Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. Расширять интерес к прошлому народа. Прививать любовь к народному творчеству.

Предшествующая работа: Проведение родительского собрания на тему:

“Кто такая Коляда”. Изготовление костюмов и атрибутики к празднику, разучивание с детьми хороводов, народных игр, песенок-колядок. Просмотр отрывков из фильма “Вечера на хуторе близ Диканьки”.

Хороводы и игры, используемые в празднике:

Народная песня “Светит месяц”, хоровод “А я по лугу”, игра “Пирог”.

Группа оформлена под деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Ведущая и дети одеты в народные костюмы. Колядующие с ведущей становятся полукругом возле дома. У колядующих в руках – солнечный диск из картона, прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами – символ коляды.

Хозяйка: Ах, сколько гостей! Здравствуйте, красны девицы! Здравствуйте, добры молодцы! Праздник дожидаетесь? Хотелось бы мне узнать у вас, какой праздник приближается?

Дети. Новый год.

Хозяйка: Издавна люди с добрым словом провожали старый год, стараясь забыть обо всех своих неудачах, бедах. Все плохое оставляли в старом году, а встречая новый год, ожидали, что он принесет им благополучие, исполнение желаний, богатство, добрых друзей. Перед новогодними праздниками юноши и девушки наряжались и ходили по дворам с песнями да прибаутками. Такие песни назывались колядками, а те, кто их пел, – колядующими.

От Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенья,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили,
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
– Дети! Велено до вас
Довести в сей час указ,
Заготовленный самой
Нашей матушкой – Зимой.

1-й ребенок.

Каждый год, сего числа,
Как гласит указник,
Людям города, села
Приходить на праздник.
Непременно все должны
Быть на празднике Зимы.

2-й ребенок.

Эй, спешите все сюда!
В гости Коляда пришла.
Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться.
Руку дай скорее, друг!
Ждем вас всех в веселый круг.

(Танец под фонограмму песни “Светит месяц”, движения по показу взрослого.)

Хозяйка. А теперь пойдем с вами колядовать. Песни петь да играть.

(Дети направляются по группам.)

– Здравствуйте хозяюшка! Мы споем вам Колядки, а вы нас угостите.

Взрослый.

Пришла Коляда
Накануне Рождества!
Дайте коровку, маслену головку.
А дай Бог тому, кто в этом дому.
Ему рожь густа, рожь ужимиста.

Коляда! Коляда!
На пороге Рождества.
Хозяюшка добренька!
Пирожка бы сдобненька!
Не режь, не ломай,
Поскорее подавай!
Двоим, троим,
Мы давно все тут стоим,
Под окошечком, да все с лукошечком.

Ряженные.

Спасибо хозяйка за угощение!

С Новым годом! С новым здоровьем! С новым счастьем!

(Идут на кухню.)

Щедрики-ведрики! Дайте вареники,
Вареника мало – кусочек сало.
Сало мало – ветчинки, колбаски,
Ложечку кашки.
Тетенька, добренька,
Дай, что-нибудь, сдобненько.
Выносите поскорей
Не морозьте, вы, детей!

Ряженные.

Спасибо хозяйки, за угощение! С Новым годом! С новым здоровьем! С новым счастьем!

Спасибо этому дому, пойдем к другому.

(Идут в группу.)



Как зашли мы, зашли

1-й ребенок.

Щедрый день, добрый день!
Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Уж как наша коляда
Ни мала, ни велика.
Да всем поклон шлет!

А как первая звезда, да (Имя Отчество воспитателя.)
А вторая звезда – (И.О. воспитателя.)
А третья звезда – помощница, (И.О. няни. )
А деточки-то, что часты звездочки, один другого краше.

Все вместе.

Слава вам! Слава!
Прикатила коляда, коляда-то молода,
Что за славный денек, становись в хоровод,
Будем кругом ходить, да ребят веселить.

(Проводиться хоровод “А я по лугу”, движения по показу воспитателя.)

Колядующие.

Спасибо хозяева за угощение. С Новым годом, с новым здоровьем! С новым счастьем! Спасибо этому дому, пошли к другому.

(Колядующие идут в другую группу.)

Пришла Коляда, отворяй ворота!
Ворота отворяй и гостей принимай!
Как зашли мы, зашли
Да в хорошую хату. Здравствуйте, ребята!

1-й ребенок.

Щедрый день, добрый день!
Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Уж как наша коляда
Ни мала, ни велика.
Да всем поклон шлет!
Хозяев знает, добром величает.

А как первая звезда, да (Имя Отчество воспитателя.)
А вторая звезда – (И.О. воспитателя.)
А третья звезда – помощница,(И.О. няни.)
А деточки-то, что часты звездочки, один другого краше.

