Индивидуальный образовательный маршрут

социальной адаптации одарённого ребёнка в коллективе

Вид одарённости: академическая, музыкально-художественная

1. Сведения о ребёнке

Ф.И.О. ребёнка (девочка)

Дата рождения

Адрес

Эссе на ребёнка (Краткая характеристика ребёнка)

ФИО – домашний ребенок, ДОУ не посещала. Поступила в мой класс в феврале 2016 года, т.е. в 3-ей четверти первого класса. Сразу показала высокий уровень мотивации к обучению. Общее развитие ФИО находится на уровне значительно выше других детей того же возраста в классе. На уроках активна. Способна быстро понимать объяснения учителя и прочно запоминать материал. Проявляет находчивость и сообразительность при изучении того или иного предмета. Обладает неутомимым желанием получать все больше знаний. Замечательная память о событиях, фактах и числах. Очень наблюдательна к окружающему миру. Самостоятельно развивает способности при выполнении дополнительных заданий. Ощущается сильная потребность узнать что-то новое и интересное, выходящее за рамки учебной программы. С увлечением рассказывает друзьям о том, что сама знает. С удовольствием оказывает рациональную помощь в обучении одноклассникам. Наряду с успехами в учебе, очень чувствительна к критике, замечаниям. Наблюдается частая смена настроения, нетерпелива в общении, перебивает собеседника, демонстрируя собственные знания. Получив негативный ответ, девочка часто теряется в таких ситуациях и, как следствие, происходят глубокие и тяжелые переживания, замыкается. Налицо дефицит социальной компетенции, пробелы в социальной адаптации, вероятность развития склонности к самопринижению.

2. Социальная характеристика семьи.

Мать – ФИО, образование высшее.

Отец - ФИО, образование высшее.

Степень участия в воспитании: в воспитании ребёнка участвуют оба родителя.

Условия проживания, условия быта - семья из четырёх человек проживает в отдельной квартире. Есть отдельная комната на двоих с братом. Созданы все условия для полноценного развития ребёнка.

3. Запрос родителей

Дополнительные занятия в развивающих, обучающих и познавательных кружках.

4. Долгосрочная цель сопровождения

Сформировать благоприятные условия обучения и создать психологически комфортную обстановку в классе для успешного развития индивидуальности одаренного ребёнка

Задачи:

    Разработать совместно с семьей план психолого-педагогического сопровождения для выявления перспектив развития академических и музыкально-художественных способностей и устранения проблем с социальной адаптацией одаренного ребенка на период с февраля 2016 года по май 2017 года;

    поддерживать высокую учебную мотивацию ребенка;

    поощрять ее активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

    закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социальной адаптации.

Возможные риски

Высокая загруженность ребёнка в кружках, олимпиадах, школьной и общественной деятельности.

5. Группа сопровождения

Родители: мама и папа

6. Координатор (Ф.И.О)

Учитель начальных классов

7. Организация работы (примерный перечень содержания работы с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей).

План психолого-педагогического сопровождения для выявления перспектив развития академических и музыкально-художественных способностей и устранения проблем с социальной адаптации в коллективе одаренного ребенка на период с февраля 2016 года по май 2017 года

Формы работы

Сроки

Ответственные

Результаты, выводы (кратко)

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика

Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание)

Наблюдения, анкетирование, тесты, диагностики

сентябрь, декабрь, май 2016

Педагог-психолог

Отличная память, адекватность восприятия окружающего мира, разносторонняя развитость

Исследование эмоциональных процессов (страхи, тревожность)

Страх остаться в одиночестве, стремится быть "как все". Испытывает дефицит общения со сверстниками. Очень чувствительна к несправедливости

Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний)

Заниженная самооценка, прослеживается неуверенность в себе. Находится в поиске ответов на интересующие ее вопросы. Академическая и музыкально-художественная одаренность

Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками)

Легко и непринужденно общается со взрослыми, прослеживаются проблемы общения со сверстниками

Взаимодействие с педагогами

Информирование о результатах диагностических исследований

Консультации, беседы, индивидуальные беседы

1 раз в квартал

Педагог-психолог

Дефицит социальной компетенции, пробелы в социальной адаптации, вероятность развития склонности к самопринижению

1 раз в месяц

Педагог-психолог

Консультации по внеклассному чтению

запись в сельскую библиотеку

Зав.библиотекой

Взаимодействие с семьей. Деятельность родителей

Психолого-педагогическое просвещение родителей: "Как развивать уверенность", "Словестные формы позитивной оценки действий ребенка", "Как помочь умственному росту ребенка", "Как правильно вовлечь ребенка в разнообразные посильные занятия", "В какие ролевые игры полезно играть с ребенком"

Консультации, беседы

Весь период

Педагог-психолог

Создание дома индивидуальных условий для работы, в т.ч. приобретение дополнительных учебных материалов, согласно результатам ИППД

Консультации

Весь период

Родители

Обеспечение доступа к дополнительному интерактивному обучению и участию в олимпиадах по предметам, согласно результатам ИППД

Поиск интернет-ресурсов

Весь период

Родители

Мероприятия по социальной адаптации ребенка

Командир отряда

танцевальный номер

февраль-март 2016

Рук-ль танц. ансамбля

чтение стихов

чтение стихов, исполнение песни

чтение стихов, исполнение песни

чтение стихов, исполнение песни

чтение стихов

чтение стихов, исполнение песни

чтение стихов

Школьный концерт "Последний звонок"

чтение стихов, исполнение песни

Оформление и пополнение портфолио ученицы

1 раз в месяц

Педагог-психолог

Способы оценки успехов ребенка в учебе и социальной адаптации

Четвертные оценки за 1 и 2 четверть 2016-2017

Мотивация к учебе возрастает

Участие во всероссийской олимпиаде "Медвежонок" по русскому языку

Участие в олимпиадах по математике на платформе УЧИ.РУ

дипломы, грамоты, сертификаты прилагаются (8 шт.)

