Возраст 3-4 года у ребёнка для многих родителей становится переломным. Трудности могут быть связаны с особенностями становления и развития малыша как личности. Узнайте обо всех особенностях детской психологии 3-4 лет и воспитания детей в этом возрасте.

Как воспитывать ребёнка 3-4 лет?

Третий год жизни является переломным для каждого ребёнка. В это время малыш начинает осознавать свое «я», проявлять самостоятельность. Такие изменения в мироощущении отражаются в характере и в поведении ребёнка. Многие психологи называют этот период кризисным в развитии малыша и становлении личности.

Ребёнок пытается показать вам и окружающим, что он уже взрослый. Он часто желает делать повседневные задачи без посторонней помощи. Любые попытки помочь встречаются криками и недовольством. В таких ситуациях очень важна правильная реакция со стороны родителей.

Поведение и характер младшего члена вашей семьи в будущем во многом зависит от того, как вы будете воспитывать ребёнка в 3 года. Очень важно указать малышу правильные ориентиры, заложить важные моральные принципы и основы хорошего поведения. Однако родителям необходимо делать это крайне осторожно. Ведь каждый ребёнок требует индивидуального подхода в воспитании.

Психология воспитания ребёнка в возрасте 3-4 лет требует от мамы и папы серьёзности и ответственности, а разрешить важные вопросы вам помогут некоторые полезные советы:

  • приветствуйте и поощряйте желание малыша выполнять привычные для него действия самостоятельно;
  • учитывайте мнение малыша, демонстрируйте ему важность его рассуждений для вас;
  • уделяйте ребёнку много внимания, проводите вместе время за играми и при отдыхе;
  • старайтесь не проявлять свою авторитетность в общении с ребёнком;
  • не кричите и не осуждайте малыша, если он что-то делает не так: указывайте, что плохой именно поступок, однако он не делает плохим самого ребёнка.
При возникновении конфликтных ситуаций нельзя унижать и обижать ребёнка. Он должен знать, что вы любите его при любых обстоятельствах.

В возрасте 4-5 лет поведение и мышление ребёнка немного меняется. В его понимании формируется представление о «хорошем» и «плохом». Возникают устойчивые эмоции - симпатия и антипатия к чему-либо.

Воспитание ребёнка 4-5 лет требует от родителей терпимости и внимательного отношения к жизни и интересам малыша. В этот период он активно познаёт окружающий мир. И первыми учителями для ребёнка становятся его родители.

Понять и осознать психологию ребёнка 4-5 лет помогут некоторые советы родителям:

  • не игнорируйте вопросы ребёнка об окружающем мире;
  • сохраняйте позитивное мышление ребёнка;
  • закладывайте основы приличного поведения в обществе (лучшим способом для этого станет личный пример);
  • при возникновении конфликтов старайтесь искать компромисс.
Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Такое отношение формирует комплексы и вызывает неуверенность в себе.

Переходные и кризисные ситуации в воспитании ребёнка можно легко преодолеть, если вы будете уделять достаточно внимания малышу и всячески демонстрировать вашу любовь к нему.

Третий год жизни ребенка - довольно часто - первое по-настоящему тяжелое испытание для родителей. Казалось бы, все сложности позади: ребенок вырос, заговорил. Доброе, смышленое, активное существо, и общаться с ним - одно удовольствие. Но вдруг начинается непонятное: за завтраком он оттолкнул кашу и потребовал суп, на предложение погулять ответил отказом, обозвал бабушку "бякой", на просьбу убрать за собой игрушки - улегся на ковер и притворился спящим.

Наука определяет такого рода проявления в поведении трехлетних детей неприятным словом "кризис". Психологи обычно советуют родителям не паниковать. Кризис -явление естественное, пройдет. И у некоторых ребятишек он действительно проходит - быстро и без последствий. Но у других принимает осложненные формы, и им нужно помочь - правильно и своевременно.

Кризисы известны педагогам-практикам давно. Еще во времена Песталоцци, Ко-менского и Руссо отмечалась неодинаковость развития ребенка в разные периоды его жизни: оно то замедляется, стабилизируется на одних возрастных отрезках, то резко ускоряет свой темп на других. Бурное, быстрое развитие иногда осложняет взаимоотношения ребенка с окружающими. Даже самый покладистый ребенок может стать в это время грубым, капризным, строптивым, истеричным. Кризис и есть период такого стремительного развития, а симптомы трудновоспитуемое - признак его начала.