Все вместе.

Слава вам! Слава!
Коляда, коляда, не хочешь пирога?
С луком, с перцем, с комариным сердцем.

(Проводится игра “Пирог”.)

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий пирог. Все поют:

Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мякошенький,
Режь его да ешь.

Во время пения “высок”– поднимают руки вверх, “широк”– разводят в стороны, “мякошь”– гладят по животу. Сразу после слов “Режь его да ешь” к “Пирогу” бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется “пирога” , уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать “пирог” . Выигрывает та команда, набравшая больше “пирогов”.

Ведущий. Спасибо хозяева за угощения. С Новым годом! С новым здоровьем! С новым счастьем!

Ну, хватит, ребятушки, полный мешок накалядовали!

Два пшеничных пирога,
Черепушку творога,
Блинов стопку, оладушек сотню,
Маслице каточек, ветчины шматочек.

(Возвращаются в свою группу).

Наш праздник подошел к концу.
Будьте здоровы, счастливы будьте,
Живите без бед много-много лет!
Новый год пришел, старый угнал, себя показал,
Иди, народ, солнышко встречать мороз прогонять.
А теперь будем чай пить, угощения кушать, да вести беседу.

«Святочные гуляния. Колядки» Развлечение для детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста. Сценарий


Данный материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста и учителям начальных классов.

Лычангина Любовь Владимировна, воспитатель МБДОУ «ЦРР д-с «Дюймовочка» МО г. Алдан РС(Я)
Цель: знакомство с традициями родной страны; сплочение детского коллектива.
Задачи: создать атмосферу праздника; познакомить со старинным русским праздником – Святками; приобщать к фольклору; воспитывать патриотические и эстетические чувства.

Действующие лица: ведущие, Петрушка, Баба Яга, Зима – воспитатели старших и подготовительной групп, помощники воспитателей, музыкальный руководитель.

Подготовительная работа: проведение подвижных игр в группе; беседа «Что такое Рождество Христово и Святки"; разучивание колядок; беседа о правилах безопасного поведения на предстоящем мероприятии.

В ходе предварительной работы я приучала детей к безопасному передвижению по группе и аккуратным действиям в процессе игры. Привожу примеры проводимых игр.

Игра «Шляпочка».
Правила игры Дети становятся в круг. Один ребёнок находится в центре круга, надевает шляпку, ребята водят хоровод, произносят слова:
«Маша на базар ходила,
Маша шляпочку купила,
Стали Мы её просить:
«Дай немножко поносить!»
Ведущий: (Маша)
«Поносите, поносите, поносите,
Но верните!» (грозит пальцем)
Затем Маша выбирает приемника, которому передаёт шляпку.
Если ведущим становится мальчик, имя Маша заменяется на имя Ваня .


Игра «Поймай снежинку!»
Правила игры. На вуали раскладываются бумажные снежинки, детям предлагается загадать желание; затем вуаль энергично встряхивается, ребята ловят взлетевшие снежинки.

Игра «Попади снежком в корзину»
Дети делятся на две команды, каждая из которых пытается метко попасть снежком в свою корзину. По окончании игры подсчитывается количество снежков в каждой корзине и определяется победитель.

«Святочные гуляния. Колядки»

Дети входят в зал под звуки весёлой русской народной песни.
Ведущая 1:
-Утро доброе, ребятки!
Добро пожаловать на святки!
Ведущая 2 (обращается к детям) :
-Что такое святки?
-Что такое колядки?
Выслушиваются ответы детей.

Ведущая 1:
-Святки - самый длинный из праздников,
Любит он шалунов и проказников!
Можно шумно веселиться,
Забавляться и резвиться,
Можно в костюмы зверей нарядиться,
В гостях у соседей в них появиться.
От Рождества и до Крещенья,
Разрешено колядовать,
И различные угощенья
Получать и раздавать!
Нужно много петь, плясать,
Бога громко прославлять!
Ведущая 2:
-Подходи, честной народ!
Встанем дружно в хоровод!
И давайте-ка все вместе
Мы сейчас исполним песню!
Исполняется песня «Зимушка-Зима»

Выскакивает Петрушка:
-Я к Вам из лесу бегу,
Отдышаться не могу!
Кто-то очень-очень злой
Пошутить решил со мной!
В яму земляную скинул,
Видно, чтобы я в ней сгинул!
Насилу выбрался оттуда!
Так страшно было – не забуду!!!
-Что плохое вспоминать!
Буду-ка колядовать!
-Колядую, колядую, колбасу и мясо чую!
Где-то рядом есть блины?
И румяны и вкусны?
Ведущая 1:
-Погоди ка ты с блинами,
Они пока ещё пекутся,
А конфетки с калачами
Для тебя сейчас найдутся! (Угощает Петрушку)
Ведущая 2:
-Наши дети тоже колядки знают,
Они их громко сейчас прочитают!

