Неблагополучная семья: что это?

Сегодня неблагополучной семьей принято называть такую семью, которая обладает достаточно низким социальным статусом. Родители попросту не справляются с теми обязательствами, которые возложены на них, так как они с трудом могут нести ответственность за собственные поступки. Что касается функциональности и, что самое главное, адаптивных способностей неблагополучных семей, то они существенно ниже, чем у социально ответственных семей. Родители в означенных семьях могут страдать от вредных привычек или намеренно игнорировать собственного ребенка, что приводит к тому, что процесс воспитания проходит с большими трудностями, медленно и, как правило, абсолютно малорезультативно.

Ребенок в семье с родителями, проявляющими отклоняющееся поведение, испытывает существенный дискомфорт и стресс, осознает, что взрослые не следят за ним и даже пренебрегают, может подвергаться не только жестокому обращению, но даже и насилию различного характера.

Замечание 1

Главная характеристика неблагополучной семьи – отсутствие любви супругов друг к другу и к ребенку. Такая семья не способна удовлетворять нужды ребенка, защищать его права и законные интересы.

Неблагополучные семьи, в которых родители отличаются девиантным поведением, могут классифицироваться в соответствии со степенью нарушения во взаимоотношениях между членами семьи, а также тех нарушений, которые мы можем отметить в поведении родителей и, соответственно, самих детей:

  • Проблемная семья – это такая семья, которая отличается нарушениями в исполнении функциональной части своих обязательств. Чаще всего, такое происходит из-за педагогической несостоятельности родителей, а также из-за того, что они сами не знают, как воспитывать своих детей. По сути, семья это неконфликтная, но присутствует дисгармоничный стиль семейного воспитания. Он может быть авторитарным, а может быть гипоопекающим или даже гиперопекающим;
  • Кризисная семья – в рамках этой семьи ее члены переживают внешний или внутренний кризис. Меняется состав семьи, дети взрослеют и в дальнейшем покидают родительский дом, может произойти развод супругов или смерть одного из них. Нередко родители проявляют признаки девиации при потере работы или жилья, ведь им приходится выживать, используя для этого нестандартные и даже противозаконные методы.
  • Асоциальная - в ней есть такие проблемы, как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей, стремление к совершению различных нарушений. Как правило, отношения между детьми и родителями отсутствуют, так как дети пытаются скрывать истинный род деятельности родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми при их наличии.
  • Аморальная – это тип семьи, которая полностью утратила любые семейные ценностей. В семье присутствуют проявления девиаций – алкоголизм, употребление наркотиков и иных запрещенных веществ. С детьми обращаются очень жестоко, не занимаются их воспитанием и обучением, а также условия жизни детей довольно опасны. В данном случае необходимо вмешательство органов опеки и попечительства, так как детей в буквальном смысле этого слова нужно спасать от социально опасных родителей.

Роль неблагополучной семьи в формировании поведения ребенка

Как мы уже отметили, неблагополучными семьи могут стать по разным причинам, и их влияние на детскую психику и на то, как будет складываться жизнь ребенка в будущем, просто колоссальное. Чаще всего, конфликты в семье заставляют ребенка волноваться о жизни его родителей, а также озаботиться о собственном существовании. Наблюдая за тем, как отец и мать вступают в словесную перепалку, и если они поднимают руку друг на друга, ребенок берет с них пример. Он начинает проявлять агрессию в отношении других детей или взрослых, хотя, если он в маленьком возрасте, то он даже не до конца осознает то, что он делает.

В нравственно неблагополучных семьях, где родители страдают от алкогольной и наркотической зависимостей, а также проявляют агрессивное отношение к ребенку, дети также, видя это, начинают воспринимать подобное в качестве нормы. Им не кажется, что алкоголь или табакокурение – это нечто плохое, хотя окружающие оказываются в ужасе, когда видят малыша с сигаретами. Здесь очень важна работа с детьми со стороны социальных служащих, а также педагогов, которые, видя сложность ситуации, пристраивают ребенка в приют и детский дом.

Не редки случаи, когда ситуация полностью выходит из-под контроля, и здесь необходимо не просто забирать ребенка: его надо спасать от собственных родителей, а затем работать и восстанавливать психику. Родители, чувствуя свою вседозволенность, могут подвергать ребенка насилию, как физическому, так и моральному, а еще и сексуальному. Дети боятся говорить об этом даже с самыми близкими друзьями. Когда напряжение достигает пика, то они могут пытаться сбежать из дома, а если это не получается, то предпринимаются попытки суицида.

