Данная форма беспомощности формируется после неудачных безрезультатных попыток как-либо повлиять на негативные факторы или миновать их воздействия .

Выученная беспомощность состояние, при котором, имея возможность покинуть среду с неблагоприятными условиями, индивидуум не проявляет активности, не стремится избежать негативных влияний и остаётся во враждебной среде, смирившись с ней.


У людей состояние провоцируется следующими явлениями:
  • чувство лишение контроля;
  • ощущение утраты свободы;
  • подавленность;
  • депрессивные состояния;
  • отсутствие веры в свои силы;
  • отсутствие веры в то, что ситуация может измениться;
  • ускорение наступления смерти.

Выученная беспомощность в учебе
Внешний локус. Если студент считает, что он потерпел неудачу, потому что учитель ненавидит его или он просто глуп, он обвиняет факторы, которые не находятся под его контролем. Вероятность того, что проявится синдром выученной беспомощности вырастает.

Внутренней локус. Если студент считает, что он потерпел неудачу, потому что недостаточно училась, он обвиняет факторы, которые находятся под его контролем, что гораздо менее вероятно приведет к чувству беспомощности связанной с учебой.

Первые сведения о выученной беспомощности

Первые данные о феномене были зафиксированы в 1964 году американским исследователем в области психологии Мартином Селигманом в ходе с собаками. Целью исследователя было, основываясь на схеме классического обуславливания И. П. Павлова, создать у животных условный рефлекс страха на звуковые сигналы. Во время опыта находившиеся в запертой клетке собаки сначала слышали звук, а затем получали ощутимый удар электрического тока.

Совершив несколько опытов, исследователи открыли клетки. Предполагалось, что, вновь заслышав предвещающий болезненные ощущения звук, испытуемые разбегутся. Однако свободные в действии животные не пытались покинуть враждебную среду, а, скуля, ложились в ожидание удара. Поведение испытуемых говорило их боязни.

Исходя из результатов эксперимента, Селигман предположил, что подобное поведение собак являлось результатом нескольких неудачных попыток покинуть клетку, когда та ещё была закрыта. Животные привыкли к состоянию беспомощности .

Ещё один эксперимент над собаками

В 1967 году для проверки своей теории Мартин Селигман провёл специальный эксперимент. В качестве испытуемых также были выбраны собаки, а в качестве подкрепления страха – удар напряжением. В опыте принимали участие три группы животных.

  1. Первой группе собак было позволено отключить вызывающую электрический удар систему. Для этого было необходимо коснуться носом специальной панели. Так испытуемые получали контроль над ситуацией.
  2. У животных второй группы не было возможности что-либо изменить, они оказались в полной зависимости от собак первой группы. Находящееся во второй группе испытуемое не получало удара только в том случае, если питание системы отключало животное из первой группы.
  3. К контрольной третьей группе разряд электрического тока не подавался.

После некоторого времени первые две группы получали удары идентичные и по силе, и по продолжительности. Разница была лишь в том, что за время эксперимента животные из второй группы могли удостовериться в своей беспомощности и неспособности влиять на происходящее.

На заключительном этапе исследований все участвующие в опытах животные были помещены в общий ящик. Чтобы избежать негативного влияния собакам требовалось лишь перепрыгнуть легко преодолимую перегородку. Испытуемые из первой и третьей группы без проблем покидали неблагоприятную среду. А животные, ранее находившиеся в состоянии полной беспомощности (вторая группа), метались по ящику, ложились и выдерживали всё мощнее удары.

В ходе работ Мартин Селигман пришёл к выводу, что состояние беспомощности вызывается не самими неприятностями, а привыканием индивидуума к тому, что его активность ничего не меняет и на возникновение негативных факторов невозможно повлиять. Также учёный установил, что с синдромом выученной беспомощности тесно связана клиническая депрессия.

В 1976 году автор экспериментов был премирован Американской психологической ассоциацией.
Подробности исследований Мартина Селигмана были опубликованы в журналах «Journal of Personality and Social Psychology» и «Journal of Experimental Psychology».

Эксперименты на людях

На людях схожий эксперимент был поставлен американским психологом Дональдом Хирото в 1974 году. В ходе работы участники опыта были поделены на 3 группы, которые оказалась в разных условиях, связанных с неприятным звуком.

Первая и вторая группы были помещены в раздельные комнаты с отталкивающим звуком. Первой группе была дана возможность его отключить, а у второй группы такой возможности не было. Третья группа являлась контрольной и воздействие звуком на неё не оказывалось.

