Пояснительная записка

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей.

Все это делает особо важным участие психолога в проведении развивающей работы с детьми. Данный комплекс занятий представляет собой целостную программу с четко выделенными целями и структурой построения занятий.

Предлагаемые игры и игровые задания направлены на развитие тех или иных психических функций, а также определения личностных качеств.

Формы работы с детьми - подгрупповые занятия (10-12 человек, в возрасте 6-7 лет) продолжительностью не более 30 минут, что соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям детей старшего дошкольного возраста.

Цикл занятий рассчитан на семь месяцев, если они проводятся один раз в неделю, или на три с половиной месяца - если два раза в неделю.

Цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка.

1.Развитие интеллектуальной сферы - развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.

2. Развитие познавательных и психических процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения.

3. Формирование позитивной мотивации к обучению.

Принципы проведения занятий:

    Системность подачи материала;

    Наглядность обучения;

    Доступность;

    Проблемность;

    Развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

1.Организационный этап

    Создание эмоционального настроя в группе;

    Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;

2.Мотивационный этап

    Выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме;

3.Практический этап

4. Рефлексивный этап

    Подведение итогов занятия

    Релаксация

Занятие №1

Цель: развитие саморефлексии, создание благополучной атмосферы занятия, развитие устойчивости и распределения внимания, развитие зрительной памяти детей.

1.Игра ритуал «Скажи что чувствуешь!»

Ход игры:

Дети перекидывают друг другу мяч и продолжают фразу: «Я сегодня радостный потому что…»

2.Игра на внимание «Скрещенные руки»

Ход игры:

На колени соседа справа кладется правая рука, а на колени соседа с лева -левая. По команде игра начинается, поднятие и хлопок ладошкой по коленке по порядку сложенных рук. Получается «Волна хлопков». Скорость волны в течении игры должна увеличиваться.

3.Игра «Внимательные глазки»

Ход игры:

Два ребенка садятся спинами друг к другу и им задаются вопросы друг о друге касающиеся цвета, внешности мелких деталей одежды и др. Поочередно дети отвечают на вопросы друг о друге, не смотря друг на друга.

4. «Корректурная проба»

Ход игры:

Буквы вычеркивать либо подчеркивать; 2 или 1 букву на время.

5. Ритуал прощания «Волна радости»

Занятие №2

Цель: развитие зрительной памяти, снятие психо - эмоционального напряжения, релаксация и развитие воображения.

2. Игра «Кто куда пересел»

Ход игры:

Дети садятся на стульчики в ряд. Выбирается водящий, который отворачивается, а в этот момент двое детей меняются местами. Водящий должен узнать что изменилось и кто пересел.

3.Игра «Горячая картошка»

Ход игры:

Дети по кругу как можно быстрее передают мяч из рук в руки.

4. Игра «Запомни по точкам»

5. Упражнение «Тихое озеро»

Описание упражнения:

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Сядьте в удобное положение. Расслабьтесь. Закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покидают нас в течении всего дня».

Занятие №3

Цель: развитие логического мышления, речи; развитие эмоционально- выразительных движений.

1 .

2. Игра «Закономерности»

Раздается готовый раздаточный материал, дети самостоятельно выполняют задание.

3. Игра «Изобрази явление»

Психолог и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи. Психолог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:

«Дует ветер» - дует, вытянув губы.

«Качаются деревья» - покачивает вытянутыми вверх руками.

«Падают листья» - выполняют плавные движения руками сверху вниз.

«Идет дождь» - выполняют мелкие движения руками сверху вниз.

«Появляются лужи» - смыкают руки в кольцо перед собой.

Детям предлагается повторить и запомнить показанные движения.

4. Ритуал прощания «Волна радости»

Поочередное поднятие рук в кругу.

Занятие №4

Цель: формирование эмпатии и сплоченности детского коллектива; развитие мыслительных операций.

2.Игра «Обобщения»

Готовый раздаточный материал, дети все вместе выполняют задание.

3.«Узнай кто перед тобой»

Одному из детей завязывают глаза, а остальные дети замыкают вокруг него круг. По команде психолога круг начинает двигаться. Звучит сигнал «Стоп!» и круг останавливается. Тот у кого завязаны глаза на ощупь должен узнать человека, остановившегося напротив него. Важным условием является молчание тех кто находится в кругу.

4.Ритуал прощания. Речевка

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть все будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Занятие №5

Цель: развитие внимания и умения быстро реагировать на сигнал психолога, развитие зрительно-моторной координации, аналитико-синтетического мышления, релаксация, развитие воображения;

2 .Игра «Четвертый лишний»

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках, психолог читает каждому ребенку 4 слова - нужно найти одно лишнее.

3.Упражнения «Графические изображения»

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: « Лягте удобно и закройте глаза. Представьте, что вы сейчас в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на нее.

Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».

Занятие №6

Цель: расширение объема памяти, развитие внимания, логического мышления, эмоционально-выразительных движений, воображения.

2.Игра «Подбери парную картинку» (2, 25)

Ход игры:

Нужно объединить карточки по функциональной составляющей.

Например: мотоцикл – колесо; кровать – подушка и т.д.

3.Задание «Выложи цифры так, как только что видел»

На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на 4 клетки, и поднос с четырьмя карточками, на которых написаны цифры. На доске заранее приготовлен такой же квадрат, только большего размера. Дети наблюдают за тем, как психолог располагает три демонстрационные карточки с цифрами в трех клетках. Детям дается для запоминания 5-6 секунд. Затем карточки с цифрами убираются и дети по памяти выкладывают те же цифры на своих листах.

4.Игра «Позы»

Психолог предлагает детям изобразить 4 позы. Например: пингвин, пожарный, певец, гном.

Дети двигаются под веселую музыку, при ее остановке дети должны принять соответствующую позу. Затем игра продолжается.

5.Упражнение «Солнечные лучики»

Занятие №7

Цель: развитие логического мышления и речи, зрительно-моторной координации, слухового внимания, произвольности поведения, фантазии.

2.Игра «Скажи наоборот»

Ход игры:

Психолог бросает мяч ребенку, называя какое-нибудь слово, а он должен придумать слово с противоположным значением и бросить мяч обратно психологу. Ребенок не сумевший придумать слово с противоположным значением выбывает из игры или пропускает ход .

