Как научить своих детей искренне просить прощения? И как научиться этому самим? Почему сегодня мы теряем эти навыки? Почему важно не скрывать свои обиды, а выговаривать их? И как при этом не превратить свою семью в «концлагерь доброты и открытости»? Об этом и многом другом мы поговорили с настоятелем Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде протоиереем Павлом Великановым.

Простить — значит начать с чистого листа

— Отец Павел, скажите честно, а Вы человек обидчивый?

— Скорее да, чем нет. Но я быстро отхожу.

— А что помогает не копить в себе обиды, а быстро отходить от них?

— В моей жизни была одна ситуация, которая мне очень помогла. Однажды определенная группа людей, к которым я был достаточно близок и всегда испытывал симпатию, меня осудила. Причем массово. В один прекрасный день я пришел к этим людям и вдруг почувствовал, что между нами каменная стена. Поначалу не мог понять, в чем причина, и пытался эту стену как-то пробить. И встретился с жестким неприятием и полным отторжением. А потом выяснил, что на самом-то деле меня просто оклеветали. Кто-то приписал мне то, чего на самом деле не было, и все остальные в это поверили. Я, конечно, очень сильно обиделся и расстроился. Очень сильно. Для меня это был очень болезненный удар.

Но по прошествии недолгого времени меня посетила мысль, которая помогла мне со всем этим справиться. Я сказал сам себе: «Хорошо, конкретно этого ты не совершал. Но неужели в твоей жизни нет ничего такого, за что тебе по сей день стыдно? Ты же не безгрешен! И если бы эти люди узнали — они отреагировали бы точно так же?» И эта мысль меня очень обрадовала. C тех пор я к подобным ситуациям отношусь очень просто: вместо того чтобы утверждать свою правду и доказывать, что я не верблюд, я вспоминаю тот случай, улыбаюсь и говорю себе: «Ладно, хорошо, пусть так и будет».

Любая обида — это всегда претензия. Претензия на то, что с тобой поступили неправильно, не увидели, не оценили, не поняли и так далее. И, пожалуй, самое обидное — когда тебя предает близкий человек, когда он отказывается от той первой любви, которую к тебе имел, и обращается против тебя. Как на это реагировать? Мне кажется, если мы станем адекватно относиться к самим себе, то все основания требовать к себе уважения и любви у нас просто исчезнут.

Самые правильные отношения между людьми — отношения асимметричные. Когда ты даешь окружающим больше, чем они тебе, и не ждешь от них ответной реакции. А когда ты ждешь симметрии: «вот я простил, а он меня не прощает», «вот я сделала для него, а он что для меня сделал?» — это уже изначально искаженное понимание отношений.

— То есть всегда нужно первыми делать шаг навстречу и не ждать другого? Прощать даже тех, кто у нас прощения не просит?

— Конечно. Потому что в таких симметричных отношениях можно только утонуть, больше ничего. Если только не приложить усилие и не начать искать путей примирения. А примирение начинается с преодоления той обиды, которая в нас сидит. Когда мы прощаем человека еще до того, как он просит у нас прощения, мы даем ему шанс изменить отношения с нами, мы первыми делаем шаг навстречу. А если мы ждем, пока он сделает этот шаг, то получается — мы становимся его заложниками, мы играем по тем правилам, которые он нам определил. А это, конечно, неправильно. Тем более для христианина.

Простить — значит полностью убрать какие бы то ни было ожидания и претензии по отношению к другому человеку. Начать все с начала, без предыстории. Дать человеку еще один шанс и, как заповедует нам Спаситель, давать этот шанс бесконечно.

— А мы, как правило, этих шансов человеку не оставляем.

— Ну, или, по крайней мере, большинство из нас. Это очень тяжело — дать человеку шанс, особенно если этот шанс уже неоднократно давался и был использован против тебя. Чаще всего мы в подобной ситуации даем условное прощение: «Я готов тебя простить, если ты…» — и дальше начинается список наших пожеланий и предложений. Но настоящее христианское прощение — это прощение безусловное. Когда ты прощаешь не просто потому, что от тебя этого ждут, а потому, что сам хочешь избавиться от своей обиды и не хочешь жить с ней дальше и смотреть на людей через призму собственных претензий.

Так же, как Бог смотрит на нас и видит в нас то лучшее, что можно развить, а через худшее переступает в надежде на то, что мы сами вырвемся из этой шкурки, оболочки греха — так же и мы призваны видеть в других только лучшее. Не судить — и тогда сами не будем судимы.

Сказать другому: «Ты меня обидел» — это нормально

— А как перевести это безусловное прощение в область практики? Разве правильно делает жена, которая постоянно прощает своего гулящего или пьющего мужа, который уже тысячу раз обещал исправиться и каждый раз снова и снова предает ее и семью? Ведь уже многие священники, психологи сегодня говорят, что от таких людей лучше бежать…

— Если переводить все это в практичес-кую плоскость, то здесь все очень и очень непросто. Да, конечно, если муж — хронический алкоголик, если он мастер в плане лицедейства, если он умелый манипулятор, а вся семья — это его заложники, то, скорее всего, в этом случае надо развестись. Но ведь прощение — это про другое. Супруги могут развестись, но при этом «обиженная сторона» может простить обидчика. Перебороть эту боль, не иметь претензий, простить. Но просто из категории самых близких, самых дорогих перевести этого человека в категорию «других».

— Давайте немного остановимся на состоянии обиженности. Психологи, психотерапевты говорят, что обиды в себе копить нельзя, что, если тебя обидели, надо, во-первых, признаться в этом самому себе, а во-вторых, сказать об этом обидчику. А это вообще по-христиански?

— Сказать человеку: «Ты меня обидел» — это нормально. Потому что «я обиделся» — это не значит «я перестал к тебе хорошо относиться». Вовсе ведь не обязательно после этой фразы кричать: «Пошел вон отсюда, чтобы я тебя больше не видел!»

