Один из эпитетов, которым награждали масленичную неделю - «разорительница», поскольку много сил, энергии и средств тратилось на этот праздник. Но не остаться без денег на масленицу можно. Вам помогут денежные заговоры.

Денежные заговоры на Масленицу чаще всего связаны, конечно, с чучелом. В старину его делали всеми дворами вместе, общими усилиями наряжая куклу в старую женскую одежду, с которой охотно расставались. Считалось, что таким образом можно избавиться от бед и болезней, а также от всего негативного — от долгов, безденежья и бедности.

Поскольку Масленичная неделя связана с привлечением достатка и благополучия в каждый дом, в день сожжения чучела можно читать заговоры, которые помогут вашему кошельку всегда быть полным, а вам — не знать нужды. Сила заговоров увеличивается сжиганием чучела и самой энергетикой масленичной недели, поэтому вы наверняка пополните ваш бюджет.

Первый заговор

После того, как чучело Масленицы будет сожжено, возьмите как можно больше пепла в руку, положите туда монетку и произнесите трижды заговор:

Как реки стекаются в море, как месяц за собою звезды водит, так и ты приведи ко мне себе подобных, да столько, сколько пепла вокруг тебя будет. Пусть будет так, отныне и во веку.

Монетку вместе с пеплом закопайте и оставьте так на ночь. Делайте это в укромном месте и не забудьте, куда именно вы ее зарыли. На откопайте монетку. Чтобы к ней не пристали болезни и беды, надо быстро сказать семь раз: «Сгинь беда, как с гуся вода» . И трижды подуть на нее после. Носите монетку всегда в своем кошельке.


Второй заговор

Когда горит Чучело масленицы нужно произнести на монетку:

Дым клубом идет, деньги зовет, я монетку покажу и на свой кошелек укажу. Пусть дым богатство позовет, а кошелек мой себе его возьмет. Сказано — сделано, да сбудется так.

Монетку надо три раза подкинуть вверх и поймать, сделать это нужно левой рукой. Потом положите ее в самое легкодоступное место в кошельке.

Третий заговор

Возьмите десятикопеечную монетку и повторите семь раз:

Монетка плохая — не для меня. Пусть после цифры один будет три ноля! А ты забирай бедноту и неси в кошелек полноту. Слово мое исполняй, отныне и вовек помогай.

Монетку кидайте в костер, и все беды вскоре уйдут.

Заговор на спичку

Спичку надо положить на неделю в кошелек и носить ее все это время там. Перед поджогом чучела на спичку произносится заговор:

Чучело горит и беды горят, вместе с этим огнем гори беда из кошелька, гори и не возвращайся. Пусть сколько от костра пепла в землю втопчется, столько ко мне, (имя), денег придет. Держи слово крепко, как камень и твердо, как замок. Да будет так.

Этой спичкой подожгите чучело либо бросьте ее в общий костер.

Все четыре заговора достаточно сильны и обязательно подействуют. Достатка вам сегодня и завтра, и не забывайте нажимать на кнопки и

11.03.2016 01:10

Масленица - славянский праздник, зародившийся в глубокой древности. Раньше его ждали с нетерпением. Особые приметы...

Масленица является одним из любимейших народных праздников. Гулянья в это время растягиваются надолго, и это...

Масленица к нам пришла из язычества, народ праздновал Масленицу еще до возникновения христианства на Руси. Сейчас Масленица непосредственно привязана к дате Пасхи, в церковном календаре она называется Масленичная неделя (Масленица начинается за неделю до Великого Поста), а раньше она была связана с проводами зимы и встречи весны. Считается, что во время Масленицы человек очищается от «тяжелых» зимних энергий и подготавливает себя ко всему новому. Но от зимней спячки не так просто избавиться, тут на помощь приходит Масленица, на праздновании которой изгоняется энергия зимы и призывается энергия Весны. Для этого существовали определенные ритуалы: разжигали большой костер, делали чучело Зимы, которое сжигали. Празднование Масленицы можно разделить на две части: это Узкая Масленица и Широкая Масленица. Каждый день Масленицы имеет по традиции предков свое название и у каждого дня существует определенное предназначение. Понедельник, вторник и среда относятся к узкой Масленицы, а четверг, пятница, суббота и воскресенье к широкой Масленице, именно в этот период и происходят самые обширные гулянья. Пляски, хороводы, песни – это значит началась широкая Масленица. Если в узкой Масленице люди занимались домашними делами, то с наступлением широкой Масленицы у людей начинались веселье, и работа прекращалась до Великого Поста. Ну и конечно главный символ Масленицы – это блины (на протяжении всей Масленицы было принято печь блины), которые символизируют Солнце, но и одновременно и поминальное кушанье, так как в старые времена на Масленицу люди посещали могилы своих предков и обязательным условием было оставить на могилах предков собственноручно испеченные блины и попросить предков в наступившем году избавится от всякого рода неприятностей, потерь, бед и болезней. Также принято угощать блинами было не только своих родственников, но и нищих. Не забывали люди и про древнеславянского Бога Велеса, которому по старым обычаям необходимо было оставить в лесу под елью дары, которые обеспечат в будущем исполнение желаний и благополучия. Кроме того, Масленица богата различными приметами и гаданиями.

