Цель: прививать любовь к народным календарно — обрядовым праздникам.

Приобщать к миру народной культуры, знакомить с поэтическим, музыкальным и игровым фольклорам.

Предварительная работа: беседы о праздновании Рождества, Нового года, заучивание колядок, народных игр, загадок, примет, пожеланий к новому году.

Оборудование: стол, полотенце в народном стиле, самовар, бутафорский дом, народные костюмы для хозяйки и хозяина, для казака и казачки, ведущий; маска –шапочка «Румяный каравай», игровое оборудование -два «коня», два обруча; блюдце, пшеница, крошки хлеба, водичка, птица Петух.

Ход развлечения.

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! Маленькие и большие. Зима самое богатое праздниками время года. Один из праздников –Новогодние святки. Они длятся от Рождества до Крещенья. Люди праздник ждали и любили в святки по дворам ходили, шутили, песни пели да плясали. Людей с праздником поздравляли да колядки распевали. А хозяева их за это щедро одаривали угощеньем. Вот и мы сегодня с вами будем встречать этот праздник у нас в саду.

Пойдёмте колядовать к деду Николаю и бабке Варваре. (Подходят к бутафорскому дому деда Николая стучат в окно.)

Дед Николай. Варвара, стучат, слышишь кто –то пришёл?

Иди, открывай — колядовщики пришли.

Варвара. Заходите гости дорогие, дом наш просторный, щи у меня жирные.

Дети. Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой с праздником. С новым годом! С новым родом!

Открывайте сундучки, доставайте пяточки маленьким ребяткам -колядовщикам.

Коляда, коляда, я у мамки одна,

А у папки двое казаки обои.

Я маленький казачок,

Дай хозяйка пятачок.

А я маленький мальчик на балалайке играю,

Колядки распеваю.

А вы люди знайте,

Конфеток дайте.

Коляд, коляд. колядин

Ходит Ваня один.

У него маленький сундучок,

А в нем один пятачок.

Мы девчонки близнецы

Колядки распеваем,

На дудочке играем,

Да хозяев прославляем.

А ты, дедушка Николай,

Пирожок нам дай.

А ты, бабушка Варя,

Пряник к чаю.

(Хозяева одаривают колядовщиков угощеньем).

Бабка Варвара. Вот вам, гости дорогие,

Пряники да леденцы,

Да тёпленький пирог,

Да маслица, творог,

Да денежку копьём,

Да рубль серебром!

Спасибо вам, дедушка Николай да бабушка Варвара. Дай бог тому, кто в этом дому. Пойдём дальше колядовать.

Ведущая. Колядки, колядки собрались ребятки.

По станице пошли,

Да коляду нашли.

Коляда, коляда

Всех ребят собрала,

Да играть позвала!

Игра «Румяный каравай».

Какой ты Румяненький,

Какой ты пышненький,

Какой ты высокенький,

Режь да ешь каравай.

Да смотри не зевай!

Дети становятся в две шеренги. Считалкой выбирается ребёнок «Румяный каравай». «Румяный каравай» стоит в центре зала пританцовывая под пения детей. Во время пения при словах «румяненький» хлопают в ладоши, «пышненький» берутся за руки и идут по кругу, «высокинький» поднимают руки вверх, при словах «Да смотри не зевай» бегут к «Румяному караваю» по одному участнику от команды, кто первый до тронется до каравая забирает его к себе в команду. Тот, кто не успел до тронутся остаётся изображать «Каравай». Выигрывает та команда у которой стало больше игроков.

Ведущая. Пошла коляда,

Да улицам гулять,

Всех с новым годом поздравлять!

Да зашла коляда к казаку Михаилу и казачке Наталье.

Колядовщики. Хозяева, пустите погреться маленьких ребяток колядовщиков.

Казачка Наталья. Заходи ребятки в наш просторный дом, проходите, проходите по ближе печи, мы вам рады от души.

Колядовщики. (Бросают в разные стороны зерно приговаривая.) Сеем, веем посеваем,

С новым годом поздравляем!

Жить вам вместе лет до двести.

Чтоб было у вас в поле зелено,

Пшеничка колоском полна,

А соломкой пуста.

Казак Михаил. Спасибо за пожелание, Наталья неси петуха, погадаем сейчас, узнаем какой нас ждет год. (На полу Михаил раскладывает хлеб -к сытой жизни и богатой, воду в блюдце –дождливый будет год или нет, пшеничку – к урожайному году. Вносят петуха и наблюдают за его поведением.). Петух поклевал пшеничку, хлеба и водички попил. Вот ребятки, всего будет вдоволь, урожайный год и сытый, и дождика будет в меру.

Танец -хоровод «Прялица».

Казак Михаил. Ну-ка казачата, молодцы, покажите ловкость да быстроту в езде на «коне».

Игра «Перевези девицу».

Участники игры делятся на две команды. В каждой команде по 5 девочек и одному мальчику. Два мальчика казака садятся на «коней» (Конь – «голова», вырезанная из фанеры, уздечка, прикреплены к палочке.) и перевозят по одной девочки с одного края комнаты на другой край. Выигрывает та команда, которая перевезёт быстрей всех участников команды.

Игра «Силачи»

Две команды по 4 мальчика. Два обруча, в каждый обруче находится мальчик. По сигналу «Раз, два, три, тяни» мальчики берут соперника за руки стараются перетянуть в свой обруч. Побеждает та команда, которая перетянула на свою сторону больше соперников.

Ведущая. Спасибо вам хозяева, погрелись мы у вас, поиграли и попели.

Не пора ли вам, колядовщиков одарить?!

Щедро всем распорядись!

Хозяева. Коли вы так к нам добры,

Дарим вам подарки мы! (Раздают угощения колядовщикам.)

Ведущая. Наш праздник подошёл к концу.

Желаю вам в новом году здоровья, счастья!

Новый год пришёл, Старый год проводил, себя показал. Пойдемте ребята на улицу солнышко встречать да мороз прогонять.

Как провести колядки в детском саду. Методика и организация проведения. Сценарий занятия.

Знаете ли вы, что такое «коляда»? Слову «коляда» приписывают самое разное значение. По словам Карамзина, это Бог пиршества и мира.

На Руси торжественно и одновременно радостно встречали праздник Рождества Христова, который отмечается 7 января. С 8 по 19 января начинались Святые дни или Святки.

Рождество – великий христианский праздник. Бог-Отец послал в земной мир своего Сына Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от гибели. И со дня Рождения Спасителя на земле наступило новое время.

С праздником Рождества связано немало радостных обычаев. На Рождество зажигали ёлку. На её верхушку прикрепляли звезду – символ Вифлиемской звезды. На Руси, согласно обряду, утром дети ходили с вертепом и звездой. В вертепе – маленьком ящике, оклеенном цветной бумагой, изображающем пещеру, в которой родился Божественный Младенец, - с помощью кукол, укреплённых на оси, разыгрывались сцены из писания. За своё пение дети получали разные подарки.

Одной из традиций поздравления людей с Рождеством было колядование. Молодёжь, дети, нарядившись в вывернутые наизнанку тулупы, надев смешные и страшные маски, ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили хозяев, желали им в песнях и прибаутках добра и благоденствия. Участникам таких концертов-поздравлений хозяева дарили угощение. Считалось дурным тоном отказать колядовщикам. Для них принято было печь пирожки, булочки или пряники в форме домашних животных (козули). Заканчивалось колядование всеобщей потехой, катанием с горок, общим пиром.

У обряда колядования две цели:

1. Отогнать злые силы.

2. Обеспечить плодородие, процветание рода.

Первая цель достигалась весельем и праздником, так как считалось, что смех разгоняет недоброе, а вторая – примитивной магией. Первым условием этой магии был состав колядующих. Колядовали ряженые, но рядились не просто так, а тоже с глубоким смыслом. Среди ряженых были:

1. Собственно Коляда – древнее божество. Настолько древнее, что толком сказать о нём можно лишь то, что несёт в себе это божество возможность творца всего, поэтому, как все изначальные творцы, оно не имеет определённого пола. Тот, кто рядится Колядой, берёт одежду не своего пола. Девка надевает штаны и рисует усы, а парень румянит щёчки и рядится в юбку и платочек.

