Это интересные рассказы о тех детях, которые идут в школу впервые, в первый класса. Рассказы для младших школьников

Ю. Вийра

ДЕДУШКИНЫ ВАЛЕНКИ

Недавно мне исполнилось шесть лет. Однажды папа пришёл и говорит:

— Я был в соседней школе...

Мама заволновалась:

— Школа хорошая, с первого класса немецкий язык. Желающих поступить много, а первых классов всего два. Поэтому берут самых подготовленных, кто умеет читать, писать и считать...

— А чему их тогда будут в школе учить? — спросил дедушка и швырнул с печки валенком.

Дедушка у нас сиднем сидит на печи, отращивает бороду, стрижёт её и делает из бороды валенки. Там у него этих валенков целый склад. Время от времени он ими бросается, говорит, что это развивает глазомер. Я бросаю ему обратно.

— Машу не примут! — сказала мама и схватилась за сердце.

— Пусть только не примут, — сказал дедушка и прицелился с печки чёрным валенком.

— Я там встретил одну мамашу. Её дочь в прошлом году не приняли: не могла разделить семь на два и не прочла сорок слов за минуту.

— Семь на два?! Сколько это? — Мама стала считать.

Мы с папой ей помогали. У всех получилось разное. Тогда дедушка швырнул с печки три с половиной валенка и ещё три с половиной валенка. Мы их сложили. Получилось семь целых валенков. Мама облегчённо вздохнула. Она достала свой старый букварь, положила перед собой часы и заставила всех читать. Я прочитала за минуту рассказ про девочку Иру: «У И-ры рас-тут как-ту- сы...» Папа прочитал два рассказа, мама — три, а дедушка — полбукваря. Мама заплакала. Я спросила:

— Тебе Иру жалко?

— Какую Иру? — Мама всхлипнула.

— Из букваря. «Ира тронула кактус и уколола руку. У Иры ранка».

— Нет, мне тебя жалко. Дедушку в школу примут, а тебя нет.

— Примут как миленькую! — сказал дедушка и подкинул валенок в руках.

— Ещё про реки спрашивали, — сказал папа. — Какие знает реки.

— Какие ты знаешь реки? — спросила у меня мама.

— Москву-реку, — ответила я сразу и замолчала.

— А в Санкт-Петербурге какая река? — спросила мама.

— Правильно. — Мама погладила меня по голове. — А какая самая великая русская река? Так ещё называется машина у Славы, нашего соседа...

— Пикап, — сказала я неуверенно.

Дедушка от смеха чуть с печки не свалился.

— Великая русская река Пикап! — Он загорланил: — «Волга-Волга! Мать родная...» — и устроил целый салют из валенков...

А в школу меня всё равно приняли. Там директор женщина. Она увидела мои валенки — я пришла на собеседование в валенках — и спросила меня:

— Откуда у тебя, Машенька, такие распрекрасные валенки?

Я сказала:

— Дедушка свалял.

— А мне он такие может свалять? — спросила директор.

— Конечно. У вас тридцать шестой размер, да?

Она похвалила мой глазомер и записала в первый класс «Б».

M. Зощенко

ПОРА ВСТАВАТЬ!

Один мальчик, по имени Павлик, поступил в этом году в школу. И он очень боялся опоздать на уроки.

А в доме у них будильника не было.

Только были стенные часы-ходики.

Тогда мальчик решил сделать себе будильник.

Он заметил, что, когда он встаёт утром, гиря от часов доходит почти до табуретки.

Тогда он поставил на табуретку чайник с водой. Утром гиря опустилась в воду и, по закону физики, вытеснила воду из чайника.

Но из чайника вода потекла не на пол, а она потекла по резиновой трубочке, которую мальчик приделал к чайнику.

И вот течёт вода из чайника по трубочке и капает на мальчика. И мальчик уже знает, что восемь часов — пора вставать.

Но потом родители мальчика не разрешили ему пользоваться этим будильником, потому что вода текла прямо на кровать и это было неудобно.

И папаша принёс откуда-то настоящий будильник. И с тех пор мальчик сам заво-дил этот будильник и каждое утро вставал в указанное время.

К. Драгунская

КОГДА Я БЫЛА МАЛЕНЬКАЯ

Когда я была маленькая, я была очень забывчивая. Я и сейчас забывчивая, но раньше — просто ужас!..