Понедельник (7 марта) называется «Встреча Масленицы». В этот день хозяйки начинали печь блины, причем, первый блин обязательно отдавали нуждающимся, бедным людям. Еще в понедельник готовили чучело Масленицы, которое выставляли на главной улице. И оно, облаченное в лохмотья, должно было простоять до воскресения.

Вторник (8 марта) в народе называли «Заигрыш». Этот день полностью посвящали молодоженам. В этот день устраивались народные гуляния: катание на санках, на каруселях и ледяных горках.

Среда (9 марта) – «Лакомка». В этот день принято было созывать в дом гостей (соседей, друзей, родных) и угощать их вкусными блинами, пирогами, медовыми пряниками. Также в среду тещи блинами угощали своих зятьев, отсюда и выражение пошло «Пришел зять, где сметаны взять?». В этот день популярными были кулачные бои и конные бега.

Четверг (10 марта) в народе нарекли «Разгуляй». Именно с этого дня начиналась Широкая Масленица, которая сопровождалась катанием на санках, играми в снежки, веселыми песнями и хороводами.

Пятница (11 марта). Этот день обозначили как «Тещины вечерки», потому что именно в пятницу зятья приглашали в свой дом тещу и угощали блинами. При этом муж их дочери, накануне, должен прийти в дом к теще и позвать ее в гости.

Суббота (12 марта) называется в народе «Золовкины посиделки». Молодые невестки звали к себе сестер мужа, вели с ними разговоры, угощали различными вкусностями и дарили подарки. Если золовка еще не успела выйти замуж, то невестка звала своих незамужних подруг, а если сестра мужа состояла в браке, то приглашались только замужние родственницы.

Воскресенье (13 марта) является апофеозом Масленицы и имеет название «Прощеное воскресенье». Именно в этот день провожали Масленицу, прощались зимой и символично сжигали чучело. Еще в воскресенье принято просить у родных и знакомых прощения за те, обиды, которые накопились за весь год.

Каждый день Масленицы имеет свое название: понедельник – это встреча, вторник – заигрыш, среда – лакомка, разгул, перелом, четверг – рагуляй-четверток, широкий, пятница – тещина вечеринка, тещин вечер, суббота – золовкины посиделки, проводы, воскресенье – прощеный день, заговенье на Великий Пост. Наиболее значимыми днями считаются: понедельник – встреча Масленицы, четверг это — широкая Масленица, и воскресенье – это проводы Масленицы, в народе этот день называется «Прощеный День».

Дни Масленицы

Узкая Масленица.

Первый день — Понедельник – Встреча. Именно с этого дня в семья начинали печь блины. Перед тем как замесить тесто на первые блины, самая старшая женщина в доме, выходила на улицу, после того, как уже появились звезды, и шла к реке, озеру или просто колодцу, смотрела в воду и просила месяц заглянуть в окошко дома и подуть на опару: «Месяц ты месяц, золотые твои рожки! Выглянь в окошко, подуй на опару!».

По традиции первый блин выносили на крыльцо и говорили: «Честные покойнички наши, вот для ваших душ блинок!» — и после этого отдавали бездомному, что тот помолился за умерших родственников.

Вечером в дом приглашали всю родню, а невестку отправляли к себе домой, для того, чтобы на следующий день прийти к ним в гости.

Также в понедельник из старой и ненужной женской одежды сооружали чучело, которое сначала возили по всей деревне, при этом пели и танцевали, и которое потом ставили посреди центральной части города или на самой высокой точке.

Второй день – Вторник – Заигрыши. Во второй день Масленицы было принято ходить по гостям, посещать различные ярмарки, где скоморохи устраивали различные спектакли, а также катались на санках. Очень распространено было смотрины невест, для того, чтобы после Великого Поста сыграть свадьбу.

Третий день – Среда – Лакомки. В этот день в домах накрывали очень пышные столы. В среду теща зазывала к себе зятя и угощала блинами. Считалось, если теща и зять находится в хороших отношениях, то это просто хорошая и давняя традиция угощения блинами, а если теща и зять находились в ссоре, то это был хороший повод для примирения.

Широкая Масленица

Четвертый день – Четверг – Разгуляй. Разгуляй четверток. Широкий четверг.

С четвертого дня прекращались все работы по дому и празднование Масленицы начиналось в полную силу. Самыми распространенными развлечениями были: кулачные бои, катания на санках, качелях, люди соревновались в поедании блинов и другой еды.

Пятый день – Пятница – Тещины вечерки.
На Тещины вечерки, теща ходила к своему зятю на блины.
Шестой день – Суббота – Золовкины посиделки.

В этот день невестки накрывали столы различными яствами и приглашали сестер мужа на праздник. Если девушка была не замужем, тогда она приглашала в гости своих подруг. Если девушка была помолвлена, тогда она дарила своим родным подарки.

Седьмой день – Воскресенье – Прощенное воскресенье, Проводы Масленицы. Целовальник. В последний день Масленицы сжигалось чучело и вся еда, которая осталась после праздников, пепел развеивали на поле или над речкой. Считалось, что развеянный пепел разбудит спящую землю. Вечером в церкви проводился специальный обряд прощения, люди друг у друга просили прощение и после этого целовались, это делалось для того, чтобы именно с чистою Душой и сердцем начать Великий Пост.

