Назначается с месяца рождения ребенка, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев с месяца его рождения. При обращении за пособием по истечении указанного срока оно назначается и выплачивается за все прошедшее время, но не более чем за 6 месяцев до месяца, в котором подано заявление. На детей одиноких матерей (одиноких отцов) размер пособия составляет 1500 руб. , а на детей в остальных семьях — 750 руб.

3. Ежемесячная компенсационная выплата на содержание детей лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, состоящим в браке с такими же лицами, до окончания обучения

Льготы многодетным семьям при поступлении в ВУЗ

Однако перечисленные льготы не распространяются на абитуриентов, являющихся членами многодетных семей. Получить право на одну из этих льгот эти лица могут только при условии, что они относятся к следующим категориям: инвалиды, сироты, победители олимпиад и другие. При отсутствии таких обстоятельств члены многодетных семей не могут претендовать на льготное зачисление в вуз.

Многие из вузов, в которых предусмотрена возможность перехода с платной основы обучения на бюджетную форму в связи с успешной учебой, могут предоставить приоритетное право на такой перевод детям из многодетных семей. Подобные льготы многодетным при поступлении в вуз не отмечены в законодательстве, но могут быть закреплены на уровне учебных заведений в локальных нормативных актах.

Льготы для студентов очной формы обучения в 2018 году

Региональные власти разрабатывают собственные программы поддержки обучающихся. К примеру, в г. Москва учащимся ВУЗов выдаётся социальная карта студента. Она даёт право на льготный проезд в общественном транспорте, на поездах, электричках и самолётах. С её помощью можно рассчитываться в магазинах, получая дополнительные скидки, а также брать кредиты на выгодных условиях

Например, специально для студентов администрация города или управление городским транспортом может ввести специальный маршрут к учебным корпусам от студенческих общежитий. Проездом на общественном транспорте, которые двигается по этому маршруту, может воспользоваться любой гражданин. Однако данный маршрут был введен для удобства студентов.

Студенческие льготы очной формы обучения в 2018 году

Учащиеся, старающиеся подрабатывать, неизбежно вынуждены тратить меньше времени на учебу, очень часто они даже пропускают занятия, как итог – падает успеваемость. Последнее не только приводит к ухудшению качества получаемого ими образования, но и очень часто лишает таких учащихся стипендии, что вынуждает их еще больше работать, что еще более усугубляет их проблемы с обучением.

Работающие студенты обладают правом три раза в год уходить в отпуск для сдачи сессии и подготовки к ней. Отпуск предоставляется по требованию ВУЗа, который присылает справку-вызов по месту работы. Также студенту на последнем курсе предоставляется отпуск для написания дипломной работы.

Льготы студентам

VII. Существуют некоторые льготы в системе медицинского страхования. Если студент не удовлетворён качеством медицинского обслуживания в студенческих поликлиниках, он может воспользоваться добровольным медицинским страхованием и узнать, какие страховые компании предоставляют льготы по приобретению медицинского полиса. Обычно скидка составляет около 10%.

Годы идут, а стипендия студента по-прежнему невысока. Но несмотря на коренные изменения в нашей стране, поддержка студенчества, система льгот не только сохраняется, но и преумножается. После распада Советского Союза постепенно были введены новые законы, регулирующие социальную поддержку граждан, получающих профессиональное образование.

Современная студенческая семья: проблемы, тенденции, перспективы (материал ТУСУР)

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ребенку возраста полутора лет и выплачивается в размере 2 МРОТ, независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход.

Все о льготах для студентов на территории России

В некоторых случаях студенту могут выплатить материальную помощь – решение об этом принимается уже непосредственно руководством учебного заведения.

  • Студентам, живущим в общежитиях предоставляются свои льготы. С 2013 года было отменено установленное ранее ограничение по стоимости проживания в общежитиях – не более 5% от стипендии.

    Поступившие и обучающиеся студенты могут претендовать на социальную стипендию – ее размер больше обычной, а решение о выплате принимается специальной комиссией. При наличии документов и отсутствии задолженностей по экзаменационной сессии студенту-сироте начнется выплата этой стипендии.

    Социальная защита молодой семьи

    У будущих матерей должна быть дозированная учебная нагрузка, полноценный сон. Социальный работник должен наладить контакт с родителями молодой семьи для оказания последним моральной и материальной поддержки до, и после рождения ребенка, связаться с администрацией учебного заведения для возможного выделения для такой семьи отдельной комнаты в общежитии, места в детском дошкольном учреждении, стипендии; организовать свободный график посещения занятий.

    Материальную поддержку Государство оказывает в виде льгот. По Федеральному закону «о государственных пособиях гражданам имеющих детей» Емельянова Н. Время рожать.// Студенческий меридиан. — 2002. — №3. — 66 с. он устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющих детей, в связи с их рождением и воспитанием, обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

    Ежемесячное пособие на ребенка в студенческой семье

    • заявление о назначении ежемесячного пособия на ребенка в студенческой семье;
    • документ, удостоверяющий личность родителя и/или личность представителя родителя и документ, подтверждающий полномочия представителя родителя;
    • документы о доходах;
    • свидетельства о рождении ребенка (детей);
    • документ (информация) с места жительства ребенка (детей) о совместном его (их) проживании с родителем;
    • документ и/или информация органа, осуществляющего социальную поддержку населения по месту жительства другого родителя о неполучении им ежемесячного пособия на ребенка в студенческой семье или ежемесячного пособия на ребенка в соответствии с Законом Самарской области от 16.07.2004 №122-ГД «О государственной поддержке граждан, имеющих детей»;
    • справка из образовательного учреждения об учебе родителей или единственного родителя по очной форме обучения.

    С 1 января 2014 года вступает в силу постановление Губернатора Самарской области от 27.09.2013 №243 «О ежемесячном пособии на ребенка в студенческой семье» и приказ министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 03.10.2013 №537 «Об утверждении порядка предоставления ежемесячного пособия на ребенка в студенческой семье».

    Какие льготы положены молодым семьям от государства

    • субсидии в размере 35% от стоимости квартиры, которую покупает (простыми словами, молодая семья получает от государства помощь на покупку жилой недвижимости);
    • воспользоваться программой ипотечного кредитования “Молодая семья”, которая позволяет оформлять кредиты на жилье по сниженным процентным ставкам;
    • использовать социальную ипотеку, если семья признана остро нуждающейся в улучшении жилищных условий.
    • заявление на получение льгот;
    • подлинники паспортов;
    • свидетельство о рождении ребенка;
    • свидетельство о составе семьи (подлинник и копию);
    • документы из отдела социальной защиты населения, которые подтверждают необходимость в улучшении жилищных условий;
    • справку о наличии постоянного источника дохода по форме 2-НДФЛ.
  • Студенчество является основным источником воспроизводства интеллектуального потенциала страны? В скором времени ему предстоит взять на свои плечи дело развития науки и техники, культуры и искусства, нести ответственность за судьбу Родины. От качества приобретенных знаний, социальной позиции, морального облика современного студента в большой степени зависит прогресс общества. (Социальную зрелость студенчества характеризует его отношение к учебе - главному труду студентов). Приметой времени и своеобразной характеристикой студенческой среды в то же время можно считать тенденцию роста студенческих браков. Оправдано ли это совмещение и личном и социальном плане? Ведь официальное одобрение и неофициальная точка зрения не всегда совпадают. Противники студенческого брака в качестве решающих аргументов указывают на социальную незрелость молодежи, отсутствие материальной базы и собственного жилья, несовместимость учебы в вузе и выполнения семейных функций. Так ли это в действительности?

    Государство, как известно, предпринимает реальные шаги по улучшению условий учебы и быта студенчества (повышается стипендия, строятся общежития, улучшается студенческий быт и т. п.).

    Существенную "материальную помощь оказывают и родители студентов. Однако материальным положением неудовлетворенны 80 % опрошенных семейных студентов. По­требность в пополнении бюджета семьи и связанные с этим работы значительно отвлекают семейных студен­тов от основного вида их деятельности учебы. Таким образом, материальные трудности, которые испыты­вает значительное число семейных студентов, отнюдь не способствуют успешному овладению знаниями. Однако мы хорошо знаем, что почти любая молодая семья сегодня нуждается в материальной помощи, и студенческая семья не является исключением.