Когда все участники эксперимента были переведены в помещение, где любой мог устранить раздражающий звуковой сигнал, представители первой группы немедленно его отключали, а участники из второй группы даже не пытались этого сделать, так как находились в состоянии выученной беспомощности. (Donald S. Hiroto and Martin E. P. Seligman (1975)

Эксперимент в доме престарелых, 1976 год

Изучением того, как ощущение беспомощности воздействует на эмоциональное и физическое здоровье человека занимались психолог Эллен Джейн Лангер и её коллега Джудит Роден. В качестве испытуемых были выбраны клиенты дома Арден-Хауз для пожилых.
В опыте принимали участие две группы пожилых лиц:

  1. Экспериментальную группу составили жильцы четвёртого этажа дома, 47 человек.
  2. Контрольную группу составили жильцы второго этажа дома, 44 человека.

В ходе исследований были созданы 2 типа экспериментальных условий:

  1. Обитатели четвёртого этажа получили инструкцию, согласно которой на них возлагалась дополнительная ответственность за жизнь, за выбор условий содержания, за совершение своих действий. В качестве подарка пенсионеры могли выбрать понравившееся растение (из общего ящика), за которым могли бы ухаживать так, как посчитали бы нужным. Испытуемым также предложили определиться, хотят ли они посмотреть кино и в какой день желали бы это сделать. Инструкция позволяла выбирать и контролировать ситуацию.
  2. Обитатели второго этажа были заверены в том, что о состоянии их комнат позаботится персонал учреждения. Работники дома взяли на себя полную ответственность за то, чтобы сделать условия пребывания пожилых как можно лучше. Согласно инструкции, подопечные могли полностью рассчитывать на помощь персонала. Каждому участнику эксперимента был вручён подарок – цветок. Уход за растением также был поручен медработникам. В общем условия пребывания оставались такими, как и прежде – всё контролировались руководством учреждения.

Через 3 недели жильцы дома получили опросники, выявляющие, насколько испытуемые довольны своей жизнью. Персонал был опрошен об общей активности, коммуникабельности, питании пациентов, об изменениях в их привычках и состоянии здоровья.

Также выяснялось, кто из пожилых выразил желание посмотреть кино и согласился посоревноваться в угадывании количества конфет в банке.


Итоги:
Средние оценки жильцов второго этажа (контрольная группа):

  1. Уровень счастья: -0,12
  2. Изменение состояния пациентов: -2,39
  3. Пассивное наблюдение за персоналом: +4,64

Средние оценки жильцов четвёрного этажа (экспериментальная группа):

  1. Уровень счастья: +0,28
  2. Изменение состояния пациентов: +3,97
  3. Пассивное наблюдение за персоналом: -2,14

Спустя шесть месяцев в доме для пожилых Арден-Хауз был проведён ещё один опрос. Выяснилось, что представители экспериментальной группы по-прежнему чувствуют себя значительно лучше. Общая средняя оценка их состояния оказалась 352,33. Оценка второй группы составила 262,00. Также стало известно, что среди членов экспериментальной группы ниже смертность (15% против 30% у контрольной группы).

Результаты исследований мотивировали администрацию учреждения пересмотреть привычную организацию опеки над престарелыми . Пациентам было дано больше возможности принимать участие в организации своей жизни.

Tifffany , Вы знаете, у меня 3 сына, два из них прошли садики. Никогда не было такого, чтобы авторитет воспитателя был сильнее авторитета мамы, да и просто близких (членов семьи)

Уважать и бояться его мнения о тебе как "плохой"/"хороший" это просто разные вещи, а Вы ставите между ними знак равно. Мне 38, я сейчас в таком состоянии. Еще год назад готов быть крушить скалы. Была цель, план достижения. Был интерес к женщинам. Голова соображала. Тело и разум подчинялись воле. Сейчас я напоминаю растительную форму жизни. Через месяц-два нечем будет платить за квартиру, буквально нечего будет есть, но это не подстегивает. Пофиг на все. Я будто не живу, а только поддерживаю функции оболочки. Утром просыпаюсь с удивлением, что проснулся. Мысли обычно такие, зачем мне этот мир? Что мне в нем делать? Опять добывать пропитание? Обогащать работодателя, арендодателя, ритейлера? Работать не хочется, развлекаться не хочется, ухаживать за собой, красиво одеваться, вкусно поесть, любви, семьи. Ничего этого не хочется. Хочется только одного - никаких раздражителей извне.
Никогда не думал что однажды превращусь в овоща. Как от этого лечиться вообще? Был у психолога, одно разочарование. Ходил в церковь - ничего не ощутил. Занимался йогой, как мне казалось успешно. Но однажды как отрезало. Появилось стойкое неприятие и отвращение. Может на войну пойти или совершить какой-то акт самопожертвования. Просто так кончать себя от бессилия я не согласен.
Именно. А тут вы видите, что критерии хорошести для воспитателя для вас неприемлемы. Так что одно из 2-х. Либо поменять воспитателя на того, у которого критерии получше (как вариант - переубедить этого), либо сделать так, чтобы важность этих критериев для ребенка снизилась, т.е. объяснить ребенку, что в этом вопросе вы с воспитателем не согласны.


