Конспект НОД по экспериментированию в старше - подготовительной группе.

Цели и задачи:
Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование; Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, научить проводить несложные опыты с использованием простых средств и предметов;
Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения; Учить договариваться между собой; Дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, мышление, познавательный интерес.
Оборудование и материалы:
столы, накрытые клеенкой, соль, сода, перманганат калия, одноразовые прозрачные стаканчики, 2 баночки с акварелью желтого и синего цветов, 2 сырых яйца, мерные ложечки, пипетки, колонка со спокойной музыкой.
Рекомендации к проведению : перед началом экспериментирования необходимо провести инструктаж по технике безопасности; необходимо привлечь к проведению опытов и экспериментов как можно большее количество детей, поэтому на каждый этап опыта вызывается помощник ранее не участвовавший из числа желающих; необходимо стараться добиваться от детей самостоятельных ответов, давая подсказки и задавая наводящие вопросы, важно не допускать длительных заминок.

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будим с вами работать в лаборатории, проводить опыты. А с чем, мы сейчас узнаем. Закройте глазки и послушайте…Что это шумит? (звучит шум ручейка, когда дети отгадают, на доске появляется картинка). Правильно. Именно о воде мы будем сегодня с вами говорить.
Воспитатель: Вода - одно из самых удивительных веществ на планете.
Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.) А как вы думаете, животным нужна вода? (ответы детей). Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую вода, овощи и фрукты всегда мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей) Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию.
Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведём опыты по исследованию воды.
(Воспитатель надевает халат)
Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории:
Нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я называю.
Опыт №1 «Вода - это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Воспитатель: Вода - это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Вывод детей: Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса.

Опыт №2 «Вода имеет твёрдое свойство»
Воспитатель: Ребята, возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит? (лед) Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей) Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед это вода. Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой.
Вывод детей : Вода имеет твёрдое свойство.

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.
Физкультминутка: воспитатель задает вопросы, а дети отвечают- если «Да»-то хлопают в ладоши, если «НЕТ»- то качают головой.
Игра "Бывает - не бывает".
.Воздух бывает теплый? (Бывает).
. Воздух бывает чистый? (Бывает).
. Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
. Воздух бывает легкий? (Бывает).
. Воздух бывает грязный? (Бывает).
. Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
. Воздух бывает холодный? (Бывает).
. Воздух бывает полосатый? (Не бывает).

Опыт №3 «Вода имеет плывучесть»
- Я знаю еще один очень интересный опыт на плавучесть. Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки) . Скажите, где вы плаваете? (Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду) . А где легче всего плавать? (Дети: в море ) . А почему? (Дети: в море вода соленая, она лучше держит) , абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом.

В одной банке - простая вода, а в другую - добавляется соль. В пресной воде - яйцо тонет, а в соленой - плавает. Добавляя в банку то соленую, то пресную воду, заставляет яйцо, то всплывать, то опускаться на дно банки, и добивается того, что яйцо зависает на её середине. Вывод: в соленой воде плывучесть легче.

Опыт №4 «Палитра красок»
- А теперь начинаем опыты на окрашивание воды. На занятия ИЗО вы научились смешивать краски и получать новые цвета. Какая краска любит воду, хорошо в ней растворяется? ( Дети: акварель ) . У меня здесь две баночки с желтой и синей краской. Какой цвет получится, если их смешать? (Дети: синий) . Проверим! (Двое детей выходят на сцену и при помощи пипетки в прозрачных стаканчиках делают раствор желтого и синего цвета; одновременно выливают свои растворы в третий стакан, и моментально получается зеленый) .

Опыт №5 «Окрашивание воды»

Но не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом.
(растворяю в воде кристаллики марганцовки, дети любуются, завороженные этим зрелищем) .
Какого цвета получился раствор? (Дети: малиновый) . А что будет, если туда добавить прозрачную жидкость? (Дети: ничего, цвет слегка побледнеет. добавляю пипеткой в раствор немного перекиси водорода и жидкость становится прозрачной) .

А теперь нам нужно снова отдохнуть.(встаем в круг)

Физкультминутка «Ручеёк».
Жил да был ручеёк,
(волнообразные движения рук.)
Зажурчал и потёк.
(Ходьба по кругу)
В тучку превратился
(Рисуют в воздухе круг)
Капелькой спустился
(Присели.)
Вот и кругооборот
(Покружились вокруг себя)
Наблюдательный поймёт
(Руки в стороны) .

Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.
Опыт №6 «Парообразная вода - пар»
Воспитатель: А теперь я вам покажу самый удивительный фокус! (в колбу наливается вода, затем добавляется небольшое количество марганца и соды, и получается пар). Ребята что это? (пар) Где вы в жизни встречали пар? (ответы детей)
Вывод: вода может быть в парообразном состоянии.

Воспитатель: Еще, ребята, я бы хотела вам рассказать, одну очень интересную историю о «Круговороте воды в природе» . Берется кастрюля с горячей водой и накрывается крышкой. Когда открывается, то появляются капельки и детям объясняется круговорот воды в природе.

Итог НОД.
Воспитатель: мы с вами узнали, что вода - одно из самых удивительных веществ. Вода может быть в трех состояниях (каких): жидком, твёрдом, парообразном. Она обладает многими свойствами: (какими) прозрачная, нет запаха, без вкуса. Вода находится в постоянном движении.
Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Давайте расскажем об удивительных свойствах воды.

Воспитатель : Вода добрый друг и помощник человека. Я предлагаю послушать стихотворение Натальи Рыжовой «Волшебная вода» .

Вы, слыхали о воде? Говорят она везде! Вы в пруду ее найдете, И в сыром лесном болоте. В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране . Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить : Без нее нам не прожить!

Воспитатель : Действительно, без воды, невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим.

Воспитатель : Молодцы ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами.

Цель: Формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Способствовать развитию познавательной активности. Развивать любознательность, воображение.

Задачи: Расширять представления детей о химических свойствах окружающего мира. Познакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, растворение и т.д.). Развивать навыки исследования, умения анализировать наблюдаемые явления, формулировать выводы. Закреплять опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в команде, развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас детей.

Материал: две картины зима и лето, парафин, лед, плитка, металлическая кружка, таз с холодной водой.

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними, они сегодня посмотрят, как мы с вами будем играть.

Повернись налево к другу

Левую дай руку другу

Шаг назад, и два – вперед!

Влево – вправо поворот!

Покружимся, повернемся

Снова за руки возьмемся.

Три шага вперед, дружок

Станет тесным наш кружок!

Покружились, потолкались

Повернулись, разбежались!!!

Вижу, Вы, готовы, присаживайтесь. Сегодня мы отправляемся в нашу лабораторию, которую создали в нашей группе.

— Что такое лаборатория?

Мы будем лаборантами.

— Кем, вы будете? (лаборантами).

Чтобы начать проводить опыты. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять:

  • Внимательно слушать старшего лаборанта.
  • Не шуметь, не мешать, друг другу выполнять, все задания.
  • Соблюдать правила безопасности.

Приготовились: « 1,2,3,4,5

Вокруг себя верчусь, в лаборанта превращусь».

Внимание на монитор посмотрите, какие герои в лаборатории сегодня у вас в гостях.

Как, зовут этих героев? (Винни – пух, пятачок)

Что же сегодня приготовили для вас эти замечательные герои «Диснея», сейчас и начнем узнавать.

Также интересный материал по экспериментально – опытнической деятельности:

Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да) . Тогда слушайте.

Дел у меня немало – я белым одеялом
всю землю укрываю, в лед реки превращаю,
белю леса, поля, дома, а зовут меня… (Зима)

Как хорошо, привольно жить!
Играй — и некуда спешить!
Устал на улице играть —
Иди купаться, загорать. —
Всё в мире солнышком согрето,
Пришло оно, настало …!
Ответ (Лето)

Скажите, зима сразу превратится в лето?

Нет, сначала зима, потом будет весна, а затем лето.

Весной бывает холодно? (да) А тепло бывает? (да)

Весной бывает то холодно, то тепло, значит, весна – это зима и лето одновременно: иногда холодно – но чаще? (тепло). Светит солнце, снег и лед начинают таять. Все теплее и теплее на улице. А потом, наступает? (лето). После лета, наступит? (осень). Осенью все холоднее и холоднее даже скажут нам об этом наши гости, но иногда еще бывает тепло. Значит осень – это уже не лето, но и ещё, ни зима. Осень это и зима и лето одновременно.

А что, бывает зимой? (снег, лед)

Лед, какой? (холодный, твердый и т.д.).

Пройдите, пожалуйста, к столам, возьмите кусочек льда. Как только вы его взяли, что происходит? (начал таять).

