Пубертатный период, или период созревания, есть стадия, в которой человек становится половозрелым, т.е. пери­од, в течение которого созревают первичные и вторичные половые признаки. В естественно-научной литературе термин пубертат-ность употребляется то в смысле окончательной зрелости, то в смысле периода созревания. Мы употребляем его во втором смыс­ле. Пубертатность есть, с нашей точки зрения, фаза созревания, которая заканчивается, как только половой аппарат становится готовым к функционированию, что обозначает начало зрелого состояния, хотя телесный рост и продолжается еще у человека некоторое время после этого. Но, в общем, между телесным ростом и созреванием полового аппарата существует, по-видимому, опре­деленная связь: оба протекают приблизительно с одинаковым рит­мом. Об этом будем говорить ниже. Мы называем время до начала аубертатности детством человека, а заключительные моменты пу­бертатного периода (adoleszenz) - юностью.

Интересно установить, что уже многие высшие животные имеют такого рода латентный период, или детство, с завершаю­щей его фазой созревания; зоологи обозначают весь период в целом юностью. В то время как низшие животные тотчас или очень скоро после рождения становятся половозрелыми, у живо­тных, стоящих на более высокой ступени развития, - птиц, млекопитающих, а также у жуков и рыб - наблюдается более длительный латентный период, продолжительность которого зависит частью от температуры, в которой они живут, частью от характера их питания. Зависимость от климата наблюдается и у человека: жители тропиков созревают быстрее, чем народы, живущие в умеренных поясах. Если не считать очень крупных животных, как слоны, которые требуют 20-24 лет для созрева­ния, ближе всего стоят в этом отношении к человеку примитив­ной культуры антропоиды, латентный период которых длится 8-12 лет. В течение этого же времени созревает и человек в жарких поясах. В нашей же зоне и в условиях нашей культуры человек достигает зрелости в 15-17 лет.

  • 1 Педология юности. Сб. статей. М.-Л.: Гос. уч.-пед. изд-во, 1931.

Фаза созревания обнаруживается у человека также и в ряде особого рода психических явлений, которые стоят в биологиче­ски осмысленной, т.е. телеологической, связи с телесным созре­ванием. Эта психическая пубертатность (aeeliache Pubertat), как мы будем ее называть, появляется часто еще до физического созревания в качестве его предвестника и продолжается боль­шей частью долгое время после него. Если мы хотим понять эти явления, то мы должны прежде всего рассмотреть их в их происхождении и в их биологическом значении.

В то время как самые низшие живые существа размножают­ся путем простого деления клеток, на более высоких ступенях возникают половая дифференциация и связанное с нею половое влечение. Клетки различного рода, мужские и женские, обособ­ляются друг от друга и должны для размножения снова соеди­ниться. Хотя каждая клетка и заключает в себе составные элементы того и другого пола, однако элементы одного пола вытеснены и имеются лишь в виде зачатков или же остатков, в то время как элементы другого пола выступают как определяю­щие в половом отношении. Для осуществления размножения каждый пол нуждается в дополнении другим полом. Из этого биологического факта мы выводим основное для нашей задачи понятие - потребность дополнения (Erganzungsdedurfniss). Су­щество, определенное в половом отношении, образует лишь не­полный экземпляр соответствующего рода. Только в соединении друг с другом оба пола образуют целостное существо своего рода, и лишь в соединении друг с другом они могут дать начало новому существу этого рода.

В этом жизненном явлении лежат корни тех переживаний, которые мы ниже описываем, ибо своеобразие человека заклю­чается в том, что жизненные процессы преломляются у него в виде известных переживаний.

В то время как у некоторых низших животных длительное сосуществование двух индивидуумов обеспечивает размноже­ние, у высших животных, где индивидуумы пространственно отделены друг от друга, возникают новые явления, обеспечива­ющие размножение, и прежде всего чувственные раздражения. Посредством чувственных раздражений различного рода - зву­ки, запахи, цвета - животные возбуждают внимание другого пола и взаимно привлекают друг друга. Однако это чувственное возбуждение не дает еще, по-видимому, достаточной гарантии. Если индивидуумы одного и того же рода рассеяны на большом пространстве, то шансы на то, чтобы они могли воспринимать друг друга посредством органов чувств, чрезвычайно незначи­тельны, Должно быть создано больше возможностей и поводов для приближения особей друг к другу, и это совершается путем того, что животное в течение созревания или даже, - на что нужно обратить внимание, - незадолго до созревания охватыва­ются возбуждением. «Это возбуждение вызывает у животных особые движения, часто даже сложные привычные действия, которые благоприятствуют взаимному восприятию». Часто жи­вотные даже бродят в течение этого периода, птицы предприни­мают полеты и т.п.

Здесь даны предтечи психических явлений пубертатного периода у человека: выработка чувственности и специфические явления возбуждения. Эти предтечи переходят еще в пределах животного мира в дальнейшую стадию. У более высоко стоящих животных, например у некоторых птиц, спаривание наступает не тотчас после случайной встречи двух половозрелых особей, а после более или менее длительного ухаживания, как своего рода выбор супруга. Таким образом, уже у животных латентный период, пора ожидания, продолжается при известных условиях и после окончания созревания. С другой стороны, у животных, так же, как у примитивных народов, наблюдается еще до поло­вой зрелости игровые действия полового характера.

Теперь нам ясен биологический смысл явлений, сопровожда­ющих пубертатный период: внешнее и внутреннее возбуждение, которым сопровождается созревание, должно вывести индивиду­ума из состояния самоудовлетворенности и спокойствия и побу­дить его к поискам и к сближению с существом другого пола. В применении к человеческой личности это означает: явления, сопровождающие созревание, должны, чтобы обеспечить соеди­нение с существом другого пола, вызвать в человеке потреб ность дополнения, они должны сделать его возбудимым, ищу­щим, неудовлетворенным в своей замкнутости, и его «я» должно быть раскрыто для встречи с «ты».

В этом заключается биологический смысл пубертатного пе­риода.

Длительность и стадии пубертатного периода

Психическое и телесное созревание не вполне совпадают друг с другом в отношении начала, конца и длительности.

Уже про животных мы читаем у Doflen следующее: «Большей частью наступление этих перемен (автор имеет в виду телесные изменения при созревании) сопровождается определенными явле­ниями, во внутреннем состоянии животного, которые, однако, не всегда совпадают во времени с обнаружением внешних призна­ков». Так наблюдаются явления, которые предшествуют физиче­скому превращению, равно как и такие, которые продолжаются после него или идут вслед за ним. Психическое преломление или психический эквивалент телесных процессов носит более разветв­ленный широкий характер, чем сами эти процессы, и это несоот­ветствие тем больше, чем утонченнее психический организм, в котором преломляются эти процессы. Таким образом, мы имеем картину удлиняющейся вместе с ростом культуры психической пубертатности, и в этой растущей сложности и длительности пу­бертатных явлений находит свое объяснение трудность связанных с этим периодом проблем. Мы твердо устанавливаем таким обра­зом, что нужно строго различать психическую пубертатность от телесной в их длительности.

