Сегодня настал черёд изучить средства художественной изобразительности в вышивке - различные швы. Будьте терпеливы, дочитайте статью до конца, вас ждёт мотивация и вдохновение!

Скажу сразу, что при таком невероятном многообразии швов и техник в вышивке мы будем рассматривать только самые важные и интересные, на мой взгляд, мои любимые способы вышивания.

Крестик. Начну с самого простого, но вместе с тем с самого значимого элемента и способа вышивки. Про его связь с обрядами и верованиями древних русичей мы уже говорили в первой части нашей беседы о вышивке. Крест считался защитой от тёмных сил и любого зла. Его и сейчас используют в тех же целях. Крест лаконичен и красив, но самое магическое и невероятное его свойство для меня в том, что благодаря маленькому колючему ёжику» получаются картинки. Всё дело в размере и количестве этих «ёжиков», конечно. Крестики как пиксели: чем их больше, тем изображение чётче и реалистичнее.

Расход ниток будет меньше, работа будет продвигаться гораздо быстрее, вышивка будет выглядеть аккуратнее, если вы сначала вышьете нижние диагонали всех крестиков (например: справа налево снизу вверх). А потом уже будете заканчивать крестики перпендикулярной перекладиной (например: слева направо снизу вверх). Обратите внимание! На рисунке показан способ экономии времени: не обязательно вытягивать иголку под пяльцами, а потом снова возвращать её на лицевую сторону вышивки. Можно одним движением сделать стежок и сразу оказаться в нужном месте! 🙂 Вот такая маленькая хитрость.

Когда говорят про вышивку крестиком, сразу представляется простой крест или «русский крестик» , а ведь существует ещё множество видов вышивки крестом.

Остановлюсь ненадолго на сложном (двойном) кресте и на счётной глади.

Двойной крест или «болгарский крест» немного похож на снежинку и состоит из двух крестов, наложенных друг на друга со сдвигом.

К вышивке крестом относится также и счётная гладь. Напомню, «счётной» эта гладь называется потому, что длина стежка определяется считанным числом нитей основы (канвы).

Теперь логично будет познакомиться с тёзкой счётной глади - с гладью несчётной . На Руси её называли Поверхность готовой вышивки ровная и гладкая как атлАс. Атласник отличается от счётной глади тем, что длина и направление его стежка определяются только контуром той или иной детали вышивки.


Для важно подготовить «настил» - это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки (листка, лепестка и т.д.) «обведённый» тамбурным или другим швом (тамбурный шов мы рассмотрим позже).

Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил (как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые (верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.

Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны друг другу.

Следующим номером нашей программы будет Шов «цепочка» или «тамбур» - это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.

«Петлю с прикрепом» можно считать разновидностью тамбурного шва или скорее отдельно взятым его элементом.

А теперь на нашей сцене «французский узелок» - милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка. 🙂

А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!


Следующий шов - рококо. М не это название напоминает курочку. 🙂 И если «французский узелок» - это цыплёнок, то рококо - его мама, потому что рококо - это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.

Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.

А сейчас… Моя любимая. Когда моя мама преподавала «мастерские» (труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…

По-моему, самое неприятное в мережке - это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани (продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение (как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка - это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:

Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками» (как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.


Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» - с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!

На мой взгляд, мережка - сестра плетения и родственница макраме.

Преклоняюсь перед красотой и благородством ещё одного вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные» (как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.


Следующий шов, который мы с вами рассмотрим - стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. 🙂 В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!

Это был наш последний «экспонат» на сегодня. Но прошу вас, прочитайте публикацию до конца.

Если вы всё это время восхищались изделиями мастеров, любуясь картинками и фотографиями, и с грустью думали, что вам создание таких шедевров не по плечу… Приведу вам причины, которые смогут вас вдохновить.

1.В Китае живёт женщина, которая родилась без рук в прямом смысле этого слова. Самое удивительное заключается в том, что она является талантливой вышивальщицей!

Согласитесь, что после такого говорить о себе полноценной и здоровой: «безрукая» или «не из того места руки растут» - просто грех!

2.Современный мир предлагает в помощь столько всяких приспособлений, которые облегчают процесс творчества и помогают получать одно сплошное удовольствие от вышивания.

В вашем распоряжении удобные лампы с увеличительными стёклами, чтобы сберечь зрение. Сконструированы пяльца разнообразных размеров, форм и моделей, целые установки для закрепления тканей во время вышивки.

3. Мы имеем гораздо больше возможностей, времени и сил для творчества ради удовольствия , чем наши прапрабабушки, на которых было натуральное хозяйство с домашними животными и птицами, сад-огород, как правило, многодетные семьи и тяжёлый физический труд в поле.

4. Вы можете не только наслаждаться процессом творчества, но и использовать результат (продукт своей деятельности). Он может стать прекрасным подарком для родных и близких, оберегом вашего дома, украшением для вас самих. Кто-то за своё хобби ещё и материальное вознаграждение получает, как мастера Ярмарки, например.

