Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Заочно-вечерний факультет

«Кризис института семьи, причины и прогнозы»

Иркутск, 2015 г.

  • Введение
  • 2. Кризис института семьи

Введение

Семья - особый социальный институт, который стравится многими социологами на первое место. Все началось с О. Конта, который считал семью клеткой социального организма.

Также важнейшим институтом семью считал Г. Спенсер, который разделил все социальные институты на шесть групп, и на первое место поставил «домашние», в которой доминировали семья и брак.

Было положено начало, и все последующие социологи изучали проблемы семьи и брака, базируясь на ранних теоретических положениях. Семью как социальный институт рассматривали К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер. В западной социологии наиболее видными представителями социологии семьи были У. Берр, К. Киркпатрик, И. Най, Р. Хилл и др. В отечественной же науке это были А.Г. Харчев, А.И. Антонов, С.И. Голод, Т.А. Гурко.

Актуальность работы обусловлена непрекращающимся интересом к семье как социальному институту, поскольку она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.

1. Семья как социальный институт

Молодая семья является динамичной и легко изменяющейся частью общества. Проводимые в стране изменения сильно отражаются на ней, что выражается в изменении особенностей формирования молодой семьи, ее структуры, состава, типов семейного уклада. Поэтому будет актуальным рассмотрение нами молодой семьи как динамичного и проблемного социального института.

Новизна заключается в том, что семья как социальный институт хорошо изучена в отечественной социологической литературе, но следует отметить, что молодая семья изучена в меньшей степени, данное исследование вносит вклад в изучение относительно молодой семьи как социального института.

В основе семьи лежат функции защиты и удовлетворение витальных потребностей человека, она же является первичной защитной средой индивида. Однако семья может стать фактором деприваций и жизненных кризисов. Агрессия взрослых, как показывают зарубежные исследования, все более возрастает в современном обществе, число детей, убитых своими родителями, в десять раз больше, чем число убитых сексуальными преступниками.

Семья как социальный институт имеет две особенности. Отметим, что семья это саморегулирующаяся система: микрокультура общения вырабатывается самими членами семьи; это неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, что обеспечивается внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи. И еще важно подчеркнуть такую особенность: семья существует как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках этих институтов создаются нормы и санкции, поддерживающие семью.

Семья как социальный институт выполняет важнейшие функции: биологическое воспроизводство общества (репродуктивная), воспитание и социализация молодого поколения, воспроизводство социальной структуры через предоставление социального статуса членам семьи, сексуальный контроль, забота о нетрудоспособных членах семьи, эмоциональное удовлетворение (гедонистическая).

Как уже выше отмечалось, семья в социологии рассматривается не только как социальный институт, но и как малая социальная группа. Каковы же отличительные признаки ее в последнем качестве? Во-первых, семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими доверительными связями. Во-вторых, в семье складываются доверительные отношения между родителями и детьми, в силу чего семья называется типичной первичной группой: эти отношения играют фундаментальную роль в формировании природы и идеалов личности; они формируют чувства целостности, стремление членов семьи полностью разделять присущие ей взгляды и ценности. В-третьих, семья образуется особым образом: на основе взаимных симпатий, духовной близости, любви. Для образования других первичных групп (они, как мы уже отмечали в теме по социальной структуре общества, разновидность малых групп) достаточно наличия общих интересов.

Итак, под семьей понимаются межличностные интересы между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Если обратиться к рассмотрению специальной литературы по проблематике психологии семьи, то даже самое беглое ознакомление с данной предметной областью позволяет увидеть два эпицентра, на которых сосредоточено внимание как психологов-исследователей, так и психологов-практиков: семья как социальная система и семья как образовательная институция. Иначе говоря, по крайней мере в настоящее время психологи, занимающиеся проблемами семьи, обслуживаю главным образом следующие два запроса: обеспечение сохранности семьи как важнейшего базового элемента социума и обеспечение трансляции семьей культуры социума от одного поколения людей к другому. Вместе с тем акцентирование именно этих двух социальных запросов в исследованиях и практике свидетельствует о том, что современная семья, испытывающая нарастающий стресс, перестает справляться с выполнением этих двух важнейших своих функций. В России, в частности, прямыми и косвенными показателями неблагополучия семей являются: катастрофическое снижение рождаемости, самый высокий в мире показатель числа абортов, рост внебрачной рождаемости, очень высокая младенческая и материнская смертность, низкая продолжительность жизни, высокий уровень числа разводов, распространение альтернативных типов брака и семьи (материнских семей, сожительства, семей с раздельным проживанием партнеров, гомосексуальных семей, семей с приемными детьми и т.д.), рост случаев жестокого обращения с детьми в семьях

Подавляющее большинство специалистов (философов, социологов, психологов, экономистов и т.д.), изучающих семью, сходятся во мнении о том, что семья переживает сейчас подлинный кризис. Причем проявления этого кризиса обнаруживают себя тем ярче, чем выше (в среднем) общий уровень социально-экономического развития общества, чем выше (в среднем) уровень жизни и материального благополучия людей.

2. Кризис института семьи

Кризис семьи во многом обусловлен значительными изменениями социальной жизни в целом. Исследования, ведущиеся на стыке социологии и психологии со всей убедительностью показывают, что: "Радикальный переворот в системе социальных связей человека во многом обусловлен процессами, усложняющими социально-групповую структуру общества. Большие и малые группы, основанные на социально-экономической дифференциации общества, все более теряют свою роль пространства, в котором замыкаются непосредственные отношения между людьми, формируются их мотивы, представления, ценности. ... значительно ослабевают связи между каждой из такого рода групп, ее "низовыми", первичными ячейками и личностью.

Как правило, причины кризиса семьи усматриваются большинством специалистов (особенно не психологов) во внешних (социальных, экономических, политических, идеологических, экологических и даже биолого-генетических) факторах. Данный подход к определению причин кризиса семьи можно назвать социологическим (в широком смысле) и адаптивным: семья рассматривается здесь как неизменная данность, существующая в изменяющихся внешних условиях; кризис семьи - результат действия неблагоприятных внешних влияний; преодоление этого кризиса видится в создании оптимальных (наиболее благоприятных) условий для функционирования семьи. Подобный подход к пониманию природы, функций и назначения семьи долгое время был доминирующим, и лишь в самое последнее время он начинает критически переосмысляться.

На первый взгляд, рассмотрения кризиса семьи представляется парадоксальным, поскольку оказывается, что оптимизация (улучшение) социальных условий ведет не к уменьшению, но, напротив, к увеличению числа семейных проблем, не к ослаблению, но, напротив, к обострению кризиса современной семьи.

Констатация данного парадокса является, одновременно, непреодолимым тупиком для исследований, реализуемых в логике социологического подхода.

Наряду с данным традиционным подходом к кризису семьи существует также иное, прямо противоположное видение данной проблематики. Это видение можно назвать экологическим: семья рассматривается как достаточно автономная подсистема в системе взаимоотношений "социум - семья - индивид", причем сама семья также является сложной системой интер- и транс-персональных взаимоотношений, существующих между ее членами. Это видение можно назвать также психологическим: семья как определенная система внутренних, психологических, интер- и транс-персональных отношений существует, конечно же, в изменяющемся мире, в изменяющихся социальных (в самом широком смысле этого слова) условиях, однако сама семья тоже развивается (причем это развитие ни в коем случае нельзя определять лишь негативно, редуцировать до отклонений от некоего стандарта, образца или понимать как производное, вторичное).

Воспитательные возможности современной российской семьи усложнены социально-экономическим кризисом. Неустойчивое материальное положение, риски, связанные с безработицей, увеличение бытовых нагрузок влияет на степень удовлетворенности браком. Неблагоприятный социально-психологический климат отражается на отношениях между детьми и родителями, что ведет к осложнению их социализации.

