Конспект НОД в средней группе ДОУ по теме
«Дымковский козлик»

Тема: «Дымковский козлик»
Программные задачи:

Знакомить детей с дымковской игрушкой, учить выделять элементы узора

Использовать нетрадиционный прием изображения - «тычок»

Учить украшать силуэт, знакомыми элементами дымковской росписи,

ритмично чередуя их.

Развивать чувство формы и ритма

Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, уважение к труду

русских мастеров.

Словарная работа: дымковская игрушка, тычок, роспись, узор.

Оборудование:

а) демонстрационный: Выставка дымковских игрушек, образец воспитателя
б) раздаточный: силуэт козлика, подставка под кисточку, кисть, гуашь,
ватные палочки, баночка с водой, тряпочка.

Предшествующая работа: Беседа «Нарядная дымка», рассматривание дымковских изделий, дидактическая игра «Нарядный платочек для барышни».

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на дымковские игрушки,

    Ребята посмотрите, какие красивые игрушки пришли к нам сегодня в гости.

    Какие игрушки вы видите? (барышня, индюк, лошадка)

Есть в России уголок, Курицами, индюками.

Где из труб идет дымок. Барашками игривыми.

Оттого-то деревенька Конями златогривыми,

Дымково зовется. Веселит, ласкает взор

Кто хоть раз попал туда - Пестрый, радужный узор:

Не забудет никогда, Клетки, кольца, завиточки.

Вспомнит - улыбнется. Змейки, ленточки и точки,

Знаменита деревушка Просто загляденье -

Яркой глиняной игрушкой: Всем на удивленье!

Игрушки нарядные, веселые, с разноцветным узором. Делают такие
игрушки в деревне Дымково, поэтому игрушки назвали дымковскими.
Лепят их из глины и расписывают нарядным узором народные умельцы. -
Как называются эти игрушки? (дымковские)

Воспитатель обращает внимание детей на силуэт козлика без узора:
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел козлик со своими друзьями, но они
почему-то очень грустные.
- Как вы думаете, почему? (у них нет узора)
- Да, ребята, козлики потеряли свой узор, и поэтому загрустили,
- Ребята, как мы можем развеселить наших козликов? (нарисовать узор)
- Давайте поможем козликам и каждому нарисуем красивый для него узор.
- Посмотрите, как мы будем это делать.
- Наших козликов мы будем украшать кружками и точками, чередуя их. Но рисовать мы будем их не кисточкой, а ватной палочкой. Вот так. (показ воспитателя).
-Узор наш чередуется. Сначала мы будем рисовать тычком кружочки красной краской, оставляя место между ними для точек. Затем синей краской
с помощью ватной палочки мы будем рисовать точки между кружочками,
(показ воспитателя)
Воспитатель предлагает детям показать у доски, как они будут рисовать узор (показ детей на доске)

Закрепление приемов рисования:
-
Прежде чем начать работать, давайте с вами вспомним, чем мы будем
рисовать кружочки? Какой краской?
- С помощью чего мы нарисуем точки? Какой краской?
- Как мы расположим кружочки и точки? (поочередно)

Физкультминутка
На траве сидит козленок (присели)

«МЕ-МЕ-МЕ!» - кричит козленок

Ножки у него кривые, (ходьба на месте на внешней стороне стопы)

Рожки у него тупые, (ручками изобразили рожки)

Он мне молока не дал, (развести руки в стороны)

Он не жаден, просто мал.

Самостоятельная деятельность детей
Анализ детских работ, итог:

Ребята посмотрите какие красивые, нарядные, и веселые козлики у вас получились. Мы с вами хорошо потрудились, вы молодцы. Занятие окончено.