5. И наконец, самое главное, на мой взгляд! Творчество даёт современной женщине возможность почувствовать себя немного феей, доброй волшебницей, созидательницей уюта и доброй атмосферы в доме. Вышивка или другой вид творчества способно сделать из вас ещё более «добрую и счастливую» женщину, жену, маму, сестру, подругу… Любое рукоделие во много раз полезнее для душевного равновесия и здоровья вообще, чем просмотр сериалов по ТВ или сплетни с соседями. Творчество помогает снять стресс, найти внутреннюю гармонию и покой.

Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!

Машинные швы.

Соединительные.

К швам, выполняемым на швейной машине, предъявляются следующие требования:

Машинные строчки должны быть ровными;
- ширина шва должна быть ровной (одинаковой);
- стежки должны быть равномерными по частоте;
- плотность затягивания стежков должна быть одинаковой, переплетение нитей должно быть между слоями материала;
- строчки должны быть цельными, без разрывов;
- по линии шва не должно быть волнистости материала;
- шов должен быть прочным (в этом случае не последнюю роль играют применяемые вами нитки);
- припуски на шов располагайте справа от иглы, а основные детали располагайте слева.

Соединительные машинные швы

Швы, которыми соединяют детали изделия из всех видов тканей, называются соединительными . Шов выполняется прямой двухниточной строчкой. Детали изделия лежат по обе стороны от шва.

К соединительным швам относятся: стачной, накладной, настрочной, встык, запошивочный, двойной швы.

Соединительными швами стачивают плечевые, боковые срезы, срезы рукавов, в брюках соединяют боковые, шаговые срезы, средние срезы и т.п.

Стачной шов

Детали складываем лицевыми сторонами внутрь, уравниваем срезы и сметываем или скалываем булавками поперек меловой линии;
- Стачиваем срезы прямой строчкой. Обязательно выполняем закрепки в начале и в конце строчки. Ширина припуска ткани на шов от 0,5 до 1,5-2 см;
- Срезы обметываем. Если шов будет взаутюжку, то обметываем оба среза одновременно. Если шов вразутюжку, то обметываем каждый срез отдельно;
- Нитку сметывания удаляем и выполняем влажно-тепловую обработку стачного шва взаутюжку (рис. 3) или вразутюжку (рис. 2) или шов оставляем на «ребро» (рис. 0).

Накладной шов

Накладные швы могут выполняться с открытым срезом или с закрытым срезом.

Накладной шов с открытым срезом (рис. 4.) выполняется наложением срезов с заходом друг на друга на 1,5-2 см. Строчку прокладываем параллель-но срезам деталей.

Еще одна разновидность накладного шва с открытым срезом (рис. 5.) выполняется так:

Деталь с подогнутым и заутюженным краем накладывают, совмещая срезы, на лицевую сторону другой детали и приметывают;
- Машинную строчку прокладывают параллельно подогнутому срезу детали. Припуски швов при этом остаются открытыми. Таким способом можно соединить кокетку с нижней частью спинки.

Накладной шов с закрытым срезом (рис. 6) выполняется следующим образом:

Срез одной из деталей отгибаем в сторону изнанки на 1-1,5 см и заутюживаем;
- Накладываем заутюженный край детали на другую деталь и приметываем;
- Машинную строчку прокладываем, отступая от заутюженного края на 0, 1-1 см, то есть в зависимости от модели. Срез припуска на шов детали (а) при этом закрыт обеими деталями.

Настрочной шов

Настрочные швы могут выполняться с открытыми и с одним закрытым срезом .

Настрочной шов с открытыми срезами (рис. 7) выполняется так:

Складываем детали лицевой стороной внутрь и прокладываем стачивающую строчку (1) по изнаночной стороне деталей;
- Перегибаем деталь (а) и прокладываем по лицевой стороне детали вторую строчку (2), параллельно подогнутому краю. Срезы припусков на швы обеих деталей остаются открытыми.

Настрочной шов с одним закрытым срезом (рис.8) выполняется так:

Складываем детали лицевой стороной внутрь и прокладываем стачивающую строчку по изнаночной стороне деталей;
- Перегибаем деталь (а) и прокладываем по лицевой стороне вторую строчку, параллельно подогнутому краю детали. Срез припуска на шов детали (а) закрыт второй строчкой.

Шов встык

Шов встык с закрытыми срезами с одной стороны полоской ткани (рис. 9) или тесьмой выполняется так:

На нижнюю деталь или тесьму (а) накладывают две детали (б и в) совмещая встык срезы обеих деталей. Линию стыковки располагают посередине нижней детали или тесьмы (а);
- Детали (б и в) настрачивают на нижнюю деталь или тесьму одной зигзагообразной строчкой (1). Можно настрочить двумя параллельными строчками (1 и 2) (рис. 10 а).
- Для того, чтобы соединение было прочным можно применить две полоски ткани или тесьмы, располагая их под линией стыковки и над линией стыковки. В этом случае обрабатываемые срезы будут закрыты с двух сторон (рис 10 б).

Швом встык могут изготавливаться шлевки (рис 10 в). Удобнее выкроить из ткани длинную полоску для изготовления шлевок, изготовить одну длинную заготовку шлевок, а затем нарезать нужное количество шлевок нужной длины.

Срезы детали шлевки обметываем на оверлоке или зигзагообразной строчкой;
- Срезы детали шлевки отгибаем на изнаночную сторону и прокладываем две параллельные машинные строчки;
- Приутюживаем шлевки.