В первом классе я забыла прийти в школу первого сентября, и пришлось целый год ждать следующего первого сентября, чтобы идти сразу во второй.

А во втором классе я забыла свой ранец с учебниками и тетрадками, и мне при-шлось возвращаться домой. Ранец я взяла, но забыла дорогу в школу и вспомнила о ней только в четвёртом классе.

Но в четвёртом классе я забыла приче-саться и пришла в школу совершенно лохматая.

А в пятом классе я перепутала — осень сейчас, зима или лето — и вместо лыж принесла на физкультуру ласты.

А в шестом классе я забыла, что в шко-ле надо вести себя прилично, и притопала в класс на руках. Как акробат!

Но зато в седьмом классе... Ой, фу-ты... Снова забыла.

Ну, потом расскажу, когда вспомню.

В сочинении о первом сентября можно написать о следующих событиях:

  • День Знаний - большой праздник для учителей и учеников;
  • Можно рассказать о том, какое было лето, чем запомнилось;
  • Также можно описать первый день в школе, праздничную линейку и встречу с одноклассниками;

Пишем сочинение о дне 1 сентября

Первое сентября - это первый день нового учебного года и первый день осени. Ученики вновь надевают школьную форму и идут в школу, чтобы снова окунуться в прекрасный мир знаний. Я с нетерпением ждал конца лета, потому что скорее хотел увидеть своих одноклассников, по которым очень соскучился за три месяца лета.
В последний день лета мы с мамой съездили на дачу и нарвали очень много красивых цветов: астр, хризантем, гладиолусов. Первого сентября я всегда прихожу с большим букетом цветов для моей учительницы, потому что День Знаний - праздник не только для учеников, но и для учителей. Когда я пришёл в класс, я сразу же подарил цветы учителю. В классе уже собрались много моих друзей. Мы были рады увидеть друг друга. Ребята делились своими впечатлениями об ушедшем лете. Всех переполняли эмоции. Мы кричали, перебивали друг друга, все хотели высказаться.
Когда все ученики собрались в классе, учительница сообщила нам новое расписание уроков и сказала, что сейчас будет праздничная линейка. Мы быстро встали со своих мест и побежали на праздник. На линейке нас поприветствовал директор школы, пожелал нам успехов в новом учебном году. Когда я слушал директора, я ощущал, что у меня впереди очень насыщенный и очень удивительный год: мне предстоит узнать много нового, получить побольше хороших оценок, стать взрослее и серьёзнее. После того, как директор закончил свою речь, мы услышали наш первый в этом году школьный звонок.
После линейки я пошёл домой, чтобы поскорее рассказать маме о празднике. Когда я пришёл домой, то увидел, что моя мама испекла огромный пирог. Я с нетерпением рассказал ей обо всём, что сегодня со мной было в школе. А после этого мы сели пить чай с пирогом. Он был очень вкусный.
Вечером я собрал портфель на завтрашний день, положил в него все необходимые тетради и учебники. Сегодня я решил лечь спать пораньше, чтобы хорошо выспаться перед первыми в этом учебном году уроками. Я лежал и думал о том, что меня ждёт завтра, как я буду получать новые знания, какие уроки меня ждут.

Выбираем заголовок для сочинения

Любое сочинение, как и полноценный текст, надо озаглавить;
Пусть сочинение будет называться "Снова в школу".

Крутяк! 0

Я люблю 1 сентября. В этот день приятно встретить всех своих школьных друзей. Все ребята очень изменились. И у всех есть что-то интересное, что они хотят рассказать. Поэтому 1 сентября – это день веселых и интересных историй. Мне нравится узнавать, что важного произошло на каникулах с товарищами. Я и сам люблю рассказать о себе и о том, как провел лето.

Все ребята стали на год старше. И это заметно в их поведении и словах. У кого-то появляются цели, он хочет хорошо учиться или стать президентом класса. Другие стали ходить в какие-то кружки. И теперь рассказывают, как там интересно.

А еще 1 сентября – это праздник знаний. У нас в семье родилась традиция. Вернее, она родилась еще в маминой семье. Когда мама пошла в 1 класс, ее мама, моя бабушка, испекли вкусный торт. С тех пор на 1 сентября всегда печется или покупается торт. Так было у мамы. И эта же традиция у и нас в семье. Родители устраивают маленький праздник. Иногда к нам приходят друзья. Или мы идем всей семьей гулять.