2. Птицы для наших предков были представителями верхнего мира, мира богов – Прави. Во время обряда птицы хранят, оберегают колядующих и хозяев от разгулявшейся нечисти, да ещё и вестниками богов выступают.

3. Старик и старуха – представители предков.

4. В медведя рядятся, помня, что он – первопредок для лесных жителей. Это тотемное животное, от которого ведётся мистическая родословная.

5. Рогатые животные тоже неспроста. Рога у животных – показатель возможности иметь потомство. Не зря головные уборы женщин были с намёком на один, пару, а то и больше рогов.

6. Шишок – это что-то сегодня совершенно непонятное. Кто он и что он – неизвестно, но именно он уводит колядующих из дома. Видимо, он из числа какой-то безобидной нечисти, потому что в него не рядятся, а несут личину на палочке.

7. О Мехоноше, в чей мешок стряхивают из передников, шапок, варежек гостинцы, можно сказать, что он должен иметь мешок, а одежда значения не имеет.

8. Остальные участники могут быть не ряжены, а могут увеличить количество персонажей, кроме Коляды и Шишка.

Ряженые обязательно пели новогодние колядки. В них они славили хозяев, желали им добра и процветания, чтобы приумножилось в доме богатство. Хозяева одаривали колядующих пирогами, козулями, копеечкой. Но подношения никогда не брали голыми руками. Его либо брали варежкой, либо в подол, а затем ссыпали Мехоноше в мешок. И только на посиделках, совершив очищающий от наговоров ритуал, ели.

Также на святках устраивали гадания. Самыми популярными были два: бросали валенок на дорогу и смотрелись в зеркало при зажжённых свечах.

Русские народные обряды и традиции очень интересны и познавательны. Но организовать проведение колядок в детском саду чрезвычайно трудно. Во-первых, сложны колядочные песни. Дети дошкольного возраста ещё не в полной мере владеют дыханием, не всегда могут пропеть распевы. Во-вторых, детям не всегда понятен смысл проводимого обряда, так как современные дети не сталкиваются с этим в повседневной жизни. Если в деревнях ещё как-то сохраняются какие-то традиции, то в городе практически ничего о колядках не знают, а если знают что-то, то в искажённом виде. Но если всё-таки музыкальный руководитель и воспитатель рискнут провести развлечение в виде колядок, то следует провести большую предварительную работу:

Познакомить детей с атрибутами и персонажами обряда колядования;

Разучить с детьми святочные песни, колядки, игры и хороводы;

Объяснить значение слов «коляда», «колядки», «колядовщики», «авсень»;

Воспитатель вместе с детьми изготавливает атрибуты обряда колядования – звезду, месяц, вертеп;

Сделать личину Шишка и куклу-коляду из соломы и кусочков ткани;

С помощью родителей подготовить костюмы;

Подготовить гостинцы для колядующих.

Существует масса сценариев проведения колядок в детском саду и в школе. Предлагаем вам сценарий занятия в разновозрастной группе детского сада (возраст детей 4-7 лет) .

Занятие по теме: «Святки-колядки»

Цель: Приобщение детей к русской традиционной культуре, знакомство с обрядом колядования на Руси.

Задачи:

1. Познакомить детей с русскими народными традициями (святки, обряд колядования) .

2. Разучить святочные песни.

3. Создать условия для возникновения положительных эмоций у детей.

4. Воспитывать любовь и уважение к русским народным традициям.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: кукла Коляда, личина Шишка, костюмы и маски колядующих, 6 горшков, полотенце, булка, колечко, лента, пуговица, прутик, веник, платки и пояса для всех детей группы, мешок для сбора угощений, поднос и рушник, пряники «Козули».

Ход занятия.

В зал под музыку песни «Метелица» (можно взять любой ранее изученный зимний хоровод) входят дети и становятся в круг.

Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята! Вы узнали музыку, под которую вошли в зал? (Ответы). Правильно – это песня «Метелица». Я предлагаю вам взяться за руки и исполнить песню в хороводе.

(Исполняется песня «Метелица»)

М. Р. Молодцы, ребята. У вас хорошо получилось, вы очень хорошо спели и красиво исполнили движения. А теперь вы можете пройти на свои места.

Дети проходят к стульчикам, которые расположены вдоль стены. Музыкальный руководитель надевает на себя накидку и платок.

М. Р. Вас, наверное, удивил мой внешний вид? А это всё потому, что сегодня мы будем вспоминать зимние народные праздники. Для того, чтобы вы стали похожи на меня, я предлагаю вам тоже одеть костюмы. Оглянитесь назад – на стульчиках для девочек висят платочки, а для мальчиков пояса. Девочки повязывайте платки, а мальчики выправьте рубашки и подвяжите их поясами. Вот теперь все готовы, и я могу начинать.

Музыкальный руководитель садиться перед детьми на стульчик и начинает свой рассказ.

М. Р. Ребята, скажите, какие зимние праздники вы знаете? Конечно, это т Новый год и Рождество. Вы прекрасно знаете, что происходит в новогодние праздники, а вот что делают на Рождество и Крещенье? (Ответы детей). Для того, чтобы лучше узнать как на Руси отмечали Святки, я сегодня предлагаю вам поучаствовать в обряде Колядования. Садитесь поудобнее, а я вам расскажу одну историю. Давным-давно, много-много лет назад на земле родился необычный мальчик. Бог-Отец послал в земной мир своего Сына Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от гибели. И со дня Рождения Спасителя на земле наступило новое время. С этого момента во всём мире стали отмечать великий праздник Рождества. Рождество отмечают на Руси 7 января. А с 8 по 19 января время Святок, то есть Святых вечеров. Вот это время считается самым весёлым, потому что с этими днями связано немало радостных обычаев. На Рождество всегда зажигали ёлку. Молодёжь и дети ходили по дворам и колядовали, а в ночь, накануне Рождества, гадали. Обычно гадали девушки. Они хотели узнать когда выйдут замуж, как будут звать жениха. Для этого они выходили на улицу и бросали валенки – куда валенок укажет там и жених живёт. Я тоже предлагаю вам погадать. Мы не будем нарушать традиций, и гадать у нас будут девочки. На улице холодно, поэтому гадать мы будем в зале.

Гадание на горшках.

Посередине зала ставится лавка, на ней 6 закрытых горшков. Музыкальный руководитель разучивает с девочками старшего возраста припевку для гадания. Дети идут по кругу и поют:

Горшочек с вершочек,

Скажи нам, дружочек:

Что сбудется, станется?

Плохое пусть останется.

Девочки по очереди достают из горшков вещицы (музыкальный руководитель комментирует) :

Полотенце. Далеко расстилается. Ждёт тебя дорога, путешествие.

Булка. Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. В твоём доме достаток будет, благополучие.

Колечко. Сейте муки, пеките пироги! К тебе гости будут, ко мне – женихи.

Лента. Через поле идучи, руссу косу плетучи, шелком переплетаючи, златом перевиваючи. Лента – к богатству и прибыли.

Пуговица. Ой, ходил жучок по завалинке, выбросил добро по мочалинке. Жить тебе в большой семье счастливой жизнью!

Прутик. А это к веселью, к новой игре.

М. Р. Зимний вечер тёмен, долог – насчитаю сорок ёлок.

Скину шубку на снежок – все пожалуйте в кружок!

Подходите, мальчики, к нам в круг, будем играть в новую игру. Этот прутик выпал из веника, а значит, играть будем с веником.

(Проводится игра «Метёлка)

М. Р. Ну что, ребята, понравились вам наши гадания? А теперь пора узнать как же на Руси колядовали. В ночь перед Рождеством молодёжь и дети ходили колядовать. Они переодевались в разные костюмы, брали с собой мешок для гостинцев и шли от двора ко двору. Но не просто стучали в двери и просили угощение или денег, а пели специальные песни – колядки. Мы со старшими ребятами и Надеждой Викторовной подготовили такую Колядку и сейчас вам покажем. Надежда Викторовна будет Колядой. Наденем на неё рубаху, бороду, подвяжем поясом – вот и готова Коляда-Маляда. Костя у нас будет Мехоношей. Дадим ему мешок, чтобы собирал туда гостинцы. Жене наденем маску Медведя, так как Медведь – это первопредок всех зверей. Настя будет птицей, а Кате дадим личину – она будет Шишком, кто это – никто не знает, но Шишок всегда ходил колядовать. Ну вот, колядовщики готовы, а вы, ребята, слушайте внимательно.