От чего так происходит? (от теплоты рук).

Попробуйте сломать?

Возьмите лед и посмотрите через него на свой палец?

Что скажите своим друзьям, лед какой? (лед прозрачный)

Молодцы! Теперь возьмите рядом на тарелочке другой кусочек.

Они похожи? Что это такое вы знаете? Может, быть, знают ваши друзья?

Не знаете, а знаю – это парафин (хоровое и индивидуальное повторение).

Какой парафин? (твердый, непрозрачный и т.д.)

Как вы думаете, может ли парафин стать жидким.

Давайте вспомним: что мы делали со льдом, чтобы он превратился в воду? (нагревали).

А как нагревали? (ладошками)

Пробуйте, нагреть парафин ладошками, получается? (нет)

Скажите, руки у вас горячие? (теплые)

Верно, теплые. Почему же тогда парафин не тает? Кто скажет?

Дети: мало тепла, руки не достаточно горячие.

Как же нам быть. Если руками не получается. Может, есть что – то, что может быть еще горячее?

Дети: солнце, плита.

Ну, солнце на улице, а вот плита у нас есть. Она очень горячая!

Дети: нагревать.

Отлично, давайте нагреем парафин, а чтобы он не пролился, поместим его в железную кружку. Дети наблюдают за плавлением парафина, пока он не растает.

— Что теперь в кружке?

Дети: жидкость

— А откуда взялась жидкость, кто объяснит нашим друзьям?

Дети: Парафин после нагревания стал жидким.

Молодцы! Предлагаю отдохнуть. В круг скорее дружно встанем.

Разминка

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгаем на месте

Эх! Руками машем вместе.

Эхе – хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь итог!

Ребята, теперь вы знаете, что твердое может превратится в жидкое.

— как сделать, чтобы он опять стал твердым?

Дети: охладить.

Правильно, чтобы жидкий, горячий парафин стал твердым его нужно охладить.

Как это сделать? Вы знаете?

Высказывания детей.

Нужно взять холодную воду и влить туда горячий парафин.

— Что происходит с жидкостью?

Дети: Стала остывать, поменяла цвет, собралась в одно целое.

Умнички, все, верно, предлагаю потрогать парафин, каким стал.

Дети: Был парафин жидким, теперь стал твердеть.

Вывод: Горячее нагревает – холодное остужает.

Сейчас будем играть в игру, которую для вас приготовили наши друзья Винни – пух и пятачок называется «Твёрдое – жидкое». Если предмет «твердый», то приседаете и руками обхватываете колени, а если «жидкий» — встаете и поднимаете руки вверх.

Например: (брусок – вода; кирпич – чай; камень – молоко; лед – сок; пенал – коктейль; и т.д.).

Молодцы. Ребята!

Время наше подошло к концу. Нам пора возвращаться в группу, скажем нашим друзьям до свидания, до новых встреч. Произнесем наши слова: «Вокруг себя повернись и в ребенка превратись».

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, игра, изотворчество, здоровье.

Задачи: познакомить детей со свойствами камня и мела. Закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, назвать их свойства и особенности. Развивать их сенсорные ощущения, умения пользоваться приборами при проведении опытов и экспериментов.

Поддерживать интерес детей к опытнической работе. Дать детям представление о том, как добывают камень и мел, как они используются человеком. Познакомить детей с месторождениями камня и мела. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы. Развитие творческих способностей детей, с использованием природного материала.

Использование технологий:

Познавательно – исследовательская технология. Исследование. Опыты с камешками и мелом.

Игровая технология: «Игра узнай на ощупь»

Сюрпризный момент: посылка, цветные мелки, загадывание загадок о камне и меле.

Здоровьезберегающая технология: Физминутка, релаксация.

Изотворчество: Рисование природы мелками.

ТСО: магнитофон,

Материал и оборудование:

1. Посылка с камешками и мелом;

2. Загадки про мел и камень;

3. Подносы с камешками и мелом, лупы, стаканчики с водой и палочки (по количеству детей, молоток;

4. картон черного цвета, мелки.

5. Картины с изображением гор, рек.

Ход НОД

Ребята, я хочу показать свои знания и умения, да и ваши знания познать.

Скажите мне, что нас окружает? (Нас окружают предметы)

А еще что? (Природа).

Какая бывает природа? (Природа бывает живая и неживая).

