Мы постараемся привести ряд доводов, совершенно очевидных, но возможно все же стоит поговорить о них отдельно.

Часто приходится слышать о том, что дети играют потому, что им это нравится. Это действительно так. Детям правда нравятся физическая и эмоциональная составляющие игры. Со своей стороны, мы можем оказать им содействие в том, что будем предоставлять для этого все необходимое, а также какие-то новые идеи. Но мне кажется, что лучше с этим не переборщить, так как дети способны сами находить себе самые разные объекты и с легкостью придумывать новые игры. Они правда это очень любят.

Обычно принято считать, что дети как-то «отреагируют ненависть и агрессию» в игре, как если бы агрессия была чем-то нехорошим, от чего можно избавиться. Отчасти это действительно так, поскольку сдерживаемые чувства и последствия негативного опыта могут восприниматься ребенком, как нечто отрицательное у него самого. Но более важным будет обратить внимание на следующий существенный момент. Для ребенка действительно ценно то, что свою ненависть или агрессивные импульсы он может проявлять в знакомом для него окружении, когда это окружение не ответит ему тем же (ненавистью и насилием). Хорошее окружение - и ребенок это почувствует - должно уметь выдерживать агрессивные чувства, если они выражаются в более или менее приемлемой форме. Следует признать то, что агрессию испытывают все дети, и ребенок почувствует определенную ложь, если это будет как-то скрываться и отрицаться.

Агрессия может доставлять удовольствие, но она неизбежно связана с реальным причинением боли кому-либо или же это происходит в воображении, так что ребенок не сможет избежать определенных последствий агрессии. Отчасти это происходит с самого начала, когда ребенок должен следовать определенным правилам, выражая агрессивные чувства в игре, а не только в те моменты, когда он испытывает злость. Другим способом выражения агрессии может быть деятельность, имеющая, в конечном счете, некую конструктивную цель. Но все это достигается лишь постепенно. Также следует отметить и то, как это может восприниматься другими людьми, если ребенок будет выражать свои чувства в игре, а не в те моменты, когда он испытывает гнев. Нам, конечно же, могут не нравиться какие бы то ни было проявления злости или же если как-то иначе нам причиняют боль, но мы не должны игнорировать всего того, что лежит в основе самодисциплины, если говорить о злости.

То, что ребенок играет ради удовольствия, ни у кого не вызывает сомнений. Гораздо сложнее увидеть в игре ребенка то, что таким образом он пытается справиться с тревогой или же с чем-то таким, что может привести к тревоге, если это не контролировать.

Тревога всегда является очень важным моментом в игре ребенка, и зачастую это существенный момент. Чрезмерная тревога часто приводит к компульсивной и однообразной игре или же искусственному поиску удовольствий, которые ребенок пытается получить в игре. И если тревога очень сильна, тогда игра превращается в явное отреагирование тех чувств, с которыми ребенок не справляется.

Мы не будем здесь подробно останавливаться на том, что многие детские игры связаны с тревогой. Нам важно посмотреть, как это происходит на практике. Разница лишь в том, что если ребенок играет ради удовольствия, то мы можем попросить его прерваться, но если игра связана с тревогой, мы не можем вывести ребенка из игры, не причинив ему страданий. И тогда тревога может проявиться с еще большей силой или же появятся какие-то иные способы защиты против тревоги (например, мастурбация или фантазирование).

Через игру ребенок получает некий опыт. Игра представляет собой значительную часть его жизни. Вообще игра - это огромная часть жизни ребенка. У взрослого может быть богатый внешний и внутренний опыт, ребенок же все это получает в основном из игры и фантазий. Так же как в процессе жизни формируется личность взрослого, точно так же это происходит и у детей через их игру, а также благодаря всевозможным выдумкам в игре других детей и взрослых. В игре ребенок обогащается и постепенно учится видеть все многообразие внешнего реального мира. Игра есть некое постоянное подтверждение креативности, что говорит о жизненных силах ребенка.

Взрослые могут также посодействовать этому процессу, признавая то огромное место, которое занимает игра, а также обучая детей всевозможным традиционным играм, при этом никоим образом не ограничивая или не нарушая изобретательности самого ребенка.

Сначала ребенок играет один или с матерью. Другие дети ему пока не нужны как товарищи по игре. В значительной степени именно через игру, в которой другим детям отводятся заранее определенные роли, ребенок соглашается с тем, что эти другие люди так же независимы, как и он. У детей все происходит в общем-то так же, как и у взрослых. Одни с легкостью заводят себе друзей и имеют много врагов, в то время как другие могут годами оставаться одни, и единственный вопрос, который иногда может у них возникать, почему же их никто не замечает. В игре у детей появляются друзья и враги, в то время как вне игры им не так легко заводить себе новых друзей. Игра - это некая организация, в которой зарождаются эмоциональные отношения и развиваются всевозможные социальные контакты.