(Исполняется песня «Коляда-Маляда»)

М. Р. Ай, да, молодцы, колядовщики, грех таких не одарить. Припасла я вам специальных пряничков. Называются они Козули. Делают Козули в форме зверей и птиц по старинным рецептам. Открывай сой мешой, Мехоноша. Дотрагиваться до угощения до посиделок было нельзя, поэтому попробуете вы их в группе, когда будет обед.

Воспитатель. Ребята, раз вы получили угощенье, так надо и отблагодарить хозяйку.

(Исполняется песня «Ай, спасибо хозяюшке»)

М. Р. Ну что ж, песню вы спели хорошо. А вот что вы узнали сегодня нового и что запомнили? (Ответы детей). Я думаю, что теперь, когда вы подрастёте, то обязательно будете веселиться на Святки правильно. А чтобы вы не забывали сегодняшнее наше занятие, у меня для вас ещё один подарок. Это кукла. Сделана она так, как это делали люди много веков назад – из соломки, мочала и цветных лоскутков. Так как Коляда – это не женщина и не мужчина – лица нет. Но думаю, всё равно вам будет интересно с ней поиграть. Берите и не забывайте народных традиций. Наше занятие подошло к концу, но уходить вы будете тоже по народной традиции. Катя, ты была у нас Шишком? Вставай впереди с личиной Шишка, бери за руку соседа, он следующего и так одной цепочкой, как ниточка за иголочкой вы пойдёте в группу на посиделки. До свидания.

Час досуга «Пришла коляда - отворяй ворота»

ВЕДУЩИЙ:

Дорогие дети! В эти дни весь мир и мы празднуем Рождество Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Сейчас я вам о нём расскажу.

Более двух тысяч лет тому назад в городе Назарете жила девушка по имени Мария. Она любила Господа и имела чистое сердце. Однажды предстал пред ней ангел Гавриил и сказал: «Радуйся, Благодатная Мария! Господь с тобой! Благословенна ты среди жён! Не бойся Мария, вскоре родишь ты сына и дашь ему имя Иисус. Он будет велик, назовётся Сыном Божьим, и царствованию его не будет конца, и он спасёт людей от грехов их.

Вскоре Мария вышла замуж за хорошего человека Иосифа. Предсказание сбылось. И Иосиф с Марией стали ждать чудесного рождения Сына Божия, спасителя Мира.

В те дни римский правитель Август повелел сделать перепись населения. Каждый должен был отправиться в тот город, в котором родился. Иосиф с Марией пошли в Вифлеем. Когда они пришли в этот город, все гостиницы были заняты, и остановиться было негде. Им пришлось заночевать там, куда пастухи загоняли скот (овец) во время бурь и непогоды. Здесь и пришло время Марии рожать, и она родила своего первенца, перепеленала его и положила в ясли для овец. Когда Христос родился, над пещерой ярко-ярко зажглась звезда, возвещая всему миру о великой радости.

Потом Христос вырос, у него было много учеников, и когда они молились, происходили чудеса: больные выздоравливали, хромые исцелялись, и даже мертвые возвращались к жизни.

Сегодня мы тоже можем поклониться Христу с молитвой, прося мира, милости и благословения. В эти праздничные дни вспомним о любви к Богу, к людям, о том, что нужно жить в мире и делать добро. Возрадуемся и возвеселимся в эти святые дни. В народе их так и называли – Святки. И чем веселее было на Святках, тем лучше. И мы начинаем наше святочное веселье, будем колядовать, петь да танцевать.

Воспитатель: Пойдемте, ребята, колядовать в группу «Морозко»

Колядовщики: Пришла Коляда – отворяй ворота!

Воспитатель гр. «Морозко»: Кто там?

Колядовщики: Это мы колядовщики!

Первый колядовщик: Здравствуй, хозяюшка!

Второй колядовщик: Позвольте в дом к вам войти! Позвольте вам песенку спеть!

Колядовщики (поют): Коляда, Коляда!

А бывает Коляда

Накануне рождества.

Коляда пришла,

Рождество принесла.

Воспитатель гр. «Морозко»: Проходите, гости дорогие!

Третий колядовщик: В дом войти, да на лавочку сесть!

Четвертый колядовщик: На лавочку сесть, да песенку спеть!

Колядовщики (поют): Коляда, Коляда

Подавай пирога,

Дай блин, дай

Свиную ножку,

Всем понемножку

Неси – не тряси!

Давай – не ломай!

Первый колядовщик: Чем вы нас, хозяюшка, одарите?

Второй колядовщик: Денег мешок или каши горшок?

Третий колядовщик: Кувшин молока или кусок пирога?

Воспитатель гр. »Морозко»: Вот вам угощенье – сыр, да печенье!

Пряники, конфетки!

Кушайте, детки!

Первый колядовщик: Спасибо! Дай Бог тому, кто в этом дому!

Вам и каша густа, вам и мед на уста!

Второй колядовщик: Вам и плюшек с творогом

И детишек полон дом!

Воспитатель: Дети, давайте повеселим хозяев. Попляшем все вместе.

Воспитатель: Пойдемте, ребята, колядовать в гр. «Буратино»

Овсень, овсень. Ты гулял по всем

По закоулочкам, по переулочкам

Кому песни поем, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется!

Выходи, хозяйка! Принимай гостей

Со всех волостей!

Колядовщики (поют): Коляда, Моляда! Уродилась Коляда!

Кто подаст пирога – тому двор живота!

А кто не даст ни копейки – завалим лазейки!

Кто не даст лепешки – завалим окошки!

Кто не даст хлеба – уведем деда!

Кто не даст ветчины – тем расколем чугуны!

Выходит хозяйка (воспитатель группы)

Колядовщик (ребенок): Тетенька добренька!

Подай что-то сдобненько!

Пышку, да лепешку!

Да свиную ножку!

Хозяйка: Вот вам, гости дорогие, пряники да леденцы!

Да тепленький пирог, да маслице, творог,

Да денежку копьем, да рубль серебром!

Воспитатель: Добрые живут здесь хозяева!

И я игру вам приготовила

Не игру, а развлеченье.

И с большим, большим значеньем:

Чтоб был долг колосок,

Чтобы вырос лен высок,

Прыгайте как можно выше,

Можно прыгать выше крыше!

Проводиться русская народная игра «Скакалка»

Воспитатель: Спасибо, хозяйка, за угощенье.

Вот, ребятишки, поколядовали мы,

А теперь пойдем в избу греться.

Дети с воспитателем идут в избу.

Воспитатель: Хозяйка, пусти погреться!

Хозяйка: Пустить? Загадки отгадаете, тогда пущу!

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытце,

Ест и пьет он из корытца. (Поросенок)

По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан. (Овца)

Удивительный ребенок,

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать! (Утенок)

Хозяйка: Ну, что же, молодцы! Милости прошу, проходите!

Колядовщик: Хозяйка, а сорить у вас можно?

Хозяйка: Можно, можно. Сори сколько хочешь.

Колядовщики разбрасывают зерна.

Сеем, веем, посеваем,

С Рождеством всех поздравляем!

Хозяйка: Вот спасибо, гости! Это значит, вы мне желаете добра, да богатого

урожая, да здоровья крепкого. Спасибо! Ну, а теперь будем петь да

плясать. Становитесь в хоровод веселить честной народ!

ХОРОВОД НОВОГОДНИЙ

Воспитатель: В святки все радовались празднику, веселились и шутили друг

С другом. Вот и у нас есть клоуны. Сейчас они нас тоже

Поздравят.

Клоун: Никто из взрослых обо мне не спрашивает: «Кто он? »

Понятно всем и так вполне,

Что я – веселый клоун!

Но я здесь не один, и мы умеем

Не только шутить, но и танцевать.

ТАНЕЦ КЛОУНОВ

Воспитатель: На площадях раньше показывали кукольные представления и

Другие диковинные номера.

АТТРАКЦИОН «КАНАТОХОДЕЦ»

Воспитатель: Повеселились мы в избе, погрелись. А теперь нашей хозяйке

Колядку споем:

Коляда! Коляда!

А бывает Коляда

Накануне Рождества!

