Кроха уже подрос, гулит, улыбается, и все происходящее вокруг для него занимательно и интересно. И тут родители серьезно начинают задумываться о том, что пора малышу познавать мир новых вкусов, и уже готовы выбрать первый прикорм.

Когда вводить первый прикорм грудничку?

Прикорм – это любая жидкообразная или твердая пища, дополняющая основной рацион из грудного молока или смеси. Своевременное введение прикорма необходимо для гармоничного развития ребенка.

В XXI веке нет необходимости в раннем прикармливании крох, находящихся на искусственном вскармливании, так как современные адаптированные смеси содержат весь набор необходимых минералов и витаминов для малыша.

Поэтому сроки введения первого прикорма распространяются и на «грудничков», и на «искусственников».
Всемирной Организацией Здравоохранения рекомендованы сроки введения первого прикорма: не позднее 6-ти месячного возраста, но и не раньше 4,5 месяца. Гораздо важнее обратить внимание на объективные признаки того, что обожаемое чадо готово к дегустации нового продукта.

Среди них:

  • вес малыша фактически в 2 раза превышает вес при рождении,
  • после 8 и более кормлений грудью/адаптированной смесью малыш не прочь еще разок подкрепиться,
  • кроха уверенно держит и поворачивает голову из стороны в сторону,
  • малыш уже сидит с поддержкой.

Правила введения первого прикорма

Чтобы знакомство с новым блюдом прошло «без сучка, без задоринки», нужно следовать золотым правилам:

Соблюдайте правила введения первого прикорма, и ваш малыш получит массу удовольствия от знакомства с новыми продуктами
  • Вводить новый продукт только абсолютно здоровым детям.
    Не знакомить детей с «новинкой» при стрессах (например, при переезде, проведении вакцинации и т.д.).
  • Использовать вначале прикорм, содержащий только один компонент, так называемое монокомпонентное блюдо.
    Только после того, как малыш привыкнет к нему, можно пробовать другой, а затем переходить к многокомпонентным продуктам: мультифруктовым сокам, кашам с кусочками фруктов, смесью овощей с мясом.
  • Перед приобретением каш, баночек с овощным пюре просматривать этикетки, коробки, особенно с обратной стороны, так как в названиях продуктов не всегда вынесены все ингредиенты.
    Исключить тот продукт, в составе которого есть какой-либо ингредиент, на который у карапуза аллергия.
  • Обратить внимание на упаковку, где всегда должен указываться производителем возраст ребенка, для которого этот продукт предназначен.
  • Прикармливать новым блюдом только в утренние часы, что позволит проследить за реакцией организма.
    Важно особое внимание в течение суток уделять общему состоянию ребенка: цвету кожи, характеру стула (цвету, запаху, консистенции) и поведению.
  • Предлагать блюдо первого прикорма перед прикладыванием к груди или кормлением смесью.
  • Начинать введение прикорма с ½ чайной ложки, увеличивая со временем объем до возрастной нормы.
  • Предлагать новый продукт карапузу многократно, так как для привыкания к незнакомому вкусу необходимо его хорошо распробовать. Делать это необходимо с промежутком в 1-2 дня. Если малыш категорически отказывается от нового продукта, то настаивать не стоит . Нужно заменить этот продукт питания на схожий (рисовую кашу – на гречневую, брюссельскую капусту – на белокочанную или брокколи, яблочное пюре – на грушевое).
  • Давать пищу малышу теплой, а не горячей , во избежание ожогов его нежной ротовой полости.
  • Проследить, чтобы продукт прикорма имел однородную консистенцию, без комочков, иначе он может вызвать затруднение при глотании.
  • Не кормить малыша прямо из баночки. Всегда выкладывать детское питание в тарелочку.
    Это обусловлено тем, что в емкость может попадать слюна малыша, а это сделает продукт непригодным для хранения. Родители, помним: хранить открытую баночку в холодильнике можно не более суток.
  • Кормить малыша аккуратно и терпеливо. Крохе нужно время, чтобы научиться глотать густую пищу. Для облегчения перехода от жидкой пищи к более плотной их необходимо между собой чередовать.
  • Предлагать следующий продукт прикорма только после полной адаптации к предыдущему. Интервал между введениями новых продуктов – 10-14 дней.
  • Рационально комбинировать компоненты. Не давать за раз 2 жидких (к примеру, молоко и сок) и 2 плотных (овощное пюре и каши) продукта.
  • Избегать бедных питательными веществами, но высококалорийных продуктов.
    Каждый компонент должен быть максимально полезным и питательным, так как желудочек ребенка очень маленький.
  • Следить за признаками сытости малыша. Разрешать съедать ему столько, сколько он хочет.
  • Прикладывать малыша к груди после каждого кормления.
  • Показывать малышу достойный пример правильного питания, так как он учится у своих родителей.

Первые продукты прикорма: каша и овощное пюре

Первый прикорм малыша – безмолочные однокомпонентные каши или овощное пюре

Часто продуктом для первого прикорма выступает каша. По нескольким причинам:

  • во-первых, она по консистенции и вкусу напоминает молоко, поэтому дети ее охотнее едят,
  • а во-вторых, она максимально обогащена углеводами, минералами и витаминами, которые в комплексе обеспечивают кроху полноценной энергией.

Особенно важно начинать с кашек, если малыш слабо набирает вес и имеет частый стул.

Также при сниженном уровне гемоглобина врачи советуют вводить кашу, затем – мясо и лишь потом – овощное пюре.

Как только грудной малыш по всем вышеперечисленным признакам готов к введению прикорма, то кашей нужно заменить второе кормление. Педиатры рекомендуют начинать обязательно с монокомпонентной каши – рисовой, гречневой или кукурузной.

Следует отдать предпочтение кашам проверенных производителей: Nestle, Humana, Lasana, Heinz, Беллакт, Винни и др. Все они имеют гарантированную химическую и микробиологическую безопасность, оптимальную степень измельчения и разнообразие компонентов.