В изделиях из хлопчатобумажных тканей шлевки могут быть изготовлены другим способом (рис. 10 г).

Один продольный срез шлевки обметываем на оверлоке;
- Обметанным срезом шлевки перекрываем не обметанный срез и прокладываем две машинные строчки. При этом расстояние от подогнутых краев до строчек – 0,3 см;
- Приутюживаем шлевки.

Запошивочный шов

Запошивочный шов (рис. 12) применяется в основном для изготовления постельного белья.

Две детали складываем лицевыми сторонами внутрь, выпускаем срез нижней детали (б) на величину ширины шва в готовом виде 0,6-0,7 см и добавляем еще 0,2 см. Огибаем нижней деталью (б) срез верхней детали (а) и прокладываем стачивающую строчку на расстоянии 0,1-0,2 см от среза;
- Раскладываем детали в разные стороны, шов отгибаем в сторону, закрываем меньший срез, прокладываем вторую строчку на расстоянии 0,1-0,2 см от подогнутого края.

При раскрое деталей учтите, что припуск на шов верхней детали равен ширине шва в готовом виде (0,6-0,7 см). Со стороны нижней детали – удваиваем ширину шва в готовом виде (1,2-1,4 см) и добавляем 0,2 – 0,3 см.

Краевые и отделочные.

Краевые швы

Краевые швы применяются для обработки краев различных деталей. Детали в этом случае лежат по одну сторону от шва (краевыми швами обрабатывают низ рукавов, низ любого изделия, воланы, жабо, кокилье, оборки и др.).

Шов вподгибку с открытым срезом (рис. 13) выполняется так:

Срез детали предварительно обметываем, подгибаем на изнанку на 0,5 –0,7 см и заметываем;
- Машинную строчку прокладываем на определенном расстоянии от края в зависимости от модели;
- Если по модели не должна быть видна с лицевой стороны машинная (подшивочная) строчка, то припуск шва подшиваем ручными потайными стежками;
- Шов приутюживаем.

Шов в подгибку с закрытым срезом выполняется так (рис. 14):

Обрабатываемый срез детали подгибается на изнанку на 0,7 – 1,0 см, за-метываем;
- Приутюживаем подогнутый край, не захватывая заметочную строчку;
- Затем накладываем подогнутый край на деталь, на величину припуска, предусмотренного моделью, и прокладываем машинную строчку или подши-ваем вручную потайными стежками;
- Нитки заметывания удаляем;
- Приутюживаем.

Обтачной шов в кант

Обтачным швом в кант (рис. 15) обрабатывают манжеты, воротники, клапаны, хлястики, края борта. Кант образуем из детали, расположенной на лицевой стороне изделия, чтобы не была видна другая деталь и шов.

Выполняем шов следующим образом:

Складываем две детали лицевыми сторонами внутрь, уравниваем срезы и обтачиваем (строчка 1). Ширина шва 0,5 – 0,7 см для легкой одежды, 0,3-0, 4 см - для верхней одежды;
- Аккуратно подрезаем припуск шва в уголках, на криволинейных участках припуск шва надсекаем или высекаем, не доходя до строчки обтачивания на 0,1-0,3 мм;
- Вывертываем деталь изделия на лицевую сторону, аккуратно выправляем уголки;
- Выправляем кант. Величина канта 0,1-0,2 мм. Кант выметываем;
- Приутюживаем деталь осторожно с незначительным увлажнением;
- Удаляем нитки выметывания;
- Еще раз приутюживаем деталь;
- Можно проложить расстрачивающую строчку (2), отогнув припуск шва в сторону той, детали, которая будет не видна с лицевой стороны изделия;
- Если предусмотрена отделочная строчка, то прокладываем ее по лицевой стороне детали. В этом случае расстрачивающую строчку прокладывать не надо. Отделочную строчку можно проложить на расстоянии 0,1-2 см от края в зависимости от модели.

Обтачной шов в рамку простой

Применяется шов (рис. 16) для обработки обтачных петель и прорезных карманов. Ширина рамки 0,3- 0,5 см. Выполняется шов одной строчкой.

Деталь, из которой будет изготовлена рамка, сгибаем пополам, изнаночной стороной внутрь и приутюживаем;
- Намечаем мелом или мылом по лицевой стороне линию притачивания рамки, так же намечаем поперечные линии, от начала и до конца которых будет про-кладываться машинная строчка;
- Накладываем обтачку лицевой стороной на лицевую сторону основной детали, приметываем и притачиваем швом шириной 0,5-0, 7 см от края. Начало и конец строчки закрепляем;
- Приутюживаем шов притачивания. Затем перегибаем деталь около строчки и еще раз приутюживаем.

Окантовочный шов

Применяется шов окантовочный шов с закрытыми срезами (рис. 17) для обработки краев деталей в легкой женской и детской одежде (воланов, оборок, низа изделий).

Готовую косую бейку для окантовывания срезов можно приобрести в магазине.

Готовую косую бейку сгибаем вдоль и приутюживаем;
- Край обрабатываемой детали вкладываем между сторонами бейки и приметываем;
- Настрачиваем бейку машинной строчкой на расстоянии 0,1-0,2 см от края.

Можно изготовить косую бейку самостоятельно.