По старым обычаям за стол в последний день Масленицы принято садится семь раз, по количеству дней праздника. В седьмой раз, семья должна садиться за стол в полном составе. Еда, которая осталась после ужина не убиралась, она накрывалась белой скатертью, а потом овечьей меховой шкурой, считалось, что весь год в семье тогда не будет разногласий.

Перед закатом люди собирались и шли на кладбище, кланялись своим усопшим близким и оставляли на могилах блины.

В последний день Масленицы спиртное пили очень мало и было принято уснуть до полуночи.

В понедельник утром шли в баню (Чистый понедельник), начинался Великий Пост.

Приметы на Масленицу

  • По традиции предков, Масленица должна проводится очень богата и весело, люди не должны скупится на угощения, т.е. как проведешь Масленицу, так и год пройдет.
  • Если блины у хозяйки получаются красивые и пышные – то и год будет благополучный и богат на урожай, а если прилипают и не получаются – то ждать в году неприятностей.
  • Чем больше блинов в доме испекут на Масленицу, тем богаче в доме станет, а если мало блинов хозяйке испечет, то и урожая не будет. Считалось, что каждый испечённый блин ассоциировался с солнцем, т.е. один блин – один солнечный день, и чем больше блинов, тем больше солнечных дней. Но в тоже время, слишком много блинов тоже плохо, так как будет засуха, а если слишком мало, то будет плохая погода, и урожай не уродится, то есть должна быть золотая середина.
  • В середине Масленицы теща должна обязательно позвать своего зятя на блины, и если блины понравятся зятю, то и год проживут в мире и взаимопонимании.
  • На Масленицу всегда в старину сооружали качели. Раскачивались на качелях, и кто выше всех взлетал, у той семьи и урожай будет больше других.
  • То же самое и с катанием с горки, кто дальше всех съедет с горки, у того и лен вырастет самый длинный.
  • Если в канун Масленицу шел дождь, то осень обещает быть полна грибов, а если мороз, то лето будет не жарким и урожай будет хорошим.
  • Кто на Масленицу на угощения скупится, тот за год разорится. Считается, что именно неожиданные гости приносят на Масленицу в дом счастье.
  • Если на Масленицу выкинуть старые вещи, то в этом году будут новые обновки.
  • На Масленицу если человек сможет простить, то в свою жизнь сможет новое пустить.

Обычаи на Масленицу

  • Всегда первый блин на Масленицу съедается в честь памяти о умерших предках.
  • В прошлые времена существовал обычай который сейчас совсем забыли, в конце Масленицы тесть обязательно приглашал своего зятя «доесть барана», т.е. последний мясной день перед началом Великого Поста.
  • Дети на Масленицу свистели в свистульки которые были изготовлены в виде птиц, тем самим они зазывали назад перелетных птиц.

Гадания на Масленицу

Гадания по блинам

  • Если первый блин легко перевернулся, то незамужней девушке в доме предстояло замужество, а если первый блин пристал к сковороде, то еще три года в девках сидеть.
  • Если у блина края ровные, то и замужество будет счастливое, а если края неровные, то девушке стоило задуматься, выходить замуж за этого человека или нет.
  • Сколько дырочек в блине получилось, сколько детей будет.
  • Если блин посередине припекся, то муж будет верен своей жене, а если сбоку, то будет гулять.
  • Первый блин получился красивый, румяный – к здоровью, а если бледный – то к болезням.
  • Тонкий блин получился – легко год пройдет, толстый получился – к трудному году.

В последний день Масленицы блины раздавались прохожим, и если блин брал первый мужчина, то и родится в семье первый мальчик. Если все блины раздали, то семью ждало счастье, а если блины остались, то девушке столько лет в девках сидеть.

Гадание на хвое

Девушки ходили в лес и ломали разнообразные хвойные ветки (толстые, тонкие). В полночь хвоя раскладывалась на полу, девушки завязывали глаза и выбирали ветку:

  • толстая и густая ветка хвои – жених будет солидный;
  • красивая ветка, но не сильно густая – жених будет очень красивым;
  • толстая кора на ветке – жених будет обеспеченным;
  • облупившаяся кора, и хвои мало – жених будет средненьким.

Гадание по сковороде, на которой пекутся блины

В тайне от всех возьмите сковороду на которой пекутся блины и положите тихо матери под кровать со словами: «Суженый-ряженый, приходи к теще блины есть». Кто в гости во сне к матери придет, и она его накормит — тот и будет вашим суженным».

Гадание на Масленичном пироге

Данное гадание поможет узнать, исполнится желание или нет. Испеките пирог, и пока пирог теплый, его необходимо накрыть салфеткой из ткани. Потом возьмите нож и опустите его в крещенскую воду. Снимите салфетку с вашего пирога и вытрите салфеткой нож со словами: «Как с ножа вода, так из дома худоба. Едим пироги царские да боярские. Дружок-пирожок, открой мне зарок». Потом побрызгайте пирог Святой водой, загадайте желание и воткните в него нож:

  • Нож остался прямо – все останется без изменений.
  • Нож наклонился в вашу сторону – желание сбудется, но вы сами будете мешать ему быстро исполниться.
  • Нож отклонился от вас – желание не сбудется, вы сами создаете себе помехи.
  • Нож отклонился вправо от вас – желание не сбудется.
  • Нож отклонился влево от вас – желание сбудется.
  • Если нож упал – неудачи вас ожидают в этом году.