Родители

Высокий интерес к дополнительному обучению

Школьный смотр строевой песни, День защитника Отечества

Командир отряда

Проявились организаторские способности и бескорыстное лидерство

Сельский концерт "Весенняя капель. Масленица" Танцевальный ансабль "Карамельки"

танцевальный номер

февраль-март 2016

Руководитель танцевального ансамбля

Согласно выводам ИППД была привлечена к мероприятиям и как результат: проявила интерес к общественной деятельности, появилась социальная ответственность, проявились творческие способности, обрела уверенность в себе, реалистическое представление о себе изменилось в лучшую сторону, общение и взаимодействие со сверстниками значительно улучшились

чтение стихов, исполнение песни

чтение стихов

Школьный концерт "Последний звонок"

чтение стихов, хоровое исполнение песни

Школьный концерт "День матери"

пение песен дуэтом, чтение стихов, участие в создании поздравительного ролика

Педагог, родители

Школьный концерт "День учителя"

пение песен дуэтом, чтение стихов

Педагог, родители

Декадник "Разноцветная неделя", конкурс чтецов "Поэзия доброты"

Победительница конкурса

Пение песни соло, чтение стихов

чтение стихов

Школьный концерт "Последний звонок"

Пение песен дуэтом, соло, чтение стихов и участие в сценках

Оформление и пополнение портфолио ученицы

1 раз в месяц

Педагог-психолог

Внеклассное чтение

активный пользователь

еженедельно

Зав.библиотекой

Результаты академических способностей одаренного ребенка

С введением в феврале 2016 г. плана психолого-педагогического сопровождения для выявления перспектив развития академических, музыкально-художественных способностей и устранения проблем с социальной адаптацией одаренного ребенка результаты академических способностей ФИО (см. графики, 2 класс: 1-я четверть 2016, 2-я четверть 2016, 3-я четверть 2017 г.), указывают на стабильно лидирующую позицию в классе по всем предметам. Это говорит о том, что ребенок не утратил мотивацию к учебе. Совмещение с общественной деятельностью, направленной на устранение выявленных проблем с социальной адаптацией фактически не повлияло на успеваемость. Ребенок вполне справляется с нагрузками, по-прежнему активна на уроках. Согласно проведенной самооценке, четко прослеживается интерес и желание двигаться дальше и не останавливаться на достигнутом.

План мероприятий, направленных на социальную адаптацию ФИО безусловно дал свои результаты. У ребенка заметно улучшилось общее психологическое состояние, чувствует себя вполне комфортно в коллективе. Психоэмоциональные опасности, которые были выявлены в прошлом году, в 1 классе, сейчас не наблюдаются. У ребенка заметно повысилась самооценка, стала более самостоятельной в принятии решений и появилась уверенность в себе. Программа на этом не завершается, она будет продолжать внедряться до конца учебного года. Ведь одаренные дети – это хрупкий, требующий особый подход и постоянного внимания мир.

оксана григорьевская
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка

Одним из пунктов инициативы «Наша новая школа» является создание системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности. Для проявления способностей ребёнка необходимы особые условия, и среди них главное – человек, который смог бы увидеть эту одарённость , оценить её должным образом и помочь её раскрытию, и это особенно важно в дошкольном возрасте.

Когда одарённые дети вынуждены заниматься по одной программе вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперёд. В результате у них может угаснуть познавательный интерес, желание заниматься. Поэтому на фронтальных, групповых, индивидуальных занятиях таким детям следует предлагать усложнённые варианты заданий, всё это в рамках требований ФГОС. Такой подход к организации образовательного процесса реализует принцип индивидуально – дифференцированного подхода и окажет помощь детям в развитии их способностей и одарённости .

Основные принципы организации работы с одаренными детьми :

Обучение на более высоком уровне трудности

Создание обогащенной предметной и образовательной среды, способствующей развитию одаренности ребенка

- Индивидуализация и дифференциация обучения

Психолого-педагогическая поддержка ребенка

Использование новых образовательных технологий

Индивидуальные программы развития ребёнка планируются и реализуются на основе наблюдений педагога и психологической диагностики.

Наблюдения за детьми, диагностические обследования позволили выявить и одарённых детей , которых характеризует выраженная активность, устойчивый интерес к разным видам деятельности и сферам действительности, высокий уровень развития способностей и овладения детскими видами деятельности.

Наблюдая за детьми своей группы, я обратила внимание, на Артёма О. Проведя с ним диагностику, с помощью методического пособия «Развитие авторов Котовой Е. В., Кузнецовой СВ., Романовой Т. А., я выявила, что Артём проявляет способности к словотворчеству. Литературный опыт активно используется этим ребёнком в творческой речевой деятельности при создании собственных стихов, сказок, загадок. На основе наблюдений, диагностических обследований я составила индивидуальный маршрут для Артёма О .

Индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка

Ф. И – Артёма О.

Возраст – 6,5 лет

Вид одарённости – художественная

Склонности – сочинение сказок, стихов, загадок

Форма работы – индивидуальная работа

Сопровождающий педагог – воспитатель Григорьевская Оксана Николаевна

Партнёры – родители

Характеристика на воспитанника подготовительной группы Артёма О

Мальчик поступил в группу в сентябре 2011 года, в возрасте 3 –х лет. Адаптация к воспитателям и детям в группе прошла успешно.

В группе со сверстниками очень общителен, доброжелателен, проявляет инициативу. Охотно контактирует с взрослыми Содержание игровой деятельности разнообразно, умеет пойти на компромисс, уступить, вежлив. В ролевых играх демонстрирует способность к развитию сюжета .

Он обладает достаточно высоким уровнем умственного развития , включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. С удовольствием слушает чтение произведений, любит читать сам. Ребенок активен в поиске новой информации, стремиться задавать вопросы и экспериментировать. Сформирован определенный объем знаний и навыков.

Психические процессы и речь развиты в соответствии с возрастной нормой Ребенок имеет фонетически правильную речь, пользуется относительно богатым запасом слов, употребляет сложные грамматические структуры. В своей активной речи ребенок выражают свои знания, свое понимание окружающей жизни, переживания. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. С удовольствием придумывает сказку, рассказ. Развернуто рассказывает о своих впечатлениях и чувствах. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта; рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем; умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения. стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает; с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

На занятиях активен, проявляет интерес ко всем видам деятельности, стремится к конечному положительному результату деятельности. Старателен, прилежен.

Ребенок воспитывается в полной семье. Родители систематически интересуются успехами сына, оказывают необходимую помощь воспитателям. Атмосфера в семье дружелюбная, относиться к родителям и младшей сестре с большой любовью.

Цель : создание необходимых условий для реализации интереса ребёнка к сочинительству.

