Хэллоуин хотят запретить в России

"Почему наши люди празднуют Хеллоуин? Это люди, которые не уважают свою культуру, не уважают свои традиции, даже не то, что не уважают – не знают просто! Если празднуют Хеллоуин, то почему не празднуют тогда зимбабвийский какой-нибудь праздник? Может, он еще забавнее, чем Хеллоуин?" ( , известный российский актер).

30 октября на Старом Арбате в Москве пройдет акция Анти-Хэллоуин. Ее проводит молодежный православный правозащитный клуб "За веру и Отечество". В ходе акции православные активисты будут собирать подписи за законодательный запрет праздника в России.

В ночь с 31 октября на 1 ноября многие, и прежде всего молодежь, будут отмечать Хэллоуин. Этот "праздник нечисти" пришел к нам 20 лет назад наряду с Днем влюбленных и Днем святого Патрика. Из года в год его празднование вызывает протесты верующих.

"Православные молодые люди... придут с плакатами и листовками на Старый Арбат и будут объяснять прохожим, почему не стоит отмечать или пропагандировать Хэллоуин. Также в акции примут участие представители православного правозащитного аналитического центра. Они будут собирать подписи за законодательный запрет символики Хэллоуина в садах и школах и его публичное празднование", - сообщают организаторы Анти-Хэллоуина.

Мероприятие пройдет в формате флешмоба.

Православные активисты намерены оградить подрастающее поколение от празднования Хэллоуина, так как считают, что "извращенная мораль "праздника" действует наиболее губительным образом на неокрепшую психику". Организаторы акции убеждены, что Хэллоуин - "идеологическая, псевдокультурная экспансия западной цивилизации".

В этом году против празднования Хэллоуина высказался митрополит Крымский Лазарь .

"Мы как люди, которым небезразлично будущее нашего Отечества, выступаем категорически против тех современных общественных тенденций, которые поощряют культ низменных страстей, греха и разврата. Среди них - языческие и откровенно безнравственные празднования так называемого Хэллоуина, распространение рекламы, увлекающей молодежь на путь греховной жизни", - заявил владыка на форуме в Судаке.

Организаторы акции полагают, что "элементы западной коммерционализированной культуры используются для пропаганды чуждых для большинства жителей России либеральных ценностей".

"В России много веселых праздников и интересных традиций, которые были забыты во времена безбожной советской власти. Нужно возрождать свою русскую культуру, а не пользоваться западным суррогатом, который нам подсовывают в качестве очередных "бус для дикарей", - отметили они, добавив, что без собственного национального самосознания невозможно существование ни одного суверенного государства.

Протоиерей Георгий Завершинский

Шотландия и Ирландия, где я служу, – родина Хеллоуина. Этот вечер накануне (или сочельник, как принято говорить в православной традиции) Дня всех святых. Здесь он охватывает школы, общественные заведения, магазины – в общем, многие места, где люди собираются. Праздник очень древний, впервые он упоминается еще в Средние века. Здесь его помнят родители, родители родителей, в общем, все предки с давних кельтских времен. Это часть местной культуры. То есть известен он всем давно, и при этом каждый раз появляются какие-то новые персонажи, новые наряды.

Само по себе это явление связано с окончанием лета и началом осенних дней и непогоды. Обычно так совпадает, и в этом году вышло так же, что как раз к Хеллоуину ясные солнечные дни сменяются ненастными, облачными и мрачноватыми. По древнекельтской традиции как раз в конце октября был такой праздник окончания лета – все радостное и светлое уходит, и наступает такое мрачное темное время. И как с этим быть? Человек не любит, боится, опасается того, чего он не знает, не представляет, не видит. Поэтому понятно, что есть светлые, духовные силы, которые связаны с Днем всех святых (это и наши ангелы-хранители также), как это было в древней кельтской Церкви, и есть силы, напротив, агрессивные. Это силы зла, тьмы, смерти, разрушения. Так вот, пока они невидимы – они действительно могут быть страшными, могут подталкивать кого-то к каким-то неблаговидным поступкам и действиям.

Но как этого избежать? Люди просто приходят к тому, чтобы это изобразить, как бы разыграть эти силы, сделать представление, фейк.

И, посмеявшись вдоволь над злыми силами, пошутив, мы показываем, что этих сил, способных принести зло, на самом деле как бы и нет. Так снимают напряжение от приходящей осени и ненастья. Психологически это вполне понятно.

В России есть предосудительное отношение к Хеллоуину, многие священники и миряне высказываются против него. Но, на мой взгляд, сама эта кельтская традиция никакого объективного зла не несет. Чем больше я пребываю в Ирландии и Шотландии, тем больше я понимаю, почему Хеллоуин привязан к Дню всех святых и почему Католическая Церковь относится к этому празднику благожелательно и разрешает детям в нем участвовать. Здесь, в местных православных приходах, родители иногда спрашивают, разрешать ли детям участвовать в этом празднике. Нужно ли запретить? Одноклассники будут шутить, смеяться, а ребенок останется один, как перст, и от этого, конечно же, будет переживать, ему станет неприятно. Поэтому традиционно, с того времени, как священники служат здесь на православных приходах, многие из них говорят родителям, что надо делать так же, как все.

