У вашего ребенка появился друг. Только вот беда - никто, кроме самого малыша, его не видит. «Подождите!» - кричит ребенок на прогулке. - «Катя за нами не успевает!» Родители переглядываются, ведь никакой Кати они с собой в парк не брали… За обедом малыш возмущается: «А Леночке почему не положили суп?» На вопрос, кто такая Леночка, он в красках описывает - так это же пушистая лисичка, которая часто приходит в гости, и вот сейчас заглянула на чашечку вкусного супчика.

Как относиться к таким друзьям ребенка, которых вы и видеть-то не видите?

Часто появление воображаемого друга застает родителей врасплох. Невидимых приятелей у нас принято считать отклонением от нормы, поводом для беспокойства. Все потому, что мы, взрослые, привыкли оценивать мир со своей, логичной и серьезной, колокольни. Но важно понимать, что воображаемый друг для взрослой личности и для ребенка - это «две большие разницы». Невидимый приятель, который обычно появляется у ребенка в возрасте примерно трех лет, говорит не о психическом отклонении, а, напротив, о том, что психическое развитие идет нормально. Ведь как раз в возрасте двух с половиной - трех лет у малыша начинает появляться воображение. В этот период для активного развития навыка фантазирования и абстрактного мышления ему просто необходимы ролевые игры. И играть в них малыш часто начинает именно с придуманным другом.

Невидимый друг - не такая редкость, как думают многие. Несколько лет назад в Англии исследователь Карен Мейджорс защитила докторскую диссертацию, основанную на исследовании вымышленных друзей. Ее работа показала, что из 1 800 английских детей 46% имеют придуманных приятелей, при этом американские исследования говорят о том, что до семи лет у 65% малышей появится опыт общения с иллюзорным другом.

Воображаемые друзья бывают совершенно невидимыми - тогда ребенок о них даже не говорит, но они появляются на рисунках и их существование признается при вопросе «в лоб» вроде «а кто это сидит рядом с тобой на диване на твоем рисунке?». Также бывают молчаливые придуманные друзья - все в курсе, что он есть, но сам друг никак себя не проявляет, если ребенок говорит о нем - то в третьем лице. А порой невидимый приятель становится полноправным участником жизни семьи - он участвует в дискуссиях, имеет свое мнение и характер (конечно, благодаря перевоплощающемуся в роль друга ребенку). Кстати, как выяснили британские психологи, дети, которые проигрывают диалоги со своими воображаемыми друзьями, таким образом развивают ту часть мозга, которая отвечает за решение сложных проблем, головоломок и планирование действий.

Придуманные приятели могут существовать только в голове ребенка, а могут иметь и вполне конкретную материальную оболочку. Например, «заговорить» может любимая мягкая игрушка ребенка или растение: «Цветочек говорит, что соскучился, пока я был в детском саду, поэтому мне нужно его полить». Иногда дети также одушевляют книжки или предметы интерьера.

Раньше было принято считать, что воображаемых друзей заводят дети, которым не хватает общения, и что они почти всегда появляются у малышей, которые в семье одни. Современные психологические исследования опровергают эту теорию: те дети, у которых есть братья и сестры, придумывают себе невидимых друзей с ничуть не меньшим энтузиазмом. А широта круга общения совершенно никак не влияет на вероятность в один прекрасный день обнаружить свою дочь в компании иллюзорного барашка Вени. Дети, склонные к развитию богатой фантазии, обретают вымышленных друзей вне зависимости от внешних обстоятельств.

Порой родители переживают, не начнет ли ребенок, придумавший себе друга, путать фантазии с реальностью. Исследователи университета Орегона провели масштабное исследование с целью выяснить, как невидимые друзья влияют на реальную жизнь детей и определили, что, хоть дети испытывают вполне реальные чувства по отношению к своим вымышленным приятелям, и часто получают больше удовольствия от игры с ними, чем с другими детьми в настоящем мире, эти эмоции не стирают грань с реальностью. Чувства, которые дети испытывают по отношению к своим «особенным» друзьям, очень похожи на те, которые мы, взрослые, испытываем, когда читаем хорошую книгу или смотрим интересный фильм. Мы можем сопереживать героям, волноваться, найдут ли они выход из трудной ситуации, но в то же время мы прекрасно понимаем, что это всего лишь фильм, а реальность заключается в том, что пора ложиться спать, потому что завтра рано вставать на работу.

