У нас в гостях митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий.

Мы говорили о семье последнего российского Императора, об их мученической кончине, о преподобномученице Елисавете Федоровне и о том, как их почитают в Екатеринбурге и во всей России. А также владыка Викентий рассказал о своем служении в Узбекистане и взаимоотношении с мусульманским населением.

_________________________________________________

К. Мацан

- «Светлый вечер» на радио «Вера». Здравствуйте, дорогие друзья! В студии Константин Мацан…

А. Митрофанова

- …Алла Митрофанова. Добрый светлый вечер.

К. Мацан

У нас сегодня в гостях митрополит Викентий, правящий архиерей Узбекистанской епархии - я правильно называю?

Митрополит Викентий

К. Мацан

- …С титулом Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа. Добрый вечер, владыка Викентий!

Митрополит Викентий

Добрый вечер! Добрый вечер!

К. Мацан

Поговорим сегодня о Вашем служении, о его широкой географии. Мы знаем из Вашей биографии, в справке того, что мы читали о Вас, что во многих местах Вы служили, несли это пасторское служение, и одним из очень важных прошлых мест Вашего служения была Екатеринбургская епархия, Уральская земля. И неслучайно мы встречаемся с Вами сегодня, в день памяти преподобномучени цы Елизаветы Федоровны Романовой. И вчера мы вспоминали святых царственных страстотерпцев - последнего русского императора Николая II и всю его семью. Вчера был день их кончины, сегодня день кончины - исторически - Елизаветы Федоровны, и в эти дни Церковь чтит память этих святых. Их истории близки, их истории отсылают нас, наверное, к самым… к очень болезненным страницам нашего прошлого. Но одновременно это какая-то история, которая дает нам надежду, потому что это история веры, история отношений человека и Бога. Все, я закончил говорить. Сейчас уже надо дать слово нашему гостю. Поэтому давайте мы сейчас перенесемся в Екатеринбург, на Урал. Я начну с такого, может быть, общего вопроса: а лично для Вас вот эти святые и царская семья, Елизавета Федоровна, какую роль играли?

Митрополит Викентий

Царская семья и преподобномучени ца Елисавета, и инокиня Варвара, конечно, для меня очень были близки, потому что я был правящим архиереем этой епархии в течение 12 лет, и было очень тесно связано, потому что там они пострадали, они совершили большой подвиг своего мученичества на этой земле. Они оросили, окропили эту землю своей кровью мученической, освятили ее. И, конечно, они очень много помогают и сейчас для того, чтобы нести свое служение на этой земле.

И с царской семьей, и с преподобномучени цей Елисаветой связано очень многое, которое я связываю в своей архипасторской жизни. И то, что был построен Храм-на-Крови, что был построен монастырь на Ганиной Яме, это тоже с Божьей помощью, с помощью царственных страстотерпцев. И что касается того, что в Алапаевске, на том месте, где они были убиты, брошены в эту шахту, в эту яму, там тоже сейчас монастырь очень неплохой. И там тоже много было построено в это время. И поэтому многое можно сказать.

Я связываю царских страстотерпцев и то, что в Екатеринбургской епархии был открыт такой телеканал «Союз», потому что это тоже чудесным образом совершилось, казалось бы, не просто, но, в то же время, как-то и легко удавалось сделать вот этот канал. Это тоже, я считаю, с помощью царственных страстотерпцев.

Многое-многое, что можно было сделать в то время, мы сделали, и это делалось с особой помощью царственных страстотерпцев.

А. Митрофанова

Единственное, что, если позволите, я бы хотела уточнить для кого-то из наших слушателей, которые, может быть, впервые слышат эти названия, хотя это трудно сегодня представить (но мало ли, всякое в жизни бывает). Ганина Яма - это то место, где были уничтожены останки царственных страстотерпцев, а шахта под Алапаевском - это то место, куда была сброшена преподобномучени ца Елизавета, ее инокиня Варвара и другие люди, которые вместе с ними находились в тот момент. И, собственно, живьем они туда были сброшены. Там они и погибли. Их еще и гранатами там сверху забросали. Так что это два места, которые связаны с именами тех святых, о которых мы сегодня говорим и чья память приходится как раз на эти дни.

Вообще, ощущение такое было, что тогда, в 2000-е годы, духовный центр жизни - он не здесь, он там где-то, на Урале, у Вас. Я не знаю, как Вам это удавалось. Вы еще упомянули телеканал «Союз», который по сей день остается одним из двух, наверное, таких телеканалов, и, наверное, все-таки самым востребованным православным телеканалом на нынешнем телевидении. А что вообще… что там происходило в эти годы? Как воспринимали люди то, что Вы поднимаете эти дела, стараетесь напомнить о тех мучениках, которые там пострадали? Ведь это же люди не просто… ну, как сказать… не просто мученики - они имели очень серьезный социальный статус, государственный статус, и с их именами связано столько споров по поводу того, какими они были, стоит ли причислять их к лику святых. Как это все воспринималось там?

Митрополит Викентий

В то время, когда я приехал в Екатеринбургскую епархию, то люди относились к царской семье совсем по-другому. Они относились даже с какой-то гордостью - что именно здесь они убили царя. То есть они покончили с такой властью, которая, как они понимали, угнетала народ и делала все плохо. То есть у них было понятие о том, что царь-император и его семья - они были те, которые мешали развитию России того времени, и они являлись тормозом, что ли. И на них было много такой грязи, которую до сих пор мы еще как-то пытаемся… смыть эти нехорошие понятия о царской семье.

И слава Богу, что наша деятельность, наша такая работа с народом, и, потом, эти строительства на этих местах - это же тоже с Божьей помощью удалось это все сделать… И, в том числе, и Крестные ходы, которые мы совершали там и совершаем до сих пор - это тоже поменяло менталитет, поменяло отношение к царской семье. Было много конференций по этой теме, много диспутов, дискуссий с учеными на этих конференциях. И если вспомнить те конференции, которые первоначально мы делали, и которые уже после, то разница большая. Потому что бывало такое, что на конференциях такие вещи говорили наши историки, к сожалению, которые как-то… Люди в зале даже смущались: «Ну как же так, Вы же сами себе противоречите, говорите, что он был царь плохой, был слабым, а в то же время Вы говорите, что 1913 год - год особого такого развития был, и результаты деятельности царя и деятельности вообще государственной власти были очень высокие.

Вот противоречий много. Если посмотреть, что на самом деле было в государстве Российском в то время, при императоре Николае, и потом как его позиционируют, как о нем говорят, то очень большая как-то… такой диссонанс такой. И поэтому вот эти все… многие такие вещи, которые говорили о царе, немножко как бы поменялись. Сейчас уже люди там уже не гордятся тем, что они убили царя. Они уже понимают, что совершилась большая трагедия, что совершился большой обман, что именно здесь, в этом месте было совершено такое злодеяние.

Но, в то же время, я помню слова Святейшего патриарха Алексия II, когда мы освящали Храм-на-Крови… Он, к сожалению, не был, болел, приехал владыка митрополит Ювеналий, он возглавлял освящение Храма-на-Крови. И было зачитано его послание к этому дню. И он говорил такие слова: что здесь, на этом месте, где была попытка уничтожения России, отсюда должно быть и возрождение всего государства и России в целом. Поэтому и делалось очень многое для того, чтобы, как Вы сказали, Екатеринбург стал центром, духовным центром. Потому что там император, там царь, там царская семья - это особая семья, которая очень много сделала хорошего. Потом там, к сожалению, все хорошее, что сделано, все было забыто. Особенно если посмотреть на деятельность преподобной мученицы Елисаветы - сколько она добра, сколько милосердия совершала, и так поступить с ней - то как-то душа болит за то, что люди неблагодарны за то милосердие, которое оказала преподобная мученица Елисавета всем нуждающимся, болящим, скорбящим. Она пошла по тому пути, по которому не каждый может пойти. Тем более, что она - человек из такого сословия, из этого… из славы, богатства, чести. И она все это оставила и больше всего обратила внимания на людей нуждающихся, болящих, скорбящих, обездоленных и так далее.

Поэтому… И, конечно, вот это все - показатели того, какая была злоба против таких людей, которые так много хорошего сделали для России, для людей, живущих в нашей стране в то время.