Изменение социально-экономической жизни в стране в 1990-х гг. потребовали перестроить систему помощи и поддержки детям-сиротам. Кризис семьи, который выражался в снижении уровня потребления, разрушении структуры, маргинализации - все это способствовало росту детского сиротства в России. По данным Госкомстата России в 2000 г. на 897,3 тыс. браков приходилось 627,7 тыс. разводов. Можно отметить, что в 1990-е гг. наметилась устойчивая тенденция роста численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Возросла и детская безнадзорность на уровне регионов. Помимо объективных социально-экономических условий, есть и субъективные, связанные с проблемами семейных отношений в системе родители - дети: неспособность родителей выполнять родительские функции, повышенная агрессивность, неумение выслушивать и интересоваться проблемами ребенка и т. п. Для каждого периода развития семьи характерны определенные функции для родителей и их детей. Практика социальной работы показывает, что непонимание и неприятие этих функций на разных стадиях оформления семейных отношений осложняет социальное функционирование индивидов. Другой полюс проблем - это брачно-семейные отношения между родителями, которые также могут провоцировать различный спектр проблем, осложняющих жизненные стратегии, как детей, так и брачных партнеров.

Согласно выработанному экспертами ООН определению, "семья - это группа, состоящая из двух или большего числа совместно проживающих лиц, ведущих общее хозяйство с целью обеспечения продовольствием или другими предметами первой необходимости и определенным образом связанных кровным родством, усыновлением детей или брачными узами (включая гражданские браки)".

В любом обществе семья как уникальный исторический феномен имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой - малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Изначально семья была основным способом организации общества, характеризовалась как общность людей, объединенных единством жизненных ценностей, представлений, позиций во взаимоотношениях с обществом. В семье закладывался фундамент ценностных ориентации, выступающих критериями отбора информации, предпочтения одних ее форм и источником другим. С институтом семьи тесно связан институт брака.

Семья - своеобразная система поддержки прав каждого ее члена. Для выполнения этих функций большое значение имеют семейные и родственные связи, взаимодействие семейных групп. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи. В настоящее время в теории и практике социальной работы большое распространение получили типологии семей "групп социального риска". К факторам или критериям социального риска можно отнести:

социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия, безработица родителей);

социально-демографические факторы (отсутствие одного или обоих родителей, повторный брак, неродной ребенок в семье);

медико-санитарные факторы (неблагоприятные условия проживания, хронические заболевания родителей, наличие в составе семьи инвалидов, отягощенная наследственность);

психолого-педагогические факторы (нарушение межличностных внутрисемейных отношений, деформирование ценностных ориентации членов семьи, предразводная и послеразводная семейная ситуация, педагогическая несостоятельность родителей, отчуждение между родителями и детьми, недостаток эмоционального и доверительного отношения родителей с ребенком, дефекты воспитания и т.д.);

Отклонения не всегда являются дезадаптирующими факторами, порой компенсируются другими характеристиками. К семьям "социального риска" относят: малообеспеченные семьи, семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой (многодетные, имеющие в составе инвалидов), неполные семьи, семьи военнослужащих срочной службы и др.

Объектом социальной поддержки семьи может стать семья любого типа, однако степень нуждаемости в социальной поддержке будет различна, как различно и ее конкретное содержание, т.е. виды помощи, в которых нуждаются или могут нуждаться семьи, относящиеся к разному типу.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, семейных отношений, структуры семьи, влияния в обществе на другие социальные институты. Разрушение патриархальных внутрисемейных связей привело к усложнению межличностных отношений между супругами, родителями и детьми в сфере родительства. Потребность в детях стала занимать невысокое положение в структуре потребностей личности. В сфере добрачного поведения и выбора брачного партнера ценностные ориентации юношей и девушек утратили матримониальное направление, согласие родителей на брак перестало быть общепринятой нормой. Резко изменились внутрисемейные функции супругов, произошла утрата патриархальной роли отца и супруга в семье в связи с возрастанием материнского участия в обеспечении семьи и ее обслуживании. Прямым выражением этого противоречия стала социальная проблема супружеского неравенства при новых семейных ролях. Процесс демократизации общественной жизни непосредственно повлиял на развитие семейных отношений в сфере супружества. В современных условиях моногамия все больше утрачивает свой пожизненный характер, заменяясь правом вступления в повторные браки. В результате этого распадается слитность, целостность брачного, сексуального и репродуктивного поведения; разваливается единство системы "супружество - партнерство - родительство - родство". Среди общих характеристик, свойственных семьям в изменяющемся обществе, можно выделить следующие: увеличение числа малообеспеченных слоев населения; увеличение социальной и географической мобильности; миграция, в том числе и за пределы государства; ухудшающееся состояние здоровья, демографической ситуации (началась естественная убыль населения); фундаментальные изменения традиционных ролей членов семьи, особенно женщины; рост количества неполных семей; повышение коэффициента иждивенчества; насилие в семье, социальное сиротство.

В структуре экономических проблем острейшая - резкое падение реальных доходов большинства семей России. Для большинства семей стали менее доступными услуги здравоохранения, в том числе квалифицированная медицинская помощь, лекарства и медикаменты. Все больше семей не могут позволить себе пользоваться учреждениями культуры и отдыха, организовать семейный летний отдых, отправить своих детей в оздоровительные загородные лагеря. Сокращается посещение театров, кино, концертов, музеев, библиотек. Неразрешимая проблема для большинства семей - улучшение жилищных условий. Особенно остра она для молодых семьи, не имеющих собственного жилья. Нестабильность семьи и рост количества разводов, конфликтность в отношениях между родителями и детьми, рост безнадзорности и криминогенности поведения подростков, нарушение преемственности поколений в семье, согласно "кризисной парадигме" - кризис семейного образа жизни и семейных ценностей.

Российская семья находится на пути перехода от авторитарного уклада к более демократическому. В его основе - почти всеобъемлющая вовлеченность женщин в сферу общественного труда, растущая материальная независимость жен от мужей. В целом сегодняшние стереотипы мужа и жены непоследовательны и противоречивы, представляя собой конгломерат традиционных и эгалитарных взглядов. В системе представлений людей о браке и семье этот комплекс относится к числу консервативных, наименее гибких, трудно поддающихся изменению. Тем не менее сдвиги в направлении эгалитаризации требований, предъявляемых к каждому из супругов, налицо.

В психологическом состоянии российских семей превалируют неуверенность в завтрашнем дне и слабая защищенность от насилия и преступного мира.

Современная семья, выражающая в полной мере кризис и дезорганизацию семейного образа жизни, не может в полной мере осуществлять семейный потенциал социальной компетентности. Более того, во многих современных исследованиях выявляется негативное воздействие кризисных семейных структур, в особенности послеразводных, на социализацию детей. Важно подчеркнуть, что в социологии семьи, утверждается особое свойство и особое качество целостности семейной общности - ценностное единство ориентации, определяющее сходство индивидуальных действий членов семьи во внешней среде. Каждый член семьи ведет себя одновременно и как индивид, и как часть семейной целостности. В фамилистическом обществе индивид - эгоист способен чаще (в значимых для личности ситуациях) демонстрировать поведение, отвечающее общесемейным интересам. В трансформирующемся обществе с массовым распространением малодетной и многоразводной семьи свободно раскрывающий себя индивид, лишенный положительных качеств семейной социализации, постепенно превращается из эгоцентриста в нигилиста.

