Патриотизм - это любовь к Родине. Так в самом простом виде можно охарактеризовать это непростое, многогранное понятие Почему же патриотизм - это чувство, которое должно быть нужно не только руководителям страны, но и всем ее гражданам, взрослым и детям?Потому что по-настоящему гармоничной личностью может считаться только тот человек, который чувствует свою сопричастность с событиями прошлого и ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Как же объяснить детям, воспитанным на заморских играх и фильмах, для чего она - любовь к Родине? В этом непростом деле особая роль отведена патриотическим играм для детей, которые в интересной и ненавязчивой форме учат важнейшим гражданским и человеческим ценностям.

Истоки патриотизма

Воспитание патриотизма у детей начинается самого юного возраста и продолжается на всех этапах становления личности. Родной дом, двор, близкие люди и добрые соседи, сирень под окнами - это первые впечатления малыша, которые запомнятся на всю жизнь, куда бы потом не забросила судьба.

Патриотическое воспитание дошкольников и школьников складывается из нескольких больших блоков:

  • изучение истории своей страны, ее фольклора и традиций, культуры, достижений, изучение истории малой родины: города, поселка, исследование своей родословной;
  • воспитание уважения к защитникам Родины, к военным подвигам, осознание собственного гражданского и воинского долга;
  • выработка уважения к законам своего государства и понимание важности их обязательного исполнения;
  • формирование ответственного и уважительного отношения к труду и его результатам;
  • воспитание любви и бережного отношения к родной природе и т.д.


Играем и учимся в детском саду

Без игр невозможно представить ни развитие, ни обучение ребенка. Особенно это касается младшего возраста, когда закладываются многие качества личности, в том числе бережное и уважительное отношение к родной стране и родному городу. Родители и педагоги должны всемерно поддерживать искру интереса у детей, которая впоследствии может развиться в искреннюю любовь и уважение к своей стране. Конкурсы поделок из природного материала, заботливо собранного в парке или осеннем лесу, конкурсы рисунков на тему «Мой город», «Моя Россия», подготовка рассказов о родственниках-участниках боевых действий и предметах старины, хранящихся дома, - все это помогает малышам осознать свою причастность к большой стране.


Патриотические мероприятия включают в себя и активные игры и развлечения, эстафеты и состязания:

  • «Донесение с фронта»

Для этой эстафеты детей нужно разделить на две или более группы, в каждой группе выбрать капитана. Каждой команде дается конверт с донесением, разрезанным на части. Это может быть пазл с картинкой или простым словом, например, «Победа». Капитаны стоят на финише. По команде первые участники бегут к капитану с одной частью депеши, отдают ее и возвращаются к «своим», а следующие участники несут очередную часть письма. Победа присуждается самой быстрой команде.

  • «Курс молодого бойца»

Простой курс для малышей можно устроить в просторной группе или на улице. Юным защитникам Родины предстоит пройти по «болотным кочкам», пролезть через тоннель, обойти вражеские мины, забраться на холм и посмотреть в бинокль. Препятствия несложно сделать из подручных материалов, а победитель выявляется по результатам времени прохождения полосы всеми участниками.


Воспитание патриотизма у школьников

В школе начинается более глубокое изучение родной истории, литературы, культурных и научных достижений России. В начальных классах актуальны фольклорные постановки, старинные народные игры и забавы. Они не только увлекательны, но и помогают детям узнать много нового о своей Родине. В средних и старших классах широко распространены викторины и интеллектуальные конкурсы на тему родной истории и культуры, позволяющие ребятам проявить свои знания, а также постановки отрывков из литературы военной тематики и исторические реконструкции. Как правило, их приурочивают ко Дню защитника Отечества и Дню Победы.


Многие взрослые помнят легендарную военно-патриотическую игру «Зарница», которая, пусть и в игровой форме, позволяла почувствовать атмосферу военного времени и проникнуться подвигом своей страны. Сейчас игры такого рода возрождаются на уровне классов, школ. Одна из альтернатив «Зарнице» - игра «Присяга», которую можно проводить в помещении, например, в школьном спортивном зале.

Она включает в себя 4 блока:

  • «Политподготовка» - проверка знаний молодых бойцов о родной истории, знаменитых сражениях и военачальниках;
  • «Физподготовка» - комплекс спортивных состязаний между участниками игры;
  • «Боевая готовность» - конкурсы на знание теории и практики ведения боя;
  • «Строевая подготовка» - проверка умения ходить маршем.

По итогам конкурса выявляются лучшие бойцы, достойные службы в вооруженных силах. Победителям вручаются вещмешки с ценными призами.

Итак, верность своему Отечеству - это благородное чувство, которое нужно воспитывать с малых лет. Игры для детей патриотического содержания - ценный элемент всей системы нравственного развития будущих достойных граждан нашего общества.

В работе по нравственно-патриотическому воспитанию мы используем беседы, рассказы, наглядные методы, а так же дидактические игры.

С раннего возраста дети активно познают мир, исследуя всё происходящее вокруг. Основным видом деятельности детей является игра, поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Одной из основных задач дидактической игры является развитие активной и интересной для детей игровой деятельности. Дидактическими называются игры, которые проходят в виде учебных занятий. Они отличаются наличием правил, системы оценки, а также структуры игровой деятельности. Они выступают как средство всестороннего воспитания личности ребенка, формирующие социальную активность, которая выражается в разнообразной деятельности ребенка, такой как образовательная, воспитательная, трудовая, двигательная, коммуникативная, нравственная, эстетическая. Дидактические игры позволяют шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний, так как одна из особенностей дидактических игр выражается в эмоционально- познавательном содержание самой игры. Образовательными структурными элементами дидактической игры являются образовательная, воспитательная и развивающая задачи, а также правила и игровые действия. Проведение самой дидактической игры включает в себя: ознакомление детей с содержанием игры и с дидактическим материалом, объяснение правил и хода игры, показ игровых действий, определение роли взрослого в игре, подведение итогов игры (анализ игры).

Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Содержание таких игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметов окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о Родном крае, об Армии, о Защитниках отечества, об истории своей страны, ее традициях и обычаях, знакомит с разными профессиями и дает представления о видах трудовой деятельности, закрепляет знания детей о транспорте, правилах этикета, поведения в общественных местах. И оно направлено на формирование правильного отношения к предметам, фактам и явлениям окружающей жизни и способностям противостоять отрицательным фактам и явлениям

В качестве помощи может послужить составленная мною картотека с дидактическими играми по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог и даже родители как в процессе организованной деятельности, так же на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей.

