марина корецкая
Сказкотерапия как здоровьесберегающая педагогическая технология

2. Основная часть.

2.2. Понятие метода сказкотерапии .

Сказкотерапия относится к здоровьесберегающей педагогической технологии , включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающая педагогическая технология подразделяется на :

- Технологию сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнасика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровая оздоровительная гимнастика ).

- Технологию обучения здорового образа жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж, активный отдых (физкультурный досуг, точечный массаж) .

- Технологию коррекционную (артикуляционная гимнастика, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия, арттерапия, сказкотерапия ).

Сказкотерапия – это стиль взаимодействия педагога и детей , который позволяет им, заинтересовавшись, добровольно втянуться в неё.

Сказкотерапия – это лечение сказкой , при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки Есть несколько видов «лечебных» сказок :

Народные сказки , которые благодаря доступности и простоте сюжета прививают ребенку нравственность. Это «Колобок» , «Волк и семеро козлят» , «Курочка Ряба» , «Гуси-лебеди» , «Репка» , «Маша и медведь» .

Развивающие и обучающие сказки , позволяют накапливать опыт об окружающем мире, правилах поведения.

Народные художественные сказки , способствуют воспитанию нравственных чувств : взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др.

Медитативные сказки , помогают расслабиться, снять напряжение.

Диагностические сказки , позволяют определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает.

Психологические сказки (психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника и психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка) способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др.

Следовательно, сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с проблемами речи. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере .

Функции сказок :

диагностическая (выявление существующей проблемы ребенка) ;

прогностическая (выявление ранних детских переживаний) ;

терапевтическая (коррекционная) (ребенку предлагается положительный пример поведения) .

. Сказка – любимый детьми жанр, понятный и доступный их пониманию, - это кладезь мудрости, советов, доброты и выходов из различных ситуаций.

Использование сказкотерапии в обучении дошкольников развивает множество различных психических и речевых процессов.

Я же в свою очередь решила использовать метод сказкотерапии именно для развития связной речи у детей с ОНР, так как нарушение связной речи является одной из причин затруднения в обучении, что выявлено логопедической практикой.

2.3. Практическое применение сказкотерапии .

Свою работу через погружение в сказку я начала с создания предметно-развивающей среды. Это разнообразные уголки развития детей, атрибуты для проведения образовательной деятельности и организации досуга : музыкальный уголок, уголок сказок , театральный уголок.

Связная речь - наиболее сложный раздел в работе с детьми. Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка. Педагогический процесс по развитию связной речи детей компенсирующей группы средствами сказки осуществлялся через организацию совместной деятельности (занятия, образовательную деятельность в режимных моментах) и организацию самостоятельной деятельности воспитанников. Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму : слушаем, рассказываем , проживаем и сочиняем сказку .

В работе с воспитанниками я использую разнообразные методы и приёмы

1. Игровые : игры-драматизации, режиссёрские игры, сюжетные, подвижные игры, дидактические игры, игровые проблемные ситуации.

2. Словесные : беседа, художественное слово, вопросы, составление сказок по картинам и иллюстрациям, словотворчество.

3. Наглядные : иллюстрации и картины, мультимедийные презентации, видеофильмы, наблюдения, игровые персонажи.

4. Практические : моделирование сказок .

В своей работе я придерживаюсь принципам :

От простого к сложному;

Доступность сказок возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка;

Доброжелательность, заинтересованность;

Системность игр и занятий;

Введение проблемных ситуаций;

Поощрение.

Занятия провожу с подгруппой детей. С первых дней пребывания детей в нашей группе я вводила игры-занятия, они помогают адаптироваться ребенку к условиям ДОУ, установить доверительные отношения между ребенком и взрослым, и помогают выявить особенности развития каждого ребенка, его интересы и стремления.

Занятия по развитию связной речи с использованием приёмов сказкотерапии мною проводятся один раз в неделю в пятницу пример показан в (прилож. 5) . В течение недели я провожу предварительную работу : рассматриваем иллюстрации, обыгрываем проблемные ситуации с героями сказок , обсуждаем пословицы, поговорки, загадки, которые можно подобрать к сказке . Провожу физ. минутки, подвижные игры с героями сказки , использую мнемотаблицы, мультимедийные презентации. Распределяю один и тот же сюжет или сказку на 4 занятия , постепенно усложняя содержание. Планируя занятие, реализую определенный замысел, я не навязываю его детям, а даю возможность им выражать свои пожелания, эмоции, чувства. Содержания занятий построено на игровой деятельности детей, не требующей от них большого интеллектуального и физического напряжения. Занятия проводятся с использованием музыкально – ритмических игр и релаксационных пауз, поэтому после занятий дети чувствуют себя отдохнувшими, расслабленными и умиротворенными. Работа по развитию связной речи осуществляется во фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности в соответствии с программными требованиями. Дидактическим материалом работы на данном этапе служат различные виды театров : настольный, пальчиковый, бибабо. Также используется фланелеграф. драматизация сказок , мнемотаблицы сказок .

1. Каждое занятие начинается с музыки. Музыка подобрана спокойная, расслабляющая.

2. Если в процессе занятия отмечается, что игра эмоционально захватила детей, то провожу упражнения на релаксацию (произвольное напряжение и расслабление мышц)

3. Если проявляется утомляемость детей, то плавно переключаем внимание детей на другой вид деятельности :

Лепка из пластилина фигурок героев сказки ;

Рисование картинки;

Собирание мозаики по сказке ;

Выкладывание последовательности сказки и рассказывание (по картинкам) .

4. Включаю в занятия различные пантомимические этюды : «Горе» , «Радость» , «Страх» , «Удивление» и т. д. Они учат отражать детей собственные эмоциональные состояния в ритме, движении, мимике. Это приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, к снятию эмоционального напряжения.