Общество, допустившее кризис семьи и семейного образа жизни, неминуемо ведет к усилению государства как агента социального влияния, оказывающего авторитарное воздействие на «свободно» выбравшего бессемейность индивида. Элиминирование семьи увеличивает для государства соблазн тоталитарного воздействия на индивида. Это обстоятельство раскрывает в полной мере социологическое значение семьи и ее роли в процессе социализации. В конечном счете, социальный порядок, свобода и независимость, возможность сохранения демократии, даже рыночной экономики определяется, как это ни странно звучит, именно возможностями сохранения семьи. Если общество отказывается от укрепления семьи с детьми, семьи как арены базовой социализации, тогда поиск «новых форм» приобщения человека к общезначимым ценностям выродится в массовую социальную патологию, которая благодаря антисемейному воспитанию не будет считаться таковой.

Во-первых, как уже отмечалось, кризис семьи - это проявление смены ее социальной ориентации на ориентацию гуманную, переход от социо- к человеко-центрированной семье. Если рассматривать кризис семьи в данном аспекте, то в этом кризисе должна быть преодолена социальная ориентация семьи как ее доминирующая ориентация. Во-вторых, этот кризис есть проявление кризиса идентичности современного человека, основной характеристикой которого является его ложное самоотождествление со своей персоной, с "позитивным" компонентом своей личности, а не со своей подлинной сущностью, имеющей трансперсональную природу. Подобное рассмотрение кризиса семьи дает возможность говорить о преодолении этого ложного самоотождествления, что неразрывно связано с процессами индивидуации и аутентификации отдельных людей.

И, наконец, в-третьих, кризис семьи можно рассматривать как ее освобождение от такой ее наиболее институциализированной формы, какой является социально санкционированный брак. Действительно, что собственно чаще всего преодолевается в каждом конкретном семейном кризисе? Как правило, преодолевается определение семьи через систему брачных отношений, преодолевается брак как таковой. Семья как система отношений конкретных людей может испытать при этом очень сильные напряжения и деформации, но как таковая она не преодолевается и, на наш взгляд, не может быть преодолена в принципе.

Иначе говоря, маргинальная семья является такой "экспериментальной площадкой", на которой идет непрекращающийся эксперимент, во-первых, с социальной ориентацией семьи, во-вторых, - с личностью каждого ее члена и, в-третьих, - с браком как наиболее институциализированным, социальным, формальным и ролевым аспектом семейной жизни.

Представленный в данной работе ракурс рассмотрения эволюции межличностных отношений в современной семье позволяет, на наш взгляд, обозначить в самом первом приближении ту искомую и единственную траекторию развития семьи, которая выводит ее из маргинальной кризисной ситуации. Данная траектория может быть намечена тремя основными вехами: отказ семьи от служения обществу в пользу служения человеку; отказ семьи от служения личности человека в пользу служения его сущности; отказ семьи от социально санкционированного брака как интерперсонального отношения в пользу сущностно санкционированной любви как отношения транс-персонального.

Почти всеми социологами разделяется точка зрения о том, что последняя четверть ХХ в. отмечена кризисом семьи как социального института. В своей сущности этот кризис означает, что семья утрачивает в значительной степени свои традиционные функции (репродуктивную, воспитательную и гедонистическую). Еще один наиболее существенный показатель кризиса семьи - резко возросшее количество разводов. Изучая их с точки зрения причин и последствий, социология установила, что легкость и частота разводов стали основным фактором возникновения нетрадиционных форм и стилей семейной жизни. Становится обычной монородительская семья, состоящая из детей и одного из родителей (чаще всего матери). Но, как подтверждают исследования, кризис семьи не сопровождается отрицанием большинством людей ее ценности, равно как и ценности брака. В современном обществе идет формирование новых ценностных ориентаций в отношении форм, стилей и образцов семейно-брачного поведения. С этим и связаны тенденции развития семьи в начале ХХI в.

Основой семьи является брак. Под институтом брака, как правило, понимают социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений, институционализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства. Брак имеет санкционированный характер, то есть признаваемый обществом, которое берет на себя определенные обязательства по его защите и налагает на вступающих в брак ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а тем самым за будущее семьи. Общество, признавая в определенной культурной форме законность брака, оказывает материально-финансовую помощь семье, особенно в тех случаях, когда семья является многодетной или в ней отсутствует один из родителей. В обществе проводится соответствующая семейно-демографическая политика.

3. Психотерапевтическая помощь семье

Семейная психотерапия как самостоятельная научно-практическая отрасль психотерапии оформилась в середине XX века. Ее возникновение есть, одновременно, и проявление кризиса семьи, и попытка найти новые, нетрадиционные способы и методы помощи семье: именно в тот период, когда распад семьи стал реальной угрозой, получила свежий импульс семейная терапия как своеобразный метод лечения семьи. Вместе с психологией развития и социальной психологией она пытается создать новую психологическую основу для понимания семьи.

Подобно тому как традиционная индивидуальная психотерапия изначально тяготела к "медицинской модели" "нормализации" экспертом дефектного функционирования личности, выпадающей из социального контекста, семейная терапия также проектировалась и строилась на идеях гомеостаза и адаптации. В наиболее полном отечественном руководстве по семейной терапии эта научно-практическая дисциплина определяется следующим образом: "Семейная терапия является областью психотерапии, охватывающей изучение семьи и воздействие на нее с целью профилактики, лечения заболеваний, а также последующей социально-трудовой реабилитации. Методы семейной психотерапии применяются прежде всего при непсихотических психогенных нарушениях (неврозах, острых аффективных и суицидальных реакциях, ситуативно обусловленных патологических нарушениях поведения), при алкоголизме, наркоманиях, психопатиях, психозах и психосоматических заболеваниях.

Будучи областью психотерапии, т.е. системы лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного, семейная психотерапия включает описание методов, показания и противопоказания к их использованию, изучает условия их применения при лечении различных заболеваний, оценку эффективности, вопросы подготовки психотерапевтов. Однако наряду с этим в семейную психотерапию входит ряд дополнительных аспектов, не рассматриваемых другими отраслями психотерапии, - это функционирование семьи в норме, виды семейных нарушений, их профилактика, влияние на психическое и соматическое здоровье ее членов, диагностика нарушений жизнедеятельности семьи. В семейную психотерапию входят все разделы, которые составляют любую отрасль медицины: норма, патология, диагностика, методы лечения и т.д."

Развитие семейной психотерапии происходит в тесном взаимодействии с другими отраслями психотерапии, прежде всего индивидуальной и групповой, что вполне закономерно. Сходны цели указанных отраслей психотерапии - лечение профилактика, реабилитация.

В рамках подобного "медицинского подхода" семья рассматривается прежде всего как группа людей, особым образом функционирующая в социальном контексте, а не как развивающаяся по своей логике система межличностных отношений. Здесь на первый план выходят вопросы, связанные с определением "нормальных" и "нарушенных" функций, структуры и динамики семьи.

Семейная терапия, призванная "навести порядок в семьях", оказывается, в конечном счете, человеко-центрированной психологической практикой. И в этом своем качестве она призвана, на наш взгляд, содействовать тем гуманистическим тенденциям в развитии современной семьи, которые трансформируют ее традиционную базовую социо-центрированную ориентацию в ориентацию человеко-центрированную

4. Пути решения демографического кризиса в России

семья социальный институт кризис

Увеличения финансирования медицины недостаточно для решения демографического кризиса в России. Разумеется, это направление развивать обязательно надо, это добавит несколько лет жизни россиянам, в особенности непьющим. Однако дорогостоящие меры такого рода будут малоэффективными, пока не будут устранены основные «черные дыры», в которые с огромной скоростью «уходит» население России: крепкие спиртные напитки и тяжелые наркотики. Как показывает история Венгрии 1970-80-х гг. и Северной Европы XIX в., экономический рост сам по себе также не является панацеей от демографических проблем. Решение демографического кризиса требует радикального снижения россиянами потребления крепких алкогольных напитков и инъективных наркотиков, желательно в сочетании со снижением уровня потребления алкоголя и наркотиков, в целом. Это позволило бы немедленно остановить вымирание России. Конечно, борьба с алкогольной и наркотической смертностью должна сочетаться с увеличением финансирования здравоохранения, целенаправленными мерами по стимулирования рождаемости (например, пропаганда семейных ценностей, увеличение расходов на финансирование семьи, материнства и детства, поддержка малоимущих семей, введение больших денежных пособий на третьего ребенка и т.д.) и разумной миграционной политикой. В этом случае можно было бы рассчитывать на полное решение российского демографического кризиса в долгосрочной перспективе.

