ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее… » В. А. Сухомлинский

Кузищина Ольга Константиновна – воспитатель.

Продолжительность проекта:

9 месяцев

Участники проекта:

дети, воспитатели, родители

Возраст детей:

3-5 лет

Интеграция областей:

Социализация,

Познание,

Коммуникация,

Труд,

Чтение художественной литературы,

Безопасность

Актуальность проблемы:

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Цель проекта:

создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи проекта:

совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;

развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;

развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

развивать эмоциональную отзывчивость;

развивать коммуникативные навыки.

Подготовительный этап

Выбор темы, постановка целей и задач;

Написание перспективного плана;

Подбор материала для игр.

Основной этап

Перспективный план по развитию мелкой моторики у дет ей младше-средней группы .

Сентябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».

5.Настольная игра «Мозаика».

Октябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Засолка капусты».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Изображение пальцами различных фигур: «Флажок», «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

5.Настольная игра «Найди фигуре место».

Ноябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» (с пластилином).

2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

4.Конструирование из мелкого строителя «Домик», «Заборчик».

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

Декабрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Апельсин», повторение «Пирожки», «Замок».

2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3.Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)

4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

Январь

1.Заучивание пальчиковой игры «Ежик», повторение «Апельсин».

2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).

3. Пальчиковая игра «Человечек», «Шнуровка».

4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

5.Настольные игры «Забей шарик в ворота», «Мозаика».

Февраль

1.Закрепление пальчиковых игр «Ежик», «Апельсин», «Пирожки».

2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «По кочкам через болото».

4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (Парусник в море – аппликация), «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и гороха).

Март

1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.

2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.

3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

4.Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из гороха и цветной бумаги (продолжение работы)).

5.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д.

Апрель

1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Апельсин», «Спокойного сна!».

2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби».

3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

Май

1.Заучивание пальчиковой игры «Пальчики в лесу».

2.Продолжать учить детей инсценировать руками стихи: «В гости», «Цветок».

3.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).

4.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.

5.Настольные игры «Мозаика», «Пазл».

Заключение:

Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми. Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

Литература.

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет. Ярославль: Академия развития, 2009.

Новиковская О.А. .: АСТ; СПб.; Сова 2007.

Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.

«Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008

Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.

Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеобразовательного вида №6» г Бронницы

Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики» в младше-средней группе

Воспитатель: Кузищина О.К.

Светлана Крицкая
«Методы и способы развития мелкой моторики у детей средней группы»

Цель : познакомить родителей с методами и способами развития мелкой моторики у детей средней группы

Лекция (5 мин) .

Массаж и упражнение (10 мин) .

Лепка из теста (15 мин) .

Задачи :

1. Лекция о влиянии мелкой моторики на развитие речи

3. Расширить представления родителей об упражнениях с природным материалом для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

4. Познакомить родителей с организацией проведения массажа с использованием ручных тренажеров из имеющихся дома подручных средств .

Ученые педагоги заметили, что развитие интеллекта и речи тесно связано с формированием и развитием мелкой моторики ребенка . Ученые физиологи подтвердили данное наблюдение и установили, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. Кроме того, практически третью часть площади участка коры головного мозга, которая отвечает за движение пальцев, занимает проекция кисти рук, которая, в свою очередь, отвечает за двигательную активность. Стимуляция этого центра активизирует процессы речевого центра. Отсюда, развитие пальцев необходимо для формирования у ребенка правильного и более быстрого формирования речевых навыков.

Оказывается, старинные игры в «ладушки» и «сороку-белобоку» не было бессмысленным занятием. Это массаж пальчиков, при котором происходит активизация нервных окончаний на ладошке, а это автоматически ведет к стимулированию работы речевого центра.

Действительно, дети, регулярно выполняющие упражнения на развитие мелкой моторики , раньше начинают говорить, у них быстрее формируется правильная речь, меньше логопедических дефектов речи. В школе у них быстро формируется навык письма и практически не встречается дисграфия. Поэтому ученые настоятельно рекомендуют стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Выполняя различные пальчиковые упражнения, дети приобретают хорошую подвижность кисти рук, гибкость, у них исчезает скованность движений. Если вместе с упражнением будет звучать стихотворение, которое будто комментирует действие, то в процессе обязательно будут задействованы речь и память

Кроме пальчиковых упражнений, существуют графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики . Их выполнение в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом : «дорисуй сам» , «обведи узоры» , «продолжи узоры» и т. д. (показ работ детей ) .

Важно упражнять руку ребенка при рисовании горизонтальных, вертикальных, прямых линий, наклонных, вогнутых, волнистых, замкнутых форм (показ работ детей ) .

Изготовление разных поделок из природного материала расширяет представления детей об окружающем мире , развивает их внимание , способствует совершенствованию сенсорной моторики и координации движения и их точности (показ работ детей ) .

Давайте выполним несколько упражнений вместе.

1. Массаж рук.

Массаж рук оказывает общеукрепляющие действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц . Так же действует успокаивающим образом

Можно проводить самомассаж шишками сосны, кедра, ели и др.

2. Упражнения.

«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца, правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего , безымянного и мизинца.

«Человечек» - указательный и средний палец правой руки «бегают по столу» .

3. Игры с крупой и семенами.

Рисование на манке. На манке, рассыпанной в лотке, можно рисовать пальцем. Рисовать можете все, что сами захотите. Если что-то не устроит, одним движением руки все это разравнивается. Кроме того, можно выложить фигуры или узоры, используя семена фасоли, гороха, арбуза, фиников.

Упражнения с гречихой : прижать кисти рук, скользить, зигзагообразные и круговые движения, ребром ладони и кулачком, поиграть на пианино. Зерна гречихи оказывают положительное воздействие на здоровье. Каждое гречишное зерно похоже на маленькую пирамидку. А любая пирамидная форма концентрирует энергию и передает ее, поэтому влияет положительно на здоровье.

Тренажерами могут быть предметы природного материала, такие как грецкие орехи, косточки из абрикосов и персиков и т. п.

