Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы

Социально – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. За последние несколько лет в нашей стране произошли большие перемены: изменился общественный строй, подверглись резкой критике процессы, которыми мы когда-то гордились. К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Материальные ценности преобладают над духовными, и мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Но как бы не изменялось общество, воспитание у детей чувства любви к родной стране, развитие добрых чувств по отношению к своим близким должны оставаться неизменными.
В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Дошкольный возраст наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности - значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями. В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. У них формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им.
Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, в качестве транслятора культуры и традиций общества во все времена считалась одним из базовых компонентов в воспитании и формировании полноценной личности. Художественная литература, давая познание действительности, расширяет кругозор читателей всех возрастов, дает эмоциональный опыт, отклик, выходящий за рамки того, что мог бы приобрести человек в своей жизни, формирует художественный вкус, доставляет эстетическое наслаждение, которое в жизни современного человека занимает большое место и является одной из его потребностей. Но самое главное, основная функция художественной литературы – это формирование у людей глубоких и устойчивых обобщенных «теоретических» чувств, побуждающих их продумывать, выкристаллизовывать свое мировоззрение, определяющих это мировоззрение, превращающих его в действенную силу, направляющую поведение личности. Знакомясь с художественной литературой, дошкольники узнают о таких нравственных понятиях, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость, сочувствие, сострадание. Размышляя о нравственном воспитании средствами художественной литературы, русские методисты В. Виноградов и А. Балталон писали, что «Нравственное воспитание детей совсем не достигается путем рассуждения с ними о морали и добродетели... Нравственно-воспитательная задача при прочтении состоит в том, чтобы заставить детей насколько можно живее и полнее переживать нравственные настроения, чувства и поступки изображаемых героев. Если эти нравственно-эмоциональные состояния пережиты в воображении детей, то воспитательная цель уже достигнута даже в том случае, если после чтения не последует никакой беседы на моральную тему».
Художественное слово является действенным средством воспитания моральных качеств личности. Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Она способствует возникновению у детей эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Решая задачи развития морально-нравственных качеств, важно использовать как классическую русскую, так и современную литературу. Эти произведения задевают душу ребёнка, у него зарождается сопереживание, сочувствие герою. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей. И у них начинают пробуждаться гуманные чувства: способность проявить заботу и доброту, протест против несправедливости.
Для того, чтобы реализовать воспитательные возможности книги, необходимо создать определенные условия. В семье, прежде всего, должна быть эмоциональная атмосфера заинтересованности деятельностью малыша, желание читать ему, беседовать о прочитанном, развивать способность воспринимать рассказы, сказки, стихотворения как искусство слова. Нравственное развитие детей осуществляется особенно успешно, если они способны осознать идею художественного произведения и мотивировать поступки героев. Поэтому, беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дошкольники как можно полнее рассказали о главном герое, его качествах.
В период, когда ребенок только еще слушатель и зритель книги, роль взрослых особенно значительна и важна. Выбрать книгу, увлечь ею, развить способность целостного эмоционально-образного восприятия, научить понимать и чувствовать авторскую тональность, красоту, поэтичность художественных образов, вызвать эмоциональную отзывчивость – ответственная задача родителей. Важно знать склонности, интересы ребенка, его индивидуальные особенности.
Немаловажное значение имеет отбор книг для чтения: идейная направленность книги (например, моральный облик героя); высокий художественный уровень, литературная ценность (критерием художественности является единство содержания произведения и его формы); доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей (при отборе книг учитываю особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт); занимательность сюжета, простота и ясность композиции; конкретные педагогические задачи.
Например, рассказы В. Сухомлинского «Камень», «Красногрудые снегири», способствуют воспитанию чувства любви и гордости к родной стране.
Воспитать бережное отношение к природе, к животным. Заботиться о них и защищать от уничтожения помогут такие художественные произведения как: Э. Шим «Не смей», М. Пришвина «Ребята и утята», К. Паустовского «Кот-варюга», Н. Носова «Живая шляпа», Л. Толстого «Птичка», Н. Сладкова «Разноцветная земля», М. Пришвина «Лесные хоромы», И. С. Тургенева «Воробей», З. Александровой «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили».
В формировании умений заботиться о близких, проявлять чуткость, сочувствие, тактичность, оказывать им практическую помощь помогут рассказы Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек», «Девочка и грибы», Т. А. Шарыгиной «Три дочери», Л. Воронковой «Ссора с бабушкой», В. Сухомлинского «Если бы у меня был ковёр-самолёт», «А сердце тебе ничего не приказало?»
Произведения В. Осеевой «Просто старушка», «Хорошее», Е. Пермяк «Чужая калитка», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Маршака «Если вы вежливы», А. Барто «Любочка» способствуют формированию элементарного уважения к окружающим, умению спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается.
Формировать у ребенка чувство гордости. Дать представление о своих достоинствах и недостатках. Способствовать процессу саморазвития личности помогут рассказы Н. Носова «Заплатка»; Е. Пермяк «Первая рыбка»; В. Осеевой «Сыновья».
Развивать способность самостоятельно преодолевать свои недостатки, испытать чувство стыда - рассказы Н. Носова «Огурцы»; В. Осеевой «Почему»; К. Ушинского «Играющие собаки»; Я. Тайц «По ягоды»; Л. Толстого «Косточка».
Детские рассказы Л. Толстого «Котенок» и «Лгун», Ищенко «Максимка- пограничник», Б. Житкова «На льдине» помогут понять свою зависимость от окружающих людей и обстановки. Сформировать чувство долга и ответственности перед другими и самим собой.
Художественная литература - одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности детей. Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций дошкольников. Если художественное произведение будет затрагивать душу ребенка, так чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою, то система работы по приобщению детей к художественной литературе, будет способствовать социально-нравственному воспитанию детей.

