Ирина Стоценко
Новые здоровьесберегающие технологии на занятиях по музыке

Новые здоровьесберегающие технологии на занятиях по музыке .

Подготовила Стоценко Ирина Владимировна.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.

Поэтому педагоги нашего дошкольного учреждения, комплексно решают задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения .

Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка , воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

В. М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.

В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду»

Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.

Таким образом, музыка - это одно из средств физического развития детей.

Новизна системы состоит в следующем :

1. На музыкальных занятиях , в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников используются современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме . Привычные виды музыкальной деятельности , развивающие творческие способности и музыкальность ребенка , можно разнообразить с пользой для здоровья . Например, начинается каждое музыкальное занятие с жизнеутверждающей песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен перемежается с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией . Перед пением песен – занимаемся дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры сопровождаются музыкально -ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных (шумовых и мелодичных) инструментах, а танцевальную импровизацию совмещаем с музыкотерапией .

2. Проводим интегрированные музыкально - валеологические занятия . Совместное решение задач музыкального и валеологического воспитания позволяет как можно шире и интереснее рассказать ребенку о пользе здорового образа жизни , о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены. Такие занятия проходят с участием родителей, медицинского работника, инструктора по физкультуре.

3. Применяем новые формы взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию , включая вопросы сохранения здоровья детей в детском саду и дома.

Оздоровление детей , создание эмоционального комфорта - важнейшая задача нашего детского сада. Организация музыкальных занятий с использованием технологий здоровьесбережения помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников , выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные детьми на занятиях , способствуют формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром.

Результатами этой музыкально- оздоровительной работы являются :

Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.

Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.

Повышение уровня речевого развития.

Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями) . Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия , в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

Занятия проводятся - индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.

Система музыкально- оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий :

Валеологические песенки-распевки.

С них я начинаю все музыкальные занятия . Несложные, добрые тексты «Здравствуйте ребята» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии , подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика.

Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается : подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников .

Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются :

Укрепление физиологического дыхания детей (без речи) .

Тренировка силы вдоха и выдоха.

Развитие продолжительности выдоха.

Особую роль в оздоровлении детей выполняет музыка . Использование ритмических упражнений, разучивание музыкальных утренних гимнастик , спортивных танцев, танцевальных упражнений, обеспечивают достижение наибольшего эмоционального комфорта детей, включение гиподинамичных детей в интересные виды деятельности игры-гимнастики.

Большое внимание во взаимодействии всех участников педагогического процесса уделяется современным методам укрепления психологического здоровья и созданию условий для комфортного самочувствия ребенка. В настоящее время наблюдается интенсивное использование педагогами в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками различных психодвигательных гимнастик, коммуникативных игр, творческих сюжетных игр, театрализованной деятельности, народных подвижных и хороводных игр. При таком подходе не только обеспечивается возможность для полноценного развития ребенка, но и в значительной мере создаются условия для сбережения и укрепления психологического здоровья , активизируется общение детей и взрослых.

Артикуляционная гимнастика.

Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, В. Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память , внимание.

Игровой массаж

тоже проводится на музыкальных занятиях . Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили : нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку . Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Пальчиковые игры.

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку . Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Речевые игры.

Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки . Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты , звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях , занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Музыкотерапия –

важная составляющая музыкально- оздоровительной работы в нашем ДОУ . Это создание такого музыкального сопровождения , которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия по Н . Ефименко проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку , используют ее в качестве фона для занятий , свободной деятельности.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия , его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

«Музыка много дает для здоровья , если пользоваться ею надлежащим образом». Пифагор.

Позови своего друга при помощи какой-нибудь мелодии.

«Саша, где ты?» А он тебе ответит : «Я здесь» .

Пропой свое имя. «Та-ня» , «Са-ша» , «Ка - зик» .

Спроси при помощи какой-нибудь мелодии, как зовут твоего друга. «Как тебя зовут?» А он тебе ответит.

Попробуй сымпровизировать маленькие песенки, где есть звукоподражание животным, птицам или каким-либо явлениям окружающего мира.

Чу-чу! Чу-чу! Чу-чу!

Бежит паровоз.

Далеко, далеко

Нас поезд повез.