К. Мацан

Я только уточню для наших слушателей, что Храм-на-Крови - это храм-памятник, который построен в Екатеринбурге на месте дома купца Ипатьева, в котором и были расстреляны, собственно говоря, члены царской семьи.

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий сегодня в гостях у нас проводит с нами этот «Светлый вечер».

А. Митрофанова

Владыка, Вы упомянули Крестный ход, который совершается в Екатеринбурге на протяжении всех тех лет и в котором Вы принимаете участие и сейчас принимали, даже несмотря на то, что Вы уже другую митрополию возглавляете. А Вы могли бы рассказать об этом явлении - что это такое? Крестный ход - это же не всегда… То есть это не флэшмоб, это не какая-то показательная акция. Это какое-то совершенно другое явление, другого порядка. Люди добровольно объединяются, выходят на улицы. Что происходит в Екатеринбурге в эти дни?

Митрополит Викентий

Отрадно, что в Екатеринбург в эти дни, как мы называем, «Царские дни», прниходит, приезжает огромное количество людей. Если посмотреть на историю Крестного хода, то поначалу было 20-30 человек - шли Крестным ходом.

А. Митрофанова

Это в 2000-е годы, наверное?

Митрополит Викентий

Да, вот так - в 90-е, в 2000-е годы. Народу очень мало. Ну, так… Притом, они сами как-то так решались. То есть они шли по тому пути, по которому везли останки царской семьи, по той дороге приблизительно, по которой везли вот эти грузовики останки царской семьи после их убийства в Ипатьевском доме. И, конечно, они шли с этим… шли по этому пути в память об этом страшном злодеянии, которое совершилось, и какую-то принести свою жертву, себя, жертву, как бы покаяние, что вот наши отцы, наши предки как-то бездумно все это совершили и совершили такой страшный грех.

Сейчас каждый год мы совершали Крестный ход, и было сначала 1 тысяча, потом 2 тысячи, потом 3 тысячи, потом 10 тысяч, потом 20 тысяч, 30 тысяч, 40 тысяч, 50 тысяч, 80 тысяч…

А. Митрофанова

Ничего себе!

Митрополит Викентий

Вот в прошлом году и вот в этом году около 100 тысяч человек.

А. Митрофанова

Ничего себе!

Митрополит Викентий

Да. И люди приезжают со всех концов России. Люди приезжают из разных стран мира даже. И это очень отрадно, что воскрешается память о царское семье совсем по другим понятиям - что царь не является тем человеком, который… так сильно его осуждали, оскорбляли и по-всякому обзывались, а у людей появляется понятие о царе Николае как о великом человеке, который совершил очень много доброго, хорошего для России. И то, чем он был когда-то оклеветан, потихонечку вот эти клеветы начинают терять свою силу, и люди видят в нем особого человека - великого человека, который очень много сделал для Русской церкви, для России в целом и, конечно, для нашей Церкви, в том числе.

Поэтому вот этот Крестный ход - особый такой Крестный ход, где люди идут в таком большом количестве. Целая прямо такая река народа идет. Смотришь сзади, обращаешься назад, смотришь - прямо река. Народы идут. Если пройтись по рядам этого Крестного хода, то люди молятся, все молятся. По-разному: кто-то читает Канон, кто-то читает Акафист, кто-то поет пасхальные песнопения. Кто-то просто говорит Иисусову молитву. Причем, вот этот огромный Крестный ход - это огромное такое… как пламя, горящее к Небу с воззванием о том, чтобы Господь помиловал, простил, сохранил Русскую землю. И, конечно, мы этим Крестным ходом тоже как бы даем дань любви и уважения к царю, к царской семье за этот подвиг, который он нес в своей жизни, особенно в Екатеринбурге, когда он терпел очень много унижений, оскорблений. И, конечно, самое страшное - это вот такая тяжелая смерть. Потому что есть такое свидетельство о том, что он не просто был расстрелян, а были расстреляны - ранили просто этих всех людей, всю царскую семью, а потом уже кинжалами ее добивали. Так очень злобно и очень страшно, ужасно наносили раны этим людям. Поэтому, конечно, смерть была очень сложная, тяжелая, очень страшная, очень болезненная. И вот это все они претерпели в последние минуты своей жизни. И тогда, когда мы все это понимаем… И, конечно, хотелось бы, чтобы наши люди понимали значимость той деятельности, которую совершил царь-император Николай II для нас, и мы какую-то дань любви и уважения… делаем этот Крестный ход, и люди с большим удовольствием идут этим Крестным ходом, потому что получают от Бога, от царской семьи очень много, чего они просят во время Крестного хода. Люди исцеляются от болезней, люди получают какие-то… Те просьбы, которые они и просят… Разные бывают ситуации в жизни человека. И этот Крестный ход не просто проходит, а он проходит с большой пользой для тех, кто ходит этим Крестным ходом.

К. Мацан

Я бы вот еще о чем хотел спросить - мы уже об этом начали частично говорить, но я бы хотел продолжить. Мы сейчас, говоря о фигуре императора Николая II и царской семьи в целом, в основном акцентируемся на, скажем так, роли этого человека в судьбе России, нашей истории. Но ведь святой, которого прославила Церковь, как мы верим, в первую очередь, являет личный пример, пример для нас, каждого, в отдельности, как некий образец. Раз Церковь его прославляет, значит, это какой-то путь, которым мы можем и для себя - вот мы, обычные люди, - смотря на этот пример можем руководствоватьс я. Вот как Вам кажется, какой для нас, простых людей, наших слушателей, в том числе, личный пример являют и царственные страстотерпцы, и преподобная мученица Елизавета Федоровна?

Митрополит Викентий

Ну, можно почерпнуть из жизни царской семьи и жизни преподобномучени цы Елисаветы много таких назидательных для себя примеров. Ну, вот просто так, по-человечески: человек у власти, человек в славе, в чести, в богатстве, и сразу же отнимается у него все, он остается простым человеком. И, несмотря на это, он не растерялся, а он вместе со своей семьей… Вместе они… Вот если взять Царское Село, в Царском Селе их арестовали, привезли туда, и они жили в этом доме. Сами работали, сами обслуживали себя. Нет у них никакой прислуги, ничего. Они копали, они сажали, рубили дрова, чистили снег - всю работу делали очень смиренно, терпеливо, робко, без недовольства, без ропота, без каких-то там возмущений в душе - все очень спокойно. И, что интересно, что охрана, которая охраняла их… Они, конечно, ставили такую охрану, чтобы раздражать, чтобы унижать, оскорблять…

А. Митрофанова

Провоцировали?

Митрополит Викентий

Да, провоцировали их на такое… на вызов такой. Они очень спокойно, очень кротко и смиренно к этим вызовам относились. И эти охранники, злобные, ужасные такие, грубые, видя такую кротость, такое смирение, сами менялись, они другими становились. И власти, которые видели, что меняется отношение к царской семье, просто меняли их вообще оттуда, ставили других охранников. Охранники тоже эти чуть-чуть побудут, увидят это незлобие, кротость, смирение - тоже делались другими. То есть это большой показатель для всех нас - что не злом можно победить зло, а добром побеждается зло. И они очень с добротой, с любовью, с уважением, с таким отношением добрым. Ну, они понимали все это, очень хорошо понимали, что это искушение, это испытание их веры, и они старались жить по-евангельски. Все, что они делали, все делали на основе Евангелия, святых отцов. Это большой пример для всех нас. И потом, смотрите, если уже дальше Тобольск, такая же ситуация. В Екатеринбурге вообще ужасное состояние было у них, когда там закрыли окна, забили большой забор, чтобы не видно было. В комнате было все закрыто, чтобы не видно ничего. В таком виде… Потом, относились к ним очень грубо - ну очень грубо. И они отвечали на эту грубость только добротой и любовью, уважением. Это взять одну сторону.