Для этого нужно выкроить полоску ткани шириной 3-4 см, под углом 45 градусов к нитям основы;
- Выкроенную полоску ткани складываем изнанкой внутрь и приутюживаем;
- Приутюженную полоску накладываем на лицевую сторону детали, к которой полоска будет притачиваться, срезы уравниваем. Притачиваем бейку (рис. 18 а) на расстоянии 0,3-0, 5 см;
- Огибаем срезы шва и прокладываем другую строчку по лицевой стороне (рис. 18 б) на расстоянии 0,1 см от края;
- Окантовку приутюживаем.

Отделочные швы

Отделочные швы применяются для отделки различных изделий. К отделочным швам относятся складки, рельефные швы, швы с кантом.

Рельефные швы

К рельефным швам относятся застрочной, вытачной, выстрачной со шнуром, настрочные рельефные швы.

Застрочные швы (рис. 19) выполняются по лицевой или изнаночной стороне детали. В основном данным видом шва застрачиваются складки на изделиях. Расстояние от линии перегиба до строчки 0,1-0,2 см.

Выстрачной шов со шнуром (рис. 20) применяется для отделки легкой женской одежды и пальто. Для изготовления шва нужна специальная лапка с пазом в подошве.

С изнанки детали подкладывают полоску из основной ткани и прокладывают первую машинную строчку с лицевой стороны по намеченной предваритель-но линии;
- Вкладывают между слоями ткани шнур и прокладывают вторую строчку.

Настрочной сложный шов (рис. 24 в) выполняем так:

На лицевой стороне детали намечаем линию шва;
- С изнанки детали подкладываем полоску ткани. Середина полоски должна совпадать с намеченной линией. С лицевой стороны по намеченной линии притачиваем полоску ткани (рис. 24 а);
- Деталь перегибаем по шву притачивания полоски лицевой стороной внутрь, отгибаем в одну сторону, а притачанную полоску в другую сторону;
- С лицевой стороны детали намечаем линию настрачивания;
- Прокладываем вторую строчку на расстоянии 1-2 мм от сгиба. Строчку в конце сводим на нет. При этом с лицевой стороны образуется рельеф (рис. 24 б);
- Чтобы закрепить полоску ткани, отгибаем ее в одну из сторон детали и прокладываем по лицевой стороне основной детали строчку по модели (рис. 24 в).

Простые складки

Простые складки могут быть отделочными , которые в свою очередь могут быть односторонними или двусторонними.

Ткань в простых складках перегибается по прямой линии или с неболь-шим изгибом. Простые отделочные складки выполняют из одной детали.

В простой отделочной односторонней складке сгибы ткани направле-ны в одну сторону на лицевой стороне и в другую сторону на изнаночной стороне детали (рис. 25 б). Припуск ткани при раскрое равен удвоенной глу-бине складки. (Если в готовом виде складка 3 см, то припуск равен 6 см).

По изнаночной стороне детали намечаем тремя линиями складку:
Боковая линия - это линия наружного сгиба складки;
Средняя линия – это линия внутреннего сгиба;

- Прокладываем стачивающую строчку до третьей линии, ограничивающей длину застрачивания складки. Закрепляем конец строчки (рис. 25 а);

- Приутюживаем складки;
- По лицевой стороне можно проложить отделочную строчку;
- Удаляем нитку сметывания на нестачанном участке складки.

Могут быть встречными , при этом сгибы ткани направлены навстречу друг другу (рис. 26).

Припуск на глубину каждой встречной складки равен глубине одного сгиба складки умноженный на 4. Например, глубина одной складки равна 4 см, то припуск равен 16 см.

Встречные складки размечаем с изнаночной стороны тремя линиями:
средней линией,
третья линия – линия, ограничивающая конец складки.
- Деталь сгибаем по средней линии лицевой стороной внутрь и сметываем по боковой линии;
- Прокладываем стачивающую строчку до третьей линии. Закрепляем конец строчки;
- На стачанном участке нитку сметывания удаляем;
- Деталь размещаем лицевой стороной вниз, припуск складки раскладываем по обе стороны от строчки стачивания. Средняя линия должна располагаться обязательно по шву стачивания;
- По верхнему срезу закрепляем поперек разложенную складку машинной строчкой;
- Приутюживаем складки;

Простые отделочные двусторонние складки могут быть бантовыми (рис. 27), когда сгибы ткани с лицевой стороны направлены в противополож-ные стороны. Бантовая складка представляет собой изнаночную сторону встречной складки. Припуск на глубину каждой бантовой складки равен глубине одного сгиба складки умноженный на 4. Например, глубина одной складки равна 5 см, то припуск равен 20 см.

Бантовые складки размечаем по лицевой стороне тремя линиями:
средней линией,
боковой линией – линией внешних сгибов,
третья линия – линия, ограничивающая конец складки.
- Деталь сгибаем по средней линии изнаночной стороной внутрь и сметываем по боковой линии;
- Прокладываем стачивающую строчку до третьей линии, ограничивающей длину стачивания складки. Закрепляем конец строчки;
- На участке стачивания удаляем нитки сметывания;
- На стачанном участке нитку сметывания удаляем;
- Деталь размещаем изнаночной стороной вниз, припуск складки раскладываем по обе стороны от строчки стачивания. Средняя линия должна располагаться обязательно по шву стачивания;
- По верхнему срезу закрепляем поперек разложенную складку машинной строчкой;
- Приутюживаем складки;
- По лицевой стороне можно проложить отделочную строчку, в том числе и закрепляющую складки по ширине.

