Ковровский филиал


Курсовая работа

Подростковый возраст


Уланович Дарья Николаевна

№ контракта 15500110701004


подростковый возраст кризис психологический

Введение

Понятие о подростковом возрасте, развитие личности подростка. Подходы к определению границ подросткового возраста. Подростковый кризис

Фазы подросткового возраста и их общая характеристика. Особенности психофизиологического развития

Особенности формирования и развития интересов, роль ценностей в подростковом возрасте

Заключение

Глоссарий

Приложение


Введение


Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью, которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Подростковый возраст характеризуется как переломный или переходный. Возрастной период в целом можно определить четко выраженными особенностями изменения морфофункциональных показателей не только за период в целом, но и от возраста к возрасту. Подростковый период в целом характеризуется нарастанием длины и массы тела, существенным ростовым пубертатным скачком, выраженным увеличением окружности грудной клетки, жизненной емкости легких.

Подростковым возрастом принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет. Этот период отмечается бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В психологической литературе, тем не менее, существует позиция разграничения между периодами подросткового возраста и юношеством. В понимании хронологических границ этих периодов нет единства. С некоторой чертой условности можно считать, что "подростковый возраст" как переходный возраст лежит в указанных границах, а за ним следует уже новый этап развития - юность.

Ценности являются необходимым регулятором социального поведения. Подростковый возраст является крайне важным для становления системы взглядов и ценностей человека. Подростковый возраст обычно считается переходным, переломным, критическим периодом в жизни ребенка. Кризис этого возрастного периода характеризуется не готовностью ответить на вопрос "Кто я?". Ответ нужно найти, и тогда подросток пробует себя, а также пробует границы своих возможностей. Таким образом, можно отметить, что подростковый возраст - это возраст проб и ошибок, а также, возникающих в связи с этим специфических переживаний. Стремление найти свое "Я", определить границы своих возможностей, подтвердить свое назначение в этом мире находит выражение именно в ситуациях проб, ошибок и экспериментов. Именно в таких ситуациях обнаруживаются разные грани себя, стороны своего "Я", а сами ситуации сопряжены с риском, иногда с агрессивным поведением.

Мощные сдвиги, резкие колебания происходят во всех областях жизнедеятельности ребенка, не случайно этот возраст называют "переходным" от детства к взрослой и серьезной жизни, однако путь к зрелости для подростка только начинается, но он богат многими драматическими переживаниями, проблемами, трудностями и кризисами. В это время складываются и формируются устойчивые нормы поведения, черты характера и способы эмоционального проявления переживаний, реакций на эти переживания, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, социальную и личную зрелость.

Актуальность изучения проблем подросткового возраста обусловливается, как правило, не только сугубо индивидуальной ситуацией психического развития 10-16-летнего ребенка, но, также новым уровнем требований современного общества к формированию активной жизненной позиции растущего человека.

Для решения проблем, связанных с подростковым возрастом, необходим комплексный подход к изучению особенностей подростковой фазы психического развития и к раскрытию содержания процесса развития ребенка на этой ключевой фазе перехода от детства к зрелости.

Изучением психологической характеристики подросткового возраста занимается сразу несколько взаимосвязанных дисциплин. Вопросам исследования посвящено множество работ ученых. При этом, однако, предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данной работы.

Целью курсовой работы является изучение подросткового возраста, обозначение психологических особенностей данного периода, познание интересов и условий их формирования в подростковом возрасте, определение ценностей подростков.


1. Понятие о подростковом возрасте, развитие личности подростка. Подходы к определению границ подросткового возраста. Подростковый кризис


Подростковый возраст зачастую характеризуют как переходный, критический и переломный период жизни. Возникновение такого понятия, как "подростковый возраст" произошло сравнительно недавно в связи с усложнением жизни в обществе. В настоящие время в разных странах подростковый период жизни получил способность к постоянному увеличению, и стал охватывать почти десятилетие - от 11лет до 20 лет.

На сегодняшний день мы имеем целый ряд исследований, гипотез и теорий, относящихся к возникновению и проявлению подросткового периода в жизни человека. К самым первым теориям можно смело отнести - биологические теории. В них основа появления подросткового возраста состоит в биологических изменениях и факте полового созревания. Самое интересное, что, несмотря на некоторую несостоятельность такой теории, в исследованиях подросткового возраста говорится о том, что этот возраст является критическим для становления личности и развития ее самосознания. Также к биологическим теориям можно отнести теорию пубертатного периода. Пубертатный период заключается в созревании, а точнее в состоянии неполной зрелости, при этом физический рост человека продолжается еще некоторое время. Такая теория принадлежит Ш. Бюлеру. Он разделял негативный и позитивный периоды пубертатного возраста. Основные черты негативной фазы: повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легковозбудимое состояние, а также физическое и душевное недомогание. Капризность, драчливость, непослушание являются особенно притягательными в данный период возраста. В завершении негативной стороны пубертатного периода происходить завершение физического созревания. После чего и начинается позитивная фаза. Позитивный период наступает постепенно и начинается с того, что перед подростком открываются новые источники радости, к которым он до этого времени не был восприимчив.

Также, довольно крупным направлением исследований подросткового возраста первой половины XX века стали культурно - психологические теории, которые берут за основу психологические изменения, которые происходят в этом возрасте и приписывают им самостоятельное существование и развитие. Формирование данной теории принадлежит Э. Шпрангеру. Он рассматривал подростковый возраст внутри юношеского и определял его границы 13-19 годами у девушек и 14-21 годами у юношей. Подростковый возраст, по мнению ученого - возраст врастания в культуру. Три основных признака характеризуют этот возраст: первое - это открытие своего "я", которое происходит в пору отрочества, второе - постепенное возникновение жизненного плана и, наконец, третье - врастание в отдельные жизненные области и сферы культуры. В советской психологии Л.С. Выготский выдвинул гипотезу о несовпадении трех точек созревания - полового, органического и социального - как основной особенности и основном противоречии подросткового возраста. Выготский относит подростковый возраст к числу стабильных возрастов. Центральное новообразование данного возраста - это развитие самосознания. Выгодский считал, что ключ к пониманию психологии подростка состоит в проблеме интересов. Выготский подростковый возраст разделяет на две фазы - негативную и позитивную, фазу влечений и фазу интересов. Он полагал, что первая, длится около двух лет и связана с отмиранием прежде установившейся системы интересов и с процессами появления первых органических влечений. Следующая фаза - фаза интересов характеризуется вызреванием нового ядра интересов.

Д.Б. Эльконин рассматривал подростковый возраст как стабильный и говорил о том, что характерной чертой его появления можно считать возникновение чувства взрослости. Оно формируется в процессе усвоения определенных морально-этических норм и образцов взрослого поведения. Усвоение происходит в практике отношений не только с взрослыми, но и с товарищами. Л.И. Божович весь возраст полового созревания относит к критическому периоду. Значимым является то, что подростковый возраст состоит из двух фаз - 12-15 лет и 15-17 лет. К концу подросткового возраста формируется самоопределение. Оно основано уже на устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, характеризуется учетом своих возможностей и внешних обстоятельств и связано с выбором профессии. В этот период жизни происходит изменение мотивационной сферы. С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие школьника, которое существенным образом изменяется именно в переходном возрасте.

