Пенсионная система России - это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих цель предоставления гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система России в современном виде введена с 1 января 2002 года и включает в себя отношения по формированию назначению и выплате следующих видов пенсий:

Трудовой пенсии;

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению;

Негосударственной пенсии.

Российская пенсионная система представляет собой довольно сложное для понимания сочетание старой распределительной системы для тех, кому государственная пенсия уже назначена, и элементов накопительной составляющей для тех, кому государственная (трудовая) пенсия еще будет назначена. По-прежнему, нынешним пенсионерам пенсия выплачивается из сумм, полученных налогообложением зарплат (фонда оплаты труда) работающего поколения.

Важными составляющими пенсионной системы России стали негосударственное пенсионное обеспечение и пенсионное страхование, осуществляемые негосударственными пенсионными фондами.

Если отличие составляющих пенсионной системы по виду управления и собственности - государственное/негосударственное, понятно из названия, то термины «обеспечение» и «страхование» имеют большое количество определений.

Обеспечение - система мероприятий, направленных на компенсацию законодательно установленным гражданам их заработка в период нетрудоспособности за счет средств Пенсионного фонда России, формируемых из платежей федерального бюджета.

Страхование - система правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам их заработка в период нетрудоспособности за счет денежных фондов, формируемых из уплаченных страхователями (предприятий, учреждений, граждан) страховых взносов.

Структура пенсионной системы Российской Федерации представлена на рисунке 1.

Государственное пенсионное обеспечение (до 2002 года) - выплата государственных пенсий, назначенных до 1 января 2002 года исходя из стажа работы, соотношения среднемесячной зарплаты работника и средней зарплаты по стране. Данный вид пенсий выплачивается из федерального бюджета.

Государственное пенсионное страхование - назначение и выплата трудовой пенсии (базовая, страховая и накопительная части), начиная с 1 января 2002 года застрахованным в Пенсионном фонде России работникам и гражданам, осуществляющим индивидуальную деятельность (нотариусы, предприниматели и т.п.) в зависимости от размера уплаченных страховых взносов и страхового стажа (времени уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России работодателями или гражданами, осуществляющими индивидуальную деятельность). Минимальный страховой стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии - 5 лет. Под трудовой пенсией понимается ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц. Право на трудовую пенсию определяется условиями и нормами, установленными пенсионным законодательством РФ.

Государственное пенсионное обеспечение (с 2002 года) - назначение и выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Государственная пенсия - ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им утраченного заработка (дохода). Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

Федеральные государственные служащие;

Военнослужащие;

Участники Великой Отечественной войны;

Граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

Нетрудоспособные граждане (инвалиды) в зависимости от стажа государственной службы или выслуги лет. Размер пенсии по государственному пенсионному обеспечению участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, нетрудоспособным гражданам (инвалидам) соответствует в процентном отношении размеру базовой части трудовой пенсии. Данный вид пенсий выплачивается из федерального бюджета.

Профессиональные пенсионные системы - назначение и выплата профессиональных льготных пенсий, связанных с особыми условиями труда (списки №1, №2 производств, цехов, профессий и должностей, дающих право на государственную пенсию на льготных условиях). Профессиональные пенсии выплачиваются за счет дополнительных взносов работодателей (учредителей профессиональных пенсионных систем) до достижения пенсионного возраста. Данный вид пенсий в настоящее время не назначается до принятия соответствующего федерального закона.

Негосударственное пенсионное обеспечение - назначение и выплата негосударственных пенсий за счет пенсионных взносов вкладчиков (юридических и/или физических лиц) по условиям договоров негосударственного пенсионного обеспечения, заключенных между вкладчиками и негосударственными пенсионными фондами.

Обязательное пенсионное страхование - назначение и выплата негосударственными пенсионными фондами накопительной части трудовой пенсии за счет страховых взносов работодателей и граждан, осуществляющих индивидуальную деятельность, по условиям договоров об обязательном пенсионном страховании, заключенных между застрахованными лицами и негосударственными пенсионными фондами .

К основным федеральным законам , регулирующим в настоящее время пенсионное обеспечение в Российской Федерации, относят:

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166 - ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №167 - ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173 - ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Федеральный закон от 01 апреля 1996 г. №27 - ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования";

Федеральный закон от 24 июля 2002г. №111 - ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации";

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. №190 - ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".

Структура пенсионного обеспечения в РФ представлена на рисунке 2.


Рисунок 2 - Пенсионное обеспечение в РФ

Кроме того, к законодательству, регулирующему обязательное пенсионное страхование, относятся:

Конституция РФ ;

Постановление Правительства РФ от 15.03.97 №318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования».

Пенсионная система РФ состоит из следующих институтов (Рисунок 3) :


Рисунок 3 - Институты пенсионной системы РФ

Пенсионный фонд РФ (ПФР) - один из крупнейших и наиболее важных социальных институтов России и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. Фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.

Пенсионный фонд РФ выполняет функции по пенсионному обеспечению граждан РФ. Первоначально денежные средства в виде пенсионных отчислений поступают в ПФР.

Цель ПФР состоит в пенсионном обеспечении граждан России. Главным юридическим основанием деятельности фонда является положение о "Пенсионном фонде РФ", принятое ещё в 1991 году постановлением Верховного Совета. В нём даётся определение ПФР как самостоятельного финансово-кредитного учреждения, созданного в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Помимо этого, ПФР исполняет функции основного субъекта обязательного государственного пенсионного страхования.

Для реализации своих функций Пенсионный фонд (ПФР) формирует собственный бюджет, который подлежит утверждению федеральным законом. Пенсионный фонд (ПФР) включает в себя как централизованный фонд, так и его региональные и местные отделения.

Управление Пенсионным фондом обязательного страхования осуществляется централизованным органом - Правлением, возглавляемым Председателем.

Негосударственный Пенсионный Фонд (НПФ) - является определенной формой некоммерческой организаций, осуществляющей соцобеспечение. Таким образом, основная задача НПФ состоит в негосударственном пенсионном обеспечении граждан РФ. Юридическим основанием для деятельности негосударственных фондов является Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах".

Для решения главной задачи, негосударственные пенсионные фонды реализуют ряд функций, в число которых входит сбор средств с граждан, их размещение с последующим распределением прибыли, полученной от вложения денежных средств. Помимо этого, НПФ осуществляют оформление всех необходимых для выдачи пенсий документов и непосредственно выплату денежных средств гражданам РФ.

