Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»

с. Святославка Самойловского района Саратовской области

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по теме: « Корзина с фруктами »

(вторая младшая группа)

Воспитатель:

Комарова Елена Александровна.

Программные задачи:

  1. Развивать память, внимание, мышление.
  2. Закреплять знания детей о форме и цвете.
  3. Формировать умение наклеивать готовые формы.
  4. Учить детей выполнять аппликацию точно по образцу.
  5. Вызвать интерес к содержанию аппликации.

Материал : корзинки для каждого ребенка, заготовки фруктов разного цвета для каждого ребенка, кисти, клей, салфетки, клеёнки, подставки для кисточек.

Словарная работа : активизировать в речи детей слова: круглые, овальные, красные, жёлтые, зелёные, оранжевые, фиолетовые.

Ход деятельности:

I. Вводная часть

Игровая мотивация Дети на коврике. (Стук в дверь, пришла Коза принесла корзинку с фруктами).

Воспитатель: - Здравствуйте! А вы кто?

Коза: - Здравствуйте! Я - Коза. Я иду с базара.

В: - А что ты там делала, Коза?

К: - купила фруктов(показывает свою корзину).

В: - А что же ты будешь с ними делать?

К: - Я отнесу их поварам, чтобы они сварили компот.

В: - Это очень хорошо, правда, ребята? (Да!) Только почему ты загрустила, Коза?

К: - Потому что у меня мало фруктов и для компота не хватит (вздыхает).

В: - Не печалься, Коза, мы с ребятами тебе поможем! Ребята, поможем Козе? (Да!)

К: - А что вы сделаете?

В: - Наши ребята соберут точно такие же корзиночки с фруктами. Тогда их будет достаточно для компота.

К: - Правда? А вы умеете, ребята? (Да!)

В: - Конечно умеют, только нам нужно посмотреть, Коза, какие фрукты у тебя в корзинке. Что ты принесла?

Коза показывает детям содержимое корзинки. Дети рассматривают фрукты, трогают их, называют цвета фруктов, форму.

II. Основная часть

(Воспитатель предлагает детям пройти за столы, а Козу приглашает посмотреть, как дети выполняют работу.)

В: - Посмотрите, у каждого в лоточке есть готовые формы фруктов. Будьте очень внимательны, в свои корзиночки нужно приклеивать только те фрукты, которые принесла нам Козочка. А давайте вспомним, что же было в корзинке у Козы? (Дети перечисляют фрукты и смотрят в свои лоточки, сравнивая есть ли у них такие же, как у Козы)

В: - А теперь, ребята, прежде, чем выполнить аппликацию, давайте разложим фрукты в свои корзиночки ипосмотрим, что же должно получиться? (Дети раскладывают фрукты. Воспитатель смотрит, помогает (кому это необходимо). Теперь, я покажу вам как нужно правильно приклеивать фрукты в корзинку, чтобы получилось аккуратно.

Алгоритм действий

В: - Я беру готовую форму, переворачиваю её цветной стороной вниз и кладу на клеёнку. Затем беру кисточку и обмакиваю её в клей, пальчиком придерживаю форму. Намазываю клеем и прикладываю еёк корзинке, прижимаю салфеткой, для того, чтобы убрать излишки клея.

Самостоятельная работа

В: - А теперь приступаем к работе. (Самостоятельная работа детей, воспитатель помогает приклеивать фрукты).По окончании работы Коза вместе с воспитателем хвалит всех детей.

  1. Итог Анализ и выставка готовых работ.

В: -Коза, а теперь хватит фруктов для компота?

К: - Да! Ребята, давайте вместе с вами отнесём корзинки с фруктами поварам и подарим им. А они для нас к обеду сварят вкусный и сладкий компот.

(Дети вместе с Козой и воспитателем уходят)

Документы для скачивания:

«Поможем снеговику»

Образовательная область: Художественное творчество. Аппликация

Цель:

1. Закрепить знания о снеге.

2. Учить детей наклеивать круги на листах аппликационной бумаги.

1. Дать понятия о снеге с помощью экспериментирования.

2. Активизировать у детей словарный запас (холодный, мягкий, пушистый, липкий), обозначение размеров бумаги (круглый, большой, меньше, самый маленький);

3. Закрепить умения последовательно располагать круги в зависимости от размера с помощью презентации на проекторе.

