Скачать:
Предварительный просмотр:
Тематические прогулки
«Здравствуй, солнечный зайчик!»
Цель: Привлекать детей к простейшим наблюдениям явлений природы; знакомить детей с солнечными лучами, ролью солнца в нашей жизни
(солнце - источник света, тепла);
научить детей находить отражение «солнечного зайчика», следить за его перемещением;
учить соблюдать правила игры;
способствовать развитию ориентировки в пространстве;
способствовать развитию дружеских отношений;
воспитывать активность, самостоятельность;
продолжить создавать у детей радостное настроение во время прогулки в солнечный день
Материал: зеркальце, мелки.
Предварительная работа:
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату,
Мы захлопаем в ладоши-
Все мы рады солнышку.
Ребята, солнышко нас приглашает нас на прогулку, поэтому и заглядывает к нас в окошко. Поспешим встретиться с солнышком.
Дети одеваются и выходят на прогулку.
Ход прогулки :
На прогулке предложить детям посмотреть на небо, отметить какое оно чистое и голубое, какие нежные и белые плывут по небу облака. Обратиться к детям:
«Давайте, малыши, подставим свои ладошки лучам солнца. Солнышко ласковое и греет наши руки. Вы почувствовали его тепло? »
Вместе с детьми поиграть с солнечным зайчиком. Объяснить детям «Зеркало отражает лучики солнца, поэтому и появляется солнечный зайчик. Посмотрите –ка, какой он озорной и веселый. Как он скачет по стене, по скамейке по веранде».
Предложить детям поймать солнечного зайчика.
Развлечение «Солнечный зайчик»
Провести подвижную игру «Догонялки».
Описание игры : дети бегают за солнечным зайчиком он им садится на ладошки, гладит по голове, прыгает с одежды одного ребенка на другого, но поймать его не удается.
Скачут побегайчики-
Солнечные зайчики
Мы зовем их –не идут
Были тут – и нету тут
Прыг, прыг по углам
Были там, и нет их там
Где же зайчики?
Ушли
Вы нигде их не нашли?
Солнечные зайчики
Скачут по стене,
Помани их пальчиком
Пусть идут к тебе!
Воспитатель: Вот какого солнечного зайчика отправило к нам солнышко. Он очень веселый и теплый. Ой, ребята, смотрите, солнечный зайчик бегает по двери в группу, ему так понравилось с вами играть, что он захотел к нам в гости. Покажем солнечному зайчику нашу группу? Хорошо, тогда будем гостеприимными хозяевами и идём зайчику показывать нашу группу.
Дети уходят в группу.
Тематическая прогулка
«Где ты, Солнышко?»
Цель:
Закреплять признаки солнечного дня и дня пасмурного;
Развивать наблюдательность, память.
Материал:
крышки от бутылочек разных цветов, камешки, палочки.
Содержание:
Наблюдение за особенностями солнца
Опыт «Солнышко и ладошки»;
Выкладывание мозаики «Солнышко»;
Проговорить заклички, пропеть песенки, вспомнить стихи и загадки о солнышке.
Тематическая прогулка
«Наблюдение за солнцем»
Цель
: Продолжать учить детей замечать и называть состояние погоды: светит солнце, солнца нет, пасмурно. Уточнить знания детей о том, что солнце светит ярко. Учить устанавливать причинно-следственную связь: светит солнце – становится теплее, светлее. Поддерживать радостное, благодатное, доброе настроение. Способствовать длительному пребыванию детей на свежем воздухе.
Самостоятельная деятельность детей: вынести совочки, формочки, ведёрки, лопаточки для игр с песком. Предложить детям сделать из песка пирожные.
Наблюдение за солнцем.
Вопросы:
1. Посмотрите, ребята, на небо. Что вы видите? (Солнце, облака).
2. Какое солнце? (Круглое, яркое, жёлтое, большое).
3. На что солнце похоже? (На шар).
4. Какая сегодня погода? (Тёплая).
5. Почему на улице тёпло? (Светит и греет солнышко).
Да, солнышко греет и обогревает нашу землю. И на улице тепло.
Художественное слово
:
Солнце греет с высоты,
Расцвели уже цветы.
Выползли букашки
Из цветочной чашки.
Солнцу очень рады
Муравьёв отряды. (А.С. Уфимцева)
Солнышко лучистое,
Любят тебя дети.
Нет теплее солнышка
Ничего на свете. (Л. Чадова)
Воспитатель: У солнышка есть лучики, очень тёплые. Спустились они на землю и стали гулять. Вот и к нам они в гости заглянули. Протяните, дети, к солнышку, к его лучикам свои ладошки.
Вы вокруг все посмотрите,
Лицо к солнцу поднимите.
Потяните руки, дети -
Оно ласково нам светит.
Чувствуете, солнце греет,
Лицо на солнце наше млеет.
И деревья, и цветы,
И травинки, и кусты –
Дружно тянутся к нему…
Догадайтесь, почему? (А.С. Уфимцева)
Воспитатель: Солнышко приглашает вас поиграть.
^ Подвижная игра: «Солнышко». (Л. Чадова)
^ Трудовая деятельность:
Цель: Продолжать воспитывать у детей желание участвовать в труде, оказывать помощь взрослым. Приучать соблюдать чистоту и порядок на участке, побуждать. Учить детей работать сообща, получать радость от выполненного труда и его результата.
Воспитатель: Ребята, дворник у нас старенький и не успевает убрать мусор с участков. Ему очень трудно наклоняться за каждым камнем и палкой – посмотрите, как их много на нашем участке. Давайте поможем дворнику собрать камни и палки. Вы у меня сильные и быстрые.
^ Д/игра «Кто быстрее наполнит ведёрко».
Дидактическая игра «Где солнечный зайчик?»
Дидактическая задача: закрепить названия предметов; развивать ориентировку в пространстве .
Игровые правила: называть словом предметы и их пространственное расположение, когда на них укажет солнечный зайчик.
Ход игры. Воспитатель приносит в группу зеркало и показывает, как солнечные зайчики могут «бегать» по комнате. Начинает игру стихотворением:
Солнечные зайчики играют на стене.
Поманю их пальчиком, пусть бегут ко мне.
Ну лови, лови скорей,
Вот он, светленький кружок.
Вот, вот, вот - правей, правей,
Убежал на потолок. Дети следят за движением зайчика и называют те предметы, на которых он останавливается (вещи, которые постоянно находятся в групповой комнате и специально принесены на занятие), а также их пространственное расположение (вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади и др.).
Занятие «Поиграем с нашими гостями».
Цель: учить детей сравнивать предметы одного вида; группировать картинки по функциональному признаку; активизировать названия одежды, обобщающие слова: мебель, посуда, игрушки, одежда, фрукты, овощи.