Какие признаки живой природы вы знаете? (Дышит, размножается, растет, двигается, питается).

Дети, а к нам пришла интересная посылка +письмо:

«Здравствуйте дорогие дети!

Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот я и решила послать посылку с предметами неживой природы. А что это за предметы, вы узнаете, отгадав мои загадки, которые находятся в конверте. Желаю удачи!

Хозяйка Медной горы».

Ребята, в письме загадки давайте их отгадаем.

С виду неприглядный я, на земле лежу пластами,

Молотком отбей меня

Потому что я очень, нужный (камень)

Вот он какой - этот горный камень (Показывает детям).

Это камень и относится он к неживой природе.

Дети, а теперь, давайте посетим нашу лабораторию.

Посмотрите, у вас на столах стоят подносы - найдите на них камень. Возьмите камень, рассмотрите его, расскажите о нем: какого он цвета, твердый или мягкий, гладкий или шершавый, блестящий или матовый.

А как вы узнали, что он твердый? (Надо надавить на него пальцем или сжать в руке).

Как вы думаете, камень прочный или нет? Давайте проверим, такой ли прочный камень. Я сейчас ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдет. (Ударяет по куску камня молотком: не рассыпался на мелкие кусочки).

Да, ребята, камень твердый

Возьмите лупу и рассмотрите камень. Что вы там видите?

Из камней состоят горы, посмотрите пожалуйста на картины.

Ребята, а как вы думаете, что произойдет, если мы опустим камень в воду? Давайте осторожно опустим его в сосуд с водой. Что происходит с водой?

Камень утонул, а почему? (тяжелый).

Как вы думаете, он растворяется или нет? Как можно проверить? (Помешать воду палочкой).

Помешайте палочкой воду, камень? (Не растворяется).

Запомните, камень нерастворим ни в одной из жидкостей.

Физминутка

Я прошу подняться вас – это «раз»,

Повернулась голова - это «два»,

Руки вбок, вперед смотри это «три».

На «четыре» – поскакать.

Две руки к плечам прижать –это «пять».

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

Ребята, а в конверте еще одна загадка.

«Белый маленький комочек. Он лежит в моей руке.

Им рисуют на асфальте, пишут буквы на доске,

Белят потолки и печки. Растворяется легко:

Опусти комочек в речку - утечет как молоко (Мел)»

Дети, найдите мел на своих подносах и рассмотрите его. Какого он цвета? (Белый.)

Мел такой же, как и камень? (Нет, он матовый).

Твердый или мягкий мел? Потрогайте его руками. (Мел твердый). - Ребята, мел твердый, но он мягче камня. Когда им пишут, он крошится, сыпется, значит, он - хрупкий. А давайте проверим! Попробуйте мелом провести по доске полоску. Что видите? Что сделал мел? (Мел оставляет след).

Что осталось на руках после мела? Да, он пачкается. Вытрите руки салфеткой.

А теперь попробуйте провести полоску камнем. Такой ли след

он оставляет? (Нет он царапает, не пишет так, как мел).

Дети, давайте посмотрим, как будет вести себя мел в воде? Осторожно опустите мел в воду.

Какая была вода? (Чистая и прозрачная).

Что произошло с водой? (Она помутнела).

Почему она помутнела? (Потому что в ней растворяется мел). - А давайте вспомним, когда опустили камень, что происходило с водой? С камнем? (ничего)

Да, мел растворяется. Мел - это известняк, состоящий из морских микроорганизмов, известняковых водорослей, это - полузатвердевший морской ил, в котором встречаются раковины моллюсков, скелеты морских ежей, лилий, даже кораллов.

Давайте рассмотрим мел под лупой, что вы видите? (Маленькие дырочки, травинки.)

А как вы думаете, как мел используется еще человеком? (Для того чтобы рисовать на доске, на асфальте).

Воспитатель. Мел, ребята, нужен не только для рисования. Натуральный мел используют в сельском хозяйстве для известкования почв и подкормки животных, в промышленности - для производства цемента. Мел добавляют при изготовлении резины, пластмассы, лаков, красок. Очищенный мел применяют при изготовлении лекарств. Мел - составная часть зубных порошков и паст. Мел идет на изготовление художественных красок, школьных мелков.

Мел залегает на разных глубинах. Его можно встретить глубоко под землей

Сегодня мы узнали много нового, интересного про камешки и мел.