Механизм работы негосударственных пенсионных фондов довольно прост. Прежде всего, лицу которое решило доверить накопительную часть пенсии НПФ необходимо заключить с ним пенсионный договор, основным элементом которого является одна из трёх пенсионных схем. В соответствии со сберегательной схемой, вкладчик будет получать пенсию в течение установленного периода времени. Страховая схема даёт возможность вкладчику на получение пожизненной пенсии. Последней схемой является смешанная. Она сочетает в себе черты сберегательной и страховой схем.

Вкладчиком может быть не только гражданин (то есть физическое лицо), но и юридическое лицо, передающее накопительную часть пенсии своих сотрудников в НПФ.

Негосударственные пенсионные фонды инвестируют полученные от вкладчиков денежные средства в активы и получают прибыль в виде процентов. Часть её НПФ оставляет себе в качестве вознаграждения и в счёт оплаты издержек, другая часть формирует страховой резерв, а остальное прибавляется к суммам, внесённым вкладчиками, формируя пенсию.

Когда вкладчик (физическое лицо) достигает пенсионного возраста, НПФ рассчитывает размер пенсии, а также порядок её получения. Выбор НПФ осуществляется по многим критериям, среди которых опыт его работы в данной сфере, состав учредителей, размер резервов фонда, а также совокупный объём пенсионных взносов. Все эти показатели свидетельствуют в основном о надёжности НПФ, что является наиболее важным для вкладчиков, доверяющих фонду своё будущее.

Возможность перевода накопительной части пенсии в Негосударственный Пенсионные Фонды (НПФ) появилась с 1 января 2004 г.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 22.01.03 №34 государственной управляющей компанией назначен Внешэкономбанк. Денежный средства в государственную управляющую компанию поступают в том, случае если гражданин РФ не сделал выбор в пользу другой управляющей компании .

Внешэкономбанк приступил к выполнению обязанностей государственной управляющей компании, основываясь на ряде Федеральных законов, нормативных актах субъектов исполнительной власти, а также на договоре с Пенсионным фондом РФ. При этом банк находится под контролем ФСФР (Федеральной службы по финансовым рынкам), Пенсионного фонда РФ и Банка России.

В соответствии с принципами, главным из которых является приоритет интересов учредителя, банк реализует свою главную цель: обеспечивает сохранность средств пенсионных накоплений граждан. Для этого управляющая компания имеет право инвестировать средства в различные типы ценных бумаг, в число которых входят государственные и ипотечные ценные бумаги, а также вносить денежные средства в рублях и иностранной валюте на счета кредитных организаций.

Частные управляющие компании осуществляют работу с накопительной частью пенсии. Вопрос о выборе частной управляющей компании появляется, в случае если гражданин РФ желает передать накопительную часть своих пенсионных отчислений в доверительное управление частным управляющим компании, а не оставлять под управлением государственной управляющей компании.

Управляющие компании (частные или государственные) осуществляют только временное управление финансовыми средствами будущих пенсионеров, а к тому моменту, как гражданин достигает пенсионного возраста, накопленные финансовые средства передаются в Пенсионный фонд РФ, где и осуществляется расчет самой пенсии. При этом они осуществляют свою деятельность компании под строгим контролем государства.

В период существования Российской Федерации тема пенсионного обеспечения в стране поднималась не раз. Первая пенсионная реформа в РФ была осуществлена в 1990 г. В это время было принято ряд законодательных документов, регламентирующих минимальный размер пенсии, порядок исчисление ставки пенсионного обеспечения исходя из стажа работы и уровня заработной платы, а также ряд других вопросов, обеспечивающих пенсионные выплаты гражданам РФ.

Проблема достойного пенсионного обеспечения является одной из острейших для современной России. Проводимая пенсионная реформа - это долгосрочная программа, направленная на:

Постоянную реализацию мер по поддержанию уровня жизни пенсионеров в условиях роста стоимости жизни;

Решение неотложных текущих задач социального обеспечения;

Решение проблем стратегического характера, связанных со стабильным состоянием пенсионной системы.

C вступлением в силу с 2002 года федеральных законов “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”, “Об обязательном пенсионном страховании” и “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” в стране запущен механизм пенсионной реформы, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ .

Новая разработанная модель пенсионной системы, основанная на страховых принципах формирования пенсии, была призвана вывести страну из распределительной системы, в будущее персональных пенсионных накоплений и заработанных страховых компенсаций.

Пенсионная реформа - совокупность организационных, правовых, экономических и политических мероприятий, связанных с изменением условий пенсионного обеспечения .

Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Сущность пенсионной реформы в Российской Федерации заключалась в переходе работы Пенсионного Фонда от распределительной схемы к распределительно-накопительной. Распределительная схема представляла собой сбор пенсионных отчислений работающих граждан и последующее их распределение между пенсионным населением.

С началом реализации пенсионной реформы (январь 2002г.) пенсионная система Российской Федерации претерпела существенные изменения. Вместо распределительной пенсионной системы стала действовать смешанная пенсионная система, которая состоит из совокупности пенсий (рисунок 4) .

Распределительно-накопительная схема не только распределяет пенсионные отчисления, но и определенную часть отчислений накапливает на специальном пенсионном счете работающего гражданина.

Рисунок 4 - Основные виды пенсии в России

До пенсионной реформы ПФР осуществлял деятельность по распределительному принципу - каждый работодатель обязан уплачивать Единый социальный налог (ЕСН), который предусматривает отчисления в Пенсионный фонд. Данные поступления ПФР направлял на выплату пенсий действующим пенсионерам. Отчисления в ПФР состояли из двух частей:

Базовой;

Страховой .

Кратко можно сказать, что все отчисления в ПФР поступали на один счет или в один общий фонд, из которого производилась выплата пенсий.

С проведением пенсионной реформы ПФР перешел от распределительной системы пенсионных накоплений к распределительно-накопительной. Таким образом, пенсия стала включать в себя три части:

Базовую;

Страховую;

Накопительную (рисунок 5) .

У каждого гражданина появились пенсионные накопительные счета, с помощью которых отдельная часть пенсии накапливается в собственный пенсионный фонд. Это значит, что каждый гражданин начинает формировать собственную пенсию с началом трудовой деятельности.