Определение психологического содержания подросткового возраста до сих пор остается проблемой отечественной психологии, несмотря на большое количество исследований. До сих пор нет единого мнения о ключевых аспектах этой проблемы, а также неизвестно до конца к стабильному или кризисному возрасту следует относить подростковый возраст. Хронологические границы подросткового возраста точно не зафиксированы. Разными авторами в качестве подросткового возраста выделяются периоды от 10-11 до 15 или от 11-12 до 16-17 лет. Подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития и, возникающими при этом значительными органическими изменениями. Весьма значительны и психологические изменения в подростковом возрасте. В настоящее время нет единого мнения относительно таких важнейших характеристик возраста, как ведущая деятельность и центральные новообразования подросткового возраста. Подростковый возраст - натуральный ряд развития, физическое созревание не рассматривают изолированно от процессов социализации. Этот процесс можно подразделить на три уровня: подготовительный процесс, пубертатный период, постпубертатный (организм достигает биологической зрелости). При сравнении с возрастными категориями можно отметить что, предпубертатный период соответствует младшему возрасту, пубертатный соответствует подростковому, а постпубертатный - юношескому возрасту.

Подростковый возраст наполнен достижениями, получением огромного количества знаний, умений, становлением нравственности и открытием собственного "Я".

Этот период активно связан с формированием мировоззрения. Понятие "мировоззрение" обозначает взгляд на мир в целом, систему общих принципов и философских основ человека, его знания. Мировоззрение - не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, которые выражают отношение человека к миру, его главные целостные ориентации. Становление личности протекает при становлении устойчивого образа "Я" - сложное психологическое явление, не ограниченное простым осознанием своих качеств и самооценок. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего такое положение вещей связывают с половым созреванием. В период активного роста и перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, депрессия или повышенная возбудимость. Этот период нередко ведет к мучительным переживаниям подростка, которые обусловлены тем, что уровень его физического и физиологического развития отличается от такового у большинства сверстников. Следствием таких переживаний может быть заниженная самооценка. В этом возрасте чаще всего встречаются самое большое количество так называемых "трудных" детей. Даже совершенно спокойные и уравновешенные дети в подростковый период бывают совершенно несдержанны, отличаются неустойчивостью поведения, настроения, имеют постоянные колебания самооценки, резкую смену самочувствия, ранимость, неадекватность. Этот возраст настолько богат конфликтами, что некоторые психологи склонны рассматривать его как один сплошной затянувшийся конфликт, то есть, как "нормальную патологию". В подростковом возрасте могут впервые возникать или незаметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний и затруднениями процесса формирования личности. Предпосылки подросткового кризиса можно объяснить. Например, учитывая мнение З. Фрейда, кризис подросткового возраста биологически обусловлен и потому неминуем для всех молодых людей. Кризис подросткового возраста помимо прочего не является неотъемлемым для общества, а находится в зависимости от перестройки системы отношений подростка с взрослыми. Кризис проявляется тогда, когда взрослый человек не меняет своего поведения в ответ на появление у подростков желания к новым формам отношений с родителями и учителями. Как правило, учителя и родители связывают проблемы воспитания не с кризисом и с предкризисным периодом, когда происходил процесс разрушения эмоциональной структуры ребенка, а с после кризисным периодом. Для совершеннолетних трудным является период появления прогрессивных эмоциональных структур, существенно изменяющих переживания и поведение ребенка. Родители и учителя, которые привыкли к постепенным изменениям в поведении ребенка, оказываются не готовыми к резким и непредсказуемым изменениям в повелении подростка. Взрослые не успевают перестраивать стиль и способ общения с подростком, а это рождает конфликты. Основная причина кризиса подросткового возраста состоит в несогласованности процессов созревания, формирования и становления. Подростковый кризис не имеет универсального статуса, а находится в зависимости от общественных критериев. Кризис подросткового возраста возникает в тех случаях, когда взрослые не заменяют собственного поведения в ответ на появление у подростков рвения к новым формам отношений с ними. Привычка к плавным переменам в поведении ребенка способствует к не готовности взрослого человека общаться, заниматься и воспитывать подростка, так сильно стремящегося стать взрослым и свободным. Существует два пути протекания подросткового кризиса: кризис независимости и кризис зависимости. Проявление кризиса независимости: негативизм, упрямство, грубость, бунтарство, противоречие, ревность. Проявлении кризиса зависимости6 чрезмерное послушание, возврат к детским интересам, зависимость от взрослых, подчинение общественному мнению. Кризис зависимости в подростковый период, как правило, больше устраивает родителей, порой им кажется, что удалось сохранить гармонию в семье. Однако, такой поворот не всегда положителен для подростка. Одна из основных целей кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, суждений и поступков. Поэтому, как бы легче не казался кризис зависимости в подростковом периоде, все - таки более правильным и продуктивным является кризис независимости. Он дает возможность личности развиваться, принимать решения и способствует адаптации к новообразованиям.


2. Фазы подросткового возраста и их общая характеристика. Особенности психофизиологического развития


В научной литературе существует различие между старшим и младшим подростковыми возрастами. Так называемый старший подростковый возраст некоторые авторы относят к периоду юности. В начале подросткового возраста физиологическое взросление, то есть половое созревание, вызывает бурный рост, диспропорции тела. Психологический эффект этих изменений усиливается тем, что окружающие подчеркивают, что ребенок стал выше родителей, проявляет неловкость, делают замечания по поводу внешности. В этот момент, подросток начинает рассматривать себя в зеркало и ему начинает казаться, что между ним и взрослым нет никакой разницы. В этом возрасте происходит возникновение и формирование чувства взрослости. Важный момент развития - осознание своих индивидуальных качеств, оценка которых происходит с точки зрения степени взрослости, подросток выделяет эталон и смотрит на себя через него. Чувство взрослости характеризуется проявлением морально - этических норм поведения, усвоение которых и происходит через общение. А способность к общению - важный этап в жизни ребенка как социального элемента. Важная роль в формировании чувства взрослости принадлежит взрослому человеку. Необходимо учитывать - отношение к подростку должно иметь последовательную характеристику. Такой подход поможет избежать многих трудностей. При отсутствии условий для позитивной реализации своих потенциалов процессы самоутверждения в подростковом возрасте могут проявляться в искаженных формах, тем самым организуя способность приводить к неблагоприятным реакциям и последствиям. Кризисные периоды отличаются внесением в психику подсознательных, трудно контролируемых или даже не поддающихся контролю импульсов. Такому состоянию способствует утрата чувства безопасности и комфорта, нарушение внутреннего равновесия, возрастание тревожности и усиление экзистенциальных страхов.

Старший школьный возраст, а точнее период 14-16 лет, некоторые ученые относят к началу юности, а другие к окончанию подросткового возраста. Существуют глобальные различия между детьми 12-13 лет и 14-16 лет. Дети старше 14 лет обладают некоторой стабилизацией культурных интересов и внешней половой состоятельностью. В этот период актуально стремление отделиться, быть самостоятельным, но, в тоже время нарастает стремление к отождествлению с взрослыми. Подросток начинает осознание себя на пороге самостоятельной жизни, а главные новообразования юности - готовность к самоопределению, появление жизненных планов. В способности к познанию себя, в общении с другими люди в этом возрасте подростки оценивают себя и других с позиций усвоенных норм, уточняя и обобщая эти критерии. Несмотря на зависимость от родителей, от школы, духовных стандартов и культурных запретов, в этом возрасте формируется личность человека, как нечто единственное и неповторимое. Также в этот период рождаются установки на взрослую и серьезную жизнь.