Вторая сторона. И вот дети их. Они уже были большие. Они могли бы сказать: «Ну, папа, мама, это Ваши проблемы, Ваши дела, Вы должны уже до конца нести этот свой крест, а мы пойдем своей дорогой, своей жизнью и будем устраивать свою жизнь, как нам нужно. Мы же молодые, надо замуж выходить, жениться и жить своей…» Нет, они пошли за своими родителями. Это тоже показатель большой. Они безропотно, без… Некоторые… Другие бы дети: «Да я не хочу, да я на верную смерть идти не хочу» и так далее. Они это знали - что это уже не на добро идут, а на мучения идут. И они не оставили своих родителей. Они пошли за своими родителями, вместе пошли - и в Тобольске, и в Екатеринбурге вместе, до конца несли свой крест. Это показатель единства, любви, показатель такого настоящего семейного благополучия. Вот эта царская семья - это, можно сказать, очень большой пример для современной семьи - как нужно жить в семье. Когда они воспитывались на основе Евангелия, они читали Евангелие каждый день, они читали духовную литературу каждый день, светскую литературу - все вместе. Царь читал - они слушали. Царица что-то делает - то же самое, они вместе слушают. То есть такое было высочайшее воспитание детей своих, что они с любовью относились к своим родителям - настоящая любовь, жертвенная любовь к своим родителям. И они сподобились в одночасье, можно сказать, получить те венцы Царства Божия, к которым они стремились всю жизнь. Почему они были так воспитаны? Действительно, потому что их готовили к вечной блаженной жизни. И на основе чего? На основе Священного Писания. И они старались воплотить своей жизнью те идеалы христианства, которые они получили через чтение Священного Писания и святых отцов. И вот как раз это помогло им перенести те тяготы, которые они несли.

А. Митрофанова

Я слушаю Вас, владыка, и до меня постепенно начинает доходить другой смысл всем известных слов: «Они любили друг друга и умерли в один день». Когда все хорошо и радостно, прекрасно и замечательно, «жили они долго и счастливо и умерли в один день», это одна история. А когда вот это самое «умерли в один день» раскрывается в свете истории царской семьи, то здесь понимаешь, что вот именно в таких ситуациях эта настоящая любовь, наверное, и начинает проявляться. А готов ли ты будешь ради любимого человека вот так, до конца оставаться рядом с ним? В истории есть такие примеры - их, в общем-то, немало. И что касается людей, о которых мы сегодня говорим, - ведь не только члены царской семьи, но и искренне любящие их люди… Доктор Евгений Боткин - он тоже мог спастись. Но он…

Митрополит Викентий

Им даже предлагалось, чтобы они ушли. Им даже предлагалось, еще в Тобольске говорили: «Вы можете быть свободны». Они говорят: «Нет, мы готовы остаться до конца с царской семьей».

А. Митрофанова

Очень насыщенная такая получается смысловая парадигма у всей этой истории. Я напомню, что в гостях сегодня в программе «Светлый вечер» на радио «Вера» - митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа, постоянный член Священного Синода Русской Православной церкви, кандидат богословия. Ну, и владыка служил долгое время, возглавлял Екатеринбургскую епархию. Собственно, поэтому мы сегодня и говорим, в день памяти преподобномучени цы Елизаветы Федоровны Романовой и на следующий день после дня памяти царской семьи, об этих событиях. Буквально через минуту вернемся. Здесь Константин Мацан, я - Алла Митрофанова.

К. Мацан

- «Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается. Здравствуйте еще раз, дорогие друзья! В студии моя коллега Алла Митрофанова и я, Константин Мацан.

Мы сегодня беседуем с митрополитом Ташкентским и Узбекистанским Викентием, главой Среднеазиатского митрополичьего округа. И я предлагаю сейчас из Екатеринбурга, про который мы только что много говорили, переместиться как раз в Среднюю Азию, Вашу нынешнюю епархию. Это очень, мне кажется, сложный для несения, служения и проповеди регион - просто в силу своих культурных особенностей. То есть Вы - православный епископ в стране мусульманской культуры, по большому счету. И это, наверное, делает Ваше служение особенным. Вот как Вы видите свою миссию в этом регионе, в этой епархии?

Митрополит Викентий

Конечно, главная миссия для нас, живущих там, в Узбекистане, - это то, чтобы жить так, чтобы наша жизнь соответствовала нашему высокому идеалу христианской жизни, чтобы показать пример христианской жизни. К сожалению, есть такая проблема, что в мусульманстве - я вижу, реально смотрю на жизнь - есть некоторые моменты, которые мы уже потеряли (нравственные моменты жизни), но у них сохраняются еще.

А. Митрофанова

То есть мы потеряли, а у них они сохраняются?

Митрополит Викентий

У них сохраняется, да. Вот что очень нас как-то печалит. Вот есть такое понятие о целомудрии - что там стараются (конечно, может быть, не скажешь, что на сто процентов), но есть такая, еще сохранилась, есть, что они стараются, чтобы до брака не было никаких связей. То есть добрачные и внебрачные союзы - это исключается. И это очень важное такое - что люди живут целомудренно, то есть живут так, чтобы сохранить вот такую целость в своей жизни.

А. Митрофанова

Владыка, ну, а это декларируется, или люди действительно так живут?

Митрополит Викентий

Они действительно так живут. Особо не декларируется. Ну, там есть свои обычаи, которые показывают, что они сохраняют эту древнюю традицию, и это очень важно. И, конечно, они имеют большое уважение к старшим, к своим родителям, к своим бабушкам, дедушкам. И как раз это и есть одна из причин, почему они столько времени живут, казалось бы, вместе с православными людьми, но не переходят в православие. Хотя некоторые из них хотели бы это сделать. Но они не желают переходить в православие, в христианство, потому что не хотят причинить неприятность своим родителям.

А. Митрофанова

Сделать им больно.

Митрополит Викентий

Больно, да. «Особенно больно не хочу сделать моему дедушке, бабушке, потому что, понимаете, я как-то уважаю, люблю их и не хочу, чтобы из-за меня они быстрее ушли из этой жизни».

А. Митрофанова

Владыка, а почему у них это сохранилось, а у нас нет, как Вы думаете? Это же важно - понять, как это работает, чтобы у нас то же самое было! Хочется, чтобы у нас так же относились к родителям!

Митрополит Викентий

Вот… Хотя, конечно, у нас есть такой Закон Божий, заповеди Божии о том, что «чти отца своего и матерь свою, и благо тебе будет, и долголетен будешь на земли», то есть, с обетованием эта заповедь. И другие есть места в Священном Писании, где об этом говорится. Видно, нам больше надо об этом говорить, акцентировать внимание на этих Заповедях Божиих и раскрывать их больше для нас. Потому что люди это знают, может быть, но не выполняют. И это очень печально, что люди знают… И иногда даже с людьми говоришь, беседуешь с ними, и они говорят: «Ну да, мы знаем». - «Ну, а почему же Вы не делаете? Вы же это знаете, что так нужно?» Вот такая ситуация, что некоторые люди знают, но не делают, другие не знают - и потом они не делают. Вот такая ситуация. Поэтому, видите, иногда нам нужно вот эти Заповеди Божьи больше раскрывать для нашего народа, чтобы он их воспринимал с самого детского возраста и понимал, что это очень важно не только для того, чтобы жить хорошо на земле, а важно для того, чтобы получить от Бога вечную блаженную жизнь. Вот если… Мы же потеряли в годы советской власти, к сожалению, это понятие. Стерто вот это понятие. И в годы советской власти очень так деликатно, красиво нас увели из этого понятия. Нам сказали: «Зачем Вам Царство Божие? Мы сделаем Царство Божие на земле. Вы будете здесь хорошо жить, у Вас все будет». И поэтому о Царствии Небесном сейчас люди мало говорят. И не думают. А когда-то все строилось на том, что я делаю добро, потому что Господь мне воздаст благами небесными. Я делаю какое-то благо здесь, доброе и хорошее дело, потому что Господь меня вознаградит в Царстве Небесном. То есть он работал, делал честно, добросовестно, порядочно - все делал ради Царствия Божия. Поэтому он и делал это как перед Богом, не перед людьми. Поэтому так и было и честности больше, и доброты больше, и уважения к старшим больше - потому что он это понимал, что это делает ради Царствия Божия, ради вечного своего спасения. Когда это отнято, то ради чего я буду делать все эти вещи?

