Н аивно мнение молодого воспитателя, что, надзирая, контролируя, поучая, прививая, искореняя, формируя детей, сам он, зрелый, сформированный, неизменный, не поддается воспитывающему влиянию среды, окружения и детей. Тому, кто, присматривая за вверенными ему детьми, не в силах подойти к себе критически, угрожает большая опасность, на которую я желаю обратить внимание, тем более что профессиональная гигиена души недостаточно широко известна. Воспитатель, работая над пониманием человека – ребенка и над пониманием общества – группы детей, дорастает до постижения важных и ценных истин; пренебрегая неусыпным трудом над собой, опускается. Ребенок обогащает меня опытом, влияет на мои взгляды, на мир моих чувств; от ребенка я получаю приказания – и я требую от себя, обвиняю себя, оказываю себе снисхождение или снимаю с себя вину. Ребенок и поучает, и воспитывает. Ребенок для воспитателя – книга природы; читая ее, он созревает. Нельзя относиться с пренебрежением к ребенку. Он знает о себе больше, чем я о нем. Он общается с собой все те часы, когда он бодрствует. Я его лишь отгадываю. Поэтому я ошибаюсь: оцениваю его рыночную стоимость и дефекты. Ленивый, недисциплинированный, капризный, врет, ворует – этого мало. Каков его взгляд на себя, отношение к другим детям и к воспитателю; какой он приобрел опыт, на какие способен усилия и компромиссы? Сколько даст на-гора упорства? Нельзя относиться к детям свысока. Среди десятков детей всегда найдутся на редкость разумные, наблюдательные, способные к критике, настороженные, с односторонним опытом, ироничные, склонные к каверзам и мстительные. Группа, обсуждая, дискутируя, делясь и обмениваясь наблюдениями, будет знать воспитателя насквозь. И захочет сделать безвольным инструментом в своих руках. Использует все его недостатки и его нерешительность, слабости и изъяны. Не даст себя ни завлечь, ни обмануть. Подвергнет его суровому следствию, экзамену добросовестному и оценит справедливо. И либо доверится, либо отложит решение, либо замкнется, законспирируется, затаится, либо объявит открытую войну. Горе ему! Он увидит уже только «упрямство», «дурное влияние» отдельных детей, покушения на свой «авторитет», поступки назло, в отместку. Не услышит никаких замечаний о своих распоряжениях и о себе, никакого «вы ошибаетесь – вы не правы». А это голос совести для доброй воли воспитателя. Бывает, что ты сразу попадаешь в атмосферу враждебного недоверия, если твой предшественник – тиран или размазня – ожесточил, разъярил детей. Здесь повредит и сухой приказ, и наивное нравоучение. Надо вооружиться терпением и переждать. Завоевать действиями.