Что происходит с ребенком?

Как только ни называли кризис третьего года жизни - и "возраст оури и натиска", и "кризис независимости", и "трудное детство". А все потому, что кризис не просто неизбежен, он - необходим. Но как быть? Покориться неизбежности и ждать, когда, пережив "трудный возраст", ваш малыш снова станет прежним, а его психический рост войдет в стабильную фазу?

Это не лучший выход. Пассивное ожидание - не самое верное решение проблемы, а прежним после кризиса ребенок все равно не останется. Совсем не обязательно, что он станет хуже, что трудный (кризисный) возраст испортит его характер, - он может стать гораздо лучше, чем был, а то, что он стал умнее, самостоятельнее и взрослее, вы обязательно отметите. Кризис полностью изменяет отношение ребенка к окружающему: к предметному миру, к другим людям, к самому себе.

Такие преобразования психологи называют возрастными изменениями личности, поскольку они затрагивают все психические процессы, меняют мировоззрение ребенка, его жизненную позицию. Кризис обновляет личность: ребенок меняется весь, целиком, во всех основных чертах характера. Процесс этот очень сложен как для самого ребенка, так и для родителей. Они не всегда поспевают за резкими изменениями в его психике и, сами того не желая, могут невольно спровоцировать то негативное поведение, от которого и страдают сами в первую очередь.

Однако, как показывают исследования последних лет, такое поведение отнюдь не обязательно: около трети детей проживают кризис без симптомов трудновоспитуемоести. Говоря о неизбежности кризиса, ученые имеют в виду направление развития ребенка и его темпы. Это процессы объективные и миновать их не удается никому.

А вот стиль поведения ребенка в фазе кризиса - фактор субъективный: он не только различен у разных детей, но даже у одного и того же ребенка может существенно меняться от начала кризиса к его концу.

А это влияет и на стиль родительского поведения. Поэтому даже специалистам непросто определить, где сочетание кризисных симптомов, отражающих естественный ход личностной перестройки, а где - начало невротических изменений в характере ребенка. Однако некоторые признаки "нормы" и "отклонений" в кризисе все-таки существуют, и их надо знать, чтобы избежать типичных семейных ошибок.

Лики кризиса

У многих детей кризисный возраст заявляет о себе негативизмом, своеволием, строптивостью - ребенок постоянно прекословит вам во всем. Вы зовете его на прогулку, он отказывается, хотя любит гулять, но стоит отменить прогулку - и он тут же начинает канючить: "Гулять хочу, пошли гулять". Вы собираете его одежду, а он снова отказывается от прогулки. Изматывающее противоборство становится все более частым. Вы поставили на стол сыр, а он упорно называет его маслом. Устав спорить, вы соглашаетесь: "Масло", он злорадно возражает: "А вот и нет, это сыр". Ему все равно, что стоит на столе, - не истина, а спор со взрослым его основная цель.

Как чаще всего реагируют взрослые? Странно, но они обижаются на ребенка, воспринимая его поведение как осознанное желание досадить им. Успокойтесь - первичный наивный негативизм отнюдь не свидетельство испорченного характера ребенка и его нелюбви к вам. Напротив, это отражение прогрессивных тенденций в его развитии - начинается психическая "эмансипация" от взрослого, попытка отделить себя от других, заявить о собственных намерениях.

Делает это малыш неумело, что естественно. Его возможности заявить о себе весьма ограничены, а сами эти намерения он даже представить себе четко еще не может. Поэтому и выплескивается все в виде абсурдного противоречия очевидному. Ему говорят "да", он же твердит "нет", ничего другого не желая, как дать понять, что имеет право на собственное мнение и желает, чтобы с ним считались.

Отнеситесь к этой заявке на самостоятельность уважительно и с пониманием. Нужно дать ему возможность время от времени "одерживать победу" в разумных пределах, разумеется. Частые уступки чреваты еще более странным поведением. В одной семье, где мы наблюдали развитие трехлетнего малыша, мама, по нашей просьбе, "боролась" с его негативизмом только одним способом - во всем соглашалась с ним. Спустя неделю он начал играть в "негативизм": он ставил игрушку рядом с кем-нибудь из взрослых, отбегал на некоторое расстояние и с криком: "Не трогай, моя игрушка", бросался к ней, хотя никто и не думал на нее покушаться. Однажды, перед сном, когда в очередной раз все его капризы были исполнены, он просто зашелся в истерике.

