С самого начала становления методики обучение родному языку рассматривается широко: как педагогическое воздействие на речь и общее психическое развитие детей в повседневной жизни и на занятиях (Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, позднее О.И. Соловьева, А.П. Усова, Л.А. Пеньевская, М.М. Конина). Что касается повседневной жизни, то здесь имеется в виду содействие речевому развитию ребенка в совместной деятельности воспитателя с детьми и в их самостоятельной деятельности.

Важнейшей формой организации обучения речи и языку в методике считаются специальные занятия, на которых ставят и целенаправленно решают определенные задачи речевого развития детей.

Необходимость такой формы обучения определяется рядом обстоятельств.

Без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей. Обучение на занятиях позволяет выполнить задачи всех разделов программы. Нет ни одного раздела программы, где бы не существовала потребность в организации всей группы. Педагог целенаправленно отбирает тот материал, в усвоении которого дети испытывают затруднения, развивает те навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности. А.П. Усова считала, что процесс обучения вносит в речевое развитие детей такие качества, которые в обычных условиях развиваются слабо. Прежде всего это фонетические и лексико-грамматические обобщения, которые составляют ядро языковых способностей ребенка и играют первостепенную роль в усвоении языка, звуко- и словопроизношении, построении связных высказываний и др. Не у всех детей стихийно, без целенаправленного руководства взрослого, развиваются языковые обобщения, а это приводит к отставанию в их речевом развитии. Некоторые дети овладевают лишь элементарными формами разговорной речи, затрудняются в ответах на вопросы, не умеют рассказывать. И, напротив, в процессе обучения они приобретают способность задавать вопросы, рассказывать "Все то, что ранее относилось к качествам "творческой" личности, приписывалось особой одаренности, при обучении становится достоянием всех детей" (А.П. Усова) . Занятия помогают преодолевать стихийность, решать задачи развития речи планомерно, в определенной системе и последовательности.

Занятия помогают реализовать возможности общего познавательного развития в дошкольном детстве.

На занятиях внимание ребенка целенаправленно фокусируется на определенных языковых явлениях, которые постепенно становятся предметом его осознания.

Занятия по развитию речи и обучению родному языку отличаются от других тем, что на них основная деятельность - речевая. Речевая деятельность связана с познавательной деятельностью, с интеллектуальной активностью. Дети слушают, думают, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения. Ребенок выражает свои мысли в слове. Сложность занятий заключается в том, что дети одновременно занимаются разными видами мыслительно-речевой деятельности: восприятием речи и самостоятельным оперированием речью. Они обдумывают ответ, отбирают из своего словарного запаса нужное слово, наиболее подходящее в данной ситуации, грамматически оформляют его, употребляют в предложении и связном высказывании.

Результативность занятий по родному языку определяется тем, насколько полно реализуются все поставленные педагогом программные задачи и обеспечивается приобретение детьми знаний, развитие познавательных процессов и речевых навыков и умений.

В.И. Яшина предлагает классификацию занятий по родному языку:

В зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания занятия: занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов); занятия по формированию грамматического строя речи (дидактическая игра "Угадай, чего не стало" - образование существительных множественного числа родительного падежа); занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению); занятия по обучению связной речи (беседы, все виды рассказывания), занятия по формированию способности к анализу речи (подготовка к обучению грамоте), занятия по ознакомлению с художественной литературой.

  • 2. В зависимости от применения наглядного материала:
    • а) занятия, на которых используются предметы реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, наблюдения за животными и растениями, экскурсии);
    • б) занятия с применением изобразительной наглядности: е игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры);
    • в) занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры) .

В зависимости от этапа обучения, т.е. в зависимости от того, формируется речевой навык (умение) впервые или закрепляется и автоматизируется. От этого зависит выбор методов и приемов обучения (на первоначальном этапе обучения рассказыванию используются совместное рассказывание воспитателя с детьми, образец рассказа, на более поздних этапах - план рассказа, его обсуждение и др.).

Близка к этому классификация по дидактическим целям (по типу школьных уроков), предложенная А.М. Бородич :

занятия по сообщению нового материала;

занятия по закреплению знаний, умений и навыков;

занятия по обобщению и систематизации знаний;

итоговые, или учетно-проверочные, занятия;

комбинированные занятия (смешанные, объединенные).

Широкое распространение получили комплексные занятия. Комплексный подход к решению речевых задач, органическое сочетание разных задач развития речи и мышления на одном занятии являются важным фактором повышения результативности обучения. Комплексные занятия учитывают особенности овладения детьми языком как единой системой разнородных языковых единиц. Только взаимосвязь, взаимодействие разных задач приводят к правильному речевому воспитанию, к осознанию ребенком некоторых аспектов языка.

Исследования, выполненные под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой, привели к переосмыслению их сущности и роли. Имеется в виду не простое сочетание отдельных задач, их взаимосвязь, взаимодействие, взаимное проникновение на едином содержании. Принцип единого содержания является ведущим. "Важность этого принципа состоит том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия, а на уже знакомых словах и понятия проводятся грамматические, лексические, фонетические упражнения; отсюда и переход к построению связного высказывания становится для ребенка естественным и нетрудным".

Интегрируются такие виды работы, которые в конечном итоге направлены на общее психическое развитие ребенка в период дошкольного детства. Центральное место на занятии отводится развитию монологической речи. Словарные, грамматические упражнения, работа по воспитанию звуковой культуры речи связаны с выполнением заданий на построение монологов разных типов. Объединение задач на комплексном занятии может осуществляться по-разному: связная речь, словарная работа, звуковая культура речи; связная речь, словарная работа, грамматический строй речи; связная речь, звуковая культура речи, грамматически правильная речь.

Комплексное решение речевых задач приводит к существенным сдвигам в речевом развитии детей. Методика, применяющаяся на таких занятиях, обеспечивает высокий и средний уровень речевого развития большинства обучающихся детей независимо от их индивидуальных способностей. У ребенка развивается поисковая активность в сфере языка и речи, формируется лингвистическое отношение к речи. Обучение стимулирует языковые игры, саморазвитие языковой способности, проявляющееся в речевом и словесном творчестве детей.

Занятия, посвященные решению одной задачи, тоже могут строиться комплексно, на одном содержании, но с использованием разных приемов обучения.

По количеству участников можно выделить занятия фронтальные, со всей группой (подгруппой) и индивидуальные. Чем меньше дети, тем большее место должно отводиться индивидуальным и подгрупповым занятиям. Фронтальные занятия с их обязательностью, запрограммированностью, регламентированностью не адекватны задачам формирования речевого общения как субъект-субъектного взаимодействия. На начальных этапах обучения нужно использовать другие формы работы, обеспечивающие условия для непроизвольной двигательной и речевой активности детей.