Физическая пубертатность протекает у мальчиков в среднем между 14-16 годами, у девочек - между 13 и 15 годами. Однако цифры в отдельных случаях очень колеблются. По-види­мому, существуют большие отличия в этом отношении между городом и деревней и между отдельными странами и областями; далее, естественно, существуют большие расовые отличия. Наи­большее влияние оказывают климат и температура. Известно, что дети чисто немецкого происхождения, если их семьи уже в течение нескольких поколений живут в тропиках, начинают созревать так же рано, как и туземцы. По Seitz нижней грани­цей нормального начала пубертатности следует считать 10-11 лет, верхней - 18 лет. При более раннем или более позднем начале созревания мы имеем дело с патологическими случаями. Средняя норма лежит посредине.

Это, однако, не означает, что и психическая пубертатность начинается только в это время. Психические симптомы переход­ного возраста начинаются, как правило, значительно раньше, в 11-12 лет. Характеристику этих первых переходных лет дает G . Dehn , рисующий типы подростков большого города. Особую категорию составляют у него 11-12-летние. Они необузданы и драчливы; игры более старших подростков им еще непонятны, а для детских игр они считают себя уже слишком большими. Проникнуться личным самолюбием или высокими идеалами они еще не могут, и в то же время у них уже нет детского подчинения авторитету. Эта фаза является, таким образом, пре­людией к периоду психической пубертатности.

За этой фазой следуют две главные стадии, которые мы вместе с Е. Schopen называем пубертатной стадией (Pubertal) и юностью (Adoleszenz). W . Ament один из первых указал на эту двухфазность и назвал первый период годами шалостей (Flegeljahre) и второй - годами неуклюжести (Tolpeljahre). Эти житейские обозначения с научной точки зрения не вполне под­ходящи, так как они выражают лишь отдельные бросающиеся в глаза особенности, а не существенные-черты данных стадий. Мы предпочитаем поэтому два нейтральных термина, которые уже у римлян употреблялись в сходном смысле. Adoleszenzia счита­лась у римлян периодом между риег (мальчик) и juvenis (моло­дой человек), между мальчиком и мужчиной, именно - время от 15 лет до 30-х годов, т.е. во всяком случае юношеский и девический возраст после полового созревания. Слово же pubertas обозначает у римлян саму половую зрелость. Между тем в немецком языке выражение пубертатность употребляется в различном смысле: одними для обозначения периода созрева­ния - такое обозначение разделяем и мы, другими - для обозначения момента завершения созревания, третьими, напри­мер Моллем, - для обозначения времени после созревания; последнее нецелесообразно потому, что для этого периода есть обозначения, и это противоречило бы обычному словоупотребле­нию. Мы различаем таким образом:

  • юного человека (Adoleszenten), и
  • пубертирующего (Jugendlichen).

Когда проходит граница между обоими периодами? Римляне считали границей 15 лет, но для нашей зоны это слишком рано. Различные данные говорят за то, что в среднем граница прохо­дит в 17 лет. У девочек в начале, у мальчиков в конце 17 лет совершаются, по-видимому, как правило, превращения. Подро­сток превращается в юношу или девушку. Это превращение совершается во всем жизнеощущении, в основной установке по отношению к окружающему миру. За жизнеотрицанием, харак­теризующим пубертатную стадию, следует жизнеутверждение, характеризующее юношескую.

1. Негативная стадия. Стадия отрицания начинается, как я уже указала, во время психической предпубертатности. Предпу-бертатный период, так же, как и пубертатный, носит в основе негативный характер: на передний план выступают здесь неудо­вольствие, беспокойство, физическое и душевное недомогание, которое находит себе выражение в дичливости, вялости и капри­зах. Все силы организма поглощаются процессом созревания. Следствием этого являются малокровие и утомляемость. Всяко­го рода нарушения оказывают обратное действие на психическое состояние. Повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние - таковы характер­ные черты подростка. Безрадостным является это время для зреющего человека, и его внутренняя неудовлетворенность из­живается в грубости, упрямстве и черствости и переносится на окружающий мир. Об этом свидетельствуют записи в дневниках подростков, причем последние часто отдают себе неясный отчет в своем состоянии. Они чувствуют, что их состояние безотрадно, что их поведение дурно, они чувствуют, что их требования и их бессердечные поступки не оправдываются обстоятельствами, они хотят стать другими, но их тело, их существо не подчиняют­ся им. Они должны бушевать и кричать, проклинать и насме­хаться, хвастаться и сердиться, даже если они сами замечают странность и некрасивость своего поведения. Непропорциональ­ный рост отдельных органов приводит к очень негармоничным движениям, которые часто сам подросток ощущает как некраси-вые и несоразмерные. Его первые беспокойные порывы непроиз­вольны, его вечное беспокойство мучительно переживается им самим. Но вслед за этим приходит упрямство. Против нечутких. упреков и насмешек взрослых подымается совесть подростка: «Я не могу ничего с этим поделать, это одолевает меня непроизволь­но, и раз ты несправедливо упрекаешь меня и насмехаешься надо мной, то у меня уже нет никакого основания обращать на это внимание. Теперь я сам хочу быть таким». В тех же случаях, когда восприимчивость и мягкость натуры или особые нравст­венные или религиозные мотивы не допускают появления тако­го рода защитного упрямства, там подростком овладевает глубокое отчаяние по поводу своей слабости и негодности, неве­рие в себя, ненависть к себе, и как следствие этого меланхолия и отвращение к жизни. Обе черты - ненависть к себе и враж­дебность по отношению к окружающему миру - могут нахо­диться в связи одна с другой или же чередоваться друг с другом и привести затем к широко известной склонности подростка - к самоубийству, которая, к счастью, в большинстве случаев преодолевается побеждающей силой жизни.

К упрямству и унынию присоединяется, усиливая чувство вины, первое движение тайных влечений, которые направлены куда-то в другую сторону: к тайному, запрещенному, необычно­му, к тому, что выходит за пределы привычной и упорядоченной повседневной жизни. Эта вторая сторона внезапно приобретает значение, потому что упорядоченное течение жизни кончилось. От этой другой стороны жизни ожидают теперь освобождения от беспокойства; непослушание - занятие запрещенным - вот что доставляет удовлетворение. Отсюда можно понять манящий ха­рактер необычного и отрицательного на этой стадии. Ограничит­ся ли дело стремлением, и куда это стремление приведет, - это зависит от влияния, которое оказывает на подростка окружаю­щая среда.

Сила внешних влияний в это время велика. Этими влияниями определяются те цели, которые ставит себе подросток, и через которые он стремится выйти из своего теперешнего состояния, впервые пытаясь активно направлять свою жизнь в хорошую или в дурную сторону. Несмотря на эти положительные направленные на жизнь и на будущее попытки, жизнеощущение подростка оста­ется еще в течение длительного времени отрицательным. Он чувст­вует себя в борьбе и нужде, он чувствует себя одиноким и чужим в окружающей его упорядоченной и законченной жизни, он чувст­вует себя иногда одиноким и непонятным даже среди своих свер­стников, если они развиваются другим темпом, чем он. К этому присоединяются разочарования, которые приносит собой расту­щий опыт, разочарования в людях, учреждениях, обычаях; всюду воспринимается прежде всего отрицательное.