Спой маленькую песенку, а мелодию к ней сочини сам. «Зайчик, зайчик, где ты был? На лужок гулять ходил» , или «Гуси, гуси, где ваш дом? Возле речки под кустом» .

Перед тобой лежат несколько карточек с изображением животных : мишка, кошка, лягушка, петух и др. Выбери те, о которых можешь сочинить песенку. Например :

Утром на опушке

Квакали лягушки.

Сочини и пропой песенку на слова : «Солнце ярко светит, весело на свете» .

Сочини грустную песенку на слова : «Дождик льет как из ведра, загрустила детвора» .

Сочини и пропой песенку, где сочетаются две мелодии (веселая и грустная) : «Машенька идет, весело поет,

Машенька упала, всем нам грустно стало».

Послушай музыку и выбери для движения под музыку атрибуты , с которыми ты можешь танцевать.

Послушай музыку и нарисуй то , что ты чувствуешь.

Изобрази кошку, собаку, петуха, корову, лягушку, комара. Передай их настроение (кошка - ласкается, собачка - сердится и т. п.) .

Сочини танцевальные движения к народным танцам, к польке и вальсу.

Подготовила музыкальный руководитель

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий :

- дыхательная гимнастика , повышает показатели диагностики дыхательной системы, развивает певческие способности

Дыхательная гимнастика.

важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

- артикуляционная гимнастика , вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготавливает к правильному произнесению фонем.

Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

- игровой массаж , повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус. деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез

- пальчиковые игры , развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым инто­нированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

- речевые игры , развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность

Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Ис­пользование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

- музыкотерапия , способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Все технологии здоровьесбережения используются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка. его интересов. Таким образом, результатами музыкально-оздоровительной работы являются:

Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей

Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка

Повышение уровня речевого развития

Снижение уровня заболеваемости

Стабильность физической и умственной работоспособности

Играйте вместе с нами

Упражнение «Погреемся» (развитие дыхания)

Мерзнут на ветру ладошки,

Мы погреемся немножко.

Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом – «А-а-а».

Оздоровительный самомассаж лица «Превращение»

Лепим, лепим ушки – щипать пальцами раковины ушей

Слышим хорошо!

Нарисуем глазки – поглаживать брови, глаза закрыты

Видим далеко!

Носик мы погладим, большими пальцами гладить крылья носа

Усики расправим. нарисовать указательными пальцами усы

Теперь мы не ребята, покружиться

А веселые зверята! похлопать в ладоши

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Раз, два, три, четыре, удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши

Мы посуду перемыли: одна ладонь скользит по другой по кругу

Чайник, чашку, загибать пальцы по одному

Ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, одна ладонь скользит по другой

Только чашку мы разбили, загибать пальцы по одному

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. удар кулачками друг о друга, хлопки в ладоши

Речевая игра со «звучащими жестами» «Зимушка-зима»

Ах ты, Зимушка-зима,

Пружинка с поворотами, руки на поясе

Белоснежная была,

Притопы ногами в ритме фразы

Белоснежная была,

Шлепки по бедрам в ритме фразы

Все дорожки замела.

Качают внизу руками вправо-влево, показывая дорожку

Морозы трескучие,

Прыжки с поворотами вправо-влево, руками бьют себя по плечам в ритме фразы

А снега сыпучие,

Сверху-вниз махи кистями рук

Ветры завьюжные,

Качание рук над головой

И метели дружные.

Моталочка через верх вправо-влево

Активное слушание «Море»

Море бывает разное – то приветливое, спокойное, то вдруг налетает страшный ураган и вздымает огромные волны.

Под тихую музыку «Море» Н. Римского-Корсакова дети плавно качают руками и произносит «ш-ш-ш», а под музыку «Шторм» в исполнении Ванессы Мей раскачиваются и гудят.