Таким образом, родители с девиантным поведением могут быть гораздо опаснее, чем простые беспредельщики с улиц. Некоторые дети, оказавшиеся в неблагополучных семьях, отмечали, что только в семье, с самыми близкими людьми они чувствовали самую большую опасность для своей жизни и здоровья. Поэтому важна работа социальных служащих, которые должны контролировать неблагополучные семьи, где к детям проявляется агрессия и пропагандируются вредные привычки, а также девиантное поведение выставляется как нормальное и единственно приемлемое. Также важно работать и с родителями: это постановка на учет, применение системы административных наказаний. Если нарушения выходят за рамки административной ответственности, то это обязательно уголовные разбирательства, а также принудительное лечение и последующая реабилитация. Контроль будет вестись даже после того, как родители вернутся в нормальное состояние, а ребенок будет вновь отправлен в семью, так как не всегда люди могут быстро адаптироваться к нормальной жизни после подобных проявлений.

Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи:

Семейное воспитание - это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.

Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия, как правило, ведет к возникновению у подростков нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться послушания. Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами подростков образца поведения своих родителей. Подражая им, Подростки копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, научаются правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения.

Специфические особенности семейного воспитания наиболее ярко проявляются в целом ряде трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибках, которые они допускают, что не может не сказаться негативным образом на формировании личности их подростков. В первую очередь это касается стиля семейного воспитания, выбор которого чаще всего определяется личными взглядами родителей на проблемы развития и личностного становления своих подростков.

Стиль воспитания зависит не только от социокулътурных правил и норм, представленных в виде национальных традиций в воспитании, но и от педагогической позиции (точки зрения) родителя относительно того, как должны строиться детско-родительские отношения в семье, на формирование каких личностных черт и качеств у подростков должны направляться его воспитательные воздействия. В соответствии с этим родитель определяет модель своего поведения в общении с ребенком.

Варианты родительского поведения.

Строгий - родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований, жестко направляя ребенка по пути социальных достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребенка. Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю.

Объяснительный - родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесному объяснению, полагая ребенка равным себе и способным к пониманию обращенных к нему разъяснений.

Автономный - родитель не навязывает решение ребенку, позволяя ему самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляя ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости; родитель поощряет ребенка за проявление этих качеств.

Компромиссный - для решения проблемы родитель предполагает ребенку что - либо привлекательное взамен совершения им непривлекательного для него действия или разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, знает, что можно предложить взамен, на что переключить внимание ребенка.

Содействующий - родитель понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь и в какой степени он может и должен ее оказать. Он реально участвует в жизни ребенка, стремится помочь, разделить с ним его трудности.

Сочувствующий - родитель искренне и глубоко сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, не предпринимая, однако, каких - либо конкретных действий. Он тонко и чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребенка.

Потакающий - родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб себе, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка. Родитель полностью ориентирован на ребенка: он ставит его потребности и интересы выше своих, а часто и выше интересов семьи в целом.

Ситуативный - родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Система требований родителя и стратегия воспитания лабильная и гибкая.

Зависимый - родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах и полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения (воспитатели, педагоги и ученые) или перекладывает на него свои обязанности. Большое влияние на родителя оказывает педагогическая и психологическая литература, из которой он пытается почерпнуть необходимые сведения о «правильном» воспитании своих подростков.

Внутренняя педагогическая позиция, взгляды на воспитание в семье всегда находят отражение в манере родительского поведения, характере общения и особенностях взаимоотношений с детьми.

Следствием этого убеждения является то, что родители решительно не знают, как справиться с ребенком, проявляющим негативные эмоции.

Выделяются следующие стили родительского поведения:

«Командир-генерал». Этот стиль исключает альтернативы, держит события под контролем и не позволяет выражать негативные эмоции. Основными средствами воздействия на ребенка такие родители считают приказы, команды и угрозы, призванные эффективно контролировать ситуацию.

«Родитель-психолог». Некоторые родители выступают в роли психолога и пытаются анализировать проблему. Они задают вопросы, направленные на диагностику, интерпретацию и оценку, предполагая, что обладают высшим знанием. Это в корне убивает попытки ребенка открыть свои чувства. Родитель-психолог стремится вникнуть во все детали с единственной целью - направить ребенка по правильному пути.