Игра, как и всевозможные игровые формы и религиозные практики, так или иначе способствует некоему объединению и общей личностной интеграции. Так, например, в игре нетрудно увидеть связь человека с внутренней реальностью, которая связана и с реальностью внешней.

Если же посмотреть на этот невероятно сложный вопрос иначе, то мы увидим, что именно в игре ребенка можно увидеть некую связь между его идеями и телесным выражением. В этой связи мне кажется целесообразным проследить корни мастурбации или отметить какие-то иные проявления и сравнить все это с истинной игрой, в которой осознаваемые и бессознательные импульсы, наряду с соответствующим телесным выражением, либо временно приостанавливаются, либо ребенок как-то приспосабливает их к игровому контексту.

Когда мы видим мастурбирующего ребенка, в компульсивности которого совершенно точно нет никаких фантазий или же, с другой стороны, перед нами ребенок, в компульсивном фантазировании которого явно отсутствует какое-то локализованное или общее телесное возбуждение, мы это относим к вполне естественным проявлениям, которые можно видеть в игре, объединяющей в себе эти два важнейших аспекта (телесное функционирование и всевозможные фантазии). Игра является некой альтернативой выражению чувств, когда ребенок пытается сохранить некую целостность. Хорошо известно, что когда тревога достаточно высока, в чувствах можно увидеть некую компульсивность, и тогда игра становится невозможной.

Точно так же, как и в случае с ребенком, у которого связи с внутренней реальностью рассогласованы с реальностью внешней, - иными словами, в личности которого можно увидеть серьезное расщепление, - нормальная игра (подобно тому, как мы вспоминаем свои сны, а потом их рассказываем) является тем, что может привести к личностной интеграции. Ребенок с таким серьезным расщеплением личности не может играть или не может играть в те игры, в которые играют обычные дети. На сегодняшний день (1968 г.) я бы добавил к этому следующие комментарии:

  1. по своей сути игра представляет собой нечто креативное;
  2. игра всегда интересна, поскольку она связана с некими неопределенными границами между субъективным и объективным;
  3. игра происходит в потенциальном пространстве между ребенком и его материнской фигурой. В этом потенциальном пространстве необходимо учитывать различные изменения, когда ребенок, который находится в слиянии с матерью, в то же самое время начинает отделяться от нее;
  4. игра развивается в этом потенциальном пространстве, когда ребенок должен пережить сепарацию без сепарации как таковой, а это становится возможным, потому что данная ситуация, когда он находится в состоянии слияния с матерью, заменяется адаптацией матери к потребностям ребенка. Иными словами, игра имеет отношение к некоему жизненному опыту ребенка, который начинает доверять материнской фигуре.

Игра может выполнять функцию самовыражения точно так же, как и одежда у взрослых. Игра так же, как и речь, выдает наши мысли - я имею в виду более глубинные вещи. Известно, что подавленное бессознательное мы стараемся по возможности скрыть, но во всем остальном бессознательное - это нечто такое, что любому человеку не помешало бы знать, а игра, как и сновидения, выполняет функцию самораскрытия.

В психоанализе маленьких детей коммуникация через игру используется вместо бесед со взрослыми. Часто можно видеть, насколько велика вера трехлетнего ребенка в то, что мы поймем его, так что психоаналитику порой бывает сложно оправдать ожидания ребенка. И тогда разочарование ребенка может быть огромным. Поэтому психоаналитик должен сделать все возможное, чтобы попытаться понять, что же ребенок пытается донести до нас через игру.

Надо сказать, что более старшие дети уже утратили иллюзии, поэтому какое бы то ни было недопонимание не будет иметь для них такие серьезные последствия. Тем не менее, все дети (и даже некоторые взрослые) так или иначе продолжают верить в то, что их поймут. В своей игре мы всегда стремимся найти выход к бессознательному. У маленьких же детей мы сталкиваемся с наивной честностью, что сначала вызывает наше умиление, а потом дает более зрелые ростки.

«Занятия и игры с водой не ставят задачу вырастить будущего Энштейна. Но именно в этих играх реализуется ребенок.»

Как уже не раз говорилось, раннее развитие — это, прежде всего, создание благоприятных условий для развития потенциала малыша. Вода, как особый естественный, пластичный, гибкий и безопасный материал, обладает колоссальными возможностями для развития ребенка, а игры с водой, бесспорно могут стать таким условием.

Фото © Babybug Blog

Дети получают большое удовольствие от игр с водой. В воде они любят плескаться, наполнять и опорожнять сосуды, пускать по воде и топить в ней различные предметы. Игры с водой не только увлекают малышей, но и дают возможность лучше узнать окружающий мир неживой природы: самому изучить свойства такого универсального материала как вода. Любому ребенку игра с водой доставляет огромное удовольствие. Вода притягивает как магнит!