Здесь еще есть такое детское развлечение – trick-or-treat. Буквальный перевод – «сладость или гадость». Это когда дети стучатся в дом и выпрашивают сладости, и если не дашь что-нибудь вкусненькое, то они могут сделать какую-нибудь «гадость», проказу. Могут что-нибудь разрисовать, но ничего криминального, конечно, не сделают.

Эта шутка, розыгрыш как бы показывает, что то, чего мы боимся, – этого на самом деле нет. И приходящая непогода тоже не должна действовать на человека угнетающе, вводить в депрессию, уныние. Для этого такой розыгрыш позволяется.

Обычай праздновать Хеллоуин живет уже давно и охватывает большие регионы. Эта традиция, идущая еще со Средних веков, есть не только в англосаксонских странах. Она вместе с какими-то новыми технологиями, явлениями массовой культуры вползла и в Японию, и в страны Юго-Восточной Азии. Во многих местах она прижилась, потому что, видимо, люди находят в этом определенного рода развлечение, дети радуются, для них это приключение, и видеть в этом только лишь что-то плохое было бы неправильно. Ведь это, наоборот, насмешка над дурным.

Как в математике есть метод доказательства от обратного, так и здесь – нарядись в «зло» и покажи, что его для тебя нет. Фантазия человеческая сама подсказывает, как сделать так, чтобы не бояться, оставаться с миром в душе, оставаться свободным человеком. Смех и чувство юмора – большой дар человека, и чтобы избежать зла, надо над ним посмеяться – «мы тебя не боимся». Мы ставим себя вне зла, со стороны наблюдаем за ним, подсмеиваемся над ним. Всегда надо помнить, что зло все равно не может совершаться без согласия человека.

Хеллоуин, конечно, отождествляют с неоязыческим праздником, и Церковь негативно относится к появлению целой культуры вокруг этого праздника – музыкальной, театральной, литературной. Появились фильмы ужасов, связанные с Хеллоуином – очень тяжелые, с психоделическим оттенком. Все это носит уже коммерческий характер, захватывает массы, и это, к сожалению, невозможно запретить.

Я тоже высказывался, как и многие священники, что неправильно праздновать Хеллоуин, что это «карнавал зла, праздник духовного обнищания». Но со временем я понял, что это именно карнавал, а подлинного зла в этом может и не быть. Это – фейковое зло.

Искусственно препятствовать, ставить преграды, запрещать Хеллоуин, по крайней мере в наших приходах в англоязычных странах – бессмысленно. Можно, конечно, призывать детей выбирать каких-то персонажей помягче. Но в целом – если ты всерьез принимаешь этот праздник, получается, ты и участвуешь в нем. Всерьез с этим бороться, не давать этому ход – так получится «зло на зло».

Конечно, зло привлекательно, оно интересно, оно дает пространство для фантазии, такого псевдотворчества – дети разрисовывают себя, какие только наряды себе не делают. Действительно, это настоящая фантасмагория. Сейчас я уже не берусь давать оценку этому празднику – хорошо это или плохо. Мне вообще кажется, что время, когда против этого праздника активно все боролись, проходит. «Негативное влияние Запада, развращение»… Попробуем как-то сменить интонацию, сменить полюса.

Конечно, я бы не рекомендовал праздновать этот праздник у нас в России. Не надо в этом участвовать. Это не является нашей традицией, и совсем не обязательно ее брать. Может, когда-нибудь в России появится свой православный «анти-хеллоуин», в российском исполнении – с Лешим, Бабой-ягой, Кощеем Бессмертным. Если бы такой праздник увлек нас в России, все наконец отвлеклись бы от Хеллоуина. Тем более, в отличие от кельтов, для русского человека это и правда может быть опасно, потому что нам свойственен такой серьезный, драматичный подход ко всему, мы и правда можем как-то перейти эту шуточную грань.

Главное, что я хочу сказать – не нужно принимать этот праздник всерьез, не нужно с ним бороться как с каким-то настоящим огромным злом, и тогда все это, не имея в России корней, так же легко уйдет, как и пришло. Если же серьезно бороться с тем, что не является серьезным, то можно попасть в неловкое положение, а Хеллоуину только того и надо!

Отец Павел, совсем скоро часть нашего населения устремится в ночные клубы, выйдет на улицы, чтобы отметить «праздник» под названием . О том, что это плохо, всем православным христианам и так известно, поэтому хотелось бы поговорить о другом: как вести себя в той ситуации, когда часть родных и знакомых начинает сходить с ума?