Гадание на блинах с друзьями

Для этого необходимо испечь блинов и сделать начинку: сладкую, острую, соленую, пресную и т.д. Можно добавить монетку, или самим придумать ассоциативные предметы.

  • сладкая начинка – удача весь год;
  • острая начинка – взлеты и падения, страсть, острая жизнь;
  • соленая начинка – слезы, неразделенная любовь, напрасный труд;
  • пресная – все останется без изменений;
  • монетка – деньги.

Заговоры на масленицу

Снятие порчи на Масленицу

Для этого необходимо набрать в тазик снега поддающего и обкатать себя с ног до головы этим снегом (двигаясь сверху вниз к ногам), при этом необходимо читать заговор: «Страсти, страсти, выйди, вылейся из Рабы Божей (имя). Из буйной головы, из ретивого сердца, из белого тела, из красной крови, из чистого живота, из рук, из ног, из жил, из пожил. Не я выгоняю сглаз-порчу, а Матушка Пресвятая Богородица, со своими ангелами, архангелами, хранителями и покровителями по всяк день, по всяк час, отныне и до века и во веки веков! Аминь!». После этого из снега лепим человечка, рисуем нос, глаза, рот, пупок. Затем на снежном человечке пишем свое имя обратными буквами, и тринадцать раз читаем заговор: «Три удара ты нанес злым сердцем, черным глазом и дурным языком. Твоим наказанием будут эти же три удара. Огненным пламенем, водной гладью, воздушной прозрачностью и земной твердыней Я заклинаю вас изыйдите и вернитесь к тому, кто вас породил! Я заклинаю вас Дабе фатус лигара эсте нами тур, нарота кафор. Кале-ла агас, добиле рэторе ассара. Номинато простаре Дебератор эквесто либур. Гибула фаскат абе кадес лабэгаб! Я заклинаю тебя Дебератор эквесто не касаться (имя) иначе этими словами наполнится твой мозг, твое сердце и твоя кровь!». После ритуала, снежный человек должен полностью растаять, воду вылить на перекрестке и обязательно до следующего рассвета.

Заговор от зависти

Накануне Масленицы в воскресенье необходимо уединиться и три раза прочитать заговор. «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Богородица Госпожа и вы, четыре евангелиста: Лука, Марк, Матвей и Иоанн Богослов. Спасите и сохраните меня, (имя), оберегите и от думы лихой, от дьявольского помышления, от тайного погубления, от злого глаза и глаза слепого, от глаза завистливого, кто слышит и кто не слышит, кто вслух клянет и кто доносы пишет. Алатырь камень лежит на одном месте, не слышит, не видит, ни стуку, ни звуку не боится, ни от кого не таится. Та бы и меня никакой звук, стук и слово не коснулись. Ни о какую порчу я не запнулась. Слов моих не отомкнуть, не отчитать. Ни первому в роду, ни последнему. Ключ. Замок. Язык. Аминь». Заговор защитит на весь год.

Оберег от всякой ведьмы

В первый день Масленицы, необходимо смотреть в ночное небо, и три раза прочитать заговор: «Вы, ведьмы, клейменные дьяволицы, когда высчитаете звезды на небе и песчинки в море, тогда сможете причинить вред мне, моему дому и моим людям». После этого необходимо насыпать на три щепотки четверговой соли на подоконник который выходит на Восток, и у входной двери. Когда наступит последний день Масленицы (лучше всего делать на закате солнца) смести всю соль в мешочек и при этом читать молитву «Отче Наш», закопать чем дальше от дома, тем лучше. Данный заговор поможет защитить вас и ваш дом от злых чар любой ведьмы.

Очищение дома снегом (делается только на убывающей Луне)

Принести в дом снега, подождать пока он растает, потом добавить эту воду в ведро для мытья пола. Сразу моем все в доме этой водой, при этом читать заговор: «Вода течет по порогам и дорогам, вода чистая, вода талая. Берега обрывистые омывает, мне, Божьей Рабе (полное имя), помогает. Все беды мои да напасти смывает. Пойду я вслед за солнцем, до горы Господней дойду. Воды наберу талой, судьбу омою да кошели и избу. Смою проклятья и порчу, нищету и невезуху, несчастье и зло темное. Как лежал и стаял снег, как крепок был да водой сошел лед, так с воды талой и бедность моя, нищета сойдет. Аминь». Для усиления эффекта можно добавить освященной четверговой соли. После уборки воду выплеснуть на улицу, лучше если это будет перекресток. После того, как вода будет выплеснута на перекрестке, домой идти и не оглядываться, и не с кем не разговаривать. После, как придете домой, сразу зажгите в доме три свечи – зеленую на деньги, розовую на любовь и золотую – на здоровье.

Ритуал на финансовое благополучие (делается только на растущей Луне)

Для этого необходимо собрать снега, желательно тающего, лучше всего, если этот снег лежит на перекрестке. Обязательно, в качестве откупа оставить монетку желтого цвета, приносим снег в дом, зажигаем свечу зеленого цвета и читаем заговор: «Белый снег в поле тает – в реке вода прибывает. Как аз, раба Божия (имя) пойду, так себе работу найду, для сердца да для кошеля вельми полезную. Слово узел – не развяжешь. Аминь.». Когда снег растает, необходимо сделать один глоток, а остальное вылить за окно.