5. Динамические паузы (во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей) .

6. Логопедические пятиминутки (упражнения на активизацию лексики) .

7. Пальчиковые упражнения ("гимнастика мозга") по лексическим темам рабочей программы. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

Усталость после выполнения психогимнастических этюдов (пантомимы, игры, упражнения) приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, снятию напряжения.

Центральный момент сказкотерапии – добровольное участие детей. Поэтому особое внимание обращаю на мотивацию (образный текст, частушки, небылицы, рассматривание иллюстраций и др., при этом каждый ребенок ощущает внимательное отношение к себе со стороны воспитателя. В первый период не все дети включались в игру, некоторые наблюдали молча за происходящим, поэтому приходилось дополнительно мотивировать на включение в игру (музыка, сказочный герой и т . д.) .

2.5. Этапы работы со сказкой :

1. Ритуал «вхождения в сказку » .

2. Чтение сказки .

3. Обсуждение сказки .

4. В конце занятия –ритуал «выхода из сказки » .

1 этап работы :

Ритуал вхождения в сказку

Музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку .

Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки .

Игра «Волшебный клубочек» ,

Стихотворение «Сказка в гости к нам пришла, нам встречать её пора!» ,

Новую сказку можно «случайно найти» в сказочной шкатулке , под «волшебным ковром» и т. д.

В гости приходит Иван-Царевич (кукла бибабо) и приносит письмо. Дети заинтригованы и просят : «Почитайте! Почитайте!

Проходим через «Волшебный обруч» - попадаем в сказку .

2 этап работы :

Чтение сказки

Например, сказка : «Как мышонок стал храбрым» . Далее читаем сказку полностью , без обсуждения – это первый вариант работы.

2-ой вариант : в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы.

Вопросы по анализу сказки :

Почему боялся мышонок?

Помог ли ему справиться со страхом зайчик?

Почему не помог?

Как справились со страхом звери?

Чему удивился Крыс?

3 этап работы :

Обсуждение сказки

Вместе с детьми обсуждаем - кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличались герои друг от друга. Дети демонстрируют, сначала как ведет себя мышонок, как он боится, какое выражение его лица, а затем зайчик. Далее вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали. А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства. Далее мы проговариваем, что ощущаем в разных состояниях. Какого цвета может быть страх, злость, трусость? Как они звучат, как пахнут? Одновременно анализируем, что ожидает человека, который не измениться. А затем дети рассказывают как они в реальной жизни встречаются с чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают справиться и стать храбрее.

4-ий этап работы :

Ритуал выхода из сказки

1-ый вариант : Мелодия для выхода из сказки .

Вариант 2-ой : Дети стоят в кругу и проговаривают : «Мы стоим рука в руке – вместе мы большая лента, можем мы большими быть, можем маленькими стать, но один никто не будет».

Вариант 3-ий : Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Вариант 4-ый : «Мы берем с собой всё самое важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились».

Требования к работе со сказкой :

Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт и ссора детей, непослушание, тревожность и др.) . В противном случае можно исказить всю идею .

Искренность – безусловно, от воспитателя требуется открытость и искренность повествования.

Дозированность – сказкотерапия побуждает к размышлению. Это длительный процесс. Поэтому нельзя «перегружать» детей психотерапевтическими сказками , чтобы они не утратили к ним чувствительность.

Детям всегда нравятся «повторения» . Целенаправленно повторяю игры на словесное комментирование эмоционально-эффективных ситуаций, эпизоды - замещения. В них использую большую часть творческой игры с элементами поиска : покажи героя, угадай по движению, ритму, музыке, придумай окончание.

Опыт моей работы показывает, что с помощью сказок происходит становление ребёнка как личности. Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми компенсирующей группы, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка. Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому использование сказки обеспечивает мне комплексный подход в развитии ребёнка. Сказка для ребёнка - это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы . Немного сказки , немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша .

Народная мудрость гласит : ребёнок - это открытая книга Вселенной, которую взрослым надо научиться читать. Сказка для ребёнка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку , сочиняя или играя её, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов.

2.6. Использование мнемотехники в развитии связной речи детей 5-7 лет.

Так как я в своей работе использую сказкотерапию , то я решила использовать мнемотехнику для обучения детей рассказыванию .

Мнемотехника в переводе с греческого «искусство запоминания» . Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие разных видов памяти : слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, мышления, воображения. Ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием связной речи. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Мнемотехника в детском саду , как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала я детей знакомила с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем усложняла занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения . И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы и именно их я использую в своей работе. Мнемотаблицы сказок представляют собой схематические изображения, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ , сказку или даже стихотворение. На начальном этапе я подбирала сказки из пособия Большева Т. В. Учимся по сказке . Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники ». В качестве дидактического материала оформила мнемотаблицы в соответствии с выбранными сказками (прилож. 6) . Хочу подключить родителей к рисованию схем для наших занятий по сказкотерапии .

Работа с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения детей пересказу коротких сказок . В связи с этим разработала структуру организации коррекционно-развивающего занятия.

Занятия с использованием мнемотаблиц включают в себя :

Предварительное чтение сказки ;

Показ педагогом спектакля по сказке (с использованием пальчикового театра, кукол бибабо, театра на фланелеграфе);

Дидактические игры по теме сказки ;

Рассматривание и обсуждение символов;

Составление мнемодорожек (используются игры «Расположи в правильной последовательности» , «Чего не хватает» ).

Пересказ сказки с опорой на символы (образы) .

Пример занятия с использованием мнемотаблицы сказок показан в (прилож 7) .

Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей . Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Работа по каждой теме проводится в течение четырех занятий, на которых используются различные формы и методы работы, продумывается последовательность заданий, их разнообразие, смена видов деятельности (работа с мнемотаблицей, проведение опытов, дидактических игр, отгадывание загадок, лепка, рисование, аппликация и др.).

Работая в данном направлении, следует придерживаться следующих правил

Проводить 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц – знакомство с одной сказкой .

В течение месяца, пока дети знакомятся с конкретной сказкой , в группе остаются мнемотаблицы и коллажи для индивидуальной работы.

Перед следующим занятием проводить предварительную работу с детьми, рассматривая коллажи и мнемотаблицы по сказке из предыдущих занятий.

После четырех занятий, по окончанию работы над сказкой , мнемотаблицы помещают в книжный уголок.

Привлекать детей к кодировке (придумыванию символов) сказок , стихов, упражнять в разгадывании символов.

Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов :

Вызвать у детей желание пересказывать сказки - как на занятии , так и в повседневной жизни.

Расширить круг знаний об окружающем мире.

Активизировать словарный запас.

Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.

Подводя итог вышесказанного , следует отметить, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия, включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций. Следовательно, использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи детей, по нашему мнению, является наиболее актуальным поскольку :

– наглядное моделирование облегчает детям с ОНР овладение связной речью, т. к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;

– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;

– дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

При использовании мнемотаблиц сказок дети упражняются в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядности; закрепляют умение составлять сказку связно , в логической последовательности, соотносить знаковые символы с образами; активизируют в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку ;

Мнемотехника воспитывает приемы запоминания и припоминания, что в свою очередь способствует развитию психических процессов, коммуникативных навыков, познавательной активности. У детей воспитывается интерес к заучиванию и рассказыванию литературных произведений, таким образом, мнемотехника влияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Применяя для формирования связной речи современные методы обучения и адаптируя их применение на практике к потребностям детей, можно оптимизировать педагогическую деятельность , тем самым повышая уровень социальной адаптации таких детей к окружающей их действительности. Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, наличие плана-схемы делает рассказы четкими , связными и последовательными.

В начале декабря я провела промежуточную диагностику развития связной речи детей. (прилож. 8) Использование метода сказкотерапии в системе коррекционной работы даёт положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня развития связной речи детей. Данные диагностики показывают, что на начальном этапе обучения в сентябре 2016 году у большинства детей уровень развития связной речи был ниже среднего. А в декабре результат показал то, что у некоторых детей уровни развития связной речи повысились и это говорит об эффективности применения сказкотерапии .

3. Заключение.

О результатах моей работы говорить еще рано, так как учебный год продолжается, и работа не закончилась. Но подводя предварительные итоги я обратила внимание, что дети стали более раскованы, они начинают высказывать свои мысли , словарный запас у них пополняется, дети постепенно начинают активнее проявлять творчество в играх - драматизациях, играх - инсценировках, это позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки , пережить его победы и поражения, счастье и беду. Речь детей становится более связной, интересной для слушателей, дети стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, что свидетельствует о повышении уровня связной речи. Регулярность проведения сказкотерапии способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка.

Таким образом, на основании вышеприведенных материалов можно сделать следующие выводы : если сказкотерапия даёт положительный результат, пусть даже за такой короткий срок, то её необходимо включать в работу по преодолению нарушений связной речи у дошкольников. Использование сказкотерапии в работе с детьми , имеющими проблемы в развитии речи, просто необходимо, так как такая форма деятельности является новой технологией в психолого- педагогической коррекции детей . Благодаря - сказкотерапии можно дать детям не только знания, умения, навыки, которые необходимы для обучения в школе, но и потребности в общении с окружающими людьми, умение налаживать контакты со взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с ними, эмоционально откликаться на возникающие ситуации в общении, проявлять свои эмоциональные состояния, принятые в человеческом обществе. Я считаю, та литература, которую я использовала в своей работе, действительно действенна, она эффективна и даёт положительный результат.

Планы на будущее. Я планирую и в дальнейшем продолжать изучать научную литературу, знакомится с опытами и трудами других авторов по использованию сказкотерапии . Использовать сказкотерапию не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в режимных моментах,включать их в праздники, развлечения. А так же подключать родителей, убедить их в значимости элементов сказкотерапии , показать, какой интерес могут вызвать такие занятия у детей, какую роль они играют в развитии ребёнка. Привлечь родителей для изготовления атрибутов персонажей по русским народным сказкам . а так же создать библиотеку психотерапевтических и психокоррекционных сказок , которые помогали бы детям избавляться от агрессивности, драчливости, от страхов, от боязни темноты, от жадности.

Статья для родителей детского сада "Значение сказкотерапии для детей дошкольного возраста".

Статья для родителей детского сада"Значение сказкотерапии терапии для детей дошкольного возраста".
Данная статья будет полезна родителям детей дошкольного возраста, воспитателям детского сада, педагогам - психологам.
Пояснительная записка:
Сказочная терапия для детей – это способ, в результате которого вы без всяких истерик, порой ругани и каждодневных нотаций поможете своему ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества, сформировать у ребенка умение и желание быть добрым, отзывчивым, вежливым, порядочным, у ребенка сформируется желание прийти на помощь в трудную минуту.
Цели и задачи сказкотерапии:
- активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания;
- создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления;
- стимулирование творческого самовыражения;
- формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»;
- снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.
выражения эмоций.
- развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными - читайте им сказки.
Если вы хотите, чтобы они были еще умнее - читайте им больше сказок»
Альберт Эйнштейн.