Игры с водой - это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми. Она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует , расслаблению. С другой стороны, она может не просто заинтересовать, но и развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей.

Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание, заполнение емкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью. А для малышей ясельных и младших групп такие игры являются, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.

Для малыша, еще слабо владеющего речью, емкость с водой становится своеобразным театром одного актера, сценой его внутреннего Я. Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.

Все так или иначе способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз-рука». Это также является показателями общего физического и двигательного развития. Наряду с развитием тактильных ощущений, координации пальцев рук дети учатся прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, памяти, произвольного внимания. Но главное - малыши получают первый опыт рефлексии (самоанализа).

Игры с водой - это почти универсальный способ формирования способности к наблюдению и развития навыков исследовательского поведения ребенка. Только в этом случае ребенок постепенно может научиться строить умозаключения на основе наблюдения и личного опыта, высказывать суждения.

Знакомясь с многообразными свойствами воды, ребенок расширяет свои представления об окружающем мире, учится ориентироваться в разнообразии свойств и отношений.

Фото © Step2

В чем же состоит их особая ценность для развития ребенка?

  • они существенно усиливают желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать, работать самостоятельно, воспитывают любознательность, формируют способность к наблюдению и навыки исследовательского поведения;
  • развивают тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта», учат прислушиваться к своим собственным ощущениям;
  • способствуют более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций, речи и моторики;
  • совершенствуют предметно-игровую деятельность, что в дальнейшем влияет на сюжетно-ролевую игру, развивают навыки социального партнерства, взаимодействия с окружающими, формируют коммуникативные и личностные качества;
  • помогают ребенку стать активным деятелем, осознать позицию равного партнера, а не просто наблюдателя, почувствовать себя исследователем и открывателем, учат поиску;
  • создают благоприятную основу для развития эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Как мы видим, возможности воды для развития ребенка безграничны.

Особая ценность, на мой взгляд, состоит в том, что перенос традиционных занятий с детьми в «водную среду» дает несравненно больший воспитательный, образовательный и, конечно, развивающий эффект, нежели стандартные формы обучения.

А самое главное, игры с водой делают процесс обучения малышей естественным, ненавязчивым, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым.

Из книги «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома»

Елена Баранова «Развивающие занятия и игры с водой»

Купить в Лабиринт.ru

В возрасте от года до полутора малыш начинает внимательно изучать вещи, которые его окружают. Ребенок играет с предметами, бросает их на пол, пробует на вкус, рассматривает. Тут все имеет значение, поскольку каждое из этих маленьких открытий необычное и захватывающее.

Через некоторое время, малыш отойдет от такого экспериментирования к вдумчивому и осмысленному обращению с вещами и игрушками. Он все постигает методом проб и ошибок, вследствие чего, как известно и рождается опыт. Ведь на ложке, например, не написано, как ей пользоваться. Поэтому сначала ребенок постучит ею по мебели, будет размахивать, бросать, а потом уже, по примеру старшего поколения, попробует ею принимать пищу.

Период первых открытий

В возрасте от года до полутора лет малыши учатся приспосабливаться к новому миру. В этот период ваш ребенок осуществит первое открытие типа, как можно протянуть игрушку сквозь узкую щель или как открыть дверь шкафа, если ручка слишком высоко или еще что-то в этом роде. И ежедневно таких открытий будет становиться все больше. Если в прошлом ребенок просто производил определеные действия, изучая, что происходит с предметом, то теперь он все чаще фантазирует и изобретает новые способы обращения с предметами.

От полутора до двух лет ваш ребенок обреете еще много новых навыков: он впервые начнет, запомнив действия, которые принесли ему удовольствие, снова и снова воспроизводить их. Ребенок без устали будет раз за разом давать вам мнимое невидимое лакомство, чтобы в следующий раз услышать слова благодарности. Малыш уже умеет воображать определенные вещи и взаимодействовать с этими мнимыми образами.

Теперь малыш осваивает подчас достаточно сложные задания не методом проб и разочарований, а с помощью мыслительного процесса. Ребенок активно развивается и познает окружающую среду. И наилучший для этого метод - это игровой процесс. Через нее ваш ребенок открывает свойства окружающих предметов и усваивает систему социальных ролей, учится владеть своим телом, устанавливает количественные и качественные соотношения между, осваивает навык представления себя в пространстве и др.