Пассивная меланхолия и агрессивная самозащита являются его наиболее обычными способами поведения, и мы знаем, что часто эти негативные тенденции развиваются вплоть до теорети­ческого или даже практического отрицания жизни.

Эти явления недавно впервые подверглись детальному и точному наблюдению. Наступление и течение негативной фазы, как я называю этот период, было предметом точного наблюде­ния на группе девочек и на нескольких мальчиках, которое затем было описано по определенной схеме.

Начало фазы было отмечено у этих подростков явным пони­жением работоспособности, даже в областях, связанных со спе­циальными способностями и интересами. Вместе с этим появилось чувство недовольства, неудовлетворенности и одно­временно склонность обособиться от тех из окружающих людей, которые не казались страдающими. Следствием этого была изо­ляция или активно враждебное отношение к другим людям. Одновременно у девочек обнаружилось влияние развращенных элементов, которые ни до, ни после этого не могли приобрести этого влияния. Этот период продолжался различное время, от 2 до 9 месяцев, и закончился у девочек менструацией, - указа­ние, имеющее большое значение для понимания этих явлений. Время наступления негативной фазы у мальчиков и девочек различно. У девочек нормальным временем негативной фазы является период от 11 до 13 лет. У мальчиков амплитуда коле­баний значительно большая; наиболее частый возраст негатив­ной фазы 14-16 лет. Педагогическое и социальное значение этих явлений чрезвычайно велико.

Как мы могли показать в упомянутых специальных работах, периодическая профессиональная неудовлетворенность и неспо­собность рабочих подростков, так же как и многочисленные проступки подростков, связаны с влиянием негативной фазы-Сексуальные проступки девочек, по статистике берлинского су­да по делам несовершеннолетних, начинались в одной пятой всех случаев в тринадцать лет, т.е. в течение негативной фазы. Школа, семья и учреждения по охране юношества должны в будущем подробно знакомиться со специальными исследования­ми в этой области, чтобы путем разумных мероприятий предот­вратить много несчастий..

После негативной фазы происходит постепенно превраще­ние. Вместе с завершением созревания меняется телесное состо­яние. Правда, подросток еще не проявляет спокойствия взрослого, созревшего человека, а все еще обнаруживает беспо­койство человека, находящегося в процессе становления. Но это уже не столько беспокойство отчаяния, возникающее помимо и даже против воли и отнимающее силы, сколько радость расту­щей мощи, душевной и телесной творческой энергии, радость юности и роста. Насколько связанным чувствовал себя подро­сток в первой стадии, настолько свободным и полным сил чувст­вует он себя теперь. И здесь начинается вторая стадия - позитивная.

2. Позитивная стадия. Поворот не совершается внезапно, с сегодня на завтра, а происходит постепенно и начинается с того, что перед подростком открываются новые источники радости, к которым он до этого времени не был восприимчив и которых он в детском возрасте не знал. Сюда относится прежде всего пережи­вание природы. Известно, что ребенок обладает слабым чувством природы. Правда, он подвергается бессознательно действию кра­сот природы, и он весело прыгает при виде первого весеннего солнца- Но сознательное переживание природы как чего-то кра­сивого, прекрасного появляется впервые у подростка: оно со­ставляет одно из основных переживаний юности, будучи в это время более интенсивным, чем в какое бы то ни былр другое время. К переживанию природы присоединяются в качестве источников радости, там, где для этого даны условия, искусство и наука. Широкий мир ценностей, служащий для взрослого человека источником высокого счастья, раскрывается впервые, как какое-то откровение, на пороге юности. Ко всему этому присоединяется, наконец, любовь, теперь уже сознательно на­правленная на дополняющее «ты», тогда как до этого времени она была смутной и неустойчивой; о ходе ее развития мы еще будем говорить.

Открытие нового мира ценностей означает первый поворот к положительному, к радостному утверждению жизни, которое начинает с этого времени постепенно овладевать сознанием юно­ши. С другой стороны, любовь дает выход самому тяжелому напряжению. Витальное и психическое благосостояние, необык­новенная живость и чувство внутренней свободы являются нор­мальными свойствами этого возраста.

Всем этим мы, конечно, не хотим сказать, что в первом периоде совершенно отсутствуют светлые стороны, а во втором - теневые. Об этом не может быть и речи. Стремление к деятельности и одушевление, мечтательное обожание и сексуально неосознанные любовные порывы являются чрезвычайно характерными положительными проявлениями первой стадии, и обратно - радостное жизнеощущение юности часто уже омра­чается разочарованиями, повседневными обязанностями, мыс­лями о профессии и мировоззрении, страстями и заботами о куске хлеба. Тем не менее остается в силе положение, что подросток больше страдает, чем радуется, что он чувствует себя разорванным, что его развитие протекает негармонично, что он идет ощупью и нуждается в руководителе, который вывел бы его из хаоса. И обратно - остается в силе положение, что жажда жизни, чувственная радость и неведомые дотоле жизненные силы изнутри располагают юношу к жизнеутверждению. Таким образом, психическая пубертатность характеризуется, как своей основной чертой, негативностью, юность же - позитивностью.

Мы указали на возраст 17 лет, как на начало юности. Эта граница проявляется в кривой роста. Быстрота роста достигает своего высшего пункта у девочек в начале, у мальчиков в конце 18-го года. До этого времени, однако, развитие подростка не протекает одинаковым ритмом. Понижение работоспособности во время негативной фазы наблюдается у обоих полов в совер­шенно различные моменты. В то время как латентный период до телесной пубертатности является у мальчиков более длитель­ным, у девочек уже после окончания пубертатности начинается психически тягостное время ожидания. После периода духовно­го подъема большинство из них погружается сначала вследствие совершенно неудовлетворительного воспитания в кокетство и флирт, более же утонченные страдают в ожидании подлинного вступления в жизнь, в ожидании мужа, брака или профессии, ибо как раз в наиболее восприимчивый в духовном отношении период после преодоления негативной фазы и возраста мечты, т.е. в 16-17 лет, прежнее воспитание ничего не могло дать девочке: оно заканчивалось как раз там, где оно должно было столкнуться с высшими требованиями. У юноши же период от негативной фазы, составляющей ядро пубертатного возраста, к зрелому состоянию совершается быстрее: почти непосредственно после пубертатного периода для него начинается уже зрелая жизнь, и лишь в течение короткого периода депрессии он явля­ется нам в виде флиртующего гимназиста или усердно выполня­ющего правила" своей корпорации молодого студента. Девочки того же возраста к нему большей частью холодны, ибо в 17-18 лет, когда юноша достигает высшей точки духовного подъема или владеющего им порыва страсти, девочка проникается, как правило, сознанием своей взрослости и начинает вступать в жизнь и становится членом общества. Многое, что юноша вслед­ствие своей поздней пубертатности переживает вместе с другим, девочка вследствие более ранней пубертатности переживает в последовательности одно за другим, а частью - впервые во втором периоде созревания, в юности, так, например, искусство и природу, а также подлинную любовь. Поэтому юность у девоч­ки протекает более спокойно, чем у мальчика, у которого в юности еще разыгрывается и проявляется пубертатное возбуж­дение.

