В дошкольном возрасте увеличиваются все внутренние органы (лёгкие, сердце, печень, почки) и совершенствуются их функции. Активно развивается нервная система. Укрепляется опорно-двигательный аппарат: хрящевая ткань постепенно заменяется костной, значительно возрастает масса и сила мышц. Формирование костной и мышечной систем создаёт предпосылки для успешного усвоения разнообразных движений.

Костная система

Связки, суставы обеспечивают положение тела и возможность движения его частей, выполняя защитную функцию. В костной ткани ребёнка содержится вода и только 13% минеральных солей, т.е. эластичность костей предохраняет от переломов. Суставы у детей очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается, сухожилия короче и слабее.

Чрезмерная физическая нагрузка отрицательно сказывается на развитии скелета, задерживает рост костей. Умеренные физические упражнения наоборот стимулируют рост костей, способствуют их укреплению.

Физиологические изгибы позвоночника формируются до 6-7 лет. Структура костной ткани позвонков ещё не завершена, позвоночный столб очень эластичен, состоит в основном из хрящевой ткани. Из-за неблагоприятных условий могут возникнуть нарушения осанки (голова опущена, спина согнута, плечи сведены вперёд и т.д.) Условно-рефлекторные связи закрепляют неправильное положение тела, навык правильной осанки утрачивается, что может привести к искривлению позвоночника.

На формирование осанки значительное влияние оказывает статико-динамическая функция стопы. Изменение формы стопы может стать причиной смещения таза, искривления позвоночника, нарушения осанки в разных плоскостях. Диагноз плоскостопия подтверждается плантографией – отпечатком стопы с помощью красящих растворов.

Мышечная система

Мышцы у детей развиты слабо и составляют 20-22% массы тела. В них больше воды, чем белков и жиров. Мышцы сгибатели развиты больше, чем мышцы разгибатели. Дети 3-4 лет часто принимают неправильные позы - голова опущена, плечи сведены вперёд, спина сутулая.

К 5 годам значительно увеличивается мышечная масса (особенно нижних конечностей), возрастает сила и работоспособность мышц, но к длительной физической нагрузке дети ещё не способны.

Работа с переменным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет ребёнка, чем удержание мышц в фиксированном положении. Динамическая работа способствует активному притоку крови к мышцам и костям, что обеспечивает их интенсивный рост.

Сердечнососудистая система

Кровеносные сосуды шире, чем у взрослых. Кровяной напор слабее, частота сердечных сокращений выше. Младший дошкольник – 85-105 уд./мин. Во время сна меньше, при эмоциональных возбуждениях больше. У старших дошкольников более устойчив – 78-99 уд./мин. У девочек на 5-7 ударов больше, чем у мальчиков.

Оптимальная нагрузка 150-180 % по сравнению с исходными данными.

Артериальное давление почти не изменяется: 3-4 г. – 96/58 мм рт. ст., 5-6 лет- 98/60 мм рт. ст.

Продолжительные физические и психические напряжения могут отрицательно сказаться на деятельности сердца.

Дыхательная система

Верхние дыхательные пути относительно узки, слизистая оболочка богата лимфатическими и кровеносными сосудами. При неблагоприятных условиях набухает, дыхание нарушается.

Преобладает поверхностное дыхание. Развитие лёгких ещё не полностью закончено: носовые ходы, трахей и бронхи сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в лёгкие, грудная клетка приподнята и рёбра на выдохе не могут опускаться так низко как у взрослого. Дети не могут делать глубокие вдохи и выдохи. Частота дыхания больше, чем у взрослых: грудные дети – 40-35 дыханий в минуту, в 7 лет – 24-22 дыхания.

Через лёгкие протекает значительно больше крови, чем у взрослых. Эти удовлетворяется потребность в кислороде для интенсивного обмена веществ.

Необходимо приучать дышать через нос (очищение и согревание воздуха).

Внутренние органы

Не достаточно развиты. Желудок имеет слабые мышечные стенки, плохо развит мышечный слой и эластичные волокна в кишечной стенке. Легко нарушается деятельность кишечника.

Кожа

Охраняет внутренние органы и ткани от повреждения и проникновения микроорганизмов, является органом выделения, терморегуляции и дыхания. У детей нежная, легко подвергается ранениям. Надо защищать, охранять от повреждений, способствовать развитию терморегулирующих и защитных функций.

Нервная система

Основная дифференцировка нервных клеток происходит до 3 лет и к концу дошкольного возраста почти заканчивается.

Особенность – способность сохранять следы тех процессов, которые в ней происходили. Дети быстро и легко запоминают показанные им движения. Для закрепления и совершенствования необходимы многократные повторения.

Большая возбудимость, реактивность, высокая пластичность нервной системы способствуют более быстрому и лучшему освоению двигательных навыков – ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание. Надо правильно формировать двигательные навыки, исправлять сложно.

Особенности психического развития детей:

Преобладание возбуждения над торможением;

Неустойчивость внимания;

Импульсивность в поведении;

Большая эмоциональность;

Конкретность восприятия и мышления.

Функциональные особенности строения организма детей дошкольного возраста

  1. Нервная система

Головной мозг. У дошкольников он короче и шире, чем у школьников и взрослых. До 4 лет происходит почти равномерный рост мозга в длину, ширину и высоту, а в 4-7 лет особенно интенсивно увеличивается его высота. Отдельные доли мозга растут неравномерно: лобная и теменная доли растут быстрее височной и особенно затылочной. Примерно к 7 годам вес мозга соответствует 4/5 веса мозга у взрослых.

Изменяется химический состав головного мозга, и содержание в нем воды. У новорожденного вода составляет 91,5%, у ребенка 8 лет – 86,0%. Совершенствование функций головного мозга (особенно механизма торможения) приводит к снижению уровня обмена веществ на 1 кг веса тела, появлению тормозящего влияния нервной системы на сердечную и дыхательную деятельность, увеличению периода бодрствования и уменьшению периода сна. Нейроны головного мозга уже принимают форму взрослого, а борозды и извилины к 7 годам имеют вид как у взрослого.