Материал: две одинаковые куклы в разной одежде, коробка с набором картинок по числу детей в группе.
Ход занятия. 1. В гости приходят куклы. Дети знакомятся с ними, рассматривают их, сравнивают внешний вид и одежду. Таня со светлыми волосами, она светловолосая, с красным бантом. На ней клетчатая юбочка и белая блузка. Таня обута в красивые туфли. У Оли темные волосы, она темноволосая. На ней нарядное красное платье с кружевами. Она обута в такие же туфли , как и Таня. Куклы красивые, нарядные, веселые.
2. Воспитатель загадывает детям загадку об одной из кукол. Дети по описанию определяют, о ком загадка. Затем 2-3 ребенка загадывают про кукол, называя несколько характерных деталей их внешнего вида.
Дидактическая игра «Поможем куклам разобрать картинки».
Воспитатель раздает детям картинки. Куклы спрашивают, что на них нарисовано. По просьбе кукол к столу выходят все дети, у которых на картинках нарисована одежда. Все внимательно смотрят и проверяют, правильно ли выполнена просьба. Затем аналогично группируются другие картинки.
Занятие заканчивается тем, что куклы благодарят детей.
Широко используются драматизации и инсценировки с игрушками, в которых закрепляют правильное словоупотребление. Инсценировки в виде настольных игр с фигурками особенно полезны при исправлении ошибок в словоупотреблении. Динамика игровых действий создает условия для многократного мотивированного употребления нужных слов и тем самым способствует упрочению правильного навыка.
Так, при отработке употребления слов входить, выхо дить можно использовать инсценирование придуманного воспитателем рассказа о девочках, которые ездили на прогулку, входили в автобус и выходили из него, наблюдали за действиями других пассажиров. Постепенно при повторном (вариативном) рассказе о поездках (в трамвае, троллейбусе, метро) дети начинают правильно называть действия и следить за правильностью речи. Хорошо для разыгрывания подобных сценок использовать игрушечный транспорт с открывающимися дверями , соответствующий размерам пассажиров-кукол.
В средней группе вводятся словесные дидактические игры («Узнай по описанию», «Где что растет?», «Кто что делает»). Приведем пример игры.
Дидактическая игра «Угадай, про кого мы загадали» (в конце года).
Дидактическая задача: активизировать словарь в процессе составления детьми описания хорошо знакомых им персонажей сказок «Колобок», «Теремок».
Игровые правила: отгадчик выходит из комнаты, воспитатель с детьми договариваются, о каком животном и какую будут загадывать
загадку. Отгадывающего приглашают сигналом (считалкой, стихами и т. п.). В ответе нужно использовать лексикон сказки: мышка-норушка, зай- чик-побегайчик.
Ход игры. 1. Воспитатель предлагает детям вспомнить персонажей хорошо знакомых им сказок («Кто встречался колобку? Кто прибегал в теремок? Какие они? Как можно сказать про зайца? волка? медведя? лису? мышку? лягушку? петушка? Чем они питаются? Как любят забавляться?»).
Объясняет правила игры.
Тот, кто будет отгадывать, выходит за дверь. Все вместе выбирают персонаж. Воспитатель предлагает каждому подумать, что он будет загадывать про петушка, и вспомнить, что говорится в сказке о петушке.
Входит отгадывающий. Дети вместе с воспитателем дают описание петушка («Масляна головушка, шелкова бородушка»; «Хвост узорами»; «Умеет взлетать»; «На заре поет ку-ка-реку!»). Ребенок отгадывает: «Это петушок - золотой гребешок».
Таким образом, усложнение словарной работы в средней группе связано, в первую очередь, с расширением и углублением знаний об окружающем мире.
В этой группе большое внимание уделяется обогащению словаря словами, которые придают речи ребенка точность и выразительность, помогают выражать впечатления и переживания: кудрявая стройная береза, солнечный денек, бе резовая роща, еловая чаща, узкая тропинка, зеленый луг, лю боваться красивым цветным ковром, поляна.
Увеличиваются возможности для работы над смысло
вой стороной слова. В процессе наблюдений , рассматрива
ния предметов, игрушек, картин обращается внимание на
само слово, поощряется интерес детей к названиям пред
метов, их признаков, действий с ними. Перед детьми ста
вится задача выбора наиболее точного слова. Ее решение
сопровождается пояснениями воспитателя, как лучше ска
зать. Обсуждается этимология мотивированных названий
{подоконник - доска, встроенная под окном; какую посуду
называют кухонной, столовой, чайной? Почему?). Опираясь
на наглядность , дети подбирают определения (автобус боль
шой, светлый, синий...; дом высокий, большой, кирпичный ),
глаголы (дети бегают, играют, рисуют...; петух кукарекает, поет...;, котенок лакает, мяукает, царапается...), антонимы {холодный - теплый, чистый - грязный, веселый - груст ный..), синонимы {водитель, шофер; веселый, радостный; бояться - трусить...).
Постепенно педагог начинает предлагать задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного материала, в словесных играх «Какое что бывает», «Кто больше слов скажет про куклу, мяч...», «Назови ласково», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Добавь слово». Важно, чтобы материалом для этих игр служили слова, относящиеся к разным частям речи, и главное - хорошо знакомые детям (целесообразно использовать и те слова, над которыми работали во второй младшей группе). В играх подобного рода развиваются внимание детей к слову, языковое чутье, умение выбирать подходящее по смыслу слово в определенном словосочетании, предложении.
Большее место, чем в предыдущей группе, занимает работа над многозначными словами. Внимание детей продолжают привлекать к многозначным словам; выделяют новые значения в уже известных им словах {идти, носик, ножка, ручка и др.). При этом многозначное слово выделяется голосом {ручка у куклы; ручка у двери; ручка, которой пишут). Детям предлагают подумать, про что, например, можно еще сказать слово идет: идет мальчик, идет поезд, идет время.
Для ознакомления детей с многозначными словами в средней группе необходимо проводить специальные игры и занятия. На них многозначное слово становится семантическим ядром, вокруг которого располагаются другие слова тематически связанного ряда 1 . Используют наглядность (предметы, игрушки, картинки, рисунки, фотографии), а также драматизации и инсценировки. Занятия носят сюжетный характер, они объединены одним персонажем - куклой Таней. В игровой форме дети учатся пользоваться многозначным словом погладить (котенка, собачку, зайчика, утюгом одежду). На последующих занятиях подбирают антонимы к прилагательным и глаголам {котенок убе жал - Таня печальная, грустная, расстроенная, заплакала, загрустила; котенок вернулся - Таня повеселела, обрадова лась, стала веселой) и придумывают рассказы про Таню, как она сначала была грустной, а затем стала веселой. Детей учат составлять предложения, а затем рассказы с многозначным словом ручка, знакомят с разными значениями слова игла (у ежа, елки, швейная). Эксперименты показа-
1 Методика игр и занятий разработана О. С. Ушаковой. См.: Придумай слово/Под ред. О. С. Ушаковой. - М., 1996.