3.Игра «Слушай хлопки»

Оборудование: (Магнитофон, веселая музыка)

Ход игры:

Дети начинают движение по кругу. На определенное количество хлопков дети выполняют определенные движения.

1 хлопок- присесть;

2 хлопка- махать руками;

3 хлопка- подуть изо всех сил;

4 хлопка- поднять руки.

4. Упражнения «Графические изображения»

Развитие зрительно-моторной координации.

5.Упражнение «Порхание бабочки»

Занятие №8

Цель: развитие внимания и зрительной памяти, навыков счета, закрепление знания цифр, развитие логического мышления, математических представлений;

1.Ритуал приветствия «Назови имя»

Каждый по очереди повторяют сначала свое имя, следующий свое имя и имя соседа, следующий уже три имени и последний повторяет все имена.

2.Игра «Веселый счет»

Ход игры:

В состязании принимают участие два ребенка. По сигналу психолога они начинают считать от 1 до 10, указывая на соответствующие цифры карандашами. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок справится с заданием.

4.Ритуал прощания. Речевка

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть все будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Занятие №9

Цель: развитие сенсорного восприятия, внимания, зрительной памяти, логического мышления и зрительно-моторной координации, предупреждение психоэмоционального напряжения у детей;

1.Игра на внимание «Скрещенные руки»

Ход игры:

На колени соседа справа кладется правая рука, а на колени соседа с лева - левая. По команде игра начинается, поднятие и хлопок ладошкой по коленке по порядку сложенных рук. Получается «Волна хлопков». Скорость волны в течении игры должна увеличиваться.

2.Игра «Поезд»

Ход игры:

В игре выбирается водящий- «паровозик», остальные дети – «вагончики». «Вагончики» встают друг за другом. «Паровозик» внимательно смотрит на «вагончики» и старается запомнить их расположение. Потом отворачивается, а психолог спрашивает: «Кто стоит на втором, третьем, четвертом месте?»

«Паровозик» отвечает, затем сам становится «вагончиком». Выбирается новый водящий. «Вагончики» меняются местами. Игра продолжается.

Дети держась за руки в кругу присаживаются, а затем резко выпрыгивают со словами «Ура», «Салют», «Здорово»;

Занятие №10

Цель: развитие пространственно-временной ориентации (право-лево), зрительно- моторной координации, внимания, логики, расширение кругозора;

1.Ритуал приветствия. «Здравствуй рука!»

Дети здороваются стоя в кругу:

Правой ногой;

Левой ногой;

Правой рукой;

Левой рукой;

Правым локтем;

Левым локтем и т.д.

2.Игра «Профессии»

Ход игры:

Психолог произносит слова, в числе которых есть названия профессий. Услышав слово, обозначающее профессию, игроки должны хлопнуть в ладоши.

Примерный список слов: Лентяй, ящерица, сестра, трудяга, родитель, повар , брат, дедушка, бабушка, водитель , двоечник, садовник, парикмахер , зритель, медведь, учитель, слушатель, студент, пациент, школьник, ребенок, врач, кондуктор, пеликан, заяц, мартышка, столяр , пассажир, дирижер, артист, пекарь, неряха, бездельник, отличник, кондитер, продавец, смельчак, толстяк, капитан, мама, милиционер, ворона, дворник, плотник, чайник , дрессировщик, самосвал, строитель, читатель;

3.Игра «Собери по образцу»

4.Упражнение «Путешествие в волшебный лес»

Занятие №11

Цель: развитие речи, пространственной ориентации, образного мышления (умение различать части предметов), зрительно-моторной координации, развитие воображения, релаксация;

1.Ритуал приветствия «Волшебный клубочек».

Дети по очереди высказывают пожелания друг другу комплементы и т.д.

2.Игра «В старом чулане»

Ход игры:

Психолог вместе с игроками произносит такой текст:

В старом чулане

У бабушки Ани

Куда я залез-

Много чудес…

Например:

Стол- без ножки, чайник -без носика, чемодан -без ручки, стул -без спинки, платье -без кармана, шкаф -без дверцы, сапоги –без подошвы, пианино -без клавиш, книга -без обложки, пальто -без рукавов, кастрюля -без крышки, велосипед -без педалей, компьютер -без мышки, пенал -без карандашей, картина -без рамы, телефон -без трубки, пылесос -без шланга, плеер- без наушников, самовар- без краника и т.д.

Занятие №12

Цель: развитие целостности восприятия, сенсорики, слухового внимания, памяти и логического мышления, умение согласовывать слова;

1. Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся»

Дети стоя в кругу здороваются различными частями тела (Коленками, ушками, пальчиками, ладошками, плечами и т.д.)

2.Игра «Веселые маляры»

Ход игры:

Психолог произносит такой текст:

Нынче нам не до игры. Мы сегодня - маляры.

Мы покрасим, спору нет,

Все сейчас в зеленый цвет.

Цвет может быть выбран любой по желанию психолога. Далее он называет имена существительные, чередуя между собой существительные мужского, женского, среднего рода, а также существительные во множественном числе. Дети должны называть прилагательные, обозначающие цвет, согласовывая их с именами существительными. Например:

Троллейбус- зеленый

Дом-зеленый

Машина- зеленая

Пальто- зеленое

Шапка- зеленая

Варежки-зеленые

3.Письменные задания на листах А4

Занятие №13

Цель: развитие внимания, ассоциативного мышления, развитие речи, снятие психо - эмоционального напряжения.

2.Игра «Ты цветок, а я пчела» (стр 54)

Ход игры:

Один из игроков придумывает себе любой образ и называет его. Например: «Я облако». Второй игрок тут же должен назваться предметом, который каким – то образом связан с облаком. Например: «Я небо». Следующая пара: «Я самолет», «А я пассажир» и т.д.

3.Письменные задания на листах А4

4.Упражнение «На лесной полянке»

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: « Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка-муравка. Давайте ляжем на нее, как на перинку. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваши щечки, лоб, дотрагиваются до рук, гладят ваше тело (поглаживают детей переходя от одного к другому) Лучики гладят… (имя ребенка) и т.д. Вам хорошо приятно. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули».

Занятие №14

Цель: расширение объема памяти, развитие внимания, тонкой и зрительно-моторной координации.

1. Игра ритуал «Скажи что чувствуешь!»

Ход игры:

Дети перекидывают друг другу мяч и продолжают фразу: «Я сегодня радостный потому что…».

