27-летней Насте приходится постоянно контролировать тело. Но это не мешает ей заниматься любимым делом: она окончила Государственный специализированный институт искусств и работает менеджером проекта «Вдохновлен тобой».

Проблемы, с которыми сталкивалась Настя, хорошо знакомы многим. В школе - травля, в семье - гиперопека. Только справляется она с ними иначе, более осознанно. Цена ее успеха - это отказ. От отношений, которые изматывают и ничего не дают взамен, от профессии, к которой не лежит душа, от желания всегда побеждать.

В поисках индивидуальных способов реабилитации Настя занималась легкой атлетикой, йогой и скалолазанием. А еще она регулярно проходит лечебные курсы в реабилитационных центрах и точно знает, что беспокоит людей с похожими заболеваниями. «Это потрясающий опыт, - признается Настя. - Я вижу, с чем сталкиваются эти люди, и понимаю, что я не одна».

Как спикер ты часто говоришь о взаимоотношениях матери и ребенка с особенностями. О чем тебя спрашивают слушатели?

Родители детей с ДЦП часто спрашивают меня, как им правильно воспитывать ребенка, что делать и чего не делать? Я всегда отвечаю, что в первую очередь ребенка травмируют открытые обвинения в том, что мама из-за него не может выйти замуж, устроиться на работу, что она чего-то себя лишает. Это нечестная игра в одни ворота, и кроме рваной раны в отношениях вы ничего не добьетесь. Лучше всего относиться к ребенку как к здоровому человеку, ничего не списывая на болезнь. Так ему легче будет приспособиться к жизни, влиться в нее. Когда-нибудь ему придется жить без мамы и папы - и ему нужно учиться этому.

С какими трудностями тебе пришлось столкнуться в школе?

Я ходила в коррекционную школу, где учились или дети с минимальными отклонениями, или совершенно здоровые дети, чьи родители покупали справки: программа была стандартная, но в классах было всего по 7-8 человек, и каждому ученику могли уделить больше внимания. Там я узнала, что такое травля.

Мое заболевание видно невооруженным глазом, и реагировали на меня очень остро: вещи засовывали в унитаз и мочились на них, в меня постоянно чем-то кидались, плевались на уроках. Учителя сначала реагировали, а потом перестали обращать внимание, и мне приходилось справляться самой.

Если ни родители, ни учителя не могли защитить от травли, как ты с этим справлялась?

Травля продолжалась вплоть до выпускного. Меня спасал конный спорт: в четыре года я начала заниматься иппотерапией, а в девять лет уже участвовала в первом чемпионате России. Так что у меня была альтернативная среда, которая помогала мне забывать о проблемах в школе. Важно, чтобы у ребенка (особенно если его отторгает группа) было дело, которое ему нравится, с которым он хорошо справляется. И здорово, если родители помогают ему найти такое дело.

Вот чем на самом деле ограничены возможности - тепличными условиями, которые сужают кругозор

Кроме того, мне помогли психологи в школе и в реабилитационных центрах. Все, что называется первичной детской адаптацией, я прорабатывала с психологами уже в сознательном возрасте. Большинство людей с инвалидностью отказываются от этой работы. Я пыталась понять, почему, а в ответ слышала: «Я же не сумасшедший! Зачем мне психолог?!» Но я всегда соглашалась на терапию - для меня важно слышать экспертное мнение.

В старших классах у меня появился молодой человек, который сделал мне предложение. Моя мама тоже подливала масла в огонь: «А вдруг никого больше не будет?» Она твердила, что мне надо выйти за него замуж, но я не хотела и очень корила себя за это.

Это все происходило в выпускном классе, когда ты решила поступать в медицинский. Почему именно туда?

На протяжении полугода мама каждый день твердила, как это удобно: лечить себя, выписывать себе справки, больничный, направления в санаторий. В итоге я с ней согласилась. К сожалению, тогда никто не говорил о существовании других, более интересных мне профессий, например, маркетолога или PR-менеджера. Вот чем на самом деле ограничены возможности - тепличными условиями, которые сужают кругозор. Он расширился только тогда, когда я вышла в самостоятельную жизнь.

За полгода я с помощью репетиторов «проглотила» всю программу по химии, сдала вступительные экзамены и поступила в РУДН. А когда началась учеба, меня стало «ломать». Дорога до университета была похожа на квест: три часа пути, корпуса на разных станциях метро. Я даже пообедать нормально не могла: одногруппники перекусывали по дороге, а мне нужно было сесть и поесть спокойно. В итоге я похудела до 46 кг.

Молодой человек постоянно жаловался, что я не уделяю ему времени, а у меня его просто не было. Мы стали чужими и в конце концов расстались.

Настя стала героиней документального фильма «А какой ты?» режиссера Анастасии Штандке. Фильм отмечен призами на российских и международных фестивалях.

Как ты решилась бросить медицинский институт и стать моделью?