А также они помогут подготовиться детям к школе, так как позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию Подготовила: Педагог дошкольного воспитания- Тришина Ю.Ю г.Тольятти. Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей « Мой адрес…» Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города Тольятти, номер дома, квартиры, телефона,этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища. Материал: мяч Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д. «Наш детский сад ». Цель: закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет сада.. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. .Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников дет.сада. Планы дет сада, 1, 2 этажа, группы Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет.сада.По плану дети ориентируются в пространстве МБУ детский сад №153 «Олеся». «Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому…»

«Наша страна». Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице Материал:. иллюстраций, фотографий Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают «Малая Родина ». Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях г. Тольятти Материал: иллюстраций, фотографий города Тольятти и Самарской области Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают « Поиски добрых слов» .» Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости., связь слова и поступка, слово и отношение Материал: Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том,как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова « Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».» Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения. Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том,как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие..

« Флаг России» (г.Тольятти, Самарской обл., г.Самары) Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, области,областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают? Материал: полосы красного, синего и белого цвета Ход игры: Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России « Герб России» (г.Тольятти, Самарской обл., г.Самары) Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны,(города, области,областного центра) закрепить знания о том что нарисовано на гербе и что это обозначает Материал: картинка герба разрезанная на 6-8 частей Ход игры: Воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб одно целое из частей картинки. «Расскажи о своей семье» Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их. Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи «Найти флаг России, города Тольятти, Самарской обл» Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, области,областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают? Материал;картинки с изображением разных флагов Ход игры: среди 4-6 предложенных флагов найти нужный

«Найти герб России, города Тольятти, Самарской обл» Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны,(города, области,областного центра) , что они обозначают? Материал;картинки с изображением разных гербов Ход игры: среди 4-6 предложенных гербов найти нужный «Как я дома помогаю?» Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям. Материал:Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому. Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать кто и какие обязанности выполняет дома. « Благородные поступки» Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека. Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков. Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию. «Вежливые слова» Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу. Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.

«Путешествие по городу Тольятти» Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры. Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей г орода Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их. «Где находится памятник?» Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе Материал: изображения памятников Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник. «Назови кто» Цель: знакомить детей с главными людьми РФ (Путин, Шайгу, Медведев,) Материал: портреты известных соотечественников Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит. «Наш микрорайон». Цель: Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет.сада Материал: фотографии и иллюстрации, макет микрорайона Ход работы: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет.сада

«Назови виды спорта». Цель: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых. Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение человечков Ход игры: Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь. «Моих родителей зовут…» Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек… Материал: семейные фотоальбомы Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы. «Вчера- сегодня» Цель: развивать чувство времени у детей. Ход игры: Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками. «Почта» Цель: закрепить знания детей о городах России. Материал: почтовые конверты, открытки Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта- связь между людьми.

« Кто и в какой стране живет?» Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его. Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народом.Развитие речи., логического мышления, формирование умения употреблять суффик -ец Ход Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут Китай-китаец, африка-африканец….. «Узнай по описанию кто это » Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине Материал: Картинки и иллюстрации с изображением животного мира. Ход игры: Воспитатель описывает животное, дети отгадывают, «У кого какой домик » Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных. Ход игры: Медведю – берлога Белке – дупло «Путешествие по планете Земля» Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете. Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты,

«С какого дерева листок» Цель: закрепить знания детей о природе родного края., закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.) Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева. « Зеленая аптека» Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях. Материал: гербарий, картотека лечебных трав Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают.Рассказывает о ее целебных свойствах « Малая красная книга » Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных в « Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности Материал:»малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений,дети называют.Воспитатель рассказывает о них «Страны и народы" Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира. Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира.Рассказывает о них

«Из чего построен дом» Цель: совершенствовать знания строительных материалах, о том из чего строях жилище человека, умение логически мыслить, закреплять умение образовывать имя прилагательное. Материал: Изображение разных жилищ человека Ход игры: стекло- стеклянный, Камень-каменный….. «Жилое – Нежилое» Цель: закрепить знания детей, что здания бывают – жилыми и нежилыми. В жилых проживают люди; в нежилых расположены организации, подсобные помещения и т.п. Материал: картинки и иллюстрации с изображением разных строений Ход игры: Воспитатель предлагает определить жилое или не жилое помещение Дом - жилой, магазин –нежилой….. «Назови ласково» Цель: совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские взаимоотношения. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова.знакомить с разными именами. Материал: Ход игры: Миша- Мишенька, Даша- Дашенька, Дашуля…. « Я люблю… » Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности Материал:-. Ход игры: Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.

« Узнай о ком я говорю» Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми. Материал Ход игры: ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают не примут в ней участие. «Продолжи пословицу» Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление. Материал: Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают. « Народные промыслы» Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества Ход игры воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промысел Дети называют « Как найти дорожку в детский сад?» Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление. Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона. Ход игры: дети ориентируются по плану и на макете.

«Птицы нашего города(края)» Цель: знакомить детей с птицами родного города(края).Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать. Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, края», составленный совместно с родителями Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет. «Подбери узор» Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования. Ход игры -Дети рисуют подбирают у узор по образу, называют вид народного промысла. «Подбери наряд кукле» Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре., любовь к Родине, Родному краю Материал: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов» Ход игры -Дети одевают куклу в национальную одежду. « Богатства недр земли» . Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли Материал: коллекция камушек, ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли Ход игры - Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.

«Собери узор». Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов Ход игры - Дети собирают картинки из разрезных фрагментов. « Мир предметов» Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать слова прилагательные. Материал: Картинки и изображения предметов обихода Ход игры: чугун - чугунный, дерево- деревянный…… «На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)» Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов. Материал; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус. Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение «На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир)» Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов. Материал; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: животного мира Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение

«Отгадывание и толкование загадок об (Армии, солдатах, Родине, растительном и животном мире) Цель: знакомить с устным народным творчеством, способствовать самовыражению детей, умению загадывать и отгадывать загадки на нравстаенно-патриотическую тему Материал: загадки и картинки с отгадками Ход игры: воспитатель загадывает, дети отгадывают загадку «Скажи какая» Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора определений к слову Материал: карточки с изображением, Родины, флага, герба и т.д. Ход игры:Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним и подобрать определения к нему Родина – огромная, могучая, красивая, бескрайняя и т.д «Составь семейку Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора однокоренных родственных слов Материал: карточки с изображением Родины, флага, герба и т.д. Ход игры:Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним и подобрать родственные однокоренные слова к нему родина, родной, родители, родственник, родинка Герой - геройский, героический, героизм... Защита - защитник, защищать, "Кому что нужно для работы?" Цель: Формировать умение употреблять винительный и дательный падеж существительных.Развивать речь, логическое мышление память.Закреплять знания о профессиях людей. Материал карточки с изображением людей разных профессий. Ход игры Повару - поварешка.

«Скажи какой» Цель: закрепление умения образовывать прилагательные от существительных, формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое Материал: Картинки и иллюстрации людей разных национальностей Мышление Ход игры; татарин- татарский, мордвин - мордовский….. « Отгадай профессию» Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские. Материал: карточки с изображением людей разных профессий. Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия. «Я имею право...» Цель. Расширить область правовых знаний детей. Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.). Ход игры Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения. "Кто что делает?« Цель: формировать навык на подбор глаголов к существительным..Развивать речь, логическое мышление, память Материал: карточки с изображением людей разных профессий. Ход игры: Повар - варит, жарит и т. д.

