Свое название педагогика получила от функции, которую в Древней Греции исполняли рабы, специально приставленные к молодым людям из аристократических семей. Рабам родители поручали присмотр за своими детьми, когда те шли в школу или возвращались оттуда домой, а также при прогулках. Таких рабов называли «детоводителями» (греч. «пейда» - ребенок, «гогос» - вести). Позже данный термин закрепился за всеми, кто был профессионально связан с обучением и воспитанием подрастающего поколения, а затем стал обозначать и собственно науку.

Историческое развитие научно-педагогического знания проходит несколько этапов:

1. Зарождение педагогических идей в русле философских учений.

2. Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений.

3. Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте.

Родоначальником педагогики в Древней Греции считается Сократ, он учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал своего ученика последовательно развивать спорное положение, приводил его к осознанию абсурдности исходного утверждения, затем наталкивал ученика на правильный путь. Этот метод искания истины, метод обучения называется сократовским или сократовской беседой. Главное в методе Сократа – вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.

Ученик Сократа – философ Платон – основал собственную школу, где читал лекции. В педагогической теории Платона выделялась главная идея: восторг и познание как единое целое в обучении. Другими словами, процесс обучения должен приносить радость обучающимся. Слово «школа» также имеет греческое присхождение и переводится как досуг.

Аристотель – ученик Платона – имел свою школу – ликей, так называемую перипатетическую школу («перипатое» в переводе с греческого языка означает прохаживаюсь). Аристотель на самом деле любил прохаживаться вместе с учениками и в незаформализованной обстановке в дискуссии и полемике учил их культуре общения, несогласия, доказательства собственной точки зрения. Аристотель обосновал принципы воспитания – принципы природосообразности и природолюбия, ввел возрастную периодизацию, разработал положение о триединой цели воспитания: (физическое, нравственное, умственное воспитание личности).

В России слово «педагогика» появилось вместе с педагогическим, философским, историческим наследием античной цивилизации, педагогическими ценностями Византии и др. стран. Столь обширное наследие было воспринято восточными славянами одновременно с их приобщением к христианскому миру.

Считается, что впервые педагогика выделилась в самостоятельную отрасль знания в начале XVII в., когда английский философ и естествоиспытатель Ф. Бэкон (1561 – 1626) опубликовал свой трактат «О достоинстве и усовершенствовании наук». В нем мыслитель предпринял попытку классифицировать все науки и выделил педагогику, которую он понимал как «руководство чтением». Однако отпочкование педагогики от философии еще не означало создания новой науки.

Исторически сложилось так, что наряду с термином «педагогика» долгое время использовался в том же значении термин «дидактика». Впервые его ввел в научный оборот немецкий педагог В.Ратке (1571 – 1635), назвавший свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или Искусство обучения Ратихия». В том же значении употреблял это понятие и великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 – 1670), опубликовавший в 1657 г. в Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика», в котором были разработаны основные проблемы теории и практики обучения. Только после выхода в свет трудов Я.А.Коменского педагогика получила права самостоятельной науки. Чешский педагог впервые выдвинул идею всеобщего обучения, создал систему связанных ступеней обучения, внедрил и теоретически обосновал классно-урочную систему. Им были разработаны ведущие принципы дидактики: сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность и посильность. Я.А.Коменский определил главные требования к учебнику, а также сформулировал необходимые качества, которыми должен обладать педагог.

Немецкий педагог-демократ А.Дистервег (1790 – 1866), будучи последователем идей И.Г.Песталоцци, опубликовал ряд трудов по педагогике, в которых раскрыл сущность процесса обучения; издал учебники по математике, естествознанию, немецкому языку и другим предметам.

Из зарубежных педагогов новейшего времени в нашей стране хорошо известен польский писатель, врач, педагог Я.Корчак (настоящее имя – Г.Гольдшмит, 1878 – 1942), который утверждал и реализовывал гуманистический подход к воспитанию детей.

В России и Беларуси педагогические знания и практика имеют также давнюю традицию. При археологических раскопках древнего Новгорода было обнаружено большое количество берестяных грамот с азбукой и началами математики, что неопровержимо доказывает существование школ в 1030 г. Причем многие источники свидетельствуют, что грамота была доступна не только именитым, но и рядовым гражданам.

Значимой была педагогическая деятельность выходца из Беларуси Симеона Полоцкого (1629 – 1680). В 1667 г. он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью, под его наблюдением воспитывался и Петр I. Симеон Полоцкий разработал проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта уже после его смерти в 1687 г. и расширила систему высшего образования в российском государстве. С.Полоцкий считал главными факторами воспитания личный пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется становление и развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека.

Огромный вклад в отечественную педагогику внесли К.Д.Ушинский (1824 – 1870), который разрабатывал проблемы дидактики, принцип народности в воспитании, Н.И.Пирогов (1810 – 1881), который обосновал сущность и принципы воспитания, изучал проблемы развития учащихся посредством обучения, пути формирования нравственной личности и Л.Н.Толстой (1828 – 1910), утвердивший идеи свободной педагогики.

Основоположником научной педагогики в России признан К.Д.Ушинский. Его труды по философии, психологии, педагогике, физиологии, а также литературные произведения послужили задачам создания школы, которая развивала духовные силы, творческие способности человека, способствующие личностной самореализации. Он по праву считается создателем народной школы в России. Великий педагог создал несколько учебников, в их числе можно назвать «Родное слово» и «Детский мир», по которым училось не одно поколение.

Главный фундаментальный труд К.Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» содержит обоснование содержательно-эвристического понимания педагогики. Педагогика, по его мнению, не отрасль знания, а практическая деятельность, которая нуждается в научном обосновании, поэтому и все науки, изучающие человека, должны иметь педагогический статус. Идея Ушинского о разработке интегральной науки, в основе которой лежит педагогическая деятельность, названная им педагогической антропологией, является актуальной в наши дни и находит свое практическое применение.