Никто не предлагает вам внушать ребенку никчемность воспитателей. Вполне достаточно сказать, что в этом вопросе ваши мнения не совпадают. Мнения могут различаться даже у очень уважаемых людей и ничего в этом ужасного нет.
Про важность авторитетов вы верно пишете, но записывать в непререкаемые авторитеты любого взрослого в силу его возраста и положения - это просто опасно.

Кстати, Н.В. - профессиональный психолог, и о всех тонкостях возрастной психологии она наверняка прекрасно осведомлена))
Я не знаю, насколько эта мама сохранила в своей дочери то самое от природы данное ощущение хорошести. То, что девочка заплакала, с большой вероятностью говорит о том, что она чувствительна к оценочным суждениям, а раз так, значит в семье они в ходу.

Вот для того, чтобы сформировалось такое взрослое мнение, человек должен научиться весьма избирательно относиться к тем людям, которые о нём что-либо говорят. И к тому, что они говорят, тоже должен научиться относиться критически, не принимая всё сразу близко к сердцу. Увы, но если взрослые не дают ребёнку ориентиры (к кому, когда и в чём прислушиваться), а тем более, если грузят догматами вроде "учитель/воспитатель всегда прав", "старших надо слушаться" и т.д., то даже когда такой ребёнок вырастет, он будет уязвим к оценкам окружающих, иногда вопреки всякой очевидной логике, как в случае бабок на лавочке.

Согласна, заменить воспитателей, да ещё устраивающих заведующую, это фантастика. А вот найти воспитателей (где-то в другом месте) с другим подходом к вопросу, задача решаемая. Мне даже стараться в своё время не пришлось. Просто повезло. Воспитатели модерировали конфликты, но вполне допускали выяснение детьми отношений, агрессия не была под запретом. Одна из воспитательниц мне как-то объясняла, что обычно дети проходят этот период в 4-5 лет, это необходимый этап социализации. Учатся отстаивать свои интересы, защищаться, находят допустимые меры воздействия в конфликте.

Если ребёнок с раннего детства будет знать, что взрослый может быть не прав, это не помешает формированию авторитетов. Но это предотвратит абсолютизацию этих самых авторитетов и защитит от всевозможного абьюза. Увы, но со стороны воспитателей, учителей и тренеров злоупотребление авторитетом (или педагогическая неграмотность, или психологическая неуравновешенность) встречаются слишком часто, чтобы это можно было игнорировать.

Честно говоря, грустно.

Ну да, вот оно и "решение" проблемы. Вычистить из группы этих самых драчунов, "из дикого леса диких тварей", и будет не жизнь, а сказка. Сорри, но я не могу ничем помочь в осуществлении этого решения.

Когда в группе большинство детей сами по себе не агрессивны, но свои границы нарушать не позволяют, и при этом достаточно решительны и убедительны, тогда драчуны быстро сдуваются. Н.В.
Мне кажется,что вы в своих суждениях путаете психологию дошкольника и младшего школьника, примешивая туда же взрослые суждения

Ребенок НЕ= маленький взрослый.

Покажу вам на простом примере. Всем известно, что дети очень остро реагируют на обзывательства сверстников. Помню, как гуляла на площадке с дочкой, а со школы возвращались 3 девочики. 2 девочки обозвали третью и она заплакала, сказала, что они сами такие, а она нет, но заплакала. Казалось бы, по вашей логике такого не должно было произойти, ведь сама девочка знает,что она хорошая, и мама ее тут же встретила (нормальная женщина) и обзывательство явно не имеющее отношение к реальной жизни. Но заплакала от того, что кто-то считает ее не хорошей.

Что же вы сделаете,как взрослая, если бабки на лавочке крикнут вам "а эта тетя вообще п....."? вы посмеетесь, так как знаете, что это не так.Или пропустите мимо ушей. Во всяком случае точно не расплачетесь. Ваша самооценка не зависит от того, ЧТО бабки говорят. Вы можете сами о себе мнение составить. А дошкольники-нет. Им важно мнение воспитателя о себе.

Вот вам наглядный пример различий детского и взрослого мышления/психологии.