«Судья». Этот стиль родительского поведения позволяет считать ребенка виновным да вынесения приговора. Единственное, к чему стремится такой родитель, - доказать собственную правоту.

«Священник». Стиль родительского поведения, близкий к учительскому. Поучения сводятся преимущественно к морализированию по поводу происходящего. К сожалению, этот стиль безлик и не имеет успеха в решении семейных проблем.

«Циник». Такие родители обычно полны сарказма и стараются, так или иначе, унизить ребенка. Основное его «оружие» - насмешки, прозвища, сарказм или шутки, способные «положить ребенка на лопатки».

Кроме того, рассмотренные выше стили родительского поведения никоим образом не мотивируют ребенка исправиться, а только подрывают главную цель - помочь ему научиться решать проблемы. Родитель добьется только того, что ребенок будет чувствовать себя отверженным. А когда ребенок испытывает негативные чувства по отношению к себе, он становится замкнутым, не желает общаться с другими, анализировать свои чувства и поведение.

При этом среди неблагоприятных факторов семейного воспитания отмечают, прежде всего, такие, как неполная семья, аморальный образ жизни родителей, асоциальные антиобщественные взгляды и ориентации родителей, их низкий общеобразовательный уровень, педагогическая несостоятельность семьи, эмоционально-конфликтные отношения в семье.

Очевидно, что общеобразовательный уровень родителей, наличие или отсутствие полной семьи свидетельствуют о таких важных условиях семейного воспитания, как общекультурный уровень семьи, ее способность развивать духовные потребности, познавательные интересы подростков, то есть в полной мере выполнять функции института социализации. Вместе с тем, сами по себе такие факторы, как образование родителей и состав семьи еще с полной достоверностью не характеризуют образа жизни семьи, ценностных ориентации родителей, соотношения материальных и духовных потребностей семьи, ее психологического климата и эмоциональных отношений.

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении подростков, оно лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений. При этом одни факторы социального риска проявляют свое негативное влияние довольно стабильно и постоянно, другие с течением времени либо усиливают, либо ослабляют свое влияние.

Среди функционально несостоятельных, не справляющихся с воспитанием подростков большинство семей и составляют семьи, характеризующиеся неблагоприятными социально-психологическими факторами, так называемые конфликтные семьи, где хронически обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельные семьи с низкой психолого-педагогической культурой родителей, неправильным стилем детско-родительских отношений. Наблюдаются самые разнообразные неправильные стили детско-родительских отношений: жестко-авторитарный, педантично-подозрительный, увещевательный, непоследовательный, отстранено-равнодушный, попустительски-снисходительный и др. Как правило, родители с социально-психологическими и психолого-педагогическими проблемами осознают свои трудности, стремятся обращаться за помощью к педагогам, психологам, однако далеко не всегда без помощи специалиста способны справиться с ними, понять свои ошибки, особенности своего ребенка, перестроить стиль отношений в семье, выйти из затянувшегося внутрисемейного, школьного или другого конфликта.

Вместе с тем, есть значительное число не осознающих свои проблемы семей, условия в которых, тем не менее, столь тяжелы, что они угрожают жизни и здоровью подростков. Это, как правило, семьи с криминальными факторами риска, где родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания подростков, допускается жестокое обращение с детьми, женщинами, имеет место вовлечение подростков, подростков в преступную и антиобщественную деятельность.

Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на подростков представляют криминально-аморальные семьи.

Асоциально-аморальные семьи, которые со своими специфическими социально-психологическими характеристиками требуют иного подхода.

Иного подхода требуют семьи с косвенным влиянием - конфликтные и педагогически несостоятельные.

Конфликтная семья, в которой по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта, отчуждения.

Педагогически несостоятельные, как и конфликтные, семьи не оказывают на подростков прямого влияния. Формирование антиобщественных ориентации у подростков в этих семьях происходит потому, что за счет педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль.

На практике педагогически несостоятельные семьи оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий, оказавших негативное воздействие на подростков, чаще всего характеризующиеся наиболее типичными, неправильно сложившимися педагогическими стилями в функционально несостоятельных семьях, не справляющихся с воспитанием подростков.