Мне, как приходскому священнику, неоднократно приходилось слышать вопросы от родителей детей и подростков, которых в школе тем или иным образом втягивают во все это; иногда даже подобная инициатива исходит от администрации школы, от учителей. Особенно празднование характерно для частных учебных заведений. И хотя в школах учатся люди совершенно разных взглядов на жизнь, разных конфессий, с этим, тем не менее, совершенно не считаются. Когда я учился в школе, у нас тоже проводились балы-маскарады, карнавалы, и родители должны были помочь своему ребенку сделать какой-то костюм, чтобы он был в нем на новогоднем или ином балу. Но сейчас устраиваются специальные костюмированные вечеринки с надеванием масок вампиров, зомби, ведьм, всевозможной нечистой силы, и, конечно, дети, не имеющие еще духовного опыта, не очень понимают происходящее. Тем более что они воспринимают все с доверием, раз это исходит от учителя - взрослого, авторитетного человека.

Как в этом случае действовать? Во-первых, как мне кажется, нужно, прежде всего, разобраться в том, что вообще нам навязывают. Наверное, многим из различных источников известно, что имеет чисто языческие корни, хотя формально называется вечером накануне дня Всех святых. На самом деле - это чисто языческий праздник жертвоприношения кельтскому богу смерти во время праздника Самайн. Люди, служащие князю тьмы, надевали на себя маски всевозможных страшилищ, изображая мертвецов, которые вернулись в свои дома, если бог был удовлетворен. Постепенно этот языческий праздник фактически заменил и вытеснил память о празднике Всех святых, отмечаемом Западной Церковью в этот день, и не осталось между ними иной связи, кроме календарной. Так что Хэллоуин не имеет никакого отношения к христианству и является языческим праздником. А для каждого христианина даже формальное участие в язычестве, в языческих обрядах является изменой Христу.

Христианин должен всегда чувствовать свою ответственность за то, что происходит вокруг него, и в первую очередь - за свои собственные поступки. И как сказано в Священном Писании, человек даст ответ на Страшном суде не только за поступок, но даже за каждое праздное слово. Уж тем более за действие, связанное с языческим культом.

Вспоминаются жития мучеников за веру, которым предлагали формально (это известно из протоколов) отречься от креста. Им говорили: «Оставайтесь христианами, кланяйтесь Христу, молитесь Ему. Не надо даже никакого отречения произносить, просто опустите благовония на жертвенник Зевсу или Артемиде… Этим самым вы засвидетельствуете свое примирение с язычеством и законопослушность нашим языческим законам…» Но христиане не шли на это никогда, они понимали, что даже молчанием предается Бог, а не то что прямым участием в языческом культе.

Здесь - то же самое: нас пытаются втянуть в совершенно чуждое нам по культуре и по идеологии действие, чужое и по нашей национальной принадлежности, и по вероисповеданию. Мы, православные христиане, не можем участвовать в языческих обрядах. Известно, что данный «праздник» вышел из ирландских и кельтских культов и распространен в англоязычных странах, а нам-то он зачем?

Почему в Америке он настолько популярен? Когда происходит некое явление массового безумия, беснования, всегда следует задать вопрос: кому это выгодно? Это очень легко выяснить, потому что есть реальные цифры. Ежегодно шоу, аттракционы, связанные с Хэллоуином, дают доход от 300 до 500 млн. долларов, и это только в США. А ведь в других англоязычных странах этот праздник тоже весьма распространен. Только в 2006 году доходы от продажи костюмов, масок вампиров, оборотней и прочей нечисти в тех же Соединенных Штатах составили около 5 млн. долларов. Понятно, что Хэллоуин кроме совершенно безбожной, оккультной, темной основы имеет и чисто коммерческую составляющую, как и . Это такой маркетинговый ход, необходимый определенной группе лиц, чтобы продать побольше товаров и развлечений.

Хотелось бы подчеркнуть еще раз, что в любом случае даже формальное участие в язычестве всегда очень и было равносильно измене вере.

Но в некоторых школах могут настаивать на участии в Хэллоуине и православных детей - вместе со всеми другими одноклассниками. Что должны предпринять православные родители, чтобы уберечь своих чад от этого?

Я думаю, что этот праздник совершенно не обязателен для всех, он не имеет никакого отношения к системе образования. Поэтому можно просто уклониться от участия в нем под каким-то предлогом или напрямую объясниться с учителями. Во времена не столь отдаленные многие мужественные верующие люди шли даже на то, что не соглашались на вступление своих детей в пионеры. Почему? Потому что там было нужно принести клятву «жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия», красное знамя целовать, то есть тоже пройти своего рода языческие обряды посвящения. Некоторые принимали это, повязывали пионерский галстук, некоторые - стойкие люди - нет. Все зависело от степени веры и личного мужества. Но сейчас все гораздо проще: мы свободны в своем выборе. В нынешнее лукавое время, когда мир глубоко агрессивен духовности и нравственности, наша задача - все время в детях наших воспитывать твердость и силу духа, показывать, что христианин - это человек, который не может вести себя как все, жить как все, даже если никакого осуждения его поступкам нет. Как говорил преподобный Варсонофий Оптинский : «Старайся жить, как Бог велит, а не как все живут, потому что мир во зле лежит». Мир во зле лежит - это как раз про наше время.