А теперь к делу. Искать и требовать других воспитателей-это из области фантастики. Эти вполне нормальные, за исключением пары моментов. Да и то эти моменты только с моей точки зрения не есть хорошо. Заведующая не поддержит. Ей тоже хорошо, когда дети сдачи не дают.

Во-вторых, если с детсва внушать ребенку,что воспитателя не надо уважать, то и учителя такой ребенок уважать не будет. А это очень важно иметь авторитеты среди старших для становления ребенка. Для его целостности, успеваемости, вере в окружающий мир. Можно много на эту тему порассуждать, но это оффтопик.

В-третьих, вы как то ситуацию описываете для детей, как концлагерь. Не унижают воспитатели никого специально. Драться запрещают всем. И мальчикам и девочкам. Так же не зависимо от пола сажают за драки на стульчики. Быть наказанным не любит никто из адекватных детей. Если не плачут, то сидят с грустными лицами. Не только мой ребенок не дает сдачи. Практически все дети, которые регулярно посещают детсад так же поступают. И что? мы все-плохие родители, которые не являются авторитетами для своих детей или запрещаем им сдачи давать и гнобим за проступки вместе с воспитателем? Нет! Проблема системная, не конкретно в моем ребенке только.....

Только драчунам на это наказание фиолетово. У них как раз нет авторитета-воспитателя и хороших контактов со сверстниками. У них и речи то, как таковой нет, не могут двух слов свзать. Если следовать вашим советам о пренебрежении указаниями воспитателя, то адекватные дети скатятся до таких же драчунов и группа повязнет в хаосе...

Нужно как-то повлиять на воспитатедей, как-то доходчиво из переубедить и показать, что им тоже это надо. Но как? я пробовала объяснять, что ребенку нужно уметь за себя стоять и терпеть обиды- не выход и не польза для будущей личности. Но меня не поняли. Нужен другой способ, который я пока не вижу.....
Вот Вы сами себе установили это ограничение. Вы по каким-то своим соображениям поставили авторитет воспитателя выше своего (ещё раз - ребёнок устанавливает авторитет воспитателя не сам, не автоматически каждому взрослому, а весьма избирательно через родителей, которые "калибруют" восприятие ребёнка, например, поощряя ребёнка быть хорошим перед воспитателем и придавая высокое значение негативным реакциям воспитателя на ребёнка, подтверждая их и присоединясь к ним). Вы не хотите от этого своего выбора отказываться. Значит, Вам придётся найти таких воспитателей, которые будут действительно защищать Вашего ребёнка от более агрессивных (или даже просто более активных и более настойчивых) сверстников. Иначе Вы по сути предаёте своего ребёнка. Девочке нельзя отстаивать своё и уж тем более "превышать пределы необходимой самообороны", то есть иногда подраться. Девочке нельзя противоречить воспитателям, которым передана вся полнота власти. Девочке остаётся "исчезнуть", что она и делает.

Неа, не любому. Маленький ребёнок считает себя хорошим до тех пор, пока взрослые ему не докажут обратное. В первую очередь - родители. Если ребёнку больно до слёз быть наказанным, невыносимо облажаться на публике, значит его уже хорошо так обработали напильником в целях придания желаемого образа. Ребёнок "не обработанный" никакого ужаса в сидении на стульчике не усмотрит, хотя и испытает некоторые неудобства - сидеть скучно, особенно если другие вовсю играют. Кстати, ещё повод задуматься, как ведут себя воспитатели, если ребёнок панически боится всеобщего осуждения. Может быть воспитатели любят вывести на центр и прилюдно живописно стыдить ребёнка? Тогда уж точно нафик таких воспитателей.

Ребёнок будет считать себя "нехорошим", только если объекты его привязанности подтвердят ему это. Хотя заболеть может. Не от того, что поверил чужой тёте, что он не хороший, а потому что при неприятном контакте (то бишь стрессе) иммунитет снижается, да и болезнь позволяет избежать этих самых неприятных контактов.

Это не только мое личное мнение. Это мнение уважаемых психологов, чьи теории преподают в университете и на чьих теориях базируется детская психология. Есть так, как есть. Воспитатель- действительно авторитет для детей. А родителям обесценивать воспитателя в глазах ребенка-медвежья услуга.

Разрешила, говорила, свое "Я" достаточно в семье утверждено. Это вам, взрослому человеку понятно,что сидеть на стульчике не страшно. У ребенка совсем другая психика. Повторю. Ребенок в этом возрасте считает себя настолько "хорошим", на сколько его хорошим считают окружающие (воспитатели и дети). Любому ребенку в этом возрасте очень больно до слез публичные наказания, такие, как просто посидеть на стульчике. Потому,что это символическое наказание означает, что ребенок НЕ "хороший". А если ребенок считает себя "нехорошим", то может даже заболеть по настоящему..... Не с одного наказания, конечно, но все таки.....