Технологическая карта

Этапы образовательной деятельности
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся воспитанников
Ожидаемый результат

предметный
УУД

1. Мотивационно-побудительный
- С высокого берега реки Вятка, на котором издавна стоял город Вятка (сейчас он называется Киров, видно село Дымково). А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто легкой дымкой окутано. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – «дымковская»
- Вначале были только свистульки. Всю зиму дымковские мастерицы лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети.
- И в наше время в Вятке, которая теперь называется город Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдем в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели и др.
- Вылепленные фигурки несколько дней просушивают, потом обжигают в специальных печах. После обжига их белят мелом, разведенном на молоке, затем начинают расписывать нарядными узорами: кружочками, прямыми и волнистыми полосками, клеточками, пятнышками, точками. Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие – пестро и весело, как в хороводе!
- Сегодня мы с вами будем лепить дымковскую игрушку – козлика, как настоящие мастера.
Дети вспоминают историю появления дымковской игрушки.

Дети настраиваются на работу.
Дети знают историю создания дымковской игрушки.

Дети мотивированы на продуктивную деятельность.
К Л П

2. Организационно-поисковый
Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть дымковскую игрушку козлика и определить, каким способом ее лучше слепить. Уточняет ответы детей и советует попробовать слепить козлика так, как это делают народные умельцы.
Объяснить, как можно сделать такую фигурку: для начала отделить от общего комочка небольшую часть пластилина для лепки головы козлика. Оставшийся комок пластилина раскатать прямыми движениями ладоней в столбик согнуть его в дугу. Затем разрезать его с двух сторон стекой и, раздвинув разрезанные концы вылепить ноги. Спросить у детей: «А как еще можно вылепить ноги?» После этого слепить голову. Прижать её сверху столбик над передними ногами и работая пальцами сгладить места прикрепления головы, затем выполнить детали.
Воспитатель наблюдает за их действиями, в случае необходимости помогает, направляет.

А теперь немного отдохнем.
Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг! Мы плечами чик-чик.
Разсюда, дватуда, повернись вокруг себя.
Разприсели, двапривстали. Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два, заниматься нам пора!

Воспитатель предлагает детям долепить фигурку так, чтобы получился красивый козлик: «Дети, давайте оформим вылепленную фигурку, чтобы он стал красивым козликом. Рассматриваем со всех сторон и сглаживаем. Рога и хвост слегка оттягиваем и прищипываем».
Дети рассматривают дымковскую игрушку – козлика.
Определяют, каким способом его нужно лепить.

Ответы детей.

Дети приступают к лепке.

Совместно с воспитателем выполняют физкультминутку.

Дети самостоятельно доделывают козлика.
Зарядились положительными эмоциями.
Определили способ лепки козлика.

Дети знакомы с приемами лепки.

Дети самостоятельно лепят из пластилина дымковскую игрушку.

Дети получили заряд положительных эмоций.

Ребята вылепили из пластилина дымковскую игрушку – козлика.
П К

3. Рефлексивно- корригирующий
Все вылепленные поделки рассмотреть, выделить наиболее удавшиеся.
Выставка и анализ работ.
Дети умеют высказывать своё мнение, охотно вступают в беседу с воспитателем.
Умеют анализировать свои работы.
К Л П

Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315Верхний колонтитулНижний колонтитулОсновной текстОсновной текст 2

Нина Минченко

Я рада представить свою последнюю работу- лепка из пластилина дымковских игрушек. Давно хотелось сделать и вот итог.

Цель: пополнения уголка изобразительной деятельности для знакомства детей с дымковской игрушкой; формировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Продолжать воспитывать на народных традициях.

Лепка из пластилина дымковских игрушек (баран, козлик, лошадка).

Прежде чем начать лепить барашка, рассмотрим, из каких он частей состоит.

Это туловище, голова, шея, ноги, хвост, уши, рожки.

Лепим самую большую часть игрушки – туловище

1. Скатать шар.

2. Затем, шар, слегка прижимая между ладоней, продольными движениями раскатываем в толстый валик.

Лепим голову и шею из одного куска.

1. Кусок пластилина, продольными движениями, раскатываем между ладонями

2. Затем, слегка прижимая один край, раскатать.

3. Загнуть край в тонкой части валика – это часть и будет голова барашка

Лепим ноги.