Поэтому я всегда говорю своим детям, да и своим прихожанам: если кто-то чем-то недоволен, не нужно стесняться выражать свое недовольство. Нет такой добродетели — стеснительность, есть добродетели смирения, кротости и скромности. Но любая стеснительность говорит о наличии в человеке серьезного внутреннего конфликта. Внутри его одно — а снаружи другое. Поэтому откровенность в любом деле, открытость и честность, особенно если это касается семейных отношений — это, я думаю, принципиально важная установка. Потому что ненормально, когда члены семьи находятся друг с другом в состоянии предельной отчужденности, и каждый за пазухой носит целый мешок обид и претензий — при этом все могут мило улыбаться друг другу, думая, что тем самым сохраняют в семье мир.

Но в попытке быть откровенными друг с другом важно не уйти в другую крайность и не превратить семью в концлагерь доброты и открытости.

Это когда каждый только и делает, что копошится в чужой душе, в уме, в сердце, и как только кому-то что-то не понравилось, начинает выяснять: «А что это ты обиделся? Наверное, мы тебя чем-то задели? Давай сядем, поговорим. Надо все ситуации проговаривать внимательным образом, чтобы ничего не накапливалось!» Естественно, в такой обстановке нормальному человеку захочется послать всех куда подальше. И чтобы избежать этой крайности, прежде всего нужна внутренняя установка на уважение человека, на понимание того, что он имеет право быть не таким, как мы хотим его видеть, иметь собственное внутреннее пространство.

Однажды мужчина пришел на исповедь к преподобному отцу Порфирию Кавсокаливиту с целью проверить, прозорливый этот батюшка или нет. Он во всем исповедался и не рассказал только самого главного — что у него была любовница. Старец выслушал его исповедь, что-то ему сказал, прочитал разрешительную молитву. И только когда они стали прощаться, старец назвал гостиницу, в которой этот мужчина встречался со своей любовницей, и попросил его там больше с ней не встречаться — потому что там теперь работает его дочь, и если она это увидит, это станет для нее большой травмой. Тот, конечно, был ошарашен. Я здесь вижу два очень важных момента. Во-первых, старец мог сказать: как ты, негодяй, мерзавец, смеешь приходить на исповедь и попирать Священное Таинство ложью! Ничего подобного он не сказал. А во-вторых, он сказал это лишь для того, чтобы предотвратить еще большую беду в жизни этого мужчины, чем та, в которую он загонял себя своим образом жизни. И здесь мне видится огромное уважение к человеку — именно Христово уважение и безусловная, безграничная любовь.

Соприкоснувшись с такой любовью, человек изменится — не сразу, но зато это будет настоящее, спасительное, а не лицемерное, покаяние — что и произошло в случае с этим мужчиной через какое-то время.

Просить прощения должно быть трудно

— С темой прощения мы сталкиваемся в раннем детстве, когда родители учат (или заставляют) нас просить прощения. И часто бывает так, что в одной и той же семье один ребенок просит с легкостью, а другой — ни в какую. Как Вам кажется, можно ли научить ребенка просить прощения искренне?

— Когда человеку трудно попросить прощения, легче всего сказать, что он горд и надменен. Но мне кажется, что все может быть куда сложнее. Может быть, человек просто еще не дозрел до покаяния. Он кого-то обидел. Он знает, что это неправильно, но он это сделал. И он не хочет к этой теме возвращаться, она ему неприятна, она ему не нравится. О «прости» в таком состоянии не может быть и речи. Ведь сказать «прости» — значит взять на себя ответственность: ты выстраиваешь отношения с тем, кого обидел, на каком-то другом уровне.

Если вернуться в детство, чтó такое «прости» со стороны ребенка, который сделал что-нибудь недолжное? Любой ребенок может сказать маме: «Я больше так не буду». Попросил он при этом прощения или нет? Мне кажется, нет. Он понимает, что нарушил мамины требования — но при этом не чувствует вины, не переживает, что его поступок прежде всего приносит маме боль. А вот если он это поймет, он обязательно попросит прощения. И даже если он не скажет «я больше так не буду», он не повторит свой поступок только потому, что не захочет снова причинять маме боль.

Поэтому я никогда не требую, чтобы мои дети механически говорили мне «прости». Может, я поступаю неверно, может, это манипуляция, но я считаю, что это правильно. Обычно я говорю детям: «Мне очень не нравится, как вы поступили. Меня очень расстраивает, что вы ругаетесь и друг друга обижаете». То есть я даю им понять, что они не просто нарушили какой-то закон, а совершили поступок, обращенный против меня.

— В православном кругу часто можно услышать слово «прости», но далеко не всегда за ним стоит искреннее раскаяние. Как Вы думаете, почему так?

— Мне кажется, потому, что мы не всегда понимаем, сколько на самом деле весит слово «прости». В православном кругу это слово, действительно, часто замыливается. А оно должно говориться с душевной болью, с покаянием. Ведь если слово «прости» не прожигает человека, как настоящее покаяние, если у него не подкашиваются ноги, если он произносит его с легкостью, может быть, лучше его и не произносить?..

Я думаю, что маркер настоящего «прости» — это его «трудность». Если ты причинил кому-то боль, ты должен потрудиться, должен подумать, каким образом ты можешь эту боль уменьшить, даже если это боль давняя. И тогда твое «прости» будет не пустым сотрясением воздуха, оно будет подкреплено плодами твоего покаяния. Попросить прощения — значит не только признать свою вину, но и каким-то образом засвидетельствовать, что в тебе что-то изменилось. А если это слово как собака лает, что толку от твоего «прости»?

И, конечно, настоящее «прости» невозможно без смирения, без того, что ты снова открываешь свою непотребность, греховность и через это «прости» пытаешься сквозь них прорваться.