Еще мнения есть?
Вот только не для детсадовского возраста. Конечно, если Вы считаете, что для Вашего ребёнка воспитатель - непререкаемый авторитет, то так оно и будет.

Ребёнок не сможет сразу найти нужную меру противодействия и защиты себя самого. Придётся и подраться. Собрать букет последствий и сделать выводы.
.
Разрешите дочери защищать себя. Проявите тем самым свою защиту в её отношении. Скажите, что не будете ругать вместе с воспитателями. Успокойте, что посидеть на стульчике не самое страшное, что бывает в жизни. И ещё принимайте её "нет", выражаемое Вам по различным поводам. Сначала "Я" утверждается в семье, и только потом его можно утвердить в обществе.

Ошибаетесь, как раз воспитатель или учитель-это очень важный авторитет для малыша. В некоторых вопросах на равне (или даже больше) родителя (зависит от возраста и количества проведенного времени).

Дети в дошкольном возрасте воспринимают свою "хорошесть" через призму окружающих (те воспитателя). И другие дети воспринимают ребенка по отношению к нему воспитателя. То есть, если воспитатель хвалит и поощряет "не стоять за себя", то ребенок следуя этому, считает себя "хорошим". И другие дети считают его хорошим. Это очень важно для ребенка. Именно в дошкольном возрасте для ребенка имеет особое значение одобрение старших. Некоторые дети на все готовы,что б похвалу заработать (в дошкольном возрасте).

Все утверждения выше справедливы для нормальных детей. У наших драчунов диагнозы есть. Воспитателю, конечно, удобно выучить адекватных детей не давать сдачи, если они не могут с "особенными" справиться. И,вроде, меньше драк в группе, все хорошо. Но меня, как родителя такой расклад не устраивает!

Это не значит, что я хочу, что б моя дралась. Я хочу,что б она не боялась в большинстве случев отстоять свои интересы (игрушку, игру и тп). Сейчас получается, что если у нее игрушку забирают, то ей проще ее сразу отдать и молча страдать от "ненаигранности", чем сказать "нет" драчуну. Ведь если скажет "нет!", то получит тумака, а сдачи дать нельзя, жаловаться воспитателю бесполезно. А драчун слов не понимает и чувствует свою безнаказанность....
Сразу много вопросов возникает. А почему ребёнок такой правильный? Почему так боится наказания от воспитателя? Ведь детсадовский воспитатель для ребёнка фигура далеко не главная. Важнее, как относятся родители к факту наказания, насколько они хотят, чтобы ребёнок был всегда правильным, как часто сами апеллируют к чувству стыда и страха ребёнка... Подниму тему, тк нужны мнения.

Ребенок ходит в детский сад. Там,естественно, воспитатели запрещают драться и давать сдачи. У меня ребенок очень "правильный". Ей запретили драться, и она не дерется. Но в группе есть дети, которые плевать хотели на запреты воспитателей. В итоге, у моего ребенка получается "выученность" получать тумаки и не отставивать себя. Мне не нравится такой расклад. Но и объективно повлиять на ситуацию (в особенности на других детей), когда ребенок проводит столько времени вне дома и есть другой авторитет-"воспитатель", я не могу. А надо. Но как?

Ребенок боится сдачи дать,так как за это могут наказать- "посадить на стульчик". Разговоры с воспитателями эффекта не имеют. Они не заинтересованы в воспитании конкретного (моего) ребенка в том русле, что б за себя стояла. Им легче,если она этого делать не будет. Но и на драчунов, которые остальных детей обижают, воспитатели особо повлиять не могут. Они как обижали, так и обижают. А все остальные дети в группе боятся и этих детей-драчунов и воспитателй (наказания в случае сдачи). Дети боятся сказать воспитателям, что их обижают (или знают, что это бесполезно). Драчуны чувствуют собственную безнаказанность. Получается как раз какая-то "выученная беспомощность" к терпению обид от сверстников.....

