— интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.

Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения — основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее.

Начало экспериментального изучения памяти было положено в конце XIX в. исследованиями немецкого психолога Г. Эб- бингауза (1850-1909), обобщенными в его работе «О памяти» (1885). Это был первый выход психологического эксперимента за пределы сенсорных процессов. Г. Эббингауз вывел «кривую забывания», графически иллюстрирующую наибольший процент забывания в период, непосредственно следующий за заучиванием нового материала. В настоящее время в связи с актуализацией проблемы машинного накопления и поиска информации память становится объектом междисциплинарных исследований. Но от машинной, электронной памяти память человека отличается активно-реконструктивным сохранением материала. Человеческая память подвержена влиянию социо-культурных факторов.

В процессе развития индивид все в большей мере ориентируется на смысловые, семантические связи запоминаемых структур. Один и тот же материал по-разному хранится в памяти в зависимости от структуры личности, ее потребностно-мотивационных особенностей. Память машины — механическая память. Память человека — ценностно-интегрированное хранение информации. Накопление материала в памяти (архивация) осуществляется в двух блоках: в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти. Эпизодическая память автобиографична — в ней хранятся различные эпизоды из жизни индивида. Семантическая же память нацелена на категориальные структуры, сформированные в культурно-исторической среде. Здесь же хранятся все исторически сформированные правила логики умственных действий и построения языка.

Особенности памяти человека

В зависимости от особенностей запоминаемого материала существуют специальные способы его кодификации, архивации и извлечения. Пространственная организация среды кодируется в форме схематических образований из смысловых опорных точек, характеризующих наше физическое и социальное окружение.

Последовательно наступающие явления запечатлеваются в линейных структурах памяти. Формально организованные структуры запечатлеваются ассоциативными механизмами памяти, обеспечивающими группировку явлений и предметов по определенным признакам (предметы быта, труда и т. п.). Все смысловые значения категоризуются — относятся к различным группам понятий, находящихся в иерархической взаимозависимости.

От организации материала в памяти зависит возможность его быстрой актуализации, извлечения. Информация воспроизводится в той связи, в какой она первично формировалась.

Многие жалуются на плохую память, но не жалуются на плохой ум. Между тем ум, способность устанавливать взаимосвязи и является основой памяти.

Извлечение усвоенного материала из памяти в целях использования при узнавании, припоминании, воспоминании называется актуализацией (от лат. actualis — действительный, настоящий). Необходимый материал мы ищем в памяти точно так же, как необходимую вещь в кладовой: по предметам, находящимся по соседству. Образно говоря, в фонде нашей памяти все развешено «на крючках» ассоциаций. Тайна хорошей памяти — в установлении прочных ассоциаций. Вот почему люди лучше всего запоминают то, что связано с их житейскими заботами, профессиональными интересами. Энциклопедическая эрудиция в одной сфере жизни может сочетаться с невежеством в других сферах. Одни факты задерживаются в нашем сознании силой других хорошо известных нам фактов. Механическое же «задалбливание», «зубрежка» — самый неэффективный способ запоминания.

Возможности актуализации у человека значительно шире, чем это ему представляется. Трудности памяти, скорее, трудности воспроизведения, чем трудности сохранения. Абсолютного забвения впечатлений не существует.

Фонд человеческой памяти пластичен — с развитием личности происходят изменения и в структурных образованиях его памяти. Память неразрывно связана с деятельностью индивида — прочно запоминается то, что включено в активную деятельность человека, отвечает его жизненной стратегии.

Операциональная система поведения и деятельности человека, т. е. его умения и навыки — запечатленные в памяти образы оптимальных, адекватных действий. При многократном повторении необходимых действий из них устраняются ненужные, излишние движения, в памяти закрепляется образ оптимального действия, отдельные операции интегрируются в единый функциональный комплекс.

Память, интеллект, чувства и операциональная сфера индивида — единое системное образование.

Память — психический механизм ориентации человека как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий во времени и в пространстве, механизм структурного самосохранения личности и ее сознания. Нарушения памяти означают нарушения личности.

Классификация явлений памяти

Различаются процессы памяти — запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание и формы памяти — непроизвольная (непреднамеренная) и произвольная (преднамеренная).

В зависимости от вида анализаторов, сигнальной системы или участия подкорковых образований мозга различают виды памяти: образную, логическую и эмоциональную.

Образная память — представления — классифицируется по видам анализаторов : зрительная, слуховая, двигательная и т. д.

По способу запоминания различают непосредственную (прямую) и опосредованную (косвенную) память.

Связь между запоминанием и воспроизведением

След от каждого впечатления бывает связан со множеством следов сопутствующих впечатлений. Косвенное запоминание и воспроизведение — это запоминание и воспроизведение данного образа по той системе связей, в которую образ входит, — по ассоциациям. Непрямое, ассоциативное всплывание образов психологически гораздо содержательнее, чем прямое запоминание, оно приближает явления памяти к явлениям мышления. Основная работа памяти человека состоит из запоминания и воспроизведения следов по ассоциациям.

Различаются три вида ассоциаций.

Ассоциация по смежности. Это элементарный вид связи без существенной переработки информации.

Ассоциация по контрасту. Это связь двух противоположных явлений. Данный вид связей основан уже на логическом приеме противопоставления.

Ассоциация по сходству. Воспринимая одну ситуацию, человек по ассоциации вспоминает другую сходную ситуацию. Ассоциации по сходству требуют сложной переработки полученной информации, выделения существенных признаков воспринимаемого объекта, обобщения и сопоставления с тем, что хранится в памяти. Объектами ассоциации по сходству могут быть не только наглядные образы, но и понятия, суждения, умозаключения. Ассоциации по сходству — один из существенных механизмов мышления, основа логической памяти.