Занятия по развитию речи и обучению родному языку должны отвечать дидактическим требованиям, обоснованным в общей дидактике и предъявляемым и к занятиям по другим разделам программы детского сада. Рассмотрим эти требования:

Тщательная предварительная подготовка к занятию. Прежде всего важно определить его задачи, содержание и место в системе других занятий, связь с другими видами деятельности, методы и приемы обучения. Следует также продумать структуру и ход занятия, подготовить соответствующий наглядный и литературный материал.

Соответствие материала занятия возрастным возможностям умственного и речевого развития детей. Учебная речевая деятельность детей должна быть организована на достаточном уровне трудности. Обучение должно иметь развивающий характер. Иногда бывает трудно определить восприятие детьми намеченного материала. Поведение детей подсказывает воспитателю, как изменить заранее продуманный план с учетом их поведения и реакции.

Эмоциональный характер занятий. Способность усваивать знания, овладевать навыками и умениями не может быть развита у маленьких детей путем принуждения. Большое значение имеет их интерес к занятиям, который поддерживают и развивают путем занимательности, игр и игровых приемов, образности и красочности материала. Эмоциональный настрой на занятии обеспечивается также доверительными отношениями между воспитателем и детьми, психологическим комфортом детей в детском саду.

Структура занятия должна быть четкой. В ней обычно выделяют три части - вводную, основную и заключительную. Во вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста. В основной части решаются главные задачи занятия, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей. Заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель закрепить и обобщить знания, полученные на занятии. Здесь используются художественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры и др. Распространенной ошибкой в практике являются обязательные и не всегда уместные, часто формальные оценки деятельности и поведения детей.

Оптимальное сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом к детям. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.

Правильная организация занятий. Организация занятия должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям (освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала; эстетичность помещения, пособий). Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.

Рекомендуются непринужденные формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от воспитателя (в психологии отмечается значимость этих факторов для эффективности речевого общения) .

Учет результатов занятия помогает контролировать ход обучения, усвоение детьми программы детского сада, обеспечивает установление об ратной связи, позволяет намечать пути дальнейшей работы с детьми как на последующих занятиях, так и в других видах деятельности.

Связь занятия с последующей работой по развитию речи. Для выработки прочных навыков и умений необходимо закрепление и повторение материала на других занятиях, в играх, труде, в общении в быту.

Выводы по главе 1

  • 1. Речевая деятельность - это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.
  • 2. Важнейшим принципом изучения активности является принцип единства сознания и деятельности, выдвинутый С. Л. Рубинштейном и раскрытый в работах А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, Е. В. Шороховой, Л. И. Божович, П. М. Якобсона, В. С. Мерлина и др. Важнейшей категорией рассматриваемого принципа является деятельность.
  • 3. Широкое распространение получили комплексные занятия. Комплексный подход к решению речевых задач, органическое сочетание разных задач развития речи и мышления на одном занятии являются важным фактором повышения результативности обучения. Комплексные занятия учитывают особенности овладения детьми языком как единой системой разнородных языковых единиц. Только взаимосвязь, взаимодействие разных задач приводят к правильному речевому воспитанию, к осознанию ребенком некоторых аспектов языка.

Комплексное занятие по развитию речи и ознакомлению с природой во второй младшей группе сада на тему «Весна»

Программное содержание: обобщить представления детей о весне; назвать приметы весны; обогащать через речь чувственный опыт, развивать умение подбирать антонимы. Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука «ш», «ж», в словах и предложениях, подбирать слова с этим звуком.

Задачи:

Развивающие:

    Расширение лексического запаса по теме «Весна».

    Развитие умения подбирать действия и признаки.

    Развитие связной речи.

    Развитие артикуляционной моторики и мимических движений лица

    Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.

    Развитие словесно – логического мышления.

Воспитательные:

1. Воспитание бережного отношения к природе

2 . Формировать умение работать в коллективе

Активизация словаря:

Весна, приметы весны, становится теплее, снег растаял. Деревья просыпаются, появляются цветы, солнце ярче светит, птицы прилетели из теплых стран.

Подготовительная работа:

Чтение стихотворений и рассказов о весне, рассматривание иллюстраций по теме, разучивание стихов, пословиц и поговорок о весне, песен, игр.

Развивающая среда:

Картина «Весна». Вата на тарелочках, карточки с мнемотаблицами.

Список литературы: Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду М: ТЦ сфера 2002г. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе сада Мозаика Синтез Москва 2010 г. Кодолбенко Е.А. Зашифрованные скороговорки Творческий Центр Сфера Москва 2011г.

План занятия

    Организационный момент (2 минуты)

    введение в тему занятия «Весна»

    антонимы зима- весна (развитие умения подбирать антонимы)

    Дети, начинаем занятие!

Как сегодня тепло и светло! Посмотрите-ка, за окошко, какое сейчас время года? (дети отвечают)

Весна.

А вы много знаете о весне? С зимой не перепутаете? (развивать умение подбирать антонимы)

Давайте проверим.

Зима ушла, а весна -… пришла

Зима холодная, а весна -…теплая.

Зимой сугробы высокие, а весной -…низкие.

Зимой надевают шубы, а весной -… куртки.

Молодцы, правильно ответили.

2. Работа по картине, развитие связной речи

Дети, очень внимательно посмотрите на картину. И ответьте мне.

Какое время года изображено на картине? (весна)

А как вы догадались, по каким признакам? (ответы детей)

Ярко светит солнце. Небо голубое. Деревья еще без листьев. Набухают почки. Травка зеленеет. Появились первые цветочки.

Солнышко, какое? (яркое, доброе, теплое, ласковое).

А травка, какая? (зеленая, нежная, маленькая).

Дети, а если прислушаться. То по весенней травке гуляет ветерок, он еще слабенький… Давайте поможем ветерку, подуем, пошумим, как ветерки. (развитие речевого дыхания).

Как шумит ветер? Ш – Ш – Ш.

Еще в травке зашевелились первые весенние жучки.

Как жужжат жучки? Ж- Ж- Ж.

3.Физкультминутка

На лужайке, на ромашке, жук сидел в цветной рубашке

Жу –жу –жу, жу –жу -жу, я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь, низко, низко наклоняюсь.

Молодцы, дети. А теперь давайте улыбнемся друг другу и продолжим наше занятие.

4. Приход гостей.

Дети, а сегодня к нам в гости пришли гусь и жук (игрушки), они пришли с вами поиграть, и посмотреть, как вы занимаетесь

Давайте с вами споем песенку гуся! Ш –ш – ш –при этом прикладываем ладонь к горлу. Поет горло? (нет).

Еще подуем на ватку, лежащую на столах в тарелочках.

Песенку гуся можно слышать во многих словах. Давайте проверим, услышите ли вы ее, когда я буду называть слова. Если услышите, то хлопайте в ладоши. (шуба, шалаш, садик, шапка, дом).

А теперь поиграем с жуком. Как поется его песенка? Ж – ж –ж, так как и песенка гуся, но очень звонко. Песенку жука поет даже горло, приложим ладонь к горлу и споем Ж –ж – ж (горлышко дрожит).