ли, что в средней группе дети начинают соотносить слова по смыслу, размышлять, какое слово лучше употребить, могут объяснять свой выбор, осознанно используют освоенные слова в связных высказываниях в зависимости от их содержания.
Словарные игры и упражнения могут содержать задания на использование многозначных слов, синонимов, антонимов, словосочетаний в связных высказываниях о предметах и игрушках, картинках, а также в высказываниях на темы из личного опыта.
На пятом году дети становятся более внимательны к художественному слову. Важно подбирать образные, яркие описания предметов и явлений, тексты, которые дают повод для размышлений над определениями, над нюансами значений слов.
Например, загадка К. Чуковского о подъемном кране содержит такие яркие и образные описания и сравнения предметов, что она может стать содержанием разговора с детьми: «Я великан: вон ту громадную, многопу довую плиту я, словно плитку шоколадную, вмиг поднимаю в высоту». Для объяснения содержания загадки могут быть использованы подбор синонимов к словам, обсуждение различия в словах плита и плитка, придумывание детьми собственных загадок о кране и т. п. Потешка «Скакун» - «Выйду из дома - и степь за порогом. Промчусь по степи на коне быстро ногом. Крылья мои - скакун удалой. Птица на крыльях над степью взо вьется. Конь по степи, словно птица, несется. Крылья м ои - скакун уда лой...» Вопросы «Как называется в песенке конь ? Как его еще можно назвать? Как мчится конь по степи? Как можно сказать по-другому?», сравнение коня с птицей, размышления над словом крылья помогут детям проникнуть в образный строй речи.
Старший дошкольный возраст. Ребенок старшего дошкольного возраста существенным образом отличается от ребенка 4 - 5 лет. Самым главным является то, что развивается его личность в целом, растет и развивается сознание. Ребенок начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, устойчивым. Расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе происходит дальнейшее расширение и углубление круга представлений и рост словаря. Дети 5 - 7 лет владеют бытовым словарем на уровне разговорного языка взрослых, употребляют слова не только с обобщающим, но и с отвлеченным значением - горе, радость, смелость. У них появляется большой интерес к слову, к его значению. Наблюдается и словотворчество - в тех случаях, когда в словаре ребенка не находится нужного слова («самостреляльный»
пистолет, «самогоночная» машина). Однако чаще в случаях затруднения ребенок не называет предмет. К семи годам большинство слов в словаре ребенка составляют имена существительные - около 42% и глаголы - 43%. Прилагательные и наречия соответственно занимают около 7% и 6%; служебные слова - около 2%.
В старшей группе необходимо расширять запас слов за счет названий предметов, качеств, действий; активизировать словарь; учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении признаков и качеств предметов; формировать умения подбирать слова с противоположным значением {сильный - слабый, быстрый - медлен ный, стоять - бежать), со сходным значением (веселый - радостный, прыгать - скакать и др.); использовать слова, обозначающие материал (дерево, металл, стекло, пластмасса и др.); учить осмысливать образные выражения в загадках, объяснять смысл поговорок.
В подготовительной к школе группе усиливается внимание к работе над смысловой стороной слова, к усвоению детьми выразительных средств языка.
В старшем возрасте продолжаются занятия по обогаще нию словаря детей. Непосредственное восприятие окружающего мира в процессе экскурсий; наблюдения, обследование предметов, рассматривание картин и другие наглядные методы продолжают занимать ведущее место. Усложнение состоит в расширении круга объектов, с которыми знакомят детей, в увеличении набора предметов и материалов, их признаков. Одно из основных правил введения новых слов в словарь ребенка - ознакомление со словом в определенном контексте (минимальным контекстом является словосочетание или предложение).
По-прежнему проводятся осмотры помещения, но уже всего детского сада («Какие комнаты есть в детском саду? Как называется комната, в которой мы находимся сейчас ? Сколько дверей выходит в коридор? Куда ведет эта дверь?» и т. п.). Дети вспоминают, что наблюдали прежде («Куда мы попадем, если выйдем из групповой комнаты? А если повернем налево?»).
Большое место занимают экскурсии за пределы детского сада, в природу. Их содержание усложняется, дается больше новых слов. В процессе экскурсий дети приобретают знания о родном городе, об улице, где находится детский сад, о почте, школе, библиотеке, знакомятся с трудом взрослых и одновременно осваивают и уточняют раз-
142
нообразный словарь: названия профессий, техники, трудовых процессов.
Расширяются и уточняются представления ребенка о сезонных изменениях в природе, о некоторых животных и растениях, и в связи с этим осваивается природоведческий словарь.
Рассматривание предметов и живых объектов также усложняется. Особое внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов. Так, при рассматривании кролика не ограничиваются такими определениями шерсти, как белая, мягкая, а добиваются новых выразительных характеристик: теплая, гладкая, пушистая, шелковистая. Употребляются глаголы: прыгает, скачет, присел, окует, приню хивается, хрустит (морковкой). Проводится сравнение объекта, наблюдаемого в данный момент, с тем, который рассматривали раньше, дается их описание.
Одновременно с углублением знаний происходит освоение слов, более точно характеризующих разнообразные признаки предметов и действий. Если во второй младшей и средней группах, рассматривая картинку, дети обозначали глаголом бежит движения зайца, лошади, лисы, то теперь при рассматривании этих же картинок они употребляют такие слова: заяц - скачет, бежит, мчится, несется; лошадь - бежит, скачет; лиса - бежит, крадется, гонится 1 .
Речь детей обогащается прилагательными, которые обозначают большее количество признаков с более тонким их различением (оттенки цвета, состояние предметов, различия в размере, форме и др.). В наречия, характеризующие качества действий: курица тороп ливо клюет зерна; облака плывут медленно; бодро звучит музыка. Усвоение наречий происходит легче, чем прилагательных, поскольку они, во-первых, не имеют лексической омонимии, а во-вторых, в словосочетаниях и предложениях примыкают к глаголам, в то время как прилагательные согласуются с именами существительными.
В старшем дошкольном возрасте продолжают формировать словарь, характеризующий качества и свойства предметов и материалов. Усложнение занятий происходит за счет выделения большего числа качеств и свойств. Так, дети
обследуют и сравнивают разные сорта бумаги, ткани, вещи из стекла и фаянса, цветного стекла, металла и дерева, пластмассы, закрепляют и углубляют значения уже известных слов, узнают новые слова.