Заговор на исполнения желания

В последний день Масленицы перед тем как лечь спать необходимо прочитать заговор: «Засветись звезда ясная, поднебесью, на радость миру крещеному, загорись огнем негасимым на утеху православным. Ты загляни звезда, в дом рабы Божьей (имя). Ты освяти, звезда ясная, огнем негасимым мой дом. Желание услышь мое (после этих слов необходимо кратко произнести свое желание). Аминь. Аминь. Аминь». Потом три раза перекреститься, три раза поклониться в сторону Востока и лечь спать. Сон, которые вы увидите будет вещим.

Заговор, чтобы муж был верным

В последний день Масленицы, над тестом необходимо шепотом прочитать три раза заговор: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Пусть раб Божий (имя) ест-наедается, пьет-напивается, а как наестся, так пусть тоска его по дому поедает, за порог не пускает, пусть по семье родной тоскует, пусть жену законную (имя) милует. А когда по улицам похаживает, в чужие во двора не захаживает, в чужие окна не заглядывает. Чтобы тоска по дому его томила и в день-полдень, и в ночь-полночь. Отныне и присно и вовеки веком. Аминь». Перед тем как подать блины, прочитать также три раза заговор на питье: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Помоги мне, Господи, Пусть раб Божий (имя) чаю (произнести название напитка который будет пить муж) попивает, пусть раб Божий без меня занемагет, пусть без дома и без меня, рабы Божьей (имя), не сможет ни часу часовать, ни минуты миновать. Ни спать, ни дышать. Отныне, присно, во веки веков. Аминь».

Празднование Масленицы традиционно проходит в течение недели. Кульминация праздника – сожжение соломенного чучела – приходится на ее последний день, так называемое «Прощеное воскресенье». Кроме соломы, для изготовления чучела использовалась старая одежда. При этом его старались сделать смешным и страшным одновременно.

Традиции сожжения чучела Масленицы

В воскресенье масленичной недели чучело торжественно проносили через всю деревню, а затем сжигали, топили в проруби или разрывали на части и разбрасывали солому по полям. Иной раз, вместо чучела, по селу возили живую Масленицу. В ее роли могла выступать нарядно одетая девушка, старуха или старик-пьяница. Разумеется, в подобных случаях Масленицу никто не сжигал. Ее вывозили за околицу и вываливали в снег.

Существовал и такой обряд. Большую соломенную куклу нарекали «Сударыней-Масленицей», затем устанавливали на сани, в которые впрягались трое молодых людей. Они вывозили чучело за околицу, давали ему в руки блин, а затем также сжигали на костре.

Считалось, что вместе с сожженным чучелом люди избавляются от всех невзгод и напастей, которые сопровождали их в прошлом. Пепел развеивался по полям, чтобы дать жизнь новому урожаю, который должен был принести возрождение жизненных сил.

Ритуальные костры

Сожжение чучела воспринималось как торжественное, праздничное действие и сопровождалось песнями и хороводами. В ритуальном костре стремились сжечь все старые и ненужные вещи, чтобы впоследствии они вернулись обновленными и принесли в дом достаток и процветание. Так как люди искренне верили в то, что впереди их ожидают лучшие, благополучные и счастливые дни, то хотя бы часть их надежд непременно сбывалась. Таким образом, чучело Масленицы сжигали для избавления от напастей и бед, для хорошего урожая и благополучной жизни.

В некоторых местах традиция изготовления соломенного чучела не получила распространения. Там на возвышенностях разжигали костер, куда бросали ненужные вещи, собранные детьми по всей деревне. Иной раз в нем сжигали колесо, считавшееся символом солнца. Как правило, его надевали на жердь и устанавливали в самом центре костра.

В центральной России проводы Масленицы сопровождались сожжением скоромной пищи, которая также являлась одним из символов праздника. В кострах сгорали остатки блинов и масла, туда же выливалось молоко. Иногда родители просто говорили детям, что в доме не осталось скоромной пищи, так как вся она сгорела в костре.

Совсем скоро наступит масленичная неделя. А значит, нужно готовиться к проводам зимы и весёлым гуляньям. Что означает обряд уничтожения куклы на костре, что сжигают на Масленицу вместе с чучелом в России и в других странах, вы узнаете из нашей статьи.

Чьё чучело сжигают на Масленицу: Зимы или Масленицы, и зачем по традиции его сжигают

Во времена язычества на Руси праздник Масленицы был не просто забавой. Он носил явный религиозный подтекст и был посвящён проводам холодного времени года. Люди верили в силу жертвоприношений, поэтому, по традиции, для привлечения богатого урожая сжигали чучело Масленицы, которое символизировало уходящую зиму. Считалось, что обряд проносил плодородие и приближал приход тепла. Масленичные гулянья в те давние времена длились целых две недели, а чучело сжигалось в каждом дворе. Делали его из соломы и тряпок: дорисовывали глаза, рот, приделывали тряпичные косы. Оно изготавливалось по образу девушки, которая путешествовала в сопровождении Масленицы по всей деревне. Завершался обряд ритуальным сожжением куклы на площади, песнями и плясками, которые вызывали религиозный транс. В костёр бросали все старое и ненужное, остатки еды с праздничного стола, а пепел закапывали в землю.