Послушайте слова, если услышите песенку жука, хлопайте в ладоши (жаба, жук, дерево, собака).

А теперь мы с вами расскажем стихотворения по карточкам.

Работа с мнемотаблицами.

5. Подвижна игра «Жуки»

Дети берутся за руки и образуют круг. Вывожу 3 детей за пределы круга. Они жуки (одеваем атрибуты, маски жуков).

Говорю детям: «Круг – это большая комната, г де много окон. Люди ушли, а окна в комнате не закрыли. (опускают, расцепляют руки). В комнату влетели жуки и загудели: «Ж –ж – ж». они стали летать по всей комнате. Подул ветер, как ветер дует «Ш –ш –ш, и окна захлопнулись. Жуки полетели к окнам, не увидели стекол (дети сцепляют руки) и упали. (садятся на корточки). Попались жуки! Сидят и жалобно жужжат «ж –ж –ж». Дети, поможем жукам, выпустим их на волю, откроем окна. Пусть летят!

6. Итог занятия. Повторение, обобщение, закрепление материала.

Дети, о каком времени года мы говорили сегодня? (о весне)

Какие признаки весны вы знаете? (весной стало теплее, солнце сильно греет землю, появляются цветы и трава, снег растаял, прилетели птицы с юга.

А какие песенки мы пели? (песню жука, гуся, ветра).

Занятие закончено, можете идти играть.

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по развитию речи с элементами математики

Путешествие в волшебный лес, полный сказок и чудес

Шлыкова Елена Павловна,
учитель-логопед ГБДОУ д/с № 18

Оборудование

1 часть.

Логопед :

Вы знаете, кто живет в лесу?

Дети. В лесу живут дикие животные.

Логопед:

Логопед :

Ответы детей.

Логопед:

Дорожкино - топ-топ (топают)

Логопед

Игра «Чей хвост?»

Логопед.

Логопед

1 ребенок

2 часть.

Вправо - влево

Словно серый мягкий мячик

Воспитатель .

Дети: Зайчик.

Воспитатель:

Зайка, что случилось?

Воспитатель .

Заяц на ушко говорит воспитателю.

Воспитатель .

Воспитатель .

Воспитатель .

Ежику - яблоко,

Мишке - медок…

Игра «Кому что дадим?

Воспитатель:

Ребенок: Медведю я дам 3 бочки меда.

Воспитатель:

Ребенок: Белке я дам 5 орехов.

Воспитатель:

Зайчик благодарит детей.

Воспитатель.

Воспитатель

Логопед .

1 диалог. «Белка и медведь»

Медведь. Тоже ем.

Белка.Ну а вечером?

Медведь. И вечером ем.

Белка. А когда же ты не ешь?

Медведь. Когда сыт бываю.

2 диалог. «Лисица и еж»

Еж. Я с колючками неуклюжий?

Еж. Ну какой я с колючками?

Логопед . А теперь давайте поиграем.

(сложные прилагательные)

Воспитатель:

Логопед.

Опушкино - чап-чап

Тропинкино - ших-ших

Дорожкино - топ-топ

Вот садик наш - хлоп-хлоп»

Конспект

Цель: закрепление знаний детей по лексике, связной речи, грамматическому строю, звукопроизношению, математике по теме: «Дикие животные»

Коррекционно - образовательные: закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни, питании. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных и сложных прилагательных, согласование числительных с существительными). Закрепить пространственные отношения " справа" - " слева", прямой и обратный счет в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством.

Коррекционно-развивающие: развитие связной речи (составление описательных рассказов по картинке-схеме), развитие длительного выдоха, зрительного и слухового внимания, интонационной выразительности речи. Развивать память, логическое мышление, воображение, коммуникативные способности, координацию движений, ловкость.

Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Вызвать у детей сочувствие к животным, желание прийти им на помощь. Развивать наблюдательность, познавательный интерес.

Оборудование : цветные картинки на тему «Дикие животные»,мягкие магниты животных, раздаточный материал по математике, цветная картина «В лесу», мяч, карточки с цифрами, схема-алгоритм по теме «Животные», кукольные игрушки зверей «зайца», «лисы», «волка», «медведя», маски зверей.

1 часть.

Логопед : Дети, сегодня мы отправимся с вами в путешествие в лес, полный сказок и чудес.

Вы знаете, кто живет в лесу?

Дети. В лесу живут дикие животные.

Логопед: Почему они называются «дикие»?

Логопед : Правильно. Потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу. Мы с вами поищем зверей и посмотрим, как они подготовились к зиме. А на чем можно отправиться в лес?

Ответы детей.

Логопед: Правильно, а мы поедем на поезде.

Двигательное упражнение «На поезде мы едем…»

«На поезде мы едем и станции считаем:

Дорожкино - топ-топ (топают)

Лукошкино - хлоп -хлоп (хлопают)

Тропинкино - ших-ших (скользящие движения руками)

Опушкино - чап-чап (ударяют ладошками по коленям).

Логопед . Вот мы и оказались в лесу, полном сказок и чудес. Здесь деревья, кусты, елки. Давайте послушаем чащу…

Упражнение на выработку длительного выдоха. «Слушай…», «Слушай шорох…», «Слушай шорох чащи…», «Слушай шорох чащи леса…..» (шопотом)

Посмотрите, все звери спрятались от нас, только хвостики торчат. Сейчас мы по хвостикам отгадаем животных. На доске картинка леса и спрятанные животные.

Игра «Чей хвост?» (образование притяжательных прилагательных). Дети по очереди называют: лисий хвост, беличий хвост, медвежий, заячий, волчий, барсучий. Дети прикладывают найденные хвосты к изображениям зверей и проговаривают предложения. (У лисы - лисий хвост. У волка волчий - хвост.)

Выставляются картинки животных. На доске схема /алгоритм / рассказа о животном.

Логопед. Давайте расскажем о животных по этой картинке-подсказке. Сначала вы скажете, как называется животное, дикое оно или домашнее, где живет. Потом опишите, какого оно размера и цвета, какой у него мех и строение. Далее вспомните, как называются его детеныши, чем питается. И что делает зимой. (логопед обращает внимание детей на алгоритм построения рассказа)

Логопед переворачивает картинки и предлагает 1 ребенку выбрать себе животное. Он выбирает, затем надевает на руку игрушку-животное из кукольного театра и от его имени рассказывает о нем, передавая интонацией голос животного.

1 ребенок . Я медведь, дикое животное. Я живу в лесу, в берлоге. Я большой, коричневый. У меня густой мех, огромная голова, сильные лапы, маленький хвостик. Детеныши - медвежата. Я люблю есть мед, малину, корешки, разоряет муравейники. Зимой сплю в берлоге.

Рассказы аналогично составляют еще два ребенка

2 часть.

Речь с движениями «Лесные жители».