Только в старшей и подготовительной к школе группах рекомендуется проводить самостоятельные занятия по срав нению предметов. Их цель - формирование умения наиболее точно подбирать слова для характеристики предметов. Методические требования к занятиям такого рода: 1) предметы для сравнения подбирают таким образом, чтобы было достаточное количество сравниваемых признаков (цвет, форма, величина, части, детали, материал, назначение и др.); 2) сравнение должно быть плановым, последовательным - от сравнения предметов в целом к вычленению и сравнению частей и затем к обобщению; 3) основными приемами обучения должны быть вопросы и указания , помогающие детям последовательно сравнивать, замечать те особенности, которые они сами не видят, точно формулировать ответ и подбирать нужное слово; 4) дети должны проявлять максимум речевой активности.
Проводятся занятия по формированию родовых понятий на основе обобщения групп предметов различных видов. Для занятий подбирают предметы (картинки) нескольких близких видов, входящих и не входящих в данное понятие. Например, для освоения обобщающего слова транспорт берут картинки с изображением не только транспортных средств, но и комбайна, пушки, швейной машины и др. Сначала дети рассматривают и описывают картинки, изображающие транспорт (1-я часть занятия), затем сравнивают их и выделяют общий признак, на основе которого делается обобщение (возить, перевозить) и вводится обобщающее слово (2-я часть), и, наконец, проводятся упражнения по отбору из разных картинок тех, которые относятся к транспорту (подведение под понятие) (3-я часть). Аналогичная работа ведется с другими родовыми понятиями. Далее идет их дифференциация: одежда - летняя, зим няя, демисезонная; птицы - зимующие, перелетные; транспорт - воздушный, водный, наземный, подземный 1 .
Таким образом, на основе рассматривания, обследования, сравнения и обобщения предметов у детей постепенно формируется понятийный характер слов.
■См.: Пеньевская Л. А. Обучение родному языку//Вопросы обучения в детском саду. - М., 1955.
1 См.: Логинова В. И. Формирование словаря//Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф. А. Сохина. - М., 1984.
Занятия с игрушками в старшем дошкольном возрасте занимают меньшее место. Игрушка используется для уточнения и активизации словарного запаса. Проводятся бесе
ды
об игрушках,
в процессе которых их сравнивают по различию и сходству.
Словарь детей активизируют при помощи картинок. По картинам проводятся беседы. Дети составляют описания, рас сказы по картинам. Для развития словаря полезен прием придумывания названия картине. Придумывая название, дети выделяют главное в содержании картины и выражают это в словах или словосочетаниях.
Поддерживается интерес к образному слову. Вслед за воспитателем дети дают образные характеристики предметам в процессе наблюдений, рассматривания картин: «.Елочка в снежной шубке снеговой»; «Дымок стелется над поездом бе лым облачком»; «Вдали протянулась голубой лентой речка». Используя богатство родного языка, привлекаем внимание детей к словам с различными смысловыми оттенками (яблоня, яб- лонька, яблоневая аллея, яблоневый сад; темно-зеленые елочки, желтовато-зеленая трава, светло-зеленые листья березы).
В обогащении речи прилагательными, глаголами, наречиями особенно большую роль играет художественная ли тература. Вот какие слова использует Д. Чиарди для характеристики синицы: «Сестрица-синица, веселая птица, на смешница, озорница, запела, забулькала и засвистела, защел кала, затараторила».
Ведущей задачей словарной работы в старшем дошкольном возрасте является активизация словаря , выработка навыков осознанного и уместного использования слов в соответствии с контекстом высказывания.
Для закрепления навыков точного и быстрого выбора слов рекомендуются упражнения и игры, направленные на:
1) употребление детьми наименований предметов и их признаков.
Например, для активизации слов, обозначающих части тела, можно провести игру «Дорисуй голыша » (из исследования Ю. С. Ляховской). Дети рассматривают, что нужно еще дорисовать, называют недостающие части: брови, нос, переносица, ресницы, веки, пальцы. Воспитатель дорисовывает на доске, а затем дети делают то же самое на своих незаконченных рисунках. Рассматривание и рисование сопровождаются загадыванием Петрушкой загадок: «Вокруг озера камыши растут» (ресницы); «Один говорит, двое глядят, двое слушают» (рот, глаза, уши); «Всегда во рту, а не проглотишь» (язык).
В играх, игровых упражнениях на подбор слов а ктивизируются имена существительные, глаголы, прилагательные. Например, детям ставят воп-
росы: «Что можно шить? штопать? примерять? надвинуть? застегнуть? подпоясать? завязать? надеть?» В ответ они должны назвать подходящие предметы. За каждый правильный ответ дети получают фишку. Выигрывает тот, кто больше наберет фишек.
Аналогичная задача решается в игре «Назови, какой» . К названному предмету дети подбирают определения (шарф - теплый, легкий, длинный, короткий, узкий, широкий, вязаный, красивый).
2) классификацию предметов и их обобщение:
а) различные виды классификации предметов и их сло
весных обозначений по разным признакам (распределение
слов по группам: овощи, посуда, растения), по родовому и
подродовому признаку: транспорт - железнодорожный,
автомобильный, воздушный, водный, машины - сельскохо
зяйственные, бытовые, военные;
б) исключение из заданной группы предметов и слов,
не обладающих общим признаком (стол, стул, диван, ста
кан, кровать, кресло, платье - «Какие предметы (слова)
лишние?»);
в) подбор к слову, обозначающему родовое понятие,
слова с видовым значением (какие фрукты растут в саду?;
назовите перелетных птиц; какие продукты продают в про
довольственном магазине?);
г) подведение слов видового значения под родовое на
звание (туфли, сапоги, сандалии - ....; берет, панама, шля
па - ...);
д) обобщение через противопоставление (ласточка -
птица, а бабочка? платье - одежда, а туфли?);
е) составление словосочетаний и предложений со сло
вами, обозначающими видовые и родовые понятия.
Особое внимание уделяется семантизации лексики (раскрытию смысловой стороны слова).
Объяснение значений слов возможно не только при опоре на наглядность, но и через уже усвоенные слова. В практике нашли широкое применение следующие приемы толкования значений слов:
а) объяснение значений слов путем показа картинки,
например словосочетание поздняя осень объясняется в про
цессе показа картин, отражающих состояние природы осе
нью;
б) сопоставление слова с другими словами - надевать -
что?; одевать - кого?;
в) объяснение этимологии слова. Например, в расска
зах для детей этого возраста встречаются такие слова: дроз-
аы-рябинники, зтчала.-листопаднички, лиса зимой мышку-
146
em,
ноябрь-полузимник, цапля-болотница.
Их объяснение дается через словообразовательный анализ;
г) составление словосочетаний и предложений с объяс
няемым словом;
д) пояснение слова другим словом, близким по значе
нию: калужинка - лужица, мужественный - храбрый;
е) подбор к слову слова, противоположного по значе
нию (антонима): неряха - чистый, опрятный, аккуратный;
ж) объяснение значения слова через его определение:
герой - человек, отличающийся храбростью, совершаю
щий подвиги; березняк - березовый лес;
з) сравнение слов по звучанию и значению, подбор
рифмованных слов.
