Валерий Васильевич и Лариса Николаевна Докучаевы - основатели родологии, авторы книг по родологии "Основы родологии", "Закон Рода", "Генетический транс", "Наследие предков. Обретение Силы Рода", "Наследники Рода".

Статья "Родовая культура семьи или зачем знать историю своего Рода"

представлена в книге «История семьи в истории страны», выпущенной РГСУ и НОК «Российская семья» в 2012 году.

Родовая культура семьи

или зачем надо знать историю своего Рода

«Семья — наследница Рода» — это выражение становится все более понятным для нас сегодня. На время мы забыли о том, что являемся наследниками и продолжателями своего Рода, что каждый из нас — звено в непрерывной цепи жизни, протянутой из прошлого в будущее — от наших предков к нашим потомкам. И в духе времени возникает вопрос: Зачем надо знать историю своего Рода?

Бережное отношение к истории своего Рода всегда занимало важное место в мировоззрении наших предков. Павел Флоренский утверждал, что история Рода несет в себе нравственные уроки и нравственные задачи. А крупнейший российский историк В.О. Ключевский писал: «Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя. Без знания родовой истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем жили, как и к чему должны стремиться».

К сожалению, революция 1917 года вместе с сословиями старательно постаралась уничтожить память о Роде и о родовой культуре семьи, что явилось одной из причин духовно-нравственного кризиса семьи.

Но пришло время, и мы вспомнили, наконец, что семью создают не просто два человека - мужчина и женщина. Семью создают несколько Родов, каждый из которых несет свою культуру, свои особенности, обычаи и традиции, свои законы развития, духовную общность поколений, определяя тем самым семейное благополучие своих потомков.

Поэтому важной составляющей культуры семьи является ее Родовая культура, благодаря которой семья благополучно живет и развивается.


В наших работах мы предложили следующее определение понятия «Родовая культура семьи»:

Знание своей родословной, истории своего Рода;

Понимание законов развития Рода;

Осознание индивидуальных особенностей человека сквозь призму законов развития его Рода;

Опора на Силу Рода для эффективного развития и продолжения Рода;

Сохранение и передача потомкам родословной и знаний о законах развития своего Рода.

Сегодня в российском обществе все больше и больше пробуждается интерес к своим родовым корням. И прекрасным примером тому является сборник «История семьи в истории страны».

Но важно, не просто знать историю своего Рода, но и понимать, как история Рода влияет на индивидуальные особенности и жизненные сценарии своих потомков и как потомки влияют на дальнейшее развитие своего Рода.

Долгие годы считалось, что специфика семейных отношений зависит только от воспитания и окружающей среды и не зависит от наследуемости определенных родовых программ, передаваемых из поколения в поколение. Однако наука показала, что есть наследственная предрасположенность к тому или иному типу поведения, которая актуализируется окружающей средой. Оба эти фактора влияют на выбор партнера, способ поведения в семейных отношениях, бессознательное повторение законов Рода в своей семье, способность к сохранению или разрушению своей семьи.

Любая проблема повторяет себя из поколения в поколение до тех пор, пока не будет однажды решена. Но для того, чтобы вырваться из плена «наследственных обстоятельств», нужно их, прежде всего, знать. А многие, к сожалению, не знают свою родословную, не знают истории своего Рода. Вот люди порой и не понимают, почему с ними происходит то или иное. Поэтому так важно знать историю своего Рода, описать ее, бережно ее сохранять и передавать своим потомкам, чтобы обрести и продолжить силу своего Рода.

Важно знать, что мы унаследовали от наших предков. Но не менее важно, понимать, что наследственность, влияя на судьбу людей, не предопределяет ее фатально и не лишает нас свободы воли. Афонский подвижник Паисий Святогорец писал, что наши недостатки - приобретены ли они от собственной невнимательности, либо унаследованы от наших родителей - это тоже наша собственность. И каждый из нас должен прилагать духовные усилия для того, чтобы от этих недостатков освободиться и достойно продолжить свой Род.

Неразрывная связь поколений обеспечивает самое главное - жизнь Рода.

Социальные же катаклизмы, такие как революции, войны ставят большое количество людей в ситуацию жизни и смерти. Образно говоря, лик семьи окутывается горем социальных трагедий. Эти трагедии приводят к разрушению семей, к потере кормильца, к потере детей. Неумолимый генетический закон наследственности и изменчивости приводит к тому, что горе военных лет продолжает жить во многих поколениях потомков. Казалось бы, беспричинно продолжают разрушаться семьи, мужчины уходят из дела, из дома, из жизни, женщины теряют интерес к детям, социальное сиротство становится трагедией мирного времени…..

Что может стать компасом, показывающим достойный выход с этого поля самовоспроизводящегося горя человеческого. Уже нет войны, уже нет угрозы неизбежной гибели. Есть лишь память, передающаяся из поколения в поколение, которую надо успокоить и дать возможность человеку обрести при жизни радость любви и благополучия.


Родология - это та наука, которая, опираясь на законы развития Рода:

Находит адрес трагедии,

Показывает человеку ее истоки;

Тема преодоления отдаленных социально-психологических последствий репрессий и войн в нескольких поколениях - одна из самых острых сегодня не только в России, но и на всем постсоветском пространстве. Наши работы по данной проблеме переведены на английский, немецкий, японский языки и представлены на международных симпозиумах.


В 2005году мы официально зарегестрировали в России новое научное направление Родологию, предметом исследования которого является Род как открытая биосоциальная система и законы ее развития. А в 2012 г. родология официально признана в Республике Казахстан, где родовая культура является нормой культуры семьи.

Родология на практике позволяет каждому из нас осознать законы развития своего Рода, которые определяют наши индивидуальные особенности и наши жизненные сценарии. И не только осознать, но и изменить, если они являются неэффективными для нас, нашей семьи, наших детей и дальнейшего развития Рода.