И, наконец, соленое тесто. Основными преимуществами данного материала являются его экологичность, оно безопасно, все необходимые материалы всегда есть дома, а также они доступны и дешевы. Тесто легко отмывается, не оставляет следов. Кроме того, можно получать разные оттенки, если добавить в тесто краску. Из теста можно слепить практически все, что хочется : и любимых героев сказок, и печенье, и пирожные.

Предлагаю встретить ваших детишек, сделать с ними упражнения.

Материалы : подносы с манной крупой, контейнеры с фасолью, грецкие орехи, доски, тарелочки, соленое тесто, шишки, косточки, гречка.

Входят дети и показывают мамам и папам свои упражнения на развитие мелкой моторики .

Стихи читает один ребенок, все остальные делают упражнения :

1 - «Кто там скачет на лужайке?

Это длинноухий зайка.

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Раз- два, раз-два.

Этот зайка под сосной,

Этот под другой.

Дали зайке барабан,

Он ударил трамп - пам – пам».

2 - «Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала,

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю »

3- «Научился два ореха

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы разные писать»

4 - «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? Мы расскажем :

Две синицы, воробей,

Один щегол, трое голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватало зернышек».

Я предлагаю всем, и взрослым, и детям вылепить букву, с которой начинается ваше имя и украсить ее семенами.

А теперь наши дети покажут, как они научились владеть рукой.

Рисование по контуру.

1 Дети обводят сложный рисунок по штрихам.

2 Дети рисуют орнамент из крестиков.

3 На одной половине нарисованы линии (горизонтальные и вертикальные) . Дети срисовывают на вторую половину листа.

Публикации по теме:

В первом полугодии мы в группе проводили родительское собрание. Одним из пунктов этого собрания было «Развитие мелкой моторики рук у детей.

Цель: развитие мелкой моторики рук, умения открывать и закрывать, отворачивать и заворачивать разные виды крышечек; развитие активной речи,.

Гры для развития мелкой моторики. Цель:Развитие мелкой моторики рук,активной речи,воображения,умения различать основные цвета и называть.

Конспект НОД для развития мелкой моторики в средней группе «Гуси-лебеди» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию мелкой моторики в средней группе (4 – 5 лет) «Гуси – лебеди» Цель: Развитие.

План самообразования воспитателя второй младшей группы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук» Тема: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Актуальность. Пластилинография – это.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №24«Сказка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Мои волшебные пальчики»

для воспитанников 4-5 лет (средняя группа)

воспитатель группы №8:

Буряк Екатерина Валерьевна

Тамбов

Количество занятий:

В неделю: 1

В год: 33

Длительность: 20 минут

Расписание кружка « Волшебные пальчики »

Дни недели

время

понедельник

вторник

среда

16.10. – 16.30.

четверг

пятница

Пояснительная записка

В данном перспективном планировании представлена система работы по развитию мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму.

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с овладением навыков письма.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Важно научить ребенка управлять своей рукой, развивать её гибкость, точность, координированность движений.

Цель кружка:

Формировать базовые графические навыки; развивать координацию и мышечную память руки.

Задачи кружка:

  • Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации, памяти, внимания и зрительного восприятия,
  • Формирование представлений о пространственных признаках и отношениях, графических навыков,
  • Развитие связной речи, активизация и совершенствование словарного запаса, выразительности речи через пальчиковые игры.
  • Способствовать развитию предметной деятельности (улучшают сенсорное развитие ребенка), развитию тактильной (кожной) чувствительности;
  • Развитие глазомера, стимулирование зрительного внимания;
  • Развивать художественный вкус, конструктивные навыки, формировать интерес к рисованию, составлению узоров, симметричному расположению фигур;
  • Учить детей владеть своими руками. Развивать мелкую и крупную моторику, элементарную ловкость в обращении с мелкими предметами, способность координировать свои движения;
  • Воспитывать доброту, инициативу, усидчивость и терпение.

Ожидаемые результаты:

Развитие мелкой моторики у детей позволит:

  • Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;
  • Лучше адаптироваться в практической жизни;
  • Научиться понимать многие явления окружающего мира;
  • Развить общие речевые навыки детей, обогатить словарный запас;
  • Развить творческие способности детей, инициативу, усидчивость и терпение.

Занятия проводится в течение года с детьми средней группы, включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Также в работе используются различные по фактуре материалы, которые педагог заготавливает заранее по количеству детей (это бумага, картон, наждачная бумага, крупы, песок, пуговицы, липучки, молнии и т.д.)

Форма работы может быть разной: с целой группой детей, и маленькими подгруппами. Практика показала, что хороший результат достигается тогда, когда при отработке каждой лексической темы обеспечивается взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя.

Данные занятия позволяют улучшить развитие мелкой моторики у детей, расширить их кругозор.

Каждая образовательная деятельность рассчитана на 20 минут и не должна утомлять детей. На протяжении всего времени необходимо следить за правильной осанкой ребенка, как он держит карандаш и тетрадь.

В начале каждого занятия целесообразно провести массаж кистей рук (потирание, придавливание, растирание пальцев) и пальчиковую гимнастику. На занятиях рекомендуется использовать приятно звучащую, негромкую, спокойную музыку.

Данный перспективный план составлен на основе методических пособий:

И.А.Лыковой «Цветные ладошки» (изобразительная деятельность в детском саду);

Л.Е.Белоусова «Ура! Я научился!»;

Т.Н.Щербаковой «Игры с пальчиками»

Планирование занятий по развитию мелкой моторики руки у детей средней группы

Неделя

Программное содержание

Структура занятия

Сентябрь

3-я

1. Тема: «Детский сад. Игрушки»

1.Выявить уровень сформированности

графических умений и навыков у детей:

Зрительно-моторные интеграции;

Умение обводить рисунок по точкам и раскрашивать его.

2.Обследовать детей на выявление ведущей руки.

3.Работать над развитием координации движений с речью

4.Продолжать формировать графические умения и навыки – обучать выкладывание по образцу.