Это был сложный период. Я встретила фотографа, максимально приближенного к моему идеалу мужчины - тому образу, который я представляла себе еще в детстве. Когда мы начали общаться, я поняла, что он меня не отталкивает - это было удивительно. Это сейчас я чувствую себя шикарной женщиной, а тогда я была девочкой с комплексами.

Он сказал мне: «Твоя особенность просто заставляет на тебя смотреть. Я вижу красивое лицо, красивые руки, запястья...» Отношения длились недолго, но именно с них начались «шикарная женщина» и моя карьера в модельном бизнесе. Я сбегала с лекций на кастинги, хоть мне и было ужасно стыдно за это. Я скрывала это от родителей, потому что знала их отношение к модной индустрии. Они думают, что там все через постель.

Что происходило с тобой в тот переломный момент?

Я остро переживала расставание, не смогла сдать сессию. Каждый день меня мучили головные боли, в метро я падала в голодные обмороки. Однажды я решила: хватит, больше я этого терпеть не буду. И забрала документы. Было сильное чувство вины перед родителями. Позже они не раз говорили мне с упреком: «Мы столько денег на тебя потратили!»

Они гордились моей учебой, а я не оправдала надежд. Они, возможно, даже не видели всех проблем, с которыми я сталкивалась: мешала гордость.

Я сказала самой себе: «Я разрешаю себе быть красивой и пойти работать моделью, несмотря на инвалидность. Я разрешаю себе попробовать»

Для меня настал период, когда хочется побыть одной, побыть своей, самой собой, «нащупать» себя. До этого я очень часто стеснялась болезни, своего тела и желаний. Они постоянно осуждались моим окружением и казались мне какими-то постыдными, неправильными.

Но я сказала самой себе: «Я разрешаю себе быть красивой и пойти работать моделью, несмотря на инвалидность. Я разрешаю себе попробовать». А еще я оставила себе пространство для провала. Этому меня когда-то научил школьный психолог: оставлять место для проигрыша. В подростковом возрасте этот совет я воспринимала в штыки. А когда повзрослела, поняла, насколько важно выполнять это условие.

Модельный бизнес был созвучен тому, что у меня внутри. Я начала создавать портфолио: придумывала идеи образов и предлагала их фотографам. У меня было четкое понимание того, как это будет выглядеть на снимке. Не все люди обладают этим видением. Десять лет назад индустрия была совсем другой: тогда о людях с инвалидностью на подиуме даже не говорили. Я решила, что не буду писать в анкете про ДЦП, что мне нужно стать именно хорошей моделью и конкурировать с другими на равных условиях. И у меня получилось. Это было здорово. Невероятный драйв, на который ты подсаживаешься и уже не можешь жить без этого.

С дочерью Ульяной.

Как изменилась твоя жизнь после рождения дочери?

Я всегда понимала, что у меня инвалидность, но она не была такой очевидной, я не воспринимала ее как ограничивающий фактор. А когда появился ребенок, я осознала, что другая, что я инвалид. Например, столкнулась с тем, что городская среда совершенно не адаптирована, даже для детских колясок. Людям было тяжело понять, что этот здоровый ребенок - мой, что мне его не доверили, я сама его родила. Однажды женщина подумала, что я пьяная, и заявила на меня.

Твои отношения с матерью были сложными. Как ты воспитываешь дочь?

В отличие от матери, для меня насилие недопустимо. Она очень часто срывала на меня агрессию, когда у нее не получалось что-то объяснить. После нескольких ударов я, конечно, пугалась и со всем соглашалась. И в этот момент ей казалось, что я наконец-то поняла. Все это оставило травму. Сейчас мне очень тяжело ответить тому, кто ведет себя агрессивно. Я, вроде бы, должна уметь ответить обидчику, но не могу.

Однажды в Еврейском центре толерантности я слушала лекцию о еврейском воспитании. Там прозвучала очень интересная мысль: что очень важно видеть в своих детях самостоятельную реальную личность, а не выдуманного ребенка в своей голове. Мне эта идея очень близка.

Важно, чтобы родители создавали среду и условия для развития детей с особенностями, а не делали что-то за них

В детстве, когда я с чем-то не справлялась, у меня все вырывали из рук. Понимаю, маме действительно иногда проще сразу сделать что-то самой, чем поручать ребенку. Но даже сейчас, когда я приезжаю в гости к родителям и, например, пытаюсь что-нибудь приготовить, ситуация повторяется, и я словно вновь попадаю в детство. Муж однажды увидел это и сказал: «Настя, они тебе ничего не дают делать. Но ты же все это умеешь!..»

Сейчас у нас дома полупрофессиональная кухня, и там есть удобные для меня приспособления. Муж просто задумался и создал нужные мне условия.

Важно, чтобы родители создавали среду и условия для развития детей с особенностями, а не делали что-то за них. Учите детей готовить и не убирайте за ними на кухне. Покажите, как пользоваться банковской картой. Приучайте к бытовым гаджетам: электрической зубной щетке, кухонному комбайну... И главное, пусть они учатся самостоятельно доставать справки: объясняйте или вместе разбирайтесь, какая бумажка где берется.