Литература:
1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ФГОС/ Р. С. Буре. М.: «Мозайка-Синтез», 2015.
2. Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм.// Дошкольное воспитание. – 2006. №10. С. 82-85.
3. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников. - М.:ТЦ Сфера, 2013.
4. Николаева И. А. Семья как социокультурная среда развития ребенка [Электронный ресурс]
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Современные методы и приёмы духовно-нравственного воспитания дошкольников

Конспект предназначен для педагогов - для выступлений на педагогических советах, конференциях.
Цель: Формирование основ духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей.
Задачи нравственного воспитания: познание и прививание православной культуры и традиций; раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов; гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка; формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям; одухотворение жизненного пространства ребенка; защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и духовного воспитания. Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Первейшая задача взрослых заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств, разобраться в этом непростом мире. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для дошкольника образом.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с помощью различных методов, приемом и средств. В работе выделяю следующие направления:
1. Духовно-образовательное направление. (занятия, чтение детям, беседы, устные поучения, обсуждение поступков героев и детей.)
2. Воспитательно-оздоровительное направление (праздники, подвижные игры, прогулки, экскурсии, походы.)
3. Культурно-познавательное направление (концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, участие в православных праздниках) .
4. Нравственно-трудовое направление (труд по самообслуживанию, изготовление подарков, атрибутов для игр).
Для успешной работы в данном направлении использую разнообразные методы : наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод использую во время:
- чтения произведений устного народного творчества;
- наблюдений;
- показа сказок и других произведений вместе с детьми;
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
- целевых прогулок, экскурсий;
- моделирования сказок.
Словесные методы представляются наиболее эффективными в процессе:
- рассказа или беседы;
- чтения произведений;
- заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;
- рассказывания произведений устного народного творчества детьми;
- бесед с элементами диалога;
- проведения разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций);
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбора житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, праздников, утренников и др.
Важное значение имеет практический метод , который использую, когда необходимо:
- изготовить с детьми наглядные пособия;
- организовать вечера с родителями;
- провести игры (подвижные, малоподвижные, дидактические, инсценировки);
- приготовить с детьми различные блюда народной кухни;
- изготовить поделки на выставки;
- организовать постановку сказок;
- провести экскурсии различной направленности;
- нарисовать или слепить из пластилина иллюстрации к сказкам, потешкам, пословицам и поговоркам.
Ребёнок подражает поведению взрослых. Дети гораздо охотнее принимают наши указания, советы, подсказки и следуют им, когда совершенно уверены, что мы любим их. В то же время они без труда замечают, когда в нашем стремлении изменить их поведение таится злоба, и тотчас делают вывод, что наши указания - это прежде всего признак недовольства ими, недостаток или отсутствие нашей любви. Единственный способ преодолеть подобную трудность - постараться поменьше читать им мораль и больше наблюдать за ними. Пройдет, возможно, не один месяц, прежде чем ребенок заметно изменится, но, если мы сумеем сохранять спокойствие и терпение, все это даст хорошие результаты. Если мы всеми силами постараемся вести себя так, чтобы он поверил в наше доброе отношение к нему.
Одной из важных задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй . Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
В работу с родителями входит:
-собрания на духовно- нравственные темы;
-собрания, на которых родителей знакомят со средствами народной педагогики;
-лектории для родителей;
-открытые показы воспитательно- образовательного процесса;
-вечера вопросов и ответов;
-проведение совместных мероприятий;
-собеседования на диалоговой основе;
-анкетирование и тестирование;
-индивидуальные и групповые консультации;
-наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы);
-визиты домой;
-экскурсии;
-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий;
-привлечение родителей к подбору произведений устного народного творчества определенной тематики;
-выставки совместного творчества.
Доведение до сознания родителей важности духовно-нравственного воспитания дает заметные результаты. Чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение.
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, трудовую, спортивную, повседневную сферу жизнедеятельности дошкольников; использование многообразных форм и активных методов приобщения дошкольников к истокам национальной культуры; педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в освоении основ народной педагогики.
Вывод : Духовно-нравственное воспитание дошкольников - это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.