А. Митрофанова

Как вобоще выстраиваются Ваши отношения с мусульманами там, в Ташкенте и вообще в Узбекистане? Как Вы с ними взаимодействуете? Вы - человек, облеченный саном, у Вас есть власть в глазах огромного количества людей. Как к Вам там относятся?

Митрополит Викентий

Слава Богу, относятся очень хорошо - с уважением, с почтением. И я прямо даже как-то удивляюсь, что я хожу в такой одежде - в рясе, подряснике, с клобуком, с посохом по городу. Когда вот я уеду посещать свои приходы - например, Бухару, такой сугубо мусульманский город с большими древними традициями… И, я помню, прошел по центральной улице, там люди стоят, сидят, чего-то разговаривают. Они встают, кланяются, некоторые хотят даже сфотографировать ся, приветствуют, какие-то дары дают, какие-то там подарки вручают. В общем, такое почтение и уважение - я вот удивляюсь - удивительное такое… Очень приятно, что нету раздора, нету такого раздражения, недовольства какого-то такого среди народа. Они к нам относятся как к православным, относятся очень хорошо.

Вот создалась такая уже традиция - ну, у нас в этом году исполняется 145 лет присутствия Русской Православной церкви на этой территории. И вот, слава Богу, за это время не было таких конфликтов, не было каких-то войн - и дай Бог, чтобы никогда не было. А было всегда такое дружное, хорошее отношение между мусульманами и православными. Нет у нас таких конфликтов, которые бы нас разъединяли и как-то приносил какие-то скорби. Поэтому, слава Богу, вот это очень приятно, что есть возможность молиться, есть возможность служить Божественные службы в храмах Божиих, никакого препятствия в этом нету. Наоборот, они нам помогают. Если большое скопление народа, то они посылают наряд милиции, чтобы они там помогали, чтобы у них было все в порядке. Они за этим очень следят - чтобы был порядок, чтобы никаких не было ситуаций, которые бы мешали нам совершать богослужение.

Поэтому внимание к нам доброе, хорошее, и добродушное, и почтительно-уваж ительное.

К. Мацан

Я вот в свое время, как журналист, брал интервью у главы Ингушетии Юнус-бека Евкурова. Тоже схожая ситуация - в этом регионе есть абсолютное мусульманское большинство и православное меньшинство, и одна из мыслей Юнус-бека Евкурова сводилась к тому, что добрососедство основано всегда на вере, то есть на том, что мусульманин, который правильно, здраво и глубоко знает и понимает свою веру, никогда не станет проявлять агрессию по отношению к православному. Так же и православный христианин, который по-настоящему правильно понимает свою веру, не станет проявлять агрессию к человеку другой веры. То есть когда у каждого есть свое сокровище, двум таким людям намного более легко договориться и жить дружно, чем, допустим, двум людям, либо превратно понимающим веру, либо чем просто светскому сознанию или религиозному сознанию. Вот что Вы об этом думаете? В Вашем случае, как Вам кажется, на чем строится добрососедство межрелигиозное?

Митрополит Викентий

А как раз так и есть, что… Они почему нас уважают и не причиняют нам никакого такого зла, а, наоборот, нам помогают? Потому что они уважают верующего человека.

К. Мацан

Как такового?

Митрополит Викентий

Как такового, да. «Но он же Бога чтит - поэтому мы его должны любить, уважать. Вот такое понятие. И если посмотреть на историю, когда первые христиане приходили в Ташкент, в Узбекистан - в эти страны, то это было в 1860 - 1870-е годы, стали приходить туда наши русские православные люди, то мусульмане помогали им строить дома, строить храмы даже. Они называли: «Мы строим православные мечети», - так они о них говорили. Ну, и, конечно, соответственно, и православные тоже помогали, когда стали уже получше себя чувствовать там. Потому что они приходили как беженцы, как люди, не имущие ничего - ни крова, ни кола, ни двора, и жили под открытым небом. Там тепло, но все равно надо иметь какой-то кров. И вот они там помогали им, очень хорошо помогали. И помогали им, потому что это верующий человек - он хороший. Верующий человек - это хороший человек, честный, добросовестный, он плохого не сделает никогда. Поэтому этому человеку надо и помогать. Вот такое понятие у них по отношению к нам, православным людям, верующим людям. Поэтому создалась такая атмосфера такого добрососедства, доброго отношения к нам. И, конечно, соответственно, и мы тоже стараемся жить в мире с мусульманами, которые ничего плохого нам особо не делали. Наоборот, мы рады, что можем свободно нести свое служение, молиться, ходить в Церковь, исповедовать свою веру и участвовать во всяких церковных таинствах.

А. Митрофанова

Почему же у нас-то по-другому? Вот я слушаю Вас, владыка - Вы рассказываете про людей, которые, не имея крова, денег, не имея ничего, приезжали туда, и их там как-то хорошо принимали, а у нас ситуация обратная. Я думаю, что Вы прекрасно знаете, как у нас относятся к людям, которых принято называть гастарбайтерами, из Вашего региона, в том числе и из Узбекистана. И я сколько уже историй читала у себя в ленте, в одной из социальных сетей, где рассказывают о том, что есть у нас дворник - как раз из таких восточных республик. Всем улыбается, со всеми здоровается, говорит: «Здравствуй, брат!» Но как же к нему относятся соседи! Что же они его так не любят? Он ничего плохого не сделал - ничего плохого, кроме хорошего, понимаете? Он убирает, и прекрасно убирает двор и все такое. А может быть, он больше мог бы делать, если бы оказался в другой ситуации. Но, к сожалению, они приезжают сюда на тех условиях, которые от них не зависят и от нас не зависят, и мы ничего сделать не можем. Но человеческое отношение - это то, что зависит от нас!

Митрополит Викентий

Конечно!

А. Митрофанова

Почему же мы-то тогда их так воспринимаем? Что это такое, как? Объясните.

Митрополит Викентий

Видно, мы… Есть какая-то невоспитанность, что ли… Нет такого воспитания, что надо иметь всех людей. Хотя мы имеем такую заповедь Божию, что мы должны любить не только… даже врагов своих. А тут человек, который ничего плохого не делает, но мы его воспринимаем как врага, как такого, который может нести какое-то зло.

А. Митрофанова

Потому что он иной.

Митрополит Викентий

А. Митрофанова

У него лицо другое.

Митрополит Викентий

У него другое лицо, да. На самом деле, они очень трудолюбивые, очень такие почтительные, уважительные. Вот идешь по городу - они всегда здороваются: «Здравствуйте!» Или по-своему, по-мусульмански они здороваются, и все равно - кланяются и здороваются, обязательно. Знают - не знают, видят любого человека, даже в городе - они здороваются друг с другом. Это удивительное такое. Как-то сохранились вот эти ценности, которые когда-то у нас тоже были. мы же тоже так жили. А вот сейчас как-то у нас, к сожалению, мы теряем… Нам надо, конечно, воспитывать людей вот в этих ценностях, которые очень важны для нас.

А у нас тоже… Мы же тоже были такими отзывчивыми, добродушными, любвеобильными, помогали друг другу. Там ведь сохранилась еще одна такая традиция, которая, я помню, еще в детстве у нас была, в нашей деревне, где я жил. У них есть такое понятие - «махаля». То есть такой вот квартал - там несколько… И там живут люди, все знают друг друга. Есть старший человек там - председатель Махали, который знает все беды, трудности каждой семьи, какие потребности есть. И знают, что есть бедные люди, есть нуждающиеся, они как-то собираются вместе и помогают этому человеку. А он обращается к местной власти, говорит, что «вот там есть такой человек, надо ему помочь». Забота о человеке такая очень хорошая.

У нас тоже, я помню, когда я был в детстве, тоже так собирались вместе родственники или близкие, родные: ну, давайте, у одного пойдем что-то копать землю в огороде, сажать картошку или что-то такое. Потом идем к своему соседу и помогаем, потом идем к другому, и так мы вместе, как в хорошей, доброй семье, помогали друг другу во всем: и строить дома, и строили какие-то постройки в своем хозяйстве.

А здесь вот вся страна осталась… Когда я увидел это все, мне как-то вспомнилось детство - как у нас было в свое время в нашей деревне. (Смеется.) Поэтому вот есть, у нас было все, но, опять-таки, что-то все это разрушилось.