С целью возрождения родовой культуры семьи и подготовки специалистов родологов созданы НОУ «Академия Родологии», Международная школа родовой культуры семьи, Лига профессиональных родологов. Разработаны и реализуются образовательные программы различного уровня: от популярной «Родолог для своего Рода» до специализированных «Родолог - консультант» и «Преподаватель родологии». Сегодня эти образовательные программы активно востребованы в различных регионах России, в Казахстане, Украине, Франции, Германии, Италии.

Для популяризации родологии написаны многочисленные статьи, сняты фильмы, изданы книги, авторами которых мы являемся - «Семейная энциклопедия ИСТОКИ», «Закон Рода», «Генетический транс», «Наследники Рода. Рок или благословение?», «Отдаленные последствия репрессий и войн в нескольких поколениях», «Семья - наследница Рода: родовая культура в укреплении молодой семьи», учебник «Основы Родологии», изданный Уральским Государственным университетом.

Реализуются такие проекты как: «Семья - наследница Рода: национальная родовая культура как основа укрепления семьи», «Молодежь - Семья - Развитие: подготовка молодежи к семейной жизни», «Центр родовой культуры семьи «Родники» при ЗАГСе», «Родологический паспорт семьи».

«Семья - Род - Народ - Родина» - под таким названием уже несколько лет проходят Форумы Уральских Родов, основной целью которых является: возрождение родовой культуры семьи; сохранение духовного, культурного наследия и традиций уральских Родов; осознание связи семьи с историей Рода, Народа, Родины.

Символично, что Форум Уральских Родов проходит в рамках Фестиваля клубов молодых семей Свердловской области «Молодая семья-будущее Урала», принимающего семейную эстафету от своих предков.

На Форуме мы обращаемся к истории Уральских Родов. Непростой это процесс, потому, что по разному приходили на Урал люди, многие из них не по своей воле. И скрывалась, замалчивалась история таких семей, и теряли устойчивость их потомки, оторванные от своих родовых корней. А ведь именно чувство принадлежности к своему Роду, знание собственной родословной позволяет каждому из нас лучше понимать самих себя, понимать, что мы унаследовали от наших предков, чтобы разумно распорядиться их наследством и передать его нашим детям и внукам.

В Обращении участников Форума Уральских Родов сказано: «Человек должен познать свое место и осознать собственную задачу как члена Рода. Только при таком самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего Рода, своего народа. Так осуществляется единство Семьи - Рода - Народа - Родины!».

В этом году на Уральских просторах родового поместья «Радосвет» произошло значимое событие - встретились и слились воедино два течения: теория и практика Родовой культуры семьи. Основатели Родового поместья тепло принимали на своих землях авторов родологии. Знания о законах развития Рода были востребованы поселенцами, как глоток живительной влаги. Ибо жители поместья полны желанием восстановить свои Родовые истоки и продолжить традиции своих славных Родов.

Мы являемся следствие того, что было до нас, но мы же являемся причиной того, что будет после нас. Отсюда наша личная ответственность за здоровье грядущих поколений! И нам необходимо задуматься над тем, что мы сеем в душах наших потомков, какую историю творим для своего Рода.

Сегодня мы вновь обретаем себя, восстанавливаем духовную общность поколений и связь времен, когда-то насильно разорванную на «старый» и «новый» мир, Для каждого из нас это единый Мир, в котором жили наши предки, живем мы с вами и будут жить наши потомки. И от нас с Вами зависит, каким будет этот Мир!

ФОТО Getty Images

В 20 лет я самоуверенно заявляла, что родственные связи мне не важны – важны дружеские. Кто бы мне тогда сказал, что когда-нибудь я начну азартно искать пятиюродных братьев и сестер… Увлечение генеалогией началось внезапно. Мне не приходило в голову расспрашивать родителей о прошлом семьи, я вполне довольствовалась скупыми сведениями, мелькавшими в домашних разговорах. Обе бабушки и дед по маме умерли задолго до моего рождения. А вот дед по отцу любил вспоминать своих предков, но слушала я его вполуха. По этой линии дети рождались поздно, так что все рассказы были о XIX веке – в мои 16–17 эти времена казались чуть не былинными и эмоционально меня не задевали. И тем не менее я почему-то уговорила деда записать воспоминания.

Воодушевленный моей настойчивостью, он действительно их начал писать, но успел рассказать только о своих дедах и прадедах. И вот благодаря именно этой тоненькой школьной тетрадке, исписанной до половины его бисерным почерком, пять лет назад я неожиданно для себя занялась поисками своих корней. Дед был не просто точен в фактах, он помнил семейные предания. Например, деспотичный городской голова в гневе швыряет кинжал в непокорную дочь и лишь чудом ее не ранит, – неплохой сюжет? А дочь почему непокорна? Потому что ее в 15 лет выдали замуж вместо старшей сестры – та в день свадьбы спряталась от нелюбимого жениха, и отец, чтобы избежать скандала, отправил под венец младшую… И это ведь не герои романа, а мои прапрапрадед и прапрабабушка. Перечитывая записи деда, я внезапно увидела в предках живых людей с драматическими судьбами. Это оказалось настолько волнующим, что я захотела узнать о них больше. Теперь я исследую историю семьи в архивах, побывала, прихватив за компанию родственников, в местах, где жили наши предки в Литве, Украине и Белоруссии. А по Вильнюсу меня водила пятиюродная сестра: наш общий предок умер в 1840-м, но мы с ней чувствуем какую-то связь...