Рисунок 5 - Структура трудовой пенсии

С помощью проведения пенсионной реформы в стране, государство преследует следующие цели:

Совершенствовать пенсионные выплаты гражданам РФ;

Обеспечить достойную старость пенсионерам;

Стабилизировать ситуацию, учитывая демографический кризис;

Искоренить «черные» заработные платы;

Привлечь дополнительные инвестиции в экономику страны.

Условия пенсионного обеспечения в России считаются одними из самых демократичных в мире:

Правом на пенсию в системе обязательного пенсионного страхования обладают все жители - как граждане России, так и постоянно проживающие на ее территории иностранцы и лица без гражданства;

Трудовая пенсия не облагается налогом на доходы физических лиц;

Трудовая пенсия предоставляется по возрасту, по инвалидности и по случаю потери кормильца при условии, что страховой стаж (то есть стаж работы, в течение которого работодатель вносил за работника в рамках единого социального налога взносы на страховую часть трудовой пенсии) застрахованного лица составляет не менее 5 лет;

Официальный возраст выхода на пенсию по старости - один из самых низких в мире: 55 лет женщин и 60 лет для мужчин;

Социальная пенсия представляется на пять лет позже достижения официального пенсионного возраста - мужчинам с 65 лет и женщинам с 60 лет;

Будучи однажды предоставленной, трудовая пенсия продолжает выплачиваться, даже если ее получатель меняет страну проживания .

Россия, так же как и многие страны мира, столкнулась с множеством проблем при осуществлении пенсионного обеспечения своих граждан (неблагоприятная демографическая ситуация, дефицит бюджета по государственному пенсионному страхованию), а итогом для большинства пенсионеров стал низкий размер пенсий. Средний размер пенсии в 2008 году составлял 3086 рублей при среднем размере заработной платы 13527 рублей, что соответствовало коэффициенту замещения в среднем по всем отраслям экономики - 22,8% (в 2007 году - 25,6%). При этом в соответствии с рекомендациями Международной организации труда (конвенция №102 «О минимальных нормах социального обеспечения») коэффициент замещения должен составлять не менее 40% .

Во многих странах считается комфортным и устанавливается в качестве ориентира более высокий уровень коэффициента замещения - 60-75%. Таким образом, ни в одной стране мира достойный уровень жизни пенсионеров не обеспечивается исключительно за счет государственной пенсионной системы .

Сегодня системы пенсионного обеспечения, действующие в большинстве стран более 40 лет, достигли своей зрелости. Это означает, что большинство работающих охвачены пенсионными планами и имеют право на получение пособий в полном размере, население состарилось, доля лиц, делающих взносы в рамках пенсионного обеспечения, уменьшается.

Системы пенсионного обеспечения стран Европы имеют общие черты, но об их объединении говорить рано. Трудности связаны с налогами и с конкуренцией предприятий и другими объективными причинами, характерными для каждой страны в отдельности.

В Швейцарии действует государственное, трудовое и личное пенсионное страхование. Цели и принципы государственного пенсионного страхования определены в Конституции страны. Оно обязательно для всех и призвано обеспечить достойное проживание населению пенсионного возраста. Максимальная государственная пенсия не должна превышать двух минимальных государственных пенсий, размер пенсионных выплат подлежит изменению с динамикой потребительских цен в стране. Также в Конституции определены основные источники бюджетных поступлений формирующих государственные пенсии по старости:

Налог на табачные изделия;

Налог на алкогольные напитки;

Сборы с игрового бизнеса.

Пенсионные отчисления осуществляются государством (не более 1/2 от суммы пенсионного страхового взноса), работодателем (4,2% от заработной платы работника), и самими страхующимися (4,2% от годового дохода) .

Размер государственной пенсии по старости складывается из постоянной и переменной (в зависимости от среднего дохода) частей.

Пенсионный возраст в Швейцарии составляет для мужчин 65 лет, для женщин - 64 года. В связи с различной динамикой цен, в Швейцарии каждый страхующийся должен отчислять дополнительно 1% от своей заработной платы на финансирование индексации пенсий людям, которые ее уже получают.

Пенсионная система Великобритании состоит из трех компонентов:

системы государственного страхования;

системы профессиональных пенсий;

персональных пенсионных планов и Stakeholders пенсий.

Первый компонент пенсионной системы Великобритании представляет собой обеспечиваемую государством фиксированную сумму, которая гарантирует минимальную (базовую) пенсию. С апреля 2002 года введена вторая государственная пенсия (S2P), зависящая от заработка .

Государственные пенсии формируются за счет обязательных взносов работодателя (11,9% от заработка) и работника (10 %).

Взносы аккумулируются в Национальном страховом фонде. Из этих средств выплачиваются текущие пенсионные обязательства.

Второй и третий компоненты пенсионной системы Великобритании относятся к негосударственным пенсиям и не являются обязательными.

Профессиональные пенсии назначаются работодателем или группой работодателей.

Stakeholders пенсии введены в апреле 2001 года и представляют собой упрощенную и более дешевую форму персональных пенсий.

Налоговые льготы на профессиональные и Stakeholders пенсии состоят в том, что членские взносы работников в пенсионные взносы и страховые компании производятся до уплаты налогов.

Население Великобритании охвачено почти на 100% базовыми государственными пенсиями, почти на 50% системой профессиональных пенсий, немногим более 25% схемой персональных пенсий .

Пенсионная система Германии сложилась в 1890 годах при канцлере Бисмарке. По аналогии со Швейцарской пенсионная система Германии имеет трехколонную (три составляющие) модель:

государственное обязательное пенсионное страхование;

производственное пенсионное страхование (добровольное дело руководителей фирм и предприятий);

приватное (частное) страхование.

Обязательное пенсионное страхование Германии подразделяется на пенсионное обеспечение государственных служащих - федеральный уровень (BFA) и пенсионное обеспечение рабочих - земельный уровень (LVA). С юридической точки зрения различия между ними нет.

Удержание взносов и выплата пенсий осуществляется в едином информационном режиме, по единой системе персонифицированного учета. Средства не накапливаются: сегодня работники платят сегодняшним пенсионерам и формируют армию будущих работников, т.е. плательщиков пенсий.

Пенсионный возраст одинаков и для мужчин, и для женщин - 65 лет.

Выработавшие 35 лет стажа имеют право уйти на пенсию в 63 года. В настоящее время число людей, ушедших на пенсию раньше 65 лет, составляет 20% от общего числа пенсионеров. Уменьшение пенсионного возраста влечет за собой снижение размера пенсии.