А как ты сама создаешь условия для ребенка?

Это сложная и болезненная тема. Мои родители получили квартиру как семья с ребенком-инвалидом, но въехал в нее сын моего отца от первого брака. Несколько лет я ее с боем отвоевывала для дочери, Ульяны. Если бы не дочь, я бы и дальше терпела эту несправедливость: папа тоже применял силу в воспитании, и я его боялась. Он считает, что я должна была находиться рядом с ними всю жизнь: ты можешь выйти замуж и родить, но все равно должна вернуться в семью.

Почему родители не могут просто порадоваться за ребенка и отпустить его?

А почему мне мама до сих пор звонит и говорит: «Ты ко мне еще приползешь!»? Я не знаю. Я стала чемпионкой, поступила в мединститут, но что бы я ни делала, для этих людей ничего не изменится. Мать водила меня к психиатру, когда мне было 15 лет. Врач сказал: «У Насти проблема, вы ее не хвалите, и она мучается». Мне было важно, чтобы меня обнимали, целовали, гладили, и врач посоветовал матери все это делать. Ее хватило ровно на две недели. Потом она высмеяла психиатра, и этим все кончилось.

Но с этим еще можно бороться. А вот сексуальное воспитание - это полный провал. Мне повезло, в моем случае эти пробелы восполнил муж, у него первое образование педагогическое.

Считается, что мама ребенка с особенностями должна ходить к психологу. Но в реальности она вряд ли туда пойдет. Этим женщинам иногда на себя времени не хватает. Но, отказываясь от помощи специалиста, они уродуют детей своей гиперопекой. Я часто встречаю девушек, которые пытались жить самостоятельно, но в итоге вернулись к родителям, потому что не могли адаптироваться. Чаще всего после таких «вылазок» страх большой жизни сохраняется навсегда.

Ты сейчас много времени уделяешь просветительской работе. Какая у нее цель?

Я не хочу, чтобы кто-то другой мучился так, как я.

Вообще эту идею я отчасти позаимствовала у мамы. Я готова признавать ее заслуги. Именно благодаря ей я занималась конным спортом, поступила в медицинский. Если бы у меня не было этого опыта, я бы не стала TED-спикером. Она мой идейный вдохновитель. Я часто слышала от нее, что ДЦП можно было бы предотвратить. Но так сложились обстоятельства.

Я выросла и подумала: почему бы не сделать так, чтобы все знали? Чтобы другим удалось избежать того, что произошло со мной?

По рассказам родителей, я родилась во время августовского путча. Мама лежала в медицинском центре на Таганке. Ее предупредили об осложнениях, рекомендовали рожать в больнице, под наблюдением врачей, но отпустили домой, поскольку в роддоме было небезопасно.

В это время в Твери бабушка, которая присматривала за моими старшими сестрами, сломала ногу. Она попросила родителей о помощи, и они поехали вдвоем. Папа повез бабушку в больницу, а у мамы начались схватки. Она родила меня за 20 минут, в избе, это было похоже на выкидыш. Мама схватила меня и побежала в медпункт. А медпункте были пьяный врач и медсестра. Мама и медсестра с помощью справочника рассчитали дозу инъекции иммуноглобулина, ввели ее, и на этом моменте развитие паралича закончилось.

Но она всю жизнь говорила: «Если бы я знала, что будут такие последствия, я бы никогда туда не поехала». И это «если бы» звучало постоянно. Я выросла и подумала: «Почему бы не сделать так, чтобы все знали? Чтобы другим удалось избежать того, что произошло со мной?» У меня для этого есть все: медицинские знания, представительские навыки, знания PR. Наверно, бог создал меня именно такой, чтобы я об этом говорила.

Почти все слышали фразу "все проблемы из детства", но мало кто понимает, почему это правда так. С позиции гипноза это очень легко объяснить и понять. В этой статье я расскажу, почему и как в детстве закладываются многие неконструктивные подсознательные шаблоны, и что с этим можно сделать.

Сознание и подсознание

Если упростить модель сознания до самого важного, у нас есть сознание – наше мышление, как мы его понимаем, – и подсознание. Подсознание – это неограниченное хранилище всей информации, полученной в течение жизни, а также убеждений, привычек и черт характера. Подсознание – это наше истинное "я". Между этими уровнями есть специальный фильтр – , которое защищает информацию в подсознании от нежелательных изменений и находит в окружении "факты", которые подтверждают ее истинность.

"Детский" гипноз

Критическое мышление – это механизм сравнения уже имеющейся информации с новой. И это значит, что критическое мышление сформировано и развито ровно настолько, насколько подсознание уже заполнено информацией, с которой можно что-либо сравнивать. Если в подсознании пока ничего нет, сравнивать новую информацию не с чем, и все моментально проходит в подсознание и закрепляется на уровне автоматических ассоциаций.