Дети вознаграждают воспитателя, но они и отчитывают, и наказывают; мирятся, забывают или сознательно прощают – и мстят. Станут травить, высмеют, нарушат покой, взбунтуют вспыльчивого или подставят глупенького (потому так часто страдает невинный). Упорно добиваются: будь образцом. Согласно с главным постулатом педагогики: покажи пример. Не слова, а дела. Перед воспитателем встает дилемма: и он или вступает в тяжелую, трудную борьбу, которой и конца не видно, со своим несовершенством, или – это удобнее – предает теорию анафеме. Итак: книги врут, авторитеты – мошенники. Жизнь – не письменный стол ученого. Диплом дал мне права. Я уже теперь сам, своими силами. Потому что, может быть, это и хорошо, но не у нас. Может быть, в других условиях. Может быть, другие дети. Мои же – это банда, шайка, сброд (скоты!). Нужно с ними круто. Следовательно – запреты и ограничения. Полная изоляция собственной жизни от их жизни и переживаний. Только бы был порядок. Порядок должен быть – железный регламент! Уже не воспитатель, не поборник вопроса о ребенке, защитник юных, маленьких и слабых, пастырь неопытных, а надсмотрщик, пристрастный прокурор, ключник, палач. Уже не воспитатель, а интендант – управляющий зданием, канализацией, инвентарем, канцелярией, учетчик штанов и башмаков. Я не недооцениваю администрации, это было бы непростительной ошибкой. Управлять педантично, четко, чтобы не промотать. Res sacra. И дети должны понимать и чувствовать, что ты это для них в поте лица своего добываешь и экономишь. Ты только тогда вправе наказать как администратор, когда как воспитатель потворствуешь. Если воспитатель потеряет контакт с детьми, признавая только фаворитов, заушников и доверенных слуг, потому что ему так удобнее, разве он возьмет на себя труд заведовать добросовестно – стоит ли?! Разве он не заключит скорее союз с теми, кто захочет наживаться на бесправных, бессловесных, брошенных на произвол судьбы? Разве не станет он со временем – только сохраняя видимость добросовестного служащего – нечестным хозяином и человеком падшим? Только б полегче, подешевле, с наибольшей для себя выгодой. Амбарная книжка и плетка. И фраза: я закаливаю детей и приучаю к дисциплине. Воспитываю будущих членов общества.

Путь к самовоспитанию и самоопределению ты найдешь сам и в себе, молодой воспитатель. Путем длинного ряда осенений ты поднимешься на высшую ступень понимания языка шепота, улыбки, взгляда, жеста – слез раскаяния или слез бессилия преступного ребенка.

Эссе воспитателя детского сада «Современный воспитатель. Каков он?»


Описание: предлагаю вам мой взгляд о работе воспитателя, моей работе.

Воспитатели - это люди, которые в душе всегда остаются детьми. А если по другому, то дети не примут нас в свой мир. Самое главное в нашей профессии - любить детей. Любить просто так, безгранично, отдавая им тепло своей души. Современный воспитатель - это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника. Воспитатель за целый день должен перевоплощаться много раз, и чем правдоподобнее это сделает мастер своего дела, тем ощутимее результат.
Современный воспитатель - это творческий работник, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки.
Современный воспитатель- это патриот своей Родины. Страна доверяет нам самое дорогое - своё будущее.
Современный воспитатель призван быть авторитетом для детей и их родителей, вместе с семьёй решать ответственные задачи воспитания.


Необходимые качества современного воспитателя - терпеливость, доброжелательность, ведь нам приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Воспитатель призван быть авторитетом, вместе с семьёй решать ответственные задачи воспитания.
Нужно научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходиться представлениями воспитателя о педагогике.
Главная цель воспитателя - развивать даже самые крошечные задатки ребенка, вовремя заметить «Изюминку», которая с рождения заложена в каждом ребёнке. В умении развить способности каждого ребёнка и состоит талант педагога.
Задача современного воспитателя: воспитывать личность творческую, креативную, коммуникабельную. Нужно прогнозировать и оценивать свои результаты, развивать самостоятельность инициативу. Создавать условия для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка.
Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. А воспитатель – тот педагог, с которым ребёнок начинает общение с самого раннего возраста. И от того, что заложит в маленькие головки современный воспитатель, зависит будущее всего нашего общества.
В 2013 - 2015 учебном году началась моя работа над проектом «Моя семья – моё богатство».


Считаю, что данная тема актуальна в настоящее время. А проектная деятельность обеспечивает развитие у детей положительных эмоциональных отношений к занятиям, возрастает познавательная активность и интерес. Поэтому проектная деятельность в детском саду станет очень важной ступенькой при подготовке ребёнка к обучению в школе. Исходя из новых задач, которые ставит современное образование, большинству из педагогов предстоит перестраивать мышление. Как мне кажется, реализуя новый стандарт, каждый воспитатель, задумывается, прежде всего, о развитии личности ребенка, без которых он не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

В связи с этим необходимо выстраивать процесс воспитания, как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Для реализации программы по ФГОС я разработала этот проект потому - что семье, принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, и она остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
В начале учебного года предложила родителям формировать у детей нравственные основы личности ребенка, культуры общения и взаимоотношения. При реализации проекта детям дается возможность попробовать разные роли в коллективе. Так они получают опыт групповой самостоятельной работы, учатся договариваться, распределять роли внутри проекта.