1 ребёнок:
-Сеем, веем, посеваем,
На колядки приглашаем!
2 ребёнок:
Открывайте сундучки!
Доставайте пятачки!
3 ребёнок:
Чтоб весь год прожить в достатке,
Раздавайте шоколадки!
Каждый ребёнок получает угощение.

Петрушка:
-Молодцы, ребята!
Звучит задорная музыка, выскакивает Баба Яга :
-Ой, чую человечий дух!
Не подводит меня нюх!
Как здесь много ребятишек,
И девчонок, и мальчишек!..

Баба Яга:
-Вижу, счёта детям нет…
Будет у меня обед!


Ведущая 1:
-Ёжка, что ты? Хуже всех?
Праздник здесь, веселье, смех!..
Баба Яга:
-Ишь, придумали чего!
Что ещё за торжество?!
Не люблю я смех и радость,
Песни, танцы - тьфу ты, гадость!
Я люблю лишь грусть, да страх,
Ужас чтоб застыл в глазах!
Не позволю развлекаться!
Запрещаю улыбаться!
Входит Зима под песню «Потолок ледяной, дверь скрипучая…»
Зима:
-Что-то грустно так у Вас?
Праздник на дворе сейчас!
Что Петрушка, ты не весел,
Что ты нос совсем повесил?
Петрушка:
-К детям я по лесу добирался,
В яму угодил, насилу жив остался,
И слышал только, как хохочет кто-то,
Сейчас я голос этот узнаю, (указывает на Бабу Ягу, Баба Яга отворачивается)
В беду опять попасть мне неохота!
Боюсь!... За ёлкой лучше постою! (Прячется за ёлочкой)
Зима:
-Не бойся, милый друг Петрушка!
Сейчас я справлюсь с гадкою старушкой!
Зима обращается к Бабе Яге.
-А ну, иди ко мне скорей сюда!
Совсем что ли не ведаешь стыда?
Не пощажу такую злую….
Тебя сейчас я заколдую!
Ты станешь ёлкой навсегда!

Баба Яга:
-Ой, не надо ёлкой, спилят ведь потом
И в Новый год притащут в дом!
Я обещаю, я клянусь!
Я в добренькую превращусь! (Оборачивается вокруг себя трижды)
Не буду деток обижать!... (Ласково улыбается)
Зима:
-А хочешь с нами поиграть?
Баба Яга:
-Хочу!!!
Петрушка выходит из-за ёлочки, все танцуют, играют.
Игры «Гори-гори ясно», «Попади снежком в корзинку»; «Поймай снежинку», «Шляпочка» и другие.


Ведущие:
-А какие ж святки без гадания?!
Хочет каждый знать судьбу заранее!
Лишь раз в году, и только в январе
Разрешено гаданье детворе!

В "Волшебном мешочке" находятся различные предметы – кольцо, пуговица, браслет, полотенце и другие.
Ведущая подносит "Волшебный мешочек" ребятам и гостям праздника, те по очереди достают предметы, ведущие озвучивают, что означает тот или иной предмет. Например, полотенце – будешь самым чистым, браслет – будешь богатым; шуточные обозначения можно придумать и самим педагогам до начала праздника.

Когда мешочек опустел, Баба Яга решила принять участие в гадании:
-А мне колечко?! Я замуж хочу!!!
Зима:
-Да что ты, милая Ягуся,
Ведь ты же старая бабуся!
Скажи-ка, сколько тебе лет?
Уж и зубов, наверно, нет?
Возьми-ка сладкий леденец,
И успокойся наконец!..
Баба Яга:
-Вам повезло, что я не злая!
Я очень даже молодая!
Не буду попусту ворчать,
А буду с детками играть!
Игра «Поймай метёлку». Дети встают в круг, передают друг другу метёлку, а Баба Яга: «пытается» её схватить.

Оканчивается праздник тем, что герои праздника угощают всех присутствующих блинами.

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

«Рождественские колядки». Для родителей и детей средней группы компенсирующей направленности (ОНР). Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребёнка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Согласно ФГОС родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

Наш детский сад является региональной инновационной площадкой по направлению «Создание социально-педагогических условий для формирования духовно-нравст венных ценностей личности ребенка». Работая в этом направлении, планируем и организуем в группе мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Тесная совместная деятельность помогла добиться положительных результатов: готовя с детьми и родителями мероприятия, мы стараемся их знакомить с праздниками на доступном материале, преподнося элементарные понятия того или иного события. А чтобы это правильно сделать, педагоги сами должны ориентироваться в истории этих празднеств. Это и является целью наших сегодняшних Рождественских посиделок.