Именно это позволяет маленьким детям так быстро обучаться, и именно это делает их очень уязвимыми и подверженными негативному "программированию". У маленьких детей просто нет критического мышления, поэтому они верят в Деда Мороза, монстров под кроватью и прочее. Поскольку гипноз – это обход критического мышления, позволяющий отправлять идеи напрямую в подсознание, маленькие дети постоянно находятся в гипнозе. Они очень внушаемые и почти всегда что-либо им сказанное, особенно от авторитетных людей, мгновенно становится их реальностью и картиной мира.

Мозг ребенка постоянно впитывает все вокруг и строит ассоциативные связи. Если происходит что-то обидное, болезненное или пугающее, это также фиксируется и мгновенно занимает свое место в хранилище подсознания. Это редко сразу приводит к каким-то проблемам, но сформированная связь остается.

Как детские ассоциации становятся проблемой взрослого

Изначальная связь настолько слаба, что она никак не ощущается и ни к чему не приводит. Но если последующие события заставляют ребенка снова испытывать то чувство, которое он ощутил "тогда, в первый раз", связь укрепляется. Новые подобные события продолжают усиливать ассоциацию до момента, когда она превращается в проблему, когда появляется симптом – иррациональный страх, неуверенность или другие проблемы. Именно первое появление симптома большинство клиентов ошибочно считает причиной своей проблемы. Это не более, чем событие, которое "активировало" проблему, но оно не является причиной. Реальная причина – эта та первая ассоциация, которая сложилась намного раньше.

Ошибки начальных ассоциаций

Почему ассоциация привела к проблеме? Потому что она была ошибочна, не была связана с реальностью, была некорректна. События, которые для взрослого являются пустяками, для ребенка часто становятся вопросами жизни и смерти. Ломали ли вы когда-нибудь что-то, что принадлежало родителям? Что вы чувствовали, когда думали о том, как они будут ругаться? Что чувствуют дети, когда им не покупают мороженое или кто-то отбирает их игрушки в детском саду? Для них это события чрезвычайной важности.


У детей нет ни знаний, ни опыта, ни критического мышления, чтобы отделить важное от неважного. Если маленькая девочка сломала мамину помаду, и была наказана, могут возникнуть ассоциации, что "я плохая", "я недостойна любви", "мне нельзя ничего брать в руки" и т.д., сопровождаемые неприятным чувством.

И поскольку у ребенка нет критического мышления, эта ассоциация становится автоматической программой подсознания. Если другие ситуации, даже через много лет вызывают те же чувства, начальная ассоциация укрепляется все больше и больше. И если появилась проблема, эта ассоциация была "активирована".

Поэтому спустя много лет, уронив папку с бумагами, она может разрыдаться и впасть в истерику, вызвав чрезвычайное недоумение окружающих. Потому что в этот момент она реагирует не на папку с бумагами, а на сломанную мамину помаду. И реагирует автоматически, подсознанием, сама не понимая, как так вышло, и чувствуя стыд от всей ситуации. Критическое мышление, которого не было в детстве, на этом этапе прочно сформировано и защищает эту неконструктивную ассоциацию подсознания, как и любую другую. Поэтому усилия воли, переосмысление ситуации или консультации психологов не помогают.

"Режим редактирования"

Рефлексы, привычки и подсознательные ассоциации помогают сэкономить энергию и время. То, что опустилось на уровень подсознания, не нуждается в сознательном осмыслении, как вождение машины. Экономия сил и времени позволяет посвящать внимание чему-то другому. Поэтому такие автоматические ассоциации – это инструмент выживания. И в силу их важности, у человека нет возможности менять их по первому желанию, для этого нужны "админские права".

Несмотря на ограниченный доступ к своему собственному подсознанию, природа наделила каждого человека возможностью его редактировать. Состояние гипноза, которое является состоянием сознания самого человека – это тот самый "режим редактирования". Именно в нем, когда критическое мышление неактивно, можно переписать первую некорректную ассоциацию, исправив ее восприятие на новое. И когда это сделано, негативного ощущения и неправильных мыслей больше нет – и проблема исчезает. Все события многих лет, которые накладывались на первый эпизод и усиливали проблему до появления симптома, рушатся, как карточный домик. Человек обретает свободную жизнь, и это его собственная заслуга и его личное изменение.

Состояние гипноза дано каждому человеку, надо только уметь им пользоваться. И тогда каждый может сделать свою жизнь настолько свободной, комфортной и радостной, насколько хочет.

Используйте свое критическое мышление и любите свое подсознание.

В современном мире основная часть детства протекает за играми в доме. Больше нет разбитых коленок, казаков-разбойников и лапты в местном парке, которые знакомы предыдущему поколению. Дети общаются посредством электронных сетей, в многозадачном режиме. Средства связи, увы, не подвластны тщательному контролю родителей и даже непонятны им.

Иногда я думаю о том, что есть лучшие средства, способные подготовить детей к будущему, и испытываю искушение отключить компьютер. В мире, который имеет так много что предложить, очень важно научиться замечать бесполезные вещи.

Современное поколение молодых людей во многом самое образованное, самое привилегированное и самое защищенное по сравнению с другими поколениями на протяжении всей истории. Однако кажется, что юноши и девушки находят мало удовольствия и вдохновения во всем этом.