Музыка для релаксации

Классические произведения:

  • Т. Альбиони «Адажио»;
  • И. Бах «Ария из сюиты №3»;
  • Л. Бетвохен «Лунная соната»;
  • Э. Григ «Песня Сольвейг»;
  • К. Глюк «Мелодия»;
  • К. Дебюсси «Лунный свет»;
  • Колыбельные;
  • Н. Римский-Корсаков «Море»;
  • Г. Свиридов «Романс»;
  • К. Сен-Сакс «Лебедь»;
  • П. Чайковский «Осенняя песнь»;
  • П. Чайковский «Сентиментальный вальс»;
  • Ф. Шопен «Ноктюрн соль минор»;
  • Ф. Шуберт «Аве Мария»;
  • Ф. Шуберт «Серенада»;
  • Р. Шуман «Грезы».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Подснежника» города Канска Красноярского края

Проект

«Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Трубина Наталья Александровна, музыкальный руководитель, МБДОУ «Детский сад «Подснежник» г. Канска

Вид проекта : творческий

Участники проекта: музыкальный руководитель, дети, воспитатели, родители.

Срок реализации: краткосрочный

Обеспечение проекта:

    Наглядный материал: карточки с песенками-распевками, CD -диски с записями музыки для дыхательной гимнастике, артикуляционной гимнастики, оздоровительных и фонопедических упражнений, игрового массажа, пальчиковых и речевых игр, музыкотерапии, записи классической музыки Шопена, Шуберта, Листа, Чайковского, Бетховена, Огинского, Грига, Моцарта, Рахманинова и др.

    Технические средства: музыкальный центр, ноутбук.

    Раздаточный материал: обручи, мячи, пышные султанчики.

    Демонстрационный материал к играм.

Методическое сопровождение проекта:

    Сценарий спортивно-музыкальных праздников.

    Картотека игр.

    По музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Музыкальное воспитание» О. Радыновой, Программа «ритмическая мозаика» А. Бурениной и др.
    - по воспитанию здорового ребенка: «Как воспитать здорового ребенка» В Алямовской, Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья» М. Картушиной, «Дыхательная гимнастика» А. Стрельниковой, «Психогимнастика» М. Чистяковой,
    разработки В. Емельянова.

    План занятия.

Презентация проекта:

    Спортивный праздник с участием детей «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас».

Проблема: по данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.
Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим его людям, природе и самому себе. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Все это определило актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей на любом занятии, в том числе и на музыкальном.

Таким образом, этот проект направлен на сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского учреждения.

Цель: Разработать и проводить музыкальные занятия, включая в их планирование здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Задачи:

    Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.

    Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие

каждого ребенка .

    С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

    Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Гипотеза: Развитие музыкальных способностей дошкольников и укрепление их здоровья будет более успешным при систематичном использовании на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме.

Этапы реализации проекта:

1 этап

Организационный

    Изучение литературы по данной проблеме

    Накопление методического материала

    Самообразование

    Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их применения в музыкальном воспитании

Определение основных источников информации и необходимых ресурсов для работы.

Декабрь

2012 г.

2 этап

Практический

Создание методических разработок для реализации проекта

    Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

    Развлечения и досуги с использованием этих технологий для детей и их родителей

    Музыкально- валеологические занятия

    Музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников

    Кружок «Домисолька»

    Музыкально- физкультурные развлечения

    Самообразование

Музыкальные занятия, развлечения, консультации

В течение всего периода

3 этап

Обобщающий

    Исследование результатов практической деятельности

Анализ, обобщение полученных результатов, разработка методических рекомендаций и пособий

В течение всего периода

Содержание и структура проекта.

Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования форм организации музыкальной деятельности и оздоровительной работы всего педагогического коллектива ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные и музыкально-валеологические мероприятия проводятся в групповых комнатах, музыкальном зале и на территории ДОУ.

Все помещения оснащены соответствующим оборудованием и отвечают гигиеническим требованиям.

В музыкальном зале проходят все виды музыкальных занятий, развлечения, досуги, праздничные утренники,. Музыкальный зал хорошо освещен, имеет 2 выхода, регулярно убирается и проветривается. Для работы по музыкальному воспитанию есть все необходимое:

    музыкальные инструменты: пианино, аккордеон;

    библиотека методической и музыкальной литературы;

    аудио- и видиотека;

    подборки музыкально-дидактических игр и пособий;

    ноутбук для показа презентаций и фильмов;

    для музицирования собрана коллекция детских музыкальных инструментов (в том числе и самодельных) для народного оркестра;

    музыкальные игрушки;

    атрибуты и декорации для игр и театрализации.