Тех, кто, как и я, в той или иной степени интересуется генеалогией, становится все больше. Хотя такого бума, который мы видим в западных странах, в России пока нет. Там на генеалогических сайтах зарегистрированы миллионы пользователей; у нас на самом крупном ресурсе vgd.ru, объединяющем людей из бывшего СССР, – около 200 тысяч. Целенаправленно пополняют семейный архив примерно 5% россиян, 23% делают это от случая к случаю, еще 22% планируют это делать 1 . Получается, половина населения неравнодушны к прошлому своей семьи, им хочется больше знать о своей истории. Почему?

В букинистических магазинах, в интернете и на уличных развалах продается немало старых семейных фотографий, документов, чьих-то наград... Невольно возникает вопрос: чьи они? Почему от них отказались?

«Наши бабушки и дедушки, их родители, родители их родителей – это не только имена, но и определенный образ жизни, способ реагировать на разные жизненные коллизии, – объясняет Варвара Сидорова. – Не всегда потомки готовы принять это наследство. Если человек утвердился в позиции «я отделился от семьи», «у меня другой способ жить», то, к примеру, старый фотоальбом, который олицетворяет семейные традиции, не имеет для него больше ценности. Но есть и другая, неосознаваемая часть, которая нашептывает: «Ты предал семью, нарушил правила». Этот голос настолько неприятен, что может вызывать агрессию: «Я не хочу этого видеть и знать!» Такие коллизии особенно часто случаются на сломе эпох, будь то революция или оттепель, когда, отринув «старый мир», молодежь выступала против старших, обесценивая унаследованные семейные сценарии».

Забвение – механизм выживания

«Меня разыскали родственники со стороны деда. Я ничего не знал о его жизни. Ни бабушка, ни отец не рассказывали о нем: мол, давно потеряли с ним связь. А теперь у нас состоялось воссоединение семьи! Это ошеломляет – в 49 лет обрести родственников и узнать свои корни, своих родных до шестого колена!» – рассказывает 49-летний Евгений. По большому счету, мы страна людей, забывших своих предков. 13% из нас не знают имен ни одной прабабушки и ни одного прадедушки, а назвать имена всех восьми предков в этом поколении могут только 7% россиян 2 .

«Изучая семейную историю, мы бессознательно ищем для себя хорошие объекты»

Жестокий ХХ век вынуждал рвать родственные связи, вычеркивать из памяти близких людей, уничтожать семейные документы, скрывать свое происхождение, в том числе и от собственных детей. «Знать свое прошлое было смертельно опасно, – комментирует психоаналитик Мария Тимофеева. – Забвение стало механизмом выживания». Возможна еще одна, более общая причина обрыва памяти, добавляет семейный психотерапевт Варвара Сидорова. «История семьи сплетена из фактов, правил и способов жизни, передающихся из поколения в поколение. Если вдруг в силу каких-то обстоятельств эта история делает резкий поворот, то старые правила уже не помогают выжить: семье приходится изобретать новые. И в сознании следующих поколений семейная история будет начинаться с того, кто был первым в этой новой парадигме. Работая с клиентами, я вижу, что у кого-то в семье этот поворот случился в далеком прошлом, но, конечно, чаще всего точка забвения обнаруживается в ХХ веке».

Переработать травму

Интерес к корням у нас начал пробуждаться только в 90-е, когда открылись архивы, и расцвел в 2000-е благодаря огромным возможностям интернета. Генеалогические сайты, книги, оцифрованные архивные описи и документы, самые разные базы данных, такие как obd-memorial.ru, memo.ru, familysearch.com, делают поиск реальным для каждого. Но сама потребность искать предков, конечно, возникает изнутри.

«Минувший век принес столько страданий, что у каждого из нас за спиной четыре-пять поколений, которые были психологически травмированы, – объясняет Мария Тимофеева. – Как правило, только внуки в силах переработать эту травму, уже не так близко, не так больно и страшно».

Государство и общество, в котором мы живем, по-прежнему склонны отрицать то страшное, что было в прошлом. И в результате скрытая, непризнанная травма передается по наследству, порождая у многих из нас психологические проблемы. Так что те, кто отважился исследовать страницы семейной истории, совершают маленький подвиг. И это позволяет им развиваться дальше. 53-летняя Ирина рассказывает: «Я нашла в архиве следственное дело моего деда 1937 года, скопировала то, что разрешили, и принесла листочки маме. Как она плакала над ними… Раньше меня удивляло, как сухо она вспоминала об отце, а тут такие эмоции!» Это очень важно – закрыть эмоционально незавершенные истории, объясняет Варвара Сидорова. «Может быть, оплакать, а может, поблагодарить, осудить или восхититься. Узнав о прошлом, мы становимся спокойней, уверенней, эти истории больше не съедают наши силы».

Вернуть устойчивость

Мир, в котором мы живем, значительно менее регламентирован, чем еще 30–40 лет назад. Перед нами много возможностей, много вариантов выбора – для кого-то даже чересчур много. «Бич неопределенности – одна из главных проблем современного человека, – отмечает нарративный психолог Олеся Симонова. – Когда вариантов слишком много, мы теряемся, не понимая, как действовать». Знание семейной истории, особенно далекой, может помочь с этим справляться. «В старые времена семья давала ответы на многие вопросы, – продолжает Олеся Симонова. – Изучая историю рода, мы вспоминаем устои, ясные жизненные правила и тем самым возвращаем себе некую определенность. Конечно, речь не идет о возвращении домостроя, скорее – о символических опорах».