2.Игра «Какой буквы не стало»

Ход игры:

Психолог в произвольном порядке прикрепляет 8 карточек, на которых написаны знакомы детям буквы. Дается время для запоминания 10 секунд. Затем детям предлагается закрыть глаза. Одна карточка убирается. Ребята открывают глаза и определяют, какой буквы не стало.

3.Задание на выполнение штриховки (Письменные задания на листах А4)

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо постоять пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Занятие №15

Цель:

1.Ритуал приветствия «Клубочек пожеланий»

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Психолог передает по кругу клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или произносит волшебное вежливое слово и т.д. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до психолога.

2.Задание «Назови три предмета, белого, синего и красного цвета»

За выполненное задание ребенок получает фишку, у кого больше всего фишек тот и выигрывает

3.Игра «Головоломка»

Ход игры:

4.Упражнение «Необычная радуга»

Занятие №16

Цель: стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразительных движений, развитие логического мышления, математических представлений (счет).

1.Ритуал приветствия «Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

2.Игра «Будь внимателен»

Ход игры:

Психолог договаривается с детьми, что по команде «Зайчики» они будут прыгать, «Лошадки» - скакать, «Раки» - пятиться назад, «Птицы» - махать руками, «Аисты»- стоять на одной ноге. Затем включается музыка, дети движутся по кругу или танцуют. Когда прозвучит команда дети начинают действовать так, как договорились перед игрой. Игра продолжатся.

3. Письменные задания на листах А4

4. Упражнение «Эстафета дружбы»

Взяться за руки и передавать как эстафету рукопожатие. Начинает психолог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До Свидания!»

Занятие №17

Цель: развитие внимания, логического мышление, речи, восприятия; развитие зрительно-моторной координации, воображения, релаксация.

1.Ритуал приветствия «Волна»

2.Игра «Подбери предметы»

Ход игры:

Каждому ребенку предлагается большая карта, на которой изображены три вида различных материалов. Психолог показывает маленькую карточку с изображенным на ней предметом. Ребенок должен назвать этот предмет, подумать из какого материала он сделан, и выложить на соответствующую карту.

3.Упражнение на развитие зрительно-моторной координации

(Письменное задание на листах А4 для каждого ребенка)

4.Упражнение «Порхание бабочки»

Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движение ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит что он - бабочка, что у него большие и красивые крылья. Почувствуйте как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. А теперь взгляните на пестрый луг над которым вы летите. Посмотрите сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза.

Занятие №18

Цель: развитие сенсорики, тонкой моторики, формирование элементарных математических представлений, формирование эмпатии и сплоченности детского коллектива.

1.Ритуал приветствия «Ладошки»

Дети должны поочередно хлопать в ладошки с увеличением темпа, кто не успевает хлопнуть выходит из игры.

2.Игра «Узнай кто перед тобой»

Ход игры:

Одному из детей завязывают глаза, а остальные дети замыкают вокруг него круг. По команде психолога круг начинает двигаться. Звучит сигнал стоп и круг останавливается. Тот, у кого завязаны глаза на ощупь, должен узнать человека, остановившегося напротив него. Важным условием игры является молчание тех, кто стоит в кругу.

3. Письменные задания на листах А4

4. Ритуал прощания «Фейерверк»

Занятие №19

Цель: развитие слухового внимания, памяти, логического мышления, связной речи, мыслительных операций (обобщение, сравнение, классификация), зрительно-моторной координации.

1 . Ритуал приветствия «Эстафета приветов»

Каждый передает друг другу маленький шарик с улыбкой. Обращение: «Передаю тебе (Катя) мой большой привет».

2.Игра «Четвертый лишний»

Ход игры:

Психолог предлагает детям найти на каждой карточке предмет, который не подходит к остальным, объяснить почему он лишний. Образец ответа: « Медведь лишний, потому что это- лесной зверь, а кошка, собака и корова- домашние животные».

3.Игра «Нарисуй и зачеркни»

Ход игры:

На столе перед каждым ребенком находится лист бумаги и простой карандаш.

Психолог предлагает детям:

А) нарисовать три треугольника, один квадрат, один круг и зачеркнуть первую фигуру;

Б) нарисовать два круга, два треугольника, один овал и зачеркнуть четвертую фигуру;

В) нарисовать один прямоугольник, два овала, три квадрата и зачеркнуть шестую фигуру.

4. Письменные задания на листах А4

5. Упражнение «Солнечные лучики»

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо постоять пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Занятие №20

Цель: развитие слухового внимания, способности к волевому управлению поведением, логического мышления, связной речи, воображения; релаксация.

1.Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся»

Дети стоя в кругу здороваются различными частями тела (Коленками, ушками, пальчиками, ладошками, плечами и т.д.)

2.Игра «Слушай хлопки»

Ход игры:

Психолог договаривается с детьми, что на определенное количество хлопков они будут выполнять заданное движение. Эти движения могут придумывать сами дети, может предлагать взрослый. Например: один хлопок- присесть, два хлопка – махать руками, три хлопка – подуть изо всех сил, четыре хлопка – поднять руки. Затем включается музыка, дети движутся по кругу и танцуют. Когда музыка останавливается и прозвучит определенное количество хлопков, дети должны быстро выполнить заданное движение. Игра продолжается.

3 . Письменные задания на листах А4

4.Упражнение «Путешествие в волшебный лес»

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: « Лягте удобно и закройте глаза. Представьте, что вы сейчас в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на нее. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».

Занятие №21

Цель: развитие восприятия и памяти, активизация словарного запаса, развитие зрительно-моторной координации, зрительного анализа-синтеза, воображения.

1.Ритуал приветствия «Доброе животное»

Участники встают в круг и берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит: « Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей «А теперь послушаем вместе!» Вдох- все делают шаг вперед, выдох- шаг назад. «Так не только дышит животное, также ровно бьется его большое доброе сердце» Стук- шаг вперед, стук – шаг назад и т.д.

2.Игра «Кто назовет больше предметов»

Ход игры:

Психолог предлагает детям ответить на вопросы: «Что бывает зеленым?», «Что бывает белым?», «Что бывает красным?». Игру рекомендуется проводить в виде соревнования. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

3.Игра «Головоломка»

Ход игры:

Каждый ребенок получает головоломку, с которой он должен справиться самостоятельно, либо с помощью психолога.