В народе говорят: « Сказка-ложь, а в ней намек, добрым молодцам-урок!»
Эта прописная истина каждому человеку с детства.
Наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка.
Сказочная терапия для детей – это способ, в результате которого вы без всяких истерик, порой ругани и каждодневных нотаций поможете своему ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества, сформировать у ребенка умение и желание быть добрым, отзывчивым, вежливым, порядочным, у ребенка сформируется желание прийти на помощь в трудную минуту.
Сказка – это именно то общение с ребенком, которое больше всего понятно ребенку.


Сказка – это именно то общение с ребенком, которое больше всего понятно ребенку.
Сказка не только воспитывает, но и способствует налаживанию взаимно отношения между мамой и ребенком, что в будущем помогает избежать многих конфликтных ситуаций.
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, воображение, это особая реальность, реальность мира чувств и эмоций.
Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, делает порой некоторые ситуации реальными.
Только в сказках дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание.
Форма изображения этих явлений – особая, сказочная, именно эта форма доступная пониманию ребенка, а нравственный смысл остается подлинным.
В чем польза занятий сказкотерапией для дошкольников?


Ребенок появляется на свет не злым, и не добрым. Каким он будет расти человеком, зависит от окружающих, рядом находящихся, от того, как его будут воспитывать, чему его будут учить, какие усилия для этого будут прикладывать. Никакие рекламы и боевики, не множество современных мультфильмов, в которых есть монстры, зомби и различные непонятные порой даже взрослому страшилища, существа головоногие, должны оказывать воздействие на чувства, а встречи с прекрасным, чувства, которые он пережил, повстречаясь с этим прекрасным.
А прекрасное, конечно же, это - сказка.
Встреча и знакомство со сказкой - это всегда праздник для детей. Сказка настраивает ребенка на доброжелательность, спокойствие, веру в добро и зло, и любовь к себе и ко всем окружающим, на добрые, теплые, дружеские взаимоотношения.
Сказки оказывают огромное влияние на формирование мышления, воображение, творчество ребенка, на его поведение, отношение к окружающей его действительности, на протяжении всего детского возраста, начиная с самого раннего детства с пеленок.
Сначала дети впитывают информацию о простейших ценностях и понятиях вместе с материнскими песнями, стишками, потешками, прибаутками, присказками.


Чуть позже, после двух лет, начинается настоящее воспитание сказкой.
Дети разного возраста по-разному воспринимают сказку.
Дошкольный возраст (от 3 до 7) – это период активного становления художественного восприятия ребенка.
В младшем дошкольном возрасте (от 3 до 4 лет) понимание сказки напрямую зависит от личного опыта ребенка, а какой у ребенка опыт, он у него ограничен. При восприятии в центре внимания ребенка находится главный герой. Детей интересует его внешность, действия, поступки, отношение к окружающим.
В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) - расширяется круг представлений ребенка, обогащается жизненный опыт, знания. В этом возрасте интенсивно развивается воображение и речь. Это способствует формированию умения правильно оценивать героев и события, их поступки и действия.
Сказка – это инструмент ненавязчивого обучения.
Не секрет, что ребенку в дошкольном возрасте легче запомнить и воспроизвести информацию в игровой форме. Нравоучения взрослых быстро утомляют детей, не принося абсолютно никакого результата.
А вот с помощью сказочных героев можно объяснить и донести им все те же прописные истины, но в игровой форме, сделать это в легкой, доступной для детского понимания форме.
На примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация (например, сложно объяснить ребенку, почему он должен делиться игрушками с другими детьми, а вот сказать, что он жадина из какой-нибудь сказки, сразу сделает свой результат, так как быть плохим антигероем ребенку не захочется).
Сказки закаляют характер.
В сказках очень ярко и доступно для детского понимания даются разные противопоставления: храбрость и трусость, богатство и нищета, трудолюбие и лень, смекалка и глупость.
Дети на основе сказочных героев учатся отличать добро и зло, сопереживать положительным героям, оценивать поступки отрицательных героев, делать свои детские выводы, и умозаключения, мысленно проходить вместе с ними через разные трудности и испытания.
Читая сказку детям родители отвлекаются от своих мыслей, от суеты, от каких-то переживаний, постепенно вместе с ребенком попадая в мир сказки, сказочных героев.
После того когда вы прочитаете сказку ребенку, хорошо бы поговорить с ребенком, задать ему вопросы по сказке.
- Как ты думаешь, о чем эта сказка?
- На кого похожи герои сказки, какими качествами они обладают?
- А почему вот этот герой так поступил, а ты бы как поступил, если был бы на его месте?
- Что тебе понравилось в сказке, а что нет?
- А чтобы было, если бы герой поступил иначе, по-другому?
Рекомендация для родителей, как строится работа со сказкой.
1) Чтение или рассказ самой сказки, стихотворения, басни. Ее обсуждение. Обсуждая сказку ваш ребенок должен быть, уверен, что он может высказывать любое свое мнение, что он ни говорит, что не скажет, не должно подвергаться осуждению.
2) Попросите нарисовать рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) Проиграйте сказку с ребенком в ролях.
Ребенок обязательно выберет для себя "исцеляющую" роль.
И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Что же дадут такие методы, каков будет результат?
Во-первых, ребенок поймет, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне, чтобы не случилось.
Во-вторых, он усвоит следующий подход к жизни: "что вочтобы то не стало надо искать силы для разрешения конфликта в себе самом, что ты их обязательно найдешь и победишь трудности", и преодолеешь все трудности, и он обязательно поймет, что мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.
У ребенка сформируется мнение, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.
Воспитание сказкой – прочный фундамент успеха во взрослой жизни!

Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь
ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически, воспринимать
окружающее.
Джанни Родари.