В целом, сама нервная система детей 3-7 лет еще слаба, поэтому надо учитывать их легкую возбудимость и очень осторожно относиться к ним: не давать длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерного утомления, так как процессы возбуждения в этом возрасте преобладают над процессами торможения.

  1. Сенсорные системы организма

Это часть нервной системы, состоящая из множества специализированных воспринимающих рецепторов, а также промежуточных и центральных нервных клеток и связывающих их нервных волокон.

Обонятельная сенсорная система. До 5-6 лет чувствительность анализатора интенсивно растет, а затем постоянно снижается.

Вкусовая сенсорная система. Чувствительность к вкусовым раздражителям повышается до уровня взрослого к 6 годам.

Зрительная сенсорная система. Зрение скоординировано, нервные центры слезного рефлекса сформированы. Аккомодация у детей выражена в большей степени, чем у взрослых. Эластичность хрусталика с возрастом уменьшается, и соответственно падает аккомодация (у детей встречаются некоторые ее нарушения). Так, у дошкольников вследствие более плоской формы хрусталика очень часто встречается дальнозоркость: в 3 года - у 82% детей, а близорукость – у 2,5%. С возрастом это соотношение изменяется (число близоруких увеличивается, достигая к 14-16 годам 11%). К 5 годам на 70% увеличивается масса глазного яблока (с 2,3 г) .

Слуховая сенсорная система. Продолжается формирование слухового анализатора, к 4-5 годам дети различают звуки с разницей даже в 3/4 и 1/2 музыкального тона. Острота слуха у детей 6–9 лет – 17–24 дБ (у взрослых – 10-12 дБ).

Вестибулярная сенсорная система . Участвует в регуляции положения тела в пространстве, обеспечивает координацию абсолютно всех движений человека – от локомоторных до сложнейших трудовых и спортивных двигательных навыков. Интенсивно идет совершенствование всех отделов двигательного анализатора до 6-7 лет. С 3 до 7-8 лет идет созревание подкорковых отделов двигательного анализатора и его корковых зон, но возбудимость ниже, чем у взрослых.

Соматосенсорная система (кожно-мышечная система) - температурные, тактильные и болевые ощущения. Кожные покровы все более утолщаются, становятся эластичнее, количество кровеносных сосудов в них уменьшается, кожа становится более стойкой к механическому воздействию. Основная особенность кожи детей и подростков – ее поверхность относительно больше, чем у взрослых. Абсолютная же поверхность у детей меньше, чем у взрослых, и увеличивается с возрастом. На 1кг массы тела приходится следующая площадь поверхности кожи, например: у новорожденного – 704 см 2 , у дошкольника 5-6 лет – 456см 2 , у взрослого– 221см 2 . Значит, теплоотдача организма детей значительно больше: они могут легко перегреваться или переохлаждаться. Высокая теплоотдача вызывает и высокое теплообразование, которое у детей и подростков на единицу массы тела выше, чем у взрослых. В течение длительного периода развития изменяются терморегуляционные процессы. Регуляция температуры кожи по взрослому типу устанавливается к 9 годам .

С 5 до 6-7 лет возрастает болевая чувствительность.

  1. Эндокринная система

Это железы внутренней секреции - щитовидная железа, паращитовидные железы, поджелудочная железа (инсулин), надпочечники, половые железы, гипофиз, эпифиз. Они не имеют выводных протоков и выделяют образующиеся в них секреты прямо во внутреннюю среду - кровь, лимфу, тканевую и спинно-мозговую жидкость. Эта особенность отличает их от желез внешней секреции (пищеварительных) и экскреторных желез (почек и потовых), выделяющих образуемые ими продукты во внешнюю среду.

Щитовидная железа. Самая крупная железа, регулирует обмен веществ. Масса железы в 3 года – 5,0 г, к 5 годам – 5,5 г, к 5–8 годам – 9,5 г.

Паращитовидные железы. Ее гормоны стимулирует функцию клеток, разрушающих костную ткань (переход кальция в кровь). В первые 7 лет их активность максимальна, а суммарная масса увеличивается к 5 годам в 2 раза.

Зобная (вилочковая) железа (тимус). Обеспечивает оптимальную работу иммунной системы. С возрастом размеры и строение железы сильно меняются: до 1 года ее масса составляет 13 г; период 1-5 лет -23 г; период 6-10 лет – 26 г. С возрастом железистая ткань постепенно замещается жировой.

Надпочечники . Рост желез происходит до 30 лет. Наибольшая продукция глюкокортикоидов отмечается в 1-3 года (стресс-реакции). В 3-8 лет идет основной рост мозгового вещества.

Гипофиз (нижний мозговой придаток). Это главная железа внутренней секреции, влияющая на работу всех эндокринных желез и многие функции организма. Расположен гипофиз в турецком седле, непосредственно под головным мозгом. Вес: 0,55-0,65 г – у взрослых, 0,1–0,15 г – новорожденные; в 10 лет – 0,33 г. У детей средняя доля гипофиза, которая почти отсутствует у взрослых, больше развита. Уровень гормона роста к 3-5 годам достигает нормы взрослого человека.

Поджелудочная железа. С 4-5 лет наблюдается уменьшение снижения числа островков Лангерганса (быстро падающее в течение первого года), их количество больше, чем у взрослых .

Эпифиз (верхний мозговой придаток). Оказывает угнетающее действие на половое развитие у неполовозрелых и тормозит функции половых желез у половозрелых, мелатонин блокирует функцию щитовидной железы. У взрослого человека эпифиз, или шишковидная железа, весит около 0,1–0,2 г. Развивается до 4 лет, а затем начинает атрофироваться, особенно интенсивно после 7–8 лет.

Половые железы. От рождения до 6-7 лет активность нейтральна.

