Цели :
Продолжать наблюдения за работой дворника;
Способствовать обогащению словаря;
Воспитывать любовь и уважение к работе дворника;
Прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
♦Что делает дворник зимой на территории детского сада?
♦Какие орудия труда он использует для работы?
♦ Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз?
♦ Нужна ли работа дворника людям и природе?
Строительство горки из снега для кукол.
Учить трудиться сообща;
Воспитывать трудолюбие.
Подвижные игры
«Два мороза», «Горелки».
Цели: упражнять в беге;
Закреплять умение соблюдать правила игры.
Индивидуальная работа
Ходьба на лыжах.
Цели: упражнять в ходьбе по лыжне;
Развивать ловкость, выносливость.
Наблюдение № 11
Наблюдение за следами на снегу: зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин (учиться определять, свежий след или он оставлен давно). Сравнить следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном.
Стихотворение Н.Голиновской «Письмо на снегу»:
Вышит снег красивой строчкой,
Словно белая сорочка.
Папу я зову во двор:
Погляди, какой узор!
Смотрит папа сверху вниз:
Тут письмо тебе, Денис!
Пишут птицы и зверюшки:
«Сделай нам, Денис, кормушки!»
Упражнение «Назови правильно» - развивать грамматический строй речи:
· След зайца – заячий.
· След лисы – лисий.
· След птицы – птичий.
· След от лыж – лыжный.
· След от санок – санный.
Наблюдение № 12
Наблюдение за серой и черной вороной
Цели:
Учить сравнивать серую и черную ворону;
Находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки).
Ход наблюдения
Голос ворона узнает каждый. «Кру-кру-кру...» - разносится по всему лесу. Сам ворон сидит где-нибудь на высоком дереве и смотрит вокруг, будто хозяин. Вороны - одиночки, и редко можно увидеть группу из шести и более птиц. Ворон очень гордится своими черными, глянцевыми перьями да крепким клювом. Вот и держится он важно, вышагивает по земле, словно князь какой, а полет его красив и плавен.
А вот в отношении еды ворон непривередлив. Он ест буквально все, что ему на глаза попадется: и плоды, и семена, и насекомых, и улиток с червями, и даже мелких животных и птиц. Ведь ворон - пернатый хищник.
Серая ворона предвещает своей песней скорый приход весны. Ее простая, тихая, мелодичная песенка совсем не похожа на карканье, а напоминает скорее мурлыканье котенка. Серая ворона зимует вместе с нами и, конечно же, с нетерпеньем ждет весну.
Трудовая деятельность
Уборка участка от снега.
Цель: воспитывать желание трудиться в коллективе.
Подвижная игра
«Раз, два, три - беги!».
Цель: развивать быстроту бега, ловкость, внимание.
Индивидуальная работа
Закрепление навыков ходьбы на лыжах.
Цель: развивать силу, выносливость
Опыт. Защитные свойства снега. Поместить баночки с одинаковым количеством воды:
· На поверхности сугроба,
· Зарыть неглубоко в снег,
· Зарыть глубоко в снег.
Понаблюдать за состоянием воды в баночках.
Обсудить с детьми значение снежного покрова для жизни растений (в сугробе теплее, поэтому надо засыпать снегом корни деревьев и кустарников).
Наблюдение № 13
Наблюдение за сосной.
Стихотворение А.Блинова «Компас в лесу»:
Вот на ветру упруго
Качается сосна.
Густою хвоей к югу
Она обращена.
А к северу – нет веток,
Корявые сучки,
Здесь маловато веток,
Сплошные ветерки.
В лесу, как компас, дерево
Тебе укажет, друг,
Дорогу точно к северу
И верный путь на юг.
Предложить взять компас и исследовать дерево. Может ли оно служить своеобразным компасом? Если нет, то почему? (например, на открытом месте крона сосны бывает одинаково пышной).
Подвижные игры «Бездомный заяц».
Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, соблюдая правила игры.
«Следопыт».
Цель: развивать внимание и наблюдательность.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: закреплять умение ориентироваться на участке детского сада, находить предмет по описанию.
Наблюдение № 14
Наблюдение за общественным транспортом
Цели : - закреплять знания об общественном транспорте, знать правила дорожного движения;
Воспитывать интерес к технике и труду взрослых.
Ход наблюдения
Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи
Бегут, бегут по улицам, друг друга обгоняя.
