«Общение между людьми» - Отказываться нехорошо (Я не должна обидеть отказом). Все должно делаться по правилам. 29. Восприятие критического замечания как руководство к действию. Базисные стремления: Я - хороший Я - могу Я - любим Я – ЕСМЬ! Ошибка №3 В случае поражения мы прибегаем к самообману, утешая самих себя. Упражнение «Десять заповедей - в жизнь!».

«Общение учителей» - Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжённость в общении. Позиция «под». Означает принесение в жертву собственных интересов ради другого. Если вы хотите нравиться людям – улыбайтесь. Ценят и цели, и взаимоотношения. (Аффект – душевное волнение, страсть.) Общение должно быть комфортным.

«Общение с людьми» - Второй этап – обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Способы общения. Не бойтесь знакомиться первым Задавайте человеку вопросы Сами говорите меньше Отвечайте на каждый заданный вопрос? Факторы влияющее на восприятие. Посмеяться гораздо важнее, чем поплакать. Третий этап- вырабатываются совместные чувства, отношения, переживания.

«Искусство в жизни человека» - Сетевой курс для учащихся 8 классов «Искусство в жизни современного человека», 8 часов. «Искусство в жизни современного человека». Вы обязательно достигните Вершины познания искусства, с которой открывается удивительный Мир! Мы будем работать в паре, выполнять творческие задания, петь, создавать проектные работы, искать информацию, создавать презентации, смотреть фильмы и др.

«Этикет общения» - Модель коммуникативного процесса. Общение. Использовать правила этикета в повседневном общении и в сети Интернет. Простые правила этикета при общении пользователей по электронной почте. Культура общения. Сетевой этикет. Речевые: речь интонация темп речи тембр голоса. М.Сервантес. Правила сетевого этикета.

Виды общения

Виды общения

  • Содержание
  • Введение
  • 1 Виды общения
  • 2 Функции общения
  • 3 Средства общения.
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.

Общение - это не только и не столько просто речь человека. Это, пожалуй, главная и основополагающая деятельность человека, которая лежит в основе развития человеческого общества всех форм социального взаимодействия, и сам социум немыслим без общения. Даже не используя речь, человек задействован в процессе общения, так как средства для этого достаточно разнообразны. Коль скоро существует как минимум два участника, объединенных какой-то ситуацией, то возникает передача информации, а значит, и процесс общения.

В общении выделяются три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона, которая состоит в обмене информации между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции, или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника. И третья, перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Данная работа имеет целью характеристику процесса общения как взаимодействия, важного вида человеческой деятельности. Задачи работы - осветить основные функции общения, выделить виды общения, охарактеризовать средства коммуникации, благодаря которым процесс общения не только просто возможен, но и насыщен эмоциями, чувствами. Без таких характеристик повседневное общение вряд ли бы вызывало интерес.

1 Виды общения

В специальной литературе существует целый ряд разнообразных подходов к классификации видов общения. В некоторых источниках, исходя из позиции общающихся в коммуникативном процессе, рассматриваются такие виды общения Столяренко Л. Д. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. С. 410.

:

- деловое общение (идет учет особенностей личности собеседника ради интересов дела)

- формально-ролевое общение (регламентированное общение исходя из формальных ролей собеседника)

- примитивное общение (происходит учет только своих потребностей, игнорирование личности и интересов собеседника)

- межличностное общение (духовное, дружеское, с взаимным учетом и пониманием личности друг друга)

- манипулятивное общение (учет личности собеседника с целью манипулировать им ради достижения собственных интересов)

- светское общение (говорят не то, что думают, а что положено говорить в подобных случаях)

- контакт масок (игнорирование личности собеседника, сокрытие своих истинных чувств и интересов за «маской»).