Рассматривается вопрос о повышении пенсионного возраста до 67 лет.

Если первая (государственная) колонна пенсионной системы Германии основана на обязательности отчисления части заработной платы работника и доплаты государства, то вторая и третья колонны (негосударственные) предполагают добровольное участие в одном случае работодателя, в другом - самого работника при стимулирующих мерах государства.

С января 2001 года в Швеции началось практическое реформирование пенсионной системы. Общие идеи новой пенсионной модели, которые разрабатывались и обсуждались на протяжении почти семи лет, начали, наконец, воплощаться на практике .

Опыт Швейцарии важен для России, так как, по многим социальным показателям Российская Федерация очень напоминает королевство Швеции. Несмотря на различия в уровне доходов населения и стандартах жизни, стоимость жизни и там, и там относительно доходов населения весьма высока, что вынуждает граждан направлять основную массу своих доходов на текущее потребление.

И в России, и в Швеции пенсия составляет подавляющую часть доходов пенсионеров, если не является единственным источником средств, к существованию для них.

По шведским законам, официальный возраст выхода на пенсию - 61 год, а фактически по договоренностям профсоюзов и работодателей люди выходят на пенсию в 65 - 67 лет. В пенсионной системе предусмотрены два вида пенсии - пенсия, рассчитываемая на основе доходов (income pension), и премиальная пенсия (premium pension).

Первая аналогична страховой части пенсии в российской пенсионной системе, вторая - накопительной части, установленной в России только для более молодых возрастных групп. Кроме этого, системой предусмотрена и так называемая гарантированная пенсия - аналог российской базовой пенсии с той разницей, что она предусмотрена для людей с низкими заработками или отсутствием доходов.

Суммарный размер платежей в пенсионную систему Швеции составляет 16-25% - на пенсию, рассчитываемую на основе доходов, 2,5% - на премиальную и 3,5% - на коллективно-договорную.

Схемы общественного мнения показывают, что население в целом моделью пенсионной системы удовлетворено и считает ее справедливой.

Все пенсионные системы развитых стран представляют собой сочетание названных трех схем в различных пропорциях (таблица 1) .

Таблица 1

Пенсионные системы развитых стран

Финансирование

Возраст выхода на пенсию (муж/жен)

Период уплаты страховых взносов

За какой период учитываются доходы для начисления пенсии

Макси-мальный коэфф. замещения

Индексация пособий

частично-накопительная

весь трудовой период

по индексу потребительских цен

частично-накопительная

весь трудовой период

чистая з/п

Германия

Распредели-тельная

весь трудовой период

чистая з/п

Распредели-тельная

наиболее выгодные 12 лет

по индексу потребительских цен/брутто з/п

распреде-лительная

последние 5 лет

Великобритания

распреде-лительная

весь трудовой период

в соответствии с индексом потребительских цен

распреде-лительная

весь трудовой период

в соответствии с индексом потребительских цен

частично-на-копительная

наиболее выгодные 15 лет

в соответствии с индексом потребительских цен

Первая система выполняет функцию перераспределения доходов, а вторая и третья - накопление средств и все три обеспечивают совместное страхование от многих факторов риска в преклонном возрасте. В настоящее время большинство развитых государств сочетают в себе все три функции.

Также необходимо подчеркнуть, что система государственного накопительного пенсионного страхования играет важнейшую роль в экономике стран Европы. Размер резервов, находящихся в рамках этой системы, достигает половины ВВП конкретной страны.

Сегодня пенсионная система России испытывает негативные воздействия не только общемировых процессов старения населения и увеличения нагрузки на его трудоспособную часть, но и экономического кризиса, обусловившего серьезный недобор установленных пенсионных взносов. Она серьезно страдает от бессистемных изменений, нарушающих лежащие в основе пенсионного обеспечения страховые принципы (пенсионная система несет сегодня большую не страховую нагрузку, составляющую в среднем около 30% текущих взносов) .

Пенсионная система РФ еще не сформировалась до конца. Идет постоянная работа над ее совершенствованием.

Выйдя из школьных дверей, как правило, молодые люди не задумываются о далеких пенсионных перспективах. Да и когда задумываться. Жизнь вокруг бурлит. Учеба по профессии, поиск работы, трудоустройство, вступление в брак, рождение ребенка… Пенсия кажется далекой перспективой.

И подавляющее большинство людей не думают о том, что, во-первых, следует задумываться о том времени, во-вторых, следует скрупулезно складывать все документы, касающиеся учебы и трудовой деятельности всю жизнь . Бумажка к бумажке. В отдельной папке!

На самом деле оформление пенсии не простая задача, поскольку требуется рассчитать пенсионные выплаты с точностью до копеек. Все эти расчеты основываются на документах, которые вы скопили за всю жизнь в своей специальной папке . Эти документы должны отражать всю вашу трудовую жизнь. Этот момент не касается тех, кто практически не работал. Хотя и то время, что человек работал, должно подтверждаться соответствующими документами.

Логика подсказывает, что отсутствие (например, по причине утери и невозможности восстановления) хотя бы одного документа приведет к уменьшению пенсионных выплат. В юном возрасте потеря в перспективе в сумме пенсионных выплат, например 100 рублей, не воспринимается серьезно, поскольку при необходимости можно “перехватить”, например, у родителей. А вот при выходе на пенсию эти же 100 рублей будут оцениваться буквально на вес золота. Задумайтесь об этом и постарайтесь в течение жизни все документы скрупулезно сохранять.

Почему часть пенсионеров довольна своей пенсией, а часть нет

В разговорах на кухнях, а также в последние годы в Интернете много шума, касающегося размера пенсий и индексации. Причем многие люди идут на поводу у провокаторов, которые пытаются направить гневное мнение народа в нужное им русло. Да, существует такая возможность и связана она с тем, что многие не понимают суть пенсионной системы, ее устройства и способов формирования пенсий.

Видя только голые цифры, многие не задаются вопросом: “накопительная часть пенсии, что это такое?”. А страховая пенсия это ведь тоже относится к пенсионным выплатам. А как эта часть формируется, вы знаете? А вот как раз из-за различий в принципе формирования той или иной части пенсии и возникает разница в сумме. Поверьте, что добросовестно работавший всю жизнь человек будет получать достаточно весомую пенсию. Да, это не миллионы, но все же.

Давайте не торопясь разберемся, как реформируется пенсионная система РФ.