Смысловая сторона речи развивается и в процессе работы над антонимами. Сначала используются приемы работы с изолированными словами , затем - с такими же словами в предложениях и связных высказываниях:
а) подбор антонима к заданному слову: тихо
- ..., труд
но - ...;
б) отыскивание антонимов в рассказах, пословицах,
поговорках: «Худой волк ходил подле деревни и встретил
жирную собаку» (из рассказа Л. Н. Толстого); «Готовь сани
летом, а телегу зимой»; «Труд кормит, а лень портит»;
в) договаривание предложения с антонимами: Летом
жарко, а зимой... (холодно, студено, морозно); Все люди ра
довались весне, а Снегурочка... (грустила, печалилась);
г) составление предложений и связных высказываний
с заданной парой антонимов (умный - глупый, весело -
скучно).
Большие возможности открываются в старшей и подготовительной к школе группах для работы над синонимами. Слова, близкие по значению, характеризуют разные стороны предметов. Знаток русского слова Л. В. Успенский советовал родителям и педагогам с «малых лет развивать в ребенке способность пользоваться синонимами. Научите его играть в похожие слова: вы называете слово бегать, а он пусть подбирает вам три (пять) синонимов: носиться, мчать ся, удирать, улепетывать, пробегать... Он подберет, а вы с ним разберите: что удачно, что - нет и почему именно» 1 . Уже в этой рекомендации мы можем выделить такие приемы работы с синонимами:
1 Успенский Л. В. Культура речи. - М., 1976. - С. 73.
а) подбор синонимов к изолированному слову;
б) объяснение выбора слов в синонимическом ряду.
Кроме того, целесообразно также использовать следую
щие приемы:
в) замена синонима в предложении, обсуждение вари
антов значений: «Растужился, расплакался серенький зай
ка» (расхныкался, заливался слезами, проливал слезы); «Бе
жит маленький ручей» (струится, журчит, льется);
г) составление предложений со словами синонимичес
кого ряда;
д) составление рассказа со словами синонимического
ряда.
На этом возрастном этапе должна быть продолжена работа с многозначными словами. Здесь можно рекомендовать:
а) объяснение и сравнение значений многозначных слов
в контексте: ушко
ребенка (зайчика), ушко
иголки; «Ослик
черный, беломордый, ослик - ушки
на макушке», «Потя
нуло солнышко спящее зерно за ушко
на солнышко - и
взошло оно»; «Топай, топай ножками,
новыми сапожка
ми...»; «Я - капелька лета на тоненькой ножке»
- в сти
хотворении о землянике; «Стоит Антошка на одной нож
ке,
кто его увидит, всяк ему поклонится»;
б) подбор близких по смыслу слов к каждому значению
многозначного слова: острый перец - горький, жгучий; ос
трая иголка - колючая, остроконечная (палка);
в) подбор антонимов к каждому значению многознач
ного слова: острый - сладкий (сахар), острая - тупая (игол
ка) и др.
Эффективными приемами являются также 1:
г) составление предложений с многозначными словами;
д) рисование на тему многозначного слова;
е) нахождение многозначных слов в пословицах, пого
ворках, загадках, скороговорках и в литературных произ
ведениях - сказках, стихах, рассказах;
ж) придумывание рассказов и сказок на тему много
значного слова.
Все аспекты работы над смысловой стороной слова взаимосвязаны и переплетаются. Названные выше приемы используются в играх и игровых упражнениях типа «Кто
■См.: Струнина Е. М., Ушакова О. С. Семантический аспект в развитии речи старших дошкольников//Развитие речи и речевого общения дошкольников/Под ред. О. С. Ушаковой. - М., 1995. - С. 21.
больше придумает слов?» (на заданную тему, по признаку, слову), «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», в играх в путаницу и небылицы и др. Они также описаны в ряде сборников дидактических игр. Примеры игр:
«Придумай рифму».
Дидактические задачи: активизировать словарь детей рифмованными словами; воспитывать чутье к благозвучности родного языка.
Игровые правила: играющие делятся на две команды. Нужно назвать как можно больше слов, близких по звучанию. Нельзя повторять сказанное слово. Выигрывает команда, назвавшая больше рифмованных слов (получившая больше фишек).
Игровые действия. Ведущий называет слова, команды по очереди продолжают ряд рифмованных слов. Та команда, которая назвала больше слов, получает фишку. Игра завершается по звуковому сигналу.
Примерный набор слов: птица, соловушка, молодец, лягушка и др.
«Запрещенные слова».
Дидактическая задача: учить детей произвольно и осознанно выбирать подходящие слова в предложение.
Игровое правило: составлять предложения, не употребляя «запрещенные слова».
Ход игры: детям предлагается ответить на вопросы воспитателя предложением, не употребляя «запрещенные слова»(самые частотные). Выигрывает тот, кто придумает большее количество предложений без «запрещенных слов».
Что делает котенок? (запрещенные слова: котенок, играет).
Что любит зайчик? (запрещенные слова: зайчик, морковка).
Какая лиса? (запрещенные слова: лиса, хитрая).
Что делает собака? (запрещенные слова: собака, лает).
Какая зима? (запрещенные слова: зима, холодная).
Дети, слушая рассказ ведущего, должны после каждой фразы с учетом ее смысла добавлять или не добавлять «И мы». Например:
Жила я летом на даче. - И мы.
Утром хорошо, солнышко греет, кругом тихо. - («Я мы» - не подходит.)
Птицы весело поют. - И мы.
У крыльца лежит Жучка...
В старшем дошкольном возрасте активно осваивается оценочная лексика. Это связано с формированием внеситуативно-личностного общения ребенка со взрослым, с
проявлением интереса к личности взрослого. Дети начинают употреблять слова, обозначающие личностные характеристики (честный, скромный, заботливый, чуткий и др.). Педагог специально организует работу над данной категорией слов в интересах нравственного и речевого развития детей. Причем сначала берутся имена прилагательные, а уже на их основе - имена сущестнительные (честность, скромность, чуткость, заботливость), поскольку значения первых конкретнее, чем значения вторых. Ориентиром для отбора таких слов могут быть словари (тезаурусы) наиболее частотных личностных черт. Так, наиболее частотными являются слова добрый, честный, правдивый, спокойный, об щительный, ленивый, равнодушный, хитрый, умный, скром ный, хвастливый. Большое значение для освоения эмоционально-оценочной лексики имеет анализ поступков литературных героев, их переживаний и настроения.
Приведем в пример вопросы воспитателя по содержанию литературных произведений, направленные на уточнение понимания детьми прилагательных с этическим значением. Первое произведение прочитано впервые, второе - хорошо знакомо детям.