Среди более поздней плеяды педагогов наиболее известны С.Т.Шацкий (1878 – 1934), П.П.Блонский (1884 – 1941), А.С.Макаренко (1888 – 1939), В.А.Сухомлинский (1918 – 1970). Труды отечественных педагогов, в которых изложен опыт создания и управления учебно-воспитательным учреждением, разработаны концепции воспитания и обучения, проблемы организации детских и юношеских коллективов, получили мировое признание.

В настоящее время многие педагоги-новаторы разрабатывают новые подходы к воспитанию и обучению. Так, в последние годы получила распространение педагогика сотрудничества, разработанная в книгах Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталова, Е.Н.Ильина и др. Более разнообразной становится система образовательных учреждений. Некоторые школы преобразованы в гимназии, открыты частные школы, лицеи, колледжи, многие педагоги работают по своим авторским учебным программам. Изменения происходят и в вузах: внедряются новые интеллектуалоемкие педагогические технологии (в частности, компьютерные), личностно-ориентированное образование, блочно-модульное, дистанционное обучение и многое другое, интенсивное «погружение» в темы.

Термин «педагогика» употребляется во многих значениях:

Во-первых, выделяется бытовое значение педагогики. Каждый человек на протяжении жизни выступает в роли педагога, т.е. обучает и воспитывает своих детей, членов своей семьи, оказывает влияние на сотрудников по работе, занимается самовоспитанием.

Во-вторых, подчеркивается практическое значение педагогики. Педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей культурно-исторического опыта от старшего поколения к младшему с целью подготовки его к самостоятельной жизни и труду. При этом необходимо выделить взаимосвязь народной (житейской) педагогики с педагогическим мастерством и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление педагогической деятельности называют искусством.

В-третьих, педагогика понимается как наука и, одновременно, как отрасль человековедения. Педагогика исследует и совершенствует способы управления развитием человека в единстве природного, общественного и индивидуального. Поэтому педагогические теории, концепции, модели, методики и технологии строятся только на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке; оно «добывается» психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке.

В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую в себя теоретические и практические аспекты обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития.

В-пятых, значение педагогики как отрасли гуманитарного знания входит в общекультурный контекст современной жизни. Оно выделяется в качестве педагогической культуры человека, педагогической готовности специалиста.

Цель - познакомить студентов с вопросами развития образовательно-воспитательных систем Нового времени и эпохи Просвещения; познакомить с жизнью и творчеством великого педагога Я. А. Коменского.

План

  • 1. Педагогическая мысль Западной Европы Нового времени и эпохи Просвещения.
  • 2. Философско-мировоззренческие основы педагогики Я. А. Коменского.
  • 3. Дидактика Я. А. Коменского.
  • 4. Педагогическая система Я. А. Коменского.
  • 5. Основные выводы.

Основные понятия: дидактика, принципы обучения, педагогическая система.

Педагогическая мысль Западной Европы Нового времени и эпохи Просвещения

Замечательные идеи педагогики Возрождения и Реформации оказали сильное влияние на развитие педагогической мысли, но практику воспитания они почти не затронули.

В XVTI-XVIII вв. педагогика и школа в Западной Европе развивались в экономических и социальных условиях, переломных для человечества. В недрах феодализма ускорилось формирование новых общественных и духовных ценностей, решительно пересматривалась концепция отношений человека и окружающей действительности.

Наиболее заметная роль в критике сословной школы, разработке прогрессивных педагогических идей принадлежала представителям позднего Возрождения и возникшего в XVIII в. движения Просвещения - философии и культуры эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического общества. Появляется небывалое число педагогических трактатов, в которых выражается стремление сделать личность свободной, посредством воспитания и образования обновить духовную природу человека.

В отличие от прежней гуманистической образованности новая педагогическая мысль основывала свои выводы на данных экспериментальных исследований. Все более очевидной становилась роль естественнонаучного, светского образования.

Так, английский ученый Фрэнсис Бэкон (1564-1626) целью научного познания считал освоение сил природы путем экспериментов. Бэкон провозгласил власть человека над природой, но считал человека частью окружающего мира, т. е. признавал принцип природосообразного познания и воспитания. В начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем впервые педагогика была вычленена из системы философских знаний.

Немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635) также отстаивал идею природосообразного обучения. Обучение идет как движение от простого и известного к сложному и непознанному. В работе «Всеобщее наставление» Ратке проводил мысль о создании демократических учебных заведений. Он подчеркивал необходимость педагогических знаний для каждого человека как условие его счастливого существования. Он создал новую науку - методологию образования, и установил критерии, по которым следовало строить научные педагогические исследования и определять содержание образования.

Новый взгляд на природу и человека с особой силой выразил французский философ Рене Декарт (1596-1650). В отличие от сенсуализма Ф. Бэкона и Я. А. Комен- ского, Р. Декарт воспринимал природу как некий механизм, законы которого можно постичь лишь разумом. Декарт полагал, что если окружающая человека природа подчинена законам механики, то человек - не только материальная, но и мыслящая, духовная субстанция, производная от Бога. При воспитании нужно учитывать дуализм (двойственность) человеческой сущности.

В процессе воспитания, считал Декарт, необходимо преодолевать издержки детского воображения, при котором предметы и явления видятся не такими, какие они есть на самом деле. Подобные свойства ребенка противоречат нормам нравственности, утверждал Декарт, ведь капризничая и получая вещи, которые желает, ребенок «незаметно приобретает убеждение в том, что мир существует только» для него и «все принадлежит» ему. Будучи убежден в нравственном и интеллектуальном вреде детского эгоцентризма, Декарт советовал прилагать максимум усилий для развития у учащихся способности суждений (самостоятельного и верного осмысления собственных поступков и окружающего мира).