— Вы сейчас упомянули давние обиды. Наш читатель задается вопросом: как быть, если чувствуешь, что должен попросить прощения за то, что совершил когда-то давно, но боишься причинить боль, толкнуть кого-то к обиде на себя, разрушить чью-то жизнь?

— Универсального ответа здесь быть не может. Ситуации бывают очень разные. Иногда кажется, что какие-то давние раны уже затянулись, что не надо ворошить прошлое, а на самом деле оказывается, что эти душевные травмы определяют нынешнее положение дел. В другом случае человек, принеся свои извинения, может стать источником соблазна и разрушить внутренний мир другого. Хотя даже тут понять, что в действительности произойдет, созидание или разрушение, может только опытный священник с достаточной погруженностью в жизнь человека, который мучается этим вопросом. А этим вопросом можно мучиться очень и очень сильно, годами и десятилетиями: ведь бывают же случаи, когда люди не могут умереть до тех пор, пока не попросят у кого-то прощения. Видимо, их Господь любит настолько сильно, что не дает им уйти в вечность с грузом вины. И это очень показательные случаи: значит, наши прощения и правда имеют большое значение.

Поэтому я думаю, что вопросы о давних обидах должны решаться с участием не только самого человека, но и его духовника. Главным критерием, на мой взгляд, здесь должно быть понятие пользы: полезно ли человеку это услышать, или это только разрушит его внутренний мир.

— Как Вам кажется, сегодня, в связи со спецификой нашего времени, просить прощения, прощать — сложнее? Или это всегда было сложно?

— Скорее всего, эта тема всегда была сложной и актуальной, потому что человек и сто, и пятьсот, и три тысячи лет назад один и тот же. И страсти, которые бушевали в древних людях, бушуют и в нас, они никуда не исчезают. Но предположу, что особенность нашего времени в том, что отношения между людьми становятся поверхностными, безответственными, недолговременными, без соблюдения многих принципов, которые раньше соблюдались по умолчанию.

Простой пример: еще пятьдесят лет назад считалось нормой, когда девушка вступает в брак девицей, а сейчас это стремительно исчезает. Эта поверхностность, на мой взгляд, выхолащивает саму значимость отношений. И там, где отношения поверхностные, мне кажется, тема прощения звучит уже совершенно по-другому.

И, конечно, представления наших современников во многом определяются тем фоном, который создают средства массовой информации, бесконечные сериалы и прочее, где сплошной поток всяких обид, прощений, новых связей, романов и так далее. Этот фон создает ощущение того, что все в жизни течет, меняется, все непостоянно — и что это-то и прекрасно: тут не получилось, там попробую. И так до бесконечности. О каких попытках по-настоящему просить прощения или искренне прощать тут может идти речь?..

А ведь в реальности круг людей, с которыми мы общаемся в течение всей нашей жизни, не так уж и велик. Гораздо меньше, чем кажется пятнадцатилетнему подростку. И выходит так, что из этого круга сознательно выбрасываются те, с кем человек мог бы выстроить долгосрочные отношения, созидающие его и полезные ему.

Чтобы прощать, нужно безгранично уважать человека

— Отец Павел, какие истории из Вашего пастырского служения, связанные с прощением или, наоборот, непрощением,
Вам особенно запомнились?

— Была одна очень страшная ситуация: у двоих супругов, моих прихожан, по вине одной женщины погиб ребенок. И они смогли ее по-настоящему простить. На словах они ее простили сразу же, ведь и для нее это было страшной личной трагедией. Но боль и отчуждение еще очень долго продолжали жить в их сердцах. Но со временем стало видно, что они через эту боль переступили и действительно простили эту женщину.

Но чаще всего я сталкиваюсь с ситуацией, когда человек никак не может простить за что-то… самого себя. И это большая проблема. Перекос в переживании греха как прежде всего твоей страшной и непростительной вины — а не твоей личной беды, не твоей кровоточащей раны — легко может привести к болезненному зацикливанию на вине и тем самым — отказу от настоящего покаяния как решительного шага вперед, прорыва к Богу — и к себе самому — настоящему. Никогда нельзя забывать о том, что Христос — Спаситель и Исцелитель, а не Мститель, подкарауливающий грешника в темном месте!

Когда мы говорим: я такой плохой и нет мне прощения, мы тем самым не разрешаем Богу войти в нашу жизнь, мы пытаемся Им манипулировать, мы дерзаем не разрешать Спасителю нас спасать. «Вот я себя не прощаю, и Ты, Господи, не посмеешь меня простить, потому что я-то себя не прощаю!» Я в этом вижу очень тонкую гордыню — и лукавый отказ от труда по преодолению своей греховности. В евангельской притче о званых и избранных есть один загадочный персонаж — некто, оказавшийся на пиру не в брачных одеждах и поэтому выброшенный вон. Мне кажется, это хорошая иллюстрация к непрощению себя: человек по тонкой гордыне отказывается прикрыть свое недостоинство праздничными одеждами, которые даются всякому, кто переступает порог царского дворца. Богатые одежды для царского пира — это, конечно же, образ Божественной милости, «облекшись» в которую, человек только и может войти в Царство Небесное.

Мне кажется, что пока мы не научимся прощать себя, мы не сможем прощать других. Понимая свою слабость, мы начинаем понимать и других людей. У святых отцов есть такой образ, что все грехи мира, собранные воедино — это не более чем маленькая песчинка, которая тонет в бездне океана Божественной любви. Даже если эта песчинка будет размером с булыжник в несколько тонн — все равно по сравнению с океаном это будет ничто. Когда понимаешь это, тебе легче принимать себя и других людей, какие бы грехи они ни совершили.

— Есть ли в Вашей жизни люди, которые стали для Вас примером в способности прощать?