4. Упражнение «Отдых на море»

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: « Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете как тело становится легким сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.

Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.

\

Занятие №22

Цель: развитие логического мышления, связной речи, развитие внимания и зрительно-моторной координации.

1.Ритуал приветствия «Клубочек пожеланий»

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Психолог передает по кругу клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или произносит волшебное вежливое слово и т.д. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до психолога.

2. Игра «Логические цепочки»

Ход игры:

Психолог предлагает детям собрать цепочки из 4 карточек, подбирая их по смыслу и раскладывая в нужном порядке. Затем нужно составить связный рассказ по картинкам. Каждый ребенок собирает свою цепочку.

3. Письменные задания на листах А4

4. Ритуал прощания «Фейерверк»

Дети, держась за руки в кругу присаживаются, а затем резко выпрыгивают со словами «Ура», «Салют», «Здорово»;

Занятие №23

Цель: развитие произвольного внимания, слуховой памяти, воображения, зрительно-моторной координации. Релаксация.

1.Ритуал приветствия «Ладошки»

Дети должны поочередно хлопать в ладошки с увеличением темпа, кто не успевает хлопнуть выходит из игры.

2. Игра «Запиши буквы как запомнил»

Ход игры:

На столе перед каждым ребенком находится лист бумаги и карандаш. Психолог предлагает детям запомнить пять букв, которые он назовет, и записать их в нужной последовательности.

3. Письменные задания на листах А4

4. Упражнение «Необычная радуга»

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте удобно расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.

Первый цвет - голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий цвет – желтый. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает нам настроение.

Зеленый- цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, если мы чувствуем себя неуверенно- зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

Откройте глаза. Возьмите с собой эти ощущения на весь день.

Занятие №24

Цель: развитие речи, внимания, логики, расширение кругозора, зрительно-моторной координации.

1.Ритуал приветствия «Клубочек пожеланий»

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Психолог передает по кругу клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или произносит волшебное вежливое слово и т.д. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до психолога.

2.Игра «Закончи предложение»

Ход игры:

Психолог по очереди бросает детям стоящим в кругу мяч и говорит начало предложения. Ребенок должен закончить предложение и бросить мяч обратно психологу. Примерные варианты предложений:

У лисы длинный хвост, а у зайца…

Мы смотрим глазами, а слушаем…

Картошка- овощ, а яблоко-…

Птицы летают, а рыбы…

Кошки мяукают, а собаки…

Зимой холодно, а летом…

Днем светло, а ночью…

Апельсин сладкий, а лимон…

Слон большой, а мышка…

3.Игра «Собери по образцу» (Цветные счетные палочки Кюизенера)

4. Упражнение «Солнечные лучики»

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо постоять пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Занятие №25

Цель: развитие тонкой моторики, зрительно-моторной координации, внимания, наблюдательности, логического мышления, расширение кругозора.

1.Ритуал приветствия «Волна»

Передача сигнала хлопком рука об руку со словом «Привет»

2. Игра «Времена года»

Ход игры:

Психолог выбирает любое время года и называет его игрокам. Затем он начинает перечислять явления и предметы связанные с этим временем года. Время от времени он произносит «неправильные» слова. Услышав слово, которое не имеет отношения к выбранному времени года, дети должны хлопнуть в ладоши.

Примерные слова для времен года:

Зима: снег, иней, вьюга, бабочки, снежинки, комары, Новый Год, елка, Дед Мороз, жара , пурга, снеговик, лед, подснежники , снегопад, варежки, радуга;

Лето: грибы, ягоды, цветы, дождик, пляж, жара, листопад, бабочки, пчелы, радуга, подснежники , солнце, загар, шуба, панамка, купальник, Снегурочка;

Весна: почки, листопад , подснежники, Новый Год , капель, сирень, скворечники, земляника , 8 Марта, скворцы;

Осень: урожай, листопад, панама, школа ландыши, дождь, 1 Сентября, снеговик, зонт, пальто, шорты, астры, одуванчики;

3. Письменные задания на листах А4

4 .Ритуал прощания. Речевка

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть все будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Список литературы:

1. Алябьева Е.А. Коррекционно- развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений.- М.: ТЦ Сфера, 2002.-96с.

2. Катаева Л.И. Коррекционно- развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий.- М.: Книголюб, 2004.-64с. (Психологическая служба)

3. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М.

В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2004.-160 с.- (Библиотека психолога образования)

4 . Развивающие игры.- М.: Стрекоза, 2011.-64с., ил.

5 . Житко И.В. Петрикевич А.А. Развивающие игры для дошкольников. Программа образовательных услуг детям шестого года жизни.

Родители знают, что при каждом ДОУ в обязательном порядке работает психолог. Но что входит в обязанности психолога и что из себя представляют занятия психолога в детском саду, понимают не все.

Некоторые родители ещё находятся в плену сомнительных заблуждений, что если с ребёнком занимается психолог, то это означает, что у него обнаружены какие-то отклонения и дефекты в психике. К счастью, таких родителей с каждым годом становится всё меньше и меньше.

Проведём краткий ликбез по работе педагога-психолога в дошкольном учреждении.

Занятия психолога в детском саду: направления работы

Педагог-психолог в ДОУ работает с детьми и с родителями по нескольким направлениям. Одно из них – психолого-педагогическое консультирование .

Консультироваться могут не только родители, но и работники ДОУ. В своём плане работы психолог расписывает план обязательных консультаций на год. Темы выбираются исходя из актуальных вопросов для той или иной возрастной группы и контингента, а также по рекомендациям, полученным из вышестоящих инстанций.

Психологические консультации, также, как и , могут быть индивидуальными и групповыми. Плановое консультирование, обыкновенно, носит групповой характер. О таких консультациях родителей заранее оповещает воспитатель, и присутствовать на них – это долг каждого сознательного родителя. Особенно важно посещать такие консультации, если ваш ребёнок только начинает ходить в детский сад, ведь этот период в жизни ребёнка сопровождается бурными изменениями и активной социальной адаптацией к новым условиям. Родителям очень важно знать многие моменты, связанные с поведением ребёнка, который только начинает адаптироваться в новой социальной среде. Другой переломный момент, когда родители особенно остро нуждаются в консультации – это предстоящее посещение школы.