Как показывает мировой опыт, существуют следующие меры, помогающие эффективно снизить потребление крепких алкогольных напитков: увеличение цены на алкоголь, уменьшение физической доступности алкоголя, и снижение спроса: работа с общественным мнением, информирование потребителей о его реальном вреде, профилактика и лечение алкоголизма.

Одной из наиболее действенных мер, позволивших снизить уровень алкогольной смертности во многих странах, является регулирование цены на алкоголь, в целом, и крепкие алкогольные напитки, в частности. Эконометрические исследования показывают, что спрос на алкоголь, как и на большинство товаров, обладает ценовой эластичностью (т.е. увеличение цены алкогольных напитков приводит к снижению их потребления). Поскольку главным фактором сверхсмертности россиян являются именно крепкие алкогольные напитки, то необходимо увеличение стоимости водки по сравнению с более слабыми напитками, крепленого вина по сравнению с некрепленым, крепленого пива по сравнению с натуральным. Оптимальным вариантом является акцизный сбор не отдельно для каждого вида напитков, а общий, в зависимости от содержания спирта в алкогольной продукции. Действующая система цен на спиртное в России стимулирует сверхсмертность россиян. Если в России стоимость бутылки водки лишь в 4-6 раз превышает стоимость банки пива, то в развитых странах крепкие алкогольные напитки дороже пива в 10-20 раз. Североевропейские страны смогли справиться с тяжелой алкогольной эпидемией введением сверхвысоких цен на водку. Если в России бутылка водки объемом 0,75 литра стоит примерно 2,8 доллара, то в Швеции тот же объем крепких алкогольных напитков обходится в $23, в Финляндии $21,2, а в Норвегии $32. Необходимо довести соотношение между стоимостью слабых и крепких алкогольных напитков хотя бы до европейского минимума в 10 раз, то есть бутылка водки должна стоить не менее 120 рублей, а в Москве 150 р. Желательна еще большая цена.

Запрет на продажу алкоголя в определенные часы и дни (например, в нерабочее время, по воскресеньям и т.д.) является действенным средством борьбы с алкогольной смертностью. Огромное количество смертей происходит после того, как выпивающие решают «догнаться», идут в ближайший ночной магазин и докупают спиртное. Нет никаких сомнений в том, что введение запрета на продажу алкогольной продукции или хотя бы крепких алкогольных напитков в ночное время помогло бы немедленно снизить уровень смертности в России.

В ряде стран действует ограничение на объем алкогольной продукции, отпускаемой в одни руки. Положительное воздействие на ситуацию оказывает введение ответственности продавца алкоголем за нарушение алкогольной политики. Во многих странах число лицензий на продажу спиртного строго ограничено.

Государственная монополия на розничную продажу алкоголя показала себя как крайне эффективное средство регуляции и стоимости алкогольных напитков, и его физической доступности. Эта система прекрасно зарекомендовала себя в Швеции, Исландии, Норвегии, Финляндии, Канаде, некоторых штатах США и др. Учитывая тяжесть алкогольной ситуации в России, введение такой монополии является оптимальным вариантом.

Необходимо также снижать спрос на алкоголь путем информирования потребителей о реальном вреде алкоголя и, особенно, крепких алкогольных напитков. Как показывают многочисленные исследования в западноевропейский странах, пятиминутная лекция о вреде алкоголя лицам, попавшим в больницу по любому поводу с повышенной концентрацией алкоголя в крови способствует снижению потребления алкоголя на 25%.

В общем и целом, необходимо начать масштабную общественную дискуссию в научных, интеллектуальных и политических кругах, а также в СМИ, в ходе которой и должны определиться контуры алкогольной политики, подходящей для России.

Алкогольная и наркотическая сверхсмертность в России и соседних государствах достигает достигла таких масштабов, что речь идет о самой настоящей гуманитарной катастрофе. Сотни тысяч людей ежегодно умирают от опасности, серьезность которой они до конца не представляли. Десятки тысяч молодых людей приобщаются к героину и эфедрину, просто не осознавая, что тем самым преступают роковую черту, шагая в большинстве случаев навстречу СПИДу и неизбежной смерти. В то же время представители интеллектуальной и правящей элиты ведут между собой оживленные дискуссии о судьбах России, не замечая страшной реальности. Между тем, как показывает мировой опыт, прекратить эти бессмысленные человеческие потери можно и нужно. Компетентные и целенаправленные действия способны существенно снизить потребление тяжелых наркотиков, крепких алкогольных напитков и алкоголя, в целом. Интеллектуальная и правящая элиты должны как можно скорее приложить усилия к обсуждению, выработке и внедрению эффективных программ по борьбе с потреблением алкоголя и наркотиков, особенно крепких алкогольных напитков и инъективных наркотиков, и остановить тем самым вымирание россиян.

Итак, семья, основой которой является брак, представляет собой один из важнейших социальных институтов, придающих обществу стабильность и способность восполнять население в каждом последующем поколении. Одновременно семья является малой (первичной) социальной группой, сплоченной и устойчивой ячейкой общества, фокусирующей в себе все главное, что происходит с обществом. На протяжении своей жизни человек входит во множество самых разных групп, но семья остается той социальной группой, которую он никогда не покидает.

Список использованной литературы

1. Дилигентский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994.

2. Каган В.Е. Психотерапия и реальность // В кн. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., 1993.

3. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М., 1985.

4. Менегетти А. Клиническая онтопсихология. Пермь, 1995. О положении семей в Российской Федерации. Доклад Национального Совета по подготовке и проведению Международного года семьи в Российской Федерации. М., 1994.

5. Орлов А.Б. Фасилитатор и группа: от интерперсонального к транс-персональному общению // Московский психотерапевтический журнал, 1994, N 3.

6. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии, 1995, N 2.

7. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., 1993.

8. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

9. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1989.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и роль семьи как общественного института. Трансформация института семьи на различных эпохах исторического развития. Современные проблемы, связанные с функционированием семьи и пути их решения. Перспективы дальнейшего развития института семьи.

    курсовая работа , добавлен 19.07.2011

    Трансформация семьи как социального института. Виды и категории семьи в Российской Федерации. Классические и современные формы семьи. Типы семейной структуры. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений в современном обществе.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2012

    Признаки и функции семьи. Исторические этапы ее развития. Кризис института семьи в современном обществе. Принципы, формы и задачи социальной защиты семьи. Управление учреждением социального обслуживания семьи и детей. Структура и порядок их работы.

    курсовая работа , добавлен 01.04.2012

    Определение понятия "семья", изучение особенностей данного социального института. Рассмотрение семьи вчера и сегодня – изменений с течением времени. Общая характеристика брака в России и в европейских странах. Изменения брачных мотиваций среди молодежи.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2015

    Происхождение семьи и ее эволюция в традиционном обществе. Развитие института семьи на современном этапе. Изменение функций в нуклеарной семье. Современное состояние семьи в рф. Кризис или эволюция. Будущее семьи.

    курсовая работа , добавлен 07.08.2007

    Брак как основа и ядро семьи. Исследование истории института семьи в разных культурах. Семья как ячейка первичной социализации. Особенности воспитательной функции семьи. Основные тенденции развития семейно-брачных отношений. Кризис института семьи.