Накладной шов с кантом (рис. 29 б) выполняется так:

Выкраиваем полоску ткани для изготовления канта;
- Складываем пополам изнанкой внутрь и приутюживаем;
- На лицевую сторону нижней детали накладываем сложенную пополам полоску и притачиваем на расстоянии от сгиба, равном ширине канта плюс ширина настрачивания (рис. 29 а);
- На верхней детали заутюживаем на изнаночную сторону припуск на подгиб;
- Накладываем лицевой стороной вверх верхнюю деталь, перекрывая заутюженным краем, припуск на обработку канта, и настрачиваем. Расстоя-ние от заутюженного края до строчки устанавливаем от 0,1 см по желанию (рис. 29 б);
- Приутюживаем шов с изнаночной стороны.

Ручные швы представляют собой основу всего швейного ремесла. Даже при наличии качественной современной техники, Вы не сможете обойтись в своей работе без ручных швов. Наш мастер-класс познакомит Вас с разнообразными ручными швами, которые обязательно пригодятся Вам при шитье одежды и различных аксессуаров. Мы расскажем о самых азах ручного шитья и поможем Вам освоить десять ручных швов своими руками.

Ручные швы: основные правила

Как шить ручные швы своими руками? Существует несколько основных правил, которых Вам стоит придерживаться в процессе ручного шитья.
  • Обязательно работайте на ровной и плоской поверхности.
  • Игла для ручного шитья должна соответствовать как ткани, так и ниткам.
  • Для более комфортной и быстрой работы используйте наперсток. Его одевают на средний палец той руки, которой Вы держите иглу.
  • В процессе работы контролируйте натяжение нити: она не должна быть затянута слишком туго.

Начало работы: узел

Мы покажем, как завязать узел на конце нити быстро и просто.

Придерживайте нить левой рукой. Обведите нить вокруг кончика указательного пальца правой руки, и поместите на конец нити. Положите большой палец на скрещенные нити и, потянув длинную нитку, проведите большой палец к концу указательного, так чтобы нити закрутились вокруг друг друга. Затем сбросьте петлю. Зажмите кольцо между большим и указательным (или средним пальцами). Потяните левой рукой за длинный конец и аккуратно затяните узел.

Как закрепить нить в конце шва?

Вы можете закрепить нить двумя способами: узлом или закрепкой. Для того чтобы получился узел, сделайте небольшой стежок на изнанке, сверху последнего стежка. Потихоньку затягивайте нить, пока не останется небольшая петелька.


Проведите иглу в петельку и продолжайте затягивать, пока не появится вторая петля. Проведите углу во вторую петлю и туго затяните нить, образовывая узел. Чтобы выполнить закрепку просто сделайте несколько небольших стежков, используя шов «назад иголку». Такие стежки располагаются один поверх другого и хорошо скрепляют слои ткани.

А теперь давайте подробнее узнаем, как выполнять ручные швы своими руками.

Шов «назад иголку»

Этот шов является одним из самых прочных ручных швов. Он используется для швов в труднодоступных местах и для закрепления строчек в конце и начале. Выведите иголку на верхнюю сторону. Сделайте небольшой стежок назад (2-3 мм) и снова выведите иглу вверх, отступив те же 2-3 мм по линии шва.

На изнаночной стороне стежки получатся в два раза длиннее, чем на лицевой стороне.

Шов "назад иголку" с пропусками

Этот вариант также используется для закрепления переходного канта обтачки и подборта.

Выполняйте обычный шов «назад иголку», но отводите иглу назад на половину длины стежка. Выходит игла по-прежнему на длину целого стежка.

Петельный шов

Применяется для изготовления обработанных вручную деталей: навесные нитяные петли и отверстия, нитяные петли, застёжки на крючках, шлёвки. Также подходит для оформления деталей из фетра или флиса. Выполняйте шов слева направо, расположив ткань так, чтобы её срез был внизу.

Закрепите стежок на краю ткани петлёй или любым другим удобным Вам способом.

Для каждого стежка направляйте иглу к себе. Втыкайте иголку в лицевую сторону ткани и выводите поверх нити на расстоянии от края около 5-6мм и на то же расстояние правее. Затягивайте нить не слишком туго.

Шов "Козлик" ("Ёлочка")

Применяйте такой шов для скрепления двух слоёв ткани с небольшой степенью подвижности, например для соединения подкладки с изделием или для подгибки трикотажа.

Выполняйте шов слева направо. Сделайте небольшой горизонтальный стежок в верхнем слое, отступив немного от края. Затем, сразу за краем верхнего слоя, выполните еще один стежок на нижнем слое, вправо по диагонали от первого стежка. Выполняйте стежки, не затягивая нитку.

Французская закрепка

Используйте такую закрепку, чтобы прикрепить подгибку свободной подкладки к подгибке изделия.

Выполните 2-3 стежка длиной около 2,5-3см, между изделием и подкладкой.