Регулировщик - светофор, как дирижер в оркестре,
Укажет он кому идти, кому стоять на месте.
Наезда можно избежать и столкновенья тоже -
На перекрестках всех дорог наш светофор поможет.
Со светофором я дружу, внимательным бываю,
На красный свет я не хожу, зеленый ожидаю. В. Мирясова
Цели: расширять знания о труде взрослых осенью;
воспитывать уважение к труду. Ход наблюдения
Ветер с листьями играет, Листья с веток обрывает, Листья желтые летят Прямо на руки ребят.
Какие орудия труда нужны дворнику для работы?
Какую работу выполняет дворник осенью?
Для чего нужна работа дворника?
Как мы можем помочь дворнику?
Трудовая деятельность
Пересадка цветущих растений с участка в группу (ноготки, маргаритки). Цели: учить осторожно выкапывать цветок и вместе с землей аккуратно пересаживать в горшочки;
воспитывать любовь к растениям, трудовые навыки. Подвижные игры
Кот и мыши. Цели: продолжать учить соблюдать правила игры;
активизировать двигательную активность. Уголки.
Цель: закреплять ловкость, быстроту бега.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: развивать навыки бросания мяча в цель.
Наблюдение за подорожником
Цели: знакомить с лекарственным растением - подорожником;
развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Почему траву назвали подорожником?
Где лучше его собирать?
Подорожник - многолетнее травянистое растение, встречается почти по всей территории нашей страны, растет около дорог, на полях, по лесным опушкам. Собирать подорожник лучше вдали от дорог, так как проезжающие машины выбрасывают выхлопные газы, содержащие вредные для здоровья вещества. Растения впитывают их. Если с вами случится беда: укусит оса, овод или змея - сомните листок подорожника, приложите его к укусу. Подорожник отсосет яд, обезболит, предупредит появление опухоли. Собирать их можно в период цветения и до увядания.
Его можно сушить. Но только сушить растение надо в защищенном от лучей солнца месте. Сырьем являются листья.
Настой листьев подорожника используют как отхаркивающее средство.
Трудовая деятельность
Уборка участка от сухих веток
Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.
Подвижные игры
Найди, где спрятано.
Цель: учить ориентироваться в пространстве.
Прыгай выше.
Цель: учить действовать по сигналу.
Волк во рву.
Цель: учить прыжкам.
Индивидуальная работа
Развитие движений (в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком): С кочки на кочку, Перейди речку.
Цель: вырабатывать координацию движений.
Наблюдение за легковым автомобилем
Цели: научить понимать значение и функции автомобиля;
закреплять умение определять материал, из которого сделана машина (металл, стекло).
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Машина.)
Для чего нужна машина?
Какие машины едут по нашей улице?
Что удобнее перевозить на таких машинах: людей или грузы? (Людей.)
Как эта машина называется? (Легковая.)
А кто ведет ее?
У машины металлический корпус, стекла предохраняют водителя от ветра и дождя.
Трудовая деятельность
Очистка участка от веток и камней; подготовка земли для посадки рассады.
Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.
Подвижные игры
Мы - шоферы, Послушные листья.
Цели: учить внимательно слушать команды воспитателя;
развивать внимание. Индивидуальная работа
Ходьба по буму и спрыгивание на обе ноги. Цель: развивать чувство равновесия и умение прыгать с возвышенности.
Наблюдение за подосиновиком
Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о грибах, правилах поведения на природе.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.
В лесу осеннем в сентябре
В скучный день дождливый
Вырос гриб во всей красе
Важный, горделивый.
Под осиной его дом,
Шляпа красная на нем.
Многим этот гриб знаком.
Как его мы назовем? (Подосиновик.)
Почему гриб назван подосиновиком? (Потому что он растет под осиной.)
Какой еще гриб получил свое имя от дерева, около которого растет? (Подберезовик.)
Правила поведения в природе
Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе. Трудовая деятельность Окапывание деревьев и кустарников. Цель: воспитывать желание трудиться.
Подвижная игра
Найдем грибок. Цели: учить внимательно слушать команду воспитателя;
развивать внимание, следить за правильностью выполнения задания.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.
Зима: Наблюдаем за работой дворника
Цель - закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда. Воспитать интерес к труду взрослых, желание трудиться.