Сегодня у «продвинутых» современных родителей большой популярностью пользуются инстантные каши, не требующие варки, что идеально для сохранения всех минералов и витаминов. Также на полках магазинов можно увидеть каши с пребиотиками, которые препятствуют нарушениям пищеварения в период введения первого прикорма.

Безмолочные каши для первого прикорма можно разводить водой, смесью. Молочные же каши разводятся только водой. Не рекомендуется добавлять масло и сахар. Только при плохом аппетите можно для вкуса добавлять 2-3 грамма сливочного масла.

Приготовить детскую кашку в домашних условиях также возможно (ну справлялись же как-то с этим наши бабушки и мамы?!). Достаточно перебрать крупу, а затем тщательно смолоть ее в кофемолке до состояния муки и варить, постоянно помешивая.

Если родители все еще не позаботились о чистой питьевой воде, то самое время это сделать: покупать бутилированную воду или установить дома очистительные фильтры.

Вторым блюдом прикорма часто назначается овощное пюре. Но оно может быть и первым блюдом прикорма для малышей с избыточным весом и со склонностями к запорам.

При пятиразовом питании овощным пюре обычно заменяют третье кормление. Начать следует с однородных (гомогенизированных), однокомпонентных блюд. Оптимально, если пюре будет из цветной капусты, кабачков или брокколи – наиболее подходящие овощи для первого прикорма грудного ребенка.

Не рекомендуются «первым номером» вводить глютеносодержащюю кашку. Глютен представляет собой белок некоторых злаковых, способный вызвать у малышей в возрасте до 8-10 месяцев нарушения всасывания веществ в кишечник.

Если малыш хорошо переносит новые продукты, не наблюдается аллергии, то можно постепенно расширить ассортимент, добавив тыкву, свеклу, морковь и др.

С 8-9 месячного возраста можно переходить на перетертые овощи, содержащие более крупные кусочки.

Следующие продукты прикорма

Мясо , как правило, становится третьим компонентом прикорма. Затем следует рыба.

Вводить мясо можно через 2 недели успешного усвоения овощного пюре. И давать их следует в одно кормление. Прикармливать мясом следует ¼ чайной ложки. С этого момента мясо должно быть в рационе малыша ежедневно, если он здоров.

Первый мясной прикорм ребенка – это монокомпонентные, гипоаллергенные мясные консервы из индейки, кролика, говядины или цыпленка. В течение 8-10 дней количество мяса должно увеличиться до 30 граммов.

Гомогенизированное мясо можно начать давать уже в 6 месяцев. Дневная норма мяса в 8 месяцев в виде пюре составляет 50 грамм и 70 грамм – в 9-ти месячном возрасте.

С 9-10 месяцев можно давать крупноизмельченное мясо. В 9 месяцев также можно предложить ребенку фрикадельку, а паровую котлетку – к концу первого года жизни.

Давать рыбу можно с 8-9 месяцев вместо мяса (1-2 раза в неделю).

Фруктовые соки и пюре

Фруктовые соки и пюре – любимые блюда прикорма у малышей

Первым в рационе малыша должен стать осветленный, монокомпонентный сок.

Наиболее подходящие для первого прикорма малыша – это яблочный, грушевый или сливовый сок.

Вводить его следует не ранее 6 месяцев. В первый раз его количество должно составить всего 3-5 капель, и запить его следует грудным молоком или смесью.

Объем потребляемого сока в день в первый год жизни не должен превышать 50-60 мл.

Детям, склонным к поносам, предпочтительно давать черничный, черносмородиновый или вишневый сок, при склонности к запорам – сливовый, морковный или свекольный соки.

Позднее вводятся многокомпонентные мякотные соки. Высоко аллергенные цитрусовые или экзотические соки давать в первый год жизни нельзя.

Фруктовые пюре вводятся после сока.

Кисломолочные продукты

Такие кисломолочные продукты как детские йогурты (к примеру, «Растишка», «Агуша»), детский кефир, творог рекомендовано вводить малышу не раньше 8 месяцев.

Максимальное количество в сутки одного из этих продуктов не должно превышать 200мл.

Если к этому времени маме удалось все еще сохранить лактацию и малышу вполне хватает грудного молочка, то в первый год жизни лучше от кисломолочных продуктов воздержаться.

Важно знать, что введение кефира малышу ранее 8-ми месячного возраста может стать причиной нарушения пищеварения у него, высокой нагрузки на почки и даже точечных кровоизлияний в слизистую кишечника.

Творог включается в рацион после 6,5 месяцев и вводится только при дефиците белка.

А еще…

С 7 месяцев можно баловать малыша желтком яйца . Начинать следует с ¼ желтка, и переходить к ½ с 8-12 месяцев.

Лучше всего будет выбрать не куриное яйцо, а перепелиные яйца. В виду их маленького размера можно начать с ½ желтка, а потом перейти с 8 месяцев к целому.

Также разнообразить меню ребенку поможет печенье. Его можно давать с 7 месяцев, предварительно размочив в кипяченой воде или смеси.

Родители часто беспокоятся: соответствует ли нормам рост и вес их ребенка. Узнайте об этом .

Что должен уметь малыш, когда ему исполнится годик? расскажет об особенностях этого периода.

Мифы о прикорме

Существует много небылиц о прикорме. Компетентные специалисты их развенчивают.

Главное при введении прикорма – последовательность и внимание к ребенку

Миф №1: Малыш будет здоровее и крепче, если раньше начать прикорм

Это абсолютно неправильный подход.

Продукты «не по возрасту» могут сильно навредить здоровью малыша, спровоцировать развитие таких заболеваний как нарушение работы кишечника, аллергии, так как пищеварительная система малыша может быть абсолютно не готова к знакомству с новым продуктом.

Здесь важно руководствоваться принципом: не навреди!

Миф №2: Прикорма крохе достаточно, можно не кормить грудью

В зависимости от возраста и потребностей крохи состав материнского молока меняется, но оно было и остается лучшим набором иммунных факторов, питательных веществ и витаминов.
К примеру, только из грудного молока до 2 лет усваиваются полиненасыщенные жирные кислоты, способствующие росту головного мозга и нервной системы ребенка.