    реферат , добавлен 25.11.2016

    Изучение функционирования семьи как социального института и малой группы. Анализ структуры и функций семьи. Характеристика брачно-семейных отношений и образцов семейного поведения, характерных для различных социальных групп. Кризис семьи и её будущее.

    контрольная работа , добавлен 06.02.2011

    Сущность понятия "семья". Основные причины роста детского сиротства в России. Типологии семей "групп социального риска" в теории и практике социальной работы. Развитие семейных отношений в сфере супружества. Кризис семьи и семейного образа жизни.

    доклад , добавлен 19.10.2012

    Понятие социального института. Функционирование и типология семьи в современном обществе, ее жизненный цикл. Характеристика и тенденции молодой семьи. Методика составления программы исследования ориентации молодежи на семью, анализ результатов опроса.

    курсовая работа , добавлен 03.07.2011

    Происхождение семьи и ее эволюция в традиционном обществе. Развитие института семьи на современном этапе. Юриспруденция и брак. Воздействие современных социальных институтов российского общества на состояние института семьи. Проблема будущего семьи.

Социальное обслуживание как форма защиты семьи

1.1 Семья: признаки, функции. Кризис института семьи в современном обществе

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью 3 .

Семья представляет собой сложное социальное образование и потому многозначное: с одной стороны, понятие социального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и с социальными процессами изменения, развития, модернизации; с другой стороны, понимание семьи как малой социальной группы сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности.

В развитии семьи выделяют несколько этапов:

Первый этап -- с Античности до середины XIX в. В этот период доминировали чисто умозрительные представления о семье. Основной формой признавалась моногамная семья. Ее считали миниатюрным прообразом общества, а само общество понималось как разросшаяся вширь семья. Философы и историки, вплоть до Руссо, Кондорсе, Гегеля и Канта, выводили социальные отношения из семейных, конструируя теоретические схемы, в которых не находилось места для сравнительно-исторического анализа.

Второй этап -- с середины XIX в. до начала XX в. В этот, период тон в изучении семьи задавали антропологи и этнографы. Они опирались на широкий эмпирический материал, собранный в ходе полевых исследований и наблюдений примитивных обществ, а также в ходе сравнительно-исторического анализа.

Умозрительные схемы уступили место конкретным фактам. Складывается понятийный аппарат социологии семьи, главное место в котором занимают антропологические понятия, сохранившие свое значение до сегодняшнего дня. Моногамный брак уступил место групповому браку. Активно изучаются различные системы родства. Теоретическая дискуссия разворачивается по вопросу о соотношении патриархата и матриархата.

Теория матриархата подверглась критике со стороны приверженцев теории патриархата. Теория патриархата с тех пор стала господствующей в науке. Работа Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884) целиком основана на работе Л. Моргана. Социологическое направление в изучении семьи представлено главным образом работами Э. Дюркгейма ("Введение в социологию семьи", 1888), М. Вебера ("Супруга и мать в правовом развитии", 1907), Ф. Мюллер-Лиера ("Семья", 1911), У. Гудселла ("История брака и семьи", 1915) С. Циммерман ("Семья и цивилизация", 1917) и Ч. Кули ("Социальная организация"). В них окончательно закрепился отход от европейской и особенно американской социальной науки, от умозрительных схем в сторону конкретно-исторического управления семьей. Э. Дюркгейм сформулировал закон "контракции" (сжатия) семьи от обширного круга родственников ко все более узкой группе вплоть до так называемой "супружеской семьи".

Третий этап -- первая половина XX в. -- назван Г. Кристенсеном периодом "спонтанной науки". В социологии семьи появляется большое число спекулятивных работ о роли семьи, и одновременно накапливаются эмпирические данные о стадиях, формах и типах брачных отношений (выбор супруга, развод и т. д.).

Четвертый этап -- с середины XX в. до настоящего времени -- характеризуется планомерным построением теории и столь же планомерной организацией эмпирических исследований. Г. Кристенсен назвал его "периодом самосознания". Показателен такой факт, свидетельствующий о переходе к организованным усилиям. В течение 1974--1975 гг. около 50 ученых из 25 университетов США приняли участие в очень крупном проекте -- создании единой системы объяснительных теоретических моделей функционирования семьи.

Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья -- это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи как исторически-конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения, принадлежащее отечественному социологу А. Г. Харчеву.

Семья является предметом изучения многих общественных наук. Каждая из этих наук стремится дать дефиницию семьи, определить ее функции. С точки зрения содержания, структуру и формы семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности. Семья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые и иные (духовные, этические эстетические) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства. В семье осуществляются производительно - потребительские или только потребительские виды экономической деятельности.

Социологическая дефиниция семьи как парциальной социальной группы указывает на то, что характер отношений в семье, ее структура и форма исторически изменчивы, отчего и сама семья является исторически изменчивой социальной группой. Одновременно социологическая дефиниция семьи указывает на ее биологическую, биосоциальную и экономическую основу.

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой -- малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно -- относительная самостоятельность. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт -- институт брака. Брак можно определить как санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. Семья -- малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между, супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.

Семью создает отношение "родители -- дети", а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи -- жилище, дом, собственность -- и экономическую основу семьи -- общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства.

Таким образом, семья -- это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества -- родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержания существования членов семьи. Лишь наличие триединого отношения супружества - родительства - родства позволяет говорить о конституировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине повзросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации) либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующиеся только супружеством и ввиду отсутствия детей не обладающие родительством (отцовством, материнством), и родством, кровным родством детей и родителей, братьев и сестер.

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет об общественных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные; все семейные функции -- главные, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи.

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции -- это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Таким образом, специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание, социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.

Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.

Репродуктивная функция (от лат. Productjo -- самовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.

Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т. е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это -- самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24--30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. По статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50% семей имели 3 детей.

В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник.

Обращаясь к проблемам демографии, президент РФ В. В. Путин отметил, что население России ежегодно сокращается на 750 тыс. человек. При сохранении такой тенденции к 2010 г. мы потеряем седьмую часть нашего населения.

По состоянию на 1 сентября 2000 г. в Российской Федерации постоянно проживало 145 миллионов 100 тысяч граждан, что на 507,4 тыс. человек (или на 0,3%) меньше, чем в начале года. Характерно, что за январь--август 1999 г. население России сократилось на 521 тыс. человек.

В 52 субъектах Российской Федерации за январь--август отмечалось увеличение числа родившихся. В то же время в 81 регионе продолжается рост числа умерших. В целом по стране превышение умерших над родившимися достигло 1,8 раза (в январе--августе 1999 г. -- 1,7 раза).

Всего в январе--августе родилось 845,5 тыс. человек, а умерло 1491,5 тыс., в том числе 13 тыс. детей в возрасте до одного года. Зафиксировано 560,8 тыс. браков и 407,8 тыс. разводов.

Некоторые политики предлагают весьма оригинальные методы решения демографических проблем. Так, вице-спикер Государственной Думы В. Жириновский внес на рассмотрение нижней палаты проект закона, позволяющий мужчине иметь до четырех жен. Лидер либерал-демократов полагает, что общее число супругов в полигамной семье не может превышать пяти человек. Для заключения мужчиной нового брака требуется добровольное согласие остальных супруг. Таким законным образом В. Жириновский намерен резко улучшить демографическую ситуацию в стране, помочь женщинам, которых в России на девять миллионов больше, чем мужчин, стать законными женами.

Более того, вице-спикер внес также проект закона "Об отцовстве", в котором предлагает возложить всю полноту ответственности за рождение ребенка на женщину. По образному выражению В. Жириновского, контрольный пакет детородного предприятия -- в руках женщины, а мужчина в этом предприятии является лишь исполнителем.

