Речевое развитие детей дошкольного возраста.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Овладение речью - одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1-2 года практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык.

Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении и на занятиях по развитию речи. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать ему явления более осознанно и произвольно.

К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речи - процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Развитие речи - это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.

В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития детей: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи и языку на занятиях, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр), художественная литература. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обуславливает актуальность данной темы.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи.

Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи. Овладение языком является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Дошкольный возраст - период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300-400 слов, а к трём годам может достигнуть 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счёт овладения способами образования слов из речи взрослых, сколько за счёт овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счёт слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни - период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до 2000-2500, а в 6-7 лет - до 3500-4000 слов.

Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития».

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растёт число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Первые слова очень своеобразны, для них характерен полисемантизм. Эти первые слова, в сущности, ещё не являются словами. Настоящее слово рождается, как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на предмет.

После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет.

Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 - 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слов и их конкретными значениями, а в 5 - 6 лет -системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.

Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации.

Овладение грамматическим строем речи оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложении). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.

Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил.

Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложен, он связан с аналитика - синтетической деятельностью коры головного мозга. Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом А.Н. Гвоздевым. По данным исследования ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем годам во всех ее наиболее типичных проявлениях. Усвоение ребенком грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием знания. Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависят от характера их назначений. У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, т. е. то, что не ясно по значению.

Овладение способами словообразования - одна из сторон речевого развития детей. Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом словообразования, в основе которого лежит сочетание различных по значению морфем. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов, и смысл значимых частей слова. В психологической и психолингвистической литературе словообразование сравнивается с детским словотворчеством, которое свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.

В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности ребенка - дошкольника, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.

По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Несовершенства произношения в старшем дошкольном возрасте нетипичны: при правильной постановки работы дети к этому времени могут овладеть произношением всех звуков. Звукопроизношение совершенствуется, но у части детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие и р). Процесс становления этих звуков даже при условии целенаправленного систематического обучения идет медленнее, так как навык неправильного произношения становится более прочным. Однако, к старшему дошкольному возрасту у детей развивается способность к самоконтролю, осознание несовершенства своей речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому учебная деятельность приобретает более серьезный характер.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.

Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д.Б. Эльконина, происходит к 4-5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической речи появляются уже в 2-3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства родного языка. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся все более развернутыми и связными.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны неполные, неопределённо-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. Наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.

Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответу товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (ещё, потом).

В среднем дошкольном возрасте происходит некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребёнка. Дети правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать .

У ребёнка 4-5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста.

Развитие речи детей 5-7 лет.

В этом возрасте на первый план выходит постановка отсутствующих или неправильно произносимых звуков, закрепления их правильного произношения и отчетливого различения, подготовка к школе (профилактика школьной неуспеваемости).

Чтобы успешно учиться в школе, ребенку нужно немало знать и уметь.

Ниже изложены примерные критерии готовности к школе (по развитию речи).

К началу школьного обучения ребенок «должен»:

обладать большим словарным запасом, уметь пересказать небольшой текст, рассказать о событии, свободно изложить свои мысли, доказать свою точку зрения;

грамматически правильно оформлять свою речь (верно согласовывать слова в предложении, точно использовать предлоги);

правильно произносить и хорошо различать все звуки;

владеть некоторыми навыками языкового анализа и синтеза (уметь разделить слова на слоги, выделять первый, последний звук в слове (в небольших словах называть все звуки по порядку);

желательно знание букв и умение читать по слогам.

Большинство ошибок допускаемых ребенком в устной речи – неточное произношение сложных слов (водотоводчик – водопроводчик), неправильное согласование слов в предложении (думаю о самолетов, пять мяча), замены звуков (сушка – суска, рука – лука) приведут к аналогичным ошибкам на письме. Недоразвитие связной речи (умения точно и последовательно рассказать о событии) может привести к трудностям при написании изложений, пересказах, устных ответах.

Очень большое значение имеет состояние фонематического восприятия – умения «слышать» звуки в слове, правильно определять последовательность звуков и слогов. Недоразвитие фонематического восприятия приводит к многочисленным, стойким ошибкам при письме, ведь чтобы ребенок мог правильно написать слово, он должен «в уме» разложить слово на звуки, а потом воспроизвести их точно, в правильной последовательности на бумаге. Способствует развитию фонематического восприятия обучение ребенка чтению.

Когда обращаться к логопеду.

Если вашему ребенку уже исполнилось пять лет, но он неправильно произносит или заменяет некоторые звуки;

если вы наблюдаете у вашего ребенка вышеперечисленные проблемы.