К. Мацан

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий сегодня проводит с нами этот «Светлый вечер».

А. Митрофанова

Владыка, если бы я не знала, о каком регионе Вы говорите, я бы сказала: «Вот оно, практическое христианство».

Митрополит Викентий

- (Смеется.) Да…

А. Митрофанова

Получается, что нам есть чему учиться у этих людей. И, вообще-то, я не очень понимаю, знаете, вот этого нашего великодержавного пафоса, когда мы бьем себя кулаком в грудь и говорим, что «вот мы Святая Русь, значит, мы весь мир должны научить, как надо жить». А на самом деле, если внимательнее посмотреть на себя, на то, как мы себя ведем, особенно когда есть такие примеры перед глазами, о которых Вы говорите, когда рассказываете про Узбекистан, честно говоря, становится неловко. И зависит от пафоса великодержавного, непонятно, на чем основанного. Наведи сначала порядок у себя в душе, у себя в доме - потом, может быть, можно будет и на окружающий мир посмотреть.

К. Мацан

А я бы вот о чем хотел спросить. Вы упомянули тех узбеков, которые переходят в православие, вернее, принимают православие в Вашей епархии. Случались ли у Вас разговоры с теми местными этническими узбеками, которые приняли православие, что они находят для себя в христианстве, чем продиктован их выбор? Ведь это нетипичный выбор для этого региона - в каком-то смысле, пойти против течения. Но, тем не менее, люди на это решаются. Что они говорят?

Митрополит Викентий

Есть, да. Конечно, это небольшое количество людей, которые решаются на такой путь. Есть разные ситуации в жизни, которые как-то их заставляют и наталкивают на то, чтобы они оставили свою религию и своих даже предков… Потому что, действительно, когда они переходят в православие, на них недовольство есть со стороны всей родни. И, конечно, он себя чувствует не совсем ловко в такой атмосфере, и тяжело ему, но он вот так полюбил Церковь Божию, полюбил веру православную, что он готов терпеть любые и лишения, и унижения, которых не имел бы до этого, для того, чтобы быть в храме Божием и получить эту великую благодать, которую он чувствует от таинства церковного, от своей веры в Бога и от своей такой жизни по Заповедям Христовым. Вот это единственное, что его держит и укрепляет. Вот есть такое. Но, конечно, это очень небольшое количество людей.

А. Митрофанова

Вы знаете, я сейчас думаю, а как вообще воспринимается фигура Христа вот этими людьми, которые переходят в христианство, в православие. Не было этого в их жизни, в их культуре, и вот вдруг выяснилось, что есть Христос. Как они вообще Его видят, как они чувствуют Его присутствие, кто Он для них?

Митрополит Викентий

Конечно, когда они решаются принимать православную веру, то они… У нас есть такая практика сейчас, что прежде, чем крестить, мы готовим людей к крещению. Они проходят 12 бесед обязательно. И во время этих бесед мы и говорим о Христе, о таинствах веры, которые мы имеем. И когда они углубляются в смысл нашей веры, то, конечно, они осмысленно подходят к этому - к вере православной, к вере Христовой, и с особой такой любовью, с особым таким дерзновением берут на себя такую ношу, такой путь, который для них довольно сложный, много трудностей им приходится преодолевать, но идут именно ради любви ко Христу.

А. Митрофанова

Расскажите, как вообще живут у Вас люди? Мы же знаем, в основном, Узбекистан и другие страны этого региона по тем людям, которые приезжают к нам, сюда, на заработки. Это значит, что там действительно тяжело, очень тяжело. Как живет Ваша паства, чем они живут, что для них самое главное в жизни, как они вообще переживают эти трудности, как смотрят на них?

Митрополит Викентий

Ну, я бы сказал так, что наша паства - они как подвижники. Они очень спокойно переносят вот эти все, казалось бы, трудности жизни. Там очень жарко, например, сейчас - там жара до 60 доходит…

А. Митрофанова

Митрополит Викентий

- …и даже в свои годы до 70 градусов на солнце. И я смотрю на них - что они спокойно переносят эти все климатические условия, как-то привыкли. Если сейчас еще, слава Богу, есть кондиционеры, а вот когда я думаю, а что было, когда не было этих кондиционеров, как они жили здесь в таких условиях… Но вот жили. Я спрашиваю: как раньше было, без кондиционеров? Ну, вот так и жили. Душно там было, жарко, но все равно - так и жили, слава Богу.

А. Митрофанова

Где они работают, чем занимаются? Уровень жизни там какой? Вы простите, что я о таких бытовых вещах у Вас спрашиваю, но негде больше узнать, не у кого спросить.

Митрополит Викентий

У них, вот если взять Узбекистан, они очень много трудятся на земле, то есть очень такие большие труженики сельского хозяйства. И землю, конечно, тяжелее обрабатывать, чем здесь, в России, потому что там жара. там нету дождей. Вот сейчас, летом, дождей почти что нету совсем. И им приходится поливать эту землю. И есть у нас системы ирригационные, которые поливают. И есть такие земли, в которых очень много соли, им приходится эту землю обрабатывать, чтобы промыть эту землю от солей, а потом уже засеять, что нужно там для своей… какие-то культуры. Это труд очень большой, и они вот… Сейчас, если взять ситуацию в Узбекистане, то можно сказать, что Узбекистан сейчас - большая строительная площадка. Там все меняется, очень быстро все строится. Все города, даже села. Новые дома. Старые разрушаются - новые строят. Новые кварталы, новые проспекты, красивые. Очень приятно было видеть, что едешь в этом году - там все разрушается, а на следующий год приезжаю - там уже все построено, красиво, зелени много, деревни большие растут, цветет все. И они очень аккуратный такой народ. Потому что вот такая… Везде, вот Вы посмотрите их хозяйства - вот дом, там всегда есть чистота. У них есть такая традиция, очень хорошая традиция - что обязательно хозяин или хозяйка должны держать около себя чистоту. Они вот встают рано, где-то в шесть или семь часов утра, и все чистят, поливают там все, освежают свою территорию. Ведь даже в городах - лестничная площадка, они обязательно приходят, каждый выходит из своей квартиры и обязательно все почистит, сделает все, чтобы было красиво и чисто.

Есть еще такая традиция тоже интересная: вот если вступил в брак человек, молодая семья, то молодая жена в течение 40 дней должна убирать весь свой этот участок дома. Если в доме, то есть на земле, понятно… Если они живут… Они живут так как бы в таком в компактном… Много семей вместе, в одну ограду. Эту всю ограду они должны чистить.

А. Митрофанова

Одна семья, не по очереди?

Митрополит Викентий

Не по очереди.

А. Митрофанова

Это такой «медовый месяц»?

Митрополит Викентий

Только вот… (Смеется.) Медовый месяц, да!

А. Митрофанова

Интересно…

Митрополит Викентий

Интересно так, да. И они говорят: «Вот хорошо, что у нас сейчас 40 дней, мы свободны, есть кому работать».

А. Митрофанова

Свадьбу отыграли, называется! Ах!..

Слушайте, а ведь при этом семьи, наверное, очень крепкие?

Митрополит Викентий

Крепкие, да.

А. Митрофанова

Как это так получается? То есть, получается, что такая трудотерапия и вообще сложные условия жизни способствуют тому, что люди как-то дружнее, что ли?

Митрополит Викентий

Дружнее, да, там дружнее. Не считается, что это как унижение человеческого достоинства. Это считается, как правило такой жизни, культура своя. И они это делают без особых таких недовольств или ропота. Так положено - значит, так и делаем.

А. Митрофанова

И детей еще при этом рожают. Много.

Митрополит Викентий

Конечно, да, да. Многодетные, да.

А. Митрофанова

Эх, есть о чем задуматься, конечно, глядя на такие примеры…

К. Мацан

Владыка Викентий, вот, двигаясь уже к завершению нашего разговора, я бы хотел, если позволите, Вам такой личный вопрос задать. Когда Господь того или иного человека перемещает из одной точки в другую… Если это церковнослужител ь - то для служения, или просто для работы, в каких-то других ситуациях, то мы как-то призваны всегда задуматься, наверное, что мы здесь можем почерпнуть для себя - вот в этом новом городе, в этой новой стране, какое задание Господь мне дает, какой урок я могу для себя вынести, что нового могу для себя узнать и почерпнуть? Вот лично для Вас нынешнее Ваше служение в таком специфическом регионе чем является? Как Вы для себя его осмысляете, если можно?