Психофизиологические особенности подросткового возраста охарактеризованы главным физиологическим новообразованием данного этапа онтогенеза, определяющегося как формирование репродуктивной функции, или половое созревание. Биологические изменения, которые связанны с половым созреванием, развиваются постепенно в нескольких стадиях. Существует несколько периодизаций полового созревания, которые опираются на описание изменений половых органов и вторичных половых признаков. И у девочек и у мальчиков можно выделить пять стадий полового созревания. Первая стадия - инфантилизм, то есть стадия детства. Для этой стадии характерны незаметные изменения в развитии репродуктивной системе. В данном случае основная развивающая роль принадлежит гормонам щитовидной железы. Стадия детства заканчивается в 8-10 лет у девочек и 10-13 лет у мальчиков. Вторая стадия - гипофизарная, на этом этапе активизируется гормон гипофиза, увеличивается его секреция, а это влияет на скорость роста и появление начальных признаков полового созревания. Гипофизарная стадия заканчивается в 9-12 лет у девочек и в 12-14 лет у мальчиков. На третьей стадии развития активизируются половые железы, вырабатываются андрогены и эстрогены, продолжают развиваться половые органы и вторичные половые признаки. Четвертая стадия (10-13 лет у девочек и 12-16 лет у мальчиков) - стадия, на которой максимальной активности достигают половые железы, продуцирующие мужские и женские гормоны. В то же время, продолжается усиление вторичных половых признаков, в конце данной стадии у девочек начинается менструация. На пятой стадии происходит окончательное формирование репродуктивной системы. Пятая стадия достигается в возрасте 11-14 лет у девочек и 15-17 лет у мальчиков. Полностью выражены вторичные половые признаки, устанавливается у девушек регулярный менструальный цикл. Возраст завершения пубертатного периода это 15-16 лет у девушек и 17-18 лет у юношей.

Нервные системы подростков и взрослых имеют существенные различии. В подростковом возрасте усиливается активность симпатоадреналовой системы, пик ее активности приходится у мальчиков на 14 лет, а у девочек на 12-13 лет. Ее понижение происходит к 17-18 годам. Временное повышение активности симпатического звена вегетативной регуляции обеспечивает в подростковом возрасте адекватное энергообеспечение и быструю адаптацию различных систем организма к внешним условиям. Такое положение вещей биологически целесообразно в период интенсивного роста и развития. Процесс полового созревания проходит под контролем центральной нервной системы и желез внутренней секреции. Так как гипоталамус - высший вегетативный центр нервной системы, он управляет состоянием гипофиза, а он, в свою очередь, контролирует деятельность всех желез внутренней секреции.

Половое созревание - стадиальный процесс, соответственно, возрастные изменения в состоянии нервной системы подростков развиваются постепенно и имеют определенную специфику, которая обусловлена динамикой полового созревания. Подобные изменения находят отражение в психике и поведении подростка. В функционировании нервной системы также наблюдаются специфические для каждого этапа изменения. Значительное повышение активности подкорковых структур приводит к сдвигам в балансе корково-подкорковых отношений. Такие процессы находят свое отражение в изменении биоэлектрической активности мозга и способствуют преобладанию возбуждающих влияний подкорки. В результате, на второй и третьей стадиях, могут наблюдаться некоторая слабость тормозных процессов, повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, чрезмерная активность. Последнее выражается в том, что младшие подростки нередко проявляют двигательную расторможенность, неусидчивость, эмоциональную реактивность, конфликтность и агрессивность.

В связи с ослаблением контрольных функций коры страдает вся система произвольной регуляции психической деятельности и поведения, а это, тем самым, сказывается не только на состоянии произвольной регуляции поведения, но и на протекании когнитивных процессов, главным образом на восприятие и внимании. Для младших подростков характерна тенденция к обобщению поступающих из внешнего мира раздражений. Подростки не могут порой поддерживать произвольное внимание и состояние бдительности, также увеличиваются латентные периоды ответных реакций, речь подростков замедляется, а ответы становятся более стереотипными. В начале полового созревания высокий уровень подкорковой активности приводит к отрицательным сдвигам в работе мозговых систем, ответственным за реализацию когнитивных функций. Тем не менее, речь в данном случае идет только о временных функциональных изменениях, обусловленных нарушением корково-подкорковых отношений и ослаблением управляющей функции фронтальных отделов коры мозга. На четвертой и пятой стадиях полового созревания возрастает активность половых желез, а также тормозится активность гипоталамуса и гипофиза. На протяжении всего подросткового возраста сохраняются позитивные тенденции морфофункционального созревания мозга, в первую очередь ассоциативных отделов коры мозга. А они создают условия для дальнейшего прогресса в психическом развитии в юношеском и взрослом возрастах.

Существует некоторая разница между маленькими школьниками и подростками - это способность к рассуждениям. Подростковый возраст отличается переживанием множества проблем, споров и рассуждений. Дружба для подростка - значит иметь партнёров для рассуждений, а содержание их уроков в школе состоит в основном из рассуждений и доказательств. Подростки имеют репутацию спорщиков, причём споры в основе содержат доказательство их собственных положений. Мышление до такой степени активно в этот период, что создается впечатление о споре ради спора и рассуждение ради рассуждения. В старших классах интеллектуальная деятельность переходит все больше к мышлению в понятиях. Это центральное явление для переходного возраста, а кризисы, присущие большинству современных теорий переходного возраста, объясняются в первую очередь тем, что образование понятий представляет собой сложный процесс.

Перемены, совершающиеся в мышлении подростка - это в огромной степени перемены внутреннего, интимного структурного характера.

В основе развития мышления в эпоху полового созревания стоит образование понятий. Этот процесс вводит революционные изменения в области содержания и в области форм мышления. Именно высшие формы мышления раскрываются в своём значении перед подростком. Ум подростка стремится к таким учениям, как например философии естествознания, происхождения мира, человек. На второй план отходит интерес к историческим конкретным рассказам, на их место встает политика, например. Понятие, как важнейшее средство познания и понимания, приводит к основным изменениям в содержании мышления подростка.


3. Особенности формирования и развития интересов, роль ценностей в подростковом возрасте


Подростковый возраст - возраст, в период которого происходят перемены в учебной деятельности школьника. Заметно усиливается сознательное отношение подростка к учениям, на это влияет положительное отношение к настоящим и глубоким знаниям. Сам процесс овладения основами наук формирует и развивает интересы подростков, в первую очередь познавательные. Интересы способны приобретать виды серьезных увлечений и даже порой вредят остальным видам занятий. Чересчур активное стремление познать больше, приводит к нестойкости интересов подростков. Характер, любознательность, форма труда требуют о подростка дополнительной организованности умственной деятельности. Способность подростка к более сложному аналитическому и синтетическому восприятию способствует изменению памяти и внимания, усиливаются произвольные стороны этих функций. У подростков появляется способность к применению специальных приемов запоминания, их память и внимание становятся организованными и управляемыми процессами. Механическое запоминание материала переходит к логическому и осмысленному запоминанию. Неоднородно изменяется в подростковый период внимание: оно все больше отличается произвольностью, но с другой стороны - переживания и депрессии подростка создают нестойкость внимания, способствуют быстроте отвлечения.

В подростковый период жизни также терпит изменения умственная деятельность. Основы наук, которые изучаются в школе, построение учебных курсов требуют изменений к способностям освоения знаний. Необходимыми становятся способности сравнивать, размышлять, обобщать, заключать, доказывать и абстрагировать. Активное проявление способности к абстрактному мышлению с каждым годом нарастает. Также под влиянием учебных и воспитательных работ, познания основ наук у подростков формируется и затем ярко проявляется способность к определенному виду деятельности.