1. Раскатать кусок пластилина (продольными движениями) в длинный валик

2. Разделить валик пополам - затем каждую половинку еще пополам. (У каждой ноги для более удобного крепления срез под наклоном). В работе с детьми можно использовать и другую схему лепки. Тогда туловище (оно будет длиннее) с обоих концов надрезают вдоль. Валик загибают дугой, а из надрезанных концов формируют ноги.

Лепим уши и хвостик

1. Скатать 2 одинаковых маленьких шарика.

2. Пальцами сплющить.

3. Нижний край блинчика соединить.

4. Хвостик у барашка -короткий –для этого достаточно раскатать короткий валик и заострить конец валика

Лепим рожки. У этого барашка рожки большие

1. Раскатать два длинных валика (не тонких, чтобы держали форму). Валики с одного конца сделать тоньше.


Соединяем части игрушки.



1. Примазываем ноги к туловищу

2. К голове примазываем рожки

3. Не забываем про уши, челку, хвост для барашка

4. Аккуратно примазать шею к туловищу.

Барашек готов.


По такой же схеме я слепила козлика и лошадку.



Замем вылепленные фигурки загрунтовала на несколько раз белой водоэмульсионной краской. Расписывала гуашью.












Публикации по теме:

Уважаемые коллеги! Хочу предоставить вашему вниманию фотоотчет о проведении занятия по лепке из пластилина. Наши дети очень любят лепить.

Лепка из пластилина, как один из факторов развития ребёнка Е. А. Копанова МБДОУ «ДСКВ №68» г. Братск Лепка из пластилина, как один из факторов развития ребёнка. Лепка является одним из любимых видов.

Лепка из пластилина в подготовительной группе Конспект занятия по лепке будильника из пластилина в подготовительной группе. Цель: тактильно закрепить знания о форме и особенностях будильника.

Готовим соленое тесто: Мука - 300 г (2 чашки) Соль - 300 г (1 чашка) Вода - 200 г (200 мл) Мука: белая пшеничная мука высшего сорта. Соль:.

Задачи для родителей: 1. Учить родителей творческому взаимодействию с детьми, игровым приёмам организации совместного творчества. 2. Учить.

Конспект НОД. Комплексное занятие по лепке (по выбору) «Дымковская игрушка» Подготовительная группа

Автор : Литвинова Лариса Владимировна.
Назначение: занятие расчитанно на детей подготовительной группы.Занятие итоговое по теме:"Дымковские игрушки"поэтому решили сделать его итегрированым.
Цель : Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам
Задачи:
o Закреплять представления о процессе создания игрушек
o Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.
o Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи.
o Формировать умение работать с пластилином.
o Воспитывать аккуратность, развивать творческую инициативу.
Материал к занятию
Иллюстрации «Народная игрушка», дымковские игрушки, пластилин, стеки, доски, салфетки, технологические карты по лепке.
Техническое обеспечение
Музыкальный центр.

Ход занятия

Звучит пересвист вятских игрушек Дети входят в зал.
1-й ребенок
Ели спят у большака
В инее седом
Спит деревня, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали, и село большое-
Дымково назвали
2-й ребенок
В Дымкове за Вяткою рекой
Драгоценный продолжая труд
Мастерицы славные живут.
Красная за окнами калина
Пароходный движется дымок
На столе ещё сырая глина,
Грубый неоформленный комок
3-й ребенок
За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит
Глиняную вятскую игрушку
Лепит… нет, не лепит, а творит
Хороша игрушка расписная
Вся поет, бесхитростно светла
И видна в ней радость молодая
Ставшая искусством ремесла.
4-й ребенок
В любой порядочной избушке
Есть место дымковской игрушке
Какие чудные зверюшки-
Лошадки, курочки, индюшки
У барыни на коромысле
ведерки синие повисли
А у другой румяной пышки
Под боком милые детишки
5-й ребенок
Петушок, петушок
Золотой гребешок
Ты подай голосок
Через тёмный лесок,
Через лес, через реку
Прокричи- «Ку- ка- ре- ку»
Воспитатель
Скажите ребята что же это за игрушки такие-– дымковские?
Выходят девочки в костюмах Дымковских барынь и исполняют
«Игрушкины частушки» П. Синявского
Наши руки крендельком,
Щеки, словно яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.