Ход прогулки
Наблюдение: Обратить внимание детей на работу дворника. Лопата у него широкая, зачем? Предложить детям помочь очистить тротуар, участок площадки от снега. Старшим детям предложить посмотреть, как убирает снег снегоуборочная машина.
Стихи по теме:
Снега прошли немалые,
А все идут, идут...
Дворники усталые
Метут, метут, метут.
Гремят они лопатами
Под тучами лохматыми,
Метелками шуршат.
На улицах, на улках,
В дворах и закоулках
Управиться спешат. (Е. Благинина)
Что делает наш дворник? … (чистит дорожки от снега)
Что у него в руках? … (лопата)
Давайте внимательно понаблюдаем за работой дворника. (дети наблюдают за деятельностью дворника)
Чем ещё кроме лопаты пользуется дворник? … (метлой,совком)
Чем отличается работа лопатой от работы метлой? … (лопатой убираем большой снег, метлой сметаем лёгкий снежок).
Давайте сами попробуем сделать себе веники для уборки снега и мусора. Они должны быть крепкими и аккуратными.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук «ВЕНИЧЕК»
Собрать вместе с воспитателем из прутиков веники, связать их.
Смести снежок с лавочек,из домика.
А смотрите, какая интересная машина помогает дворнику убирать снег? Это снегоуборочная машина.(наблюдаем за работой снегоуборочной машины)
Трудная работа у дворника? … (трудная)
Давайте тоже возьмем лопаты и поможем дворнику убирать снег.Но сначала разомнем наши ручки:
Пальчиковая гимнастика "Снегопад".
Белых хлопьев белый пух плавно и спокойно-Вращают кисть руки.
Над деревьями кружит и над колокольней. -Руки вверх.
Каждый дом и каждый куст греют, одевают- Показывают крышу дома.
Снеговая шубка и шапка снеговая.- Показывают шубку и шапку.
Белых хлопьев белый пух с неба валит валом,- Показывают, как падает снег.
Укрывая белый свет белым одеялом, -Поглаживают одну ладонь другой.
Чтобы слева, впереди, позади и справа Показывают направления.
Сладко спали до весны дерева и травы.-Показывают, как спят.
Это сколько ж наметет снега за ночь-то!- Руки у щек, покачивают головой.
Это как же полетят с горки саночки!- Левой ладонью проводят сверху вниз по правой руке.
А теперь можно приступать к работе! (Дети трудятся лопатами)
Много снега, негде бегать,
На дорожке тоже снег,
Вот ребята вам лопаты,
Поработаем для всех
Как вы думаете, работа дворника нужна людям? … (нужна)
Почему? … (чтобы было чисто, красиво и безопасно вокруг)
Послушайте стихотворение про дворника :
Наш дворник с метлой и лопатой,
В мороз, листопад и пургу.
Сгребает, дорожки песком посыпает,
Детей приучает к труду.
Давайте поблагодарим дворника за его важный и нелёгкий труд. Скажем ему спасибо за то, что у нас чисто в детском саду…
А я предлагаю вам поиграть:
Дидактическая игра :»Чьи инструменты?»(показ карточек с изображением инструментов)
Подвижные игры :»Мороз-Красный нос», »Медведь проснулся»
Ребята, вам понравилось наблюдать за работой дворника? А это нужная профессия? Зачем нам нужны дворники? Почему на дорожках должно быть чисто?
Цели :
- продолжать воспитывать уважение к труду взрослых;
- учить приходить на помощь окружающим.
Ход наблюдения
Обратить внимание детей на убранную территорию. Рассказать им об особенностях работы дворника, ее необходимости людям. Вызвать у детей желание соблюдать чистоту.
Трудовая деятельность
Расчистка площадок от свежевыпавшего снега.
Цели:
- приучать детей помогать взрослым;
- учить правильным навыкам работы с лопатками;
Закреплять умение убирать инвентарь после работы на прежнее место.
Подвижные игры
«Лошадки», «Найди себе пару».
Цель: упражнять в беге, развивать выносливость и ловкость.
Выносной материал
Лопатки, скребки, санки, вожжи, печатки, карандаши, флажки, метелки.
Младшая группа. Март.
Прогулка 12
Наблюдение за природой
Цель:
при знакомстве с деревьями учить постепенно запоминать их, находить отличительные признаки, называть отдельные части.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки. (Березы.)
| |
Младшая группа. Март.
Прогулка 13
Наблюдение за снегирями и свиристелями
Цели:
| Младшая группа. Март.