  1. Дыхательная система

Включает в себя легкие, воздухоносные пути - рот, гортань, трахеи, бронхи. В конце дошкольного возраста заканчивается формирование органов дыхания. В течение первых 4-х лет жизни быстро растет гортань. Ширина просвета трахеи увеличивается в 2 раза к 3-4 годам. Ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослых, развивается дыхательная мускулатура и ткань легких. Все же следует отметить, что несмотря на рост и разветвление легких, структура легочной ткани еще не достигает полного развития, а носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что несколько затрудняет поступление воздуха в легкие; ребра незначительно наклонены, диафрагма расположена высоко, в связи с чем, амплитуда дыхательных движений невелика. Ребенок дышит поверхностно и значительно чаще, чем взрослый: у детей 3-4 лет частота дыхания-30 в минуту, 5-6 лет-25 в минуту; у взрослых -16-18. Неглубокое дыхание у детей ведет к сравнительно плохой вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а растущий организм требует повышенной доставки кислорода к тканям. Поэтому так важны физические упражнения на свежем воздухе, активизирующие процессы газообмена.

Минутный объем дыхания. Это количество воздуха, которое человек вдыхает за 1 мин., определяется оно произведением величины дыхательного воздуха на число дыхательных движений в 1 мин. (в пересчете на 1 кг массы). За счет большой частоты дыхания у детей он значительно выше.

Жизненная емкость легких . У детей 3-4 лет составляет 400- 500 см 3 , в 5-6 лет - 800-900 см 3 . С возрастом дыхание становится все более глубоким и редким, нарастает вентиляция легких. У детей 3-7 лет в связи с развитием плечевого пояса начинает преобладать грудной тип дыхания, к 7 годам – он уже выражен. В 7–8 лет начинаются половые отличия в типе дыхания: у мальчиков преобладающим становится брюшной тип дыхания, у девочек – грудной.

  1. Сердечно-сосудистая система

Деятельность сердечно-сосудистой системы у дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма и физическим нагрузкам, а повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Рост сердца в длину идет быстрее, чем в ширину (длина удваивается к 5-6 годам, а ширина – к 8-10 годам). Увеличивается масса сердца с 70,8 г у 3-4-летнего до 92,3г - у 6-7-летнего (в 5 раз больше, чем в период новорожденности). Параллельно с ростом сердца увеличиваются размеры магистральных сосудов (он шире, чем у взрослых), но темп их роста более медленный. Также увеличивается сила сердечных сокращений, повышается работоспособность сердца. Форма сердца и его расположение становятся почти такими же, как у взрослых.

Частота пульса. Пульс у детей всех возрастов чаще, чем у взрослых (более интенсивный обмен веществ), во сне пульс замедляется. Постепенно урежается пульс: к 5 годам до 100 ударов в 1 мин., к 7 – до 85–90 в 1 мин. (у взрослого равен 70-74 ударам в мин.) . С возрастом поднимается артериальное (систолическое) давление: на первом году жизни оно составляет 80/55 - 85/60 мм рт.ст., а в возрасте 3-7 лет оно уже в пределах 80/50- 110/70 мм рт.ст. Показатель артериального давления тесно связан с физическим развитием детей: наивысшие нормальные показатели его отмечаются в те периоды, когда имеет место наиболее интенсивное увеличение размеров тела, но еще не произошли соответствующие нарастания массы сердечной мышцы .

Нервная регуляция сердца несовершенна, поэтому оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается, и сердечная мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Однако при смене деятельности сердце ребенка быстро успокаивается и восстанавливает свои силы. Поэтому во время занятий с детьми физические упражнения нужно разнообразить: чередовать подвижные игры с играми малой двигательной активности и часто давать ребенку кратковременный отдых.

Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но путь, который кровь совершает по сосудам, короче, а скорость кровообращения больше. У взрослого человека оно составляет - в среднем 7% веса тела, у новорожденных – от 10 до 20% веса тела, у детей с 6 до 16 лет – 7%.

Чем младше ребенок, тем выше его обмен веществ, тем больше количество крови на 1 кг веса тела. У новорожденного кровь совершает полный кругооборот (проходит большой и малый круги кровообращения) за 12 с, у 3-летних - за 15 с, в 14 лет - за 18,5 с. Время кругооборота крови у взрослых составляет 22 с.

Доказано, что дети после полиомиелита, существенно ограниченные в движениях, отличаются от неболевших детей большей частотой сердцебиений и дыхательных движений грудной клетки. У детей, лишенных возможности совершать нормальную динамическую работу, наблюдается торможение работы сердца и дыхания, поэтому частота дыхания и сокращений сердца у них такая же, как у детей более младшего возраста. Это доказывает зависимость роста и развития детей от деятельности скелетной мускулатуры: в тех случаях, когда вследствие заболевания (например, воспаления двигательных нервов) возникает ограничение движений, происходит задержка развития не только скелетной мускулатуры и скелета (например, развитие грудной клетки), но и резкое замедление роста и развития внутренних органов – сердца, легких и др.

  1. Пищеварительная система

В 7 лет начинается прорезание постоянных зубов. Перед сменой корни молочных зубов рассасываются, после чего зубы выпадают. Малые коренные и третьи большие коренные, или зубы мудрости, вырастают без молочных предшественников. В сутки у детей всего отделяется до 800 см 3 слюны, с возрастом это количество увеличивается.

У детей слизистая оболочка пищевода нежная, легко травмируемая грубой пищей, и богата кровеносными сосудами. Длина пищевода у новорожденных – около 10 см, в возрасте 5 лет – 16 см, в 15 лет – 19 см.

Дифференцировка клеток желез желудка у детей завершается к 7 годам, но полного развития они достигают лишь к концу пубертатного периода. Общая кислотность желудочного сока у детей после рождения связана с наличием в его составе молочной кислоты, а относительно низкое содержание соляной кислоты в желудочном соке детей 4–6 лет ведет к снижению его противомикробных свойств, что проявляется в склонности детей к желудочно-кишечным заболеваниям. Функция синтеза соляной кислоты развивается в период от 2,5 до 4 лет. В возрасте 4-7 лет общая кислотность желудочного сока в среднем составляет 35,4 единицы, у детей 7-12 лет она равна 63 ед.