Дымковские барыни
всех на свете краше,
а гусары-баловни
кавалеры наши!

Мы игрушки знатные,
Складные да ладные.
Мы повсюду славимся.
Мы и вам понравимся
Воспитатель
Понравились вам веселые барыни? А где мы можем познакомиться с другими дымковскими игрушками?
Ответы детей
Воспитатель
Я приглашаю вас на выставку народной игрушки. Здесь представлены игрушки, изготовленные руками народных умельцев.
(дети рассматривают и называют знакомые игрушки)
Воспитатель
А сможете ли вы узнать какая игрушка является дымковской? Давайте проверим….
Д/и «Выбери коня» (из предложенных изображений – филимоновской, каргопольской, городецкой, дымковской игрушек – выбрать дымковскую и обосновать выбор)
Воспитатель
Молодцы! С заданием вы справились. Сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую.
Воспитатель
Проверьте, все ли готово к работе? (дети отвечают) Обратите внимание!
(на плакатах – образцы и приемы лепки).

Выбирайте, что хотите слепить.
Воспитатель
Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. Я надеюсь, что изготовленные вашими руками игрушки смогут вас порадовать
Дети приступают к работе, воспитатель следит за работой, советует, показывает приемы работы на куске пластилина
Физкультминутка
Я прошу подняться вас – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вверх, вперед смотри – это три.
Руки разведем пошире на четыре.
С силой пальцы сжать, разжать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть!
Дети заканчивают работу.


Итог занятия
Воспитатель .
Посмотрим, как наши мастера справились с работой.
- Все ли игрушки ладные?
- Чья работа больше все нравится? Почему?
- Какая игрушка самая аккуратная?
- А кто придумал и слепил что-то своё?

Цель : закрепить знание детей о дымковской игрушке, ее характерных особенностях, формирование эстетических чувств и развитие художественно-творческих способностей ребенка через приобщение к народному декоративно-прикладному творчеству.

Задачи:

-обучающие : учить детей расписывать узорами игрушку-фигуру по народным (дымковским) мотивам; обучать детей использовать разные элементы росписи, такие как круг, линии прямые и волнистые, колец, горошин и овалов, учить подбирать цветовую гамму.

-развивающие : развивать знание о цвете, о теплых тонах; развивать умение детей рисовать концом кисти и плашмя. Развивать чувство симметрии, ритма.

-воспитывающие : воспитывать у детей вкус, чувство цвета, умение рассказывать о своей работе и о работах своих товарищей, воспитывать аккуратность в работе. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Предварительная работа: подобрать материал для рассказа о дымковской игрушке, просмотр иллюстрации, карточек. Мини-выставка «Дымковские игрушки».

Материал: дымковские игрушки для рассматривания, контуры дымковских козликов (на каждого ребенка), образцы элементов росписи на магнитной доске, палитра, подставку под кисть, салфетка, стаканчик с водой, кисти, гуашь разного цвета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности по росписи козлика «Роспись дымковского козлика!

Тема: «Роспись дымковского козлика».

Цель : закрепить знание детей о дымковской игрушке, ее характерных особенностях, формирование эстетических чувств и развитие художественно-творческих способностей ребенка через приобщение к народному декоративно-прикладному творчеству.

Задачи:

Обучающие : учить детей расписывать узорами игрушку-фигуру по народным (дымковским) мотивам; обучать детей использовать разные элементы росписи, такие как круг, линии прямые и волнистые, колец, горошин и овалов, учить подбирать цветовую гамму.

Развивающие : развивать знание о цвете, о теплых тонах; развивать умение детей рисовать концом кисти и плашмя. Развивать чувство симметрии, ритма.