В совокупности используются различные технологии: проектные, технологии ТРИЗ, личностно-ориентированного и дифференцированного подхода, кейс - технологии, ИКТ - технологии и другие. Использую технологию игровых методов обучения, проблемное обучение, исследовательские методы обучения, обучение в сотрудничестве. Кроме того, веду работу по здоровьесберегающим технологиям, так как здоровье детей ухудшается из года в год и моя задача сохранить его.

В результате у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастает познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной.


Дошкольный возраст уникален, как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому я стараюсь не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Одним словом, очень стараюсь «идти в ногу со временем» в период внедрения ФГОС. Хочу, чтобы моим детям было со мной интересно! Стараюсь для них!

В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если воспитатель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОСов, потому что именно педагог, его отношение к воспитательному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов дошкольного образования. Возможно, у меня ещё не всё получается идеально, но думаю я на правильном пути и всему научусь.

Часто цитируют крылатую фразу Наполеона: “Мой сын не смог бы заменить меня. Я сам бы не мог заменить себя, я порождение обстоятельств”. Красиво. Но не верно. Фраза материалистическая, но в духе старого, метафизического, созерцательного, наивного, примитивного материализма, непонимающего роли и места практики в диалектическом понимании последней.

Третий тезис Маркса “О Фейербахе” ставит все на свои места. “Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания, – это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что сам воспитатель должен быть воспитан… Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика” .

Как видим, не продуктом обстоятельств и воспитания является человек (человек ничего не получает человеческого непосредственно от природы, а должен все сделать сам), не продуктом среды, естественной и даже общественной, и окружающих условий, а продуктом изменения обстоятельств, условий и т.д. Изменения под воздействием человека, его активного, целенаправленного действия. Животные приспосабливаются, приспосабливают себя к окружающей среде и ее естественным изменениям, и таким образом разрешают противоречие организм–среда, которое является внутренним, движущим. Человек же не себя приспосабливает к среде, а активно изменяет среду под себя. В этом его отличие от организмов, которые изменяют свое биологическое строение (например, вода ушла – нужно переходить на атмосферный, более концентрированный кислород, для чего жабры уже более не годятся; наоборот, вода пришла – лапы превратились в ласты) и выживают таким образом или погибают. Если не перестроился организм, то он исчезает. Естественный отбор.

Человек, если похолодало, изменился климат, не отращивает “шерсть”, а строит жилище и создает микроклимат для сохранения человеческих температурных параметров. Делает одежду, пищу, которые не просто собирает, а производит (совместно с другими). С этого момента определяющим становится не способ приспособления путем изменения биологии человека, а способ делания, способ производства вещей, которых нет в природе, производство орудий производства, которые он ставит между собой и природой, и изменяет среду, преобразовывает ее, изменяет общественные обстоятельства. И внутренним движущим, развивающим теперь является противоречие способа производства (между производительными силами и производственными отношениями). Кстати, измененные, изменяемые обстоятельства и естественные вещи в результате революционно-практического изменения человеком, его рукой по целеполаганию и воле человека становятся предметами человеческой культуры, очеловеченными, общественными. Орудия, посредством которых он производит изменение по человеческому типу, превращают сделанные вещи в общественное выражение воли человека и вместе с этим люди становятся, в отличие от животных, общественной сущностью.

В человеческой практике “человек не теряет самого себя в своем предмете лишь в случае, если этот предмет становится для него человеческим предметом или опредмеченным человеком. Это возможно лишь тогда, когда этот предмет становится для него общественным предметом, сам он становится для себя общественным существом, а общество становится сущностью в этом предмете” .