Мышечный слой кишечника и его эластические волокна развиты у детей слабее, чем у взрослых. В связи с этим перистальтические движения у детей происходят слабее. Рост и развитие поджелудочной железы продолжается до 11 лет. Печень у детей относительно больше, чем у взрослых. С возрастом желчеотделение усиливается. Кроме того, к школьному возрасту завершается количественная и качественная стабилизация микрофлоры кишечника (по основным показателям она становится близкой к микрофлоре взрослого).

  1. Мочеполовая система

Мочеполовая система объединяет в себе мочевые и половые органы, они тесно связаны друг с другом по своему развитию. Мочевые органы – парные органы почек и мочевыводящие пути. Мочевой пузырь в первые годы жизни – грушевидный. Вместимость его к 5 годам повышается до 180мл (80мл у новорожденных). В 5-9 лет размеры почки увеличиваются за счет развития коркового вещества (вплоть до окончания пубертатного периода), рост мозгового вещества прекращается лишь к 12 годам. Количество потовых желез не меняется, но плотность их больше в детском возрасте - в 10 раз на единицу поверхности кожи. С возрастом увеличиваются их размеры и секреторная функция, а морфологическое развитие в основном завершается к 7 годам.

  1. Имунная система

К органам иммунной системы принадлежат: центральные органы - костный мозг (в нем лимфоидная ткань тесно связана с кроветворной) и тимус; периферические органы – это лимфатические узлы, селезенка, скопление лимфоидной ткани в стенках полых органов пищеварительной, дыхательной систем и мочевыводящих путей (миндалины, лимфоидные бляшки, одиночные лимфоидные узелки). Эти органы называют также лимфоидными органами, или органами иммуногенеза .

В детском возрасте (и подростковом) все железы достигают своего максимального развития (массы, размера, числа узелков, наличие центров размножения). После 4-5 лет красный костный мозг в диафизах костей заменяется желтым костным мозгом. Тимус достигает максимального размера – в 5-6 лет его масса – 30г. В небной миндалине с 2 до 16 лет наблюдается наибольшее количество лимфоидных узелков, а в 4-7 лет достигает своих наибольших размеров трубная миндалина.

  1. Возрастные особенности обмена веществ в организме детей дошкольного возраста

В организме человека, в его органах, тканях, клетках идет непрерывный процесс синтеза - образования сложных веществ из более простых. Одновременно с этим происходит распад, окисление сложных органических веществ, входящих в состав клеток организма. Обмен веществ – это совокупность изменений, которые претерпевают вещества от момента их поступления в пищеварительный тракт и до образования конечных продуктов распада, выделяемых из организма.

Особенности обмена белков. Потребность в белке детского организма больше, чем взрослого человека вследствие интенсивно идущих процессов роста и формирования новых клеток и тканей. У детей наблюдается положительный азотистый баланс из-за увеличения массы тела при росте, когда количество азота, вводимого с белковой пищей, превышает количество азота, выводимого с мочой (обеспечивается потребность растущего организма в белке). Суточная потребность в белке у ребенка на 1 кг массы тела: от 1 до 3 лет – 4–4,5 г, от 6 до 10 лет – 2,5–3 г (у взрослых – 1,5–1,8 г). Значит, что дети от 1 до 4 лет должны получать 30–50 г белка в сутки, от 4 до 7 лет – около 70 г, с 7 лет – 75–80 г (в зависимости от массы тела). При этих показателях азот максимально задерживается в организме. Следует помнить, что белки не откладываются в организме про запас, поэтому если давать их с пищей больше, чем это требуется организму, то увеличения задержки азота и нарастания синтеза белка не произойдет. Слишком низкое количество белка в пище вызывает у ребенка ухудшение аппетита, нарушает кислотно-щелочное равновесие, усиливает выведение азота с мочой и калом. Важно давать оптимальное количество белка с набором всех необходимых аминокислот, при этом соотношение количества белков, жиров и углеводов в пище ребенка должно быть 1:1:3; при этих условиях азот максимально задерживается в организме.

Особенности обмена жиров . В организме ребенка еще с рождения за счет жиров покрывается примерно на 50% потребность в энергии. Без жиров невозможна выработка общего и специфического иммунитета. Обмен жиров у детей неустойчив, при недостатке в пище углеводов или при усиленном их расходе быстро истощаются депо жира. Всасывание жиров у детей идет интенсивно - на 95–97%. Для полноценного использования жира в пище детей обязательно должны присутствовать углеводы, при их недостатке в питании происходит неполное окисление жиров, в крови накапливаются кислые продукты обмена. Потребность организма в жирах на 1 кг массы тела тем выше, чем меньше возраст ребенка. С возрастом увеличивается абсолютное количество жира, необходимое для нормального развития детей: суточная потребность в жире составляет 32,7 г – в 1-3 лет, в 4-7 лет – 39,2 г.

Особенности обмена углеводов . У детей он совершается с большой интенсивностью, что объясняется высоким уровнем обмена веществ в детском организме. Углеводы служат не только основным источником энергии, но и выполняют важную пластическую роль при формировании клеточных оболочек, вещества соединительной ткани в детском организме. Участвуют углеводы и в окислении кислых продуктов белкового и жирового обмена, чем способствуют поддержанию кислотно-щелочного равновесия в организме. Образование углеводов у детей из белков и жиров ограничено, так как интенсивный рост детского организма требует значительных количеств пластического материала – белков и жиров. Суточная потребность в углеводах у детей высокая: на 1 кг массы тела нужно давать с пищей в среднем 193 г углеводов – от 1 года до 3 лет, от 4 до 7 лет – 287 г (взрослому – 500 г). А вот усваиваются углеводы детским организмом лучше, чем взрослым (у грудных детей – на 98–99 %). Вообще дети отличаются относительно большей выносливостью к повышенному содержанию сахара в крови, нежели взрослые. У взрослых глюкоза появляется в моче, если ее поступает 2,5–3 г на 1 кг массы тела, а у детей это происходит лишь при поступлении 8-12 г глюкозы на 1 кг массы тела. Прием незначительных количеств углеводов с пищей может вызвать у детей увеличение сахара в крови в два раза, но уже через 1 ч содержание сахара в крови начинает снижаться и через 2 ч полностью нормализуется.