1. Пальчиковая гимнастика «Игрушки».

2. «Разрезные картинки» - собрать картинки игрушек из 4-6 частей.

3. «Чудесный мешочек» - определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамида.

4. «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.

5. «Собери пирамидку» - собрать пирамидку из цветных бумажных овалов разных размеров.

6. «Раскрась одинаковые предметы одним цветом»

7. Массаж подушечек пальцев рук «Дети любят всех зверей»

8. «Это машина» - выкладывание машины из геометрических фигур.

4-я

2. Тема: «Осень»

1.Выявить уровень развития мелкой моторики и тактильной чувствительности.

2. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, воображения.

3. Работать над развитием координации речи с движением.

4.Продолжать формировать графические умения и навыки – обучать выкладыванию фигур по образцу.

2. Работа с трафаретами: нарисуй и раскрась листочки.

3. «Собери листочек» - складывание картинки, разрезанной на четыре части.

4. «Листопад» - лист желтой бумаги порвать на мелкие клочки.

5. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

6. «Застегиваем сами» - упражнение в застегивании пуговиц.

7. Самомассаж колючим мячом, катание между ладошками «Иголки»

Октябрь

1-я

3. Тема: «Огород. Овощи»

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики

2.Упражнять в ориентировке на листе бумаги

3.Продолжать формировать графические умения и навыки

4. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, воображения.

1. Игра «Чудесный мешочек» (Выбрать только овощи).

2. «Волшебный песок» - рисование овощей на песке пальцем.

3. Пальчиковая гимнастика «Капуста»

4. Работа с трафаретами - нарисуй и раскрась овощи.

5. Задание «Сложи горошины в кувшинчик»

6. Выложить горошком по нарисованному контуру.

7. Игра «Урожай»

2-я

4. Тема: «Сад. Фрукты»

1. Координация движения с речью, работа над общими речевыми навыками.

2. Продолжать работать над развитием мелкой моторики

3.Упражнять в ориентировке на листе бумаги.

4.Продолжать формировать графические умения и навыки - выкладывание по образцу.

1. Фигурки из палочек.

2. П/гимнастика «Мы делили апельсин»

3.«Сушка фруктов» - нанизывание на проволочку кружков из толстого картона с дырочкой посередине.

4. Натюрморт «Дары осени» - обрывание по контуру фруктов из цветной бумаги и наклеивание их.

5. Рисование фруктов пальцем на песке «Волшебные рисунки»

6. «Обведи по контуру и раскрась»

3 - я

5. Тема: «Лес», «грибы, лесные ягоды»

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, упражнять в координации движений с речью.

2.Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку

3. Работать над развитием фонематического слуха и логического мышления.

5.Продолжать формировать графические умения и навыки - обучать выкладыванию по образцу.

1. П/г «Это пальчик».

2. Выложить горохом по нарисованному контуру.

3. «Чудесный мешочек» - найди грибок среди других игрушек.

4. Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. «Грибочки»

5. Катание грецких орехов между ладошками: Я катаю мой орех:

Чтоб стал круглее всех.

6. «Что лишнее?»

7. «Обведи по контуру и раскрась»

8. Игра «Брать - не брать»

4-я

6. Тема: «Дом. Семья»

1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, учить обследовать фигурки и выкладывать их из шнура.

2.Формирование графические умения и навыки.

4.Работать над развитием психических процессов: логического мышления, внимания, зрительно-пространственного восприятия.

1. П/г. «Дружба»

2. Фигурки из палочек «Мой дом»

3. Выложить бобами по нарисованному контуру (выкладывание из шнура)

4. «Мой дом» - выкладывание из геометрических форм макеты дома и животного (или человека) с соблюдением пропорций.

5. «Мамины помощники» - навешивание прищепок на веревку.

6. П/г «Как у нас семья большая»

Ноябрь

1-я

7. Тема: «Одежда»

1.Работать над развитием мелкой моторики и тактильной чувствительности.

3. Учить сравнивать силуэтные изображения с реальными предметами.

4. Работать над развитием психических процессов; логического мышления, внимания, памяти.

5.Работать над развитием фонематического слуха.

5.Продолжать формировать графические умения и навыки - обучать выкладыванию фигур по образцу.

1. «Обведи и раскрась» - обводка трафарета платья с последующим раскрашиванием цветными карандашами.

2. П/г «Перчатки»

3. Игра «Разрезные картинки» - одежда

4. «Платье в горох» - подбор кружков одного размера и наклеивание их на трафарет.

5. «Клубочки для носочков» - рисование клубочков фломастерами.

2-я

8. Тема: «Обувь»

2.Тренировать в раскрашивании картинок по образцу;

3.Развивать зрительно - пространственные ориентировки

4.Развивать логическое мышление и воображение.

1. Шнуровать кукольную и детскую обувь, завязывать шнурки бантиком.

2. П/г «Сапожки»

3. Фигурки из палочек.

4. «Обведи и заштрихуй» - обводка трафарета ботинка с последующий штриховкой цветными карандашами.

5. «Что у кого?» - Разглаживание бумажных комочков с контурным изображением предметов.

6. Разрезные картинки - «Обувь».

3- я

9. Тема: «Мебель. Квартира»

1. «Это мебель» - обрывание лишней бумаги по контуру нарисованных предметов (шкаф, стол).

2. «Мебель для гостиной»- выкладывание из палочек шкафа, дивана.

3. «Волшебные жгутики» - выкладывание из пластилиновых жгутиков предметов по контуру.

4. «Что спряталось в комочке?» - разглаживание смятого в комочек трафарета мебели из альбомной бумаги и обводка.

4-я

10. Тема: «Кухня. Посуда»

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; учить работать с трафаретами и шаблонами.

  1. «Чайная пара» - обводка трафаретов с последующим вырезанием и раскрашиванием их цветными точками.