«Даже если родные давно умерли, они все равно нас символически поддерживают»

В разговорах тех, кто выясняет историю рода, нередко звучит гордость за своих предков: «У нас все были трудолюбивыми, честными», «Мой прадед – георгиевский кавалер», «Моя прабабушка окончила Высшие женские курсы вопреки воле отца»… «Думаю, что, изучая семейную историю, мы бессознательно ищем хорошие объекты для себя, – размышляет Мария Тимофеева. – Нам нужна хорошая картинка себя, своего рода, своей страны». На самом деле мы, конечно, очень многое дописываем в своем воображении, и не так уж важно, было ли все так на самом деле, говорят наши эксперты, ведь для нас эта картинка реальна, это история про нас, про нашу идентификацию. «Это всегда интересно – понять, как я встроен в этот мир, что я в мир несу, какой факел я принял в этой семейной эстафете и какой передам дальше», – говорит Варвара Сидорова.

Одна из базовых потребностей каждого из нас – знать, откуда я возник, почувствовать, что было много поколений до меня и еще много будет после. Почему так? «Мы животные стайные, ­и нам важно принадлежать к стае, – отвечает Варвара Сидорова. – А стая – это в первую очередь семья. Когда мы окружены родными (живыми или мертвыми), мы не одни в этом мире, у нас есть наш клан. Даже если родственники давно умерли, они все равно символически нас поддерживают».

В моем древе сейчас уже около 300 персон, и их может быть в несколько раз больше. «Чем обширней семейное древо, тем ясней мы видим себя, – поясняет Мария Тимофеева. – Эти десятки, сотни людей жили, любили, рожали детей для того, чтобы в конце концов появился на свет я! Так мы оказываемся центром семейной системы, имеем возможность укрепить свой личный миф. А он очень важен для нас: ведь своя мифология есть не только у каждого народа, но и у каждого человека».

Хранители семейных знаний

Хотя молодежь тоже порой интересуется историей своей семьи, все-таки чаще к поискам обращаются после сорока лет. «Согласно теории развития психолога Эрика Эриксона, после сорока наступает возраст наставничества, – говорит Олеся Симонова. – Накоплено уже достаточно ресурсов, знаний, опыта, и возникает потребность делиться этим с другими». Действительно, большинство тех, кто увлечен генеалогией, говорит о желании сообщить то, что они узнали, детям или внукам. Но не только. «Сначала я искала незнакомых мне дальних родственников в разных городах в надежде получить сведения о семейном прошлом, – рассказывает 49-летняя Марина. – Но теперь для меня главное, чтобы все те, с кем у меня есть общие предки, знали о них то, что узнала я. Я рассылаю во все концы наше древо, архивные документы, старинные фотографии и радуюсь, видя, что моим дальним родственникам это интересно». И это тоже про наставничество. «Чем больше система, которую мы охватываем, тем больше ценного мы можем передать, – комментирует Олеся Симонова. – Так что хранитель семейных знаний не просто играет значимую роль в семейной системе, он еще и решает задачи социального развития».

Да, играть особую роль в семье, что ни говори, приятно. Ну и наконец, генеалогия очень азартное дело. Недаром ее часто сравнивают с детективным расследованием, только в прошлом. Ведь тайны всегда манят нас, тем более если касаются нашей семьи. Разгадав хоть одну загадку, чувствуешь ликование триумфатора. И эти сильные эмоции хочется переживать снова и снова.

1 Подробнее см. на сайте исследовательской компании «Ромир» romir.ru

2 Опрос проведен исследовательской компанией «Ромир» в 2011 году, romir.ru

В последнее десятилетие к генеалогии обращается все большее и большее число людей. Этот интерес становится буквально массовым. В различных городах создаются родословные общества и объединения. Генеалогией занимаются ученые и дети. Организуются научные симпозиумы, конференции, семинары.

Для чего мы изучаем историю своего рода? — Ч тобы извлекать уроки и не повторять ошибок своих предков. Ведь в жизни все повторяется... Чтобы гордиться славою своих предков. Чтобы не думать, что мы вот явились, и мы самые лучшие, а до нас ни чего не было. Чтобы лучше знать себя.

Вот главные задачи генеалогии:
1. Знания о славе предков имеют воспитательный характер.
2. Эти знания постоянно связаны с мыслями о чести.
3. Генеалогия учит добродетели, заставляет стремиться к славе.
4. Честь аккумулируется в тех фамилиях и домах,
в которых слава от наследника на наследника, от рода в род переходит.
5. Генеалогия должна охранять стабильность уверенности и богатства.

Не знать историю своего рода - признак низкой культуры. Еще А.С. Пушкин писал, что «неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». Само выражение «Иван, не помнящий родства» означает человека пустого и никчемного. И как дерево с гнилой сердцевиной непрочно стоит на земле, также и род, утративший родовую память, родовое самосознание - близок к искоренению.

Сейчас не много людей знает историю своей семьи, своего рода. К сожалению, чувство рода притупилось. Или просто мы не желаем знать о своих предках ничего? Но, кажется, здесь дело в другом. Огненный разлом революции 1917 года кардинально изменил государственную идеологию. Перед школой была поставлена задача оправдать необходимость совершенного большевиками переворота: сначала свержения царя, а затем и временного правительства. И поэтому в книгах и школьных учебниках писали, в основном, о том, как плохо все было до революции и как стало хорошо после нее. Вместе с сословиями уничтожалась и память о них. Между отцами и детьми искусственно создавались противоречия - духовные, нравственные и идеологические. Молодое поколение должно было не гордиться предками, а «понимать» ничтожность их устремлений и их жизненных интересов. Все прошлое было отжившим, устаревшим, гнилым и не нужным. Вспомните «Интернационал»: «весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим…». Только вряд ли на обломках можно построить что-то стоящее. история нам это поаказала. Да и ломать не строить. Строить несравненно сложнее, и времени займет больше.