Основная характеристика протекания подросткового возраста - это самоопределение, в первую очередь профессиональное. Главное свойство выбора профессиональной деятельности для подростка это ее престиж, то есть внешняя сторона вида деятельности. Однако, формирование познавательных интересов и профессиональной склонности личности служат основой для адекватного профессионального выбора. Интерес - активная познавательная направленность человека на предмет. Подростки сталкиваются с профессиональным интересом, который включает три компонента: эмоциональный, интеллектуальный и волевой. Например, положительное отношение к профессии открывает компонент эмоций. Проявление эмоций связано с освоением профессий, переживаниями и перспективами работы. Значение и смысл профессиональной деятельности охватывают интеллектуальный компонент. Волевой компонент активизирует внутреннюю мобилизацию для преодоления трудностей связанных с освоением профессий. Все компоненты взаимосвязаны, но вполне один из них может доминировать в определенный момент. Чем больше возникает интерес к процессу деятельности и результату, тем успешнее происходит преодоление трудностей на пути подростка. Существует несколько этапов в процессе становления и развития интересов. В возрасте 13 лет интересы легко изменяемы и не связаны с психологическими особенностями, а также являются на данном этапе преимущественно познавательными. В возрасте 15 лет отмечается повышение интересам, их интеграции. В возрасте 17 лет повышается интеграция процессов, объединение познавательных и профессиональных интересов, усиливается связь с индивидуальными и психологическими свойствами. Далее формируется этап начальной профессионализации, то есть сужается круг познавательных интересов. Самыми важными психологическими предпосылками успешного профессионального самоопределения является интеллектуальный потенциал, эмоциональная зрелость, адекватная самооценка.

Подростковый возраст - критический возраст для периода формирования личности и интенсивного формирования ценностей личности. Ценности формируются под влиянием уровня умственного развития, способности воспринимать и оценивать нормы и поступки, а также зависят от эмоционального развития и личного опыта, социальной среды. В социальной психологии проблема ценностей рассматривается в качестве исследования социализации индивида, адаптации к групповым нормам и требованиям. Ценности рассматриваются в роли абстрактных целей, которые нужны человеку для того, чтобы иметь начальную ступень, для конкретного оценивания тех или иных событий. Ценности являются регуляторами социального поведения личности и группы. Понятие "ценность" в социальной психологии тесно связано с проблемой установки. Установка - предрасположенность к определенному восприятию условий деятельности и определенному поведению. Некоторые исследователи относят понятие ценности к структуре мотивации. Ценности можно представить в виде источников смыслов, определяющих, что для человека значимо, а что нет, и почему, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни, являются потребностями и личностными ценностями человека. По функциональному месту и роли в структуре мотивации личностные ценности относятся к классу устойчивых мотивационных образований или источников мотивации. Их мотивирующее действие не ограничивается конкретной деятельностью или ситуацией, они соотносятся с жизнедеятельностью человека в целом и обладают высокой степенью стабильности. Изменение в системе ценностей представляет собой чрезвычайное, кризисное событие в жизни личности. Ценности можно различить как фактические и признаваемые. Признаваемые ценности - это предметы или явления, которые люди определяют для себя сами. Такие ценности выполняют функции ориентиров при формировании человеческого поведения. Только признанная ценность может выступать в роли мотива поведения. Под мотивом следует понимать ту ценность, по отношению к которой деятельность направлена на утверждение этой ценности или на овладение ею. Психическая жизнь человека довольно подвижна. В связи с этим можно утверждать, что ценности непостоянны, они изменяются во времени в результате творческой деятельности людей, также как изменяются и сами люди. Существует множество определений ценностей, но все они имеют общие аспекты. Во - первых: ценности - это убеждения и мнения. Когда ценности активируются, они смешиваются с чувствами и перестают быть просто холодными идеями. Во - вторых: ценности - желаемые человеком цели и образ поведения, который способствует достижению этих целей. В - третьих: ценности не ограничены определенными действиями и ситуациями. В - четвертых: они выступают как стандарты, которые руководят выбором или оценкой поступков, событий и людей. В - пятых: Ценности упорядочены по важности относительно друг друга. Упорядоченный набор ценностей формирует систему ценностных приоритетов. Разные культуры и личности могут быть охарактеризованы системой их ценностных приоритетов. В социальных, психологических и педагогических исследованиях используются как понятие ценности, так и понятие ценностных ориентаций. При изучении характеристик общества, отдельных социальных групп и культуры используется термин "ценность". При изучении отдельных индивидов употребляется понятие ценностная ориентация, но также допустимо понятие ценность. Под ценностными ориентациями понимают отражение в сознании человека ценностей, которые признаются им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Таким образом, вполне можно говорить о ценностях личности, как о ее ценностных ориентациях.

Личностные ценности связывают внутренний мир личности с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп. Получая от окружающих их взгляды на обозначающие ценность, человек закладывает в себя новые, независимые от потребностей регуляторы поведения.

В соответствии с усвоенной ценностной ориентацией личность осуществляет выбор определенных социальных установок: в качестве целей и мотивов конкретной деятельности с учетом особенностей конкретных ситуаций. Психологическое содержание ценностных ориентаций тесно связано с мотивационно - потребительской сферой личности. Следовательно, ценностные ориентации являются очень важным регулятором поведения и одним из факторов, определяющих поведение личности в ситуациях риска, проб или ситуациях принятия решения. Человек в различных жизненных ситуациях опирается на систему ценностных ориентаций, с помощью которой способен взвешивать ситуации, для того чтобы впоследствии принять решение действовать или нет. Поэтому процесс формирования ценностей является очень важным для успешной жизнедеятельности личности.

Впервые годы жизни ребенок устанавливает контакт с внешним миром только через родителей, их представления и оценки влияют на восприятие ребенка. Позднее определенное влияние оказывают друзья, школа и сверстники. Однако, со временем подросток начинает понимать, что его личный социальный опыт не является единственным критерием окружающего мира. Он присматривается к другим ценностям и правилам, пытается постигать их в процессе общения со сверстниками. Подросток расширяет свои социальные горизонты, знакомиться с альтернативным социальным опытом, получает представления о системах ценностей, на которые ориентируются его ровесники, и обретает собственное видение мира. Именно в этот период ценности, привитые ребенку в детстве, испытываются на прочность.


Заключение


Подростковый возраст - это один из самых сложных и неоднозначных периодов развития в жизни человека. Определение психологического содержания подросткового возраста на сегодняшний день так и остается дискуссионной проблемой в психологии.

Главная цель подросткового возраста - его переход от детства к взрослости.

Все психологические и физические стороны развития повергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Такой процесс преобразования определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.

В зависимости от конкретных социальных условий, культуры, тех традиций, которые существуют в воспитании детей, подростковый период может иметь различное содержание и разную длительность. Не следует забывать, что ускоренное физическое развитие подростков связано с некоторыми трудностями, а это не всегда сопутствует повышение выносливости организма.

Многочисленные международные конференции, посвященные проблемам подростка, утверждают, что акселерация увеличивает дистанцию между половой и социальной зрелостью современного молодого человека. Половое созревание наступает раньше, а сроки обучения и приобретение профессии удлинились, это заставляет обратить особое внимание на воспитательную работу. Совершенно необходимо разумно направлять энергию подростка, воспитывать его эмоции.

Подростковый возраст под влиянием многих факторов: учебно-воспитательной работы школы и внешкольных учреждений начинают формироваться способности детей к определенному виду деятельности. Именно в подростковом возрасте возникают глубокие, стойкие интересы и формируется активное отношение к тому, что развивает самостоятельное и творческое мышление. Подростковый возраст характеризуется как переломный или переходный. Это самый тяжелый период в воспитательном смысле.

Социальная жизнь сегодня предъявляет к психическим возможностям подростков иные, более сложные требования, чем, например, пятьдесят лет назад. Необходимый для существования и жизни поток информации стал обильнее, жизненные впечатления намного многообразнее и богаче. Ко всему также добавился ускоренный темп жизни и усложненные условия образования. Для усвоения всех выше перечисленных, совершенно новых и сложных требований необходимо развитие интеллекта и способностей. Наряду с повышенной впечатлительностью, мнительностью, агрессивностью на фоне адаптации организма в период половой зрелости происходит нарушение виденья у подростков. Соответственно, воспитание детей в подростковом возрасте, их особенности, привычки и проблемы требуют особого внимания со стороны семьи, педагогов и психологов.