В часы приёма психолога родители всегда могут обратиться к нему с любой интересующей их проблемой. Но не стоит забывать о том, что психолог в детском саду отвечает за большое количество человек, у него много обязанностей и дел, поэтому не стоит каждый день приёма забивать исключительно вашими проблемами. Если ваш случай особенный и требует тщательного рассмотрения, занятия с психологом в детском саду могут оказаться недостаточными, и вас могут перенаправить в соответствующие психолого-педагогические центры и учреждения, где вы получите необходимую психологическую помощь.

Другое важнейшее направление работы, в котором ведутся занятия психолога в детском саду – это диагностика .

Далеко не все родители проявляют обеспокоенность проблемами детей, некоторые просто не видят их и не спешат обратиться за помощью к специалисту. Задача психолога во время диагностики распознать, нет ли у ребёнка каких-либо проблем в общем психологическом развитии, в поведении, в социальной адаптации, в эмоционально-волевой, интеллектуальной и других сферах. Кроме того, проводится и психолого-педагогическая диагностика, цель которой – установить, как дети усваивают образовательную программу в ДОУ.

Когда психолог назначает индивидуальную консультацию, или же если родители сами настаивают на её проведении, она, как правило, включает в себя и одновременную углубленную диагностику тех аспектов, которые наиболее актуальны в том или ином случае. Практикуется и групповая диагностика детей, а также родителей и работников ДОУ.

Для диагностики детей дошкольного возраста чаще всего применяются проективные методики — анализ рисунков и других предметов творчества детей. В работе со взрослыми психолог чаще прибегает к тестам и анкетированию.

Коррекционные занятия психолога в детском саду

На основе диагностики выявляются дети, чья психологическая жизнь нуждается в коррекции. Коррекция – это ещё одно направление работы психолога в ДОУ. Существуют как групповые, так и индивидуальные коррекционные программы, которые могут быть чрезвычайно разнообразны, что зависит от конкретных отклонений, которые нужно исправить.

Чаще всего, коррекционные занятия психолога в детском саду представляют собой разнообразные тренинги и упражнения в игровой форме. Если того требует ситуация, психолог ДОУ может проводить коррекционные занятия психолога в детском саду и со взрослыми – с персоналом учреждения и с родителями.

Психолог должен обязательно уведомлять родителей о том, что их ребёнку нужны коррекционные занятия психолога в детском саду . А родители, в свою очередь, должны всегда интересоваться, как они проходят.

Развивающие занятия психолога в детском саду

Если коррекционные занятия психолога в детском саду необходимы только детям с определёнными проблемами в психологической жизни, то развивающие занятия психолога в детском саду нужны всем. Во время таких занятий психолог с помощью разнообразных средств стимулирует развитие детей в той или иной области. Годовой план работы составляется с учётом гармоничного, своевременного и планомерного развития ребёнка. Особенное место занимает детей.

Если задача педагога – обучить ребёнка тем или иным навыкам, то психолог должен всячески стимулировать развитие интеллекта и способностей ребёнка. В принципе, весь образовательный процесс носит психолого-педагогический характер, ведь обучение и развитие тесно переплетены между собой. Развивающие занятия психолога в детском саду могут быть организованы в виде обычных уроков, в виде тренингов, игр и даже в виде экскурсий и прогулок.

Если занятия психолога в детском саду не помогают

К сожалению, никто не может гарантировать того, что выбранном детском саду будет работать грамотный и опытный специалист, который сможет помочь вашему ребёнку и вам. Если занятия психолога в детском саду не помогают, и психолог всячески уклоняется от своих профессиональных обязанностей, вы имеете право сообщить об этом администрации детского сада или в вышестоящую инстанцию.

Но, помните — психологи тоже люди, и то, что у них есть определённые знания, не делает их автоматически безгрешными и идеальными во всех отношениях людьми с ангельскими характерами и отсутствием личных проблем.

____________________________

  • >>>
  • >>>
  • >>>

Умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.

  • Совершенствовать коммуникативные навыки детей.
  • Воспитывать доброжелательность, сочувствие, эмотивность.
  • Материал:

    • магнитофон и кассеты с записью разной по настроению музыки.
    • волшебная палочка.
    • волшебный дождь.
    • фотографии детей с разными эмоциями.
    • волшебный цветок.

    Предварительная работа:

    – знакомство с базовыми эмоциями (радость, грусть, брезгливость, страх, злость, обида).

    – проведение упражнений, способствующих осознанию собственного тела, снятию мышечного напряжения.

    – прослушивание музыкальных произведений, вызывающих разные эмоции у детей.

    – разыгрывание этюдов и сценок.

    – проведение психологических игр и упражнений (К.Фопель).

    Ход занятия

    Дети входят в группу под спокойную мелодию, приветствуют, прикасаясь ладонями, друг друга, отмечают свое настроение на стенде.

    Психолог:

    Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами и тому, что вы пришли с хорошим настроением.

    1. Игра-упражненпе “Передай улыбку по кругу”

    Психолог. У меня тоже хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (психолог улыбается, рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.).

    Что чувствуете вы сейчас?

    (Ответы детей)

    2. Стихотворение “Король Боровик” (В. Приходько)

    Психолог. Читает стихотворение.

    Шел король Боровик
    Через лес напрямик
    Он грозил кулаком
    И стучал каблуком.
    Был король Боровик не в духе:
    Короля покусали мухи.

    Психолог. Какое у короля настроение?

    (Ответы детей)

    А как вы догадались?

    (ответы детей)

    Психолог. Читает стихотворение, а детям предлагает действовать согласно тексту.

    Психолог. Ой, что же мне делать? Сколько сердитых королей! Что же мне поможет?

    (Ответы детей)

    Волшебная палочка!

    3. Игра-упражнение “Леша, Леша повернись, повернись и улыбнись”

    Психолог.

    Психолог прикасается волшебной палочкой к плечу каждого ребенка и говорит: “Леша, Леша повернись, повернись и улыбнись”,

    Леша поворачивается на 180 градусов и улыбается.

    Психолог. Дети, а как вы справляетесь с чувством злости?

    Дети. Мы играем в игру “Тух – тиби дух”, “Ругаемся овощами”, “Выходим из лужи злости”, “Кричим громко в мешочек злости”.

    4. Игра-упражнение “Поменяются местами”

    Психолог. Скучно, скучно так сидеть, друг на друга все глядеть.

    Не пора ли пробежаться и местами поменяться?