Митрополит Викентий

Я, конечно, окунулся совсем в другую традицию, но в которой много интересного такого. Ну, так и говорят, что Восток - дело тонкое. Вот эти тонкости взаимоотношений - бывают очень интересные, очень интересно посмотреть. Даже вот, смотрите, чай наливают, да? Мы обычно наливаем чай доверху. Они, наоборот, чай наливают чуть-чуть, на донышке почти что. Это показатель уважения к гостю.

А. Митрофанова

Почему, как это объясняется?

Митрополит Викентий

Объясняется том, что есть тоже такое правило, что хозяин должен обслуживать своего гостя. И если он мало наливает, то он больше будет уделять ему внимания.

А. Митрофанова

То есть он все чаще и чаще будет к нему подходить!

Митрополит Викентий

Чаще будет доливать! (Смеется.)

А. Митрофанова

Действительно, тонко! Очень тонко! (Смеется.)

Митрополит Викентий

И так много таких интересных страниц есть в этих странах, и это познавательно, очень интересно, можно обогатить себя вот этими новыми знаниями, которых мы не знаем здесь. Я не знал об этих вещах ничего, а там уже, видите как - все познается… (Смеется.)

А. Митрофанова

Вы с такой любовью о них рассказываете - улыбаетесь, смеетесь, о каких-то традициях рассказываете, которые Вы там узнали. Из благополучного региона Екатеринбург Вас переместили туда, где плюс 70 бывает летом, и Вы при этом сохраняете какой-то такой оптимизм. Почему, как это так? Как это возможно вообще?

Митрополит Викентий

Ну, понимаете, мы же и так должны думать о том, что все, что ни делается, делается по промыслу Божию. Если Богу было угодно это сделать, то противиться Богу нельзя, это сам себе повредить, поэтому нужно с благодарностью и с любовью принимать Божие произволение и выполнять свое призвание, к которому нас Господь призывает, и выполнять, применяя все свои старания и все знания, которые Господь дает. Когда так, то это легко и никаких ропотов и недовольства нету, потому что мы знаем, что делаем дело Божье. И, опять-таки, мы этим самым учимся тому, чтобы не быть привязанным к чему-то. Как вот есть у нас в Священном Писании, что человек ни к чему не должен привязываться. Сказать-то я… Конечно, такое я, можно сказать, воспитание получил из Троице-Сергиевой лавры, потому что я являюсь насельником Троицкой, и там были такие ситуации, когда, довольно часто, бывало, перемещали нас из одной кельи в другую, чтобы не быть привязанными ни к чему. И когда это делалось, то заранее думаешь: зачем у себя накапливать какие-то вещи, потому что все равно их надо перетаскивать туда-сюда?

А. Митрофанова

А переезд - он как пожар! (Смеется.)

Митрополит Викентий

Да-да! А то взял сумочку - и пошел в любую келью! Так же и здесь: сказали - туда, значит, взяли чемодан и пошел туда, куда Господь призывает. Видно, есть необходимость такая, Богу виднее, что нужно для блага - и для самого человека блага, и для блага нашего служения, которому мы служим в том или ином месте, в той или иной епархии.

К. Мацан

Спасибо огромное за эту беседу, владыка! Напомню, сегодня с нами «Светлый вечер» провел митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа. В студии были Алла Митрофанова и я, Константин Мацан. Спасибо огромное за внимание! До новых встреч на волнах радио «Вера».

А. Митрофанова

До свидания!

Митрополит Викентий

65-летний юбилей со дня рождения отметил 4 октября 2018 г. глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский ВИКЕНТИЙ. Юбиляра приехали поздравить архиереи и священнослужители из разных епархий Русской Православной Церкви, многочисленные верующие Екатеринбургской и Ташкентской епархий.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил главу Среднеазиатского митрополичьего округа митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия с 65-летием со дня рождения

Ваше Высокопреосвященство!

Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой – 65-летнем со дня рождения.

Промыслом Божиим Ваша жизнь неразрывно связана с Церковью, где Вы, со тщанием исполняя различные послушания и служа с благоговением, неизменно стремитесь свидетельствовать современникам о Христе Спасителе и Его учении.

За минувшие годы Вы обрели немалый архипастырский опыт, который помогает Вам ныне плодотворно трудиться на ответственном посту главы Среднеазиатского митрополичьего округа, развивать епархиальную и приходскую жизнь во вверенном Вашему попечению церковном уделе.

Перед Вами также стоит важная и непростая задача – развивать сотрудничество со светским руководством Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана. Надеюсь, что такое взаимодействие будет и впредь способствовать духовно-нравственному воспитанию людей, поддержанию межрелигиозного диалога, созиданию мира и общественного согласия.

Молитвенно желаю Вам крепости сил, бодрости духа, помощи Божией и преуспеяния в дальнейшем архипастырском делании.

С любовью о Господе,

+КИРИЛЛ, Патриарх
Московский и всея Руси

В день, когда Святая Церковь совершает праздник отдания праздника Воздвижения Креста Господня и день памяти святителя Димитрия Ростовского Божественную литургию совершил митрополит Викентий в сослужении митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия, архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта, управляющего Патриаршими приходами в Туркменистане, епископа Павлодарского и Экибастузского Варнавы, епископа Единецкого и Бричанского Никодима, епископа Исилькульского и Русско-Полянского Феодосия, епископа Душанбинского и Таджикистанского Питирима, епископа Кокшетауского и Акмолинского Серапиона, епископа Серовского и Краснотурьинского Алексия. За Литургией молились настоятельница Свято-Троицкого Никольского женского монастыря Ташкента игумения Екатерина с сестрами обители и настоятельница Крестовоздвиженского женского монастыря игумения Филарета. После запричастного стиха проповедь произнес проректор по учебной части ТПДС протоиерей Сергий Стаценко.

В этот день в соборе Святых Христовых Таин сподобились причаститься многочисленные прихожане и гости епархии.

После Причастия был совершен благодарственный молебен ко Господу в честь юбиляра, а затем Преосвященные архипастыри поздравили митрополита Викентия с 65-летием со дня рождения.

Первым поздравительное слово произнес митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл , отметив: «Мы сегодня приехали с группой паломников в Ташкент, чтобы поздравить Вас с этой замечательной датой, заверить Вас в том, что это место было родным, так и является родным: Вы всегда знаете, что можете опираться на уральскую паству, которая и по сей день остается верной Вам, помогает Вам в Ваших трудах, в несении Вашего архипастырского служения здесь на трудной, но полезной и благодатной святительской Ташкентской кафедре, которую освятили своими трудами многие великие подвижники Церкви Христовой».

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт , управляющий Патриаршими приходами в Туркменистане, зачитал поздравительный адрес от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава зачитал поздравительное слово от главы Митрополичьего округа Русской Православной Церкви митрополита Астанайского и Казахстанского Александра. Помимо теплых слов, сказанных в письме в адрес юбиляра, митрополит Александр принял решение о награждении митрополита Викентия орденом Священномученника Пимена, Епископа Верненского и Семиреченского.

В этот день митрополита Ташкентского и Узбекистанского, главу Среднеазиатского митрополичьего округа Викентия поздравил Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев .

Ваше Высокопреосвященство!

Примите мои самые искренние поздравления по случаю 65-летия со дня Вашего рождения!

Вы выполняете важную, благородную миссию – служите идеалам гуманизма и справедливости, активно способствуете укреплению духовно-нравственных устоев, атмосферы добра и милосердия в нашем обществе.

Мы высоко ценим роль возглавляемой Вами Ташкентской и Узбекистанской епархии в дальнейшем упрочении межнационального и гражданского согласия в стране, дружбы и взаимопонимания между людьми разного вероисповедания. Уверен, что и впредь епархия будет приумножать традиции высокой духовности и человечности, единства и сплоченности нашего многонационального народа.