Поверх длинных стежков выполните стежки «петельным швом», располагая их максимально близко друг к другу. Полностью закройте длинные стежки петельками.

Используйте этот шов для всех типов подгибки.

Сделайте незаметный маленький стежок в ткани изделия, а затем выведите иглу вверх по диагонали через край подгибки. Расстояние между стежками 5-6 мм.

Шов "через край" ("обмёточный")

Используйте этот шов, чтобы избежать осыпания срезов ткани.

Вводите иглу перпендикулярно срезу ткани, делая диагональные стежки через край. Старайтесь, чтобы стежки были одного размера и на равном расстоянии друг от друга.

По окончании шва Вы можете вернуться, втыкая иглу в уже сделанные отверстия, получив таким образом «треугольные» стежки.

Этот вариант шва «назад иголку» применяют для отделки втачивания молнии на таких тканях как бархат, вельвет или атлас, в случае если машинная строчка выглядит некрасиво.

Выведите иглу вверх через все слои ткани. Выполните стежок «назад иголку», захватив 1-2 нити ткани. Выведите иглу на поверхность, отступив 5-6 мм вперед.

Этот шов является основным ручным швом, используемым для стягивания ткани, закладывания защипов, штопки и швов, не испытывающих нагрузки.

Выполните несколько стежков вперед, равномерно вводя иглу в ткани и выводя на поверхность, до того как протянуть нить.

Количество стежков зависит от толщины материала. Длина стежка и расстояние между ними зависит от места применения шва и может колебаться от 3 мм до 3 см.

Используется для максимально незаметной обработки подгибки, прикрепления подкладки, карманов и т. д.

Проведите иглу через подогнутый край верхней ткани. Захватите одну нить нижней ткани и снова введите иглу в сгиб верхней ткани.

Для того, чтобы зашить отверстие в шве, простроченном на машине, выполняйте потайной шов, захватывая равное количество нитей в верхнем и нижнем слое. Сделайте несколько стежков, а затем стяните участок шва.

Прямые, косые, крестообразные, петлеобразные, специальные стежки. Ручные швы.

Детали швейных изделий соединяют между собой одной или несколькими нитками. Это соединение называют стежком. Повторяющиеся один за другим стежки образуют строчку. Строчки, скрепляющие несколько деталей, образуют шов.
Ручные стежки выполняют швейными иглами 12 номеров диаметром от 0,6 до 1,8 мм. Для плательных и бельевых тканей используют иглы № 1, 2, 3 (диаметром 0,6 - 0,7 мм), нитки хлопчатобумажные № 80, 60, 50; шелковые № 65; для костюмных тканей иглы № 4, 5, 6 (диаметром 0,6 - 0,9 мм), нитки хлопчатобумажные № 40, 50, шелковые № 33, для пальтовых тканей - иглы № 7, 8, 9, 10 (диаметром 0,9 - 1,2 мм), нитки хлопчатобумажные № 40, 30, шелковые № 18.

Ручные стежки образуются двумя способами в зависимости от того, как прокалывается материал. При первом способе иглу вводят и выводят при проколе с одной стороны (рис. 1). Этот способ имеет наибольшее применение, как более производительный. При втором способе иглу вводят с одной стороны, а выводят с другой (рис. 2). Второй способ используют при обметывании петель, срезов деталей, выполнении закрепок в конце карманов, скреплении складок.
При шитье одежды применяют пять основных видов ручных стежков: прямые, косые, крестообразные, петлеобразные и петельные.
Прямые стежки . Прямые стежки в основном используют для строчек временного скрепления, так как они наиболее простые и легко распускаются.
Сметочный стежок (рис. 3) применяется при предварительном соединении основных деталей изделия - сметывании плечевых, боковых срезов, вметывании рукавов в пройму изделия.
Копировальным стежком (рис. 4) переносят линии разметки с одной детали на другую. По нужной линии прокладывают сметочные стежки, которые не затягиваются, а образуют петли по линии, требующей переноса. Затем ткань раскрывают (стежки при этом растягиваются), нитки между сшитыми частями разрезают. Отрезки ниток, выходящие из ткани, своими концами определяют направление намеченной линии.
Наметочным стежком скрепляют две детали, которые накладывают одну на другую (рис. 5). Этими стежками прикрепляют подборта к изделию, наметывают бортовую прокладку на полочку.

Заметочным стежком (рис. 6) закрепляют подгибаемый край детали, например, низ рукавов и низ изделия.
Выметочным стежком скрепляют края деталей, предварительно обработанные машинной строчкой и вывернутые налицо (рис. 7.). Выметывают клапаны, борта, воротники перед утюжкой и перед прокладыванием отделочной строчки.
С помощью прямых стежков образуют сборки (рис. 8) при изготовлении легких женских и детских платьев. Сборки собирают на нитку, длина которой зависит от желаемой длины сборки. Чтобы сборки лучше прилегали, рекомендуется прокладывать нитку в два ряда, захватывая во втором ряду те же нитки ткани, которые были захвачены и в первом, на расстоянии 0,3 - 0,5 см от первого ряда.