Что такое пенсионная система и когда она появилась

Вообще идея финансовой поддержки людей старшего поколения, которые уже не в состоянии получать доход своим трудом, но еще некоторое время проживут, появилась в ХIХ веке в Германии. Научные потенции Германии и в то время были сильны (достаточно вспомнить К.Маркса), поэтому идея сбора страховых взносов с работников и работодателей для создания фонда финансовой поддержки старшего поколения была принята за основу.

Главным в принятой системе было то, что хорошо работавший человек (естественно накопивший больше взносов) в итоге получал больше пенсионных выплат. Справедливо? Естественно.

Тем не менее, в те же времена в Дании попытались создать другую модель пенсионной системы. Было решено уравнять всех людей пенсионного возраста в правах на получение финансовых выплат. Хотя не совсем впрямую, поскольку предложено было выплачивать из общего фонда нуждающимся. Ну, прямо коммунизм какой-то. Не работал и не приносил пользы обществу – получи, работал и приносил пользу – получи столько же. Да, эта система позволяла снизить уровень бедности среди людей пожилого возраста, но очевидны были ее недостатки.

К слову датская уравнительная схема использовалась в СССР, что не способствовало пониманию необходимости принесения пользы обществу путем производства благ. Не случайно стимулами к труду в СССР были законы типа борьбы с тунеядством.

Мировое сообщество не согласилось с уравнительностью датской модели, и за основу в большинстве стран была принята модель, разработанная в Германии. Естественно, эта модель не раз корректировалась. Так уже в ХХ веке ввели понятие гарантированной пенсии и ее минимального размера. Причем гарантированная пенсия не была привязана к результатам труда человека.

Немного истории


В современном виде пенсионная система в России начала свою работу только 25 лет назад. 22 декабря 1990 было выпущено постановление Верховного Совета РСФСР за номером 442-1, которое и определило переход от уравнительной модели к созданию внебюджетного фонда пенсионного обеспечения. Учитывая, что в ведущих западных странах пенсионные системы работают и совершенствуются более 100 лет, не корректно сравнивать системы и уровни пенсий в России и у них, что регулярно происходит на страницах социальных сетей, вызывая недовольство народа.

В Интернете можно найти информацию об изменениях, которые претерпела и продолжает претерпевать наша пенсионная система. Понятно, что ошибок сделано немало. Это связано с тем, что в России продолжает совершенствоваться экономическая модель, которая не может быть полностью привнесена с Запада.

Наряду с ошибками в развитии нашей пенсионной системы, есть и объективные трудности. Вот конкретный пример. Когда во всех развитых странах были введены свои пенсионные системы, была выявлена общая проблема, связанная с сокращением работающих после достижения пенсионного возраста людей. Пусть это условно 60 лет (хотя этот возраст принят не во всех странах). Так вот, если еще в 1900 году работающих после 60-ти лет мужчин было 66%, то к 1990-му году этот показатель снизился до 28%.

Эта проблема (уменьшение количества работающих, а значит и уменьшение валового дохода государства) характерна не только для России. Но для нашей страны на эту проблему наложилась так называемая “демографическая яма”. Суть этой проблемы в том, что по статистике в большинстве стран двое работающих “кормят” одного пенсионера (это принцип социальной солидарности поколений), а в нашей стране из-за уменьшения рабочих рук и увеличение количества пенсионеров соотношение 2:1 уменьшается, и в результате создался дефицит пенсионного фонда. Этот дефицит приходится гасить государству.

Пенсионная система РФ сегодня

В настоящее время пенсионным обеспечением людей старшего поколения (да и не только) в России занимается Пенсионный фонд РФ (ПФР). Это автономная, но поддерживаемая государством, кредитно-финансовая организация, в которой накапливаются страховые взносы всех работающих граждан.

Любой работник должен знать и понимать следующее.

Взносы в ПФР на будущую пенсию выплачивает работодатель в сумме 22% от начисленной работнику заработной платы . Это и есть страховые взносы. То есть ваш работодатель страхует вашу старость.

На самом деле процентная ставка страховых взносов зависит от суммы выплачиваемого дохода и статуса организации, где работает работник. Стоит заметить, что 13% подоходного налога, которые высчитываются с работника идут в бюджет и никаким образом на величину пенсии в будущем влиять не будут.

В качестве отвлечения. Конечно же, нынешнему старшему поколению, которое большую часть трудового стажа получило во времена СССР, повезло с пенсией больше. Среднее и младшее поколение, работавшие и работающие в современных условиях (с зарплатами в конвертах), испытывают естественные опасения по поводу величины своих будущих пенсий.

Рекомендация.
Выбирайте место работы с белой зарплатой. Кстати и государство не зря борется с зарплатами в конвертах, имея понимание, что со временем будут недовольные, которые в свое время не поняли сути проблемы и на их счетах в ПФР весьма незначительные суммы. Конечно, не всегда удается найти достойную работу с белой зарплатой.

В этом случае вопрос накопления взносов на вашем счете в пенсионном фонде целиком на ваших плечах. Можете пополнять этот счет, а можете откладывать на свой счет в негосударственном пенсионном фонде или в любом банке. Но делать это надо понимая то, что в момент выхода на пенсию не надо будет кричать на всех перекрестках, что ваша пенсия маленькая. Кто виноват в этом? Вы сами.

Изменения в пенсионной системе с 2015 года

В 2015 году пенсионная система РФ претерпела стратегические изменения, которые идут в русле мировых тенденций. Очевидно, правильно не повторять ошибок, которые сделали другие развитые страны.

Итак, исходим из того, что в России существует обязательное пенсионное страхование, которое и формирует некую сумму для каждого потенциального пенсионера. Обязательные отчисления (от белой зарплаты) в последние годы все время подвергались реформам. Почему? Опять же это было необходимо в рамках поиска справедливой системы обеспечения старшего поколения в условиях нестабильности экономики.

В качестве основного изменения, принятого с 2015 года следует отметить принцип формирования страховой и накопительной частей. То есть в ПФР также будет две части, только с 2015 года это будут самостоятельные части со своей системой формирования.

Страховая часть теперь больше зависит от трудового стажа, что вполне справедливо. Для учета инфляции введена бальная система учета (так называемый ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент). Кстати, действующие пенсионеры не ощутят изменений, а ИПК будет применяться к тем, кто еще работает.

Таким образом, страховая часть представляет собой базовую, индексируемую часть. Например, в 2015 году эта часть проиндексирована на 837,97 рублей и в итоге страховая часть составляет 12 045,77 рублей.