Игровой процесс

Игра - это наилучший метод воспитания и учебы ребенка. Если вы хотите развить его способности, научить думать, понимать язык взрослых, фантазировать, обращаться с разными предметами, - играйте с малышом как можно чаще.
А какие предметы для этого нужны? Прежде всего, это "традиционный" набор игрушек, которыми играли и вы в детстве: кубики, пирамидки, мозаика. Они помогают развитию восприятия, внимания, мышления, речи ребенка. Через них ребенок начинает усваивать понятие формы (круглый, квадратный), соотношения размеров (большой - маленький, больший, меньший, самый маленький), учится различать цвета.
Пирамидка. Ее разновидность необходима тем сложнее, чем старше малыш. Научите ребенка играть ею. Покажите, что кольца можно снять и одеть обратно на стержень. Желательно, чтобы вы комментировали свои действия вслух.

Кубики. Кубики - прекрасный строительный материал для башен. Их можно возводить, разрушать, строить опять. Знаете ли вы, насколько это трудно, когда тебе год или полтора! И кубики также могут быть разной величины и цвета, как и кольца пирамидки. Со временем учите ребенка использовать их для строительства кукольных домиков, ступенек, кроватей или стульев. Покажите, как можно играть куклой и мебелью из кубиков.

Картинки. К концу второго года малыш уже узнает изображение знакомых предметов на рисунках. Вы можете воспользоваться открытками или рисунками с изображениями животных, сюжетами сказок. Для этого наклейте картинку на картон и разрежьте на несколько частей одинаковой формы. Пусть малыш сложит картинку, подобрав пару из 3-4 половинок других. А еще можно отгадывать, что нарисовано на картинке, воспользовавшись теми же таки половинками. Так ваш ребенок будет осваивать навык сопоставлять целое и части.

Африканские дети к концу первого года жизни обгоняют европейских по уровню психического и физического развития. Это обнаружила француженка Марсель Же Бер еще в 1956 году, проводя исследования в Уганде.

Причина этой разницы в том, что африканский ребенок не лежит в кроватке или в коляске. Он с рождения находится у маминой груди, привязан к ней платком или куском материи. Ребенок познает мир, постоянно слыша ее голос, ощущая себя под защитой материнского тела. Именно это чувство безопасности помогает ему быстрее развиваться.

Но в дальнейшем европейские дети обгоняют своих африканских ровесников. И этому тоже есть объяснение: около года их вытаскивают из колясок и дают им возможность играть. А дети в африканских странах рано начинают работать. В этот момент заканчивается их детство и останавливается их развитие.

Что происходит сегодня?

Вот типичная материнская жалоба:

«Ребенку 6 лет, и он совсем не хочет учиться. В детском саду он не высиживает за партой даже двух занятий, а всего их 4-5 каждый день. Когда он играет? Ну ведь у них в саду вся деятельность игровая, они там в тетрадках звездочки рисуют, это же игра. Но он много болеет. Ходит три дня в сад, а потом неделю сидит дома, и догоняем программу детского сада. А вечером у него кружки, хореография, уроки английского…»

Бизнес-консультанты говорят: «Рынок смотрит на ваших детей с двух лет». Они должны успеть пройти подготовку, чтобы попасть в три года в нормальное элитное заведение. А в шесть вы должны проконсультироваться у специалиста, чтобы определиться с профессией. Иначе ваш ребенок не встроится в этот конкурентный мир.

В Китае современные дети учатся с утра до ночи. И мы тоже движемся в эту сторону. Наши дети не очень хорошо ориентируются в пространстве, не умеют играть и потихоньку превращаются в африканских детей, которые в три года начинают работать.

Сколько длится детство наших детей?

С другой стороны, современные исследования антропологов и нейробиологов показывают, что детство и отрочество становятся более растянутыми.

Сегодня периодизация подросткового возраста выглядит так:

11–13 лет – предподростковый возраст (хотя у современных девочек месячные начинаются раньше, чем у предыдущих поколений, в среднем – в 11 с половиной лет);

13–15 лет – ранний подростковый возраст

15–19 лет – средний подростковый возраст

19–22 года (25 лет) – поздний подростковый возраст.

Получается, что детство продолжается сегодня до 22–25 лет. И это хорошо, поскольку люди живут все дольше и медицина быстро развивается. Но если ребенок уже в три года заканчивает играть и начинает учиться, сохранится ли его энтузиазм к моменту окончания школы, когда самое время начинать взрослую жизнь?

Поколение геймеров и 4 «К»

Сегодняшний мир компьютеризован, и на наших глазах выросло первое поколение геймеров. Они уже работают. Но психологи заметили, что у них совсем другая мотивация. Предыдущие поколения работали из чувства долга и потому что «так правильно». Мотивация молодых – увлеченность и вознаграждение. Работать из чувства долга они не видят смысла, им это скучно.