Задачи :

Способствовать развитию навыков чтения

Продолжать развивать интерес к театрализованной игре через активное вовлечение в игровые действия;

развивать память ;

Содействовать проявлению активности, самостоятельности, эмоциональности и выразительности в движениях и речи;

Воспитывать чувство удовлетворения от совместной с педагогом деятельности;

Месяц Неделя Используемые приёмы Цель Применение детского творчества

Сентябрь 3-я

4-я Этюд «Весёлые человечки»

Этюд «Собираемся на бал» Развитие воображения , эмоциональности Режиссёрские игры, драматизации, музыкальные игры

Октябрь 1-я

4-я Игры и упражнения «Семья слов» , «Какой? Какая? Какое?» , «Подбери слова» .

Развивающая игра «Придумай имя»

Игры «Добавь словечко» , «Придумай красивое предложение»

Игра «Чудесные вещи»

Использование разных частей речи, активизация словаря

Развитие воображения , обучение словесной импровизации

Расширение словарного запаса, развитие умения распространять предложения

Развитие креативности мышления, обучение словесной импровизации Подготовка к обучению грамоте

Придумывание сказок, составление рассказов, игровая деятельность

Художественная деятельность, творческие игры

Ноябрь 1-я

4-я «Сочинение сказки»

Игра «Придумай, о чём может идти речь»

Творческое задание «Необычная машина»

Игра «Зверь, птица, насекомое, небылица»

Обучение придумыванию и пересказываю сказки (последовательность, логика, эмоциональность)

Обучение формированию фраз, согласованию частей речи

Развитие фантазии , обучение модифицированию сюжета

Развитие фантазии при сочинении небылиц, развитие чувства ритма

Художественно – речевое творчество, создание книжек - малышек

Подготовка к обучению грамоте

Продуктивная деятельность, творческие игры

Придумывание окончания стихов, игры - фантазии

Декабрь 1-я

Игра «Как лучше сказать?»

Творческое задание «Нарисуем портрет»

Составление рассказов

Употребление образных слов и выражений, разных частей речи, придумывание рифм

Формирование представления об описании и его структурных элементах

Обучение составлению схем разных рассказов Сочинение стихов, словотворчество

Продуктивная деятельность, описательные рассказы, монологическая речь

Рассказывание по картинам, описательные рассказы, игровая деятельность

Февраль 3-я

4-я Работа с малыми фольклорными формами

Работа с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»

Сопоставительный анализ сказок

Работа со сказкой Д. Родари «Хитрый Буратино» (картинка-идея)

Малые фольклорные формы (придумывание загадок)

Упражнения-фантазии по стихотворениям

Осмысливание значения пословиц, составление по ним небольших рассказов и сказок

Развитие представления о композиции рассказа, обучение придумыванию продолжения и окончания рассказа

Понимание сходства и различия сюжетов в идеях сказок, использование выразительных средств для придумывания окончания сказок

Радость от общения со сказкой, развитие речетворческих способностей

Понимание образных выражений, формирование чувства рифмы

Формирование представлений об образно-выразительных средствах языка, обучение подбору эпитетов и сравнений Игровая деятельность, художественно-речевое творчество

Чтение художественной литературы, самостоятельное сочинение, продуктивная деятельность

Чтение художественной литературы, художественно-речевая деятельность

Продуктивная деятельность, создание книжек-малышек

Самостоятельное сочинение, словотворчество, игровая деятельность

4-я Работа с басней

Творческое рассказывание по картине И. Левитана «Март»

Сравнение рассказа и сказки, творческие задания

Творческое задание по стихотворению И. Сурикова «Зима» Обучение пониманию аллегории, развитие чуткости к восприятию образного строя языка басни

Воспитание желания выразить в слове свои переживания и впечатления

Обучение составлению лирических рассказов и сказок

Обучение умению чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, подбирать эпитеты, сравнения и метафоры Чтение художественной литературы

Художественная деятельность и восприятие произведений искусства

Чтение художественной литературы, художественная деятельность

Сочинение стихов, загадок, словотворчество

Апрель 1-я

Работа со стихотворением С. Михалкова «Дядя Стёпа»

Работа со сказками Д. Родари «Сказки, у которых три конца»

Творческое задание «Придумай сказку»

Придумывание коротких стихов с опорой на картинку, по готовой рифме Развитие способности замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения, понимать переносное значение метафор, фразеологизмов

Развитие фантазии , умения активно использовать запас образной лексики в собственных сочинениях

Развитие фантазии , воображения, умения применять полученные знания и умения самостоятельно

Развитие чувства рифмы и ритма, умения использовать образный язык стихотворения Сочинение стихов, рассказов, сказок, самостоятельное творчество

Самостоятельное придумывание сказок, продуктивная деятельность, игры - импровизации, драматизации

Сочинение сказок, их обыгрывание, участие в театрализованных праздниках

Создание книжек - малышек, участие в конкурсах

Май Изготовление книжки стихов и сказок и создавление мультфильма по придуманному рассказу «Полёт к планете «Дружба» » в программе Стрейч Онлайн

Вывод : в результате работы с ребёнком по индивидуальному маршруту у него повышается уровень речевого развития и словесного творчества, появляется желание проявлять свою инициативу, способности. Ребёнок самостоятельно научился читать, проявляет повышенный интерес к чтению, посещает городскую библиотеку. Индивидуальный подход в данной работе с поддержкой родителей, даёт высокие результаты, положительно влияет на его развитие .

Игры для развития речи .

«Отгадай, что я вижу» . Предложить ребенку отгадать задуманное слово, которое задумали, пользуясь словами-подсказками. Такая игра насыщена прилагательными и глаголами –то есть теми частями речи, которые детьми усваиваются с трудом, но от которых зависит образность, красота и точность высказывания.

«Добавь словечко» . Эта игра способствует словотворчеству детей, что в свою очередь помогает им освоить русский язык, его грамматику. Особенно детям нравится сочинять стихотворные небылицы.

«Сочинялки» . Предложить ребенку сочинить сказку про какой-нибудь понравившийся объект. Эта игра учит фантазировать ребенка .

«Звуки улицы» . Попросите ребенка закрыть глаза и прислушаться к звукам вокруг. Пусть ребенок перечислит все , что он услышал. Такая игра позволит ребенку не только научиться внимательно слушать, но и развивает его речь .

«Бывает- не бывает» . Предложить ребенку подтвердить правильность высказывания словами бывает-не бывает. Такая игра развивает слуховое внимание , которое необходимо каждому ребенку для успешного обучения.