Вопросы по сказке В. Осеевой «Заячья шапка»: Как называется в сказке заяц? (Хвастунишка, хвастливый.) За что его так назвали? (Хвастал: «Могу через сосну перепрыгнуть» и т. д.) За что назвали хвастунишкой сына охотника, когда он надел заячью шапку? Как назвали девочку подружки? («Экая хвастунишка".») Как можно назвать зайца, мальчика и девочку, если они хвастаются? Какие они? Нравятся ли вам хвастунишки? Как к ним относятся люди? А как можно назвать нехвастливых людей? (Скромными.)
Вопросы по «Рассказу о неизвестном герое» С. Маршака: Как можно назвать этого неизвестного героя? Какой он? (скромный). Как можно другими словами назвать неизвестного героя? (смелый, мужественный, на стоящий герой).
В заключение делается вывод: нескромных, хвастливых людей не любят, а скромных уважают. Скромный не хвастает своими добрыми делами и поступками. Недаром в народе говорят: «скромность украшает героя»; «скромность каждому к лицу».
Наблюдения показывают, что дети редко используют в общении фразеологические обороты . В качестве средств обогащения речи детей фразеологизмами выступают образная речь окружающих взрослых и художественное слово. В беседах по содержанию литературных произведений, фольклорных произведений разных жанров следует обращать внимание на образные выражения, поощрять употребление их детьми в активной речи.
Прекрасным материалом в этом отношении являются пословицы и поговорки. Важно, чтобы смысл пословиц и
поговорок объясняли детям в связи с жизненными ситуациями. Распространенной ошибкой в практике является заучивание пословиц и поговорок без их толкования. Слова, встречающиеся в пословицах и поговорках, нужно объяснять детям. Полезный для речевого развития детей прием - использование пословицы для раскрытия содержания художественного произведения. Он позволяет закрепить значения слов и углубить понимание идеи данного произведения. Например, можно использовать следующие пословицы:
«Что посеешь, то и пожнешь» (к ненецкой сказке «Кукушка»); «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» (к сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»); «Век живи - век учись» (к русской народной сказке «Крылатый, мохнатый да масленый»); «Как аукнется, так и откликнется» (к «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина 1).
Для активизации словаря старших дошкольников широко используются разные приемы работы с загадками: отгадывание готовых загадок и объяснение отгадки; придумывание загадок о предметах , различающихся и близких по внешнему виду. Интересны загадки-присказки. Отгадкой для них является последнее слово четверостишия, умышленно недосказанное. Это не только развивает словарь, но и вырабатывает у детей чувство рифмы. Вот примеры таких загадок-присказок.
Я маленькая птичка, зовут меня... (синичка).
Зимою она то как пух, то тверда, летом ее называют... (вода).
Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь, улыбаешься в оконце, и зовут тебя все... (солнце).
Обогнать друг друга рады, ты смотри, дружок, не падай! Хороши тогда, легки быстроходные... (коньки).
Важнейший метод словарной работы - составление рассказов детьми. В связной речи вырабатываются навыки употребления слов в сочетании с другими, с учетом контекста.
Словарная работа на занятиях должна сочетаться с активизацией слов в разных видах деятельности, в широкой речевой практике.
Вопросы
Каково содержание понятия «словарная работа» применительно к развитию речи детей дошкольного возраста?
Каковы место и роль словарной работы в общей системе работы по развитию речи?
З.Чем обусловлена роль словарной работы в умственном, нравственном, эмоциональном, эстетическом развитии ребенка?
Какие положения лингвистики, психологии, дидактики лежат в основе определения задач, содержания и принципов словарной работы в детском саду?
Назовите ведущие задачи словарной работы на каждом возрастном этапе.
Каким образом принципы словарной работы влияют на ее содержание и методику?
Охарактеризуйте основные тематические группы слов, подлежащие усвоению в дошкольном возрасте.
Охарактеризуйте критерии отбора слов в словари-минимумы.
Какими обобщающими словами должны овладеть дети в разных возрастных группах?
От каких факторов зависит выбор методов и приемов работы над словом?
Как осуществляется словарная работа в процессе ознакомления детей с окружающим миром?
Раскройте роль методов непосредственного и опосредованного ознакомления с окружающим в развитии словаря.
Покажите усложнение в методике словарной работы в процессе ознакомления с окружающим миром.
Покажите усложнение содержания работы над смысловой стороной слова в возрастных группах.
Какие приемы используются для раскрытия значений многозначных слов?
Каким образом словарная работа на занятиях связана с работой над словом в разных видах деятельности?
« Организация поисковой деятельности в ДОО »
Выполнила
Денежкина Елена Олеговна
воспитатель д/с №115 «Салют»
АНО ДО «Планета детства «Лада»
г.о. Тольятти
Тольятти, 2016
Тема: «Проект организации поисковой деятельности
в средней группе на тему: «Солнечные зайчики»
Цель: развитие познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
О.О. «Познавательное развитие
Формировать первичные представления о солнечных зайчиках, их движением, предметах, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность; поддерживать интерес к проблемной ситуации.
О.О. «Социально – коммуникативное развитие»
Формировать готовность к совместной деятельности взрослого и детей; воспитывать положительные взаимоотношения.
О.О «Речевое развитие»
Побуждать детей отвечать на вопросы развернутым предложением; расширять словарный запас детей (блестящая, гладкая поверхность, пластина из нержавеющей стали, отражение).
О.О. «Физическое развитие»
Способствовать развитию мелкой моторики рук; уточнить правила безопасности при работе с зеркалами.
О.О. «Художественно- эстетическое развитие»
Побуждать детей применять полученные знания в продуктивной деятельности; создать условия для формирования умения рисовать солнечные зайчики разными техниками по выбору детей; развивать воображение.
Когнитивный
Как можно получить солнечные зайчики?
От каких предметов отражается луч света?
Что такое отражение?
Свойства отражения ?
Получатся ли солнечные зайчики без источника света?
Что такое солнечный зайчик?
Как можно использовать солнечные зайчики?
Аксиологический
Стихотворения:
Н.Матвеева «Солнечный зайчик»;
А.Бродский «Солнечные зайчики».
Загадки:
К.Чуковский «Лежит, лежит копеечка».
Песни:
Слова М.Садовский, музыка В.Мурадели «Солнечный зайчик»;
Слова Г.Лагздынь, музыка В.Голиков «Солнечный зайчик».
Мультфильмы:
Куйбышевтелефильм, 1978 «Солнечный зайчик»;
Лунтик, «Солнечный зайчик».
СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ
Деятельностый
Рассмотреть солнечного зайчика.
Понаблюдать за перемещением солнечного зайчика.
Изучить свойства отражения.
Рассказать стихотворения, загадки о солнечных зайчиках.