За год до школы показать ребенка логопеду я бы рекомендовала каждому родителю, даже если ваш ребенок произносит все звуки правильно.

Цель логопедического обследования перед школой – выявить предрасположенность к нарушению чтения и письма (множественным специфическим ошибкам) т. н. называемой дизграфии и дизлексии т. е., фактически, к школьной неуспеваемости.

Выявить такую предрасположенность детей к дизграфии и дизлексии можно в дошкольном возрасте с большой вероятностью.

Если вовремя провести работу, направленную на развитие процессов, отвечающих за становление процессов чтения и письма, можно предотвратить или значительно снизить вероятность школьных проблем.

Важность своевременности этой работы объясняется тем, что в школе исправить эту ситуацию оказывается намного сложнее, чем предотвратить ее в дошкольном возрасте. То же самое относится и к постановке звуков.

Исходя из моей практики, до восьмидесяти процентов детей подготовительной группы детского сада нуждаются в помощи логопеда. Если в вашем саду есть логопед, помощь окажут бесплатно. От вас потребуется только выполнение домашних заданий (закрепление пройденного материала) и контроль за правильным произношением поставленных звуков. В детских поликлиниках также есть логопеды.

Список литературы

    Володина, В. О согласовании существительного с числительным в речи детей 5-6 лет [Текст] /В.Володина // Дошкольное воспитание.- 2002 .- № 8.- С. 52.

    Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] /Л.С.Выготский - М.: Педагогика, 1991.- 311 с.

    Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации [Текст] /Н.И.Жинкин - М.: Просвещение, 1982. -198с.

    Леонтьев, А.Н.. Речевая деятельность [Текст] /А.Н.Леонтьев // Хрестоматия по психологии: Учебное пособие.- М.: Просвещение.- 1997.-405 с.

    Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] /Н.В.Новотворцева – Ярославль: Академия развития, 1996. –240 с.

    Ушакова, Т.Н. Детская речь - ее истоки и первые шаги в развитии [Текст] / Т.Н.Ушакова // Психологический журнал. - 1999. - N3.- С.59-69.

    Чуковский, К.И. От двух до пяти [Текст]/К.И.Чуковский. – М., 1966. – 245 с.

Ноябрь 2nd, 2014 admin

В соответствии с , сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.
Установка на развитие — современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста.

Задачи образовательной области «Речевое развитие»:
— владение речью как средством общения и культуры;
— обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
— развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Кроме традиционных речевых задач (формирования звуковой культуры речи, словарной работы, развития грамматического строя и связной речи) особое внимание следует обратить на задачи:
— развития диалогической речи дошкольников;
— развития речевого творчества ;
— формирования понимания на слух текстов различных жанров детской литературы.

Подобные приоритеты расставлены не случайно.

1. Речь рассматривается как средство общения . Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, ребенок должен свободно владеть и использовать все вербальные и невербальные средства этого общения.
2. Стандарт направлен на развитие творческого потенциала каждого ребенка, формирование творческой активности и самостоятельности. Задача у дошкольников – формирование позиции активного участника в речевом взаимодействии.
3. Под пониманием на слух текстов различных жанров детской литературы подразумевается восприятие этих текстов . В процессе восприятия произведения ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Восприятие художественных произведений рассматривается как один из приемов формирования творческой личности , что соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии . Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

3 комментария к записи “ФГОС ДО: речевое развитие”

    Здравствуйте,Бэла Геннадьевна.Работаю старшим воспитателем три года.Предстоит аттестация.Не могу определиться с темой.Задачи годового плана были:1.Совершенствовать психолого-педагогическую работу по освоению детьми образовательной области»Коммуникация»посредством интеграции различных видов деятельности.(2012-2013 уч год)
    2.Совершенствовать педагогическое мастерство педагогов по формированию звуковой культуры речи детей.(2014-2015 уч.год).
    Как грамотно сформулировать тему работы в соответствии с задачами годового плана или взять про повышение профессиональной компетентности педагогов (но затрудняюсь- в какой области).
    Большое спасибо

    Галина, у Вас годовые задачи больше подходят к речевому развитию. Поэтому и возьмите себе тему в этом направлении. Тема про профессиональную компетентность (компетенции) очень актуальна. Например:
    1. Развитие профессиональных компетенций у педагогов дошкольной образовательной организации в сфере речевого развития воспитанников.
    2. Методическое сопровождение образовательной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации по речевому развитию воспитанников.
    3. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по речевому развитию воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации.

    Спасибо большое за совет,обязательно выберу тему из предложенных вами.

Сообщение.

Тема: «Речевое развитие дошкольников: проблемы и пути их решения.»