Миф №3: Блюда первого прикорма домашнего приготовления полезнее фабричных

Равноценны такие блюда только в том случае, если мама выбирает самые качественные продукты, а в магазинах приобретаются каши, готовые пюре и консервы зарекомендовавших себя торговых марок.
Но важным плюсом «магазинной» еды является высвобождение времени и облегчение жизни родителям.

Миф №4: При пониженном гемоглобине важно прикармливать яблоками и гречневой кашей

Если малыш слишком мал для этих продуктов, то вводить их определенно не стоит. Следует обратиться к врачу. По результату анализа крови он определит последующее лечение, если в том будет необходимость. Если малыш все еще питается грудным молочком, то маме важно больше употреблять такие продукты как печень, гречка, говяжье мясо и грецкий орех.

Миф №5: Малышу после года можно кушать все

Несмотря на то, что рацион малыша к году достаточно разнообразен, давать ему продукты, вредные даже любому взрослому (конфеты, жареный картофель, чипсы и т.д.), ни в коем случае нельзя.

Ребятам любого возраста нужно предлагать только здоровое питание на основе натуральных продуктов. Обязательно наличие каш, овощей, мяса и фруктов. Всегда остается риск получить аллергию, поэтому необходимо знакомить с новым продуктом постепенно.

Введение продуктов питания – исключительно индивидуальный процесс, правильность которого можно оценить только при наблюдении за ростом и развитием малыша.

Родители, если Ваш малыш развивается в соответствии с возрастом, любознателен, хорошо играет и часто не простужается, то это верный показатель того, что «верной дорогой идете, товарищи»!

Для того чтобы малыш рос крепким и здоровым, очень важно правильно подобрать первый прикорм. Как сбалансировать рацион ребёнка и обеспечить его всеми необходимыми полезными веществами вы узнаете из ролика.

Прикорм — постепенное введение в меню ребенка помимо привычного уже молока присутствующих в рационе взрослого продуктов. Узнайте, как при грудном вскармливании с минимальными рисками для ребенка и без утраты лактации начать знакомство со взрослой пищей. И в каких случаях целесообразно его введение в 4 месяца.

Пищеварительная система до 4-х месячного возраста

Органы пищеварения начинают функционировать уже с 4-5 месяцев внутриутробной жизни плода. При сосательных, глотательных и дыхательных движениях ребенок потребляет около 1 литра околоплодных вод в сутки. Желудок у новорожденного вмещает объем 5-10 мл, а к концу 1 года жизни достигает 250-300 мл.

Микрофлорой кишечник начинает активно заселяться уже на 2-4 сутки после родов. Полезные кишечные бактерии участвуют в переваривании пищи, синтезе необходимых витаминов и создании иммунной защиты. При грудном вскармливании преобладают бифидум-бактерии, росту которых способствует лактоза грудного молока. При введении в питание новых продуктов во флоре кишечника преобладающий вес имеет условно-патогенная кишечная палочка и у новорожденного часто случаются расстройства пищеварения.

Пищеварительные ферменты кишечника в небольших количествах вырабатываются пока только в тонкой кишке, основная же масса ферментов поступает с грудным молоком, которые и помогают расщеплению его компонентов.

Слюна ребенка предназначена для обеспечения герметичности между соском и ртом новорожденного, ее ферментативная активность слабая и рассчитана только на свертывание грудного молока. Условный рефлекс слюноотделения при приеме пищи плохо развит и формируется в течение первого года жизни. Объем выработки слюны увеличивается к 3-4 месяцам.

В желудочном соке низкая концентрация соляной кислоты, что в первые месяцы после рождения практически не позволяет расщеплять растительные и мясные белки. До 4 месяцев пищеварительная система ребенка не рассчитана к приему чего-либо помимо грудного молока. Окончательный, относительно стабильный вид система пищеварения приобретает в период полового созревания.

Когда целесообразно вводить прикорм в 4 месяца

К 4-5 месяцам жизни благодаря развитию нервной системы ребенка угасает рефлекс выталкивания языком более густой пищи, развиваются глотательные движения и он начинает интересоваться, чем таким вкусным питаются окружающие взрослые. Возрастают потребности в питательных веществах и микроэлементах. Пока что материнское молоко в состоянии их удовлетворить.

Причины, по которым ребенок может слишком рано отказаться от груди

Если начинать вводить прикорм в 4 месяца, то развитие пищеварительной системы ускоряется, повышается кислотность желудочного сока, включается в активную работу ферментативная система. Одновременно нарушается сформировавшийся к этому времени баланс микрофлоры кишечника, что проявляется его периодическими дисфункциями.

Хочется отметить, что ребятишкам, находящимся на полном грудном вскармливании по требованию и нормально набирающим вес, с вводом прикорма все-таки лучше повременить до полугода, когда младенец более подготовлен к приему густой пищи и физиологически и психически.

Но если существуют предпосылки для введения новых видов пищи, такие как набор веса ниже критических значений и другие проблемы со здоровьем, или малыш настойчиво и активно интересуется едой, то оттягивать момент знакомства с привычным гастрономическим набором родителей не нужно. В противном случае интерес ребенка «перегорит» и вы окажетесь в щекотливой ситуации, когда ребенку уже год, а он кроме грудного молока ничего и знать не желает. В итоге с введением прикорма в таком возрасте возникают большие трудности.

Общепризнанных научных исследований на тему введения прикорма детям на грудном вскармливании по настоящее время нет, как и единого мнения в данном вопросе. Чем же руководствуются в своих рекомендациях отечественные педиатры и Всемирная организация здравоохранения? Первые предлагают начинать с 4 месяцев, а последние не ранее 6 месяцев.

Наши педиатры опираются на рекомендации противоречивых схем прикорма по Национальной программе. С одной стороны, в этом документе указывается, что сохранять полное грудное вскармливание без введения продуктов и жидкостей, отличных от грудного молока, нужно стремиться как минимум до 6 месяцев. С другой стороны, вышеназванное руководство, ссылаясь на научные исследования и накопленный опыт, предлагает минимально возможный возраст для введения прикорма — 4 месяца.