    Дети и психолог сидят на стульчиках в круге.

    Психолог говорит: “Поменяются местами все, у кого голубые глаза (кто добрый, кто защищает девочек и т.д.)”. Голубоглазые дети меняются местами.

    5. Игра “Волшебный цветок”

    Психолог. А сегодня утром я зашла в группу и увидела Настю (показываю фотографию девочки с эмоцией злости). Она сидела на диване совсем одинокая. Какое у нее настроение?

    (ответы детей)

    Психолог. Как бы вы поступили на моем месте?

    Дети предлагают варианты помощи сердитой девочке.

    В центр кладется фотография Насти с эмоцией злости. Дети по очереди выбирают лепестки, на которых фотографии с вариантами помощи сердитой девочке. Когда составлен волшебный цветок, психолог предлагает детям закрыть глаза, и меняет центральную фотографию сердитой девочки на веселую.

    Психолог. Как вы думаете, почему случилось чудо?

    (Ответы детей)

    6. Игра-упражнение “Приласкай меня”

    Психолог. Дети,вы сказали, когда человек сердитый, с ним можно поговорить, успокоить, его нужно приласкать, а давайте и мы приласкаем того, кого вам хочется.

    Звучит спокойная мелодия. Один ребенок садится на стул в центре комнаты, остальные дети окружают его и нежно гладят по рукам, плечам, ногам и т.д.

    Психолог. Что вы чувствовали, когда ласкали вас дети?

    (Ответы детей)

    Психолог. Особенно приятно было, когда дети прикасались к какой части тела?

    (Ответы детей)

    7. Сюрпризный момент

    Звучит фонограмма вальса.

    Психолог.

    Поднимите вверх глаза.
    Это что за чудеса?
    Здесь волшебные дождинки,
    Они дарят нам смешинки,
    В вальсе мы закружимся,
    Улыбнемся и подружимся.

    Сверху летит мелко нарезанная фольга.

    Звучит вальс, дети двигаются под музыку.

    Психолог. Дети что вы чувствуете?

    8. Игра – упражнение “Попрощаемся по разному”

    Психолог.

    Вот и подошло к концу наше занятие, и я предлагаю вам попрощаться по разному.

    Дети встают парами.

    Психолог. “Попрощаемся ладонями (локтями, коленками, спинами, лбами и т.д.)

    Дети выбирают из пиктограмм свое настроение.

    Конспекты занятий в детском саду:
    Интегрированные занятия в дошкольном учреждении (Физическая подготовка + иностранный язык) . Детский сад 82
    Программа физкультурно-оздоровительной работы "Здоровый дошкольник" . Детский сад 82
    Проектная деятельность в детском саду "Светлячок" г. Абакана Республики Хакасия. Детский сад 82
    Здоровый ребенок в детском саду. Детский сад 82
    Доклад "Управление воспитательно-образовательным процессом дошкольного учреждения в условиях модернизации системы дошкольного образования на территории муниципального образования г. Норильск" . Детский сад 82

    Конспект открытого занятия педагога-психолога в детском саду «В гости к принцессе Смешинке»

    Описание. Конспект для детей старшего дошкольного возраста: 5-7 лет, преимущественно с проблемами в развитии эмоциональной сферы (застенчивость, повышенная тревожность и пр.)
    Материал будет полезен для педагогов-психологов и воспитателей
    Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка.
    Задачи:
    Установить положительный эмоциональный настрой в группе.
    Способствовать развитию умения взаимопонимания со сверстниками, снятию мышечного и эмоционального напряжения, сплочению детской группы.
    Развивать чувство эмпатии, умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции- чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других.
    Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, презентация «Карта путешествия», листы формата А3 (один на двоих), иллюстрации с изображениями разных эмоциональных состояний разрезанные на 3 части, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, самоклеющаяся бумага, пайетки, блески, клей, штампы, воздушный шарик.

    Ход занятия:

    Психолог:
    Здравствуйте ребята! Сегодня почтальон принес мне письмо, давайте посмотрим, что в нем? Смотрите, адресовано оно детям детского сада «Амурчонок» от короля и королевы Страны Эмоций. В конверте красивая открытка. Давайте, почитаем, что же там написано.
    «Дорогие дети, король и королева страны Эмоций имеют честь пригласить вас на празднование ежегодного летнего бала в честь дня рождения принцессы Смешинки.
    С уважением, Король Фантазер и Королева Радость».
    Психолог:
    Ребята, примем приглашение от короля и королевы? Но чтобы отправиться в путешествие, нам нужно взять с собой самые необходимые вещи. Скажите, что нам может понадобиться в пути? Только давайте мы будем собирать не вещи, а эмоции и чувства, вот я думаю, что для успешного путешествия нам обязательно понадобиться храбрость, вы согласны? Как вы считаете, что еще нам может понадобиться в путешествии?
    Игра «Собери рюкзачок»
    Выбирается «рюкзак» (кто-то из детей с повышенной тревожностью), в него “накладывается” все необходимое (остальные дети).
    Психолог:
    Ну что же, ребята, к путешествию мы готовы.
    В страну настроений направляемся мы,
    Где будем смеяться, грустить, удивляться.
    С героями этой волшебной страны
    На каждом занятии будем встречаться.
    Нас ждут приключения, сказки, игра,
    Задания разные нового друга.
    Ну что, вы готовы? Тогда нам пора!
    Психолог:
    Вот мы с вами и в стране Эмоций, а куда нам идти дальше подскажет карта. Посмотрите ребята, что здесь нарисовано? На карте указатели к месту (музыкальный зал – избушка»).
    Звучит спокойная музыка, дети подходят к избушке.
    Психолог:
    Ребята, посмотрите, что я нашла? Читает записку
    Для добрых и умных, скажу вам друзья
    Не вызовет трудностей загадка сия
    Вы мне соберите эмоций букет
    Сложите все части, вам будет ответ
    Психолог: Ребята, посмотрите, как много эмоций собрано здесь, какие это эмоции?
    Игра "Собери эмоцию"
    Ход: Детям раздаются разрезные картинки с изображением эмоций, которые они должны собрать.
    Психолог:
    Смотрите ребята, появилось направление на карте, куда нам стоит идти дальше. (Направление в сторону шкафов. На столах стоят тарелки с разноцветной манкой и фасолью. Лежит записка)
    Психолог:
    Смотрите ребята, еще одна записка, наверное, это очередное задание.
    В песочной стране чудеса да и только
    В гости к песочку прибежали фасольки
    Попрятались детки, попробуй, найди
    И тут же получишь помощь в пути
    Но легким заданье не будет, учти
    Ты глазки закрой и так поищи
    Игра «Фасольки в Песочной стране»
    Ход: Дети с закрытыми глазами находят фасольки и складывают их в чашу.
    Психолог:
    Как хорошо мы справились с этим заданием, вот и новое направление. Вперед! Направление в сторону зеркал.
    На поручне висит воздушный шарик, на нем прикреплена записка.
    Психолог:
    Смотрите, ребята опять записка! Ох, какой нелегкий путь у нас.
    Читает записку.
    Для радости и счастья причины не ищи
    Играй и веселись, прыгай и кричи
    Если ты сможешь меня рассмешить
    То я покажу, как дальше вам быть
    Психолог: Ребята, а как можно рассмешить кого-то? (ответы детей)
    Я предлагаю вам сыграть в игру-забаву «Веселые мартышки»
    Ход: Дети выполняют движения по тексту.
    Мы веселые мартышки!
    Мы играем громко слишком,
    Мы в ладоши хлопаем!
    Мы ногами топаем!
    Надуваем щечки,
    Скачем на носочках!
    Рукой в небо укажем,
    Друг другу языки покажем,
    Дружно прыгнем к потолку,
    Палец поднесем к виску,
    Оттопырим ушки,
    Возьмемся за макушку,
    Шире рот откроем,
    Гримасы все состроим.
    Как скажу я цифру «3»
    Все с гримасами замри.
    1,2,3!
    Психолог:
    Как славно мы повеселились, думаю, рассмешили нашего таинственного помощника. Идем дальше.
    На карте изображение в середину зала. Расставлены столы, разложены листы формата А3 (один на двоих). Лежит записка.
    Психолог:
    Давайте прочитаем, какое задание нам еще дадут.
    На праздник идете с пустыми руками?
    Подарок ребятки, сделайте сами
    Нет лучше подарка от самого сердца
    Подарок, которым можно согреться
    Психолог:
    И правда ребята, про подарок принцессе то мы и забыли. Но что же имелось ввиду в записке? Подарок, которым можно согреться? Что это может быть? (ответы детей). Ребята, а я думаю, что подарок, который согревает, это любой подарок, который подарен искренне и от всего сердца.
    Давайте каждый из вас придумает свой подарок и нарисует его, а рисовать мы будем необычными способами, а волшебными, а помогут нам в этом наши гости.
    (Приглашаем к столам молодых специалистов, они помогают детям выбрать материал для работы, выполняют работу совместно с детьми).
    Психолог:
    Какие красивые подарки у нас получились, думаю, принцесса будет очень рада. Ребята, а вы не устали путешествовать? Давайте немного отдохнем и развеемся.
    Физминутка «Начинаем отдыхать»
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Начинаем отдыхать! (потянуться)
    Спинку бодро разогнули,
    Ручки кверху потянули!
    Раз и два, присесть и встать,
    Чтобы отдохнуть опять.
    Раз и два вперед нагнуться,
    Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
    Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
    Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
    Психолог:
    Ну что, ребята, отдохнули пора отправляться дальше. Куда же нам идти? На карте появляется изображение главной стены. Появляется принцесса.
    Принцесса:
    Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на своем празднике.
    Психолог:
    Здравствуй, принцесса! А мы пришли к тебе не с пустыми руками, у нас для тебя подарки! Ребята, давайте подарим нашей принцессе подарки.
    Принцесса:
    Спасибо вам большое! Приглашаю вас на бал, проходите, давайте танцевать!
    Танец «Полька»
    Психолог:
    Ну что же ребята, вот и подошло к концу наше путешествие
    Подошло к концу наше приключение.
    Королева Эмоций дает вам наставление:
    Быть добрым, без капризов
    И дарит вам сюрпризы.
    (Детям раздаются подарки).
    Пора нам возвращаться
    Осталось попрощаться!
    Дети пожимают друг другу руки по кругу.

    Рене Джейн, сертифицированный тренер личностного роста и магистр в области прикладной позитивной психологии, специализируется на развитии навыков адаптации и стрессоустойчивости детей и взрослых. Она превращает научно обоснованные концепции в легко применимые игровые техники.

    Рене является автором уникальной терапии детской тревожности, которые были реализованы в формате короткометражных мультфильмов. Она объединила самые действенные на её взгляд адаптивные технологии в одной статье. Некоторые из них нам давно известны, но забыты, какие-то абсолютно новые, из разряда тех, которые так и хочется испытать. Надеемся, вы найдёте в этом списке то, что подойдёт именно вашему ребёнку.

    В помощь родителям: Чем заняться с детьми

    1. Инверсия. Успокаивающая сила расположения головы ниже уровня сердца, также известного как инверсия. Будь то расслабление в позе ребёнка или наклоны к пальчикам ног или стойка на голове – подобное изменение позиции тела оказывает общеукрепляющее действие на вегетативную нервную систему, которая контролирует реакцию организма на стресс. Другая успокаивающая поза-упражнение - «собака мордой вниз». Эта поза хороша тем, что способствует сжиганию лишней глюкозы, высвободившейся из-за повышения уровня адреналина.

    2. Прыгай выше! Можно устроить соревнование по прыжкам в высоту, длину, на скорость. Это отличный способ выпустить пар. Можно попрыгать со скакалкой под музыку, поддерживая ритм, или поиграть в классики.

    3. На пробежку! Доказано, что бег снижает стресс, и порой может быть более эффективным, чем поход к психологу. 10-минутная пробежка не только повлияет на настроение вашего ребёнка, но и продлит стрессоустойчивость на несколько часов.

    4. Велик. Велосипед уходит в прошлое, и очень зря. С введением велосипедных дорожек и мощеных трасс в городах езда на велосипеде стала безопаснее, чем когда-либо, и может быть мощной успокаивающей техникой. Это занятие не оказывает чрезмерного давления на суставы, развивает баланс, заменяет физкультуру и может проводиться всей семьёй.

    5. Толкай стену. Этот приём помогает избавиться от гормонов стресса без необходимости выходить на улицу или даже из комнаты. Попросите ребенка попытаться толкать стену в течение 10 секунд в 3 приема. Этот процесс позволяет мышцам сокращаться, а затем расслабиться, в результате чего вырабатываются гормоны счастья, как после спортивной нагрузки.