Критикуя феодализм, идеологи революционной буржуазии XVn-XVIII вв. создали идиллическую картину будущего общественного устройства, внеклассового общества всеобщего благоденствия. Яркими представителя были Ш. Л. Монтескье (1689-1755), К. А. Гельвеций (1715-1771), Вольтер (1694-1778) и др. Они выражали свободолюбивые мысли и ратовали за деятельного человека, отстаивающего свое право на счастье.

Другим направлением эпохи Просвещения был материализм, в основном рассматриваемый на базе материалистического естествознания Н. Коперника (1473- 1543), Г. Галилео (1554-1642), И. Ньютона (1643-1727), Д. Дидро (1713-1784)и др.

I. Эмпирический этап Начиная с древнейших времен человечество накапливало и осмысливало опыт обучения и воспитания различных времен и народов, создания различных образовательных учреждений
В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии, образование во многом потеряло свободу и прогрессивную направленность античных времен
В XX в. педагогическая наука развивалась бурными темпами, как на Западе, так и на Востоке, ориентируясь на обслуживание экономического прогресса общества, необходимость создания высокотехнологичных систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля

Педагогика прошла длительное развитие, которое можно разделить на три больших этапа.

I. Эмпирический этап развития педагогики.
Начиная с древнейших времен человечество накапливало и осмысливало опыт обучения и воспитания различных времен и народов, создания различных образовательных учреждений.

На Западе издавна существовали школы афинского и спартанского воспитания, школы греческой культуры, монастырские, городские, соборные и городские школы, системы иезуитского и христианско-католического обучения.

На Востоке китайские ученые реализовывали в школьном обучении изучение четырех дисциплин: морали, языка, политики и литературы; впервые выдвинули концепцию идеального человека - не по происхождению, а благодаря обучению и воспитанию. Арабские же и иранские мыслители всегда стремились повысить всеобщую ценность образования, подчеркивали важность систематического и постоянного учения, необходимость всестороннего физического и духовного развития людей, формирования у них таких качеств, как уважительное отношение к старшим, справедливость, вежливость, смелость.

Первобытнообщинный строй. На заре цивилизации в первобытнообщинном строе цель воспитания состояла в приобретении жизненного опыта и трудовых умений и навыков. Поскольку было развито животноводство и земледелие, то, соответственно, детей учили ухаживать за животными и выращивать растения. Девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Вместе с отцами сыновья учились охоте и рыбной ловле, учились бороться. Образ жизни первобытного человека был тесно связан с природой, поэтому существовало много обрядов, традиций, языческих праздников, в которые посвящали и детей. Дети должны были знать историю рода, обычаи и т.д. Их же учили участвовать в праздниках, играх, обрядах, а также они изучали устное народное творчество: сказки, песни, предания и др.

Античная Греция (Спарта и Афины). Спарта – это город-государство, где целью воспитательного и педагогического процесса считалось воспитание и подготовка мужественных и выносливых воинов. Мальчики в 7 лет забирались из семьи, подготовка состояла из военно-физической тренировки: необходимо было научиться быстро бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, быть неприхотливыми в еде, не бояться темноты, легко переносить трудности, голод, жажду и другие неудобства. Самое главное, чему учили мальчиков, – беспрекословно подчиняться старшим, уметь четко и кратко отвечать на вопросы. С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку, а затем зачислялись в войско.

Девочки воспитывались дома, но, так же как и мальчики, должны были быть физически развитыми, подготовленными к управлению рабами. Образование ограничивалось обучением письму и счету. Так же как и мужчины, девушки участвовали в спортивных состязаниях и празднествах. В то время, когда мужчины-воины участвовали в военных действиях и отсутствовали дома, женщинам-хозяйкам приходилось самим охранять свое жилище и свой город, а также держать рабов в строгом подчинении.

Афины. В отличие от Спарты, целью воспитания в Афинах становится умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека, поскольку считался идеальным тот, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. До 7 лет все дети воспитывались в семье. Чтобы дети развивались умственно, им читали сказки, литературные произведения, играли с ними, слушали музыку. Дети с малых лет участвовали в торжествах, праздниках, спортивных состязаниях, учились играть на музыкальных инструментах. Одним словом, развитие детей отличалось эмоциональной направленностью, а воспитание носило эстетический характер. Сначала в школе грамматиста дети обучались чтению, письму и счету, затем в школе кифариста учились литературе и здесь специально получали эстетическое воспитание – учились петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. Следующий этап обучения – палестра, где подростки овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание), занимались спортом, а также беседовали на нравственные и политические темы с наиболее уважаемыми гражданами. Для богатых рабовладельцев Афин существовали гимназии – школы, где изучались такие науки, как философия, литература, управление государством. С 18 лет в течение двух лет юноши, так же как и в Спарте, проходили военно-физическую подготовку.



Таким образом, процесс поэтапного и разностороннего обучения, воспитания и образования был возможен и доступен только детям состоятельного сословия. Для остального бедного населения – народа – образование заканчивалось в палестре, рабы вообще не имели права учиться, а образование девушек было ограничено семейным кругом.

Древний Рим и Римская империя. В древнем Риме существовала практика семейного образования, когда все обучение велось в стенах дома. Но, так же как и в Афинах, характер образования зависел от материального достатка и социального положения семьи.