    Сторонники студенческого брака приводят свои аргу­менты. Сегодня в обществе идут серьезные экономичес­кие преобразования, нарастают темпы социальной, эмоциональной и нравственной раскрепощенности молодежи, сексуальная зрелость ее становится более ранней. Все это порождает ряд проблем нравственно-психологичес­кого и медико-биологического порядка. В связи с этим семья представляет для студентов уникальную микросреду в том смысле, что позволяет им постоян­но удовлетворять (снимать) целый ряд жизненно важ­ных возрастных потребностей: в любви, отдыхе, интел­лектуальном Общении с избранником, психологическом комфорте и др. В силу этого семейные студенты в мень­шей степени испытывают половозрастной дискомфорт и это позволяет им, в свою очередь, более рационально распределять свое суточное время, отдавая учебе его значительную часть.

    В ходе исследования сделан вывод, что семья не является главным препятствием для успешной уче­бы и участия в общественной работе. Есть другие фак­торы, которые затрудняют учебу в вузе. Основные из них мы проанализируем. Для студенчества учеба - пер­вична. Но умение и стремление учиться, а главное - желание овладеть конкретной профессией, как правило, не возникают сами по себе (спонтанно) по факту за­числения абитуриентов в высшее учебное заведение. Толь­ко благое желание овладеть профессией не является надежной гарантией формирования склонности и про­фессиональных качеств. Редкий абитуриент полностью представляет себе, что составляет сущность его буду­щей профессии, каких знаний, умений, навыков и спо­собностей она требует, какая система подготовки приведет к овладению специальностью и формированию нуж­ных черт личности. И поэтому школьники, поступающие в вуз по формальным мотивам, обрекают себя в известной мере на ошибку выбора, что впоследствии сказывается на их учебе и профессиональной подготовке. Из 3186 обследованных нами студентов осознанно поступили в вуз лишь 35,8 % (готовились в кружках и студиях, учи­лись в заочных школах при вузе, регулярно участво­вали в олимпиадах, окончили спецшколу по будущей специальности). Большинство же (64,2 %) поступили в вуз без учета личных возможностей и специфики бу­дущей профессии, лишь из желания получить высшее образование, или престижности вуза и специальности, или невысокого конкурса, или за компанию с друзьями.

    Понятно, что для становления студента как специалис­та нужны соответствующие предпосылки, основными инди­каторами которых могут быть профессиональная нап­равленность и соответствующая довузовская подготов­ка молодежи. Обычно под профессиональной направ­ленностью подразумевают положительное отношение, ин­терес к профессии, склонность заниматься ею. В поня­тие направленности также включают потребности, эмо­ции, установки, интересы и склонности, идеалы и убеж­дения. Если довузовская подготовка отвечает требова­ниям системы высшего образования, то учеба в вузе для студента создает непосредственную возможность реа­лизации потребности в высшем образовании. Если нет, то возникает необходимость в дополнительных усилиях студента по развитию и совершенствованию знаний, спо­собностей, навыков, отвечающих требованиям избран­ной профессии. Успех освоения профессии будет зави­сеть от того, насколько у студента разовьется потреб­ность в освоении профессии. И в этом смысле не все студенты, попавшие в вуз случайно, безнадежно утра­чены для общества как квалифицированные специалис­ты. В процессе учебы под влиянием различных фак­торов у них может проявиться интерес к получаемой профессии. Для такой категории студентов особое зна­чение имеет психолого-педагогическая атмосфера учеб­ного заведения, качество преподавания, материально-тех­ническая база, техника и методика учебного процесса и практических занятий.

    Однако приходится констатировать, что сегодня со­держанием обучения удовлетворены лишь 29 % студентов из всех опрошенных в ходе исследования

    Серьезные претензии студенты предъявляют и к пре­подавателям учебных заведений. Многие из опрошен­ных отмечали некомпетентность, неграмотность некото­рых преподавателем, их профессиональное несоответст­вие. Эти обстоятельства снижают интерес к учебе, пре­вращают учение в формальный процесс и тем самым в определенной степени дискредитируют вузовское об­разование. Студентами отмечается неадекватная оценка их знаний, грубость, бесцеремон­ность и некорректность некоторых преподавателей по отношению к студентам, покровительственное отноше­ние к тем, кто имеет влиятельных родственников. В та­ких условиях очень сложно хорошо учиться и достичь необходимого качества профессиональной подготовки. Студенты, в том числе и семейные, полагают, что по­высить качество успеваемости и изменить отношение студентов к учебе как объективной необходимости, ра­зумеется, можно. Для этого следует повысить качество преподавания, создать социальные гарантии при рас­пределении на работу в зависимости от качества по­лученных знаний, нравственных и физических затрат. Необходимо обеспечить учебный процесс современной тех­никой, хорошими учебниками и научной литературой.

    Примечательно, что все студенты (как семейные, так и несемейные) учебу в вузе связывают с будущими бла­гами. В этом есть резон. Хорошо подготовленный спе­циалист вправе рассчитывать на соответствующее воз­награждение со стороны общества.

    У семейных студентов мы предполагали выявить ти­пичный для этой категории студенчества набор жизнен­ных ценностей и характеристик успеваемости, имеющих, как нам казалось, некоторые отличия от тех же пока­зателей у несемейных студентов. При этом мы исходи­ли из того, что семейное положение побуждает их бо­лее ответственно относиться к учебе, к овладению про­фессией, к более конкретным и реальным жизненным ориентациям. Это нашло подтверждение в ответах сту­дентов о жизненных целях. Получить хорошую зарплату сразу после окончания вуза хотели бы 90,4 % семей­ных и лишь 22 % несемейных студентов, комфортабельную квартиру 82,8 % и 3,8 % студентов соответственно. Пред­положение, что семейная жизнь отрицательно сказыва­ется на успеваемости, не подтвердилось. Существенных расхождений в уровнях успеваемости семейных и несе­мейных студентов обнаружить не удалось. Было полу­чено следующее распределение ответов на вопросы об успеваемости у семейных студентов (в % к числу оп­рошенных):

    В целом семейные студенты учатся неплохо. Это в равной степени относится как к женам, так и к мужьям. /Была зафиксирована и такая особенность: семейная жизнь, несмотря на сложности быта и материальные затруднения, для значительной части студентов (41,1 % мужчин и 34,6 % женщин) явилась фактором, стимули­рующим учебу. Они стали учиться лучше уже после того, как вступили в брак. Семья и учеба оказались для них приемлемыми и совместимыми. При общении студенты-супруги, как правило, часто обсуждают свою учебу, оказывают друг другу посильную помощь при подготовке к занятиям, во время сессий. Однако суще­ствует некоторая зависимость между результативностью учебы и семейными факторами. Один из них - нали­чие детей. Так, 18,5 % женатых студентов и 31,2 % за­мужних студенток отмечают, что семейные дела, слож­ности, связанные с уходом за ребенком (если им за­ниматься добросовестно), отнимают много сил, време­ни и мешают хорошо учиться. У студентов, имеющих детей, более высокий процент неуспевающих как сре­ди женщин, так и среди мужчин. Как правило, в от­сев по неуспеваемости попадают чаще всего те студент­ки, которые имеют детей и плохо налаженный быт.

    Совмещение учебной и семейной деятельности зависит в значительной мере и от типа организации семейной жизни, что, в свою очередь, свя­зано с уровнем подготовленности к браку.

    Интересны данные о совмещении супругами учебной и семейной деятельности в различных типах семей. Од­нако последняя заметно мешает учебе женщин из се­мей анархического типа, где есть ребенок. Как прави­ло, эти женщины оказываются в неблагоприятных ус­ловиях. Брак для них создает ситуацию, в которой «се­мейная жизнь мешает учебе, а учеба - семье». Более половины из них учатся на «удовлетворительно». Сре­ди мужчин «страдающими» от семьи чаще всего так­же являются «анархисты». Неорганизованность семей­ной жизни, разобщенность супругов сказываются и на результатах учебы. В условиях психологического дис­комфорта очень сложно достичь необходимого качест­ва профессиональной подготовки. Самые благоприятные результаты от совмещения учебной и семейной деятель­ности наблюдаются в семьях демократического типа (на­помним, что их 81,5 %): почти половина мужей и жен стали «учиться лучше после того, как вступили в брак, учеба тоже не мешает семье». 65,8 % мужчин и 63,5 % женщин из этих семей учатся без «троек».