«Сказка - ложь, да в ней намек – Добрым молодцам урок» Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Ведь сказки полны народной мудрости, они помогают научиться слушать другого человека, учат видеть добро и зло. Сказка помогает ребенку учиться справляться с трудностями и учит находить разные способы выхода из затруднительных положений. Вовремя рассказанная сказка может помочь малышу решить свою детскую проблему, обрести уверенность в себе, излечить детские страхи. В конце концов, сказки могут направить энергию ребенка в правильное русло - русло самопознания и безграничного творчества. «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение» Д. Родари


Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. Сказка является наиболее эффективным и проверенным способом и средством воспитания и обучения детей, а также одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. В каких случаях уместно лечение сказкой? Оно необходимо, если у ребёнка наблюдаются эмоционально-личностные и поведенческие проблемы: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость и неуверенность в себе. Сказка позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы, и увидеть различные пути их решения.




Художественные сказки Художественные сказки делятся на народные и авторские. Народные сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так, в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку. Главная мысль сказки «Маша и медведь - из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.


Дидактические сказки Дидактические сказки используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры, звуки становятся одушевлёнными и повествуют о новых для ребёнка понятиях. Учебно- познавательный материал, преподнесенный в контексте сказки легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения становится более эффективным.


Диагностические сказки Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также определить его характер и отношение к тому, что его окружает. Например, если ребёнок отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайка- трусишка, то можно предположить, что он сам достаточно застенчивый, с повышенным уровнем тревожности. Диагностическая сказка может способствовать выявлению состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух.


Психокоррекционные сказки Психокоррекционные сказки Психокоррекционные сказки помогают взрослому мягко влиять на поведение ребенка, «замещая» неэффективный стиль поведения на более продуктивный и объясняя ребенку смысл происходящего, то есть ненавязчиво в сказочно-волшебной форме предлагается ребенку положительный пример поведения, и нет ничего удивительного, что ребенок будет вести себя так же, как и сказочный герой. Он будет стремиться пользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.


Медитативные сказки Медитативные сказки активизируют положительные эмоции детей, учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций. Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению. Такие сказки успокаивают, вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с самим собой и окружающими, внушают уверенность в себе, создают атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снимают напряжения и возбуждения. Характер этих сказок – путешествие. Принцип построения сказки прост: секунд звучит спокойная музыка. Ребенок делает глубокий вдох и выдох. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в прекрасную сказочную страну...» или «в волшебный лес…»


У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудитория. Детям 35 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимуществен но человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и ему нравятся сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Методом сказкотерапии можно работать с малышами от 3-х лет. Зинкевич – Евстигнеева читает, что сказку, как лекарство, можно применять с 4-х летнего возраста, потому, что результативным средством воздействия сказкотерапия становится только тогда, когда человек четко осознает отличие сказки и выдумки от жизни и реальности. А у ребенка это осознание начинается как раз на рубеже 4-х лет.


Чтение сказки и её анализ Цель осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов: О чём сказка? Что запомнилось больше всего? Какие герои запомнились? Почему? Что случилось с тем или иным персонажем? Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь? Какие чувства, какое настроение после сказки? Случается ли такое в жизни, по-настоящему? Случались ли у тебя похожие ситуации? Чему мы можем научиться у этой сказки? Приёмы работы со сказкой:


Рассказывание сказок: Рассказывание сказки от первого или третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы-Яги, Лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок». Групповое рассказывание сказок. Каждый из группы детей по очереди рассказывает маленький кусочек известной всем сказки. Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. Групповое придумывание сказки. Первый ребенок говорит первую фразу: «В некотором царстве, в некотором государстве…», следующий ребенок присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и т.д. Этот прием помогает развивать произвольную память; фантазию и воображение; умение выражать свои мысли; умение слушать.


Проигрывание эпизодов сказки, драматизация Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции, проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны. Постановка сказок с помощью кукол Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить. Рисование по мотивам сказки - рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка; - любимого сказочного героя, - сказочной страны - Рисуя или работая с различными материалами ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли, освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило. Приёмы работы со сказкой:


Структура сказкотерапевтического занятия содержит: Ритуал «входа в сказку» (настрой на совместную работу). Например, передача волшебного клубочка по кругу, проход через волшебный обруч, ритуальная присказка: «Добрая волшебница в гости пригласила, двери в сказку нам тихонько приоткрыла». "Сказка в гости к нам пришла, нам встречать ее пора!" Основную часть, где педагог рассказывает детям новую сказку, использует разнообразные приемы работы со сказкой (обсуждение, вопросы к детям, инсценирование сказки, рисование сказки) Педагог обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня. Резюмирование Обобщить приобретенный опыт связать его с уже имеющимся опытом. Воспитатель подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятиях, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать опыт, что приобрели сегодня. Ритуал «выхода из сказки». Дети, стоя в кругу, проговаривают: «Мы берём с собой всё важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились».


Жили – были… Начало сказки, встреча с ее героями. В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру. Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных. Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат И вдруг однажды… Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка. Описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью, и приписать герою все переживания ребенка. Из – за этого…. Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки. Кульминация Герои сказки справляются с трудностями Развязка Результат действий героев сказки: «-» герой, совершивший плохой поступок, наказан; «+» герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, вознагражден. Развязка коррекционной сказки должна быть позитивной Мораль сей сказки такова… Герои сказки извлекают уроки из своих действий, их жизнь радикально изменяется Сочинение сказок Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо, чтобы сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности: Сочинение сказок Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо, чтобы сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:


Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» - нормы и правила поведения. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. Сказкотерапия один из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий, в процессе которого задействованы все компоненты здоровья детей. Начав использовать в своей работе методы сказкотерапии, нужно помнить - результатов от лечения сказкой не стоит ждать сразу, но что они будут – несомненно. Ведь труд, терпение и доброта, как и в любой сказке, обязательно будут вознаграждены. Попробуйте! Уверена, что этот прием понравится вашим воспитанникам и поможет Вам в работе!