— Есть. Один из таких людей, не буду называть его имя, является администратором. И для меня очень важно, что если вдруг его подчиненный полностью проваливает какое-то ответственное задание, то этот человек отстраняет его от работы по этому направлению, но при этом никоим образом не меняет своего отношения к этому подчиненному как к человеку, он не отождествляет человека и функцию, которая на него была возложена. И для меня это очень сильный пример того, что не надо путать значимость личности и способность человека участвовать в том или ином процессе какого-то учреждения или организации.

И, конечно, большим примером для меня стал архимандрит Кирилл (Павлов), который на протяжении многих лет был духовником Троице-Сергиевой лавры. За все то время, когда он был здесь, при огромном количестве людей, которые проходили через него со своими житейскими историями, проблемами, я никогда не видел его на кого-то обиженным. Даже если люди поступали бесчестно по отношению к нему, он никогда от них не дистанцировался, он предоставлял им полное право пользоваться своей свободой и поступать так, как они считают нужным, притом что эти поступки, с его точки зрения, были совершенно неправильными и недопустимыми. Он не пытался своими силами, своим авторитетом повлиять на ситуацию, переломить чужую волю своей. И я знаю, что именно это нередко становилось причиной изменения людей и их раскаяния. А если бы он начал требовать, наказывать, принимать активное участие, играть по тем правилам, которые своим нечестивым поступком задал этот человек, я думаю, такого результата бы не было. И это снова о безграничном уважении к чужой свободе и к праву другого поступать не так, как тебе хочется.

Еще мне вспоминается история из «Нового Афонского патерика». Как-то раз в одном скиту выяснилось, что кто-то по ночам ворует дыни. Скит маленький, все друг друга знают. Кто мог это сделать? И вот один монах решил устроить ночью засаду и выяснить, кто ворует и ест эти дыни. Утром радостный монах прибегает к старцу и говорит ему: «Я знаю, кто тут у нас вор!» На что старец ему отвечает: «Если ты соберешься пойти в следующий раз искать вора, я тебя очень прошу, спрячься так, чтобы он тебя не заметил — чтобы ты не смутил его совесть». Понимаете? Он заботится об этом воре точно так же, как и о том, кто пытается его поймать. Он ждет, пока укравший сам не придет к покаянию. И для меня это вершина педагогической мудрости и силы духа, абсолютное желание целиком и полностью вручать судьбу человека и свою собственную судьбу в руки Божии, со стопроцентной уверенностью, что Он выправит ситуацию гораздо лучше нас. У греков есть на эту тему прекрасная поговорка: «Любит Бог вора — любит и хозяина».

— Вы могли бы посоветовать какие-то книги о прощении?

— Прежде всего, я бы посоветовал одну книгу, самую любимую — Евангелие, где Сам Христос на протяжении всей Своей жизни прекрасно показывает, что значит прощать. Когда Иуда приходит предать Христа, Он, казалось бы, мог сказать: «Какой же ты мерзавец! Ты столько лет с нами ходил, за одним столом с нами ел, а теперь на Меня пяту свою поднимаешь, дрянь такая!» Но Он так не сказал. Он с болью и скорбью говорит: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? (Лк 22:48). Или на Тайной Вечери, когда Христос говорит своим ученикам: Один из вас предаст Меня (Мф 26:21), Он ведь не показывает на Иуду пальцем и не говорит: «Вот, представляете, Иуда, сейчас собирается идти Меня предавать!» Спаситель ничего не говорит, Он не обличает Иуду, хотя Иуда понимает, что Христос обо всем знает. И мне кажется, это снова потрясающее свидетельство того, что Бог никому ничего не навязывает. Он всегда создает условия, но в этих условиях Он оставляет за самим человеком полное право выбирать, как себя вести и что делать. Хотя иногда Он очень жестко обличает фарисеев и саддукеев. Бывают в жизни случаи, когда поступить иначе, то есть смолчать, было бы просто неправильно. Например, супруги десятилетиями живут в браке и при этом не могут прямо сказать друг другу о каких-то принципиально важных вещах просто потому, что боятся друг друга обидеть. Муж может нахваливать ненавистную ему кашу из самых лучших побуждений — чтобы не расстраивать жену, и тем самым превратит совместную жизнь в муку. Почему? Потому что нет откровенности, есть только страх обидеть другого, сказав ему то, что ты думаешь на самом деле.

И тут мы выходим на интересную тему. Когда человек умеет любить и прощать, он гораздо свободнее общается с другими людьми. Он не становится заложником такой хитросплетенной схемы, в которой я не могу сказать вам, что я обижен, потому что если я скажу, то вы на меня обидитесь и еще поймете, что и я на вас тоже обижен. А вот когда человек любит другого, он всегда может сказать ему в лицо правду, даже горькую, даже хлесткую, но сказать ее таким образом, что другой человек не обидится. Но для этого каждое слово должно быть пропитано огромной любовью — Христовой любовью.

Почти все люди рано или поздно в своей жизни сталкиваются с обидой. Кто-то быстро забывает о таком инциденте, а кто-то долго не может простить обидчика. Существуют такие обиды, которые не стоит прощать. Но универсальных рекомендаций на этот счет не существует. Каждый человек имеет границы, за которыми он простить не может. При этом вряд ли кто-то будет отрицать, что обидчивость – отрицательное качество.

С человеком, который не прощает ничего, сложно строить отношения окружающим. Кроме того, затаенная обида – всегда тяжкий груз на плечах человека. На одной чаше весов всегда оказывается обида, а на другой – желание наладить отношения. Если речь идет о человеке, который вам не сильно нужен и важен, обиду можно просто забыть. Но когда отношения с ним для вас имеют большое значение, стоит разобраться в своих чувствах и постараться простить. Это значительно облегчит налаживание отношений. При том, что чаще всего глубоко мы обижаемся именно на дорогих нам людей.