Но вернемся к Наполеону. Вот уж кому не занимать активнодействия по изменению обстоятельств, так это ему. Уже в самом начале младший офицерский чин, выкатив пушки, поставил их поперек улицы, по которой двигалась густая толпа демонстрантов, и обрушил залпы прямой наводкой. Эта новизна была оценена рвущейся к власти буржуазией. На инициатора посыпались награды и звания. Но когда эта активность стала представлять опасность для самой буржуазии, то его быстренько направили проявлять активность по изменению обстоятельств на внешний театр действий – завоевывать соседние страны.

Когда говорится (в третьем тезисе), что воспитатель должен быть воспитан, то имеется в виду не “обстоятельства”, которым приписана роль воспитателя, когда они-де выступают порождением сущности человека, тогда как, в самом деле, дело в изменении , (в воспитании) этого “воспитателя”, в изменении критически-практическом. Все дело – в деле. И причем в деле революционно-практическом с позиций субъекта исторического действия, общественного класса, который в данный момент является выразителем интереса объективного саморазвития необходимости обобществившегося человечества. (Наполеон как раз своими действиями выражал интересы нарождающейся, рвущейся к власти буржуазии. Когда он изменил этой линии и подался в императоры, начался его личный упадок.)

Именно это имел в виду Маркс, когда обвинил старый материализм в созерцательности и не субъективности. Для старого материализма субъект – это индивид. Для диалектического материализма субъект – это общественная сила, класс, выражающий в своем движении (развитии) объективную необходимость, тенденцию развития обобществившегося человечества. А индивид лишь постольку, поскольку встает на позиции этой общественной силы и действует преобразовательно-критически – практически в ее пользу и в классовых интересах этих сил. “Абстрактный индивид в действительности принадлежит к определенной форме общества” .

Понятна в этом плане ущербность афоризма Декарта: “Я мыслю, следовательно, я существую”. Если его перевернуть на материалистический лад, то он должен звучать примерно так: “Я действую революционно-практически-критически по революционно-практической переделке мира с позиций революционного класса по его интересам и в его составе, следовательно, я существую”. (Собственно, речь уже не просто о существовании , а о сущности (сущностновании) человека. То, что зовется образованием – это образование (производство) человека. А в этом деле главное – не нагнетание многознания, информации под черепную коробку, а практика преобразовательная и активное участие в ней формируемого формирующего.)

Все разумное – действительно, все необходимое действительное – разумно.

Муниципальное Бюджетное
Дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №20»

Статья воспитателя младшей группы
Щекотихиной Валентины Петровны
на тему:
«Хороший воспитатель тот, у кого хотят поучиться!»