Коляда пришла,

Рождество принесла!

Мы нашли Коляду

В Акулиновом двору!

Колядовщик: Эй, хозяйка! Выноси добро во двор!

Как на улице мороз подмораживает нос.

Не велит долго стоять, велит скоро подавать

Или тепленький пирог, или маслице, творог,

Или денежку копьем, или рубль серебром.

Хозяйка: Вот спасибо, порадовали. Дом мой просторный, щи мои жирны,

Сдобные лепешки не лезут в окошки! А вот и вам угощенье.

Угощает колядовщиков пирогами

Воспитатель: Вот и подходит наш праздник к концу.

Какой же праздник мы отмечали?

(Рождество)

Ребенок читает стихотворение «РОЖДЕСТВЕНСКОЕ»

В этот день великий

В мир пришел Христос.

И веру свою светлую

Нам он всем принес.

Он с добром и кротостью

Входит в каждый дом,

Где надеждой новою

Мы его все ждем.

Я открою двери,

Он ко мне придет,

И меня, я верю,

К свету приведет.

Воспитатель:

Дорогие дети! Гости!

Всем людям добрым желаю добра!

Золота и серебра!

Пышных пирогов!

Мягоньких блинов!

Доброго здоровья

Маслица коровья

Кому песни поем – тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Звучит колокольный звон. Дети читают стихи.

Первый ребенок: Христос Спаситель

В полночь родился!

В пещере темной

Он появился.

Второй ребенок: Вот над пещерой

Звезда сияет:

Христос родился-

Всем возвещает!

Третий ребенок: Христос Владыка!

В твой день рожденья

Подай всем людям

Мир просвещенья!

Воспитатель: Да хранит нас всех Христос и ныне, и присно и во веки

Веков. Аминь!

«Святки» для подготовительной группы

Ведущий, держит в руках зажженную свечу, яркий свет на время погашен, дети сидят на стульях.

Было это давным - давно, 2000 лет назад. В маленьком городе Назарете жила семья – молодая дева Мария с мужем Иосифом.

Во время Путешествия в город Вифлеем они стали искать ночлег, один человек пустил их переночевать в пещеру для скота. Там Мария родила сына, которого назвала Иисус. Родился не простой человек, а Бог. В ознаменовании этого события на небе загорелась новая звезда. Люди пошли поклониться младенцу Иисусу и его матери. Они несли подарки Марии и ее сыну. С тех пор возникла традиция праздновать Рождество и дарить друг другу подарки.

Канун великий Рождества

Темнеют краски небосвода

Все тихо… близость торжества

Невольно чувствует природа.

Дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова называют Святки, Святые вечера. Они сопровождаются колядованием.

Коляда – языческий бог пиршества и мира. Его прославляли песнями – колядками, играми, поздравлениями. За это хозяева давали им деньги и угощения.

Вед. Ой, вот и к нам колядовщики пожаловали.

Звучит веселая музыка, дети заходят в зал со звездой и сумками для угощений.

1. Я маленький мальчик, Я на дудке играю,

На дудке играю, вас всех забавляю

А вы люди знайте, меня угощайте.

2. Коляд – коляд, колядин,

Я у батюшки один, коротенький кожушок,

Дай хозяйка пирожок.

3. Я маленький мальчик, забрался в чуланчик,

Надел красный колпачок, пожалуйте хоть пятачок.

4. Вот пришла Коляда впереди Рождества,

Что же ты Коляда хозяевам принесла?

5. Добрым хозяевам корову с теленком,

Лошадь с жеребенком, свинью с поросенком.

6. Жита вам, гречихи, гороха сто мер.

Родись рожь – пшеница на счастье, на здоровье.

Вед. - Вот спасибо вам за добрые слова, угощайтесь на здоровье печеньем да возьмите копеечки.

А мы Святки продолжаем песнями, играми, загадками.

Выходи честной народ на веселый хоровод.

Игра – колядка «Ходит Царь»

Ходит царь, ходит царь по новому городу – дети идут по кругу.

Ищет царь, ищет царь царевну свою – Царь ищет, прикладывает руку ко лбу.

Ты, возьми царь, ты возьми царь царевну свою – царь выбирает царевну, подходит и кланяется и берет ее за руку.

Заведи царь, заведи царь ее в новый город – они ходят под поднятыми руками.

Ты заставь царь, ты заставь царь и плясать и ходить – хоровод расходится, дети главных ролей остаются в центре.

Царь: Походи царевна, царевич велел, молодой приказал – царевна ходит вокруг царевича, показывает осанку.

Царь: Потанцуй царевна, царевич велел, молодой приказал – царевна танцует.

Царь: Поцелуй царевна, царевич велел, молодой приказал. – дети имитируют поцелуи. Дети кланяются и встают на свои места, а им на смену выходит другой царь.

Вот и Рождественская история. Дети показывают сценку «Не верьте волку».Поэтическая миниатюра для живых актеров по стихотворению Юнны Мориц.

Игра – колядка «Рождественский валенок»

Украшенный узорами валенок передается по кругу, пока звучит музыка. По окончании музыки, ребенок у которого в руках остался валенок исполняет танец, песню или читает стихотворение и достает из валенка сюрприз.

В игры играли, истории рассказывали, песен не пели.

Заводите хоровод, да споем «Метелицу».

Песня «Метелица»

1. Вдоль по улице метелица метет, скоро все она дорожки заметет,

Ай, жги, жги, жги говорит, скоро все она дорожки заметет.

2. Запряжем – ка мы в сани лошадей, в лес поедем за дровами поскорей. Ай, жги, жги, жги говорит, в лес поедем за дровами поскорей.

3. Рысью, рысью друг за другом поспешим, и скорехонько до леса докатим.

4. Топорами мы ударим дружно в раз, только щепочки по лесу затрещат.

5. За дровами мы тихонечко пойдем, а руками то прихлопывать начнем.

6. А ногами то притопывать все враз, ну мороз теперь не страшен ты для нас. Ай, жги, жги, жги говорим, ну, мороз теперь не страшен ты для нас.

Вот сколько снега намело (разложены на полу снежинки с загадками). Ведущий, поднимает снежинки, а дети по очереди загадывают заранее разученные загадки.

Без рук, без топорища, выстроен мостище (Лед) .

В гору – деревяшка, а с горы коняшка. (санки)

В огне не горит, а в воде не тонет. (Лед)

Бело покрывало на земле лежало, лето пришло, оно все сошло.

Как пошла Коляда, вдоль по улице гулять,

вдоль по улице гулять,

С Рождеством всех поздравлять.

Вот и закончились наши Святки, Святые вечера. А мы будем готовиться к следующему большому празднику – Масленице. До свидания люди добрые.

Сценарий развлечения для детей средней группы «Приходила Коляда накануне Рождества»

«Приходила Коляда накануне Рождества».

Сценарий развлечения для детей средней группы.

Программные задачи:

Продолжать знакомить детей с обрядом колядования, способствовать всестороннему развитию дошкольников, вызвать положительный эмоциональный настрой на протяжении праздника, воспитывать положительное отношение к народным традициям.

Оборудование:

Музыкальные инструменты (бубен, погремушки, колокольчики, платки, валенки, бусы, елочки, рождественская звезда, 2 домика из картона, маска козы, блюдо с угощением (баранки, конфеты, пряники) .

Ход:

(Воспитатель входит в муз. зал с 4 детьми)

Ведущий: Под покровом ночи звездной,

Дремлет русское село;

Всю дорогу, все тропинки

Белым снегом замело…

Кое-где огни по окнам

Словно звездочки горят.

На огонь бежит сугробом

Со звездой толпа ребят;

Под оконцами стучатся,

«Рождество Твое» поют.

«Христославы! Христославы! » -

Раздается там и тут.

И в нестройном детском хоре

Так таинственна, чиста,

Так отрадна весть святая

О рождении Христа…

1 Ребенок: Этот праздник самый длинный

Он веселый и старинный,

2 Ребенок: Наши прабабушки и прадедушки

Веселились две недели:

От Рождества и до Крещенья,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в Святки.

3 Ребенок: Наряжались и шутили

Праздник ждали и любили.

(Дети парами (хозяин и хозяйка) расходятся по домам, раздается смех, крики детей, в зал входят «колядовщики») .