«Кто мы? Какие мы?» Цель: Закрепить знания детей о человеке, знакомить с внешним строением тела и его возможностями, развивать умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, вызывать интерес к познанию себя, воспитывать бережное отношение к себе и к окружающему миру. Материал: картины и изображения человека(мужчины и женщины Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображениями и предлагает детям найти сходства и отличия. «Волшебные слова» Цель: вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, объективно оценивать поведение, воспитывать доброжелательное и толерантное отношение к людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, Материал: картины и изображения людей Ход игры: злые- добрые, больные – здоровые…. «Особенности жизни в современном городе» Цель: познакомить с предметами обихода, их функциями и назначением., воспитывать бережное отношение к предметам созданными человеком., Материал: картины и изображения различных предметов созданных людьми Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют для чего нужен этот предмет. « Природа и человек» Цель: закрепить знания детей о том что создано человеком и что дает человеку природа. Формировать навыки бережного отношения к природе Материал: картинки и иллюстрации по теме. Ход игры: Воспитатель проводит беседу, и предлагает рассказать что сделано человеком, а что природой и как человек использует природу для того чтобы людям лучше жилось.

« И я..» Цель: Развивать у детей сообразительность, чувство юмора, закреплять правила поведения в общественных местах. . Материал: Ход игры Воспитатель начинает рассказ в том месте где он остановился дети говорят «И я…если эти слова подходят по смысду. Я пришла в магазин…Там очень много товара, я решила купить себе кофточку, а платить не стала….. « Путешествие в страну часов.» Цель: познакомить детей с тем как можно узнать время без часов Рассказать о том, что в Москве на кремле есть самые главные часы нашей Родины. . Материал: часы, картинки и иллюстрации с изображением кремлевских часов и других часов Ход игры Воспитатель рассказывает о том, что раньше люди узнавали время по крику петуха, по цветам, затем изобрели часы….. « Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке,…. Цель: воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять близким удовольствие и радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами другого.. Материал: картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков. Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки, как их следует Преподносить и когда.. « Какие праздники ты знаешь?» Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах. Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам. Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.

Литература 1. Альбедиль М.Ф. Народы мира. Учебное пособие для средней школы. -С-Пб.: Лань,1997. 2. Белобрыкина О.А. Речь и общение.- Ярославль: Академия К., 1998 3.Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду М.Просвящение, 1991 4. Вартаньян Э.. История с географией. - Самара: Бахрах, 1996. 5. Кожухова Л.Н. С любовью о доме. - Самара, 2002, 6. Куцакова Л.В., Губарева Ю.Н. 1000 развив.игр для детей 5-8 лет. - М.: АСТ Астрель, 2003. 7. Линкольн. М. Первооткрыватели. Путешествия. Космос. - М: Рос-мэнД997. 8. По следам прошлого. Книга для начального обучения истории. - М: Терра,1997. 9. Помни род свой. - Тольятти: 13.. Серия «Что есть что». Время. Флаги. - Слово, 1990. 10. Сиповский В.Д. Родная старина. - Н.Новгород, 1993. 11.Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду М.Просвещение.1982 12. ШвайкоГ.С.Игры и игровые упражнения для развития « Жилище человека» Цель: Закрепить знания детей о жилище человека., о том из чего они сделаны, Прививать любовь к родному дому, Родине, . Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека Ход игры Воспитатель начинает рассказ в том где живет человек, что жилище бывает разное яранга, хата, изба….


Патриотическое воспитание нужно начинать как можно раньше – даже в детском саду будет уместно приучать детей к любви к Родине и к родному краю. Вот только для этого не подойдут пафосные речи об Отечестве. Патриотические уголки также сложно воспринимаются большинством детей дошкольного возраста. Намного лучше подойдут игры для дошкольников по патриотическому воспитанию. Они простые, понятные, помогают в игровой форме осознать все величие России.

Патриотическое воспитание через игру – наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Большинство игр простые, подойдут для любого детского сада, никаких специальных требований или инвентаря не потребуется. Самое главное – это правильно построить игровой процесс, чтобы воспитанникам было интересно познавать новое, начинать проникаться патриотическими настроениями незаметно для себя.

Рассмотрим игры, которые помогут воспитывать патриотизм в младшей группе детского сада. Дети в этом возрасте очень хорошо воспринимают все, что связано с семьей, природой, друзьями. Не нужно ставить патриотизм целью каждой игры, тема любви к Родине должна быть связана с воспитанием человечности. Ведь цель воспитания – это прежде всего Человек с большой буквы, который любит свое Отечество.

Игра «Волшебные слова»

Самое главное в этой игре – разучить фразы, которые показывают общую культуру человека. Например, «спасибо», «пожалуйста», «приятного аппетита» и т. д. Игровой процесс строится следующим образом: нужно сначала рассказать детям о важности «волшебных слов», попробовать всей группой вспомнить как можно больше таких слов. Попутно рассказывают о значении этих слов и уместности их использования. После этого участники по очереди называют все эти слова. Выиграет тот, кто сможет вспомнить слов больше других. Игра развивает память с мышлением, помогает всем участникам стать вежливее, культурнее.

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Автор: Ситникова Наталья Петровна, воспитатель. Место работы: МБДОУ "Детский сад № 20",
г. Троицк Челябинской области

Описание материала: Предлагаю картотеку дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на лексическую тему "Наши защитники". Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы детского сада, так как в соответствии с требованиями ФГОС в детском саду осуществляется календарно-тематическое планирование образовательной работы. Игры на определённую тематику значительно ускорят процесс планирования работы воспитателем, систематизируют знания детей.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на лексическую тему "Наши защитники"

Дидактическая игра «Что нужно артиллеристу»

Задачи: Закрепить знания детей о военной профессии артиллерист; развивать зрительное внимание; воспитывать гордость за нашу Армию.
Ход игры
Дети выбирают фотографии или картинки с изображением военной техники, атрибутики (танк, военный самолёт, флаг, пистолет, лошадь,фляжка, бинокль, пушка и т.д.). Выбранные картинки должны соответствовать военной
профессии артиллерист. Ребёнок аргументирует свой выбор (для чего нужен этот предмет артиллеристу).

Дидактическая игра «Кем я буду в Армии служить?»

Задачи: Закрепить знания детей о военных профессиях; развивать воображение;
воспитывать гордость за нашу Отчизну.
Ход игры
Перед детьми располагают картинки или фотографии с изображением оружия, техники, предметов и атрибутов, используемых военными. По тому выбору, что сделал ребёнок, следует определить военную профессию.
Назвать в каких войсках хочет служить ребёнок, когда вырастет.