Другие наши наблюдения также показали: ребенок, редко встречающий сопротивление взрослых в ответ на любые свои притязания, к трем годам становится истеричным и очень несчастным. Очевидно, проблема вот в чем: сопротивление воле взрослого, силовые способы взаимоотношений с ним ребенку этого возраста все-таки нужны - убрать их невозможно, да и не нужно.

С их помощью он как бы "нащупывает" пределы дозволенного, оп ределяет, "что такое хорошо и что такое плохо", а родительские реакции помогают ориентироваться не только в окружающем мире, но и в собственных желаниях и ощущениях. Дети, которым все запрещают, у которых подавляют все первичные формы негативизма, в дальнейшем оказываются безынициативными, неспособными занять себя или придумать игру. Их воображение либо крайне обеднено, либо, напротив, проявляет себя буйно, неупорядоченно и непродуктивно.

Частые запреты и переключение внимания ребенка с его собственных наивных задумок на другие цели ломают тонкий механизм формирующейся в этом возрасте детской инициативности. Если же запретов вообще не существует, если любое абсурдное требование выполняется, то страдает способность малыша различать пригодность и целесообразность его инициатив - он оказывается полностью дезориентированным.

Ему не на что опереться в своих действиях, он не понимает меры правильности своих поступков, поскольку лишен необходимого "ограничителя" своих желаний - запрета. А негативные оценки взрослого нужны еще и потому, что дети этого возраста очень часто оценивают произведенный ими результат действий или свои поступки методом "от противного": "Я хороший, потому что я не делаю плохого".

При нормальном течении кризиса, ближе к концу третьего года, ребенок научается более или менее отчетливо формулировать свои замыслы и отстаивать их "человеческими" способами. Абсурдное противоборство родителям исчезает, но далеко не всегда им становится легче: на смену негативизму и своеволию приходит букет других, не менее сложных симптомов.

Кризис и воображение

Обычно появляющаяся у детей третьего года жизни инициативность сопровождается повышенным интересом к предметам и действиям с ними. На языке науки - "становление личного действия: задуманное ребенком и самостоятельно исполняемое действие вдруг обретает для него какую-то особую ценность. От этого действия его трудно отвлечь; если оно не ладится, то он может расстроиться до слез, а на критику в свой адрес может отреагировать и вовсе непривычно: закричать на вас, попытаться свалить неуспех на другого, залиться краской от стыда.

Большая часть симптомов личностной перестройки сугубо положительна: малыш становится самостоятельным, настойчивым и усидчивым. Если раньше он действовал с тем предметом, который попался ему на глаза, то теперь он специально ищет и подбирает предметы под тот план действия, который он составил заранее. Да и само действие становится иным - целенаправленным. Ребенок размышляет и сравнивает: если действие не ведет к нужному результату, он меняет его на другое, более подходящее для его целей.