Между поколениями отдельных семей и родов, между связью времен, между прошлым и будущим, современниками и предками был вбит клин, осиновый кол революции. Было совершено самое страшное предательство, которое только возможно. Была предана история, преданы корни, предано то, что дало жизнь стране, что сформировало ее. Это было все равно, как если бы ребенок предал мать. Вот так же и революция предала Россию. Семейственность, семейное предание целенаправленно разрушалось. Естественно было ослаблено и родовое чувство, то есть нарушен фундамент семьи, которая искала опору в традиции, в истории. Евангельские заповеди, которые соединяли сотни поколений, были объявлены опиумом для народа. Современный упадок в семье, нравственности, рождаемости является именно следствием этой политики.

В царской России, как и в любой другой традиционной стране, люди проживали на своей родной земле целыми столетиями. Для того чтобы «построить» новое общество, надо было разорвать связь людей с землей и друг с другом, т.е. разрушить родовое самосознание. Эта задача решалась следующими средствами:

Насильственное переселение людей с места на место, не важно куда, лишь бы подальше от родины. «Дан приказ ему на запад, ей в другую сторону…» Гражданская война давно кончилась, а приказ действует до сих пор.

Репрессии, которые очень часто шли по родам. Это вызвало многочисленные отказы от своих ближайших родственников.
Коллективизация во многом представляла насильственное переселение лучших людей со своей земли.

Огромный ущерб родовому самосознанию принесла 2 мировая война, выкосившая лучших людей и вызвавшая массовое переселение с оккупированных территорий. Выжившие переселенцы не всегда возвращались на свою землю, а родовые связи были нарушены. При Хрущеве огромный вред нанесла политика неперспективных деревень и борьба с подсобным хозяйством. Приведение примеров может продолжить каждый думающий человек.

Возможно ли теперь восстановить родовое чувство? Ведь механическое воссоздание древа рода - это еще не восстановление духовного единства. Род тогда имеет корень, когда он одухотворен. А как этого добиться? Это и легко, и сложно. Это не потребует материальных затрат, но потребует большого напряжения нравственных, душевных сил, сил разума. Для этого нужно работать, нужно заставить потрудиться душу, надо понять предназначение человека и рода на земле, обрести смысл жизни рода. И при таких условиях изучение родовой истории - это только первый шаг к духовному единству.

Сделаем попытку разобраться в философии рода, выстроить перечень генеалогических понятий, дать им объяснение и определение, чтобы, опираясь на них, можно было серьезно проанализировать результаты своих изысканий в области родословной. Они необходимы для серьезного анализа жизни и деятельности всякого рода. В каждое из определений нужно обязательно вдуматься и спроецировать его на историю своей семьи, на собственные задачи.

Начало рода

Каждый род имеет свое начало и свой конец. Родоначальником мы считаем того представителя, в котором обозначились первые признаки родовой идеи. Хотя мы склоняемся к мысли, что каждая идея требует «инкубационного» периода, вынашивания ее, создания благоприятных условий для зарождения, и поэтому считаем, что работа над реализацией родовой идеи начинается задолго до появившихся ее очертаний в родоначальнике, то есть к ней причастны все предыдущие поколения рода. Именно поэтому мы и выявляем всех представителей данного рода и тех, кто дал жизнь родоначальнику. Концом рода в генеалогии считается полный отход представителя рода от родовой идеи, измена этой идее и непередача ее по наследству другому члену рода, в бытовом плане концом рода считается физическая смерть последнего его представителя.

Идея рода

Категория, отличающая данный род от другого рода. Идея каждого рода предопределена свыше. В ней заключается смысл его существования. Она получает воплощение в то и дело проявляющихся непроизвольных устремлениях отдельных членов рода или рода в целом. Идея может существовать и рассматриваться лишь как составная часть идеи народа.

Всплеск рода

Казалось бы, на фоне затихшей, угасшей жизнедеятельности рода явное проявление идеи в конкретной деятельности редко можно встретить. В истории мы найдем немного примеров, чтобы тот или иной род вообще мог жить постоянно активной, напряженной жизнью. Как показывает история развития родов, в каждом из них есть такие поколения, на которых основная идея не выказывается, и род в них как бы отдыхает. Даже в благословенных родах Рюриковичей и Романовых мы видим в отдельных их представителях периоды необыкновенной активности и периоды упадка.

Упадок рода

Временное отступление одного или нескольких членов рода от идеи ведет к упадку рода. Упадок рода может иметь различные степени отхода от идеи. К упадку ведут как объективные, так и субъективные причины.

Ценность рода в отдельные периоды

Проявляется в основном при стабильной жизнедеятельности рода и в критические моменты для государства, хотя и не всегда. Иногда мы ее можем рассматривать как затянувшийся всплеск. История государств состоит в основном из описания всплесков отдельных членов рода или большинства представителей народа. Но и в эти периоды ценность каждого рода далеко не одинакова.

Расцвет рода

Период наиболее полной реализации жизненной идеи рода, характерный для его отдельных или нескольких представителей. По незнанию многие гордецы относят к расцвету рода материальный расцвет и преуспевание в обществе.

Жизненно-историческое выражение истории рода

Конкретное проявление идеи рода может выражаться как в отношении к жизни собственного рода, так и в отношении государства, всего человечества.

Историческая задача рода

Судьба, крест рода, заданный свыше и осмысленный представителями рода и сознательно принятый ими и воплощаемый всем ходом жизни. На протяжении нескольких поколений перед родом ставятся одни и те же задачи, но каждое поколение должно решить их по-своему.

Энтилехия рода

Особые органы рода, явленные в виде одаренности (талантов) отдельных членов рода (духовных, умственных, творческих, волевых).

Циклы родовой жизни

Жизнь рода в выражении идеи неравномерна. Порой эта идея может обозначаться очень ярко, порой нивелироваться, а иногда и теряться среди второстепенных задач рода. Иногда эти последние могут брать верх у отдельных членов семьи.