Пустышка пережиток прошлого или лучший друг ребенка на грудном вскармливании

В то время как ВОЗ признает возможным введение прикорма в этом возрасте лишь в случаях серьезных проблем в здоровье ребенка. В результате проведенных организацией глобальных исследований, навыки употребления густой пищи у детей формируются к 5-7 месяцам жизни. Также в арсенале ВОЗ имеются статистически обоснованные доказательства о снижении уровня заболеваемости детей, позднее получавших прикорм и жидкости и высоком темпе роста психомоторного развития.

Как сохранить грудное вскармливание после введения прикорма

Если ваша ситуация предполагает введение новых видов пищи с 4 месяцев, то для сохранения грудного вскармливания и во избежание нежелательных последствий для ребенка, воспользуйтесь следующими простыми правилами:

  1. Не стремитесь скормить ребенку какой-то определенный объем пищи. Давайте ему столько, на сколько хватает его желания.
  2. Не пользуйтесь бутылочкой для кормления. Сосать ребенок должен только грудь. Кормите с ложки.
  3. Никогда не отменяйте кормление грудью заменой. Также, как и раньше, продолжайте грудное вскармливание по требованию. После «перекуса» вводимым продуктом всегда давайте грудь.
  4. Не отменяйте и не заменяйте другими жидкостями кормление грудью в ночные и утренние часы.

Педагогический прикорм

Малыши на грудном вскармливании быстрее привыкают к новой пище, ведь со вкусом и ароматом они опосредованно уже знакомы. Педагогический прикорм — это наиболее естественный вид знакомства со взрослой пищей и максимально совместимый с грудным вскармливанием.

Принцип педприкорма в том, что ребенок не наедается новой пищей, а пробует ее на вкус, готовя тем самым пищеварительную систему к приему блюд, присущих привычному рациону региона проживания и конкретной семьи. У малыша также формируется навык совместных трапез.

На практике этот способ очень прост. Когда мама кушает, то держит ребенка на руках за столом, предварительно выдав ему ложечку. Если малыш проявляет активный интерес к происходящему и тянется ручками или ложкой к еде, то ему дают маленький кусочек на пробу. И так всего помаленьку.

Желтушка у новорожденных, и все, что с ней связано

Таким образом дается толчок развитию собственной ферментативной системы малыша. Легче переносятся новые продукты, употребляемые совместно с мамой и получаемой ферментативной поддержкой грудного молока. Если ребенку сильно понравился какой-либо продукт, то его объем можно довести до чайной ложки.

Но останавливаться на чем-то одном не стоит, цель педприкорма — познакомить малыша со всеми продуктами в микродозах, присутствующих на семейном столе.

При этом методе нужно питаться вместе с малышом здоровой пищей — исключить жареное, копченое и т.д.

Немного истории

Рекомендации некоторых педиатров о первоначальном введении в пищу соков и фруктовых пюре младенцам, кормящихся грудным молоком, мягко говоря, устарели. Идут они с советского прошлого, когда дети почти поголовно питались искусственными смесями из-за необходимости раннего выхода мамы на работу.

Для покрытия потребностей интенсивно растущего организма в витаминах и минералах рекомендовалось вводить соки, начиная уже с 2-3 месяцев жизни ребенка. Сейчас их употребление для детей, получающих грудное молоко, не рекомендуется до годовалого возраста из-за агрессивного воздействия на желудочную среду. То же самое относится к введению желтка, творога, кисломолочных продуктов.

Приходит время вводить прикорм. Что же такое прикорм и зачем он нужен?

Что такое прикорм?

Прикормом называются все продукты, кроме женского молока и детских молочных смесей, дополняющие рацион ребенка 1года жизни пищевыми веществами, необходимыми для обеспечения его дальнейшего роста и развития. Период прикорма является переходным этапом на пути малыша от чисто молочного питания к «взрослой» пище с общего стола. С его помощью грудничок постепенно приучается есть домашнюю пищу, пока она полностью не заменит грудное молоко или адаптированную смесь. Сначала дети получают пищу переходного периода – это продукты для прикорма, специально предназначенные для удовлетворения специфических потребностей грудного ребенка, а затем настает время пищи с семейного стола.

Для чего нужен прикорм?

Безусловно, самой идеальной пищей для ребенка до 1 года является грудное молоко. Оно полностью отвечает потребностям детского организма и содержит все ингредиенты для полноценного развития малыша. Помимо прекрасно сбалансированного состава основных питательных веществ (углеводов, белков, жиров, витаминов и минеральных веществ), материнское молоко содержит ферменты, помогающие ребенку усваивать инородную пищу, средства иммунной защиты, а также гормоны, факторы роста тканей, биологически активные вещества и много других веществ, которых нет ни в искусственных смесях, ни в детском питании, ни в пище взрослых.

Современные адаптированные смеси хотя и не имеют столь уникального состава, но тоже содержат весь необходимый ребенку набор питательных веществ, витаминов и микроэлементов. Если учесть эти факты, у мамы может возникнуть закономерный вопрос – зачем же тогда вводить прикорм до года, не проще ли кормить малыша грудью или смесью, а после 1 года, когда кроха подрастет, начать кормить его «взрослой» пищей. Особенно актуальным такой вопрос становится при возникновении различных трудностей с введением прикорма, когда, несмотря на все мамины старания, малыш упорно не хочет пробовать новую пищу, морщится и выплевывает овощное пюре или очередной раз отталкивает ложечку с кашей.

Тем не менее необходимость введения прикорма на 1году жизни ребенка основана именно на потребностях самого малыша. Первый год является периодом наиболее интенсивного роста, физиологического созревания и развития ребенка. Примерно к концу первого полугодия жизни малыш удваивает собственный вес при рождении, а к 1 году утраивает его. По мере роста и развития ребенка возрастает функциональная активность его пищеварительной, мочевыделительной, нервной, иммунной и других систем.