    На качество учебы существенное влияние оказывает участие студентов в научно-исследовательской работе. В условиях научно-технического прогресса и социаль­ных преобразовании становление специалиста прочно свя­зывается с формированием у студента качеств иссле­дователя, творчески мыслящего работника, способного самостоятельно ориентироваться в огромном потоке на­учной и социальной информации, оперативно осваивать новые перспективные направления и сферы деятельнос­ти. Для развития этих качеств в вузах республики соз­дана и функционирует система НИР. Все студенты (осо­бенно дневного отделения) имеют реальную возможность участвовать в научно-исследовательской работе кафедр, лабораторий, научных кружков. НИР - своеобразный инструмент, повышающий авторитет и престиж студен­та, а для семейного студента она может стать и оп­ределенным материальным подспорьем (в случае, если вуз ведет хоздоговорные научные работы и работа сту­дентов оплачивается). Более того, материальная заинте­ресованность может стать решающим фактором в вов­лечении более широкого круга студентов в научно-ис­следовательскую работу. У большинства тех, кто зани­мается НИР, зафиксированы высокие показатели в уче­бе (78,8 % учатся на «отлично» и «хорошо»), многие пользуются заслуженным уважением и авторитетом сре­ди своих товарищей (46,4 %).

    Конечно, хорошо учиться и заниматься научно-иссле­довательской работой, иметь семью под силу далеко не каждому студенту. Очевидно, поэтому научно-исследо­вательской работой занимаются сегодня лишь немно­гие семейные студенты (11,8 % женщин и 24,1 % муж­чин). Наряду с объективными существуют и субъек­тивные причины неучастия в НИР (лень, нежелание и неумение серьезно учиться, отсутствие интереса к нау­ке вообще), в силу которых большинство студентов, независимо от их семейного положения, остаются вне сферы научно-исследовательской работы вуза.

    В жизни студенчества традиционной является обще­ственная работа. Студенту она позволяет развить ор­ганизаторские способности, дает навыки межличностно­го общения и поведения в условиях коллектива. В ра­боте общественных организаций (комитетов комсомола, студенческих профкомов) идет процесс переоценки цен­ностей, намечается отход от традиционных форм работы. Республиканские исследования проблем студенческой мо­лодежи показали, что 53,7 % предпочитают работать в стройотрядах, 30,3 % участвовать в тематических культ­походах и экскурсиях, 28,9 % - в дискуссионных полити­ческих клубах и клубах по интересам. Наблюдается не­который рост активности и заинтересованности студен­тов в решении студенческих проблем. Они принимают в их решении деятельное участие: выступают на ком­сомольских и групповых собраниях по проблемам уче­бно-воспитательной работы (20,6 %), принимают участие в организации свободного времени студентов, их тру­да и быта в общежитиях, наведении порядка в жилых и учебных помещениях, в работе студенческих столо­вых и буфетов (28,3 %), участвуют в выборах руково­дителей факультета и преподавателей (11,9.%.)....

    Занятость студенчества общественной работой значи­тельна. У семейных студентов она даже несколько вы­ше, чем у несемейных (60% и 55,3% соответственно). Мотивы участия в общественной работе у семейных сту­дентов различны. Чувствуют в ней потребность лишь 15 % семейных, остальные же участвуют по необходи­мости, в силу своего социального положения или вы­нужденно, в связи с давлением общественных органи­заций и администрации. Студенты отмечают, что семейные заботы и малень­кий ребенок являются причиной неучастия в обществен­ной работе в два-три раза реже, чем отсутствие жела­ния и интересных дел. Конечно, для замужних студен­ток семья и ребенок становятся основными причинами временного отхода от общественной работы. Но на от­сутствие интересных дел как на причину неучастия в общественной жизни указывают и студентки, не имею­щие детей. Таким образом, не семья является глав­ной виновницей общественной пассивности студентов, а закостенелость старых форм, невостребованность обще­ством сил и энергии молодого поколения.

    Новые формы в той или иной сфере деятельности должны строиться на основе равноправных отношений между ее участниками, интереса общества к запросам молодежи, естественной инициативы и коллективной за­интересованности студенчества в преобразовании наше­го общества.

    Воспроизвести социально активного и творчески мыс­лящего специалиста за пять лет в вузе очень трудно. Было бы легкомысленно неудачи подготовки специалистов в вузе ставить в вину студенческой семье как не­коему искусственному препятствию. Семья и учеба, как и семья и работа, не исключающие сферы чело­веческой жизни. Правомочность их сосуществования не­оспорима. Они имеют нравственную и правовую осно­ву в личностном и социальном плане. Подтверждением этому служат многочисленные позитивные примеры се­мейных студенческих пар. Успешность сочетания семей­ных и учебных обязанностей в определенной мере за­висит от организации учебного процесса, от степени вни­мания к студентам со стороны профкомов, ректоратов, деканатов. Сегодня же почти треть состоящих в бра­ке студентов отметили неудовлетворенность отношением к своей семье со стороны общественных организаций и администрации вузов. На вопрос, поставленный в на­чале раздела, совместимы ли учеба и семья, можно от­ветить следующим образом: успешное совмещение учеб­ной и семейной деятельности вполне возможно для тех, кто достаточно ответственно подходит к тому и дру­гому, кто организован и целеустремлен, кто имеет дос­таточный уровень образовательной подготовки для по­лучения профессии, положительные установки и необ­ходимые умения для семейной жизни.

    Студенческая семья

    Особый отряд молодежи составляет студенчество. Это - элита молодежи, которая задает образец поведения в молодежной среде. Поэтому крайне важно, чтобы именно в данной социальной группе формировалось правильное отношение к семье.

    Сегодня студенческая семья характеризуется большей стабильностью, чем любая другая молодая семья. Это обусловлено тем, что супруги объединены общими интересами и взглядами, их действия направлены на учебу. Но в то же время студенческая семья характеризуется большей зависимостью от родителей, поскольку не имеет серьезных источников доходов. Как любая молодая семья, она сталкивается с материально-бытовыми проблемами и, в первую очередь, с жилищным вопросом. Хорошо, когда молодые начинают совместную жизнь в отдельной квартире, но такое встречается крайне редко.

    Студенческая молодёжь не отказывается от брака в общепринятом понимании этого понятия, но отказывается своевременно и официально регистрировать свой брак. А это ведёт к ослаблению чувств семейного долга, семейных традиций и установок супружеской и семейной верности, а также влияет на репродуктивное поведение. Проблема состоит в том, чтобы социально адаптировать не только отдельных людей, но целые семьи и даже группы семей, для того чтобы семья стала выполнять свои социальные функции и прежде всего - первичной социализации.

    Студенческая семья - достаточно сложный и еще малоизученный объект исследований. Под студенческой семьей понимается такая, в которой оба супруга - студенты дневного отделения.

    Студенческая семья создается в результате активного поиска молодыми людьми близкого, дорогого человека, необходимого для счастливой, полноценной жизни. Характер будущего супружества в значительной мере определяется мотивом, причинами, которые обусловили заключение брачного союза.

    Преобладающим мотивом заключения брака у студенческой молодежи являются любовь и близкие к ней духовные, этические и эстетические ценности и ожидания.

    Студенческая семья в силу близости идейно-нравственных характеристик супругов обладает потенциальной способностью к успешному функционированию. Ряд преходящих социально-экономических, педагогических и административно-правовых факторов, затрудняют реализацию положительных установок на успешное функционирование семьи в студенческие годы.

    Специфика студенческого брака заключается в особенностях деятельности супругов - учебе, временности их социального положения. Окончание учебы, распре деление на работу, в перспективе любимая работа - это составляющие студенческого брака.

    В студенческом браке ожидание радостной долгожданной перспективы окончания учебного заведения имеет двойной эффект. Изменится социальный статус у обоих супругов. Сходство перспективных целей обусловливает главный момент специфики студенческого брака.У семейных студентов можно выявить типичный для этой категории студенчества набор жизненных ценностей и характеристик успеваемости, имеющих, некоторые отличия от тех же показателей у несемейных студентов. При этом семейное положение побуждает их более ответственно относиться к учебе, к овладению профессией, к более конкретным и реальным жизненным ориентациям.

    У семейных студентов отмечается более серьезное отношение к учебе и избранной профессии, они особенно ценят самостоятельность в работе, больше ориентированы на достижение успехов в профессиональном труде. Семейное положение благотворно влияет и на ценностные ориентации студента, способствует развитию интеллектуальных и социальных потребностей.