Таким образом, по способу запоминания память может быть механической и ассоциативной (смысловой).

Системы памяти человека

Рассмотрим системы памяти. В любом виде деятельности задействуются все процессы памяти. Но различные уровни деятельности связаны с функционированием различных механизмов, систем памяти.

Различаются следующие четыре взаимосвязанные системы памяти: 1) сенсорная; 2) кратковременная; 3) оперативная; 4) долговременная.

Сенсорная память — непосредственный чувственный отпечаток воздействующего объекта, непосредственное запечатление сенсорных воздействий, т. е. сохранение наглядных образов в виде четкого, полного отпечатка чувственных воздействий объекта на очень краткий промежуток времени (0,25 сек). Это так называемые послеобразы. Они не связаны с закреплением следов и быстро исчезают. Этот вид памяти обеспечивает непрерывность, целостность восприятия динамических, быстроизме- няюшихся явлений.

Кратковременная память — непосредственное запечатление совокупности объектов при одноактном восприятии ситуации, фиксация объектов, попавших в поле восприятия. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одномоментном восприятии обстановки.

Время функционирования кратковременной памяти — не более 30 сек. Объем ее ограничен пятью-семью объектами. Однако при воспроизведении образов кратковременной памяти из них может извлекаться дополнительная информация.

Оперативная память — избирательное сохранение и актуализация информации, необходимой только для достижения цели данной деятельности. Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности. Так, мы запоминаем элементы фразы, чтобы осмыслить ее в целом, помним определенные условия задачи, которую решаем, помним промежуточные цифры при сложных вычислениях.

Продуктивность оперативной памяти определяется способностью человека организовывать запоминаемый материал, создавать целостные комплексы - единицы оперативной памяти. Примерами использования различных блоков оперативных единиц может служить чтение по буквам, слогам, целым словам или комплексам слов. Оперативная память функционирует на высоком уровне, если человек видит не частные, а общие свойства различных ситуаций, объединяет сходные элементы в более крупные блоки, перекодирует материал в единую систему. Так, запомнить номер АБД125 легче в виде 125125, т. е. перекодировав буквы в цифры соответственно месту букв в алфавите.

Функционирование оперативной памяти сопряжено со значительным нервно-психическим напряжением, так как она требует одновременного взаимодействия ряда конкурирующих центров возбуждения. При оперировании с объектами, состояние которых изменяется, в оперативной памяти может удержаться не более двух переменных факторов.

Долговременная память — запоминание на длительный срок содержания, имеющего большую значимость. Отбор информации, входящей в долговременную память, связан с вероятностной оценкой его будущей применимости, предвидением будущих событий.

Объем долговременной памяти зависит от релевантности информации, т. е. от того, какой смысл информация имеет для данного индивида, его ведущей деятельности.

Типы памяти — индивидуально-типологические особенности памяти

Они различаются по следующим качествам, встречающимся в различных комбинациях: объем и точность запоминания; скорость запоминания; прочность запоминания; ведущая роль того или иного анализатора (преобладание у данного человека зрительной, слуховой или двигательной памяти); особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем (образный, логический и средний типы).

Различные сочетания индивидуально-типологических особенностей дают многообразие индивидуальных типов памяти (рис. 1).

Существуют большие индивидуальные различия в скорости запоминания материала и продолжительности его сохранения в памяти. Так, в ходе психологических опытов было установлено, что для запоминания 12 слогов одному человеку требуется 49 повторений, а другому — лишь 14.

Существенная индивидуальная особенность памяти — направленность на запоминание определенного материала. Известный криминалист Г. Гросс рассказывал о крайне плохой памяти своего отца на имена людей. Отец не мог безошибочно сказать, как зовут его единственного сына, в то же время он очень точно и надолго запоминал разнообразный статистический материал.

Одни люди запоминают материал непосредственно, а другие стремятся использовать логические средства. У одних память близка к восприятию, у других — к мышлению. Чем выше уровень умственного развития человека, тем больше его память приближается к мышлению. Интеллектуально развитый человек запоминает преимущественно с помощью логических операций. Но развитие памяти не находится в прямой связи с интеллектуальным развитием. У некоторых людей очень развита образная (эйдетическая) память.

Рис. 1. Классификация явлений памяти

Чрезвычайно важным фактором, влияющим на объективность показаний, является память. Память предполагает обычно отражение, запечатление или воспроизведение прошлого. Память - это способность образовывать условные связи, сохранять и оживлять следы этих условных связей .

Запоминание и воспроизведение основываются на образовании и актуализации временных связей в коре больших полушарий головного мозга под влиянием как непосредственных, так и словесных раздражителей и формируются в зависимости от содержания и характера деятельности объекта. Этим человеческая память глубоко отличается от так называемой машинной памяти, которая моделирует лишь частный ее механизм - механизм образования следов, способных воспроизводиться.

Память человека, как и восприятие, носит избирательный характер: человек запоминает не все то, что он воспринимает. Запоминается только то из воспринятого, что вызывает глубокие переживания или имеет существенное значение. Это обстоятельство своеобразно отражается на показаниях свидетелей, потерпевших, обвиняемых.

С течением времени память искажает воспринятые события. Запечатление, которое во времени недалеко отстоит от события преступления, позволяет лучше, детальнее, полнее воспроизвести воспринятое. Полное и яркое повествование о наблюдаемом можно получить в том случае, если лицо допрашивается через короткий отрезок времени после того, как наблюдалось событие.

В связи с расстройством функций мышления встречается патология памяти, заключающаяся в обострении отдельных воспоминаний или ослаблении памяти. Это обстоятельство важно знать следователю для правильной оценки показаний.