Если школьный стандарт предполагает направления развития ребенка – личностное развитие и предметное развитие, то в дошкольном стандарте оставили только одно – личностное. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. В детских садах ребенок впервые сталкивается с так называемым «общественным» взрослым (воспитателем), с которым ему нужно выстраивать отношения. Моральные основы человеческой личности закладываются ещё в раннем детстве. Нравственное воспитание детей нельзя откладывать на потом, как это, к сожалению, нередко происходит в наши дни. Сегодня многие родители больше озабочены карьерой и материальным достатком, чем нравственно духовным воспитанием детей дошкольного возраста. Конечно, подобная смена приоритетов во многом обусловлена реалиями современной жизни, которая за два последних десятилетия изменилась коренным образом, но это не оправдывает родителей, не уделяющих должного внимания развитию в детях высоких моральных качеств. Если первоначальный нравственный опыт ребёнка окажется негативным, то исправить ситуацию впоследствии будет очень сложно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества.

Рузвельт

Дошкольное образование согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» направленно на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Если школьный стандарт предполагает направления развития ребенка – личностное развитие и предметное развитие, то в дошкольном стандарте оставили только одно – личностное. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. В детских садах ребенок впервые сталкивается с так называемым «общественным» взрослым (воспитателем), с которым ему нужно выстраивать отношения.

Главными критериями нового стандарта дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие детей, а не подготовка к школе.

