Некоторым родителям хочется научить ребенка-дошкольника 6 лет некоторым правилам чтения и счета, но что если никакой охоты заниматься у ребенка нет? Надо ли учить ребенка читать и считать до школы против воли, насильно?

Педагогически верный, прямой ответ на этот вопрос прост: насильно учить детей не рекомендуется, тем более — в дошкольном возрасте. Однако вся двусмысленность тут в словах «насильно, против воли». Что, собственно, это значит?

Почему ребенок 6 лет не хочет считать и читать?

Если ребенку не нравится заниматься, учиться, повторять буквы, пробовать читать или считать - это может быть по разным причинам. Возможно, ребенок нездоров или имеет отклонения от нормального развития. Возможно, старшие дома слишком стесняют его всяческими запретами и он стремится отделаться от их опеки и поучений, ему всегда приятней убежать играть с одногодками, чем превращаться в объект педагогических усилий папы или мамы. Возможно, он не привык к труду, он любит заниматься только тем, что интересно, увлекательно, а папа и мама учат его алфавиту и чтению отнюдь не интересными способами. Наконец, возможно, что ребенок вполне здоров и нормален и вначале хотел бы даже поучиться, но старшие допускали грубые методические ошибки в обучении, и у ребенка весь интерес выветрился.

Иначе говоря, «воля» ребенка в таких случаях полностью зависит от знаний и умения взрослых. Если они начнут ежедневно приставать к шестилетнему мальчишке с нотациями о вреде неграмотности, тогда вполне возможно возникновение упорного отвращения к учебе, к занятиям с родителями.

Но разве не говорил Ушинский: «Заставьте мальчика выучить полдесятка букв, требуйте этого, - и он одолеет эти буквы со слезами и трудом. Заставьте его сделать то же самое в игре, - и он играючи все одолеет»?

Иначе говоря, надо уметь заинтересовать ребенка, уметь повести обучение так, чтобы он и не замечал, что учится. Взрослым рекомендуется подумать и найти интересные приемы работы и с алфавитом, и с цифрами, и с заучиванием стихов, и с пением - с чем угодно. Превратите обучение в игру, играйте «честно» и с азартом (честно - значит, соблюдайте все условия игры, никогда не прячьтесь за свои права взрослых), умейте и посмеяться и посокрушиться о своем действительном или мнимом проигрыше, умейте разнообразить игру вариациями.

Не умеете? - не огорчайтесь - многие этого не умеют. Попробуйте поучиться. Приглядитесь к себе, вините себя и свою малую находчивость во всех случаях, а не «странные капризы» ребенка. Не выйдет одно - примитесь за другое, рано или поздно нащупаете удачный путь. Нет времени, нет желания? Вот тогда впору отступиться и вспомнить заповедь педагогики, что насильно детей лучше не учить до школы читать, считать и писать . Вот тогда заповедь эта вполне на месте: не можете играть, не можете увлечь, не можете превратить детское «не хочу» в «хочу»… Что ж, не можете, и не мучьте себя и маленького человечка. В школе он попадет в умелые руки.

12664

любой нормально развивающийся ребенок именно в дошкольный период начинает проявлять интерес к буквам () и к процессу чтения и письма () и задача родителей поддержать и удовлетворить этот интерес.

другой вопрос, как это сделать? существует множество методик - , динамические , развивающая и т.д. все эти методики подробно описаны и доступны для изучения.

традиционным методом обучения был и остается звуко-буквенный метод (или как его еще называют – звуковой), при котором мы видим буквы, соотносим их со звуками и складываем в слоги, а затем в слова. по этому методу, ребенку, как вы понимаете, сначала нужно выучить буквы (не обязательно все), а затем научиться прочитывать их в слогах и словах.

изучаем буквы и звуки

к 2-4 годам дети начинают интересоваться буквами. буквы для ребенка - это абстрактные, ни с чем не связанные значки. и чтобы ребенок смог их запомнить, он должен иметь возможность играть с ними, чувствовать их, слышать и видеть. поэтому знакомство с буквами должно происходить в непроизвольной форме: раскрашиваем буквы, соединяем их по точкам, пишем мелом на асфальте, палочкой на песке; лепим буквы из пластилина, выкладываем из пуговиц, шнурка или счетных палочек; сворачиваем из проволоки, находим на магнитной доске; обводим по трафаретам; запоминаем по азбуке, узнаем большие буквы в ; показываем буквы на уличных вывесках и т.д.