Колядовщики: Вот идем мы, пастухи,

Прощены нам все грехи.

К дому путь свой правим,

Христа Бога славим!

(Поют песню «Пришла Коляда», стучатся в избу) .

Хозяин: Кто там?

Дети: Это мы, колядовщики!

1 Ребенок: Хозяин с хозяйкой, дверь отворите и нас одарите!

(Хозяйка приглашает детей в избу)

Хозяйка: С чем пожаловали?

1 Ребенок: Здравствуйте хозяин с хозяйкой!

Позвольте в горенку войти,

2 Ребенок: В горенку войти,

Да на лавочку сесть

3 Ребенок: На лавочку сесть,

Да песенку спеть.

Хозяйка: Проходите!

(Дети заходят и поют песню «Вьюга белая метет») .

1Ребенок: Нынче Ангел к нам спустился,

И пропел: «Господь родился! »

2 Ребенок: Мы пришли Христа прославить!

А вас, с праздником поздравить!

(Исполняем русскую народную песню «Сеем, сеем посеваем»)

1 Ребенок: Коляда, коляда,

Ты подай пирога.

2 Ребенок: Или хлеба ломтину,

Или денег полтину

3 Ребенок: Или курочку с хохолком,

Или петушка с гребешком.

4 Ребенок: Открывайте сундучки,

Вынимайте пятачки!

Хозяин: Пели вы на удивленье,

Заслужили угощенье!

Хозяйка: Вот вам угощенье-

Пряники, печенье,

Бараночки, конфетки,

Кушайте детки!

Все: Спасибо!

Ребенок: Чтоб у вас поле зеленело

И скотина не болела!

(С песней «Уж и ходим мы, уж и бродим мы» идут по улице к другому дому. Стучатся.) .

Хозяин: Кто там?

Все: Это мы, колядовщики!

Ребенок: Тетенька, добренька,

Дай пирога сдобненька,

Не режь, не ломай,

Целый давай!

Хозяйка: С чем пожаловали?

Все: Мы не сами идем,

Мы Козу ведем!

1 Ребенок: Где Коза ходит,

Там пшеница родит!

2 Ребенок: Где коза хвостом,

Там жито кустом!

3 Ребенок: Где коза рогом,

Там трава стогом!

(Выбегает Коза, топает ногами) .

Коза: Я Коза дереза,

Топу, топу ногами,

Заколю рогами.

(Коза падает на пол и лежит не двигаясь) .

Хозяин: Что с Козой случилось?

Ребенок: Наша Коза заболела!

Надо мера овса,

По верх нее колбаса,

Да кусок сало,

Чтобы Коза встала!

Хозяйка: Вот вам –

Пряники, да леденцы,

Да тепленький пирог,

Да маслице, творог.

Хозяин: Вставай, Козочка!

Ведущий: Будем праздник продолжать,

Будем петь и танцевать!

(Песня «У леса на опушке») .

Ребенок: Что с ногами, не пойму

Не стоят они на месте,

Сами в пляску просятся!

(Дети танцуют под веселую русскую народную музыку)

Все: Спасибо этому дому,

Пойдем к другому!

(Идут по улице с песней «Уж и ходим мы». Останавливаются.)

1 Ребенок: От востока с мудрецами,

Путешествует звезда.

2 Ребенок: Драгоценными дарами,

Одарить пришли Христа!

Все: Мы пришли Христа прославить!

А вас с праздником поздравить!

1 Ребенок: Всем добрым людям

Желаем добра, золота и серебра!

2 Ребенок: Пышных пирогов,

Мягоньких блинов!

3 Ребенок: Доброго здоровья,

Маслица коровья!

Все: Кому песню поем,

Тому сбудется,

Тому сбудется,

Не менуется!

С Новым годом,

Со всем родом!

Святки, Святки наступают… Колядочная сценка

В давние времена на Руси с нетерпением ждали Рождество. А когда оно наступало, празднование сопровождалось большим весельем, песнями, всевозможными переодеваниями, гаданиями, играми. Это празднование - Святки, в котором участвовали и большие, и маленькие, и старые. Особенно такому празднованию радовались дети. Они принимали активное участие в праздновании.

Предлагаю Вашему вниманию Колядочную сценку, которую можно разыграть с детьми на празднике.

Вдоль стен зала стоят плоскостные домики, изображающие деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущем под мелодию русской плясовой песни. Они останавливаются возле домов, приплясывают.

Часть детей - хозяева, хозяйки - уходят в свои "избы".

Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках - звезда из картона.

Дети, взявшись за руки, идут по залу и поют:

Приходила коляда накануне Рождества.

Кто даст пирога, тому хлев скота,

Овин с овсом, жеребца с хвостом.

Ведущая:

Пойдем к дядьке Николе колядовать.

Дети подходят к дому Николы, поют колядку:

Мы нашли коляду во Николином двору.

Коляда, коляда, подай пирога!

Не подашь пирога - возьмем корову за рога!

Подашь пирога - будет рожь густа,

Будет рожь чиста, обмолотиста,

Будет с колоса по хлебу, с зерна по пирогу.

Никола:

Пожалуйте, гости, я вас дожидался. Дом мой просторный, щи мои жирны.

Сдобные лепешки не лезут в окошко.

Никола угощает гостей.

1-й колядующий (ребенок) :

Дай Бог тому, кто в этом дому!

2-й:

Вам и плюшек с творогом!

Все:

И детишек полный дом!

Колядующие идут к следующему дому.

14.01.2016г. в ГУО "Ясли-сад №105 г. Витебска" под руководством музыкальных руководителей Жуковой Н.В. и Рощупкиной Ю.М. прошел фольклорный праздник «Пришла Коляда - отворяй ворота!».
По уже сложившейся традиции каждый год воспитанники детского сада разучивают песни-колядки, стихи, облачаются в наряды животных, скоморохов, сказочных персонажей и отправляются колядовать. Колядка – это маленькая песенка, в которой желают добра, здоровья, богатства на весь предстоящий год. Хозяева же тоже угощают гостей и желают крепкого здоровья.
Наша «Коляда» была насыщена сказочной атмосферой, веселыми песнями, хороводами вокруг ёлки, задорными играми. Праздник не только приносит радость нашим воспитанникам, но и дает им возможность прикоснуться к традициям и обычаям белорусского народа, самим прочувствовать всю прелесть народных празднеств и гуляний. Дети очень любят этот веселый праздник, активно принимают в нем участие: поют колядки, читают дразнилки и угощаются вкусными сладостями.

Что за праздник Коляда?

КОЛЯДА (Коледа), в древнерусской языческой мифологии воплощение смены годового цикла, зимнего солнцеворота, перехода солнца от зимы к лету, неизбежности победы добрых божеств над духами зла.

Празднование Коляды происходило с 25 декабря/7 января (Рождество Христово) по 6/19 января (Крещение Господне). В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру древнерусских язычников в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них.

После принятия христианства оптимизм и жизнеутверждение празднований Коляды получили новое содержание в праздновании Рождества Христова, а ритуальные языческие обычаи превратились в веселую игру на Святки. В эти дни, так же как и в древности, жгли костры, а юноши и девушки “наряжались в хари (маски)” коней, коз, коров, медведей и других животных и, ряженные, ходили по дворам, пели колядки — песни, прославляющие Коляду, приносящего всем благо. Славили хозяев, желали благополучия дому и семье, а за это требовали подарки, шутливо предрекая разорение скупым. Иногда сами подарки: печенье, каравай — назывались Колядой. Символизировали Коляду сноп или соломенная кукла, которые с песнями иногда приносили в избу на Рождество.

К Колядам готовились заранее: обеспечивали себя продуктами, хозяйки старательно прибирали избы и хозяйственные постройки, молодежь мастерила маски и карнавальные костюмы, все мылись в бане, одевались в праздничную одежду.

В новогодне-колядных обычаях рядом с благодарностью за собранный урожай и успешное завершение сельскохозяйственного года значительно возрастали функции, направленные на заботу про будущий год, новый урожай и приплод животных, про здоровье и благосостояние членов семьи и всей общины. Для достижения этой цели совершались различные обрядово-магические действия. Праздничный стол застилался сначала сеном, что должно было благоприятствовать большому количеству молока у коров и оберечь их от волков, затем накрывали специальной скатертью. За столом рассаживались по старшинству. В эту ночь перед Колядами обязательно поминали умерших родственников. Во время ужина сохранялась очередность подачи кушаний. Первой начинали есть кутью - кашу с ободранного ячменя, приготовленную с маслом или медом. Разыгрывались небольшие импровизированные сценки, которые должны были содействовать достатку в семье.