    Государство, как известно, предпринимает реальные шаги по улучшению условий учебы и быта студенчества.Существенную материальную помощь оказывают и родители студентов. Потребность в пополнении бюджета семьи и связанные с этим работы значительно отвлекают семейных студентов от основного вида их деятельности - учебы. Материальные трудности, которые испытывает значительное число семейных студентов, отнюдь не способствуют успешному овладению знаниями. Однако почти любая молодая семья сегодня нуждается в материальной помощи, и студенческая семья не является исключением.

    Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше и слышали, но не думали, что им придется их решать. В частности, такой маленький бюджет, каким располагает студенческая семья, требует особой тщательности ведения хозяйства. И здесь необходимы хотя бы элементарные знания и умения.

    Сегодня в обществе идут серьезные экономические преобразования, нарастают темпы социальной, эмоциональной и нравственной раскрепощенности молодежи, сексуальная зрелость ее становится более ранней. Все это порождает ряд проблем нравственно-психологического и медико-биологического порядка. Семья представляет для студентов уникальную микросреду в том смысле, что позволяет им снимать целый ряд жизненно важных возрастных потребностей: в любви, отдыхе, интеллектуальном общении с избранником, психологическом комфорте и др. Семейные студенты в меньшей степени испытывают половозрастной дискомфорт. Это позволяет им более рационально распределять свое суточное время, отдавая учебе его значительную часть. Семья не является главным препятствием для успешной учебы и участия в общественной работе.

    При общении студенты-супруги, как правило, часто обсуждают свою учебу, оказывают друг другу посильную помощь при подготовке к занятиям, во время сессий. Совмещение учебной и семейной деятельности зависит в значительной мере и от типа организации семейной жизни, что, в свою очередь, связано с уровнем подготовленности к браку.

    Семья и учеба, как и семья и работа, не исключающие сферы человеческой жизни. Правомочность их сосуществования не оспорима. Они имеют нравственную и правовую основу в личностном и социальном плане. Подтверждением этому служат позитивные примеры семейных студенческих пар.

    Успешное совмещение учебной и семейной деятельности вполне возможно для тех, кто достаточно ответственно подходит к тому и другому, кто организован и целеустремлен, кто имеет достаточный уровень образовательной подготовки для получения профессии, положительные установки и необходимые умения для семейной жизни.

    Студенческие семьи представляют оптимальную модель семьи современного типа. Студенчество в силу своего социального положения призвано умножать нравственный и духовный потенциал общества. Состояние нравственности семьи и получение высшего образования супругами имеет несколько точек пересечения: во-первых, образование само является жизненной ценностью, во-вторых, образование способствует усвоению этических знаний, что сказывается на внутрисемейных отношениях, в-третьих, образование влияет на формирование нравственных качеств и жизненных целей.

    Студенческая семья заметно отличается от других категорий семей уровнем успешности и стабильности. Но не все студенческие семьи одинаковы. Часть из них оказываются несостоятельными в будущем. Стабильность означает устойчивость, прочность. Успешность - нужный или желательный исход дела. Устойчивость, стабильность семьи определяется наличием конкретных целей существования и функционирования и степенью сплоченности семейной группы. Успешность брака - это субъективно-объективная оценка брачно-семейных отношений, отражающая степень удовлетворенности супругов браком и соответствие выполняемых семейных функций общественным интересам. Другими словами, критерием успешности является не только выполнение надлежащим образом семейных функций, но и удовлетворенность супругов браком.Студенческие семьи создаются и развиваются по общим законам. Им присущи типичные черты обычной молодой российской семьи. Поэтому многие проблемы студенческой семьи рассматриваются сквозь призму общих черт современной семьи.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    • Введение
    • 1. Специфика студенческой семьи
    • 2. Основные проблемы студенческой семьи
      • 2.1 Учеба и семья
      • 2.2 Проблемы студенческой семьи и их решение
    • Заключение
    • Список использованной литературы

    Введение

    Студенческая семья - достаточно сложный и еще малоизученный объект исследований. Соответственно литературы по данной теме не много, исследования как правило относятся к концу 80-х, началу 90-х годов прошлого века.

    Высокая мотивация на брак у студенческой молодежи существует уже на первом курсе. По данным исследователей 70% опрошенных первокурсников считают возможным вступление в брак в студенческие годы; 27% - предпочитают сначала получить образование, а затем создавать семью; 3% - уже состоят в браке. Взгляд студентов на функциональную нагрузку современной семьи отражает ориентацию на психологизацию семьи: психологическая функция занимает в ней доминирующее место (около 80%).

    Студенческие семьи создаются и развиваются по общим законам. Им присущи черты обычной молодой российской семьи. Поэтому многие проблемы студенческой семьи рассматриваются сквозь призму общих черт современной семьи.

    Студенческая семья в силу близости идейно-нравственных характеристик супругов обладает потенциальной способностью к успешному функционированию. Однако существует ряд преходящих социально-экономических, педагогических и административно-правовых факторов, затрудняющих реализацию положительных установок на успешное функционирование семьи в студенческие годы. Целью исследования являлось определение специфики студенческой семьи и изучение факторов, влияющих на успешность студенческого брака.

    1. Специфика студенческой семьи

    Студенчество многочисленный отряд молодежи. В 896 вузах страны обучаются более 5 млн. студентов, в том числе на дневных отделениях свыше 2 млн. 600 тыс. 55 % студентов вузов составляют женщины. Результаты ряда исследований, проведенных в вузах Российской Федерации, свидетельствуют о том, что в последнее время доля семенных студентов возрастает.

    Этот процесс соответствует общей тенденции омоложения брака, кинетика свидетельствует, что к возрасту 25 лет в Ирак вступают более 80 % женщин и около 70 % мужчин (сравните: 20 лет назад соответственно 70 % и 60 %). Студенты не являются исключением. Кроме того, среди студентов больше половины женщин, и понятно стремление последних создать семью в наиболее благоприятные для этого годы. Сказывается и тот фактор, что среди студентов растет число тех, кто пришел в вуз из Российской Армии, с предприятий, подготовительных отделений.

    Статистика свидетельствует, что к возрасту 25 лет в брак вступают более 80% женщин и около 70% мужчин. Студенты не являются исключением. Кроме того, среди студентов больше половины женщин, и понятно стремление последних создать семью в наиболее благоприятные для этого годы.

    По данным “Службы семьи”, сегодня до 20 лет выходят замуж более 55% девушек. Главной причиной ранних браков (по данным опроса, проведенного работниками одного из ЗАГСов) среди девушек является страх остаться одной. Если учесть еще, что в стране каждый четвертый-пятый одинокий, и это обстоятельство весьма серьезное, то понять молодежь нетрудно.

    Важным аспектом рассматриваемой проблемы является изменение отношения к студенческим семьям со стороны родителей, общественных организаций и администраций вузов. Оно становится более терпимым. Во многих вузах семьям оказывается помощь и поддержка: выделяются места в общежитии, выдаются денежные пособия, создаются по возможности условия для совмещения учебы и воспитания детей. Все это в определенной мере облегчает жизнь студенческих семей. Изменяется отношение к браку и семейной жизни и у самих студентов.

    Проводившееся в 1988 г. исследование проблем студенческой молодежи республики (опрошено 3186 чел.) сотрудниками ПНИЛСИ БГУ им. В. И. Ленина показало, что целесообразным создавать семью в студенческие годы считают 35,9 % студентов. Считают, что нецелесообразно - 26,6 %. Состояли в браке 15,2 % опрошенных. Ответы эти говорят о том, что треть студентов положительно смотрят на создание семьи во время учебы в вузе, причем половина из них не только на словах положительно относятся к браку в эти годы, но и сами создают семьи.

    Специфика студенческого брака заключается и в особенностях деятельности супругов - учебе, временности их социального положения. Окончание учебы, распределение на работу, в перспективе любимая работа -- это составляющие духовности студенческого брака.

    Социолог Д. М. Чечет справедливо считает, что перспектива радостных событий семейной жизни, создание «светлых пятен» наряду с другими составляющими способствуют поддержанию высокого эмоционального, культурного и интеллектуального тонуса жизни в браке.

    В гомогенном студенческом браке ожидание радостной долгожданной перспективы окончания вуза имеет двойной эффект, так как изменение социального статуса произойдет у обоих супругов. Таким образом, схожесть перспективных целей обусловливает главный момент специфики студенческого брака.