Особенности водного обмена и обмена минеральных солей. В организме ребенка преобладает внеклеточная вода, это обусловливает большую гидролабильность детей, т. е. способность быстро терять и быстро накапливать воду. Потребность в воде на 1 кг массы тела с возрастом уменьшается, а абсолютное ее количество возрастает: на 1 кг массы тела требуется воды в 2 года – 95 г, в 12–13 лет – 45 г. Суточная потребность в воде у ребенка 1 года - 800 мл, в 4 года – 950-1000 мл, в 5–6 лет – 1200 мл, в 7-10 лет – 1350 мл.

Особенности обмена минеральных веществ. Они оказывают важное влияние на развитие ребенка. С кальциевым и фосфорным обменом связаны рост костей, сроки окостенения хрящей и состояние окислительных процессов в организме. Кальций влияет на возбудимость нервной системы, сократимость мышц, свертываемость крови, белковый и жировой обмен в организме. Фосфор нужен не только для роста костной ткани, но и для нормального функционирования нервной системы, большинства железистых и других органов. Железо входит в состав гемоглобина крови.

Потребность в кальции снижается, по сравнению с 1-м годом жизни. Оптимальное соотношение между концентрацией солей кальция и фосфора для детей дошкольного возраста составляет 1:1, в возрасте 8-10 лет – 1:1,5, у подростков и старших школьников – 1:2. В этом случае развитие скелета протекает нормально. В молоке имеется идеальное соотношение солей кальция и фосфора, поэтому включение молока в рацион питания детей обязательно. Потребность в железе у детей выше, чем у взрослых: 1–1,2 мг на 1 кг массы в сутки (у взрослых – 0,9 мг). Натрия дети должны получать 25–40 мг в сутки, калия – 12–30 мг, хлора – 12–15 мг.

Витамины. Витамин B1 (тиамин, аневрин) - суточная потребность у детей до 7 лет - 1 мг (у взрослых – 2–3 мг). Витамин В2 (рибофлавин) : суточная потребность в нем - 2–4 мг. Витамин РР (никотинамид ): суточная потребность - 15 мг (у взрослых – 15–25 мг). Витамин С (аскорбиновая кислота): потребность в витамине С в сутки - 50-100 мг. Витамин А (ретинол, аксерофтол): суточная потребность – 1 мг (у взрослых – 2 мг). Витамин D (эргокальциферол): особенно необходим детям для профилактики одной из наиболее распространенных болезней детского возраста – рахита .

Значит, состав пищи очень важен для детей, так как детский организм для нормального развития и роста нуждается в определенном количестве белков, жиров, углеводов, минеральных солей, воды и витаминов. Важно помнить, что нормальное питание – необходимое условие их физического и психического развития. Пренебрежение едой так же вредно, как и злоупотребление ею.

Использованная литература:

  1. Возрастная анатомия и физиология: УМК / сост. О.И. Симонова. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. – 91 с.
  2. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: уч. пос. / сост. Ю.А. Гончарова. – Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2008. – 92 с.
  3. Популярная медицинская энциклопедия / под ред. Б. В. Петровского. – М. : Советская энциклопедия, 1981.
  4. Псеунок А. А. Возрастная анатомия и физиология (лекции) / А. А. Псеунок. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. – 268 с.
  5. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков: уч. пос. / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – 6-е изд., стер. – М. : Академия, 2009. – 432 с.

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как и них дети проводят большую часть дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности детского организма и физическое воспитание дошкольника.

Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как и них дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.

Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от здоровых детей в учебе. У него хуже память, его внимание быстрее утомляется, и поэтому он не может хорошо учиться, а родители и даже педагоги нередко ошибаются, считая ребенка лентяем. Эта слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка.

Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.

Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи.

Вот почему так справедливо отмечал выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.

Я выбрал данную тему потому как считаю, что гармоничное развитие любого государства невозможно без крепких всесторонне развитых людей, составляющих его общество. А такие важные данные человека как сила, воля, выдержка, здоровье, жизнерадостность, физическая активность прививаются именно в детском возрасте, как бы ни был красив цветок, а если его не поливать в зародыше, расцвести ему не будет суждено никогда.

Следует также заметить, что к развитию ребенка нужно подходить планомерно, уделяя внимание всем видам упражнений: основные виды движений, общеразвивающие и игровые упражнения, упражнения спортивного характера, а также нельзя забывать об утренней гимнастике и занятиям с детьми на улице.

Учитывая, что необходимый эффект в правильном формировании ребенка дают лишь те упражнения, которые выполняются им правильно, следует на всех занятиях уделять время педагогическому контролю за верностью выполнения детьми тех или иных упражнений.

Возрастные особенности детского организма

При планировании занятий обязательно следует учитывать и возрастные особенности детского организма, т. к. на протяжении 2-7 лет они весьма изменчивы.

Дети в возрасте от двух до четырех лет проходят нелегкий путь накопления жизненно необходимых умений, навыков и привычек.

Двухлетние дети начинают осваивать прыжки. Вначале это ритмичные полуприседания с попыткой слегка оторвать ступни от пола, затем подпрыгивания на месте, прыжки с небольшого возвышения, прыжки через предмет и на небольшое расстояние. У трехлетних детей отталкивание при прыжке становится энергичным, они могут регулировать силу толчка.