«Найди неправильную букву» . Среди нескольких букв нужно найти зеркально написанную. Такая игра очень полезна для профилактики ошибок при письме.

«Скажи слово руками» . Попросить ребенка прохлопать , протопать, прокивать заданное слово.

Диагностические задания :

По методическому пособию «Развитие творческих способностей дошкольников» авторы Котова Е. В., Кузнецова СВ., Романова Т. А

Задание 1

Цель : определение способности к самостоятельному построению наглядной модели - подсказки, отражающей услышанную сказку.

Оборудование : набор цветных карандашей или фломастеров, лист бумаги, текст рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ» .

Дети рассаживаются за столиками, и педагог рассказывает им историю, к которой нужно нарисовать подсказку. Затем читает детям рассказ Е. Чарушина, либо рассказывает небольшую историю, придуманную им самим. После рассказа дети рисуют на своих листочках подсказки к услышанной истории.

Итоги задания :

Показатель - овладение детьми действием построения модели истории.

Низкий уровень - отказываются от выполнения задания, либо рисуют модель, не соответствующую услышанному, либо модель в целом соответствует рассказу, но в ней пропущено много важных эпизодов.

Средний уровень - изображенная модель соответствует услышанной истории, правильно воспроизводят последовательность основных эпизодов, но допущены негрубые ошибки (пропуск одного-двух персонажей или эпизодов, не самых важных) .

Высокий уровень - построенная модель точно соответствует структуре рассказа.

Задание 2

Цель : диагностирование умения сочинять сказки и истории с опорой на символические средства.

Оборудование : лист бумаги с изображенной на нем моделью.

Педагог говорит детям, что Баба Яга прислала им подарок , и прикрепляет к фланелеграфу лист бумаги с моделью. Это подсказка, с помощью которой можно придумать разные интересные истории. Важно обратить внимание на то, что Баба Яга очень хитрая, поэтому придумала необычную подсказку - надо ее внимательно рассмотреть и о чем-то догадаться. Затем каждый ребенок рассказывает сочиненную им историю или сказку. После того как все дети закончат рассказывать, педагог спрашивает, в чем же заключалась хитрость Бабы Яги (в подсказке три кружка : два белых и черно-белый, а в сказке два героя - в последнем эпизоде черно-белый кружок превращается в белый). Педагог благодарит всех детей за рассказанные истории и обещает передать их Бабе Яге (придуманные истории записываются) .

Итоги задания

Показатель - использование символических средств при сочинении сказок и историй.

Низкий уровень - не могут превратить заместители контрастных цветов в противоположные по смыслу персонажи даже при помощи наводящих вопросов типа : «Как ты думаешь, какой характер у наших героев?» «Обрати внимание на кружки, какого они цвета?»

Средний уровень - превращают заместители в противоположных по смыслу персонажей с помощью наводящих вопросов.

Высокий уровень - находят объяснение превращению в последнем эпизоде черно-белого персонажа в белый.

Задание 3

Цель : диагностирование умения сочинять сказки и истории на заданную тему.

Педагог предлагает детям придумать свои собственные сказки о том, как однажды солнышко спряталось за тучу, и что потом случилось. Дети по очереди рассказывают, а педагог по ходу оценивает уровень развития воображения (детям эти оценки не сообщаются) . Если ребенок испытывает затруднения при сочинении, ему задаются наводящие вопросы.

Итоги задания

Показатель - элементы творчества при сочинении сказок.

Низкий уровень - не могут справиться с заданием даже при помощи педагога, либо придумывают схематичную и неоригинальную сказку.

Средний уровень - самостоятельно выполняют задание, при этом придуманная ими сказка схематична, без деталей, неоригинальна; либо придумывают с элементами оригинальности, деталями, но при помощи педагога.

Высокий уровень - самостоятельно придумывают сказку с деталями и элементами оригинальности.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Цель : выявление уровня развития показателей творчества (сочинительского и исполнительского) в ходе воплощения заданного образа с помощью языка выразительных движений.

Педагог просит помочь ему придумать сказку про Чудище, а потом поиграть в нее. Начинает рассказывать, а дети дополняют разными подробностями, деталями, чтобы лучше представить, что происходит.

Затем просит детей попробовать рассказать эту сказку с помощью движений. Стараться двигаться выразительно, чтобы без слов было понятно, кого они изображают, что делает каждый герой, какие у него настроение, характер. Подсказывает, что перед началом исполнения партнеры могут договориться, как разыгрывать сказку, кто какую роль исполняет, с какого места начинает и т. п. Кроме того, обращает внимание детей на то, что «Чудище - невиданное» , значит и движения у него ни на кого не похожие. Педагог просит придумать для Чудища особенные, необычные движения, чтобы по ним можно было понять, что изображается фантастическое, сказочное существо. Наконец, дети исполняют образно-пластический этюд «Про Чудище» .

Для выполнения задания детям даются две попытки. Перед повтором партнеры (в паре) меняются ролями и могут дополнительно обсудить, уточнить способы совместного воплощения образного содержания.

Примечание. Во время исполнения этюда педагог, подсказывая ключевые фразы, делает между ними паузы, достаточные для того, чтобы дети могли не торопясь передать в движении заданный смысл, наполнив его деталями и подробностями. В паузе перед повтором педагог не делает замечаний, а лишь дает общую рекомендацию : попытаться передать образ по-своему, не повторяя того, что делал партнер в первой попытке; стараться быть в образе от начала до конца этюда, выразительно передавая в пластике особенности его характера, переживаний, действий.

Итоги задания

1-й показатель - сочинительское творчество.

Нулевой уровень - отказываются выполнять задание вообще; повторяют известные по обучению способы передачи образа с заметным несоответствием заданному смыслу.

Низкий уровень - повторяют показ партнера в первой попытке; подбирают уже известные способы передачи образа в соответствии с общим заданным смыслом; используют в большинстве случаев схематические движения, без деталей; оригинальность двигательно-пластического образа проявляют в движениях, которые не осваивались в ходе обучения, не встречаются в композициях других детей и самим «автором» демонстрируются впервые; выстраивают «рваную» композицию, без «связок» между эпизодами.

Средний уровень - самостоятельно подбирают подходящие по смыслу способы воплощения образа, близкие к известным по обучению, иногда превнося некоторые оригинальные штрихи вспомогательного плана (существенно не изменяя основной способ) ; показывают более или менее детализированные способы; композиция имеет связки между эпизодами, но не во всех случаях.