Дидактическая игра «Кто защищает наши границы»

Задачи: Закрепить знания детей о военном воздушном, сухопутном, морском транспорте; развивать познавательную активность; воспитывать патриотов своей страны.
Ход игры
На карте России воспитатель показывает границы нашей страны. Обращает внимание детей на то, что границы проходят не только по суше, но и по воде. Уточняет, что по воздуху пересекать границу тоже нельзя. Дети отвечают на вопросы воспитателя относительно того, на каком виде военного транспорта охраняют границы. Обосновывают свой ответ. Например, если враг нападёт с моря, границу защитят военные корабли, катера. Если угроза на суше, то на страже стоят танки, пушки, военная техника.

Дидактическая игра «Составь карту»

Задачи: Закреплять знания детей о карте России; развивать зрительную память; воспитывать гордость за нашу Родину.
Ход игры
Для проведения игры требуется предварительная работа по ознакомлению дошкольников с картами России, области, города и т.д.
Цветную физическую карту России формата А4 разрезают на 6-8 частей (в зависимости от возраста детей). Предлагается составить из частей целую карту страны. Усложнение: собрать карту на время.

Дидактическая игра «Отгадай военную профессию»

Задачи: закрепить знания детей о военных профессиях (танкист, военный лётчик, артиллерист, пограничник и др.); развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине.
Ход игры
Ведущий (ребёнок) описывает представителя одной из военных профессий.
Дети должны определить по характерным особенностям, кого загадал ведущий. Кто отгадал первым, становится ведущим.

Дидактическая игра «Соберём картинку»

Задачи: Закрепить знания детей о военном транспорте; развивать мелкую моторику рук; воспитывать гордость за нашу Армию.
Ход игры
Детям предлагаются разрезные картинки танка, военного самолёта, военного вертолёта, военного катера, подводной лодки, военной машины.
Предложить собрать из частей целое изображение.
Варианты игры: дети собирают из частей целое изображение в паре, составляют целое из частей на время, на скорость.

Дидактическая игра «Как прадеды мир отстояли»

Задачи: Закрепить понятия: водный, наземный, воздушный военный транспорт; развивать зрительное и слуховое внимание; воспитывать чувство гордости за наших прадедов, которые отстояли мир для нас.
Ход игры
Ребёнок выбирает картинку с изображением военной профессии. В соответствии с выбранной профессией подбирает военный транспорт. Далее в соответствии с выбранным военным транспортом «встаёт» на границе нашей страны. Например, профессия – военный моряк, транспорт – военный катер, граница – морская акватория.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Игры на формирование грамматический строй речи

Игра «Один - много»

Цель: Расширять и активизировать словарный запас, образование имен существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Танкист - танкисты - танкистов,

летчик - летчики - летчиков,

моряк - моряки - моряков,

солдат - солдаты - много солдат,

воин - воины - воинов,

герой - герои - героев,

ракета - ракеты - ракет,

шашка - шашки - шашек,

пилотка - пилотки - пилоток,

лодка - лодки - лодок,

пехотинец - пехотинцы - пехотинцев,

десантник - десантники - десантников,

пограничник - пограничники - пограничников.

Игра «Посчитай»

Цель: Расширять и активизировать словарный запас, согласование числительных «два», «пять» с именем существительным.

Один солдат - два солдата - пять солдат,

один матрос - два матроса - пять матросов,

один пехотинец - два пехотинца - пять пехотинцев,

один летчик - два летчика - пять летчиков,

один парашютист - два парашютиста - пять парашютистов,

одна пушка - две пушки - пять пушек,

один пистолет - два пистолета - пять пистолетов,

одно ружье - два ружья - пять ружей.

Игра «Какой праздник?»

Цели: совершенствовать грамматический строй речи, словообразование, развивать связную речь, мышление.

Ход игры. Воспитатель читает детям рассказ-загадку. Дети дополняют его. Затем воспитатель читает дополненный рассказ ещё раз, задаёт вопросы и просит детей пересказать его.

Сегодня у нас в саду праздник. К нам в гости пришли только мужчины: папы, дедушки и братья. Они рассказывали нам о своей службе. Васин дедушка рассказал о том, что во время войны он пешком прошёл от Москвы до Берлина. Он служил в пехоте, был (кем?)... (пехотинцем). А Вовкин дед - старый такой, маленького роста - а управлял огромным танком. Он был (кем?) ... (танкистом). И ещё Мишкин дедушка приходил, он в разведку ходил, был (кем?)... (разведчиком). Это вообще очень опасно. А Мишкин старший брат служит сейчас в армии, в десантных войсках. Он (кто?) ...(десантник). А сам Миша, когда вырастет, тоже в армию пойдёт. Он хочет на подводной лодке служить, будет (кем?)... (подводником). И совсем мы не ожидали, что Юлькин папа на границе служит, охраняет нашу Родину, он (кто?)... (пограничник). Мы её даже больше уважать начали! Ну что, вы догадались, какой праздник был у нас в саду?

Игра «Мой, моя, мое, мои»

Цели: совершенствовать грамматический строй речи, согласовывать существительные с местоимениями в роде и числе.

Речевой материал: пистолет, форма, самолеты, оружие, фуражка, пуля, танк, значок, медаль, солдат, ружье, знамя, каска, армия, застава

Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Цель: Расширять и активизировать словарный запас.

Материал. Мяч.

Педагог бросает мяч ребенку и произносит начало фразы. Ре­бенок, возвращая мяч, заканчивает фразу подходящим словом. Например:

    Танкисту нужен... (танк).

    Летчику нужен... (самолет).

    Ракетчику нужна... (ракета).

    Моряку нужен... (корабль).

    Солдату нужен... (автомат).

    Пограничнику нужна... (собака).

    Богатырю нужен... (меч).

Дидактическая игра «Кому что?»

Цель: Расширять словарь по теме. Упражнять в употреблении имен существительных родительного падежа множественного числа. Материал. Предметные картинки людей военных профессий и головные уборы: шлем, бескозырка, каска, фуражка.

Педагог рассказывает детям, что у людей раз­ных военных профессий головные уборы разные. Дети рассматривают картинки, сравнивают головные уборы, называют их. Педагог предлагает детям закончить предложение.

Например:

    Бескозырки с ленточками у кого? ... (У моряков.)

    Шлемы? ... (У летчиков, у танкистов.)

    Фуражки? ... (У пограничников.)

    Каски? ... (У солдат.)

Игры на развитие логического мышления

Дидактическая игра « Что лишнее»

(карточки с рисунками военной тематики, выстроенные в логические ряды)

Цель: Упражнять в умении определять лишние предметы в логическом ряду, объяснить почему этот предмет считается лишним, называть предметы одним словом.