» ГДОУ № 29 Василеостровского р-на СПб

Сказкотерапия в детском саду: из опыта работы психолога

Обычное утро рабочего дня. Взрослые спешат на работу, дошкольники собираются в детский сад. Голос мамы: «Поспешим, сынок! Сегодня у тебя Сказка!». Бежит ребёнок в детский сад, как в сказку. Сегодня он встретится с доброй Феей, с неизвестными или уже знакомыми сказочными героями, ощутит прилив волшебной силы, почувствует себя героем, волшебником. Ребёнок знает, что Фея-сказочница обязательно услышит его просьбу, поддержит, если грустно, поможет разрешить трудную жизненную ситуацию. Сказочный герой предложит новое интересное задание, с которым ребёнок обязательно справится, и будет чувствовать себя успешным.

Группа из 6 детей во главе с воспитателем движется по коридору детского сада. На лицах интерес, ожидание чуда, радость. Но необходимо терпение, сдержанность, чтобы не спугнуть Сказку: Она не любит суеты и шума. Впереди важная Встреча: с Феей Сказок, со сказочным героем, с самим собой. Эта встреча произойдет в Волшебной комнате (кабинете психолога и волшебной Феи в одном лице). У воспитателя «сказочной» группы сегодня тоже день особенный. Она встретится с детьми в сказочной роли: Заюшки-Лапушки или Дюймовочки, Принцессы на горошине или Русалочки, Нильса или Незнайки и др. А бывает, что в Сказке чудесные «превращения» происходят неоднократно. Случаются особенные дни, когда в Сказку могут отправиться и родители. Они получают письменное приглашение от Феи Сказок, где указан день и час встречи со Сказкой.


Работа со сказкой является одним из продуктивных и разработанных методов в детской психотерапии. Сказку используют в своей работе многие психологи, работающие с детьми. Метод сказкотерапии, использует сказочную форму для развития и воспитания ребёнка. «Привлекательность метода заключается в том, что, погружая ребёнка в сказочную ситуацию, психолог и педагог легко могут заинтересовать ребёнка решением разного рода задач, способствующих его когнитивному развитию. Сказка позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, ребёнок эмоционально готов к восприятию нового: сосредоточен, вовлечён, заинтересован» .

Метафоричность сказочного языка позволяет зашифровать ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни ребёнок. Отсутствие в Сказке дидактики и нравоучений позволяет ребёнку самому анализировать ситуации, в которые попадают герои. На примере судеб сказочных героев он может проследить последствия того или иного жизненного выбора и получить новый опыт взаимодействия с окружающим миром.

«В сказочной стране возможно все. Поэтому главный ресурс, который забирает с собой человек из волшебного путешествия – это осознание собственных возможностей, которыми необходимо научиться пользоваться» .

Своеобразие опыта, полученного нами несколько лет назад при работе в одном из детских садов, заключается, прежде всего, в том, что в процесс игры оказываются вовлечены не только дети и психолог, но и родители, воспитатели. Все они начинают жить по законам сказочного мира, и это позволяет им лучше узнать, почувствовать друг друга. Ребенок, принимая правила игры, ощущает себя полноправным участником сказочного действа, и взрослые, выступающие в необычной для себя роли, становятся для него ближе, интереснее. Между всеми участниками игры возникают все более доверительные, теплые взаимоотношения – этому способствует совместная деятельность, приносящая радость, удовольствие, чувство удовлетворения. Каждый человек, как ребенок, так и взрослый, ощущает себя значимым, важным участником процесса сотворчества. В связи с этим в детском саду создается уникальное психологически безопасное пространство, способствующее гармоничному развитию ребенка и раскрытию новых возможностей взрослого.


Реализация программы «Путешествие в сказочную страну» возможна с согласия и благодаря заинтересованности родителей. Психолог на предварительной встрече с родителями в начале учебного года даёт полную информацию о программе: о её целях и задачах, об организации работы с детьми. Программа ориентирована на разнообразные лексические темы, которые должны освоить дети того или иного возраста, например «Дары Осени» или «В ожидании Весны», «Мир диких животных» или «Мир насекомых» и т. п. Каждая тема должна быть представлена в сказочной форме.

Корректировка сказочной программы осуществляется совместно с воспитателями в соответствии с актуальными проблемами развития и воспитания детей. Совместная с воспитателями работа позволяет психологу быть в курсе всего, чем живёт группа. Происходит обмен информацией: воспитатель рассказывает о развивающих и познавательных задачах, реализуемых в группе, даёт характеристики детям, описывает в своём рассказе их поведенческие реакции, психолог же анализирует свои наблюдения за ребенком, выделяет актуальные проблемные зоны в его развитии, настраивает воспитателя на поиск причин нежелательных или неадекватных детских реакций, помогает приблизиться к пониманию потребностей детей. При условии заинтересованности воспитателя в совместной работе с психологом оба получают удовольствие от нового качества общения, взаимно обогащают друг друга, чувствуют большой интерес и испытывают приятное волнение от ожидания встречи с детьми в Сказке. Затем рождается сценарий сказки, в которой есть и встреча и расставание, переживание новой истории, погружение в неё, осознание нового опыта, достижение успеха в решении интеллектуальных задач.