Если вас сильно обидел близкий вам человек, необходимо сесть за стол переговоров. Разберитесь в произошедшем. Сделать это бывает иногда очень сложно. Но всегда стоит помнить, что взгляд другого человека совершенно отличается от вашего. Он может и не знать, что обидел вас. Постарайтесь понять мотивы обидчика, почему он поступил с вами именно так. Было ли это намерение нанести вам урон? Или произошла случайность? А может быть, обидчик и не подозревает о ваших чувствах?

Зачем нужна обида

Прощение больше необходимо именно тому, кого обидели. Не всегда необходимо раскаяние обидчика, чтобы отпустить в себе злость на него. Постарайтесь отследить, зачем вы держите обиду на человека. Нередки случаи, когда человек специально вызывает чувство вины и манипулирует обидчиком. Вряд ли такие отношения можно назвать искренними.

Бывает и другой вариант сильной обиды: когда человек держит ее себе. В этом случае она разрушает его изнутри, направляет его жизнь в русло саморазрушения. Ведь подсознательно, мы желаем обидчику смерти.

Обида – это всегда требование определенного отношения или поведения по отношению к себе. Чтобы простить, необходимо разобраться, действительно ли такое требование адекватно или это просто гордыня и самолюбие.

Прощение сильных обид всегда требует больших психологических усилий и времени. Но психологический комфорт и спокойствие в момент отпускания злости всегда стоит того. Не надо надеяться, что как только вы решили простить, обида испарится. Для прощения глубокой обиды требуется время. При этом, чем быстрее вы начнете разбираться со своими чувствами, тем лучше. Когда обида долго живет в сознании, с течением времени она приобретает все более зловещие черты, и простить становится все сложнее.

Открытое занятие в 4 классе

«Секрет моего успеха»

учитель Ёлгина Валентина Васильевна

Тема: У мею ли я прощать? Я умею просить прощение.

Цель занятия:

    создать условия для сознательного усвоения нравственных понятий и осознанию своих поступков и поступков других людей.

Задачи:

    способствовать формированию у учащихся смысла понятия «прощение»;

    воспитывать понимание значения умения прощать и быть прощённым в жизни человека;

    научить правильно реагировать на семейные конфликты и предложить способы их решения;

    развивать положительные эмоции, стремление делать добро себе и другим людям;

    формировать умения объяснять и доказывать;

    формировать умение моделировать своё речевое поведение в различных ситуациях;

    познакомить учащихся с тем, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей.

Познавательные УУД

Формируем умение ориентироваться в своей системе знаний;

Формируем умение осознавать недостаток информации;

Формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные УУД

Формируем умение соблюдать правила вежливого общения;

Формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему

Регулятивные УУД

Формируем умение учиться высказывать своё предположение;

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД

Формируем умение осознавать роль речи в жизни людей

Принципы отбора материала – доступность, эстетичность, соответствие теме.

Используемые методики и технологии:

    Энергетический обмен эмоциями с помощью групповых тренингов. Тренинги.

  • Решение конфликтных ситуаций по методике погружения и проигрывания (драматизация).

    Коллективное создание образа добра, в виде ожившего и распустившегося дерева.

Подготовка к занятию:

    Разработка ситуаций семейных конфликтов.

    Подготовка пословиц и поговорок по теме классного часа.

    Человеческие качества на листочках.

    Контур большого сердца на доске.

    Сердечки.

    Реквизит для театрализованных мини-ситуаций.

    Презентация к занятию.

    Музыкальное сопровождение.

Ход занятия

1. Орг. момент. Тренинг – настрой

Улыбнитесь друг другу. Пожелайте улыбкой хорошего настроения.

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

Садитесь.

Я вам желаю: слушать и слышать друг друга, учителя. Активной работы и хорошего настроения на всё занятие.

Я рады видеть каждого из Вас!

И пусть зима в окно нам дышит,

Нам здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Я вижу, что у вас улучшилось настроение.

У меня настроение тоже отличное. Начнём наше занятие.

Разминка «Не стоит обижаться – лучше рассмеяться»

Учитель просит детей встать в круг и показать пантомимой, какие мы бываем, когда обижаемся. Плечи наклонены вперед, губы ладони – сжаты, живот напряжен, голова опущена, лицо хмурое.

А теперь, расправьте плечи, губы улыбаются, ладони - свободны, живот мягкий, голова высоко поднята, лицо веселое - такие мы бываем, когда мы умеем прощать!

Когда вы себе не понравились?

Что сделали, чтобы выйти из этого состояния?

II. Сообщение темы и целей занятия.

Говорить мы сегодня будем об одном из самом сложном, но очень важном человеческом чувстве, о прощении. (слайд 1)

Как вы понимаете значение этого слова? (слайд 2 и3)

Как вы думаете, когда мы прощаем кого-то, в нас что-нибудь меняется?

Вы когда-нибудь мирились с кем-нибудь после ссоры? Вот это и есть прощение!

Как вы себя чувствовали в этот момент?

Когда вы долго были с другом в ссоре, вы хорошо себя чувствовали?

А тот, с кем вы в ссоре, ему хорошо или плохо?

Иногда простить бывает легко, а иногда очень трудно, обида гложет человека, отравляет жизнь, не даёт свободно общаться людям. В душе гаснет солнце добра и теплоты, наплывают чёрные тучи одиночества, с вами остаётся лишь злость и обида на себя, на обидчика, на весь мир. Человек, находясь в таком состоянии, не может хорошо работать, учиться, приносить пользу людям. Мы сегодня будем учиться преодолевать свои обиды.

III. Основная часть.

1. Из истории

Как вы думаете, какой жест может сопровождать прощение?