Конец юности определить трудно. Римляне относили его к 31-му году. Это имеет известное основание, поскольку процесс психического формирования до относительной стабилизации ха­рактера продолжается все это время. В настоящее время конец юности относят к 21-му году или 24-м годам, так как уже в это время наблюдаются известная стабилизация и определенные черты зрелости. Первый период бури и натиска в это время уже отзвучал, стало ясным общее направление будущей жизни, вы­брана определенная точка опоры, и интенсивность первых уси­лий и исканий, связанных с мировоззрением, профессией и формированием собственной личности, ослабевает, уступая мес­то более спокойному темпу прогресса. Первые мощные пережи­вания любви, природы, искусства и творчества уже испытаны, первое общее социальное оформление уже произошло. Самый бурный период жизненного развития человека лежит позади.


Всю жизнь человека можно поделить на определенные периоды развития организма, которые имеют свои особенности.

В статье вы узнаете про развитие человека в пубертатный период, а также, на что родителям нужно обратить внимание, когда их дети находятся в этом возрасте.

Характеристика пубертатного периода

Пубертатный период (также половое созревание) – это время развития организма человека от начала полового созревания до достижения им физиологической зрелости. Именно тогда под влиянием вырабатываемых гормонов в организме подростка происходят разные изменения, в результате которых развиваются вторичные половые признаки. После его окончания наступает половая зрелость индивидуума, то есть появляется способность к размножению.

За последние десятилетия средний возраст наступления полового созревания очень помолодел. Основными факторами, влияющими на начало пубертатного периода являются:

  • генетика (раса, наследственность и др.);
  • окружающая среда и применение косметики, содержащей экстракт плаценты, эстрогены, фталаты;
  • питание – наибольшее влияние оказывает на девочек. Калорийная еда откладывается в виде жировой ткани, накопление которой сигнализирует организму о готовности к половому созреванию.

В пубертатный период родители должны обратиться к психологии. Из-за гормональной бури меняется характер общения подростка со сверстниками и с семьей. Ему необходимо понимание того, что с ним происходит на физическом и эмоциональном уровне. Необходимо с ним проводить беседы на тему полового созревания, отношений между мужчиной и женщиной и другие. Родителям важно в это время наладить доверительные отношения с подростком, а также занять его свободное время интересными ему хобби. Тогда он с меньшей вероятностью станет искать себя в плохой компании, алкоголе или наркотиках.

Особенностями пубертатного периода для обоих полов являются:

  • появление , чаще всего на коже лица – это происходит из-за увеличения выработки сальными железами секреции жира;
  • рост волос по телу;
  • изменение запаха тела и пота;
  • повышенная утомляемость и возбудимость.

Пубертатный период у девочек

У девочек он примерно соответствует возрасту с 10 до 16 лет. Сдвиг в пару лет считается нормой, но наступление этого периода до 8 лет и сильная задержка его, говорит о нарушениях в организме.

В это время яичники начинают активно вырабатывать эстроген, благодаря которому происходит формирование половых органов, а также развиваются такие характерные для девочки изменения тела:

  • увеличение груди;
  • рост волос на лобке;
  • рост костей таза и увеличение жировой ткани, благодаря чему формируется женская фигура;
  • появляются выделения из влагалища;
  • начало менструаций – первая раз она наступает через 2 года после начала роста груди, еще 2 года она происходит нерегулярно.

После того как менструальный цикл становится регулярным, девушка считается достигшей половой зрелости.

Пубертатный период у мальчиков

Он соответствует примерно возрасту с 12 до 17-18 лет. Изменения в организме начинаются под влиянием гормона тестостерона. Одновременно с внутренними изменениями появляются такие внешние признаки:

Пубертатный период для родителей и подростков довольно сложное время. Следует знать, с чем придется столкнуться в течение 3-5 лет. В это время важно уделять ребенку больше внимания, сохранить доверительные отношения с ним, помогать преодолевать трудности, возникшие из-за перестройки организма, а также дать всю необходимую информацию, которая поможет ему легче пройти этот период и вступить во взрослую жизнь.

Врачи, психологи, педагоги утверждают, что период от 12 до 18 лет является самым сложным и самым ответственным в жизни человека. В этот период человек интенсивно развивается как физически, так и физиологически, а также осуществляется активное самопознание, самоутверждение и формирование личности. Этот период характеризуется как период полового созревания.

Период полового развития - пубертатный - тесно связан с деятельностью эндокринной системы и особенно с деятельностью нижнего мозгового придатка - гипофиза. Эта железа вырабатывает специфические, биологически активные вещества - гормоны, которые попадают в кровь и разносятся по всему организму, стимулируя рост и физическое развитие. Кроме того, гормоны гипофиза активизируют (включают) деятельность половых желез (у мальчиков - это семенники, у девочек - яичники), которые начинают усиленно вырабатывать гормоны. В этот период их уровень в крови подростка увеличивается в десятки раз. С этим связаны разительные перемены, которые на глазах происходят с каждым подростком.

Половое созревание оказывает значительное влияние на психоэмоциональное состояние и характер подростков, часто выводит их из состояния «относительного равновесия». Из-за отсутствия внутренней культуры и воспитания некоторые из них могут быть нервозными, агрессивными, появляется негативное отношение к старшим, которые «учат их, как надо жить», часто их поступки становятся непредсказуемыми, спорными.

В период полового созревания для многих подростков чрезвычайно актуальными являются проблемы половых отношений. И это естественно. Ведь в этот период организм готовится к выполнению основной и главной биологической функции любой особи, живущей на Земле, - продолжению своего вида и рода.

В подростковом возрасте в значительной степени определяется направление и характер будущей социализации мужчин и женщин. Девочек, например, могут отговаривать от увлечения техникой, занятий спортом, мальчиков - заниматься домашним хозяйством. Сегодня взгляды и представления многих людей меняются, что создает условия для реализации личностных наклонностей, увлечений, способностей независимо от половой принадлежности.

Половое созревание у мальчиков происходит в период от 11 до 18 лет. Первыми признаками являются увеличение размеров внешних половых органов: пениса и яичек, в которых начинают созревать сперматозоиды и вырабатываться мужской половой гормон. Под действием гормонов формируются вторичные половые признаки : рост и изменение половых органов, появление волосяного покрова па лобке и под мышками, а также на лице. Начинают функционировать потовые железы, кожа на лице и на теле становится маслянистой, появляются угри.

В физическом отношении - формируется мужская фигура - широкие плечи и узкий таз. Меняется голос. Этот период называют мутацией . Подросток в это время говорит то басом, то фальцетом, голос постоянно срывается, но постепенно становится низким, глубоким, выразительным. С 14 лет начинает усиленно вырабатываться и выделяться сперма. Ее непроизвольное выделение называют поллюцией . Это явление чаще всего происходит ночью 2–3 раза в месяц и это нормально, мальчик становится юношей.

Нарушением является чрезмерное выделение спермы и не только ночью, но и днем. Этому может способствовать очень мягкая постель, тесная одежда (особенно трусы), острая пища, употребление алкоголя, чтение на ночь возбуждающей литературы. Образование сперматозоидов и половых гормонов у взрослого мужчины происходит до 50–55 лет, потом постепенно сокращается и прекращается совсем.