Моральные основы человеческой личности закладываются ещё в раннем детстве. Нравственное воспитание детей нельзя откладывать на потом, как это, к сожалению, нередко происходит в наши дни. Сегодня многие родители больше озабочены карьерой и материальным достатком, чем нравственно духовным воспитанием детей дошкольного возраста. Конечно, подобная смена приоритетов во многом обусловлена реалиями современной жизни, которая за два последних десятилетия изменилась коренным образом, но это не оправдывает родителей, не уделяющих должного внимания развитию в детях высоких моральных качеств. Если первоначальный нравственный опыт ребёнка окажется негативным, то исправить ситуацию впоследствии будет очень сложно.
Основой правильного духовно нравственного воспитания детей дошкольного возраста является их высокая эмоциональная отзывчивость. Чувства и поступки маленьких детей отличаются искренностью, при этом малыши склонны к подражательству, то есть в тех или иных ситуациях дети поступают так, как, на их взгляд, повели бы себя взрослые, являющиеся для них авторитетом. В то же время способность предварительно анализировать последствия своих поступков и контролировать собственное поведение не относится к числу врождённых качеств и развивается у детей постепенно. Поэтому, чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить.
Мышление дошколят отличается предельной конкретностью, поэтому они нуждаются в помощи для осознания общих моральных принципов, таких как справедливость, доброта, заботливость, вежливость и т.д., являющихся основой нравственного воспитания детей. Родители, как и воспитатели дошкольных учреждений, должны постоянно отслеживать, правильно ли дети воспринимают основные моральных установки и соотносят ли с ними свои и чужие действия и поступки. Формальные знания, когда общие представления о правильном отношении к окружающим не трансформируются в конкретные поступки, могут навредить не меньше, чем отсутствие стройной системы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Желание заслужить похвалу и одобрение со стороны взрослых, установить и сохранить добрые отношения с людьми является для ребенка одним из наиболее значимых мотивов межличностного поведения в старшем дошкольном возрасте. Другим не менее важным мотивом выступает стремление к самоутверждению. В сюжетно-ролевых играх детей оно реализуется в том, что ребенок стремится взять на себя главную роль, руководить другими, не боится вступить в соревнование и во что бы то ни стало стремится в нем одержать победу

Не следует думать, что нравственное воспитание в школе способно в полной мере восполнить пробелы, допущенные в семье и дошкольном учреждении. Объём информации, который обрушивается на ребёнка буквально с первого дня обучения, настолько велик, что на планомерное духовно нравственное воспитание у современных учителей зачастую не остаётся ни времени, ни возможностей.
Родителям необходимо помнить, что дошкольное нравственное воспитание детей должно сочетаться с предельным уважением их личного достоинства. Обоснованная требовательность к детям не должна заслонять любовь к ним. Родители и воспитатели дошкольных учреждений должны учитывать индивидуальные черты характера детей, их возможности, уже сложившийся небольшой нравственный опыт. Формирование основ нравственного поведения ребёнка не должно сопровождаться подавлением его инициативы, нивелированием индивидуальности.
Дошкольное нравственное воспитание детей требует от родителей систематических усилий. Невозможно заложить правильные основы достойного человека, занимаясь этим лишь от случая к случаю. В наше время родителям особенно важно найти разумный баланс между воспитанием детей и другими своими заботами.


На сегодняшний день проблема нравственности очень актуальна. Уделяя внимание интеллектуальному развитию своего чада, родители забывают о получении ребенком духовного опыта. Развлечения современного малыша банальны: компьютерные игры, просмотр бессмысленных мультфильмов, прогулки по торговым центрам.

В дошкольном возрасте у детей формируется основа духовно-нравственной системы, от которой зависит дальнейшее отношение ребенка к окружению и миру в целом. По этой причине так важно уделять внимание моральному развитию крохи. Актуальность этой задачи отражается и в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) для дошколят.

Цель программы

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет родителей уделять приоритетное внимание обучению дитя. Веря в то, что интеллектуальное развитие является основой успешного и перспективного будущего, взрослые забывают о нравственной и моральной составляющей. А ведь духовные ценности закладываются с раннего возраста, и, проигнорировав естественное стремление ребенка к доброму и искреннему, родитель собственноручно рушит фундамент истинно важных качеств своего малыша.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников формирует личность маленького человека, прививая ценные моральные качества ребенку, а также способствует накоплению опыта, основанного на традициях культуры. В рамках ФГОС предусмотрены следующие задачи:

  • возрождение обычаев и традиций нации;
  • знакомство с православной верой;
  • духовное и эмоциональное обогащение;
  • поддержание нравственных ценностей семьи;
  • формирование понимания таких понятий, как справедливость, сочувствие, патриотизм и другие.

Приобщение детей к культуре, моральным нормам, традициям государства, общества и семьи принципы дошкольного образования по ФГОС, на которых основаны методы работы педагогов.