1 Летчик, стрелец

2 Мина, граната, пуля, стрела. (название видов снарядов)

3 Китель, гимнастерка, кольчуга

4 Арбалет

5.Сержант, майор, воин , капитан (воинские звания)

6.Город-герой Москва, город-герой Севастополь, город-герой Керчь, город-герой Париж, город-герой Ленинград (города, которые были удостоены высокого звания за вклад в победу Великой отечественной войне)

7.Рота, полк, батальон, наряд

8.Пилотка, каска, бейсболка , шлем (названия головных уборов военных)

9.А.Невский, Геракл , А.Суворов, М.Кутузов (имена известных военачальников нашего Отечества.

ПОСЛОВИЦЫ

«Храброму -смерть не страшна»

«Смелый воин, славы достоин»

«Сам пропадай, а товарища выручай»

«Сражайся смело за правое дело»

«Смелый и медведя не боится, а трус и муравья испугается»

«В бою нужны смекалка, отвага и закалка»

«Близка врагу наша граница, да перейти ее боится»

«Тот герой, кто за Родину стоит горой»

«Береги землю родимую, как мать любимую»

«Умный боец везде молодец»

«Для Родины своей - ни сил, ни жизни не жалей»

«Смелый побеждает, трус погибает»

«Человек без Родины, что соловей без песни»

«Смелого пуля боится. Смелого штык не берет»

«Родина- мать, умей за нее постоять»

«Солдата к славе ведут ученье и труд»

«Враг хотел пировать, а пришлось горевать»

«Дисциплина- душа армии»

«Русский солдат не знает преград»

«Солдат солдату родной брат»

СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ

«Пограничники » «Родина»

На ветвях заснули птицы, Слышишь песенку ручья- это Родина твоя!

Притаился у границы Видишь звездочки Кремля – это Родина твоя!

Пограничников отряд. Школа, где твои друзья.- это Родина твоя!

Руки матери твоей, шум ветвей, и звон дождей,

Пограничники не дремлют И в лесу смородина- это тоже Родина!

У родного рубежа: (М. Пляцковский)

Наше море, наше землю,

Наше небо сторожат.

(С. Я. Маршак)

Викторина «Русский солдат смекалкой богат»

Цель: Развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект.

Задачи:- Расширять представления детей о Армии, ее функциях.

Формировать знания о военных профессиях.

Воспитывать нравственные качества, чувство любви и уважения к Родине.

Варианты вопросов на смекалку

    По чему военные ходят в сапогах?(По земле)

    Солдату в лесу может повстречаться чудо: шапка, но без головы и нога- без сапога. О чем идет речь? (О грибе)

    Из какой посуды даже самый умелый солдат есть не может? (Из пустой)

    Что может увидеть генерал с закрытыми глазами?(Сон)

    Сколько ложек пшенной каши может съесть натощак очень голодный солдат?(Одну, вторая ложка уже не будет съедена натощак)

    За чем солдат винтовку носит? (За плечом)

    Солдату дано, а сослуживцы пользуются им чаще, чем он. Что это?(Имя)

    Без чего и на фронте хлеба не бывает?(Без корки)

    Что общего между деревом и винтовкой?(Ствол)

    Что у танка всегда впереди, а у самолета сзади?(Буква “т”)

    Что делает солдат, когда у него на фуражке сидит воробей?(Спит)

    Что находится между рекой и берегом?(Буква “и”)

    Чем больше солдат забирает, тем больше это становится. О чем идет речь?(О рытье ямы, окопа)

    Какое колесо автомобиля, в котором едет главнокомандующий, не вращается, когда он подъезжает к штабу?(Запасное)

    На какой вопрос боец не может ответить “нет”?(“Вы живы?”)

Загадки о военных профессиях

И на суше, и на море

Он всегда стоит в дозоре

И страну не подведет-

Нарушитель не пройдет!

(Пограничник)

Его на месте не найти-

Всегда в дороге он, в пути.

На совесть выполнит заданье-

Доставит груз без опозданья.

Заменит робота-машину-

Сам обезвредит бомбу, мину.

Совсем не должен ошибаться,

Чтоб в живых потом остаться.

Полосатая рубашка,

Вьются ленты за фуражкой.

Он готов с волною спорить,

ведь его стихия- море.

Полосатая рубашка,

Вьются ленты за фуражкой.

Он готов с волною спорить,

ведь его стихия- море.

В бой- с целехоконькою пушкой,

Наилучшею подружкой,

Нужен точный глазомер,

Чтоб верный был прицел.

(Антиллерист)

И на фронте, и в тылу

День и ночь ведут борьбу:

Жизни раненым спасают,

В строй вернуться помогают.

(Военные врачи, медсестры)

Уважения достоин

Смелый и отважный воин:

Трудно в тыл врага пробраться,

Незамеченным остаться,

Все запомнить, разузнать

Утром в штабе рассказать.

(Разведчик)

Чтобы родине служить,

Нужно очень сильным быть.

Чтобы силы накопить,

Нужно с ложкою дружить.

Только мамы рядом нет…

Кто ж состряпает обед?

Конкурс «Лишнее слово»

1 Летчик, стрелец , танкист, артиллерист.(название представителей родов войск)

2 Мина, граната, пуля, стрела. (название видов снарядов)

3 Китель, гимнастерка, кольчуга , шинель.(название видов современной военной формы, одежды)

4 Арбалет , револьвер, ручной пулемет, автомат.(названия видов оружия современной армии)

5.Сержант,майор,воин,капитан(воинские звания)

6.Город-герой Москва, город-герой Севастополь, город-герой Керчь, город-герой Париж, город герой Ленинград (города,которые были удостоены высокого звания за вклад в победу Великой отечественной войне)

7.Рота,полк,батальон,наряд (названия подразделений Российской армии)

8.Пилотка,каска,бейсболка ,шлем(названия головных уборов военных)

9.А.Невский,Геракл ,А.Суворов,М.Кутузов(имена известных военачальников нашего Отечества

Конкурс «Незнайкины небылицы, или что не так».

1 Тельняшка- форменная одежда летчиков.

2 Танки быстро передвигаются на своих четырех колесах.

3 В вещевом мешке солдата всегда лежит тарелка, чашка, блюдце, ложка и вилка.

4 Современные пограничники предпочитают брать с собой в дозор собак небольшого роста- пуделя, болонку, таксу чтобы их не увидели нарушители границы.

5 Кольчуга надежно защищает современных воинов от вражеских снарядов.

6 Чтобы иметь много снарядов, военные сажают гранатовые деревья, на которых вырастают боевые гранаты.

7 На войне горячую пищу солдатам подвозит полевая кухня, которой командует кок.

8 Илья Муромец поглядел в бинокль, увидел врага и метко выстрелил из ружья.

Конкурс «Съедобное- несъедобное»

(Карточки с рифмованными парами слов. Одно из слов – военной тематики.)

Варианты словесных пар.