развесьте буквы по всей квартире! периодически просите ребенка отыскать ту или иную букву или, наоборот, назвать показываемую вами букву.

таким неосознанным образом к четырем-пяти годам большинство детей знают уже 10-15 наиболее употребляемых букв (а, о, у, и, н, м, г, п, в, д, т, р и др.). только следует называть не буквы [эм] или [бэ], а звуки [м], [б]. т.е. когда мы говорим буква «м» или «б», мы все же имеем в виду звук [м] или [б]. это связано с тем, что ребенку потом будет трудно понять, как из звуков [дэ] [о] [эм] получается слово «дом».

мало кто из родителей, обучая своего ребенка чтению, объясняет ему, чем отличаются буквы (это то, что мы пишем и видим) от звуков (то, что произносим и слышим), как узнать гласные («поются») и согласные звуки, какие бывают согласные звуки (твердые, мягкие, звонкие, глухие), сколько звуков в слове, а сколько букв и т.д. и все же, не зная всех этих понятий, дети начинают читать! значит, изучение гласных и согласных никакого отношения к чтению не имеет. поэтому не стоит «загружать» детей звуко-буквенным анализом. с этим им еще предстоит столкнуться в первом классе. однако учить выделять последовательность звуков в словах - надо. иначе ребенок не сможет понять структуру слова и будет испытывать трудности при записи слов.

к 5 годам большинство детей начинают проявлять интерес к чтению, например, пытаются читать вывески на магазинах или делают вид, будто читают книгу. в таком случае можно попробовать начать учить ребенка читать. но будьте осторожны: обучение чтению – довольно однотипное и монотонное занятие, и дети часто теряют к нему интерес. поэтому все должно происходить в игре. в помощь родителю и ребенку желательно выбрать подходящее интересное, грамотно составленное, обучающее пособие.

выбор пособия

это довольно не просто - выбрать среди множества , азбук, рабочих тетрадей, книг с наклейками, настольных игр, которые призваны научить ребенка читать, именно то, что нужно вам и вашему ребенку!

при выборе пособия обратите внимание на следующие критерии:

Задания в пособии должны располагаться по принципу «от простого к сложному»: сначала чтение слогов, коротких слов, длинных слов и, наконец, предложений.

Подача материала - в игровой форме: яркая и эмоционально насыщенная. но в то же время есть «что почитать» - ведь для совершенствования навыка чтения нужны систематические тренировки.

Материал в пособии должен способствовать расширению словарного запаса, развитию познавательных процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения), речи.

Иллюстрации должны быть выполнены в спокойной цветовой гамме, не отвлекающие от чтения и не подсказывающие названия слов. с этой целью слова могут располагаться вверху страницы, а все предметные картинки к этим словам - внизу.

Шрифт должен быть крупный, постепенно уменьшающийся; на первых этапах слова разделены на слоги.

содержание занятия

занятие должно состоять не только из чтения слогов, слов или предложений. необходима смена видов деятельности: почитали, написали буквы или слова, что-то закрасили, полепили, выполнили задание на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), подвигались и т. д.

время занятия

выбирайте подходящий момент для обучения. ребенок должен быть в хорошем настроении и не уставшим. помните, чтением с ребенком 4-5 лет надо заниматься не более 5 минут, 5-6 летним – 10 минут, 6-7 летним – 15 минут. как только вы заметите, что ребенок отвлекается, прекратите занятие, даже если еще не прошло отведенное время.

поддерживайте ребенка

для ребенка важно внимание к его деятельности. он будет с большим удовольствием заниматься, если вы будите принимать непосредственное участие в его занятиях и будете радоваться его успехам. в конце занятия обязательно похвалите ребенка за его «работу», отметьте достижения. не бойтесь перехвалить! хвалите и хвалите.

давайте навыку чтения закрепиться

бывает, что ребенок научится читать слоги, но никак не может соединить их в слова. наберитесь терпения: значит, ребенок еще морально «не готов», всему свое время. также полезно делать однодневные перерывы в занятиях, а после 3-4 недель даже недельные перерывы! это позволит материалу лучше усвоиться. и вы увидите, что после отдыха ребенок начнет читать значительно лучше.