На Руси слово «прощай» всегда означало «прости». Пожав на прощание руку, человек забывал все нанесенные обиды. (слайд 4)

Рукопожатие уходит своими корнями в глубокое прошлое. Когда первобытные люди встречались в мирной обстановке, они демонстрировали ладони друг другу, чтобы показать, что не прячут никакого оружия в знак примирения и приветствия. Принято считать, что рука отражает душу человека. Таким образом, рукопожатие означает, что ваши чувства исходят от чистого сердца. (слайд 5)

2. Работа с пословицами.

Ребята, а вас обижали когда-нибудь?

А вы кого-нибудь?

Конечно, ведь все мы люди, а человеку свойственно ошибаться, всякое в жизни бывает. Но главное признать свою ошибку. Недаром на Руси так много пословиц и поговорок об этих чувствах.

Задание: Собрать пословицу и объяснить значение. (слайд 6)

Есть слёзы, есть и совесть.

Тому тяжело, кто помнит зло.

Кайся, да опять за старое не принимайся.

3.Работа со стихотворением

– Послушайте стихотворение о мальчике, который переживал обиду.

Чтение стихотворения Агния Барто «Обида» (слайд 7)

Моей сестренке двадцать дней,

Hо все твердят о ней, о ней:

Она всех лучше, всех умней.

И слышно в доме по утрам:

Она прибавила сто грамм!

Hу, девочка, ну, умница!

Она водички попила –

За это снова похвала:

Hу, девочка, ну, умница!

А мама шепчет: – Прелесть!

В восторге от Аленки.

Смотрите, разоделись

Мы в новые пеленки.

Смотрите, мы зеваем,

Мы ротик разеваем! –

Кричит довольный папа,

И он неузнаваем:

Он всю цветную пленку

Истратил на Аленку.

Я гвоздь в сарае забивал,

И то не слышал я похвал!

Обиду трудно мне скрывать,

Я больше не могу.

И вот я тоже лег в кровать

И стал кричать: – Агу!

Взглянул мой папа на меня:

Ты что вопишь средь бела дня?

Тогда я лег лицом к стене,

И ждал я нахлобучки.

Вдруг мама бросилась ко мне:

Давай возьму на ручки?

А я в ответ: – Я не грудной!

Ты просто так побудь со мной...

Чему радовались родители?

Что чувствовал сын, когда родители чаще обращали внимание на малышку, чем на него?

А он поделился с кем-нибудь?

Нужно ли обиду держать в себе? Почему?

А вот ещё одно стихотворение (слайд 8)

Обидели, обидели!

Разве вы не видели?

Разве вы не знаете,

Как меня обидели?

Так толкнули – я упала,

Меня мама поругала,

Конкурс снова проиграла,

Меня дети обозвали,

Меня в гости не позвали,

Мою тайну разболтали,

Не помогли и не спросили,

Два дня со мною не дружили.

Как быть, что делать? Посоветуйте.

Чувство обиды – неприятное, очень тяжелое чувство. Она мешает радоваться, удивляться, дружить. Об этом говорили еще в древнем Египте. «Хотите сохранить друзей - умейте прощать» (слайд 9)

Поэтому важно научиться прощать! Человек, который умеет прощать, облегчает жизнь, прежде всего, самому себе, своим друзьям, близким людям!

Других не зли и сам не злись,

Мы гости в этом бренном мире.

А если что не так – смирись.

Будь поумнее, улыбнись.

Холодной думай головой,

Ведь в мире все закономерно.

Зло, излученное тобой,

К тебе вернется непременно.

4.Работа с понятием «толерантность», «терпимость». (слайд 10 - 13)

Действительно, некоторые люди не умеют и не хотят прощать друг друга, не умеют быть терпимыми. Самые мудрые и добрые Люди на нашей планете давно это поняли и решили один день в году 16 ноября посвятить терпимости, т.е. толерантности, между всеми народами нашей Земли. А быть терпимыми, значит, уметь и прощать.

5. Театрализованные ситуации.

Страшны и неприятны любые ситуации, при которых вас обидели или вы кого-нибудь обидели. Но особенно страшно, если вы обидели самых близких вам людей – членов вашей семьи. Сейчас мы попробуем инсценировать приготовленные жизненные ситуации. Выберите в своих семьях исполнителей ролей членов семьи, которых вам необходимо инсценировать. После небольшой театрализованной постановки мы попробуем разобраться в ситуации и проанализировать по плану (слайд 14)

1. Между кем произошла ссора?

2. Кто прав, кто виноват?

3. Какой вы видите выход?

Ситуация 1:

Мама: Доброе утро, доченька! С Днём рождения, моя родная! Будь здоровой и счастливой! А вот тебе мой подарок. Носи, доченька, на здоровье! (мама дарит вязаную шапочку).

Дочка: Мама, а что, шапочка вязаная? Ты её сама, что ли вязала? Что, не могла в магазине купить? Она же не модная!

Мама: Дочка, связанные своими руками вещи никогда не выходили из моды. Я так старалась! Она так идеально подходит к твоей новой куртке!

Дочка: Если тебе нравится, то носи её сама! - обиженно сказала Марина и бросила шапочку.

Ситуация №2

1 дочка: Папа, ты не забыл, что обещал нам с сестрой сегодня пойти на каток?

Папа: Да, я помню, девчонки. Но, к сожалению, своё обещание сдержать сегодня не смогу. Вызывают на работу.

2 дочка: Опять работа!

1 дочка: Всегда работа!

2 дочка: Зачем ты тогда купил нам коньки, если на каток сходить с нами не хочешь!

1 дочка: Мы научились кататься, а ты даже посмотреть не хочешь, как у нас получается? Папа: Я очень хочу, но нет времени попасть с вами на каток. Надеюсь, в следующий выходной получится!

2 дочка: А в следующий мы не пойдём, у нас дела будут! Пока, папочка!

1 дочка: Пока!

Ситуация № 3

Сестра: Лена, помоги мне решить задачу по математике!

Лена: Хорошо, давай разберёмся вместе.

Сестра: Мне не надо вместе. Реши сама – и всё, а я в это время другие уроки делать буду!