В зависимости от того, что воспринимается, память человека подразделяется на несколько видов. Восприятию действий, движений соответствует моторная (двигательная) память; восприятию зрительному соответствует зрительная память; слуховому - слуховая; осязательному совместно со зрительным и слуховым - наглядно-образная память; запоминанию логических связей - словесно-логическая; переживаниям, чувствам - эмоциональная память. Все перечисленные виды памяти редко встречаются у человека в их чистом виде. Известны люди, которые запоминают лучше на слух, чем с помощью органов зрения. Нередко запоминание является результатом только зрительного восприятия, причем до такой степени детального, что человек может, например, автоматически назвать страницу и строчку книги, где то или иное положение изложено. Избирательная способность памяти зависит от сенсорной области, служащей основой для воспроизведения. Если лучшей основой для воспроизведения является слух, то и лучшее запоминание будет слуховым, и т. п. Известна специальная память людей в какой-либо области: феноменальное запоминание чисел, цветов и др. Рассматривая отдельные виды памяти, следует всегда помнить, что все особенности памяти зависят от личности запоминающего и его отношения к запоминаемому,

Всякое запоминание предполагает установление соответствующих нервных связей или ассоциаций . В психологии различают несколько видов ассоциаций или ассоциативных связей: ассоциации по смежности, сходству, контрасту, однозначные и многозначные.

Ассоциации по смежности предполагают запоминание последовательно идущих событий или действий, между которыми существует связь. Благодаря этому нервные процессы, связанные с одним из них, вызывают действие нервных процессов, связанных с другим. Так, напоминание о событии, предшествующем дорожно-транспортному происшествию, вызывает в памяти детали обстоятельств, связанных с ним.

Ассоциации по сходству имеют место тогда, когда восприятие какого-либо объекта вызывает в памяти воспоминание сходного с ним объекта, даже если он никогда не воспринимался с ним совместно или в какой-либо временной связи.

Ассоциации по контрасту по своей природе близки к ассоциациям по сходству, однако их сущность состоит в том, что восприятие какого-либо объекта вызывает в памяти воспоминание о другом объекте, отличающемся прямо противоположными признаками.

Разнообразие ассоциативных связей позволяет выделить из них основанные на субъективных впечатлениях лица и возникшие в связи с целенаправленностью мыслей при восприятии. Если направленность мышления совпадает с отдельными обстоятельствами события преступления (например, идущий шофер думает о гололеде на шоссе, который может повлечь за собой аварию, и в это время наблюдает ее), то такое запоминание часто характеризуется большой точностью и детальностью.

Определенную роль в процессе запоминания выполняют и другие виды ассоциативных связей, а именно: однозначные и многозначные. Однозначная ассоциативная связь при запечат-лении связывает определенное обстоятельство с одним каким-либо фактом или действием, многозначная предполагает связь с несколькими фактами.

В случаях запоминания, основанного на однозначной ассоциативной связи, воспроизведение запечатленного осуществляется обычно быстро и легко. При многозначной ассоциации, предполагающей связь события со многими объектами его обстановки, напоминание только об одном из них может и не оживить в памяти воспринятого. Так, напоминание в процессе допроса о ноже, обнаруженном на месте происшествия, вызовет ассоциацию о действиях преступника, количестве ударов и т. п. при том, что такая ассоциация будет однозначной. Многозначная ассоциация при сходных обстоятельствах не будет способствовать воспроизведению механизма события и его деталей, имеющих существенное значение для расследования. Ассоциации также могут отличаться конкретностью или общностью. Ассоциативные связи, лишенные конкретности, малоэффективны для оживления запечатленного. Так, постановка вопроса свидетелю о том, в каком положении был обнаружен потерпевший, будет малоэффективной. Акцентирование же в вопросе того, не заметил ли свидетель чего-либо необычного в позе потерпевшего, конкретизирует возможную ассоциативную связь, будет способствовать лучшему припоминанию. Свидетель в таком случае, как это было в практике расследования, в деталях описал позу потерпевшего, что способствовало установлению важных обстоятельств дела.

Запоминание различается как преднамеренное и непроизвольное. Преднамеренное запоминание является целенаправленным и осуществляется с сознательным волевым усилием. Непроизвольное запоминание происходит без какого-либо желания запомнить и носит случайный характер, а поэтому может быть не всегда точным и полным.

В практике расследования преступлений следователю редко встречаются показания, основанные на преднамеренном запоминании фактов с целью изложения их впоследствии на допросе. Наиболее часты показания, не являющиеся результатом преднамеренного запоминания наблюдаемого. Этим обстоятельством и объясняется отрывочность, неполнота сообщаемых сведений, запамятовывание одних деталей и яркое воспроизведение других и т. п. Так, очевидец дорожно-транспортного происшествия чаще всего обращает внимание на факты, наиболее сильно действующие на его психику. При допросе свидетеля - очевидца наезда автомашины на велосипедиста выяснилось, что он не запомнил ни обстоятельств наезда, ни внешнего вида автомашины. В деталях он обрисовал падение ящика с машины (ящик, падая, ударил железным углом велосипедиста, перевернувшись, ударил еще раз и придавил его, размозжив голову и плечо). Внимание свидетеля сосредоточилось на потерпевшем, поэтому его показания впоследствии в этой части были наиболее полными. Следовательно, направленность внимания лица в данном случае способствовала лучшему запоминанию отдельных обстоятельств. Это не значит, однако, что запоминаются только эти обстоятельства. Экспериментальные исследования непроизвольного запоминания и опыт производства допросов свидетельствуют о том, что лица, наблюдающие определенные обстоятельства или действия, запоминают не только те из них, которые производят яркое впечатление, но и обстоятельства, на которые не направлено непосредственное внимание.

Экспериментальные исследования психологов в области определения границ непроизвольного запоминания также приводят к выводу, что непроизвольно запоминается значительно больше того, что воспроизводится впоследствии . Эти данные имеют определенное значение для выводов о тактических приемах допроса.