На третьем году жизни ребенка развитие движений у него преобладает над развитием других функций. Малыши овладевают всеми основными движениями. Совершенствуется ходьба, начинается выравнивание длины последовательных шагов, возникает прямолинейность направления передвижения. В этом возрасте детей привлекает усложненная ходьба: с преодолением препятствий в виде горки, лесенки, комбинированного мостика, на который можно подняться вверх и спуститься вниз, с перешагиванием через предметы и канавки. Малыши любят переносить предметы, выполняя с ними на ходу несложные действия. Малыши успешно лазают по вертикальной лесенке, любят нажимать на педали велосипеда, с удовольствием играют с мячом .

К четвертому году жизни завершается анатомическое созревание всей моторной системы ребенка. Четырехлетний ребенок легко бегает, прыгает на одной ноге. У него прочно выработан механизм координации различных движений и поддержания равновесия.

К пяти годам жизни значительно увеличивается мышечная масса, особенно нижних конечностей, возрастают сила и работоспособность мышц. Однако дети еще не способны к значительным мышечным напряжениям и длительным физическим нагрузкам.

К шести-семи годам в основном завершается формирование ткани легких и дыхательных путей. Однако развитие органов дыхания в этом возрасте еще полностью не заканчивается: носовые хода, трахеи и бронхи сравнительно узкие, что затрудняет поступление воздуха в легкие, грудная клетка и ребра не могут опускаться на вдохе так низко, как у взрослого. Поэтому дети не могут делать глубоких вдохов и дышат чаще, чем взрослые.

В процессе физического воспитания дошкольников используются разнообразные организационные формы физической культуры.

Каждый день ребенок должен делать утреннюю гимнастику. Специально подобранные упражнения благотворно влияют на все физиологические процессы организма.

Утренняя гимнастика является хорошим средством в профилактике нарушений осанки: ежедневное выполнение общеразвивающих упражнений укрепляет мышцы спины, брюшного пресса.

Для детей подбирают такие упражнения, которые оказывают всестороннее воздействие на организм. При этом следует учитывать, что упражнения должны быть простыми и доступными, соответствовать строению и функциям двигательного аппарата детей и не вызывать большой затраты нервной и мышечной энергии (сложные движения детям даются с трудом, вызывая у них отрицательные реакции). Важно, чтобы упражнения были разнообразными по видам движений и воздействовали на разные группы крупных мышц (плечевого пояса, спины, живота, ног). Движения для укрепления мелких групп мышц (пальцев, кистей рук) нецелесообразно давать отдельно в связи с их незначительным физиологическим эффектом, поэтому их объединяют с упражнениями дляразвитии больших мышечных групп.

Используются упражнения неимитационные и имитационные (образные), в которых дети как бы повторяют движения животных, птиц, машин. Они интересны дошкольникам и вызывают у них эмоциональный подъем.

Утреннюю гимнастику следует разнообразить упражнениями с предметами: флажками, мячами, обручами, скакалками и др. Это помогает правильно и целенаправленно выполнять движения, повышает интерес к гимнастике.

Для проведения утренней гимнастики необходимы соответствующие условия. Выполнять ее лучше в хорошо проветренном помещении, летом - на улице.

Во время выполнения упражнений детей приучают правильно дышать. Глубокое дыхание регулирует процессы кровообращения, содействует увеличению жизненной емкости легких, подвижности реберных дуг, укреплению межреберных мышц и мышечных групп, которые удерживают позвоночник в вертикальном положении и создают необходимые предпосылки для правильной осанки.

При повторении упражнения можно вносить некоторые изменения: усложнять выполнение или изменять исходные положения туловища, рук и ног. Например, наклоны туловища вперед дети трех-четырех лет выполняют, касаясь пальцами колен, а старшие - носков ног.

При проведении гимнастических упражнений следует учитывать физиологические особенности дошкольников. Девочкам присуща естественная потребность в плавных и ритмичных движениях, а мальчикам - более резких и четких.

Утреннюю гимнастику желательно выполнять под музыкальное сопровождение. Музыка способствует более четкому и выразительному выполнению упражнений, обусловливает их темп, вызывает жизнерадостное и бодрое настроение.

Развитие основных видов движений старших дошкольников имеет свои особенности. На этом этапе обучения в связи с увеличением диапазона двигательных навыков и умений, развитием физических качеств (скорости, выносливости, быстроты и т. д.) появляется возможность более успешного овладения как упражнениями в их целостном виде, так и отдельными элементами техники движений.

Систематическое выполнение основных движений оказывает положительное влияние на всестороннее физическое развитие ребенка, улучшает работу сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляет мышцы и опорно-двигательный аппарат.

Для младших дошкольников характерны образное мышление и сравнительно небольшой двигательный опыт, поэтому показ движений для них имеет первостепенное значение. С приобретением двигательного опыта слово играет все большую роль. Для детей шести-семи лет ведущее место занимают объяснения и указания.

В возрасте 5-6 лет у детей имеется определенная готовность к осознанности поставленных перед ними задач, умение оценивать ситуацию, управлять своими движениями, поэтому появляется возможность с помощью словесных указаний и объяснений сформировать у дошкольников достаточно прочные знания и умения в их двигательной деятельности.

Ребенок усваивает основные движения быстро и правильно только в том случае, если периодически упражняется в их выполнении. В процессе обучения необходимо доводить упражнение до определенного результата, систематически прибегая к подкреплениям. Сюда относятся результаты действий детей (перепрыгнул, попал в цель и т. д.) и словесные замечания взрослого (хорошо, плохо, правильно, неправильно).

Упражнения в основных движениях подбираются с учетом анатомо-физиологических особенностей детей двух - семи лет. Не следует предлагать дошкольникам упражнения со значительной мышечной нагрузкой, во время которых ребенок прикладывает максимальные усилия н задерживает дыхание, а также длительные висы, сгибание рук в упоре лежа, поднимание или перенесение тяжелых предметов и т. д.

Отрицательно влияют на развитие опорно-двигательного аппарата прыжки с большой высоты или на твердую опору. Это может привести к травмам связок и мышц голеностопа, к уплощению свода стопы ребенка.