А еще мне нравится, что 1 сентября уроки проходят не так серьезно, как обычно. Учителя понимают, что за лето мы что-то подзабыли. А забыли мы и о дисциплине тоже. И об этом учителям тоже известно. Поэтому еще нет серьезных требований и замечаний. Нужно несколько дней, и сами ребята станут более дисциплинированными и вольются в учебный процесс. А пока мы можем быть чуть-чуть непослушными и шумными. Да и большая часть занятий – это линейка.

Все школьники приходят с цветами для учителей. На линейке учителя приветствуют нас и говорят, какие изменения произошли в школе. Они напоминают о правилах и о требованиях и готовят к предстоящим школьным мероприятиям. А потом звучит первый звонок. Все это проходит оживленно и весело.

После уроков сложно ребятам расстаться и пойти домой. Нам так о много еще нужно поговорить. Поэтому мы задерживаемся и еще долго разговариваем.

Сочинение: 1 Сентября - это праздник.

Для каждого школьника 1 сентября – очень значимый день, потому что это начало нового учебного года и новых испытаний. Снова увидишь своих одноклассников, узнаешь, как они провели лето.

Под конец лета я уже с нетерпением ждал этого момента, потому что я хотел с новыми силами приступить к изучению новых материалов и к получению новых знаний. Первого сентября классный руководитель рассказывает о предстоящих планах и нововведениях в школьную программу, если они имеются.

Интересно посмотреть, как изменились учащиеся моей школы за лето. Зачастую после летних каникул можно увидеть нового человека, у которого за этот период времени изменилось многое.

На первое сентября нужно выглядеть красивым и нарядным. И мне нравится наблюдать за нарядами остальных детей, учащихся в моей школе. Хотя, я всегда хожу в школьной форме в школу, и на первое сентября я одеваю ее, для меня это важно и очень знаменательно.

Первое сентября – новый шаг к успехам, к победам и поражениям, новая череда препятствий на твоем пути, которые ты должен как можно успешней преодолеть. Меня привлекают различного рода препятствия, так как после их преодоления ты понимаешь, что ты можешь перебороть все на своем пути.

Вот и кончилось веселое теплое лето, на смену ему приходит осень. Первый осенний месяц — сентябрь. Зовут его «запевалой осени» и «златоцветом». Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, листва деревьев и кустарников становится золотистой.

Осень-художница

Повязала Осень пестрый фартук

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по парку,

Листья позолотой обвела.

В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Сквозь золотые узоры листьев кленов и берез проглядывает синева неба. Воздух чист, прозрачен, вокруг летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом».

«Коли ясно, то и осень прекрасна» — говорится в русской народной пословице.

Отгадайте загадку.

Липа ветку наклонила

И на землю уронила

Золотой платок —

Осенний... (листок).

В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небе так высоко, как летом. Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом и на нижних ветках. Первыми становятся золотыми листья берез и лип. Все чаще налетают порывистые холодные ветры. Подует ветер, сорвет с ветки листок, и он, медленно кружась, опускается на землю. По утрам над лесными полянами и речными лугами стелются белые влажные туманы.

В сентябре часто идут дожди, но не теплые летние, а холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками. Народная пословица гласит: «Осень идет и дождь с собой ведет». В конце месяца бывают заморозки. Лужицы покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится серебристый иней.

Осень

Закружила осень

Рыжие метели,

Золотые листья

С кленов полетели,

Закружился листьев

Пестрый хоровод,

Заблестел на лужах

Первый тонкий лед.

Вопросы и задания

1. Почему сентябрь называют «златоцветом»?

2. Какие дни сентября называют «бабьим летом»?

3. Какая погода стоит в сентябре?

4. Нарисуйте и раскрасьте листья березы, осины, липы.

Отгадайте загадки.

Маленький Егорка

Упал в озерко,

Сам не потонул

И воды не всколыхнул. (Лист)

Если дунет ветерок,

Задрожит ее листок.

Ветерок совсем не сильный,

Но дрожит листок... (осины).