Воспитание ребенка очень сложный процесс требующий выполнение определенных обязательств родителями, которые не всегда справляются с этим. Это происходит по разным причинам. Сложнее всего, конечно, родителям, которые воспитывают ребенка одни, без супруга или супруги. Опекуны также сталкиваются с множеством проблем. Даже тогда, когда в семье есть и мама и папа, но нет старшего поколения (бабушек и дедушек), тогда тоже очень непросто. Если все эти факторы еще осложняются и социальными неблагополучиями (пьянством, наркоманией, безработицей), то дела обстоят совсем плохо. Выделяют несколько типов семей:

Типы проблемных семей

Задачи социального педагога

1. Криминально-аморальные семьи.

Жестокое обращение, пьяный дебош, сексуальная распущенность родителей, отсутствие элементарной заботы о содержании подростков

Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут. Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать. Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни. Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль

2. Педагогически неграмотные семьи.

Родители не понимают подростков, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей

Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями. Пробудить интерес к самообразованию. Внушить мысль о том, что все Подростки нуждаются в образованных родителях

3. Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Подростки в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют

Изменить жизненную ориентацию родителей. Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.

При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы

4. Семьи, в которых проявляется диктат одних членов семьи над другими.

Подростков часто наказывают физически, в результате чего они растут

озлобленными и жестокими

Д Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.

Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.

Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку - главное средство в воспитании

5. Неполные семьи.

Одна мать, редко один отец.

Вовлечение в работу клубов действующих в школах.

Вовлечение подростков в досуговую деятельность.

Доказать, что и в неполной семье Подростки могут получить достойное воспитание.

Обратить внимание на то, что кроме материального обеспечения ребенка, необходим еще и духовный контакт

Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей. Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п. В настоящее время все большее внимание уделяется именно фактору психологической деформации семьи.

Семейное неблагополучие, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям - от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения.

В целом социально-психологические последствия трансформации российского общества оказались для семьи гораздо более трагическими, чем социально-экономические. Именно ими были в первую очередь обусловлены социально-демографические сдвиги. Общемировые тенденции в специфических условиях России проявились значительно острее и выпуклее, предначертав для неё более драматический исход социальных преобразований, чем в других странах бывшего социалистического лагеря.

Вплоть до наших дней семья выполняет посредническую роль между индивидуумом и обществом, объединяя различных субъектов деятельности - личность, семейную группу и социум. Можно сказать, что, сделав шаг из общества «развитого социализма», экспроприировавшего частную собственность, в общество «рыночное», начавшее её возвращение, институт семьи вынужден трансформироваться из полуфеодального (социализм сохранял патриархальные условия) в постсовременное состояние.

Теперь ценности культуры должны занять своё почётное место в семье, так как именно она закладывает основы личности и индивида. И вновь возникает проблема взаимодействия и взаимовлияния личности и семьи, семьи и социума. Сегодня культурное пространство российского общества охватила бездуховность. И возвращение к истокам духовности будет невозможным до тех пор, пока этот процесс не будет взят под контроль государства. Чтобы достичь данной цели, необходимо, прежде всего, предложить семье и другим социальным группам духовные ценности и только потом рассчитывать на их восприятие цели.

Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, раннее материнство и внебрачные Подростки, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно сказываются на психологии людей, порождают тревожность и напряженность, озлобленность, жесткость и насилие. К сожалению, в настоящее время отмечается рост отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп, и в связи с этим необходимо отметить тот факт, что эти процессы не обошли стороной и семью.

Таким образом, сложившиеся условия требуют формирования эффективной комплексной системы государственной поддержки семьи, включающей в себя диагностические, профилактические, а самое главное социально-реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности семьи и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществление социальной профилактики девиантного поведения и организации работы с неблагополучными семьями.

1. Семья представляет собой систему взаимосвязанных социальных ролей, отношения между которыми определяются культурно-нравственными нормами и индивидуальными свойствами личности. Семейные конфликты носят субъективный характер и возникают чаще всего из-за непонимания друг друга. Таким образом, переживание подростками проблем, возникающих как противоречие между ними и их родителями, это - скорее следствие социокультурных особенностей.

Итак, в научной литературе выделяются следующие группы семей:

Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми;

Семьи, где царит доброжелательная атмосфера;

Семьи, где родители уделяют достаточное внимание учебе подростков, их быту, но этим и ограничиваются;

Семьи, где за ребенком устанавливается слежка, ему не доверяют, применяют рукоприкладство;

Семьи, где атмосфера напряженная, антисоциальная, в таких семьях пьют один или оба родителя.