Прогулка 14
Наблюдение за деревьями в морозный день
Цели:
|
Младшая группа. Апрель.
Прогулка 1
Наблюдение за набуханием почек на деревьях
Цели :
Закреплять умение понимать зависимость объектов и явлений
в природе;
Вызывать радостные чувства.
Ход наблюдения
Посмотреть, как набухают почки на деревьях. Понюхать их, осторожно потрогать руками.
Набухают почки,
Пробиваются листочки,
Начинают муравьи
Поправлять дворцы свои. Г. Ладонщиков
Трудовая деятельность
Удаление поврежденных и сухих веток.
Цель: воспитывать любовь, заботливое отношение к природе.
Подвижные игры
«Ловишки».
Цель: упражнять в быстром беге с увертыванием. «Ровным кругом».
Цель: продолжать учить согласовывать свои движения с движениями товарищей.
Выносной материал
Носилки, грабли, ведерки, совочки, формочки для песка.
Младшая группа. Апрель.
Прогулка 2
Наблюдение за птицами весной
Цели:
| |
Младшая группа. Апрель.
Прогулка 3
Наблюдение за проталинами и зеленой травой
Цель:
закреплять умение понимать зависимость явлений в природе.
Ход наблюдения
Наблюдать за появлением проталин и зеленой травой (где проходит теплотрасса).
Рассмотреть росточки, они нежные, светло-зеленые. Рассмотреть пушистые серебристые почки ивы, срезать несколько веток и поставить в уголок природы. Отгадать загадку «Белые овечки скачут по свечке». (Ветка вербы с цветочными почками.)
Уж верба пушистая
Раскинулась кругом.
Опять весна душистая
Повеяла крылом. А. Фет
Трудовая деятельность
Сбор поломанных веток на участке.
Цели:-
воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым;
| Младшая группа. Апрель.
Прогулка 4
Наблюдение за растениями и кустарниками
Цели:
- закреплять представление о том, что любое дерево и кустарник - живое существо;
- воспитывать бережное отношение к природе. Ход наблюдения
Проверить, как перезимовали деревья. Воспитатель задает детям вопросы.
|
Младшая группа. Апрель.
Прогулка 5
Наблюдение за тополем весной
Цель : расширять знания о том, что деревья и кустарники живые, весной от тепла пробуждаются почки, распускаются листочки.
Ход наблюдения
Рассмотреть толстые ветки тополя, его крупные почки и цилиндрические сережки. Напомнить детям, что в группе у них уже есть листья, которые хорошо пахнут. Спросить: «Почему в комнате на ветках появились листья, а на улице только почки?»
Эти маленькие почки
Распечатает весна.
А пока в них спят листочки
И растут во время сна.
Трудовая деятельность
Уборка снега на участке.
Цель: учить работать в коллективе, добиваться выполнения общими усилиями поставленной цели.
Подвижные игры
«Лошадки».
Цели:
- упражнять в ходьбе с соблюдением равновесия;
- развивать быстроту, ловкость, координацию движений.
«Совушка».
Цели:
Упражнять в быстром беге, лазанье;
Развивать выдержку, организованность в коллективной деятельности.
Выносной материал
Носилки, лопатки, формочки для снега.
Младшая группа. Апрель.
Прогулка 6
Наблюдение за елочкой
Цели:
| |
Младшая группа. Апрель.
Прогулка 7
Наблюдение за насекомыми
Цель:
формировать реалистические представления о природе.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, задает вопросы.
С хоботом, а не слон. Не птица, а летает. Никто не приучает, А на нос садится. (Муха.)
| Младшая группа. Апрель.
Прогулка 8
Наблюдение за транспортом
Цель:
расширять знания о транспорте.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
|
Младшая группа. Апрель.
Прогулка 9
Наблюдение за птицами
Цель : расширять знания о птицах, прилетающих на участок детского сада.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
- Чем воробей отличается от голубя? (Воробей меньше, окрас серый; голубь больше, окрас белый и сизокрылый.)
- Чем отличается крик воробья от крика голубя? (Воробей чирикает «чик-чирик», а голубь воркует «гуль-гуль-гуль».)
- Какую пользу приносят воробьи? (Они поедают вредных насекомых, комаров и мошек.)