В сентябре рябина радует глаз своей красотой, а ее алые ягоды после первых заморозков становятся слаше. Поэтому и зовут сентябрь «рябинником». В это время на дубах созревают желуди, на орешнике — орехи, на болоте — клюква. В первый осенний месяц в лесу пахнет прелью и грибами. На старых замшелых пнях появляются дружные семейки опят. Прикрытые золотыми, красными и лиловыми листьями прячутся в сухой траве подосиновики, подберезовики, лисички, сыроежки и грузди. Люди говорят: «Грибок в кузовок — зимой будет пирожок».

Вопросы и задания

1. Какие плоды созревают в сентябре?

2. Какие грибы растут в сентябрьском лесу?

3. Нарисуйте и раскрасьте гроздья рябины, желуди, орехи, грибы (корзину с грибами).

Отгадайте загадки.

Плащ золотистый она надевает.

Теплое лето она провожает.

Птиц отправляет в дальние страны,

Нам оставляет дожди и туманы. (Осень.)

Озорной повеса

Пролетел над лесом,

Крыльями взмахнул —

Лист с дерева стряхнул. (Ветер.)

На дубовых ветках

Качаются детки,

Маленькие, озорные,

На них шапочки резные. (Желуди.)

Я расту на сосне,

Белки очень рады мне. (Сосновая шишка.)

После первых заморозков жизнь насекомых замирает. Не видно муравьев: они собираются в глубине муравейника и закрывают в него входы. Почти всё население шмелиной семьи осенью вымирает, остаются только молодые шмели, которые, перезимовав, весной построят новое гнездо.

В сентябре в лесу можно найти много перьев: птицы линяют, их старые перья выпадают, а новые зимние окрашены более тускло. Это делает птиц незаметнее.

В начале осени, когда насекомых становится меньше, улетают стрижи и ласточки, ведь они питаются только насекомыми. Другие птицы меняют корм: охотно клюют ягоды, плоды и зерна. Собираются в стаи, готовятся к отлету в теплые края журавли, грачи и кукушки. Последними улетают гуси, утки и лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватит. Еще сентябрь зовут «месяцем птичьих стай».

Готовятся встретить суровую зиму звери: строят норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают линять — менять шубки с летних на зимние. Мех зимних шуб гуще, пышнее, их цвет больше подходит к зимней природе. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы, просушивает их возле своей норы, раскладывая на стволах упавших деревьев. Белочка прячет запасы в дуплах, в расщелинах коры и под корнями деревьев. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не делают.

Осень

Осень — огненная белка.

В желтых травах вдоль опушки

Подожгла кустарник мелкий

И осинника верхушки.

По стволам взбираясь быстро,

Прячет на зиму орех,

Сыплет огненные искры

Рыжевато-красный мех.

И с вершин слетая смело,

Удирая наутек,

Зажигает то и дело

Золотистый огонек.

Отгадайте загадки.

Возле пня и на лужайке

Мы всегда гуляем стайкой.

Очень дружные ребята.

Называют нас... (опята).

У меня есть дупло,

В нем и сухо, и тепло.

Укрываюсь я хвостом,

Сплю в дупле я сладким сном. (Белка.)

В сентябре грибники и ягодники ходят по лесу с корзинками, туесками — собирают созревшие грибы и ягоды. С полей и огородов убирают урожай овощей: картофеля, капусты, свеклы и моркови. А в садах срывают с веток румяные спелые яблоки. В народе говорят: «Красна весна цветами, а осень — плодами».

Когда урожай с поля убран, его вспахивают. После вспашки земле удается накопить больше влаги за зиму, кроме того, погибают сорные травы, которые успели прорасти осенью. В сентябре на полях сеют озимые хлеба — рожь и пшеницу. В конце осени озимые взойдут, и все поле станет ярко-зеленым.

Первого сентября дети идут в школу с ранцами и букетами осенних цветов — начинается учебный год.

Вопросы и задания

1. Почему сентябрь называют «месяцем птичьих стай»?

2. Какие птицы готовятся к отлету в теплые края?

4. Как готовятся к зиме животные?

5. Какие работы бывают в сентябре у людей в саду, огороде, в поле?

6. Нарисуйте и раскрасьте животных (белку или мышь), которые делают запасы на зиму.

Отгадайте загадки.

Лист упругий, изумрудный

В кочан завивается.

Угадать совсем нетрудно,

Всякий догадается! (Капуста.)

Этот красный корнеплод

Сладкий сахар нам дает. (Свекла.)