Есть еще так называемая социальная пенсия, которая назначается от государства не работавшим (или мало работавшим) людям. Так вот в 2015 году эта пенсия проиндексирована даже больше – на 901,73 рублей, что в итоге составляет 8 479,29 рублей.

Если внимательно посмотреть на сравнения величины пенсий, которое крутится в соцсетях, то, как раз фигурирует цифра 8 479 рублей в сравнении с, например 40000 рублей (в пересчете) в стране ЕС. Как думаете, сравнение корректное? Во-первых, сравнивают величину пенсии человека, который не работал и не накопил (в нашей стране) с величиной пенсии работавшего человека в западной стране. Социальные пенсии у них тоже не очень высокие. Во-вторых, для корректного сравнения нужно было бы сравнить и цены на все в тех странах, с которыми проводится сравнение.

Кстати, есть еще дополнительное пенсионное страхование, при котором человек самостоятельно заключает договор, например, с негосударственными пенсионными фондами, которые вкладывают деньги для получения прибыли на ваши вложенные деньги в более рискованные, но с большими процентами, проекты. Но это каждый решает сам.

Как вы можете отследить свои накопления в ПФР? Очень просто.

Каждый человек и даже ребенок должны иметь так называемый . Это документ с вашим личным номером счета в рамках ПФР.

Современные Интернет технологии не обошли и ПФР, который имеет свой официальный сайт, предоставляющий удобный доступ как к своим данным, так и к государственным услугам.

Вот что говорят о новом порядке расчета пенсий:

Пенсионная система России во многом изменилась за последние десятилетия. Пережив несколько реформ, она продолжает модернизироваться до сих пор.

Распределительная пенсионная система

Первым сигналом к значительным переменам стало создание Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФРФ) в 1990 году. Он выступал в качестве места аккумулирования, хранения и размещения страховых взносов, которые направлялись на выплату пенсий. Вплоть до 2002 года в России функционировала распределительная система пенсионного обеспечения. Согласно условиям данной пенсионной системы пенсии выплачивались только за счет страховых взносов работающих граждан. Таким образов пенсия была исключительно распределительной, а все собранные деньги шли на выплату текущих пенсий.

Распределительно-накопительная пенсионная система

Современная распределительно-накопительная пенсионная система в России начала функционировать с 1 января 2002 года. С этого времени начала действовать новая система обязательного пенсионного страхования. После реформы трудовая пенсия стала состоять из трех частей: страховой, накопительной и базовой. А после 2010 года – из двух частей:

Страховой (16% от фонда оплаты труда, не превышающего 568 тыс. рублей в год (по данным на 2013 год));

Накопительной (6% от фонда оплаты труда).

Страховая часть формируется за счет страховых взносов, поступивших после 1 января 2002 года, а также путем преобразования в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных гражданами до 2002 года. В нее включен фиксированный базовый размер (бывшая базовая часть), который выплачивается государством в обязательном порядке. Ежегодно он индексируется и увеличивается государством. По состоянию на 1 апреля 2013 года базовый размер страховой части трудовой пенсии составляет 3610.31 рублей в месяц.

Накопительная часть будущей пенсии инвестируется, а получаемый доход приплюсовывается к будущей пенсии. Априори страховая и накопительная часть пенсии находится в управлении Пенсионного фонда России. Согласно закону «Об обязательном пенсионном страховании РФ», каждый гражданин может самостоятельно управлять накопительной частью своей пенсии. Накопительную часть пенсии можно перевести в негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Негосударственные пенсионные фонды в России существуют с 1998 года и, как правило, показывают более высокую инвестиционную доходность пенсионных накоплений. Именно поэтому перенос накопительной части пенсии в НПФ позволит увеличить размер будущей пенсии.

Современный гражданин также может заключить с НПФ договор негосударственного пенсионного обеспечения. Он носит необязательный характер и позволяет получать дополнительную пенсию. Также до октября 2013 года можно принять участие в программе государственного софинансирования пенсии. В рамках нее в течение 10 лет государство удваивает страховые взносы граждан в размере от 2 000 до 12 000 рублей в год.

Цели, задачи и функции пенсионного фонда рф

Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется его важное социальное значение. В основные задачи ПФ РФ входят: 1

Целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ; капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

Назначение и выплата пенсий (для 38,6 млн. пенсионеров);

Организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

Назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д. персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования; взаимодействие со страхователями (работодателями

Плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;

Выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала; - управление средствами пенсионной системы;

Реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (Федеральный закон № 56-ФЗ от 30.04.2008 г., она же - программа "тысяча на тысячу");- с 2010 года - администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;

С 2010 года - установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера;

Разработка и подготовка предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и выполнению социальных программ;

Межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

Проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ. Пенсионный фонд РФ может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Работа Пенсионного фонда РФ проявляется в выполнении ряда функций.Функции Пенсионного фонда РФ:

1. Фискальная - аккумулирование денежных средств граждан страны для финансирования государственных мероприятий пенсионного обеспечения.

2. Перераспределительная - обеспечение граждан страны, нуждающихся в материальной поддержке, государственными пенсиями по старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет, а так же дополнительным пенсионным обеспечением.

3.Контрольная - отображение сложившихся в стране условий функционирования государственной пенсионной системы и уровня материальной поддержки пенсионеров. Работа Пенсионного фонда РФ, как финансового института, состоит в перераспределении финансовых средств из источников, установленных российским законодательством, на проведение мероприятий государственного пенсионного страхования. 2

Пенсионная система России в настоящее время находится в состоянии реформирования и модернизации. Происходит формирование новых институтов: базовых пенсий, пенсион­ного страхования, накопительных и профессиональных пен­сий. Это влечет за собой изменение параметров и структуры пенсионной системы, содержания правоотношений и требу­ет создания новых финансовых и организационных механиз­мов. В правовом регулировании трансформируется соотноше­ние публичного и частного начал применительно к вопро­сам собственности, пенсионных накоплений приобретения и реализации пенсионных, прав, а также деятельности рас­ширяющегося круга субъектов. В этих условиях необходимо повышенное внимание к международным стандартам, соблю­дение которых является обязательством России, а также по­зитивному опыту иностранных государств.