Рождество Христово – великий христианский праздник, который празднуется в Русской Православной Церкви 7 января по юлианскому календарю.

Цель:

  1. познакомить детей и их родителей с историей рождественского праздника и традициями русского народа;
  2. развивать интерес к народному творчеству и традициям Руси;
  3. воспитывать любознательность и любовь к своей стране;
  4. формировать доброжелательные отношения между педагогами, родителями и детьми, основанные на доверии.

Задачи:

  1. приобщить детей к национальной культуре и традициям русского народа;
  2. дать представление о праздновании Рождества Христова в России;
  3. познакомиться с рождественскими обрядами;
  4. создать праздничную атмосферу, вызывать у детей эмоционально - положительное отношение к празднику;
  5. стимулировать стремление родителей к активному участию в жизни группы;
  6. вовлечь родителей (законных представителей) в совместную деятельность с детьми.
#ADVERTISING_INSERT#

Ход мероприятия

Родители сидят в празднично украшенной группе, на подоконниках горят свечи, на столе размещен рождественский вертеп изготовленный воспитателями совместно с родителями и детьми.

Выступление учителя-логопеда: Уважаемые, родители, мы пригласили Вас в гости на Рождественские посиделки. Праздничные дни между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января) называются святочными их ровно двенадцать. Это самые весёлые дни из зимних праздников.

По древнему обычаю православные христиане вечером прекращали все свои дневные дела, зажигали на окнах свечи. Свет в окне, обозначал, что хозяева отдыхают от дневных забот и ожидают гостей. Наверняка, многие из вас помнят, как родители говорили, в дни Святок нельзя браться ни за какую работу, – это поверье тоже пришло из старины. Зато, в эти дни было принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки, вспоминать о бедных и нуждающихся людях.

С давних пор в Святки молодежь и дети ходили по дворам с колядками. Одна из тем колядок – это будущий урожай. В качестве колядок иногда исполняются церковные песнопения, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Эта традиция и сейчас сохранилась в сельских поселениях России.

Происходит это так: детвора входит без стука в чужой дом, начинает петь песни-колядки, разбрасывают зерно по дому (обычно в прихожей), затем хозяева дома дают им сладости, и дети удаляются – колядовать в другие дома. А потом собираются в одном из домов: играют в рождественские игры и лакомятся собранными угощениями.

Давайте мы тоже вспомним и прочтем несколько колядок, а затем будем ожидать гостей.

Родители читают колядки:

  1. Воробушек летит,
    Хвостиком вертит,
    А вы, люди, знайте,
    Столы застилайте,
    Гостей принимайте,
    Рождество встречайте!
  2. Мы веселые колядки
    Пропоем для жизни сладкой.
    Коль одарите нас знатно,
    Будет счастье и богатство.
    Поделитесь от щедрот
    Просит ряженый народ.
    Без подарков не уйдем!
    С Новым годом! С Рождеством!
  3. Вам звоночками позвоним
    С пожеланьем и поклоном.
    Мы пришли колядовать,
    С Рождеством вас поздравлять!

Входят ряженые дети и идут, змейкой по группе.

Воспитатель:

Динь-динь-динь, звенят звоночки,
К вам пришли сыны и дочки,
Вы колядников встречайте,
Нас улыбкой привечайте!

Ребенок:

Коляда, коляда -
Накануне... (Рождества .)

Ребенок:

Мы идем колядовать -
Всех будить и... (поздравлять )

Ребенок:

Коляд, коляд, колядушек -
Хорош с медком оладушек!
А без меду - не таков,
Дайте, тетя, пирогов!

Ребенок:

С Новым годом, с Рождеством:
Мира Вам желаем в дом,

Ребенок:

И здоровья, и добра,
И сердечного тепла!

Ребенок:

Коля-коля-коляда –
Бедам – «Нет!», а счастью – "Да!"

Все вместе:

Сеем, сеем посеваем
С Рождеством всех поздравляем!

Родители: Спасибо, вот вам награда: печенье, плюшки – кому, что надо. (угощают колодников )

Дети садятся, выходят два ребенка.

Ребенок:

От чего ты, ёлочка, грустна?
Ты зимой и летом зелена.

Ребенок: (елочка ):

Я грущу, что нету у меня обновы,
И мне не в чем встретить Рождество Христово.

Воспитатель: Уважаемые, родители, а мы вам хотим рассказать историю рождественской Ёлочки.

Обращает внимание на вертеп. Выходят дети (пальма, маслина и ёлка).


– У входа в пещеру, где родился Христос, стояли три дерева: пальма, маслина и ёлка. Они тоже хотели поклониться Божественному Младенцу.