    По своему составу студенческие семьи делятся на две большие группы: имеющие (60,4 %) и не имеющие (39,6 %) детей. Причины, по которым значительная часть семейных студентов воздерживается от расширения состава своей семьи, в основном объективные. Главными из них студенты называют учебу, стесненные жилищные условия, материальные трудности, а также трудности связанные с присмотром за ребенком. Социальное происхождение замужних студенток и женатых студентов разнообразно. Более трети выходцы из семей специалистов со средним и высшим образованием, чуть меньше - из семей рабочих. Около пятой части семейных студентов имеют родителей-колхозников. В ходе исследования была выявлена схожесть социального происхождения у 57,2 % супругов. Видимо, однородность социальной среды воспитания юношей и девушек, обеспечивающая сходство интересов, привычек, социальных установок, способствует их эмоциональному сближению и созданию семьи.

    Вместё с тем следует заметить, что социальное происхождение все в меньшей степени играет роль при выборе брачного партнера. Распространение социально неоднородных семей (в нашем исследовании 42,8 % имеют разное социальное происхождение) свидетельствует о процессе сближения социальных групп в нашем обществе, о стирании различий между ними. Институт брака и семьи все больше утрачивает свой сословный, классовый характер. Вместе с тем встречается определенная «плановость», стремление (прежде всего родителей девушки, юноши) найти жениха или невесту в своем кругу. Эта тенденция наблюдается чаще всего у работников науки, культуры. Сохраняется она и в студенческой среде. В частности, исследование 1988 г. показало, что лишь 51,5% опрошенных не считают различный уровень образования юноши и девушки препятствием для заключения брака.

    Студенческая среда отличается пестрым этническим составом: большинство студентов -- белорусы (72,9 % мужчин и 65,4 % женщин), значительная часть - русские (14,1 и 20 %), есть украинцы (5,9 и 5,4 %), поляки (3,6 и 5,4 %), а также другие национальности (2,6; и 1,3 %). Согласно нашим данным, национально смешанные браки составляют 52 %. Это в основном пары, состоящие из белорусов и русских, белорусов и украинцев, белорусов и поляков, т. е. представителей близких культур. Основную массу однонациональных пар представляют белорусы, что является отражением сложившегося в республике соотношения студенчества по национальному признаку. Наше студенчество характеризуется отсутствием национальных предрассудков при заключении брака. Только 12,7 % опрошенных студентов; дали утвердительный ответ на вопрос «Может ли другая национальность любимого Вами человека послужить препятствием для вступления с ним в брак?». Студенты заключают браки чаще всего на старших курсах, когда близится окончание вуза и распределение на работу (хотя бы для одного из супругов). Возраст вступления в брак у мужчин 22--24 года, у женщин 20--22. Наиболее многочисленную группу составляют семейные пары со стажем от года до двух лет; (39,8 %). Чуть меньшую, со стажем до одного года (37,7 %). Остальные (22,5 . %) имеют стаж семейной жизни более двух лет.

    Нередко студенты полагают, что во время обучения в вузе гораздо легче создать семью, особенно женщинам, так как впоследствии их шансы заметно уменьшаются (с увеличением возраста, с изменением места жительства, где контингент мужчин или женщин недостаточно подходящий и т. д.

    Сейчас, однако, все реже возникает вопрос - создавать семью в студенческие годы или нет. Опрос экспертов во всех вузах республики (представителей профкомов, парткомов, ректоратов, комитетов комсомола) дал возможность установить, что большинство из них одобряют студенческие браки. Многие из опрошенных обзавелись семьей в студенческие годы и считают, что брак в этот период благотворно влияет на становление личности: заставляет почувствовать ответственность перед семьей, вузом, обществом. У семейных студентов отмечается более серьезное отношение к учебе и избранной; профессии, они особенно ценят самостоятельность в работе, больше ориентированы на достижение успехов в профессиональном труде. Семейное положение благотворно влияет и на ценностные ориентации студента, способствует развитию интеллектуальных и социальных потребностей.

    Однако эти аргументы, которые могут быть выдвинуты и в качестве исследовательских гипотез, нуждаются в дополнительных подтверждениях, и в любом конкретном случае вопрос, заключать брак в годы учебы или не заключать, оказывается далеко не праздным.

    2. Основные проблемы студенческой семьи

    2.1 Учеба и семья

    Студенчество является основным источником воспроизводства интеллектуального потенциала страны? В скором времени ему предстоит взять на свои плечи дело развития науки и техники, культуры и искусства, нести ответственность за судьбу Родины. От качества приобретенных знаний, социальной позиции, морального облика современного студента в большой степени зависит прогресс общества. (Социальную зрелость студенчества характеризует его отношение к учебе - главному труду студентов). Приметой времени и своеобразной характеристикой студенческой среды в то же время можно считать тенденцию роста студенческих браков. Оправдано ли это совмещение и личном и социальном плане? Ведь официальное одобрение и неофициальная точка зрения не всегда совпадают. Противники студенческого брака в качестве решающих аргументов указывают на социальную незрелость молодежи, отсутствие материальной базы и собственного жилья, несовместимость учебы в вузе и выполнения семейных функций. Так ли это в действительности?

    Государство, как известно, предпринимает реальные шаги по улучшению условий учебы и быта студенчества (повышается стипендия, строятся общежития, улучшается студенческий быт и т. п.).

    Существенную "материальную помощь оказывают и родители студентов. Однако материальным положением неудовлетворенны 80 % опрошенных семейных студентов. Потребность в пополнении бюджета семьи и связанные с этим работы значительно отвлекают семейных студентов от основного вида их деятельности учебы. Таким образом, материальные трудности, которые испытывает значительное число семейных студентов, отнюдь не способствуют успешному овладению знаниями. Однако мы хорошо знаем, что почти любая молодая семья сегодня нуждается в материальной помощи, и студенческая семья не является исключением.

    Сторонники студенческого брака приводят свои аргументы. Сегодня в обществе идут серьезные экономические преобразования, нарастают темпы социальной, эмоциональной и нравственной раскрепощенности молодежи, сексуальная зрелость ее становится более ранней. Все это порождает ряд проблем нравственно-психологического и медико-биологического порядка. В связи с этим семья представляет для студентов уникальную микросреду в том смысле, что позволяет им постоянно удовлетворять (снимать) целый ряд жизненно важных возрастных потребностей: в любви, отдыхе, интеллектуальном Общении с избранником, психологическом комфорте и др. В силу этого семейные студенты в меньшей степени испытывают половозрастной дискомфорт и это позволяет им, в свою очередь, более рационально распределять свое суточное время, отдавая учебе его значительную часть.

    В ходе исследования сделан вывод, что семья не является главным препятствием для успешной учебы и участия в общественной работе. Есть другие факторы, которые затрудняют учебу в вузе. Основные из них мы проанализируем. Для студенчества учеба - первична. Но умение и стремление учиться, а главное - желание овладеть конкретной профессией, как правило, не возникают сами по себе (спонтанно) по факту зачисления абитуриентов в высшее учебное заведение. Только благое желание овладеть профессией не является надежной гарантией формирования склонности и профессиональных качеств. Редкий абитуриент полностью представляет себе, что составляет сущность его будущей профессии, каких знаний, умений, навыков и способностей она требует, какая система подготовки приведет к овладению специальностью и формированию нужных черт личности. И поэтому школьники, поступающие в вуз по формальным мотивам, обрекают себя в известной мере на ошибку выбора, что впоследствии сказывается на их учебе и профессиональной подготовке. Из 3186 обследованных нами студентов осознанно поступили в вуз лишь 35,8 % (готовились в кружках и студиях, учились в заочных школах при вузе, регулярно участвовали в олимпиадах, окончили спецшколу по будущей специальности). Большинство же (64,2 %) поступили в вуз без учета личных возможностей и специфики будущей профессии, лишь из желания получить высшее образование, или престижности вуза и специальности, или невысокого конкурса, или за компанию с друзьями.