Сегодня многие склонны считать, что многоженство просто прописано каждому мусульманину. Однако, по мнению Валерии Пороховой, сделавшей недавно перевод Корана на русский, многие слишком легкомысленно трактуют откровения Пророка: "Возьмите в жены тех, которые любимы вами (будь то одна) иль две, иль три, или четыре, но если есть в вас страх, что справедливости вы к ним не соблюдете, возьмите в жены лишь одну..." Речь, прежде всего, идет о любви и об ответственности, и родились эти слова после великой битвы, унесшей жизни многих мужчин. Кстати, сам Мухаммед прожил двадцать пять счастливых лет с женой своей Хаджидой, которая была старее его на пятнадцать лет. И только после смерти ее стал мужем для вдов друзей своих и для вдов врагов своих.

С ссылкой на вековые мусульманские традиции Руслан Аушев издал указ, разрешающий многоженство на территории Ингушетии. Но вскоре отменил его. Не только потому, что он расходился с федеральным законодательством. Он еще расходился и со смыслом жизни, как его понимают практически на всем цивилизованном Востоке. Лишь в единицах стран, например, в Сирии, официально узаконено многоженство.

25 октября 2000 г. Госдума отклонила законодательную инициативу вице-спикера Владимира Жириновского о возможности создания полигамных семей. Лишь 21 депутату Госдумы пришлась по душе экзотическая инициатива Жириновского -- разрешить мужчине иметь до четырех жен.

Основными факторами, обусловливающими сокращение величины семьи, являются: падение рождаемости; тенденция к отделению молодых семей от родительских; увеличение в населении доли семей с одним родителем в результате роста разводов, овдовении, рождения детей одинокими матерями; качество здоровья населения и уровень развития здравоохранения в стране. По оценке экспертов, 10--15% взрослого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за плохой экологии, аморального образа жизни, болезней, плохого питания и т. д.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Охота и хлебопашество, ремесло и торговля могли существовать, имея в фундаменте то разделение функций, которое обеспечивала семья. С появлением индустриального производства многие производственные функции были вынесены за Рамки быта городской семьи. У сельской семьи, ведущей приусадебное хозяйство, они в значительной мере сохранились. Постепенно ослабевала экономическая роль семьи, связанная с обогащением, накоплением богатства и передачей его по наследству.

В век научно-технической революции многие стороны жизни людей, связанные с повседневным обслуживанием, - приготовление пищи, стирка, уборка, пошив одежды и т.д. - частично были переложены на сферу бытовых услуг.

Экономическая функция была связана с накоплением богатства для членов семьи: приданое для невесты, калым для жениха, вещи, передаваемые по наследству, страхование на свадьбу, на день совершеннолетия, накопление денежных средств.

Глубинные социально-экономические изменения, которые происходят в нашем обществе, вновь активизируют те стороны Экономической и хозяйственно-бытовой функции, которые были почти сняты предыдущим развитием. Накопление имущества приобретение собственности и проблемы ее наследования повышают роль семьи в экономических отношениях. Разрушение бытовой промышленности, экономический кризис делают семью относительным гарантом выживания, так как нигде, кроме как в семье, повседневные потребности удовлетворить невозможно. Более того, внешние трудности по-своему сплачивают семью, отодвигая психологические проблемы на задний план.

Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, ибо они определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития.

Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет.

Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа -- прямая функция родителей.

Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка.

Воспитание ребенка в семье -- сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного воздействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей.

Требования родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, определенного образа жизни и деятельности ребенка и т. д. Личный пример родителей -- важнейшее средство влияния на воспитание ребенка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров -- все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.

Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям;

Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания:

Детоцентризм, т. е. всепрощенческое отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним.

Профессионализм, т. е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах.

Прагматизм,т. е. воспитание, цель которого -- выработка у детей "практичности", умения "ловко устраивать свои дела", ориентации прежде всего на получение непосредственной материальной выгоды.

Существуют также гедонистическая, рекреационная, психотерапевтическая и другие функции семьи.

В разные периоды жизни семьи изменяется иерархия семейных функций: то одна, то другая занимает приоритетное место. Так, для молодой семьи наиболее важной является биологическая функция, тогда как для пожилой важнее эмоциональная.

В своем единстве перечисленные функции представляют систему семейных отношений, возникновение в этой системе дисфункции, т. е. рассогласования в их взаимодействии как целого, приводит систему в аномальное состояние. Игнорирование, а порой и полный отказ семьи по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции, дестабилизируют семейный образ жизни, возникает угроза ее распада. Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено, характеризуются как семьи социального риска.

Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма разнообразны.

Экономические: прожиточный уровень ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена семьи (многодетные семьи, семьи, в составе которых есть взрослые или дети-инвалиды); низкий уровень заработной платы или ее невыплата; безработица; семьи пенсионеров (последние даже при максимальном размере пенсии остаются за чертой бедности).

Асоциальные: алкоголизм семьи или одного из ее членов; наркомания; проституция.

Психологически-этические: жестокость; агрессивность; грубость; конфликтность; ревность; супружеская неверность; эгоизм; неуравновешенность характеров.

Медицинские: хронические инфекционные (например, туберкулез) и венерические заболевания; психические и сексуальные отклонения.

Делись добром;)

Молодая семья в современном обществе

Неполная семья как социальная проблема

В человеческом обществе семья представляет собой комплексное социальное образование, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и которому присущи многочисленные социальные функции...

Семейные отношения в России: особенности и перспективы развития

Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Его значимость, сложность и проблематичность обуславливают многообразие подходов и определений данного феномена, встречающихся в научной литературе...

Истинно говорю вам; нельзя новое вино вливать в старые мехи. Евангелие Во всех цивилизованных странах, за исключением исламского мира, -- острое неблагополучие в семейных отношениях. Главная причина та...

Типология семьи и личности

Социология семьи - специальная социологическая дисциплина, которая изучает возникновение, развитие и функционирование семьи. Объектом познания является семья. Главные ее предмет - брачно-семейные отношения...

Проблемы семьи представляют интерес как для специалистов различных профилей, так и не для специалистов, так как эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества. Проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социально-педагогическую работу для устранения основных проблем .

Так, по данным исследований, главной социальной проблемой семьи является то, что в настоящее время в области социального неблагополучия находится 50% людей. Причем, из них 20% - люди, чьи доходы ниже прожиточного минимума, а 7% - просто неимущие, для которых проблемой является даже поддержание физиологических стандартов питания, 10% - это социальное дно, люди, отторгнутые обществом и вычеркнутые из жизни.

Известны целые социальные группы, находящиеся в области повышенного риска: это инженерно-технические работники, бывшие военнослужащие, мигранты, беженцы, выпускники сиротских учреждений, одинокие матери . Когда семья попадает в такие условия и распадается, то, как правило, из нее уходят дети.

Очевидными проявлениями данной проблемы является:

  • - усиливающееся расслоение общества как результат перехода к рыночным отношениям, резкое снижение уровня жизни малообеспеченных семей;
  • - развитие теневых, рыночных отношений среди подростков и юношества, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;
  • - расширение безнадзорности и появление беспризорности как социального явления;
  • - рост подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки;
  • - приобщение молодежи к наркотикам и токсикомании;
  • - распространение подростковой и юношеской проституции;
  • - рост подросткового и юношеского суицида;
  • - падение авторитета родителей и педагогов, обострение конфликтности в семье и школе .

В условиях экономической и бытовой неустроенности, психологических стрессов, растерянности все чаще возникает тревога: в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций - воспитательную? О кризисном состоянии семьи свидетельствует и падение рождаемости, что приводит к изменению смысла семейной жизни, ее ориентаций на воспитание детей .

Тревожит также педагогическая безграмотность родителей, которые, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развития, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где пьянство, иждивенчество, полукриминальный образ жизни родителей, их постоянные конфликты оказываются главенствующими факторами влияния на ребенка .