Ближе к 6 месяцам у малыша начинают прорезываться зубки, кроха начинает активно двигаться. Постепенно ему требуется все большее количество энергии и пищевых веществ. Возрастает также потребность малыша в витаминах и минеральных веществах, таких как железо, цинк, медь, кальций, фосфор, магний. Их количества, поступающего с грудным молоком, становится недостаточно, а эндогенные запасы этих веществ (внутренние запасы организма) у маленького ребенка ограничены, поэтому у таких малышей довольно легко могут возникать дефицитные состояния, особенно дефицит железа. Кроме того, маленький исследователь начинает проявлять все больший интерес к содержимому маминой тарелки, ему становится любопытно и хочется попробовать «на зубок» то, что едят взрослые в его присутствии. Таким образом, примерно к полугоду чисто молочное питание уже не может обеспечить всех потребностей ребенка, возникает необходимость в дополнительных продуктах питания, помимо молока, с высокой энергетической плотностью и пищевой ценностью в небольшом по объему количестве пищи. Несмотря на возросшие потребности, организм грудничка к этому времени еще не настолько физиологически дозрел, чтобы сразу перейти от исключительно грудного вскармливания (или кормления смесью) прямо к обычной пище с семейного стола. Поэтому в рацион малыша вводится пища переходного периода (прикорм), которая компенсирует разницу между возрастающими потребностями ребенка и тем количеством пищевых ингредиентов, которые получает ребенок из молока.

Введение прикорма – достаточно ответственный период в жизни ребенка. Плохое питание, неправильные принципы и методы кормления в этот критический период могут увеличить риск нарушений со стороны здоровья и развития ребенка. Чтобы правильно организовать прикорм своему малышу, маме необходимо понимать цели, с которыми ребенку во втором полугодии вводится дополнительное питание.

Основные цели, с которыми вводится прикорм:

  • обогащение рациона малыша полезными веществами, отличными от тех, что присутствуют в грудном молоке, такими как растительные белки и жиры, различные группы углеводов, минералы, микроэлементы, витамины, пищевые волокна, балластные вещества и др.;
  • обеспечение тренировки и дальнейшего развития пищеварительной системы ребенка, его зубочелюстного и жевательного аппарата, моторной функции кишечника;
  • освоение навыка потребления густой, а затем плотной и твердой пищи. В этот период у малыша формируются очень важные навыки кусания и жевания, а в дальнейшем – навык самостоятельной еды;
  • формирование у ребенка правильного пищевого поведения (поддержание аппетита и интереса к еде, формирование правильного к ней отношения);
  • формирование у малыша вкусовых ощущений и привычек, а также навыков здорового питания за счет использования разнообразных и полезных видов продуктов с новыми вкусами и ароматами;
  • введение прикорма обеспечивает постепенный переход ребенка на семейное питание, что в дальнейшем способствует его социализации.

Концепции введения прикорма

В настоящее время в литературе для родителей и в Интернете довольно часто можно встретить информацию о двух принципиально различающихся концепциях введения прикорма – так называемом педиатрическом (традиционном, классическом) и педагогическом прикорме. В противопоставление традиционному педиатрическому прикорму с точными дозами вводимых продуктов и специально приготовленными для ребенка блюдами прикорма, по схеме педагогического прикорма малыша предлагается прикармливать с маминой тарелки, маленькими кусочками (начиная с микродоз), без попытки дать ребенку какую?то определенную норму продукта, чтобы познакомить его со всем спектром продуктов и блюд, которые употребляются в семье, и обучить при этом поведению за столом.

Но с точки зрения физиологии ребенка следующие позиции педагогического прикорма совершенно не оправданны:
Слишком раннее введение в рацион крохи «взрослых» продуктов, даже при условии, что родители питаются здоровой пищей (хотя представление о правильном и здоровом питании может быть ошибочным), может «сорвать» ферментную систему ребенка, нарушить баланс микрофлоры кишечника и вызвать сбой процесса пищеварения в целом.

В результате у малыша могут возникнуть расстройства стула (разжижение и учащение или, наоборот, запоры), колики, метеоризм и другие нежелательные реакции. Если изначально процесс пищеварения будет запущен неправильно, это может спровоцировать различные заболевания желудочно-кишечного тракта, повлиять на функцию других органов и систем и неблагоприятно сказаться на дальнейшем росте и развитии детского организма.

При введении микродоз пищи не достигается одна из главных целей прикорма – обогащение рациона ребенка полезными веществами, потребность в которых у растущего организма уже полностью не удовлетворяется грудным молоком, при этом у малыша может возникнуть дефицит некоторых микроэлементов. Нередко дети, прикармливаемые таким способом, плохо набирают в весе.

Из-за того, что малыш получает несколько разных продуктов в одно кормление, в случае возникновения нежелательных реакций становится невозможным проследить, на какой из этих продуктов у ребенка возникла аллергическая реакция или расстройство стула.

Формирование у ребенка навыков кусания и жевания происходит постепенно, по мере созревания нервной системы и развития жевательного аппарата. Раннее введение твердой пищи, пусть даже маленькими кусочками, приводит к тому, что малыш начинает давиться непривычной пищей, при этом значительно увеличивается риск ее аспирации (попадания в дыхательные пути). К тому же недостаточно измельченная и плохо пережеванная пища хуже переваривается и усваивается, значительно увеличивая нагрузку на незрелую пищеварительную систему малыша. Плохо переваренная пища, попадая в кишечник, может спровоцировать процессы брожения и гниения.

Из тарелки мамы малыш может съесть продукт с солью, сахаром и другими нежелательными добавками, которые не рекомендуется давать ребенку до 1 года. Кроме того, следует отметить, что, выбирая метод прикармливания «с маминой тарелки», родители не всегда пересматривают свой рацион питания и часто продолжают питаться привычной пищей, которая совсем не подходит для детского питания.

Отсутствие организованного приема пищи не способствует выработке определенного режима питания, что также может неблагоприятно отразиться на функции пищеварительной системы ребенка.

Таким образом, гораздо физиологичнее вводить прикорм в соответствии с современными рекомендациями педиатров, начиная с адаптированной пюреобразной пищи, которая соответствует возрасту ребенка и его возможностям проглотить, переварить и усвоить новое питание. Использование в начале прикорма однокомпонентных пюре, т.е. состоящих лишь из одного продукта без примесей, позволит отследить реакцию ребенка на данный продукт и в случае развития аллергической реакции своевременно исключить его из рациона крохи. Постепенное введение все более разнообразных по консистенции вкусу, аромату и внешнему виду продуктов питания позволит сделать переход малыша к «взрослой» пище плавным и естественным.