Однако эти симптомы родители замечают редко: то, что не вызывает проблем, не останавливает на себе их внимания. Более всего в этом возрасте их настораживают все более частые случаи лживости, злопамятности, безудержного хвастовства, невероятной хитрости и изворотливости. Например: не в меру любопытному ребенку запретили трогать пылесос. Выждав, когда мама выйдет из комнаты, он подошел к окну, задернутому шторой: "Тучка, можно тлогать пылептош?" - "Можно, Кила (Кира), можно", - сам себе разрешил он и со спокойной совестью занялся запрещенным предметом. Способность обходить нежелательные запреты с помощью фантазии - очень развита у детей "кризисных" трех лет. Вообще воображение в этом возрасте сильно активизируется и используется ребенком для самых разных целей. Прежде всего оно играет главную роль в его предметных действиях, поскольку позволяет планировать их заранее, перебирать в уме способы их достижения и удерживать в памяти конечную цель. Это. так сказать, продуктивное и полезное воображение. Однако довольно часто ребенок вынужден использовать воображение для защиты своего достоинства и своих прав. Это-то защитное воображение более всего и настораживает родителей, хотя именно они чаше всего и вызывают его к жизни. Запреты заставляют ребенка активизировать свое воображение, чтобы обойти их. Ведь предметная деятельность крайне важна для него. В трехлетнем возрасте "я" ребенка своеобразно сращивается с первыми самостоятельными результатами в деятельности. Его гордости нет предела.: успех в действиях с предметом как бы уравнивает его в правах с нами, взрослыми. Предметная деятельность - то единственное, что он может повторить вслед за нами и так, как мы. Это для него очень важно, поэтому лишить его возможности пылесосить, как мама, или забивать гвозди, как папа, практически невозможно. Защитное воображение порождает и хронический неуспех в предметной деятельности, и частую критику родителей. Это больно ранит малыша. Успех и неуспех в этом возрасте так тесно связаны с его "я", что непризнание его достижений он воспримет как личное поражение, как трагедию, как сигнал о его малой ценности для родителей. И повести себя он может по-разному: замкнуться в себе, стать нерешительным и слезливым, а может просто "придумать" свой успех. Все эти проявления тревожны и симптоматичны. Если ребенок стал часто обманывать вас, если он заранее пугается ваших строгих замечаний и пытается отвести от себя вину с помощью вымысла, прежде всего задумайтесь о своем поведении, пересмотрите систему своих оценок и способы наказания - соответствует ли их суровость его провинностям, нет ли в них избыточной обиды для его самолюбия. Симптомы детской лжи легко преодолеваются, если сразу ликвидировать причины, их вызывающие, в противном случае они могут закрепиться надолго, если не навсегда.

Воображение и страхи

С воображением тесно связаны и "кризисные" страхи. Их отличие от прежних - они не просто реакция ребенка на необычные и сильные раздражители. В два года он вполне может удариться в рев, услышав впервые шум кофемолки или звуковой сигнал сирены: срабатывает инстинкт самосохранения. Плачем он привлекает внимание родителей к дискомфорту, учась различать опасные и безопасные новшества, вторгающиеся в его жизнь.

Страхи трехлетнего малыша иного рода. Они могут возникать после прочитанной сказки или от неуютности темноты и надолго поселяться в его душе, отражаясь и на его поведении. Его воображение создаст причудливые образы "страшного" и справиться с ними он не может. Механизмы рождения страхов у трехлетних детей изучены очень слабо. Как правило, при благополучном течении кризиса они не особенно напрягают малыша, но при отягощенном - могут стать очень серьезной проблемой.

Довольно часто навязчивые страхи - признак невротизации личности и ребенка надо срочно показать специалисту. Но с большей частью детских страхов можно справиться самостоятельно. И прежде всего не следует убеждать малыша, что бояться ему нечего, или, что бояться -стыдно. От уговоров страхи не проходят, но добавляется чувство вины, и ситуация может осложниться. Поэтому право бояться нужно признать, но и помочь ребенку бороться со страхами, мобилизовав всю свою изобретательность. Одному трехлетнему карапузу помогла "волшебная шпага" - очищенный от коры ивовый прутик, который родители клали возле его кроватки. Другой малыш с помощью мамы "варил" зелье против привидений - в кружку насыпались самые горькие и невкусные продукты. Это может показаться смешным, но у малыша возникает чувство защищенности и страхи уже не страшны ему.

Итак, три года - рубеж, который преодолевает каждый ребенок, важный и ответственный период в его развитии: он входит в фазу перестройки всей своей психической жизни. Он стремится реализовать себя в предметной деятельности, чувствителен к оценкам его умелости окружающими, у него складывается чувство собственного достоинства.

Если взрослые продолжают относиться к нему как к маленькому, неумелому, задевают его самолюбие обидными замечаниями, ограничивают инициативу и строго регламентируют его активность, если они невнимательны к его интересам, кризис обостряется и ребенок становится трудным и несговорчивым.

Это может укорениться, если взрослые не перестроят своих с ним взаимоотношений. И, напротив, легко преодолевается, если они уважительно относятся к его занятиям и заботам, деликатно оценивают его результаты, поддерживают и ободряют его.