В Сказке дети знакомятся с историей, в которой метафорическим языком говорится о ситуации или проблеме, которую переживает тот или иной ребёнок. «Проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребёнок во многом формирует для себя «картину мира» и в зависимости от этого будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом» .Так, например, Вика, 5 лет, в группе проявляла себя агрессивно, в общении с детьми отличалась конфликтным поведением. Участвуя в сюжетных играх, отождествляла себя с персонажами мужского рода . В общении со взрослыми была непослушна, негативно настроена. В Сказке она получила возможность говорить о своих чувствах в метафорической форме. Оказалось, что за маской девочки-воина - ранимая, хрупкая, нежная, жаждущая понимания и принятия, одинокая, беззащитная девочка. Понимание эмоционального состояния девочки повлияло на отношение воспитателей к ней. Изменился стиль общения с ребёнком. Воспитатели стали обращать внимание других детей на привлекательные стороны характера Вики. Изменилось поведение Вики в группе, она стала более покладистой и миролюбивой. На развивающих занятиях была активна, хотя не всегда внимательна. По окончании детского сада Вика поступила в подготовительный класс хореографического училища. Другой воспитанник детского сада Антон, 5 лет, ранее не посещал дошкольное учреждение и поступил в старшую группу. В группе он был неактивен, нерешителен, зависим, несамостоятелен, тревожен, от изобразительной деятельности отказывался, в играх с детьми не участвовал. В Сказке же Антон участвовал с интересом и удовольствием, вёл себя активно, проявлял изобретательность. В сказочном путешествии на корабле стал смелым и находчивым капитаном. Первые рисунки Антона были очень мелкими, изображённые предметы с трудом угадывались. В конце учебного года от беспокойства, неуверенности и тревоги не осталось и следа, и рисунки стали яркими, фигуры более крупными.


Из отзывов воспитателей:

«…Мы путешествовали в сказке на воздушном шаре , на парусном фрегате, встречались с грозным динозавром и т. д. Радости и активности детей не было предела. Дети могли перевоплощаться в любимого сказочного персонажа, свободно рассказывать о своих чувствах, высказывать самые сокровенные желания. Они научились отражать свои впечатления и чувства в рисунках, используя разные средства художественной выразительности, передавать в движении, мимикой и жестами свои эмоции. Каждый ребёнок оказывался в центре внимания, другие дети слушали его, задавали вопросы и с интересом ожидали его ответов».

«…Значительно повысились творческие речевые способности детей. Дети научились строить речевые высказывания, используя яркие образные слова, словосочетания. Повысился интерес и любовь детей к сказкам, художественному слову. Дети стали активны в играх-драматизациях, увлеклись постановкой спектаклей для малышей и своих родителей. Возросла творческая активность детей в повседневной жизни: каждый ребёнок нашей группы нашёл путь к самовыражению».

«…Эти занятия помогли нам, воспитателям, понять внутренний мир ребёнка, открыть для себя новые замечательные качества каждого, понять его тревоги и печали, раскрыть его индивидуальность. В наших детях заложен огромный творческий потенциал, и именно эти занятия помогли нам раскрыть его в каждом ребёнке. Я бы очень хотела продолжить совместную работу с психологом, так как понимаю огромную важность и значимость этого для наших детей и для себя лично».

Из отзывов родителей:

«…Очень неожиданно, ярко, сказочно и красиво. Ощущение, что ты попал в сказку и хочешь там остаться. И в то же время дети играют и познают мир».

«Перешагнув порог, мы оказались не в комнате, не в учебном классе, а в настоящей сказке. Сказочными были декорации, костюмы педагогов и сама атмосфера. А уж восторженные личики детишек о многом говорят…

Я, взрослый человек, и то была зачарована действием, в котором участвовали все. Дома Светланка с восторгом рассказывает о каждом сказочном занятии…»

«Посетив открытое занятие, я получила массу впечатлений. Мне очень понравились интерьер комнаты, костюмы Феи и Дюймовочки, Волшебные шляпы – всё это создавало по-настоящему сказочную атмосферу. Играя Сказку, дети закрепили знания о цветах, полученные ранее. Выполняя задания Дюймовочки, проявляли смекалку, размышляли логически. Видно было, как заинтересованы дети, а это главное условие успешных занятий!»

В процессе реализации программы пересекаются или переплетаются все направления деятельности психолога : психопрофилактическое, психокоррекционное, развивающее, консультативное. Основной метод диагностики детей для определения эффективности психологической работы ‑ наблюдение за изменениями в поведении ребёнка и фиксация изменений. Для педагогов, участвующих в программе – самоанализ, осознание изменений, произошедших с ними, в понимании детей, их поведенческих реакций, их индивидуальных особенностей.

Важна роль администрации дошкольного учреждения: благодаря её заинтересованности и помощи Сказка может «жить» в детском саду, поскольку необходимо помещение, костюмы, ткани для декораций и прочие «волшебные» вещи, с помощью которых будет создаваться сказочная атмосфера; нужна звукозаписывающая и звуковоспроизводящая, дистанционно управляемая музыкальная техника и др. Всё это требует материальных вложений. Также необходима организация дополнительной оплаты педагогов - участников программы, с учётом дополнительных временных затрат.

Программа «Путешествие в Сказку» разрабатывалась и внедрялась на базе одного из детских садов Приморского района Санкт-Петербурга в течение шести лет. Большой интерес к участию в программе проявляли воспитатели. Сначала осторожно и робко исполняли роли, а, в дальнейшем с удовольствием и творчески, т. о. обеспечивалась мотивация профессионального роста и повышения психологической грамотности педагогов дошкольного воспитания. Дети, участвовавшие в программе, начиная с младшего возраста, с интересом также участвовали и в других развивающих программах, реализуемых в детском саду, а в старшем возрасте были мотивационно готовы к школьной учебно-познавательной деятельности .