Как Вы, конечно, хорошо знаете, в последние годы в Узбекистане принят ряд действенных мер в рамках последовательной государственной политики, направленной на укрепление межнационального и межконфессионального согласия в стране. Созданы все необходимые условия для полноценной духовной жизни верующих, в том числе православных, построены и отреставрированы многие христианские храмы. Безусловно, мы продолжим работу в этом важном направлении.

Хотел бы выразить глубокую признательность Вам за Ваш огромный личный вклад в развитие и укрепление дружественных отношений и согласия между представителями разных конфессий, проживающих в Узбекистане, а также продвижение традиционных семейных ценностей.

В этот светлый день от всей души желаю Вам здоровья, счастья и успехов во всех Ваших благих начинаниях во имя укрепления мира, толерантности и взаимопонимания в нашей многонациональной стране.

Владыку поздравили с днем рождения сотрудники Екатеринбургского Епархиального управления, члены приходского совета Свято-Успенского кафедрального собора, многочисленные прихожане и волонтеры молодежной инициативной группы «Твори добро».

Большой праздничный концерт «День русской культуры» прошел по благословению главы Среднеазиатского митрополичьего округа митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия 4 октября 2018 года в Академическом Русском драматическом театре Узбекистана. На концерте присутствовали представители дипломатического корпуса, столичной интеллигенции, прихожане храмов Ташкента, многочисленные гости епархии.

В первой части концертной программы выступили архимандрит Гермоген (Еремеев) и Алексей Тихомиров. В сопровождении ансамбля русских народных инструментов «Урал» они исполнили множество русских народных и духовных песен, благодаря которым в зале воцарилась необычайно теплая, по-семейному уютная атмосфера.

Во второй части программы выступил победитель второго сезона проекта «Голос» на Первом российском телевизионном канале Сергей Волчков, порадовавший зрителей своим голосом и исполнением известных композиций.

https://www.сайт/2016-07-22/veruyuchie_obratilis_k_patriarhu_s_prosboy_vyslat_iz_tashkenta_mitropolita_vikentiya

За грехи его тяжкие

Верующие обратились к патриарху с просьбой выслать из Ташкента митрополита Викентия

Православные из Узбекистана обратились к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой выслать из Ташкентской епархии митрополита Викентия, некогда возглавлявшего Екатеринбургскую епархию. Жалобу прихожан Свято-Успенского кафедрального собора Ташкента, настоятелем которого является митрополит Викентий, опубликовал портал Credo.ru.

Особенно, по словам православных, Викентий крайне грубо ведет себя с женщинами. «Унижает, нередко яростно и громко кричит, и доводит до слёз порой за то, что ему просто не понравился внешний вид человека, - пишут горожане. - Самочинно отлучает от причастия, например, за то, что женщина расписана с мужем в ЗАГСе, но не венчана, <…> тем самым доводя людей своими расспросами и порицаниями до слёз прямо перед Чашей, что нередко приводит к тому, что люди в униженном состоянии уходят из собора». После чего многие верующие уже не возвращаются в храм.

Также авторы письма жалуются на косноязычие Викентия: «Его сорокаминутные проповеди крайне косноязычны и почти несодержательны, он плохо владеет русским языком, допускает множество богословских ошибок и почти языческих суждений».

Крайнее возмущение у прихожан вызывает «алчность» Викентия. «К сожалению, одновременно с рьяным служением, мы увидели его алчность в заслуженной выдаче зарплат работникам, которая и так с трудом дотягивает до среднего уровня, - говорится в обращении. - Мы, простые прихожане и работники епархии, возмущены тем, что он (монах) отметил своё 60-летие (не дату хиротонии или юбилей епархии) в одном из дорогих ресторанов города «ОСИЁ ГРАНД», после чего сотрудники не получали заработные платы в течение двух месяцев, с тех пор пошла тенденция задерживать зарплаты, прикрываясь отсутствием денег, либо по любому малейшему поводу её урезать, лишать, при этом все знают, как часто он бывает в поездках за границу».

Кроме того, прихожане отмечают, что священнослужители не редко предлагают заплатить немалую сумму тем, кто желает креститься, но не хочет проходить перед этим огласительные беседы. Люди жалуются патриарху и на совсем вопиющие вещи, в частности, что бесследно исчезают драгоценности, которые благодарные за чудеса прихожане дарят иконе Пресвятой Богородицы «Тихвинская».

Основная часть преподавателей семинарии возмущены его позицией касательно порядков в заведении, где будущие батюшки вместо учёбы большую часть времени занимаются хозяйственными работами и строительством. «В итоге мы получили множество диаконов и священников, которые такие же косноязычные. Подобные служители, будучи священниками, произносят такие вещи, от которых не то что у богословски образованных людей, у простых прихожан возникают возмущения», - говорят авторы обращения.

По их словам, Викентий проявляет «халатное и бесчеловечное отношение к трудящимся». «Для рабочего, которому отрубило болгаркой три пальца руки, он запретил вызывать скорую помощь, уверяя всех, что он будет жить и всё будет хорошо», - говорят авторы жалобы и просят патриарха отозвать «этого человека» с территории республики и дать им «доброго пастыря».

Авторы письма предупреждают, что если их просьба останется без положительного ответа, они будут вынуждены обратиться в Комитет по делам религий, Министерство внутренних дел Узбекистана и в службы госбезопасности. Для того, чтобы ведомства рекомендовали владыке Викентию покинуть пределы республики как «вносящему смуту и возмущающему умы и сердца людей».

В пресс-службе Ташкентской и Узбекистанской епархии назвали опубликованное письмо клеветой, подготовленной группой людей, которые желают выжить владыку из республики. «Все это письмо - клевета. Обвинения сфабрикованы непонятными людьми, а не прихожанами. По всей видимости, письмо подготовила некая группа людей, которым, видимо, владыка не дал сделать какие-то незаконные вещи, непотребства какие-то, - сказал пресс-секретарь епархии отец Михаил. - Простой прихожанин не напишет такой текст. Там выверена каждая запятая».

Отец Михаил опроверг информацию о грубости владыки и о задержках зарплат сотрудникам епархии: «Владыка никогда ни одного человека не выгнал из храма. Он - ревнитель православия. С приходом Викентия в Ташкент кафедра ожила. Делается много благих дел. Люди благодарны владыке, что он доходчивым языком объясняет священное писание». Единственный факт, который он подтвердил - то что Викентий действительно праздновал свой день рождения в ресторане. Но банкет целиком оплатили благодетели митрополита.

По словам представителя Ташкентской епархии, сейчас идет активный сбор подписей прихожан под обращением в поддержку Викентия. «Прихожане говорят, что люди, написавшие это письмо, идут против священного писания. В Евангелии сказано: не злословь против начальствующего, всякая власть от Бога дана. Истинно верующий человек такого никогда не напишет. Все обвинения - это просто человеческая зависть», - добавил пресс-секретарь епархии.

Отметим, Викентий (Морарь) возглавлял Екатеринбургскую кафедру с 1999 года. В 2011 году был переведен в Среднюю Азию. Кто-то посчитал это ссылкой, другие напротив - новой карьерной ступенькой. Практически сразу архиепископ Викентий получил более высокий чин митрополита и возглавил весь Среднеазиатский митрополичьий округ, а в октябре 2011 года введен в состав Священного Синода - высшего руководящего органа РПЦ.

Единая Екатеринбургская и Верхотурская епархия с его уходом была разделена на три: Екатеринбургскую, Нижнетагильскую и Каменскую. Руководить Екатеринбургской епархией был поставлен митрополит Кирилл, возглавлявший до перевода Ярославскую епархию.

Если измена мужа воспринимается хоть и болезненно, но терпимо, то измена мужу обеими сторонами считается чем-то непростительным. И на то есть несколько причин. Во-первых, мужчины собственники и эгоисты. Во-вторых, у женщин нет основного инстинкта, направленного на передачу свих генов максимальному количеству партнеров. Именно поэтому женщин так часто мучает совесть после измены. Что с этим делать, давайте разбираться.