Роль циклов в проявлении родовой идеи

При осознанном подходе к идее рода его представители приближаются к ее воплощению, при игнорировании этой идеи — удаляются. Проследите цикличность жизни рода. Составьте ее график. Обратите внимание, нет ли в этой цикличности каких-либо закономерностей.

Период развития рода по инерции

В периоды упадка рода, казалось бы, он может окончательно заглохнуть, но проходит жизнь поколения, второго, и идея рода вновь находит проявление. Не реализовавший свою идею род может умереть и лишь давать потомство по инерции.

Жизненная энергия рода и ее проявления

Потенциал рода заложен изначально с его зарождением и постоянно подкрепляется жизненными силами других родов при слиянии ветвей одного рода с другим. Жизненная энергия рода может усиливаться, ослабевать, иссякать, а может послужить детонатором для взрыва родовой идеи.

Преумножение жизненной энергии

Процесс аккумулирования энергии рода управляем, достигается он чаще всего притоком надлежащей крови, а порой и волевым процессом. В прежние времена старшее поколение интуитивно руководило этим процессом при сватаний детей, при подборе жениха и невесты друг другу. Излишне было бы здесь преувеличивать роль материальных интересов. Во главу угла чаще всего при этом ставились родовые интересы.

Периоды рождения стойкого потомства

Это, несомненно, происходит в периоды жизнедеятельности и особенно расцвета рода, но они могут наступать и после, казалось бы, полного угасания рода при реализации жизненной задачи, но при притоке надлежащей крови. И тогда может наступать новый всплеск рода, правда уже с новой родовой идеей.

Ветви рода и проявление в них родовой идеи

Побеги родового древа не в одинаковой степени являются активными в проявлении родовой идеи. Задача наименее слабых — поддерживать жизненную энергию ветвей, способных реализовать идею рода, а иногда перед ними стоит самая примитивная задача — не дискредитировать идею рода.

Условия роста родовой ветви

Чаще всего новая родовая ветвь появляется тогда, когда прежняя родовая идея реализована и роду незачем жить. Новая родовая ветвь чаще всего представляет собой молодой побег. Случается, правда, когда в роду одновременно развиваются несколько побегов.

Появление новых родовых идей и новых исторических задач

Если прежняя родовая идея имела не только для рода, но и для человечества колоссальное значение, то довольно редко новая идея может сколько-нибудь приблизиться по значению к первой. Хотя бывало не раз так, когда накопленной жизненной энергии рода хватало на два-три поколения, воплощавших как бы новую родовую идею. Но если мы присмотримся, то в основном это было все же развитие прежней родовой идеи на более высоком уровне.

Представители рода, наиболее полно выразившие исторический смысл рода

При анализе родовой идеи того или иного семейства мы обязательно заметим, что идея нахо дила выход в определенном представителе рода, хотя работал на нее весь род. Именно эти расставленные родом акценты и позволяют нам определить его главную идею.

Закон роста рода

Закон роста рода прослеживается в его жизнедеятельности и направленности уси лий отдельных представителей на выполнение основной родовой задачи. Как мы уже говорили, начатки родовой идеи закладываются еще в представителях «внеродовых» поколений, а в родоначальнике — лишь акку мулируются и выражаются во всю силу, поэтому не случай но говорится, что тот или иной представитель выплеснул идею рода. Род для этого жил, копил энергию, силы, преумножал их и, возможно, нащупывал ее основы. Вместе с совершенствованием путей реализации родовой идеи совер шенствуется и сам род. По высоте родовой идеи можно судить и о духовной высоте рода.

Возрасты рода

Каждый род проходит определенные возрасты, верстовыми столбами кото рых являются всплески в жизни рода. Род рождается, проходит период младенчества, юности, зрелого возраста, старости, дряхлости и смерти. Помимо этапных возрастов каждый род имеет возраст — это тот срок, который отпущен роду для выполнения своей задачи, осуществления родовой идеи. Сами возрасты не равнозначны и не одинаковы. Для одних родов это несколько сот лет, другие ограничиваются одним — двумя столетиями. Точно так же и периоды младенчества, юности, старости у каждого рода различны. Эти периоды могут измеряться отрезками времени от нескольких десятилетий до нескольких столетий.

Выражение свободы рода

Оно лежит в ответственности каждого члена перед своим родом в осуществлении родовой идеи, а заключается в свободе выбора того или иного пути, в проявлении или не проявлении воли и желания участвовать вместе со своим родом в решении одной задачи. Это свобода рода, превосходящая мощью своего творчества свободу отдельного члена общества.

Соотношение жизни рода и жизни отдельных представителей рода

Каждый человек от рождения имеет свою жизненную задачу, свой крест. И каждый человек перед Лицом Суда ответит за то, как он нес этот крест. Но каждый человек не может рассматриваться независимо от рода, перед которым стоят задачи более значимые для истории. И вот здесь-то человек несет ответственность не только перед родом, но и перед Тем, Кто наделил его этим крестом.

Периоды духовного напряжения в жизни представителей рода

В результате того, что члены рода постоянно отходят от образа Божьего и не вдумываются в идею рода, наше отношение к ней постоянно нуждается в корректировке. Но даже при крайней нашей забывчивости идея рода непременно напомнит и даст знать о себе. И тогда в определенный период кому-то из представителей будет дана возможность вывести свой род на стезю, соответствующую первоначальному замыслу. Вот тут-то необходимо будет проявить максимум усилий и подтянуться, духовно напрячься и на этих поворотах сделать выбор, сказать либо «да», либо «нет» высшему о нем решению. Так бывает и в жизни отдельного человека, нор неизмеримо ответственнее эти узловые точки в жизни целого рода. И тут род волен сказать «нет» собственной своей идее и вырвать из себя источник жизни.