На экономическую стабильность и социальную эффективность пенсионной системы оказывают непосредственное воздействие как долгосрочные демографические процессы и среднесрочные макро­экономические тенденции, так и краткосрочные чисто субъектив­ные политические решения. В свою очередь это объективно требует перманентного обновления конкретных правовых, экономических и организационных условий взаимодействия между застрахованными лицами, страхователями-работодателями (юридическими и физиче­скими лицами) с государственным страховщиком (Пенсионным фондом РФ). Формы и методы взаимодействия между уча­стниками системы пенсионного страхования зависят от многочис­ленных факторов, определяющих их развитие.

В нашей стране в настоящий период наблюдается сочетание са­мых неблагоприятных для пенсионной системы факторов: на фоне экономического кризиса переходного периода осуществляется ре­формирование всех звеньев народно-хозяйственного комплекса, одним из элементов которого является государственная пенсионная система. Одновременно с этим страна вступает в эпоху глубокого демографического кризиса. При этом первоочередная задача государства в рамках системы пенсионного страхования - поддержание покупательной способно­сти пенсий независимо от изменений экономических и социально-политических условий, тем более в периоды нестабильного эконо­мического и социального развития.

В настоящее время в России размер пенсий, в том числе, и по старости, достаточно низок. Очень часто уровень материального обеспечения в старости не соответствует вкладу работника в период его трудовой деятельности.

Все эти факторы усиливали потребность реформирования пен­сионной системы Российской Федерации в целях более полной адаптации к конкретным экономическим условиям.

Это обусловливает особую актуальность моей дипломной работы.

Сегодня облик пенсионной системы России постепенно меняется: развивается рынок дополнительного пенсионного обеспечения, преоб­ражается сектор государственных пенсий. В 2002 г. была осуществлена персонификация накоплений работающего населения страны, в 2003 г. граждане России получили право выбора управляющей компании, r 2004 г. - негосударственного пенсионного фонда. Предоставление гражданам возможности влиять па размер своей пенсии путем уп­равления ее накопительной частью является наиболее существенным моментом проводимой реформы. Впервые населению предложено разделить с государством ответственность за свое будущее.

Аксиомой новой пенсионной системы России является следующее утверждение: благосостояние старости - личная проблема каждого человека. Государство отвечает лишь за базовую часть пенсии. Размеры страховой и накопительной частей формируют личные заработки граждан. Чем выше официальный заработок у человека, тем больше он накопит средств на свою будущую пенсию.

У граждан, выходящих на пенсию после 2012 года, пенсии будут состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Именно накопительную часть пенсии, которая начала формироваться у данной категории граждан с 2002 года, люди сумеют проинвестировать.

Целью работы является анализ современной пенсионной системы РФ и направлений ее реформирования.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи работы:

1. Изучить теоретические вопросы формирования пенсионной системы РФ;

2. Рассмотреть сущностную характеристику пенсионной системы РФ;

3. Изучить принципы формирования пенсионной системы РФ;

4. Рассмотреть правовое обеспечение пенсионной системы;

5. Провести анализ пенсионной системы Российской Федерации: источников доходов бюджета ПФР и направлений расходования средств Пенсионного Фонда;

6. Провести анализ деятельности негосударственного Пенсионного Фонда в России;

7. Рассмотреть зарубежный опыт формирования пенсионных систем и возможность его адаптации в России;

8. Изучить перспективы развития пенсионной системы РФ.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и шести приложений.

В первой главе освещаются теоретические вопросы формирования пенсионной системы РФ.

Во второй главе проведен анализ пенсионной системы Российской Федерации: источников доходов бюджета ПФР и направлений расходования средств Пенсионного Фонда.

Третья глава содержит анализ зарубежного опыта и возможностей его адаптации в России и определены перспективы развития пенсионной системы РФ.

Современная пенсионная система представляет собой совокуп­ность правовых, организационно-управленческих и финансово-экономических отношений между наемными работниками и инди­видуальными предпринимателями, иными категориями граждан, деятельность которых направлена на извлечение дохода (или мате­риальной выгоды), с одной стороны, работодателей, с другой сто­роны, а также всех других категорий граждан, не участвующих в хозяйственной деятельности, и государства - с третьей. Эти отно­шения призваны обеспечивать реализацию долгосрочных государст­венных обязательств по пенсионному обеспечению всех граждан.

Организационно-управленческая и финансовая деятельность пенсионной системы опирается на конституционные и законода­тельные права каждого гражданина на получение материального обеспечения при наступлении установленного законом возраста либо иного страхового случая, влекущего за собой невозможность трудиться. Данный вид материального обеспечения граждан в пери­од наступления старости или иной причины потери трудоспособно­сти получил название пенсия.

По своему социально-экономическому содержанию понятие пенсия (а в случае обязательного Пенсионного страхования - тру­довая пенсия) представляет собой специальную форму денежной выплаты гражданам, которая должна адекватно возмещать размер заработка или другого регулярного дохода от трудовой или иной об­щественно полезной деятельности, которые были трачены по при­чинам наступления у них ycтaнoвлeннoгo законодательством воз­раста (старости), инвалидности, потери кормильца либо по другим основаниям, также предусмотренным законодательством. Таким образом, понятие пенсии имеет комбинированную финансово-страховую и социально-трудовую природу, прин­ципиально отличающую ее, с одной стороны, от банковских, корпоративных и иных способов получения денежных дохо­дов в форме дивидендов, зависящих только от размера капи­тала, а с другой - от различных видов государственных соци­альных пособий, зависящих исключительно от социальной потребности (нуждаемости) либо от особых заслуг перед госу­дарством.

В соответствии с действующим пенсион­ным законодательством Российской Федерации в настоящее время назначаются и выплачиваются трудовые и государст­венные пенсии (социальные пенсии, пенсии государственным служащим (за выслугу лет) и военнослужащим срочной служ­бы, участникам войны и вдовам погибших, пенсии по инва­лидности от военной травмы и от общего заболевания, по­страдавшим от ядерных и химических катастроф и т.д.).

Основаниями для обязательного пенсионного обеспечения яв­ляются:

Достижение соответствующего пенсионного возраста (трудо­вая пенсия по старости);

Пенсионная система Российской Федерации представляет из себя сложную, разветвлённую систему защиты российских граждан в старости. Отдельные разделы этой системы обеспечивают социальную защиту различных групп населения, в том числе государственных служащих, военнослужащих, работников опасных и вредных производств, лиц, проживающих в районах Крайнего Севера, инвалидов, иждивенцев, потерявших кормильца и других.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

Отдельным законодательством регулируется пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств бывшего СССР.