Причины женских походов «налево»

Если мужчинами-изменниками движут в основном инстинкты, то у женщин все сложнее и тяжелее. Упасть в объятия другого может заставить:

  • Самооценка и недостаток внимания со стороны любимого. Жену не балуют, не говорят красивые слова, не целуют перед уходом на работу? Тогда она просто перестает себя любить и будет искать нежность у того, кто готов её дать. Также не нередко идут налево те жены, половинки которых предпочитают семье работу и пропадают на ней сутками. Женщине нужна нежность и тепло;
  • Возраст. Молодые жены чаще склонны к походам налево, ведь они потенциально еще в поиске партнера, поэтому не стоит выходить замуж в слишком юном возрасте;
  • Пример матери или подруг. Если девочка росла с мамой, которая постоянно меняла мужчин, она будет воспринимать это как норму и просто копировать. То же касается женских компаний, где является нормой иметь любовника;
  • Измена в ответ. Идея глупая, но иногда жена не видит, как отомстить иным способом. Здесь можно задаться вопросом, мучает ли совесть мужа за его походы налево;
  • Неудовлетворенность в постели. Да, женщине тоже нужны постельные забавы, и не раз в месяц;
  • Симпатичный коллега. Он может оказывать знаки внимания постоянно или «понравиться» во время корпоратива, после определенной дозы алкоголя. То же касается измены в отпуске, если жена ездит отдыхать одна. Просто слабость, продлившаяся несколько минут;
  • Если женщина –глава семьи. Сегодня такие перемены ролей -привычное явление, поэтому жена может просто заиграться в мужчину;
  • Долгие разлуки с любимым;
  • Новая любовь. Тоже бывает, но вряд ли жена пойдет на такие отношения, если муж её устраивает полностью.

В любом случае, измена жены всегда сигналит и пределе и серьезном кризисе в отношениях.

Как действовать

Итак, самое страшное уже случилось и перед нами стоит вопрос: что делать? Начните решение проблемы с вопроса, любите ли вы супруга, готовы ли дальше продолжать отношения и «чинить» их. Вариантов, как действовать, есть немало, но в первую очередь ответьте самой себе, почему вы изменили любимому человеку? Поверьте, он тоже виновен и у вас есть, чем крыть. К сожалению, мужчина этого не признает никогда, но в любом случае, нельзя разгребать семейные кризисы одной. Пусть он тоже работает над общими проблемами.

  • Самый правильный вариант — молчать в тряпочку. Особенно он уместен в том случае, если измена случилась на фоне негативных эмоций, обиды или алкоголя. Нет, вы должны осознать собственную вину и искупить её своей нежностью и любовью к половинке, но не рассказывать ей о том, что случилось. Подругам, кстати, тоже;
  • Если есть хоть мизерный шанс, что он об этом узнает, расскажите. Возможно, супруг вас и простит. В этом случае измена может стать поводом для серьезной работы над вашими отношениям и ключом к разрешению многих общих проблем. Главное — убедить любимого, что все произошло по не зависящим от вас обстоятельствам: импульс после обиды, месть за флирт мужа с другой девушкой, алкоголь. Ну, и признайте свою глупость и расскажите, что лучше мужа никого нет и развода вы не хотите. Только знайте, что муж-собственник вряд ли это забудет. На самом деле, большинство мужей, узнав про адюльтер, готовы сразу же расстаться с любимой женой, причем даже в том случае, если любят её. Потом они будут страдать, но ущемленная мужская самооценка играет большую роль. Рассказав и проработав проблему, больше никогда ему не напоминайте об этой истории;
  • Также можно просто уйти. Это уместно в том случае, когда любовь уже прошла. И совсем не обязательно уходить к другому. Самое интересное здесь то, что некоторые пары, расставшиеся после серьезного кризиса, нередко воссоединяются и могут жить лучше, чем раньше. В любом случае, временное расставание поможет на все взглянуть иначе.

Женскую измену можно предупредить

Старайтесь гнать все мысли о походе налево во время ссор и даже если супруг вас обижает. Здесь важно понимать, что то, что мы воспринимаем как обиду, мужчины таковой могут и не видеть. Поэтому психологи говорят, что нас не обижают, это мы сами обижаемся.

Есть еще один важнейший момент. Не молчите — проговаривайте все, что вас в отношениях не устраивает. Муж без слов ничего не поймет. Не стоит стесняться высказывать свое недовольство сразу, это лучше, чем копить его и совершать на этой почве дурацкие поступки. Быть искренней и не молчать о своем недовольстве — один из китов, на которых держится счастливая семья.

Как жить дальше?

Итак, это уже случилось. Ваша задача – сохранение отношений. Что можно сделать?

  • Работать над собственными ошибками. Не стоит заниматься самопоеданием, лучше собственную жизнь проанализировать. Если после алкоголя тянет на приключения, объявите сухой закон и не связывайтесь с компаниями, где любят выпить. Если вы работаете с молодыми симпатичными парнями, можно поменять работу. Даже дела постельные при желании можно разнообразить, и неважно, сколько лет вы женаты;
  • Займите чем-нибудь другим голову. Если мысль о случившейся измене постоянно гложет вас червем, попробуйте перекинуть мысли на что-то другое. Лучше всего в этом поможет новое хобби.
  • Отдайтесь времени. Оно лечит. Вы уже ничего не можете изменить. Только из-за этого не стоит убиваться долгое время. Если же совсем плохо, то есть психотерапевты или священники, как люди, которые выслушают обязательно;
  • Посвящайте себя семье и любимому. Можете вспомнить тот период, когда только начинались ваши отношения. Также можно их просто перезагрузить. Как — придумайте сами;
  • Игнорируйте все, что о вашей измене вам напоминает. Уберите номер телефона любовника из вашей книжки, удалите его из соцсетей, обходите стороной те кафе, где вы встречались и те улицы, где вы гуляли;
  • Как бы ни было тяжело, ничего не вываливайте на супруга. В крайнем случае, поделитесь с верным другом или даже просто незнакомым человеком, который навсегда вашу тайну похоронит. Или просто забудет. Но вам станет легче.

Кстати психологи считают, что лучший вариант после измены — попытаться восстановить отношения. Ведь вы друг к другу уже притерлись и привыкли, и, возможно, у вас уже появились какие-то механизмы совместной жизни. К тому же, только спустя несколько лет после начала отношений зарождается настоящая любовь. Такой вариант будет наиболее удобным и для вас, и для детей, и для мужа. Сложность в том, что не все мужья готовы.

А еще, помните, что каждая измена — это отдельная и уникальная история, поэтому единого ответа на вопрос, что делать, если это стряслось, нет и не получется всех грести под одну гребенку. В любом случае, вы всегда можете обратиться к психологу. Главное — делать это вместе с мужем. Сохранить счастливую семью можно только если вы будете трудиться над этим вместе.

Неверные мужья – это очень распространенное явление, которое уже не считается чем-то необычным и не порицается обществом в полной мере. Согласно российской статистике, почти 78% мужчин изменяют своим законным женам. Мужей оправдывают их полигамностью, большим количеством тестостерона, который не дает им контролировать свои инстинкты.

Сегодня трудно найти мужа, который ни разу не изменял жене – такова печальная статистика: многие жены даже не подозревают, что их супруг – любитель сходить «налево». При этом сами жены – далеко не ангелы. По статистике, в России около 25% женщин способны на измену мужу, находя утешение в постели чужих мужчин.

Причины женских измен

Женская измена – явление довольно интересное, которое подчас может иметь совершенно противоречивые мотивы. Рассмотрим наиболее популярные из них, чтобы яснее понять природу измены мужу.

Женское и мужское отношение к измене

И все-таки женщины изменяют по-другому, и главное отличие в их поведении – способность скрывать свои похождения. Женщины более хитры, коварны и чувствительны, поэтому они умеют как раскрывать измены мужей, так и о умалчивать о собственных грехах.

Если женщина изменила и не хочет, чтобы об этом кто-то узнал, то это может так и остаться ее тайной. Мужчинам сложнее хранить подобные секреты: будучи самцами, которые стремятся оплодотворить как можно больше самок, они любят хвастаться своими победами, и рассказывают о своих романах друзьям. Жены же более недоверчивы: вообще более сложна, чем мужская, и не каждая женщина доверяет своим подругам настолько, чтобы рассказать о своей неверности.

Угрызения совести

Есть еще один момент, который отличает женскую измену от мужской – это следующие за ней угрызения совести, которые мучают неверных жен намного чаще и сильнее, чем неверных мужей.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png