Сегодня, на наш взгляд, именно такой период. И мы с вами в ответе за судьбу собственного рода. На нас смотрят наши потомки, как мы выполним возложенную на нас задачу. Сегодня на графике жизнедеятельности нашего рода даже не узловая точка, а критическая, судьбоносная.

Узловые точки в жизни рода

Критические точки приближения и удаления рода от родовой идеи. Критические моменты в жизни рода, когда необходимо принять решение. Моменты корректировки идеи рода, требующие духовного напряжения в жизни представителей рода.

Источник жизни рода

Энергетический импульс, заложенный свыше в родоначальнике (а по сути дела, еще раньше, в роду, в котором незаметно вызревал, набухал, крепился, аккумулировался и для которого род был питательной средой и выплеснулся в члене рода, называемом родоначальником). Передаваемый генетически, через воспитание, образование, культуру другим членам рода.

Использование предоставленной возможности реализовать идею рода

Каждому поко лению в той или иной мере предоставляется возможность в реализации идеи рода, но на отдельных представителей его падает особая ответственность. Иногда она может быть идентичной для представителей многих родов, для всего народа, то есть для целого поколения. Очень часто представители родов бывают к этому не готовы, и им следует проявить характер, преодолеть себя, подтянуться, чтобы выполнить эту задачу. В эти моменты возникает особая ответственность перед родом. Поколение, замкнувшееся в себе, часто упускает эту возможность и тогда как бы обрекает род на вымирание.

Жизнь рода как целого

Постоянное присутствие идеи рода в каж дом отдельном поколении и их нацеленность на эту идею. Это чувство жизни прошлых поколений и ощущение взгляда на себе будущих. Это осознание себя звеном непрерывной цепи, но звеном особым, со своей идеей, которая является частицей общеродовой идеи.

Ближайшая цель жизни рода

Предполагает сверку с генеральной идеей рода и корректировку направления развития данного поколения. Для каждого, кто еще не нащупал такую идею, это и является ближайшей целью.

Динамика развития рода

График, описание проявлений жизненной энергии рода в чередовании всплесков, периодов расцвета, упадка относительно реализации родовой идеи и задачи рода. Узловые точки рода.

Строение и форма рода

Выявив содержание (в лице конкретных представителей) рода, закономерности развития родовой идеи в каждом поколении, соотношение жизни рода и отдельных представителей, определив ветви, циклы родовой жизни и множество других параметров, мы можем с вами говорить о строении и форме рода. Конечно, дать подобную характеристику без навыка тяжело, но вам помогут хорошо разработанное генеалогическое древо и изученная история рода. Вот как, например, воплощает эти параметры в описании собственного рода князь К. Н. Голицын:

«Взгляд легко обнаружит простоту «рисунка» родословной росписи, делающую его похожим на ствол дерева, лишенного ветвей, но имеющего пышную крону. В каждом из четырех поколений, предшествовавших поколению моего отца, только один представитель рода был его продолжателем. Ничем не примечательные сами по себе случайности рождений, смертей и браков, не давших мужского потомства, привели к существенному ограничению круга семейных отношений. У нас много однофамильцев (вернее — единородцев по двум другим линиям Голицыных), но мало дальних родственников. У всех нас — детей одного поколения — много двоюродных, но совсем нет троюродных братьев и сестер и лишь одна четвероюродная сестра... Из четырех сыновей прадеда Михаила Федоровича только мой дед Владимир Михайлович стал родоначальником многочисленного потомства...»

Родовое самопознание

Это постоянное изучение жизнедеятельности рода и его параметров: жизненной задачи, законов роста, формы и строения рода и т.д. — и соотнесение собственной деятельности с идеей рода. Собственно говоря, вся наша деятельность в первую очередь направлена на родовое самопознание.

Качественная полнота рода

Категория, выражающая отношения между родом и родичами, между идеей отдельного представителя рода и идеей рода. Под качественной полнотой рода понимается безусловный приоритет идей, задач рода перед родичами и отдельными поколениями.

Замкнутость поколения в пределах себя самого

Болезнь, характерная для нашего времени — безпамятность. Людей, болеющих ею, современный писатель назвал манкуртами, в русской фразеологии они называются «Иваны, не помнящие родства», «перекати-поле». Родительницей ее являются гордыня и преувеличение собственных достоинств перед предками. Подобная болезнь может привести к смерти родовой идеи и самого рода, так как, возможно, этому представителю необходимо было приложить максимум сил для реализации этой идеи. А может быть, он просто воспротивился этой идее.

Завершить эту статью хочется словами австрийского писателя Густава Майринка:

«Не случайно и не ради красного словца назвал человек череду поколений своих предков родословным древом. Это действительно - ствол древа, которое после долгого зимнего сна, всякий раз одеваясь все новой листвой, дает побеги по образу и подобию прежних… И каждый день на молодых ветвях старого дерева взбухали новые почки, новые и все же древние, как назначено природой родословному древу:любовь и кровь слились в единое неразделимое понятие…»

Экология жизни: Специалисты утверждают, что знание 7 поколений своего дерева, обеспечивает нормальное движение родовой энергии, и приводит к слаженной жизни в настоящем.

38% опрошенных ВЦИОМ на вопрос «В чем видите причины слабого знания истории своей семьи?» ответи ли, что некому было рассказать об этом, 48% опрошенных сказали, что этот вопрос для семьи безразличен.

Однако, каждый из нас главным в жизни считает семью! Семья – это величайший божественный дар. Знать каким богатейшим даром обладает человек, значит исследовать историю своей семьи, найти ее корни, возродить память о предках. Сохранить этот дар и продолжить историю семьи - долг каждого человека. Анна Плетень специально для сайт рассказывает почему стоит сохранить историю своей семьи!