Органом государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение является Пенсионный фонд России (ПФР), отделения которого есть по всей стране.

Наряду с ПФР в пенсионную систему входят негосударственные пенсионные фонды (НПФ), являющиеся частными организациями. Регулирование их деятельности осуществляет Центральный Банк Российской Федерации.Право на пенсию имеют граждане России, застрахованные в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС). Регистрацию в системе ОПС осуществляют отделения ПФР. Регистрация подтверждается присвоением гражданину Страхового Номера индивидуального лицевого счёта (СНИЛС) и выдачей Страхового свидетельства государственного пенсионного страхования (зеленая пластиковая карточка).

Обратиться за регистрацией в системе ОПС можно через работодателя (при первом поступлении на работу) или лично в отделение ПФР по своему месту жительства. СНИЛС является уникальным номером, который присваивается гражданину на всю жизнь.

При смене личных данных гражданина, например фамилии, страховое свидетельство подлежит замене, но СНИЛС в новом свидетельстве остаётся прежним. При смене работы или места проживания страховое свидетельство не меняется.

ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ

Основу пенсионной системы составляет трудовая пенсия по старости, назначаемая мужчинам по достижению 60 лет, а женщинам 55 лет. Для назначения трудовой пенсии по старости необходимо выработать минимальный страховой стаж. В отличии от трудового стажа страховой стаж подтверждается не записями в трудовой книжке, а записями на индивидуальном лицевом счёте в системе ОПС о произведенных работодателем или самим гражданином страховых взносах.

При выплате заработной платы работникам работодатели отчисляют страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по ставке 22%. При этом предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы, составляет 624 тыс. рублей. Страховые взносы персонифицируются и отражаются на индивидуальном лицевом счёте. Информацию о состоянии индивидуального лицевого счёта (поступлении страховых взносов, накопленном пенсионном капитале) можно получить в отделении ПФР по месту жительства. Некоторые категории граждан уплачивают страховые взносы в ПФР сами за себя. К последним, как правило, относятся граждане из числа самозанятого населения - индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие.

Минимальный страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости составляет 5 лет. Правительство Российской Федерации разрабатывает Новые правила исчисления трудовой пенсии по старости, которые будут действовать, начиная с 2015 года. В соответствии с ними минимальный страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии, будет поэтапно увеличиваться в течение 10 лет (по одному году в год) и к 2025 году составит 15 лет.

Размер трудовой пенсии по старости складывается из страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости. Размер страховой части трудовой пенсии по старости зависит от величины страховых взносов, которые были уплачены в ПФР. Кроме того, на размер страховой части трудовой пенсии влияют по специальному расчёту трудовой стаж до 2002 года как в СССР, так и России.

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости зависит от размера пенсионных накоплений на дату обращения за назначением пенсии.

Для назначения трудовой пенсии необходимо обратиться в отделение ПФР по месту жительства. Если страховщиком по обязательному пенсионному страхованию у гражданина является НПФ, то за назначением накопительной части трудовой пенсии необходимо обратиться в этот НПФ.

Социальная пенсия по старости назначается при отсутствии минимального страхового стажа по достижении мужчинами 65 лет, а женщинами 60 лет.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наряду с системой обязательного пенсионного страхования с 1992 года в России действует система негосудар- ственного пенсионного обеспечения, которую осуществляют НПФ. Негосудар- ственное пенсионное обеспечение - это добровольная форма пенсионного обеспечения, которая осуществляется на основе пенсионного договора и пенсионных правил фонда. Пенсионный договор с НПФ может заключить юридическое или физическое лицо (вкладчик). Договор заключается в пользу лиц, назначенных вкладчиком, а именно: работодатель может заключить пенсионный договор в пользу своих нынешних или бывших работников (ветеранов), физическое лицо может заключить пенсионный договор в свою пользу или в пользу третьих лиц (супруга, родителей и т.д.).

По пенсионному договору вкладчик вносит пенсионные взносы, а фонд рассчитывает и выплачивает негосударственную пенсию лицам, назначенным вкладчиком.

Негосударственная пенсия назначается при наличии оснований для получения трудовой пенсии и может выплачиваться пожизненно или в течение ряда лет.

Пенсионные резервы НПФ образуются из пенсионных взносов и инвестиционного дохода на них. Пенсионные резервы инвестируются в различные инструменты - депозиты банков, акции и облигации хозяйственных обществ, государственные ценные бумаги. Правила и ограничения при инвестировании прописаны в законодательстве Российской Федерации. Контроль за инвестированием пенсионных резервов ведёт специализированный депозитарий, независимый от НПФ.

Каждому вкладчику и участнику НПФ открывает пенсионный счёт. На пенсионных счетах учитываются пенсионные взносы, инвестиционный доход, выплаты.

По запросу участников НПФ бесплатно 1 раз в год предоставляет выписки о состоянии пенсионных счетов. При расторжении пенсионного договора НПФ выплачивает выкупную сумму.

Каждый НПФ разрабатывает свои собственные пенсионные правила, поэтому предлагаемые программы различаются у разных НПФ. Информацию о пенсионных продуктах можно узнать на сайтах НПФ. Единого сайта, который бы представил качественное сравнение пенсионных программ, пока нет.

ЧТО НОВОГО В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ?

ПФР открывает гражданам, проживающим в Крыму и в Севастополе, индивидуальные лицевые счета в системе ОПС, при поступлении необходимых данных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики в сфере миграции, либо органа, предоставляющего государственные или муниципальные услуги.

В страховой (трудовой) стаж, в том числе специальный, засчитываются периоды работы на территории Украины аналогично периодам работы в России. Периоды работы подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

С 1 августа 2014 года законодательство Российской Федерации о страховых взносах в ПФР применяется на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя. С 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан, проживающих в Крыму и в Севастополе, будет осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации. Размеры пенсий, ранее назначенных по законодательству Украины, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года по материалам пенсионных дел без истребования заявлений о перерасчете. Право на пенсию при перерасчете не пересматривается.

С 1 января 2015 года понятие страховая часть трудовой пенсии будет заменено понятием страховая пенсия, а понятие накопительная часть трудовой пенсии - понятием накопительная пенсия.

Материал подготовлен Центробанком РФ (cbr.ru).

Требуется помощь ФинПотреб Союза? ().



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png