Список использованных источников


1. Абрамов Г.С. "Возрастная психология", учебное пособие для вузов - М.: академический проект, 2000 год.

Аверин В.А. "Психология детей и подростков", Учебное пособие - 2- е издание, издательство Михайлова, 2008 год.

Диагностика характера подростков, под редакцией Иванова Н.Я., 2004 год.

Колесов Д.В., "Учителю о психологии и физиологии подростка" - М.: просвещение, 1986. - 80 с.

Леонтьев А.Н., "Лекции по общей психологии" - М., 2006 год.

Березанская К.Б., Нуркова В.В., психология: учебник М., 2007 год.

Поливанова К.Н., "Психология возрастных кризисов" - М. 6 Академия, 2004 год.

Мерлин В.С., "Структура личности: характер, способности, самосознание", 1990 год.

Курышева О.А., "Динамика представлений о взрослости у детей младшего подросткового возраста", 1999 год.

Цукерман Н.В., "Психология саморазвития". - М.


Глоссарий

№ п/пПонятиеОпределение1.СемьяСоциальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта, ответственностью.2.Подростковый возрастСтадия онтогенетического развития, протекающая между детством и взрослостью, характеризующаяся качественными изменениями, которые связаны с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.3.МышлениеПроцесс моделирования запланированных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений.4.КризисСостояние, во время которого существующие средства достижения цели становятся неадекватными, в результате этого возникают непредсказуемые ситуации.5.ЦенностьЗначимость для человека определенных духовных или материальных объектов или явлений.6.Чувство взрослостиФорма самосознания, являющаяся центральным новообразованием подросткового возраста.7.ОбщениеВзаимодействие двух или более лиц, состоящее в обмене информацией, познавательного характера.8.Половая зрелостьПубертатный период, которое заключается в индивидуальном развитии животных и человека, в течении которого достигается способность к выполнению репродуктивной функции.9.ДружбаОтношения, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов.10.Профессиональное самоопределениеПроцесс формирования отношения к профессионально - трудовой сфере и способ ее самореализации путем согласия.

Приложение

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Всем известно такое понятие, как «переходный возраст», но немногие имеют возможность точно сказать, что же он из себя представляет, чем характеризуется. А главное, большинство родителей волнует, со скольки лет начинается этот возраст?

Конкретно назвать цифры не представляется возможным, так как у каждого ребенка начало подросткового периода зависит от индивидуальных особенностей: у кого-то изменения в организме происходят в 11, у других в 14, и количество лет не всегда считаются главным признаком наступления переходного периода.

Многих родителей пугает тот момент, когда ребенок вступает в подростковый возраст, так как стереотипы создают в сознании лишь негативный образ данного периода. Ссоры, скандалы и поведение ребенка – все это пугает взрослых. Но если научиться правильно обращаться с таким ребенком, риск возникновения конфликтов будет минимален. Любой подросток чрезвычайно раздражен в этот период, ему нужна максимальная поддержка, чтобы отвлечь внимание от неприятных ситуаций.

Начало подросткового периода

Подростковым периодом называются перемены, как в физиологическом, так и в эмоциональном плане, иначе говоря, ребенок становится подростком. Главным моментом в этот период является половое созревание. Начало переходного возраста зависит от генетической предрасположенности, образа жизни ребенка.

Перемены в организме могут начаться и в 9 лет, и в 15. Длительность периода определяется индивидуально, и если у кого-то срок ограничен 2-3 годами, то у других переходный возраст иногда длится до 7 лет.

Подростками принято называть девочек от 10 до 15 лет, мальчиков от 11 до 17 лет. Половое созревание у женского пола происходит раньше и продолжается недолгий период времени.

Не стоит путать «переходный возраст» с «пубертатным периодом». Последнее понятие это одна их фаз, которую проходит ребенок в процессе созревания.

Всего выделяют три этапа:

  1. Препубертатный период – происходит подготовка организма к скорым переменам.
  2. Пубертатный период — должно начинаться формирование вторичных половых признаков.
  3. Постпубертатный период – завершающая фаза подросткового возраста.

В разных странах по-своему определяется начало переходного периода, на это оказывают влияние местность, вероисповедание и местные традиции. На юге, например, подростками дети считаются с 10, а в других государствах конец этого периода наступает в 19 лет.

Особенности подросткового возраста у мальчиков

В возрасте 11-13 лет у мальчиков изменяется тембр голоса в связи с ростом голосовых связок и развития горловых мускулов и хрящей. Голос грубеет. Длится этот процесс в течение двух лет. Увеличиваются размеры яичек и полового члена. На лице начинает расти первая щетина. Со временем волосы на ногах становятся гуще, растительность наблюдается подмышками и в паху. Рост волос длится вплоть до окончания подросткового периода.

Начинает расти грудная клетка, появляется мускулатура, шире становятся плечи. Отмечается непроизвольное семяизвержение в то время, пока мальчик спит, так называемые поллюции: подобное считается нормальным.

Важным периодом переходного возраста у мальчиков считается возраст от 14 до 18 лет, когда начинается бурное формирование половых функций. В это время в организме происходит выработка гормонов, из-за чего у юноши наблюдается резкая смена настроения, он часто ведет себя агрессивно по отношению к родителям и друзьям. Любое событие в этот период воспринимается особенно остро. В особенности сильный дискомфорт для юноши причиняет половое влечение.

Особенности подросткового возраста у девочек

Подростковый возраст у девочек наступает с 10 лет, но есть и те, кто придерживается мнения, что этот период может начаться в 8.

Первым делом происходит расширение костей таза, бедра и ягодицы становятся более округлыми. По этой причине увеличивается масса тела. Этот процесс может длиться и после переходного периода и завершается к 22 годам. Околососковый кружок припухает и становится более заметным.

Как и у мальчиков, появляется растительность на лобке и в подмышечных впадинах, но у девочек она не такая густая. Увеличиваются в размерах молочные железы.

Первые менструации могут наступить как в 11-12 лет, так и значительно позже – в 14-16. Первое время менструальный цикл не отличается стабильностью, но спустя год месячные происходят регулярно, в определенное время каждые 21-35 дней. Рост волос под мышками и на лобке продолжается. Отсутствие вторичных половых признаков в возрасте 13 лет или менструаций в 16 лет является поводом для визита к врачу.

Психологические проблемы

Переживая переходный возраст, ребенок становится подростком, но не взрослым. Он прекрасно осознает, что его тело и организм меняются, из-за чего у него возникают противоречивые эмоции. Подростковый период указывает на то, что он больше не ребенок, и это нормально, но это порождает страх перед изменениями в организме, особенно часто дети испытывают стеснение, если переходный возраст у них наступил раньше, чем у их друзей.

Перемены в теле подросток пытается спрятать под одеждой, которая находится в тренде у молодежи, он выбирает такие вещи, которые будут отвлекать все внимание на себя. Свое поведение подросток подстраивает под то, как ведут себя его старшие товарищи, таким образом, идентифицируя себя с ними. В этот период ему нужно все самое лучшее, как у всей модной молодежи.

В то же время подросток изо всех сил старается самоутвердиться, показывая, что он ничуть не хуже других, а в некоторых талантах превосходит сверстников. Зачастую подросток начинает соперничать не только с друзьями, но и с родителями. Проигрыш его не устраивает, а неудачи, которые случаются не так часто, будут причинять сильную боль, что станет причиной глубокой депрессии, нежелания общаться или раздражительности и беспричинной агрессии.