Будь я там, в детском саду, то придумала бы что сделать. А вот так со стороны даже не могу представить как составить разговор с вопитателями правильно (пробовала уже, нет эффекта), или как дочь перенастроить, как побороть авторитет воспитателя в этом вопросе и надо ли это сделать (ведь в случае драки накажет воспитатель и меня не будет рядом уберечь от наказания)...... Подниму тему, статья интересная. Мне кажется, что между самостоятельностью и заброшенностью довольно тонкая грань проходит. Ребёнку важно уметь многое делать самому, но он не должен делать сам все абсолютно и всегда быть один... вот о чем я задумалась. Просто у знакомых ребёнок в 1 классе делает сам уроки, сам себе еду разогревает, сам домой приходит, сам до вечера или ночи сидит. И тут уж дело не в самостоятельности... Многие родители страдают тем, что делают все за своего ребенка, оттягивая воспитание самостоятельности на последний момент, когда уже поздно. Или переделывая за ним тут же, на глазах у ребенка, таким образом подрывая его уверенность в собственных силах.
Мы решаем за ребенка, что ему одевать, чрезмерно опекаем его, боимся что-то он упадет, поранится, ошибется, разобьет....
При этом комната ребенка ломится от игрушек, он получает все чего только захочет. Для чего ему проявлять самостоятельность? Это становится в какой-то момент невыгодно.
Приучите ребенка быть самостоятельным, перестаньте ему во всем потакать и делать все за него. Таким образом вы сможете уже с маленького возраста воспитывать самостоятельного и уверенного в своих силах человека, которого будет сложно сломить. Узнала себя. Задумалась. Борюсь сейчас со своей выученной беспомощностью исключительно упорством, других способов не знаю. Какие могут быть рекомендации для взрослого? Потому что одного упорства мало. Энтузиазм слабеет и заканчивается. Потом проходит немного времени, и снова появляются силы и упорство. Просто хотелось бы быть результативней Выученная беспомощность... есть о чем задуматься

Понятие learned helplessness, или выученная беспомощность, вошло в обиход благодаря американскому психологу Мартину Селигману . В начале 60-х годов учёный решил дополнить исследование условных рефлексов И. П. Павлова и искусственно выработать у подопытных собак устойчивый страх перед звуком колокольчика. Для этого животных, запертых в клетках, били током каждый раз, как раздавался звон. Селигман предположил, что когда представится возможность, собаки разбегутся от этой трели, как от огня. На деле всё оказалось не так: клетки открыли, но после очередного звона животные покорно ложились на пол и скулили в ожидании разряда.

Спустя три года учёный, объединившись с коллегой Стивеном Майером, решил подтвердить напрашивающийся вывод. На этот раз задействовали две группы собак: одни оказались в той же безвыходной ситуации с током, другие могли спасти себя и товарищей по несчастью из первой группы, ткнув носом в кнопку. Спустя некоторое время всех собак переместили в наэлектризованные вольеры, которые запросто можно было покинуть, преодолев небольшой барьер. Нетрудно догадаться, что животные из второй группы, усвоившие цепочку действие-спасение быстро сбегали от опасности, а собаки, ранее оказавшиеся в условиях безвыходности, оставались и терпели боль.

В 70-х другие учёные экспериментально доказали существование феномена приобретённой беспомощности у людей. Так, психолог Дональд Хирото «пытал» добровольцев громким раздражающим звуком. При этом у одной группы подопытных была возможность его отключить, а другой оставалось только ждать, когда всё это закончится. Затем мучения ненадолго прекращались, и всех испытуемых просили поместить руку в специальную коробку. Как только она касались дна, неприятный звук раздавался вновь. Ни та, ни другая группа не была осведомлена, что если дотронуться до одной из стенок ящика, дребезжание прекратится. Однако те, кто до этого мог самостоятельно спасти себя от дискомфортных ощущений, активно занимались поиском выхода и сейчас, остальные же наглядно демонстрировали выученную беспомощность.

При выученной беспомощности глобальные перемены действительно кажутся страшными и недостижимыми, а вот небольшие шаги пугают не так сильно. Например, если с детства вам внушали, что вы транжира и никогда не сможете накопить, мечты о собственной квартире, машине или путешествии кажутся заоблачными («Да разве я смогу?»). Попробуйте начать с теоретических расчетов: поищите информацию о конкретной стоимости покупки, запишите эту цифру. Прикиньте, сколько сможете откладывать с зарплаты (отговорка «нисколько» не принимается!). Подумайте об инструментах - накопительный счет, дополнительная дебетовая карта, конверт в укромном месте? Посчитайте, сколько потребуется времени. Как только разработаете план, приступайте к практике. Лучше думать о накоплениях прямо перед зарплатой: сегодня - готовая стратегия с цифрами и сроками, завтра - доход и первая отложенная сумма. Важный нюанс: подкрепляйте промежуточные достижения (даже если они кажутся незначительными) позитивными эмоциями: пополнили депозит – берите отгул на работе!

Со временем в мозге начнут формироваться новые нейронные связи, действовать и менять жизнь к лучшему станет легче. А главное, появится ни с чем не сравнимое ощущение внутренней силы и уверенности.