Как родителям вести себя с воображаемыми друзьями? Стоит ли игнорировать их или, напротив, принять и обращаться с ним так же, как с другими членами семьи? Пожалуй, лучшее решение - это позволить самому ребенку решать, насколько вы можете взаимодействовать с его другом, это, как-никак, его фантазия. Аккуратно поинтересуйтесь, не будет ли против барашек Веня, если вы подвинете стул, на котором он сидит, а то он мешает пройти на кухню. Спросите, когда новый друг вашего малыша планирует отправиться спать - в то же время, что и он, или пораньше? Не сопротивляйтесь, если ребенок просит положить придуманному другу реальный ужин или накрыть ему кроватку. Лучше разрешите им есть из одной тарелки (ведь это особенный, очень близкий друг!) или изобразите, что кладете еду, подыграв таким образом ребенку. Пусть это будет шанс и для вас потренировать свою фантазию.

Не запрещайте ребенку дружить с невидимым приятелем и, тем более, не говорите, что иметь придуманных друзей - это бред и удел сумасшедших. Потому что в таком случае ваш малыш действительно может начать считать себя «не от мира сего», хотя на самом деле ничего неправильного с ним не происходит. Также не стоит игнорировать появление вымышленных друзей - это приведет либо к тому, что ребенок закроется, перестав вам сообщать о присутствии друга, либо, напротив, начнет играть с новым приятелем демонстративно, так, чтобы вы уже не могли не обратить внимание. И именно вам придется объясняться, почему некий Вася, которого никто не видит, разлил сок по всему магазину.

Впрочем, иногда дети сознательно начинают использовать воображаемых друзей, сваливая на них все свои проступки. «Это не я разбил вазу, это Ванька, бегает тут, как ненормальный!» или «я сделал всю домашнюю работу, но пришел Петя и выбросил мою тетрадку в окно!» Возможно, таким образом малыш старается защититься от вашего праведного гнева, который вы не всегда выражаете должным образом. Не выходите из себя и не кричите, что никакого Пети не существует, и сам ты балда. Лучше спокойно скажите, что, хоть Петя и правда поступил совершенно не по-дружески, в школу завтра идти тебе, сынок, поэтому домашнее задание все равно нужно сделать, а Петя пусть в следующий раз приходит после того, как ты сделаешь уроки. Так как ребенок, как мы уже выяснили, хорошо отличает реальность от фантазии, он быстро поймет, что, как бы себя ни вел воображаемый друг, отвечать придется ему, и перестанет вас тестировать таким образом.

Диалоги ребенка с воображаемым другом могут дать вам пищу для размышлений о ваших отношениях и о переживаниях малыша. Родителям бывает трудно занять позицию стороннего наблюдателя, но, если постараться абстрагироваться от ситуации, часто можно заметить, что существуют некие паттерны, или закономерности появления воображаемых друзей и их поведения. Например, приятель может «приходить в гости» тогда, когда мама затевает ссору с папой. Впрочем, совершенно не обязательно ребенок придумывает друзей для «самозащиты», часто иллюзорные приятели появляются в жизни ребенка с одной единственной целью - чтобы развлекать и веселить его.

Появление воображаемых друзей у детей в возрасте трех-шести лет считается совершенно нормальным явлением. Но порой придуманные приятели появляются у более взрослых детишек. В таком случае иллюзорные отношения работают как защитный механизм, помогая детской психике прийти в себя и оправиться от какого-то стресса. «Активировать» невидимого друга могут самые разные события в жизни ребенка - выход на работу мамы, которая до этого посвящала ему всю себя, развод родителей, переезд в новое место, появление братика или сестрички, смерть близкого человека или любимого домашнего животного.