Пальма:

Я пальма, с пышной круглой кроной,
И в сердце гордость я храню.
Свой лист, широкий и зеленый
Перед Младенцем я склоню.
Он улыбнется мне, наверно,
Ведь я же всех прекрасней. Верно?

Маслина:

А я – красавица маслина.
Не все деревья так стройны…
И думать нечего, ведь я,
Очень хороша.

Елка:

А вот мне, нечем похвалиться:
У меня – одни шишки да иголки

Пальма:

Ну и не ходи к младенцу,
Ты Его ещё уколешь…

Маслина: Или уронишь на Него шишку.

Пальма и Маслина вдвоем:

Ёлка-ёлка, уходи,
К малышу не подходи.

Пальма: Не красива ты нисколько…

Маслина: Палка в шубе, да и только.

Елка: Хорошо, дорогие подружки, я не пойду к младенцу. Я подожду вас здесь, у входа в пещеру. Правда, мне очень хотелось бы увидеть Его, но что поделаешь…

Появляется Ангел.

Елка, Пальма и Маслина вместе : Ой, кто это?

Ангел: О, тихая и смиренная елка! Твоя скромность угодна Христу. Сейчас я тебе помогу, и ты будешь самая красивая.

Ребенок:

Мы украсим ёлочку (украшает девочку - елку бусами )
Яркою звездой,
Оплетем мы ёлочку
Нитью золотой. (украшает девочку - елочку звездой и бусами )

Ребенок:

Как красив на ёлочке (дети дают ей в руки шарики )
Праздничный наряд.
На ее иголочках
Огоньки горят.


Ангел: А теперь я сам отведу тебя к святой колыбели Младенца. И отныне, в память о тебе, люди каждый год будут украшать на Рождество елку.

Воспитатель: История подошла к концу, но наш вечер продолжается. Дети читают стихи.



Ребенок:

И на сердце сладостно,
Весело, светло.
Всем сегодня радостно –
Рождество пришло!

Ребенок:

Будем петь и веселиться
Возле ёлочки кружиться
Ведь сегодня торжество
Светлый праздник – Рождество.

Дети исполняют хоровод: «Ах, какая елочка выросла у нас….»

Читают стихи.

Ребенок:

В этот светлый праздник
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.

Ребенок:

Тихо снег ложится
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.

Ребенок:

Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.

Ребенок:

Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.

Проводятся хороводные игры: «Снежный ком», «Воевода, воевода выходи из хоровода».


Воспитатель: А теперь Вам, уважаемые родители предлагаем проверить знания, и способность словотворчества продолжайте рифмовки:

Где родился наш Спаситель -
Место вам известно всем
Ну, скорее назовите.
Это город... (Вифлеем )

Знают все: в года былые
Сын родился у...(Марии ).

Сын чудесный, сын святой
Родился он ночной... (порой ).

В тишине, в тепле и тени
Спал младенец в свежем...(сене ).
Это всем теперь известно -
Был младенец тот... (чудесный ).

Много в небе ярких звезд -
Родился Иисус... (Христос ).

К Малышу на день рожденья
Дружно прибыли волхвы:
Принесли в подарок деньги?
Нет? А что? Скажите вы.
(Золото, ладан, смирну )

Воспитатель: А сейчас предлагаем пройти в нашу творческую мастерскую и сделать совместно с детьми нарядную елочку.

Родители вырезают две одинаковые елочки по контуру, а дети украшают ее бусами и шарами. Родители делают надрез и соединят елочку.





Воспитатель: Пора и за стол садиться, угощеньем насладиться. А за чашкой чая с угощениями давайте поделимся воспоминаниями из своего детства о праздновании Рождества. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о сегодняшнем празднике. Хотите ли вы, чтобы Рождественские посиделки стали в нашей группе традиционным совместным праздником детей и взрослых?



Воспитатель: Мы благодарны всем присутствующим за участие в наших сегодняшних Рождественских посиделках. Очень хочется, чтобы такое общение продолжалось и в дальнейшем. Ведь положительные эмоции надолго остаются в памяти детей.


С Рождеством Вас!

- сценарий

Сотрудники дошкольного учреждения, одевшись в традиционные для ряженых костюмы, идут колядовать по группам детского сада. Ряженые (Коза, Медведь, Журавль, Баба Яга, Цыгане и др.) с ударными народными инструментами в руках заходят в группу, напевая.

Ряженые.

Пришла коляда,

Отворяй ворота!

Ворота отворяй

И гостей принимай!

Как зашли мы, зашли

Да в хорошую хату.

Здравствуйте, ребята!

Щедрый день, добрый день!

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем!

(Колядующие рассыпают зерно).