    Понятно, что для становления студента как специалиста нужны соответствующие предпосылки, основными индикаторами которых могут быть профессиональная направленность и соответствующая довузовская подготовка молодежи. Обычно под профессиональной направленностью подразумевают положительное отношение, интерес к профессии, склонность заниматься ею. В понятие направленности также включают потребности, эмоции, установки, интересы и склонности, идеалы и убеждения. Если довузовская подготовка отвечает требованиям системы высшего образования, то учеба в вузе для студента создает непосредственную возможность реализации потребности в высшем образовании. Если нет, то возникает необходимость в дополнительных усилиях студента по развитию и совершенствованию знаний, способностей, навыков, отвечающих требованиям избранной профессии. Успех освоения профессии будет зависеть от того, насколько у студента разовьется потребность в освоении профессии. И в этом смысле не все студенты, попавшие в вуз случайно, безнадежно утрачены для общества как квалифицированные специалисты. В процессе учебы под влиянием различных факторов у них может проявиться интерес к получаемой профессии. Для такой категории студентов особое значение имеет психолого-педагогическая атмосфера учебного заведения, качество преподавания, материально-техническая база, техника и методика учебного процесса и практических занятий.

    Однако приходится констатировать, что сегодня содержанием обучения удовлетворены лишь 29 % студентов из всех опрошенных в ходе исследования

    Серьезные претензии студенты предъявляют и к преподавателям учебных заведений. Многие из опрошенных отмечали некомпетентность, неграмотность некоторых преподавателем, их профессиональное несоответствие. Эти обстоятельства снижают интерес к учебе, превращают учение в формальный процесс и тем самым в определенной степени дискредитируют вузовское образование. Студентами отмечается неадекватная оценка их знаний, грубость, бесцеремонность и некорректность некоторых преподавателей по отношению к студентам, покровительственное отношение к тем, кто имеет влиятельных родственников. В таких условиях очень сложно хорошо учиться и достичь необходимого качества профессиональной подготовки. Студенты, в том числе и семейные, полагают, что повысить качество успеваемости и изменить отношение студентов к учебе как объективной необходимости, разумеется, можно. Для этого следует повысить качество преподавания, создать социальные гарантии при распределении на работу в зависимости от качества полученных знаний, нравственных и физических затрат. Необходимо обеспечить учебный процесс современной техникой, хорошими учебниками и научной литературой.

    Примечательно, что все студенты (как семейные, так и несемейные) учебу в вузе связывают с будущими благами. В этом есть резон. Хорошо подготовленный специалист вправе рассчитывать на соответствующее вознаграждение со стороны общества.

    У семейных студентов мы предполагали выявить типичный для этой категории студенчества набор жизненных ценностей и характеристик успеваемости, имеющих, как нам казалось, некоторые отличия от тех же показателей у несемейных студентов. При этом мы исходили из того, что семейное положение побуждает их более ответственно относиться к учебе, к овладению профессией, к более конкретным и реальным жизненным ориентациям. Это нашло подтверждение в ответах студентов о жизненных целях. Получить хорошую зарплату сразу после окончания вуза хотели бы 90,4 % семейных и лишь 22 % несемейных студентов, комфортабельную квартиру 82,8 % и 3,8 % студентов соответственно. Предположение, что семейная жизнь отрицательно сказывается на успеваемости, не подтвердилось. Существенных расхождений в уровнях успеваемости семейных и несемейных студентов обнаружить не удалось. Было получено следующее распределение ответов на вопросы об успеваемости у семейных студентов (в % к числу опрошенных):

    В целом семейные студенты учатся неплохо. Это в равной степени относится как к женам, так и к мужьям. /Была зафиксирована и такая особенность: семейная жизнь, несмотря на сложности быта и материальные затруднения, для значительной части студентов (41,1 % мужчин и 34,6 % женщин) явилась фактором, стимулирующим учебу. Они стали учиться лучше уже после того, как вступили в брак. Семья и учеба оказались для них приемлемыми и совместимыми. При общении студенты-супруги, как правило, часто обсуждают свою учебу, оказывают друг другу посильную помощь при подготовке к занятиям, во время сессий. Однако существует некоторая зависимость между результативностью учебы и семейными факторами. Один из них - наличие детей. Так, 18,5 % женатых студентов и 31,2 % замужних студенток отмечают, что семейные дела, сложности, связанные с уходом за ребенком (если им заниматься добросовестно), отнимают много сил, времени и мешают хорошо учиться. У студентов, имеющих детей, более высокий процент неуспевающих как среди женщин, так и среди мужчин. Как правило, в отсев по неуспеваемости попадают чаще всего те студентки, которые имеют детей и плохо налаженный быт.

    Совмещение учебной и семейной деятельности зависит в значительной мере и от типа организации семейной жизни, что, в свою очередь, связано с уровнем подготовленности к браку.

    Интересны данные о совмещении супругами учебной и семейной деятельности в различных типах семей. Однако последняя заметно мешает учебе женщин из семей анархического типа, где есть ребенок. Как правило, эти женщины оказываются в неблагоприятных условиях. Брак для них создает ситуацию, в которой «семейная жизнь мешает учебе, а учеба - семье». Более половины из них учатся на «удовлетворительно». Среди мужчин «страдающими» от семьи чаще всего также являются «анархисты». Неорганизованность семейной жизни, разобщенность супругов сказываются и на результатах учебы. В условиях психологического дискомфорта очень сложно достичь необходимого качества профессиональной подготовки. Самые благоприятные результаты от совмещения учебной и семейной деятельности наблюдаются в семьях демократического типа (напомним, что их 81,5 %): почти половина мужей и жен стали «учиться лучше после того, как вступили в брак, учеба тоже не мешает семье». 65,8 % мужчин и 63,5 % женщин из этих семей учатся без «троек».

    На качество учебы существенное влияние оказывает участие студентов в научно-исследовательской работе. В условиях научно-технического прогресса и социальных преобразовании становление специалиста прочно связывается с формированием у студента качеств исследователя, творчески мыслящего работника, способного самостоятельно ориентироваться в огромном потоке научной и социальной информации, оперативно осваивать новые перспективные направления и сферы деятельности. Для развития этих качеств в вузах республики создана и функционирует система НИР. Все студенты (особенно дневного отделения) имеют реальную возможность участвовать в научно-исследовательской работе кафедр, лабораторий, научных кружков. НИР - своеобразный инструмент, повышающий авторитет и престиж студента, а для семейного студента она может стать и определенным материальным подспорьем (в случае, если вуз ведет хоздоговорные научные работы и работа студентов оплачивается). Более того, материальная заинтересованность может стать решающим фактором в вовлечении более широкого круга студентов в научно-исследовательскую работу. У большинства тех, кто занимается НИР, зафиксированы высокие показатели в учебе (78,8 % учатся на «отлично» и «хорошо»), многие пользуются заслуженным уважением и авторитетом среди своих товарищей (46,4 %).

    Конечно, хорошо учиться и заниматься научно-исследовательской работой, иметь семью под силу далеко не каждому студенту. Очевидно, поэтому научно-исследовательской работой занимаются сегодня лишь немногие семейные студенты (11,8 % женщин и 24,1 % мужчин). Наряду с объективными существуют и субъективные причины неучастия в НИР (лень, нежелание и неумение серьезно учиться, отсутствие интереса к науке вообще), в силу которых большинство студентов, независимо от их семейного положения, остаются вне сферы научно-исследовательской работы вуза.

    В жизни студенчества традиционной является общественная работа. Студенту она позволяет развить организаторские способности, дает навыки межличностного общения и поведения в условиях коллектива. В работе общественных организаций (комитетов комсомола, студенческих профкомов) идет процесс переоценки ценностей, намечается отход от традиционных форм работы. Республиканские исследования проблем студенческой молодежи показали, что 53,7 % предпочитают работать в стройотрядах, 30,3 % участвовать в тематических культпоходах и экскурсиях, 28,9 % -- в дискуссионных политических клубах и клубах по интересам. Наблюдается некоторый рост активности и заинтересованности студентов в решении студенческих проблем. Они принимают в их решении деятельное участие: выступают на комсомольских и групповых собраниях по проблемам учебно-воспитательной работы (20,6 %), принимают участие в организации свободного времени студентов, их труда и быта в общежитиях, наведении порядка в жилых и учебных помещениях, в работе студенческих столовых и буфетов (28,3 %), участвуют в выборах руководителей факультета и преподавателей (11,9.%.)....

    Занятость студенчества общественной работой значительна. У семейных студентов она даже несколько выше, чем у несемейных (60% и 55,3% соответственно). Мотивы участия в общественной работе у семейных студентов различны. Чувствуют в ней потребность лишь 15 % семейных, остальные же участвуют по необходимости, в силу своего социального положения или вынужденно, в связи с давлением общественных организаций и администрации. Студенты отмечают, что семейные заботы и маленький ребенок являются причиной неучастия в общественной работе в два-три раза реже, чем отсутствие желания и интересных дел. Конечно, для замужних студенток семья и ребенок становятся основными причинами временного отхода от общественной работы. Но на отсутствие интересных дел как на причину неучастия в общественной жизни указывают и студентки, не имеющие детей. Таким образом, не семья является главной виновницей общественной пассивности студентов, а закостенелость старых форм, невостребованность обществом сил и энергии молодого поколения.