Каждое время имеет свои вызовы. Советский период, например, имел какую-то нравственность, порядочность, но делал свои вызовы - коммунистические, атеистические, и задача родителей была показать детям, почему учителя - вроде бы люди авторитетные, уважаемые - иногда говорят неправду и не всегда их нужно слушаться. Помню, когда я учился в школе, у нас вплоть до конца 1980-х годов был уголок атеиста. По непонятной причине помещался он в кабинете химии, там были собраны какие-то атеистические книжки и брошюрки. Сейчас время затишья, время, про которое можно сказать словами Александра Васильевича Суворова: «Тяжело в учении - легко в бою», время, когда мы должны учиться противостоять этим вызовам и привыкнуть к тому, что вера наша ни под каким предлогом не должна быть скрываема, что мы не должны ее стесняться. Наоборот, сейчас мы должны воспитать детей в том, что это совершенно естественно - зайдя, например, в кафе, помолиться перед едой; проходя мимо храма, перекреститься на церковь. Этому я стараюсь учить своих детей. Если за это над нами кто-то смеется, то это не комплекс неполноценности в нас воспитывает, а умение противостоять, наращивать броню, тренировать силу воли. И наоборот, когда человек плывет по течению, он является слабым. Кто верен в малом, тот и в большом будет верен, а кто в малом не верен, тот проявит слабость и в другой ситуации.

И, может, будет еще предложен какой-то другой праздник, гораздо худший. Мы не знаем, что нас ожидает в будущем, «что день грядущий нам готовит», хотя все равно известно, что мировая история должна закончиться большими гонениями на христиан и . Может быть, мы не доживем до этого, может быть, наши дети или внуки до этого доживут. И наша задача - воспитать воинов Христовых, а не безвольных хлюпиков, которые будут толерантны к любой инфекции.

Какими словами ребенку объяснить, что Хэллоуин - это не просто веселье? И как ему привить понимание того, что это чуждая нам традиция?

В Интернете, в других источниках очень , о его языческих, оккультных корнях - в наше время информация очень доступна. Но если мы хотим ребенку что-то запретить, несомненно, мы должны обосновать наш запрет. От ребенка просто окриком, принуждением ничего не добьешься. Мы должны с ним разговаривать как с личностью, как с взрослым человеком - обоснованно, аргументированно. Поэтому необходимо собрать побольше информации и провести с чадом беседу. У меня есть знакомый папа - можно сказать, подвижник семейного воспитания: у него не только свои, но и приемные дети, очень большая семья. Так вот, он регулярно после ужина проводит по вечерам беседы со всем своим многочисленным семейством: о вреде сквернословия, курения, винопития и т. д. - и это дает свои плоды. Тем самым он наносит вот такие упреждающие удары, потому что знает: дети все равно с этим столкнутся. Тем более это обязательно надо делать, если уже видишь у своих детей какие-то подобные проявления. Так что с детьми надо беседовать, и, конечно, рассказывать им о своих праздниках, о своих традициях.

Сейчас мы видим, как одна идеология, которая имела свои праздники, рухнула, и людям понадобились какие-то другие псевдопразднования, потому что «душа хочет праздника», как говорил главный герой фильма В. Шукшина. Но этот персонаж, как и современный, оторванный от духовных корней человек, не знал, в чем настоящий праздник, что такое подлинная . А желание праздника, радости, чего-то яркого, каких-то переживаний, эмоций - обычное человеческое желание. И тем более этого жаждет детская душа. Детские впечатления о праздниках всю жизнь вспоминаются. Помните, у И. Шмелева , в его знаменитых книгах «Лето Господне» и «Богомолье», самыми радостными, запоминающимися воспоминаниями детства предстают именно праздники?

Мы, православные, - счастливые люди: недостатка в праздниках у нас нет. Только надо позаботиться об организации празднований. Например, скооперироваться с другими родителями и во время каникул организовать рождественский и пасхальный праздники для детей на приходе, со спектаклем, концертом, раздачей подарков. На выпустить птиц после службы. У нас в храме приходские детишки каждый год обязательно помогают в Великую субботу при освящении куличей, поют кондак праздника и ходят с батюшкой, собирая в корзинку пожертвования - яйца и куличи. И конечно, ребенок должен почувствовать атмосферу праздника дома. Если детям будет интересно и радостно дома с родителями, братьями, сестрами и друзьями, они не захотят уже убегать на какие-то сомнительные школьные вечеринки.