Отметить, что голуби ходят по земле, летают, сидят на крыше (иногда на деревьях). Воробьи прыгают - как на пружинках, летают, сидят на деревьях. Предложить детям попрыгать, как воробушки, ипоходить важно, покачивая головой и часто переступая ногами, как голуби.
Трудовая деятельность
Наведение порядка на территории.
Цели:
- приучать детей ухаживать за саженцами, поливать землю во-)
круг деревца; - следить, чтобы дети из других групп не ломали ветки деревьев.
Подвижные игры
«Перелет птиц».
Цели:
- упражнять детей в лазании по лестнице, спрыгивании, беге;
- учить переходить от одного действия к другому;
Развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве.
«Найди такой же листочек».
Цели:
- учить различать листья березы, рябины, клена;
- быстро действовать по сигналу воспитателя.
Выносной материал
Мячи, совочки, ведерки, лейки, скакалки, велосипеды, обручи, гимнастические скамейки.
Младшая группа. Апрель.
Прогулка 10
Наблюдение за собакой
Цель:
расширять знания о животном мире.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост - колечком. (Собака.)
| |
Младшая группа. Май.
Прогулка 1
Наблюдение за состоянием природы
Цели:
~
формировать представление о состоянии природы весной (тепло, много зеленой травки, цветов; летают бабочки, жуки; дети легко одеты и играют с песком и водой);
| Младшая группа. Май.
Прогулка 2
Экскурсия в лес
Цели:
|
Младшая группа. Май.
Прогулка 3
Наблюдение за солнцем
Цели :
Формировать представление о том, что когда светит солнце - на улице тепло;
Поддерживать радостное настроение.
Ход наблюдения
В солнечный день предложить детям посмотреть в окно.
Смотрит солнышко в окошко, Смотрит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладошки, Очень рады солнышку.
Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду, ит солнышко и тепло. Солнце огромное, раскаленное. Обогревает всю землю, посылая ей лучи. Вынести на прогулку маленькое зеркало и сказать, что солнце послало свой лучик детям, чтобы они Поиграли с ним. Навести луч на стену. Солнечные зайчики играют
на стене. Поманить их пальчиком, пусть бегут к тебе. Вот он, светленький кружок, вот, вот, левее, левее. Убежал на потолок. По команде «Ловите зайчика!» дети пытаются поймать его.
Трудовая деятельность
Сбор камней на участке.
Цель: продолжать воспитывать у детей желание участвовать труде.
Подвижные игры
«Мыши в кладовой». Цели:
- учить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга;
- двигаться в соответствии с текстом;
- быстро менять направление движения.
«Попади в круг».
Цели:
- совершенствовать умение действовать с предметами;
- учить попадать в цель;
- развивать глазомер, ловкость.
Выносной материал
Мешочки с песком, мячи, обручи, мелкие игрушки, формочки, печатки, карандаши, ведерки, совочки.
Младшая группа. Май.
Прогулка 4
Весна в жизни лесных зверей
"Цель:
расширять представления о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время: трогаются в рост деревья, просыпаются животные (медведь, еж), насекомые, которые зимой спали; все устраивают свой гнезда, норы, выводят потомство.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
| |
Младшая группа. Май.
Прогулка 5
Чем питается божья коровка?
Цель:
рассказать о том, что жучок - хищник, поедает очень маленьких букашек (тлю).
Ход наблюдения
Воспитатель организовывает наблюдение различными способами. Например, предлагает детям найти такие растения, на которых есть тля и божьи коровки, или помещает часть растения в прозрачный сосуд и пускает в него одного-двух жучков. В процессе беседы уточняет, что хищник - это всякое животное (крупное или мелкое), которое питается другими животными.
Трудовая деятельность
Уборка территории.
Цель:
учить работать в коллективе, добиваться выполнения об- усилиями поставленной цели.
Подвижные игры
«Найди свой цвет».
Цели:
| Младшая группа. Май.
Прогулка б
Экскурсия «Зеленый детский сад»
Цели:
|
Младшая группа. Май.
оксана королева
Прогулка в подготовительной группе «У дворника в гостях»
Конспект организации и проведения прогулки с детьми подготовительной к школе группы
«Наблюдение за трудом дворника »
Выполнила воспитатель
первой квалификационной категории
МБДОУ Центр развития ребенка –
детский сад №127
Королева Оксана Григорьевна
Цель :формировать интегративные качества личности ребенка (любознательный, эмоционально-отзывчивый, физически-развитый) через структурные компоненты прогулки .