Ребята! а вот с посылкой Хозяйка Медной горы отправила нам еще что то, а что, мы сейчас узнаем?

«Игра узнай на ощупь» цветные мелки.

Релаксация

А сейчас глазки закрывайте и на миг в природу погружайтесь

То ли это будет речка, то ли луг,

То ли солнце, то ли дуб.

То ли птица, то ли зверь

В сказку ты свою поверь.

А теперь глазки открывайте.

Вы мелки возьмите, и явление природы сотворите.

Дети рисуют по желанию по три человека на больших дощечках цветными мелками.


Подробности Опубликовано: 01.12.2016 17:57

Программное содержание:

Оборудование:

Предварительная работа:

Ход занятия:

Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
- Что это?

Ответы детей.

Физминутка «Превращение»

Вывод: в стакане был воздух.

Программное содержание:

- развивать представления детей о свойствах воздуха;

- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

- подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый, лёгкий;

- воспитывать дружеские отношения между детьми.

Формировать умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов; развивать мышление, речевое дыхание, мелкую моторику;

Обогащать и активизировать словарь детей: невидимый, легкий, воздушный, движется, грустный, весёлый, большой, маленький.

Оборудование:

игрушка - Незнайка; 2 шара воздушных разрисованных (1 большой весёлый, 1 маленький грустный) ; ватные шарики, прозрачные бутылочки, стаканы, трубочки, салфетки; мыльные пузыри; колпак; альбомные листы, гуашь, полиэтиленовые пакеты по количеству детей.

Предварительная работа:

подвижная игра «Пузырь», игры - эксперименты с мыльными пузырьками, рисование цветных шариков, дидактическая игра «Ловим воздух».

Индивидуальная работа по развитию целенаправленной воздушной струи.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости Незнайке. А вот и он. Почему ты такой грустный?

Незнайка показывает два шарика. Он не понимает почему вчера шарики были большие, весёлые, а сегодня у него один шарик большой, весёлый, а второй - маленький и грустный. (на шариках нарисованы рожицы: веселый и грустный)

Как вы как думаете, ребята, почему шарик стал маленьким?

(Дети предлагают разные версии). Вывод: шарик сдулся.

Воспитатель: Давайте, ребята, развеселим Незнайку. Покажем ему, какой у него большой шарик? (надуть щёчки, бровки приподнять) А теперь покажем какой у него маленький шарик (щёчки втянуть) .

Ребята, почему же Незнайка опять грустный? (Ему нужно помочь)

Воспитатель: А что надо сделать, чтобы маленький шар стал большим и весёлым?

Дети: Шарик надо надуть (Добиваться полного ответа детей) .

Воспитатель: Вот, видишь Незнайка какие ребята, они всегда всем помогают и тебе помогут. А пока посиди и послушай загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
- Что это?

Ответы детей.

Ребята, что будет внутри шарика, если мы его надуем? (Воздух)

Воспитатель: Тогда, какой будет у нас шарик? (Воздушный шарик). Как воздух попадает в шарик? (Ответы детей)

Воспитатель: Его выдыхают (показ выдоха воспитателем)

А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда вдыхаем?

(Дети предлагают свои варианты) .

Раз воздух находится вокруг нас, давайте мы его поймаем с помощью пакетов.

Ребята захватывают воздух пакетами и зажимают отверстия. Воспитатель обращает внимание детей на объем пакетов, они плотные. Откройте пакет и посмотрите. Что вы видите? (ответы детей)

Правильно ничего не видно, потому что воздух не видимый.

Что находится внутри пакетов? (воздух)

Воспитатель: Вокруг нас есть воздух. Давайте мы вместе с вами вдохнём глубоко воздух через нос и выдохнем через рот. А сейчас положите на ладонь белый комочек и выдохните быстро на неё воздух. (Индивидуальная работа). Что произошло? (ответы детей)

Дети: Комочек упал (другие варианты) .

Воспитатель: А что помогло комочку упасть? Какой у нас воздух волшебный, он движется. Хотите, поиграем с нашим волшебным воздухом.

Сейчас, я вас превращу в воздух. Мой волшебный колпак поможет мне в этом. Кручу, верчу, моих деток в воздух превращу!

Физминутка «Превращение»

Дую быстро, быстро «у-у-у», воздух двигается быстро.

Дую медленно, воздух двигается медленно. (Повтор 2 раза)

А сейчас, кручу, верчу, воздух в деток превращу!

Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух? (Нет)

Если вы его не видите, значит, он какой?

Дети: Невидимый (полный ответ: воздух невидимый) .

Воспитатель: Вот Незнайка говорит, и правда воздух-волшебник: невидимый, движется. Уж очень хочет Незнайка, увидеть волшебника.

А вы, ребята, хотите увидеть воздух. Где же может быть воздух?

Воспитатель: Давайте пройдёмся, может увидим воздух. (по группе идём, пытаясь увидеть воздух). Почему, мы не видим воздух? Вот Незнайка говорит, что воздух есть в стакане. Как вы думаете, в стакане воздух есть? (Дать детям возможность убедиться, есть ли в стакане воздух) .

Опыт: пустой стакан перевернуть и опустить в таз с водой так, чтобы он не смог заполняться водой.

Воспитатель: Почему вода не проходит в стакан? Правильно его не пускает воздух.

Вывод: в стакане был воздух.

Давайте, посмотрим, есть ли воздух в бутылке? Возьмите все по бутылочке и опускайте бутылочку в таз с водой, а теперь наклоните бутылочку. Видите, ребята, пузырьки воздуха поднимаются вверх, потому что воздух лёгкий.

Вывод: и в бутылке есть воздух.

Воспитатель: Ребята, положите бутылочки на поднос и подумайте, что будет, если опустить трубочку в стакан с водой и выдохнуть воздух в трубочку? Давайте увидим! Сейчас вдохнем воздух через носик и выдохнем в трубочку. Что увидели в воде? (Пузырьки - воздух)

Воспитатель: Какие вы у меня молодцы ребята. А подумайте и скажите, зачем нам нужен воздух? (ответы детей)

Да ребята, воздух нам нужен чтобы дышать. А вот, Незнайка говорит, что обойдётся без воздуха. Дети, покажем Незнайке, что мы не можем жить без воздуха? Давайте вместе закроем ротик и зажмём носик пальчиками. (Проводится опыт)

Ребята, что скажите? Прав ли был Незнайка? (нет)

Вывод: без воздуха мы не можем дышать.

Воспитатель: Сегодня вы отлично занимались, узнали много о воздухе. Что вы, можете сказать про воздух?

Итог: Невидимый, движется, легкий, он везде окружает нас, он волшебный.

Воспитатель: Молодцы ребята! Только, нам осталось развеселить Незнайке. Давайте мы ему покажем, как можно рисовать с помощью воздуха и красок.

Воспитатель показывает, как с помощью трубочки можно раздуть каплю воды, чтобы получилась веточка.

Дети пробуют раздувать с помощью трубочки каплю воды и показывают Незнайке, что у них получилось

Ребята, Незнайка говорит вам спасибо за помощь и за то, что узнал много интересного о воздухе волшебнике и дарит всем мыльные пузыри. А ещё он отдаёт вам этот большой, весёлый, воздушный шар. (Ребята благодарят, прощаются.) После занятия дети надувают мыльные пузыри.

Конспект НОД по освоению ОО «Познание» с элементами экспериментирования. «Мыльные забавы» в старшей группе

Подготовила воспитатель Пустобаева Надежда Александровна, воспитатель МБДОУ «Калининский детский сад».

Цель – Познакомить детей со способами образования мыльных пузырей.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать формировать умения самостоятельно проводить «исследование, подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов. Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри, при размыливании мыла вода мутнеет и приобретает мыльный аромат.

Обогащать и активизировать словарь по теме.

Развивающие: Развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к собственным открытиям через экспериментальную деятельность.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

    Чтение художественной литературы. К.И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»,

    Просмотр презентации «Тайна мыльных пузырей»,

    Проведение опытов с водой и мылом.

Словарь: мыльные пузыри, прозрачная (мутная) вода. мыло: пенится, скользкое, глицерин, раствор.

Методические приёмы: отгадывание загадки, беседа с обследованием объекта, игра «У кого больше пенная гора?», физминутка «Мыло и мыльные пузыри», экспериментирование.

Материалы и оборудование : презентация, колпачки клоуна, пустые флакончики мыльных пузырей, кусочки мыла в коробочке, стаканы, ложки, коктейльные трубочки (на каждого ребенка), красивая коробочка, емкости с водой (4 штуки), мыльницы (4 штуки), стаканы, обручи (4 штуки), подносы, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Орг. Момент.