Лисичка рыжая шагает, хвостом дорогу заметает - шагают на носках

По снегу петляет зайка, вправо - скок, влево - скок - прыгают на двух ногах

Вправо - влево

Ты его лиса поймай-ка, убежит он со всех ног - «грозят», бегут по кругу

По сугробам мчится волк, серый волк, зубами щелк - бегут широким шагом

Вперевалку ходит мишка, косолапый наш топтыжка - идут «вперевалку»

Белка скачет, белка скачет, - «скачут»

Словно серый мягкий мячик

3 часть. Формирование элементарных математических представлений

Воспитатель . Ребята, посмотрите, кто к нам прискакал.

Дети: Зайчик.

Воспитатель: Только он грустный. Зайчик не хочет с нами прыгать, он сидит и грустит.

Зайка, что случилось?

Заяц на ушко говорит воспитателю.

Воспитатель . Зайка сказал, что в лесу осталось очень мало еды для животных и они очень проголодались, а долгая зима еще впереди. Поможем лесным жителям? Но, как же это сделать?

Заяц на ушко говорит воспитателю.

Воспитатель . Зайка сказал, что нам нужно из волшебных пенечков выложить тропинку и, пройдя по ней, мы окажемся в лесной сторожке у лесника. Там мы возьмем угощение для зверей.

Ребята выкладывают тропинку и проходят по ней, считают до 5.

Воспитатель . Вот мы и в сторожке. Посмотрите, здесь корзинка с едой.

Дети берут корзинку и возвращаются по тропинке в лес, на полянку, считая в обратном порядке (5,4,3,2,1)

Воспитатель: Вот наша «полянка». (воспитатель показывает на столики). Ставит посередине на маленький столик корзинку с угощениями. Дети сначала нужно правильно выбрать животное.

На доске картинка леса и каждое животное спрятано. Например, картинка с белкой на ветке, с волком за кустом, заяц между елкой и пеньком и т.д. (отработка предлогов)

Воспитатель по очереди дает задание.

Воспитатель . Оля возьми животное, которое сидит под кустом. Юра, возьми животное, которое спряталось между двумя деревьями. Тимур возьми животное, которое сидит на ветке. Аделя возьми животное, которое справа от пенька. Ксюша, возьми животное, которое спряталось около куста. И т.д.

Пальчиковая гимнастика «Угощенье для зверей»

Раз - ладошка, два - ладошка,(показываем 1 и 2 ладошку)

Поиграем мы немножко. (шевелят пальцами обеих рук)

Принесите поскорей (указательный и средний пальцы

Угощение для зверей: правой руки ходят по ладошке другой.)

Морковку - зайчишке, (загибают по очереди пальцы на

Белочке - шишку, обеих руках одновременно,

Хитрой лисичке - рыбы мешок, начиная с большого.)

Ежику - яблоко,

Мишке - медок…

Вот и закончился этот стишок. (3 хлопка в ладоши.)

Игра «Кому что дадим? » (согласование существительных с числительными). Дети берут из корзинки каждый свое угощение и раскладывают на столе перед изображением животного.

Воспитатель: Ребята, а теперь мы будем угощать животных. Будьте внимательны. Какая цифра у вас на конверте, столько угощений вы и возьмете. Оля сколько угощений ты дашь медведю?

Ребенок: Медведю я дам 3 бочки меда.

Воспитатель: Толя, а сколько угощений ты дашь белке7

Ребенок: Белке я дам 5 орехов.

Воспитатель: А теперь положите ваши угощения в конвертики и мы отдадим их зайчику.

Зайчик благодарит детей.

Динамическая пауза под музыку.

Воспитатель. Ребята, зайчик опять что-то мне говорит.

Зайка шепчет на ушко воспитателю.

Воспитатель: Зайка говорит, что в лесной школе ему дали задание собрать картинки животных, а он запутался. Давайте поможем ему собрать животных. Соберите каждый свою картинку.

Воспитатель . Дети, внимательно посмотрите на картинку, которую вы собрали и скажите: у кого хищное животное, у кого травоядное, а у кого всеядное.

Дети отвечают: «У меня всеядный медведь», «У меня травоядный заяц», «У меня хищный волк» и т.д.

Логопед . Вот мы и помогли зайке, а теперь вместе с зайчиком давайте послушаем, о чем могут говорить животные в лесу?

4 часть. Диалоги и лексико-грамматические упражнения.

1 диалог. «Белка и медведь»

Белка. Ау, медведь, а что ты ночью делаешь?

Медведь. Я ем. Белка. А когда ты сыт бываешь?

Белка. А днем? Медведь. Да никогда!

Медведь. Тоже ем.

Белка.Ну а вечером?

Медведь. И вечером ем.

Белка. А когда же ты не ешь?

Медведь. Когда сыт бываю.

2 диалог. «Лисица и еж»

Лиса. Всем ты еж хорош, пригож, да вот колючки тебе не к лицу.

Еж. А что, лиса, я с колючками некрасивый?

Лиса. Да не то, что некрасивый…

Еж. Я с колючками неуклюжий?

Лиса. Да не то, чтобы неуклюжий…

Еж. Ну какой я с колючками?

Лиса. Да ты с ними несъедобный!

Логопед . А теперь давайте поиграем.

Игра с мячом в кругу « Придумай слово» (сложные прилагательные)

У лисы длинный хвост - она длиннохвостая

У зайца длинные уши - он длинноухий

У белки тонкие лапы - она тонколапая

У зайца короткий хвост - он короткохвостый

У волка острые зубы - он острозубый

У медведя толстые лапы - он толстолапый.

Воспитатель: А теперь пришла пора попрощаться с нашим зайчиком и с лесом, полным сказок и чудес.

Логопед. Давайте опять сядем на поезд и поедем домой в детский сад.

«На поезде мы едем и станции считаем…

Опушкино - чап-чап

Тропинкино - ших-ших

Дорожкино - топ-топ

Вот садик наш - хлоп-хлоп»

Конспект

интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по развитию речи с элементами математики.

«Путешествие в волшебный лес, полный сказок и чудес».

Шлыкова Елена Павловна учитель-логопед ГБДОУ д/с № 18

Цель: закрепление знаний детей по лексике, связной речи, грамматическому строю, звукопроизношению, математике по теме: «Дикие животные»

Коррекционно - образовательные: закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни, питании. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных и сложных прилагательных, согласование числительных с существительными). Закрепить пространственные отношения " справа" - " слева", прямой и обратный счет в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством.

Коррекционно-развивающие: развитие связной речи (составление описательных рассказов по картинке-схеме), развитие длительного выдоха, зрительного и слухового внимания, интонационной выразительности речи. Развивать память, логическое мышление, воображение, коммуникативные способности, координацию движений, ловкость.

Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Вызвать у детей сочувствие к животным, желание прийти им на помощь. Развивать наблюдательность, познавательный интерес.

Оборудование : цветные картинки на тему «Дикие животные»,мягкие магниты животных, раздаточный материал по математике, цветная картина «В лесу», мяч, карточки с цифрами, схема-алгоритм по теме «Животные», кукольные игрушки зверей «зайца», «лисы», «волка», «медведя», маски зверей.

1 часть.