Конфета- ракета

Солдат- шоколад

Боец- огурец

Морковка- винтовка

Мед- самолет

Погоны- макароны

Автомат- виноград

Пироги- сапоги

Пушка- ватрушка

Зефир- командир

Бутерброд- пулемет

Мина- малина.

Инсценировка русской народной сказки «Каша из топора»

Действующие лица

- Рассказчик- ребенок

Солдат- взрослый, исполняющий роль солдата в основном сценарии.

Хозяйка- девочка, а также другие участники и гости праздника.

Что надо для инсценировки

Костюм хозяйки: длинная юбка. Длинная кофта. Платок

Ширма с надписью «Изба»

Топор из картона

Котелок

Пластмассовое ведерко с водой

Фонограмма с записью маршевой музыки

Рассказчик: Случилось солдату идти через деревню. Зашел он в одну избу, постучался (солдат стучит в дверь), поздоровался и говорит хозяйке…

Солдат: Хозяюшка, дай-ка мне чего-нибудь поесть!

Рассказчик: У хозяйки было много всякой еды, но она говорит..

Хозяйка: Нет у меня ничего! Сама еще ничего не ела сегодня!

Солдат: Свари кашу

Хозяйка: Не из чего, милый!

Солдат : Если так,то давай мне топор, я из топора сварю!

Рассказчик: Удивилась хозяйка.

Хозяйка: Что это за чудо. Дай посмотрю, как солдат из топора кашу варить будет.

Рассказчик: Принесла ему топор.

(Хозяйка приносит топор и передает его солдату)

Рассказчик: Солдат взял топор, положил его в горшок, налил воды (солдат выполняет действия) и давай варить.

Варил, варил, потом попробовал и говорит…

Солдат: Вкусная каша получается! Вот только бы крупы немного положить!

Рассказчик : Принесла ему хозяйка крупы. Положил солдат крупу. Опять варил, варил (солдат помешивает ложкой в котелке), попробывал и говорит:

Солдат: Совсем уж готова, только бы немного масла и соли добавить!

(Хозяйка передает продукты)

Рассказчик: Сварил солдат кашу и зовет хозяйку.

Солдат: Ну, хозяйка, давай теперь хлеб да бери ложку: будем кашу есть!

Рассказчик: А солдат ест да посмеивается.

Ведущая: Иван Кузьмич, а в каких войсках вы служили, какая у вас военная специальность

Солдат: Артиллерист я. Пушка – вот моя боевая подружка.

Ведущая: А трудно это, артиллеристом быть.

Солдат: На войне все нелегко. Хотя, чтобы с пушкой управляться, особые способности нужны и меткий глаз, и сила, и сноровка. Да я сейчас для ребятишек особый урок проведу. Хорошие пушкари всегда и везде нужны, глядишь, моя наука и пригодится!

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

«Наша армия родная».

Цели:

углублять знания о армии; дать элементарные представления о родах войск; рассказать о подвигах защитников Отечества во время Великой Отечественной войны; способствовать эмоциональному восприятию содержания рассказа, придумывать продолжение и окончание рассказа; закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров.

Планируемые результаты:

имеет представление о государственных праздниках, о российской армии, о профессиях; выразительно исполняет песню вместе с педагогом, ритмично двигается под песню в соответствии с музыкальным образом; самостоятельно придумывает движения в соответствии с замыслом; сотрудничает со сверстниками.

1. Вводное слово воспитателя.

Звучит «песня о Советской армии»

Ребята, послушайте песню и ответьте, кому посвящена эта песня? (армии). Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить и узнать много интересного об армии.

2. Беседа на тему «Наша армия родная»

Как называется праздник, который отмечает наша страна 23 февраля? (День защитника Отечества) .

Как понять слово Отечество? Есть ли близкое по значению слово к слову «Отечество»? (Родина) .

А что такое Родина? (Родина –это страна, в которой мы живем). А в какой стране мы живем? (В России)) . А в каком крае мы живем? (В Донецком крае) .

Стихи о Донецком крае….

Ребята, вы любите свою Родину?

Скажите, что значит «любить свою Родину»? (Не совершать плохих поступков, защищать, охранять свою страну, служить в армии, уважать старших)

Ребята, а кто защищает нашу Родину на суше? Какие войска? (Сухопутные войска) .

Кто защищает нашу Родину на море? (Морской флот).

Кто защищает нашу Родину в воздухе? (Военно-воздушный флот)

Какие войска охраняют нашу Родину? (Нашу Родину на суше охраняют сухопутные войска, на море – военно-морской флот, в воздухе – военно-воздушный флот) .

Какие бывают военные профессии?

Кто служит в ракетных войсках? (Ракетчики).

Кто служит в сухопутных войсках? (Пехотинцы).

Кто охраняет границы нашей Родины на земле? (Пограничники) .

Кто служит в танковых войсках? (Танкисты) .

Кто охраняет морские границы? (Моряки)

Кто поднимает в воздух самолеты? (Летчики)

Кто служит в воздушно-десантных войсках? (Десантники) .

3. Составление описательного рассказа по картинкам.

Перед вами на доске изображены военные различных профессий. Расскажите, какую профессию выполняет каждый военный.

Например, На этой картинке моряк. Он носит форму синего цвета. Головной убор называется бескозырка. Днем и ночью моряки охраняют границы океанов. Моряк служит в военно-морском флоте.

4. Физкультминутка «Летчики-пилоты»

(Упражнение на координацию речи и движения)

Ребята, хотите стать военными летчиками?

Ну-ка, летчики-пилоты,

Приготовились к полету.

К самолету подошли

И по трапу вверх взошли.

Начинается полет,

Загудел наш самолет.

Вверх поднялся, полетел.

Летчик вправо посмотрел,

Летчик влево посмотрел.

Быстро полетел вперед

Наш почтовый самолет.

5. Игра с мячом «Назови профессию»

Танк – танкист

Корабль – моряк

Подводная лодка – подводник

Граница – пограничник

Ракета – ракетчик

Ружье – пехотинец

Парашют – десантник

Самолет – летчик

Молодцы, ребята, много знаете военных профессиях. Мы говорили о военно-воздушном флоте, о летчиках, которые летают на самолетах. А как вы думаете, на каком транспорте летают военные летчики? (Вертолет)

6. Конструирование «Вертолет из ракушек»

Сегодня мы с вами сделаем вертолеты из природного материала

Рассмотрите изображение вертолета. Какой нужен материал, чтобы смастерить вертолет?

Подберите нужный материал для поделки.

Этапы изготовления вертолета.

1. Кабину вертолета мастерим из двух больших ракушек, склеенных между собой. Внизу кабины приклеивают колеса на подставках, для этого используют ракушки или пуговицы. Кабину приклеивают к большой деревянной подставке.