В групповых комнатах детского сада есть музыкальные и театральные уголки с обилием музыкально-дидактических игр и пособий, шумовых музыкальных инструментов, костюмов, атрибутов. Здесь дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем развивать свои музыкальные и творческие способности. Для театрализации изготовлены многофункциональные ширмы и декорации.

На территории ДОУ расположены различные безопасные спортивные снаряды, яма с песком для прыжков в длину. Здесь проходят утренняя гимнастика в теплое время года, физкультурные занятия, соревнования, спортивные развлечения.

Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Виды занятий – индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию – типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.

Разработаны примерные схемы музыкальных и музыкально-валеологических занятий, включающие в себя здоровьесберегающие технологии.

Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий (подготовительная группа)

Общая длительность занятия – 30 мин

Применение здоровьесберегающих технологий может варьироваться на каждом музыкальном занятии, в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий :

    Валеологические песенки-распевки;

    Дыхательная гимнастика;

    Артикуляционная гимнастика;

    Оздоровительные и фонопедические упражнения;

    Игровой массаж;

    Пальчиковые игры;

    Речевые игры;

    Музыкотерапия.

Валеологические песенки-распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты (в том числе программы "Здравствуй!" М.Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Артикуляционная гимнастика.

Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Оздоровительные и фонопедические упражнения.

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

Игровой массаж.

Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Пальчиковые игры.

Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Речевые игры.

Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Музыкотерапия.

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

Классика:

    И.С.Бах. "Прелюдия до мажор".

    И.С.Бах. "Шутка".

    И.Брамс. "Вальс".

    А.Вивальди "Времена года"

    Й.Гайдн. "Серенада"

    Д.Кабалевский "Клоуны"

    Д.Кабалевский "Петя и волк"

    В.А.Моцарт "Маленькая ночная серенада"

    В.А.Моцарт "Турецкое рондо"

    И.Штраус "Полька "Трик-трак"

Детские песни:

    "Антошка" В.Шаинский

    "Бу-ра-ти-но" Ю.Энтин

    "Будьте добры" А.Санин

    "Веселые путешественники" М.Старокадомский

    "Все мы делим пополам" В.Шаинский

    "Да здравствует сюрприз" Ю.Энтин

    "Если добрый ты" Б.Савельев

    "Лучики надежды и добра" Е.Войтенко

    "Настоящий друг" Б.Савельев

    "Песенка о волшебниках" Г.Гладков

Музыка для пробуждения после дневного сна

    Л.Боккерини "Менуэт"

    Э.Григ "Утро"

    А.Дворжак "Славянский танец"

    Лютневая музыка XVII века

    Ф.Лист "Утешения"

    Ф.Мендельсон "Песня без слов"

    В.Моцарт "Сонаты"

    М.Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"

    М.Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"

    К.Сен-Санс "Аквариум"

Музыка для релаксации

    Т.Альбиони "Адажио"

    И.С.Бах "Ария из сюиты №3"

    Л.Бетховен "Лунная соната"

    К.Глюк "Мелодия"

    Э.Григ "Песня Сольвейг"

    К.Дебюсси "Лунный свет"

Колыбельные

    Н.Римский-Корсаков "Море"

    Г.Свиридов "Романс"

    К.Сен-Санс "Лебедь"

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.

Литература.

    Арсеневская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г.Волгоград, изд. "Учитель", 2009.

    Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г.Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2208.

    Подольская Е.И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г.Волгоград, изд. "Учитель", 2009.

Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка .
Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания сплачивается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.
Музыка воспринимаемая слуховым рецептором , воздействует на общее состояние всего организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизм влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П.И. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность и отдых человека.
Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание. Музыкальный ритм движения улучшает осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду и направление Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физические занятия, активизирует детей, заметно повышает качество выполняемых ими упражнений. Звучащее музыкальное произведение повышает работоспособность сердечно сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. Так же развивается музыкальность у детей, эмоциональная отзывчивость, слух. Ребенок учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с её характером, средствами выразительности. Таким образом, музыка– одно из средств физического развития детей. А здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Поэтому оздоровление детей становится приоритетным направлением в детском саду. О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так Пифагор, Аристотель, Платон считал, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Врач Авиценна ещё тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
НАПРИМЕР
Фонопедические упражнения
Упражнение «Капризка»
Я не буду убираться! Я не буду кушать!
Целый я буду ныть, никого не слушать!
Затем дети сначала кричат: «А-а!»,
затем воют: «У_у!»,
а потом визжат: «И-и!»
Купили в магазине резиновую Зину, резиновую 3ину в корзине принесли. А.Барто.
Согласные произносятся на выдохе легко и тихо.
Она сказала: -Ш-ш-ш-ш!
Потом сказала: - С-с-с-с!
3атем сказала: -Х-х-х-х!
Потом устало: - Ф-ф-ф-ф!
Потом так странно: - К-к-к-к!
И так обычно: - Т-т-т-т!
Потом легонько: - П-п-п-п!
И очень твердо: - Б-б-б-б!
Музыкотерапия
Сегодня современные ученые выделяют музыкальные произведения, которые положительно влияют на эмоциональное состояние ребёнка.
Музыка для встречи детей и их свободной деятельности - Классические произведения:
1. Бах И. «Прелюдия до мажор», «Шутка».
2. Вивальди А. «Времена года».
3. Гайдн И. «Серенада».
4. Кабалевский Д. «Клоуны», «Петя и волк».
5. Лядов А. «Музыкальная табакерка».
6. Моцарт В. «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо».
7. Мусоргский М. «Картинки с выставки».
8. Рубинштейн А. «Мелодия».
9. Свиридов Г. «Военный марш».
10. Чайковский П. «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета).
Детские песни:
1. «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский).
2. «Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старокадомский).
3. «Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский).
4. «Где водятся волшебники» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М.Минков).
5. «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда», М. Пляцковский).
6. «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения Электроника», Ю. Энтин, Г. Гладков).
7. «Лучики надежды и добра» (ел. и муз. Е. Войтенко).
8. «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляц­ковский, Б. Савельев).
9. «Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Глад­ков).
10. «Песенка о волшебниках» (В. Луговой, Г. Гладков).
11. «Песня смелого моряка» (из м/ф «Голубой щенок», Ю. Эн­тин, Г. Гладков).
Музыка для пробуждения после дневного сна - Классические произведения:
1. Боккерини Л. «Менуэт».
2. Григ Э. «Утро».
3. Дворжак А. «Славянский танец».
4. Лютневая музыка XVII века.
5. Лист Ф. «Утешения».
6. Мендельсон Ф. «Песня без слов».
7. Моцарт В. «Сонаты».
8. Мусоргский М. «Балет невылупившихся птенцов»,
«Рассвет на Москва-реке».
9. Сен - Сане К. «Аквариум».
10. Чайковский П. «Вальс цветов», «Зимнее утро»,
«Песня жаворонка».
11. Шостакович Д. «Романс».
12. Шуман Р. «Май, милый май!».
комплекс профилактических упражнений«ВЕСЕЛОЕ ЛЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!(ходьба с согнутыми в локтях руками)
Там полным-полно чудес.
(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе,одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)
Вот идет сердитый еж:П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками грудь - свернувшийся в клубок ежик)
Где же носик? Не поймешь.Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Вот веселая пчела детям меда принесла.З-з-з! З-з-з!Села нам на локоток,З-з-з! З-з-з!
Полетела на носок.З-з-з! З-з-з!(звук и взгляд направлять по тексту)
Пчёлку ослик испугал:Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!На весь лес он закричал:Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
(укрепление связок гортани, профилактика храпа)
Гуси по небу летят,Гуси ослику гудят:
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
(медленная ходьба, руки-крыльяподнимать на вдохе, опускать со звуком)
Устали? Нужно отдыхать,Сесть и сладко позевать.
(дети садятся на ковер и несколько раз зевают,стимулируя тем самым
гортанно-глоточный аппарати деятельность головного мозга)
Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Начинать музыкальные занятия с жизнеутверждающей валеологической распевки, дающий позитивный настрой на весь день.
Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем или пальчиковой игрой, пассивной музыко-терапией. Перед пением песен – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.
Проведение интегрированных музыкально-валеологических занятий, Позволяет рассказать ребенку о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены.
Современные методы здоровьясбережения на музыкальных занятиях помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша.
Валеологические знания, полученные на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png