Свернулась клубком,

Укрылась хвостом.

Гладкая, крепкая

И зовется... (репкою).

Золотые, наливные,

На ветвях они висят.

С аппетитом их едят,

Они старых молодят. (Яблоки.)

Послушайте сказку.

Сыновья дуба

Рос посреди широкой зеленой равнины огромный старый дуб. Ствол у него был покрыт толстой корой, ветви густые, зеленые листья крупные, а на ветках созревали маленькие гладкие, будто отполированные желуди в резных шапочках. Желуди — это дети дуба. Когда созреют, упадут на сырую землю, а потом из них вырастут новые молодые дубки.

Было у дуба десять сыновей-желудей. Хорошо жилось им рядом с могучим отцом. Он и накормит сладким соком, и от бури-урагана укроет, и приласкает, и сказку расскажет.

Но настала осень, и пришло время желудям на землю-матушку падать, сырым листом прикрываться, в землю зарываться и ждать после зимней стужи весну-красну. Она придет, теплым светом их обольет, дождиками омоет, и прорастут они крошечными росточками.

Жаль было желудям-сыновьям с отцом-дубом расставаться, да делать нечего! Желуди простились с ним и упали на землю. А дуб-то на пригорке стоял, вот они и раскатились с пригорка в разные стороны и спрятались: кто в ямку, кто в канаву, кто в высокую травку.

Только один желудь не хотел никак с отцом-великаном расставаться. Прижимался к нему всё плотнее, попал в развилку между сучками веток, да и застрял там. Боязно ему было одному на земле оказаться. Отец просил сына-желудя лететь к земле, уговаривал, но ничего не помогало. Так и засох трусливый желудь в развилке сучка.

Ответьте на вопросы

1. Сколько детей-желудей было у старого дуба?

2. Что произойдет с желудем, когда он упадет на землю?

3. Почему один желудь не хотел расставаться с отцом-ду- бом? Что с ним произошло?

Майя Кучерская, писатель :

Никогда не думала, что 1 сентября останется важным днем на всю жизнь. Ученица, потом студентка, потом учительница и преподавательница, теперь вот мама школьников. Теперь эти надвигающиеся в магазинах черно-белые одежды (уже в начале августа! почему так рано?!) с призывом не упустить случайно за другими важными делами, что «скоро в школу!» – честно говоря, вгоняют меня в тихую панику.

Лето – все-таки самое счастливое время. Всегда очень жаль его отпускать. Но когда подходишь наконец к школе и видишь эту бестолковую толпу загорелых и подросших за лето детей всех размеров, их смешно взволнованных родителей, страхи отступают. Ладно уж, Бог даст, протянем и этот учебный год.

…Первый раз в первый класс я пошла лет двести тому назад, в другом веке и другой стране – черно-белая фотография запечатлела немного насупленную высокую девочку, отчетливо возвышающуюся над мелкотой одноклассников, в связанной тетей-мастерицей шерстяной кофточке (мама всегда боялась, что я замерзну, хотя тот день был и солнечным, и теплым), само собой, белом фартуке и ранце с пеналом, двумя тетрадками и яблоком из собственного сада внутри.

Да, и астрами, конечно, тоже с дачи, – зря ли бабушка столько месяцев их растила? И вот он бело-розовый лохматый букет. Какую-то первоклашку, совсем маленькую (некоторым везет!) старшеклассник богатырски поднял на плечо, и она отчаянно затрезвонила в звонок.

Тут появившийся откуда-то дядя-десятиклассник смущенно взял меня за руку и повел в класс, каждому первокласснику достался такой дядя или тетя, а потом и книжка, всем одна и та же. Это был Некрасов, «Дед Мазай и зайцы», изрядно потрепанная. Книжечка эта уныло-коричневая – на желтой бумаге, образец советского полиграфического искусства – и сейчас лежит где-то среди завалов детских книг. С торжественной дарственной надписью «первокласснику».

Три урока пролетели незаметно, учительница первая моя запомнилась в тот день смутно, первый сосед тоже, помню только страшное волнение – нужно было сидеть прямо, не сутулиться, а если хочешь что-то сказать, вежливо поднять руку. «Ответить хочешь – не спеши, а тихо руку подними». На исполнение двух этих заповедей и ушли все силы. Но потом прозвенел последний на сегодня звонок!