По народному мнению, очень важными считались первые дни Коляд. В это время надо было чаще обращаться к разным богам и духам, просить у них благословения. Магические формулы, которые проговаривались в эти дни, считались наиболее действенными.

Под конец первого праздничного ужина остатки кутьи подкидывали вверх, до потолка, чтобы высоким рос лен и быстрей рос и становился сильным скот. После этого недоеденную кутью отдавали курам, чтобы хорошо неслись, а сено, которым был устлан стол, относили в хлев скоту, чтобы он целый год был здоровым и плодовитым.

Второй день Коляд (день святого Степана) считался годовым термином найма работников. Хозяева и работники расплачивались в этот день, высказывали друг другу свои обиды и недовольство. После выяснения отношений они или мирились и заключали новый договор, или расходились в поисках новых работников и хозяев. Отсюда поговорка: «На святы Сцяпан кожны сабе пан».

С особым нетерпением ждала Коляды молодежь, так как для нее это было время забав, игр, танцев. Юноши и девушки образовывали группу, переодевшись в козу (аиста, медведя), цыган, и на второй день Коляд начинали ходить по деревне, пели поздравительные, величальные песни хозяину, хозяйке и их детям, желая счастья, здоровья, богатого урожая. Группа колядующих насчитывала 5-15 человек.

В районах компактного проживания католического белорусского населения ходили колядовать со звездой. Тут основу выступления колядующих составляло исполнение костельных песен на библейские сюжеты, в то время как колядующие с «козой» исполняли разнообразные обрядовые песни. Переодетые пели, исполняли различные сценки, стремясь рассмешить хозяев, танцевали, гадали. Таким образом, постепенно создавалась атмосфера хаоса. Когда колядующие ходили со звездой, их выступление было разграничено на две части: сначала исполнялись костельные песни, а затем начинались шуточные сценки переодетых и «всякие глупости». Колядующие не уходили, пока хозяева не давали им какие-либо дары. Наполнив ими мешки, парни и девчата собирались в какой-нибудь большой избе, где продолжали гулянье: плясали, пели, играли, рассказывали страшные и смешные истории.

Обрядное переодевание держалось на общераспространенном веровании, что маска разрешает делать много того, чего нельзя делать в повседневной жизни, а также, что приход ряженых приносит счастье, здоровье, благосостояние в семью на весь год. В некоторых регионах выбирали «шчодрую» - самую красивую и полную девушку.

В городах на Коляды устраивали ярмарки и праздничные гулянья, выступления скоморохов. Для знатных горожан устраивались балы, танцы . На протяжении всех Коляд для детей устраивались спектакли, танцы, елка.

Жители городов принимали у себя священника, который совершал праздничный обход прихожан. Вечерами ходили в гости или принимали у себя друзей и родственников. Пожилых людей угощали водкой, колбасой, жареной птицей или поросенком, а молодых женщин и молодежь - орехами, пряниками, семечками. Накануне Нового года повсеместно девушки гадали о будущем браке, о характере будущего мужа, о семейной жизни. Реже гаданием занимались юноши.

На протяжении Коляд было три обрядовых вечера (кутьи). Накануне Рождества семья собиралась на праздничный ужин, называвшийся кутьей. Ужин носил и более точное название - первая, или великая кутья. Стол был постным. Вторая - проводилась вечером перед Новым годом и называлась богатой, щедрой, так как на стол подавалось много мясных блюд: сало, мясо, жареные колбасы, кровянка, холодец и пр. сама кутья тоже готовилась на сале или масле.

Хождение по гостям было главной забавой для жителей среднего и старшего возраста. По вечерам нельзя было работать, прясть и ткать.

На третью, последнюю кутью, которая была постной, водяной, совершался обряд «запісвання каляд». Хозяин рисовал мелом кресты на воротах, дверях, чтобы сберечь свой дом от нечистой силы.

Накануне Крещения в церкви проводилось освящение воды, и каждая городская семья приносила домой освещенную воду. Воду святили по всей Беларуси. После, обмакнув в нее ржаные колоски, кропили свяченой водой дом и все строения, чтобы оберечь их от нечистой силы.

С переходом на григорианский календарь вместо юлианского, соответственно переместились и даты календарных праздников. Во время войны Коляды не отмечались.

В 1950-1960 гг. в деревнях началось их возрождение, как тогда было принято говорить «на новой основе». На первое место выставлялась атеистическая функция обрядности. Аналогичная тенденция продолжалась и в 1970-е гг. Большой популярностью у населения пользовались карнавалы, особенно в городах.

Многие обрядовые традиции продолжают существовать в 1970-1990 гг. при праздновании Старого Нового года в ночь с 13 до 14 января. Молодежь устраивала вечеринку в клубе или на квартире. Очень популярны были гадания.

С 1990-х г. постепенно по всей Беларуси Коляды начали возрождаться в той или иной форме, в первую очередь колядование с участием переодетых. Ходят колядовать в основном в ночь с 7 на 8 января у православных и с 26 на 27 декабря у белорусов-католиков.

Новый год теперь отмечают 1 января как католики, так и православные. Этот день является выходным днем. Также выходными днями являются 25 декабря и 7 января (католическое Рождество Христово и православное Рождество Христово).

Колядующие, как и в прошлом, получают дары от хозяев дома, в который они заходят, и колядование заканчивается вечеринкой. На второй день после вечерне-ночного колядования молодежи колядовать ходят дети, которые переодеваются в карнавальные костюмы . И в современное время распространено верование, что приход ряженых приносит счастье, здоровье, благосостояние в семью на весь год.

Белорусские девушки перед «шчодрым» вечером гадают на свою будущую судьбу, однако все это происходит в виде праздничного шутливого розыгрыша.

Для детей устраивают елки с участием сказочных героев, Деда Мороза и Снегурочки.

Для современной Колядной обрядности характерно сосуществование народно-бытовых и христианских элементов. Многие жители республики ходят во время праздника в церковь (костел), водят туда детей, для которых устраиваются елки и колядные представления

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

«Рождественские колядки». Для родителей и детей средней группы компенсирующей направленности (ОНР). Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребёнка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Согласно ФГОС родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

Наш детский сад является региональной инновационной площадкой по направлению «Создание социально-педагогических условий для формирования духовно-нравст венных ценностей личности ребенка». Работая в этом направлении, планируем и организуем в группе мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Тесная совместная деятельность помогла добиться положительных результатов: готовя с детьми и родителями мероприятия, мы стараемся их знакомить с праздниками на доступном материале, преподнося элементарные понятия того или иного события. А чтобы это правильно сделать, педагоги сами должны ориентироваться в истории этих празднеств. Это и является целью наших сегодняшних Рождественских посиделок.

Рождество Христово – великий христианский праздник, который празднуется в Русской Православной Церкви 7 января по юлианскому календарю.

Цель:

  1. познакомить детей и их родителей с историей рождественского праздника и традициями русского народа;
  2. развивать интерес к народному творчеству и традициям Руси;
  3. воспитывать любознательность и любовь к своей стране;
  4. формировать доброжелательные отношения между педагогами, родителями и детьми, основанные на доверии.

Задачи:

  1. приобщить детей к национальной культуре и традициям русского народа;
  2. дать представление о праздновании Рождества Христова в России;
  3. познакомиться с рождественскими обрядами;
  4. создать праздничную атмосферу, вызывать у детей эмоционально - положительное отношение к празднику;
  5. стимулировать стремление родителей к активному участию в жизни группы;
  6. вовлечь родителей (законных представителей) в совместную деятельность с детьми.
#ADVERTISING_INSERT#

Ход мероприятия

Родители сидят в празднично украшенной группе, на подоконниках горят свечи, на столе размещен рождественский вертеп изготовленный воспитателями совместно с родителями и детьми.

Выступление учителя-логопеда: Уважаемые, родители, мы пригласили Вас в гости на Рождественские посиделки. Праздничные дни между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января) называются святочными их ровно двенадцать. Это самые весёлые дни из зимних праздников.