Если невидимый приятель появился у ребенка сильно старше шести-семи лет, при этом никаких явных травмирующих событий и серьезных изменений в жизни не происходило, это может быть сигналом о том, что вам стоит обратиться к детскому психологу. Помните, что воображаемых друзей современная медицина не считает признаком каких-либо психических патологий, в мире зафиксировано лишь несколько случаев, когда появление придуманных образов в жизни детей после шести-семи лет было косвенным свидетельством развивающейся шизофрении. Поэтому, скорее всего, понаблюдав за ребенком, психолог «пропишет» вам уделять ему больше внимания и занять его деятельностью, которая поможет ему выплескивать фантазию и креативность, например, отвести в драмкружок или в художественную школу.

Как правило, вымышленные друзья, которые появляются у детей до шести лет, пропадают сами собой ко времени похода в школу. Поэтому, услышав, что к вашему семейному ужину присоединилась вымышленная девочка Маша, не пугайтесь - подыграйте ребенку, возможно, этот новый друг поможет вам наладить еще более близкие и теплые отношения со своим малышом.

Фото - фотобанк Лори

Антонина Фенева

Есть ли у вашего ребенка воображаемый друг?

Для многих родителей появление воображаемого друга у ребенка становится пугающей неожиданностью: «Что делать? Как это понять? В здравом ли уме наш сын?» Друг, существующий только в воображении ребенка, способен напугать даже опытных родителей и стать серьезным поводом для беспокойства.

Почему родители беспокоятся, когда ребенок заводит воображаемого друга?

Мир взрослых наполнен логикой, разумными оценками и фокусированием на явлениях объективной реальности. Поэтому им очень трудно понять потребность ребенка в дружбе с воображаемым существом. Чаще всего родители не подготовлены к ситуации появления воображаемого друга из-за незнания особенностей психологического развития ребенка в дошкольном возрасте.

В каком возрасте обычно ребенок начинает играть с воображаемым другом?

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятное время для быстрого развития фантазии ребенка, когда начинают закладываться основы абстрактного мышления. В трехлетнем возрасте у малыша усиливается потребность в ролевых играх, поэтому появление воображаемого друга не является признаком психического отклонения в детском развитии, а доказательством правильного и успешного формирования способности к творческому мышлению. Способность к фантазированию и созданию чего-то нового и креативного требует тренировки, поэтому трехлетний ребенок и начинает играть в игру «Воображаемый друг».

Как завести воображаемого друга?

Придуманный друг - довольно распространенное явление в современном урбанизированном обществе, где ребенок с детства нацелен на умственное развитие, необходимое для успешной интеллектуальной деятельности. К примеру, среди английских детей было проведено исследование, выявившее, что половина детей дошкольного возраста, принявших участие в эксперименте, имеет воображаемых друзей и регулярно с ними общается.

Завести воображаемого друга для ребенка - вполне естественное занятие. При этом взрослый может часто не догадываться о существовании подобной дружбы у сына или дочери. Если малыш ничего не говорит о невидимом друге, то это не значит, что его не существует. К примеру, сын может их просто рисовать и об их существовании можно догадаться, только задав четкий вопрос: «А кто это едет с тобой в машине к бабушке в гости?»

Семейная игра «Воображаемый друг» полезна для умственного развития

Но не все невидимые друзья ведут себя тихо и молчаливо, никак себя не проявляя и не принося семье беспокойства. В некоторых ситуациях у малыша настолько сильно развивается воображение, что ему хочется позволить невидимому другу начать принимать активное участие в семейной жизни. В этом случае все близкие и друзья, кто в курсе существования воображаемого друга у ребенка, начинают принимать участие в играх малыша. Невидимый друг становится активным участником в семейных беседах, влияя на жизнь окружающих людей. По мнению английских психологов, такие игры с проигрыванием диалогов с невидимыми друзьями помогают дошколенку развивать способность решать сложные проблемы, логическое мышление и умение планировать.

Рассказы детей о воображаемых друзьях

Несуществующие друзья ребенка могут вполне материализоваться в виде любимой игрушки, камня или растения. «Моя Китти просит поиграть с ней, потому что ей скучно. Она ждала меня целый день, пока я была в детском саду, поэтому я не буду кушать, пока не поиграю с ней».