Косые стежки. Косые стежки более эластичные и дают более прочное скрепление материалов, чем прямые. Ими также выполняют временное (наметочные и выметочные) и окончательное скрепление деталей (обметочные, подшивочные и внутренние для незаметного соединения деталей).
Наметочным стежком (рис. 9) пользуются при расположении строчки на небольшом расстоянии от срезов деталей (1,5 - 2,0 см). Например, при наметывании подбортов на полочки, верхнего воротника, на нижний, клапана на подклапан.
Выметочный стежок применяют при выметывании краев воротников, бортов, клапанов верхней одежды (рис. 10). Для тонких тканей и материалов с геометрическим рисунком ими не пользуются, так как косые плотные стежки при стягивании могут исказить рисунок.
Обметочным стежком (рис. 11) пользуются с целью закрепления срезов деталей от осыпания. Обметку применяют на открытых швах при пошиве изделий без подклада, а также для закрепления прорезанных отверстий петель. При обметке нитка должна плотно обхватывать место среза ткани и ложиться с форме спирали.
Стегальными стежками (рис. 12) соединяют два слоя ткани, например, при соединении прокладок с тканью верха (лацкан, воротник), при этом ткань верха захватывается частично. Прокладка не должна быть натянута по отношению к ткани верха.
Подтшивочные стежки (рис. 13) применяют для закрепления (подшивки) подогнутых краев деталей с открытым срезом из неосыпающихся тканей и краев с закрытым срезом (рис. 14) на тонких тканях. Подшивочную строчку можно применять и при закреплении среза верхнего воротника к нижнему. Открытыми подшивочными стежками спиралеобразной формы (рис. 15) подшивают подогнутые края деталей из несыпучих тканей. Выполняя эти стежки, иглой одновременно прокалывают нижнюю деталь, захватывая лишь часть ее толщины, и подогнутый край второй детали. Стегальные и подшивочные стежки относятся к потайным, так как нитки заметны только со стороны прокалывания. Крестообразные стежки . Крестообразные стежки состоят из перекрещивающихся ниток, которые прочно закрепляют срезы, предохраняя их от осыпания (рис. 16).
Фигурные подшивочные стежки («козлик») применяются для подшивки низа юбок, брюк. Эти стежки выполняют в два приема: первым проколом иглы в подогнутый край закрепляемой ткани и вторым проколом с выходом иглы в основную ткань. Крестообразные стежки можно выполнять при небольшой длине нитки, проходящей внутри ткани, благодаря чему в шве с лицевой стороны подогнутый край ткани незаметен (нет пролегания подгибки).
Петлеобразные стежки . Петлеобразные стежки дают наиболее прочное соединение тканей (рис. 17). Ими выполняют подшивочные, вспушные строчки (внутренние соединительные между двумя слоями ткани), а также закрепляют конец строчки.
Подшивочные петлеобразные стежки применяют для подшивки подогнутых краев с закрытым срезом (рис. 18), например, накладных карманов, подкладки изделия по низу и в пройме рукавов.
Вспушная строчка с лицевой стороны изделия имеет малозаметные короткие стежки в виде точек (рис. 19), а с другой стороны - короткие стежки. Вспушные стежки применяют для скрепления и отделки деталей по краю. Например, по краю бортов, клапанов, воротника, низа мужских пиджаков и женских жакетов.
Петлеобразными стежками закрепляют и концы строчек. Строчки временного соединения деталей закрепляют одним или двумя стежками, а окончательного - двумя-тремя. Нитку в конце обрезают.
Специальные стежки. Специальными стежками выполняют закрепки, петли, пришивают пуговицы, крючки, кнопки.
Петли обметывают петельными стежками . В зависимости от вида изделия применяют петли с глазком (пиджаки, жакеты, пальто); прямые (на белье, платье, брюках); широкие (отделка лацканов пальто, костюмов).

Широкие петли являются отделочными (рис. 20 а) и выполняются непрорезными. Прямые петли обметывают после прорезания (рис. 20 б). При обметывании петли с глазком (рис. 20 в) прокладывают укрепляющую нитку для рельефности узора и прочности петли. Один конец петли закрепляют двумя поперечными стежками, которые обвивают несколькими витками.
Закрепками (скрепками) скрепляют концы карманов, петель, разрезов, складок. Они состоят из двух натянутых ниток (так называемых основных), плотно покрытых той же ниткой. Чтобы сделать скрепку, сначала прокалывают ткань снизу, затем сверху вниз (рис. 21). Третий прокол делают снова на месте первого. Нитку, вышедшую на лицевую сторону ткани, натягивают и на ней образуют витки. При этом для каждого витка нитку обводят вокруг основы. Витки нужно накладывать возможно плотнее друг к другу. Заполнив основу, нитку проводят на изнаночную сторону и закрепляют двумя-тремя стежками.
Пуговицы на верхней одежде пришивают на ножке (рис. 22 а), не затягивая стежков, чтобы между пуговицей и тканью остался зазор для образования ножки. Нитки стежков между пуговицей и тканью обвивают несколькими витками, концы ниток закрепляют петлеобразными стежками.
В платьях, белье, пуговицы пришивают вплотную к ткани (рис. 22 б). Пуговицы вплотную к ткани пришивают при полном затягивании стежков, и конец нитки также закрепляют петлеобразными стежками. Пуговицу с ушком сразу пришивают вплотную к ткани (рис. 22 в). Крючки, петли и кнопки пришивают к изделию косыми стежками (рис. 23).