Уж как наша коляда

Ни мала, ни велика.

Она в дверь к вам идет

Да всем поклон шлет!

Хозяев знает, добром величает.

А как первая звезда, да Нина Васильевна.

(Колядующие называют по имени воспитателей тех групп, куда они зашли).

А вторая звезда

Татьяна Алексеевна,

А третья звезда

Помощница ваша,

Вера Сергеевна (называют по имени нянечку).

А деточки-то, что часты звездочки,

Один другого краше.

Все вместе.

Слава вам! Слава!

Колядовщики поют, пританцовывая.

Ряженые.

Прикатила коляда,

Коляда-то молода, у-у-ух!

Что за славный денек,

Становись в хоровод,

Будем кругом ходить

Да ребят веселить!

Дети исполняют хороводную песню «А я по лугу».

Баба Яга.

Тай, тай, налетай,

В игру со мною поиграй!

Бабка Ежка,

Костяная ножка!

Буду вас развлекать,

Буду с вами играть!

Дразнит детей.

Девочки с усами,

Мальчики с косами.

Проводится игра «Бабка Ежка».

1-й колядовщик.

По лужочку я шел,

Себе дудочку нашел.

Эта дудка-дуда, развеселая!

Вы, ребята, поспешайте,

Инструменты разбирайте!

Ну-ка, примемся за дело,

Поиграем с ними смело!

Дети берут приготовленные заранее инструменты, исполняют знакомые русские народные мелодии.

Колядовщик.

Наступил Новый год,

Всех на пляску зовет.

(Дети становятся на любой хоровод).

«Как у нас-то козел»

Как у нас-то козел,

Что за умный был :

Сам и по воду ходил,

Сам и кашу варил.

Как у нас-то козел,

Что за умный был :

Сам и кашу варил,

Деда с бабой кормил.

Как пошел наш козел

Да во темный лес,

А навстречу ему

Ровно семь волков.

Как один-то волк,

Он голодный был,

Он три года ходил,

Все козлятинки просил.

Уж давай-ка, козел,

Мы поборемся,

Мы поборемся,

Пободаемся.

Как схватил козелка

Поперек живота :

Куда рожки, куда ножки,

Куда весь козелок.

«Ой, заинька, по сеничкам»

Ой, заинька, по сеничкам

Беги, беги, беги!

Ой, серенький, по новеньким

Скачи, скачи, скачи!

Ой, некуда заиньке

Выбежати,

Да некуда серому

Выскакати.

Ой, были трое

Да все призаперты

Призаперты да

Все призамкнуты.

Ой, матушка пришла,

Ворота отперла.

Ой, выпустила заиньку

На улицу.

Медведь.

Ну и я, медведь,

Не хочу реветь.

Буду деток искать,

Буду с ними играть.

Как по лесу я гулял

Да все деточек искал.

Искал, искал, да не нашел,

Спать в берлогу я пошел.

Идет к стене, присаживается, делая вид, будто спит.

Колядовщики.

Детки мишку увидали,

Тихо к мишке подбежали.

(Дети подкрадываются к мишке).

Громко, громко закричали:

«Миша, мишенька, вставай

И попробуй нас поймай!»

Играют с мишкой несколько раз.

Колядовщик.

А такому не бывать,

Чтоб со мной не поиграть!

Проводится любая подвижная игра. Например, «Курочки и петушки» или «Перетяни веревку».

Игра «Курочки и петушки»

Три пары в течение одной минуты собирают зерна (фасоль, горох, тыквенные семечки), разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.

Игра «Перетяни веревку»

На полу кладут 2 обруча и протягивают веревку от середины одного до середины другого. Участники игры делятся на 2 команды. В обручи входят по одному человеку от каждой команды. По сигналу они бегут и меняются местами.

Прибежавший первым в обруч соперника и выдернувший веревку из другого обруча считается победителем. После первой пары бежит вторая, третья и так до последней.

Колядовщики.

Не пора ли вам, хозяюшки, колядовщиков-то одарить?!

Щедро всем распорядитесь!

Воспитатели с детьми одаривают колядовщиков приготовленным заранее угощением.

Колядовщики.

Коли вы так добры,

Дарим вам подарки мы!

(Раздают угощение, приговаривают).

Чтобы колос

С бревно,

С ведро!

Кому песни поем,

Тому будет добро,

Тому сбудется,

Не минуется.

(Колядующие, пританцовывая, уходят с пением).

Уродись, коляда,

Накануне Рождества!