Каждый из видов общения имеет свои правила, свой «кодекс». Так кодекс делового общения базируется на следующих правилах:

1. принцип кооперативности - «твой вклад должен быть таков, требует совместно принятое направление разговора»;

2. принцип достаточности информации - говорить не больше и не меньше, чем требуется в данный момент;

3. принцип качества информации - «не ври»;

4. принцип целесообразности - не отклоняйся от темы, сумей найти решение;

5. «выражай мысль четко и ясно, убедительно для собеседника»;

6. «умей слушать и понять нужную мысль»;

7. «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».

На иных принципах выстраивается светское общение. В основе такого общения - вежливость, такт: «соблюдай интересы другого». Одобрение, согласие «не порицай другого, избегай возражения», симпатия - «будь доброжелателен, приветлив».

Если один собеседник ориентируется на «принцип вежливости», а другой - «кооперативности», они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила коммуникации должны быть согласованы и соблюдаться обеими сторонами общения.

Различные формы взаимодействия людей характеризуются различными специфическими позициями в ситуации общения. Трансактный анализ предполагает анализ процесса общения на основе принципов, «ролей», или позиций общающихся в процессе трансакции. Трансакция - единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием позиций каждого.

Социально-ориентированное общение - одна из распространенных форм взаимодействия, которая строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в группе. Проявление такого вида общения - ритуальное общение. Ритуал выступает как специфическая форма взаимодействия, придуманная людьтми для удовлетворения потребности в признании. Ритуальное взаимодействие идет с позиций «Родитель - Родитель». Ритуал обнаруживает ценности группы, люди выражают ритуалом то, что более всего трогает их, что составляет их социальные ценностные ориентации.

Английский ученый В. Тернер, рассматривая ритуалы и обряды, понимает их как предписанное формальное поведение, как систему верований и действий, исполняемых особой культовой ассоциацией Столяренко Л. Д. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. С. 439.. Ритуальные взаимодействия нужны для осуществления преемственности между различными поколениями в той или иной организации, для поддержания традиций и передачи накопленного опыта через символы. Ритуальное взаимодействие - это своеобразный праздник, оказывающий глубокое эмоциональное воздействие на людей, это мощное средство поддержания традиций, стабильности, прочности, преемственности социальных связей, это механизм сплочения людей, повышения их солидарности. Ритуалы, обряды, обычаи способны запечатлеваться на подсознательном уровне людей, обеспечивая глубокое проникновение определенных социальных ценностей в групповое и индивидуальное сознание, в родовую и личную память.

Человечество выработало на протяжении веков огромное множество видов ритуалов, которые можно отнести к социально-ориентированному общению. Это религиозные обряды, дворцовые церемонии, дипломатические и светские рауты, светские обряды, включая похороны и праздники. К социально-ориентированному общению относятся многочисленные нормы поведения: прием гостей, приветствие знакомых, обращение к незнакомым и т. д.

Ритуал - это жестко фиксированная последовательность трансакций, причем трансакции производятся с Родительской позиции и обращены к Родительской позиции, позволяя почувствовать людям себя признанными. Если потребность человека в признании не реализуется, то начинает развиваться агрессивное поведение. Этот вид общения как раз призван снять эту агрессию, удовлетворить потребность в социальном признании хотя бы на минимальном уровне.

Соревнование - один из подвидов социально-ориентированного общения. Это форма социального взаимодействия, при которой имеется четко определенная цель, все действия людей соотнесены друг с другом с учетом этой цели таким образом, что они не вступают в конфликт, сам человек не вступает в конфликт с самим собой, принимая установки другого участника этого своеобразного соревнования.

Еще один тип фиксируемых социальных взаимодействий - времяпрепровождение - трансакция, призванная удовлетворять потребность человека в признании, осуществляется с позиций «Родитель - Родитель». Тема такого общения - осуждение и обсуждение всех отклоняющихся от норм, это темы детей, воспитания, женщин, мужчин, телевидение и проч. Во время подобных времяпрепровождений происходит оценивание партнеров по общению и перспектив отношений с ними.