Шов в закрутку (рис. 24) применяется для подшивки края детали, вырезов для кружевных прошв, при заделке пристроченного шитья гладью. Во время подшивки большой палец левой руки закручивает ткань, прижимая ее к указательному пальцу той же руки.
Шов через край (рис. 25) применяется в тех случаях, когда необходимо сшить кромки полотна, пришить кружево и т. п.

Одним из простейших видов рукоделия является вышивание . Линия орнамента или красивый узор украсят любую вещь: платье, блузку, сумку, салфетку, скатерть или подушку.

Отделочные швы

Шов «вперед иголкой» (рис.1) – самый простой. Он используется дл имитации и наведения контуров рисунка. Иголку с ниткой пропускают в ткань справа налево, все время вперед, набирая один или несколько стежков. Этим швом вышивают узоры на блузках, салфетках, сумках.

Шов «строчка» (рис.2) напоминает машинный строчный шов. На лицевой стороне стежки прилегают один к одному, а на выворотной длина стежка равна двум стежкам с лицевой стороны.

Стебельчатый шов (рис.3) выполняют слева направо. Острие иголки все время направлено влево, а каждый новый стежок начинают, отступая назад, т.е. направо. На лицевой стороне стежки заходят один за другой, а вывороте создают строчку. Стебельчатым швом вышивают контуры рисунка (например, стебла, цветы, листья), делают метки на белье.

Петельный или обкидной шов (рис.4), используют для обкидывания петель, обшивания краев, вышивания. Выполняют шов слева направо. Нитка все время находится перед иголкой, делая петельку. В зависимости от ширины, высоты и направления стежков можно усложнить шов перевиванием.

Шов «цепочка», или тамбурный (рис.5), представляет собой ряд петелек, которые выходят одна из одной, напоминая на лицевой стороне цепочку, связанную крючком, а на выворотной – машинную строчку. Выполняют его сверху вниз или справа налево, закрепляя петельку одним или несколькими маленькими стежками. Тамбурная петелька может быть разных форм, и это дает возможность создать множество узоров. Этим швом вышивают листочки, лепестки цветов.

Шов «елочка» (рис.6) напоминает петельный шов или раскрытую тамбурную петлю. Его используют для отделки изделий. Есть много вариантов этого шва.

Шов «козлик», или крестовидный (рис.7), выполняют слева направо. Швом «козлик» можно украсить одежду и белье, подшить подол платья или юбки, соединить края двоих полотен.

Верхошов «верхоплут» или владимирский шов (рис.8), выполняют длинными стежками. Чаще используют очень толстые нитки (в основном красного цвета).

Стежки кладут от центра узора до краев и назад. На лицевой стороне ткани получаем основной рисунок, а на выворотной – контур мелкими стежками. Этим швом вышивают цветы и листья, разные фигуры, украшая одежду и предметы быта.

Вышивание крестом

Шов «полукрест» или «роспись» (рис.9) – двусторонний шов, который выполняют в два этапа – вперед и назад. Сначала слева направо прокладывают по контуру рисунка стежки «иголкой вперед» , а потом справа налево заполняют промежутки с предыдущего ряда.


Вышивать крестом можно на тканях льняного переплета, по канве или по контурах, обозначенных точками. Шов «крест», или «крестик» (рис.10), состоит с двух перекрещенных стежков. Сначала кладут стежки слева на право, а перекрывают их справа налево.


Узоры для вышивания крестом показано на рис.11.

Двойной, или болгарский крест (рис.12) выполняют с четырех прямых стежков – двух диагональных и двух взаимоперпендикулярных. Сначала вышивают простой крест, потом делают вертикальный стежок, а его покрывают горизонтальными стежками слева направо.

Края двух полотен можно соединить несколькими способами, как это показано на рис.13.

Вышивание бисером, стеклярусом, бусами, искусственным жемчугом

Бисером, стеклярусом, бусами и искусственным жемчугом можно украсить вечернее платье, сумочку, кошелек и т.д. Для основы рекомендуем бархат, атлас, шелк, шерстяные и суконные ткани, лен с лавсаном.

Нитки для вышивания должны быть прочными, «навощенными» (покрытыми воском), что бы бисер или стеклярус не перетирали их, и подобраны под цвет ткани. Для работы берут бисер округлый или граненный, одно- или разноцветный – в зависимости от узора. Можно использовать также стеклярус и блестки.

Вышивают по нанесенному на ткань рисунку или по канве, которую потом вытягивают. Каждую бисеринку пришивают к ткани по контуру рисунка. Бусинки нашивают впритык одна к одной или на некотором расстоянии. Можно также выложить нитку с нанизанными бусинками по контуру и прикрепить ее к ткани другой ниткой, вкалывая иголку в промежутки между бусинками.

Для вышивания бисером можно использовать узоры вышивок крестом: каждая нашитая бисеринка будет отвечать крестику на узоре. Пришивают бисер стежками шва «полукрест» з уклоном в одну сторону (что бы бисеринки ложились ровно).


Вышивку стеклярусом лучше выполнять верхошвом.

На рис.14 показано узоры для вышивания кошелька или сумочки. Лепестки можно вышить белым и розовым бисером или стеклярусом, серединки – желтым и зеленым стебель.





Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png