Учителя на дому занимались с детьми богатых и знатных родителей литературой. Воспитание мальчиков и девочек проводилось совместно до достижения ими возраста 4–5 лет, затем их разделяли. Воспитанием девочек занимались матери, кормильцы, няни. Главное их занятие – рукоделие, музыка, танцы. Так продолжалось до замужества. Прослеживается очень характерное светское воспитание мальчиков воспитывали отцы, воспитатели. Их учили владеть оружием и приучали к мужским занятиям.

Дети небогатых граждан могли получить образование в платных и частных школах. Возникают грамматические школы, где обучались сыновья богатых родителей. Основным дисциплинами, которые преподавали в таких школах, были: риторика, греческий язык, литература, история.

Таким образом, благодаря появлению общественных структур, можно было проводить образовательные занятия. Так постепенно образование и воспитание в Риме выходят из круга семьи и становятся общественным явлением. Целью воспитания становится умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека.

II. Этап формирования педагогики как науки .
В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии, образование во многом потеряло свободу и прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались незыблемые принципы догматического и схоластического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. Среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы - например, Тертуллиан (160-222), Августин (354-430), теолог Фома Аквинский (1225-1274) и др., создавшие обширные трактаты по воспитанию и духовному образованию людей.

Научная педагогика зародилась в начале XVII в. Ее основателем считается педагог-гуманист Я. А. Коменский (1592-1670). Впоследствии основное внимание уделялось разработке теорий элементарного и воспитывающего обучения (И. Гербарт), реализации дидактики развивающего обучения (Ф. Дистерверг), экспериментальной педагогики и педоцентризма (Д. Дьюи).

В России развитие педагогики шло по пути формирования стройной системы образовательных учреждений во главе с созданным специально Министерством народного просвещения. В основу ее деятельности легли мысли и идеи основоположника отечественной педагогики К. Д. Ушинского, который добивался реализации на практике идеи народности общественного воспитания.

Средневековье (ХIV-ХVIII вв.). Ярко выраженный религиозный характер носило воспитание в период Средневековья, образование во многом потеряло прогрессивную направленность. Поэтому целью воспитания являлось воспитание смиренного, терпеливого, покорного человека.

Духовенство очень негативно и агрессивно относилось к античной культуре, школе, искусству, наукам. Основная идея религиозного католичества в то время – это воспитание «в страхе божьем». Так как ребенок рождается во грехе и имеет отношение к «первородному греху», то грех следует побеждать только смирением. Монахи и священники, которым доверялось воспитание детей, обучали в духе христианской религии, учили читать и писать на латинском языке. Дети зазубривали молитвы, подвергались тяжелым физическим наказаниям и все время помнили о тяжести греха и божьей каре за неповиновение.

Более светское воспитание получали дети феодалов и рыцарей. Семь рыцарских добродетелей общеизвестны: ездить верхом, фехтовать, плавать, владеть мечом, копьем и щитом, охотиться, играть в шахматы, слагать и петь стихи для дамы своего сердца. Дочери феодалов воспитывались в монастырях и обучались рукоделию, чтению, письму. С развитием ремесел, ростом городов стала возрождаться светская культура и образование. В городах ремесленники открывали для своих детей цеховые школы, а купцы – гильдейские школы, где обучение велось на родном языке, обучали детей письму, счету, чтению, а религия вытеснялась на второстепенный план и переставала быть основой обучения. Такие городские начальные школы подрывали монополию церкви в области обучения.

Возрождение (ХIV-ХVI вв.) В эпоху Возрождения многие сторонники гуманистического движения в науке стремились критиковать распространенную в Средневековье строгую и ограниченную палочную дисциплину. Гуманисты проповедовали бережное и внимательное отношение к ребенку, предлагали уважать ребенка и видеть в нем личность. Большое внимание уделялось физическому и умственному воспитанию детей, при котором, как считали педагоги-гуманисты, происходит развитие творческой активности, самостоятельности, эмоциональной свободы, самодеятельности. В конечном итоге, подобное воспитание способствовало развитию и проявлению светских знаний. Во время эпохи Возрождения выделился ряд выдающихся мыслителей, педагогов-гуманистов, которые выступали под лозунгом античного изречения: «Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо». Труды ранних социалистов-утопистов Т. Мора (1478–1535) и Т. Кампанеллы(1568–1639) стали прекрасным проявлением возрождения человеческого духа. Томас Мор предложил идею обучения детей на родном языке, а также большое значение Мор придавал физическому воспитанию. Томазо Кампанелла считал, что «изучение наук следует сочетать с регулярным посещением различных мастерских, чтобы дать воспитанникам технические знания и возможность сознательного выбора будущей профессии».

XVII в. Яркие представители педагогической школы этого времени – чешский педагог Ян Амос Коменский (1592–1670) и английский педагог Джон Локк (1632–1704). Отличительные особенности развития педагогики в данный период состоят в том, что педагогика выделилась в самостоятельную науку, хотя и осталась связана с философией, так как обе эти науки изучают бытие и развитие человека. Целью образования становится физическое и нравственное воспитание, формирование «дисциплины тела» и «дисциплины духа». Я. А. Коменский – создатель научной педагогической системы, выделил педагогику из философии и оформил ее в научную систему. Он явился основоположником классно-урочной системы обучения и разработал основные вопросы организации учебной работы. Большое влияние оказали его работы на педагогическую мысль и школьную практику всего мира. Джон Локк предложил систему воспитания светского молодого человека («джентльмена»), умеющего в то же время прибыльно вести свои дела.

Просвещение (XVIII в.). Эпоха Просвещения пронизана идеями единения с природой, воспевания всего прекрасного и просвещенного. В это время основоположником теории естественного воспитания становится французский просветитель Жан-Жак Руссо (1712–1778), определяющий педагогику как «воспитание, которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая его естественному развитию». Руссо был убежден, что при обучении и воспитании детей важно учитывать их возрастные особенности. Он считал необходимым наличие тесной связи обучения с жизнью и природой человека и природой как таковой.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827) – швейцарский педагог, который целью воспитания считал развитие способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственного облика, т. е. саморазвитие природных сил, заложенных на генетическом уровне.