Половое созревание девочек происходит в период от 9 до 16 лет. В этот период усиленно выделяются половые гормоны под воздействием гормонов гипофиза. Под их влиянием усиленно развиваются женские вторичные половые признаки : развиваются молочные железы, волосяной покров на лобке и под мышками, интенсивно растет скелет и мышцы, приобретая женскую стать - расширяются тазовые кости, плечи становятся узкими.

Приблизительно в 12–14 лет у девочек начинается менструация - признак созревания яйцеклетки в фаллопиевых трубах. Менструация продолжается от 3 до 6 дней и происходит приблизительно через 28 дней. Сначала менструация может быть нерегулярной, но через 2–3 года цикл становится регулярным. Между 45 и 50 годами наступает менопауза - менструация становится нерегулярной, короткой или длительной, а затем совсем прекращается.

Однако, несмотря на то, что биологическая способность к воспроизведению формируется у девочек с появлением менструации, а у мальчиков - поллюций, настоящая половая зрелость наступает несколько позже: у девочек в 18–20 лет, у мальчиков - в 20–24 года. К этому времени биологическая способность к продолжению рода дополняется психической и социальной зрелостью.

Подростки - это уже не дети, но еще и не взрослые люди. Повышение секреции половых гормонов обусловливает повышенную эмоциональность подростков, изменение характера. В этот период закладывается много черт, присущих конкретной личности, вырабатывается умение контролировать свое поведение, способность владеть собой, своими поступками, настроением, формируются моральные качества человека, его целеустремленность. Меняются и отношения между мальчиками и девочками: проявляется большой интерес одного пола к другому, возникает желание нравиться, любить и быть любимыми.

И в то же время девушки и юноши должны помнить, что зрелость мужского и женского организма сводится не только к способности мужчины положить начало беременности женщины, а женщины - забеременеть, выносить ребенка и родить его. Необходимы совместные усилия, чтобы выходить новорожденного, а затем грудного ребенка, научить его общаться, создать условия для физического и духовного развития человека. И это не только удел матери.

Отец ребенка должен обеспечить все условия женщине для вынашивания и выхаживания ею ребенка, для его развития и воспитания. Для этого необходимо созреть не только физически, но и духовно, быть способным взять на себя ответственность как моральную, так и материальную, за создание семьи и воспитание детей.

Режим и дисциплина усиливают волевые качества, помогают приобрести основные навыки умственной и общественно-трудовой деятельности. Физический и умственный труд, занятия спортом, полноценное питание, соблюдение правил Гигиены способствуют гармоничному развитию подростков, воспитанию здоровых, сильных, смелых и духовно богатых людей.

Одна из особенностей роста н развития детей нашего времени - акселерация. Она проявляется в ускорении психического и физического развития детей.

В индивидуальном развитии человека выделяют следующие периоды:

  • Юношеский : юноши - 17–21 год, девушки -16–20 лет.
  • Зрелый возраст (первый период) : мужчины - 22–35 лет, женщины - 21–35 лет.
  • Зрелый возраст (второй период) : мужчины - 36–60 лет, женщины - 36–55 лет.
  • Пожилой возраст : мужчины - 61–74 года, женщины - 56–74 года.
  • Старческий возраст - 75–90 лет.
  • Долгожители - 90 лет и более.

Верхняя видовая граница возраста человека примерно 115-125 лет. Старость считают заключительным этапом онтогенеза - возрастной период, характеризующийся существенными структурными, функциональными и биохимическими изменениями, происходящими в организме. Они, как правило, ограничивают приспособительные возможности (адаптивные) человека к условиям жизни.

Завершающей фазой индивидуального развития каждого человеческого организма является смерть, Различают смерть физиологическую (естественную), которая наступает в результате старения организма, и патологическую (преждевременную) - в результате тех иди иных заболеваний или же несчастных случаев.

Смерть человека - это не сиюминутной процесс. Он происходит в два этапа: клиническая и биологическая смерть. Клиническая - приостановление деятельности жизненно важных функций: потеря сознания, прекращение сердцебиения, дыхания и т. д. Другие же органы продолжают жить и функционировать, в них еще происходят процессы самообновления.

Биологическая смерть связана с прекращением процессов самообновления, химические процессы становятся беспорядочными, постепенно идет отмирание клеток. В процессе клинической смерти человека можно вернуть к жизни, в состоянии биологической смерти - нет.

Продолжительность жизни человека зависит от многих факторов как внешних, так и внутренних. Наука, которая изучает проблемы старения, выясняет основные его закономерности, начиная с молекулярного и клеточного уровней до целостного организма, называется
геронтологией. Наука валеология - о здоровом образе жизни — помогает укрепить, сохранить здоровье и передать здоровую наследственную информацию новому поколению.

Пубертатный период это время в течение которого подрастающие мальчики или девочки проходят через процесс полового созревания. Пубертатный период включает в себя ряд физических стадий или шагов, которые приводят к достижению рождаемости и развития так называемых вторичных половых признаков, физических особенностей, связанных со взрослением (например, рост волос на лобке). В то время как половое созревание включает в себя ряд биологических или физических преобразований, пубертантный период может также оказать влияние на психосоциальное и эмоциональное развитие подростка.

Пубертатный период (половое созревание) факты

  • Пубертатный период это период полового созревания и достижения фертильности.
  • Время, когда начинается половое созревание значительно варьируется среди подростков; однако, период полового созревания, как правило, происходит у девочек в возрасте от 10 до 14 лет, а у мальчиков в возрасте от 12 до 16 лет.
  • Как генетические, так и экологические факторы, вероятно, участвует в сроках полового созревания.
  • Жир и / или состав тела может играть роль в регуляции наступления половой зрелости.
  • Половое созревание связано с развитием вторичных половых признаков и быстрым ростом.
  • Некоторые медицинские условия могут ухудшиться или стать очевидными в период полового созревания.
  • Раннее половое созревание это половое созревание, что происходит раньше, чем обычно. Оно является более общим у девочек, чем у мальчиков .

Когда происходит половое созревание

Наступление половой зрелости достаточно индивидуально. Половое созревание девочек обычно происходит в возрасте от 10 до 14 лет, в то время как половое созревание мальчиков обычно происходит позже, в возрасте от 12 до 16 лет; в некоторых регионах половое созревание девочек начинается раньше, в возрасте около 9 лет, что означает, что пубертатный период длится примерно с 9 до 14 лет.

Девочки-подростки достигают половой зрелости сегодня в более раннем возрасте, чем ранее. Пищевые и другие факторы окружающей среды могут быть ответственны за это изменение в сроке пубертатного периода. Например, средний возраст наступления менструаций у девочек в 1900 году был 15 лет, сегодня он снизился уже до 12 с половиной лет.

Что определяет, когда начинается половое созревание? Почему наступает пубертатный период

Время наступления половой зрелости нельзя спрогнозировать с точностью до дня, скорее всего, он определяется рядом факторов. Одна теория предполагает, что достижение критической массы тела может играть роль в наступлении полового созревания. Было предложено, что увеличение ожирения у детей может быть связано с общим ранним началом полового созревания в общей популяции в последние годы.