Прикорм и грудное вскармливание – можно ли совместить?

Одним из распространенных заблуждений, которым многие мамы и бабушки обычно объясняют причину введения прикорма, является утверждение, что со временем качество молока ухудшается и после полугода кормления «в нем не остается ничего полезного». Это утверждение является одним из многочисленных мифов, связанных с кормлением грудью. В действительности высокая биологическая ценность грудного молока сохраняется на протяжении всего периода грудного вскармливания. И после полугода, и на 2 году кормления грудью мамино молоко продолжает оставаться для ребенка источником многих необходимых веществ в оптимальных для усвоения формах, а кроме того, оно способствует нормальному формированию иммунной системы малыша, созреванию ферментной и микробной систем кишечника, структурному развитию нервной системы и особенно головного мозга крохи. Состав молока меняется со временем, подстраиваясь под потребности растущего ребенка. Именно поэтому очень важно, несмотря на введение другой пищи, сохранять грудное вскармливание, по крайней мере до конца 1 года жизни ребенка.

Очень часто из-за несвоевременного или нерационального введения прикорма у кормящей мамы может значительно снижаться количество молока, нередко уже в первые месяцы после введения прикорма грудное вскармливание прекращается досрочно. В большинстве случаев это происходит из-за непонимания сути прикорма, стремления как можно быстрее довести объемы вводимых блюд прикорма до «рекомендуемой нормы», замещая при этом кормление грудью. Кормящей маме важно понимать, что прикорм хотя и значимо дополняет грудное молоко во втором полугодии жизни, но не является основой рациона ребенка. Основные питательные вещества для своего роста и развития ребенок по-прежнему продолжает получать с маминым молоком. Главная задача мамы в этот период – постепенно, по мере развития пищевого интереса у малыша познакомить его с новыми продуктами, не настаивая и не преследуя цели обязательно накормить ребенка досыта определенным количеством детского питания. Такой подход позволит, с одной стороны, поддержать аппетит и активный интерес к еде у малыша, а с другой стороны, даст возможность как можно дольше сохранить грудное вскармливание, не вытесняя его большими объемами детского питания. Таким образом, два процесса – грудное вскармливание и постепенный переход на пищу с общего стола – будут происходить параллельно, не мешая и не вытесняя друг друга.

В настоящее время педиатры едины во мнении, что введение прикорма лучше всего начинать во втором полугодии жизни ребёнка.

Существует два основных способа введения прикорма - «классический» и «педагогический». Первый способ - это введение в рацион малыша специальным образом приготовленных продуктов, прикорм вводится как источник калорий и «строительных материалов» и постепенно замещает часть грудных кормлений. Второй способ - постепенно ознакомление ребёнка с пищей, традиционной для семьи. При этом на протяжении довольно длительного периода прикорм носит обучающий и развивающий характер, и только затем становится полноценным питанием. Оба способа ведут к успеху - к полноценному и разнообразному питанию взрослой пищей и усвоению ребёнком правил поведения за столом.
Главное - не допускать насилия над малышом и учитывать его индивидуальные особенности. Возможно, что «педагогический» прикорм способствует продлению грудного вскармливания, и это нужно учитывать при выборе пути.


Завершение грудного вскармливания

И для мамы, и для ребёнка важно суметь плавно завершить грудное вскармливание по обоюдному согласию. Для того чтобы это стало возможным, должны выполняться следующие предпосылки.

  • Во-первых, ребёнок должен быть способен полноценно и разнообразно питаться взрослой пищей (речь не идёт о чипсах с пивом).
  • Во-вторых, сосание груди должно утратить первенство среди прочих источников получения удовольствия и обретения душевного комфорта.
  • В-третьих, у малыша не должно быть недостатка общения с матерью, причём не только эмоционального и телесного, но также игрового и партнёрского.

Эти три условия могут выполняться уже в начале второго года жизни. Малыш начинает сосать грудь нерегулярно и «не до конца», «главное правило» перестаёт выполняться и производство молока постепенно снижается. Обычно дольше всего сохраняются подутренние кормления, но вскоре ребёнок забывает и про них.

" Что касается особенно длительного грудного вскармливания (дольше двух лет - до самопроизвольной инволюции молочных желез), то его польза для здоровья ребёнка невелика, а психологические последствия неоднозначны.

Выбор остаётся за матерью, но лично я не вижу смысла в приложении особых усилий для дополнительного продления грудного вскармливания, если ребёнок готов с грудью расстаться раньше, чем предписывают некоторые теории.

Бывает и так, что мать решает отлучить малыша до того, как он готов к этому. Причиной обычно служит усталость моральная или физическая. Я не буду здесь рассматривать различные техники отлучения. Отмечу только то, что насильственно отлучать ребёнка стоит только в крайнем случае, и подобные безвыходные ситуации встречаются редко. Часто отлучение мотивируется необходимостью лечения матери.

" Но ребёнок на втором году жизни гораздо менее требователен к «чистоте» маминого молока - попадание в молоко небольшого количества лекарств (особенно если лекарство в принципе применимо к грудным детям) скорее всего не повредит малышу, чего нельзя сказать о стрессе от непонятного запрета на сосание груди.

Даже если мать на некоторое время попадает в больницу или уезжает, предпочтительнее по возвращении домой восстановить грудное кормление хотя бы в минимальном объёме, а затем в спокойных условиях его завершить.
Резкое прекращение сосания груди опасно и для молочных желез. Мне кажется, что перетягивать грудь нельзя ни при каких обстоятельствах - лучше постепенно снизить лактацию сцеживанием небольших порций молока (см. выше). Это может показаться несколько хлопотным занятием, но оно предупредит возникновение лактостазов или мастита, а также снизит вероятность развития мастопатии.


Заключение.

" В заключение мне хочется ещё раз подчеркнуть, что грудным вскармливанием управляют простые и надёжные законы, и не требуется больших усилий, чтобы их соблюсти.