Высокий уровень - находят собственные оригинальные способы воплощения образа, вспомогательные штрихи, наиболее точно передающие заданный смысл; хорошо детализируют двигательно-пластический образ; композиция этюда связная, целостная.

2-й показатель - исполнительское творчество.

Нулевой уровень - отказываются выполнять задание; выполняют движения невыразительно, вне образа, без какой-либо перестройки привычной пластики.

Низкий уровень - есть фрагменты перестройки пластики в соответствии с характерными особенностями образа, но при этом движение охватывает не все тело (например, руки и ноги - в образе, а мимика - свойственна самому ребенку ); пытаются скорректировать свое исполнение, но неудачно.

Средний уровень - показывают (более или менее продолжительно) движение всем телом, но исполнение не яркое, несколько поверхностное (внутренне чуть отстраненное) ; попытки улучшить свое исполнение приносят заметный результат.

Высокий уровень - достаточно продолжительно (иногда от начала до конца исполнения) удерживают образ, двигаясь всем телом, ярко, в своеобразной манере, с очевидным внутренним «проживанием» образа; стремятся к более выразительному исполнению, в результате чего смысл передается более точно.

Индивидуальный маршрут
сопровождения развития ребенка

ФИО ребенка - Валера И.

Возраст - 5 лет.

Вид одаренности - интеллектуальная.

Склонности - заинтересованность в математических играх с геометрическими фигурами, цифрами.

Формы работы - индивидуальные занятия.

Партнеры - воспитатель группы Н.Б. Романенко, мама мальчика Марина Владимировна.

Цель работы : развитие логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей.

Задачи :

1. Учить выполнять задания по перемещению персонажей в уме, делать воображаемые изменения ситуаций.

2. Учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать загадки.

3. Учить использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей.

4. Развивать интеллектуальную гибкость, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон.

5. Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов.

6. Развивать умения сравнивать предметы по их свойствам.

7. Развивать способности к логическим действиям и операциям.

Цвет, форма. Цель: Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности. Игра: « Составим узор».

(Используя кубики Никитина).

Размер. Цель: Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете, и числе предметов. Развитие внимания наблюдательности, мелкой моторики рук. Игра – аппликация: « Красивые флажки».

(Используя мозаику).

Формирование представлений о символическом изображении предметов. Цель: Развитие речи, включение в активный словарь терминов: «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий». Игра: «Концовка».

Счёт, порядковые числительные. Цель: выявить представления детей о порядковых числительных в пределах 10, учить детей рассуждать, использовать числительные в бытовой и игровой деятельности. Развивать активность у детей. Декоративная аппликация: Изготовление образов цифр способом обрывания бумаги. Учить детей аккуратно отрывать маленькие кусочки бумаги, развивать мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление.

Октябрь.

Пространственные представления. Цель: развивать представления: «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи. Игра:

Игра: « Весёлые человечки». Цель: Развивать пространственные представления, развивать умение внимательно относиться к действительности, анализировать её. Учить детей соотносить изображение и действие своего тела под музыкальное сопровождение.

Счет до 10. Цель: формировать умение разложить сложную фигуру на такие, как на образце. Тренировать детей в счете фигур до 10(Используем кубики Никитина). Игра: « обведи правильную цифру»

Интеллектуальные кубики Б. П. Никитина « От простого к, сложному».

Цель:

Ноябрь.

Интеллектуальные кубики Б. П. Никитина « От простого к, сложному». Цель: игра помогает дошкольникам овладеть графической грамотностью, понимать схему, чертёж, план, карту.

Развитие внимания, воображения. Цель: развитие логического мышления, внимания, воображения, речи, развивать кисть руки, мелкую моторику. Изготовление « Воздушные шары».

(Использовать мозаику из пуговиц).

Круг, квадрат, прямоугольник. Цель: Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. Упражнять детей выполнять задания воспитателя по образцу и самостоятельно. (Собери фигуру из счетных палочек или верёвочки).

Сравнение. Цель: Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом и обратном счете, о составе числа. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учить измерять, пользуясь условной меркой. Закрепить все имеющиеся знания.

Декабрь.

Блоки Дьенеша. Цель: развитие способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке, умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке, умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами. Игра « Где живут блоки»

Графические умения.

Цель : Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда.

Развивать умения ориентироваться на лисе в клеточку (графический диктант) .

Счет.

Цель: Формировать счётные умения в прямом и обратном порядке. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке. Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи.

Задачи на смекалку.

Цель: Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого (7 - 9). Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания.

Январь.

Задачи на смекалку.

Цель: Повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа 7,3. Создать у детей радостное настроение.

Пирамида, цилиндр. Цель: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги в клеточку. Графический диктант: « Котёнок».

Зрительно – мыслительный анализ. Цель: учить детей осуществлять зрительно – мыслительный анализ. Формировать пространственные представления детей, закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «этого», «между», «слева», «справа». Игра: « Построим гараж». Закрепление навыков счета кругов, квадратов, треугольников.

Февраль.

Блоки Дьенеша.

Цель: развитие умения анализировать форму предметов

развитие умения сравнивать по их свойствам

развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции). Работа с альбомами.

Способы измерения.

Цель: Закрепить счётные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей.

Упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитании, в умении выделять в задаче части.

Игры – путешествие во времени.

Цель: закрепить знания детей о днях недели.

Кубики Никитина

Цель: развитие произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции), наглядно-образного мышления, сформированности сенсорных эталонов цвета, восприятия величины и формы, пространственного ориентирования и комбинаторных способностей .

Игра «Составь узор» моделирование из кубиков по заданным схемам

Март.

Счет в пределах 10. Состав чисел от 1 до 10.

Цель: Закрепить представления о составе чисел от 1 до 10. Продолжать учить штриховки цифр

Штриховка цифры, выкладывание образа цифры из различных предметов.

Классификация.

Цель: Упражнять детей в последовательном анализе каждой группе фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения. Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», развитие речи детей.

Игра: « Сколько всего».

Классификация.

Цель: Продолжаем анализировать фигуры по одному, двум, тём признакам, учимся устанавливать закономерности в наборе признаков. Поиск отличия одной группы от другой. Игры: «Каких фигур недостаёт?», « Игра с одним (двумя, тремя) обручем». Развитие внимания, мышления, воображения.