Лептин, гормон, вырабатываемый жировыми клетками (адипоцитами) в организме, предложен в качестве одного из возможных "посредников" полового созревания. В исследованиях на животных, искусственный дефицит лептина задерживал начало пубертатного периода, но половая зрелость активизировалась как только лептин начинали вводить животным. Кроме того, девушки с более высокими концентрациями гормона лептина, как известно, имеют повышенный процент жира в организме и более раннее начало полового созревания, чем девочки с низким уровнем лептина. Концентрация лептина в крови, как известно, связана с половым созреванием у мальчиков и девочек.

Лептин, однако, скорее всего, только один из нескольких факторов влияния на гипоталамус, область мозга, которая выпускает гормон, известный как гонадотропин-рилизинг-гормон (ГнРГ), который, в свою очередь, сигнализирует гипофизу выпускать лютеинизирующий гормон (ЛГ) и фолликулостимулирующий гормон (ФСГ). Секреция гипофизом ЛГ и ФСГ несет ответственность за половое развитие.

Генетические факторы, вероятно, участвует в сроках полового созревания. Кроме того, был идентифицирован ген, что, кажется, имеет решающее значение для нормального развития половой зрелости. Ген, известный как GPR54, кодирует белок, который появляется, чтобы оказать эффект на секрецию ГнРГ гипоталамусом. Лица, не имеющие рабочую копию этого гена не в состоянии похвастаться обычной для их возраста половой зрелостью.

Какие еще изменения в организме происходят в период полового созревания у мальчиков и девочек

Пубертатный период обычно сопровождается быстрым увеличением роста, известным как бурный рост, который, как правило, длится в течение двух-трех лет. Около 17% -18% от высоты взрослого достигается в период полового созревания. Хотя увеличение роста влияет на туловище и конечности, рост в конечностях обычно бывает вначале. Скачок роста характерно происходит раньше у девочек, чем у мальчиков, они демонстрируют настоящий рывок роста в среднем примерно за два года до мальчиков. У девочек скачок роста обычно предшествует наступлению менструации - примерно за шесть месяцев.

Рост костей и минерализация в пубертатный период

Половое созревание сопровождается ростом костей и увеличением плотности костной ткани у мальчиков и девочек. У девочек, минерализации костей достигает пика к началу менструаций, после времени пиковой скорости роста (рывок роста). Исследования показали, что сначала происходит увеличение ширины кости, затем минеральное содержания кости, и, наконец, плотность костной ткани. Из-за несоответствия между сроками роста костей и достижения полной плотности костной ткани, подростки в течение пубертатного периода могут подвергаться повышенному риску переломов.

Изменения веса в период полового созревания

Изменения в весе и составе тела происходят как у мальчиков, так и у девочек. Девочек-подростки имеют больший процент жира, чем мальчиков, с перераспределением жира по отношению к верхней и нижней частей тела. В то время как мальчики вместе с увеличением жира, демонстрируют и быстрый рост мышц. К концу периода полового созревания, мальчики имеют мышечную массу примерно в полтора раза больше, чем девушки сопоставимого роста.

Другие изменения в пубертатный период

Созревание сердечно-сосудистой системы и легких приводит к увеличению работоспособности этих органов, связанной с общим увеличением выносливости и силы. Эти изменения более выражены у мальчиков, чем у девочек.

Какие медицинские условия связанны с ранним или поздним половым созреванием

Преждевременное половое созревание

Раннее половое созревание это медицинский термин для полового созревания, которое происходит раньше, чем обычно. В то время как медицинские работники не находятся в полном согласии о возрасте определения преждевременного полового созревания, многие врачи считают, что медицинское обследование по поводу преждевременного полового созревания нужно проводить, если грудь или лобковое развитие волос происходит в возрасте до 6-7 лет. Мальчики, которые показывают признаки развития вторичных половых признаков в возрасте до 9 лет также считается, имеют преждевременное половое созревание. Преждевременное половое созревание может быть связано с психологическими трудностями, которые могут повлиять на эмоциональное развитие ребенка.

Преждевременное половое созревание является гораздо более распространенным среди девочек, чем у мальчиков. Многие девушки испытывают преждевременное половое созревание в отсутствие какого-либо заболевания или состояния. У мальчиков, однако, преждевременное половое созревание, более вероятно, связано с основной медицинской проблемой. В то время как во многих случаях точную причину преждевременного полового созревания определить сложно, небольшое количество случаев, связанны с аномалиями яичников или яичек, щитовидной железы или другими гормональными проблемами, генетическими условиями, опухолями или травмами и инфекциями мозга.

Преждевременное половое созревание можно лечить лечением основного состояния, которое отвечает за состояние или путем снижения высоких уровней половых гормонов препаратами, известных как агонисты ГнРГ, которые блокируют производство половых гормонов, чтобы остановить половое развитие.

Задержка полового созревания

Задержка полового созревания это позднее начало половой зрелости. Половое созревание, как правило, считается отложенным, если нет никакого увеличения объема яичек у мальчиков до 14 лет и нет развития груди у девочек до 13 с половиной лет. Иногда, задержка полового созревания, как правило, наследственная особенность, и после некоторой задержки у подростков начинается нормальное развитие. Это иногда называют конституциональной задержкой, которая и несет ответственность за подавляющее большинство случаев задержки полового созревания. Конституциональная задержка, которая влияет как на рост, так и на достижение половой зрелости, гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Хронические заболевания, такие как диабет или кистозный фиброз, также могут привести к задержки наступление половой зрелости. Генетические условия, проблемы с гипофизом или щитовидной железы, проблемы с яичниками или яичками, недоедание - это другие причины задержки полового созревания. Многие девушки, у которых слишком маленький "запас" жира, также испытывают задержку в начале полового созревания, так как определенное количество жира, как представляется, требуется для начала полового созревания. Девушки-спортсменки также могут иметь задержку начала менструации до одного года или более, по сравнению с обычными девушками.

Отказ от ответственности: Информация, представленная в этой статье про пубертатный период , предназначена только для информирования читателя. Она не может быть заменой для консультации профессиональным медицинским работником

Время полового созревания, или пубертатный период, наступает у девочек в возрасте от 8 до 13 лет плюс-минус 1 год. Первая менструация обычно наступает через 2 года после его начала.

Что происходит во время полового созревания?

В пубертатном периоде половая система девочки меняется таким образом, чтобы подготовить ее к рождению ребенка. Этот процесс происходит в несколько этапов:

  1. У девочки начинают увеличиваться молочные железы. Этот процесс может занять до 5 лет, пока грудь не достигнет своего окончательного размера и формы. Поэтому подростку не стоит волноваться, если в настоящее время бюст не соответствует представляемой идеальной внешности.
  2. В подмышечных и лобковой областях начинают расти волосы.
  3. В это время происходит очень быстрый рост организма, второй по скорости после грудного периода жизни.
  4. Меняется форма тела. Увеличивается вес, появляются небольшие жировые отложения на бедрах и животе. В этот период вредно соблюдать низкокалорийные диеты.
  5. Меняется запах кожи, появляется усиленное потоотделение в подмышечных областях.
  6. Возникает угревая сыпь на лице, груди, спине.
  7. Появляются или изменяются вагинальные выделения.
  8. Подростки испытывают изменения эмоций и сексуальных ощущений.
  9. Происходит менархе – первая менструация, налаживается регулярный менструальный цикл (об этом важном периоде в жизни девочки читайте ).