воспитывайте читателя

обязательно каждый день читайте ребенку стихи, сказки, рассказы. каждодневное чтение приобщает ребенка к книгам, показывает, как это интересно и полезно - уметь читать.

и наконец, самое главное: как же правильно начать обучать ребенка чтению?

обучение чтению ведется по следующему сценарию «от слогов к текстам»:

чтение слогов с первой гласной а, о, у, ы, э, и (обратные слоги) (аг, аб и т.д.). ребенку нужно назвать буквы в слоге по порядку «а, м» - «ам». для этого ребенок тянет первую букву, пока не сможет присоединить к ней вторую букву: ааааааааам.

на первых порах вторая буква в слогах должна быть фиксированной: ас, ос, ус. ребенок будет уже готов к тому, что вторая буква всегда с. далее усложняем упражнения: делаем в слогах фиксированной первую букву, например: аб, ав, ан.

примеры слов: ус, он, ам, уж, ав, ох, ах и т.п.

чтение слогов-слияний с гласными а, о, у, ы, э, и.

для начала можно играть в игру «угадай слог». вы спрашиваете ребенка: «какой слог получится, если соединить «б» и «а» (ба), «в» и «о» (во)?» на следующем этапе показываете на слог и пропеваете с ребенком хором слоги с одной фиксированной гласной (га, ба, ма и т.д., потом го, бо, мо). затем ребенку нужно самому учиться прочитывать слог: «тянуть» первый согласный звук и, когда он увидит гласную, с которой он соединяется, прочитать слог. постепенно ребенок научится видеть сразу две буквы. но если ваш ребенок все же читает не по слогам ма, а по буквам м а - ма – не переживайте. просто навык еще не закрепился. через пару недель он перейдет на слоговое чтение.

примеры слов: на, му, но, пи.

простые для чтения трехбуквенные и четырехбуквенные слова.

на этом этапе важно научить ребенка читать примыкающую букву в слогах типа ро-т. ребенок читает первый слог, запоминает его и проговаривает оставшуюся букву. трудность может заключаться в том, что ребенок будет читать не [т], а [тэ] – мягко поправляйте его. при чтении слогов типа и-ра, ка-ша нужно прочитать первый слог, запомнить его, прочитать второй, запомнить, а затем соединить в единое слово. если при чтении ребенок встречает букву и не помнит, как она называется – предложите обратиться к азбуке или сами напомните ему. в такой забывчивости нет ничего страшного: постепенно ребенок запомнит все буквы. предлагайте ребенку читать одни и те же слова по несколько раз. ведь дети любят делать то, что они уже умеют.

пример слов: кот, ира, сук, зуб, рак, оса, мыло, коза, губы.

чтение слов с обратными слогами (ут-ро, ок-но и т.д.) .

примеры слов: овца, утка, изба, игла.

чтение слогов-слияний с йотированными гласными е, е, ю, я.

примеры слов: ме, бе, мя-у.

чтение обратных слогов с йотированными гласными е, е, ю, я.

ребенок называет первую букву, которая в данном случае будет состоять из двух звуков [йэ] [йо] [йу] [йа] и примыкает согласную.

примеры слов: еж, ем, юг, ян.

сложные для чтения слова.

особую трудность вызывают слова типа с-то, г-рад. ребенку нужно назвать примыкающую букву, а затем оставшийся слог.

примеры слов: слон, стол, волк, хлеб, спал, парта.

чтение длинных слов (кар-тош-ка).

слова читаются по слогам.

примеры слов: молоко, машина, восток, телефон.

чтение адаптированных предложений.

если ребенок читает неправильно окончание слова или немного коверкает прочитанное, но, тем не менее, понимает смысл – не исправляйте его неточности. это будет расстраивать чтеца. главное, чтобы он понял, о чем прочитал. а погрешности уйдут сами собой.

чтение коротких адаптированных текстов.

адаптированные тексты - это небольшие, простые для восприятия произведения. детям должно быть интересно читать такие рассказы, они должны затрагивать эмоциональный мир ребенка. на начальных этапах сами прочитывайте ребенку произведение, а если оно длинное, то прочитывайте только его начало. это поспособствует заинтересованности ребенка. затем предложите малышу самому прочитать текст. после прочтения произведения задайте несколько вопросов по тексту.

