вот для примера пирамида

Ниже примеры вопросов по уровням. Для примера тут приведены вопросы для исследования какой-либо цели (я предлагаю взять самые основные 6 уровней) и для этого начать подниматься с нижнего яруса пирамиды. Для большего эффекта можно обозначить на отдельных листах название каждого уровня и вопросы к нему и исследуя ваш вопрос двигаться по ним физически наступая на листочки или кладя руку.

1 уровень — окружение. Вопрос -Что? Кто? Где? Когда? С кем? — условия, среда обитания, окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки, и все, что нас окружает в повседневной жизни.
Ответьте, когда вы планируете достичь цели, что вы получаете? Какие есть результаты? Где это будет? Кто будет рядом с Вами (близкие, друзья, сотрудники, партнеры, клиенты и т.п.). Что Вас будет окружать?
2 уровень — действие. Вопрос — что делать? Всё, что связано с деятельностью, поведением.
Какие действия Вы будете совершать что бы достигнуть цели? Какие шаги Вы станете делать? Что будете делать в том окружении, о котором говорили ранее?
3 уровень — способности. Вопрос — как? уровень источников и направления движения — уровень знаний и опыта, навыков и способностей, объединения различных ресурсов, алгоритмов и стратегий.

Какими навыками и способностями Вам необходимо обладать, чтобы достичь цели? Какие из них у Вас уже есть, а какие требуют развития? Как Вы будете это делать? Какие модели и стратегии использовать?

Ради чего Вы будете достигать этой цели? Зачем она Вам? Во что Вы верите и в чем убеждены, когда ставите себе такую цель?

Что важного и ценного Вы получите, достигнув этой цели? Как изменится ваша жизнь, когда Вы достигните цели? Что большего в ней появится?

Кем Вы будете, когда достигните своей цели? Кем Вы станете, когда в вашей жизни появится то ценное, что она в себе несет? Что Вы скажете себе в момент достижения цели?
Ответив на все эти вопросы, интегрируем полученные ответы и уже с новым пониманием и осознанием спускаемся вниз по тем же уровням. Теперь качество вопросов на каждом уровне изменяется с учетом уже полученной и осознанной ранее информации.
6 уровень — идентификация. Вопрос — кто Я?
И когда Вы являетесь таким человеком что еще важного и ценного появляется в Вашей жизни? Как изменяется Ваша жизнь?
5 уровень- ценности. Вопрос — почему это важно?
Что большего появляется в Вашей жизни? Что становится важным? А что теряет свое значение? Какими новыми смыслами наполняется Ваша жизнь?

4 уровень — убеждения. Вопрос: зачем? Ради чего? Какие мои верования?
И тогда во что Вы верите? Ради чего Вы хотите достичь этой цели?
3 уровень — способности. Вопрос — как?
Какие навыки и способности Вы теперь проявляете? Какие стратегии и модели используете?
2 уровень — действие. Вопрос — что делать?
Какие теперь осуществляете действия? Что вы делаете? Какие шаги осуществляете теперь?
1 уровень — окружение. Вопрос —Что? Где? Когда? С кем?
И когда теперь Вы это делаете? С кем? Кто и что теперь Вас окружает? Кто и что вас поддерживает? И какие тогда результаты Вы получаете?

Пирамида Дилтса(Модель логических уровней, Нейро-логические уровни, Логические уровни)

Великолепная, простая, работающая вещь.

Модель логических уровней описывает структуру организации живой системы, такой, как человек, фирма или общество. Эти уровни в системе (пирамиде), как полочки, на которые разобран наш внутренний мир. Ноги у этой модели растут из НЛП.

Здесь постараюсь как можно более кратко и просто изложить эту модель.

Каждый уровень пирамиды связан с другими и влияет друг на друга с разной степенью интенсивности. Степень влияния зависит от иерархии и расстояния между уровнями. Изменения на верхнем уровне будет неизбежно вызывать изменения на нижних уровнях. В то время как изменения на нижних уровнях не обязательно вызывают изменения на верхних.

Формирование каждого логического уровня в основном происходит снизу вверх.

Логические уровни: (в порядке от низшего к высшему):

  • окружение - уровень реакции
  • поведение - уровень действия
  • способности - уровень источников и направления
  • убеждения и ценности - уровень дозволения и мотивации
  • идентичность - какую социальную «роль» я играю, кто я?
  • миссия - видение, смыслы, духовный уровень
    Описание уровней

Каждая "полочка" пирамиды предназначена для хранения совершенно определенного сорта информации. То есть каждый логический уровень обозначает какую то свою часть субъективного опыта. Рассказываю про уровни снизу вверх.