У ребенка может появиться взрослая подруга с необычным для человека именем, например, Гана или Бина, которая делает все, что делали близкие ребенка. Если мама уезжала в дальнюю командировку, то по возвращении из поездки она может услышать интересную историю о том, как воображаемая подруга ребенка тоже уезжала в дальние страны по делам.

Стоит ли беспокоиться, если ребенок разговаривает с воображаемым другом?

Последние исследования психологов опровергают ранее существовавшую теорию о том, что только дети с нехваткой общения обычно стремятся завести воображаемого друга. Такой невидимый собеседник может появиться не только у дошкольника, который воспитывается в семье с одним ребенком, но и у малыша из многодетной семьи. Причина появления воображаемого друга не в недостатке общения с окружающими, а в сильной потребности ребенка в развитии фантазии в особый период психологического формирования личности.

Не стоит также волноваться из-за того, что ребенок, заведший дружбу с воображаемым приятелем, начнет путать мир фантазии с реальностью. Исследования американских ученых показали, что хотя дети и испытывают сильные чувства по отношению к невидимым друзьям и получают больше радости от игры с ними, чем с детьми из реального мира, но все-таки они отдают себе отчет, что это всего лишь игра.

Воображаемые друзья у подростков

Начало дружбы с придуманным другом обычно следует ожидать в дошкольном возрасте, когда это является совершенно естественным явлением. Однако воображаемые друзья появляются у ребят и в подростковом возрасте. По мнению психологов, такое явление следует рассматривать в качестве защитного механизма, нацеленного на поддержку подростковой психики в стрессовой ситуации. Воображаемый друг у подростка помогает ему оправиться после серьезной психологической травмы. Стартовой кнопкой для активации дружбы с невидимым другом у подростка может стать смерть близкого или развод родителей, переезд на новое место жительства и потеря верного друга, обострение отношений с братьями и сестрами в семье, гибель любимого питомца.

В любом случае, при возникновении неожиданного друга у ребенка родителям важно помнить, что современная медицина не считает такое явлением признаком психологической патологии у детей и началом развития шизофрении.

Для большего успокоения родители могут обраться за помощью психолога, который после некоторого наблюдения за ребенком, вероятнее всего, порекомендует занять сына деятельность, способствующей гармоничной реализации творческих способностей малыша. Драмкружки, изостудии, танцевальные занятия и туристические клубы помогут ребенка выплеснуть накопившуюся фантазию.

Поздравляем, у вашего малыша появился хороший приятель. Одно плохо – никто, кроме самого ребенка, его не слышит и не видит. Он существует только в детском воображении.

Как вести себя мамам и папам в подобной ситуации? Скажем сразу, бить тревогу и паниковать точно не следует, поскольку в большинстве случаев воображаемые друзья в детском возрасте – это абсолютно естественное явление, которое вскоре пройдет само собой. Сегодня мы расскажем, откуда берутся вымышленные приятели и что с этим делать.

Зачастую возникновение воображаемых приятелей застает взрослых врасплох. В нашем обществе невидимых друзей принято считать явным поводом для беспокойства и чуть ли не симптомом психического заболевания. Все потому, что мы смотрим на детский мир с взрослой точки зрения.

Однако воображаемый друг в дошкольном детстве и в зрелости – совершенно разные вещи.

Придуманные друзья, появляющиеся обычно у трех-четырехлетн их детей, свидетельствуют не об отклонениях в психике, а, наоборот, о нормальном психологическом развитии.

Именно с трех до пяти лет у малышей бурно развивается воображение, благодаря чему они начинают играть в сюжетно-ролевые игры и активно фантазировать. И часто партнером по таким развлечениям становится воображаемый друг.

Воображаемые друзья: кто они?

Мы уже говорили, что маленькие дети существуют в своем собственном чудесном мире, в котором на крыше живет Карлсон, растворяется в воздухе Чеширский кот, а обычная рукавица способна превратиться в лохматого щенка.

Воображаемый друг появляется у малышей, начиная с трех лет, и может принимать самые разные формы: мягкой игрушки или куклы, бесстрашного супергероя, мальчика Пети или девочки Кати.

Невидимый товарищ не обязательно должен быть человеком – почти у половины деток он «выглядит», как забавный зверек. «Внешность», способности и привычки выдуманных приятелей зависят только от выдумки ребенка.