после обсуждения текста предложите прочитать еще раз. вряд ли ребенок сможет пересказать прочитанный текст. он еще для этого слишком медленно читает. чтобы не отбить охоту к чтению – не заставляйте ребенка читать неинтересные и недоступные для его понимания тексты.

начинаем писать

на протяжении всего процесса овладения навыком чтения необходимо учить ребенка написанию слов, так как это помогает устранить затруднения при обучении чтению. нужно научить ребенка выделять в слове последовательно каждый звук. для этого полезно проводить игры «какая первая буква в слове», «какая последняя», «какая буква идет после д или стоит перед к» и т.д. затем нужно учить ребенка делить слова на слоги, выделять в слоге каждый звук и обозначать его буквой.

все дети развиваются по-разному. одни к поступлению в первый класс научатся читать только слоги, другие - слова, третьи - предложения. бегло, выразительно читать и при этом понимать и усваивать прочитанное - это конечный результат, которого дети достигают, уже обучаясь в школе. но так даже лучше - иначе ребенку будет слишком просто в первом классе, и он утратит интерес к учебе.

Материал к занятию.

Ребенку скоро семь лет. Ещё немного и он пойдет школу, но при этом знает всего несколько букв… Мама отмалчивается, выслушивая рассказы подружек о их умных детишках, которые в 2 года знали буквы, а в 3 читали. Она своего не научила. О пользе или вреде от внедрения раннего развития, а также о том, важно ли умение читать и писать, когда ребенок собирается идти в первый класс, мы сегодня поговорим.

Раннее развитие: добро или зло?

В последнее время весьма популярным стало раннее развитие детей. И чем раньше они это начнут делать, тем лучше. Родители водят свое чадо на специальные подготовительные курсы, настойчиво изучают буквы, цифры, даже пытаются обучать читать, хотя ребенок даже говорить хорошо не умеет, не выговаривает целый ряд звуков.

Допустим, в 3 года он научится читать, писать, но кому это надо? Ребенку, который понятия не имеет, зачем ему сейчас все это, или его родителям. Скорее всего последним, которые при «А мой в 2 года умеет то и то…», – с гордостью похвастаются своим, не менее умным. И что же получается, за счет ранних достижений детей наши родители поднимают себе самооценку? И что же ребенку с этих его достижений?

На наш вопрос о раннем развитии отвечает Татьяна Жигулова, учитель начальных классов Центра образования №109.

Методики, смотря на что они применяются, могут приносить как хорошие результаты, так и навредить детям. Так и методики раннего развития могут быть направлены на расширение кругозора, привитие любви к чтению.

Все можно построить в виде игры. Любое учение тогда станет гораздо легче. А если будете натаскивать ребенка информацией, особенно когда воспринимать он ее не хочет, вы только отобьете у него желание к обучению.

Стоит ли обучать дошкольника чтению и письму: мнение педагога

На наш вопрос отвечает учитель младших классов с 17-летним стажем, Е.П. Чехлова.

Важно! Обучение дошкольника чтению и письму не весьма важно. Более значительно будет, если родители начнут обучать ребенка рассуждать, грамотно формулировать свои мысли, делать логические выводы.

Ребенка можно учить считать и писать. Пускай он вместе с мамой на кухне считает количество огурцов, луковиц при готовке салата, конфеты, игрушки, шаги по пути к детскому саду. Также ребенка следует научить правильно держать карандаш, рисовать, заштриховывать, обводить рисунки по точкам.

Очень важно развитие моторики пальцев. А эти навыки весьма важны, поскольку достаточно часто в школу приходят дети, не способны удержать ручку. Так вот мышцы кисти у ребенка должны быть натренированы, помочь помогут ему в этом лепка из пластилина, нанизывание бусин на нитку, собирание конструкторов.

А читающие дети?.. Хорошо было бы, если бы читать умели все в классе. Но в первом классе обычно сидят дети, среди которых половина читает, вторую половину мы обучаем буквам. И вот для читающих создается ловушка: на уроках им становится скучно, и учителя они слушать перестают.

Кроме того, в школе обучают не только чтению. На уроках дети изучают звуки, произношение, звукобуквенный анализ, делят слова на слоги.