2. Девиантному поведению подростка способствует безнравственная и агрессивная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость по отношению к ребенку, длительное невнимание к его интересам, проблемам, переключение родителей на личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в течение длительного времени, недостатки воспитания, отсутствие у ребенка здоровых интересов, увлечений и пр. Это создает негативный пример для подражания, формирует у ребенка отрицательное отношение к дому, семье, родителям, соответствующее мировоззрение.

Также к факторам, способствующим возникновению девиантного поведения можно отнести проблемы состава семьи: неполные семьи, семьи с одним ребенком, многодетные семьи, дистантные семьи и др., ведет к недостатку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, либо к чрезмерному вниманию и попустительству в процессе воспитания.

1.7 Роль родителей в возникновении и формировании девиантного поведения подростков

Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое обеспечивают ребенку родители, на него воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия гораздо превышает все остальное. Оно начинается с младенческого возраста, когда ребенка еще не воспитывают серьезно, когда он еще не может осознавать ни свое социальное положение, ни материальный уровень своей семьи, но когда он уже может воспринимать ласку, нежность, заботу своих родителей. Фактор отношений между детьми и родителями имеет длительный характер, поэтому он является одним из важнейших по степени влияния на ребенка, в частности на формирование его поведения.

На возникновение адекватных или неадекватных паттернов поведения ребенка влияют стили родительского воспитания, а также особенности взаимодействия между матерью и отцом.

Рассмотрим стили родительского воспитания, влияющие на формирование личности и определяющие те или иные психологические характеристики ребенка.

Гипопротекция. Этому типу воспитания характерно отсутствие внимания к ребенку, приводящее к безнадзорности. Мир ребенка не интересует родителей, или интерес есть, но чисто формальный (скрытая гипопротекция). Родители не обращают внимания на нарушения, допускаемые ребенком (потворствующая гипопротекция). Приводит к неадекватному формированию и слабому функционированию суперэго, дети лишены опыта ответственности, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить тенденции к девиантному поведению.

Гиперпротекция. Родители уделяют ребенку очень много времени и сил. Фактически воспитание становится для них смыслом всей жизни. Гиперопека выражается в стремлении родителей окружить ребенка повышенным вниманием, во всем защищать его, даже если в этом и нет реальной необходимости, сопровождать каждый его шаг, предохранять от мнимых опасностей, беспокоиться по поводу и без повода, удерживать ребенка возле себя, «привязывать» его к своим настроениям и чувствам, требовать от него определенных поступков. Как правило, забота нужна не столько детям, сколько самим родителям, восполняя у них нереализованную и нередко невротически заостренную потребность в привязанности и любви. Стремление матери «привязать» к себе ребенка имеет в своей основе и выраженное чувство беспокойства или тревоги. Гиперопека может быть мотивирована как тревогой, вызванной одиночеством родителей, так и инстинктивными опасениями, что с ребенком может случиться несчастье. Такой тип семейных отношений чреват развитием инфантильного эго у ребенка.

Эмоциональное отвержение (крайний вариант – материнская депривация). Такой стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще всего страдает потребность ребенка в эмоциональном контакте с родителями. Ребенок чувствует, что им тяготятся, что он – обуза, без него было бы лучше. При латентном варианте такого стиля родители выполняют обязанности, но для них это лишь обязанности, а не ценности. Может сформироваться реакция аутизма, ребенок замыкается. Также может способствовать развитию «ложного я».

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности. Характерно для родителей, которые переживают проблему, связанную с нереализованными аспектами собственной жизни. Ребенок связывает выражение любви, внимания, необходимое присутствие и участие родителей с теми достоинствами и качествами, которые они хотят в нем видеть. Ребенок переживает конфликт, основанный на противоречии собственных желаний и потребностей интроецированным родительским ожиданиям. Такое воспитание в конечном итоге искажает естественный процесс индивидуации, обостряя переживание ребенком сепарационной тревоги, что в каждом индивидуальном случае принимает индивидуальную форму и выражение . Не исключены и отклонения поведения, особенно в подростковом возрасте.

Условия жестких взаимоотношений («спартанское воспитание»). Родители, как правило, отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены, они закрыты для постоянного общения с детьми. Устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения. Позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Дети, в результате такого взаимодействия, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и раздражительны. Такое воспитание может привести к формированию ослабленного, уязвимого эго; суперэго представляет собой интернализированный образ жестко регламентирующего, подавляющего и наказывающего родителя. Чувства подавленности, вины и стыда оказываются наиболее готовой, сформированной реакцией на жизненные события .