Мой дом был в трех шагах от школы, и по пути я завернула во двор, поскорей забралась на качели и каталась с ногами, скинув еще до того и жаркую кофточку, и полупустой ранец с так и несъеденным яблоком. Крылышки белого фартука красиво трепетали в качельном ветре. Солнце просвечивало насквозь почти зеленые еще березки. Было очень тепло. И всякий во дворе, заполненном малышней и бабушками, видел: не кто-нибудь, не просто девчонка из седьмого подъезда качается тут на качелях, нет – первоклассница! Вот качели из этого дня и запомнились лучше всего.

Букет в мусорной корзине

Андрей Максимов, писатель, телеведущий:

Для меня 1 сентября всегда был очень грустным днем: очень не хотелось в школу, явственно понималось: наступил конец свободы. Но особенно грустно было в этот день, когда я учился в первом, втором, третьем, четвертом и пятом классе. Как положено, родители мне давали букет цветов, чтобы я вручил его учительнице. А мне в ту пору это казалось почему-то позорным делом. Да и позднее я очень стеснялся дарить цветы, даже девушкам, за которыми ухаживал.

Получив букет, я мучительно придумывал, как бы мне ускользнуть от мамы и незаметно отправить букет в мусорную корзину. Пять лет подряд это было моим главным заданием 1 сентября.

Забавно, что совсем недавно я подъехал к своей школе, красивой, вновь покрашенной, и увидел, что та спасительная мусорка как стояла, так и стоит до сих пор на своем месте. В пятом классе мама увидела, как я выкидываю цветы, поняла, что я мучаюсь, и перестала покупать букеты.

Когда меня мама отвела в самый первый раз в школу, она с нетерпением ждала, когда первоклашек отпустят домой. Наконец, двери школы распахнулись, ребята высыпали на улицу. И тут мама с ужасом поняла, что не может найти меня. То же самое почувствовали и другие родители: 60 маленьких детей, одетых в одинаковые мышиного цвета формы, одинаково стриженные… Ужасная картина. Но дети-то своих родителей увидели и подбежали к ним.

Конечно, я помню свое последнее 1 сентября в школе. Мне, как и другим десятиклассникам, дали первоклассника, которого сначала за руку, а потом на плечах надо было провести по школе. Я так внутренне жалел этого маленького человека, что ему всё ещё предстоит, и радовался, что у меня всё заканчивается.

Хотя в школу я ходил не то чтобы очень неохотно: дети же ходят туда не учиться, а общаться с друзьями, влюбляться.

С другой стороны – именно в школе я испытал самое сильное в своей жизни унижение (это я могу сказать даже сейчас, будучи весьма взрослым человеком). Во время устного контрольного опроса по физике, когда ты стоишь, не знаешь, что отвечать, а в классе сидит девушка, в которую ты влюблен.

У нас было право на нормально детство

Дмитрий Соколов-Митрич, заместитель главного редактора журнала «Русский репортёр»:

Помню, как родители вели меня в школу – первый раз в первый класс. В руке – букет гладиолусов. Тогда все дарили учителям на 1 сентября либо астры, либо гладиолусы – сезонные цветы.

Сначала – линейка перед школой, торжественные речи директора, учителей. Первый в жизни звонок – звенит колокольчик в руках у первоклассницы, которую, в свою очередь, держит на руках десятиклассник. Помню, что тогда он мне показался таким огромным, взрослым дядькой.

Затем – тех детей, чьи родители заплатили деньги, фотографирует фотограф. И вот мы на первом уроке знакомимся с первой учительницей – замечательной Верой Васильевной Зыковой.

Знакомлюсь с теми, кто сидит на соседних партах, позднее мы подружимся с некоторыми ребятами, например, с Андреем Лепейко. С Наташей Лоптевой меня посадили за одну парту – и я, разумеется, тут же в нее влюбился.

Между уроками мы с классом оказались на заднем дворе школы, где росло много самых настоящих грибов. Понятное дело, что ребята принялись их увлеченно собирать.

Когда учебный день закончился, я вернулся домой. Помню, за окном бушевала гроза, я сидел дома один, ожидал возвращения родителей, прочитал половину Букваря, было хорошо и уютно.