Причина 1.

Изучение истории семьи – это 100% способ укрепления семьи, сокращения разрыва между старшим и младшим поколениями в семье, в процессе вы становитесь ближе.

Вы встречаетесь, созваниваетесь с родственниками, которых не слышали уже много лет, делитесь воспоминаниями, рассказываете младшим о своем детстве и юности, спрашиваете старших об интересных событиях в их жизни.

Причина 2.

Во Франции (кстати, именно французы – передавая нация в вопросах генеалогии) сохранении истории семьи называется «devoirdemémoire» - долг памяти. Проводя своё исследование, изучая историю семьи вы выполняете долг памяти перед своими предками, выражаете уважение роду и что важно выстраиваете прочную систему отношений с праотцами, при этом сохраняете информацию о них для своих детей .

Причина 3.

С точки зрения энергетических родовых связей – семь поколений – семь энергетических чакр, где каждое поколение отвечает за определённые аспекты нашей жизни. Поэтому специалисты утверждают, что знание 7 поколений своего дерева, обеспечивает нормальное движение родовой энергии, и приводит к слаженной жизни в настоящем.

Причина 4.

Создайте подарок для будущих поколений о дорогих вашему сердцу и сердцу ваших родных людях, о местах, о моментах жизни, о ценном и самом главном. Только представьте ваши собственные ощущения, если бы в ваших руках сейчас оказалась книга об истории семьи, написанная вашим праотцом, продолженная дедом, дополненная отцом! История должна продолжаться...

Причина 5.

Окажите внимание своим близким старшего возраста, часто одиноким и нуждающихся в общении. Для них общение с вами будет настоящим счастьем и лекарством от хворей! И важно понимать, что та информация об истории семьи, которая сегодня доступна из первых уст, завтра уже может быть найдена только в архивах. Старшее поколение семьи – это ваше богатство, а информация, которой они владеют, вряд ли найдется в архиве. Так или иначе, обратиться в архив Вы успеете всегда. Нужно не опоздать, пока есть еще у кого спросить о своих корнях.

Причина 6.

Вместе с изучением истории своей семьи вы изучаете историю страны, географию страны, законы страны, политическую ситуацию, потому что погружаетесь в события жизни ваших близких , ищите на карте населенных пункт, где родился ваш предок, узнаете детали образования, трудоустройства, вероисповедания, власти-отношений. Таким образом, расширяется ваш кругозор, и вы саморазвиваетесь.

Причина 7.

Сам процесс изучения истории семьи не только познавательный, но очень захватывающий , словно читаешь приключенческий роман или смотришь детектив, только со своим непосредственным участием! По крупинкам восстанавливается информация, нанизывается и в итоге получается удивительна картина!

Так что самое время начать писать Книгу Жизни своей семьи! Успехов!

Многие люди, в силу разных причин, часто спрашивают: «зачем нам знать свои корни?». Вопрос конечно, с одной стороны глупый, но с другой стороны, вопрос остро стоящий в наше непростое время, где история забывается и стирается. Давайте, собственно, об этом и поговорим.

  • Без прошлого нет будущего.

Это то, что нужно знать каждому, ведь прошлое часто влияет на то, что будет в будущем. Наши отцы, деды и прадеды жили и строили свою жизнь так, чтобы не только им, но и потомкам, т.е. нам жилось хорошо. Когда-нибудь, и мы с Вами станем прошлым и наши потомки, так же будут спрашивать, «зачем знание своих корней», а знание нужно для того, чтобы знать тех, благодаря которым, мы живём на этом свете.

  • На ошибках люди учатся.

Ещё одна причина, по которой нам полезно знать прошлое, не только конкретно своё, но и всего народа, это то, что прошлое может многому научить. Ошибки прошлого, можно не допустить в будущем, и такие страшные явления, как рабство, война, истребление рода человеческого, наше поколение и будущее сможет предотвратить, но для этого необходимо знать свои корни.

  • Люди хотят знать свою историю.

Очень часто люди просто хотят знать, что было до них, что было в истории их матерей, отцов, дальних предков, и запретить людям знать свои корни нельзя. Своего рода, знание своих корней, это заполнение пустот, которые часто бывают в знании о себе самом. Согласитесь, кто не знает историю встречи родителей ? Да почти каждый знает, ведь благодаря этому появились на свет и каждый из нас.

  • Психологическая проблема замалчивания истории семьи.

Очень часто, многие дети страдают от того, что родители чего-то им недоговаривают, что то скрывают, не говорят всё как есть. Это касается собственно и истории семьи и родословной. Это часто приводит к непониманию детьми родителей: что ими движет, что руководит, и почему они поступают именно так. Часто недоговорённость в семье приводит к скандалам, ссорам и психологическому отдалению детей от родителей, что не может не сказаться на целостности семьи.

  • Знание своей истории придаёт силу и поддержку своего рода.

Очень важен и тот факт, что человек нуждается в определении себя в родовой системе общества. Это нужно, прежде всего, для того, что бы человек чувствовал себя намного уютней и уверенней. Сам по себе, одинокий , без корней, человек очень слаб, но знание истории своего рода делает его более уверенным и сильным, ведь он в этом мире не одинок, и у него есть семья, есть предки, будут потомки.

Вот несколько причин, зачем нужно знание своих корней. Согласитесь, причины очень важные, и упускать их из виду нельзя, ведь наши корни это то, что формирует и каждого из нас. Старайтесь рассказывать своим детям почаще историю своей семьи, не бойтесь узнавать о ней, ведь история Вашего рода — это Ваше прошлое. Не чьё либо ещё, а именно Ваше, и знать его Вы обязаны, ведь без прошлого, как мы поняли, нет и будущего. Успехов!



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png