Рассказать о своих наблюдениях.
Нарисовать, вылепить солнечного зайчика.
Опыт «Как получить солнечного зайчика?».
Опыт «Какие предметы отражают солнечный свет. Что произойдет при движении предметов?».
Личностный
Рисунок солнечного зайчика.
Танец солнечных зайчиков.
Игра «Поймай солнечного зайчика».
Изобретательская:
Воспитатель рассказывает детям историю.
«Жила-была девочка Маша. У нее было зеркальце. Она очень любила с ним играть. Благодаря зеркальцу у нее появился друг «Солнечный зайчик». Но однажды зеркальце разбилось. Девочка стала скучать по своему другу «Солнечному зайчику»».
Как еще можно получить солнечного зайчика, если зеркальце разбилось, а другого нет?
2. Исследовательская:
Воспитатель предлагает детям поиграть с зеркальцем, обращает внимание на солнечного зайчика. Рассказывает, что многие предметы могут дарить таких солнечных зайчиков, предлагает найти эти предметы.
Какие предметы отражают солнечный свет?
3.Конструкторская:
Детям предлагается нарисовать солнечных зайчиков разными техниками.
Какие техники, способы, предметы можно при этом использовать?
4. Прогнозная:
Что хорошего или плохого, что предметы дарят нам солнечных зайчиков?
5. Задача с достраиваемым условием:
Что будет с солнечным зайчиком, если свет в комнате включен?
Что будет с солнечным зайчиком, если свет в комнате выключен?
Что будет с солнечным зайчиком, если на улице пасмурно, идет дождь?
Что будет с солнечным зайчиком, если на улице наступила ночь?
Основной этап организации поисковой деятельности
Оборудование: зеркало, стакан с водой, пластина из нержавеющей стали, наручные часы (на каждого ребенка).
Алгоритм действия:
1.Предложить детям найти предметы, которые отражают солнечный свет.
2.Уточнить правила безопасности при работе с зеркалами.
3.Рассмотреть зеркала. Определить какая поверхность на ощупь у зеркал.
4.Проведение опыта: «Какие предметы отражают солнечный свет? Что произойдет при движении предметов?».
1.Взять зеркало. Поймать луч света. Направить его отражение в любую сторону. Что произойдет? Поменять наклон зеркала. Что произойдет ?
2.Взять стакан с водой. Поймать луч света. Направить его отражение в любую сторону. Что произойдет? Пошевелить рукой со стаканом. Что произойдет?
3.Взять пластину из нержавеющей стали. Поймать луч света. Направить его отражение в любую сторону. Что произойдет? Поменять наклон пластины. Что произойдет ?
4. Взять наручные часы. Поймать луч света. Направить его отражение в любую сторону. Что произойдет? Пошевелить часами. Что произойдет?
Какие предметы отражают солнечный свет? Что происходит при движении ?
Карты- схемы проведения опыта
Опыт: « Какие предметы отражают солнечный свет? Что произойдет при движении предметов? »
Этап совершенствования:
1. Устроить праздник, посвященный солнечным зайчикам.
2. Устроить выставку детских работ.
3.Придумать танец про солнечные зайчики.
4.Изготовить солнечных зайчиков из разных материалов.
5.Поиграть в подвижные игры про солнечные зайчики.
Елена Чувилина
Иллюстрация взята из книги «Азбука для самых маленьких», художник Ю. Исайкин.
Подвижная игра «Солнечные зайчики»
Цель игры. Учить, детей перепрыгивать через дорожку.
Материал. Зеркало, ковер, две ленточки или веревочки (длина 2-3м).
Ход игры
Воспитатель берет две ленточки, на расстоянии 20 см друг от друга делает дорожку. Затем с помощью зеркало показывает детям, как по полу, по стенам, по потолку прыгают солнечные зайчики. Во время показа воспитатель читает стихи.
Скачут побегайчики-
Солнечные зайчики.
Мы зовем их-
Были тут-
И нет их тут.
Прыг, прыг
По углам.
Были там-
И нет их там.
Где же зайчики?
Вы нигде их
Не нашли? (А. Бродский.)
Воспитатель, показывая детям приготовленную дорожку, предлагает им попрыгать как зайчики, но через ленточки. Подводит сначала одного ребенка к ленточкам (дорожкам) и показывает ему, как правильно нужно прыгнуть. Немного наклониться вперед, присесть и оттолкнуться обеими ногами и прыгнуть вперед как можно дальше, чтобы перепрыгнуть через две ленточки. Потом воспитатель приглашает другого ребенка. Пока каждый ребенок не сделает это упражнение (прыжок через дорожку). Можно подгруппу подвести к дорожке, чтобы они одновременно прыгали, вдоль дорожки, только на расстояние друг от друга. У кого не получается, воспитатель помогает. По желанию детей игра продолжается.
Публикации по теме:
Подвижная игра «Лисички и белочки» для детей младшего дошкольного возраста Цель игры. Учить детей катить мяч обеими руками; бегая, бросать мяч вдаль двумя руками от груди. Материал. Картинка (звери играют в мяч,.
Подвижная игра «Бросай камушки» для детей младшего дошкольного возраста Подвижная игра «Бросай камушки» Цель игры. Учить детей бросать мяч в горизонтально расположенную цель. Материал. Коробка для бросания, мячики.
Подвижная игра «Достань орешек» для детей младшего дошкольного возраста Цель игры. Учить детей подпрыгивать на двух ногах и доставать подвешенные предметы. Материал. Две вешалки с крючками, к которой подвешены.
Подвижная игра «Лисята и волк» для детей младшего дошкольного возраста Цель игры: учить детей ползать на четвереньках по дорожке, залезать на гимнастическую скамейку и слезать с неё. Материал. Гимнастическая.
Подвижная игра «Лови мяч» для детей младшего дошкольного возраста Цель игры. Повторять разнообразные движения с мячом, приучать детей ловить его из рук взрослого. Материал. Картинка, ящик с мячами. Зайчик.
Подвижная игра «Поиграем вместе» для детей младшего дошкольного возраста Подвижная игра «Поиграем вместе» Цель игры. Учить детей катить мяч вперед и под стол (дугу, стульчик, веревку, подлезать под препятствие.
Подвижная игра «Ползи в горку» для детей младшего дошкольного возраста Подвижная игра «Ползи в горку» Цель игры. Учить детей ползать на четвереньках по наклонной доске и спускаться вниз. Материал. Наклонная.
Подвижная игра «Воробушки» для детей младшего дошкольного возраста Подвижная игра «Воробушки» Цель игры. Учить детей подскакивать на месте, на двух ногах. Материал. Сюжетные картинки (Воробушки, свисток.