Воспитатель: Ребята поздороваемся с гостями. Дети занимают места в зрительном зале.

(Под веселую музыку в зал вбегает Клоун)

Клоун: Всем привет!!! Я - веселый клоун Клепа, хочу с вами

познакомиться. Вы не против? Ну тогда раз, два, три - свое имя

(дети называют одновременно свои имена)

Клоун: Мне очень приятно!

Рад приветствовать я вас, настроенье высший класс!
Улыбнитесь поскорей, сегодня праздник пузырей!

А теперь, глаза закрываем,

Здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера, забываем,

Что будет потом, мы не знаем.

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший, красивый каждый из вас!

Основная часть.

(Звучит песня «Шоу мыльных пузырей»)

Клоун:

Приглашаю на арену я друзей,

Наших замечательных детей.

Прошу, флаконы вы берите поскорей,
Кто же больше напускает пузырей!

Клоун: Внимание! Внимание! А сейчас объявляю номер нашей программы «Запуск мыльных пузырей»!

Пузыри у всех разные, разноцветные, прекрасные!
Если дунуть посильней, будет много пузырей
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать!

(Дети открывают флакончики и пробуют запустить мыльные пузыри, но ничего не получается, флакончики оказываются пустыми).

Проблема.

Клоун:

НО…. У нас с вами нет пузырей … Что же делать? Как нам быть, где
пузыри добыть? Как вы, ребята думаете?

(озвучиваются предложения решения проблемы)

Какие разные предложения, спасибо.

А я вот еще что придумал! У меня есть умная книга, «Книга превращений», где собраны рецепты изобретения мыльных пузырей. Давайте и мы сегодня будем изобретателями, а книга поможет нам. И так, книга открывается, превращения начинаются!
(звучит волшебная сказочная музыка, Клоун ходит по залу, думает).
Клоун: Ура! Я все понял!!! Приступаем к эк-спе-ри-ментированию!

(Дети подходят к столу, где находятся материалы к опыту № 1)

Клоун: (обращая внимание на коробку)

Посмотрите, ребята, какая красивая коробка, что же в ней находится?

(пытается открыть коробку).

Что такое, коробка не открывается.

Да здесь же этикетка с надписью: «Чтоб содержимое узнать, загадку нужно отгадать».

Загадка

Клоун: Что же это?

Дети: Мыло

Клоун: Молодцы, правильно отгадали загадку.

Коробка открывается, содержимое вручается.

(Дети берут по кусочку мыла.)

Клоун: Положите мыло в мыльницы.

Клоун: А теперь обратите внимание на страницу книги превращений. На ней изображена схема рецепта приготовления мыльных пузырей из твердого кусочка мыла. Нам необходима ванночка с чистой водой, кусочек твердого мыла. А знак вопроса говорит, должны узнать, что в результате у нас получится.

Клоун: Но сначала скажите, что нужно помнить при работе с мылом?

Дети: Не трогать руками глаза, не брать в рот.

Клоун: Так приступим же, друзья! Предлагаю вам разделиться на пары.

Посмотрите, что находится в ванночках?

Дети: Вода.

Клоун: Опустите, пожалуйста, кончики пальчиков в воду, какая она?

Дети: Теплая, мокрая…

Клоун: Что еще вы можете сказать о воде?

Дети: Прозрачная, не имеет запаха.

Клоун: Возьмите мыло, опустите его в воду и размыльте.

Какое стало мыло?

Дети: Скользкое.

Клоун: Что произошло с водой?

Дети: Вода стала мутной, появился запах.

Клоун: Значит, при смешивании с мылом вода становится мутной, не прозрачной, появляется запах.

Клоун: Положите мыло в мыльницы и вытираем руки салфетками.

Клоун: Возьмите трубочки и опустите трубочку в ванночку с раствором. Давайте подуем и посмотрим, что у нас получится. Пить эту воду нельзя.

(Дети экспериментируют с трубочками)

Клоун: Какие пузыри у вас получились?

Дети: Большие, маленькие, прозрачные.

Клоун: Когда много мыльных пузырей, что получается?

Дети: Пена.

Клоун: Молодцы, правильно. А сейчас положите ваши трубочки.

Клоун: Предлагаю провести соревнование «У кого получится самая большая пенная гора?». По моему сигналу дружно трубочки берем, опускаем в ванночки и дуем. Вы готовы, друзья?