Для чего сжигают чучело в обряде на Масленицу

Со временем обряд приобрёл иное значение. Масленичная неделя предваряла Великий пост, поэтому смысл праздника заключался в обильном угощении. Воскресенье – последний день, в который выбиралось самое большое и красивое чучело и сжигалось у всех на виду. Чьё чучело сжигают на Масленицу: Зимы или Масленицы, и зачем по традиции его сжигают в наши дни? Масленицу справляют, потому что это весело. Народные гулянья объединяют людей и дают возможность прикоснуться к древним традициям, которые так близки славянскому народу.

Что сжигают на Масленицу вместе с чучелом Зимы и зачем сжигают куклу

Вместе с чучелом Зимы на Масленицу в наши дни уже ничего не сжигают, кроме самой куклы, которую мастерят из подручных средств. Да и сам символ торжества уже никто не делает самостоятельно: его заранее заказывают профессионалов. Раньше вместе с куклой в костёр бросали остатки еды с праздничного стола, чтобы во время строгого поста не было искушений. Маленьким детям объясняли, что блины вчера сожгли. Также сожжению подлежала старая одежда, которая символизировала болезни и беды. Ещё делали небольших куколок из лоскутков, которые называли «домашней масленицей».

Обряды Масленицы: какое чучело сжигают на костре и зачем

Зачем сжигают куклу на Масленицу, что сжигают вместе с чучелом Зимы наверняка интересует любого человека, который хоть раз в жизни видел этот красочный обряд.
Для изготовления чучела берут старые тряпки, которые туго сматывают и насаживают на кол. Можно использовать для этих целей солому. Подобным образом формируют голову и руки. Одевают куклу в женский сарафан, а на голову повязывают косынку. Затем выполняют «макияж» с помощью красок или женской косметики. Можно использовать свёклу и уголь, как в древности. В некоторых деревнях и сейчас бросают в огонь старые и ненужные вещи, чтобы вместе с наступающей весной принести в дом обновление. Но делается это, в основном, ради развлечения.

Что и для чего сжигают на Масленицу в других странах

Не только Украина, Россия и Беларусь отмечают Масленицу. Похожие праздники есть и в других странах. Только традиции отличаются. Не всегда в других странах на Масленицу что-то сжигают. Например, в Великобритании по первому удару колокола на главной ратуши нужно испечь блин, по второму пробежать короткую дистанцию, не уронив угощение со сковородки. Кто первым достигает финиша – получает поцелуй или крепкое рукопожатие звонаря. Во Франции с карнавалами и поеданием блинов встречают праздник Марди Гра, который обязательно должен закончится в полночь. В Исландии с приходом весны принято готовить особые пирожные, а затем отправляться гулять всей семьёй. В Дании устраивают весёлые представления и концерты, обмениваются анонимными записками.

Как празднуют Масленицу в других странах: чьё чучело сжигают и зачем

Что и для чего сжигают на Масленицу в других странах? Польское чучело называется Мажана. Оно делается по образу красивой девушки с косами и в сарафане. Всю неделю Мажана, как и Масленица, путешествует по селу, а потом ей создают пару – Маженяка, в рваном кафтане и с бутылкой водки. Мажану с Маженяком заносят в каждую избу, чтобы они забрали пьянство и беды. Потом сжигают или топят.

На Масленой неделе в нашей законодательно светской стране начинают полыхать костры, в том числе и на школьных дворах. Вместе с поеданиями блинов, играми и прочим весельем сжигание чучела Масленицы стало одним из атрибутов праздничных гуляний.

Может ли подобное действо нанести психологический вред ребенку? Отвечают психологи Екатерина Бурмистрова, Лидия Сиделева, Евгения Андреева и протоиерей Максим Первозванский.

Бессмысленнее действо на грани хулиганства

Екатерина Бурмистрова, семейный психолог:

Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии Маковейчук

Что такое символическое сжигание Масленицы? Языческое действо еще из дохристианских времен. Тогда люди считали, что они, сжигая, прогоняют. К нашему времени это никакого отношения не имеет – с духовной точки зрения потому, что у нас есть Благовестие.

Все языческое было настолько давно, что утратило смысл. Сжигание Масленицы стоит в одном ряду и с другими языческими обрядами. Сейчас никто не закапывает вместе с умершим его жен, детей, коня… Все это давно ушло из нашей жизни.

И потому, понятное дело, сжигая чучело, мы ничего этого ребенку не рассказываем.

Тут есть ряд и других моментов. Если делали Масленицу своими руками, раскрашивали, украшали, а потом видят, как ее сжигают - это может быть для них сильным стрессом. У детей этого возраста «мистическое» мышление, они все одушевляют. И получается, что они сжигают одушевленное существо… Зрелище, явно не полезное для детской психики.

Для школьников вообще эта акция - бессмысленнее действо на грани хулиганства, сродни поджигания мусорных бачков и скамеек.

Дохристианские времена прошли. Символический смысл сжигания чучела утерян. Остался нехороший, дурной фольклор, совсем не нужный человеку, живущему в христианскую эпоху.

Мотивируем агрессию?

Лидия Сиделёва, психолог, главный редактор женского консервативного журнала «Матроны. РУ »:

Чем отличается человек от животного? Например, умением видеть смысл в том, что он делает. И делать то, в чём видит смысл. Во всяком случае, я на это очень надеюсь.