Выученная беспомощность – состояние, возникающее на фоне сильного нервного потрясения или неправильного воспитания в подростковом возрасте. Она имеет общий, а не ситуативный характер и является одной из базовых проблем человечества. Расстройство характеризуется образованием паттерна гнетущего переживания. Человеку не удается прекратить неэффективную деятельность или, напротив, совершить прорыв, для изменения нынешней ситуации.

Что такое выученная беспомощность

Выученная беспомощность определяется как состояние, возникающее в обстоятельствах, когда внешние события не зависят от действий индивида. Теорию выученной беспомощности в психологии открыл американский психолог Мартин Селигман. Дальнейшему развитию теории поспособствовала Лин Эйбрамсон (Абрамсон). Их работы стали прорывом в психологи. Выяснилось, что с подобным явлением в определенный период жизни сталкивается каждый второй человек. Выводы, сделанные учеными, детально обоснованы и экспериментально проверены, они позволили возникнуть стройной теории о возникновении навязанной беспомощности. Наиболее активно изучением выученной беспомощности в современном мире занимается психолог Михаил Лабковский.

В психологической лаборатории Пенсильванского университета Мартин Селигман вместе с руководителем лаборатории Ричардом Соломоном провел серию экспериментов над собаками по схеме условного рефлекса И. П. Павлова.

Ученые стремились к созданию у животных условного рефлекса страха при возникновении высокого звука. Для достижения эффекта после знакового сигнала собак повергали удару несильного, но ощутимого тока. Изначально ученые предполагали, что животные будут убегать из коробок и вести себя агрессивно, защищаясь от угрозы. Но подопытные совершенно никак не реагировали, только ложились на дно ящика и скулили. Предположение Селигмана оказалось верным: из-за отсутствия физической возможности избежать угрозы животные научились беспомощности.

Чтобы удостовериться в достоверности теории и выявить возможность развития расстройства у взрослых особей, ученые провели обширный эксперимент, разделив собак на три группы:

  • Первая группа собак могла отключить питание, нажав носом на специальную кнопку и избежать удара током.
  • Вторая группа была лишена возможность контролировать удар током. Будет удар или нет, зависело от поведения собаки в первой группе.
  • Третья группа не получала никакого воздействия и являлась контрольной.

Затем собак всех групп поместили в ящики с низкой перегородкой, через которую легко можно было перепрыгнуть. Поведение животных было удивительным. Подопытные из первой и третьей группы быстро ориентировались и сразу выпрыгивали из ящиков, а вторая группа никак не реагировала на появившуюся возможность к побегу. Они лежали на дне ящика и скулили, даже когда сила удара током увеличивалась.

Вердикт ученых: если особь долгое время находится в ситуации, когда от ее действий ничего не зависит, она учится беспомощности. Если неприятности долгое время происходят вне зависимости от действий, живое существо привыкает, перестает проявлять какую-либо активность и смиряется.

Эксперимент вызвал сомнения, так как не было доказано аналогичное поведение среди человеческих особей. И было собрано несколько групп добровольцев. Их поместили в подобные ситуации, но на этот раз раздражителем выступал пронзительный звук. Перед испытуемыми находились ящики с кнопками отмены, но у второй группы кнопки были заблокированы. Затем, когда людей поместили в ситуации с упрощенными условиями, с возможностью устранения раздражителя посредством прикосновения рукой к противоположной стенке ящика, только первая и третья группа пытались остановить эксперимент. Они экспериментировали с кнопками и стенками, чтобы достичь результата. Вторая группа просто смирялась и ждала завершения эксперимента.

Опыты доказали: у людей существует механизм возникновения беспомощности. Пассивность действий после активации механизма переносится на другие ситуации.

Признаки и причины возникновения

Внутренняя картина расстройства характеризуется установками:

  • Субъективная оценка возможностей самостоятельно преодолеть жизненную ситуацию: «Это может получить любой, но не я».
  • Приписывание причин неудачи своим личным качествам: «Мои успехи – не моя заслуга, неудачи – моя вина». Например, человек считает, что не может достичь желаемого из-за недостатка силы воли или интеллекта. А успех зависит от удачного стечения обстоятельств.
  • Ощущение невозможности контролировать окружающую действительность. Установки распространяются не на конкретные ситуации, а на все события в жизни человека. В итоге он перестает предпринимать активные действия даже в ситуациях, имеющих простое решение.

Достаточно пережить один непродолжительный период неконтролируемости внешних событий, чтобы механизм был запущен и начал управлять жизнью человека. Это приводит к депрессии, пессимизму и пассивному поведению.