Тогда у ребенка возникает чувство самоуважения - важный личностный фундамент развития всех детских способностей в последующих возрастах. Очень важно помочь ему обрести это чувство. Если оно не сформируется на этапе кризиса трех лет, оно вообще может никогда не возникнуть. У каждой психической функции, у каждой личностной черты - свой оптимальный срок зарождения. Главное - не пропустить его.

С трехлетнего возраста и, наверное, до самого совершеннолетия в жизни Вашего ребенка уже не будет столь ярких событий, как первая улыбка, первое слово или первый шаг, или таких, как познание окружающего мира и самого себя. Малыш овладел основными навыками и способностями необходимыми для жизни, теперь лишь остается развивать все свои умения.

Процесс его психологического и физического развития будет быстрым и безболезненным, если не будет ни каких срывов. Конечно же, в отношениях между крохой и взрослыми людьми не может быть постоянства, здесь будут и радость и разочарование.

Этапы душевного спокойствия и равновесия будут переходить в этапы возбуждения или даже агрессии. Это неизбежно, ведь рано или поздно, малышу придется "признать" окружающих его людей и больше не считать себя центром всего мира.

Период между 3-5 годами ребенка - это самое чудесное время. Но и здесь есть свои трудности и особенности.

Психология ребенка 3 лет или "кризис" трехлетнего возраста.

Психологическое равновесие малыша иногда "пошатывается" в результате какого-либо открытия, которое может сделать ребенка расстроенным или агрессивным. Этот период проходит, но сейчас желательно не отдавать кроху в детский сад или на попечение нянечки. Чем это вызвано? Сейчас постараюсь объяснить.

Представьте себе что Ваша жизнь и жизнь ребенка - это своеобразная пьеса из 4-х актов, в которой главные герои, разумеется, мама, папа и малыш.

Акт первый. Ребенок рад и счастлив, рядом любящая мама - центр вселенной! Малыш же для мамы - все! Она его ласкает, кормит, купает, одевает, укладывает спать и у ребенка складывается впечатление, что так будет всегда. Это счастливое и безоблачное время!

Акт второй. Кроха "открывает" существование папы, которого он также любит и обожает. Взаимоотношения между ребенком и отцом немного иные. Так и должно быть, ведь с папой ребенок занимается другими делами. Отец для малыша - это тоже счастье.

Акт третий. Постепенно мы подошли к главному. Мама стала меньше проводить времени с крохой, ее любовь не уменьшилась, просто малыш уже подрос и ему не нужно особого ухода и питания. Да к тому же он приближается к такому возрасту, когда начинает осознавать и осмысливать все, что видит, по- своему.

Он уже видит что мама важна не только для него, но и для папы. Например, когда мама уложив малыша в кроватку говорит ему: "Папа ждет меня смотреть фильм" или вечером мама с папой отправляются вместе из дому, оставляя кроху с бабушкой.

Ребенок начинает понимать, что мама любит папу, а папа - маму. А иногда детям кажется, что у родителей есть какая-то тайна и их посещает мысль: "А может быть, я им не нужен?"

И такое "открытие" может очень сильно потрясти ребенка, особенно если он впечатлительный. Оказывается мама принадлежит не только ему! А ведь в возрасте 2-4 лет малыш так часто повторяет "Моё! Моё!"

Изменение отношений: мама - ребенок и папа - ребенок на некий треугольник мама-папа-ребенок - это четвертый акт , акт развязки.

Открытие того, что он для родителей не центр вселенной может сделать малыша агрессивным. Он злиться на маму или папу за то, что кто-то из них - "лишний".

В какой-то период времени малыш может предпочитать одного из родителей и будет постоянно привлекать к себе пристальное внимание этого родителя.

В этот период психологического развития ребенка обязательно говорите с ним, объясните, что мама и папа любят так же сильно и его и друг друга. Не нужно оставлять малыша одного и тем более наказывать его за агрессию.

Благодаря терпению и пониманию родителей этот этап быстро закончится, и малыш восстановит свои прежние душевные и нежные отношения с отцом и матерью.

Ребенок начинает понимать нежность в отношениях между людьми и узнает о том, что такое взаимная любовь. Не думайте, что ему еще рано это знать. Открытия взаимных чувств поможет ему в будущем сделать другие, не менее важные открытия.

Психология ребенка 3 года: что можно, а что нельзя?