То, что я был дома один, не было чем-то из ряда вон выходящим. Сейчас детей в школу водят чуть ли не до пятого класса, а тогда я в первый свой учебный день вернулся домой из школы самостоятельно.

На самом деле, мне кажется, у детей нашего поколения было больше прав. Не в юридическом смысле, а в неком жизненном праве на нормальное детство.

У ребенка было право гулять по улицам, не боясь педофилов (сегодня благодаря СМИ кажется, что они на каждом шагу), учителя могли без проблем водить детей в походы. Сейчас учитель, чтобы пойти с детьми в поход, подписывает массу бумаг и то нервничает, ведь если что – ему не поздоровится, а значит, лучше и не ходить никуда, ничего не делать. Тогда было проще, как-то понимали, что да, за детьми надо следить, но за всем не уследишь, они падают, набивают шишки и даже ломают руки-ноги, и это еще не повод отдавать учителя под суд.

В моей первой школе №18 города Электросталь я отучился восемь классов. Мы переехали в другой район, и я начал ходить в другую школу – с математическим уклоном. И через полгода я сбежал оттуда в соседнюю. Она была попроще, с репутацией «не для самых продвинутых детей». Но мне там очень понравилось, и последние полтора года я проучился там с удовольствием.

Я считаю (и мой опыт тоже тому подтверждение), что обыкновенные школы гораздо лучше, чем спецшколы для особо одаренных. Мне приходилось видеть много людей, окончивших «продвинутые» школы, и я заметил, что нередко уже взрослые выпускники – очень хорошие специалисты в каких-то узких областях знаний, но при этом не очень подготовлены к жизни. Вообще то, насколько человек преуспел в жизни, реализовался профессионально, не очень зависит от того, какую школу он окончил – обычную или «с уклоном».

В моей последней школе, я помню, если детям не нравилось, как учитель доносит материал, создать тишину в классе было невозможно. Но если учитель и его манера излагать материал были по душе, все слушали затаив дыхание, ходили на дополнительные занятия к этому педагогу.

Ощущение тревоги…

Юрий Арабов, писатель, поэт, сценарист, заслуженный деятель искусств России:

Тяжелое ощущение подавленности, которое на меня произвела школа, я почувствовал буквально сразу. Дело в том, что из родителей у меня была только мама, и вдруг как-то вместо одной любящей и любимой мамы у меня в школе появилось с десяток нелюбимых приёмных мам и отчимов.

Выход из домашней скорлупы оказался болезненным. Несмотря на то что моя первая учительница – Людмила Григорьевна Офицерова – хороший педагог, отличный классный руководитель. Но вот это главное ощущение тревоги и подавленности помню до сих пор.

Потом оно в какой-то степени выправилось за счет попыток личного лидерства в классе.

А всё остальное – учеба, школа. Тогда школа была лучше, сейчас – ещё хуже…

Из нелюбимого места – в нелюбимое

Александр Гезалов. Фото: “МК”

Александр Гезалов, международный эксперт СНГ по социальному сиротству:

Судя по моим школьным воспоминаниям, праздник 1 сентября был организован явно не для ребенка. Чувствовалось во всем какая-то неискренняя обязаловка для «галочки». Дети приносили учителям цветы, поскольку так принято. Огромные букеты, которые было явно не очень удобно держать. Ребята, как я, из детдома, соответственно, вообще ничего не приносили. Помню эту неудобную некрасивую школьную форму, явно сшитую без отдаленной мысли о детях. До сих пор помню ощущение бессмысленности, ненужности происходящего.

А еще был запах формы, запах портфеля и удушающий запах духов «Красная Москва», которыми тогда душились все женщины – и мамы, и учителя…

Многие родители потом шли отмечать «праздник». Отмечали, как я понимаю, серьезно. На второй-третий день учёбы в классе были разговоры, что вот, папа так «отдохнул», что теперь у него болит голова. То есть для многих взрослых это был просто повод напиться.

Для меня школа не стала таким местом, куда хочется приходить, где я могу что-то получить полезное для последующей жизни.

Сначала я учился хорошо, до третьего класса на одни пятерки, но вскоре понял, что знания, то, как их дают, вряд ли мне пригодятся. Уже тогда не понимал смысла в этих школьных линейках, на которые приходили товарищи из облисполкома. Говорили торжественные пустые речи…

Мне подумалось, что лучше в футбол хорошо играть, на гитаре, в теннис – в этом есть какой-то смысл. В школу нужно просто приходить, выполнять, что требуют, по минимуму. Мою гипотезу подтвердила жизнь: многие отличники из моего класса не состоялись, став взрослыми. Все свои силы они тратили, пытаясь покориться бессмысленным условиям учебы, совсем не соприкасающимися с реальностью.