4. Совершенствовать умение аккуратно набирать клей на кисть, намазывая готовые формы, прижимать детали салфеткой;

5. Развивать ориентировку на листе бумаги, зрительное внимание, тонкую зрительную дифференциацию (большой – меньше — самый маленький);

6. Воспитывать у детей аккуратность при выполнении задания;

7. Развивать общую и мелкую моторику.

Демонстрационный материал : снег, снеговик, салфетки, волшебные снежки проектор, фланелеграф, круги разной формы, ведро для снеговика, фломастеры.

Раздаточный материал: листы голубой бумаги, круги (большой, маленький, еще меньше),фломастеры (черный, оранжевый и розовый), розеточки, кисточки, салфетки, клеёнки,

Предварительная работа : наблюдение, игры со снегом, чтение стихов о зиме, беседа и рассматривание с детьми иллюстраций о зиме.

Методы : экспериментирование, рассматривание, обследование, слушание.

Приемы: игровой, эксперимент, показ, уточнение, напоминание, поощрение.

Ход занятия

Орг. момент:

В: Здравствуйте дети! Я приглашаю вас в волшебный лес.

Скажите, а какое сейчас время года?

Д: -Зима.

В: Правильно. Зимой очень холодно и морозно.

Мы пришли в зимний лес!

Сколько здесь во круг чудес!

Снежинки в небе кружатся,

На землю тихо ложатся.

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.

Серый волк по лесу рыщет,

Он себе добычу ищет.

От него мы убежим

Под кусточком посидим.

А медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит.

В лесу тишина и покой

Шуметь нельзя нам с тобой.

1.Эксперементирование со снегом

В :-Волшебный лес приготовил нам сюрприз? Давайте посмотрим,

Дети проходят к столу, на котором стоит тазик со снегом, накрытый салфеткой.

В :-А что это там за сюрприз? Давайте посмотрим. (Воспитатель снимает салфетку с тазика)

В: -А что же это такое? (Снег)

В: — Посмотрите на него,какой он?

Д: — Белый! Пушистый

В: Давайте возьмем снег на ладошки и немножко подержим.

В: Какой снег на ощупь?

Д: Холодный!

В: Посмотрите, что с ним происходит?

Д : Снег тает.

В: Почему снег тает?

Д : Он боится тепла

В Снег тает от тела наших рук, и становится каким? (мокрым, липкий)

Дети вытирают руки салфетками.

Замерзли ваши ручки? Давайте их погреем.

2.Массаж мимической мускулатуры

Мы ладошки растираем

И лицо обогреваем.

Растираем лобик тоже

Теплым стать ему поможем.

Щечки надуваются.

Губки улыбаются.

Подбородок разотрем,

Дружно губки пожуем.

Там живет наш язычок,

Пусть погреется дружок

В: -Дети, а что можно слепить из липкого снега?

Дети : — Снеговика

В: -Ребята, посмотрите, кто живет в волшебном лесу(Воспитатель берет за елкой Снеговика) Дети здороваются со Снеговиком.

В: Это Снеговик, но он, почему то грустный.

— Что у тебя случилось, почему ты такой грустный?

Снеговик:-

Меня не растили

Из снега слепили

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза-угольки,

Губы-сучки

Ребята меня слепили

И про меня забыли.

Стою я такой несчастный,

Один я скучаю ужасно.

В :- Ребята, как же помочь Снеговику, чтобы ему в волшебном лесу стало весело?

Дети :- Нужно помочь ему найти друзей.

В: Правильно, дети! Давайте сделаем Снеговику много друзей, и ему станет веселее. А из чего мы можем сделать снеговиков? Правильно, из снега.

Давайте потренируемся, как мы будем лепить снеговика.

3.Пальчиковая гимнастика «Снеговик»

1, 2, 3, 4 (загибают пальчики по одному, начиная с большого пальца)

Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)

И совсем – совсем не сладкий (грозят пальчиком)

Раз – подбросим, (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)

Два – поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок)

Три – уроним (встают, роняют воображаемый снежок)

И… сломаем (топают) .