Воспитывающие : воспитывать у детей вкус, чувство цвета, умение рассказывать о своей работе и о работах своих товарищей, воспитывать аккуратность в работе. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Предварительная работа: подобрать материал для рассказа о дымковской игрушке, просмотр иллюстрации, карточек. Мини-выставка «Дымковские игрушки».

Материал: дымковские игрушки для рассматривания, контуры дымковских козликов (на каждого ребенка), образцы элементов росписи на магнитной доске, палитра, подставку под кисть, салфетка, стаканчик с водой, кисти, гуашь разного цвета.

Ход деятельности

Дети становятся в круг на ковре.

Воспитатель: (предлагает детям взяться за руки и повторять слова.)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Слышат стук в дверь.

Воспитатель: Кто это к нам пришел?

Дети: Это почтальон (он передает посылку).

Воспитатель: От кого же она? От дымковских мастеров (читает на посылке)

Воспитатель: Кто такие дымковские мастера?

Дети: Это люди, которые изготавливают дымковские игрушки.

Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть, что лежит в посылке. Письмо, (читает). «Здравствуйте дети, пишут вам народные умельцы из села Дымково. Мы с давних времен в нашем селе делаем красивые и веселые глиняные игрушки, затем расписываем их яркими красками. Село наше получило название «Дымково» потому, что из каждого дома, где мастер обжигал в печи игрушки высоко в небо поднимался дым. Мы бы и дальше продолжали свое любимое дело и радовали людей нашими игрушками, если бы не случилось несчастье: злая волшебница Безцветица украла все наши краски, и мы остались без работы. Теперь нечем стало расписывать дымковских козликов. И мы очень вас просим нам помочь. Все, что смогли спасти от злой волшебницы, прислали вам и просим завершить работу и расколдовать козликов от заклятья волшебника».

Воспитатель: Дети, где же спрятались эти заколдованные козлики. Посмотрите, а вот и один из них (показ). Очень грустный наш козлик, наверное, потому что он весь белый и ничего в нем нет необычного. Но у нас в группе уже живет настоящий дымковский козлик, обратите внимания на него. Он такой красивый, веселый, яркий.

Воспитатель: Какими элементами художник украсил козлика?

Дети: Круги (маленькие и большие), овалы, линии.

Воспитатель: Верно, кругами, овалами, точками, линиями. Посмотрите, как красиво составлен узор.

Воспитатель: Предлагаю вам помочь нашему заколдованному козлику, нанесем на него узор. В письме мастера нам подсказывают, что надо брать самые яркие краски, чтобы они лучше были видны, наносить их нужно на белый фон козлика.

Воспитатель: Попробуем вместе расколдовать козлика, а помогут нам в этом яркие краски (воспитатель и дети показывают на магнитной доске несколько узоров на козлике). Какой он стал нарядный, теперь нам осталось расписать его друзей и отослать обратно мастерам, для того чтобы злая волшебница Безцветица больше не приходила в их деревню и не мешала работе народных умельцев.

Воспитатель: Поможем им?

Дети: Да

Практическая часть:

Воспитатель: (предлагает сесть удобно и можно начинать работу) под сопровождения русской хороводной в исполнении оркестра Андреева дети приступают к работе.

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, при необходимости помогает при затруднениях в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Через 10 минут самостоятельной работы – физкультминутка.

Мы старались рисовать (руки в стороны)

Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)

Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)

Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

Самоанализ работ:

Подводя итог, воспитатель предлагает козликов прикрепить на доску, рассмотреть их и ответить на вопросы:

  1. Какая работа вам больше всего понравилась?
  2. Почему?
  3. Как вы думаете вам удалось справиться с поставленной задачей?
  4. Мы можем отправлять ваших козликов мастерам в Дымково?

Воспитатель: Молодцы ребята, большое вам спасибо, я думаю, что ваши работы обязательно понравятся мастерам, сегодня мы их аккуратно запечатаем в посылку, ну а завтра я схожу на почту, и отправлю этих расписных козликов в «Дымково».

До свидание!




Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png