Учителя делили учеников на «своих» и «чужих», «чужие» – понятно, мы, детдомовцы. К девятому классу нас выделили в условное «гетто» и старались, чтобы мы пореже присутствовали в классе. Понятное дело, найти повод, чтоб удалить ученика, тем более мальчика, просто. В итоге перед началом урока говорилось: «Гезалов, Иванов, выйдите из класса». А после урока оказывалось, что нам поставили за него по «тройке».

Самый простой выход для преподавателя: ребенка нет на уроке – меньше проблем, «тройка» в четверти будет – меньше проблем с администрацией школы. В итоге – автоматом «тройка» в четверти, за год. Так вся школа «автоматом» и прошла. Кстати, и сегодня порой сохраняется подобная «традиция» учить детей из детского дома в школе.

В школе я понял, насколько наличие семьи, семейных связей у человека влияет на взаимоотношения в коллективе. Если у тебя никого нет, – это очень трудно.

За нами всегда был шлейф какой-то «особенности». Девочки побаивались просто, потому что детдомовские, если что-то пропадало в школе, кого-то избивали, прежде всего, думали на нас, хотя, может быть, нас и рядом тогда не было…

Я не любил школу: из места, которое мне не нравилось, я шел туда, где мне опять было, мягко говоря, не очень комфортно. Хоть как-то с ней примириться помогал именно футбол.

Удар по носу и вице-президент Российской академии наук

Священник Федор Людоговский, научный сотрудник Института славяноведения РАН:

Меня назвали Фёдором в честь далёкого предка Фёдора Петровича Людоговского, который тоже был священником. Мой папа, который принимал решение о моем наименовании, был уверен, что больше никаких Фёдоров в мире быть не может. Но когда он повел меня первый раз в первый класс, услышал, что на лестнице кого-то окликнули: «Федя!». Папа был чуть ли не возмущён.

Когда мы после линейки вошли в класс, учительница начала нам говорить: «Вот, дети, Алла Ивановна будет вас учить читать и писать…» Я был в растерянности: я-то думал, что вот она, моя учительница, а, оказывается, учить нас будет какая-то Алла Ивановна. Но тогда кто же сейчас с нами говорит? Далеко не сразу я понял, что учительница почему-то говорит о себе в третьем лице.

А еще в мой самый первый школьный день я получил по носу, хотя, в общем-то, был не любителем подраться. Но, как говорится, так сложились обстоятельства.

Запоминающимся было и 1 сентября на первом курсе филфака МГУ. Я окончил математическую школу, после которой все нормальные люди поступили кто на физфак, кто на мехмат. Я отличился и выбрал филологический.

И вот с двумя бывшими одноклассниками, как раз один из которых поступил на мехамт, другой на физфак, решили пойти в главное здание МГУ. Мы поднялись на лифте до двадцать какого-то этажа, потом перебежали в какой-то маленький лифтик под крики то ли лифтерши, то ли вахтерши, которая явно не одобрила наши действия. Но мы все-таки поднялись на тридцать третий этаж.

В итоге – оказались в музее, в той самой ротонде, которая так красиво читается снаружи. Вышли из лифта и не знаем, что делать. Смотрим, ходит какой-то представительный мужчина в сопровождении молодёжи, ну и мы с независимым видом стали ходить и разглядывать фотографии, экспонаты.

Потом заметили: представительный мужчина собирается уходить, направился к лифту, мы – за ним. Познакомились, и оказалось, что это был на тот момент вице-президент Российской академии наук. Он нас стал расспрашивать, кто мы, что мы будем изучать. Порекомендовал мне обратить внимание найти «Тихий Дон» Шолохова, на то, как там изображаются запахи. Пока я так и не внял этим советам и не занялся таким исследованием, но, возможно, это интересная идея.

Приехали мы на этом лифте на тот этаж, с которого уехали, и на нас тут же набросилась та самая бабушка-вахтерша. Но наш уважаемый провожатый защитил новоиспеченных студентов.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png