2. «Волшебные веревочки» - выкладывание посуды по контуру веревочками

3. «Склеим чашку» - собрать трафарет чашки, разрезанный из 4 частей или

«Разноцветная ваза» - заполнение объема трафарета вазы цветными клочками бумаги по методу мозаики (отрывание мелких клочков от листа цветной бумаги, наклеивание их).

4. «Тарелочки для кошки, мышки и для себя» - рисование по методу «клубочка» тарелок разного размера и цвета.

Декабрь

1-я

11. Тема: «Зима»

2.Совершенствовать графические умения и навыки, обучать выкладыванию фигур по образцу.

3. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, логического мышления.

4. Совершенствовать фонематический слух.

1. «Такие разные деревья» - обводка трафаретов деревьев разного размера.

2. «Нарисуй дерево ниткой» - выкладывание веток дерева нитками, прикрепленными к стволу.

3. «Построим горку для зверюшек из «снежных комков» - изготовление «снежных комков» из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями.

4. Снеговик» - заготовить кружки из квадратов разной величины методом обрывания: намазать заготовки клеем, посыпать крупной солью и выложить снеговика.

5. Фигурки из палочек.

6. П/г «Мы во двор пошли гулять»

7. Игра «Что лишнее и почему?»

2-я

12. Тема: «Зимующие птицы»

1.Продолжать работать над развитием зрительно-моторных интеграций; упражнять в координации движений с речью.

2. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги; закреплять навыки штриховки разными способами.

3.Работать над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости.

4.Совершенствовать зрительную и слуховую память и внимание.

5. Продолжать формировать графические умения и навыки – обучать выкладыванию фигур по образцу.

1. «Кто это?» - обводка трафарета птицы из ватмана, штриховка в разных направлениях (по показу).

2. «Волшебные рисунки» - рисование на песке большой и маленькой птицы.

3. «Красивая птица» - обводка трафарета птицы и заполнение объема клочками цветной бумаги по методу мозаики.

4. «Сухой бассейн» - найди корм для голубя (фасоль).

3-я

13. Тема: «Зимние забавы детей»

1.Продолжать работать над развитием зрительно-моторных интеграций; упражнять в координации движений с речью.

2. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги; закреплять навыки штриховки разными способами.

3. Совершенствовать зрительную и слуховую память и внимание.

5. Продолжать формировать графические умения и навыки - обучать выкладыванию фигур по образцу.

1. П/г. «Снежный ком»

2. Фигурки из палочек.

3. Рисуем на манке, рисе.

4. «Сухой бассейн»

5. Шнуровка.

6. Игра «Что лишнее и почему?»

7. «Построим горку для детишек из «снежных комков» - изготовление «снежных комков» из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями.

4-я

14. Тема: «Новогодний праздник»

1. Игра «Наведем порядок» (группировка предметов по признаку).

2. П/г «Праздник», «Елочка»

3. Дорисуй картинку.

5. «В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета елки, штриховка

6. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание елки по контуру пластилиновыми жгутиками зеленого цвета.

Январь

1-я

Тема: Каникулы

2-я

15. Тема: «Домашние птицы»

1. Игра «Чудесный мешочек»

2. П/г. «Утята», «Гусь» (Н.В. Нищева, с. 132).

3. Раскрась цыпленка кончиками пальцев.

4. Обвести по контуру утенка и заштрихуй

5. «Собери картинку» - из 4-6 частей.

6. «Найди пару» - разглаживание бумажных комочков и выполнения задания: «Где курица? А у кого цыпленок?» и т.д.

7. «Мама кормит цыпленка» - перекладывание зерен риса, семечек подсолнуха пинцетом с одного подноса на другой

3-я

16. Тема: «Домашние животные»

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики определение фигурок на ощупь.

2. Развитие зрительно-пространственное восприятие.

3.Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам без отрыва руки от листа.

4.Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций

2. «Животные хотят пить» - «мамам» наливаем воду из стакана в тарелочку ложкой, «детенышам» капаем пипеткой.

3. «Клубочки для котят» - рисование клубочков карандашами, налаживание клубочков из толстых шерстяных ниток.

4. Игра «С бельевой прищепкой» «Котенок»

5. Игра «У кого кто»

6. «Обведи по точкам и заштрихуй»

4-я

17. Тема: «Дикие животные»

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики определение фигурок на ощупь.

2. Развитие зрительно-пространственное восприятие.

3.Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умения и навыки, обводить рисунок по точкам без отрыва руки от листа.

4.Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций, координации движений с речью. Продолжать учить работать с ножницами.

1. «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем.

2. «Животные хотят пить» - «мамам» наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой, «детенышам» капаем пипеткой.

3. П/г «На лужок».

4. Фигурки из палочек.

5. Соединить точки одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.

6. Ходим по клеткам. «Зоопарк»

7. Игра с пальчиками «кто как спит»

8. Игра «Чей дом?»

9. П/г «Заяц»

10. П/г «Сидит белка на тележке» (Н.В. Нищева, с. 138).

Февраль

1-я

18. Тема: «Профессии. Продавец»

4.Совершенствовать графические навыки, закреплять умения и навыки, обводить рисунок по точкам без отрыва руки от листа.

1. «Что здесь спряталось?» - разглаживание смятых комочков из бумаги.

2. «Конструктор» - выкладывание из палочек орудий труда (по памяти, с предварительным рассматриванием образца).

3. «Что нужно продавцу?» - обводка трафарета

4. Игра «Что кому нужно?»

5. «Волшебные рисунки» - рисуем на песке.

6. «Перебери крупу» - рассортировать горох и рис.

7. «Чудесный мешочек» - определить на ощупь продукты питания.

2-я

19. Тема: «Профессии. Почтальон»

2.Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку различными способами.

3.Продолжать работать над развитием внимания, памяти, воображения и логического мышления.

1. П/г « Что принес нам почтальон» - фигурки из палочек

2. «Что нужно почтальону?» - обводка трафарета

3. «Разрезные картинки»

4. Соедини точки «Угадай, что спряталось»

5. Соберем пальчиками полиэтилен в кулачок.