    Новые формы в той или иной сфере деятельности должны строиться на основе равноправных отношений между ее участниками, интереса общества к запросам молодежи, естественной инициативы и коллективной заинтересованности студенчества в преобразовании нашего общества.

    Воспроизвести социально активного и творчески мыслящего специалиста за пять лет в вузе очень трудно. Было бы легкомысленно неудачи подготовки специалистов в вузе ставить в вину студенческой семье как некоему искусственному препятствию. Семья и учеба, как и семья и работа, не исключающие сферы человеческой жизни. Правомочность их сосуществования неоспорима. Они имеют нравственную и правовую основу в личностном и социальном плане. Подтверждением этому служат многочисленные позитивные примеры семейных студенческих пар. Успешность сочетания семейных и учебных обязанностей в определенной мере зависит от организации учебного процесса, от степени внимания к студентам со стороны профкомов, ректоратов, деканатов. Сегодня же почти треть состоящих в браке студентов отметили неудовлетворенность отношением к своей семье со стороны общественных организаций и администрации вузов. На вопрос, поставленный в начале раздела, совместимы ли учеба и семья, можно ответить следующим образом: успешное совмещение учебной и семейной деятельности вполне возможно для тех, кто достаточно ответственно подходит к тому и другому, кто организован и целеустремлен, кто имеет достаточный уровень образовательной подготовки для получения профессии, положительные установки и необходимые умения для семейной жизни.

    2.2 Проблемы студенческой семьи и их решение

    В молодежной среде, в том числе и студенческой, достаточно широко распространены добрачные интимные связи. Почти 70% студентов ВУЗов считают добрачные сексуальные отношения допустимыми. Так, среди студенческих семейных пар имели интимные отношения с будущим супругом до брака примерно 80%, а 55% и 20% женщин отметили, что имели опыт сексуальных отношений до знакомства с будущим супругом. Констатируя факт широкого распространения добрачной половой жизни студентов, следует все же отличать интимную связь влюбленной пары от половой распущенности некоторых молодых людей. Если оценивать причины добрачного сексуального общения, то следует заметить, что почти 60% студентов допускают возможность вступления в сексуальные связи только с любимым человеком. И только около 12% опрошенных не видят никаких препятствий для полной свободы добрачных отношений. Большинство опрошенных студентов считают добрачную близость допустимой и нравственно оправданной, если ей сопутствует любовь и планы будущего заключения брака. Почти половину опрошенных семейных пар составили такие, где супруги были знакомы до брака от года до трех лет. При этом знакомство почти 70% супругов было связано с совместной учебой, что, безусловно, обусловило общность их взглядов, жизненных планов, дало возможность узнать и понять личность будущего супруга.

    Студенческая семья создается в результате активного поиска молодыми людьми близкого, дорогого человека, необходимого для счастливой, полноценной жизни. Характер будущего супружества в значительной мере определяется мотивом, причинами, которые обусловили заключение брачного союза.

    Было доказано, что преобладающим мотивом заключения брака у студенческой молодежи являются любовь и близкие к ней духовные, этические и эстетические ценности и ожидания.

    В работах советских социологов С.И. Голода, З.И. Файнбурга, А.Г.Харчева и других отмечается довольно большое разнообразие мотивов, лежащих в основе принятия решения о вступлении в брак: это и любовь, и общность интересов, и совпадение вкусов, стилей жизни, материальные соображения, случайность и пр. При этом каждый специалист пользуется своим "набором" наиболее значимых с его точки зрения мотивов.

    Любовь как эмоциональная основа брачного союза преобладает над другими мотивами. В браке любовь остается для большинства супругов высшей ценностью. Сохранение взаимной любви супругов в браке считается одной из субъективных характеристик успешного функционирования семьи. На основе сильной, положительно окрашенной эмоциональной связи супругов осуществляется преодоление всех трудностей сложного периода адаптации. Характер и сила чувств определяют уровень "социального оптимизма" супругов-студентов, а именно: невосприимчивость к внешним неблагоприятным для семьи условиям существования, в первую очередь материально-бытовым.

    Любовь должна быть подлинной и действенной, т.е. предполагать "не получение эгоистического удовлетворения, а испытание радости через радость другого человека, наслаждение через отраженное наслаждение др у гого ". Подлинность чувства предусматривает уважение прав и достоинств супруга, его интересов, духовную близость супругов.

    Эмоциональная сторона брака имеет для молодых супругов первостепенное значение. Удовлетворенность браком у каждого из них связана с характером и силой чувств. Ни материально-бытовые условия, ни возможность продолжать учебу без дополнительных трудностей, возникающих с созданием семьи, не влияют на удовлетворенность браком так сильно, как характер и сила чувств молодых супругов-студентов.

    Установлена связь между сохранением чувства любви в браке и характеров использования свободного времени: справедливое распределение домашних обязанностей между супругами позволяет увеличить время досуга семейной женщины.

    Большое значение для сохранения и укрепления чувств молодых супругов имеет положительно окрашенное общение. Общение - необходимое условие для полнокровной, внутренне богатой и эмоционально насыщенной жизни.

    Одним из главных вопросов, с которыми сталкиваются вступающие в брак студенты, является жилищный вопрос. Хорошо, когда молодые начинают совместную жизнь в отдельной квартире, но такое встречается крайне редко. Жилищную проблему семейных студентов в определенной мере позволяют решать студенческие общежития. Предоставление комнаты в общежитии молодой семье напрямую зависит от материального обеспечения того или иного высшего учебного заведения. Сегодня они находятся в неравных условиях. В связи с этим, например, обеспеченность общежитиями выше среди студентов технических ВУЗов, чем педагогических и ВУЗов, где готовят работников культуры. Студенческим семьям предоставляют места в общежитиях только лишь около половины ВУЗов.

    Правда, нельзя сказать, что в нашей стране в плане решения жилищной проблемы студенческих семей ничего не делается. В некоторых ВУЗах есть положительный опыт.

    Студенческая семья живет сегодня в очень трудных материальных условиях. Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше и слышали, но не думали, что им придется их решать. В частности, такой маленький бюджет, каким располагает молодая семья, требует особой тщательности ведения хозяйства. И здесь необходимы хотя бы элементарные знания и умения.

    Анализ бюджета студенческих семей, проведенный латышским социологом П.П. Звидриньшем, показал, что, несмотря на определенную материальную помощь родителей, в материальном отношении они живут в менее благоприятных условиях, чем семьи молодых людей, занятых в производстве.

    По данным социологов сегодня также примерно 40% семейных студентов имеют дополнительный приработок. Но если среди студентов консерватории дополнительно работает почти половина семейных студентов, то среди будущих педагогов - всего 3-5%. Следовательно, возможность "подработать" во многом зависит от профессии, к которой готовит себя студент.

    В период брачной адаптации формируются общие представления супругов о браке и семье. Конфликт в молодой семье происходит именно из-за наличия у молодых супругов представлений о семейной жизни, в чем-то противоречащих друг другу. Под супружеским конфликтом в широком смысле мы понимаем столкновение между супругами, вызванное противоречием установок, целей, взглядов, идеалов, представлений и т.д. по отношению к конкретному предмету или ситуации.

    Главная причина семейных несчастий, как писал Л.Н. Толстой, заключается в том, что люди воспитаны на мысли о счастье и ждут его от брака. Но даже порой после нескольких месяцев супружеской жизни горячие чувства уходят в небытие, а остаются только серые, нескончаемо однообразные, с массой самых обыденных и прозаических дел, будни.

    По данным специалистов в большинстве студенческих семей конфликты бывают нечасто и имеют конструктивный характер, что отмечают 85% супругов-студентов. Особенностью отношений в студенческой семье является обеспокоенность обоих супругов (68% мужей и 76% жен) появлением конфликтов, независимо от их характера и частоты. Еще одной характерной чертой студенческого брака является разнообразное содержание конфликтов. Они связаны как с основными сторонами жизнедеятельности семьи, так и самым широким спектром проблем, решаемых супругами в период адаптации. Это свидетельствует об активности адаптационных процессов. Если в зрелой семье сфера конфликтов ограничена и причины ссор достаточно однообразны, то в молодой семье поводом для столкновений становится буквально все.