Эрик Берн исследовал такой тип взаимодействия между людьми, как игра, манипуляция Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. С. 14. . Игра (англ. - гейм) - искаженный способ взаимодействия, так как все межличностные потребности человека преобразуются в одну - потребность контроля, тогда человек прибегает к силе, если хочет признания, прибегает к силе, если хочет приятия. Независимо от вида потребности и жизненной ситуации игра предлагает только силовой вариант решения. Геймы - стереотипизированная серия взаимодействий, приводящих к заранее предсказуемому предопределенному результату, это серия манипуляций, которые призваны изменить поведение другого человека в нужную для инициатора трансакций сторону без учета желаний другого. Геймы, в отличие от всех других видов общения - нечестные взаимодействия, поскольку включают ловушки, подначки, расплаты. Игры предполагают скрытые мотивы, наличие выигрыша для одной или обоих сторон. Каждый участник гейма, даже проигравший, получает выигрыш - например, в форме обиды, страха, вины, зависти, подозрения и т. д. Берн отмечал, что люди играют в эти бессознательные игры, поскольку они являются важной частью неосознаваемого плана жизни. Чтобы выйти из гейма, не стать жертвой чужих манипуляций, важно стараться заменять двойные трансакции на открытые, прямы, поскольку гейм возможен лишь при наличии скрытого подтекста в словах, скрытых позиций в трансакциях.

Предметно-ориентированное общение, или деловое общение, в трансактном анализе осуществляется с позиций «Взрослый - Взрослый». Здесь можно выделить подвиды общения. Например, операция. С этим видом общения мы встречаемся ежедневно: на работе, учебе, приготовлении пищи, при повседневных заботах и проч. Успешно проводя операцию, человек подтверждает свою компетентность и получает подтверждение от окружающих.

Трудовое взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных, семейных функций, умелое и эффективное осуществление этих обязанностей - это те операции, которые заполняют жизнь людей.

Личностно-ориентированное общение предполагает тесное взаимодействие людей, оно обусловлено появлением взаимной симпатии - аттракции. Практическая психология: Учебник. Спб.: «Дидактика Плюс», 1997. С. 280. Такие формы личностного взаимодействия, как дружба и любовь, удовлетворяют потребность людей в приятии. Дружба и любовь внешне похожи на времяпрепровождение, но здесь четко присутствует партнер, по отношению к которому испытывается симпатия. Дружба включает фактор симпатии и уважения, любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным компонентом. Некоторые черты характерны для всех дружеских и любовных привязанностей: взаимопонимание, самоотдача, удовольствие пребывания с близким человеком, забота, ответственность, доверительность, самораскрытие (обнаружение человеком сокровенных мыслей и переживаний перед другим человеком). По точному замечанию Ф. Крэйна: «Что такое друг? Это человек, с которым вы осмеливаетесь быть самим собой».

2 Функции общения

Соответственно сторонам общения различают три основные функции общения:

1) коммуникативная, или информационно-коммуникативная, т.к. процесс общения предполагает обмен информации, не важно, какого она содержания.

Общие требования к осуществлению коммуникативной функции таковы: точное оринентирование высказывания на собеседника, отражение в сообщаемом личного отношения говорящего, отбор формы передачи информации, выбор речевых средств в ситуации информирования, предвидение реакции партнера, способность конкретизировать информации по ходу высказывания, приспособить ее к партнеру, учет индивидуальных особенностей собеседника.

Коммуникация - процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми».

Если не достигнуто взаимопонимание, коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь (как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме).

Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопнимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение цели с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

А) стереотипы - упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате чего нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

Б) предвзятые представления - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, все что ново, необычно. Мы редко осознаем что толкование событий другим человеком столь же законно что и наше собственное;

В) плохие отношения между людьми, поскольку если отношения человека враждебны, трудно его убедить в справедливости вашего мнения;

Г) отсутствие внимания и интереса собеседников. Интерес возникает если собеседник осознает значимость информации для себя;

Д) пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы и заключение при отсутствии достаточного числа фактов;

Е) ошибки в построении высказывании: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность;

Ж) неверный выбор стратеги и тактики общения.