Не торопитесь на прием к психологу, если в жизни вашего чада появился такой друг.

Во-первых, в живой детской фантазии нет ничего ужасного. А во-вторых, воображаемый приятель может послужить замечательным диагностическим материалом. Особенности общения с невидимым товарищем отражает как детские проблемы, так и семейные неурядицы.

Причины появления воображаемых друзей

Самое главное, о чем предупреждают специалисты, – не стоит запрещать детям проводить время с вымышленными приятелями, иначе они начнут встречаться с ними тайком.

Правильнее будет узнать причину подобного явления (помимо бурной фантазии) и помочь малышу, если имеется какая-либо проблема. Что же приводит к возникновению воображаемых товарищей?

  1. Одиночество. Вероятность возникновения выдуманного приятеля резко возрастает, если ваше чадо является единственным ребенком. В этом случае специалисты говорят о компенсации недостатка общения, особенно если у малыша нет приятелей его возраста.
  2. Подражание. Если вы внимательно прислушаетесь, как общается ваш карапуз с невидимым товарищем, то узнаете свои слова или фразы воспитателя в садике. Дело в том, что все дети стремятся подражать взрослым, хотят казаться старше и влиять на кого-то. Повода для тревоги нет, если кроха ведет себя спокойно и не проявляет агрессии.
  3. Стремление к первенству. Если у ребенка есть старший брат, сестра или властные приятели, которые любят командовать, он может выдумать друга, чтобы брать на себя инициативу в играх, всегда в них побеждать. То есть воображаемый персонаж нужен малышу, чтобы почувствовать себя победителем.
  4. Страхи. Иногда дошкольники ищут и находят у своих выдуманных товарищей поддержку, поскольку вдвоем не так страшно переживать пугающие моменты, как одному. Вероятность появления такого друга увеличивается, если ребенок стесняется рассказать о своих страхах или родители отмахиваются от него, считая детские тревоги несерьезными.
  5. Боязнь наказания. Взрослым следует задумываться, если малыш, ломая игрушки или устраивая беспорядок, начинает утверждать, что виновен не он, а невидимый мальчик Петя. Вполне возможно, что вы чересчур часто ругаете или наказываете свое чадо по поводу и без.

Как общаться с воображаемыми друзьями детей?

Зачастую родители, узнав о существовании у ребенка невидимого приятеля, не знают, как себя с ним вести. Нужно ли игнорировать его или, наоборот, вступить в игру и общаться, как с реально существующим?

  1. Не говорите ребенку, что иметь вымышленных приятелей – признак сумасшествия, иначе он поверит, что с ним не все в порядке. Хотя ничего неправильного и тем более страшного с ним не происходит. Также не игнорируйте возникновение нового Карлсона, иначе малыш может замкнуться в себе.
  2. Не подавляйте детскую фантазию, а, напротив, интересуйтесь, не станет ли возражать девочка Катя, если вы отодвинете стул, мешающий вам пройти в комнату. Не сопротивляйтесь, если малыш попросит поставить тарелку воображаемому другу или расстелить ему кровать. Включитесь в игру и потренируйте собственное воображение.
  3. В то же время не выступайте инициатором взаимодействия с невидимым приятелем ребенка. Не спрашивайте у своего чада, пойдет ли его друг Петя с вами в магазин. Подождите, пока сам малыш вспомнит о нем и предложит вам подключиться к игре.
  4. Не следует разрешать детям перекладывать ответственность за свои проступки на воображаемых друзей. Дошкольники по-прежнему должны отвечать за недостойное поведение, а ваша задача – напоминать о последствиях. Малыш обвиняет в разбросанных игрушках прилетевшего Карлсона? Попросите навести порядок в комнате вместе с ним.
  5. Если причина подобного явления – одиночество, постарайтесь проводить с ребенком больше времени. Чтобы выдуманный друг не заменил реальных приятелей и родителей, развлекайтесь вместе: надевайте костюмы супергероев, играйте в кукольный театр, читайте вслух и по ролям приключенческие книжки.
  6. Иллюзорные товарищи придут вам на помощь, если вы захотите узнать, что чувствует ваше чадо на самом деле. Если невидимый друг пугается темноты, вероятно, именно ребенок испытывает эту боязнь. Впрочем, чаще всего малыши придумывают таких приятелей, чтобы веселиться.