Не желательны также асимметричные упражнения, которые выполняются одной рукой или ногой: метание мяча на дальность и в цель только правой рукой, прыжки со скакалкой только на одной ноге. Они односторонне влияют на развитие мышц рук, ног, туловища и не способствуют гармоничному развитию организма ребенка.

Вывод: Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как именно здесь дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Правильно организованное физическое воспитание в дошкольных учреждениях способствует формированию у детей хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма, позволят ему накопить силы, что обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.

Чтобы обеспечить нормальное физическое развитие ребенка, дать ему необходимую нагрузку на физических занятиях необходимо учитывать и анатомические особенности, а также функциональные возможности организма ребенка. Особенности движений детей, их координационные возможности от возраста к возрасту значительно изменяются, что существенно влияет на организацию занятий по физической культуре. Знание возрастных особенностей развития ребенка поможет подобрать физические упражнения, закаливающие процедуры, следить за физическим и психическим развитием детей. Организм дошкольника интенсивно развивается. На протяжении первых семи лет жизни у него не только увеличиваются все внутренние органы, но и совершенствуются их функции.

Забота о физическом воспитании ребенка должна начинаться с обеспечения четко установленного режима дня, создания оптимальных гигиенические условий, правильного питания, выполнения ежедневных утренних зарядок, закаливания организма, что способствует правильному формированию физических качества детского организма, профилактике различных заболеваний.

Литература:

«Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ» В.Г. Алямовская Москва 2005г.

«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» О.Ф. Горбатенко Волгоград 2008г.

«Здоровьесберегающее пространство ДОУ» Н.И. Крылова Волгоград 2009г.

«Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцев москва 2000г.

«Занятия на тренажёрах в детском саду» Н.Ч. Железняк Москва 2009г.


Физическое развитие ребёнка зависит от его возраста, образа жизни. Чаще всего под физическим развитием ребёнка понимают изменения, происходящие с организмом в период всей его жизни. Каким же является физическое развитие у детей разного возраста?

Особенности физического развития детей раннего дошкольного возраста

Физическое развитие детей раннего возраста

Давайте поговорим о физическом развитии детей раннего возраста. Ранним возрастом является возраст ребёнка от 1 года до 3 лет. С года и до двух лет ребёнок ещё интенсивно растёт, в то время как с трехлетнего возраста рост малыша замедляется. В этот период идёт развитие внутренних органов и систем. В возрасте 3 лет малыш очень активен, подвижен, гибок.

Чем старше становится кроха, тем двигательная активность становится меньше. Именно поэтому к школьному возрасту дети становятся более спокойными и усидчивыми.

В ранний период возраста у малыша происходит окостенение хрящей и костных тканей, укрепление мышц. Ребёнок уже способен на выполнение более сложных движений и лучше стоит на ногах. Но, несмотря на всю свою активность, малыши довольно быстро утомляются и нуждаются в продолжительном отдыхе.

Помимо опорно-двигательного аппарата у непоседы происходят изменения во всём организме. Так, например, идёт быстрое развитие всех систем организма:

  • Центральная нервная система становится более устойчивой к воздействию стрессовых факторов внешней среды.
  • Происходят изменения в желудочно-кишечном тракте.
  • Теперь он может усваивать более сложные продукты (например, грибы).
  • Претерпевает изменения мочевыделительная система. Это выражается в увеличении в объёме мочевого пузыря, снижению мочеиспускания.

Таким образом, в этот период происходит очень активное физическое развитие ребёнка.

А что же происходит с физическим развитием дошкольника?

Физическое развитие дошкольника

В этот период у детей отмечается:

У малышей в от 3 до 4 лет:

  • более крепкое развитие верней части туловища (мышц);
  • дети обладают большой физической активностью;
  • строение и функционирование внутренних органов и систем развито согласно возрасту.

В возрасте от 4-5 лет все движения ребёнка становятся координированными. С 5-7 летнего возраста появляются:

  • ритмичные, плавные движения;
  • ребёнок становится более выносливым;
  • способен выполнять небольшие физические нагрузки (прыжки в высоту, длину, бег на короткие дистанции);
  • пропорциональное развитие мышц;
  • многие движения, действия доведены до автоматизма.

Основными особенностями физического развития детей дошкольного возраста будет пропорциональное развитие двигательной активности, внутренних органов и систем согласно возрасту малыша.

Возрастные особенности физического развития детей

Давайте рассмотрим общую характеристику возрастных особенностей физического развития детей.

Первые три года жизни ребенка характеризуются быстрым темпом роста и развития. Однако эти три года далеко не равнозначны по темпу и содержанию.

Первый год жизни - Период грудного возраста

Особое место в развитии ребенка первого года жизни занимает период новорожденности (3—4 недели после рождения), который характеризуется приспосабливаемостью организма ребенка к условиям внеутробной жизни. В этот период основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Это связано с морфологической и функциональной незаконченностью строения органов и систем, и в первую очередь центральной и периферической нервной системы. В этот период процессы торможения преобладают над процессами возбуждения (новорожденный спит 20—22 часа в сутки). Проявлением незавершенности развития организма новорожденного являются различные пограничные состояния, граничащие с патологией: физиологическая желтуха, физиологическое падение массы тела, физиологический мастит, мочекислый инфаркт и др. Новорожденный ребенок особо раним и требует самого тщательного ухода, соблюдения необходимых гигиенических условий его содержания, обязательного вскармливания грудью.

Для грудного возраста (от периода новорожденности до 12 месяцев) характерно:

Быстрый темп физического развития — за первые 4—5 месяцев у ребенка удваивается, а к 12 месяцам более чем утраивается масса тела при рождении; за год увеличивается рост на 23—25 см;

Быстрый темп нервно-психического развития: с первых месяцев развивается деятельность всех органов чувств, формируются положительные эмоции, к году ребенок может самостоятельно ходить, формируются подготовительные этапы развития речи;

Начинается развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления;

Работоспособность нервной системы еще мала, длительность бодрствования нарастает от 30—40 минут в 1 месяц до 2,5—3 часов к концу года;

Некоторая относительная функциональная слабость органов и систем на фоне интенсивного их роста и развития, что может привести к повышенной кратности острых заболеваний, к отклонениям в здоровье (экссудативный диатез, рахит, анемия, различные расстройства питания — диспепсия, гипотрофия);

Большая ранимость организма и низкая сопротивляемость к различным острым заболеваниям в силу ослабления первоначального пассивного иммунитета, полученного от матери, и еще отсутствия приобретенного.