Наличие расстройства обнаруживается в процессе беседы. Главный признак – наличие в речи человека типичных для расстройства слов-маркеров:

  • «Не могу»: изменить свое поведение, решить конфликт, найти друзей.
  • «Не хочу». Далее можно добавить что угодно: менять образ жизни, привычки, учить новый предмет, язык и т. д. Переживание «я не могу» связано с переживанием по поводу собственной несостоятельности или слабости. Модель «не могу» трансформируется в «не хочу», «это не для меня».
  • «Всегда»: опаздываю, теряю вещи, расстраиваюсь по пустякам. Модель трансформируется в «я всегда таким был и буду».
  • «Никогда»: не смогу справиться с проблемой, никогда не прошу о помощи.
  • «Все бесполезно»: и не такие как я пробовали, никогда ничего не получалось.
  • «В нашей семье все такие». Истоки формулировки – семейные установки на отсутствие склонности к какой-либо науке, профессии, неудачах в браке или карьере.

В основе формирования подобных установок лежит неверие в собственные силы и отсутствие позитивного опыта. Подобное поведение часто скрывается под другими эмоциями. Например: злость, усталость, апатия. Выученная беспомощность часто скрывается под противоположными действиями. Основные модели действий:

  • Бездействие, проявляется апатией или потерей интереса.
  • Псевдоактивность, безрезультатная суетливость с неадекватным последующим торможением.
  • Смещение на псевдоцель. Человек переключается на другую деятельность, обеспечивающую получение ощущения достижения результата. Например, вместо того, чтобы писать курсовую, студент решает убрать квартиру, а вместо улаживания конфликтов выбирает поедание сладкой пищи.
  • Попытки найти подходящий вариант среди стереотипных действий, в состоянии постоянного напряжения и контроле результатов.
  • Ступор.
  • Деструктивное поведение, агрессия, направленная на себя или окружающих.

Лечение

Выработанная беспомощность – сложное состояние, которое требует комплексной работы для его преодоления. Чтобы избавиться от проблемы, необходимо обратить внимание на опорные точки нарушения и начать последовательную работу по пунктам:

  • признание наличия проблемы;
  • преодоление эмоционального потрясения;
  • обнаружение и активизация потребностей и желаний;
  • повышение самооценки;
  • осознание права на ошибку, свободу самовыражения, на свободу выбора;
  • осознание и признание своих способностей;
  • подтверждение своих достоинств опытом из жизни по преодолению трудностей;
  • позитивное мышление и прогнозирование событий в положительном ключе;
  • постановка целей и принятие ответственности за результат;
  • создание стратегий для достижения целей, создание пошагового руководства;
  • реализация планов;
  • преодоление страха обращения за помощью.

Сложные ситуации в запущенной стадии расстройства способен исправить только специалист. Однако некоторые пункты способен выполнить любой человек для улучшения качества своей жизни. Основа продуктивного лечения – позитивный опыт. Построение планов по достижению новых целей должно начинаться с простых для достижения пунктов.

Выученная беспомощность у детей

Контроль над внешним миром формируется в раннем возрасте. Неправильное отношение родителей может привести ребенка к инфантильности. На возникновение расстройства влияют три фактора:

Фактор Проявление
Отсутствие последствий или депривация Чтобы понять ситуацию изнутри, нужно обратить внимание на наглядные примеры. Обеспеченная семья, имеющая свой бизнес, обращается за помощью к специалисту, так как любимый сын не проявляет никакого интереса к работе в свои 25 лет. Он ничем не занимается, только отдыхает и тратит родительские деньги. Рекомендация психолога – изменить отношение к действиям сына. Каждый поступок должен иметь последствия. Отец забирает машину у сына и отдает ее ведущему сотруднику, а сыну предлагает зарплату, зависящую от количества часов, проведенных на рабочем месте. Ставится условие: если сын не начнет вести дела, отец продает или отдает фирму кому-нибудь другому. При отсутствии рабочего процесса зарплата выплачиваться не будет. То есть ребенок получил возможность сделать свой выбор. В результате сын взял дела под свой контроль, накопил на машину и съехал на съемную квартиру, чтобы обрести независимость
Однообразные последствия Последствия однообразных последствий можно увидеть на примере детей статусных или излишне строгих родителей. Какое бы действие ни следовало, ребенок знает, что любой поступок будет родителями прощен, или наоборот, любое действие вызовет негатив
Асинхронность Ситуации, когда реакция на действие появляется спустя долгое время, не вызывают мотивации. Из-за большого временного отрезка ту или иную ситуацию невозможно связать с определенными действиями. Например, постоянная критика родителями ошибок в домашнем задании. У взрослых распространенная причина безынициативности на работе – нестабильная зарплата


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png