3-я

20. Тема: «Транспорт»

1.Продолжать развивать зрительно-моторные функции.

2.Совершенствовать графические умения и навыки, учить сравнивать узор, точно повторяя его элементы.

3.Упражнять в ориентировке на микроплоскости, учить сопровождать свои действия словами: вверх, вниз, влево, вправо и т.д.

4. Учить группировать предметы по одному из признаков (форме, цвету и т.п.)

1. «Автобус» - выложить автобус из геометрических фигур.

2. П/г «Лодочка»

3. Фигурки из палочек.

4. «Назови, одним словом».

5. П/игра «Мчится поезд»

6. Автомобиль» - Обводка трафарета и машины и раскраска.

7. «Сборка автомобиля» - разрезная картинка из 4-х частей.

4-я

21. Тема: «Наша Армия»

1.Продолжать развивать зрительно-моторные функции.

2.Упражнять в ориентировке на микроплоскости, учить сопровождать свои действия словами: вверх, вниз, влево, вправо и т.д.

3. Учить группировать предметы по одному из признаков (форме, цвету и т.п.)

1. П/г «Солдаты»

2. Фигурки из палочек.

3. Из риса на синем картоне выложить «Салют» по нарисованному контуру.

4. Кто больше узелков завяжет на веревке и сделает это быстрее?

5. «Чудесный мешочек»

6. «Лабиринт» - катание мяча.

7. «Самолет» - разрезная картинка из 4 частей.

8. П/игра «Самолеты»

Март

1-я

22. Тема: «Весна. Приметы весны»

1.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи, упражнять в работе с ножницами.

2.Совершенствовать графические навыки выкладывание фигур по образцу.

3.Продолжать развивать зрительное восприятие, работать над развитием фонематического слуха.

1. П/г « Веснянка»

2. «Потекли ручейки» - рисование пальцами ручейков на песке.

3.Соревнование «Снежный ком подтаял. У кого солнце светит ярче?» - Работа с бумагой. (разглаживание скомканной бумаги)

4. «Солнце светит и греет» - выкладывание солнце с лучами из спичек.

5.Завязывание узелков называния месяцев (бусины, пуговицы)

2-я

23. Тема: «Весна. Мамин праздник»

1.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи.

2.Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить действовать по словесной инструкции.

3.Развивать зрительное внимание и память.

1. П/г « Мамочка»

2. Фигурки из палочек – «Цветок для мамы»

3. Завязываем бантик на подарке.

4. «Бусы для мамы» - нанизывание бусинок на нитки - соблюдать последовательность.

5. По контуру выложить из кусочков бумаги цветок.

6. «Рисуем цветы» - рисование цветов на песке.

7. Обвести рисунок точно по линиями, стараться не отрывать карандаш от бумаги.

8. «Помощники» - игры с прищепками.

9. Оригами – «Лилия» - поздравительная открытка.

3-я

24. Тема: «Комнатные растения»

1.Упражнять в обследовании предметов на ощупь, работать над координацией движений с речью.

2.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи.

3.Совершенствовать графические навыки.

4.Развивать зрительное внимание и память.

1. Фигурки из палочек «кактус», «Ваза»

2. Обвести по точкам

3. Штриховка.

4. Рисуем пальчиком «Тюльпан»

5. Рисование по контуру – выложить цветок рисом.

4-я

25. Тема: «Дикие животные весной»

1.Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций, координации движений с речью. Продолжать учить работать с ножницами.

2.Совершенствовать графические навыки

3.Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги на картинке

1. «Кто чем питается?» - в сухом бассейне» найти предмет, определить на ощупь, назвать и сказать, кто это ест.

2. «Разрезные картинки» - собрать картинку с изображением животного из 4 частей.

3. «Кто спрятался в комочках?» - Разглаживание смятых трафаретов животных.

4. «Чудесный мешочек» - определение на ощупь фигурок животных (с последующим обыгрыванием: «Кто, где, живет?»)

5.П/гимнастика - «Медвежата»

6.Лабиринт «Помоги зайчику»

Апрель

1-я

26. Тема: «Домашние животные весной»

1.Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций, координации движений с речью. Продолжать учить работать с ножницами.

4.Продолжать работать над развитием внимания, памяти, воображения и логического

1. «Маленький конструктор»- выкладывание из спичек любого домашнего животного.

2. «Кто чем питается?» - в сухом бассейне» найти предмет, определить на ощупь, назвать и сказать, кто это ест.

3. «Разрезные картинки» - собрать картинку с изображением животного из 4 частей.

4. «Кто спрятался в комочках?» - Разглаживание смятых трафаретов животных.

5. П/гимнастика – «Повстречались»

6. Нарисуй по точкам «Щенка»

7. П/игра «Козочка».

2-я

27. Тема: «Рыбы»

1. Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи, упражнять в работе с ножницами.

2. Совершенствовать графические навыки, продолжать учить выкладыванию фигур по образцу.

3. Продолжать развивать зрительное восприятие, работать над развитием фонематического слуха.

4. Развивать зрительное внимание и память.

1.П/гимнастика «Рыбка»

2.П/игра «Аквариум»

3. «Чудесный мешочек»

4. Из шерстяной нитки выложить аквариум с рыбками и водорослями.

5.Фигурки из палочек «рыбка», «Ракушка».

6.Рисуем кончиками пальцев на манке..

7. Упражнение «Чего не хватает?»

8. «Рыбка» - обрывание из готовых геометрических фигур овала и длинных полосок и наклеивание их в альбом.

9. «Волшебная капель» - пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи.

3-я

28. Тема: «Перелетные птицы»

1.Упражнять в выкладывании фигурок из спичек по образцу.

2.Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку различными способами.

3.Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.

4.Работать над развитием зрительного внимания и памяти.

1. «Корм для птиц» - сортировка гречки, риса и семечек подсолнуха.

2. «Волшебная капелька» - пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи.

3. Фигурки из палочек.

4. «Домик для скворца» - выкладывание из спичек по принципу «колодца»

5. «Птицы откладывают яйца» - лепка из пластилина «птичьих яиц» различной величины.