Внешние изменения приносят в жизнь подростка немало переживаний: его волнует все, от неравномерно растущей щетины на лице вплоть до лишнего, по собственному мнению, веса. Те части тела, которые не подверглись изменениям, подросток все равно начинает критиковать. Уши или нос кажутся ему нелепыми, слишком большими или маленькими. Часто многие переживания мальчиков основаны на том, что они по-прежнему худые, но тело сильно вытянулось вверх.

Сексуальная привлекательность тела волнует подростков не меньше остального. Все внимание в этот период они обращают на то, насколько красива их кожа, соответствуют ли параметрам идеала половые органы. Эти проблемы воспринимаются особенно остро в связи с тем, что начинает расти интерес к противоположному полу, подросток старается всячески понравиться своей первой влюбленности.

Все это становится причиной конфликтов с семьей или сверстниками, неврозом. У девочек в этот период часто развивается анорексия из-за диет. Нередко недовольство собственной внешностью становилось причиной самоубийства.

В этот период любое неаккуратное замечание причиняет подростку душевную боль, особенно, если оно касается его внешнего вида. В результате он начинает чувствовать себя ущербно и неполноценно.

Молчание не всегда является признаком того, что подростку нет дела до того, как он выглядит, поэтому родителям рекомендуется поддерживать своего ребенка и не позволить ему жить с комплексами.

Начинаются проблемы с родителями, которые все еще воспринимают подростка как ребенка и не позволяют ему принимать серьезных решений. Многие дети в этот период желают самостоятельности и признания. Например, подростки начинают подражать взрослым, часто вступают в споры, чтобы отстоять свои интересы, назло поступают так, как делать не велят. Но несмотря на это, они все еще не готовы нести ответственность за то, что сделали, и не всегда осознают, что у всего бывают последствия: многие необдуманные поступки доводят до больших проблем.

Тяжелее всего переходный возраст проходит у девочек. Они рано начинают воспринимать себя, как взрослых, у них появляется стремление доказать всем свою самостоятельность, несмотря на отсутствие возможностей. Из-за этого девушки вынуждены просить помощи у родителей, что наносит ущерб их гордости. Это самая распространенная причина внутреннего конфликта у девочек во время взросления.

Как и девушки, юноши испытывают потребность в том, чтобы доказать всем, что они уже взрослые. Связано это с ощущением увеличения физической силы и началом половой активности. Необходимость самоутверждения делает невозможным сохранять спокойствие и принимать взвешенные решения. В этот период характер подростка становится трудно-контролируемым.

Низкая самооценка и чувство, что никому нет дела до его проблем, доводят подростка до глубокой депрессии. Статистика показывает, что каждый десятый подросток, переживая переходный возраст, думает о суициде. Психологические проблемы приносят страдания как юношам, так и девушкам. Чувства ущербности, одиночества опасны для подростка. Согласно данным, полученным в ходе исследования среди подростков, каждый четвертый из ста переживал серьезную депрессию. Если не принимать меры, то состояние подростка ухудшается: меняется его мышление и поведение, повышается риск того, что он причинит себе вред.

Как поступать родителям, чьи дети переживают переходный возраст?

В этот период родителям необходимо поговорить с ним и объяснить, что изменения в теле временные. Будет ошибкой говорить подростку, что его проблемы нелепы, несерьезны, тем более нельзя насмехаться над ними. Родителям следует прислушиваться к словам ребенка, давать советы и помогать на пути к правильному решению. Чтение нотаций и применение силы ни к чему не приведут: подросток станет замкнутым или агрессивным.

Дружная семья редко сталкивается с проблемами, когда ребенок начинает взрослеть и переживает переходный период. Родителям без труда удается оказать помощь в преодолении проблем. Например, отличным выходом из кризисной ситуации является хобби. Специалисты советуют отдать ребенка на какую-либо секцию, где он сможет развивать свои таланты.

Кроме клинической депрессии, существует опасность развития наркотической зависимости. Пробовать наркотики дети начинают и в десять лет, и часто эта проблема касается благополучных семей. Причина этого состоит в том, что подростки легко внушаемы, и принимают наркотики в первый раз только из любопытства. Чтобы избежать этого, родители должны провести доверительную беседу с ребенком и объяснить ему, что наркотическая зависимость – это тяжелое заболевание, которое не редко оканчивается летальным исходом.

Если подросток все же приобщился к наркотикам, на это укажут следующие признаки:

  • Резкое падение успеваемости в школе.
  • Отсутствие интереса к хобби.
  • Из дома пропадают вещи и деньги.
  • Агрессивное поведение, непредсказуемость.
  • Необщительность.
  • Подросток начинает все время врать, он не видит ничего странного в своем поведении.

В такой ситуации нужна помощь грамотного специалиста: подростка следует записать на прием к наркологу и психологу. Не рекомендуется ругать его и проявлять агрессию, чтобы помочь ему, важно узнать причину, по которой он пристрастился к наркотикам, и оказать содействие в лечении зависимости.

Родителям необходимо следить за ребенком, чтобы не упустить переходный период, так они успеют вовремя сменить свое поведение по отношению к ребенку, не травмируя его психику и позволяя подростку переживать это время в более спокойной обстановке. У каждого ребенка своё начало переходного возраста, и не всегда он совпадает у всех, но от того, с каких лет начинается подростковый возраст, меньше проблем у подростка не становится. В этот период требуется поддержка и совет, и чем раньше родители начнут оказывать заботу о своих детях, тем легче пройдет этот период.

Подростковый возраст имеет достаточно неопределенные границы (от 9-11 до 14-15 лет). Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие позже.

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте
Подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития. В психологии этот период называют переходным, трудным, критическим возрастом.

Подростковый возраст исследовали многие видные психологи. Впервые описал психологические особенности подросткового возраста С. Холл, который указал на противоречивость поведения подростка (например, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе и т.п.). Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития. Кризисные, негативные явления подросткового возраста С. Холл связывал с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе. Он исходил из представления о биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте.

Как указывает В. И. Слободчиков, основания для такого объяснения очевидны. Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет (быстрее, чем мышцы), развивается сердечно-сосудистая система. Идет половое созревание. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом, низким (мальчики), высоким (девочки) ростом и т.п. Вместе с тем в психологии признано, что анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития. Эти изменения имеют опосредованное значение, преломляются через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношение других к подростку и сравнения себя с другими .

Как мы уже отметили, подростковый возраст является по сути кризисным.

Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки.

Внешние предпосылки. Изменение характера : многопредметность, содержание учебного материала представляют собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции, вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям; нет единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда - необходимость собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых; введение общественно-полезного труда в школьное обучение. У подростка появляется осознание себя как участника общественно-трудовой деятельности; предъявляются новые требования в семье (помощь по хозяйству, с подростком начинают советоваться); подросток начинает интенсивно рефлексировать себя.

Внутренние предпосылки подросткового возраста
В этот период происходит бурный физический рост и половое созревание (появляются новые гормоны в крови, происходит влияние на центральную нервную систему, происходит бурный рост тканей и систем организма). Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму.

С точки зрения внутренних психологических предпосылок ключевой является проблема интереса и их развития в переходном возрасте (Л. С. ).

Л. С. Выготский выделяет несколько групп интересов подростка по доминантам:
«эгоцентрическая» - интерес к собственной личности;
«доминанта дали» - установка на большие масштабы;
«доминанта усилия» - тяга к волевому напряжению, к сопротивлению (упрямство, протест);
«доминанта романтики» - стремление к риску, героизму, к неизвестному.