    6. Музыка. Музыка способна влиять на настроение, сон, уровень стресса и тревоги. Экспериментируйте со стилями, следите за эффектом. Очень скоро вы узнаете, что именно влияет на вашего ребёнка наилучшим образом. Используйте музыку для создания настроения дома, в машине, в детской.

    7. Танцуем! Добавьте компонент физической активности к вашим сеансам прослушивания музыки. Устройте танцевальную вечеринку в гостиной и наблюдайте, как чадо меняет свое настроение.

    8. Пение. Танцевать под любимую мелодию – чистое удовольствие. Но пение вслух, даже тогда, когда оно невпопад, способствует выработке эндорфинов, что приносит чувство удовольствия и спокойствия.

    9. Мыльные пузыри. Это занятие связано с предыдущим, потому что основано на регуляции дыхания. Ребёнок быстро обретёт контроль над своим дыханием, а значит, и состоянием, если будет дуть на вертушку или надувать мыльные пузыри.

    10. Задуваем свечу. Зажгите свечу и дайте ребёнку задуть её. Зажигайте снова и снова, помещая свечку все дальше и дальше от него, чтобы ему пришлось вдыхать всё глубже, чтоб задуть её. Это отличный способ превратить практику глубокого дыхания в игру.

    11. Дыши животом. Большинство дышит неправильно, особенно в стрессовой ситуации. Пусть ребёнок представит, что живот – это шарик. Попросите сделать глубокий вдох, чтобы его надуть, и выдох – чтобы сдуть. Почувствуйте эффект уже на 5-й раз.

    12. Первобытный клич. Иногда эмоций становится слишком много, чтобы держать их в себе. Пусть ребёнок встанет с широко расставленными ногами и поднятыми руками и почувствует, как эмоции кипят в пальцах ног, поднимаются выше по ногам и всему телу и вырываются через рот. Не нужно кричать слова или придерживаться какой-то программы, пусть делает это так, как ему удобно.

    13. Рисование. Рисование не только отвлекает от источника раздражения, но и развивает устойчивость к стрессу в целом. Сейчас тюбики с краской – не единственное помогающее средство, существуют специальные интерактивные доски, игровые приложения и другие помощники: например, пена для бритья и занавеска в ванной.

    14. Визуализация. Используя картинки из журналов, ребёнок может собрать на большом постере коллаж своих интересов, фантазий и целей. В процессе творчества он сможет прийти к новым открытиям о себе, и сосредоточение на позитивном моментально меняет настроение к лучшему.

    15. Глоток воды. Обезвоживание связывают со снижением умственной деятельности. Налейте ребёнку стакан прохладной воды, пусть медленно выпьет. Попробуйте хоть раз – и увидите успокаивающий эффект, который оказывает эта процедура на нервную систему.

    16. Водные процедуры. Успокаивающие ванны действуют на детей так же, как и на взрослых. Используйте пару игрушек для ванной, чтобы научить малыша расслабляться и отпускать заботы дня. Холодный душ производит на организм тонизирующий эффект. Прохладная вода снижает напряжение мышц, улучшает работу сердца и приводит к улучшению настроения. Исследование состояния зимних пловцов показало, что с регулярным погружением в холодную воду снизилось напряжение, усталость и депрессия.

    17. Наблюдение за рыбками. Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему в некоторых зонах отдыха есть аквариум? В Университете Эксетера в Великобритании обнаружили, что наблюдение за рыбками снижает кровяное давление и частоту сердечных сокращений. Чем больше аквариум, тем лучше эффект. Чтобы проверить эту гипотезу, возьмите ребёнка на озеро или в океанариум.

    18. Обратный отсчёт со 100. Счёт помогает отвлечься от раздражителя, обратный счёт требует дополнительной концентрации, но не перегружает мозг.

    19. Пиши от души. Для детей постарше ведение дневника с описанием своих чувств – действенный способ корректировки состояния, особенно если нет страха, что записи прочтут. Пусть у ребёнка будет тетрадь, которая лежит в надёжном месте, в которой они смогут написать обо всех своих чувствах. Важно убедить ребёнка, что вы никогда не возьмёте её без его разрешения.

    20. Благодарность, благодарность, благодарность. Дневник Благодарности похож на обычный личный дневник, упомянутый выше. Исследования показали, что ведение такого дневника оказывает положительное влияние на успеваемость в школе и способствует снижению стресса во внеклассной работе. Лучше завести отдельную тетрадь, в которой ребёнок сможет записывать вещи и события, за которые он благодарен (которые приносят ему радость), и сделать пару записей вместе, чтобы ребёнок понял концепцию.

    21. Назови свою эмоцию. Когда переполняют эмоции, достаточно их распознать, чтобы начать успокаиваться. Если ребёнок быстро заводится, придаётся гневу, панике или становятся одержимы идеальным исполнением задачи, попросите его назвать эту эмоцию или состояние. Придумайте специальные фразы, чтобы помочь ребёнку поговорить об этом.

    22. Теннисный мяч на спине. Старый приём физиотерапии – катание небольшого твёрдого мяча по спине ребёнка – лёгкий массаж успокаивающего действия. Уделите особое внимание плечам, шее, пояснице – это типичные места скопления напряжения.

    23. Мяч для гольфа под ступнями. Катание мяча для гольфа ступнями не только улучшит кровообращение, но и воздействует на точки, отвечающие за расслабление ног. Для достижения лучшего результата катайте мяч по всей поверхности ступни ребёнка, меняя степень давления.

    24. Замесите хлеб. Бабушки по всему миру могут подтвердить, что процесс выпечки хлеба снимает стресс. Интернет изобилует простыми рецептами, по которым ваш ребёнок с радостью и перепачканными руками будет мять и переворачивать тесто. Лучшая часть заключается в том, что в конце концов у вас появится домашний хлеб, который наглядно демонстрирует, что напряжение можно сублимировать правильно и результативно.

    25. Браслет своими руками. Создание изделий своими руками легко вводит ребёнка состояние «потока», т.е. полного погружения в занятие. Эта концепция распространяется на шитьё, вязание, плетение бисером и даже складывание белья после глажки – любой деятельности, в котором ребёнок забывает о внешнем окружении. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

    ©Рене Джейн

    P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet



    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png