Огромная ошибка родителей, ругать непослушного малыша такими словами: "Гадкий мальчишка!", "Ты очень плохой ребенок!" и т.п. Такие слова в адрес ребенка только усиливают его печаль, вызывая агрессию и раздражение.
Если малыш требует от Вас больше ласки и нежности, не отталкивайте его, значит он в ней очень нуждается. Запаситесь терпением!

Держитесь с ребенком как можно более естественно. Не нужно думать, что если вы откажитесь от каких-то проявлений ласки, то ему это поможет. Наоборот, если вы в присутствии малыша говорите ласково с супругом, то скажите такое же слово и ребенку. Не стоит в присутствии ребенка вести долгие разговоры, в которых он не принимает участие.

Если вы заметили, что в какое-то момент ребенок менее ласков с вами, чем с папой (или наоборот), не нужно говорить об этом, делайте вид, что ни чего не замечаете. Поведение родителей должно быть таким:
Если кроха проявляет больше чувств к папе, то отец должен тактично и незаметно подчеркнуть значение мамы: "Поцелуй маму, она накормила нас завтраком", "Как мама, хорошо это делает", "Мама у нас самая хорошая".
А мама должна обратить внимание крохи на отца: "Поиграйте вместе с папой", "Это папа придумал сегодня поехать на речку" и т.п.

Что будет, если отнестись не серьезно к проблемам психологии ребенка 3-5 лет?

Малыш разочаровывается и начинает злиться на весь мир. Его душевные отношения с окружающим миром могут нарушиться.
А в это время у вас может родиться второй или третий ребенок, который занимает большую часть вашего времени. Ни в коем случае, не стоит забывать о своем трехлетнем малыше при рождении другого ребенка, удвойте свою любовь и нежность к нему.

Поход в детский сад может усугубить ситуацию. Многие дети принимают это поступок родителей как желание отдалить их от себя.
Об этом поговорим в следующей статье " Как подготовить ребенка к детскому саду" (статья на оформлении).

Прежде вполне послушный малыш внезапно начинает устраивать «сцены», топать ножками в попытках добиться желаемого. Иногда интенсивность кризисного периода столь высока, что родители тянутся за валерьянкой, чтобы успокоить расшатанные нервы.

Между тем, психологи убеждены, что кризис трех лет – обязательный этап в жизни каждого ребёнка, когда тот отделяется от взрослого и осознаёт себя в качестве самостоятельной единицы. Поэтому пугаться и, тем более, препятствовать взрослению не стоит, а вот помочь малышу пережить этот период с максимальной пользой следует обязательно.

Что такое кризис трёхлетнего возраста?

Мудрая природа не терпит статичных и неизменных явлений, вот почему буквально всё, что нас окружает, находится в беспрестанном развитии и движении.

Это правило вполне можно отнести и к детской психике, которая меняется, усложняется со временем.

Периодически в процессе психического развития наступают кризисные этапы, которые характеризуются стремительным накоплением знаний, умений и переходом на более высокий уровень.

Но прежде всего кризис трёх лет – это ломка и перестройка социальных отношений. Вопрос, почему он наступает и для чего нужен, вполне закономерен. Попробуем ответить несколько иносказательно.

Малыш в семье любящих родителей растёт, словно птенчик в скорлупе. Окружающий мир понятен, в «скорлупке» очень комфортно и спокойно. Однако подобная защита не вечна, и наступает определённый период, когда она даёт трещину.

Скорлупа разбивается, а ребенок осознаёт любопытную мысль: он может выполнять некоторые действия сам и способен обойтись даже без помощи любимой матери. То есть малыш начинает воспринимать себя в качестве автономной личности, у которой есть желания и некоторые возможности.

Американский учёный Эрик Эриксон утверждал, что кризис трёх лет способствует формированию у ребёнка волевых качеств и независимости.

Но, невзирая на стремление стать более самостоятельным, малыши ещё недостаточно компетентны, поэтому во многих ситуациях без помощи взрослых попросту не обойтись. Таким образом, возникает противоречие между «я хочу» («я сам») и «я могу».

Интересно, что основной негатив направлен на наиболее близких людей и, в первую очередь, на маму. С остальными взрослыми и ровесниками кроха может вести себя абсолютно ровно. Следовательно, именно на родных ложится ответственность по оптимальному выходу малыша из кризиса.