Лет через двадцать в мире останутся одни творческие профессии, остальное будут делать роботы. Это значит, что те знания, которые дает сегодня школа, им практически не пригодятся. А пригодятся те навыки, которые мы им дать не можем. Потому что мы не знаем, что им точно надо, или не имеем этих умений.

Мотивация молодых – увлеченность и вознаграждение. Работать из чувства долга они не видят смысла, им это скучно

Но наверняка известно, что им понадобится способность играть, особенно играть в командные игры. Ибо творческие профессии предполагают игру. И получается, что, отдавая ребенка во всякие развивающие кружки и секции, мы лишаем его того единственного навыка, который ему точно понадобится в будущем, – мы не даем ему возможности играть, проигрывать важные процессы и тренироваться на них.

Корпорации, работающие с образованием будущего, называют 4 «К» современного образования:

– креативность

– критическое мышление

– коммуникация

– кооперация

Тут и в помине нет математики, английского и других школьных предметов. Все они становятся лишь средством, помогающим нам научить детей этим четырем «К». Ребенок, обладающий навыками четырех «К», адаптирован к сегодняшнему миру. То есть он легко определяет недостающие ему умения и легко их добирает в процессе учебы: нашел в интернете – прочитал – понял, что с этим делать.

Компьютерная игра – это игра?

У педагогов и психологов есть два подхода к процессу геймификации:

1. Компьютерная зависимость ведет к тотальной потере связи с реальностью , и нам нужно бить тревогу. Потому что они живут в модуляторах реальности, забывают, как общаться, не умеют реально что-то делать руками, но делают в три клика то, что нам кажется очень сложным. Например, настроить только что купленный телефон. Они теряют связь с нашей реальностью, но зато у них есть связь с той реальностью, которая нам недоступна.

2. Компьютерные игры – это реальность будущего . Там ребенок отрабатывает навыки, необходимые для будущей жизни. Он играет с кем-то в Сети, а не сидит в одиночестве.

Агрессию ребенок тоже выражает в играх, поэтому в наши дни резко снизилась подростковая преступность. Возможно, современные дети меньше играли бы в компьютерные игры, если бы у них было с кем общаться в жизни. Компьютерные игры заменили те ролевые игры, в которые играли дети предыдущих поколений.

Есть одно отличие: в компьютерной игре реальность задают не сами игроки, а создатели игр. И родители должны понимать, кто делает эту игру и какой смысл он туда вкладывает.

Сегодня можно легко найти игры с психологическими нарративами, которые вынуждают ребенка думать, принимать решения, делать моральные выборы. Такие игры дают полезные психологические знания, теории и способы жизни. Старшие поколения получали эти знания из сказок и книг. Наши предки учились на мифах, на священных книгах. Сегодня психологические знания и теории переводятся в компьютерные игры.

Во что играют ваши дети?

Обычные ролевые игры, тем не менее, занимают важное место в жизни наших детей. И на основании базовых, архетипических сюжетов создаются и компьютерные игры.

Обратите внимание, в какие игры особенно любят играть ваш ребенок. Если он «зависает» на одной конкретной игре, значит, отрабатывает там недостающие ему навыки, восполняет дефицит каких-то эмоций. Подумайте, какой смысл заложен в этой игре? Чего ребенку не хватает? Признания? У него нет возможности выплеснуть свою агрессию? Он пытается поднять свою самооценку и у него нет шансов повысить ее другим способом?

Давайте рассмотрим, в чем смысл некоторых популярных ролевых игр.

Игра в доктора

Помогает отрабатывать самые разные страхи и саму технологию похода к врачу, процесса лечения.

Доктор – это такой человек, которого слушается мама. Он важнее мамы. Поэтому возможность поиграть в доктора – это еще и возможность поиграть во власть.

Кроме того, игра в больницу позволяет ему легитимно обследовать свое тело и тело товарища, а также домашних животных.

Если ребенок особенно настойчиво и регулярно манипулирует с воображаемыми медицинскими предметами – ставит клизмы, капельницы, то очень возможно, что он пережил уже опыт медицинского насилия. Дети плохо видят разницу между страданием от болезни и страданием от процесса лечения.

Игра в магазин

Игра в ресторан

В этой игре ребенок отрабатывает, прежде всего, свои отношения с мамой. Ведь ресторан – это приготовление еды, кухня, а кто самый главный повар в доме? Конечно, мама.

И в процессе «готовки» или приема гостей ребенок пытается с ней конкурировать, контролировать ее. Кроме того, он может безбоязненно проиграть самые разные чувства, которые испытывает к маме. Например, выразить свое недовольство, сказав, например, ей: «Фи, мне не нравится, у вас муха в стакане». Или тарелку случайно уронить.

Дочки-матери

Расширение ролевого репертуара. Можно побыть мамой, «отомстить» маме, взять реванш, наработать навыки заботы о других и о себе самом.