При этом каждая семья может смело вести свой уникальный и неповторимый образ жизни, не опасаясь помешать осуществлению полноценного грудного вскармливания. Внимательность к ребёнку, гибкость мышления и приобретение знаний о различных сторонах жизни малыша являются главными условиями успешного преодоления трудностей. При этом критерием успеха является физическое и психическое развитие малыша в атмосфере любви и радости.

Как и грудное вскармливание, тема введения прикорма – предмет многих дискуссий и множества противоречивых рекомендаций. Сроки варьируются от трех недель (хотя сегодня, к счастью, такие советы слышатся редко) до «как можно позже», продукты предлагаются от совершенно диетических до перевода полугодовалого малыша на родительское меню. Попробуем сориентироваться во всей этой многоголосице.
Для начала отметим, что говорить мы будем именно о ребенке, находящемся на грудном вскармливании. Поскольку диета малышей, получающих искусственные смеси, находится под пристальным вниманием врача и должна определятся его рекомендациями. А мамам грудничков сложнее – ведь нередко участковые педиатры, привыкшие к преобладанию среди пациентов «искусственников», дают всем одинаковые рекомендации. А это не совсем верно.

Итак, каковы принципы введения прикорма детям на грудном вскармливании:

  • Прикорм детям, находящимся на полноценном грудном вскармливании, вводится не ранее, чем им исполнится 6 месяцев. В этом возрасте дети обычно начинают сидеть, управлять своими руками и класть пищу себе в рот. Их пищеварительная и иммунная системы также становятся более зрелыми. Совокупность этих признаков может свидетельствовать об их готовности есть мягкие и полутвердые пищевые продукты. В отдельных случаях по строгим медицинским показаниям (например, гипотрофия, отсутствие прибавок в весе) прикорм может быть введен с 4 месяцев.
  • Дети, которые сосут грудь, не бывают голодными. Дети, которых кормят по требованию, регулируют собственное потребление молока; когда они голодны, они делают поисковые движения, плачут или сами прикладываются к груди. Когда неограниченное кормление грудью продолжается вместе с вводом других пищевых продуктов, младенцы все еще контролируют, сколько они едят. Если они не любят некоторые продукты, или предлагаемой пищи недостаточно, они могут получать большее количество грудного молока.
  • В грудном молоке есть защитные факторы. Противоинфекционные факторы в грудном молоке обеспечивают защиту против болезней и уменьшают серьезность тех, которые происходят. Эта защита продолжает быть полезной и после 6 месяцев, потому что ввод других пищевых продуктов и напитков может привести к большему количеству инфекций и болезнетворных микроорганизмов, в то время, когда собственная иммунная система ребенка все еще не созрела. Поэтому не стоит пренебрежительно относится к грудному молоку после того, как ребенку исполнилось 6 месяцев или даже год – оно все так же ценно.
  • Прикорм не замещает кормления грудью, а дополняет их. Частое кормление грудью по требованию обеспечивает все потребности в энергии младенцев 6-8 месяцев, так что, если они не проявляют интерес к еде, но часто сосут грудь, нет никакой причины чрезмерно беспокоиться по этому поводу. Кормление грудью должно продолжаться с такой же частотой, как и в период исключительного грудного вскармливания. Кормление грудью продолжает быть важным для детского питания, развития и заботы и после 6 месяцев жизни. В среднем, груднички 6-8 месяцев получают около 70 % энергии из грудного молока, 55 % в 9-11 месяцев, и 40 % в 12-23 месяца. Грудное молоко - также главный поставщик белка, витаминов, минералов, эссенциальных жирных кислот и защитных факторов. Оно содержит большее количество калорий и питательных веществ в мл, чем большинство других пищевых продуктов, и гораздо больше, чем в кашах или овощных пюре, которые являются типичными первыми продуктами прикорма для грудничков после 6 месяцев. Если желудок у ребенка заполнен пищевыми продуктами с бедным составом, он будет получать меньшее количество грудного молока, и его питание и общее здоровье будут хуже. Поэтому наша задача – понять, как кормить другими продуктами так, чтобы они дополняли грудное молока, а не заменяли его.

Кормление грудью, если оно происходит по требованию, связано, как правило, со сном. А прикорм вводится в те часы, когда обычно принимают пищу: завтрак, обед, полдник, ужин. Грудью можно кормить и перед, и после предложенного прикорма, если ребенок хочет «запить» незнакомую еду.

  • Очень важно сохранять у ребенка заинтересованность в кормлении, следовать за его интересом, а не пытаться накормить во что бы то ни стало. Заинтересованность сохраняется, если малыш участвует в совместной трапезе, видит, как с удовольствием едят все вокруг, проявляет инициативу, а не пассивно «употребляет» приготовленную пищу. Тем более речь не может идти о насилии.

Что давать в качестве прикорма? Сразу же оговоримся – сок и кефир в настоящее время прикормом не считается. Согласно последним рекомендациям диетологов, сок вообще не стоит вводить в рацион малыша, пока он не начал питаться «взрослой» пищей в больших объемах. Так же не нужны в качестве дополнения к грудному молоку смеси и коровье молоко – это гораздо менее ценные продукты.

В целом все разнообразие схем введения прикорма можно разделить на две части: «лучшие кусочки с семейного стола» (как максимально радикальный вариант – педприкорм) и традиционная схема – специальное детское питание, купленное или приготовленное самостоятельно. Выбор, разумеется, за мамой, поэтому рассмотрим вкратце оба варианта.

Принципам прикорма с семейного стола была посвящена прошлогодняя Всемирная Неделя Грудного Вскармливания. Тема «Кормление грудью и пища с семейного стола» была выбрана потому, что в большинстве домашних хозяйств во всем мире, груднички 6-12 месяцев и маленькие дети питаются теми же самыми пищевыми продуктами, которые едят остальные члены семьи. Это не подразумевает, что в 6 месяцев детей можно перевести сразу с исключительного кормления грудью на еду с взрослого стола. Грудничкам старше 6 месяцев и маленьким детям надо давать наиболее питательные «лучшие кусочки» семейной пищи, соответственно подготовленные (пюреобразные, порезанные, размягченные и т.д), подходящие к пищевым способностям ребенка.
Начало потребления других пищевых продуктов отмечает новую стадию в социальном, эмоциональном и поведенческом развитии грудничков старше 6 мес., поскольку ребенка может кормить теперь не только мать. Дополняющее питание также дает возможности развития общения, координации и моторных навыков, и может заложить основу правильного выбора продуктов питания во всей жизни.