Образовательные задачи :
1. Закреплять знания детей об осени, ее приметах
2. Активизировать словарь по темам «Инвентарь» , «Профессии» .
3. Формировать знания о содержании работы дворника .
4. Способствовать умению отвечать на вопросы полными, развернутыми ответами.
5. Развивать умение словообразования.
(ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ,ТРУД, БЕЗОПАСНОСТЬ)
Развивающие задачи :
1. Познакомить детей со способамиприменения предметов труда в соответствии с их предназначением (метла-для подметания дорожек, грабли-для сгребания листьев в кучу, лопата-для перекладывания мусора в тележку).
2. Развивать умение переживать свои чувства, вызванные посредством преподнесения художественного слова, представления поэтических образов.
3. Способствовать развитию умения детей наблюдать за объектом (дворником , отвечать на вопросы воспитателя.
4. Развивать умение словообразования.
(ТРУД, КОММУНИКАЦИЯ,ЧТЕНИЕ ХУД. ЛИТЕРАТУРЫ)
Воспитательные задачи :
1. Воспитывать уважительное отношение к людям труда.
2. Вызывать желание оказывать посильную помощь взрослым в работе.
(ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ)
Методические приемы :
1. Художественное слово.
2. Сюрпризный момент.
3. Вопросы поискового характера.
4. Хоровые и индивидуальные ответы.
5. Поощрение детской самостоятельности и активности.
Предварительная работа :
1. Организация непосредственной образовательной деятельности по темам «Осень - золотая пора» и «Профессии» .
2. Рассматривание альбома «Осенний сад» .
3. Беседа о людях неквалифицированного труда (санитар, дворник , разносчик газет, вахтер, курьер, сторож).
4. Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?» .
5. Дидактическая игра «Что умеет санитар (курьер и т. д. ?».
6. Предварительная беседа воспитателя с дворником о предстоящей прогулке .
Материал к прогулке :
1. Игрушки и формы для игр с песком.
2. Шапочка кота для подвижной игры «Кот и птицы» .
3. Инвентарь, соответствующий детям по возрасту и росту.
4. Скакалки, обручи, веревки,бубен,мячи.
Индивидуальная работа :
1. Предъявлять способ правильно и аккуратно сгребать листья в кучу, используя детские грабли, Семену Н., Алеше Б., Артему Ц.
2. Привлекать к совместному труду на участке Кирилла В. и Егора К.
3. Предложить скучающему ребенку бессюжетные игры с предметами : «Поймай мяч» , «Перекинь мне мяч через веревку» и др.
Ход прогулки:
Слова и действия воспитателя Слова и действия детей
Воспитатель приглашает детей подойти к живописному участку детского сада.
В. -Ребята, посмотрите вокруг! Какой вам кажется природа?
Д. - Природа вокруг красивая.
Деревья стоят нарядные, красочные.
Разноцветные листья радуют взгляд : желтые, красные, оранжевые.
В. -Так и вспоминаются слова поэта, написавшего строки :
Унылая пора, очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса!
Люблю я пышное природы увяданье!
Почему в стихотворении слышны грустные ноты настроения?
Д. - Поэту грустно, потому что осень скоро закончится, листья опадут, и наступит долгая холодная зима.
В. - Так красочно и в то же время скромно отзывался поэт об осени. Но с приходом красавицы –Осени, ее чудных красок и богатого урожая у взрослых появилось много хлопот. Каких?
Д. - Сбор урожая, заготовки на зиму, уборка в саду.
В. - У меня для вас сюрприз. Я приглашаю вас в гости к одному очень занятому осенними хлопотами человеку. А кто это, вы догадаетесь сами. Пойдемте!
Воспитатель вместе с детьми проходит вглубь территории детского сада и останавливается недалеко от работающего дворника .
В. -Ребята, у нас с вами есть возможность понаблюдать за этим интересным человеком. Что он делает? Во что он одет? Чем он пользуется в своей работе?
Дети отвечают на вопросы. Воспитатель следит за тем, чтобы ответы были полные, развернутые, индивидуальные.
В. - Вы, конечно, догадались, профессия этого человека -…
Д. - Дворник (хоровой ответ)
В. - Как вы думаете, от какого слова образовалось слово «дворник » ?
Д. - Двор . (хоровой ответ)
В. -А какие еще профессии вы можете назвать? (Воспитатель напоминает, что отвечать нужно по очереди.) Дети называют разные профессии.