6. «Такие разные птицы» - из готовых геометрических фигур разного размера.

4-я

29. Тема: «Весенние цветы»

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; учить работать с трафаретами и шаблонами.

2.Упражнять в умении находить выход из лабиринта, проводить линию посредине извилистой дорожки.

3. Работать над развитием зрительно-пространственного восприятия, упражнять в ориентировке на плоскости.

4.Развитие зрительное и слуховое внимание и тактильную память.

1.Упражнение «Мотылек»

2. П/гимнастика «Пчела»

3. Коллективная работа «Весенний луг» - разглаживание разноцветных трафаретов цветов из бумаги, смятой в комочки, и приклеивание на большой зеленый лист.

4. Обвести по точкам.

5.Фигурки из палочек.

6. Работа с трафаретами

7. Игра «Чудесный мешочек»

Май

1-я

30. Тема: «Мой город».

2 . Развитие зрительное и слуховое внимание и тактильную память.

3.Продолжать учить ориентировке на микроплоскости, упражнять в составлении разрезных картинок.

2. «Разрезные картинки» - сложить картинку дом из 4 частей.

3. «Строим дом» выкладывание дома из различных материалов (мозаики, палочек, строительного материала).

4. «Волшебные окна» - вставить в «окно» «стекла» нужной формы и размера (10 образцов).

5. «Обведи и заштрихуй»

2-я

31. Тема: «Правила дорожного движения»

1.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи. Упражнять в работе с трафаретами и шаблонами.

2.Продолжать учить ориентировке на микроплоскости, упражнять в составлении разрезных картинок.

3.Продолжать учить работать с ножницами.

1. «Что спряталось в комочке?» - Разглаживание смятых в комочек трафаретов автобуса из альбомной бумаги, обводка, штриховка.

2. «Разрезные картинки» - сложить картинку автобуса из 4 частей.

3. «Сборка грузовика» - заготовка геометрических фигур методом обрывания из бумаги (2 прямоугольника, квадрат, 3 кружка), выкладывание грузовика и наклеивание.

4. Фигурки из палочек.

5. Дорисуй узор.

6. П/игра «Шофер»

3-я

32. Тема: «Насекомые»

1.Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций, координации движений с речью. Продолжать учить работать с ножницами.

2.Совершенствовать графические навыки.

3.Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги на картинке, учить оперировать предложениями.

4.Продолжать работать над развитием внимания, памяти, воображения и логического мышления.

1. Упражнение «Гусеница»

2. П/гимнастика «Пчела», «Паучок», «Червячки».

3. Пальчиковая игра «Сороконожка»

5. Обвести рисунок по точкам.

6. Продолжи цепочку.

7. «Найди пару»

8. «Чудесный мешочек»

4-я

33. Тема: «Лето»

1.Продолжать работать над развитием мелкой и общей моторики, упражнять в шнуровке, работать над координацией движений в соответствии с темпом речи.

2.Совершенствовать графические умения и навыки.

3. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, логического мышления. 4.Совершенствовать фонематический слух.

1. П/игра «На лужайке», «Зайки»

2. «Наша дача» - выкладывание из спичек дома, забора, деревьев.

3. «Разрезные картинки».

4. Фигурки из палочек.

5. «Умелые ручки» - упражнение в шнуровке.

6.Работа с различными материалами: бумагой, бусинками, палочками, пластилином, трафаретом.

7. «Чудесный мешочек»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алексеевская Н.А. «Карандашик озорной» - М.: «Лист», 1998.
  2. Белоусова Л.Е. «Ура! Я научился!» - Спб.: «Детство – Пресс», 2004.
  3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать» - Ярославль: «Академия развития»,1997.
  4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» -
  5. Синицына Е. «Умные пальчики» - М.: «Лист», 1995.
  6. Щербакова Т.Н. «Игры с пальчиками» - М.: «Карапуз»,2001.

"Путешествие в зоопарк"

Задачи:

  • развивать мелкую моторику, согласованность движений пальцев рук;
  • формировать представления детей о зоопарке, о представителях зоопарка,
    активизировать словарь детей;
  • совершенствовать координацию движений;
  • закреплять элементарные математические представления: форма, цвет предмета;
  • развивать интерес к нетрадиционным формам работы с краской — рисование пальчиками;
  • · воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Ход занятия
Вводная часть
— Ребята, к нам в группу пришло необычное письмо. Хотите узнать, что в нём написано? (воспитатель с помощью детей достаёт письмо из конверта и читает)
— Письмо это прислали зверюшки из Зоопарка. Послушайте, что они пишут.

Ребята! В зоопарке появилась озорная обезьянка и устроила беспорядок.
Помогите нам пожалуйста!

— Ребята, поможем зверюшкам. Нам нужно найти озорную обезьянку и навести порядок в зоопарке. Вы согласны отправиться в путешествие в зоопарк?

Но прежде чем отправляться туда, давайте вспомним, кого же мы можем встретить в зоопарке. И в этом нам поможет «сухой бассейн».

Игра «Прятки» (сухой бассейн) Опустите руку, поищите, ощупайте, отгадайте! - Кого ты нашёл (нашла)?… (дети руками ищут и достают из «сухого бассейна». небольшие фигурки животных: обезьяна, жираф, тигр, лев, крокодил, бегемот, носорог, зебра).

— Попробуй левой рукой!
— Покажи всем кого ты нашёл. Кто это?
— Молодцы ребята! Вот сколько разных и интересных животных можно встретить в зоопарке.

Воспитатель: Отправляемся в путешествие!(дети выполняют самомассаж).

Вы готовы, глазки?
- Да! (поглаживание век)
- Вы готовы, ушки?
- Да! (поглаживание ушей)
- Вы готовы, ручки?
- Да! (поглаживание кистей рук)
- Вы готовы, ножки?
- Да! (поглаживание ног)
- Вы готовы? (развести руки в стороны)
- Да! (обнять себя руками)

— А нам с вами пора отправляться в зоопарк, чтобы помочь животным. Вставайте все за мной. Готовы к путешествию?