Апрель.

Цель: З акрепление состава числа первого десятка. Игры: Диспетчер и контролер», « Распредели числа в домики», « Угадай-ка». Развитие логического мышления, речи, внимания.

Формирование навыков сложения и вычитания. Занятие 2. Цель:

Закрепление приёмов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы. Игра: « Бегущие цифры».

Формирование навыков сложения и вычитания. Занятие 3. Цель:

Формирование навыков сложения и вычитания. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера. Игра « Цепочка». Развитие внимания, наблюдательности.

Символы. Цель: Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер) .

Закрепить представление о составе чисел 8-10, умении ориентироваться в числовом ряду.

Май.

Игры – путешествия во времени. Цель: служат для закрепления знаний детей о времени, частях суток, днях недели, временах года, названий месяцев.

Игра: « Что сначала, что потом».

Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия; Цель:

Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

Закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур;

Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания;

Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта;

Закрепить умения отгадывать математическую загадку;

Закреплять умения правильно пользоваться знаками <, >, =

Закреплять умения составлять числа из 2-х меньших;

Диагностическая карта маршрута
сопровождения развития ребенка Валеры И, 5 лет.

+многоугольники

Цифры

До 5

До10

Более 20

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 102 г. Томска

Проверено: Утверждено:

Старший воспитатель Заведующий МАДОУ № 102

И.И. Синогина________ О.В. Кузнецова___________

«____»__________2017г. «___»______________2017г.

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка

Составила воспитатель:

Микова А.Н.

Для проявления способностей ребёнка необходимы особые условия, и среди них главное – человек, который смог бы увидеть эту одарённость, оценить её должным образом и помочь её раскрытию, а это особенно важно в дошкольном возрасте.

Когда одарённые дети вынуждены заниматься по одной программе вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперёд. В результате у них может угаснуть познавательный интерес, желание заниматься. Поэтому на фронтальных, групповых, индивидуальных занятиях таким детям следует предлагать усложнённые варианты заданий, всё это в рамках требований ФГОС.

Такой подход к организации образовательного процесса реализует принцип индивидуально – дифференцированного подхода и окажет помощь детям в развитии их способностей и одарённости.

Основные принципы организации работы с одаренными детьми:
- Обучение на более высоком уровне трудности;
- Создание обогащенной предметной и образовательной среды, способству- ющей развитию одаренности ребенка;
- Индивидуализация и дифференциация обучения;
- Использование новых образовательных технологий

Индивидуальные программы развития ребёнка планируются и реализуются на основе наблюдений педагога и психологической диагностики.

Наблюдения за детьми, диагностические обследования позволили выявить и одарённых детей, которых характеризует выраженная активность, устойчивый интерес к разным видам деятельности и сферам действитель- ности, высокий уровень развития способностей и овладения детскими видами деятельности.

Наблюдая за детьми своей группы, я обратила внимание, на Соколова Арсения. Проведя с ним диагностику, с помощью методического пособия «Развитие творческих способностей дошкольников» авторов Котовой Е. В., Кузнецовой СВ., Романовой Т. А., я выявила, что Артём проявляет способности к словотворчеству.

Литературный опыт активно используется этим ребёнком в творческой речевой деятельности при создании собственных стихов, сказок, загадок. На основе наблюдений, диагностических обследований я составила индивидуальный маршрут для Арсения.

Индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка

Фамилия, имя ребенка – Соколов Арсений.
Возраст – 6 лет
Вид одарённости – художественно – эстетический.
Склонности – разучивание стихотворений, прозы, пословиц, поговорок, самостоятельное чтение художественной литературы, участие в различных мероприятиях.
Форма работы – индивидуальная работа
Сопровождающий педагог – воспитатель Микова Александра Николаевна
Партнёры – родители.

Характеристика на Соколова Арсения - воспитанника подготовительной группы :

Арсений в группе со сверстниками очень общителен, доброжелателен, проявляет инициативу. Охотно контактирует со взрослыми. Содержание игровой деятельности разнообразно, умеет пойти на компромисс, уступить, вежлив. В ролевых играх демонстрирует способность к развитию сюжета.

Мальчик обладает достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. С удовольствием слушает чтение произведений, любит читать сам. Ребенок активен в поиске новой информации, стремиться задавать вопросы и экспериментировать. Сформирован определенный объем знаний и навыков.

Речь развита в соответствии с возрастной нормой. Арсений имеет фонетически правильную речь, пользуется относительно богатым запасом слов, употребляет сложные грамматические структуры. В своей активной речи ребенок выражают свои знания, свое понимание окружающей жизни, переживания.

При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. С удовольствием придумывает сказку, рассказ. Развернуто рассказывает о своих впечатлениях и чувствах. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта; рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем; умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения. стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает; с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
На занятиях активен, проявляет интерес ко всем видам деятельности, стремится к конечному положительному результату деятельности.
Ребенок воспитывается в полной семье. Родители систематически интересуются успехами сына, оказывают необходимую помощь воспитателям. Атмосфера в семье дружелюбная, относится к родителям с

большой любовью и уважением.

Цель: создание необходимых условий для реализации интереса ребёнка к художественной литературе, разучиванию текстов, актёрских способностей.

Задачи:
способствовать развитию навыков чтения и разучивания.
продолжать развивать интерес к театрализованной игре через активное вовлечение в игровые действия;
развивать память;
содействовать проявлению активности, самостоятельности, эмоциональ- ности и выразительности в движениях и речи;
воспитывать чувство удовлетворения от совместной с педагогом деятельности;

Месяц

Используемые приемы:

Цель:

Применение детского творчества:

Сентябрь

Этюд «Весёлые человечки» Этюд

«В гости к Хозяюшке»

Развитие воображения, эмоциональности.

Режиссёрские игры, драматизации, музыкальные игры.

Октябрь

Разучивание стихотворения «Старинный Томск»

Игры «Семья слов», «Какой? Какая? Какое?», «Подбери слова».
«Придумай имя»
«Добавь словечко», «Придумай красивое предложение»
«Чудесные вещи».