Таким образом, возникновение выдуманных приятелей у деток до шести лет можно считать совершенно нормальным явлением.

Но иногда воображаемый друг появляется у детей постарше. В этом случае всплеск воображения работает в качестве защитного механизма.

Своеобразным пуском, способствующим появлению друга-невидимки, может стать любое травмирующее событие: переезд на новое место жительства, смерть домашнего любимца или близкого человека, развод родителей.

Возможно, вам понадобится помощь специалиста, однако его совет будет однозначен – уделять больше внимания ребенку или записать его в художественную студию.

Наличие воображаемых друзей у малыша является признаком нормального развития. Зачастую они помогают детям справляться с тревожащими переменами и помогают приобрести социальные навыки. Поэтому относитесь к ним как к естественному этапу взросления вашего чада.

Мультипликационный фильм «Головоломка» сплошь наполнен эмоциональными моментами. В голове юной Райли существует тайная жизнь, где главными действующими лицами являются эмоции Страх, Гнев, Радость или Печаль. Они разыгрывают свое действо и борются за звание самой важной. Там же существует и вымышленный друг по имени Бинго-Бонго. Как только девочка переезжает в другой город, она полностью погружается в свои воспоминания и теряет незримую связь со своим другом. В конце повествования видение исчезает. Кажется, создатели ленты не могли придумать более душераздирающей смерти. Однако до недавнего времени потеря воображаемого друга не воспринималась психологами как траур. Напротив, многие специалисты считали воображаемых компаньонов чем-то нездоровым.

Являются ли видения признаком одиночества?

На протяжении многих десятилетий взрослые с недоверием и опаской относились к воображаемым спутникам маленьких детей. Подобные видения приписывались обособленным детям, лишенным реальных друзей. Современная поп-культура, во многом сформированная под влиянием известных голливудских фильмов, и вовсе полагает, что вымышленный персонаж может причинить ребенку реальный вред, например, заставив его совершить что-то дерзкое или страшное. Ведущий психолог Лаборатории знаний Университета штата Алабама Энсли Гилпин рассказал о случае, когда отец заподозрил собственную дочь в шизофрении. На самом деле у ребенка был воображаемый друг. Теперь, по прошествии времени, эта девочка жива и здорова, а в ее голове больше никто не живет.

Позиция современных психологов

Это теперь ученые уверены, что в возрасте 3—5 лет для детей совершенно нормально иметь воображаемого друга. Этим малышам не нужна медицинская помощь или психологическая реабилитация. Дети полагают, что взрослая жизнь слишком скучна, а видения помогают им развивать творческий потенциал. Некоторые психологи называют это явление синдромом Карлсона. Несколько последних десятилетий были отданы на углубленное изучение проблемы. Было задокументировано сразу несколько любопытных эпизодов, на основании которых был сделан оптимистичный вывод. Подобную дружбу можно признать одной из самых ярких и восхитительных. Теперь наличие воображаемого компаньона не считается чем-то ненормальным или необычным, а сама жизнь в вымышленном мире помогает малышам развить ценные навыки, которые пригодятся в реальности.

Родителям не о чем беспокоиться

Проведя рад тестов, ученые заверяют, что родителям не о чем беспокоиться, если они узнали о воображаемом друге сына или дочери. По оценкам экспертов, это явление необычайно распространено. Приблизительно 65 процентов детей в возрасте до 7 лет имеют вымышленных друзей. Если вы сами не имели подобного опыта в детстве или плохо помните о нем, спешим вас заверить: дети прекрасно знают о том, что их друзья не настоящие. Большинство исследователей полагают, что воображаемые персонажи не являются показателем одиночества или дефицита социальных навыков. Посредством вымысла дети раскрывают свое воображение.

Каковы самые ранние сроки развития вымышленной дружбы?