Формы и стадии пубертата

Сколько длится пубертатный период у девочек?

Его нормальная продолжительность составляет от 2 до 4 лет. У каждой девушки темп развития индивидуален, поэтому все сроки начала и длительность полового созревания могут смещаться на 1 год и даже больше.

Признаки начала пубертатного периода – увеличение груди и рост волос в лобковой области. У некоторых девушек вначале развиваются молочные железы, а других заметных проявлений полового созревания нет. У других раньше появляется вторичное оволосение, а грудь развивается позднее. Это нормальный процесс. Задержка любого из симптомов не обязательно означает, что в организме девочки есть какие-то патологические изменения.

Преждевременное половое созревания часто является разновидностью нормы. Однако родителям следует проконсультироваться с врачом, если у девочки волосы в области лобка начинают появляться уже в 7-8 лет.

В некоторых случаях половое созревание задерживается. Это может быть связано с заболеваниями или, например, с увлечением подростка низкокалорийными диетами и недоеданием. Обратиться за консультацией к врачу следует, если у девочки отсутствует увеличение груди к 14 годам. Также неблагоприятный признак – отсутствие менструаций через 5 лет после начала роста груди.

Ранний пубертатный период

Начинается с увеличения размеров кистей и стоп. Одновременно начинает формироваться «грудной бутон» – небольшой узел ткани под ареолой соска. Он может быть немного болезненным, мягким или довольно плотным, возможно асимметричное развитие. Этот процесс занимает около 6 месяцев и контролируется эстрогенами.

После начального развития молочных желез появляются вагинальные выделения. Они имеют повышенную кислотность и могут становиться причиной раздражения кожи половых органов и воспаления – вульвовагинита (об особенностях течения и лечения заболевания у женщин, подростков и детей можно ). Поэтому важно научить девочку правилам личной гигиены, начать использовать ежедневные прокладки, а при появлении опрелостей или раздражения применять кремы с пантенолом или оксидом цинка.

Второй пубертатный период

Включает активный рост волос в лобковой области. После этого признаки раздражения кожи, вызванные выделениями в более раннем возрасте, исчезают. Одновременно с ростом лобковых волос может возникнуть угревая сыпь.

Угревая сыпь является частым спутником пубертатного периода

Происходит быстрый рост, а также изменение черт лица. В течение полугода после начала второго этапа пубертатного периода девочки вырастают на 5-7 см, а их вес может за это же время увеличиться на 4-5 кг. Затем начинаются менструации. Обычно этот процесс происходит, когда подростку исполняется 11 лет.

Когда заканчивается?

Считается, что половое созревание завершается к моменту начала регулярных менструаций. Однако уже после этого девушка будет продолжать расти. В течение следующих 2 лет она прибавит в росте еще около 5-10 см. Достигнутая длина тела будет почти окончательной, в следующие годы рост может прибавиться не так значительно. Молочные железы продолжают развиваться до 18 лет.

Гормональные изменения

У девочек особенности течения пубертатного периода вызваны циркулирующими в крови гормонами.

Первичный механизм, который запускает выработку гонадотропин-рилизинг фактора в гипоталамусе, до сих пор неясен. Независимо от механизма, этот процесс идет постепенно. Об этом свидетельствует медленно повышающаяся в течение нескольких лет концентрация гонадотропных гормонов и эстрогенов.

Под действием этого фактора сначала во время сна, а затем и в другое время суток активируется синтез . Позднее, примерно с 10-11 лет начинает выделяться и . Активность этих двух веществ выравнивается в течение года. После начала месячных секреция гонадотропных гормонов приобретает цикличный характер.

Гипофиз, помимо гонадотропинов, во время пубертата выделяет и небольшое количество пролактина – гормона, влияющего на развитие молочных желез.

Усиливается синтез надпочечниками стероидных гормонов – андрогенов. У девочек их концентрация нарастает с 6-7 лет, но не оказывает существенного влияния на половое развитие.

Повышение в плазме уровня гонадотропных гормонов приводит к стимуляции яичников, в результате эти органы начинают синтезировать эстрадиол – женский половой гормон. Он отвечает за развитие вторичных половых признаков – рост молочных желез, перераспределение жира и другие. Яичники увеличиваются в объеме от 0,5 см 3 до 4 см 3 .

Под действием эстрадиола развивается и матка. Если у маленьких девочек она имеет каплевидную форму, шейка составляет до 2/3 длины всего органа, то во время полового созревания она становится грушевидной, а ее тело увеличивается в размере относительно больше, чем шейка.

Волнообразные колебания уровня фолликулостимулирующего гормона и сопровождающие это изменения количества эстрогенов вначале не достигают необходимой для концентрации. Однако эндометрий в матке более чувствителен, и в нем происходят подготовительные процессы к смене пролиферации и регресса. Когда количество гормонов достигнет определенного пикового уровня, возникает менархе. В это время матка уже полностью готова к циклическим изменениям.

Эмоциональные изменения

Психология пубертатного периода ассоциирована с разнообразными эмоциональными переживаниями. Лучше, если у девочки доверительные отношения с матерью, которая сможет ответить на возникающие вопросы.

Основные изменения эмоционального состояния:

  • Эмоциональная неустойчивость

Девочка переживает много эмоций, у нее появляется множество мыслей и идей. Она может чувствовать смущение и неловкость, особенно при общении с мальчиками. Также она легко расстраивается и обижается, прежде всего, на родных и друзей. Капризы, беспричинные слезы и через минуту уже смех – нормальное состояние для подростка. Стоит обратить внимание на подавленное настроение и грусть, если они продолжаются более 1 недели.

  • Постоянная усталость

Ребенок может быстро утомляться или постоянно чувствовать голод. Пубертатный период – время очень быстрого роста, поэтому нужен сон не менее 9 часов в сутки. Ему следует употреблять разнообразную здоровую пищу. Это цельнозерновой хлеб, рис, овощи, молочные продукты, мясо и рыба. Такое питание поможет подростку чувствовать себя более активным и снизить эмоциональную неустойчивость. Лучше отказаться от сладостей, чипсов и продуктов фаст-фуда. Они не только способны спровоцировать угревую сыпь, но и станут причиной лишнего веса – настоящего «бича» современной девушки.

  • Недовольство своей внешностью

Подростки часто испытывают дискомфорт по поводу своей внешности, стесняются происходящих изменений. Сравнивая себя с подругами, девочка видит разницу в их развитии. Однако нужно понимать, что пубертатный период проходит у всех по-разному, поэтому такие отличия нормальны, а изменения тела в конце концов приведут к формированию женственной фигуры.

  • Изменения в отношениях

У девочки меняются отношения с семьей. Она предпочитает проводить время с друзьями, а не с родственниками. Иногда у нее возникает ощущение, что родители не хотят знать о ее переживаниях. Это нормальная психологическая реакция. На самом деле родителям нужно быть готовыми ненавязчиво помогать растущей девочке, давать ей уверенность в том, что она всегда может на них рассчитывать.