Логопед : Дети, сегодня мы отправимся с вами в путешествие в лес, полный сказок и чудес.

Вы знаете, кто живет в лесу?

Дети. В лесу живут дикие животные.

Логопед: Почему они называются «дикие»?

Логопед : Правильно. Потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу. Мы с вами поищем зверей и посмотрим, как они подготовились к зиме. А на чем можно отправиться в лес?

Ответы детей.

Логопед: Правильно, а мы поедем на поезде.

Двигательное упражнение «На поезде мы едем…»

«На поезде мы едем и станции считаем:

Дорожкино - топ-топ (топают)

Лукошкино - хлоп -хлоп (хлопают)

Тропинкино - ших-ших (скользящие движения руками)

Опушкино - чап-чап (ударяют ладошками по коленям).

Логопед . Вот мы и оказались в лесу, полном сказок и чудес. Здесь деревья, кусты, елки. Давайте послушаем чащу…

Упражнение на выработку длительного выдоха. «Слушай…», «Слушай шорох…», «Слушай шорох чащи…», «Слушай шорох чащи леса…..» (шопотом)

Посмотрите, все звери спрятались от нас, только хвостики торчат. Сейчас мы по хвостикам отгадаем животных. На доске картинка леса и спрятанные животные.

Игра «Чей хвост?» (образование притяжательных прилагательных). Дети по очереди называют: лисий хвост, беличий хвост, медвежий, заячий, волчий, барсучий. Дети прикладывают найденные хвосты к изображениям зверей и проговаривают предложения. (У лисы - лисий хвост. У волка волчий - хвост.)

Выставляются картинки животных. На доске схема /алгоритм / рассказа о животном.

Логопед. Давайте расскажем о животных по этой картинке-подсказке. Сначала вы скажете, как называется животное, дикое оно или домашнее, где живет. Потом опишите, какого оно размера и цвета, какой у него мех и строение. Далее вспомните, как называются его детеныши, чем питается. И что делает зимой. (логопед обращает внимание детей на алгоритм построения рассказа)

Логопед переворачивает картинки и предлагает 1 ребенку выбрать себе животное. Он выбирает, затем надевает на руку игрушку-животное из кукольного театра и от его имени рассказывает о нем, передавая интонацией голос животного.

1 ребенок . Я медведь, дикое животное. Я живу в лесу, в берлоге. Я большой, коричневый. У меня густой мех, огромная голова, сильные лапы, маленький хвостик. Детеныши - медвежата. Я люблю есть мед, малину, корешки, разоряет муравейники. Зимой сплю в берлоге.

Рассказы аналогично составляют еще два ребенка

2 часть.

Речь с движениями «Лесные жители».

Лисичка рыжая шагает, хвостом дорогу заметает - шагают на носках

По снегу петляет зайка, вправо - скок, влево - скок - прыгают на двух ногах

Вправо - влево

Ты его лиса поймай-ка, убежит он со всех ног - «грозят», бегут по кругу

По сугробам мчится волк, серый волк, зубами щелк - бегут широким шагом

Вперевалку ходит мишка, косолапый наш топтыжка - идут «вперевалку»

Белка скачет, белка скачет, - «скачут»

Словно серый мягкий мячик

3 часть. Формирование элементарных математических представлений

Воспитатель . Ребята, посмотрите, кто к нам прискакал.

Дети: Зайчик.

Воспитатель: Только он грустный. Зайчик не хочет с нами прыгать, он сидит и грустит.

Зайка, что случилось?

Заяц на ушко говорит воспитателю.

Воспитатель . Зайка сказал, что в лесу осталось очень мало еды для животных и они очень проголодались, а долгая зима еще впереди. Поможем лесным жителям? Но, как же это сделать?

Заяц на ушко говорит воспитателю.

Воспитатель . Зайка сказал, что нам нужно из волшебных пенечков выложить тропинку и, пройдя по ней, мы окажемся в лесной сторожке у лесника. Там мы возьмем угощение для зверей.

Ребята выкладывают тропинку и проходят по ней, считают до 5.

Воспитатель . Вот мы и в сторожке. Посмотрите, здесь корзинка с едой.

Дети берут корзинку и возвращаются по тропинке в лес, на полянку, считая в обратном порядке (5,4,3,2,1)

Воспитатель: Вот наша «полянка». (воспитатель показывает на столики). Ставит посередине на маленький столик корзинку с угощениями. Дети сначала нужно правильно выбрать животное.

На доске картинка леса и каждое животное спрятано. Например, картинка с белкой на ветке, с волком за кустом, заяц между елкой и пеньком и т.д. (отработка предлогов)

Воспитатель по очереди дает задание.

Воспитатель . Оля возьми животное, которое сидит под кустом. Юра, возьми животное, которое спряталось между двумя деревьями. Тимур возьми животное, которое сидит на ветке. Аделя возьми животное, которое справа от пенька. Ксюша, возьми животное, которое спряталось около куста. И т.д.

Пальчиковая гимнастика «Угощенье для зверей»

Раз - ладошка, два - ладошка,(показываем 1 и 2 ладошку)

Поиграем мы немножко. (шевелят пальцами обеих рук)

Принесите поскорей (указательный и средний пальцы

Угощение для зверей: правой руки ходят по ладошке другой.)

Морковку - зайчишке, (загибают по очереди пальцы на

Белочке - шишку, обеих руках одновременно,

Хитрой лисичке - рыбы мешок, начиная с большого.)

Ежику - яблоко,

Мишке - медок…

Вот и закончился этот стишок. (3 хлопка в ладоши.)

Игра «Кому что дадим? » (согласование существительных с числительными). Дети берут из корзинки каждый свое угощение и раскладывают на столе перед изображением животного.

Воспитатель: Ребята, а теперь мы будем угощать животных. Будьте внимательны. Какая цифра у вас на конверте, столько угощений вы и возьмете. Оля сколько угощений ты дашь медведю?

Ребенок: Медведю я дам 3 бочки меда.

Воспитатель: Толя, а сколько угощений ты дашь белке7

Ребенок: Белке я дам 5 орехов.

Воспитатель: А теперь положите ваши угощения в конвертики и мы отдадим их зайчику.

Зайчик благодарит детей.

Динамическая пауза под музыку.

Воспитатель. Ребята, зайчик опять что-то мне говорит.

Зайка шепчет на ушко воспитателю.

Воспитатель: Зайка говорит, что в лесной школе ему дали задание собрать картинки животных, а он запутался. Давайте поможем ему собрать животных. Соберите каждый свою картинку.

Воспитатель . Дети, внимательно посмотрите на картинку, которую вы собрали и скажите: у кого хищное животное, у кого травоядное, а у кого всеядное.

Дети отвечают: «У меня всеядный медведь», «У меня травоядный заяц», «У меня хищный волк» и т.д.

Логопед . Вот мы и помогли зайке, а теперь вместе с зайчиком давайте послушаем, о чем могут говорить животные в лесу?

4 часть. Диалоги и лексико-грамматические упражнения.