Каждый из видов общения имеет свою стратегию и тактику.

Стратегии общения:

1) открытое - закрытое общение. При открытом общении проявляется желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение предполагает нежелание либо неумении понятно свою точку зрения, свое отношение, а также имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в таких случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметно компетентности и бессмысленно тратить время силы на поднятие компетентности низкой стороны; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств и планов противоборствующей стороне нецелесообразно.

2) Существуют полузакрытые коммуникации, например, по типу одностороннего спрашивания, когда человек пытается выяснить позиции другого, в тоже время не раскрывая свои позиции. «Истерическое предъявление проблемы» - человек открыто предъявляет свою проблему, выражает чувства, не интересуясь тем, желает ли другой человек войти в чужие обстоятельства, слушать «излияния».

3) Монологическая-диалогическое общение.

4) Ролевое (исходя из социальной роли) - личностное (общение «по душам»).

Различные виды общения предполагающие выбор той или иной стратегии, подчиняются своим специфическим правилам.

Тактика общения - реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения - совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

В общении выделяют следующие позиции:

- доброжелательная позиция по отношению к собеседнику

- нейтральная позиция;

- враждебная позиция, неприятие собеседника;

- доминирование, или «общение сверху»;

- общение «на равных»;

- подчинение, или общение «снизу».

Следующая функция общения - познание людьми друг друга в процессе общения, или перцептивная (от лат. - психологическое восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств). Перцептивная сторона общения - это во многом сложный и уникальный процесс, в котором участвует вся личность человека, все психологические процессы - память, восприятие, ощущение, мышление, воображение, воля, внимание. С. Л. Рубинштейн писал, что в повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы «читаем», то есть расшифровываем значение внешних данных и раскрываем смысл образа в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» происходит бегло, так как в процессе общения у нас вырабатывается определенный, более или менее автоматический, функционирующий подтекст к поведению окружающих.

Чтобы развивать перцептивную способность, умение быстро и точно воспринимать собеседника, его поведение, нужно этому учиться. Для этого нужно быть внимательным к собеседнику: развивать коммуникативную память (необходимо помнить предшествующую тональность общения с этим человеком); развивать наблюдательность в процессе общения; стремиться предугадать реакцию собеседника; уметь анализировать внешнее поведение людей - позу, жесты, мимику, экспрессию - то есть внешние проявления обратной связи. В процессе общения нужно постоянно думать о партнере. В этом случае процесс общения становится более целенаправленным, ориентированным, приятным для собеседника и одновременно эффективным. Единство собственной личности и личности партнера в процессе общения чрезвычайно важный фактор, который, тем не менее, не совсем очевиден для участников процесса общения. Действительно, если человек не ориентируется в психическом состоянии своего собеседника, то акт коммуникации оказывается неудачным, а это в свою очередь может привести к ухудшению межличностных отношений.

Следующая функция общения - это организация межличностных отношений. Канн-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагентство, 1995. С. 18.

Процесс формирования плодотворных взаимоотношений предполагает:

- подлинный интерес к другому человеку, стремление познать и понять его;

- осознания себя как части целого - частички человеческого взаимодействия;

- стремление так организовать взаимоотношения, чтобы общение с вами было приятным для другого;

- взаимоотношения не должны складываться стихийно, необходимо направленно их формировать, тогда быстрее и приятнее пройдет взаимопонимание.

Еще одной функцией общения является взаимовлияние людей друг на друга (т.е. интерактивная сторона общения). В процессе общения собеседник всегда пытается, как бы внедрить свои чувства, мысли и переживания, т.е. подать предмет разговора так как он его видит и привлечь таким образом собеседника на свою сторону. Причем эту задачу стремятся решить как люди эмоциональные, так и внешне спокойные, даже кажущиеся равнодушными. Эффект этот понятен - это желание влиять на собеседника, но в этом процессе невольно осуществляется взаимовлияние.