Потому что в дальнейшем девочке придется быть мамой не только для своих детей, но и для самой себя. Отстаивать свое мнение перед другими людьми.

Игра в войнушку

В этой игре можно попробовать быть агрессивным, учиться защищать свои права, свою территорию.

Символически – это представление внутреннего конфликта в игровой форме. Две армии, как две части психической реальности, сражающиеся между собой. Победит одна армия или две армии смогут договорится между собой? Ребенок отрабатывает технологии разрешения внутренних и внешних конфликтов.

Прятки

Многие взрослые сегодня не умеют играть со своими детьми. Взрослым скучно, еще и потому, что они не понимают смысла их действий. Но, как видите, смысл в ролевых играх заложен огромный. Здесь указаны лишь некоторые значения этих игр. Когда родители понимают, что, сидя рядом с ребенком и подавая возгласы «ох!» или «ах"» или двигая солдатиков, они повышают его самооценку или способствуют разрешению внутренних конфликтов, их отношение к игре меняется. И они сами начинают охотнее играть. Родители, играющие со своими детьми каждый день, делают для развития своего ребенка очень важную работу и получают заодно удовольствие.

Из выступления Анны Скавитиной на Международной практической конференции «Психология: вызовы современности», которая состоялась в Москве 21-24 апреля 2017 года.

Об авторе

– детский аналитик, член Международной ассоциации аналитической психотерапии (IAAP).

То, с чем играет твой ребенок, может определить его судьбу. Стоит ли отнимать у мальчика помаду и автомат Калашникова?

Гай Серегин

Пока остается открытым вопрос: выбирает ли ребенок игрушки исходя из собственных, пока скрытых, предпочтений или эти предпочтения возникают как раз оттого, что ему чаще всего покупают игрушки именно данного вида.

Психологи в целом дают утвердительный ответ на оба варианта. С их точки зрения, человек составляет представление об окружающем мире и своем месте в нем довольно рано: к пяти-шести годам его мировоззрение уже фактически сформировано. Это именуется термином «импринтинг». Именно благодаря импринтингу большинство людей так консервативны. Вот как все происходит.

Новорожденный появляется на свет совершенным инопланетянином и доверчиво принимает условия новой игры. «Ах, вот как у вас тут все интересно устроено! Собачка говорит «ав-ав», киса говорит «мяу-мяу», а папа говорит «Дайте мне яду и пять минут покоя». По небу плывут белые подушки, в лесу растут елки и живут медведи, дворник дядя Петя смешно пахнет, а девочек нужно бить лопаткой по голове, потому что они дуры и ябеды». Пять-шесть лет знания о мире текут в нашу голову широким потоком, после чего мы говорим: «Ну хватит, я понял все ваши странные правила, давайте же теперь играть по-настоящему!» Отныне все новые идеи с трудом будут встраиваться в прочную систему базовых, импринтинговых знаний. Роль, которую в этих базовых знаниях исполняют детские игрушки, огромна. Именно их дети используют в качестве моделей для проверки поступающих сведений. Катая зайку на паровозике или расстреливая огнедышащих мокрожаборогов из лазерной рогатки, ребенок создает сценарии своих действий в любой возможной в будущем ситуации. Так что весь этот разноцветный хлам с отломанными ногами в его комнате - это огромная лаборатория, в которой дитя конструирует свою биографию.

Теоретически (учти, гарантий мы не даем!) ты можешь повлиять на этот процесс, приобретая ребенку те игрушки, которые будут вести его в желаемом тебе направлении. Чтобы было понятно направление, мы провели от каждой игрушки стрелочки в сторону того, кем может стать твой ребенок, если он увлекается именно этой штукой. Заметь, мы проявили гуманность: в целом положительных вариантов развития событий у нас несколько, а неприятный приговор - только один.

Машинка

Любовь ко всему, что на колесиках и умеет быстро делать «вжик-вжик», появляется неспроста. Это ответ на внутренний протест, который ребенок испытывает из-за необходимости существовать в столь жалком, медлительном и неуклюжем теле. Это тело не умеет летать, ему нужно то какать, то писать, а если оно врежется в стенку с разбега, то потом долго будет плакать. Кроме того, оно такое маленькое, а все взрослые вокруг здоровые и крутые. Новость о том, что мы умеем совершенствовать наши чахлые тела при помощи машин, приводит ребенка в восторг: отныне он может часами ползать по полу, катая перед собой самосвал размером с крысу и издавая звуки ревущего мотора (очень похожие). Известный американский детский психолог Джон Холт советует родителям маленьких автолюбителей уделять больше внимания детскому спорту . Такой «комплекс физической неполноценности», если машинки сами с ним не справятся, может привести к ряду психологических проблем во взрослом возрасте. Например, к маниакальному стремлению накачать гору мышц или прокачать своего виртуального супердвойника до 80-го уровня. Кстати, любовь к машинкам с детства - это чисто мужское. Девочки куда спокойнее относятся к игрушечным автомобильчикам, потому что большинство из них не слишком беспокоится о недостатке собственной мощи, а спокойно сидит на ручках у папы и показывает пальчиком, что нужно сделать, кого достать со шкафа и какую бяку прогнать.