Когда человек вступает во взрослую жизнь, что в основном остается из детства? Что-то такое яркое, позитивное. Плохое забывается - хорошее остается. И дай Бог, чтобы у наших детей было воспоминание о ночном пасхальном крестном ходе, о праздновании , о том, как вместе ездили с родителями в какую-нибудь поездку, например по Золотому кольцу, какие посетили святыни, как искупались в источниках. Вот это должно остаться в детской памяти, а не страшные уродливые маски и какие-то беснования.

Мне кажется, у любого нормального человека все эти беснования иных чувств, кроме отвращения, не вызывают. Хотя, конечно, у некоторых людей есть тяга ко всяким ужасам, миру инфернальному. А к чему это приводит, еще Николай Васильевич Гоголь очень хорошо описал в своей повести «Вий»: Хома Брут проявил любопытство, посмотрел на Вия, хотя ему был внутренний голос не глядеть, - и тем самым открыл двери нечистой силе, которая прорвалась через защищающий его барьер… Что дальше произошло, мы знаем. У каждого человека есть, конечно, определенная такая тяга к неизведанному, но это влечение совсем нездоровое и небезопасное.

А какие примеры привести, объясняя, почему нельзя на себя надевать личины ведьм, вампиров, вурдалаков и просто нечистой силы?

Иногда нам говорят, что, конечно, есть сатанисты, есть оккультисты, которые совершенно реально во все это верят, в этом упражняются, служат сатане и совершенно сознательно являются реальными почитателями нечистой силы, а - это всего лишь некое шоу… Мол, и в Америке в нечисть тоже не верят. Но там, по-моему, скорее всего вообще ни о чем не задумываются: просто срабатывает очень мощная реклама, очень мощная пропаганда Хэллоуина. Но они все-таки связаны своими корнями с этим праздником, в отличие от нас. У нас в России тоже сохранились некоторые рудименты язычества: гадание на святках, сжигание масленицы, пляски на Ивана Купалу - и с этим тоже надо бороться.

Так вот, кто-то может сказать, что все это несерьезно, понарошку, и нет разницы, надевать костюм вампира или, скажем, костюм Чебурашки на утреннике. Однако разница большая. Не будем забывать, что для ребенка игра и реальность всегда немножко переплетены. Например, подсесть ребенку на компьютерную игру гораздо легче, чем взрослому, который и психически крепче, и для него виртуальная игровая реальность и реальность обычная всегда имеют четкую границу. А для ребенка эта грань очень сильно размыта, поэтому на нем даже косвенное участие в языческих обрядах может серьезно сказаться.

Мне приходилось беседовать с людьми творческими, с актерами, которые занимаются лицедейством. Лицедейство - это надевание какой-то личины, маски для того, чтобы дальше изображать что-то, представление какого-то образа. И вот даже для этих людей подобное не проходит бесследно. Эти люди в общем-то по-своему несчастны, потому что, с одной стороны, они очень чувствительные, они тянутся к вере, им даже легче, может быть, прийти к вере, к Богу, чем людям каких-то технических специальностей, более приземленным, - но духовную жизнь им вести гораздо сложнее, потому что им, чтобы войти в какой-то образ, особенно если человек является профессиональным актером, требуется перевоплощение, а не формальное вхождение. Одна женщина, которая раньше была актрисой, мне рассказывала, что сейчас она от этого отошла, занялась другой деятельностью потому, что необходимые перевоплощения, вживание в образ, работа над ролью очень сильно мешали ее духовной жизни. Скажем, если человек играет героя-любовника, ему самому иногда нужно переживать те же страстные эмоции, влюбленность, которую он собирается играть. Некоторые актеры становятся просто влюбленнозависимыми. Не случайно у актеров, актрис создание полноценной семьи, отношений на всю жизнь - очень-очень большая редкость, потому что они постоянно влюбляются то в одного, то в другого, то в третьего и уже не могут жить без этого. Бывает, что они заигрываются: играя любовников на сцене, на одной съемочной площадке, часто становятся любовниками и в жизни.

Так что даже на нервную систему взрослого человека, с уже сложившейся психикой, на его психическое и духовное, в первую очередь, здоровье лицедейство очень сильно влияет. Он становится уже своего рода носителем того образа, который воплощает, особенно темного. И очень многие верующие актеры отказываются, когда им предлагают играть нечистую силу; среди актеров также очень распространено, например, предубеждение к сценам, где надо играть собственную смерть: существует мнение, что это может плохо кончиться.

Повторюсь: человек за каждое праздное слово - не только за праздное действие - несет ответственность перед Богом.

Ничто не проходит бесследно. Любой человек, который смотрел фильм ужасов, тоже долго находится под впечатлением от увиденного, его долго потом преследуют эти образы, являются во снах. На то и эффект, чтоб пощекотать нервы человеку и серьезно повлиять на его ум, на его подсознание.