По древнему обычаю православные христиане вечером прекращали все свои дневные дела, зажигали на окнах свечи. Свет в окне, обозначал, что хозяева отдыхают от дневных забот и ожидают гостей. Наверняка, многие из вас помнят, как родители говорили, в дни Святок нельзя браться ни за какую работу, – это поверье тоже пришло из старины. Зато, в эти дни было принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки, вспоминать о бедных и нуждающихся людях.

С давних пор в Святки молодежь и дети ходили по дворам с колядками. Одна из тем колядок – это будущий урожай. В качестве колядок иногда исполняются церковные песнопения, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Эта традиция и сейчас сохранилась в сельских поселениях России.

Происходит это так: детвора входит без стука в чужой дом, начинает петь песни-колядки, разбрасывают зерно по дому (обычно в прихожей), затем хозяева дома дают им сладости, и дети удаляются – колядовать в другие дома. А потом собираются в одном из домов: играют в рождественские игры и лакомятся собранными угощениями.

Давайте мы тоже вспомним и прочтем несколько колядок, а затем будем ожидать гостей.

Родители читают колядки:

  1. Воробушек летит,
    Хвостиком вертит,
    А вы, люди, знайте,
    Столы застилайте,
    Гостей принимайте,
    Рождество встречайте!
  2. Мы веселые колядки
    Пропоем для жизни сладкой.
    Коль одарите нас знатно,
    Будет счастье и богатство.
    Поделитесь от щедрот
    Просит ряженый народ.
    Без подарков не уйдем!
    С Новым годом! С Рождеством!
  3. Вам звоночками позвоним
    С пожеланьем и поклоном.
    Мы пришли колядовать,
    С Рождеством вас поздравлять!

Входят ряженые дети и идут, змейкой по группе.

Воспитатель:

Динь-динь-динь, звенят звоночки,
К вам пришли сыны и дочки,
Вы колядников встречайте,
Нас улыбкой привечайте!

Ребенок:

Коляда, коляда -
Накануне... (Рождества .)

Ребенок:

Мы идем колядовать -
Всех будить и... (поздравлять )

Ребенок:

Коляд, коляд, колядушек -
Хорош с медком оладушек!
А без меду - не таков,
Дайте, тетя, пирогов!

Ребенок:

С Новым годом, с Рождеством:
Мира Вам желаем в дом,

Ребенок:

И здоровья, и добра,
И сердечного тепла!

Ребенок:

Коля-коля-коляда –
Бедам – «Нет!», а счастью – "Да!"

Все вместе:

Сеем, сеем посеваем
С Рождеством всех поздравляем!

Родители: Спасибо, вот вам награда: печенье, плюшки – кому, что надо. (угощают колодников )

Дети садятся, выходят два ребенка.

Ребенок:

От чего ты, ёлочка, грустна?
Ты зимой и летом зелена.

Ребенок: (елочка ):

Я грущу, что нету у меня обновы,
И мне не в чем встретить Рождество Христово.

Воспитатель: Уважаемые, родители, а мы вам хотим рассказать историю рождественской Ёлочки.

Обращает внимание на вертеп. Выходят дети (пальма, маслина и ёлка).


– У входа в пещеру, где родился Христос, стояли три дерева: пальма, маслина и ёлка. Они тоже хотели поклониться Божественному Младенцу.

Пальма:

Я пальма, с пышной круглой кроной,
И в сердце гордость я храню.
Свой лист, широкий и зеленый
Перед Младенцем я склоню.
Он улыбнется мне, наверно,
Ведь я же всех прекрасней. Верно?

Маслина:

А я – красавица маслина.
Не все деревья так стройны…
И думать нечего, ведь я,
Очень хороша.

Елка:

А вот мне, нечем похвалиться:
У меня – одни шишки да иголки

Пальма:

Ну и не ходи к младенцу,
Ты Его ещё уколешь…

Маслина: Или уронишь на Него шишку.

Пальма и Маслина вдвоем:

Ёлка-ёлка, уходи,
К малышу не подходи.

Пальма: Не красива ты нисколько…

Маслина: Палка в шубе, да и только.

Елка: Хорошо, дорогие подружки, я не пойду к младенцу. Я подожду вас здесь, у входа в пещеру. Правда, мне очень хотелось бы увидеть Его, но что поделаешь…

Появляется Ангел.

Елка, Пальма и Маслина вместе : Ой, кто это?

Ангел: О, тихая и смиренная елка! Твоя скромность угодна Христу. Сейчас я тебе помогу, и ты будешь самая красивая.

Ребенок:

Мы украсим ёлочку (украшает девочку - елку бусами )
Яркою звездой,
Оплетем мы ёлочку
Нитью золотой. (украшает девочку - елочку звездой и бусами )

Ребенок:

Как красив на ёлочке (дети дают ей в руки шарики )
Праздничный наряд.
На ее иголочках
Огоньки горят.


Ангел: А теперь я сам отведу тебя к святой колыбели Младенца. И отныне, в память о тебе, люди каждый год будут украшать на Рождество елку.

Воспитатель: История подошла к концу, но наш вечер продолжается. Дети читают стихи.



Ребенок:

И на сердце сладостно,
Весело, светло.
Всем сегодня радостно –
Рождество пришло!

Ребенок:

Будем петь и веселиться
Возле ёлочки кружиться
Ведь сегодня торжество
Светлый праздник – Рождество.

Дети исполняют хоровод: «Ах, какая елочка выросла у нас….»

Читают стихи.

Ребенок:

В этот светлый праздник
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.

Ребенок:

Тихо снег ложится
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.

Ребенок:

Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.

Ребенок:

Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.

Проводятся хороводные игры: «Снежный ком», «Воевода, воевода выходи из хоровода».


Воспитатель: А теперь Вам, уважаемые родители предлагаем проверить знания, и способность словотворчества продолжайте рифмовки:

Где родился наш Спаситель -
Место вам известно всем
Ну, скорее назовите.
Это город... (Вифлеем )

Знают все: в года былые
Сын родился у...(Марии ).

Сын чудесный, сын святой
Родился он ночной... (порой ).

В тишине, в тепле и тени
Спал младенец в свежем...(сене ).
Это всем теперь известно -
Был младенец тот... (чудесный ).

Много в небе ярких звезд -
Родился Иисус... (Христос ).

К Малышу на день рожденья
Дружно прибыли волхвы:
Принесли в подарок деньги?
Нет? А что? Скажите вы.
(Золото, ладан, смирну )

Воспитатель: А сейчас предлагаем пройти в нашу творческую мастерскую и сделать совместно с детьми нарядную елочку.

Родители вырезают две одинаковые елочки по контуру, а дети украшают ее бусами и шарами. Родители делают надрез и соединят елочку.





Воспитатель: Пора и за стол садиться, угощеньем насладиться. А за чашкой чая с угощениями давайте поделимся воспоминаниями из своего детства о праздновании Рождества. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о сегодняшнем празднике. Хотите ли вы, чтобы Рождественские посиделки стали в нашей группе традиционным совместным праздником детей и взрослых?



Воспитатель: Мы благодарны всем присутствующим за участие в наших сегодняшних Рождественских посиделках. Очень хочется, чтобы такое общение продолжалось и в дальнейшем. Ведь положительные эмоции надолго остаются в памяти детей.


С Рождеством Вас!

Сценарий развлечения

«Рождественские колядки»

(старшая и подготовительные группы)

Дети - «ряженые» ходят по детскому саду, в руках у них шумовые инструменты. Они «колядуют».

ДЕТИ: Коляда, коляда, ты подай пирога,

Или хлеба ломтину, или денег полтину,
Или курочку с хохлом, петушка с гребешком,

Или сена клок, или вилы в бок!

Взрослые одаривают их сладостями, игрушками.

ДЕТИ: Приходила коляда накануне рождества.

Кто даст пирога, тому полный дом овса,

Жеребца с хвостом, овин с овсом,

Кто не даст пирога - тому куричья нога,

Пест да лопата - корова горбата!

Затем дети подходят в музыкальному залу, колядуют, их встречает Хозяйка. Она выносит угощение.

ВЕДУЩИЙ: Открывайте сундучок, подавайте пятачок, хоть блин, хоть сала клин!