Лена: А почему я за тебя твои уроки делать должна? У меня своих достаточно!

Сестра: Так, значит, не хочешь помогать! Мама, а мне Лена помочь не хочет, реши ты!

Мама: Доченька, Лена тебе объяснит, но решать за тебя не будет, это ведь твоя работа, тебе её делать нужно!

Сестра: Так значит, вы обе против меня! Тогда я математику делать вообще не буду, сами виноваты!

(Обсуждение представленных ситуаций, предложение разрешения конфликтов в семье).

5. О прощёном воскресенье. (слайд 15)

На Руси давно существует праздник, который именуют Прощёным Воскресеньем. Это последний день масленицы. В этот день люди шли в церковь и просили у бога прощенья за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не давали людям жить в мире и согласии с людьми и с самим собой. В последние годы это традиция – празднования прощёного воскресенья – входит в нашу жизнь. В этот день можно услышать телефонный звонок и слова из трубки: «Прости меня!» Можно увидеть на пороге твоего дома человека, которого вовсе не ожидал увидеть: «Прости меня!»

IV.Итог.

Ну а чтобы подвести итог нашему занятию, я предлагаю послушать сказку.

Сказка «Цветочек и ручеек» (слайд16 - 18)

На берегу весело журчащего ручейка рос хорошенький цветок.

Однажды ручеек, играя, брызнул на него несколько капелек. Рассердился цветочек и закричал: «Гадкий ручьишка, как ты смеешь брызгаться! Все платьице мне замочил! Убирайся, не хочу больше с тобой играть.»

Не сердись, это я нечаянно сделал, – извинялся ручеек. – Потерпи немного, солнышко живо тебя обсушит.

Но цветок слушать ничего не хотел и не простил ручеек. Обиделся ручеек и повернул в другую сторону.

На смену весне пришло знойное лето...

Цветочек изнемогал от жажды; его хорошенькое зелененькое платьице запылилось и покрылось грязными пятнами. В завядших лепестках с трудом можно было узнать когда-то красивый цветочек. Вспомнил тут цветок о своем старом друге и, вздыхая, сказал:

«Будь со мной теперь ручеек, он напоил бы меня, и стал бы я опять таким же хорошеньким, как прежде, цветочком».

Решил он позвать ручеек и попросить у него прощение, но от слабости не мог громко крикнуть... В ту пору, как нарочно, не было ни дождя, ни росы – цветок наш день ото дня все больше увядал, и скоро стал совсем высохшим.

Какая по настроению эта сказка?

Вам жалко цветочек?

Вы хотите ему помочь?

А может не будем помогать, ведь он такой обидчивый и гордый?

Тогда проведем с вами такую работу, которая научит цветок, как надо правильно себя вести.

Тренинг «Оживи цветок».

Работа в парах. (слайд 19)

Перед вами листок, на котором написаны различные человеческие чувства.

Вам нужно выбрать те, которые помогают прощать. Будьте внимательны! (Звучит муз. песня «Дорогою добра»)

Досада

Порядочность

Агрессия

Доброта

Любовь

Раздражение

Уважение

Гнев

Вдохновение

Интерес

Презрение

Ненависть

Обида

Зависть

Сердечность

Ненависть

Любовь

Взаимопонимание

Равнодушие

Радость

Ревность

Страх

Счастье

Успех


Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Почему вы зачеркнули другие качества? (Эти качества мешают нам прощать.)

Посмотрите, что-то изменилось? (слайд 20)

Вот то же происходит и в душе человека, когда он прощает, отпускает обиду.

Обладая такими качествами, мы сможем простить другого человека?

Я надеюсь, что в ваших сердцах никогда не будет таких качеств.

А плохие качества пусть унесёт наш ручеёк.

Памятка. Учитель раздаёт ребятам на память красивые памятки с лучами солнца. Ребята, запомните! (слайд 21)

1. Каждый может совершить ошибку.

2. Совершив ошибку, умей её признать.

3. Прости, и будешь прощён.

4. Прощение уничтожит злобу и агрессию, разъедает ненависть, спасает от одиночества.

5. Прости, и твоя душа будет светлее.

V. Рефлексия.

На сердечках, лежащих на ваших столах, напишите слова, которые вы скажите тем, кого вы обидели. Прикрепите эти сердечки к доске. (На доске мелом выведен контур сердца, и по этому контуру учащиеся прикрепляют сердечки.)

Получилось большое горячее сердце, способное прощать. (слайд 22)

Обиды, разочарования, душевная боль – естественная реакция нашей психики, когда нам кажется, что с нами поступили неправильно, несправедливо. Но если упиваться ими и позволять управлять нашими выводами и последующими действиями, можно серьезно навредить этим не обидчику, а самим себе. Что значит простить человека и как научиться прощать?

О важности прощения говорят все духовные учения и психологические течения. Прощая, вы освобождаете в первую очередь свою собственную душу, а вовсе не совесть предавшего вас человека. Но простить порой бывает очень непросто, особенно если его поступок серьезно повлиял на вашу жизнь. Попытаемся разобраться, как это сделать.

А вы знаете какие секретные слова помогут влюбить в себя мужчину очень быстро?

Чтобы узнать это — нажми на кнопку чуть ниже и посмотри видео до конца.

Жертва обстоятельств или хозяйка своей жизни

Абсолютно в любой ситуации у вас есть два взгляда на нее, два способа ее осмыслить и пережить. Первый – это . Он сопровождается вопросами «Почему человек так поступил со мной?», «Я не заслужила такого отношения», «Как он мог так со мной поступить» и подобными. Находясь в этом состоянии, вы смотрите на случившееся с пассивной точки зрения. Вы как бы ни при чем, словно и не участвовали в ней.