А личное участие в язычестве, оккультизме, даже просто формальное, безо всякой к тому веры, не может пройти даром. Люди открывают ворота этим самым сущностям, которых изображают, в которых дети пытаются играть, надевая личины демонов, вампиров и прочей нечисти.

Интерес к инфернальной, демонической теме не проходит бесследно. В Китае были запрещены несколько фильмов ужасов, поскольку школьники стали копировать поведение их персонажей. У нас в России группа подростков, насмотревшись фильмов про вампиров, заманила в лес девушку, убила ее и выпила кровь.

Так что наша задача как родителей, как воспитателей непременно следить за тем, что смотрят наши дети, с кем они общаются, в какие игры они играют и какие праздники отмечают.

Чем праздник Хэллоуин плох, и почему христианину нельзя в нем участвовать? И что можно предложить детям взамен? Не секрет, что и детям, и взрослым иногда хочется подурачиться, прикоснуться к чему-то страшному, поиграть в игры с переодеванием.

Хэллоуин - это праздник христиан, которые перестали быть христианами

:

Мы как христиане ни в коем случае не должны праздновать Хэллоуин, потому что никакое прикосновение к темной силе не проходит бесследно для человека, даже в шутливой форме. Поэтому нам, конечно, надо уберечь себя от злых духов.

Вообще Хэллоуин - это праздник христиан, которые перестали быть христианами. Изначально это ведь была «ночь всех святых», народный праздник, который сопровождался народными гуляниями и обрядами. Ими изгоняли всякую нечисть из пространства, из мест, в которых живут христиане. Здесь можно провести такую аналогию. В таких великих средневековых готических соборах, как Кельнский, Шартрский и т.д., есть статуи и изображения химер, демонов. Это не просто какая-то аллегория, а символ. Но что они символизируют? Они символизируют то, что внутреннее пространство храмов недоступно для нечистой силы и поэтому все демоны и химеры расположены снаружи.

Но если вдруг людям стали только демоны и интересны, значит, в них что-то сильно поменялось. И если весь акцент и весь интерес, как в Хэллоуине, сместился со всех святых на тех, кто этих святых ненавидел и с ними боролся, то, видимо, демоны победили в душах празднующих. Поэтому для нас, христиан, участие в этом празднике - предательство нашей веры.

Но если же отец или мать вместо Хэллоуина хотят поиграть с детьми, да так, чтобы они это запомнили, им, прежде всего, надо выяснить, что детям интересно, что они сами хотят. Потому что папа или мама часто используют совместно проведенное с детьми время только для назидания, а дети это лишь терпят, потому что им это просто неинтересно. Вы знаете, я, например, своим детям рассказываю многосерийные сказки, своего рода сериалы. Моему старшему сыну уже 26 лет, но и он, и другие дети это помнят. Когда что-то интересно ребенку, это составляет его счастье.

Ведь любовь не может быть без уважения к личности человека. И если папа занимается тем, что ему неинтересно, а ребенку интересно, то ребенок понимает, что это происходит потому, что его по-настоящему уважают и, значит, любят. И уже потом папа или мама могут вложить в эту сказку или игру что-то назидательное. Но самое главное - чтобы ребенку было интересно. Какое-то приключение, сходить в поход, испечь картошку в костре… Например, мы ходим в походы на байдарках с приходскими детьми, так они целый год этого ждут.

Зловещая ухмылка - вот личина Хэллоуина

:

Хэллоуин пришел к нам с Запада, а в самих западных странах он тянется с языческих времен. Конечно, современные участники данного «праздника», как правило, открещиваются от какой-либо мистики. Но достаточно посмотреть на атрибуты и символы Хэллоуина, чтобы увидеть духовно отрицательную суть этого явления.

Основные символы Хэллоуина запечатлевают в себе ужас, страх. Наряды и маски изображают всякую нечисть, персонажей из фильмов ужасов, каких-то фантастических призраков. Традиционные для Хэллоуина светильники, изготавливаемые из тыкв, мягко говоря, выглядят жутковато. Зловещая ухмылка - вот личина Хэллоуина. Для православного человека это всё, конечно же, неприемлемо.

В каком-то смысле Хэллоуин - заигрывание с темной силой. Конечно, основная масса участников «праздника» думает просто пощекотать себе нервы, попугать друг друга, а потом весело посмеяться и вернуться к обычной жизни. Но упоминание темной силы, а тем более воплощение образов зла в нарядах и масках никогда просто так не проходит. Всё это вторгается внутрь и со временем произведет свое действие.

Человек - образ Божий и призван отражать в себе Божие, чистое, а не злое, инфернальное

Это ведь то же самое, как если произносить в шутку скверные, нечистые слова, упоминать лукавого. Человек - образ Божий и призван отражать в себе, своей жизни, своих трудах и досуге что-то Божие, чистое, доброе. Когда душа чиста, то и внутри больше радости, так что уже нет потребности в тематике зла, пусть даже с веселым контекстом.