Большое значение для использования в допросе закономерностей непроизвольного запоминания имеет выяснение объективных и субъективных условий непроизвольного внимания. Выяснение обстановки непроизвольного запоминания во многих случаях может способствовать более детальному воспроизведению воспринятого, поскольку способствует оживлению ассоциативных связей, образовавшихся у лица при восприятии, и более полному воспроизведению.

Расследуя разбойное нападение на девушку, следователь прибегнул к повторному восприятию потерпевшей обстановки нападения в качестве средства оживления в ее памяти события, а также примет внешности нападавших. На допросе потерпевшая заявила, что вследствие сильного испуга забыла даже место нападения на нее. Помнила только, что это произошло у кинотеатра. Следователь вместе с потерпевшей прибыл на место происшествия. Уже при подходе к кинотеатру она заявила, что вспомнила место, где произошло нападение, а также тот факт, что нападавших было трое (одеты они были в форму учеников ПТУ), и приметы одного из них . Таким образом, ассоциативные связи являются эффективным средством оживления в памяти запечатленного.

Память - в классическом смысле - память - это способность человека восстанавливать и воспроизводить прежние впечатления. В более широком понимании - память - это не только способность воспроизводить картинки прошлого (память прошлого) но и будущего (память будущего). Память может различаться по способам восприятия информации: память визуальная, память на звуки, на запахи и так далее.

Память и сон

Архивация запомненных событий проиходит в основном ночью. Поэтому информацию, которую нужно запомнить лучше учить с вечера и повторять утром (это планов кстати тоже касается. Написал план вечером, утром подредактировал, днем пару раз бросил взгляд - и глядишь, ничего не забыл). И спать, поэтому, нужно ночью - это раз (активность головного мозга так устроена, что днем он совершенно не настроен что-либо запоминать) и два - спать нужно достаточно - минимум 8 часов (хотя сейчас есть гипотеза, что не 8 - а 9 часов - необходимый минимум).

Функцию памяти связывают еще со сновидениями - американские исследователи в одном из экспериментов обратили внимания, что люди с нарушениями памяти почти никогда не видят снов. Интересно, что слепоглухонемые от рождения люди видят сны без зрительных образов, а ослепшие после 5-ти лет продолжают видеть сны с картинками из детства. Иногда во сне человек переживает те события, которые происходили очень давно, и которые не мог вспомнить днем.

Память и обучение

Память - это обязательное условие любого обучения.

Виды памяти

Память сенсорная, кратковременная и долговременная
Память внутренняя (естественная) и внешняя (на носителях)
Память негативная и позитивная
Память прошлого и память будущего
Память непроизвольная, произвольная и послепроизвольная
Запоминание - это сохранение в памяти новой информации. Запоминание - это обязательная часть любой учебы, обучения и научения.

Виды запоминания

Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным.

Маленький ребенок запоминает окружающий мир неосознанно, школьник в школе - учит предмет осознано и целенаправлено - чтобы ответить на уроке.
Неосознанное запоминание различают двух видов: запечатление (импринтинг) и непроизвольное запоминание.

Запечатление (импринтинг) - это сохранение в памяти событий, образа, ощущения на долгое время (часто навсегда) при коротком с ним контакте. Запечатление - это самый первый способ узнать о том, какой мир. Родившийся младенец запечатлевает образ матери, мама - своего ребенка.

В дикой природе, например среди зебр, родившийся малыш раз и навсегда запоминает свою мать - ведь каждая зебра имеет свою особенную расцветку. В последующем, чтобы ни случилось - зебренок точно знает как выглядит его мама и ни с кем ее не путает. ’
Запечатление происходит сразу по всем каналам восприятия - запечатлеваются звуки, картинки, ощущения - соответственно запечатление различают звуковое, визуальное, кинестетическое.’

Верблюды, например, запечатлевают друг друга в основном по звуку - после рождения они какое-то время вяло перекрикиваются.
Запечатление происходит и в более позднем возрасте - но уже труднее. Обязательным условием запечатления является эмоциональное впечатление.

Непроизвольное запоминание - сохранение в памяти событий в результате случайного повторения.

Учитель в школе через какое-то время начинает запоминать учеников, которых не учит, но с которыми несколько раз сталкивался в коридоре школе.
Осознанное запоминание - это целенаправленное сохранение в памяти нужного материала.

Осознанное запоминание еще называют произвольным. У человека - это основной вид запоминания.

Осознанное запоминание - основа учебы и обучения. Произвольное запоминание бывает двух видов: механическое запоминание (заучивание) и смысловое запоминание (понимание).

Произвольное запоминание

Механическое запоминание - заучивание - это целенаправленное повторение одного и того же материала.

Если материал в результате заучивания воспроизводится дословно - значит и заучивание было дословным.

Так учат слова и тексты когда изучают новый язык. Так музыканты учат ноты и гаммы, прежде чем научиться играть.
Если в результате заучивания запоминаются основная логика текста, основные термины, аргументация - такое заучивание называется близким к тексту.

В школе такое заучивание называется пересказ.
Смысловое запоминание - это сохранение в памяти не самого материала - а отношения между основными блоками материала, логики, связывающей эти блоки.

В идеале смыслового запоминания должно быть максимально много, а заучивания мало.

Но полнотью отказаться от заучивания тоже невозможно. Поэтому терминологию новой науки приходится заучивать. А вот заученной терминологией очень удобно оперировать при смысловом запоминании.

Как запоминать.

Для установки долговременной памяти нужно минимум 30 минут. Обычно продолжительность этой памяти связанно с количеством и интенсивностью повторений запомненного материала. Кроме того, не последнюю роль играет эмоциональный фон - резко отрицательные или положительные эмоции позволяют запомнить материал раз и навсегда без всяких повторений. Кстати и стремление, желание запомнить ту или иную информацию улучшают процесс запоминания.