Окружение - условия, среда обитания, окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки, и все, что нас окружает. Это то, с чем мы сталкиваемся, манипулируем в своей повседневной деятельности.

Поведение - всё, что связано с деятельностью человека (организации), уровень, отвечающий на вопрос "Что делает?" и посвящен информации об изменениях и движениях.

Поведение (действия) - это, собственно, сама деятельность человека. Так как действия производятся над чем-то (с чем-то, где-то или когда-то), этот логический уровень включает в себя, как неотъемлемую составляющую, нижний уровень - окружение.

Просьбы и требования, а также подавляющее число служебной манипуляции (приказы руководства что-то сделать, командование, указания и т.п.) находятся на этих двух логических уровнях. В конечном счете, на этих двух уровнях - поведения и окружения и происходит наша жизнь. На этих уровнях находится то, к чему в итоге сводятся большинство наших целей (получения удовольствия, переживание эмоций, общение, деньги, секс, изучение чего-то интересного).

Способности - уровень источников и направления движения, уровень опыта, который стоит за нашим непосредственным восприятием окружения.

На этом уровне объединяются разные алгоритмы и стратегии, стоящие за поведением и отвечающие на вопрос "Как?". Способности обуславливают выбор поведения, своего рода - внутренние силы нашего поведения, источники движения.

Убеждения и ценности - э то то, о чем человек говорит, когда отвечает на вопрос «почему он это сделал?». Это глубокий уровень, структурирующий весь опыт человека, человека как личности. Они формируются под влиянием разных факторов: семья, школа, окружение, среда, культура и т.д.

Идентичность - с какой личностной ролью (роль которую вы преимущественно играете - шут, мать, бизнесмен, друг, любовник, ребенок, мачо, учитель и т.д.) или самоощущением связана проблема или результат. Главный вопрос здесь - «Кто я?» Какие убеждения, ценности, способности и поведение ассоциируются с различными ролями?Ради чего играется та или иная роль?

Миссия - это духовный уровень. Он относится к нашему ощущению чего-то, что выходит за наше личное видение себя самого и включает наше видение больших систем, которые окружают конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения… Этот уровень относится к тому, что может являться видением или "духом" личности, группы или организации". Это стратегический уровень, отвечающий на вопросы: "Зачем? Ради чего? В чем смысл?".

Какая польза от Пирамиды Дилтса.

1. Решение долгонерешаемых задач, избавление от деструктивных привычек.

Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла.

А. Эйнштейн.

Есть проблемы, которые мы таскаем за собой долгое время. Таскаем, а решить не можем. И вроде бы осознаем, в чем причина, но избавиться от дурацкой привычки опаздывать или выучить язык никак не можем.

Было отмечено, что решение, либо то, что может активно сдвинуть с мертвой точки проблему к совершенствованию, находится на 2 уровня выше проблемы.

Примеры:

Привычка опаздывать находится на уровне Поведение. Значит решение надо искать на два уровня выше - Убеждения / ценности. Т.е. с мертвой точки проблему опозданий сможет решить переосмысление ценности, например, «Быть человеком своего слова».

Трудности с общением в определенными людьми, скорее всего, берут начало на уровне Окружение. Искать решение лучше не на уровне Поведение (вести себя с ними определенным образом), а на уровне Способности - развить в себе навыки убеждения, вовлечения, аргументации.

Если вы считаете, что трудности с иностранным языком связаны у вас со Способностями, ищите сдвиг в этом вопросе в своей Идентичности - в роли, которую вы хотите сыграть, зная язык. Например, я - супер пупер успешный менеджер, который свободно путешествует по всему миру не ведая преград.

Аналогичным образом можно разбирать корпоративные проблемы.

Если изменения на первых трех уровнях - распространенное дело, то на трех верхних - редкие и мучительные. Попробуйте, например, оценить сколько внутренних усилий потребуется для смены вероисповедания.

2. Техника «Интеграция логических уровней»

Здесь всё просто. Суть вот в чем: берете свою цель и проходитесь с ней снизу вверх, рассматривая все части пирамиды относительно желаемого результата. Т.е. ваша цель разложена внутри вас по полочкам - вот и наведите порядок на каждой.

Что на этом уровне происходит сейчас? Что стоит изменить, какие моменты надо улучшить, от чего избавиться и не вспоминать?

Для меня, например, очень показательной стала проработка своих отношений с дочерью (ей тогда было 8 лет). Нашел в себе и своих отношении к ней столько хлама и мусора, что прямо караул.

Простая техника, но помогает хорошо.

Решить любую жизненную дилемму, отыскать ответы на давно мучившие вопросы и понять свое предназначение позволит пирамида логических уровней Роберта Дилтса. Как эксперт по нейро-лингвистическому программированию, этот ученый в свое время разработал удобную модель для описания убеждений, привычных стратегий мышления и способностей человека, которые позволят воздействовать на его мотивацию, меняя цели жизни и поведенческую направленность.