XIX в. Продолжая идею образования эпохи Просвещения, Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790–1886) – немецкий педагог-демократ – призывал учитывать возрастные особенности ребенка в процессе обучения. Дистервег и его сторонники проповедовали и провозглашали идею воспитания общечеловеческого масштаба, в человеке определяющим считалось определение, формирование и развитие его природных характерных качеств и способностей, полагаясь на естественные законы природы. Также Дистервег выступал против сословного и религиозного воспитания.
Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русской педагогике были В. Г. Белинский (1811–1848), А. И. Герцен (1812–1870), Н. Г. Чернышевский(1828–1889) и В. А. Добролюбов(1836–1861). На становление отечественной научной педагогики большое влияние оказали труды Л. Н. Толстого(1828–1910), Н. И. Пирогова(1810–1881).
К. Д. Ушинский (1824–1870) – великий русский педагог, сыграл очень важную роль в истории развития педагогики в России. Ушинский выделяет одним из ведущих принципов педагогики принцип народности. Он воспевал самобытность русской педагогической науки, которая впитала в себя многовековую практику воспитания. Благодаря этому принципу, на первое место в формировании человека выходит язык своего народа, а это значит, что его надо знать в совершенстве, как и историю своей родины. Другим важным принципом педагогической системы К. Д. Ушинский считал принцип воспитания в труде. По его мнению, основой счастья человека является труд, трудолюбие. При этом одинаково важным является и физический, и умственный труд. Ушинский обращал особое внимание на сознательность, систематичность и прочность обучения. Большую роль он придавал правильной организации урока, труда учителя и учеников. Он впервые в истории педагогики считал необходимым включать детей в разнообразные формы активной педагогической деятельности, т. е. ставить детей в активную позицию.

III. Этап развития педагогики в XX в.
В XX в. педагогическая наука развивалась бурными темпами, как на Западе, так и на Востоке, ориентируясь на обслуживание экономического прогресса общества, необходимость создания высокотехнологичных систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля. В окончательном итоге сложились предпосылки для превращения педагогики в область знаний, ориентированную на решение, прежде всего, проблем, относящихся к подготовке педагогов-управленцев, а также на удовлетворение социальных запросов общества на воспитание будущего поколения.

1 стадия – в конце XIX – начале XX в. центр педагогической мысли плавно смещается в США. Учеными были сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Важнейшие представители американской педагогики – Дж. Дьюи (1859 1952) и Э. Торндайк (1874 1949). Первый разработал идеи "прогрессивного обучения" в процессе развивающего сотрудничества ребенка и взрослого, проблемный и проектный методы обучения, второй – па научной основе сформулировал законы обучения и потребовал обязательного измерения в обучении на основе введения стандартов и внедрения тестов. На основе этого в отечественной педагогике появляются комплексные исследования, связанные с оценкой влияния результатов воспитания и обучения па формирование личности ребенка и развивается такое направление, как педология (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, В. М. Бехтерев и др.), которое было прервано в результате изменения политической ситуации в России.

2 стадия – развитие идей дошкольной педагогики в рамках системы дошкольного образования и подчинение данной системы государственному заказу – как за рубежом, так и в России, в начале в 1920-х – 1930-х гг. произошла переориентация детских садов на формирование определенных качеств личности у детей. Это было связано с доказательством того, что воспитание и обучение имеют огромное влияние на развитие личности ребенка.

Концепция Н. К. Крупской, принятая в отечественной педагогике, определила основные направления работы в образовательных учреждениях: воспитание в детях идейной направленности и коллективизма с целью развития их личности. В последующем все концепции и программы так или иначе были подчинены дайной цели. Большую роль в этом сыграли труды
А. С. Макаренко – главной задачей воспитательной работы он считал воспитание личности в коллективе и через коллектив.

Идеи включения ребенка в коллектив, человека – в общество стали началом для разработки целого ряда педагогических концепций того времени, которые смогли соединить несовместимое: решить проблемы противопоставления личности, индивидуальности и социальной среды, общества.

Сначала речь шла о воспитании "будущего строителя коммунизма" у нас в России, за рубежом – "гражданина своей страны", "верноподданного" (США, Германия и др.). Позднее акцент сместился на задачи обучения. Этому способствовало создание нормативно-правовой базы для внедрения программ воспитания и обучения детей в массовых детских садах и соответствующих методик. Большое значение в этом сыграла глубокая экспериментальная разработка теоретических основ, содержания, методики дошкольного обучения, которая началась в 1950-е гг. XX в. в России. Активное участие в этом приняли А. П. Усова, Е. И. Радина, Р. И. Жуковская, В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова и др. При этом существенно обогатили дошкольную дидактику психолого-педагогические исследования (А. В. Запорожец, Д. В. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков и др.). Благодаря этому российские педагогические идеи оказали большое влияние на становление идей дошкольной педагогики в других странах мира.

3 стадия – развитие дошкольной педагогики на современном этапе – в западных странах прошел ряд реформ системы дошкольного образования, немного позже, но у нас все-таки тоже принимается новая Концепция дошкольного воспитания (1989), издается "Временное положение о дошкольном учреждении", которое является юридическим документом, определяющим права ребенка и педагога и отменяющим единую программу как обязательный документ (1991).

Акцент смещается на возвращение семье функции главного социального института и на развитие индивидуальности ребенка, базиса его личностной культуры и творческих способностей. Главные направления воспитания формулируются как социально-нравственное, общеинтеллектуальное и общекультурное (И. А. Зимняя). Это отражается в программах развития системы образования как на федеральном, так и региональном уровнях.