Оружие

Не важно, шпага это из швабры, лук из березы или настоящий огнемет из лучшего китайского пластика. В любом случае это волшебная палочка для мгновенного уничтожения проблем. Нервные мамы очень любят рассказывать по телевизору, какая это глупость - дарить детям оружие, пусть даже игрушечное, и развивать в невинных крошках агрессию. Их можно успокоить: агрессивным детям оружие ни к чему . Агрессивные дети дерутся кулаками и первыми подвернувшимися под руку предметами, не воображая, что табуретка у них в руке, - это пылающий магический Эскалибур. Больше всего игрушечное оружие любят как раз дети неагрессивные, зато обладающие богатой фантазией, которая мгновенно переносит их из детской на далекие планеты, в криминальные районы или в кровавое прошлое, где они играют в борьбу за выживание. Как и машинки, пистолетики и пулеметики свидетельствуют о том, что ребенок не очень уверен в том, что выиграл бы в такой борьбе, случись она по-настоящему. В будущем он не будет ввязываться в проблемы, зато с удовольствием понаблюдает за ними со стороны, рассуждая, как это все можно было бы замечательно решить.

Солдатики

Глядя, как твой сын расставляет свои многотысячные полки (от былинных дружинников на правом фланге до дивизии «Мертвая голова» в арьергарде, по соседству с индейцами), не торопись гордо думать, что у тебя растет будущий Суворов. Вероятнее всего, у тебя растет будущий бухгалтер. Чтобы расстрелять всю эту орду за минуту из пластмассовой пушки, ее нужно битый час расставлять. Но в этом-то и вся прелесть. Склонность к систематизированию фактов, к собирательству и коллекционированию, к различению объектов по мельчайшим деталям и объединению их в группы по различным характеристикам говорит об уме последовательном, стремящемся к накоплению сведений. Эти качества полезны и в науке, но особенно они востребованы в юриспруденции, статистике, управлении финансами и т. д. Правда, имей в виду, что без достаточных мотиваций (допустим, в виде кучи родительских денег, потраченных на его образование) такой систематизатор вполне может удовлетвориться карьерой отливщика серийных болванок на каком-нибудьзамшелом заводе. Лишь бы они получались такими восхитительно аккуратными.

Кукла

Это одна из самых сложных, важных и даже в чем-то опасных для ребенка игрушек. Мальчики обычно редко любят ими играть, особенно потому, что с младенчества им внушают: эта штука только для девчонок, а мужчине возиться с куклами стыдно. Тем не менее, если твой сын восхищенно застыл перед стойкой с Барби или пупсиками, не спеши бежать за валерьянкой.

«Ошибочно считается, что девочками, играющими в куклы, движет материнский инстинкт, - пишет сследовательница детской психологии, автор книги «Окна в мир ребенка» Вайолет Оклендер. - Девочка, беседующая с куклой, занимается прежде всего самоанализом, исследованием своей сущности и природы человека вообще». Кукла - это модель человека, в том числе самого ребенка. И именно поэтому куклы-девочки вызывают меньше интереса у мальчиков своей явной половой неидентичностью.

Зато мальчик проводит подобные психологические манипуляции с солдатами, бравыми космонавтами и отважными ковбоями. Поэтому очень желательно, чтобы у него были в детской куклы-мужчины не самогомелкого размера. Оживляя куклу и наделяя ее частью сознания, ребенок, кроме того, обучается важнейшейфункции нашего вида - общению с себе подобными, контакту и передаче информации от личности к личности. «Именно общаясь с куклой, ребенок формулирует нормы поведения, эмоциональные оценки, свои первые общие этические тезисы, - продолжает Оклендер. - Кукла - это всевидящий и всеслышащий, все понимающий объект, который одновременно полностью покорен своему обладателю». Говоря проще, кукла для ребенка - это бог, раб, друг и одновременно это его собственное отражение. В отличие от живого человека - брата, приятеля или родителя, она не обладает собственной волей, что делает ее незаменимым объектом для всякого рода психологических тренировок.

Кстати, частично функции кукол могут исполнять домашние животные, особенно собаки, которые при всей своей нечеловекообразности обладают достаточным разумом, чтобы стать подходящим, на все согласным собеседником.