Пирамида Роберта Дилтса состоит из шести логических уровней, где каждый вопрос оказывает влияние на вышестоящий ответ. Вопросы касаются разных пластов жизни человека - от мира материальных предметов и поведенческих привычек до раскрытия внутренних ценностей, мотивов и мировоззрения. Главная задача – изменить проблемную ситуацию, которая не устраивает, пользуясь правильными наводящими вопросами. Изюминка в том, что скорректировать результат можно только при условии, что человек изменит всю систему координат. Как это сделать? Рассмотрим схему Дилтса подробнее.

Уровни реализации человека по Роберту Дилтсу

1 уровень. «Что я имею?»

Вопрос самого нижнего уровня касается сферы материальных потребностей, окружения и повседневных забот. Он четко описывает среду обитания человека, его работу, круг общения, наличие или отсутствие семьи, друзей, карьерного продвижения. Чтобы изменить аспекты, которые не устраивают на этом уровне, нужно подняться выше, обратиться к своему поведению и привычкам. Ответ будет содержаться на 2-й ступеньке.

2 уровень. «Что я реально делаю?»

Описывает действия человека, способ и стиль его активности, вредные и полезные привычки. Наши поступки создают нашу реальность, от них зависит итоговый результат жизни. Кто-то хочет красивую фигуру и для этого соблюдает строгую диету, занимается в тренажерном зале, а кто-то не делает ничего. Почему все происходит именно так, как это изменить? Ответ будет лежать на ступеньку выше.

3 уровень. «Какой стратегией пользуюсь?»

Касается способностей и жизненной стратегии человека, помогает делать выбор, действовать в нужном направлении, является источником силы. Как это работает? Человек может идти по жизни с девизом «плыви по течению, подчиняйся ветру» или «никогда не сдавайся, борись до конца». Обе эти идеи оказывают разное влияние на его поведение и жизненные решения, помогают при самореализации либо отталкивают ответственность. Развиваться или лежать рулетиком у телевизора – за это и отвечает выбранная стратегия действий. Изменить ее можно, если обратиться к 4-й ступени.

4 уровень. «Во что я выбираю верить, почему мне это нужно?»

На этом уровне раскрываются ценности человека, его намерения и убеждения, сформированные обществом и семьей в процессе взросления, а также накопления опыта. Убеждения вариативны, бывают позитивного, как и деструктивного содержания, например: «сильный человек добьется многого», «красота ничего не значит», «все лучшее уже прошло», «ошибки делают нас сильнее», «получить хорошую работу без блата нереально». Именно ценности определяют притязания и уровень жизни, дают возможность оправдывать себя или ненавидеть. Впрочем, их можно скорректировать, если подняться на 5-ю ступень.

5 уровень. «Кто я?»

Развернутый ответ по вопросу помогает узнать себя глубже, идентифицировать свое «я». На этом уровне находятся скрытые представления человека о своей персоне, мировоззрении и реальных отношениях с миром. Какими мы себя видим, как выстраиваем общение со своим окружением, на что нацелена наша душа? Мы можем считать себя неудачниками, неопытными учениками или мучениками, а можем видеть в себе гениев, рожденных, чтобы изменить мир и войти в страницы истории. Все эти представления и формируют нашу реальность. Если удалось обнаружить в себе ограничивающее мировоззрение, можно его подкорректировать, обратившись к последней ступеньке.

6 уровень. «Ради чего я живу?»

Ответ на вопрос последнего уровня дает представление о смысле жизни, открывает истинное предназначение человека. Бывает трудно дать на него вразумительный ответ, потому что сама миссия человека лежит за пределами его понимания, это нечто, что ведет по жизни как бы помимо воли. Данный уровень предлагает задать следующие вопросы: «зачем я здесь?», «в чем смысл моей бренной жизни?».

Пирамида Роберта Дилтса помогает лучше понять себя, свои цели, почему с нами происходит все то, что происходит. Она дает возможность провести анализ проблемных зон, изменить привычки и убеждения, которые не приносят радости и удовлетворения. Ее удобство именно в том, что нет необходимости работать сразу на 6-ти уровнях, достаточно определить источник дискомфорта и решить проблему на более высокой ступени.

Если не устраивают результаты жизни, значит, нужно менять поведение. Если проблема в действиях, правильно подобранные вопросы подскажут, какую стратегию лучше применить. Это своеобразный экспресс-анализ проблемы, который позволяет задать действенную мотивацию для лучшего продвижения по жизни. Попробуйте применить ее эффективность на себе уже сейчас!



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png