Заберите у меня все, чем я обладаю,

но оставьте мне мою речь,

и скоро я обрету все, что имел.

Дэниэл Убстер.

Начать свое выступление хотелось бы с мудрых слов «Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Речь - чудесный дар природы. Она не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык - средство общения и познания - является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь - одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Причины низкого уровня развития речи:

Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:
- связные высказывания детей короткие;

Отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

Состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
- уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка, т.е. на занятии, иногда, говорит один педагог.

Недостаточная подготовка к занятию.

При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Именно педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь педагога должна быть чёткой, ясной, полной, грамматически правильной;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Родители не понимают своей функции - общение с ребенком должно начинаться как с рождения, так и до его появления на свет, в пренатальный период.

«Педагогический пробег»

Уважаемы коллеги, для того чтобы разговорная речь детей была хорошо развита, педагогу необходим багаж знаний по формированию связной речи.

Проводится экспресс - опрос «Развитие речи»:

  1. Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая).
  2. Разговор двоих или нескольких человек на тему, связанную с какой либо ситуацией (диалог).
  3. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос).
    4. Назовите виды пересказа: подробный (близко к тексту), по частям (фрагменты), с изменением лица (Я пошёл… Автор пошёл..), по аналогии (творческий, с изменением героя или события ), инсценирование (разыгрывание с помощью игрушек или настольный театр).
  4. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (со средней группы).
  5. Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств качеств, действий? (описание).
  6. Назовите основные методы и приемы развития речи детей дошкольного возраста (наглядные, словесные, практические или игровые).
  7. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог).

Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».

Связная речь - построение связных высказываний разных типов - рассуждения, повествования, умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части высказывания разными способами связей грамматически правильно и точно.

Развитие связной речи: решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др.), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребенка в семье, в детском саду и т.д.

Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей.

Центральным моментом развития такой речи является обучение детей умению строить развернутое высказывание. Это предполагает формирование у них элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец), представлений о связи между предложениями и структурными звеньями высказывания. Последнее составляет важное условие достижения связности речевого высказывания.

Овладение монологической речью имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребёнка к школе и, как отмечают многие учёные и педагоги, возможно только в условиях целенаправленного обучения.

Речь развивается в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте и т. д. А также в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Именно поэтому определение направлений педагогического воздействия и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Успешное решение этих задач возможно только при комплексном подходе к их рассмотрению, а также при создании необходимых условий для речевого развития детей, при тесном сотрудничестве всех участников воспитательно - образовательного процесса.

«Давайте обсудим»:

Ребенку не интересно занятие по речевому развитию. Что нужно сделать, чтобы повысить интерес к занятиям по развитию речи?

Организовывать занятия так, чтобы ребёнок вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Меньше контроля, больше самостоятельности и доверия.

Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.

Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.

Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него.

Учёт индивидуальных, возрастных, и психических особенностей ребенка.

Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия.

Использование ИКТ технологии на занятиях.

  1. Если в группе много детей с плохо развитой речью, надо чаще использовать вопросы и задания, требующие от ребенка ответа - действия (что-то показать, найти, принести, сделать и т.п.).
  2. Разговаривая с ребенком, следует проявлять выдержку и терпение. Если на ваш вопрос не последовало ответа, повторите его и подскажите ответ, поощряя попытки малыша воспроизвести вслед за вами слово, фразу.
  3. У вас «не получилось» занятие. Если вы считаете, что этот материал важен для детей, повторите занятие, но вначале проанализируйте причины - неудачи (завышены требования; неудачно разместили детей и т.п.).
  4. Не забывайте повторять с детьми пройденный материал.
  5. Ведите себя естественно, не читайте детям нравоучений.
  6. Чаще хвалите детей. Вместе с ними радуйтесь их успехам.
  7. Старайтесь вносить в жизнь детей что-то новое, неожиданное, радовать их сюрпризами, которые создают условия для развивающего общения.
  1. Развивать произносительную сторону речи:

Подготавливать артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков;

Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

  1. Развивать и совершенствовать словарь:

Знакомить со словами, обозначающими качества, свойства предметов;

Учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи.

  1. Развивать грамматические навыки устной речи:

Упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (на, в, за, из, с, над, между, перед и т.п.);

Упражнять в употреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один - много») и образовании родительного падежа множественного числа существительных (при ответе на вопрос «Чего нет?»);

Учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучать спряжению глагола «хотеть»;

Обучать составлению и распространению простых предложений за счёт однородных членов; подлежащих, определений, сказуемых.