Положения образовательного стандарта

С 2013 года ФГОС входит в каждую образовательную систему. В рамках этих стандартов создаются учебные программы, направленные на развитие детей, в частности, дошкольников. Положения ФГОС основаны на следующих условиях:

  • различные методы для разнообразия детства подопечных;
  • всестороннее развитие ребенка;
  • социализация через взаимодействие со взрослыми и детьми;
  • уважение к личности дошкольника;
  • поддержание эмоционального благополучия и психологического здоровья;
  • особенная форма подачи информации через творческую активность, сказку, исследовательскую деятельность.

Особенно важным является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, формирующее любовь к стране, гордость за свой народ, стремление обогатить культуру. Основы патриотизма закладываются в семье, методы же работы воспитателей заключаются в развитии и обогащении уже полученного опыта. В положениях стандарта также подчеркивается значимость и особенность каждого возрастного периода. Занятия проводятся в ненавязчивой обстановке, в игровой форме или через сказку, отображающую в главных героях понятия о доброте, честности, отваге.

Требования программы

ФГОС ДО - это совокупность обязательных положений в образовании детей младшего возраста на основе многолетнего опыта работы педагогов. Программа представляет определенные методы, которые способствуют духовному развитию малыша.

  • Социально-нравственное воспитание дошкольников - усвоение общепринятых норм, формирование позитивного отношения и уважения к окружающим.
  • Художественно-эстетическое восприятие - понимание и восприятие искусства, любовь к природе, развитие творческой деятельности, фантазии.
  • Развитие речи - правильное использование основного средства общения с окружающими, обогащение словарного запаса.
  • Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - формирование представлений о Родине, традициях, ценностях и праздниках страны. Развитие познавательной активности, любопытства.

Для более продуктивной работы с детьми ФГОС указывает на необходимость их проведения в следующих условиях:

  • установка и контроль правил доброжелательности между детьми разных социальных групп, возрастов, религий, наций;
  • уважение к чувствам, желаниям и личности ребенка;
  • совместные работы с семьей, вовлечение родителей в процесс духовного воспитания;
  • специфическая форма подачи для данной возрастной группы - через увлекательную историю или сказку, интересный поход, веселую игру.

Необходимо формирование положительного отношения к миру, адекватного проявления чувств по отношению к окружающим, способности к анализу поступков других людей. Одна из успешных методик - собственный пример, ведь подражание взрослым занимает один из важных этапов в развитии ребенка.

Взаимодействие с родителями

Совместные работы детей с родителями - неотъемлемая составляющая, без которой невозможно духовное и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Для сотрудничества со взрослыми воспитатели используют различные методы:

  • анкетирование для выявления отношения родителя к программе;
  • презентация книг и выставок, посвященных православной культуре;
  • совместное празднование национальных праздников;
  • презентация семейного творчества.

Методы работы родителей с детьми зависят от возрастных и личностных особенностей, в зависимости от того, что интересно конкретному ребенку. Сформировать задатки нравственности можно через пословицы, песни или сказку, придуманную взрослым на основе собственного духовного опыта, экскурсиями, прогулками на природе.

Успех воспитания складывается из совместного дуэта родительского и педагогического опыта. Воспитатель должен объяснить отцу и матери важность поддержания семейных и народных традиций, привития эстетического вкуса, понимания и принятия духовных ценностей. В первую очередь именно родители ответственны за развитие своего крохи.

Для каждого этапа взросления ребенка характерны свои особенности развития. Духовно-нравственное воспитание дошкольников предполагает учет индивидуальности ребенка, его характера, способностей, окружения. Именно такой подход позволяет развивать личность маленького человечка, формируя основу социального воспитания и осознания духовных ценностей.

Валентина Чичерина
Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС

Выступление на педагогическом часе

Тема : «Духовно-нравственное воспитание дошкольников

в свете требований ФГОС »

Воспитатель МАДОУ г . Нижневартовска ДС №29 «Ёлочка»

1 слайд :

«Духовно - нравственное воспитание дошкольников

Главной целью воспитательной деятельности дошкольников является формирование личности , а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек - это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т. д.