Фактически способность создавать воображаемого друга может проявиться в самом раннем младенчестве в то время, когда дети начинают учиться различать черты окружающих. Если мать обычно поднимает брови и раздувает щеки, чтобы позабавить кроху, это тут же находит живой отклик в ответной гримассе. Об этом рассказывает психолог из Йельского университета Дороти Сингер, которая начала изучать феномен вымышленных друзей еще в конце ХХ века: «Копирование мимики взрослых действительно является предвестником некой притворной игры, которая показывает, что ребенок любознателен. Он готов подражать звукам и действиям окружающих». Впоследствии этот навык трансформируется в более обтекаемый персонаж, который селится в воображении малыша.

Это дает когнитивные и эмоциональные преимущества

На основе более ранних исследований можно констатировать еще один любопытный факт: воображаемые друзья могут дать малышам некоторые когнитивные и эмоциональные преимущества. «Во многих отношениях все малыши похожи. Но когда мы тестируем детей, которые водят дружбу с мнимыми компаньонами, мы находим явные преимущества от этой дружбы. Эти дети более общительны, менее застенчивы, также они имеют уровень социальной перцепции, высокий не по годам. Они лучше воспринимают точку зрения другого человека в реальной жизни», — вот мнение Марджори Тейлор, психолога из Университета Орегона. Отметим, что ученые выявили лишь корреляцию, причина улучшения когнитивных навыков остается загадкой. Никто не знает, когда именно формируются перечисленные навыки. Может быть, они были сформированы до создания воображаемой дружбы либо могли стать ее следствием.

Иногда это переносится во взрослую жизнь

Хотя это крайне редко, но даже психически здоровые взрослые люди могут иметь воображаемых друзей. Этот процесс продолжается с детства. По мере взросления человека либо его старые друзья идут с ним бок о бок, либо воображение создает новых, более зрелых персонажей. Наверняка, вам будет интересно узнать, что Королева детективов Агата Кристи всю свою сознательную жизнь имела воображаемых друзей. Об этом писательница упомянула в своей автобиографии, которую написала в 70-летнем возрасте. Там она призналась читателям, что вымышленные друзья нравились ей гораздо больше, чем герои собственных произведений. По словам доктора Тейлор, нет нужды беспокоиться о мнимых компаньонах, в каком бы возрасте они бы не приходили к человеку. Не стоит пытаться выяснить причину, согласно которой они появились. На самом деле вымышленный мир не имеет никаких рамок и ограничений.

Как появляются воображаемые друзья?

Наверняка произведения детских авторов писались на основе чьего-то реального опыта. Если мы обратимся к ним, то увидим, что воображаемые друзья приходят в самый подходящий для этого момент. У Малыша был Карлсон, а герой известного комикса Кельвин дружил с плюшевым тигром Хоббсом. Но самый популярный образ детей абсолютно невидимый. Невидимка существует рядом, разговаривает с детьми и приходит им на помощь при случае, но, как вы понимаете, не имеет никакой обтекаемой формы. В других случаях дети представляют в роли своих выдуманных антропоморфных друзей, например супергероев или призраков, либо животных, обладающих человеческими способностями. Также в роли мнимого компаньона легко представить совершенно обычного незнакомца.

Идеальный друг

Для многих детей вымышленный персонаж является идеальным другом, наделенным характером положительного героя. Дети разговаривают со своим другом, охотно слушают его, а также делятся своими тайнами и секретами. В связи с этим доктор Тейлор не может утверждать, что воображаемые друзья являются идеальными собеседниками. Не исключено, что во время таких диалогов могут возникнуть конфликтные ситуации или недопонимание (как и в случае с друзьями реальными). Однако и такое общение с вымышленным персонажем идет на пользу ребенку. Многие психологи утверждают, что умение существовать в конфликтных ситуациях, пусть и вымышленных, учит ребенка терпимости.

Кем являются реальные игрушки, наделенные характером?

В отличие от несуществующего персонажа со своими уникальными личностными чертами, игрушки, наделенные характером, — это просто игрушки. Они не могут встать на одну ступень с мнимыми компаньонами, так как их образ уже создан, а не рожден сознанием малыша. Чаще всего эта ситуация характерна для детских ролевых игр, где малыш выступает в роли воспитателя.