Игра «Самая большая пенная гора?»

Клоун: Раз, два, три, большая пенная гора расти!

(Клоун хвалит всех детей.)

Клоун: Раз, два, раз, два – вот и кончилась игра. Положите трубочки.

А теперь возьмите крышечку от флакончика и опустите ее в ванночку с раствором, достаньте ее и подуйте. Получаются у вас мыльные пузыри?

Дети: Да.

Клоун: Значит, мы с вами по схеме из книги превращений приготовили раствор для мыльных пузырей с помощью воды и твердого мыла.

Клоун: Закрыли флакончики.

Клоун: Ребята, вспомните, как пузырьки пены держались друг за друга, какие они были дружные. А мы с вами дружные? Давайте покажем зрителям, какие мы дружные и поиграем в игру.

(Клоун берет обручи и с детьми выходит на середину арены).

Физминутка: Игра «Мыло и мыльные пузыри»

Клоун: Вот пузырьки летают и микробы убивают.

Представьте, что вы мыльные пузыри. Посмотрите на обручи - это «домики для мыльных пузырей». (Клоун раскладывает обручи). Послушайте правила игры. Пока звучит музыка, вы свободно двигаетесь по арене. Как только музыка остановилась, вы должны занять любой домик. Домик предназначен только для одного мыльного пузыря. А кому домика не хватило - значит, мыльный пузырь лопнул. Вы готовы? Начинаем!

Игра проводиться2-3 раза.

(Дети подходят к столу, где находятся материалы к опыту №2).

Клоун: Ребята, в книге превращений есть еще один очень интересный способ приготовления мыльных пузырей, вам хочется попробовать его сделать?

Дети: Да.

Клоун: Возьмите, пожалуйста, свои флакончики и снова вернемся к странице из книги превращений, на ней изображена схема приготовления мыльных пузырей. (Внимание на экран). Нам необходимо жидкое мыло, глицерин и вода. Давайте попробуем приготовить раствор для мыльных пузырей по этой схеме. (Дети садятся за стол № 2, выполняют работу, опираясь на схему).

Клоун: Раствор для пузырей подготовили, но ему нужно несколько минут постоять. А пока наши пузыри настаиваются, выходите и мы с вами поиграем в мою любимую игру «На что похож мыльный пузырь». (Дети строятся по краям арены).
- Я буду задавать вопросы, если вы согласны, то хлопайте, а если нет, то топайте. Будьте внимательны! Ну что ж пробуем?!
- Мыльный пузырь похож на апельсин?
-А на мандарин?
-А на яблоки в саду?
- А на рыбки в пруду?
-А на мячик надувной?
- И на шар земной?
-Он похож на телефон?
- А на металлофон?
-А на солнышко в небе?
-А на колесо на велосипеде?
-А на дом?
- А на снежный ком?

Клоун: Замечательно отвечали на вопросы. Предлагаю вернуться к нашему раствору. (Дети возвращаются к столу № 2)

Клоун: Наш раствор готов. Теперь с помощью воронки перельем его во флакончики. Флакончики закрываем. (Дети выполняют задание)

(Звучит песня «Шоу мыльных пузырей»)
Клоун: Внимание! Внимание! Запуск мыльных пузырей!

(Дети под светомузыку устраивают мыльное шоу)
Клоун:

Увлекательное дело – Шоу мыльных пузырей!
Я пузырик разглядел – ни окошек, ни дверей,
Как же радуга тогда забирается туда?

Раз, два, три! Раз, два, три!
Я пускаю пузыри: мыльные, воздушные, ветерку послушные!

Рефлексия

Клоун: Молодцы, ребята! Здорово! Отличные получились у нас пузыри! А это значит, что вы, ребята, замечательные изобретатели! Сами научились и научите других.

Клоун: Давайте вспомним, как мы с вами готовили раствор для мыльных пузырей.

(Дети отвечают).

Итог

Клоун: Молодцы, ребята, вы сегодня были настоящими изобретателями.

А вам хочется продолжения праздника?

Дети: Да!

Клоун: И мы продолжим праздник без сомнения, но только с друзьями в группе. Пусть наши воздушные пузыри летят как можно дальше, выше и радуют всех. Пойдемте, расскажем всем о нашем изобретении и о
веселом празднике. До Новых встреч, друзья!

(Дети под музыку уходят в группу).



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png