    От чего же зависит частота и характер конфликтов? Какие субъективные и объективные характеристики студенческой семьи их определяют? Способ организации семейной жизни оказывает влияние не только на частоту и содержание, но и на характер конфликтов. От того, на каких началах организована жизнь в семье, зависит и способ принятия решений. Наибольшую удовлетворенность способом принятия решений, например, высказали супруги из семей демократического типа. Это объясняется тем, что в этих семьях не только совместно принимаются решения, но и поровну делится ответственность за их реализацию. Чем больше супруги удовлетворены принятым решением, тем больше шансов, что в этой семье будет преобладать конструктивный конфликт.

    Определяющее влияние на частоту, характер и другие характеристики конфликтов оказывает и степень удовлетворенности жены-студентки распределением работы по дому и обязанностей по уходу за ребенком.

    На конфликт в студенческой семье существенным образом влияет также неудовлетворенность супругов проведением досуга, который имеет ценность в молодежной среде. Создание семьи предполагает возникновение новых обязанностей, а значит, уменьшение свободного времени. Содержание досуга также становится другим.

    На конфликты влияет и степень единства взглядов, установок супругов на то, как она должна быть организована. Следует также отметить, что, как правило, жены-студентки считают взаимную любовь в браке обязательной. Мужья-студенты не отличаются таким единодушием.

    Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

    1. Студенческая семья - особый вид молодой семьи, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет;

    2. Студенческая семья характеризуется большей стабильность, чем любая другая молодая семья, т.к. супруги объединены общими интересами и взглядами, их действия направлены на учебу;

    3. Студенческая семья также характеризуется большей зависимостью от родителей, т.к. единственный источник доходов - стипендия или, иногда, плюс кое-какой заработок;

    4. Студенческая семья сталкивается с такими же материально-бытовыми проблемами, как и любая молодая семья. Особую позицию здесь занимает жилищный вопрос, т.к. не все учебные заведения дают возможность получить семейные общежития.

    Заключение

    Студенческие семьи создаются и развиваются по общим законам. Им присущи типичные черты обычной молодой российской семьи. Поэтому многие проблемы студенческой семьи рассматриваются сквозь призму общих черт современной семьи.

    Анализ работ исследователей позволяет выделить несколько специфических проблем, характерных для большинства студенческих семей: низкий денежный доход; трудности совмещения учебы и семейных обязательств; трудности, связанные с рождение и воспитанием детей: некому присматривать за ребенком во время учебы; небольшие возможности для приработка.

    В числе ближайших жизненных планов у студенческих семей важное место занимает рождение ребенка. С появлением ребенка семья вступает в новый, более ответственный этап развития. Но, различные исследования показывают, что определенная часть молодоженов, иногда вопреки интересам своей семьи, откладывают рождение первенца из-за материальных затруднений (далеко не все из них получают материальную помощь от родителей, многим семейным студентам приходится подрабатывать в “свободное время”, другим - переходить на заочное отделение, или вообще на какое-то время (а иногда насовсем) откладывают учебу). Примерно в половине случаев откладывание рождения ребенка мотивируется трудностями в решении жилищного вопроса.

    У семейных студентов, которые уже имеют детей, одним из главных вопросов является “Где и с кем оставить ребенка во время занятий?”.

    Большинство вузов не имеют своих садов и яслей. У менее половины студенческих семей дети посещают дошкольные учреждения, у 30% - мать находится в отпуске по уходу за ребенком.

    Другой, основной проблемой является нехватка свободного времени.

    Отмечается, что с появлением ребенка супруги меньше времени уделяют друг другу, у большинства семей нет времени для частых встреч и общения с друзьями.

    Также, в числе проблем, выделенных студентами-родителями, является то, что многие из них мало информированы о пособиях, предоставляемых государством и вузом семьям, имеющим детей.

    Затруднения в разрешении обозначенных выше проблем, могут привести к конфликтам в семье, ухудшению здоровья студенческих семей, уменьшению рождаемости, увеличению матерей-одиночек, возрастанием отказничества от детей, т.е. к утрате семьей своих основных функций. Для избежания таких последствий в современном обществе нужна разработанная и налаженная система мер социальной поддержки студенческим семьям, оказание помощи им как со стороны государства, так и со стороны администрации вузов, общественных организаций. Немаловажную роль при этом должны играть сами студенческие семьи. Заинтересованность и инициативность в решении проблем, желание и умение обустраивать свой быт в значительной степени будет способствовать успешному функционированию семьи студента.

    Список использованной литературы

    1. Антонов А.И., Медков В.М. «Социология семьи». - М.: Изд-во МГУ, 1996.

    2. Говако Б.И. «Студенческая семья» / Редкол.: Э.К. Васильева (пред.) и др. - М.: Мысль, 1988.

    3. Антонов А.И. «Современная семья: два взгляда на одну проблему» // Семья в России 1999. № 1-2.

    4. Каблуков В.А. «Проблемы студенческих семей» - К.: О-во «Знание» УССР, 1989. (Сер. 7 «Педагогическая», №4)

    5. Бойко В.В., Оганян К.М., Копытенкова О.И. «Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России» - СПб, Издательство “Сударыня”, 1999.

    7. Рябова Г.Б. «Семьеведение. Учебное пособие.» Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2004. 171 с.

    8. Свад ьбина Т.В. «Семья и российское общество в поиске обновления» Нижний Новгород, 2000.

    9. Черняк Е.М. «Социология семьи: Учебное пособие». - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2003.

    10. Шнейдер Л.Б. «Психология семейных отношений» Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, издательство ЭКСМО-Пресс, 2000.

    Подобные документы

      Специфика студенческой семьи. Понятие и общая характеристика студенческих семей. Типы семей. Основные проблемы студенческой семьи. Учеба и семья. Проблемы студенческой семьи и их решение.

      курсовая работа , добавлен 07.08.2007

      Семья как система социального функционирования человека, функции: репродуктивная, социальная. Рассмотрение причин снижения воспитательного потенциала семьи. Характеристика основных трудностей студенческой семьи и ее потребность в профессиональной помощи.

      курсовая работа , добавлен 11.11.2012

      Анализ методических основ изучения браков и разводов в молодежной среде. Исследование основных теорий семьи. Определение факторов и причин, влияющих на принятие решения о разводе. Характеристика мероприятий, направленных на укрепление института семьи.

      дипломная работа , добавлен 27.10.2012

      Гражданский брак в представлении студенческой молодежи. Социально-психологические факторы, определяющие создание молодых семей. Проблема ранних браков: отношение студенческой молодежи, трансляция ценности фамилизма посредством социальной рекламы.

      реферат , добавлен 16.11.2009

      Причины образования и распада ранних браков. Проблемы молодой семьи и рекомендации экспертов по поводу её сохранения. Анализ статистических данных о регистрации и расторжении ранних браков, предоставленных территориальным отделом ЗАГС города Череповца.

      курсовая работа , добавлен 13.03.2012

      Теоретические понятия "брак" и "семья", семья в юридическом смысле. Молодая студенческая семья как особая категория семей. Типы молодой семьи и стадии её развития, основные проблемы и причины конфликтности в период первичной адаптации к брачной жизни.

      реферат , добавлен 26.07.2010

      Студенческая семья: понятие, сущность, существующие проблемы и их источники. Состояние социокультурной среды как фактор формирования ценностных ориентаций молодежи. Программа по организации социальной защиты студенческой семьи, ее итоги и эффективность.

      дипломная работа , добавлен 14.03.2015

      Семья как малая социальная группа. Основные типы семьи. Специфика семьи как социального института, ее основные функции. Межличностные отношения между детьми и родителями. Факторы семейной связи, определяющие крепость семьи. Проблемы современной семьи.

      контрольная работа , добавлен 27.10.2010

      Исследование положения молодой семьи в современном российском обществе. Выяснение основных ценностей студенческой молодежи. Выявление взглядов студентов на институциональные проблемы молодой семьи. Обзор готовности студенческой молодежи к созданию семей.

      практическая работа , добавлен 19.04.2015

      Анализ причин ослабления семьи и признаков падения ее современных "устоев". Кризисные моменты, ведущие к разложению белорусской семьи. Процентное соотношение числа зарегистрированных браков и разводов. Влияние церкви на брачные и семейные отношения.



    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png