Становление менструального цикла

Менструации могут начаться в любое время полового созревания, но обычно они возникают уже после того, как тело претерпело перечисленные выше изменения, то есть сформировались вторичные половые признаки. Вот некоторые факты, которые нужно знать о становлении менструального цикла:

  • Заранее узнать первый день менархе невозможно. Обычно он наступает примерно после 2-х летнего периода, прошедшего от начала развития молочных желез. Первая менструация может проявиться, как несколько капель крови или быть достаточно обильной. Перед ее началом могут беспокоить спазмы в нижней части живота, но это не обязательный признак.
  • Иногда девочку-подростка беспокоит . Это комплекс физических, эмоциональных и психических изменений, который длится несколько дней до начала менструации, в том числе и первой. Ребенок может жаловаться на тошноту или головную боль, часто плакать, может появиться вздутие живота или отеки. В первые дни месячных часто присутствуют боли в нижней части живота, иногда довольно сильные. Если такое состояние появляется постоянно после начала менструального цикла, необходимо обратиться к детскому гинекологу, чтобы избежать гормональных нарушений.
  • В первые месяцы цикл чаще нерегулярный. Иногда менструация начинается не каждый месяц. Могут даже отмечаться перерывы между ними в течение нескольких месяцев. Это нормально, но для контроля сразу следует завести специальный «менструальный» календарь. Если цикл не нормализуется в течение года, стоит проконсультироваться у врача.
  • Во время месячных удобнее пользоваться прокладками, чем тампонами. Если менструации начинаются неожиданно и нерегулярно, всегда нужно иметь с собой запасное гигиеническое средство. Менять их следует не реже, чем через каждые 4 часа. Если девушка использует гигиенические тампоны, на ночь их нужно удалять, чтобы избежать серьезного осложнения – синдрома токсического шока.
  • После первой менструации при незащищенном половом контакте может наступить беременность. Это может произойти даже при нерегулярном цикле. Овуляция обычно возникает только через 6-9 месяцев после начала месячных, но предугадать первый овуляторный цикл невозможно. Не нужно обходить стороной такие вопросы, и при необходимости мягко посоветовать дочери пользоваться презервативами.
  • После начала месячных грудные железы приобретают округлую форму. В это время уже можно использовать бюстгальтер малого размера, чтобы не стягивать, но уже поддерживать формирующуюся грудь.

В статье ранее, мы уже рассказывали, как устанавливается менструальный цикл у девочек-подростков, что считать нормой, а что нарушением? Что бы узнать подробности, читайте .

Изменения органов и систем во время полового созревания

Под действием гормонов происходят изменения не только половой системы, но и других органов. С этим иногда связаны некоторые симптомы, беспокоящие ребенка и родителей. В результате они долго и безуспешно лечатся, со временем все эти физиологические изменения исчезают самостоятельно. Конечно, при сомнении в здоровье ребенка нужно показать его врачу. Однако стоит знать и некоторые признаки, характерные именно для пубертатного периода у девушек.

  • Сердечно-сосудистая система

Быстрый рост костей и мышц опережает увеличение сердца и сосудистого русла. Поэтому для нормального снабжения растущего организма кровью сердце бьется чаще. У многих девочек отмечается склонность к снижению артериального давления. На фоне учащенного сердцебиения снижается сердечный выброс. При действии любых патологических влияний (стресс, пребывание в душном помещении, усталость) это может вызвать обморок. Единичный такой случай не опасен, но, если обмороки случаются регулярно, необходимо показать ребенка врачу.

  • Пищеварение

Пищеварительная система подростка работает очень активно. Поэтому возможны мышечные спазмы, периодические боли в животе, склонность к жидкому стулу, тошноте. Необходимо наладить регулярное полноценное питание девочки и обязательно следить за ее весом. В этом возрасте опасно и похудение, и избыточная масса тела.

  • Дыхание

Иногда девочки жалуются на чувство нехватки воздуха. Это связано с повышенной потребностью организма в кислороде. Поэтому ребенок должен находиться в проветренном помещении, больше быть на свежем воздухе. Бронхиальная астма в это время впервые возникает редко, но если появляются приступы сухого кашля, необходимо обратиться к пульмонологу.

  • Нервная система

Головной мозг и периферические нервы уже хорошо сформированы. Поэтому необходимо обращать внимание на любые признаки неблагополучия – головные боли, судороги, головокружение, онемение или покалывание в конечностях. Таких признаков при нормальном течении пубертата быть не должно.

Гипоталамический синдром

Одним из нередких нарушений является гипоталамический синдром пубертатного периода. Это состояние, связанное с нарушением секреции гипоталамусом рилизинг-фактора, который запускает всю гормональную ось «гипофиз – яичники – матка». Причины такой патологии изучены мало, но известно, что он чаще возникает у девушек, родители которых имеют эндокринные заболевания (ожирение, диабет). Провоцирующим фактором может стать повышенная физическая или эмоциональная нагрузка, диеты, переедание, неправильный режим сна и другие нарушения здорового образа жизни. Заболевание чаще возникает у подростков, которые в младенчестве перенесли родовую травму, энцефалопатию и другие состояния, которые могли негативно повлиять на развитие нервной системы.

Гипоталамический синдром у девочек встречается реже, чем у мальчиков. Он развивается уже после завершения пубертата, через 2-3 года после начала менструаций. Его проявления связаны с избыточной секрецией гонадотропинов, андрогенов, гестагенов, а также с относительно низким количеством эстрогена.

Основные симптомы патологии:

  • повышение массы тела и ускоренный рост;
  • учащенное сердцебиение;
  • чувство жара, потливость;
  • рост волос на лице;
  • головная боль;
  • повышение температуры тела без видимых причин;
  • эмоциональные нарушения – изменения пищевого поведения, апатия, вялость, сонливость.

Гипоталамический синдром у подростков не имеет четких диагностических критериев, и его существование признается не всеми врачами. Обычно девушкам назначается лечение, включающее рациональное питание, седативные и гормональные препараты, общеукрепляющие средства.

Аномалии пубертатного периода

Преждевременное половое созревание диагностируется при наличии лобковых волос или увеличения груди у девочек 7 лет. В этом случае необходимо углубленное обследование ребенка для выявления таких заболеваний:

  • опухоли головного мозга;
  • нейрофиброматоз Реклингхаузена;
  • гипотиреоз;
  • врожденная гиперплазия надпочечников;
  • гиперинсулинизм.

Задержкой полового созревания считают случаи отсутствия увеличения молочных желез в 13 лет, либо если менархе не наступает в течение 3 лет после начала формирования молочных желез. Если менструация не наступает в 16 лет, говорят о первичной .

В этих случаях необходимо исключать такие заболевания и состояния:

  • нарушение пищевого поведения (анорексия);
  • поликистозные изменения яичников;
  • агенезия или заращение влагалища.

Чем раньше будет определено заболевание, тем эффективнее его лечение. В дальнейшем у таких девушек больше шансов на нормальную беременность и внешнее соответствие принятым нормам женской фигуры.

Лечение при задержке или преждевременном половом созревании индивидуально. Оно назначается детским гинекологом после обязательной консультации эндокринолога. Рекомендуется щадящий режим, полноценный сон, отсутствие отрицательных эмоций, здоровое питание. При необходимости назначаются гормональные препараты. Если причина изменений в анатомических дефектах половых органов (например, при атрезии влагалища), лучший метод лечения – хирургический.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png