4. Последовательность изготовления Снеговика (Презентация)

В :- Проходите на стульчики, я вам покажу, как появился снеговик

Слайд 1 .Снеговик появился из комочков снега. На какую геометрическую фигуру похожи комочки снега? Правильно, на круг. Чтобы получился снеговик, нам нужно три комочка. Они одинаковые или разные? Правильно, разные. Один большой, второй поменьше, третий самый маленький.

2.слайд . Чтобы снеговик стоял крепко, сначала поставим самый большой комочек. Это ноги. Вот так.

3 слайд : Затем на большой комочек ставим комочек поменьше, это туловище. Вот так.

4 слайд: Голова снеговика — самый маленький комочек. Ставим его сверху. Вот так.

5 слайд: На голову снеговику оденем ведро. Вот так.

6 слайд: Нарисуем ему глазки, чтобы он за порядком во дворе следил

7 слайд: Отличный нос – морковкой

8 слайд: Вот такой нарисуем ротик

9 слайд: К туловищу приставим веточки – это руки Снеговика.

Вот такой получился веселый снеговик.

В: А где наш снег? Ой, он испугался тепла и растаял.

2. Динамическая пауза «Снежки»

В: Не огорчайтесь, это волшебный лес. Посмотрите, вот под елочкой стоит корзинка со снежками. Давайте поиграем! (Дети играют в снежки, звучит динамическая музыка)

5. Показ поэтапного наклеивания с использованием фланелеграфа или коврографа.

В: А из чего еще можно сделать снеговика? (варианты детей)

В . Сейчас мы попробуем сделать Снеговиков из бумаги. Проходите за стол.

В: У каждого на столе лежат кружочки разные по размеру, листочек, клей, кисточка для клея, салфетка, чтобы убирать лишний клей.

Покажите мне самый большой кружок, положите вниз листа на белый пушистый снег — это ноги Снеговика.

Возьмите кружок поменьше – это туловище, а самый маленький — это голова, на которую мы наденем ведерко. Все это мы должны аккуратно приклеить. Набираем аккуратно на кисточку клей, лишний клей мы убираем, придавливая кисточку к краешку розеточки. Намазываем сначала большой кружочек и выкладываем его внизу листа на снегу, легонько придавливаем. Потом намазываем остальные комочки и ведерко и так же аккуратно приклеиваем их к листу бумаги. Вот и получился у нас Снеговик. А чего еще не хватает у него на голове?

Дети: Глаз, рта, носа

В: Правильно. Их мы можем нарисовать фломастерами. Глаза — черные угольки, розовые щечки, красный рот и нос морковкой! Вы хотите сделать такого Снеговика?

6. Дети приступают к выполнению задания.

Во время работы воспитатель следит за правильным расположением кружочков и наклеиванием их на лист. После выполнения работ предлагает детям показать своих Снеговиков гостю, чтобы ему стало весело и он никогда не был грустным в сказочном лесу.

Заключительная часть. Ребята, что понравилось вам на занятии?

(ответы детей) Что было для вас сложным, трудным?

Номинация:

Ход занятия:

Дети присаживаются на стулья.

Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами поговорим о животных, которые живут с человеком и называют их-домашние животные. Каких домашних животных вы знаете? (воспитатель показывает картинки с домашними животными, дети называют домашних животных и их детенышей: корова-теленок, коза-козленок, собака-щенок)

Раздается стук в дверь

Воспитатель: ребята, слышите кто-то стучится.

Воспитатель заносит в группу игрушку-собаку.

Собачка: здравствуйте ребята, меня зовут Шарик.

Дети: здравствуй Шарик.

Воспитатель: Шарик, что случилось? Почему ты такой грустный?

Собачка: Мой хозяин Петя, подарил мне много разных мячей, с которыми я очень любил играть на улице, когда было тепло. Но наступила осень, на улице стало холодно, подул сильный ветер и мои мячи куда-то укатились и теперь я не могу их найти. А что мне делать не знаю.

Воспитатель: не грусти Шарик, мы с ребятами поможем тебеихнайти. Правда ребята?

Дети: да.

Собачка: я очень буду рад, если вы ребята мне поможете.

Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо.)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (Поворот влево.)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще (Поворот вправо.)
Через левое плечо. (Поворот влево.)