Так, многие конфликты возникают из-за неудовлетворенности определенных потребностей одного или обоих супругов. Известный психолог В.А. Сысенко выделяет следующие основные причины конфликтов:

  • Конфликты на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «Я», унижения достоинства со стороны партнера.
  • Конфликты на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов.
  • Конфликты, имеющие своим источником потребности супругов в положительных эмоциях; отсутствие нежности, заботы, внимания и понимания.
  • Конфликты на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм, что приводит к неэкономным и неэффективным тратам семейных средств.
  • Финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов, различные подходы к семейному бюджету и вкладу каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи.
  • Конфликты на основе потребности во взаимопомощи, кооперации и сотрудничестве.
  • Конфликты, связанные с разделением труда в семье и ведением домашнего хозяйства
  • Конфликты, связанные с разными подходами к воспитанию детей.

Кризис в семье имеет ряд отрицательных последствий. И самым тяжелым из них является психическая травматизация детей, которые в любом возрасте страдают от нездорового психологического климата в семье .

К следующей социальной проблеме семьи можно отнести резкое омоложение браков. Нижняя планка юридического брачного возраста достигла 16 лет, а средний брачный возраст составляет 19-21 год. Статистика также показывает, что 40% молодых семей в возрасте до 24 лет распадается через год-два после женитьбы. Так, в настоящее время, по официальным данным, более 20% семей - неполные, а в таких мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург, эта цифра превысила 30%. Закрепляется тенденция роста числа внебрачных рождений детей, при этом каждый десятый ребенок рождается у матерей моложе 20 лет .

Более быстрое половое созревание и раннее начало половой жизни привели к появлению феномена «подростковое материнство», что негативно отражается на здоровье как новорожденных, так и их матерей. В последние годы каждый десятый новорожденный рождается у матери в возрасте 20 лет: ежегодно около 1,5 тыс. детей рождаются у матерей в возрасте 15 лет, 9 тыс.- у матерей в возрасте 16 лет и 30 тыс.- у матерей в возрасте 17 лет. У юных беременных чаще развиваются осложнения беременности, наступают преждевременные роды, поэтому смертность женщин моложе 20 лет составляет около 10%.

Велика угроза семье остаться без отца из-за высокого уровня мужской смертности в трудоспособном возрасте по неестественным причинам, превышающей в 4 раза смертность среди женщин. В последние пять лет резко возросло количество семей, получающих пособие по потере кормильца. Потенциальные последствия этого явления негативны и многообразны, включая раннее сиротство детей и воспитание внуков дедушками и бабушками .

Последние данные переписи населения свидетельствуют о том, что российская семья в среднем насчитывает 3-2 человека. В структуре семьи преобладают однодетные семьи - 56%, двудетные - 35%, многодетные семьи- 8% сохранились за счет традиционного менталитета высокой рождаемости в южных республиках. Все это свидетельствует о следующей тенденции развития современной семьи:

  • сокращение общего количества семей;
  • уменьшение числа детей в семье;
  • ориентация репродуктивного поведения семьи на одного ребенка;
  • сокращение многодетных семей;
  • рост неполных и кризисных семей, наиболее социально уязвимых;
  • рост асоциальных семей, неспособных воспитывать детей [ 7, с. 38].

Каковы же причины современного кризиса семьи? Так, ученый, врач и педагог Владимир Базарный считает, что кризис современной семьи происходит не из-за материальных трудностей, а из-за духовного раскола: «Спросите благополучных, здоровых, добропорядочных, живущих в стабильной Германии молодых людей лет 30-35: почему они не заводят детей? Вряд ли вы услышите в ответ что-то вразумительное: нельзя же всерьез воспринимать рассуждения о карьере, об удовольствиях свободной жизни, о том, что надо посмотреть мир, накопить денег. А в это же самое время в лагере чеченских беженцев справляют свадьбу. У молодых нет жилья - только закуток в палатке, смутное представление о том, где и когда они смогут стабильно работать, но в том, что дети у них появятся в положенное природой время, можно не сомневаться. Все дело в том, что всегда беда, лишения только сплачивали и закаляли семейные коллективы. А сегодня стонут и плачут от брачных мук и бедные, и богатые. У нас насилие, сотни тысяч социальных сирот, беспризорников, пьянство, наркомания. А мы при объяснении этой семейной беды все перебираем и перебираем факторы материальной жизни. А фактор жизни духовной не учитываем. Тем временем духовная пропасть от поколения к поколению растет все больше» [ 8, с. 30].

Таким образом, наиболее острые проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества, когда сегодня существуют 35% бедняков, в том числе 10% просто нищих; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в ухудшении состояния здоровья населения, в демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальном перераспределении традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

Все вышеперечисленные негативные явления, связанные с кризисом института семьи в современных условиях, приводят к необходимости незамедлительного решения проблемы повышения престижа семьи. Семья - это группа людей, связанная не только кровным родством и общим бытом, но и взаимопомощью, моральной и правовой ответственностью за своих детей.

Литература

1. Лидерс А.Г. Всероссийская научная конференция Психологические проблемы современной российской семьи / А.Г. Лидерс // Психология в вузе. - 2003. - №4.

2. Калмыкова Н.М. Социальные факторы дифференциации брачного поведения населения Москвы / Н.М. Калмыкова // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология М., - 2000. - №2, с. 79.

3. Исупова О.Г. Отказ от новорожденного и репродуктивные права женщины / О.Г. Исупова // Социальные исследования. - 2002г. - № 11, с. 43.

4. Антонов А.И. Влияние средств массовой информации и массовой культуры на представление о браке и семье в общественном мнении / А.И. Антонов // Вестник РГНФ. - 2004. - №1, с. 142.

5. Повленок П.Д. Основы социальной работы / П.Д. Повленок - М.:ИНФРА-М, 2004, с. 21.

6. Мустаева Ф. Школьник, его семья и социальный педагог - зона доверия / Ф. Мустаева // Школа и воспитание. - 2005г. - №3, с. 92.

7. Грызулина А., Романова О. Родительская позиция: авторитет любви и требовательности / А. Грызулина, О. Романова // Учитель. - 2002г. - № 4, с. 4.

8. Василькова Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова - М.: ACADEM.A - 2000г., с. 76.

Постоянный рост на протяжении нескольких десятилетий числа разводов породил в США мнение о кризисе семьи как социального института. Пик таких разговоров пришелся на начало 70-х годов. Однако в конце 70-х наметилось возрождение семейных ценностей. Возникло так называемое просемейное движение. Сегодня большинство американских и европейских социологов перестали драматизировать ситуацию и перешли к серьезному анализу ситуации (рис. 16.12).

В России обсуждение этой проблемы пришлось на более поздний период. В 90-е годы многие специалисты в области социологии стали говорить о кризисе института семьи . Под этим подразумевалась неспособность семьей как институтом выполнять те функции и роль, которые она всегда была призвана выполнять и с которыми справлялась раньше. О кризисе института семьи, по мнению Т. А. Гурко, свидетельствуют следующие факты:

Число разводов на 1000 браков в год

Рис. 16.12.

Источник: Аргументы и факты. 1991. № 2.

  • 1) постоянное увеличение удельного веса матерей (а на Западе и отцов), воспитывающих ребенка без мужа (жены). По данным выборочной переписи 1994 г., в РФ 20% семей с детьми несовершеннолетнего возраста были «неполными», преимущественно материнскими;
  • 2) рост числа родителей (отчимов, мачех, приемных), не связанных с воспитываемым ребенком биологическими узами. Вследствие увеличения разводов и внебрачных рождений (19,6% всех детей в 1994 г. рождены вне брака) многие отцы (иногда матери) не проживают с детьми, причем некоторые из них являются «эпизодическими», а другие, не поддерживая никаких контактов с ребенком, так и остаются только биологическими родителями;
  • 3) снижение брачности и рождаемости (в 1920 г. суммарный коэффициент рождаемости у российских женщин составлял в среднем 7,5 ребенка, а в 1994 г - 1,4);
  • 4) как результат снижения рождаемости увеличивается число однодетных родителей;
  • 5) кризис отцовской воспитательной роли;
  • 6) увеличение числа разводов, брошенных детей и сирот.