Тот смысл, который вкладывали в масленичные гулянья наши предки, практикующие язычество, сильно отличается о того, что в этом видят христиане или атеисты, физики, культурологи или фольклористы.

Первоначально была праздником перехода от зимы к весне, символом магической трансформации, умирания одного процесса и рождения нового. Чучела, надо сказать, сжигали весной (и “направляли” дух вверх, дабы он там “договорился” на тему плодородия), а пеплом удобряли землю. На день осеннего равноденствия чучело сплавляли по реке, в нижний мир. И все эти обряды составляли из себя единый годовой круг, неся не только магический смысл, но и мировоззренческий. Что-то вроде учебника биологии.

На важные с точки зрения аграрного хозяйства, связанные с активностью солнца, дни происходили некие инициации, позволяющие структурировать время и знания, которыми в том числе делились и с подрастающим поколением.

С появлением христианства такая необходимость отпала, потому что появилась иная символика, высшего уровня. Тем, кто видит смысл в жизни вечной, куда важнее иные символы трансформации, которые уже не вокруг солнца и луны вращаются, а вокруг Христа, не вокруг хлеба как пищи физической, сколько вокруг Хлеба сакрального: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 51).

Что же мы имеем сегодня в праздновании Масленицы? Мы вырываем из контекста некий символ и устраиваем из него некое непонятное действо, за которым вроде бы и смысла никакого нет. В аграрных ритуалах смысл хотя бы можно увидеть. Ребёнку когда-то рассказывали о земледелии, о временах года, о том, что и когда уместно делать. У современного ребёнка есть учебник по естествознанию, где ему подробно рассказывают о временах года, о том, почему зимой холодно, а летом жарко. На уроках ботаники его знакомят с тем, как устроены колоски, он разглядывает под микроскопом кожицу лука, видит жизнь клетки…

Казалось бы, нет смысла и в том, чтобы задабривать умерших предков, которые находятся под землёй и могут оттуда влиять на успехи в земледелии, да и Бог Евангелия не нуждается в том, чтобы Его задабривали или подкармливали, Он сам является Тем, Кто даёт любовь и силу, этого добра у Него и самого с избытком. Современная аграрная промышленность опирается опять же на научные знания. Сведения Гидрометцентра заранее оповещают о снегопадах и граде, можно подготовиться. Нет смысла снижать тревогу относительно судеб своих посевов, почва не станет плодороднее от ритуальных совокуплений или эротических танцев. Практика показала, что химическая промышленность с данной задачей справляется куда лучше.

Не только для ребёнка, но и для взрослого практика сжигания чучела Масленицы непонятна, она не имеет ни начала, ни конца. Для малыша, который уверен, что булки растут в ближайшем супермаркете, для ребёнка, который не сможет сказать, что общего у сладкого чая и сахарной свёклы, эти символы пусты. Более того, они ему не очень-то и нужны.

Можно, конечно, притянуть за уши проводы зимы. Но зачем зиму обязательно сжигать? Чему это может научить? Немотивированной агрессии? Сначала мы делаем нечто, а потом сжигаем и радуемся? Сначала строим, а потом ломаем? Сначала созидаем, а потом разрушаем, совершенно бессмысленно и беспощадно? Дети чувствительнее нас, и как они должны реагировать, когда им предлагаем радоваться разрушению и смерти?

Более мотивирующим действием, кажется, будут только слова: «Радуйся ещё, что ты не инвалид какой-нибудь». То есть радуйся чужому горю, дружочек, факт, что кому-то плохо, должен тебя веселить и придавать жизненных сил и энергии на то, чтобы стал хорошим взрослым и мама с папой тобой гордились и при возможности уели всех соседей, чьи дети не такие прекрасные и достойные.

Допустим, мы сжигаем чучело, потому что зима уже устарела. Но почему мы тогда не сжигали ёлочку, когда кончились соответствующие праздники? Почему мы не сжигаем мусор? (К слову сказать, предки наши вместе с масленицей сжигали что-нибудь ненужное, сломавшееся, вышедшее из строя).

Если мы хотим поговорить о символах перехода, то можно найти за этим более понятную для ребёнка метафору. Та же самая ёлочка. Мы её принесли в дом, мы её украсили, вокруг неё водим хоровод, поём песни, находим подарки. Но праздники заканчиваются, и на их место приходят будни, взрослые снова ходят на работу, а детишки - в школу или детский сад. Мы с ёлочки снимаем красивые украшения, да и сама она уже стала осыпаться, поэтому мы её убираем. Она выполнила свою функцию, принесла нам радость.

Ёлочка - это вещь, она добавляет красоты празднику, и ей не больно, когда она осыпается. А вот котёнку больно, потому мы его не выгоняем, когда он напакостил. На таких примерах гораздо лучше объяснять детям о праздниках и буднях, о работе и отдыхе, об ответственности и свободе, о привязанности и расставании.

Странно было бы, если бы мы начали ёлочку рубить на мелкие кусочки или сжигать, прыгая вокруг. Это непонятно, а непонятное пугает. Как пугает и бессмысленно агрессивное. Взрослые - это те, кто создают почву под ногами, а не лишают её.

Почему же мы так хватаемся именно за этот символ? Ведь нам совершенно не нужны те значения, которые в него вкладывали наши предки.