Список литературы:

1. «Жила-была девочка, похожая на тебя» - М.,1997

2. Зинкевич- «Формы и методы работы со сказками» – СПб,2011

3. Зинкевич- «Тренинг по сказкотерапии», «РЕЧЬ» - СПб,2000

4. Зинкевич- «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии» - СПб,1998

5. -Л. «Психология сказки» - СПб,1998

Сказкатерапия – один из видов здоровосберегающих технологий

Наше будущее – это наши дети. В наш интенсивный информационный век проблема здоровья – это проблема номер один. По словам классика «Здоровье – это не все, но без здоровья все – не ничто!» Перед школой стоит высшая задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е. разработка мер по здоровьесбережению.

На современном этапе образование предъявляет к учащимся достаточно высокие требования. Школьникам необходимо переработать и сохранить в памяти огромное количество информации. Ни для кого не секрет, что для её осмысления, главным образом, нагружается левое логическое полушарие, отвечающие за логику, рациональность, принятие правильных решений. Именно оно учит нас думать, анализировать, делать выводы.

Очень часто оно работает на пределе возможностей. Информационная плотность урока настолько высока, что школьникам просто не остается времени на то, чтобы порадоваться своим успехам и успехам товарищей, посочувствовать друг другу, восхититься новым открытием. Кроме того, информационная перегрузка создает опасность для возникновения у школьников эмоционально-личностных проблем. Даже успешные, высоко мотивированные ученики с хорошим уровнем интеллектуального развития испытывают тревогу, могут иметь заниженную самооценку. Излишняя напряженность трансформируется в физическую и вербальную агрессию. Это может породить негативное отношение к учебной деятельности. Нестабильное эмоциональное состояние сказывается и на физическом состоянии ребенка: снижается его работоспособность, ослабевает активность, повышается утомляемость. Данные факты говорят о том, что в ходе УВП создаётся противоречие между необходимостью осваивать учениками большой объем учебной информации и при этом сохранить физическое и психическое здоровье. Поэтому возникает необходимость активно и эффективно использовать в УВП здоровьесберегающие технологии. Сказкотерапия помогает решить данную проблему.

С казкотерапия

Сказка – любимый детьми жанр. Она несет в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей. Огромные возможности для душевного здоровья младших школьников имеет музыкальная сказка или сказка в музыке (М. Коваль - детская опера «Волк и семеро козлят»; С. Прокофьев - балет «Золушка», симфоническая сказка «Петя и волк»; П. Чайковский - балеты «Щелкунчик» и «Спящая красавица» и др.).

сказкотерапия синтезирует многие достижения педагогики и психологии и является хорошим ресурсом обучения и развития.

Использование сказкотерапии создаёт условия для гармоничного развития всех участников УВП, их здоровьесбережения и здоровьеразвития.

Цель сказкотерапии – решение терапевтических, коррекционных, развивающих, дидактических и релаксационных задач без назидания, путем естественного принятия. Следовательно, сказка – важное, значимое средство здоровьесберегающего урока.

Сказка предполагает погружение в особую сказочную обстановку, в которой может проявиться нечто нереализованное. В ней материализуются мечты, появляется чувство защищенности, спокойствия.

Сказка, с одной стороны, связана с волшебством, а, значит, с творчеством, с созиданием, с другой стороны - она заставляет задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. Сказка активизирует и эмоциональные, и когнитивные процессы. Она одновременно учит ребенка осуществлять логические операции и мыслить образами. Таким образом, сказка помогает формировать у учеников целостное мышление.

В сказках часто используются волшебные предметы и помощники, оберегающие героев, придающие уверенность в собственных силах. В сказках добро всегда побеждает зло.

В сказке герои обычно распределяют обязанности между собой. Каждый берет на себя то, что ему удается делать лучше всех. Данный пример – хорошее средство воспитания и обучения.

Сказкотерапия помогает поверить в то, что волшебство может происходить у каждого в душе, улучшая одновременно и внутренний мир человека, и мир вокруг, следовательно, сказка имеет возможность вывести человека на высшие ценности и помочь осознать их.

разнообразную сказкотерапевтическую работу.

1. Анализ сказки. Он направлен на осознание, интерпретацию того, что находится за любой сказочной ситуацией, сюжетом и за поведением героя. Основная задача учителя - так спроектировать вопросы, чтобы они подталкивали учеников к осмыслению, размышлению, а не фиксировали результат вспоминания информации.

2. Рассказывание сказки. Рассказывание может быть индивидуальным или предлагаться группе детей. При этом вспомнить и рассказать сказку можно от имени любого героя.

3. Переписывание сказки или ее дописывание. В сказку могут быть введены другие герои, которые способны изменить ее ход. Учащиеся выбирают тот вариант разрешения сказки, который соответствует их внутреннему состоянию.

4. Сочинение сказки. Для усвоения учебной информации учащиеся индивидуально или совместно составляют тематические сказки (по плану учителя, по теме урока или по самостоятельному выбору), для решения проблемных ситуаций, возникающих в классном коллективе могут составляться личностные сказки с использованием метафор. Так же используются сказки, составленные педагогами или совместные детско-взрослые сказки (учитель-ребенок, психолог-ребенок, родитель-ребенок).

5. Проигрывание эпизодов сказки. Можно предложить детям сделать постановку сказки, можно проиграть ее с помощью кукол или показать отдельные эпизоды с помощью пантомимы. Данная деятельность дает ученикам возможность прочувствовать эмоционально значимые ситуации, а так же способствует творческому перевоплощению школьников.

6. Использование сказки как метафоры. Метафоры способствуют возникновению у детей своих, особенных образов, которые «пробуждают» их мышление, вызывают появление «цепочек» ассоциаций, которые впоследствии обсуждаются и анализируются.

7. Рисование по мотивам сказки. Рисование дает возможность целостного восприятия информации, материализует мысли и эмоции.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png