Номинация: аппликация в младшей группе детского сада.

Дети проходят к столам и присаживаются. На столах лежат: клей, кисточка, салфетка, клеенка, тарелочки, в которых лежат синие и желтые кружочки, лист бумаги, на котором нарисована собачка.

Воспитатель достает мяч.

Воспитатель: ребята, посмотрите что я нашла?

Дети: мяч.

Воспитатель: правильно ребята, это мяч который потерял Шарик. Какой формы мяч?

Дети: круглой.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, обратите внимание, что лежит у вас на столах?

Воспитатель: мы с вами должны найти оставшиеся мячи. Посмотрите, у вас на столах в тарелочках лежат кружочки синего и желтого цвета. На что они похожи?

Дети: на мячи.

Воспитатель: правильно ребята, это те самые мячи, которые потерял Шарик. Но для того чтобы он смог с ними поиграть, нам с вами их нужно приклеить на лист бумаги, на котором нарисован наш Шарик. Приклеивать мы их будем кисточками и клеем, который стоит в баночках. Для того, чтобы приклеить мяч, нам нужно его перевернуть обратной, не цветной стороной, взять кисточку, опустить всем ворсом в баночку с клеем, и аккуратно по всему мячу распределить клей, если клея не достаточно, нужно еще раз набрать на кисть клей и провести по всему мячу. Кисть положить на подставку. Взять в руки мяч и приложить его к листу бумаги обратной стороной, а цветная сторона должна смотреть на нас. Взять в руки салфетку и аккуратно промакнуть ей по всему мячу, чтобы мяч со всех сторон приклеился.

Дети выполняют аппликацию.

Воспитатель: молодцы ребята, возьмите свои работы и принесите их мне. Посмотри Шарик, как много твоих мячей мы нашли

Шарик: спасибо ребята вам за помощь. Ну а мне пора бежать. До свидания!

Воспитатель и Дети: до свидания, Шарик.

Воспитатель: ребята, кто приходил к нам в гости? Собака живет с человеком, значит это какое животное? Что же мы с вами делали на занятии? Какого цвета были мячи? Какой формы? Что вам больше всего понравилось в занятии? Молодцы ребята, занятие окончено.

Номинация: конспект занятия по аппликации во второй младшей группе.

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МКОУ «Яндыковская СОШ» с/п №1
Месторасположение: Астраханская область, Лиманский район, село Яндыки

Во второй младшей группе очень часто проводятся такие занятия. Тема «Весна» является одной из самых популярных.

Аппликация во второй младшей группе - цели и задачи

Итак, вот уже потеплело… Как воспитать интерес дошкольников к весенней природе? Аппликация во второй младшей группе на данную тематику поможет справиться с этой задачей.

При этом у детей формируются композиционные умения (они определяют, как лучше разместить на листе бумаги цветы, траву, кусты, деревья). Кроме того, аппликация во второй младшей группе развивает у детей творческое воображение, а также воспитывает инициативность и самостоятельность в художественном творчестве.

С чего начать?

Самое главное - тщательно продумать каждый шаг в таком занятии. Например, прежде чем будет изготавливаться аппликация во второй младшей группе, стоит подвести малышей к данной теме какими-то вступительными словами.

К примеру, можно начать с того, что каждый человек любит свои родные края. Они прекрасны в любое время года. Однако весной буйный розовый и фруктовых деревьев особо радует глаз. Голубое небо, парящие в нём птицы, сирень и тюльпаны, зелёные травы… Всё это приносит человеку удовлетворение и радость.

Какой же должна быть аппликация во второй младшей группе на тему «Весна»? Можно сделать её нестандартной, невероятно интересной, уникальной.

Итак, пример. Начинаем создавать элементы для композиции. Для деревьев берутся цветные нитки. Отрезаются они по три штуки (бежевые и коричневые) длиной около пятнадцати сантиметров. Края выравниваются и завязываются в некрепкий узелок. После этого делается ствол - плетётся косичка. Ниточки (ветви дерева) расправляются.

После этого берётся бархатная коричневая бумага. На обратной стороне листа обводится детская ладошка и вырезается. Это будет кустик.