Лучший вариант запоминания - это проработка материала, разбивка его на блоки (не более 7 блоков), логический анализ текста, подбор ассоциаций, запоминание в сравнениии с чем-то и так далее - в этом случае память сохраняется на более долгий срок. Есть классный способ зафиксировать что-то в памяти - это связь тезисов с хорошо знакомыми зрительными образами (так делали древнегреческие ораторы) - например есть дорога домой и есть тезисы, которые нужно запомнить - и первый тезис например ассоциируется с выходом из метро, второй с деревом, третий с вывеской магазина и так далее.

Самый нежелательный вариант - это выучивание, запоминание. Обычно учится долго, забывается быстро (это знают все студенты - выучил-сдал, через три дня - как будто и не учил никогда).

I. По степени активности протекания выделяют непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное) запоминание.

Непроизвольное запоминание - это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило след в коре головного мозга. Мы многое запоминаем каждый день, хотя и не прикладываем к этому каких-либо усилий.

Лучше запоминается то, что связано с деятельностью человека, его целями и потребностями, поэтому даже непроизвольное запоминание имеет избирательный характер и определяется нашим отношением к окружающему.

Произвольное запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить некоторую информацию и использует специальные приемы для запоминания.

Таким образом, для того, чтобы запомнить материал, важно не только его прочитать или прослушать и понять, но и поставить себе цель.

Для эффективного запоминания важно не только поставить общую задачу на запоминание, но и уточнить специальную задачу: запомнить только суть воспринимаемого материала, запомнить только главные мысли и основные факты или запомнить дословно.

Для произвольного запоминания используют специальные мнемические действия, которые составляют суть заучивания - многократного повторения материала до полного его запоминания.

Таким образом, произвольное запоминание - это особая умственная деятельность.

II. По степени осмысления материала выделяют два вида запоминания: осмысленное (логическое ) и неосмысленное (механическое ).

Механическое запоминание - это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Например, заучивание исторических дат, таблицы умножения и т. д. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности, то есть одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней по времени. Для установления такой связи необходимо многократное повторение материала.

Осмысленное (логическое) запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Осмысленное запоминание всегда связано с процессами мышления.

Осмысленное запоминание эффективнее механического: при механическом запоминании через 1 час в памяти остается 40 % материала, еще через 1 час - всего 20 %; в случае осмысленного запоминания 40 % материала остается в памяти даже через 30 дней.

Эти два вида запоминания тесно связаны: с одной стороны, заучивая даже бессмысленный материал, мы пытаемся установить логические связи его элементов друг с другом или с прошлым опытом (форточка). С другой стороны, даже осмысленный материал (стихотворение) для точного запоминания требует механического заучивания.


Приемы осмысленного запоминания:

1. Выделение главных мыслей и группировка их в виде плана .

2. Выделение смысловых опорных пунктов , при этом каждая смысловая часть заменяется каким-либо словом или понятием, отражающим главную идею запоминаемого материала, затем составляется план. Каждый пункт плана - обобщенный заголовок определенной части текста. Установлено, что учащиеся, которые составляют план при запоминании, лучше усваивают материал, чем те ученики, которые при заучивании планов не составляют.

3. Сравнение - нахождение сходства и различия между предметами, явлениями и событиями. Вариант - сопоставление изучаемого материала с уже усвоенным.

4. Конкретизация материала - пояснение общих положений и правил примерами, решение задач, проведение лабораторных работ.

5. Повторение - это сознательно контролируемый или неконтролируемый процесс циркуляции информации. Повторение - это универсальный способ запоминания.

Наиболее часто используемым видом повторения для овладения знаниями, умениями и навыками является процесс заучивания . Для того, чтобы сделать заучивание эффективным, необходимо учитывать ряд закономерностей:

1. Заучивание имеет неравномерный характер. Учитывая этот факт, нужно повторять материал через некоторое время. Повторное заучивание, как правило, улучшает результат запоминания.

2. Запоминание в процессе заучивания имеет скачкообразный характер (идет своеобразное «накопление» следов от воспринятого материала). Поэтому заучивание должно быть распределено во времени с постепенным увеличением временных интервалов: например, через 5 мин, через 30 мин, через 2 часа, через несколько часов.

3. Если материал в целом достаточно легкий, то хороших результатов запоминания можно добиться при небольшом количестве повторений.

В экспериментальных исследованиях В. Д. Шадрикова и Л. В. Черемошкиной выделено 13 мнемических приемов запоминания, предполагающих мыслительную обработку запоминаемого материала. Перечислим их: 1) группировка; 2) выделение опорных пунктов; 3) план; 4) классификация; 5) структурирование; 6) схематизация; 7) аналогия; 8) мнемотехнические приемы; 9) перекодирование; 10) достраивание; 11) серийная организация материала; 12) ассоциации; 13) повторение.

2. Сохранение

Информацию, которую человек получает из внешнего мира, он не только запоминает, но и сохраняет.

Определение. Сохранение - это процесс удержания запомненного материала в памяти.

В зависимости от характера использования материала в памяти выделяют два вида сохранения: динамическое и статическое .

Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, при этом сохраняемый материал изменяется мало.

Статическое сохранение проявляется в долговременной памяти, при этом сохраняемая информация подвергается значительной переработке и реконструкции. Реконструкция информации, сохраняемой в долговременной памяти, происходит, главным образом, за счет новой информации, поступающей из внешнего мира, а также под влиянием прошлого опыта человека. Реконструкция сохраняемой в памяти информации проявляется в следующих феноменах :

– исчезновение некоторых несущественных деталей;

– замена одних элементов информации другими;

– изменение последовательности изложения материала;

– увеличение степени его обобщенности (конкретные детали уходят, остаются общие представления).

От качества запоминания будет зависеть и прочность сохранения материала.