ХОЗЯЙКА: Сею - вею, посеваю, с Новым годом поздравляю, чтоб здоровенькими были, много лет жили!

ХОЗЯЙКА: Что ж вы, гости, тут стоите, аль зайти вы не хотите? Заходились чай с утра, уж и отдохнуть пора, вместе будем мы гулять, Рождество свое встречать!

Хозяйка кланяется, приглашает в зал, все заходят, рассаживаются. ТР. №1

ХОЗЯЙКА: День сегодня не простой, праздник к нам пришел святой

Наступило Рождество – начинаем торжество!

Дети №5 гр. исполняют Рождественскую песню (на выбор муз. рук.)

ХОЗЯЙКА: Ну-ка, детки, расскажите

Что такое святки?

1 реб: Праздник самый длинный

Он весёлый и старинный.

Наши предки пили, ели

Веселились две недели!

2 реб: От Рождества до Крещения,

Приготовив угощение.

Пели разные колядки

По дворам ходили в Святки.

3 реб: Наряжались и шутили

Праздник ждали и любили

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас!

4 реб: Эй, спешите все сюда! В гости коляда пришла

Будем мы шутить, кривляться,

Бегать, прыгать, забавляться.

Руку дай скорее друг,

Ждём вас всех в весёлый круг!

ТР. №2. ХОРОВОД «НА КАРУСЕЛИ»

ВЕДУЩИЙ: Хороша сказка складом, а песня ладом.

Тр. №3. ПЕСНЯ «Зимушка хрустальная»

Тр. №4. Дети садятся. Тр. №5. Появляется ЗИМА.

ЗИМА : Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки.

С новым годом, С новым счастьем!

Чтоб здоровы были,

Много лет чтоб жили!

Пришла я к вам с морозами трескучими, да снегами сыпучими.

И спрошу я вас, а что вам нравится зимой?

Тр. №6 . ПЕСНЯ - «Что вам нравится зимой?», «ИГРА В СНЕЖКИ»

ЗИМА. А теперь поиграем в снежки. А где ларец со снежками? (ищет) . Ну, ладно, новые налепим, а я снегу подсыплю.

Тр. № 4. Зима сыпет снег, дети бегают за зимой, кидают в нее снежками.

ЗИМА: Ну, довольно, хватит, остановитесь, отряхнитесь.

ВЕДУЩИЙ: А ещё зима, наши дети расскажут стихи о Рождестве.

Рождественские стихи:

1. Во владеньях инея и снега

Расцвели хрустальные сады.

К нам в окошко с праздничного неба,

Льётся свет Рождественской звезды.

2. В каждый терем, в каждую светёлку,

Златокрылый ангел прилетел.

Он зажёг Рождественскую ёлку,

И на нас с улыбкой посмотрел.

3. Кругом звенят колокола

В весёлый праздник Рождества

Звёзды водят хоровод,

Веселится весь народ!

ЗИМА: Подарю я вам звезду.

Пусть она украшает вашу Рождественскую ёлку! (Звезда загорается) Тр. №7.

Тр. №8. Зима прощается и уходит .

Тр. №9. Под музыку вбегает Баба Яга.

БАБА ЯГА: Ух ты! Куды это я попала?

ВЕДУЩИЙ: Ты Баба Яга в детском саду на празднике у ребят.

БАБА ЯГА: На каком таком празднике?

ВЕДУЩИЙ: А вот послушай!

Тр. №10. ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ «ЯРКАЯ ЗВЁЗДОЧКА НА НЕБЕ ГОРИТ»

ХОЗЯЙКА: А теперь поиграем в игру с Бабой Ягой.

Игра «Баба - Яга».

(становится в середину круга на одной ноге, в руках помело , дети ходят вокруг и говорят):

Бабка - Ежка - костяная ножка, с печки упала, ножку сломала,

Пошла на базар - раздавила самовар,

Вышла на лужайку - испугала зайку.

Дети убегают, а Б. Я. их ловит. Тр. №11.

Баба Яга: Дразнить меня вздумали! Вот, я вам задам!

Украду- ка я звезду, не видать вам праздника!

Хватает звезду и убегает. Тр. №12.

ВЕДУЩИЙ: Что же теперь нам делать? Как встречать праздник Рождества? Тр. №13.

ХОЗЯЙКА: Не будем огорчаться, а сядем рядком и поговорим ладком. Ночь пришла, темноту привела, замолчал петушок, затрещал сверчок.

Гасит свет, зажигает бутафорскую свечу.

ВЕДУЩИЙ : Ребята, на Рождество, темной зимней ночью собирались молодцы и девицы вместе и гадали. Давайте и мы погадаем? Может узнаем, как нам нашу звезду вернуть. Не боитесь? Тогда начнем...

Тр. №14. Вдруг раздается завывание ветра, свист, вой, «мяу» и т. д

ХОЗЯЙКА: Ой, кто это? Никак черт решил над нами посмеяться, попугать нас.

Тр. №15. Выскакивает чертенок. «Танцевальная миниатюра».

ЧЕРТ: Да, это я!

ВЕДУЩИЙ: Чур, чур, меня. Ты что наших ребят пугаешь?

ЧЕРТ: А я такой, люблю всякие пакости делать. Чем вы тут занимаетесь?

ВЕДУЩИЙ: Сказать - не скажем, а показать - покажем. Хочешь посмотреть?

ЧЕРТ: Конечно!

ВЕДУЩИЙ: А мешать не будешь?

ЧЕРТ: Честное бесовское не буду, буду сидеть, как мышка, тихо, тихо.

ХОЗЯЮШКА: Ну что, начнем? Раз в морозный вечерок девушки гадали, за ворота башмачок весело кидали. Тр. №16. 1. Гадание «Башмачки»

Завязывают глаза, раскручивают, куда башмачок улетит - там и жених.

2. Катилось колечко по бархату, прикатилось ко яхонту, кому вынется, тому сбудется, не минуется.

Тр. №17. ИГРА «КОЛЕЧКО»

3. Вынуть из мешка, не глядя, какой - либо предмет, по этому предмету определить профессию будущего жениха или невесты.

ЧЕРТ: Вот здорово! Так мне понравилось, а еще я играть люблю, хотите поиграть?

Садитесь в кружок.

Сам садится в центр, показывает разные движения или рожицы, дети должны повторить.

ХОЗЯЙКА: Ну, спасибо, тебе, черт, позабавил ты наших ребят, а мы тоже умеем веселиться. У нас в гостях два ежонка в лаптях, заяц в сапожках, лиса в сережках, медведь в кафтане, блохи в сарафане, и козёл в теплом полушубке. (Выходит козёл в середину)

Тр. №18. ХОРОВОД «ШЁЛ КОЗЁЛ ПО ЛЕСУ»

ЧЕРТ: Ой, не могу, ой, рассмешили. Ну, просите за это, все что хотите, все исполню!

Хозяйка шепчется с детьми.

ХОЗЯЙКА: А сможешь ли ты, Рождественскую звезду нам вернуть. Баба Яга её украла.

ЧЕРТ: Да раз плюнуть! «Унды, фунды, чунды, гей… Баба Яга явись скорей!»

Тр. №19. Вбегает Баба Яга со звездой.

БАБА ЯГА: Бегу, бегу касатик. Вот, пожалуйста, вертаю звезду вашу окаянную. Ой! Нарядную хотела сказать! (Ведущий вешает звезду)

ЧЕРТ: То-то же! И больше тут не безобразничать!

БАБА ЯГА: Конечно-конечно! (Хочет убежать но Чёрт хватает её за шиворот)

ЧЕРТ: А за свои проделки надо платить, ну-ка ребята выходите в круг скорей, затанцуем Б. Я. чтоб всем стало веселей!

Тр. №20. Все исполняют весёлый перепляс «Шизгара» в р. н. обр. по показу

Прокати-ка меня до дому! (Запрыгивает на спину к Б. Я. убегают)

Тр. №21. ДЕТИ исполняют песню «Ёлка в Рождество».

ХОЗЯЙКА: А вот и кончился праздник, а конец - всему делу венец.

ВЕДУЩИЙ: Приглашайте, ребята, своих гостей в группу на чай, с пирогами и

самоваром, милости просим!



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png