Трава делается из жатой зелёной бумаги. Размеры не очень большие - около двух сантиметров в ширину и пяти сантиметров в длину. Бумага складывается в четыре раза. С одной стороны немного надрезаются края. Бумага разворачивается - трава готова!

И вот главный момент - цветы! Их делают из белых, розовых, жёлтых и бежевых салфеток. Каждая из них разрезается на четыре квадрата, из которых скатываются шарики. Это и будут маленькие цветочки.

Приклеиваются они вокруг веточек кустарников и деревьев. Получается цветущий сад!

Оформите группу детскими работами

Хорошим вариантом на тему весны также станет аппликация «Скворечник». Во второй младшей группе это сможет сделать уже любой ребёнок. Главное, после этого воспитатель вместе с детьми сможет украсить поделками группу, сделать выставку работ.

Аппликация «Скворечник» во второй младшей группе может быть и общей. На большом листе ватмана ребята могут клеить разные детали.

Кто-то может заниматься непосредственно скворечником, кто-то будет клеить птичек, кто-то - дерево, а кто-то - листочки.

В любом случае, какой бы вариант ни был выбран (общая аппликация, или же личная у каждого ребёнка), данное занятие будет развивать у детей, цветовое и тактильное восприятие, воображение и интерес к творческому труду.

Коллективная композиция

Кстати, один нюанс. Занятие «Аппликация» во второй младшей группе лучше проводить всё же общим коллективом. Детям будет намного интереснее вырезать различные фигуры за одним столом. Кроме того, они будут учиться работать сообща, уважать мнение окружающих, идти на компромиссы.

При этом аппликация получится очень оригинальной, ведь малыши будут вырезать лепестки самых разных форм и цветов - это могут быть и красные маки, и белые ромашки, и Одним словом, панорамной коллективной композицией сможет гордиться каждый ребёнок. Кроме того, ребята будут учиться делить цветную бумагу, ножницы, кисточки, клей.

Прежде чем приступить к работе, можно также порассматривать фотографии, открытки и календари с изображениями разнообразных цветов, поговорить о весне и растениях, поразгадывать загадки на данную тематику.

Подарки для родителей

Между прочим, вовсе не обязательно украшать этими поделками группу. Аппликация «Весна» во второй младшей группе может стать и прекрасным подарком для родителей, например, для мамы на 8 Марта. Достаточно всего лишь приклеить солнышко, цветочки, травку, на которой греются зайчики и белочки, а на деревьях растут листочки с бабочками и букашками.

Родители всегда ценят подарки своих малышей. Тем более, изготовленные своими руками! Потому, не стоит забывать о весенних праздниках! Взрослые должны видеть, чему научили их крох, и то, как они стараются!

Работа воспитателей очень важна

При этом, естественно, не столь важно, какова будет тематика работы. «Весна», «Лето», а может это будет аппликация «Космос» во второй младшей группе. Важно то, как будут работать с детьми воспитатели.

C ними обязательно нужно обсудить тематику аппликации, почитать стихи, рассказы или сказки, показать подходящие картинки. К примеру, при теме «Весна» можно достать фотографии разнообразных цветов и спросить, в чём между ними сходство и отличие. Нужно объяснить малышам технику выполнения работы, задать им определённые вопросы и дать возможность ответить на них. Не стоит забывать и о черновых листах бумаги. В итоге получаются невероятно красивые поделки.

Только помните о том, что показать подробно необходимо каждый момент. От основной картинки до оформления краёв аппликации. Зубчики или округлые лепесточки - дети должны понимать, что именно они вырезают.

Цветов желательно сделать как можно больше. Композиция будет выглядеть ярко и нарядно. Главное, чтобы дети старались, были заинтересованы. Цветы в этом случае будут выглядеть как живые.

При изготовлении общей композиции можно сделать целый «луг». При этом выслушиваются предложения каждого ребёнка. Работа, конечно же, проделывается вместе с воспитателями, которые могут вовремя поправить любую «ошибку».

В заключение

Чем можно закончить данное занятие? В конце можно прочитать ещё несколько стихотворений на тему «Весна». О цветах, о пробуждении природы, о прилёте птиц…

Не забывайте помогать малышам в оформлении композиций. Подскажите, что будет лучше, как сочетать цветы, где расположить скворечники.