Перефразировав П. Д. Вудхауса, известного английского прозаика, скажем, если они не «не в духе», то справедливо заметить, что им далеко и до «приятного расположения духа».

Подростки: какие они?

В интересуемых нас группах я прошу подростков описать их поколение. Вот что они обычно говорят:

Зависимы от технологий

Не проявляют должного уважения к старшим

Эгоцентричны

Нерешительны

Недальновидны

Не так надежны

Более активны, чем старшее поколение

Свободны от нравственности

Не способны услышать доводов разума

Быстро взрослеют

Знают почти все об интимных сторонах жизни

Ведут избыточно социальный образ жизни

Менее обязательны

Имеют больше свободы от родителей

Имеют большую финансовую независимость

Ждут большего от нас

Больше полагаются на друзей, чем на родителей

Имеют больше источников помощи

Охотно пользуются преимуществами над другими

Менее религиозны

Более терпимы к разногласиям

Более приспособляемы

Менее ответственны

Американизированы

Считают, что мир стал меньше и в нем ничего не осталось для исследования

Получился не особенно лестный автопортрет. Некоторые черты могут меняться (трансформироваться) по мере взросления, другие остаются неизменными.

Общими для всех подростков чертами я считаю следующие:

Зависимость от стимулов при решении проблем;

Дефицит внимания и концентрации;

Требование мгновенного результата;

Недоверие к опыту других людей и общественным институтам;

Широкую осведомленность при отсутствии собственного опыта;

Ложнорациональный подход к обучению (например, они могут сказать: «Зачем мне это изучать сейчас, когда я могу найти это в Интернете позже?»).

А не жаловались ли на молодое поколение за это же с незапамятных времен? Что, возникла такая мысль? Возможно, вы правы, но мне кажется, к этому добавилось еще кое-что: многие дети растут в мире страха и тревог. Неуверенность по поводу безопасности мира определенно отражается на них. Тот факт, что во взрослой жизни акцент часто делается на осведомленность, но при этом не ценится опыт, только усиливает неуверенность.

Сложные дети более всего подвержены тревогам. Они вообще очень быстро реагируют: они реагируют, когда им велят что-то сделать, они реагируют на требования и просьбы взрослых, на гнев и конфликты. И на то, что происходит вокруг, они дают ответную реакцию Жизненные навыки помогут им легче начать свой индивидуальный танец, а не маршировать общим строем под бой барабанов.

Казалось бы, рождение талантливого, одарённого ребёнка - это большая радость и великое счастье, и в будущем у него всё будет замечательно и прекрасно. На самом деле, талантливых детей в этом мире поджидает огромное количество трудностей, с которыми в одиночку они могут и не справиться. Что это за трудности, и как им помочь их преодолеть?

С какими психологическими препятствиями сталкиваются талантливые дети

Человечество, в среднем, состоит из средних людей, и этот мир, по большей части, рассчитан именно на них. Поэтому, когда на свет появляется неординарный, талантливый ребёнок, не вписывающийся в общепринятые стандарты, зачастую оказывается, что вместо светлого будущего его в этом мире поджидает немало трудностей и препятствий.

Конечно, это совсем не является закономерностью. Многое зависит от менталитета, культурных обычаев и традиций социума, в который попадает такой ребёнок. Далеко не везде его ждёт обязательный набор полагающихся «одарённых» трудностей и проблем.

В странах, где всячески культивируется и приветствуется любое проявление индивидуальности и оригинальности, и детей с малых лет приучают к максимальному самовыражению в любой его форме, жизнь талантливого ребёнка не будет связана с преодолением огромного количества психологических препятствий (возможно, у него будут только проблемы во взаимоотношениях с родителями).

К сожалению, современная Россия не относится к числу таких стран, и «не таких как все» детей поджидает здесь немало «приключений». В самом худшем варианте проявлению их индивидуальности и оригинальности будут сопротивляться все: родственники, сверстники, учителя, общественное мнение, социальные сети и т.д.

Всего этого может и не быть в жизни талантливого ребёнка, если ему вовремя помогут мудрые родители. Но всегда ли они к этому готовы?

Какие трудности могут возникнуть у талантливого ребёнка в семье

Казалось бы, любое проявление талантливости и одарённости ребёнка должно бесконечно радовать его родителей, поскольку благодаря этому он сможет «выбиться в люди» и добиться грандиозного жизненного успеха. Но почему-то иногда происходит всё совсем наоборот.

Если родители «одарёныша» недостаточно компетентны в вопросах воспитании, если они сами из «простых и обычных» людей, если они просто недостаточно начитаны и продвинуты, то любое проявление его оригинальности и индивидуальности может их попросту испугать. Хорошо, если они вовремя пристроят его куда-то, где он мог бы холить и лелеять свой талант, и развиваться в соответствии со своими природными наклонностями. Но они также могут и направить его по неверному пути, чтобы он был как все, и не выделялся среди других детей.