Мы шагаем в зоопарк
Побывать там каждый рад
В зоопарк идём мы дружно,
Нам помочь зверюшкам нужно!

Пришли!
— Посмотрите! На двери висит замок. Чтобы его открыть нам нужно поиграть в игру.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок складывают руки, переплетая пальцы
Кто его открыть бы смог
качают «замок» вправо, влево, сгибая кисти
Мы замочком повертели
круговые движения кистями
Мы замочком покрутили
круговые движения кистями
Мы замочком постучали
не расцепляя пальцев стучим ладошками
Постучали и открыли!
расцепили пальцы, развели ладошки в стороны
— Молодцы! Замок открыт. Проходите в зоопарк (воспитатель приглашает детей к столу, где лежат крышки от бутылок, на которых изображены животные: зебра, жираф, крокодил, бегемот, пингвин, белый медведь, обезьяна)

ИГРА с КРЫШКАМИ
Игра «Посади животное в вольер»
— Посмотрите, сколько здесь разных животных. Обезьянка -проказница открыла клетки и выпустила их. Теперь они потерялись и не могут найти свои вольеры. Давайте поможем им! Согласны? (дети берут в руки крышки с изображением животного и прикручивают ее в нужном месте).

— Посмотрите на этот вольер. Что вы здесь видите? Кто здесь живёт? (перед детьми четыре картинки: лёд-вода-снег; дерево-джунгли; поляна - трава; саванна)

— Какое животное на крышке? Посади его в вольер (дети накручивают на основу крышку с необходимым животным).

ИГРА с ПРИЩЕПКАМИ «Сосчитай животных»

Теперь нам нужно узнать, а сколько же зверей в клетках. Для этого нужно посчитать животных и прикрепить столько прищепок, сколько животных на картинке.

Воспитатель. Молодцы, управились,

И с бедой вы справились.

Нам предстоит пройти по мостику, расставьте руки в стороны и аккуратно пойдем по мостику. (Дети расставляют руки в стороны и идут по досточке друг за другом ).

ИГРА «Кто что любит кушать?»

Кажется обезьянка и тут напроказничала (воспитатель приглашает детей к другому столу, на котором стоят баночки с наклеенными мордочками животных и разинутыми ртами. В центре стола тарелка с перемешанным кормом для этих животных: обезьяна - бананы, медведь - малина, тигр - косточка, жираф - зеленые листочки).

— Медведь что любит кушать? - Малину. Вот вкусная малина. (воспитатель показывает в тарелочке малину) . Малина какого цвета? (красного)

Жираф что любит кушать? - Листочки. Они какого цвета? (зеленого)

Тигр что любит кушать? - Косточки. Они какого цвета? (белого)

Обезьяна чем любит лакомиться? - Бананами. Они какого цвета? (желтого)

— Обезьянка перепутала всю еду животных, нам нужно разобраться и накормить животных. Для этого мы с вами поиграем в игру «Кто что любит кушать»

Воспитатель: Накормили животных, можем отправляться дальше. Пойдем на поляну где всегда цвели цветы! (На «полянке» лежат серединки цветов)

ИГРА с ВЯЗАННЫМИ ЦВЕТАМИ

Вот сюда теперь идите, Проходите, не спешите,

И внимательно глядите! Что же здесь?

А здесь кружочки, А ведь были тут цветочки,

Обезьянка пошалила, все цветочки развалила.

Давайте соберем цветочки. Прикрепим лепестки к серединкам цветка.

(Дети садятся за стол и пристегивают «лепестки» к «сердцевинкам» и украшают полянку)

Воспитатель. Молодцы, ребята!

Ну, теперь нам всем туда. (Ходьба по следам)

Ой, а тут опять беда.

Посмотрите-ка сюда.

РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ

А здесь обезьяна шалунишка разлила на жирафов краску и теперь наши жирафы без пятнышек. Поможем жирафам? Присаживайтесь к столу. Как же мы сможем нарисовать пятнышки жирафу, если у нас нет кисточек (Ответы детей).

— Да, рисовать мы будем с помощью наших волшебных пальчиков. Сожмите руку в кулачок, а теперь отогните только один указательный пальчик. Он и будет нам помогать.

Для этого мы опустим пальчик в краску и приложим палец к рисунку. так получилось пятнышко. Рядом сделаем ещё одну. Если краска кончилась — повторим: краска-рисунок.
(Дети выполняют работу самостоятельно, воспитатель помогает, поправляет)

(После окончания работы показ — как вытереть пальчик салфеткой).

Здорово мы с вами потрудились. Давайте сделаем себе массаж.

Игра-самомассаж: «Про зверят»
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
На лбу, на ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках,
У тигрят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.
На лбу, на ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках,
А у зебры есть полоски, полоски, полоски, полосочки везде.
На лбу, на ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках,

— Посмотрите, кажется, здесь кто-то прячется (воспитатель обращает внимание детей на пальму на полочке. За ней прячется обезьянка) — Да это же наша проказница. Дети давайте расскажем ей о правилах поведения.
— Можно ли убегать из дома?
— А можно ли безобразить и мешать другим?

— Давайте её возьмём с собой в детский сад и научим как себя вести, а чтобы она нас не боялась, мы её погладим и успокоим. Какая обезьянка на ощупь? (мягкая, пушистая, меховая). Ой, что-то обезьянка говорит. Да она приготовила нам подарок. Смотрите, ребята, да это же игра о зоопарке. Давайте быстрее вернемся в детский сад и будем играть в эту замечательную игру! А вот и тропинка.

Тренируйте пальчики

Девочки и мальчики

Станут пальчики сильнее,

Головушка умнее,

А речь красивее.

1. Актуальность проекта

«Рука – это вышедший наружу мозг человека»

Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» . А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки, видимой частью полушарий головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка - это ещё одна складочка в коре больших полушарий.