Исследователь психологии подростков М. Кле задачи развития в подростковом возрасте формулирует относительно четырех основных сфер: тела, мышления, социальной жизни, самосознания.
1. Пубертатное развитие. В течение относительно короткого периода тело подростка претерпевает значительные изменения. Это влечет две основные задачи развития:
1) необходимость реконструкции телесного образа «Я» и построения мужской или женской идентичности;
2) постепенный переход к взрослой сексуальности.
2. . Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями:
1) развитием способности к абстрактному мышлению;
2) расширением временной перспективы.
3. Преобразование социализации. Преобладающее влияние семьи в отрочестве постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития:
1) освобождение от родительской опеки;
2) постепенное вхождение в группу сверстников.
4. Становление идентичности. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает три основные задачи развития:
1) осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее;
2) осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов;
3) осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (профессии, половой идентичности и идеологических установок).

Центральные новообразования подросткового возраста
На фоне развития происходит развитие центральных новообразований возраста, охватывающие в этом периоде все стороны субъективного развития: изменения происходят в моральной сфере, в плане полового созревания, в плане развития высших психических функций, в эмоциональной сфере.

Так, в моральной сфере следует отметить две особенности: переоценка нравственных ценностей; устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.

Однако мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, еще не складывается в мировоззрение, потому может легко изменяться под влиянием сверстников.

В качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал. Воспринятый или созданный ребенком идеал означает наличие у него постоянно действующего мотива. Нравственные идеалы по мере развития ребенка становятся все более обобщенными и начинают выступать в качестве сознательно выбранного образца для поведения (Л. И. Вожович). Центральные новообразования: абстрактное ; самосознание; ; чувство «взрослости», переоценка ценностей, автономная мораль.

Л. С. Выготский центральным и специфическим новообразованием этого возраста считал чувство взрослости - возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Т. В. Драгунова отмечает следующие проявления в развитии взрослости у подростка:
подражание внешним проявлениям взрослых (стремление походить внешне, приобрести их особенности, умения и привилегии);
ориентация на качества взрослого (стремление приобрести качества взрослого, например у мальчиков - «настоящего мужчины» - силу, смелость, волю и т.д.);
взрослый как образец деятельности (развитие социальной зрелости в условиях сотрудничества взрослых и детей, что формирует чувство ответственности, заботы о других людях и др.);
интеллектуальная взрослость (стремление что-то знать и уметь по-настоящему; происходит становление доминирующей направленности познавательных интересов, поиск новых видов и форм социально значимой деятельности, которые способны создавать условия для самоутверждения современных подростков).

Ведущая деятельность в подростковом возрасте
Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками.

Общественно-полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, «создает возможность реализации своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя стремление в процессе общения не брать, а давать» (Д.И. Фелъдштейн).

Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированное и правонарушениям (Л.И. Божович). Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и стремление к самоутверждению.

Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость.

Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный смысл.

Мышление в подростковом возрасте
Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Это важнейшее приобретение в анализе действительности. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток приобретает взрослую логику мышления.

Память развивается в направлении интеллектуализации. Используется не смысловое, а механическое запоминание.

Подростковая речь
В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой - за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир (В.С.Мухина).

Подросток легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи у своих учителей, родителей, находит нарушение несомненных правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. Нормально развивающиеся подростки обращаются к словарям и справочникам, чтобы уточнить значение слова.

Подросток в силу возрастных особенностей (ориентировка на сверстника, конформизм и др.) способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника.

Для подростков важен авторитет культурного носителя языка. Персональное постижение языка, его значений и смыслов индивидуализирует самосознание подростка. Именно в индивидуализации самосознания через язык состоит высший смысл развития.

Особый смысл для подростковой субкультуры имеет сленг. Сленг в подростковых объединениях - языковая игра, маска, «вторая жизнь», которая выражает потребность и возможность уйти от социального контроля, обособиться, придав особый смысл своему объединению. Здесь вырабатываются особые формы сленговой речи, которые не только стирают индивидуальные дистанции между общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни.

Самосознание в подростковом возрасте
Формирование подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные прежде всего с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Это центральная точка всего переходного возраста.

Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка (Л.С. Выготский).

Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. Постоянное беспокойство «Какой я?» вынуждает подростка искать резервы своих возможностей. Психологи связывают это со становлением «Я» - идентичности. В этот период «...как бы восстанавливаются все детские идентификации, включаясь в новую структуру идентичности, позволяющую решать взрослые задачи. «Я» - идентичность обеспечивает целостность поведения, поддерживает внутреннее единство личности, обеспечивает связь внешних и внутренних событий и позволяет солидаризироваться с социальными идеалами и групповыми стремлениями».

В. И. Слободчиков замечает, что при всех трудностях определения конкретных путей преодоления кризиса развития в подростковом возрасте можно сформулировать общее психолого-педагогическое требование его благополучного разрешения - наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия. Создание общности в жизни взрослого и подростка, расширение сферы их сотрудничества и содержательных контактов составляют необходимые условия преодоления кризиса отрочества.

Давно позади остались горы неглаженных пеленок, и первые шаги. Ребенок вырос и вступил в подростковый период. Что это означает для родителей и стоит ли паниковать, едва биологические часы прошли определенную веху, - сейчас мы узнаем.

С какого возраста начинается подростковый период?

Раньше переходный возраст назывался «отрочество» и длился с 12 до 17 лет. В нашей стране эти нормы сохранились и по сей день. С 12 до 14 лет – это ранний подростковый возраст, а с 15 до 17 – поздний.

Так что подростковый период охватывает период жизни с 12 и до 17 лет. В других государствах этот расчет несколько колеблется в зависимости от местности, вероисповедания граждан и их традиций. К примеру, в южных странах, он начинается уже в 10 лет, тогда как в других заканчивается лишь в 19.

Подростковый период у мальчиков

У мальчишек переходный возраст хотя и совпадает с девчоночьим официально, но в реальной жизни начинается позже. Примерно в возрасте 13-15 лет у представителей мужской половины человечества начинает меняться тембр голоса, появляется первая редкая щетина на лице.

Волосяной покров постепенно увеличивается на ногах, под мышками и в паху, грудная клетка становится шире и изредка во время сна случается непроизвольное семяизвержение, что является нормальным явлением.

Развитие ребенка в подростковый период происходит очень активно не только физически, но и психологически. Именно сейчас происходят стычки с родителями, которые не понимают . Взрослым необходимо пытаться найти с ребенком точки соприкосновения – увлечения, досуг, чтобы стать ему не учителем, а другом.

Подростковый период у девочек

К особенностям подросткового периода у девочек можно отнести увеличение веса за счет жировой ткани, которая делает формы округлыми и женственными. Происходит это примерно в 14-16 лет, уже после того как начинается менструация (12-13 лет), хотя полностью сформируется будущая женщина лишь к 20-22 годам.

К рискам и опасностям подросткового периода можно отнести сильное желание самоутверждения, причем часто совершенно недопустимыми способами. Под влиянием друзей именно сейчас девочки начинают курить, пробовать алкоголь и вести половую жизнь.

Чтобы избежать таких проблем, следует еще до наступления подросткового периода наладить доверительные отношения с дочерью. Не нужно категорически противиться проявлению индивидуальности подростка, что выражается в желании сделать татуировку, пирсинг или проводить время с друзьями и тогда не чувствуя жестких рамок, подросток не будет активно стремиться вырваться из них.

Период онтогенетического развития с 10 до 14 лет у девочек и с 11 до 15 лет у мальчиков (переходный, пубертатный возраст). Характеризуется началом функционирования половых желез и перестройкой в деятельности практически всех функциональных систем организма, что ведет к заметному напряжению регуляторных механизмов с предрасположенностью к различным нарушениям здоровья. Сопровождается кратковременным бурным ростом тела в длину, определенными изменениями в обмене веществ, преобладанием в ЦНС процессов возбуждения над процессами торможения.