Далее, исследуя проблему отклоняющегося поведения в рамках психоаналитической теории, целесообразно анализировать не столько процессы реального межличностного взаимодействия, сколько их интрапсихическую динамику, «диалог» структур эго и суперэго. Нормальное развитие эго зависит от того, сумеет ли оно сбалансировать требования суперэго и процессы сепарации-индивидуации Я, и какими чувствами будет сопровождаться этот процесс. Инфантильное эго реагирует суженным спектром поведенческих и аффективных реакций субдоминантного типа независимо от интра- или экстрапунитивной направленности. Это реакции тревоги, вины, страхи наказания, мазохистические реакции нанесения себе телесного или морального ущерба (самонаказания), искупления вины, угодливой уступчивости. Согласием с родительской инстанцией эго удается обеспечить себе позитивную самооценку, но дорогой ценой, расплачиваясь потерей самоуважения, зависимостью и поворотом агрессии против себя. Возможные девиации, в этом случае – инфантилизм, конформизм в асоциальных группах, алкоголизм, наркотизация, суицидальные тенденции.

Более активная позиция эго включает прямые реакции вызова, неповиновения, обесценивания авторитетов, требования поддержки, одобрения. В более сложных формах эго предпринимает специальные маневры с целью смягчения внутреннего напряжения: провокации наказания, рационализации, замещения, перемещение ответственности за содеянное на других; вымещение и проекция на реальных других, похожих на родительские фигуры, чувств, адресованных им.

Родительская неприязнь или условное приятие способствует развитию «ложного я», когда под маской демонстрируемого нереалистически идеализированного и грандиозного Я находится истинное – ослабленное и беспомощное, но реальное, аутентичное Я. Активно используются такие защиты, как отрицание, проекция, замещение. Возможные девиации – агрессивность, склонность к деструктивным и насильственным действиям, жестокость, самоповреждения и суициды.

Для родителей, переживающих конфликт, связанный с дезорганизацией отношений в сфере супружеского взаимодействия характерен иной бессознательный сценарий взаимоотношений с ребенком. В соответствии с ним ребенок рассматривается одним из родителей как объект, отношения с которым иллюзорно (на символическом уровне) компенсируют фрустрированные в этой области потребности. Определяет специфику отношения родителей к ребенку конфликт влечений либидо и влечений эго (бессознательного желания и цензуры способов его удовлетворения). В результате проблема отношений с ребенком (проблема ложных, мистифицированных связей, искажающих подлинную близость в отношениях детей и родителей) является эпифеноменом переживаемого на субъективном уровне конфликта.

Определенные спецификой описанного выше родительского конфликта особенности внутрисемейного взаимодействия, а именно отношения между отцом и матерью, оказывают определяющее влияние на развитие и качество установки ребенка, определяющей его полоролевую идентичность. При этом характер переживаемого одним из родителей конфликта, определяющего специфическое восприятие и отношение к ребенку, является причиной формирования и развития компенсаторной (защитной) фемининности/маскулинности. Последняя в большей степени является результатом отсутствия или ограничения поддерживающей и развивающей идентификации с сильной и ценимой личностью одного из родителей и зачастую искусственно созданной оппозиционной установки по отношению к нему .


Список использованной литературы

1. «Психология личности в трудах отечественных психологов», хрестоматия, сост. Куликов Л. В., «Питер», 2000г.

2. Выготский Л. С. «Психология», Москва, «Эксмо-пресс», 2000г.

3. Выготский Л. С. «Орудие и знак в развитии ребенка». Собр. соч.: в 6 т. Москва, 1984 г.

4. «Психология развития», хрестоматия, «Питер», 2001г.

5. «Психология конфликта», хрестоматия, сост. Гришина Н. В., «Питер», 2001г.

6. «Возрастная психология», хрестоматия, под ред. Мухиной В. С., Хвостова А. А., Москва, «Академия», 2001 г.

7. Кондратьев М. Ю. «Подросток в замкнутом круге общения», Москва, 1997 г.

8. Кон И. С. «Психология ранней юности», Москва, «Просвещение», 1989 г.

9. Фейдимен Д., Фрейджер Р. «Личность: теории, эксперименты, упражнения»,

10. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Москва, 1984 г.