Взаимодействие людей всегда есть борьба - борьба мотивов, установок, позиций. Общаясь с человеком существует желание «спровоцировать» его поведение в интересующем направлении, найти в системе его контраргументов слабые точки, воздействовать на них и добиться взаимопонимания; определить факторы, которые помогут управлять поведением партнера при самом доброжелательном отношении к нему. В этих случаях используются разнообразные неречевые средства общения.

3 Средства общения

Общение, будучи сложным социально психологическим процессом взаимопонимания между людьми осуществляется по следующим основным каналам:

- речевой (вербальный);

- неречевой (невербальный).

Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входит:

- значение и смысл слов и фраз;

- речевые и звуковые явления - темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм, тембр, интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная манера речи.

- выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плачь, шепот, вздохи и т.д.;

- разделительные звуки, например, кашель, нулевые звуки - паузы.

Спектр неречевых средств общения, достаточно широк:

- чувства и эмоции (их проявления изучает специальная наука кинестика);

- движения мышц лица (изучает мимика);

- жестовые движения отдельных частей тела (изучается жестикой);

- моторика всего тела - позы, осанка, поклоны, походка (изучается понтамимикой);

- прикосновения в ситуации общения - рукопожатия, дотрагивания, поглаживания, поцелуи, отталкивания и т.д. (изучается такесикой);

- расположение людей в пространстве также несет определенную информацию (изучается проксемикой).

Ученые установили, что цели и задачи общения существенным образом влияют на дистанцию между партнерами. Выделяют следующие зоны дистанции между партнерами:

Интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерно доверительное общение, исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.

- личная или персональная зона (45-120 см), для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.

- социальная зона (120-400 см), обычно соблюдается во время официальных встреч, как правило с теми, кого не очень знают.

- публичная зона (свыше 4 м), подразумевает общение с большой группой людей.

Мимика - движение мышц лица, отражающее внутреннее состояние говорящего. Мимика способна дать информацию о том, что на самом деле переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека могут сказать больше, чем произнесенные слова. Замечено, что человек пытается скрыть информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Взгляд по своей специфике может быть:

- деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства;

- светским, взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника, до уровня губ. Такой взгляд способствует непринужденной светской обстановке.

- интимным - направлен не в глаза собеседника, а ниже лица - на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном настрое к собеседнику.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок - эти части лица выражают основные человеческие эмоции. Причем легче всего распознаются положительные эмоции - радость, любовь, удивление, труднее всего воспринимаются отрицательные эмоции - печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Много информации несут жесты. В языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на пять групп:

1. Жесты-иллюстраторы - это жесты-сообщения - указатели, пиктографы, т. е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигурации»); кинетографы - движения телом; жесты - биты («жесты-отмашки»); идеографы, т. е. Своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые движения вместе.

2. Жесты-регуляторы. Это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивки, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

3. Жесты-эмблемы- это заменпители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки на манер рукопожатия на уровне руки во многих случаях означают «здравствуйте», а поднятые над головой - «до свидания».

4. Жесты-адапторы - специфические привычки человека, связанные с движением рук. Это могут быть почесывания, подергивания отдельных частей тела, касания, пошлепывания партнера, перебирания предметов руками и т. д.

5. Жесты-аффекторы - жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определенные эмоции.

Существуют и микрожесты - движения глаз, покраснения щек, слушателя важно приобрести умение понимать ложные, притворные жесты. подергивания губ и т. д.

Практика показывает: когда люди хотят показать свои чувства, они прибегают к жестикуляции. Поэтому для проницательного слушателя важно понимать притворные, ложные жесты. Особенность их в том, что они направлены на преувеличение слабого волнения (демонстрация усиления движений руками и корпусом); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений). Эти ложные движения, как правило, начинаются с конечностей и заканчиваются на лице.