Этот этап становления личности лишь условно именуется «кризисом трёх лет». Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18 — 20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет.

Длительность данного явления также является условной и обычно составляет всего несколько месяцев. Однако в случае неблагоприятного развития событий кризис может затянуться на пару лет.

Степень выраженности психоэмоциональных реакций, впрочем, как и продолжительность периода, зависит от таких характеристик, как:

  • детский темперамент (у холериков признаки проявляются ярче);
  • стиль родительского воспитания (авторитарность родителей обостряет проявления детского негативизма);
  • особенности взаимоотношений матери и ребёнка (чем ближе отношения, тем проще преодолеть отрицательные моменты).

На интенсивность эмоциональных реакций могут повлиять и косвенные условия. Например, ребёнку будет сложнее переживать кризис, если пик явления придётся на адаптацию к детскому саду или появление в семье младшего братика или сестрёнки.

7 главных признаков явления

Психология характеризует кризис 3 лет как семизвездие симптомов. Эти отличительные качества помогают точно определить, что ребёнок вступил в пору независимости от взрослых, а его эмоциональность не является следствием избалованности либо обычной вредности.

Это проявление нужно отличать от элементарного детского непослушания, которое случается в любом возрасте. Поведение непослушного ребёнка обусловлено его желаниями, которые не совпадают с родительскими требованиями.

Иногда кризисный период протекает вполне гладко, без явной симптоматики и характеризуется лишь возникновением определённых личностных новообразований, среди которых:

  • осознание ребёнком своего «Я»;
  • разговор о себе в первом лице;
  • возникновение самооценки;
  • появление волевых качеств и настойчивости.

Как уже было отмечено, кризис будет протекать существенно мягче, если родители будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности малыша при выборе оптимальных воспитательных мер.

В целом же трёхлеткам свойственны некоторые общие поведенческие черты, о которых стоит упомянуть подробнее, чтобы учитывать их при общении с малышом:

  1. Дети пытаются добиться конечного результата своих действий. Для трёхлетнего ребёнка важно довести дело до конца, будь то рисование или мытьё посуды, поэтому неудачи часто его не останавливают, а только стимулируют.
  2. Полученный результат малыш любит демонстрировать взрослым. Вот почему родителям необходимо давать положительные оценки итогам детской деятельности, ведь негативное или безразличное отношение может привести к негативному самовосприятию у детей.
  3. Появляющаяся самооценка делает ребёнка обидчивым, зависящим от чужого мнения и даже хвастливым. Поэтому невнимательность родителей к детским переживаниям может стать источником негативного самоопределения.

Таким образом, появление собственного «Я», умение добиваться своего и зависимость от оценок близких людей становятся главными результатами кризиса трёхлетнего возраста и ознаменовывают переход ребёнка на следующий этап детства – дошкольный.

Кризис 3-летнего возраста – не повод паниковать и считать своего ребёнка плохим и неуправляемым. Через этот период проходят все дети, но в ваших силах сделать его протекание максимально безболезненным и плодотворным для малыша. Для этого нужно лишь уважать его как личность.

Я сам! - настойчиво потребовал Юрик в два с половиной года. Не то чтобы с ним раньше не считались, не спрашивали его мнения, но теперь он именно так формулировал свое желание, твердо отстаивая право на самостоятельность. Сам буду одеваться, сам буду умываться, сам знаю, что кушать, где гулять!

Воспитание 3-летнего ребенка - «Приехали»…

В моей голове никак не укладывалось: моя кроха, еще недавно мирно посапывающая в люльке, требующая постоянного родительского внимания и заботы, выросла! Три года как не бывало. Уже не надо ему поддерживать голову, не нужно подстраховывать при каждом шаге, придумывать, чем бы его занять.Удивительное дело, он вполне может многое делать сам, без моей помощи. Сын явно стремился к самостоятельному принятию решений.

Готова ли я к подобным переменам? Какие сложности подстерегают меня при воспитании 3-летнего ребенка? Обратимся к теории вопроса.

Перерезаем пуповину

Девять месяцев мама вынашивает ребенка. Они с ним словно одно целое. С перерезанием пуповины новорожденный начинает самостоятельно дышать, есть, пить, спать, но по-прежнему нуждается в неусыпной поддержке матери, всецело зависит от своих родителей.