Наличие интереса к запоминаемому материалу также обеспечивает более длительное его сохранение.

3. Воспроизведение

Извлечение материала из памяти происходит с помощью воспроизведения.

Определение. Воспроизведение - это процесс актуализации (воссоздания) сохраненного ранее материала.

Процесс актуализации информации может протекать с различной степенью трудности или легкости.

В зависимости от степени трудности выделяют следующие виды воспроизведения: узнавание , собственно воспроизведение, припоминание, воспоминание.

1. Узнавание- это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия.

Узнавание имеет важное значение в жизни человека: без него мы всякий раз воспринимали бы знакомые предметы как совершенно новые. Узнавание связывает наш опыт с восприятием окружающих объектов и тем самым обеспечивает правильную ориентировку в окружающей действительности.

По степени определенности, четкости и полноты узнавание бывает разным. Если узнавание полное, ясное, определенное, то человек без всяких усилий и незаметно для себя в процессе восприятия узнает ранее воспринимавшийся предмет. В этом случае имеет место непроизвольное узнавание.

Узнавание может быть неполным и неопределенным, например, увидев человека, мы испытываем «чувство знакомости», но не можем вспомнить, кто он и в какой ситуации мы с ним сталкивались. Для того, чтобы уточнить узнавание, мы вынуждены прикладывать определенные усилия, припоминая обстоятельства восприятия данного объекта или человека. Узнавание становится произвольным.

2. Собственно воспроизведение , в отличие от узнавания, осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится.

Воспроизведение, как и запоминание, может быть непроизвольным и произвольным. В случае непроизвольного воспроизведения те или иные представления всплывают независимо от воли человека как бы сами по себе. Например, попадая в знакомое нам помещение, мы непроизвольно вспоминаем людей и события, которые здесь происходили. При произвольном воспроизведении человек ставит осознанную цель вспомнить что-либо из своего прошлого опыта. Например, когда возникает необходимость вспомнить хорошо выученное стихотворение.

3. Припоминание . Иногда приходится прикладывать значительные усилия для воспроизведения хранящейся в памяти информации, в этом случае говорят о припоминании .

Припоминание - достаточно сложная умственная деятельность, направленная на решение репродуктивной задачи. Умению припоминать нужно учиться. Для повышения эффективности припоминания используют специальные приемы припоминания :

– составление плана припоминаемого материала;

– активное вызывание в памяти образов соответствующих объектов;

– намеренный подбор ассоциаций, которые могут помочь вспомнить нужную информацию.

Исследования показывают, что хорошо осознанная и точно сформулированная репродуктивная задача (задача на воспроизведение) во многом облегчает припоминание. Большое значение для успешности припоминания имеет уверенность в своих силах и заинтересованность в результате.

4. Воспоминание - воспроизведение образов прошлого, локализованных во времени и пространстве. Воспоминание - это историческая память личности. Вспоминая, человек не только воспроизводит объекты и события прошлого, но и относит их к определенным месту и времени, вспоминает, где при каких обстоятельствах происходили эти события, их временную последовательность. Воспоминания, так или иначе, касаются личной жизни человека, поэтому они всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями.

4. Забывание

Определение. Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию.

Процесс забывания может быть более или менее глубоким. Невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он полностью потерян. Чаще всего забываются конкретные и малозначимые детали, в то время как существенная и обобщенная информация прочно включается в различные знания и формы поведения человека и воспроизводится в них в интегрированном виде. В науке известны факты воспроизведения давно забытой информации, например, один человек в болезненном состоянии начал говорить на немецком языке, который когда-то изучал, а потом забыл.

Включение в деятельность - надежное средство связи материала с потребностями человека и, следовательно, борьбы с забыванием. То, что включено в деятельность, становится значимым для личности, не забывается.

Забывание - полезный, целесообразный для организма процесс. Если бы мы помнили все, что воспринимаем, то наш мозг очень быстро был бы перегружен информацией и не смог бы нормально работать.

В зависимости от легкости воспроизведения и степени забывания выделяют три уровня памяти :

1 уровень - воспроизводящая память (безошибочное воспроизведение материала без внешней опоры);

2 уровень - опознающая память (человек не может вспомнить заученное, но легко узнает материал зрительно или на слух);

3 уровень - облегчающая память (человек не может ни вспомнить самостоятельно, ни узнать информацию, но при повторном заучивании ему требуется меньше времени для полного воспроизведения, чем в первый раз).

Забывание во времени протекает неравномерно: больше всего информации теряется сразу же после восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.

Для того, чтобы замедлить процесс забывания, нужно регулярно повторять материал. При организации периодического повторения информация сохраняется в большем объеме и достаточно долго.

При исследовании процесса забывания выявлены также факты ошибочного припоминания и ошибочного узнавания . Сохраняясь в памяти человека, информация претерпевает существенные изменения, в результате чего он вспоминает совсем не то, что было в действительности и что реально воспринималось им.

Скорость забывания зависит от следующих особенностей материала :

Малопонятный материал забывается быстрее;

Неинтересный материал также быстро забывается;

Быстро забывается информация, не связанная с практическими потребностями человека и его профессиональной деятельностью;

Чем больше объем материала и чем труднее он для восприятия, тем быстрее он забывается.

Также забывание может возникнуть и по другим причинам :

1. Установлено также отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием. Это явление получило название - ретроактивное торможение. Ретроактивное торможение выражено заметнее в том случае, когда последующая деятельность схожа с предыдущей, а также когда последующая деятельность труднее предыдущей.

2. На скорость забывания оказывает существенное влияние возраст человека. С возрастом запоминание материала значительно затрудняется, а забывание ускоряется.