И самое неприятное, когда дети обучаются родственниками, которые понятия не имеют о тонкостях этого процесса. Дети читают по буквам, не соблюдают пауз, интонаций. Вот и приходится не просто учить, а переучивать. А это дополнительная нагрузка как на ребенка, так и на учителя. В итоге нередко к концу второго семестра дети, совсем не умеющие читать в начале учебного года, обгоняют в чтении тех, кто читал до прихода в первый класс.

Поэтому мое мнение такое: учить читать до школы надо только тех детей, которые сами проявляют такой интерес. Но если у ребенка нет стремления, принуждать не стоит. А в случае, когда такое обучение заканчивается для вашего чада слезами, знайте, вы отбиваете желание обучаться у ребенка, который еще не знает, что такое школа.

Ранее развитие с точки зрения нейропсихолога, Анны Владимировны

Анна Владимировна, как вы относитесь к тому, что дети начинают писать и читать в 2-3 года?

Весьма отрицательно. Для сравнения можно привести аналогию, когда люди начинают жить половой жизнью в 10 лет. От этого ребенок получит только травму, так как ни психологически, ни физиологически он еще не готов.

Энергетический потенциал мозга ограничен, в 2-3 года у ребенка должны развиваться эмоциональная и сенсомоторная сферы. Но если энергия мозга будет потрачена не в то русло, пострадает телесное развитие. До какой степени, сказать тяжело. Бывают случаи, когда детей после таких учений приходилось лечить.

Важно! Наши дети идут в школу полностью дезадаптивными, абсолютно не имеют малейших бытовых знаний, при этом родители их просто натаскивают ненужными еще знаниями. Развитие ребенка начинается с наглядно-образного, переходит к абстрактно-логическому. Уча ребенка читать в три года, мы переворачиваем законы природы. Последствия наших действий будут видны в дальнейшем.

А были среди Ваших пациентов дети, пострадавшие от такого раннего развития?

Были. Однажды при поступлении девочки в школу мама говорила о плаксивости, гиперреактивности, непонятных страхах девочки, чего раньше не было. На самом деле оно просто не проявлялось в такой степени. На девочку повлияли большие нагрузки, также новизна ситуации.

С какого возраста ребенок готов учиться

О развитии ребенка расскажет психолог Благотворительной организации «Иная», Ольга Мельницкая.

Процесс обучения и познания у ребенка начинается с самого рождения, продолжается беспрерывно. До трех лет дети учатся ходить, пользоваться горшком, разговаривать. Они постоянно впитывают все новое, пытаются определить свое место в семье и в окружающем мире.

Уже в возрасте шести месяцев по методике Зайцевой и Домана детям надо показывать буквы. Возможно, цветные картинки дите будет рассматривать, только малыш в этом возрасте точно не догадается об их пользе. И если даже вследствие постоянных повторений малыш выучит буквы, то и быстро забудет, если перестать уделять этому внимание. Он просто найдет себе более интересное занятие.

Но к шести-семи годам ребенок начнет понимать, как на практике можно использовать счет, насколько важно научиться читать. Именно теперь ему проще будет усвоить подобные знания.

Когда начинать готовить ребенка к школе

Готовить малыша к школе, как утверждает далее нейропсихолог, можно начинать с 2-3 лет. Подготовкой будет то, что ребенок приучается к режиму. Он должен знать, что завтракает он тогда, обедает тогда. Ребенка можно приучить, что в одной одежде он может гулять, в другой – ходить в гости.

Некоторые родители считают, что обучаться и познавать ребенок начинает только тогда, когда сел за стол, стал читать или писать. На самом деле познавательный процесс не заканчивается никогда. В этом ему надо только помогать.

Например, идя дорогой, внимание ребенка можно обратить на цветок. Рассказывая, какой он, ребенок развивает еще и речь. Или попросить сравнить два цветка: ромашку и фиалку, попросить выяснить, что у них общего.

Конечно, обучать ребенка или не обучать – это дело родителей. Некоторые пытаются дать ребенку знания до школы, чтобы таким образом облегчить жизнь первоклассника, так как программа в школах очень тяжелая. И все же, имея собственное мнение, стоит прислушиваться к словам медиков, педагогов. Ведь обучение ребенка читать в три года возможно, но какую цену придется в дальнейшем ему заплатить за эксперименты взрослых, никто не знает.