11. Обухова Л. Ф. «Возрастная психология», Москва, Российское педагогическое агентство, 2000 г.

12. Божович Л. И. «Личность и ее формирование в детском возрасте», Москва, 1968 г.

13. Петровский А. В. «Психология развивающейся личности», Москва, Педагогика, 1987 г.

14. Мухина В. С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество» Москва, «Академия», 2000 г.

15. Личко А.Е. «Психопатии и акцентуации у детей и подростков», Л., Медицина, 1983 г.

16. Ганнушкин П.Б. «Клиника психопатий, их статика, динамика, сис­тематика», Н. Новгород, Изд-во НГМА., 2000 г.

17. З. Фрейд, «Психоанализ», Донецк, «Сталкер», 1999 г.

18. А. Фрейд «Детский психоанализ», «Питер», 2003 г.

19. А. Фрейд, «Лекции по детскому психоанализу», Москва, «Эксмо», 2002 г.

20. Э. Эриксон «Идентичность: юность и кризис», Москва, «Прогресс», 1996 г.

21. Э. Эриксон, «Детство и общество», Санкт-Петербург, «Речь», 2002 г.

22. А. Адлер, «Практика и теория индивидуальной психологии», «Питер», 2003г.

23. М. Кляйн, С. Айзекс, Дж. Райвери, П. Хайманн «Развитие в психоанализе», Москва, Академический проект, 2001 г.

24. М. Кляйн, «Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников», Санкт-Петербург, Б.С.К., 1997 г.

25. Дж. Браун, «Психология Фрейда и постфрейдисты», Москва, «Рефл-бук», 1997 г.

26. Дж. Боулби, «Привязанность», Москва, «Гардарики», 2003 г.

27. Л. Хьелл, Д. Зиглер, «Теории личности», «Питер», 3-е международное издание, 2001 г.




Классов. Численный состав группы (20 человек) связан с количеством учащихся в экспериментальной группе. Представленные этапы являются психолого-педагогическими условиями предупреждения девиантного поведения подростков. После профилактической работы подростки еще раз диагностировались по тем же методикам. Затем полученные результаты обрабатывались, обобщались и анализировались. Проводилась...

Патологическим стремлением к самоутверждению или гедонистическими тенденциями, § нарушение психологических адаптивных механизмов. § ориентация на референтную группу более старших и стеничных сверстников с девиантным поведением. Почти у 2/3 зависимых лиц в доаддиктивном периоде констатируются личностные девиации, чаще встречающиеся в форме психопатий и реже – в форме акцентуаций характера...



Которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам. Именно таким образом можно кратко охарактеризовать современные технологии социальной работы с детьми с девиантным поведением. Далее мы исследовали такую технологию социальной работы, как социальное проектирование и получили следующую картину этого процесса: собственно социальное проектирование можно условно подразделить на 4 этапа, это...

Юридическая психология. Шпаргалки Соловьева Мария Александровна

28. Формирование отклоняющегося поведения в семье

Основными источниками формирования девиантного поведения являются:

–?сама личность с ее индивидуальными свойствами;

–?малые социальные группы – семья, школа, производственный коллектив;

–?общество в целом с его политической, духовной, культурно-воспитательной и другими функциями; влияние его происходит через политические, экономические и социальные условия жизни, жизненный опыт, внутриполитические и внешнеполитические события, формы поведения и представления воспринимаются или отбираются только самой личностью.

Наиболее важным является воздействие малых социальных групп, в которых состоит личность. В малых группах реализуются социальные противоречия, свойственные обществу, на них сказываются социальные различия, определяющие образ жизни малых групп (семьи, родственников, друзей, соседей), в силу их самостоятельности возникают групповые нормы поведения и групповые ценности, не совпадающие с нормами и ценностями, принятыми обществом, а иногда и групповые нормы и образцы поведения, которые противоречат праву и общественной нравственности, расходятся с нравственными, правовыми и другими нормами общества, проявляясь в безнравственности, правонарушениях и преступлениях.