Коляда, коляда,

Отворяй ворота! .................. Анимации, шаблоныПрограммыКлассный час Афоризмы и цитатыИгры и конкурсыВикторины СценарииПесниПесни - переделки Факты, историиТосты - сценарий христианского праздника - сценарий христианского праздника - Коляда в детском саду - сценарий для детского сада

14.01.2016г. в ГУО "Ясли-сад №105 г. Витебска" под руководством музыкальных руководителей Жуковой Н.В. и Рощупкиной Ю.М. прошел фольклорный праздник «Пришла Коляда - отворяй ворота!».
По уже сложившейся традиции каждый год воспитанники детского сада разучивают песни-колядки, стихи, облачаются в наряды животных, скоморохов, сказочных персонажей и отправляются колядовать. Колядка – это маленькая песенка, в которой желают добра, здоровья, богатства на весь предстоящий год. Хозяева же тоже угощают гостей и желают крепкого здоровья.
Наша «Коляда» была насыщена сказочной атмосферой, веселыми песнями, хороводами вокруг ёлки, задорными играми. Праздник не только приносит радость нашим воспитанникам, но и дает им возможность прикоснуться к традициям и обычаям белорусского народа, самим прочувствовать всю прелесть народных празднеств и гуляний. Дети очень любят этот веселый праздник, активно принимают в нем участие: поют колядки, читают дразнилки и угощаются вкусными сладостями.

Что за праздник Коляда?

КОЛЯДА (Коледа), в древнерусской языческой мифологии воплощение смены годового цикла, зимнего солнцеворота, перехода солнца от зимы к лету, неизбежности победы добрых божеств над духами зла.

Празднование Коляды происходило с 25 декабря/7 января (Рождество Христово) по 6/19 января (Крещение Господне). В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру древнерусских язычников в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них.

После принятия христианства оптимизм и жизнеутверждение празднований Коляды получили новое содержание в праздновании Рождества Христова, а ритуальные языческие обычаи превратились в веселую игру на Святки. В эти дни, так же как и в древности, жгли костры, а юноши и девушки “наряжались в хари (маски)” коней, коз, коров, медведей и других животных и, ряженные, ходили по дворам, пели колядки — песни, прославляющие Коляду, приносящего всем благо. Славили хозяев, желали благополучия дому и семье, а за это требовали подарки, шутливо предрекая разорение скупым. Иногда сами подарки: печенье, каравай — назывались Колядой. Символизировали Коляду сноп или соломенная кукла, которые с песнями иногда приносили в избу на Рождество.

К Колядам готовились заранее: обеспечивали себя продуктами, хозяйки старательно прибирали избы и хозяйственные постройки, молодежь мастерила маски и карнавальные костюмы, все мылись в бане, одевались в праздничную одежду.

В новогодне-колядных обычаях рядом с благодарностью за собранный урожай и успешное завершение сельскохозяйственного года значительно возрастали функции, направленные на заботу про будущий год, новый урожай и приплод животных, про здоровье и благосостояние членов семьи и всей общины. Для достижения этой цели совершались различные обрядово-магические действия. Праздничный стол застилался сначала сеном, что должно было благоприятствовать большому количеству молока у коров и оберечь их от волков, затем накрывали специальной скатертью. За столом рассаживались по старшинству. В эту ночь перед Колядами обязательно поминали умерших родственников. Во время ужина сохранялась очередность подачи кушаний. Первой начинали есть кутью - кашу с ободранного ячменя, приготовленную с маслом или медом. Разыгрывались небольшие импровизированные сценки, которые должны были содействовать достатку в семье.

По народному мнению, очень важными считались первые дни Коляд. В это время надо было чаще обращаться к разным богам и духам, просить у них благословения. Магические формулы, которые проговаривались в эти дни, считались наиболее действенными.

Под конец первого праздничного ужина остатки кутьи подкидывали вверх, до потолка, чтобы высоким рос лен и быстрей рос и становился сильным скот. После этого недоеденную кутью отдавали курам, чтобы хорошо неслись, а сено, которым был устлан стол, относили в хлев скоту, чтобы он целый год был здоровым и плодовитым.

Второй день Коляд (день святого Степана) считался годовым термином найма работников. Хозяева и работники расплачивались в этот день, высказывали друг другу свои обиды и недовольство. После выяснения отношений они или мирились и заключали новый договор, или расходились в поисках новых работников и хозяев. Отсюда поговорка: «На святы Сцяпан кожны сабе пан».

С особым нетерпением ждала Коляды молодежь, так как для нее это было время забав, игр, танцев. Юноши и девушки образовывали группу, переодевшись в козу (аиста, медведя), цыган, и на второй день Коляд начинали ходить по деревне, пели поздравительные, величальные песни хозяину, хозяйке и их детям, желая счастья, здоровья, богатого урожая. Группа колядующих насчитывала 5-15 человек.