Выбор темы проекта не случаен и обусловлен, тем что группу компенсирующей направленности посещают дети, имеющие проблемы в речевом развитии. Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук, при специальных пробах более отчетливо обнаруживается резко выраженная замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов и другие особенности. Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Поэтому важность проблемы вызвала необходимость разработать комплекс мероприятия по развитию мелкой мускулатуры пальцев рук, с участием родителей и детей средней группы компенсирующей направленности.

2. Участники проекта

Дети средней группы компенсирующей направленности, и их родители.

Учитель – логопед: Ферд Надежда Анатольевна

Воспитатели группы: Баранова Юлия Владимировна, Баранникова Татьяна Юрьевна

3. Тип проекта: творчески – игровой

4. Вид проекта: средней продолжительности

5. Сроки реализации: ноябрь 2013 года – май 2014 года

6. Теоретические основы проекта

Особенности развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи

Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания.

В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок.

Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.

Недостаточностью моторики в определенной мере обусловлены свойственные детям с общим недоразвитием речи нарушения произносительной стороны речи. Фонетически правильная устная речь предполагает точную координацию движений органов речи. Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности детей, находят свое отражение и в их речевой деятельности.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Нарушения моторики, как артикуляционной, так и мелкой может создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи: развитие речи и навыков письма.

Таким образом изучение теоретического материала дают возможность сделать вывод: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Нормы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

От 3 до 4 лет:

  • держит карандаш пальцами
  • собирает и строит из 9 кубиков
  • берёт мелкие предметы (крошки, бисеринки, песчинки) кончиками большого и указательного пальцев
  • повторяет простейшие рисунки (геометрические фигуры) с образца

От 4 до 5 лет:

  • рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии
  • раскрашивает простые формы
  • копирует заглавные печатные буквы
  • рисует простой дом (квадрат и крыша) , человека (2–3 части тела)
  • складывает бумагу более чем 1 раз
  • нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку; - - - определяет предметы в мешке на ощупь
  • лепит из пластилина, шнурует ботинки.

От 5 до 6 лет

  • копирует сложные рисунки, буквы (при копировании может делать зеркальное отображение, это норма до 8 лет)

От 6 до 7 лет

  • полностью владеет мелкой моторикой
  • может выполнять сложные движения (завязывание шнурков, игра на клавишном или струнном инструменте, заплетание кос, штопка) .

7. Цель и задачи проекта

Цель проекта: совершенствовать систему работы по развитию мелкой моторики как средства развития речи у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  1. Изучить теоретические аспекты по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста как средства совершенствование речи. Проанализировать и собрать информацию из различных источников.
  2. Разработать перспективное планирования по проекту.
  3. Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах развития мелкой моторики как средства развития речи, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка.
  4. Заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическими стендами.
  5. Выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.
  6. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
  7. Пополнить предметно-развивающей среду пособиями, тренажёрами для развития мелкой моторики.
  8. Привлечь родителей к совместной работе по изготовлению сенсорной книжки, как средства развития мелкой моторики и речи у детей средней группы компенсирующей направленности.
  9. Ожидаемые результаты
  • Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики.
  • Родители активно включены в коррекционно – развивающий процесс по развитию мелкой моторики, как средства совершенствования речи.
  • Родители самостоятельно используют наглядный материал для создания совместной сенсорной книги.

9. Эффективность данных результатов

10. Возможные риски

  • Некачественное использование наглядного материала для создания страниц сенсорной книги.
  • Трудности взаимодействия с родителями.

11. Практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система по созданию сенсорной книги для развития мелкой моторики, как средства совершенствования речи, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам развития ручной моторики и потребности в использовании теоретического материала – могут быть реализованы педагогами, учителями – логопедами и заинтересованными родителями.

12. Описание проекта

Этапы реализация проекта

1 этап - подготовительный (информационно-аналитический) .

Задачи:

  1. Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах развития мелкой моторики, как средства совершенствования речи, установить контакт с её членами. (Приложение 1)
  2. Определить педагогами тему, цель и задачи, содержание проекта, прогнозирование результата.
  3. Обсудить с родителями проект, выяснить возможности, средства, необходимые для реализации проекта, определить содержание деятельности всех участников проекта.
  4. Подготовить наглядный материал для работы с детьми и родителями.
  5. Собрать и изучить информацию (поиск информации в Интернет, и других источниках) .

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

2 этап - основной (практический) .

Задачи:

  1. Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.
  2. Провести мастер – класс «сенсорная книга» для родителей по изготовлению пособий, тренажёров в домашних условиях по теме проекта. (Приложение 2)
  3. Провести индивидуальные консультации (по необходимости) .
  4. Пополнить информационно-методические стенды теоретическими материалами. (Приложение 3)
  5. Провести круглый стол с родителями, с целью утверждения названия и оформления сенсорной книжки для развития мелкой моторики как средства совершенствования речи. (Приложение 4)

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

3 этап - заключительный (контрольно-диагностический) .

Задачи:

  1. Проанализировать эффективность работы педагогов с родителями по вопросам развития мелкой моторики как средства совершенствования речи. (Приложение 5)
  2. Презентация сенсорной книги. (Приложение 6)
  3. Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов.
  4. Разместить фотоматериалы проектной деятельности на сайте ДОУ.
  5. Перспективный план реализации проекта

Заключение

В заключении можно сказать следующее: преодолевать неразвитость мелких мышц руки, несогласованность действий руки, специфические особенности двигательной сферы необходимо начинать задолго до поступления в школу.

Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом. Формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. Обычно острую необходимость в этом испытывают дети подготовительной группы к школе, готовящиеся к освоению сложнейшего навыка – навыка письма. Но в нашем детском саду группы разновозрастные, поэтому игры по развитию мелкой моторики проводятся со всеми детьми от 3 до 6 лет. Ежедневно мы разминаем пальчики: делаем массаж, упражняемся с шнуровками, играем в пальчиковые игры. Необходимо и полезно использовать игры и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.

Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их выбирается в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук детей. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то весь комплекс упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png