Детские сады приобретают статус отдельного юридического лица, педагогам предоставляется больше самостоятельности, появляется множество вариативных программ, начинается разработка авторских педагогических технологий и поиск средств контроля за результативностью работы, формирования системы управления качеством воспитательно-образовательного процесса. Это предъявляет повышенные требования к личности педагога и его профессионализму. Например, в современной Японии и Франции считается, что педагогу необходимо постоянно повышать свое профессиональное мастерство. В Японии тем, кто по собственной инициативе посещает вечерние занятия или занимается заочно, выплачивается пособие в размере около 1/10 месячного заработка. Министерство просвещения регулярно организует курсы, семинары, зарубежные стажировки педагогов. Некоторые педагоги получают стипендии для продолжения образования в магистратуре и докторантуре. Аналогичные требования, связанные с самообразованием педагога и его саморазвитием, личностным ростом, предъявляются сегодня во всем мире.

Педагогика как наука прочно вошла в жизнь человеческого общества. Ее значение в развитии современного образования, решении задач обучения и воспитания подрастающего поколения постоянно возрастает.

Каждая наука имеет свою историю и направлена на познание различных аспектов природных или общественных явлений, знание которых необходимо для осмысления ее теоретических основ и их практической реализации.

Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Педагогические знания относятся к той специфической сфере человеческой деятельности, которая связана с воспитанием, подготовкой подрастающих поколений к жизни. Слово «педагогика» обычно ассоциируется с воспитанием, формированием человека. Само же воспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни возникло вместе с появлением человеческого общества.

Накапливая производственный опыт, связанный с изготовлением орудий труда и присвоением продуктов природы, а также опыт сотрудничества и совместной деятельности, люди стремились передать его последующим поколениям, чем принципиально отличались от животных.

Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Таким образом, передача накопленного производственного, социального и духовного опыта последующим поколениям людей стала важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций. Именно поэтому воспитание неотделимо от развития человеческого общества, присуще ему с самого начала его возникновения.

Термин «педагогика» возник в Древней Греции (V-IV вв. до н. э.). В буквальном смысле слово «пейдагог» (греч. paidagogos: pais (родительный падеж paidos) - дитя + ago - веду, воспитываю) означает детоводитель (детовождение).

В Древней Греции педагогом называли раба, которому поручалось водить детей своего господина в школу или сопровождать их во время прогулки. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и получила название наука о воспитании и обучении - педагогика.

Несмотря на то, что педагогические задачи и проблемы волновали умы мыслителей с глубокой древности, педагогика выделилась в самостоятельную науку не сразу. Вплоть до начала XVII в. она развивалась в рамках философии.

Глубокие мысли по вопросам воспитания содержатся в трудах древнегреческих философов - Фалеса из Милета (ок. 625-547 гг. до н. э.), Гераклита (ок. 530-470 гг. до н. э.), Демокрита (460-370 гг. до н. э.), Сократа (469-399 гг. до н. э.), Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) и др.


Существенный вклад в развитие педагогических проблем внесли древнеримские философы и мыслители - Тит Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н. э.), Марк Фабий Квинтилиан (42-118 гг. н. э.) и др.

В Средние века проблемы воспитания разрабатывались богословскими философами - Квинтом Тертуллианом (ок. 160-220 гг.), Аврелием Августином (354-430 гг.), Фомой Аквинским (1225-1274 гг.) и др.

Все стороны жизни человека определяла церковь, поэтому все было строго определено церковной каноникой. Человек рассматривался только как творение божье. Например, Фома Аквинский писал: «Поэтому божественное милосердие проявило спасительную предусмотрительность, предписав принимать на веру и то, что способен исследовать рассудок, дабы таким образом все легко смогли быть причастными к познанию Бога без сомнения и ошибки»

В эпоху Возрождения значительный вклад в развитие педагогической мысли внесли выдающиеся философы и мыслители, гуманисты по духу - Витторио де Фельтре (1378-1446 гг.), Хуан Вивес (1442-1540 гг.), Эразм Роттердамский (1469-1536 гг.), Франсуа Рабле (1494-1553 гг.), Мишель Монтень (1533-1592 гг.) и др.

Отмеченный выше период в историческом пути педагогики условно можно назвать ее предысторией.

История же педагогики как самостоятельной науки начинается в середине XVII в. Объективно это было обусловлено двумя моментами.

Во-первых, развитие капиталистических производственных отношений, новых по сути, требовало быстрой и массовой подготовки специалистов для промышленного производства. В связи с этим возникла проблема разработки новых педагогических систем обучения и воспитания.

Во-вторых, в педагогической мысли прошлых эпох был накоплен богатейший теоретический и практический опыт, требовавший анализа и обобщения, в результате чего он мог получить практическое применение в интересах дальнейшего прогресса общества.

Решение задач в области педагогики в указанный период было связано с английским философом и естествоиспытателем Ф. Бэконом (1561-1626 гг.) и чешским педагогом Я. А. Коменским (1592-1670 гг.).

Ф. Бэкон в 1623 г. опубликовал трактат «О достоинстве и увеличении наук», в котором дал современную для той эпохи классификацию наук. В качестве отдельной отрасли научного знания он выделил педагогику. Правда, понимание педагогики сводилось им к «руководству чтением», что слишком сужало ее. Но факт выделения педагогики в классификации наук не мог не послужить толчком к ее оформлению как самостоятельной науки. Этому способствовала педагогическая деятельность Я. А. Коменского. Особое

место среди трудов Коменского занимает выдающаяся работа «Великая дидактика», написанная им в период с 1633 по 1638 г. В этом труде он разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми, получившие широкую известность и мировое признание и до сих пор сохраняющие научное значение. Многие ученые по праву связывают рождение педагогики как самостоятельной науки с именем Я. А. Коменского и его «Великой дидактикой».