1 диалог. «Белка и медведь»

Белка. Ау, медведь, а что ты ночью делаешь?

Медведь. Я ем. Белка. А когда ты сыт бываешь?

Белка. А днем? Медведь. Да никогда!

Медведь. Тоже ем.

Белка.Ну а вечером?

Медведь. И вечером ем.

Белка. А когда же ты не ешь?

Медведь. Когда сыт бываю.

2 диалог. «Лисица и еж»

Лиса. Всем ты еж хорош, пригож, да вот колючки тебе не к лицу.

Еж. А что, лиса, я с колючками некрасивый?

Лиса. Да не то, что некрасивый…

Еж. Я с колючками неуклюжий?

Лиса. Да не то, чтобы неуклюжий…

Еж. Ну какой я с колючками?

Лиса. Да ты с ними несъедобный!

Логопед . А теперь давайте поиграем.

Игра с мячом в кругу « Придумай слово» (сложные прилагательные)

У лисы длинный хвост - она длиннохвостая

У зайца длинные уши - он длинноухий

У белки тонкие лапы - она тонколапая

У зайца короткий хвост - он короткохвостый

У волка острые зубы - он острозубый

У медведя толстые лапы - он толстолапый.

Воспитатель: А теперь пришла пора попрощаться с нашим зайчиком и с лесом, полным сказок и чудес.

Логопед. Давайте опять сядем на поезд и поедем домой в детский сад.

«На поезде мы едем и станции считаем…

Опушкино - чап-чап

Тропинкино - ших-ших

Дорожкино - топ-топ

Вот садик наш - хлоп-хлоп»

Конспект

интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по развитию речи с элементами математики.

«Путешествие в волшебный лес, полный сказок и чудес».

Шлыкова Елена Павловна учитель-логопед ГБДОУ д/с № 18

Цель: закрепление знаний детей по лексике, связной речи, грамматическому строю, звукопроизношению, математике по теме: «Дикие животные»

Коррекционно - образовательные: закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни, питании. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных и сложных прилагательных, согласование числительных с существительными). Закрепить пространственные отношения " справа" - " слева", прямой и обратный счет в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством.

Коррекционно-развивающие: развитие связной речи (составление описательных рассказов по картинке-схеме), развитие длительного выдоха, зрительного и слухового внимания, интонационной выразительности речи. Развивать память, логическое мышление, воображение, коммуникативные способности, координацию движений, ловкость.

Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Вызвать у детей сочувствие к животным, желание прийти им на помощь. Развивать наблюдательность, познавательный интерес.

Оборудование : цветные картинки на тему «Дикие животные»,мягкие магниты животных, раздаточный материал по математике, цветная картина «В лесу», мяч, карточки с цифрами, схема-алгоритм по теме «Животные», кукольные игрушки зверей «зайца», «лисы», «волка», «медведя», маски зверей.

1 часть.

Логопед : Дети, сегодня мы отправимся с вами в путешествие в лес, полный сказок и чудес.

Вы знаете, кто живет в лесу?

Дети. В лесу живут дикие животные.

Логопед: Почему они называются «дикие»?

Логопед : Правильно. Потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу. Мы с вами поищем зверей и посмотрим, как они подготовились к зиме. А на чем можно отправиться в лес?

Ответы детей.

Логопед: Правильно, а мы поедем на поезде.

Двигательное упражнение «На поезде мы едем…»

«На поезде мы едем и станции считаем:

Дорожкино - топ-топ (топают)

Лукошкино - хлоп -хлоп (хлопают)

Тропинкино - ших-ших (скользящие движения руками)

Опушкино - чап-чап (ударяют ладошками по коленям).

Логопед . Вот мы и оказались в лесу, полном сказок и чудес. Здесь деревья, кусты, елки. Давайте послушаем чащу…

Упражнение на выработку длительного выдоха. «Слушай…», «Слушай шорох…», «Слушай шорох чащи…», «Слушай шорох чащи леса…..» (шопотом)

Посмотрите, все звери спрятались от нас, только хвостики торчат. Сейчас мы по хвостикам отгадаем животных. На доске картинка леса и спрятанные животные.

Игра «Чей хвост?» (образование притяжательных прилагательных). Дети по очереди называют: лисий хвост, беличий хвост, медвежий, заячий, волчий, барсучий. Дети прикладывают найденные хвосты к изображениям зверей и проговаривают предложения. (У лисы - лисий хвост. У волка волчий - хвост.)

Выставляются картинки животных. На доске схема /алгоритм / рассказа о животном.

Логопед. Давайте расскажем о животных по этой картинке-подсказке. Сначала вы скажете, как называется животное, дикое оно или домашнее, где живет. Потом опишите, какого оно размера и цвета, какой у него мех и строение. Далее вспомните, как называются его детеныши, чем питается. И что делает зимой. (логопед обращает внимание детей на алгоритм построения рассказа)

Логопед переворачивает картинки и предлагает 1 ребенку выбрать себе животное. Он выбирает, затем надевает на руку игрушку-животное из кукольного театра и от его имени рассказывает о нем, передавая интонацией голос животного.

1 ребенок . Я медведь, дикое животное. Я живу в лесу, в берлоге. Я большой, коричневый. У меня густой мех, огромная голова, сильные лапы, маленький хвостик. Детеныши - медвежата. Я люблю есть мед, малину, корешки, разоряет муравейники. Зимой сплю в берлоге.

Рассказы аналогично составляют еще два ребенка

2 часть.

Речь с движениями «Лесные жители».

Лисичка рыжая шагает, хвостом дорогу заметает - шагают на носках

По снегу петляет зайка, вправо - скок, влево - скок - прыгают на двух ногах

Вправо - влево

Ты его лиса поймай-ка, убежит он со всех ног - «грозят», бегут по кругу

По сугробам мчится волк, серый волк, зубами щелк - бегут широким шагом

Вперевалку ходит мишка, косолапый наш топтыжка - идут «вперевалку»

Белка скачет, белка скачет, - «скачут»

Словно серый мягкий мячик

3 часть. Формирование элементарных математических представлений

Воспитатель . Ребята, посмотрите, кто к нам прискакал.

Дети: Зайчик.

Воспитатель: Только он грустный. Зайчик не хочет с нами прыгать, он сидит и грустит.

Зайка, что случилось?

Заяц на ушко говорит воспитателю.

Воспитатель . Зайка сказал, что в лесу осталось очень мало еды для животных и они очень проголодались, а долгая зима еще впереди. Поможем лесным жителям? Но, как же это сделать?

Заяц на ушко говорит воспитателю.

Воспитатель . Зайка сказал, что нам нужно из волшебных пенечков выложить тропинку и, пройдя по ней, мы окажемся в лесной сторожке у лесника. Там мы возьмем угощение для зверей.

Ребята выкладывают тропинку и проходят по ней, считают до 5.

Воспитатель . Вот мы и в сторожке. Посмотрите, здесь корзинка с едой.