3. На скорость забывания оказывают влияние некоторые заболевания нервной системы , а также сильные психические и физические травмы (стрессы, ушибы головного мозга). В этих случаях наблюдается явление ретроградной амнезии. Суть его заключается в том, что человек забывает те события, которые предшествовали травме. В зависимости от тяжести травмы забытое может восстановиться в памяти или быть утраченным совсем.

4. На забывание оказывает влияние умственное и физическое переутомление.

5. Причиной забывания могут быть сильные внешние раздражители , затрудняющие процесс воспроизведения.

Темы рефератов

1. Индивидуальные особенности памяти.

2. Связь памяти и эмоций.

3. Язык и память.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Закономерности памяти и их исследование.

2. Факторы, влияющие на развитие памяти.

3. Приемы и средства улучшения памяти.

4. Взаимодействие различных видов памяти человека.

5. Мнемические способности человека.

6. Развитие памяти в онтогенезе.

7. Патология памяти.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение основным процессам памяти.

2. Перечислите виды запоминания в зависимости от способа образования связей между элементами.

3. Какие виды воспроизведения существуют?

4. Какие феномены искажения сохраняемого материала в памяти вы знаете?

5. Какую роль играет процесс забывания в психической жизни человека?

Основная литература

1. Гамезо, М. В., Домашенко, И. А. Атлас по психологии. - М., 2003.

2. Маклаков, А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2004.

Дополнительная литература

1. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения. - М., 1980.

2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. - М.: ЧеРо, 1997.

3. Зинц, Р. Обучение и память. - Минск, 1984.

4. Клацки, Р. Память человека: структуры и процессы. - М., 1978.

5. Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. - М., 1998. - Кн. 1.

6. Норман, Д. А. Память и научение. - М., 1985.

7. Общая психология: курс лекций / сост. Е. И. Рогов. - М.: Владос, 1995.

8. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1979.

Тема 6. Мышление

1. Понятие, основные признаки мышления.

2. Виды мышления.

3. Основные формы мышления.

4. Мыслительные операции.

5. Функции мышления.

6. Физиологические основы мышления.

1. Понятие, основные признаки мышления

Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия, но не заканчивается этими процессами. От ощущений и восприятия оно переходит к мышлению.

Определение. Мышление - высший познавательный психический процесс, выражающийся в активном, целенаправленном, обобщенном и опосредованном отражении действительности, а также в порождении нового знания на основе творческого преобразования чувственного опыта .

В настоящее время, когда ученые и психологи в своих работах собрали полную информацию о памяти и обобщили данные многих экспериментов, они пришли к единому мнению, что это высшая психическая функция, но в остальном их мнения несколько расходятся, в связи с этим появилось множество определений.

Как указывает Середа Г.К.: «Память, являясьпознавательным психическим процессом, заключается в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта под влиянием жизненных обстоятельств. Память - это «процесс, представляющий собой продукт предшествующего и условие предстоящего действия (процесса, опыта)»».

Память является высшей психической функцией, принадлежащей человеку, формирование которой начинается вместе с развитием мозга еще на третьей неделе внутриутробного развития. Вместе с тем, данный психический процесс не является самостоятельной функцией, а теснейшим образом связан с личностью, внутренним миром человека, его интересами. Вследствие этого совершенствование и дальнейшее развитие и памяти происходит из-за изменения отношений человека с окружающим миром. Память как психологический процесс тщательно хранит, и старается скрупулезно восстанавливать различные элементы полученного опыта, к ним относятся:

  1. интеллектуальный;
  2. эмоциональный;
  3. моторно-двигательный.
Характеристики памяти

Память, как сложный механизм, состоит из целого ряда специальных характеристик. Наиболее важными, определяющими ее продуктивность, являются объем, точность, быстрота запоминания, готовность к воспроизведению и длительность. Рассмотрим каждую характеристику более подробно.

Объем памяти - это способность человека одновременно сохранять значительное количество информации.
Быстрота запоминания - это определенная способность человека затрачивать наименьшее количество времени на процесс запоминания.

Точность запоминания - это способность человека припоминать некоторые факты и события, с которыми он сталкивался в жизни, без потери содержания информации.

Длительность запоминания- это способность человека в течение значительного времени сохранять пережитый им опыт.

Готовность к воспроизведению информации - это способность человека очень быстро воспроизводить в сознании определенную информацию.

Механизмы памяти

Вопрос механизмов памяти довольно сложен и его изучает целый ряд наук: физиология, биохимия и психология. Физиологи в своих исследованиях подчеркивают, что процесс сохранения информации у любого человека связан с образованием нервных связей (ассоциаций). Биохимики утверждают, что память человека основана на изменении состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур в его организме. Психологи указывают на то, что существует прямая зависимость памяти от направленности личности и характера деятельности человека.

Память человека связана с системами организма, его анализаторами и включена в различные виды деятельности. Формы проявления данного психического процесса чрезвычайно многообразны, т.к. память обслуживает все виды деятельности человека.

Виды памяти

В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия :

Характер запоминаемого материала;
характер целей деятельности;
продолжительность хранения информации.

С точки зрения первого критерия (характер запоминаемого материала) выделяют двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память:

Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение движений. Она служит основой для приобретения трудовых, спортивных навыков, навыков письма, речи, игры на музыкальных инструментах и др. Признаком хорошего развития этой памяти является физическая ловкость, расторопность человека во внешних предметных действиях.

Эмоциональная память - это память человека на эмоции и чувства. Вспоминать о каком-нибудь событии может быть само по себе приятно или неприятно. Человек может снова переживать ранее испытанное, притом не менее ярко, чем прежде.

Образная память существует в форме образов ранее воспринятых предметов, явлений, событий, т.е. в форме представлений. Различают представления конкретные (представление именно об этой вазе, именно об этом человеке) и обобщенные (представление о вазе вообще, о человеке вообще). Первые представления отличаются большей детальностью и яркостью, вторые - большей сохранностью существенных признаков, обусловливающих принадлежность предмета к некоторому классу предметов. В свою очередь образная память делится на отдельные виды по ведущему анализатору: зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая и обонятельная.