Часто наблюдая за поведением детей в повседневной жизни мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами : Ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей ?

Назрела необходимость пересмотра основ . Нужен новый взгляд на саму сущность этого воспитания .

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л . Н. Толстой : «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

* первичное приобщение детей, их родителей, педагогов к непреходящим духовно -нравственным и социокультурным ценностям нашего Отечества;

* организация взаимодействия детей и взрослых, развитие единого контекста воспитания в семье и дошкольной Организации , формирование активной педагогической позиции родителей;

* формирование социальной активности детей дошкольного возраста .

5 слайд Социокультурные истоки

«СОЦИОКУЛЬТУРА» - вся духовная и материальная культура, выработанная человечеством. Её ценности составляют сущностную сторону образования подрастающего поколения.

Создается база духовно -нравственного и гражданско-патриотического образования (обучения, воспитания , развития и оздоровления) подрастающего поколения россиян (не только русских, но и татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей, удмуртов, аварцев, лезгин, ингушей, чеченцев, якутов и многих других народов российского общества).

6 слайд Духовно -нравственные ценности и образы-идеалы традиционной культуры :

Традиционное отношение русского народа к родной земле, как к родной матери, кормилице, главной святыне, которую необходимо беречь, охранять, защищать;

Бережное отношение к родной природе,

Проживание календарных народных и православных праздников;

Традиционное отношение русского народа к производительному труду на родной земле, как к самому почетному делу и главному источнику жизненного благополучия;

Традиционное отношение к матери, почитание предков, к семье, к людям, воплощенное в образах идеалах человека, среди которых особую ценность составляют образы русской красавицы, героя русского богатыря, добрых матушки и батюшки, дружных сестер и братьев);

традиционное представление о красоте человека, неразрывно связанное с его нравственными добродетелями (добротой, отзывчивостью, трудолюбием, милосердием, нестяжательством и т. д., отраженными в православии.

7 слайд Гендерный подход к социализации через содержание «Истоки»

Дети получают дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью : мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать, женщина.

Дошкольники узнают о традиционно мужских и женских видах труда, овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых.

8 слайд Система ценностей истоков :

Ценности родной культуры;

Ценности деятельности человека;

Социокультурные ценности;

Ценности внешнего мира, составляющие природно-культурное пространство России;

Ценности внутреннего мира человека ;

Нравственные ценности;

Ценности сохранения и укрепления родных православных традиций.

9-10слайды Книги для развития детей от 3 до 7 лет

11 слайд Книги для развития для детей 3-4 лет «Доброе слово» , «Добрый мир» , «Добрая книга»

Книга «Доброе слово» направлена на приучение ребенка к добру и укреплению его в добре, которое происходит через доброе слово и доброе дело.

Через книгу «Добрый мир» дети узнают о том, что добрый мир – это мир, в котором, прежде всего, мы сами проявляем доброе и заботливое отношение ко всему окружающему.

«Добрая книга» учит детей добрым делам. Она пробуждает в детском сердце чувство любви, сострадания, благодарности, а значит, помогает стать ребенку добрым

12 слайд. В возрасте 5-6 лет целями воспитательной программы являются :

Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость) ;

Дальнейшее развитие опыта активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

Развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей;

Создание условий для формирования правильной самооценки.

13 слайд Задачи духовно нравственного воспитания в условиях перехода на ФГОС ДО

1. Формирование начал патриотизма и гражданственности.

2. Формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе.

3. Понимание своих национальных особенностей.

4. Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.

5. Уважение к своей нации.

6. Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа.

7. Уважение к представителям других национальностей

8. Формирование положительных доброжелательных взаимоотношений

14 слайд Система и последовательность работы по духовно-нравственному воспитанию реализуется в следующих блоках :

Моя семья

Мой детский сад

Моя малая Родина

Страна столица, ее символика

Мой город

Правила, по которым мы живем

Пути реализации задач духовно- нравственного воспитания .