Есть и немало родителей, которые подсознательно воспринимают своих детей как неудачников, какими бы талантливыми они ни были, и не верят в то, что они обладают какими-либо уникальными способностями. Примеров того, как мамы и папы выдающихся, знаменитых людей не признавали их одарённость в детско-юношеском возрасте и даже впоследствии, великое множество.

Видимо, это происходит из-за того, что за долгие годы воспитания у родителей несколько «замыливается» взгляд на своих отпрысков, и им очень сложно поверить в то, что те, кто ещё совсем недавно "пешком ходил под стол", могут обладать какими-либо уникальными способностями. Непонимание со стороны самых близких людей - это первое, к чему нужно приготовиться талантливым детям.

Может произойти и обратная ситуация. Обнаружив у своего отпрыска какую-либо одарённость, родители так на него насядут, что у несчастного ребёнка просто не останется времени на детство. Они будут заставлять его целыми днями заниматься тем, в чём, как им кажется, он может преуспеть (например, музыкой или спортом), постоянно требовать от него высоких достижений и, в результате, попросту отобьют у него охоту и стремление каким-либо образом самовыражаться в этой сфере впоследствии.

Примеров того, как подававшие большие надежды вундеркинды, перегруженные в детстве излишними занятиями, став взрослыми, растеряли все свои уникальные способности или потеряли интерес к их проявлению, немало.

Но возможно юным гениям повезёт, и их мамы и папы окажутся достаточными мудрыми и продвинутыми для того, чтобы понять своих «не таких, как все» детей, и всячески будут способствовать гармоничному и своевременному развитию их природного дара. Тогда в их талантливой жизни будет гораздо меньше проблем, и им легче будет справиться с другими, поджидающими их, психологическим трудностями.

Какие трудности могут возникнуть у талантливых детей в общении со сверстниками

Проблемы с родителями - это не самое серьёзное испытание, которое поджидает талантливых детей в этом мире. Гораздо более сложным для них (по крайней мере, в нашей стране) может оказаться взаимодействие со сверстниками, которые далеко не всегда адекватно воспринимают интеллектуально одарённых детей-умников, оригиналов, и тех, кто сильно отличается от других.

Уже в детском саду «не таких» детей могут исключать из игр и всячески игнорировать, а в школе устроить им настоящую травлю (в том числе, и в Интернет), распространяя о них всевозможные лживые слухи и обзывая обидными прозвищами. Конечно, это происходит далеко не всегда и не в обязательном порядке, но, всё-таки, довольно часто, особенно, если «другой» ребёнок учится в обычной школе где-нибудь в спальном районе.

Что можно посоветовать юному гению для того, чтобы преодолеть трудности в общении со сверстниками? Как избавить его от возможной социальной изоляции?

Прежде всего, если у родителей есть такая возможность, талантливому ребёнку нужно обеспечить соответствующую среду для развития. Лучше всего, наверное, пристроить его в какую-нибудь специализированную частную школу (в том числе, и за пределами России), где он будет общаться с такими же талантливыми единомышленниками, или воспитывать его в рамках семейного образования, совмещая обучение с путешествиями по всему миру. Это точно избавит его от зависти, травли и презрения со стороны не слишком умных сверстников, не терпящих проявления какой-либо «инаковости», и создаст благоприятные условия для развития его природных способностей.

Если такой возможности нет, то для того, чтобы он не рос в социальной изоляции, попробуйте найти ему единомышленников если не в школе, то в различных секциях и кружках, а также подготовьте его к возможному сопротивлению чрезмерно «добрым» мальчикам и девочкам. Он ни в коем случае не должен подстраиваться под тех, кто его игнорирует и распространяет о нём лживые слухи, но и превозносить себя над ними и вести себя заносчиво, ему тоже не следует.

Пусть ко всем относится доброжелательно. Если же ровесники пытаются его каким-либо образом притеснять, за то, что он не такой, как все, пусть научится адекватно им отвечать, отстаивая своё право на индивидуальность не только словами, но и кулаками.

Запишите его в какую-нибудь спортивную секцию, связанную с силовыми упражнениями и единоборствами, чтобы он мог достойно отстаивать свой талант и свою «непохожесть». Это избавит его от многих проблем в общении со сверстниками, и поможет ему не только в детско-юношеском возрасте, но и на протяжении всей жизни. Умение постоять за себя и способность отстаивать своё мнение вопреки тому, что думает большинство людей, не раз пригодятся ему в жизни.

Расскажите своему юному гению, что многие талантливые люди очень часто подвергаются давлению со стороны социума (по крайней мере, в России). В своё время в этой стране травили и Пушкина (в царской России), и Пастернака (в СССР), и многих других выдающихся личностей. Сегодня же, во времена диктатуры социальных сетей, тем, кто думает, не так, как большинство людей, устраивают психологическую экзекуцию в Интернет (травля Андрея Макаревича показывает, что никуда эта позорная практика не исчезла и сейчас).