Конспект познавательной опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе
Тема : «Солнечные зайчики»Образовательная область «Познавательное развитие»
Рекало Татьяна Сергеевна, воспитатель МАДОУ детский сад №29, ст.Новоминская, Краснодарский край
Описание материала: Данный конспект является первым из серии конспектов по экспериментированию с представленными персонажами. Материал будет интересен педагогам дошкольного образования, студентам и родителям.
Цель: развитие познавательной активности через опытно- экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности.
2. Поддерживать познавательную и речевую активность в процессе работы с предложенными материалами и предметами.
3. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
4. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, испытывать радость открытий, полученную в опытнической деятельности.
5. Расширять и обогащать словарный запас детей, их кругозор и знания об окружающем мире.
6. Воспитывать чувство сострадания, желание совершать добрые поступки.
Материалы и оборудование: маленькие зеркала, листы бумаги, цветные карандаши на каждого ребенка, оборудованный уголок кукольной комнаты с «больной» куклой на кровати, мультимедийная установка, схема многократного отражения солнечного луча, CD-диски, пластмассовые кукольные тарелочки, жестяные детские подносы, деревянные кубики.
Методы и приемы:
- рассказ воспитателя;
- демонстрация слайдов;
- вопросы к детям;
- наблюдение;
- показ способов действий;
- опыты, экспериментирование;
- графическое моделирование.
Ход познавательной деятельности:
Введение в ситуацию.Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с очень интересной семьей. Папа, мама и двое детей - Иришка и Лёня. Папа и мама – ученые-вулканологи, они изучают вулканы. Их дочь Иришка учится в первом классе, а сын Лёня ходит в детский сад, в старшую группу.
(Рассказ сопровождается показом слайдов с изображением родителей, детей, вулканов)
В прошлом году родители уехали в экспедицию. А с Лёней и Иришкой осталась их двоюродная сестра Надя, которая учится в консерватории. (Слайд с изображением Нади и музыкального инструмента)
Ребята, вы знаете, что такое консерватория? А на каком инструменте играет Надя? (Ответы детей)
Детям нравится с Надей: она веселая и всегда придумывает новые игры. Эти игры не только интересные, но ещё и научные, а научные игры не часто встретишь.
Мы не раз с вами встретимся с этими ребятами, а пока, история первая – «Солнечные зайчики»
Летом дети вместе с Надей жили в деревне, в большом деревянном доме. Двор перед домом зарос высокой травой, так что Лёня мог в ней прятаться, даже не наклоняясь. Во дворе было несколько сарайчиков, а в самом углу двора стояли большие старые сани.
Но самым интересным для городских ребят был колодец. Крутишь за ручку, вертится бревнышко, на него накручивается цепь, а на цепи висит ведро с водой. Поднимешь его, выльешь воду в другое ведро, отпустишь ручку, и начинает ведро падать вниз. Вдруг «плюх» - это ведро в воду упало, зачерпнуло воды, опять его наверх поднимать надо. Крути ручку!
Была у колодца крыша, чтобы в воду не попадал всякий сор, а в крыше - дырочка. Светит солнце – от крыши тень на траву падает, а от дырочки светлое пятнышко получается. Смотришь издалека, и кажется, что на траве копеечка блестит. Смотрит Иришка на эту «копеечку» и вспоминает загадку, которую прочитала в книжке К.И.Чуковского, когда еще маленькая была.
ФИЗМИНУТКА
Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.
Хорошая копеечка, а в руки не дается.
Пойдите, приведите четырнадцать коней,
Пойдите, позовите пятнадцать силачей!
Пускай они попробуют копеечку поднять!
Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!
И кони прискакали, и силачи пришли,
Но маленькой копеечки не подняли с земли,
Не подняли, не подняли и сдвинуть не смогли.
Воспитатель:
Вдруг вспомнила Иришка, что в соседнем доме болеет Машенька. Все ребята на улице бегают, а она в кровати лежит. СКУЧНО!
Вот и говорит Иришка:
- Хорошо бы Машеньке в комнату «копеечку» отнести.
- А как ты её поднимешь? – спрашивает Лёня.
Услышав этот разговор, Надя подошла к детям, достала зеркальце и подставила его под солнечный лучик. «Копеечка» лежала теперь не на траве, а на зеркальце. Падал на зеркальце солнечный лучик, отскакивал от него и летел прямо к Машенькиному дому. Да вот беда, окно Машенькиной комнаты с другой стороны.
Задумались дети: что же делать? Вдруг Иришка помчалась домой и выскочила на улицу со своим маленьким зеркальцем. Встала она возле угла дома, поймала зеркальцем лучик от Надиного зеркальца и направила его в сторону окна Машенькиной комнаты.
Летит от Иришки лучик к окну, а там его уже Лёня дожидается со своим зеркальцем. Подхватил Лёня своим зеркалом Иришкин лучик и направил его в комнату к Машеньке.
Летела птичка, посмотрела вниз и увидела двор с колодцем, около колодца Надю с зеркальцем. От Надиного зеркальца луч тянется через весь двор к углу дома, где его поймала Иришка. От Иришкиного зеркала луч бежит к Лёне, а Лёня своим зеркалом направляет его в окно.
Воспитатель: Посмотрите на рисунок, где изображен двор так, как его увидела птичка. Давайте еще раз проследим, как при помощи зеркал дети подняли солнечную «копеечку» и унесли её к Маше в комнату.
(Рассматривание картинки-схемы)
Воспитатель: Целый день бегал по стене солнечный зайчик, целый день Машенька играла с ним, целый день стояли дети во дворе и держали зеркала. Конечно, они сменяли друг друга, когда уставали, но не уходили.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась эта история? Кому что понравилось больше всего? Как же детям удалось поднять «копеечку» и отнести её к Машеньке в комнату? Какое свойство зеркала помогло им в этом деле?
Использование полученного знания.
Воспитатель: Ребята, у нас тоже есть приболевшая куколка. Как вы думаете, мы сможем передать ей в комнату солнечного зайчика, чтобы поднять ей настроение? (Ответы детей)
В любом случае, я думаю, стоит попробовать!
(Дети берут зеркала и в парах или тройках «передают» солнечного зайчика, стараясь направить его в комнату куклы. Затем зарисовывают свою схему перенаправки солнечного луча).
Постановка проблемы.
Воспитатель: Молодцы, ребята. У вас получилось направить солнечный луч кукле в комнату. А мне вот интересно, можно ли повторить этот опыт, используя другие предметы для передачи.
Опытно-экспериментальная деятельность.
(Детям предлагаются другие предметы для проведения этого же опыта: пластмассовая кукольная тарелочка, CD-диск, жестяной поднос, тканевая салфетка, деревянный кубик и др.)
Вывод.
Прослушав высказывания детей о результатах эксперимента, делаем вывод, что перенаправить солнечный луч можно только при помощи предметов с зеркальной поверхностью.