Вымышленный друг у ребенка, по мнению многих психологов, явление распространенное. Выдумывать себе друга до определенного возраста считается абсолютно нормальным. Специалисты связывают это с развитием воображения и творчества у маленького ребенка.

Примерно к трём годам жизни ребёнок начинает активно фантазировать, размышлять. Именно в это время появляются воображаемые друзья. Выдумать ребенок может абсолютно любое существо, невидимый друг может быть зверушкой, просто человеком, сказочным героем, персонажем мультфильма или вовсе чем-то несуществующим.

Когда родители впервые узнают о появлении выдуманного друга, они начинают волноваться, думать о том, что с их малышом что –то не так. Не нужно паниковать. У ребёнка развивается фантазия. Лучше заинтересоваться новым товарищем, его именем, внешним видом, где он живет, что любит есть и т.д. То есть, нужно проявить участие.

Часто вымышленный друг также полезен и для родителей. Спрашивая у ребёнка о выдуманном друге, о его страхах, желаниях, мечтах, трудностях, родители могут узнать о том, что беспокоит самого малыша. Дети не всегда способны выразить и даже понять свои желания, а посредством вымышленного друга родители способны узнать о проблемах ребёнка.

«Ребенок должен чувствовать поддержку со стороны своих родителей: со стороны отца - силу и защиту, со стороны матери - заботу и ласку. Но если все время отмахиваться от ребенка, то он реже будет обращаться к родителям с пустяковыми проблемами. В дальнейшем это может привести к тому, что ребенку будет не о чем поговорить с родителями, нечего доверить им, ведь он привык с ранних лет сам решать "свои проблемы" и отвечать на возникшие вопросы, заранее зная, что у папы и мамы нет времени на такую ерунду.» (meduniver .com)

Итак, придуманный друг – это не трагедия. Но нужно знать меру. Если ребенок дружит и разговаривает только с вымышленным героем, отказывается от общения с другими людьми, если сильно переживает всё, что происходит с его выдуманным другом, если от этого он становится вялым или слишком возбуждённым, раздражительным, плаксивым – игру стоит прекратить! К примеру, попробовать отправить друга в поездку к его бабушкам и дедушкам или в дальнее путешествие, в общем, удалить персонажа без скандала. А это время придумать ребёнку игру, в которую он до сих пор не играл, занятие, способное «переключить» малыша.

В большинстве случаев, дети забывают о своих фантазиях уже в 7-8 лет, когда начинают помногу общаться со сверстниками. Появление новых знакомств и новых познаний не дают замыкаться в себе. Ребенок оценивает и понимает, что общение с настоящими друзьями динамичнее и веселее, чем игры с самим собой.

По мнению детских психологов, если вымышленный друг не исчезает в этом возрасте, это явный признак нехватки родительской любви у ребенка. Кроха не осознает, как он нужен маме и папе, как ценен для них. Всё зависит от родителей, они должны дать ребенку нужное внимание, вместе с ним выйти из придуманного мира в реальный, а оставшееся от вымышленного мира место занять своим вниманием и общением. Ведь главное не сколько, а как именно проводить время с малышом. Например, в день играть с ребёнком хотя бы полчаса, а потом обсуждать игру. Очень важно читать детям на ночь. Если ребенок уже школьник – это помощь родителей в выполнении уроков.

Не стоит бояться выдумывать и фантазировать вместе с ребёнком, нужно только не переходить грань и суметь вовремя привлечь ребёнка в настоящий мир, который не менее удивителен, чем вымышленный.

Похожие статьи:

Воображаемый друг вашего ребенка (3644 Просмотров)

Раннее детство > Психология возраста

Часто дети придумывают себе друга, он может быть невидимым, а может являться и игрушкой, друг, на которого можно свалить все шалости или пожаловаться ему на кого-либо. Некоторые родители, сталкиваясь с появлением...

Проблема из проблем: потерялся плюшевый друг (2850 Просмотров)

Раннее детство > Воспитание ребенка

Никогда не думала, что моя малышка будет отказываться от еды, перестанет спать, играть с игрушками, гулять и все по причине того, что... потерялся ее плюшевый зайчик. Мы целый день искали любимца крохи и, к нашей...



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png