Некоторые исследователи, в частности А. И. Кузьмин, считают,

что у института семьи в современном российском обществе налицо не только глубочайшие проблемы, которые заставляют говорить о серьезном кризисе, но и несомненные позитивные тенденции:

«Формально никакого кризиса семьи в обществе нет, хотя и наблюдается некая напряженность в реализации ее жизнедеятельности и общении между поколениями и супругами. В семьях проживает 9 /, 0 всего населения, доля абсолютно одиноких людей в период 1979-1989 гг. и по микропереписи 1994 г. сократилась. Одинокие молодые люди могут быть представлены в качестве потенции семьи, этапа ее формирования. Процесс разводимости затормозился и, можно сказать, по ряду территорий (особенно сельских) стал уменьшаться. Вал брачности по международным стандартам может быть признан высоким. Кроме того, после двух лет экономических реформ в экономически развитых районах России (с высоким уровнем цен, но и насыщенным рынком) семья стала адаптироваться к новым формам жизни и нащупала рыночные источники средств существования. В положительной мотивации рождаемости начали звучать новые интонации и осознанное желание родителей иметь ребенка независимо от материальных условий. В отрицательной - на первое место вышли фобиозные переживания за судьбу детей, страх перед будущим... Идеалом семейного благополучия все отчетливее становится семья, в которой муж осуществляет функции «добытчика», а жена тем временем контролирует внутрисемейную и финансовую ситуацию, расходы... Приватизация квартир и земельных участков сделала возможным легальное наследование жилплощади и земли младшими поколениями в семье, что объективно укрепило положение молодой семьи как субъекта наследования фамильной собственности... Снижение роли государственных институтов социального обеспечения пожилых и престарелых, значимости пенсионной поддержки в старости в силу роста цен и инфляции, удорожание питания, квартплаты, затрат на одежду, медикаменты и ритуальные услуги повышают роль детей и подрастающего поколения в целом в качестве залога обеспеченной старости... Дети и подростки начинают «возвращать» себе статус не только потенциальной, но и актуальной рабочей силы, что, конечно же, требует их правовой защиты, но одновременно усиливает мотивационную сторону будущей рождаемости... Происходящие сегодня в экономике изменения повышают роль отца и власть мужчины в семье. В будущем, при трансляции норм репродуктивного поведения на младшие поколения, это может усилить сыновнюю ориентацию... Включение России в мировое сообщество, возможность выезда за границу на работу и жительство - положительные моменты распада старой политической системы, влияющие на выбор семьей своего жизненного пути... Семья получила не только новые свободы территориального передвижения и миграции, выбора места проживания, но и доступ к мировым стандартам питания, одежды, услуг, социальной гигиены, экологии и уровня информированности о среде своего обитания» 1 .

В. Борисов и А. Синельников отмечают, что при современном уровне смертности, уровне разводов среди супругов с детьми и росте числа детей, рожденных вне брака, доля детей, которые проведут часть своей жизни в семье с одним родителем, достигла 63,3% .

Обостряющийся экономический кризис в России пока не позволяет стабилизировать ситуацию и принять меры по оздоровлению семейных отношений. Тем не менее, считают специалисты, такое время придет, хотя, быть может, и с опозданием: «семья может стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России» 1 .

Нередко отечественные социологи гипертрофируют особенности России, считая происходящее в ней уникальным. На самом деле многие закономерности, характерные ныне для России: экономические (например, грабительские тенденции эпохи первоначального накопления), демографические и семейные (сокращение рождаемости, изменение модели брачного поведения, рост числа разводов и т. д.)-в то или иное время были присущи всем индустриально развитым странам, но на более ранних этапах развития. Это касается основного аргумента, выдвигаемого в пользу институционального кризиса семьи-роста разводимости.

Семья являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни. Претерпевая изменения в области эмоционально-психологических функций, семья продолжает оставаться основным институтом социализации детей, несмотря на то, что переход от одних общественно-экономических отношений к совершенно противоположным вызывает растерянность, озабоченность людей, неуверенность в сложной современной ситуации.

Характеризуя современную семью, можно выделить основные ее особенности:

Ø преимущественное преобладание светских, гражданских браков; увеличение церковных браков;

Ø свобода заключения и расторжения браков;

Ø равноправие женщин и мужчин в браке;

Ø увеличение нуклеарных (бесплодных, не производящих детей) семей;

Ø в основном семьи одно - двухдетные; многодетной считается с тремя и более детьми, причем таких семей по статистическим данным всего 7 %.

Характеризуя современную семью, мы отмечаем также, что существенно меняется сфера занятости родителей. При сохранении традиционного разделения «мужского» и « женского» труда первый в массе своей (кроме деревень и малых городов)сведен к минимуму. Более трети матерей и отцов заняты в негосударственной сфере. Немало семей, где родители работают в коммерческих структурах. В таких семьях чаще всего главными ценностями являются деньги, материальное состояние. Появилось большое количество матерей-домохозяек. С одной стороны, это положительный факт (повышение контроля за детьми, уход за их здоровьем, повышенное внимание их образованию и развитию); с другой - сужение кругозора матери, замыкание ее интересов на домашних делах. Это не исключает возможности потери авторитета матери перед детьми. Зачастую они не обращаются к ней за советом, считая ее неспособной дать компетентные рекомендации. Тревожно, что отец при этом тоже не обретает статус советчика. Чаще всего эту роль в жизни ребенка играет сверстник или взрослый, более значимый, чем собственные родители. Да, дети нередко имеют более высокий уровень образования, возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют интересующими их занятиями, далеко не всегда заботясь об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает. На смену ему должен прийти авторитет личности родителей. Это означает, что роль семьи как института социализации снижается.

Кризис современной семьи связан с резким изменением социального фона, в котором она находится; с медленной адаптацией семьи к новым социально-экономическим условиям. Как следствие этого - реалии сегодняшнего дня:

Ø резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей, повышение обеспеченности «богатых» семей. Естественно, это порождает неприязненное отношение детей друг к другу, возникновение ссор, зависти и пр.;

Ø появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;

Ø резкое увеличение безнадзорных детей; Некоторая часть детей (около 5-6 %) вообще лишена семейного уюта. Заботу о них вынуждено брать на себя государство, создавая сеть общественных учебно-воспитательных, количество которых в стране постоянно увеличивается;

Ø рост детской преступности, при этом каждый третий подросток, нарушивший закон, имеет родителей-алкоголиков, которые не занимаются детьми, не контролируют их поведение;

Ø приобщение детей к алкоголю, наркотикам, проституции и другим формам половой распущенности;

Ø рост фактов подросткового и юношеского суицида и попыток к нему: причиной являются многочисленные психогенные ситуации в семье, в обществе сверстников;

Безусловно, современные семьи переживают сейчас не лучшие времена. В большинстве семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, а в выходные - 30. Духовное общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль - выяснению того, какие оценки получены.

Кризис семьи в современном обществе становится все заметнее, а пути выхода из него пока не видны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей. Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стране, они имеют более общий характер. Большинство специалистов приходят к весьма пессимистическому выводу: мы начинаем расплачиваться за индустриальную цивилизацию, неизбежно ведущую к разрушению устоев, ухудшению нравов и человеческих отношений и в конечном итоге к гибели общества. Если это действительно так, то у нас призрачные шансы на лучшее будущее. Остается надеяться, что человеческая мудрость все же найдет выход и ситуация в семейном воспитании изменится к лучшему.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png