Одним из главных факторов результативности процесса духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является педагог как носитель духовных ценностей . "Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания , как бы хороша она ни была, – пишет К. Д. Ушинский, – не перешедшая в убеждение воспитателя , останется мертвой буквой, не имеющей ни какой силы в действительности… Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя , стоящего лицом к лицу с воспитанником : влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу , которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников ".

16слайд Создание развивающей среды

Создание развивающей среды

Развивающая среда должна быть наполнена материалами согласно возрастных особенностей воспитанников и способствует выполнению задач образовательной деятельности.

17 слайд В развивающей среде нашей группы, создан центр по духовно-нравственному воспитанию . Он объединил темы и материалы к ним : «Семья» , «Детский сад» , «Родной город и наш край» , «Страна Россия» , «Москва – главный город России» , «Русское народно-прикладное творчество» . Развивающая среда наполнена настольными играми : «Семья» , «Мой родной дом» , «Детский сад» , «Девочки и мальчики» , «Славянская семья» , «Моя Родина Россия» , «Собери герб города» , «Символика России» и другие. Созданы альбомы «Мама, папа, Я и мой любимый Нижневартовск» , «Россия родина моя» , «Народов дружная семья» . Среда оснащена серией книг по данным темам, включая книги духовные «Святое рождество» «Жития святых» , «Детская библия» и другие. Учтен региональный компонент, находятся макеты, куклы ханты, альбом «Северные узоры, символика ханты-мансийского края. Настольные игры «Что такое хорошо и что такое плохо?» , «Эмоции» , дидактический материал «Я и другие» позволяют знакомить детей с правилами, по которым мы живем.

18 слайд. В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению , которое посещает ребёнок, но и семье.

Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей . Огромное значение имеет пример взрослых : воспитателя , родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо» . Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности , созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей

19слайд. Основой гражданского общества является семья, и именно в семье решаются проблемы, которые столь остро стоят сегодня перед Россией. Семья России - словосочетание необычайно трепетное. В нем - и сила земли русской, и щедрая гордость за нашу многонациональную Родину, мудрость времен и преемственность поколений. В любой семье есть свои традиции, преемственность духовных и моральных ценностей, устоев и норм поведения. В семье формируется понимание плохо и хорошо, добро и зло, правильно и неправильно, справедливо и наоборот. От того как воспитываются дети в семье , с каким багажом отца или матери, дедушки или бабушки, дяди и тети помогают вступить во взрослую жизнь, какие знания закладываются в них, зависит жизнь не только отдельного человека или его семьи, но и общества в целом. Обычно и в семье, и в школе на первое место ставится изучение основ наук. А на последующее - наука о том, как стать человеком, т. е. как быть благородным и добросердечным. Как показывает жизненный опыт, воспитание дает высокие результаты там, где есть для этого добротная почва. Воспитание – это посев зерна : чем лучше природная почва, тем богаче урожай. Можно сколько угодно придумывать и организовывать для детей грандиозные мероприятия, полагая, что они несут воспитательный эффект , но так и не добиться этого эффекта, потому что ребёнок не научился «видеть» и «слышать» то доброе, что ему предлагают другие.

20 слайд Пути реализации раздела «Семья» . В начале деятельности с родителями был проведен «Тест на выявление взаимоотношений с родителями. Примерные вопросы : Висят ли дома семейные фотографии? Хотелось бы вам воспитывать детей так , как воспитывали вас ? Праздники и семейные обеды у родителей прекрасная традиция? Двор отчего дома вызывает у вас легкую ностальгию? И т. д. предполагается один из ответов «Семья для вас – одна из приятных составляющих жизни» . Родители изготовили вместе с детьми флаги, гербы, дерево жизни семьи с целью изучения родословной.

21 слайд. Создание семейного альбома с участием родителей «Папа, мама, Я и мой любимый Нижневартовск» в котором фотографии семей, любимые места в Нижневартовске, где любят бывать дети. Фотографии с занятиями детей в детском саду и профессиями сотрудников детского сада. К фотографиям подобраны стихи. Детям очень нравится смотреть его, фотографии периодически обновляются.

22 слайд. Для того, чтобы ближе познакомиться с семьями, их занятиями, традициями семьи, были сделаны портфолио семьи.