Если кто-то принял участие в этом действе, надевал костюмы или маски монстров, страшилищ, то в этом надо исповедаться, покаяться, чтобы душа очистилась даже от малейших впечатлений и воспоминаний. И более к этому не возвращаться.

Насколько можно судить, в России данный «праздник» не прижился и не очень-то распространился. Кто-то пытается превратить его в мероприятие без темной символики. Но лучше этот западный день и его название вообще забыть.

В противовес этому «празднику» на Руси всегда было и есть множество добрых, светлых поводов и мотивов для празднования, веселья, игр. Причем наши праздники длятся дольше, чем какой-то одинокий западный день в конце октября. Святки - 12 дней, масленица - неделя, пасхальные торжества - неделя. На Руси тоже одевались в наряды, но не зловещие, а изображающие, например, волхвов, шествующих с Вифлеемской звездой ко Христу, устраивали игры, катания с гор, ходили по домам с песнями. Сейчас отчасти это возрождается. В наших праздниках больше и внутренней глубины, и душевной широты, и искреннего веселья со светлыми, чистыми мотивами.

Отличие наших праздников от упомянутого западного дня - радостная добрая улыбка, щедрая душа и - главное - чистые, святые образы, без какой-либо нечисти. Наши православные праздники питают душу, помогают отвлечься от дел, эмоционально разгрузиться и при этом всегда хранят в себе духовный смысл.

Это день памяти убиенного царевича Димитрия Угличского. Так уместен ли в этот день зловещий карнавал?

Хочется напомнить, что с вечера 31 октября и днем 1 ноября отмечается память таких святых, как мученик Уар, преподобный Иоанн Рыльский, а еще благоверный царевич Димитрий Угличский. Память царевича Димитрия отмечается трижды в году, и на упомянутое число приходится его день рождения. Это один из редких дней рождения святых, включенный в церковный календарь. Святой Димитрий Угличский был убит злодеями в детском возрасте. Задумаемся, насколько совместимо с его памятью устраивать карнавал в зловещих костюмах или одевать в такие костюмы своих детей?

По большому счету, Хэллоуин является навязанным России, чуждым нашей культуре и непонятным преобладающему большинству людей. Во многом он носит коммерческий характер, ибо к данному дню в магазинах продают соответствующую атрибутику. Мы вполне можем обойтись без этого «праздника». Постараемся переключить свое внимание на то, что возвышает, очищает и питает нашу душу.

И в игре человек должен оставаться христианином

:

Хэллоуин плох не игрой в переодевание, а игрой в зло

Хэллоуин плох не игрой в переодевание, а игрой в зло. Все эти шуточки про ведьм и бесов делают инфернальный мир частью человеческого быта, хотя бы и на день, срывают табу в отношении общения с нечистой силой. Нельзя быть христианином весь год и при этом один день превращаться в служителя преисподней.

Очень хорошо, когда дети, да и взрослые, живут общиной вокруг своего прихода. Тогда им несложно найти альтернативу любому недопустимому развлечению. Если же этого нет, тогда в семье можно придумать такие игры, которые не связаны с грехом. Например, нет ничего греховного в простом костюмированном представлении и невинных шутках.

Если дети из православной семьи хотят принять участие в развлечениях их неверующих друзей, то они должны понимать ту грань, за которую не следует переступать. Например, тыква со свечкой внутри не обязательно символизирует духов зла, а вот костюм ведьмы - это уже не игрушки. Надо понимать, что и в игре человек должен оставаться христианином.

Если же христианин допустил в своей жизни грех, неважно, в какой это было день, то это повод для покаяния на исповеди.

Media playback is unsupported on your device

Наступление Хэллоуина уже несколько лет сопровождается в России спорами о том, соответствует ли этот праздник национальным традициям и нужно ли его отмечать.

Особенно российских чиновников и консервативных активистов беспокоит празднование Хэллоуина в школах. Так, в Архангельской области местное министерство образования и науки полностью запретило отмечать Хэллоуин, посчитав его "не соответствующим традиционным базовым ценностям, а также негативно влияющим на неокрепшие умы".

Власти аннексированного Россией Крыма пошли на ту же меру. Глава Крыма Сергей Аксенов назвал этот праздник "отвратительным маски-шоу", которое "противоречит духовным и культурным традициям народов России".

Собирать подписи в поддержку ограничения празднования Хэллоуина и полного запрета на использование его атрибутики в детских садах и школах собираются молодые православные активисты. 31 октября они намерены провести акцию "Анти-Хеллоуин" на Старом Арбате в Москве.

Другая группа православных активистов намерена провести "православный рейд" в клубах Краснодара, Ростова-на-Дону и Сочи. Активисты будут "делать замечания нарушителям общественной морали", справляющим Хэллоуин, а "в более тяжелых случаях" - вызывать полицию, сообщил лидер "Православного союза" Роман Плюта.