Использование разных частей речи, активизация словаря.
Развитие воображения, обучение словесной импровизации
Расширение словарного запаса, развитие умения распространять предложения
Развитие креативности мышления, обучение словесной импровизации

Выступление на конкурсе в рамках МАДОУ 102 «Родина любимая моя» Придумывание сказок, составление рассказов, игровая деятельность
Художественная деятельность, творческие игры

Ноябрь

Сочинение сказки
Игра «Придумай, о чём может идти речь»
Творческое задание «Необычная машина»
Игра «Зверь, птица, насекомое, небылица»

Обучение придумыванию и пересказываю сказки (последовательность, логика, эмоциональность)
Обучение формированию фраз, согласованию частей речи
Развитие фантазии, обучение модифицированию сюжета
Развитие фантазии при сочинении небылиц, развитие чувства ритма

Продуктивная деятельность, творческие игры, сюжетно – ролевые игры.

Декабрь

Игра «Как лучше сказать? »
Творческое задание «Нарисуем портрет»
Составление рассказов;
Употребление образных слов и выражений, разных частей речи, придумывание рифм. Придумывание окончания стихов, игры - фантазии

Формирование представления об описании и его структурных элементах
Обучение составлению схем разных рассказов Сочинение стихов, словотворчество

Продуктивная деятельность, описательные рассказы, монологическая речь
Рассказывание по картинам, описательные рассказы, игровая деятельность

Январь

Работа с малыми фольклорными формами

Малые фольклорные формы (придумывание загадок)
Упражнения-фантазии по стихотворениям
Осмысливание значения пословиц, составление по ним небольших рассказов и сказок.

Февраль

Работа с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»
Сопоставительный анализ сказок
Работа со сказкой Д. Родари «Хитрый Буратино» (картинка-идея)

Развитие представления о композиции рассказа, обучение придумыванию продолжения и окончания рассказа
Понимание сходства и различия сюжетов в идеях сказок, использование выразительных средств для придумывания окончания сказок
Радость от общения со сказкой, развитие речетворческих способностей

Игровая деятельность.
Чтение художественной литературы, самостоятельное сочинение, продуктивная деятельность.
Самостоятельное сочинение, словотворчество,
Сочинение стихов, загадок.

Март

Работа с басней
Творческое рассказывание по картине И. Левитана «Март»
Сравнение рассказа и сказки, творческие задания
Творческое задание по стихотворению И. Сурикова «Зима»

Обучение пониманию аллегории, развитие чуткости к восприятию образного строя языка басни
Воспитание желания выразить в слове свои переживания и впечатления
Обучение составлению лирических рассказов и сказок
Обучение умению чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, подбирать эпитеты, сравнения и метафоры

Чтение художественной литературы
Художественная деятельность и восприятие произведений искусства.
Сочинение стихов, загадок, словотворчество.

Апрель

Работа со стихотворением С. Михалкова «Дядя Стёпа»
Работа со сказками Д. Родари «Сказки, у которых три конца»
Творческое задание «Придумай сказку»
Придумывание коротких стихов с опорой на картинку, по готовой рифме

Развитие способности замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения, понимать переносное значение метафор, фразеологизмов
Развитие фантазии, умения активно использовать запас образной лексики в собственных сочинениях
Развитие умения применять полученные знания.
Развитие чувства рифмы и ритма, умения использовать образный язык стихотворения

Сочинение стихов, рассказов, сказок, самостоятельное творчество
Самостоятельное придумывание сказок, продуктивная деятельность, игры - импровизации, драматизации
Сочинение сказок, их обыгрывание, участие в театрализованных праздниках, открытом занятии,
участие в конкурсах.

Разучивание русских народных песен, закличек, стихотворного текста, роли.

Понимание образных выражений, формирование чувства рифмы
Формирование представлений об образно-выразительных средствах языка, обучение подбору эпитетов и сравнений

Участие в семинаре - практикуме «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами народной культуры» для педагогов г. Томска в рамках областных Макарьевских чтений

Вывод: в результате работы с ребёнком по индивидуальному маршруту у него повышается уровень речевого развития и словесного творчества, появляется желание проявлять свою инициативу, способности. Ребёнок самостоятельно читает, проявляет повышенный интерес к чтению. Индивидуальный подход в данной работе с поддержкой родителей, даёт высокие результаты, положительно влияет на его развитие.

Игры для развития речи.

    «Отгадай, что я вижу». Предложить ребенку отгадать задуманное слово, которое задумали, пользуясь словами-подсказками. Такая игра насыщена прилагательными и глаголами –то есть теми частями речи, которые детьми усваиваются с трудом, но от которых зависит образность, красота и точность высказывания.

    «Добавь словечко». Эта игра способствует словотворчеству детей, что в свою очередь помогает им освоить русский язык, его грамматику. Особенно детям нравится сочинять стихотворные небылицы.

    «Сочинялки». Предложить ребенку сочинить сказку, про какой-нибудь понравившийся объект. Эта игра учит фантазировать ребенка.

    «Звуки улицы». Попросите ребенка закрыть глаза и прислушаться к звукам вокруг. Пусть ребенок перечислит все, что он услышал. Такая игра позволит ребенку не только научиться внимательно слушать, но и развивает его речь.

    «Бывает - не бывает». Предложить ребенку подтвердить правиль ность высказывания словами бывает - не бывает. Такая игра развивает слухо вое внимание, которое необходимо каждому ребенку для успешного обучения.

    «Найди неправильную букву». Среди нескольких букв нужно найти зеркально написанную. Такая игра очень полезна для профилактики ошибок при письме.

    «Скажи слово руками». Попросить ребенка прохлопать, протопать, прокивать заданное слово.

Диагностические задания:

По методическому пособию «Развитие творческих способностей дошкольников» авторы Котова Е. В., Кузнецова СВ., Романова Т. А
Задание 1
Цель: определение способности к самостоятельному построению наглядной модели - подсказки, отражающей услышанную сказку.
Оборудование: набор цветных карандашей или фломастеров, лист бумаги, текст рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ».
Дети рассаживаются за столиками, и педагог рассказывает им историю, к которой нужно нарисовать подсказку. Затем читает детям рассказ Е. Чарушина, либо рассказывает небольшую историю, придуманную им самим. После рассказа дети рисуют на своих листочках подсказки к услышанной истории.
Итоги задания:
Показатель - овладение детьми действием построения модели истории.
Низкий уровень - отказываются от выполнения задания, либо рисуют модель, не соответствующую услышанному, либо модель в целом соответствует рассказу, но в ней пропущено много важных эпизодов.
Средний уровень - изображенная модель соответствует услышанной истории, правильно воспроизводят последовательность основных эпизодов, но допущены негрубые ошибки (пропуск одного-двух персонажей или эпизодов, не самых важных) .
Высокий уровень - построенная модель точно соответствует структуре рассказа.
Задание 2
Цель: диагностирование умения сочинять сказки и истории с опорой на символические средства.
Оборудование: лист бумаги с изображенной на нем моделью.
Педагог говорит детям, что Баба Яга прислала им подарок, и прикрепляет к фланелеграфу лист бумаги с моделью. Это подсказка, с помощью которой можно придумать разные интересные истории. Важно обратить внимание на то, что Баба Яга очень хитрая, поэтому придумала необычную подсказку - надо ее внимательно рассмотреть и о чем-то догадаться. Затем каждый ребенок рассказывает сочиненную им историю или сказку. После того как все дети закончат рассказывать, педагог спрашивает, в чем же заключалась хитрость Бабы Яги (в подсказке три кружка: два белых и черно-белый, а в сказке два героя - в последнем эпизоде черно-белый кружок превращается в белый). Педагог благодарит всех детей за рассказанные истории и обещает передать их Бабе Яге (придуманные истории записываются) .
Итоги задания:
Показатель - использование символических средств при сочинении сказок и историй.
Низкий уровень - не могут превратить заместители контрастных цветов в противоположные по смыслу персонажи даже при помощи наводящих вопросов типа: «Как ты думаешь, какой характер у наших героев? » «Обрати внимание на кружки, какого они цвета? »
Средний уровень - превращают заместители в противоположных по смыслу персонажей с помощью наводящих вопросов.
Высокий уровень - находят объяснение превращению в последнем эпизоде черно-белого персонажа в белый.
Задание 3
Цель: диагностирование умения сочинять сказки и истории на заданную тему.
Педагог предлагает детям придумать свои собственные сказки о том, как однажды солнышко спряталось за тучу, и что потом случилось. Дети по очереди рассказывают, а педагог по ходу оценивает уровень развития воображения (детям эти оценки не сообщаются). Если ребенок испытывает затруднения при сочинении, ему задаются наводящие вопросы.
Итоги задания
Показатель - элементы творчества при сочинении сказок.
Низкий уровень - не могут справиться с заданием даже при помощи педагога, либо придумывают схематичную и неоригинальную сказку.
Средний уровень - самостоятельно выполняют задание, при этом придуманная ими сказка схематична, без деталей, неоригинальна; либо придумывают с элементами оригинальности, деталями, но при помощи педагога.
Высокий уровень - самостоятельно придумывают сказку с деталями и элементами оригинальности.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Цель: выявление уровня развития показателей творчества (сочинительского и исполнительского) в ходе воплощения заданного образа с помощью языка выразительных движений.

Педагог просит помочь ему придумать сказку про Чудище, а потом поиграть в нее. Начинает рассказывать, а дети дополняют разными подробностями, деталями, чтобы лучше представить, что происходит.
Затем просит детей попробовать рассказать эту сказку с помощью движений. Стараться двигаться выразительно, чтобы без слов было понятно, кого они изображают, что делает каждый герой, какие у него настроение, характер. Подсказывает, что перед началом исполнения партнеры могут договориться, как разыгрывать сказку, кто какую роль исполняет, с какого места начинает и т. п. Кроме того, обращает внимание детей на то, что «Чудище - невиданное», значит и движения у него ни на кого не похожие. Педагог просит придумать для Чудища особенные, необычные движения, чтобы по ним можно было понять, что изображается фантастическое, сказочное существо. Наконец, дети исполняют образно-пластический этюд «Про Чудище».
Для выполнения задания детям даются две попытки. Перед повтором партнеры (в паре) меняются ролями и могут дополнительно обсудить, уточнить способы совместного воплощения образного содержания.
Примечание. Во время исполнения этюда педагог, подсказывая ключевые фразы, делает между ними паузы, достаточные для того, чтобы дети могли не торопясь передать в движении заданный смысл, наполнив его деталями и подробностями. В паузе перед повтором педагог не делает замечаний, а лишь дает общую рекомендацию: попытаться передать образ по-своему, не повторяя того, что делал партнер в первой попытке; стараться быть в образе от начала до конца этюда, выразительно передавая в пластике особенности его характера, переживаний, действий.
Итоги задания
1-й показатель - сочинительское творчество.
Нулевой уровень - отказываются выполнять задание вообще; повторяют известные по обучению способы передачи образа с заметным несоответствием заданному смыслу.
Низкий уровень - повторяют показ партнера в первой попытке; подбирают уже известные способы передачи образа в соответствии с общим заданным смыслом; используют в большинстве случаев схематические движения, без деталей; оригинальность двигательно-пластического образа проявляют в движениях, которые не осваивались в ходе обучения, не встречаются в композициях других детей и самим «автором» демонстрируются впервые; выстраивают «рваную» композицию, без «связок» между эпизодами.
Средний уровень - самостоятельно подбирают подходящие по смыслу способы воплощения образа, близкие к известным по обучению, иногда превнося некоторые оригинальные штрихи вспомогательного плана (существенно не изменяя основной способ) ; показывают более или менее детализированные способы; композиция имеет связки между эпизодами, но не во всех случаях.
Высокий уровень - находят собственные оригинальные способы воплощения образа, вспомогательные штрихи, наиболее точно передающие заданный смысл; хорошо детализируют двигательно-пластический образ; композиция этюда связная, целостная.
2-й показатель - исполнительское творчество.
Нулевой уровень - отказываются выполнять задание; выполняют движения невыразительно, вне образа, без какой-либо перестройки привычной пластики.
Низкий уровень - есть фрагменты перестройки пластики в соответствии с характерными особенностями образа, но при этом движение охватывает не все тело (например, руки и ноги - в образе, а мимика - свойственна самому ребенку); пытаются скорректировать свое исполнение, но неудачно.
Средний уровень - показывают (более или менее продолжительно) движение всем телом, но исполнение не яркое, несколько поверхностное (внутренне чуть отстраненное); попытки улучшить свое исполнение приносят заметный результат.
Высокий уровень - достаточно продолжительно (иногда от начала до конца исполнения) удерживают образ, двигаясь всем телом, ярко, в своеобразной манере, с очевидным внутренним «проживанием» образа; стремятся к более выразительному исполнению, в результате чего смысл передается более точно.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png