К сожалению, маленькому гению лучше заранее приготовится к тому, что его талантливость, неординарность и оригинальное мышление могут принести ему не только успех, но и множество психологических проблем, связанных с завистью, презрением и неприятием какого-либо инакомыслия.

Любые трудности и препятствия должны только закалить вашего юного гения

Определённые трудности могут поджидать одарённого ребёнка и при попадании в стандартную образовательную систему, рассчитанную на «среднего» ребёнка и формальное получение знаний ради сдачи экзаменов. Хорошо, если ему попадутся умные, продвинутые учителя, которые будут способствовать развитию его таланта.

Если же этого не произойдёт, и он попадёт на общеобразовательный конвейер с его стандартным набором знаний, оценочной системой и учёбой ради экзаменов, его способности могут и не раскрыться должным образом.

Образование одарённых детей, по возможности, нужно сделать максимально индивидуальным, учитывающим все их специфические особенности. Лучше всего, если они будут обучаться по особой, продвинутой программе в какой-нибудь специализированной школе или проходить курс семейного образования.

Если такой возможности нет, не требуйте от талантливого ребёнка погони за хорошими оценками. Пусть уделяет внимание только тем предметам, которые ему интересны, а всё остальное время посвящает своему главному таланту, занимаясь глобальным самообразованием и саморазвитием.

Любые трудности и препятствия должны только закалить вашего юного гения. Главное, чтобы он не предавал свой талант, а следовал за ним вопреки всему и всем. Пройдя огонь, воду и медные трубы, он должен стать только сильнее. Если вы будете поддерживать его на этом нелёгком пути, ему будет гораздо легче добиться жизненного успеха.

Возможно, он станет знаменитым и богатым и без каких-либо психологических трудностей и проблем, но заранее подготовить его к их возможному проявлению всё-таки необходимо.


Статья предоставлена:

Алексей Кормушкин,
специально для ДЕТИНФОРМ

Актуальные вопросы

здравствуйте! Моему ребёнку на сегодня 3 месяца и 3 недели. С 24.02-28.02- у нас был осипший голос, горло не красное, температуры и соплей нет, состояние болезнетворное. (Лечение: 1 свеча кипферона, 1 свеча виферон, ингаляции с физраствором). С 20.03 по сей день опять осип голос не так сильно как в первый раз, никаких признаков болезни нет, состояние игривое, с 03.04- голос осип ещё больше, состояние болезнетворное, а со вчера голос почти пропал, температура 37,2. По крови которую сдавали 12.03- когда были здоровы и голос нормальный небольшое увеличение лимфоцитов.. Что делать?

Прочитать ответ

Вопрос № 913 |сын 6 лет снимает трусы ночью |20.02.2017 | Спрашивает Петрова Надежда Алексеевна

Добрый день! Мой сын любит спать голым, т.к. ему постоянно все мешает, давит, жмет и т.д. В течение дня то майку дергает, то трусы вниз подтягивает, то горловину, он очень активный и постоянно что-то поправляет из одежды. Так как днем в саду нельзя раздеваться приходиться и на ночь его укладывать хотя бы в трусах, чтобы привыкал, но чаще всего ночью он все снимает. А не так давно вообще стал приспускать трусы на попе, т.е. не полностью снимать, бужу его - а трусы на попе спущены. Что это может означать? Почему ребенок так делает? Что нужно мне делать - стоит ли обращать на это внимание?

С кем дружить, быть как все или выделиться из толпы (а как?), как не поссориться с родителями, где найти денег и времени на развлечения и безделушки, нужно ли искать парня (девушку), начинать ли вести половую жизнь, доверять ли свои секреты друзьям/подружкам или родителям, убегать ли с уроков или учиться, как сдавать экзамены, куда поступать, кем быть, как быть, что делать…

Наверняка каждый из нас знает, каково это — выплёскивать свою агрессию на других, когда в голове полный бардак и всё вокруг кажется нереальным. Что же так раздражает и запутывает подростков в этом возрасте? И с какой стороны воздействует раздражающий фактор? Попробуем разобраться в ситуации.

Школьное сообщество

Чаще всего неоправданные вспышки жестокости случаются именно в школе, где формируется личность человека. То, как ребёнок общается с классом, класс — с ним, очень важно. Но главное настроение всегда задаёт учитель, ведь подсознательно многие дети его копируют, прислушиваются к его мнению.

Неосторожное резкое замечание, уничижающее в какой-то мере личность ребёнка, косой взгляд, оскорбление — и дети, как «падальщики», бросаются на эту «пищу» для размышлений, и случайные (а порой и намеренные) высказывания учителя оборачиваются настоящей «травлей». Не «охоту», нет, для этого у них нет реальных аргументов (они не смогут ответить на вопрос «за что он/она тебе не нравится?»), они лишь запугивают, загоняют, травят.