  1. Способствовать развитию связной речи. Развивать диалогическую речь:

Создавать условия, способствующие активному использованию диалогической речи (игровые и проблемные ситуации, экскурсии, театрально - игровую деятельность);

Учить пользоваться языковыми материалами в зависимости от ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощение);

Демонстрировать детям культуру ведения диалога;

Готовить к обучению связной монологической речи;

Посредством игровых упражнений и разных форм пересказа учить составлять характеристики предметов и объектов (для описания); восстанавливать последовательность событий в повествовании.

  1. Не забывать развивать мелкую моторику рук.
  2. Создавать условия, способствующие активизации речи:

Рассматривая с детьми их работы по изобразительной деятельности, побуждать к рассказу о созданных образах, предметах окружающего мира;

Создавать для ребенка культурную богатую речевую среду.

В настоящее время в России для системы дошкольного образования действует Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС ДО). Речевое развитие детей-дошкольников является одной из 5-ти наиважнейших образовательных областей, обнародованных в этом стандарте (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое). В статье мы рассмотрим, почему это так важно и как происходит становление речи у детей.

Согласно ФГОС:

речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Речевое развитие детей дошкольного возраста

Младенец на пути речевого развития проходит доречевой этап: животрепещущим криком, голосовыми реакциями заявляет о желании быть сытым, нежелании быть мокрым. Постепенно разнообразные интонации крика малыша становятся понятны не только матери, но и большинству окружающих. Примечательно, что детский крик в младенческом возрасте выполняет функцию взаимодействия с внешним миром, решает своеобразную коммуникативную задачу.

Как видоизменяются предречевые детские голосовые реакции?

Через месяц малыши начинают проявлять активность к «речетворчеству», пытаясь артикулировать слышимые звуки. Первыми идут предречевые реакции голосом: предшествующее лепетанию гуление; свирель - произнесенная какадом звуковая цепочка; лепет модулированный в преддверии первых слов.

Родители должны быть осведомлены о четкой последовательности в процессе развития предречевых звуковых реакций. Например, в полтора месяца малыш уверенно бравирует гласными «а» и «э». До наступления 3 месяцев к гласным буквам присоединяются некоторые согласные «б», «в», «г», шипящий «ш». К концу 3 месяца завершается процесс гуления и начинается с 4 по 6 свирель «аль-ле».

Начало 7 месяца ознаменовано лепетанием: появлением первых слогов «ба», «да». С 8 месяца лепет становится модулированным, и слоги начинают в устах младенца интонировать. До 10 месяца и взрослые, и малыш наслаждаются радостью эмоционального общения: друг друга попеременно повторяют, вторят улыбкам. В год дети должны уже легко моделировать различные слоги, относить их к конкретным предметам. Так, малыш указывая на котенка, произносит слог «ки», а взрослый завершает его озвучиванием полного слова «киса».

Три основополагающих периода развития речи для ребенка дошкольного возраста

  1. В первый период дети говорят предложениями, состоящими из фрагментарных слов, то есть определенных не изменяющихся корней. Это так называемые аномальные детские слова. От года и 3 месяцев малыш начинает применять в речи однословные предложения из слогов. По мере формирования группы мышц речевого аппарата появляется возможность произносить несколько слоговых слов в одном предложении.
  2. Грамматика целого предложения, его структура усваивается детьми от 2 лет до 3. Так, в состав предложений начинают входить полные формы слов за исключением окончаний. Иногда ребенок видоизменяет окончание, что не должно при всей комичности вызывать усмешку у взрослых. Постепенно происходит усвоение окончаний различных частей речи: от существительного и прилагательного до глагола. Отношения выражаются в детской речи посредством служебных слов.
  3. Процесс усвоения всей системы грамматики языка прослеживается в возрасте от 3 лет и до семилетнего возраста (до школы). Словарь обогащается, так как окружение ребенка само, сознательно и нет, занимается образованием ребенка. С каждым годом грамматическая структура и звуковая составляющая речи совершенствуются.

По ФГОС ориентирами дошкольного образования касательно речевого развития, являются следующие характеристики достижений ребенка: ребёнок на хорошем уровне должен владеть устной речью, уметь выражать желания и мысли, использовать речь для выражения чувств, строить речевые высказывания при общении, уметь выделять в словах звуки, у него должны начать складываются предпосылки грамотности.

Речевые упражнения с акцентом на произношение, чтение вместе книг, различные словесные игры, разучивание стишков – все это можно использовать, чтобы ребенок мог хорошо усвоить как произносятся звуки и слова, понять значение новых слов и правила грамматики. Тогда развитие речи ребенка будет соответствовать требованиям ФГОС дошкольного образования и он будет готов к учебе в школе.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png