При общении чаще всего возникают следующие виды жестов:

- жесты оценки - почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки;

- жесты уверенности - раскачивание на стуле, соединение пальцев в купол;

- нервозности и неуверенности - переплетенные пальцы рук, пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами и т. д.

- жесты самоконтроля - например, заведение рук за спину, поза сидящего в кресле человека. Вцепившегося в подлокотник;

- жесты ожидания - потирание ладоней, медленное вытирание ладоней о ткань;

- жесты отрицания- сложенные на груди руки, отклоненный назад корпус, скрещенные руки, дотрагивание до кончика носа;

- жесты расположения - прикладывание руки к груди, прерывистое прикосновение к собеседнику; жесты неискренности - прикрытие рукой рта, прикосновение к носу как более утонченная форма прикрытия рта, говорящая либо о лжи, либо о о сомнении в чем-то, поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд» и т. д.

Умение понимать популярные жесты позволяет лучше разбираться в людях.

Заключение

Общение - сложный и многогранный процесс, который является основополагающим в совместной деятельности людей.

В работе дана характеристика общения именно как процесса деятельности человека; были рассмотрены основные виды общения, функции общения как вида деятельности человека, а также средства общения. Средства общения достаточно разнообразны, предполагают неречевые и речевые формы взаимодействия. Речь - далеко не лидирующее средство социального взаимодействия. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации слова составляют 7%, звуки интонации 38%, а неречевое взаимодействие 53%.

Разные исследователи рассматривают виды и структуру процесса общения с разных позиций, поэтому в терминологии возникают вариации.

Виды общения можно выделить, используя разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, времяпрепровождение, операция, игра, социальное взаимодействие, конфликты, ритуальное взаимодействие и другие виды взаимодействия.

Общение - это не только самодостаточный процесс социального взаимодействия, оно зависит от многих факторов, коммуникативных умений и навыков субъектов общения. С другой стороны, от общения, его качества и уровня зависит внутреннее психическое состояние участников коммуникации, и в общем, результаты трудовой деятельности человека, целого коллектива.

Объективно процесс общения определяется закономерностями, определенными правилами, которые должны соблюдаться участниками этого процесса, во имя достижения общих целей в деятельности.

Литература – это огромное хранилище духовно-нравственных ценностей.

Казалось бы, каждый из нас давно знаком с понятием «литература». Но насколько литература многосложна и многозначна, мы, порой, даже не задумываемся. А ведь литература – это явление грандиозное, она создана гением человека, является плодом его ума.

Какова роль, значение литературы в жизни человека?

Литература – это средство познания мира, она помогает нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо», указывает на истоки общечеловеческих конфликтов.

Литература помогает нам увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить её.

Литература – это мощный источник воспитания духа, личности. Посредством раскрытия художественных образов литература даёт нам понятия о добре и зле, правде и кривде, истине и лжи. Никакие рассуждения, самые красноречивые, никакие доводы, самые убедительные, не могут оказать на ум человека такого воздействия, как правдиво нарисованный образ. И в этом сила и значимость литературы.

В литературе есть очень важное понятие — «текст». Правильная работа над текстом лучших мастеров слова, литераторов имеет огромное значение. Она расширяет кругозор человека, приучает к вдумчивому чтению, к пониманию тех идей, которые посредством образов выражает автор. Грамотная работа над текстом обогащает лексику человека, развивает умение владеть литературным языком и различными художественными приёмами.

Литература – это могучее оружие, которое может исцелять.

Литература указывает нам пути самосовершенствования.

О русской литературе замолвите слово. Среди достоинств русской литературы есть одно, быть может, самое ценное. Это её постоянное стремление сеять «разумное, доброе, вечное», её настойчивый порыв к свету и правде. Русская литература никогда не замыкалась в области чисто художественных интересов. Её творцы всегда были не только художниками, описывающими явления и события, но и учителями жизни, защитниками «униженных и оскорбленных», борцами против жестокости и несправедливости, приверженцами истины и веры.