Дети берут корзинку и возвращаются по тропинке в лес, на полянку, считая в обратном порядке (5,4,3,2,1)

Воспитатель: Вот наша «полянка». (воспитатель показывает на столики). Ставит посередине на маленький столик корзинку с угощениями. Дети сначала нужно правильно выбрать животное.

На доске картинка леса и каждое животное спрятано. Например, картинка с белкой на ветке, с волком за кустом, заяц между елкой и пеньком и т.д. (отработка предлогов)

Воспитатель по очереди дает задание.

Воспитатель . Оля возьми животное, которое сидит под кустом. Юра, возьми животное, которое спряталось между двумя деревьями. Тимур возьми животное, которое сидит на ветке. Аделя возьми животное, которое справа от пенька. Ксюша, возьми животное, которое спряталось около куста. И т.д.

Пальчиковая гимнастика «Угощенье для зверей»

Раз - ладошка, два - ладошка,(показываем 1 и 2 ладошку)

Поиграем мы немножко. (шевелят пальцами обеих рук)

Принесите поскорей (указательный и средний пальцы

Угощение для зверей: правой руки ходят по ладошке другой.)

Морковку - зайчишке, (загибают по очереди пальцы на

Белочке - шишку, обеих руках одновременно,

Хитрой лисичке - рыбы мешок, начиная с большого.)

Ежику - яблоко,

Мишке - медок…

Вот и закончился этот стишок. (3 хлопка в ладоши.)

Игра «Кому что дадим? » (согласование существительных с числительными). Дети берут из корзинки каждый свое угощение и раскладывают на столе перед изображением животного.

Воспитатель: Ребята, а теперь мы будем угощать животных. Будьте внимательны. Какая цифра у вас на конверте, столько угощений вы и возьмете. Оля сколько угощений ты дашь медведю?

Ребенок: Медведю я дам 3 бочки меда.

Воспитатель: Толя, а сколько угощений ты дашь белке7

Ребенок: Белке я дам 5 орехов.

Воспитатель: А теперь положите ваши угощения в конвертики и мы отдадим их зайчику.

Зайчик благодарит детей.

Динамическая пауза под музыку.

Воспитатель. Ребята, зайчик опять что-то мне говорит.

Зайка шепчет на ушко воспитателю.

Воспитатель: Зайка говорит, что в лесной школе ему дали задание собрать картинки животных, а он запутался. Давайте поможем ему собрать животных. Соберите каждый свою картинку.

Воспитатель . Дети, внимательно посмотрите на картинку, которую вы собрали и скажите: у кого хищное животное, у кого травоядное, а у кого всеядное.

Дети отвечают: «У меня всеядный медведь», «У меня травоядный заяц», «У меня хищный волк» и т.д.

Логопед . Вот мы и помогли зайке, а теперь вместе с зайчиком давайте послушаем, о чем могут говорить животные в лесу?

4 часть. Диалоги и лексико-грамматические упражнения.

1 диалог. «Белка и медведь»

Белка. Ау, медведь, а что ты ночью делаешь?

Медведь. Я ем. Белка. А когда ты сыт бываешь?

Белка. А днем? Медведь. Да никогда!

Медведь. Тоже ем.

Белка.Ну а вечером?

Медведь. И вечером ем.

Белка. А когда же ты не ешь?

Медведь. Когда сыт бываю.

2 диалог. «Лисица и еж»

Лиса. Всем ты еж хорош, пригож, да вот колючки тебе не к лицу.

Еж. А что, лиса, я с колючками некрасивый?

Лиса. Да не то, что некрасивый…

Еж. Я с колючками неуклюжий?

Лиса. Да не то, чтобы неуклюжий…

Еж. Ну какой я с колючками?

Лиса. Да ты с ними несъедобный!

Логопед . А теперь давайте поиграем.

Игра с мячом в кругу « Придумай слово» (сложные прилагательные)

У лисы длинный хвост - она длиннохвостая

У зайца длинные уши - он длинноухий

У белки тонкие лапы - она тонколапая

У зайца короткий хвост - он короткохвостый

У волка острые зубы - он острозубый

У медведя толстые лапы - он толстолапый.

Воспитатель: А теперь пришла пора попрощаться с нашим зайчиком и с лесом, полным сказок и чудес.

Логопед. Давайте опять сядем на поезд и поедем домой в детский сад.

«На поезде мы едем и станции считаем…

Опушкино - чап-чап

Тропинкино - ших-ших

Дорожкино - топ-топ

Вот садик наш - хлоп-хлоп»

Конспект

интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по развитию речи с элементами математики.

«Путешествие в волшебный лес, полный сказок и чудес».

Шлыкова Елена Павловна учитель-логопед ГБДОУ д/с № 18

Цель: закрепление знаний детей по лексике, связной речи, грамматическому строю, звукопроизношению, математике