Плюшевый мишка

Или зайка, собака, лошадка - не важно. Во-первых, дети, которые предпочитают в качестве наперсника модель не человека, а животного и при этом не любят кукол, демонстрируют довольно развившееся чувство видовой самоидентификации. Они с подозрением и даже неприязнью относятся ко всему, что похоже на человека, но человеком не является. Этот важный механизм встроен в большинство живых существ природой с целью регулирования сексуальных контактов со схожими, но непригодными для размножения видами. Объект, по внешним признакам похожий на «своего», но имеющий ряд «чужих» характеристик, вызывает отторже-ние, страх или брезгливость. Кстати, это свидетельствует о здоровом желании продолжения своего рода. Такие дети часто стесняются смотреть на обезьянок, испытывают отвращение к клоунам , боятся людей с физическими нарушениями или представителей других рас. Куклы кажутся им неприятной пародией на человека, поэтому они избегают играть с ними. Во-вторых, важной особенностью игрушечных (да и живых) зверьков являются их мягкость и пушистость, которые очень важны для детей, по какой-либо причине часто испытывающих страх. Прикосновение к мягкому мы воспринимаем как успокаивающее и защищающее, переносящее нас в далекое первобытное младенчество, когда мы спасались от опасностей, крепко вцепившись в роскошные гривы или шерсть наших матерей.

Конструктор

Не торопись закупать литературу о малолетних гениях, посмотрев на собранный из «Лего» Нотр-Дам и действующий «Феррари», свинченный из тех жутких железных пластинок с дырочками, которыми ты сам в детстве только пулял из рогатки в голубей, имевших неосторожность пролетать мимо твоего окна. Большинство малолетних гениев весьма скептически отнеслись бы к перспективе просидеть полдня, вкручивая, согласно инструкции, деталь А в отверстие Б. Недаром конструктор - любимая игрушка детей-аутистов, которых больше всего восхищает, когда из пяти кружочков получается пирамидка, но которые способны впасть в истерику, если кто-нибудь подсовывает туда кружочек неправильного диаметра и портит всю логическую и единственно верную композицию. Удовольствие от того, что все идет по плану, удовлетворение от ожидаемых результатов кропотливой работы свойственно детям-консерваторам, которые могут блестяще показать себя в тех профессиях, где важны собранность, аккуратность, въедливость и строжайшее следование протоколу. Ребенок же с ярко выраженными творческими способностями скорее сложит из разноцветных кубиков уродливую башню, обмажет ее кетчупом, замурует в ней кота и попытается поджечь всю эту конструкцию с целью отправки ее на Луну.

Неигрушки

В два года, когда понятие частной собственности еще недоступно ребенку, он играет с чем попало. Самое главное в предмете для него - новизна и необычность. Но уже в три года ребенок учится понятиям «мое» и «чужое» и начинает рассматривать свои игрушки как законную часть себя. Он предпочитает играть именно с ними и совершает набеги на чуждые владения, только если там завелось что-то ужасно интересное - типа папиного нового ноутбука, который наверняка будет отлично плавать в ванне, если налить туда побольше шампуня. Но некоторые дети, к отчаянию их родителей, продолжают отвергать игрушки, развлекая себя с помощью предметов бытового обихода. В сотый раз упав в обморок при виде рассыпанной по полу муки с красиво выложенным на ней узором из маминых противозачаточных таблеток, родители обычно тащат младенца на прием к психотерапевту, который и объясняет, почему это происходит: от глубокого недоверия к окружающим. Ребенок подозревает, что ему, как маленькому и слабому, подсовывается дрянь (положа руку на сердце, в чем-то этот мелкий скептик прав), а самые клевые вещи родители, конечно, оставляют себе. С однойстороны, такое отрицание собственности может сделать из ребенка будущего борца за свободу и братство во всем мире. Но также не исключено, что вырастет патологический клептоман. Так что почаще приглашай к ребенку гостей, чтобы он, увидев, как пришельцы захватывают его самолетики и заводных лягушек, понял их ценность.

Лет до пяти-шести можно вообще не показывать ему целенаправленно картины других художников, не обучать даже азам техники, потому что стать подражателем и копировщиком он всегда успеет, а в детском творчестве куда важнее абсолютная свобода самовыражения. Если ребенок болтает, когда рисует; если он сопровождает порчу бумаги рассуждениями вроде «А тут наши подлетают - тра-та-та! Бух! Убит и падает», то все идет правильно, фантазия зарождается, образы сменяют друг друга, юный демиург создает воображаемые миры. Даже если эти миры заканчиваются большими бурыми закаляками на весь лист, удержись от критических замечаний. Ты просто не видишь, какое кипение жизни происходит там, внутри, под всеми этими кляксами и загогулинами.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png