Малыш быстро и порой незаметно для собственных воспитателей взрослеет. Сначала в семье радостно отмечают каждый месяц со дня его рождения, потом по полгода, затем каждый новый год - по-взрослому. Но к знаменитому кризису трех лет многие мамы оказываются неподготовленными .

Здравствуй, кризис трех лет!

Примерно в три года малыш ярко заявляет о том, что желания его родителей и его желания - разные вещи. Карапуз начинает упрямиться, своевольничать, делать все наперекор воли своих воспитателей.

Некоторые взрослые, воспитывая 3-летнего ребенка, активно сопротивляются, подавляют желание к самостоятельности малыша. Ругают его, что он делает все не так. Тем самым губят на корню инициативу ребенка.

Оправдывают они свои действия вполне логично:

«Зачем спрашивать ребенка, что он хочет? Мать и так знает, что для него лучше, у меня огромный опыт за плечами, а у него что? Голое желание показать свое "я"?»

«Я тороплюсь, а он назло сидит и долго завязывает шнурки на ботинках. Кто это выдержит? Сама ему завязала, так он такой рев поднял!»

«Я все для него, все ему, а он стал артачиться будто баран, все делает наоборот».

Другие стремятся все сделать за ребенка самим. Маменька сама с ложечки покормит, оденет – разденет, на горшочек посадит или в памперс четырехлетнего карапуза упакует, на детской площадке с ним поиграет, рьяно оберегая от негативного влияния сверстников.

«Мало ли чему научат. Родная мать плохого не пожелает, не посоветует!» Больше нее никто дите ее любить не будет. Живет заботливая мама по принципу: плохи те родители, которые не прокормили свое чадо до пенсии. Старается, что есть мочи, заботится о ребенке, но то, что своими руками ломает ему жизнь, и не догадывается. Всегда найдет других виноватых.

Воспитание 3-летнего ребенка - «Семь бед…»

Психологи обобщили негативные проявления в поведении детей трехлетнего возраста (при этом они уточняют, что возрастные рамки кризиса, как и время его прохождения строго индивидуальны): своеволие, упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, симптом обесценивания, деспотизм.

Специалисты по детским душам дают общие для всех советы:

Не говорите, что нельзя делать, говорите, что можно

Уберите из взаимоотношений с детьми агрессию

Больше уделяйте времени ребенку

Принимайте его таким, какой он есть

Не меняйте своих решений, идите до конца

Поощряйте хорошее поведение, плохое - игнорируйте

Дайте возможность ребенку набить шишки, получить собственный жизненный опыт и т.д.

Таблетки от всех болезней не существует, чтобы излечить недомогание, нужно знать конкретную причину. Так и с негативными проявлениями кризиса трехлетнего возраста у ребенка. Чтобы правильно воспитывать 3-летнего ребенка, надо знать индивидуальные особенности малыша, отличать рыбку от птички, чтобы корректировать методы воспитания.

Воспитание 3-летнего ребенка - Что происходит?

Три года - это первый рубеж на пути к независимости ребенка от родителей. Он выделяет себя из общей массы людей. В его лексиконе появляется местоимение «Я». Он осознает свои желания. Жаждет общения со сверстниками. Ему становится тесно в узком семейном кругу, он пытается выйти наружу. И тут работает принцип: «свои не уронят, чужие не затопчут».

«Кризис трех лет» - первый этап отделения ребенка от родителей, прежде всего, от матери. Малыш постепенно осознает свое «Я», свои потребности. Само по себе такое осознание и есть отделение. «Я хочу чего-то другого, а не того, что сейчас делают со мной» - отсюда протестные настроения малыша.

Важно правильно и адекватно относиться к детским запросам. Гибко, предоставляя ребенку возможность решать и делать так, как он хочет, там, где это можно. И адекватно ограничивая там, где это делать нельзя. Требования родителей должны возникать не на пустом месте, а быть обоснованными и понятными ребенку. При этом малыш должен чувствовать готовность взрослых ему помочь, подставить плечо в трудную минуту.

Если вы понимаете векторальные особенности своего ребенка, сделать это становится легко, а конкретные проявления вашего малыша начинают легко поддаваться вашей родительской коррекции.

Статья написана с использованием материалов тренинга по Юрия Бурлана



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png