В. - Как много разных важных профессий! А, может быть, профессия дворника вовсе не нужна ? Подумаешь,дорожки подметать-велика ли заслуга? Предположения детей.
В. - А чтобы ответить на этот вопрос, подойдем поближе и познакомимся с нашим дворником .
Подходят ближе. Здороваются. Знакомятся.
В. - У нас с ребятами сложилось впечатление, что работа дворника очень легкая , у Вас все так ловко получается.
Дв.: Это только так кажется. На самом деле нужно утром рано встать, пока все еще спят. И до прихода детей и взрослых в детский сад подмести дорожки, а зимой очистить их от снега. Пока ребята в группе , нужно навести порядок на участках. Надо иметь много сил, чтобы работать целый день.
В. - В. А., мы убедились, что вы в своей работе применяете орудия труда. А без них нельзя обойтись?
Дв.: Давайте спросим у ребят, как они думают.
Дв.: Правильно многие из вас думают, что нельзя дворнику обойтись без инвентаря.
В. - Ребята, я предлагаю вам разгадать мои загадки.
Я буду описывать орудие труда, а вы отгадывать его название.
В. А. проверит, правильно ли вы называете предметы труда.
Этот предмет служит для подметания дорожек. (Метла)
Этот предмет нужен для сгребания листьев в кучу. (Грабли)
Этим предметом подравнивают кустарники и обрезают сухие ветки. (Секатор)
Она служит для рыхления почвы. (Мотыга, тяпка)
Ими накладывают мусор в тележку. (Вилы)
Ну, и, конечно, то, в чем дворник вывозит мусор . (Тележка)
Как одним словом назвать все перечисленные орудия труда (Инвентарь)
Дв. -Молодцы!
В. - Представьте, что дворников бы не было . Что бы тогда было?
Д. - На улицах было бы грязно, везде валялся бы мусор, вместо парков появились бы заросли деревьев и кустарников и т. д.
В. - А теперь скажите, важна ли профессия дворника ?
Д. -Важна, потому что дворник очищает дорожки от снега и листьев, убирает мусор с площадок, подрезает кустарники и т. д.
В. - Правильно : важна, нужна и трудна.
Так, может быть, мы поможем В. А. справиться с уборкой участка?
В. - Только помните, что во время работы с орудиями труда нужно быть осторожными, чтобы самим не пораниться и другим не причинить вред. Необходимо для работы надеть перчатки. Как вы думаете, зачем?
Д. - Чтобы не попали занозы под кожу ладоней, если рукоятки шершавые. И чтобы не было мозолей.
В. - А после уборки нужно убрать инвентарь на место.
Нескольким детям предлагаются детские грабли, лопата, маленькие метелки. Проводится совместная трудовая деятельность детей и взрослых. Воспитатель следит за осторожностью детей в работе с предметами труда, показывает, как правильно держать в руках метлу, грабли, лопату, способы действия с ними. Дети по указанию воспитателя подметают дорожку на участке, сгребают листья в кучу, накладывают их в тележку. Трудовая деятельность занимает 10-15 мин., при этом дети уступают предметы труда другим ребятам.
В. - Предлагаю отдохнуть! Давайте уберем инвентарь на место и поиграем в (дидактическую) игру «Что умеет дворник ?» .Дети охотно соглашаются поиграть, отдают орудия труда дворнику или относят в условленное место. Собираются вокруг воспитателя.
За правильные и полные ответы я раздаю фишки.
В. -Тот, кто наберет фишек больше, будет ведущим в следующей игре. Итак, что умеет делать дворник ? Предполагаемые ответы детей
(дворник подметает , чистит дорожки, убирает двор , сгребает листья в кучу, вывозит мусор и т. д.).Тому, кто набрал больше фишек, надевается на голову шапочка кота для подвижной игры «Кот и птицы» .
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
Дворник благодарит детей за помощь и выражает уверенность в том, что они вырастут чуткими, трудолюбивыми людьми.
Воспитатель следит, чтобы никто не скучал и был занят. Дети объединяются парами, группами по интересам . Используют различный выносной материал.
Ближе к концу прогулки собирает детей возле себя, подводит итог прогулки , благодарит детей за совместный труд и предлагает всем вместе собрать игрушки и отправляться в группу . Дети идут за воспитателем, встают полукругом лицом к нему.