От 1 года до 3 лет - Преддошкольный возраст

Преддошкольный возраст характеризуется постепенным совершенствованием всех функциональных возможностей детского организма.

Второй год жизни ребенка занимает особое место в этом периоде в связи с началом формирования сложных функций мозга, быстрым развитием речи. Совершенствуется высшая нервная деятельность, увеличивается предел ее работоспособности (к началу второго года ребенок может бодрствовать подряд 5 часов), легко и быстро формируются условные связи, развивается речь, совершенствуется сенсорное восприятие (различение формы, величины, цвета и т. д.).

К двум годам ребенок хорошо ходит, движения занимают большое место в его жизни. Однако быстро формирующиеся психические процессы, умения, навыки еще находятся в стадии становления, поэтому они недостаточно устойчивы. Кроме того, дети второго года жизни легко возбудимы и трудно приспосабливаются к любым изменениям условий жизни, отличаются большой ранимостью центральной нервной системы. Сопротивляемость организма ребенка различным болезнетворным воздействиям еще остается резко пониженной, поэтому в этом возрасте дети подвержены, больше чем дети первого года жизни, острым заболеваниям.

На третьем году жизни у ребенка замедляется интенсивность физического развития, так характерная для первых двух лет. Повышается работоспособность нервной системы (длительность бодрствования увеличивается до 6—6,5 часов). Происходит дальнейшее развитие речи, сенсорики, ориентировочно-познавательной деятельности, совершенствуются движения. Ход развития ребенка третьего года жизни зависит от уровня, достигнутого им к двум годам. При этом, как отмечают специалисты, большие изменения в психике детей третьего года жизни, а также в умственном развитии связаны с развитием речи. Быстро увеличивается словарный запас. Речь в этом возрасте становится основным средством общения со взрослыми и друг с другом.

Постепенно повышается сопротивляемость организма вредным воздействиям внешней среды и физическая выносливость детей. Характеризуя детей раннего возраста, специалисты утверждают, что ребенок при рождении не может произносить ни одного членораздельного звука. В первые месяцы жизни во время гуления (стадия доречевого развития ребенка, следующая за криком и предшествующая лепету) у ребенка совершенствуется артикуляционный аппарат, а с 7—8 месяцев, слыша звуки человеческого голоса, он начинает произносить повторные слоги. В 1 год ребенок из этих лепетных слогов образует первые 10—12 слов. Затем наступает период как бы некоторого затишья — медленное нарастание новых слов. На протяжении первого полугодия 2-го года идет быстрое накопление понимаемых слов, установление связей слышимого слова и предмета. Количество же слов, которыми ребенок активно пользуется, увеличивается незначительно, к возрасту 1 год 5 месяцев у него лишь 30—40 слов. В возрасте 1 год 5 месяцев — 1 год 7 месяцев происходит бурный скачок (быстрое нарастание новых слов), к 2 годам активный словарь равен примерно 300—400 словам. На 3-м году происходит дальнейший темп роста словарного запаса (к 3 годам он составляет 1200—1300 слов), совершенствование качества речи — произношения, построения, осмысления.

Быстрый темп морфологического и функционального развития всех органов и систем, незавершенность иммунитета способствуют тому, что дети раннего возраста заболевают от самых незначительных нарушений в питании и гигиеническом уходе, при контакте с любой инфекцией. В то же время каждое перенесенное острое заболевание может привести к развитию хронических болезней, повлечь за собой отставание в физическом или нервно-психическом развитии ребенка, между которыми имеется очень большая взаимозависимость и единство.

В обеспечении нормального развития и полноценного здоровья детей раннего возраста огромна роль взрослого. Малыш еще не может организовать свою жизнь вне тесных контактов со взрослыми, поэтому его здоровье и развитие обеспечивается лишь при выполнении задач физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания.

От 3 до 6-7 лет - Дошкольный возраст

Дошкольный возраст характеризуется началом самостоятельного существования ребенка, расширением контактов с окружающим миром. В этот период продолжается дальнейший морфологический рост и функциональное совершенствование всех органов и систем. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов. Продолжается интенсивное развитие интеллектуальных способностей ребенка. В этом возрасте легко возникают травмы вследствие большой любознательности малыша и отсутствия собственного опыта. Поэтому правильная организация среды в детском учреждении и дома, введение в процесс воспитания элементов трудового и общественного воспитания являются лучшим средством профилактики возможных дефектов в развитии и здоровье ребенка дошкольного возраста. Нельзя забывать, что дети в этом возрасте еще отличаются повышенной ранимостью, легко подвергаются острым детским инфекциям и другим заболеваниям.

Одной из основных задач, решаемых дошкольным учреждением, является подготовка детей к поступлению в школу. Исследованиями доказано, что для некоторых детей (10—12%) режим и программа начальной школы трудны, они не справляются с теми требованиями, которые предъявляет к ним школа. Проблемой функциональной готовности (зрелости) отдельных органов и систем детского организма к выполнению требований школы («школьная зрелость») в настоящее время занимаются педагоги, психологи, врачи.

Доказано, что одни, так называемые «незрелые», дети полностью не усваивают учебную программу, другие же справляются с нагрузкой, но с чрезмерным напряжением организма, что приводит к различным нарушениям их здоровья, в частности к неврозам. Детей, которые своевременно не овладевают умениями и навыками, предусмотренными программой детского сада, т. е. незрелых, воспитатель направляет к врачу. С учетом его рекомендаций педагог проводит с такими детьми индивидуальные занятия. Таким образом, в осуществлении задач подготовки детей к школе важны совместные усилия врачей и педагогов.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png