Вопрос о том, надо ли учить детей читать до школы, в современной реальности не стоит – чем раньше ребенок освоит технику чтения, тем проще ему будет получать знания и в других областях. Хорошо, если ваш малыш посещает дошкольное учреждение, где этому вопросу уделяется большое внимание, или вы водите его на специализированные подготовительные курсы. Но даже и в этом случае, как показывает практика, учить детей читать придется и дома – без должной тренировки на первых порах не обойтись.

Техника чтения - одна из животрепещущих тем в жизни старших дошкольников, первоклассников и их родителей. Сразу хотелось бы успокоить взрослых и сместить их ожидания с показателей количества на показатели качества чтения. Учеба, в том числе чтение, - это труд, и трудиться необходимо планомерно, усердно, постепенно улучшая свои результаты, как в качестве, так и в скорости. Главное - не зацикливаться на последнем. Важно объяснить себе и ребенку: какова бы ни была мотивация таких, иногда титанических, со слезами и криками, усилий, они вряд ли оправданны.

Как лучше дома учить ребенка читать (с видео)

В том, надо ли учить детей читать, никто не сомневается, ведь естественной, ведущей потребностью дошкольника и младшего школьника является познание. Поэтому даже в сухих и скучных буквах он готов искать что-то интересное и любопытное. К сожалению, взрослые своим вероломным и грубым подходом к чтению с палкой и секундомером могут растоптать, лишить жизни этот тонкий творческий росток. Именно творческий, ведь из содружества нескольких внутренних стихий - любопытство, воля, трудолюбие и радость - рождается настоящее чудо. Палочки и черточки превращаются в образы и обретают смысл! Когда происходит это таинство, просто оскорбительно лезть с понуканиями: быстрее, скорее, не спи!

Перед тем как учить ребенка читать, задумайтесь: в чем смысл и значение чтения и книг для человечества? Это сохранение, передача и получение знаний. Именно этим занимается ваш малыш, когда учится читать. Главное - не зацикливаться на скорости чтения, иначе все испортите.

При обучении дома ребенка чтению перестаньте обращать внимание на скорость. Если на этом настаивает учитель, объясните ребенку верность вашей позиции. Скажите ему, что он молодец - читает внимательно, медленно, с удовольствием и понимает прочитанное.

Для тренировки чтения выбирайте забавные, короткие тексты с крупным шрифтом. Подойдут загадки с последующим поиском ответов, скороговорки и веселые попытки их повторить, «Вредные советы» Григория Остера, русские народные сказки, рассказы Николая Носова и т. п.

А как лучше учить ребенка читать, чтобы малыш не чувствовал сильной нагрузки? Читайте каждый день по 15-20 минут. Без регулярных тренировок не обойтись - поговорите об этом с ребенком, напомните, что раньше он не умел говорить, ходить, но постоянно тренировался и освоил эти навыки.

К сожалению, без родительского нажима здесь обойтись трудно. Мои рекомендации, безусловно, позволят вам усадить ребенка за чтение без скандалов и трагедий, но не стоит ожидать, что ребенок семи лет самостоятельно будет выкраивать свободную минутку, чтобы уединиться с книгой. Такие случаи - редкое исключение. Ваша задача - максимально заинтересовать ребенка книгой, поддержать его прилежание и ответственность, а в необходимый момент проявить настойчивость.

При обучении чтению детей дошкольного возраста делайте исключения из правил. Старайтесь не превращать чтение в мучительное времяпрепровождение. Если школьное задание содержало много текстов и ребенок уже устал, домашнее чтение можно и отменить. Возможность нагнать появится во время болезни или на каникулах.

Чтение должно быть делом, но не наказанием. Вполне естественно, что чтение - на первых порах дело трудное - больше ассоциируется у ребенка с работой, чем с удовольствием. Важно, чтобы он был готов трудиться и садиться за книгу хотя бы и после напоминания. Но если вы станете наказывать чтением, это занятие никогда не станет любимым.

Делайте остановки во время чтения - для смеха или обсуждения смешного слова, ситуации. Этим вы помогаете получить удовольствие от прочитанного. Только удовольствие от чтения подтолкнет вашего ребенка к дальнейшей работе и привьет любовь к книге.

Эффективное обучение детей дошкольного возраста технике чтения

В англоязычной психологической литературе часто встречается термин ридофобия - боязнь чтения. Психологи, работающие с этой проблемой, нашли эффективный способ лечения недуга: детям предлагают читать вслух для очень лояльного слушателя. Это не кто иной, как древний друг человека - собака. Только это терпеливое животное может слушать любого чтеца без всевозможных подгонов, понуканий и исправлений.