2. Для хвостовой части вертолета берут две ракушки и склеивают между собой. К верхней части хвоста прикрепляют накрест семена. Хвостовую часть прикрепляют к верху кабины вертолета, чтобы она хорошо держалась, сооружают подставку из палочки или ракушки.

3. Вверху кабины приклеивают мотор из двух ракушек среднего размера. К ним прикрепляют винт подъема – две трубочки, сложенные накрест и скрепленные еще одной маленькой ракушкой или пуговицей.

Итог занятия.

Дети сидят с готовыми работами.

Молодцы, какие красивые вертолеты получились. А кто помнит, к какому роду войск относится эта техника (вертолеты? (Военно-воздушный флот) .

А о каких военных профессиях мы с вами говорили? (Пограничник, танкист, моряк, летчик, подводник, десантник) .

Несите вертолеты на выставку и мы покажем и расскажем малышам о технике военно-воздушного флота.

« Богатыри земли русской. Былины»

Цель:

Дать представление о сиюминутности восприятия изобразительного искусства и временном характере развития произведений литературы и музыки.

Задачи:

1. Познакомить детей с жанром былины. Показать возможность отображения былинного эпоса в различных видах искусства: живописи, литературе, музыке.

2. Учить детей быстро реагировать на увиденное произведение живописи, воспринимать его статичность.

3. По вопросам педагога составлять рассказ об увиденном. Давать словесную характеристику каждому богатырю.

4. Пробудить у детей интерес к родному фольклору.

Материалы:

Кукла Кисточка, рисунки-иллюстрации с изображением богатырей разных времен, гуслей; былина о Добрыне «То не белая береза к земле клонется...», фрагменты былин об Илье Муромце (или Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче), музыка в записи: М.П.Мусоргский «Богатырские ворота», Александр_Семнов._Что_не_белая_березабылина_о_богатыре_Добрыне_Никитиче, обработка_А.В. Свешникова, презентация, компьютер.

Ход занятия:

Дети входят в группу. Их встречает кукла Кисточка. Кругом расставлены рисунки и поделки, изображающие богатырей.

Воспитатель: Ребята, мне кажется, мы попали с вами в какой-то волшебный зал музея Кисточки!

Кисточка: Совершенно верно. Это «Зал волшебных превращений».

Воспитатель: Так вот почему у вас так много богатырей!

Вопросы для общения:

Кто такой богатырь? (Защитник, который совершает подвиги.)

Какой он? (Сильный, храбрый, смелый, могучий.)

Что он делает? (Защищает свою землю, народ, борется с врагами.)

Вы видели настоящих богатырей? Где? (На картине, в книгах, в мультфильмах.)

На экране картина В. Васнецова «Три богатыря»

Вопросы для общения:

Кто изображен на картине В.Васнецова «Три богатыря»?

Что делают богатыри в чистом поле?

Воспитатель: Осматривают землю русскую. Стоят на страже родной земли в дозоре, значит, на посту. Оберегают Русь от врагов.

Какие это люди? Могучие, сильные или слабые, неуверенные

Это три великих русских богатыря: Илья Муромец - сильный, Добрыня Никитич - добрый, справедливый и Алеша Попович - красавец-силач. Все они разные, но все трое помогают и служат своей земле, своему народу, совершают подвиги.

Какие кони у богатырей? Расскажи о них.

А кони богатырские все разные. У Ильи Муромца, могучего казака, конь не тот, что у горделивого Добрыни Никитича, а и Добрынин конь не под стать не под масть откормленному коню Алеши Поповича (из былины), то есть у Ильи - самого могучего - конь богатырский, могучий, у Добрыни конь тоже богатырский, но другой масти (другого цвета) и не такой тяжеловесный, у Алеши Поповича хороший красивый конь, но другого цвета и другой породы (дети повторяют имена богатырей еще раз).

Опиши лицо Ильи Муромца. Какое оно? Что оно выражает?

Какое лицо у Добрыни Никитича? Опиши его.

Какое лицо у Алеши Поповича? Опиши его.

Как ты думаешь, эти богатыри жили на самом деле? Почему? (Варианты ответов.)

Воспитатель: Мы можем узнать о богатырях из былин (дети повторяют новое слово). Былина - сказание, которое напоминает быль, то есть правду. Былины сочиняли музыканты-сказители, гусляры. Обычно гусляры рассказывали былину народу и подыгрывали себе на гуслях, старинном русском инструменте (показывает картинку, презентация, видеосюжет), но иногда былины пели. В былинах воспевались подвиги русских богатырей, которые защищали родную землю, охраняли ее и освобождали от незваных врагов.

фрагмент былины о Добрыне Никитиче (мужской хор) «Что не белая береза...».

Воспитатель: В этой былине идет речь о том, как родимая матушка благословляет, то есть разрешает богатырю Добрыне ехать во вражеский лагерь на бой.

Вопросы для общения:

Мелодия распева былины медленная или быстрая?

Похож распев былины на песню? На какую? (Плясовую, хороводную, колыбельную.)

А сейчас послушаем небольшой фрагмент былины об Илье Муромце (в тексте выделены ключевые эпизоды для понимания развития сюжета былины):

Из города из Мурома,

Из села да Карачарова

Выезжал удалой дородный добрый молодец - Илья Муромец.

Подъехал он к городу Чернигову,

А там черной вражеской силушки

Полным-полно!

1 Никто тут теперь не прохаживает,

Никто не проезживает: не птица, ни зверь, ни добрый человек.

Подъехал Илья Муромец к этой силе великой,

Победил ее, конем потоптал всех врагов.

Выходили к нему, отворяли ворота

Жители Чернигова, говорили ему таковы слова:

«Ты не ездий, добрый богатырь, в Киев-град

По прямой дорожке, заросла она травой-муравой.

У той дорожки, у березы, что у речки Смородины

Сидит Соловей-разбойник на сыром дубу.

А и свистит Соловей, да по-соловьиному!

А кричит он, злодей, по-звериному!

2 И от этого свиста страшного

Все травы заплетаются, а цветочки осыпаются,

Темные леса к земле приклоняются,

А что люди, - то все мертвые падают».

Не испугался Илья Муромец слов таких.

Поехал он по прямой дорожке

Прямо к речке Смородине, прямо к Соловью-разбойнику.

Засвистел Соловей, что есть силушки, по-соловьиному.

Закричал он злодей-разбойник по-звериному

И все травы вмиг полегли, цветы осыпались

И деревья к земле пригнулись,

А конь его богатырский стал спотыкаться,

Соловья-разбойника бояться.

Взял Илья Муромец свой тугой лук,

Натянул свою стрелу каленую

И стрельнул в того Соловья-разбойника.

3 Да выбил ему правый глаз,

Снял его с дерева высокого,

Привязал к коню своему верному

И повез во великий Киев-град.

Задача - пробудить у детей интерес к звучанию былины, умение вслушиваться в архаичный текст и находить в нем основу для понимания. Выделенные в тексте три ключевых эпизода повторяются еще раз.