В районах компактного проживания католического белорусского населения ходили колядовать со звездой. Тут основу выступления колядующих составляло исполнение костельных песен на библейские сюжеты, в то время как колядующие с «козой» исполняли разнообразные обрядовые песни. Переодетые пели, исполняли различные сценки, стремясь рассмешить хозяев, танцевали, гадали. Таким образом, постепенно создавалась атмосфера хаоса. Когда колядующие ходили со звездой, их выступление было разграничено на две части: сначала исполнялись костельные песни, а затем начинались шуточные сценки переодетых и «всякие глупости». Колядующие не уходили, пока хозяева не давали им какие-либо дары. Наполнив ими мешки, парни и девчата собирались в какой-нибудь большой избе, где продолжали гулянье: плясали, пели, играли, рассказывали страшные и смешные истории.

Обрядное переодевание держалось на общераспространенном веровании, что маска разрешает делать много того, чего нельзя делать в повседневной жизни, а также, что приход ряженых приносит счастье, здоровье, благосостояние в семью на весь год. В некоторых регионах выбирали «шчодрую» - самую красивую и полную девушку.

В городах на Коляды устраивали ярмарки и праздничные гулянья, выступления скоморохов. Для знатных горожан устраивались балы, танцы . На протяжении всех Коляд для детей устраивались спектакли, танцы, елка.

Жители городов принимали у себя священника, который совершал праздничный обход прихожан. Вечерами ходили в гости или принимали у себя друзей и родственников. Пожилых людей угощали водкой, колбасой, жареной птицей или поросенком, а молодых женщин и молодежь - орехами, пряниками, семечками. Накануне Нового года повсеместно девушки гадали о будущем браке, о характере будущего мужа, о семейной жизни. Реже гаданием занимались юноши.

На протяжении Коляд было три обрядовых вечера (кутьи). Накануне Рождества семья собиралась на праздничный ужин, называвшийся кутьей. Ужин носил и более точное название - первая, или великая кутья. Стол был постным. Вторая - проводилась вечером перед Новым годом и называлась богатой, щедрой, так как на стол подавалось много мясных блюд: сало, мясо, жареные колбасы, кровянка, холодец и пр. сама кутья тоже готовилась на сале или масле.

Хождение по гостям было главной забавой для жителей среднего и старшего возраста. По вечерам нельзя было работать, прясть и ткать.

На третью, последнюю кутью, которая была постной, водяной, совершался обряд «запісвання каляд». Хозяин рисовал мелом кресты на воротах, дверях, чтобы сберечь свой дом от нечистой силы.

Накануне Крещения в церкви проводилось освящение воды, и каждая городская семья приносила домой освещенную воду. Воду святили по всей Беларуси. После, обмакнув в нее ржаные колоски, кропили свяченой водой дом и все строения, чтобы оберечь их от нечистой силы.

С переходом на григорианский календарь вместо юлианского, соответственно переместились и даты календарных праздников. Во время войны Коляды не отмечались.

В 1950-1960 гг. в деревнях началось их возрождение, как тогда было принято говорить «на новой основе». На первое место выставлялась атеистическая функция обрядности. Аналогичная тенденция продолжалась и в 1970-е гг. Большой популярностью у населения пользовались карнавалы, особенно в городах.

Многие обрядовые традиции продолжают существовать в 1970-1990 гг. при праздновании Старого Нового года в ночь с 13 до 14 января. Молодежь устраивала вечеринку в клубе или на квартире. Очень популярны были гадания.

С 1990-х г. постепенно по всей Беларуси Коляды начали возрождаться в той или иной форме, в первую очередь колядование с участием переодетых. Ходят колядовать в основном в ночь с 7 на 8 января у православных и с 26 на 27 декабря у белорусов-католиков.

Новый год теперь отмечают 1 января как католики, так и православные. Этот день является выходным днем. Также выходными днями являются 25 декабря и 7 января (католическое Рождество Христово и православное Рождество Христово).

Колядующие, как и в прошлом, получают дары от хозяев дома, в который они заходят, и колядование заканчивается вечеринкой. На второй день после вечерне-ночного колядования молодежи колядовать ходят дети, которые переодеваются в карнавальные костюмы . И в современное время распространено верование, что приход ряженых приносит счастье, здоровье, благосостояние в семью на весь год.

Белорусские девушки перед «шчодрым» вечером гадают на свою будущую судьбу, однако все это происходит в виде праздничного шутливого розыгрыша.

Для детей устраивают елки с участием сказочных героев, Деда Мороза и Снегурочки.

Для современной Колядной обрядности характерно сосуществование народно-бытовых и христианских элементов. Многие жители республики ходят во время праздника в церковь (костел), водят туда детей, для которых устраиваются елки и колядные представления



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png