После того как работа будет сделана, рассмотрите вместе с ними готовые аппликации, обсудите их, поговорите о весне. Одним словом, заключение должно быть красивым и ярким.

То есть, тщательно продумав ход занятия, разработав конкретный план, воспитатель быстро заинтересует любого ребёнка, многому его научит. При этом малыши будут увлечены такой работой на протяжении всего урока творчества.

Стоит также отметить и тот факт, что аппликация помогает развивать у ребёнка эстетический вкус и художественное воображение, конструкторское мышление (ведь собирать «целое» из кусочков - не так-то просто), моторику и тактильные ощущения (использовать для этого можно не только бумагу, но также и ткань, гербарий, солому и т. д.).

Кроме того, малыш начинает понимать, что значит само слово «технология». Для того, чтобы получить результат, он трудится, выполняя определённые действия. Аппликация во второй младшей группе на тему "Весна" - шикарная работая. Ребёнок вырезает фигурки, мажет их клеем, выбирает для них подходящее место и т. п.

Делать аппликацию вовсе не сложно. Подготовиться к данному занятию можно буквально за несколько минут. А вот результат… Он вас впечатлит!


Занятия аппликацией начинаются со второй младшей группы. Учитывая особенности детей данного возраста (недостаточное развитие мелких мышц руки, слабая координация движений, слабый зрительный контроль за своими действиями), специфику выполнения аппликационных работ, им не дают ножницы: все формы и силуэты они получают в готовом виде.

Программные задачи

«Программой воспитания в детском саду» предусмотрено постепенное усложнение способов изображения и технических приемов, которыми дети должны овладеть в течение года.
На занятиях аппликацией воспитатель учит детей различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник. Этому должно предшествовать знакомство с данными геометрическими фигурами в дидактических играх, на занятиях лепкой. Дети узнают, что мяч круглый, снеговик состоит из округлых форм, колеса у тележки тоже круглые. Помимо данных фигур, можно использовать также овал, трапецию, но их названия не даются, они определяются на основе предметно-образных ассоциаций (яичко, крыша, лодка).
Действуя с различными по величине фигурами, дети учатся находить большие и маленькие части, одинаковые. Например, у неваляшки туловище круглое, большое, голова тоже круглая, но меньше, а руки маленькие, круглые, одинаковые.
В процессе занятий аппликацией дети учатся правильно называть, различать и соотносить с предметами цвета (елочка зеленая, флажок красный, цыпленок желтый). Задача ознакомления детей с основными цветами решается в рисовании и в аппликации параллельно.
Выполняя самые разные задания, дети обучаются простейшим ориентировкам на плоскости листа бумаги. Они должны усвоить пространственные понятия: вверху, внизу, в углу, в середине, прямо, рядом, сбоку, друг за другом. Например, платочки висят на веревочке рядом, круглая тарелочка украшена в середине цветочком.
Занятия декоративной аппликацией развивают у детей чувство ритма, симметрии. Например, располагая на полосе узор из цветов и листьев - «веночек», дети усваивают определенный ритм (цветок, листок, цветок, листок). Украшая коврик для куклы квадратами и треугольниками, они начинают чувствовать принцип симметрии (как в одном углу, так и в другом). Это важно для подготовки детей к декоративному рисованию, которое начинается в средней группе.
Основные программные задачи включают обучение приемам выкладывания и наклеивания форм на бумагу. Наиболее трудным для детей является овладение приемами наклеивания.