Русская литература чрезвычайно богата как положительными, так и отрицательными образами. Наблюдая за ними, читатель имеет возможность пережить всю гамму чувств – от негодования и отвращения ко всему низкому, грубому, лживому, до глубокого восхищения, преклонения перед истинно благородным, мужественным, честным.

Литература стирает границы времени. Она знакомит нас с духом той или иной эпохи, с жизнью той или иной общественной среды – от царя Николая до учителя гимназии Беликова, от помещицы Затрапезной до бедной крестьянки – матери солдатской.

Раскрытие художественных образов является главной частью литературного чтения, его основой. Всякий художественный образ, как известно, является в одно и то же время и отражением действительности и выражениям идеологии писателя. Мало просто ознакомиться с литературным произведением. Надо попытаться проникнуть в тайны замысла, знать предысторию создания сочинения.

Литература развивает разум и чувства. Она – наш учитель, наставник, проводник. Проводник в мир реального и нереального. Способность выражать мысли в слове есть отличительная черта человека. Слова есть зеркало, в котором ясно отражается степень духовного развития. Всё то, что входит в нашу душу извне, отпечатывается в наших чувствах, мыслях, и в самом способе их выражения.

В творениях одного писателя мы встречаем смеющиеся картины, живописные изображения: это потому, что дух его воспитывался на лоне природы, там, где она щедрой рукой рассыпает дары свои.

Другой воспевает на лире своей битвы и сражения, ужасы, печальные явления страждущей жизни: это оттого, что душа творца знала много стонов.

В произведениях третьего природа человеческая является в самом жалком противоречии с идеей прекрасного: потому, что, с одной стороны, — зло, вечно враждующее с благом, с другой – неверие в высокое назначение человека, ожесточили владеющего пером.

Литература многогранна, её создатели очень разные. Литература взрослела вместе с Пушкиным и Лермонтовым, Гоголем и Чеховым, Блоком и Ахматовой. Она развивается и сейчас. Её идеи продолжают жить и бороться на нашей планете, они помогают избавить мир от скверны, жестокости, ничтожности.

Общение является одним из основных условий существова­ния человеческого общества и личности. Каждый из нас живет и работает среди людей. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми – родителями, сверстниками, учителями, коллегами. Одних мы любим, других нет, к третьим относимся нейтрально, третьих терпеть не можем…

Общение сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

В процессе общения происходит социализация человека, приобщение его к духовной жизни общества, формирование у него духовных и куль­турных потребностей. Таким образом, общение – это сложная коммуникатив­ная деятельность человека, субъектом и объектом которой явля­ется личность, включенная в общественные отношения.

Посредством общения люди устанавливают контакты друг с другом, обмениваются информацией, добиваются взаимного понимания, воздействуют друг на друга, побуждают совершать действия и поступки. Таким образом, общение как социально-психологическое явление выполняет 3 основных функции:
1) коммуникативную , посредством которой устанавливаются кон­такты между субъектами,
2) перцептивную , обеспечивающую восприятие и осмысление полученной информации,
3) интерак­тивную – направленную на осуществление взаимодействия между субъектами при выполнении совместной деятельности.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.

Цель общения – это то, ради чего возникает общение. Цели общения удовлетворяют социальные, культурные, познавательные, творческие, эстетические и другие потребности.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного человека к другому. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Средства общения бывают вербальные и невербальные.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка.

Невербальное общение не предполагает использования звуковой речи, языка в качестве средства общения. Это общение с помощью мимики, жестов и пантомимики. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.

Литература:
Н.И. Шевандрин «Социальная психология в образовании»
Г.В. Щекин «Основы психологических знаний»
Р.С. Немов «Психология»
П.А. Сорокун «Общая психология»

________________________________
Еще статьи по этой теме:



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png