Я вспоминаю одну историю. Моя подруга пришла устраивать в детский сад своего ребёнка, и заведующая всячески расхваливала их учреждение. Одним из плюсов она указала и тот факт, что детей знакомят с русской традицией, духовностью. «И в чём это выражается?», - настороженно спросила подруга. «Вот на Масленицу мы устраивали проводы зимы, пекли блины и сжигали чучело», - заявила заведующая детским садом. Других способов познакомить детей с традицией она не припомнила.

В самом деле, блины и чучело будут попроще, чем, например, посещение нуждающихся в тюрьмах и детских домах (или хотя бы групповое чтение прекрасной книги «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт, где девочки поделились с голодающими своими любимыми рождественскими лакомствами).

Блины и чучело могут дать иллюзию связи с нашей историей, с традицией, которую на протяжении стольких лет выжигали калёным железом. Мы - нация, уставшая от сказки о новом мире, который придёт на смену старой, никчёмной, полной горя и притеснений действительности. Вот только одновременно продолжаем в эту сказку верить, постоянно пребывая в рутинном постоянстве, своеобразном дне сурка, из которого хочется выбраться хоть как-нибудь. Хоть чучело сжечь, и то разнообразие, и то отличие от обычных офисных или кухонных будней. С другой стороны, в нас жива тоска по старому, по традиционному и навеки ушедшему, но так и неоплаканному и не похороненному в муках скончавшемуся прошлому.

Но только при чём здесь Масленица?

Масленица в школе: рассказать, а не показать

Евгения Андреева, психолог, Научный сотрудник Института Психолого-Педагогических проблем детства РАО :

За каждой традицией обычно изначально стоит какое-то символическое значение. Сжигание чучела на Масленицу - древний обряд, который символизировал воскрешение новой жизни через смерть, разрушение чего-то старого. В настоящее время это действие имеет развлекательное значение. Далеко не во всех семьях детям объясняется его суть, да и не все взрослые о ней знают.

Но при этом сжигание Масленицы - все-таки языческий обряд. Однако если говорить о школе, то в одном классе могут учиться как неверующие, так дети из христианских, мусульманских, иудейских семей. И если в школе во время празднования Масленицы сжигают чучело, то и у родителей разных детей может быть различное отношение к подобным акциям. Да и сами дети могут реагировать по-разному, в частности, эта реакция зависит от тех ценностей и отношения, которое существует в семье.

Таким образом, важно иметь в виду, что для разных детей эта традиция может быть наполнена разными эмоциями и смыслом. Дети отличаются, в том числе, по темпераменту, своему психологическому настрою, чувствительности, и их реакция на обряд сжигания может быть также разной, причём более острой, чем на празднование или 8 марта.

В некоторых семьях игрушкам приписывают какие-то чувства, что ей может быть больно, да и сам ребенок, в силу своего внутреннего восприятия, может так думать, и в этом случае сжигание чучела, которое все-таки напоминает куклу-девочку, может стать для него переживанием.

В какой-то степени кукла-чучело может восприниматься ребенком как модель человека. А у детей есть способность идентифицировать себя с какими-то персонажами, ощущать те или иные ситуации через призмы чего-то личного. Поэтому если ребенок будет реагировать как-то особенно эмоционально, может быть, расстроится или испугается, важно поговорить с ним, разобраться, что именно вызвало у него такие чувства, подумать, что происходит в его жизни в настоящий момент.

Вспомните, в книге и в фильме «Чучело» Ленка Бессольцева, увидев, что сжигают чучело, одетое в ее платье, бросилась в огонь - тушить, ей казалось, что хотят сжечь именно ее. И даже не в такой конкретной ситуации, как сжигание абстрактной Масленицы, ребенок может каким-то образом идентифицировать себя с происходящим.

Если преподаватель решает все-таки участвовать с детьми в этом обряде, важно, во-первых, рассказать о символическом значении этой традиции, предложить детям участвовать в нем добровольно, спросить, есть ли у них какие-то опасения или вопросы. Ориентируясь на реакцию детей, на то, есть ли у них интерес или больше опасений, можно уже принять решение, проводить ли этот обряд или, может, стоит ограничиться рассказами о том, как праздновали масленицу в древние времена.

Психологический вред ничтожен по сравнению с духовным…

Протоиерей Максим Первозванский:

Мне странно слышать, когда сжигание Масленицы приравнивают, скажем, к традиции поедания блинов.

В том, как мы едим блины, нет никакого языческого обряда. Ведь мы печем их не потому что это - символ солнца, а потому что это хорошая благочестивая русская традиция, вполне соответствующая Масленой неделе. А сжигание чучела Масленицы - это совершенно конкретный ритуал, в котором никакого утилитарного смысла, вроде того, что можно наесться перед постом, нет, а есть только языческие корни. Поэтому я категорически против того, чтобы христиане участвовали в этом языческом обряде. Как не называй его - «Проводы зимы», «Сжигание зимы», - все равно это будет языческий обряд.

Я обычно не отказываюсь, когда меня приглашают на Масленичные гуляния, только узнав, что там Масленицу сжигать не планируют.

Понятно, что психологически языческие обряды оказывают вред ребенку. Но он ничтожен по сравнению с духовным вредом. Говорить о психологическом вреде, физическом вреде в данном случае – что говорить, скажем, о психологическом вреде спиритизма…



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png