Любая отрасль человеческих знаний становится наукой лишь тогда, когда более или менее четко определяется ее предмет. Основные контуры предмета педагогики как науки сложились в первой половине XVII в.

В развитии педагогики можно выделить ряд этапов, которые подробно рассмотрены в четвертой части этого пособия.

Слово «педагогика» (греч. paidagogike) имеет несколько значений. Во-первых - это педагогическая наука. Во-вторых, существует мнение, что педагогика - это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике. Иногда под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях.

В целом многозначный термин «педагогика» обозначает:

Различные идеи, представления, взгляды (народные, религиозные, общественные и др.) на цели, содержание и технологию воспитания, обучения, образования;

Область научных исследований, связанных с воспитанием, обучением, образованием;

Специальность, квалификацию, практическую деятельность по воспитанию, обучению, образованию;

Учебный предмет;

Искусство, виртуозность, мастерство воспитания.

И все же, несмотря на различное понимание, педагогика - это прежде всего педагогическая наука, область научных дисциплин о воспитании, обучении, образовании человека.

Итак, Педагогика - наука, которая изучает процессы воспитания, обучение и развития личности.

Каждая наука имеет свой предмет и объект исследования. Вместе с тем она непременно находится в определенных взаимосвязях с иными науками.

Педагогика исследует воспитание как сознательный и планомерный процесс подготовки человека к жизни и труду, раскрывает его сущность, закономерности, тенденции и перспективы, изучает принципы и правила, которые регулируют воспитательную деятельность.

Педагогическая наука произошла и развивалась как теория воспитания подрастающих поколений. Обусловлено это тем, что человек, его духовные и физические качества формируются в детстве, подростковом возрасте и юности. Как раз в эти периоды жизни развитие личности происходит наиболее интенсивно, формируются главнейшие ее черты и особенности - умственные и физические силы, основы мировоззрения, убеждений, моральных чувств, черты характера, направленность потребностей, интересов, вкусов и тому подобное. Поэтому важные пробелы и недостатки в воспитании, допущенные в раннем возрасте, ликвидировать позднее чрезвычайно тяжело, а иногда и невозможно.

МОДУЛЬ 1

Тема 1. Педагогика как наука о воспитании человека.

План

1. Основные этапы развития педагогики.

2. Предмет педагогики.

4. Связь педагогики с другими науками.

Основные этапы развития педагогики.

Прочитайте!

Свое название педагогика получила от греческих слов "раida - пайдос" - ребенок и "gоgоs - аго" - вести. Прямой перевод слова "пайдагогос" означает "проводник ребенка". Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших в школу ребенка своего обладателя. Преподавал в школе нередко также раб. Эти рабы сопровождали детей состоятельных римлян в школу, служили им, учили. Их впервые начали называть педагогами. Так возникло название профессии и образовался термин "педагогика". Постепенно этот термин стали употреблять в более широком смысле, как искусство вести ребенка в течение жизни и развития.

Некоторое время бытовало мнение, что педагогика - это искусство воздействия воспитателя на воспитанников, но педагогика - это не только искусство, но и наука, имеет свои объективные законы и закономерности. До недавнего педагогику рассматривали как науку о воспитании, обучение и образование подрастающего поколения. Но развитие человеческого общества указывает на то, что воспитание и обучение должны осуществляться не только в период детства, но и охватывать весь период жизни человека.

Итак, распространенным в современной педагогике является определение: педагогика - это наука о воспитании, образовании и обучение людей на всех этапах их возрастного развития. Наиболее кратко педагогику можно определить как науку о воспитании людей. Однако, чтобы глубже понять и для чего исследует современная педагогика, обратимся к истории ее становления как самостоятельной научной отрасли.

Практика воспитания появилась вместе с первыми людьми и будет существовать до тех пор, пока будет существовать человечество. Его необходимость обусловлена как самой природой человечества, так и социальными факторами: старшие поколения всегда беспокоиться о том, чтобы молодежь овладела знаниями и опытом, умела использовать созданные ими производственные силы и духовные ценности, была подготовленной к труду и общественной жизни. Путем воспитания молодежи старшие поколения готовят для себя смену.

Законспектируйте!

В истории развития педагогической науки можно выделить три основных этапа ее становления, исходя из степени научной разработанности педагогических знаний:

I этап , донаучных, продолжался до XVII века и характеризовался накоплением значительного фонда эмпирического материала в виде отдельных разрозненных педагогических сведений, которые фиксировались в форме верований, правил, требований, традиций, обычаев, обрядов, составляющих ныне основу народной педагогики; теоретическим осмыслением эмпирического учебно -воспитательного опыта в философских трактатах; возникновением и закреплением в использовании ряда педагогических понятий.


II этап , концептуальный, длился с конца XVII до начала XX века и характеризовался созданием отдельных теоретических концепций воспитания и образования при доминирующей роли теории обучения; накоплением фактического материала и опыта педагогической деятельности; выделением и обоснованием ведущих компонентов научно-педагогических знаний (принципов, методов, форм организации учебно-воспитательного процесса). Однако анализ педагогической литературы того времени свидетельствует об отсутствии четкого разграничения сфер деятельности процессов воспитания и обучения отождествление понятий "воспитание", "обучение", "образование", возможность целостной разработки научных основ педагогики в контексте уровня развития науки того времени.

III этап , системный, длится с начала XX века и характеризуется высоким уровнем обобщения, систематизации и структурирования педагогических эмпирических знаний, полученных в результате проведения многочисленных педагогических экспериментов; дальнейшим развитием категорийного аппарата науки; созданием целостных научно обоснованных систем организации учебно-воспитательного процесса; становлением педагогики как научной системы.