Словесно-логическая память - специфически человеческий вид памяти, «подчиняющий» себе предыдущие виды. Ее содержанием являются мысли, понятия как обобщенные формы отражения действительности, логические формы мышления. Именно потому, что эта память существует в единстве с речью, ее называют словесно-логической, или вербальной.

С точки зрения второго критерия (характер целей деятельности) выделяют непроизвольную и произвольную память:

Непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение информации человеком, в котором отсутствует конкретная цель что-либо запомнить или припомнить.

Произвольная память - это такой вид памяти, при котором запоминание и воспроизведение информации будут выступать как специальные, мнемические действия, то есть человеком ставиться конкретная цель запомнить, или припомнить информацию.

С точки зрения третьего критерия (продолжительность хранения информации) выделяют мгновенную, кратковременную и долговременную память:

Мгновеннаяилисенсорная, память осуществляется на уровне рецепторов и сохраняет физические характеристики стимулов до 2 секунд. Данный вид памяти сохраняет информацию в том виде, в котором ее дают органы чувств без последующего преобразования. Основная функция сенсорной памяти - обеспечить время, необходимое для предварительного анализа информации и ее перевода в кратковременную память.

Кратковременная память сохраняет информацию после однократного восприятия и немедленного воспроизведения (хранение информации до 30 секунд). Информация поступает в кратковременную память из сенсорной или долговременной в виде воспоминания о чем-либо, информация обрабатывается и интерпретируется мозгом, после принимается решение о стирании следа или переводе ее в долговременную память. В качестве проявления кратковременной памяти рассматривается оперативная память, обслуживающая текущие человеческие действия.

Долговременная память обеспечивает хранение большого объема информации в течение длительного времени. Различают долговременную память эпизодическую (на жизненные события, происшествия), семантическую (на обобщенные знания о мире, понятия, отношения между ними), автобиографическую (на личностно отнесенные события и их оценки, наиболее ярко проявляющуюся в воспоминаниях, написании мемуаров).

Процессы памяти

В качестве основы процессов памяти рассматривают различные функции, выполняемые ей в жизни и деятельности человека. К процессам памяти относят: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание информации - это определенный процесс памяти, посредством которого человек запечатлеет следы, вводит новые элементы ощущений, восприятия, мышления, выводит систему ассоциативных связей.

Запоминание какой либо информации человеком всегда носит избирательный характер: в нашей памяти сохраняется далеко не вся информация, которая воздействует на органы чувств. Успешность запоминания той или иной информации зависит от: мотивов, целей и деятельности личности. Виды процесса запоминания различаются по определенным критериям:

Время хранения информации в памяти;
цели деятельности, в которую включены процессы запоминания.

Сохранение информации - всегда определяется количеством ее участия в жизни человека. Существуют различные виды сохранения материала в памяти: долговременную и кратковременную память.

Воспроизведение информации - это процесс, который позволяет актуализировать закрепленное содержание в психике путем извлечения информации из долговременной памяти человека, а так же переводить ее в оперативную память.

Забывание информации - этот процесс памяти человека оказывается более глубоким в том случае, когда определенный материал включается в деятельность очень редко или не включается вообще. Забывание какой либо информации на прямую зависит от времени, содержания материала, его осознанности. Чем более был понят материал, тем больше потребуется времени, чтобы его забыть.

Особенности развития памяти детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст детей характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению информации. Память дошкольника в этот период носит непроизвольный характер. Малыш не старается ставить перед собой конкретных целей для запоминания материала. Все происходит независимо от его воли и сознания. Запоминание и припоминание осуществляются в деятельности ребенка. Малыш запоминает то, что было интересно.

Именно в дошкольном возрасте происходит переход от непроизвольных к произвольным процессам памяти. Теперь память характеризуется тем, что она направлена на запоминание определенных объектов, связана с тем, что малыш ставит перед собой цель запомнить и вспомнить определенный материал.

Произвольные формы запоминания и воспроизведения у детей начинают складываться в среднем дошкольном возрасте. Сначала ребенок ставит только саму задачу запомнить или припомнить. Задача припомнить выделяется раньше.

Дошкольники легко запоминают интересные песни, считалки, стишки. Данный материал вызывает к себе большой интерес.

Ребенок, запомнив материал, буквально воспроизводит его, так как у ребенка имеется недостаточный запас слов и выражений, присутствует незначительное количество синонимов в речи. Именно это затрудняет возможность заменять одни слова другими, передавать полное содержание материала. Но ограниченные речевые возможности малыша совершенно не говорят о том, что он не понимает то, что он запомнил и воспроизвел.
Но все же ведущим видом памяти у детей дошкольного возраста, остается непроизвольная память. Но дети к произвольной памяти обращаются очень редко. В основном это происходит, когда в повседневной деятельности ребенка возникают определенные задачи или по требованию взрослых. Непроизвольное запоминание информации ребенком связано с интеллектуальной работой детей над определенным материалом, и оно остается ведущим до конца дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте происходитосвобождение от амнезии младенческого и раннего возраста. Главной особенностью развития познавательной сферы ребенка дошкольного возраста является то, что в ходеразвития складывается новая система функций ребенка. Она заключается в том, что в центре сознания малыша становится память. Именно памяти, как психологическому процессу в дошкольном возрасте принадлежит ведущая роль. Это позволяет сохранять представления, которые психологи всего мира интерпретируют как «обобщенное воспоминание».

Уважаемые родители, если у вас возникли вопросы, связанные с памятью вашего ребенка, то наши консультанты помогут разобраться и проконсультировать вас по этой теме.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png