Конспект НОД по развитию речи в средней группе
Тема: «В гостях у солнышка»
Цель: Воспитание самостоятельности ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение детей формам монолога.
Программные задачи:
Образовательная: учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта, развивать связную монологическую речь, интонационную выразительность речи.
Развивающая: способствовать развитию мелкой моторики пальцев и артикуляционного аппарата, коммуникативных отношений.
Воспитательная: воспитывать у детей умение сочетать движение и речь, узнавать и передавать эмоциональные состояния.
Предварительная работа: Беседа, просмотр иллюстраций на тему «Моё настроение» (используя схемы – модели). Знакомство с малыми формами фольклора: потешки, прибаутки, присказки. Заучивание наизусть некоторых из них. Наблюдения, беседа, составление рассказов «Моё солнышко» (домашнее задание). Отрывная аппликация «Солнышко и Тучки» (на развитие мелкой моторики).
Оборудование: схемы – модели «Солнышко» (изменяя мимику), атрибуты «Барабаны» для подвижной игры «Стадо», лукошко с сюрпризом.
Ход занятия.
Воспитатель:
«Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадку?
Большой подсолнух в небе
Цветёт он много лет,
Цветёт весной и летом,
А семечек в нём нет». (Солнце).
Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю в гости.
Раз – два – летит ракета, три – четыре – самолёт,
Поднимаем руки выше, отправляемся в полёт.
Дети под музыку, лёгким бегом по кругу, выполняют движения по показу воспитателя и усаживаются на стульчики.
Воспитатель: Ребята, давайте познакомимся с солнышком.
Воспитатель выкладывает на доске модели солнца.
Пальчиковая гимнастика
Воспитатель: Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, вольный ветерок.
Здравствуй, маленький дубок,
Мы тебя в детском саду
Все сейчас приветствуем!
Ребята, посмотрите, пожалуйста на Солнышко и скажите, каким оно может быть?
Дети: Солнышко бывает добрым, весёлым, красивым, счастливым.
Дети рассматривают модель Солнца, отвечают на вопросы, воспитатель проводит индивидуальную работу.
Воспитатель: Солнышко улыбается, улыбнитесь и вы, мои дорогие. Молодцы!
Психогимнастика «Радость»: Ребята, скажите, пожалуйста, когда вам бывает радостно?
Дети: когда мамочка рядом, лучший друг играет вместе со мной, купили новую игрушку, просто хорошее настроение.
Благодаря такого рода беседе, мы развиваем монологическую речь ребёнка.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, а чем же занимается Солнышко? Какие дела у него могут быть?
Дети: землю освещает, птичек согревает своим теплом, цветочки радует, всем людям улыбается.
Воспитатель: Налетел ветерок, Солнышко изменилось. Каким оно стало? Почему?
Дети рассматривают модели Солнца «Грусть».
Дети: Солнышко стало грустным. Мы тоже грустим, когда плохая погода, болеем, нас не пускают гулять.
Психогимнастика: «Грусть»: губки опустили, бровки нахмурили.
Воспитатель: А ветер - проказник всё сильнее дует. И вот наше Солнышко что делает? Правильно - рассердилось.
Дети рассматривают модели Солнца «Злость».
Как вы думаете, ребята, почему это произошло?"
Проводится беседа, дети отвечают на вопросы - развивается связная монологическая речь, ребёнок учится передавать эмоциональное состояние.
Дети: Солнышко сердится, потому что дует сильный ветер, пыль летит в глаза, тучи плывут по небу, мы тоже злимся, когда нас ругают, говорят плохие слова, ломают любимые игрушки.
Психогимнастика «Злость»: бровки нахмурили, зубки сжали, носик к верху подняли и зарычали р-р-р.
Воспитатель: Ой, что это произошло с Солнышком? Правильно, оно испугалось.
Дети рассматривают модели Солнца – «Испуг».
Как выдумаете, почему?"
Дети: Сверкает яркая молния, гремит страшный гром.
Воспитатель: А когда вы, ребята, бываете испуганными?
Дети: Когда темно, когда остались дома одни, когда заблудились.
Психогимнастика «Испуг»: бровки подняли к верху, ротик открыли и произносим о-о-о, а-а-а.
Физкультминутка
Воспитатель: Я хочу, чтобы вы были всегда смелыми и никогда ничего на боялись. А сейчас немножко разомнёмся:
«Дружно встанем на разминку
И назад сгибаем спинку,
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо - влево.
А теперь руками крутим
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу,
В сторону разводим,
Повороты вправо - влево,
Плавно производим.
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол,
Потянули плечи, спинки,
А теперь конец разминке.»
Воспитатель: Смотрите, смотрите - наше Солнышко совсем расстроилось и заплакало. Как вы думаете, почему?
Дети рассматривают модели Солнца «Печаль».
Дети: Потому что скучает, потому что пошёл дождик, кто - то родной и близкий заболел.
Психогимнастика «Печаль»: глазки закрыли, губки сжали, произносим у-у-у.
Воспитатель: Ребята, пусть будут редкими ваши слёзы. Посмотрите, Солнышко смеётся, улыбается (модель «Радость»). И приглашает нас с вами поиграть:
Мы глазами миг -миг,
Мы плечами чик - чик,
Мы руками хлоп - хлоп,
Мы ногами топ - топ!
Раз туда, два сюда -
Повернись вокруг себя.
Раз присели, два - привстали,
Руки к верху мы подняли.
Раз - два, раз - два
Начинается игра.
Русская народная игра "Стадо".
Звучит весёлая музыка, каждый ребёнок одевает соответствующий атрибут – «барашек» и проговаривают слова - закличку.
«Пастушок, пастушок,
Заиграй нам в рожок,
Трава мяконькая,
Роса сладенькая.
Выпусти нас в поле,
Поиграть на воле...»
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас садитесь, пожалуйста на свои места. Мы попробуем вспомнить свои поступки и проанализировать отношение Солнышка к ним.
Звучит 2 - 3 рассказа детей из личного опыта, проводится индивидуальная работа, закрепление материала, уделяется внимание выразительности речи каждого ребёнка.
Воспитатель: Ребята посмотрите что это в корзинке лежит «лимон» он такого же цвета, как и солнышко. Вот мы с вами сегодня поговорили о том, каким бывает Солнышко и мы, что необходимо делать, чтобы всем нам было уютно и весело. Ребята, какие вы все молодцы!

ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА

конспект комплексного занятия по развитию речи

Программное содержание. Сформировать у детей такие понятия как добро и зло;

Воспитывать доброе и внимательное отношение друг к другу и окружающим; стремление совершать добрые поступки;

Поддерживать и развивать у детей желание следовать тому, что достойно подражания;

Учить детей строить высказывания типа рассуждений;

Развивать умение составлять короткие творческие рассказы;

Развивать умение четко и ясно выражать свое мнение, внимательно выслушивать свих товарищей.

Оборудование: иллюстрации города, растений (деревья, цветы), краски, альбомы, кисточки, конверт с письмом.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель. Ребята, сделайте круг, вытяните руки вперед и положите ладошки на ладошки. Улыбнитесь и пожелайте друг другу добра.

Ребята, от Солнечного Лучика пришло тревожное письмо. Он просит нашей помощи. Дело в том, что он обнаружил Страну Холода. И живут в той стране люди с ледяной душой и оледеневшим сердцем. Они слышали такие слова как «Любовь», «Дружба», «Доброта», но не знают, что они означают. В этой Стране живут Злость, Ненависть и Жадность. Жители этой страны тоже живут в домах, но дома у них черного цвета. Там растут деревья, цветы, трава, но листья на них серого цвета. Чтобы помочь людям с ледяным сердцем, злым и жестоким Солнечный Лучик разослал много писем о помощи. Одно из них получили мы с вами.

А как вы думаете, какими он хочет видеть людей Страны Холода?

Дети (добрыми, счастливыми, чтобы у них было много друзей, чтобы они были милосердными, внимательными, чтобы любили друг друга, помогали друг другу…)

Воспитатель . Но у них ледяные сердца! Как мы можем им помочь?

Дети (надо им дать горячего чаю с конфетами. Сказать, что они хорошие, пригласить их к себе в гости и показать свой город. Пригласить на праздник. Подарить книгу с добрыми сказками, предложить им дружбу. Нарисовать цветочную полянку…)

Воспитатель. Ребята, но мы не знаем ни адреса этой Страны, ни телефона. Как же нам передать наши рисунки?

Дети (Можно рисунки передать Солнечному Лучику).

Воспитатель . Прекрасно. А давайте мы с вами нарисуем им все то, что окружает нас, то есть Божий Мир вокруг нас.

А сейчас я вам предлагаю вспомнить игру-помогалочку.

Вот и мы, и ты, и я

Мы одна семья.

Улыбнись тому, кто справа,

Улыбнись тому, кто слева.

Мы одна семья.

Проходите, садитесь за столы. Подумайте, что можно нарисовать и не забывайте, что рисунок должен быть ярким, красивым и аккуратно закрашенным.

В конце занятия выставляем рисунки, рассматриваем, желающие рассказывают то, что они изобразили.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png