Слушайте ребенка без комментариев. Помогайте только тогда, когда он попросит вас о помощи.

Для правильного обучения ребенка чтению намного легче и эффективнее во главу угла ставить естественное любопытство ребенка и его природную потребность в познании, а не скорость.

Ограничьте просмотр телевизора. Общение современных детей с телевизором во многих семьях переходит все мыслимые и немыслимые границы. Влияние голубых экранов ощущается во всех сферах жизни наших первоклассников. Не минуло оно и любви к чтению.

Ребенок - это не только объект нашего воспитания, но и просто маленький человек, который, как и все человечество, подвержен порокам своих предков, требующих: «Хлеба и зрелищ!» Грустно, что мы сами толкаем ребенка на эту стезю. Вопрос о детском времяпрепровождении намного легче решить нажатием кнопки телевизора, чем походом в магазин за книгой, регулярными совместными чтениями, обсуждениями рассказов.

Желательно совместить чудеса технического прогресса с творениями литературы, а регулярные упражнения по обучению детей технике чтения - с получением удовольствия от образов и героев, возникающих из буквенных арабесок.

Статья прочитана 1 654 раз(a).

Сейчас очень модно раннее развитие малышей. Едва ребенку исполнится год, как его уже начинают обучать читать и считать. Но уже доказано, что это чревато последствиями для формирующейся психики детей. Убеждение, что чем раньше начать обучение ребенка, тем лучше - ошибочно. По мнению невропатологов, родители, стремящиеся к очень раннему обучению, могут навредить своему малышу.
Давайте разберемся, как происходит формирование ребенка.
● С ранних сроков беременности и вплоть до трех лет происходит формирование первого функционального блока мозга, который отвечает за эмоциональное, познавательное и телесное восприятие ребенка.
● В трехлетнем возрасте и до пяти лет - восьми лет формируется второй функциональный блок мозга. Он управляет восприятием: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием.
● Как считают офтальмологи раннее обучение ребенка чтению чревато последствиями для глаз - может развиться близорукость от преждевременных зрительных нагрузок. Специалисты не рекомендуют учить читать раньше, чем в пять-шесть лет. До этого возраста происходит формирование цилиарной мышцы, которая отвечает за остроту зрения.
● Развитие сознательной психической деятельности ребенка происходит в возрасте от семи до пятнадцати лет.
● Функциональные блоки мозга формируются последовательно. Все попытки родителей «перепрыгнуть» какой-либо из этапов, негативно скажутся на развитии природных процессов, которые происходят в организме ребенка в тот или иной период. Попросту происходит искажение в естественном развитии малыша. Последствия раннего обучения ребенка могут проявиться не сразу. Тем они и чреваты. Спустя годы это может отразиться на эмоционально-личностных отношениях с людьми. А также может вылиться в непредсказуемую форму: заикание, тики, неврозы, в различные нарушения речи и навязчивые движения.
Как определить, что физиологически ребенок готов к обучению чтению?
● у ребенка сформировалась речь, он может говорить предложениями и составить связный рассказ;
● у ребенка отсутствуют логопедические нарушения. Причем здесь имеется ввиду не только правильное произношение отдельных звуков, но и нарушения ритма и мелодики речи;
● ребенок хорошо ориентируется в пространстве, не путаясь в понятиях верх и низ, вправо - влево;
● фонематический слух ребенка достаточно развит - он легко распознает звук не только в начале слова, но и в средней его части и в конце слова.

В заключении подчеркнем еще раз: раннее чтение совсем не обязательно для ребенка. Если ваши занятия ребенок отвергает, значит, ему еще рано заниматься несвойственной его возрасту деятельностью. Будьте милосердны, подарите ребенку радость общения, радость детства.

Разворачивающийся перед глазами ребенка мир несет ему информацию более широкого содержания, чем освоение букв и цифр. Обучение чтению можно рассматривать как деятельность прикладного значения, аккуратно, по желанию малыша, в игровом плане входящую в его жизнь. Всему свое время.

Психофизическое благополучие ребенка, как и взрослого, предполагает физическое, психическое, эмоциональное здоровье.

И это главное в период детства.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png