23слайд. Из архива семьи Маматовых. Семейные традиции.

24 слайд. Участие в конкурсах к Дню защитника Отечества, одним из пап были нарисованы портреты пап воспитанников , изготовлена газета с поздравлениями для пап «Самый лучший папа» , в которой приняли участие мамы воспитанников . Газета заняла место в городском конкурсе в номинации «Приз зрительских симпатий»

25 слайд. Оформление стенгазет «Наши любимые мамы» к Дню матери, «Самый лучший папа» к Дню защитника Отечества, изготовление открыток

26 слайд Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к своим близким, отцу, матери, дедушке, бабушке, к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду и городу.

27 слайд. В развивающей среде имеется фотоматериал по городу Нижневартовску, фотографии детей в любимых местах в городе. Развивающая среда отражает события, как бабушки с дедушками приехали в город, у них появились родители наших детей, у них появились тоже дети (связь поколений) и как семьи проживают в городе Нижневартовске (часть стенда занимает изображение города) . С воспитанниками была проведен КВН : «Мой любимый северный край» , в котором они могли показать свои знания о городе и крае, в котором живут. При ознакомлении с городом используются средства ИКТ (просматриваются презентации о городе и крае, от начала его существования и по сей день). Имеется библиотека книг : «Мой любимый Нижневартовск» , Откуда нефть пришла?». Воспитанники с интересом проводят опыты с нефтью. Интеграция проходит во все разделы программы. Дети с удовольствием рисуют улицы города, памятные места, изготавливают поделки, связанные городом с его традициями, подобран материал в информационный центр для родителей . При участии родителей была сделана фотогазета «Мой любимый Нижневартовск» , «Поздравляю любимый город» .

28 слайд. Знакомимся с Россией. По данному разделу обогащаем знания детей о столице России, президенте, многообразие разных народов, символике, красоте природы. Воспитывая чувство любви и гордости за нашу страну. С этой целью были созданы альбомы «Народов дружная семья» , «Я люблю тебя Россия» . Разучивались хороводные игры, песенки, народные игры. Все происходящие события отражены в альбоме «Я люблю тебя Россия» . Имеются в наличии настольные игры : «Символика России» , «Наша Родина» , «Костюмы разных национальностей» , ширмы в информационном центре для родителей и воспитанников , использование презентаций, викторин «Я горжусь тобой Россия!»

29 слайд. Организован толерантный праздник с участием родителей, ярмарка, Новый год, рождественская сказка «Морозко»

30 слайд. Знакомство с русским народным творчеством

31 слайд. К разделу «Правила по которым мы живем» был создан стенд «Права и обязанности детей» , подобран дидактический иллюстрированный материал на тему : «Я и другие» , «Эмоции» , «Что такое доброта» , «Что такое хорошо и что такое плохо» , «Домик настроений» . Проигрывание разных ситуаций, решение проблемных ситуаций содействует обогащению опыта, как вести себя в определенных ситуациях. Дети знают правило : «Относись к другим так, как хочешь, чтоб относились к тебе» .

32 -33слайд Работа в данном направлении имеет свои результаты. Частично на слайде представлены наши достижения. Материал был систематизирован по разделу «Семья» и был представлен на окружной конкурс «Семья – основа государства» . Воспитанники группы принимали участие в конкурсах и являются победителями в конкурсах : «Моя любимая мамочка» , «Профессии моих родителей» , «Мечтаю стать» , «Мы дети нефтяников» , «Мой папа самый лучший» , «Рождественская открытка» , «С кем дружит елочка» ; победителями в викторинах : «Я, мои друзья, и моя семья : правила доброжелательного общения» , «Я Россией своей горжусь!» . Воспитанники принимали участие и имеют дипломы победителей в городском конкурсе : «Любимый город» , в конкурсах, посвященных Дню Победы, Дню защитника Отечества. Работу в данном направлении целесообразно продолжать дальше при тесном взаимодействии родителей.

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

А. С. Макаренко

Духовно-нравственное воспитание в наших руках !

35 слайд Спасибо за проявленное внимание и терпение!



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png