Преступная направленность личности нередко формируется в семье, где ребенок приобретает основные знания, первоначальное представление об окружающем мире, о нормах поведения. В семье может существовать ряд обстоятельств, способствующих неблагоприятному нравственному формированию личности (неполнота семьи, материальные затруднения, болезнь родителей, негативные нравственно-педагогические позиции членов семьи, низкий уровень воспитания), и с семьи начинается вовлечение детей в преступную деятельность, пьянство, попрошайничество, проституцию; особенно, если родители совершают аморальные проступки, преступления, имеют антиобщественные взгляды, а ребенок растет в нездоровой морально-психологической атмосфере конфликтности и рукоприкладства, неправильно воспитывается или вообще не воспитывается. Недаром преступления несовершеннолетних связываются с высокой конфликтностью в семье, и в то же время крепкая семья стимулирует позитивное поведение и выполняет функции социального контроля.

Из книги Девиантология [Психология отклоняющегося поведения] автора Змановская Елена Валерьевна

Глава 3 КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ Проблема классификации поведенческих отклонений Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения Медицинская классификация поведенческих расстройств Сравнительная характеристика поведенческих

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Раздел II ДЕТЕРМИНАЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

Из книги Измените мысли – изменится жизнь. 12 простых принципов автора Кейси Карен

Глава 1 ЕДИНСТВО СОЦИАЛЬНОГО И ПРИРОДНОГО В ДЕТЕРМИНАЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Введение в проблему Социальные факторы отклоняющегося поведения Биологические предпосылки поведенческих девиацийВведение в проблемуПроблема отклоняющегося поведения

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

Глава 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Экзистенционально-гуманистический подход к девиантному поведению Психодинамические аспекты отклоняющегося поведения Отклоняющееся поведение как результат научения Схема анализа

Из книги автора

Раздел III КРАТКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

Из книги автора

Глава 1 ПРЕВЕНЦИЯ И ИНТЕРВЕНЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности Профилактика отклоняющегося поведения Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности Стратегии

Из книги автора

Глава 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Цели и принципы поведенческой коррекции Стимулирование позитивной мотивации Методы коррекции эмоциональных состояний Методы саморегуляции Когнитивное переструктурирование Методы

Из книги автора

12. Мотивация отклоняющегося (девиантного) поведения 12.1. Общие представления о девиантном поведении и его причинах К отклоняющемуся поведению относят агрессивные действия по отношению к другим, преступность, употребление алкоголя, наркотиков, курение, бродяжничество,

Из книги автора

Формирование нового поведения Жить своей жизнью – только своей, и ничьей больше! Многие из нас еще в начале жизни приобрели привычку вмешиваться в дела других людей. Мы слышали, как наши родители критически отзывались о своих друзьях или других членах семьи, о соседях, их

Из книги автора

Формирование нового поведения Осуждение плохо отражается на вас Осуждение нами других людей раскрывает наше личное самоощущение, что, как правило, почти незаметно, и поэтому так легко решить, что в нас-то самих нет того, что мы столь рьяно осуждаем в других (ведь нам

Из книги автора

Формирование нового поведения Расслабьтесь Это довольно просто. В первой главе мы уже говорили о необходимости позволять другим людям жить их собственной жизнью. Но сейчас я хочу сказать: Не лезьте не в свое дело! Не идите туда, куда не собирались и не хотели. Не

Из книги автора

Формирование нового поведения Умение жить Миллионы людей тратят годы, если не десятилетия своей жизни, мысленно прокручивая в своих головах жизни чужие. В группах Анонимных Алкоголиков, в рамках программы Двенадцати Шагов для семей и друзей алкоголиков, мне всегда

Из книги автора

Формирование нового поведения «Случайного» опыта не бывает В детстве мы учились определять свой опыт как «хороший» или «плохой». С возрастом стали называть его «обучающим» или «бессмысленным». «Духовным», «случайным», «трагическим», «удачным»… Оказывается, это очень

Из книги автора

Формирование нового поведения Быть бдительным, делая свой выбор Если вы ищете мира, то должны быть бдительны при совершении своего выбора. Эго часто склоняет нас сделать выбор в пользу сплетен, критики, сравнения, осуждения, ревности, страха и гнева – никогда такой выбор

Из книги автора

Формирование нового поведения Жить самому и давать жить другим Освободить себя от выполнения чужих дел – глубокий опыт свободы, подразумевающий, что каждый способен и в состоянии добиться своих целей, сосредоточившись на принципах умиротворенной жизни. Это упрощает

Из книги автора

4.1.2. Взгляд зарубежных психологов на проблему отклоняющегося поведения Отклоняющееся поведение зарубежными психологами рассматривается как результат недостаточного сдерживания внутреннего напряжения, следствие гиперкомпенсации потребностей, фрустрации, блокады



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png