Русская служба Би-би-си об их отношении к Хэллоуину и получила разные ответы, но даже те, кому Хэллоуин не нравится, не всегда отказываются от празднований. Так, один прохожий заявил, что сам не хотел бы отмечать Хэллоуин, но праздник нравится его девушке, и поэтому они пойдут на костюмированную вечеринку в клуб.

"Наряжают детей бесятками"

Вскоре после заявления Аксенова крымское министерство образования запретило школам отмечать Хэллоуин.

"Костюмы восставших из могил мертвецов, маски и образы зла, кондитерские изделия в виде костей, черепов и тому подобное противоречат формированию и закреплению в содержании образования таких ценностей, как патриотизм, духовность, нравственность, уважение к истории и культуре народов Крыма и Российской Федерации", - говорилось в сообщении.

Известный борец со всем нетрадиционным, депутат петербургского Заксобрания Виталий Милонов предложил распространить запрет на празднование Хэллоуина в школах на всю Россию.

"Неким непонятным способом этот "чудесный" праздник пробрался уже на уровень детских садов и яслей, где отмечают всякие "хэллоуинчики", детей наряжают бесятками и ведьмами", - сказал Милонов, добавив, что если для какой-то культуры "изображать из себя бесов и сатану - это нормально, то у нас это не в чести".

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Выбор костюмов к Хэллоуину в одном из московских магазинов идет полным ходом

Милонов не впервые выступает против Хэллоуина. Так, в 2013 году он в сопровождении группы активистов пришел на уличный праздник в честь Хэллоуина в Санкт-Петербурге и добился прекращения мероприятия.

Против празднования Хэллоуина в школах выступил и ряд деятелей Русской православной церкви. Красноярская епархия отправила письмо в адрес министерства образования региона, не рекомендовав школам отмечать Хэллоуин как "восходящий к дохристианским, языческим обычаям и обрядам".

Хэллоуин действительно имеет корни в языческом кельтском празднике Самхейн (встречается также и название Самайн) в честь сбора урожая, однако связан и с христианским Днем всех святых, когда в церквях традиционно возносились молитвы за души умерших.

Прохожие в Москве по-разному высказались о праздновании Хэллоуина в школах. Одна девушка сказала, что детям нельзя "навязывать" праздник, в котором "нет ничего христианского".

"Школы должны сами решать, праздновать им или нет и каким образом. Если дети хотят, то почему бы не праздновать. Я не вижу в этом ничего антихристианского", - сказал другой респондент, добавив, что сам "не очень поддерживает" Хэллоуин и никогда его не празднует.

От крымских школ до Волочковой

Член Общественной палаты России, руководитель федерального проекта "Трезвая Россия" Султан Хамзаев призвал представителей бизнеса прекратить продажу алкоголя на день празднования Хеллоуина.

"Он приобрел у нас такую популярность благодаря бизнесу, который просто взял готовую маркетинговую модель и начал ее активно интегрировать, чтобы продать побольше. Это же классика", - сказал Хамзаев газете "Известия".

Глава Крыма Сергей Аксенов также объяснил популярность Хэллоуина заговором.

"В последние десятилетия этот "праздник" распространился далеко за пределы англоязычных стран не случайно. С одной стороны, это, безусловно, коммерческий проект, а с другой - средство культурной колонизации, - сказал Аксенов. - Думаю, это стоит помнить как тем, кто собирается "отпраздновать", так и тем, кто зарабатывает на этом деньги".

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Хэллоуин имеет корни в языческом кельтском празднике Самхейн в честь сбора урожая, но связан и с христианским Днем всех святых, когда в церквях традиционно возносились молитвы за души умерших

На запрете для школ противодействие Хэллоуину в Крыму не закончилось. Местное отделение "Молодой Гвардии Единой России" провело в пятницу акцию "Люби Свое" - в противовес западному празднику. В программе были, в частности, "работа спортивных площадок русского национального толка", а также угощение пришедших тыквенной кашей.

К общественному порицанию Хэллоуина подключились и знаменитости. Так, балерина Анастасия Волочкова заявила, что этот праздник настолько западный, что уже не подходит России.

"Мне он кажется бесовским. Поскольку я верующий, православный человек, я просто не считаю нужным тратить свою энергию на такого рода непозитивные моменты, - сказала она "Русской службе новостей". - Нужен фестиваль. Фестиваль музыки, танцев, современности, цветов, чего-то позитивного, без рогов, без чертей, без бесовщины".

При этом, как свидетельствует опрос ВЦИОМ , все больше россиян верят в предсказания, колдовство и общение с духами. Так, более половины опрошенных (55%) считают возможным предсказывать будущее (38% в это не верят), тогда как в 1990 году доли верящих и неверящих составляли, соответственно, 43% и 21%. 48% россиян считают, что некоторые люди имеют колдовские силы и способны наводить порчу (в 1990 году - 37%).



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png