ВОЗРАСТ ПОДРОСТКОВЫЙ (ОТРОЧЕСТВО)

Период онтогенеза (от 10-11 до 15 лет), соответственный переходу от детства к юности. В историческом плане выделение возраста подросткового как особой возрастной ступени в становлении человека произошло в промышленно развитых странах в ХIХ-ХХ вв. Возраст подростковый относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Он характерен бурным ростом человека, формированием организма в ходе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на кои накладывается половое влечение, часто неосознанное. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности - учебной, производственной, творческих занятий, спорта и пр. Определяющая особенность общения подростков - его ярко выраженный личностный характер. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, с ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерными новообразованиями являются "чувство взрослости", развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям. Лейтмотивом развития психического в возрасте подростковом является становление нового, еще достаточно неустойчивого самосознания, изменение Я-концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико-синтетической деятельности, формирование мышления абстрактного и теоретического. Важнейшее значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой подростковой общности, ценности коей являются основой для собственных нравственных оценок. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям (-> поведение девиантное).

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

англ. teenage period, adolescence) - период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Был выделен в качестве особого периода развития в XIX в. Син. отрочество. Хронологические границы точно не фиксированы. В зависимости от того, рассматривается ли как особый этап развития ранний юношеский возраст, П. в. отводится период от 10-11 до 15 лет или от 11-12 до 16-17 лет. Иногда целиком относится к числу кризисных возрастов (см. Кризисы возрастные), критических периодов онтогенеза, хотя вопрос о неизбежности кризиса и его протяженности является дискуссионным. П. в. характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Биологически он относится к предпубертатному и пубертатному периоду, т. е. этапу полового созревания и непосредственно предшествующему ему времени интенсивного, неравномерного развития и роста организма. Это определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация), оказывает существенное влияние на психофизиологические особенности, функциональные состояния подростка (повышенная возбудимость, импульсивность), вызывает половое влечение (часто неосознанное) и связанные с этим новые переживания, потребности, интересы. С фактом полового созревания связано то, что П. в. является периодом начала ряда психических заболеваний.

Центральным фактором психологического развития П. в., его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции (Л. И. Божович, И. С. Кон, Э. Эриксон и др.), определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с др. людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки. Указанное новообразование определяет ведущие потребности П. в. - в самоутверждении и общении со сверстниками. Последнее рассматривается также как ведущая деятельность в П. в. (Д. Б. Эльконин). Согласно др. т. зр., ведущей в этот период является просоциальная деятельность, определяемая потребностью подростка занять определенное место в жизни общества, оценить самого себя в системе "я и мое участие в жизни общества." (Д. И. Фельдштейн).

Развитие познавательных процессов в П. в. характеризуется становлением сложных форм аналитико-синтетической деятельности, переходом к абстрактному, теоретическому мышлению, развитием гипотетико-дедуктивных форм рассуждения, возможностью строить умозаключения (стадия формальных операций, по теории Ж. Пиаже). Динамический характер этого развития, несформиро-ванность основных структур обусловливает ряд специфически подростковых трудностей, отражающихся как на учебной деятельности подростка, так и на др. сторонах его жизнедеятельности. В нравственном развитии с этим связаны, в частности, противоречие между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые, порой достаточно второстепенные правила, определенный максимализм требований, сдвиг оценки отдельного поступка на личность в целом.

Основное содержание П. в. рассматривается либо как время перехода к взрослости (с этим связано, напр., представление Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой о "чувстве взрослости" как основном новообразовании П. в.), либо как самостоятельная фаза, относительно независимая от других. Последняя т. зр. в настоящее время преобладает. П. в. (часто вместе с ранним юношеским) рассматривается как особая социально-психологическая и демографическая группа, имеющая свои установки, специфические нормы поведения и т. п., которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к особой "подростковой" общности и к определенной группе внутри этой общности, которая часто отличается не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет существенное значение для развития личности подростка. Нормы и ценности группы выступают для него как его собственные, влияя на нравственное развитие. Определенное расхождение между нормами группы и нормами "мира взрослых" выражает важнейшую потребность подростка - в самостоятельности, личностной автономии. Вместе с тем в П. в. важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства подростка со взрослым с т. зр. прав. При этом подростки продолжают ждать от взрослых помощи, защиты и т. п. Указанная противоречивость, подчиненность нормам группы делает П. в. особо опасным из-за возможности возникновения различных форм делинквентного (противоправного) и девиантного поведения. (А. М. Прихожан.)

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ADOLESCENCE)

Период жизни, в течение которого происходит реорганизация психической деятельности, обеспечивающая согласование психофизических изменений в процессе полового созревания. Подростковый возраст определяет рамки процесса адоптации к половому созреванию. Блос (1962) назвал его генитальной стадией, то есть конечной стадией четырехступенчатого процесса психосексуального развития, начинающегося в раннем детстве и завершающегося после перерыва (латентного периода) в пубертате. В раннем подростковом воз-росте Я испытывает влияние эндогенных и экзогенных факторов, временно ослабляющих его в попытках справиться с волной интенсивных инстинктивных влечений. Эти изменения сопровождаются возникновением фантазий, непосредственно относящихся к мастурбации, и нередко являются причиной конфликтов и тревог, связанных отчасти с реальной возможностью гетеросексуольных контактов и беременности. Интенсифицируются генитальные сексуальные импульсы, о импульсы, относящиеся к других эротогенным зонам, подчиняются примату гениталий, хотя по-прежнему сохраняются и дериваты компонентных влечений.

Индивид регрессирует к более ранним формам отношения к объектам, активируются потребности в зависимости, страхи и конфликты, преобладавшие на прежних стадиях развития. Дорабатывается и консолидируется половая идентичность. Чтобы индивид смог найти замену первичным объектам, необходим процесс вторичной индивидуации, сопоставимый с доэдиповой фазой сепарации-индивидуации; в этом процессе подросток пересматривает свои представления о родителях и становится способным к избирательным идентификациям. Ослабление инфантильных связей с объектами вызывает ощущения одиночества и изолированности, которые могут прервать этот процесс. Чтобы адаптироваться к новым идентификациям, индивид должен изменить некоторые из своих идеалов и моральных норм; происходит дезорганизация и реорганизация Сверх-Я, в результате чего Я приобретает относительную власть на Сверх-Я. Такой сдвиг позволяет индивиду в" определенной степени удовлетворять влечения, сохраняя таким образом психическое равновесие.

Типичными защитными механизмами, поддерживающими функционирование Я в подростковом возрасте, являются смещение к внесемейным, неинцестуозным источникам удовлетворения и следование образцам Я-идеала и нормам Сверх-Я, обращение аффекта в противоположность (стремление к зависимости обращается в протест, уважение и восхищение - в презрение и высмеивание), обращение враждебности против себя и смещение катексиса с объекта на себя, что является причиной грандиозных фантазий и ипохондрических опасений. Специфические защиты подросткового возраста включают в себя аскетизм, интеллектуализацию (A. Freud, 1936), затянувшуюся юность, униформизм (Blos, 1954). Успешное развитие абстрактного мышления часто сопровождается интересом к формулированию суждений, идей и идеалов, связанных с этическими, политическими и социальными проблемами, расширяются интеллектуальные горизонты, могут проявиться интеллектуальные и творческие способности. Эти психологические изменения помогают индивиду обрести уникальное чувство личной идентичности.

Обусловленные изменчивостью физического созревания, многие подростковые нарушения являются преходящими и не требуют анализа. Патологические проявления на розных стадиях подросткового возраста и технические проблемы обсуждаются в рубрике подростковый анализ.

Подростковый возраст

Специфика. Характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я-концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой "подростковой" общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико-синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png