Прохождение программы

Занятия аппликацией во второй младшей группе проводятся 1 раз в две недели. Всего в течение учебного года должно быть около 19 занятий. Первые занятия можно по времени сблизить, чтобы дети не забывали тех знаний, умений и навыков, которые приобрели на предыдущих занятиях.
Темы занятий могут быть самыми различными, но все они должны содействовать выполнению программных задач. Знакомство с формами рекомендуется начинать с круга и квадрата, так как они, особенно круг, не требуют от детей сложной пространственной ориентировки на листе бумаги: как не клади круг, он все равно ляжет правильно.
Для освоения цветов бумаги нужно давать более контрастные: красный - зеленый, желтый - синий. Предлагая детям выполнять элементарные узоры на полосе, квадрате, круге, необходимо вначале использовать одинаковые, а затем разные по цвету, форме и величине фигуры.
Обучение детей составлению предметных изображений следует начинать с простых, состоящих из 2-3 частей, постепенно подводя к более сложным. Выполняя орнаментальные и предметные аппликации, дети должны постепенно усвоить слова, обозначающие те или иные пространственные положения фигур, и использовать эти знания в работе.
Все занятия в этой группе должны носить образный характер, темы понятны, доступны и интересны детям. В выборе тематики занятий воспитатель может проявлять самостоятельность, выдумку и индивидуальность, но необходимо четко разграничить предметную и декоративную аппликацию.
Предметная аппликация вначале должна быть проста. Дети учатся наклеивать предметные изображения на основе использования кругов, квадратов: шарики катятся по дорожке, альбом картинок, бусы, воздушные шары, разноцветные флажки, платочки на веревочке. Затем темы усложняются: грибок, мяч (из двух половинок), погремушка, цветок, снеговик, светофор, неваляшка, башенка, домик, цыпленок, флажок, конура, тележка, лодка с парусом.
Несложные декоративные аппликации проводятся с детьми на основе использования полосы, четырехугольника и круга. Детям они должны быть представлены как предметы, которые нужно украсить: полоса может быть кукольным шарфиком, закладкой для книг, ковровой дорожкой, веночком, пояском; четырехугольник - это коврик для куклы, нарядный платочек, скатерть; круг - красивая тарелочка, салфетка, клумба с цветами. Помимо этого, иногда можно давать детям простые силуэтные изображения для украшения их узорами: чашка, бабочка, ведерко и т. д.
Для закрепления программного материала можно рекомендовать несложные сюжеты из готовых форм и силуэтов (крупные формы, организующие пространство на листе бумаги, приклеивает сам воспитатель заранее). Простые сюжетные аппликации можно иногда давать в течение учебного года и особенно в летнее время. Темы таких занятий должны быть понятны детям: например, домик для зверюшки (силуэт на выбор детям), кошка играет с мячом, слон-жонглер, курочка (ее изображение приклеивает воспитатель) с цыплятами.
Дети, выполняя такие аппликации, лучше усваивают пространственные понятия и начинают чувствовать выразительность своих работ. Например, наклеивая силуэты кошек, которые идут друг за другом по дорожке, дети называют их «хорошими, дружными». А если кто-то наклеит кошек, смотрящих в разные стороны, то дети говорят, что кошки «поссорились». Некоторые темы занятий хорошо использовать для создания аппликаций с практическим назначением, например, разноцветными нарядными бабочками можно украсить веранду, закладку для книги.
Иногда можно проводить и коллективные работы, особенно летом. Дети создают коллективные аппликации из готовых форм и силуэтов, например «Магазин игрушек» (малыши наклеивают разные силуэты игрушек, а некоторые игрушки составляют из отдельных частей), «Летний луг» (на большом зеленом прямоугольнике наклеивают различные по цвету, форме и величине силуэты бабочек, жуков, цветов).
Коллективные работы целесообразно использовать для украшения групповой комнаты, кукольного уголка. Они радуют детей, развивают эстетические чувства, стимулируют их желание заниматься аппликацией.