Основные принципы этого способа: знакомить ребенка с пищей, которой питается его семья, позволяя встроиться постепенно во взрослый рацион, но выбирать при этом наиболее ценные для него «кусочки», а именно:

  • Продукты животного происхождения (мясо, домашняя птица, рыба или яйца). Если не ежедневно, то так часто, как возможно, даже если количество маленькое – в добавление к основному элементу.
  • Бобовые (бобы, горох, чечевица, горошек, тофу). Особенно они важны для вегетарианцев, или когда невозможно дать животные пищевые продукты.
  • Молочные продукты (йогурт, сыр)
  • Овощи с основной пищей. Яркие овощи содержат большее количество питательных веществ, чем бледные.
  • Фрукты как закуска и в добавление к основной пище. Яркие плоды содержат большее количество питательных веществ, чем бледные.
  • "Основной элемент" в питании семьи - рис, кукуруза, картофель, пшеница, с некоторыми из пищевых продуктов выше.

Младенцы поначалу просто знакомятся с новой пищей, ее консистенцией, вкусом. Постепенно, по мере возрастания интереса, количество прикорма возрастает.

Если мама предпочитает прикармливать ребенка специально приготовленной пищей, то обычно начинают с монокомпонентных пюре (из одного овоща) или с каши, если ребенок плохо прибавляет в весе.
При таком способе прикорма трудно удержаться от соблазна скормить ребенку больше, чем он хочет съесть – ведь жалко выкидывать с любовью приготовленное пюре или почти полную баночку недешевого питания… Постарайтесь не поддаваться этому соблазну – есть риск нарушить аппетит ребенку, и после года мучаться от того, что ребенок совсем ничего не ест. Можно замораживать питание маленькими порциями сразу после приготовления или вскрытия баночки – например, в емкостях для льда. И размораживать крохотными порциями. Тогда выбрасывать придется совсем немного.
Сейчас не советуют начинать прикорм с фруктов. Они сами по себе имеют сладковатый привкус и уже формируют у ребенка пристрастия к сладенькому. Кроме того, гораздо чаще раздражают слизистую кишечника, вызывая расстройства и аллергию. Овощи намного больше подходят для введения нового продукта. Первые овощи в нашем рационе - кабачок, цветная капуста, морковь. Позже вводится картошка. Первоначально нужно лишь малое количество пищи (одна или две чайных ложки), которые дают на кончике чайной ложки или с пальца. Не нужно непременно доводить объем до определенного количества. Это ошибка многих мам, которая ведет к перекорму ребенка и последующему отказу от еды. Как только ребенок отвернулся от ложки - убирайте еду и предложите грудь.
Вначале в рационе малыша будут монокомпонентные пюре. 1 раз в неделю Вы можете добавлять в пюре новый продукт. Если малыш отреагировал высыпанием, жидким стулом или запором - исключите продукт из рациона как минимум на месяц. Но помните, что стул может измениться, чаще всего появляются маленькие кусочки съеденной пищи, это нормально.
Лучше всего для приготовления овощей использовать пароварку. Овощи готовятся быстро и витамины сохраняются в большем количестве. Разминать удобнее всего блендером. Ближе к году (10-11 месяцев) начинайте разминать пюре вилкой, чтобы ребенок учился самостоятельно жевать.
Через месяц после введения овощей Вы можете порадовать малыша кашкой. Лучше всего для первого блюда подходит рисовая, кукурузная или гречневая каша. Для ребенка на грудном вскармливании больше подходит безмолочная каша. Если Вы покупаете каши, не требующие варки - убедитесь, что они не содержат глютен. Глютеносодержащие каши (пшеница, овсянка, многозерновые) не вводите в рацион малыша ранее 8-9 месяцев. Принцип введения каши такой же - начинать с 1 чайной ложки, постепенно увеличивая объем. Каши можно также готовить самостоятельно. Для этого крупа моется, высушивается и перемалывается на кофемолке. Заваривается кипятком.
После каши Вы можете начинать вводить фрукты (в начале не яркоокрашенные), печенье (детское не сдобное), мясо (лучше начинать с индейки, затем вводить телятину, курицу, говядину, от свинины лучше воздержаться) рыбу (морскую) и т.д.

Прикорм желательно сдобрить маслом (не с первых дней введения прикорма!) - предпочтительно сливочным (кашу) и оливковым (овощи). Оливковое масло лучше всего подходит для первого прикорма. Начинайте вводить его с 2 капель. Если у малыша запоры - можно добавлять оливковое масло и в овощи, и в кашу (соблюдая объем, чтобы не добиться обратного эффекта). В среднем, в блюдо добавляется 1 чайная ложка оливкового масла.

Часто мамы задают вопрос - а нужно ли давать пить ребенку с началом введения прикорма? На сегодняшний день нет таких рекомендаций, которые обязывают давать грудничку определенный объем жидкости. Чаще всего дети на грудном вскармливании до года не интересуются никакой другой жидкостью, кроме молока матери. И это нормально. Вы можете предлагать малышу чаек, компот, если он этого хочет. Если же отказывается - не настаивайте.
В каком же объеме кушает прикорм грудничок?
Не огорчайтесь, если малыш съел всего 50-80 грамм прикорма, при положенных 150-180 (указанных на упаковке). Эти цифры – ориентир для искусственного вскармливания, когда порция смеси заменяется прикормом – а грудничок продолжает получать большую часть питательных веществ из маминого молока. Детки на грудном вскармливании предпочитают кушать маленькими порциями, но чаще. К тому же очевиден большой плюс - ребенок учится контролировать чувство насыщения и не переедает.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png