Орел, 2015
Существует наука о воспитании - педагогика. Но воспитывать человека - это скорее искусство. И научить этому искусству не могут никакие учебники, даже самые лучшие. «Воспитатель сам должен быть воспитан», - это известное положение - непременная заповедь для каждого, кто причастен к делу воспитания. Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником в самом себе заключает всю возможность успехов воспитания». Справедливо считается, что «учителем» можно назвать того, кто сам постоянно учиться. Тоже самое относиться и к воспитателю: настоящим воспитателем является тот, кто постоянно учиться науке и искусству воспитания, постоянно занимается самообразованием и самовоспитанием. Воспитатель должен обладать личностными качествами и профессиональным мастерством, что бы успешно работать с детьми, что бы воспитать всестороннюю развитую личность, творческую, активную.
Проблема воспитания во многом заключается в проблеме общения. Если в период пребывания в детском саду дети растут в атмосфере доброжелательности, любви, внимания, ласки, то у них возникают приятные воспитания, вырабатывается чувство уверенности. А это означает, что дети будут расти спокойными, доброжелательными, веселыми встречать мир с открытой улыбкой уверенного человека. Если же с детьми грубы, раздражительны, то и дети с большей легкостью, будут воспринимать эту манеру поведения. Их научили, пусть даже не вольно, как сердиться, грубить. Бессмысленно надеяться вырастить доброжелательных людей если взрослые с ними резки, говорят в форме приказа. Эти два аспекта взаимосвязаны, взаимозависимы. Одно из необходимых условий воспитания любовь к детям. Разумная любовь которая предполагает не «сюсюкание», не заискивание и удовлетворение капризов, а подлинную заботу о всестороннем развитии, доброжелательное общение, внимательное отношение к здоровым запросам, тактическую настойчивость в достижении полезных навыков и привычек. Цели воспитания, прежде всего, предусматривают укрепление здоровья детей, развитию умственных способностей, воспитать любовь к Родине, активности, честности, доброты трудолюбия.
Важно, что бы воспитание не омрачалось назойливыми поучениями, бесконечными нотациями. Своим однообразием они вызовут у детей скуку и уныние, более того могут вызвать негативную реакцию. В воспитании и должно заключаться внимание к личности ребенка.
Каким же необходимо быть воспитателем и какие требования предъявляются к нему? Педагог, работающий в системе дошкольного образования имеет непосредственное отношение к детям, а это значит, что он должен быть прежде всего всесторонне развитой личность и профессионалом своего дела. Воспитатель сам должен быть воспитан. Это известное положение - непререкаемая заповедь для каждого кто причастен к делу воспитания. Воспитатель должен обладать высокими нравственными качествами, с уважением относиться ко всем с кем общается. Подлинная интеллигентность не позволяет ему неуважительно отзываться о родителях ребенка, о самом ребенке разговаривать с родителями с высоты своих педагогических знаний. Работа воспитателя не выносит формализма, косности. Она требует постоянного поиска новых форм, новых подходов к воспитательно-образовательному процессу, постоянного творчества, новых форм организаций, занятий, самостоятельной деятельности детей, сочетание общегрупповых и индивидуальных занятий.
По каким же критериям следует оценивать работу воспитателя? Ответ однозначен: как он общается с детьми. И здесь можно выделить, если так можно условно сказать, личностную и содержательную стороны общения. По своей личностной характеристики общение педагога и ребенка носит спокойный, добрый, внимательны характер. Воспитатель должен обращаться с уважением к личности ребенка, ко всему что и как он делает: занимается ли, играет, делится своими впечатлениями. Помимо психологических аспектов в общении с маленьким человеком, существует не менее важный аспект, это облик того человека, кто ежедневно на довольно длительное время заменяет ему самого близкого для него человека - маму. Воспитатель должен уметь привести себя в соответствие чистоту и опрятность с высоким уровнем комфортности. У воспитателя должно быть уважение к ребенку и высоко развитое чувство справедливости. Он должен обладать многогранным талантом, любовью к своей профессии, к детям.
Только при условии честного отношения, при умении держать слово (малыш всегда помнит, что ему было обещано), периодически давая детям почувствовать, что они равноправные члены своей группы - воспитательно достигнет максимального успеха, станет для воспитанников примером и любимым воспитателем.
Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего цветы. Каждому ребенку нужен особый подход, иначе он не достигнет совершенства в своем развитии. Каждому ребенку необходима любовь, понимание его индивидуальности, поскольку только в любви открывается неповторимость каждого ребенка. Дети - главное богатство в окружении которых человек может быть счастливым. Нет большего счастья для воспитателя - чем ощущать себя нужным детям.

Список литературы
История педагогики/ Под ред. Н. А. Константинова, Е. Н. Медынского, М.Ф.Шабаевой. - М.: Просвещение, 1982.
Вопросы истории образования/ Гришин В.А., Зятева Л.А., Петрова И.Л., Прядехо А.А., Сосин И.Я. - Б.: Издательство БГПУ, 1999.
Макаренко А.С. О воспитании - М.; Политиздат, 1990г.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png