Методы и приемы обучения

При определении методов обучения следует выделить два основных направления работы воспитателя: подготовку к предстоящему занятию и обучение на занятии.
В процессе подготовки необходимо использовать информационно-рецептивный (ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить) и репродуктивный метод, когда дети упражняются в различении форм, цветов предметов.
При подготовке к занятию важно развивать восприятие детей, обучать их умению видеть предмет, совершать осязательный и зрительный анализ. Поэтому особая роль отводится процессу обследования предмета, когда дети знакомятся с теми его качествами, которые важны для аппликационного изображения. Например, дети узнают, что мяч круглый, гладкий, окрашен в два цвета: одна половина красная, другая - желтая. Выполняя аппликацию «Большой красивый мяч», дети легко составляют его изображение из двух разноцветных половин.
До занятия можно рассматривать с детьми также иллюстрации, картинки. Особенно хороши те изображения, где форма предельно обобщена, приближена к силуэту. При рассматривании иллюстраций внимание детей необходимо направлять на то, что требуется в процессе работы. Например, рассматривая на картинке гриб, нужно уточнить, что у него есть ножка и шляпка, ножка находится внизу, а шляпка - вверху. Особое внимание следует уделить проведению дидактических игр на знакомство с формой, величиной, цветом предметов.
На занятии воспитатель должен организовать непосредственное восприятие игрушки, предмета. Дети рассматривают предмет, определяют форму его частей, величину, цвет, уточняют строение. Воспитатель задает детям вопросы, направляя их внимание на те или иные качества предмета, использует образное слово, обрисовывающий жест.
Во второй младшей группе иногда используются образцы. Чаще всего в декоративной аппликации. Например, детям показывают закладку для книги. Образцы могут быть использованы и тогда, когда нет возможности показать детям сам предмет (при условии, что он знаком детям). Иногда могут использоваться вариантные образцы с целью демонстрации различных вариантов изображения, например, как из одних и тех же форм получить различные предметные изображения. Но использование образца не всегда является обязательным и не означает, что дети должны его копировать.
Важным моментом в обучении детей на занятии является показ способов выкладывания и наклеивания. Процесс выкладывания нужно демонстрировать так, чтобы он был хорошо виден всем детям. Для этого можно использовать фланелеграф, мольберт или доску. Слегка смазанные клеем с обратной стороны в серединке формы можно раскладывать на вертикальной поверхности, не прибегая к помощи кнопок или пластилина. Кроме того, их можно перемещать в случае необходимости.
Процесс наклеивания состоит из нескольких последовательных этапов, которые дети должны усвоить: правильно держать кисть в правой руке и брать достаточное количество клея, класть форму на клеенку вверх нецветной стороной, хорошо смазывать клеем всю поверхность формы и, положив кисть на подставку, осторожно перевернуть смазанную форму, положить в определенное место на листе бумаги клеем вниз, прикрыть сверху салфеткой и прижать форму ладошкой, промакнуть лишний клей. На первых занятиях, когда дети осваивают последовательные этапы наклеивания, приемы работы нужно демонстрировать на вертикальной поверхности так, чтобы все действия воспитателя были видны детям. Клееночку для намазывания форм лучше всего прикрепить справа от листа бумаги и показывать все действия по порядку, сопровождая их четкими словесными пояснениями.
На последующих занятиях вместо воспитателя осуществлять показ приемов наклеивания может ребенок, вызванный к мольберту. Это повышает интерес детей к этапам работы и к качеству ее выполнения, способствует активному усвоению приемов. В тех случаях, когда большинство детей усвоило приемы наклеивания, целесообразно опускать наглядный показ, заменив его словесным напоминанием или, что еще лучше, вопросом к детям.
В работе с детьми данного возраста нельзя забывать об игровых приемах. Дети эмоционально реагируют на появление новых игрушек, охотно участвуют в предложенной игровой ситуации. Это повышает интерес детей к занятию, стимулирует их активность.
В процессе выполнения детьми аппликаций необходимо использовать самые различные формы индивидуального обучения: одному ребенку показать, как составить изображение, другому напомнить, третьего спросить о порядке наклеивания. Работая с отдельным ребенком, воспитатель должен видеть всю группу, знать, как и в каком темпе работают дети, кому нужна помощь. Для просмотра детских работ необходимо выставить их для обозрения. Во время анализа нужно вызывать у детей положительные эмоции: похвалить всех, предложить полюбоваться аппликациями. Это особенно важно на первых занятиях, когда создается интерес к новому виду изобразительной деятельности. Постепенно внимание детей нужно направлять на изобразительные стороны работ, на, красивое цветовое решение, на выразительность аппликаций. Например, дети рассматривают аппликационных неваляшек и отмечают, что среди них есть веселые, красивые, есть сердитые игрушки и есть сломанные.
Во второй половине года нужно обращать внимание детей на ошибки, учить видеть их. Например, обратить внимание на неправильное чередование элементов по величине или по цвету. Необходимо также учить детей характеризовать качество наклеивания: «чистая работа», «аккуратная». Постепенно к анализу работ нужно привлекать самих детей, ставя вопросы так, чтобы, отвечая на них, они учились понимать, что сегодня усвоили, что нового узнали, чему научились, как можно избежать ошибок.

"Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию", под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой; М., 1979 г.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png