При таком отношении обида расцветает яркими красками, обидчик – гадкий и мерзкий человек, и вы, конечно, никогда и ни с кем не поступили бы подобным образом. Простить в этом случае для вас будет означать еще больше унизить себя и признать его право поступать так, как он считает нужным и возможным для себя. Конечно, это сложно.

Но есть и другой взгляд. Вы можете взять на себя часть своей ответственности. Вас предали или обманули, и человек, которому вы доверились, оказался настоящим мерзавцем. Но ведь вы сами не разглядели его изначально, ошиблись в нем. Значит, небольшая доля ответственности за случившееся лежит и на вас.

И не лучше ли, вместо того, чтобы призывать громы и молнии на его голову, сделать выводы о том, что вы не очень хорошо разбираетесь в людях и начать учиться этому. Пересмотреть свое умение выстраивать личные границы, замечать во время общения тревожные звоночки, оценивать человека объективно, по его поступкам, а не по собственным эмоциональным реакциям на него.

Прощение в этом случае станет естественной частью этой ответственности. Вы не можете отвечать за действия других людей, зато вы можете в полной мере отвечать за свои собственные действия. И признавать право на ошибки и не очень этичные поступки, как свое, так и чужое.

Что значит простить человека

Кажется, что прощение – это эмоция, но это не совсем так. Это гораздо более сложный и многоуровневый процесс, включающий в себя разные этапы и вполне определенный ряд конкретных шагов, о которых мы сейчас поговорим подробнее.

Как найти ключ к сердцу мужчины? Использовать секретные слова , которые помогут вам покорить его.

Если вы хотите узнать, что нужно сказать мужчине, чтобы очаровать его — нажми на кнопку чуть ниже и посмотри видео до конца.

Что делать, чтобы простить человека

3.Проанализировать случившееся

Как только вы обнаружите закономерность, мешающую вам понять, что значит простить человека и как научится прощать – вы уже на полпути к освоению этого важного навыка. Что общего в этих случаях? Что было задето в вас, какие слабые точки? Когда вы найдете их, прощать станет намного легче, и вы будете делать это в разы быстрее.

Подумайте еще о том, что и вы сами наверняка не святая. Что тоже совершали нехорошие поступки и обижали других людей, иногда осознанно, иногда нет. Это не к вопросу о карме и не о законе бумеранга. Это к тому, что людям в разных ситуациях свойственно проявлять себя по-разному, по разным причинам.

Вы станете мягче к другим, когда осознаете и свое собственное несовершенство, и свои темные стороны личности, признаете право на их существование и проявления. Прощение – это не поиск правых и виноватых, а признание того факта, что каждый может быть неправым, ошибиться, совершить глупость или гадость. Каждый, в том числе и вы сами.

В заключение

Научится прощать важно для вашего же блага. По мере взросления и познания самого себя каждый находит свой собственный путь к прощению, но лишь только когда осознает важность этого умения. На помощь приходит опыт, как позитивный, так и негативный. Но чем лучше вы владеете искусством простить человека, тем легче вам общаться с людьми и выстраивать отношения с ними.

Есть всего несколько секретных слов , услышав которые мужчина начнет влюбляться.

Открой секрет, который знают лишь единицы женщин. Нажми на кнопку и посмотри видео до конца.

В воздухе витает идея о том, что надо всех прощать. Она транслируется с добрыми намерениями, но вредна. Суть ее в том, что всепрощение - это путь к жизни, свободной от горечи и ненависти. И если вы не можете простить бессовестного обидчика, значит, вы человек духовно неразвитый и вам грозят серьезные эмоциональные и физические проблемы. Эти мифы ранят людей. Но есть много способов отпустить и обрести покой, которые не связаны с прощением. Если верите, что прощение, как и благодарность, универсальная исцеляющая эмоция, вы начинаете эту идею пропагандировать и даже можете начать давить на других, чтобы они прощали тех, кто сделал им больно.

Но часто бывает, что обидчик даже не извинился, живет как ни в чем не бывало, не испытывает угрызений совести и не признает свою ошибку. «То, как поступил с тобой отец, дело давнее. Не вижу смысла копаться в прошлом и таить старые обиды. Неужели ты не можешь его простить и спокойно жить дальше?» - спрашивает мать у взрослой дочери. Мать может говорить так из добрых побуждений, но рискует превратить дочь в жертву.

А что надо услышать обиженной стороне?

Чтобы исцелиться, обиженному человеку необходимо услышать ясное подтверждение тому, что пережитое им ужасно

Люди, которые продолжают злиться и испытывать горечь, часто не способны к прямой оценке после того, как их предали или бросили. Ребенку или взрослому, возможно, говорили, что ничего плохого не произошло, его чувства и восприятие неправильны, чрезмерны или ненормальны. Может, даже говорили, что он сам виноват в случившемся, что это все результат его неправильного поведения.

Чтобы исцелиться, обиженному необходимо услышать ясное подтверждение тому, что пережитое им ужасно, что его чувства и восприятие имеют смысл. Предлагать простить обидчика - значит заставить испытывать еще большую эмоциональную нестабильность. Он будет вновь ощущать, что его предали, даже если обида или оскорбления незначительны, если велики - тем более.

Слова «Ну что тебе стоит его простить?» - последнее, что обиженный или обманутый человек должен слышать, потому что тот, кто плохо с ним поступил, ничего не сделал, чтобы заслужить прощение. Бесполезны клише «Она же старалась, как могла», «Что случилось, то случилось» или «Это же произошло 40 лет назад».

Никто не имеет права указывать, что вы должны забывать, а что нет

Единственное, что вы можете сказать в такой ситуации, - вы надеетесь, что обиженный человек найдет способ справиться с тяжестью злости и боли. Как я объясняю в книге «Почему бы вам не извиниться?» («Why Won’t You Apologize?»): вы не станете менее любящим или цельным человеком оттого, что не можете простить или не хотите кого-то видеть.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png