Прочитайте и кратко законспектируйте!

Педагогика как отдельная наука впервые заявила о себе в XVI веке. До этого периода она была составной частью философии.

Воспитания возникает на раннем этапе первобытнообщинного строя в связи с появлением разделения труда, с необходимостью передачи приобретенных знаний и умений молодому поколению для подготовки их к жизни. Следовательно, труд стала главным фактором появления воспитания. В то время дети усваивали полученный опыт во время совместной работы и общения, воспитания было одинаковым для всех детей рода или племени, оно еще не осуществлялось специальными людьми в специальных учебно-воспитательных учреждениях.

Развитие общества, появление рабовладельческого строя, дальнейшая дифференциация труда привели к возникновению специальных учебно-воспитательных учреждений и появления людей, профессией которых было обучение и воспитание детей.

Первые исторические сведения о школах для мальчиков имеем из Древнего Египта , стран Ближнего Востока и античной Греции. Появление частной собственности, классов и государства придает воспитанию классового характера: дети разных классов получают разное воспитание и обучение.

Древняя Греция дала нам примеры зависимости воспитания и от социально-экономических условий. Две противоположные школы - спартанская и афинская - свидетельствуют об этом. Главной целью спартанского воспитания было воспитание мужественного, физически развитого воина, способного выживать в трудных обстоятельствах. Именно на это была направлена система спартанского воспитания, которая была всесторонне покорена интересам Спарты и носила общественный характер. Афины, которые были центром торговли, ремесел, науки и искусства, целью воспитание брали воспитания гармонично развитого человека, объединяющая развитие ума и эстетического вкуса с физическим совершенством. Единственное, что объединяло эти школы - презрение к труду, как дела, которым должны заниматься только рабы.

В Древней Греции зародились первые педагогические теории о развитии личности. Среди их авторов - Сократ , Платон , Аристотель , Демокрит , Протагор и другие.

Античном идеала физической силы и красоты христианство противопоставляло человека, озабоченную спасением души, самовоспитанием внутреннего, а не внешнего начала. Учение философов Средневековья (Августин Блаженный , Северин Боэций , Фома Аквинский ) определили отдельное направление в развитии педагогической мысли о формировании личности, основанного прежде всего на принципах христианства. Средневековья дает нам два вида воспитания: рыцарское и духовное, которые отличаются друг от друга. Духовное, церковное воспитание главной целью ставило изучению Священного Писания и различных научных трудов, его толковали, отсюда его догматический характер и зубрежки, как единая методика преподавания.

Эпоха Возрождения выступает за освобождение личности от феодального угнетения и религиозного аскетизма. Главным принципом этой эпохи был гуманизм, есть любовь и уважение к человеку, которая рассматривается как центр Вселенной. Выдающиеся философы предлагают гуманное отношение к детям, всестороннее развитие личности. Гуманизм Возрождения способствует развитию педагогической мысли, философы и педагоги (Витторино да Фельтре, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский ) ищут новых и лучших способов воспитания и обучения, главным образом для того, чтобы воплотить в жизнь идею воспитания личности.

Прочитайте и законспектируйте информацию о деятельности выдающихся педагогов разных эпох!

Развитие общества, появление на исторической арене нового класса - буржуазии, необходимость развития производства привели к необходимости возникновения достаточно большого количества образованных людей. Именно в это время (XVII в.) Педагогика выходит из состава философии и начинает формироваться как отдельная наука. Этот процесс связан с именем Яна Амоса Коменского, выдающегося чешского педагога, который в своей книге "Великая дидактика" теоретически обосновал принципы, методы и формы обучения, которые стали основой классно-урочной системы, которая действует и сегодня.

В XVIII в. появляется целая плеяда ученых-энциклопедистов, просвитян, благодаря кому эта эпоха вошла в историю, как эпоха Просвещения . Среди них особое внимание проблемам воспитания уделяли Франсуа Вольтер (1694-1778), Дени Дидро (1713-1784), Жан-Жак Руссо (1712-1778). В Англии систему воспитания добродетельного и деятельного джентльмена предложил Джон Локк (1632-1704).

Дальнейшая история педагогики связана с именами Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827) - основателя теории и практики начального воспитания и обучения, а также основателя специального педагогического образования Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841), который сделал попытку теоретически обосновать педагогику с помощью философии и психологии; Адольфа Фридриха Вильгельма Дистервега (1790-1866), который выдвинул идею общечеловеческого воспитания и др..

Всемирную славу отечественной педагогической науке принес К.Д. Ушинский (1824-1870), который отстаивал принцип народности обучения и воспитания детей.

Во второй половине XIX - начале XX в. в Украине большое внимание проблемам образования и воспитания уделяют известные писатели, деятели культуры и искусства, просвитяне - Т.Г. Шевченко (1814-1861) - "Букварь южнорусский" (1861), Грабовский (1864-1902), Леся Украинский (1871-1913), О.В. Духнович (1803-1865), Х.Д. Алчевська (1841-1902) и др..

Заслуживает внимания советский период развития педагогики, связанный с именами С.Т. Шацького (1878-1934), П.П. Блонського (1884-1942), А.С. Макаренко (1888-1939), В.А. Сухомлинского (1918-1970), а также педагогика сотрудничества, предложенная ПИ. О. Амонашвили, В.Ф. Шаталова и др..

Системный период развития педагогических знаний, который начался в начале XX века, продолжается до сих пор и характеризуется дальнейшим развитием всех отраслей педагогики; высоким уровнем обобщения и классификации понятийного аппарата науки; развитием педагогики как научной системы.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png