Нацизм, нетерпимость к отличиям

Практически в любом классе есть ребята, которые отличаются от основной массы по внешним признакам — цвету кожи, разрезу глаз и т. д. Самая распространённая реакция одноклассников — агрессия. А, собственно, почему? Видимо, потому, что в последнее время в социальном плане в нашем обществе чересчур много стереотипов и надуманных предрассудков. Отчего это происходит — причину нужно искать в общей системе воспитания и идеалогии в стране, потому что такой ерунды, как расовые предрассудки, в мозгах у человека изначально не может и не должно быть по определению.

Когда ребёнок попадает в уже сформировавшийся коллектив, часто класс отказывается доброжелательно принять новичка. Начинается жестокая травля и унижения. Это действительно тяжело, мало кто может представить себя на месте изгоя — только те, кто прошёл через что-то подобное.

Неформальная внешность

Каждый из нас имеет право на самовыражение. Конфликты создают всегда те, кто в большинстве. Если внешность подростка чем-то заметно выделяется на общем фоне, чаще всего его принимают за гомосексуалиста. Причём так полагают не только ребята, но и власти, направляющие много сил на борьбу с субкультурами (хотя в стране есть проблемы поважнее, да и путём запрета и гонений на неформалов ничего не решить).

Цитата: «Если государство платит за среднее образование, оно имеет право требовать, чтобы в учебных заведениях не пропагандировались чуждые и вредные государству ценности, идеологии и субкультуры». Интересно, кто имеется в виду: хиппи, панки, эмо, скейтеры, реперы — кто? Может, было бы разумнее ужесточить уголовные наказания за преступления на почве расовой нетерпимости?

В качестве аналога к этой ситуации можно привести способ ведения борьбы с наркотиками: если на вашем приусадебном участке обнаружено более трёх растений мака, то вам долго придётся объяснять, что вы не наркодилер. А как насчёт героина, тоннами курсирующего по стране, пока служба контроля всерьёз выкорчёвывает с огородов обывателей безобидные и, между прочим, очень красивые цветы (ну, в самом деле, неужели три цветка — это плантация, и можно производить из них героин)?

Что ж, вернёмся к вопросу о субкультурах. Конечно, готов или эмо нельзя назвать «позитивными», но то, что они повёрнуты на идее самоуничтожения, сложно назвать правдой. Во-первых, тру или настоящих эмо сейчас практически нет — есть подростки, подражающие им в стиле одежды. А они, как правило, ничем не отличаются от детей, не причисленных к какой-либо субкультуре. А во-вторых, мысли о суициде в определённые моменты могут возникнуть у любого человека (размышления, но не стремление). И если человек решает покончить с собой — неужели в этом виновата субкультура? Нет, нет и ещё раз — нет. Это исключительно личностные психические характеристики, стечение жизненных обстоятельств и всё те же пресловутые стереотипы, воспринимаемые по схеме: услышал — не принял/принял — примерил на себя — сделал/не сделал . Как раз «не принял» и «не сделал» является показателем того, что личность данного человека цельная и не подвержена вредным и стереотипным влияниям.

Неблагополучные дети

Обычно они хуже одеты, чем большинство одноклассников, и у них не слишком высокие отметки (естественно, не всегда). У них равные шансы стать как изгоями, так и теми, кто унижает и подавляет окружающих. Но чаще всего они становятся объектами ненависти. Проще говоря, с их помощью легче самореализовываться тем детям, у которых нет умений, талантов и преимуществ. В подобной обстановке комплексы, неуверенность в себе и озлобленность только приумножаются. А закончиться всё может тем, что такие дети не смогут стать полноценными членами общества. Не самые радужные перспективы.

Отличники

Да-да. Отличники. Им неинтересны модные журналы, крутые видеоигры — они учатся, учатся хорошо и с удовольствием. По мнению психологов, именно «ботаники» обладают наименее развитой силой воли . Проще говоря, из-за страха (а еще из подсознательной надежды заслужить уважение и дружбу) они не могут отказать, когда у них просят «скатать», списать домашнюю или контрольную, боятся пожаловаться или достойно ответить на издёвки. Такие же проблемы у чересчур скромных детей, у детей с низким уровнем коммуникабельности.

Зависимость от боли

В мире началась новая волна подросткового психоза . Подростки садятся на боль, как на иглу. Из-за непонимания со стороны родителей, сверстников и всего мира они нашли новый выход из душевных страданий — причинять себе физическую боль . Шрамы, порезы, ушибы, ожоги, вывихи — подростки калечат себя, заменяя раны душевные ранами телесными. Дело не в мазохизме, не в удовольствии от боли, а в том, что для многих это единственный действенный способ снять нервное напряжение. Как наркотик, как алкоголь.

Итак, вот они, основные факторы риска и их следствия. По сути, решение проблем переходного возраста может решить все социальные проблемы : общество будет состоять из полноценных, способных мыслить самостоятельно, с высоким уровнем интеллекта и высокими моральными устоями, не подверженных влиянию алкоголя и сигарет людей, которые будут радоваться жизни, беречь окружающий мир и делать его лучше.

Звучит как утопия. Вряд ли эта проблема в скором времени решаема целиком. Но мы, по крайней мере, можем сделать шаг вперёд, навстречу мечте.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png