Вопросы для общения:

Какой подвиг совершил Илья Муромец под Черниговом? (Победил «вражью силу».)

Как природа реагирует на свист Соловья-разбойника? (Травы полегли, цветы осыпались, деревья к земле пригнулись.)

Что сделал Илья Муромец с Соловьем-разбойником? (Выбил глаз из лука.)

Опишите Соловья-разбойника. Какой он: маленький или большой, озорной или жестокий? Почему? (Ответы детей.)

Кисточка: Много подвигов совершали русские богатыри. Сражались с вражескими полчищами. Эти подвиги помогали им защищать и спасать русский народ.

Дети выполняют пальчиковую игру « Три богатыря»:

Указательный средний и безымянный пальцы вытянуты вверх и прижаты друг к другу. Большой палец прижимает мизинец к ладони.

Удерживать пальцы в таком положении до счета 5-10. Выполнять сначала каждой рукой по очереди, затем – двумя руками одновременно.

На поляне у ручья

Три стоят богатыря.

Детям предлагается послушать симфоническую пьесу-картину «Богатырские ворота» М.П.Мусоргского и определить, подходит ли эта музыка для передачи характера могучего богатыря.

Вопросы для общения:

Характер музыки торжественный, величавый или суетливый?

Удобно могучему богатырю двигаться под такую музыку? Соответствует она его характеру?

Дети выполняют пластически-ритмический этюд «Въезд богатыря в город».

Цель: Учить детей передавать в движениях образ могучего человека. Вслушиваться в музыку, двигаться в ее темпе, характере. Искать образную адекватность музыки, былины, пластического рисунка.

Итог занятия

Ты хотел бы быть богатырем? На кого ты хотел бы быть похожим: на Илью Муромца, Добрыню Никитича или Алешу Поповича?

Какой подвиг ты хотел бы совершить

Рода войск

Цели:

Продолжить знакомство детей с историей и традициями праздника 23 февраля - День Защитника Отечества;

Закрепить знания об армии, о родах войск;

Воспитание уважетельного отношения к защитникам нашей Родины.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто правильно назовёт, что изображено на картинках?

Как вы думаете, почему мы вспомнили эти слова?

2. Введение в тему.

Ребята, мы с вами живем в стране, которая называется Россия. Россия - это наше Отечество. В нашей стране есть армия, как и в других странах. В армии служат солдаты, моряки, летчики, пограничники. Их называют защитниками Отечества. Скоро наступит праздник нашей армии – День защитника Отечества. Он отмечается 23 февраля.

В армии есть различные рода войск - такая армия сильная: она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.

3. Знакомство с родами войск.

Итак, первый род войск, с которым мы сегодня познакомимся, это:

Погранвойска. (Пограничники).

Кто из вас знает, кто такие пограничники?

Пограничники – это солдаты, которые охраняют границу. Они первыми встречают вражеские войска, когда переходят границу. Пограничники, как и все военные, являются защитниками нашего Отечества. В пограничном отряде есть проводник с собакой. Собака помогает пограничникам, идёт по следу.

Военно – морской флот. Морские просторы нашей Родины защищают военные корабли. Там служат моряки, среди них есть и капитаны. Это командиры корабля, они в ответе за весь корабль. Большие надводные корабли оснащены пушками, зенитками, ракетами, бомбами. Они могут защищать нашу Родину на воде.

Военно – воздушные войска.

Кто из вас знает, кто такой десант?

Военно – воздушные силы готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха. Лётчики – члены экипажа самолёта или вертолёта – должны не бояться высоты и уметь в критической ситуации брать ответственность на себя.

Сухопутные войска.

В сухопутных войсках служат пехотинцы, артиллеристы, ракетчики, танкисты. Танки – самоходные машины на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по любой местности. Танки снабжены пушками и пулемётами. Ещё в сухопутных войсках служат связисты, минёры, военные строители.

4. Физкультминутка.

Раз, два, дружно в ногу,

Три, четыре, твёрже шаг.

На парад идут солдаты

И чеканят дружно шаг.

Ребята, но ведь сейчас нет войны, зачем же нужная армия в мирное время?

Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов.

Ребята, а что же делают солдаты в армии в мирное время?

Солдаты тренируются.

Как солдаты тренируются?

Солдаты должны быть сильными, смелыми, крепкими, здоровыми, мужественными.

5. Игра «Один – много».

Танкист – танкисты – много танкистов; лётчик – лётчики – много лётчиков; моряк, солдат, воин, герой, ракета, шашка, пилотка, пехотинец, десантник, пограничник.

Ребята, у вас многих папы служили в армии, они защищали нашу Родину. Когда вы, мальчики, вырастите, то тоже будете служить в армии. Будете хорошими защитниками нашей Родины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, решая одну из главных годовых задач детского сада, я, как специалист – учитель-логопед, тоже вношу свой вклад в формирование у детей нравственно-патриотических качеств личности и на выпуске в школу по результатам диагностик виден положительный результат – у детей расширен кругозор, развита любознательность, сформированы конкретные понятия о доме, семье, городе, малой и большой Родине.

Ведь общеизвестно, что только совместными усилиями можно добиться

хорошего результата в процессе ознакомления детей с ОНР с родным краем, и Родиной. Эта работа, способствовала повышению уровня знаний детей ОНР о нашем городе, улицах, его достопримечательностях, предприятиях на которых работают родители, о жизни коренных жителей, об их обычаях и традициях. Ребята самостоятельно научились рассказывать сказки, знают много загадок, пословиц, примет, с большим удовольствием разучивают стихи о родном крае, играют в народные игры, приобщились к народному творчеству. Улучшились отношения между детьми в игре, в труде. Ребята больше стали заниматься сообща, стали отзывчивее относиться друг к другу, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи. У них появилось стремление порадовать взрослых хорошими поступками. Дети стали с уважением относиться к людям других национальностей, к труду взрослых и их отдыху.
Система правильного нравственного воспитания развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества – патриотизм и национальную гордость, что является главной задачей нашего общества.

ЛИТЕРАТУРА

    Конвенция о правах ребенка Принята Ассамблеей ООН 1989г

    Логинова В.И., Бабаева Т.И. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство». - С.-Петербург: Детство-пресс, 2000.

    Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007.

    Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. / Сост. Т.В.Иванова. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.

    Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Подготовительная группа. / Сост. Т.В.Иванова. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.

    Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина...: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005.

    Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. - М.: УЦ «Перспектива», 2008.

    Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать... - М.: Изд-во «Скрипторий», 2003.

    Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - М.: АРКТИ, 2005.

    Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

    Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа. - М.: «Издательство Скрипторий», 2008.

    Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе: методическое пособие / М.Ю. Новицкая, С.Ю.Афанасьева, Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева. - М.: Дрофа, 2010.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png